В Европе такого понятия, как взрослый тренер, вообще не существует. Профессия давно углубилась в сферу организации, и там тренеров называют менеджерами. Работа менеджеров отошла от тренировочного процесса: менеджеры управляют группами помощников, которые отвечают за спортивную часть. Развитие качеств спортсменов закладывается на ранних стадиях – вот этим как раз и занимаются детские тренеры. Когда ты работаешь со взрослыми футболистами, ты просто пользуешься результатами труда тех, кто готовил их раньше.
Если ты работаешь со взрослыми, тебе достаточно отыграть 15 лет, пройти курсы и получить лицензию, поработать ассистентом пару сезонов и возглавить команду. У взрослых мужиков организм сформировавшийся, и как-то его испортить или загубить – нереально. В детском футболе такое недопустимо. Дети приходят в футбол очень рано, в 5-6 лет, поэтому педагогические знания тренеров, знания детской психологии и физиологии выходят на первый план. Если у тренера нет практики – он будет не развивать ребенка, а гробить его. Так сейчас и происходит.
В детском футболе у нас нет никаких наработок. Если вы возьмете фигурное катание или художественную гимнастику – у нас в этих видах спорта профессия передается из поколения в поколение. Тренер работает со спортсменом персонально, досконально изучает его организм. В футболе такого никогда не было. Да, есть несколько книжек в спортивных институтах. Но они раскрывают подготовку только с физической стороны – это важно для циклических видов спорта: для бегунов или лыжников. Но как работает детский организм в футболе – никто не изучает.
У детских тренеров есть мотивация прогрессировать, добиться повышения. Но это только вредит. В том-то и дело, что детские тренеры должны удовлетворять амбиции, развивая игроков. Энергия должна быть направлена на создание семейной атмосферы и на общение с детьми. Но когда тебе хочется занять высокое место, твоя работа делает упор на тактику и физическую подготовку. То есть, на основы взрослого футбола. Техникой во взрослом футболе никто не занимается – там сформировавшиеся игроки.
В детский футбол приходят люди без опыта и знаний. Приходят, чтобы добиться результата, а это совсем не то, что нужно. Если во взрослом футболе люди работают на командный результат, то в детском футболе результат должен быть не на первом, а на десятом месте. В Европе уже отказались от турниров для детей маленьких возрастов.
На первом месте должно стоять развитие, которое закладывается в яслях, в детском саду, в семье. Тренер должен анализировать каждую минуту жизни организма ребенка. Потому что это сложнейший механизм, который функционирует по своим законам. Когда ты приходишь из взрослого футбола, то навязываешь детям такие тренировки, которые они не в силах потянуть. Нагрузка не соответствует возможностям, а ведь есть еще коллектив, внутри которого тоже нужно выстроить отношения. И эти отношения, как вы понимаете, более тонкие, в отличие от взрослых.
Идеального детского тренера можно сравнить с потомственным садовником. Старший садовник передает знания сыну, который накапливает опыт и понимает, когда и как лучше поливать яблони. А дети – как маленькие саженцы. Еще садовник должен разбираться в селекции. В детском футболе необходимы тренеры, которые не только тренируют, но и отбирают детей. У нас в этом вообще никто ничего не понимает. Все делается на глазок, без аналитического подхода.
Тренер практически бесплатно работает. Если брать среднестатистическую футбольную школу – тебе дают зарплату 10-15 тысяч за одну команду. Тогда берешь несколько групп. Одну здесь, вторую – в другой школе, набираешь платную группу. Это работа уже не на развитие детей, а на деньги. Сейчас эту нишу занимают люди, которые ищут возможность заработать на малышах. В Европе – в частности, в Испании – пришли к выводу: чтобы работа тренера была продуктивной, он не должен получать за нее денег. Тренеру дают ставку в клубе, днем он работает в офисе и зарабатывает этим. Вечером занимается с группами детей. А на время турниров и чемпионатов его освобождают от основной работы.
Допустим, завтра найдется богатый спонсор, который будет финансировать работу тренеров. Но кому платить? Эти тренеры, которые сейчас работают, сами в футбол не играли и процесс обучения не прошли. Поэтому нужно сначала подготовить специалистов, а потом уже оплачивать их труд.
В «Зените» говорят, что мы же не можем весь питерский футбол поднимать. А кто будет этим заниматься? Кто конкретно? Никто не знает. Академия «Зенита» собирает лучших игроков региона, но в этом нет никакой пользы. Каждый год в академию приходят условные пять игроков. Во-первых, это значит, что пятерых надо выгнать. Это уже изломанные судьбы – я знаю таких ребят. Дома трагедия, они чуть ли не с ума сходят.
