Популярность РФПЛ-2013/14 в цифрах. Средняя посещаемость чемпионата россии по футболу 2012 2013


Рейтинг посещаемости матчей ФНЛ - Чемпионат

Матчи РФПЛ хотят посещать 18 млн россиян

По всероссийскому опросу весной этого года 9% или 11 млн российских граждан старше 14 лет желали бы, при наличии такой возможности, посещать матчи первого российского дивизиона. А как дела обстоят на самом деле? Отдельные трансляции на федеральном телеканале, как правило, привлекают менее 0,5 млн зрителей, а непосредственно посещаемость стадионов имеет следующие показатели.

Незаметно первый круг турнира ФНЛ перешёл во второй, но всё же он успел ознаменоваться важным событием. В нём была зафиксирована самая низкая посещаемость в XXI веке. После 17 туров она составила 3750 зрителей в среднем на одной игре.

В частности с 2006 года динамика этого показателя выглядит так.

Средняя посещаемость первого дивизиона чемпионата России по итогам первого круга в 2006-2012 гг.

2006 — 5500 чел. 2007 — 5250 чел. 2008 — 5500 чел. 2009 — 5250 чел. 2010 — 5000 чел. 2011/2012 — 5500 чел. 2012/2013 — 3750 чел.

В первом круге был установлен и ещё один антирекорд. В 16-м туре в среднем на стадионы пришли лишь по 2 тысячи человек, даже без учёта игры «Торпедо» – «Сибирь» (прошла без зрителей). Такого низкого значения наш первый дивизион ещё не знал.

Многие связывают заметное сокращение зрителей на трибунах с уходом лидеров по этому показателю. Так, ФК «Кубань», «Алания» и «Анжи» обосновались в Премьер-Лиге, а клубы из Воронежа и Курска опустились во второй дивизион.

С этим, конечно, не поспоришь. Указанные команды заметно повышали средние показатели, но взглянем и на следующую картину для других завсегдатаев подэлитной лиги.

Так что снижение фактического интереса публики к турниру нельзя списывать лишь на отсутствие в нём «Алании» и других востребованных у себя дома команд. Например, средняя посещаемость стадиона в Астрахани за 10-летие снизилась в 10 раз (25 000 чел. – по итогам 2001 г. и 2500 чел. – осенью 2012 г.).

«Урал»

Всех порадовала заполняемость арены в Екатеринбурге как во время финала Кубка России, так и во время игр молодёжной сборной страны. Сейчас город претендует и на проведение игр нашей национальной команды.

Многолюдно было и на матче 1/16 розыгрыша Кубка страны «Урал» — «Анжи» (26 тыс. чел.). Но на рядовые игры своей команды болельщики предпочитают не ходить. В 2006-2010 гг. средняя итоговая посещаемость находилась на уровне 3 – 4 тыс. чел. Ожидалось, что с вводом реконструированного стадиона она повысится. После первой части ЧР-2011/12 так и произошло, средняя посещаемость составила 5750 зрителей.

Но сейчас, несмотря на то что клуб реально претендует на выход в Премьер-Лигу, она опять снизилась до 4250 зрителей.

«Шинник»

В 2002 году на домашние матчи ярославской команды, выступавшей в элите нашего первенства, в среднем приходили по 16 тысяч зрителей.

В 2007 году («Шинник» был уже в статусе клуба первого дивизиона) этот показатель составил 8 тысяч человек, но и в этом случае он стал лучшим в подэлитной лиге. А после первого круга текущего первенства он имеет скромное значение в 3250 человек.

«Торпедо» М

Этот столичный клуб не отличался вниманием публики и в середине нулевых, выступая в Премьер-Лиге. В 2004-2006 гг. средняя посещаемость его домашних игр балансировала на уровне 5,5 – 6,5 тыс. человек. И это с учётом того, что треть домашних игр были с московскими же командами. А начиная с 2007 года, после понижения в классе, она и вовсе не добиралась до отметки в 3 тыс. зрителей.

Лидеры и аутсайдеры сезона

Самыми посещаемыми командами ФНЛ в первом круге текущего сезона стали следующие.

А хуже всех обстоят дела у московского «Торпедо» (2000 чел.), «Нефтехимика» (1750 чел.), «Петротреста» (1250 чел.) и ФК «Химки» (750 чел.).

ФНЛ vs бундеслига 2

И напоследок сравним в динамике посещаемость российского Первого дивизиона с аналогичной лигой самого посещаемого футбольного первенства – чемпионата Германии. В начале века показатели двух стран были практически идентичными, но дальше они пошли в разных направлениях.

www.championat.com

«Спартак» и пустота. Ужасная посещаемость РФПЛ в таблицах и графиках

Sovsport.ru рассказывает, как обстоят дела с посещаемостью матчей премьер-лиги и приводит неутешительные факты.