Второй момент: эти пять новеньких перестают прогрессировать. Потому что там они были лидерами, на них играли, у них было много мяча, они брали ответственность на себя. А в академии другие лидеры, мяча у новеньких мало, и в итоге ребята садятся на скамейку. Хорошо, если в конечном счете от них избавляются. Но их продолжают держать до конца. Так они благополучно заканчивают карьеру.
Третий момент: командам академии «Зенита» приходится всю жизнь играть с ребятами намного слабее себя. В турнирах нет противоборства, соревнование неестественно. Духа нет. И когда они переходят во взрослый футбол, их характер оказывается не приспособлен к борьбе. Характер не закаляется, потому что тяжелых моментов в жизни не возникало. Особенно это касается игроков обороны и вратарей – они простаивают без работы.
Когда школа искусственно выделяется на фоне других, это плохо. Они имеют преимущество в экипировке, в условиях для тренировок, и это накладывает на детей чувство превосходства над остальными. Совершенно не заслуженное. Они еще ничего не добились, а у них уже и то, и это, и пятое, и десятое. Ребята ходят и поплевывают на всех сверху. Психика развивается неправильно. Разговаривать с такими детьми зачастую невозможно – их накрывает звездная болезнь, и вы видите, что из этого получается. Взрослые команды рассчитывают на приток голодных и полных сил ребят. А приходят самоудовлетворенные игроки, которые думают: «Сейчас со мной контракт подпишут, и ничего уже не надо делать будет. Всего добился».
В Англии схожая проблема. Молодые люди выпускаются из академий, заключают большие контракты и перестают выкладываться. Сбивается мотивация. Поэтому важно определить спортивный характер футболиста на ранней стадии – этим должны заниматься селекционеры. Когда игрок будет обеспечен материально, он должен сохранить спортивный интерес к игре.
В период взросления мальчика с ним происходят невероятные вещи, которые вообще психику ломают. Дети сидят на раскаленных углях и боятся, что не сегодня, так завтра их выгонят. И их чаще всего выгоняют, потому что футболистами становятся единицы.
Поэтому нужно проводить анализ, чтобы понимать, где сейчас находятся дети, которые заканчивали школы. И чем они занимаются. Есть много негативных результатов, связанных с пьянством и наркоманией. Зачастую неоправданная надежда ведет к падению. Стоит только начать. Свое горе надо успокоить, и такое горе чаще всего заливается спиртным. Помните команду Колыванова? Что с ними сейчас стало, где они сейчас? А ведь это же чемпионы Европы, лучшие игроки своего поколения.
В Петербурге ежегодно выпускаются по 20 человек из академии «Зенита», потом еще 20 из СДЮШОР «Зенит». Есть еще и другие школы – за пять лет получается тысяча воспитанников. Нужно подвергать анализу, понимать, на что тратились деньги. Что надо менять. Без осознания того, что происходит, мы будем топтаться на месте.
Дети сидят перед экранами, на улице не гуляют. Физически они потенциально ослаблены – еще и экология ухудшилась. Да, есть открытые площадки, но они себя не оправдали. Потому что на них играют взрослые и никого не пускают. А дети идут домой играть в компьютер. Поэтому нужны крытые залы, чтобы поля не простаивали зимой. В них должны работать специально обученные люди, которые организуют соревнования. Потому что только игры и турниры стимулируют к занятию спортом. Когда за победу что-то дарят – у ребенка праздник в душе.
Главное – атмосфера в спортшколе должна быть приятной. Встает ребенок в 7:30, и его должно тянуть на занятия. У нас есть такие дети, которых тянет в школу утром? А почему не тянет – потому что учителя строгие, программа непонятная, чего-то требуют, закидывают заданиями на дом. В футбольных школах то же самое. Тренировки должны проходить в радость. Для этого должны работать профессионалы – профессионалы не по контрактам, а по ответственности к делу.
В Петербурге много талантливых детей в возрасте 8-11 лет. У них уже есть почерк, они бескорыстны, особенно в таких семьях, где не идет разговор о деньгах. Просто золото! А потом к 15 годам завершается выравнивание, и дети становятся одинаковыми, как оловянные солдатики. Все делают одно и то же, делают это не очень плохо, но и не очень хорошо. Нет работы на индивидуальное развитие, хотя изначально дети приходят очень хорошие.
Из-за родителей вырастает целый ком проблем – отношения тренеров с родителями, родителей с детьми, детей с тренерами. Родители перестают видеть в детях детей, а видят в них средство для заработка на пенсии. И тут отношения начинают искажаться. Если ребенок не прогрессирует, в этом сразу виновен тренер. Неподготовленные тренеры часто начинают допускать ошибки под давлением. Бывают бесцеремонные родители. Приходят после игр и тренировок, начинают права качать. На первый раз даем им предупреждение. На второй выгоняем.
Бывают смышленые 5-летние мальчики. Ножки быстрые, голова светлая, любо-дорого посмотреть. И тут влезает папа, который кричит на него со стороны и не дает ему делать то, что он хочет. Тут же начинает какую-то установку давать, тренер на это все смотрит, его не выгоняет. Тренер, который все это терпит – это уже не тренер. А папа, который что-то говорит, губит своего ребенка. Как вообще можно что-то объяснять о тактике 5-летнему? Папа и себя не способен вспомнить в этом возрасте.
В Дании есть известный клуб «Брондбю», лучшая школа страны. Вот он участвует в турнире. Но родители едут туда отдельно – у них свой автобус. Селятся они тоже не с детьми, а в отдельной гостинице. Потом во время матчей они не имеют права подходить к футболистам – они вообще на другой стороне поля находятся. Если ты хочешь угостить ребенка водой или яблочком, то несешь бутылочку или фрукт не только своему сыну, но и каждому игроку. Запрещено брать с собой дорогие телефоны, дорогую экипировку. Выделяться в материальных возможностях нельзя. Так они берегут детскую психику. Ничто не должно мешать ребенку выйти и играть так, как он считает нужным. Вот он получил мяч, и решение принимает только он, а не папа с мамой.
Если назойливый папа все-таки вмешался в игру – все. Сразу говорят до свидания. У нас ведь сейчас папа может прийти в школу и устроить разнос учительнице. Тем более, в футболе у нас все разбираются.
Испанцы в 80-х годах зашли в тупик. Так же, как и мы сейчас. Гнались за немцами, французами и голландцами и поняли, что догнать их не смогут никогда. Потому что не на тех смотрели. Испанская нация – маленькая, низкорослая. А тогда была тенденция – выше, мощнее, быстрее. В итоге Испания обратила внимание на Южную Америку. Там тоже невысокие ребята играют, а услугами бразильцев, аргентинцев и уругвайцев пользуется весь мир. Они изучили их опыт и разработали программу, свойственную для конкретной нации. И успехи пришли не только в футболе – в теннисе, баскетболе, гандболе. Там, где мяч, там, где нужно быстро соображать и выполнять техническое действие – там у них преимущество. И даже в Англию испанцев стали приглашать, чего раньше никогда не было. Их футбол кардинально изменился – тактически, внутренне и внешне. Сейчас весь мир работает как испанцы. Кроме, наверное, России. Мы как всегда в хвост дышим.
Тренеры в Европе – это одна семья. Они собираются, у них симпозиумы и конференции, информацию друг от друга не скрывают. Европа – это единый организм, игроки шныряют из команды в команду, а значит развиваться должны в единой системе. Переходит игрок из «МЮ» в «Барселону», а принципы игры сохраняются теми же. Не нужно заново объяснять философию – игрок уже подготовлен.
А у нас даже внутри одного города проблемы. Переходит мальчик из одной школы в другую – новый тренер все объясняет по-другому. Тренировки другие, действия другие. И что можно усвоить из этого в 10 лет? Тем более, когда с тобой книжным заученным языком говорят.
Академия «Зенита» посылает на европейские стажировки. В тот же «Аякс» отправляли на пару недель. Ну, посмотрели как дети работают. Привезли конспекты. Но оказалось, что тренировки, которые записали и изучили, нам ничего не дают. Эти тренировки у нас были и 30 лет назад. Мяч был и остается круглым везде. Нам нужно развивать селекцию: смотреть на игровое мышление, быстроту принятия решения. Нужно отбирать склонных к этому детей, со спортивным характером и честолюбием.
Недавно в Питере проходили турниры Гранаткина и Содружества. Так вот, разница в технике и мышлении между ребятами из ЮАР и нашими – огромнейшая! Причем не в нашу пользу. ЮАР, представляете, да? Это же не какая-то супердержава. Все видят, что происходит, но продолжают прятать голову в песок как страусы. До 2018 года, видимо, надо молчать. А после 2018 может кто-нибудь что-то скажет. Например, тот, кто у нас главный в стране. Скажет: «А давайте-ка обратим внимание».