Чемпионат вернулся, зритель – нет

В предыдущие годы случалось так, что после продолжительного зимнего антракта истосковавшаяся по футболу публика стекалась на стадионы. Посещаемость чемпионата росла, арены заполнялись больше, чем наполовину. Это было. Но вот вторую весну кряду всплеска интереса к российскому футболу не наблюдается. Хуже того, интерес падает. Средняя аудитория весенних матчей составила всего 9858 зрителей. Только 38 % матчей собрали больше десяти тысяч болельщиков. А стадионы заполнились на 42 %. Для страны, которой через два года принимать чемпионат мира, это полная катастрофа.

Динамика посещаемости в сезоне-2015/16 (по турам)

Динамика посещаемости в сезоне-2015/16 (по турам)

Для футбола всегда непогода

Многие скажут: холодно, черт возьми! У нас вообще низкую явку на стадионы принято объяснять непогодой. Впрочем, те же люди, что сейчас жалуются на холод, летом будут говорить о жаре. Летом-то, можно подумать, показатели зашкаливают. Если бы: 13 тысяч. И смех и грех. Но главное, климатический фактор не объясняет, почему раньше, в советское время, цифры были совсем другого порядка. В 1971-м году было 30 110, сейчас – 11 169. Посещаемость упала почти в три раза. Только ли погода виновата?

Хотя если сравнивать с прошлым сезоном, худшим за последние 19 лет, сейчас планка посещаемости находится выше. Тогда по итогам 21 тура в среднем на матчи приходило по, страшно сказать, по 10 451 зрителю. Последствия карательной политики КДК РФС: переносы, дисквалификации, матчи с закрытыми трибунами. Так что дно мы еще не нащупали. Но если взять период в несколько лет, то вывод напрашивается сам: спрос на футбол стал ниже, чем еще три-четыре года назад. Хотя и новых стадионов больше, и чемпионат мира, подразумевающий ажиотаж, ближе.

Динамика посещаемости за последние годы

Динамика посещаемости за последние годы

«Спартак» и все остальные

Надо сказать, что все было бы еще печальнее, если бы у российского футбола не было «Спартака». И если бы у «Спартака» не было комфортабельной «Открытие Арены». Представьте: в нынешнем сезоне на домашние матчи красно-белых ходит каждый шестой-седьмой болельщик; матчи с участием этой команды становились самыми посещаемыми в 16 турах из 21; красно-белым принадлежат три лучших результата сезона. Если убрать «Спартак», то средний показатель рухнет на отметку 10 108 зрителей – то есть примерно на ту же, что была в прошлом сезоне.

Посещаемость домашних матчей

Посещаемость домашних матчей

Миф о новых стадионах

Уже несколько лет, анализируя посещаемость, нам говорят: друзья, все кардинально изменится, как только на российских просторах вырастут современные стадионы. Этот миф активно продвигают по сей день, как бы не замечая, что арены-то уже сдаются в эксплуатацию. В последние годы у нас появились – загибайте пальцы – реконструированная «Анжи Арена», новая и современная «Ахмат Арена», роскошная и непревзойденная «Казань Арена», долгожданная и бесценная «Открытие Арена». Мало? И уже был уютный, располагающий к просмотру матчей «Локомотив».

Все эти стадионы появились с 2011 года («Ахмат Арена»). Внимание, вопрос: почему же тогда посещаемость трех последних сезонов ниже, чем было в 2005–2010 годах? Или надо подождать еще, когда достроятся другие арены? А может, все-таки не в аренах наших драгоценных дело? А в том, что футбол как спортивный продукт неинтересен широкой аудитории? Вернее, интересен на уровне 11 169 зрителей/матч. И что обещанного бума не произойдет, сколько новых арен ты ни строй. Будет не 11 тысяч, как сейчас, а, скажем, 13. Ну, 15. Кардинально это ничего не изменит. До ведущих европейских лиг все равно будет пропасть.

Средняя заполняемость стадионов

Средняя заполняемость стадионов

Михаил Борзыкин

Источник: "СС"

www.redwhite.ru

Популярность РФПЛ-2013/14 в цифрах - Чемпионат

Сергей Корытов Сергей Корытов

Фото: "Чемпионат.com"

В России футболом "болеют" 7% населения страны

Предлагаем вашему вниманию статистику зрительского интереса к первенству России-2013/14 за 19 туров.