На детей орут 90% тренеров. В том числе и матом. Матерятся в основном на ребят постарше – на маленьких вряд ли. Так, чтобы еще и бить – на моей практике такого не припомню. Разве это вообще может быть нормальным? На западе за такое сразу в суд подадут. Они могут стать взрослыми полноценными людьми только тогда, когда ничего не боятся. Вот это чувство страха преследует наших спортсменов с самых маленьких лет. Посмотрите на тот же «Зенит». В какой бы ситуации Витсель не оказался – он не боится терять мяч. Данни и Халк такие же. Они могут начать обводку в любой ситуации. У них вообще чувства страха нет.
А наш игрок – Шатов или Смольников – самое лучшее, что он сделает, это ударит куда-то в трибуны, лишь бы мяч не потерять. Все это заложено в 6 лет. Если вы на ребенка крикните, даже в 10 лет, то происходит эффект ракушки. Ракушка захлопывается, и у ребенка мини-стресс на оставшуюся жизнь. Он полноценным спортсменом уже не станет. Потому что в голове всегда этот крик. Он не сможет раскрепощенно играть. Этим западные спортсмены и отличаются от наших – они все раскрепощены. Им не надо надрываться, они по природе такие. Они привыкли выражать мысли вслух, привыкли говорить с тренером откровенно, могут обнять тренера и потрепать его за ухо, погладить по шевелюре. Тренер для них такой же человек, как и они. Ты уважаешь человека и его образ мысли, но не боишься высказаться, потому что тебя за это никто не накажет. Из наших только Аршавин всегда выделялся раскованностью.
Сейчас все усугубилось. Потому что весь стадион кричит, и дети теряются. У нас недавно 14-летнего мальчика дисквалифицировали на год. Он просто так взял и ударил лежачего ногой наотмашь после свистка. Повезло, что травму не нанес – у парня было подозрение на перелом позвоночника. Если бы подтвердился – пожизненная дисквалификация. Откуда такая агрессия? Все это идет от окружающей обстановки – от тренеров, партнеров, родителей.
А говорить с тренерами бесполезно. Они считают, что все правильно делают. Потому что они работают на результат. Есть конкретная игра, и нужно давить на ребенка – тогда он сделает, что просят. Сегодня это помогло, но след на будущее останется. А если говорить в глобальном масштабе, то вообще друг на друга не надо орать – ни на детей, ни на взрослых. Это просто показатель уровня воспитания и культуры.
Когда появляются деньги, то появляются проходимцы, грязь и взятки. Все знают, что в известные школы дети попадают за деньги. Заранее понятно, что из этих ребят игроков не получится, но они все равно просматриваются, отбираются, попадают в состав. Потом эти мальчики заканчивают школу и дают еще одну взятку – за контракт с профессиональной командой. Сколько это стоит – не знаю, такое происходит преимущественно в элитных академиях. Потому что в других школах просто не за что давать – уровень представительности другой. Но говорить о взятках как о факте мы не можем – нужны доказательства, а их нет. Есть только разговоры.
Скажу так: мысли поддаться искушению и сыграть договорной матч в детском футболе есть. Потому что команды поставлены в такие условия, что все направлено на результат. Американцы и канадцы взяли и сделали закрытые лиги во всех видах спорта. Все проблемы решились. Когда у тебя нет страха проиграть, то и подход совсем другой. Страх проиграть матч несет за собой цепочку негативных мыслей. Если бы Премьер-лига была закрытой, то у нас бы даже слухов не было про договорняки. Но все это отражает уровень жизни в обществе, в стране.
Источник
football-strategia.ru
Все знают, как сильно полюбилась мальчишкам игра в футбол. Дети и взрослые готовы играть в мяч круглые сутки. Компанейская, азартная, веселая и при этом развивающая стратегическое мышление игра всегда привлекала представителей мужского пола. Поэтому неудивительно, что сегодня существует множество любительских команд на областном и региональном уровнях.
Стоит при этом помнить, что в любом случае за слаженность командной игры в большей степени несет ответственность ее тренер. Он выступает в роли координатора, помощника и товарища для каждого игрока. Тренер несет ответственность за все победы и поражения команды. Поэтому столь важно понимать, каким должен быть тренер по футболу и какой груз ответственности он несет на себе.
Несмотря на то, что профессия футбольного тренера на сегодня не стоит в ТОПовых списках наиболее востребованных и популярных, она по праву считается крайне ответственной и сложной. Существует несколько мифов относительно данной профессии. Рассмотрим основные из них них:
Миф 1. Тренером может стать только бывший футбольный игрок.