17 декабря 2013, 14:00 Бизнес

Общая внутренняя аудитория российской Премьер-Лиги – число жителей страны, кто периодически следит за ходом национального чемпионата и хотя бы изредка наблюдает его матчи или их обзоры любым из доступных способов (стадионы, спортбары, ТВ, Интернет и т.д.), в нынешнем сезоне составляет 9,5 млн человек.

Из них сегмент «активных болельщиков» (регулярно интересуются ходом турнира и своим клубом) равняется немногим более 4 млн человек. А остальные (более 5 млн чел. – сегмент «умеренных поклонников» РФПЛ) смотрят матчи крайне редко и зачастую довольствуются узнаванием счёта интересующих их игр.

Для сравнения, в Голландии, чьё население на порядок (в 9 раз) меньше чем население РФ, сегмент «активных болельщиков» своего чемпионата соизмерим с российским показателем – более 3,5 млн человек. При этом средняя посещаемость местной элитной лиги в 1,5 раза выше, а стоимость её ТВ-прав в 3 раза выше, чем у РФПЛ.

Такое обстоятельство во многом определяется тем, что популярность внутреннего футбола (концентрация болельщиков среди населения) в Голландии существенно больше, чем в России. Так, общее число поклонников внутреннего футбола относительно населения старше 10 лет в Голландии составляет 35%, в то время как в России аналогичный показатель равен всего 7%.

Популярность футбольных лиг в странах Европы в 2013 г.

Популярность футбольных лиг в странах Европы в 2013 г.

Причём популярность нашего чемпионата имеет тенденцию к уменьшению – размер общей аудитории РФПЛ за последние пять лет сократился на 37%.

Динамика размера общей аудитории РФПЛ в 2009-2013 гг.
Динамика размера общей аудитории РФПЛ в 2009-2013 гг.

Сейчас наиболее полно российская Премьер-Лига представлена на платном канале «Наш футбол», но число его абонентов находится на уровне 5% общей аудитории РФПЛ, в целом охватывая лишь 1% населения РФ.

НА СТАДИОНАХ

В силу известных факторов хотя бы время от времени матчи Премьер-Лиги непосредственно на стадионах смотрит незначительное число поклонников РФПЛ – немногим более 3%.

После 19 туров ЧР-2013/14 средняя посещаемость игр составляет менее 12 тыс. человек. Причём по сравнению с первыми, летними турами она только ухудшалась.

Динамика средней посещаемости РФПЛ-2013/2014 по турам

Динамика средней посещаемости РФПЛ-2013/2014 по турам

По сравнению с четырьмя предыдущими первенствами текущий показатель средней посещаемости выглядит так.

Динамика средней посещаемости РФПЛ в 2009-2013 гг.Динамика средней посещаемости РФПЛ в 2009-2013 гг.

Снижение общего показателя посещаемости объясняется снижением по сравнению с прошлым сезоном посещаемости домашних игр почти у всех клубов. Посещаемость несколько снизилась даже в Санкт-Петербурге – показателя менее 19,5 тыс. чел. там не было уже с 2002 года.

Сейчас отдельные клубы Премьер-Лиги по средней посещаемости домашних игр ранжируются следующим образом.

Средняя посещаемость домашних игр ЧР-2013/2014 (19 туров)

Средняя посещаемость домашних игр ЧР-2013/2014 (19 туров)

Примечание. Данные по «Спартаку» представлены без учёта двух игр без зрителей (с учётом этих матчей значение средней посещаемости составляет 12 250 чел.).

Если рассмотреть посещаемость гостевых игр, то максимальный интерес у местной публики вызывал приезд следующих трёх клубов.

Средняя посещаемость гостевых игр ЧР-2013/2014 (19 туров)

Средняя посещаемость гостевых игр ЧР-2013/2014 (19 туров)

Из 152 игр первой части чемпионата 16 матчей собирали на стадионах не более 5 тысяч зрителей (5 игр на домашних аренах «Динамо», по 4 игры – «Волги» и «Томи», 2 игры – «Рубина» и 1 игра – «Краснодара»).

А 17 матчей посещали более 20 тысяч человек (лидирует «Урал» – 4 такие игры). Наиболее популярные из них представлены в таблице.

Самые посещаемые матчи в 19 турах ЧР-2013/2014

Самые посещаемые матчи в 19 турах ЧР-2013/2014

Для сравнения рекордные показатели нового столетия имеют следующие значения

Самые посещаемые матчи РФПЛ в XXI веке

Самые посещаемые матчи РФПЛ в XXI веке

Продолжение

www.championat.com


Смотрите также