Существует предвзятое мнение, что футбольным тренером может быть только бывший футболист. Как и любой другой миф, оно ошибочно. Яркий тому пример — Билл Страт, каменщик и 18 раз побеждавший на чемпионате Шотландии. Он имел определенные успехи в беге на средней дистанции. В остальное время — играл с друзьями в футбол. Это и стало основанием для получения должности тренера команды “Хартс” по физической подготовке, а после — помощника главного тренера команды «Глазго Рейнджерс». После скоропостижной гибели последнего, Страт стал тренером команды, выборов для нее победы в 18 чемпионатах, 10 Кубков Шотландии и 2 Кубка лиги.
Миф 2. Стать тренером может каждый.
Легенда о том, что профессия футбольного тренера простая и легкая – также обманчива, как и первый миф. Занимать столь ответственную должность — это высокий уровень ответственности. Как показывает история на примере сэра Мэтта Басби, одного из лучших тренеров команды «Манчестер Юнайтед», тренерская карьера не всегда пестрит приятными моментами. Как известно, 8 игроков Манчестера погибли в мюнхенской авиакатастрофе. Это нанесло чудовищный удар по Басби. Однако он нашел в себе силы идти дальше и уже в 1968 вновь созданная команда «Манчестер Юнайтед» стала счастливой обладательницей Кубка чемпионов.
Миф 3.Чтобы быть востребованным достаточно одной победы
Важным показателем выступает постоянное повышение тренером своих профессиональных навыков. При этом он постоянно должен думать об общности всей команды, а также о действиях каждого игрока отдельно. Ошибочно полагать, что достижение успеха произойдет и закрепится уже после первой громкой победы. Тренер – это постоянно движение или, скорее, бег вперед и обязательно при этом впереди следующей за ним команды. Поэтому тренерская карьера отнимает столько усилий и времени, а также требует беспрерывной работы над собой, поиском новых идей, целей и способов их достижений.
Естественно, что началом такой карьеры должно быть большое желание и безграничная любовь к футболу. Однако без профильного образования добиться значительных успехов будет довольно сложно, если даже не невозможно.Поэтому, для более удачного старта можно начать играть за школьную сборную. Либо же попробовать себя в роли тренера своей дворовой команды мальчишек. Придя же к пониманию, что данная профессия может стать дальнейшим смыслом жизни, стоит придерживаться следующих шагов:
И, конечно, не стоит забывать о постоянном обзоре и знакомстве с новыми тактиками, просмотре футбольных матчей и анализе увиденных игр. Тренер всегда должен быть в курсе последних новостей мира футбола и тренерства, помнить истории эталонов данного спорта и не пренебрегать малоизвестными достижениями. Ведь каждая победа здесь имеет свое, особое значение, а каждая персона в состоянии изменить историю.
Несмотря на то, что стать тренером довольно непросто, это в большей степени является призванием человека. Истинный футбольный тренер, это человек, который не только должен быть опытным наставником, но и оставаться при этом чутким и лояльным другом, товарищем и иногда даже отцом.
При этом у него обязательно должны присутствовать следующие качества:
Выбирая профессию тренера футбольной команды, человек обязан осознавать тот факт, что в такой способ он заводит себе настоящую семью, за которую именно он в полной мере будет нести ответственность в будущем, и которая всецело будет полагаться на его мастерство. И пусть не существует однозначного ответа на вопрос, каким должен быть тренер по футболу, есть единственно точное понимание, что это должен быть человек ответственный и всецело отдающийся данной работе. Потому что футбольный тренер это больше, чем просто профессии. Футбольный тренер – это работа длиною в жизнь.
fcstuttgart.com
Тренер из питерской футбольной школы рассказал, почему в России все так плохо с подготовкой молодых игроков.
В Европе такого понятия, как взрослый тренер, вообще не существует. Профессия давно углубилась в сферу организации, и там тренеров называют менеджерами. Работа менеджеров отошла от тренировочного процесса: менеджеры управляют группами помощников, которые отвечают за спортивную часть. Развитие качеств спортсменов закладывается на ранних стадиях – вот этим как раз и занимаются детские тренеры. Когда ты работаешь со взрослыми футболистами, ты просто пользуешься результатами труда тех, кто готовил их раньше. Если ты работаешь со взрослыми, тебе достаточно отыграть 15 лет, пройти курсы и получить лицензию, поработать ассистентом пару сезонов и возглавить команду. У взрослых мужиков организм сформировавшийся, и как-то его испортить или загубить – нереально. В детском футболе такое недопустимо. Дети приходят в футбол очень рано, в 5-6 лет, поэтому педагогические знания тренеров, знания детской психологии и физиологии выходят на первый план. Если у тренера нет практики – он будет не развивать ребенка, а гробить его. Так сейчас и происходит.
В детском футболе у нас нет никаких наработок. Если вы возьмете фигурное катание или художественную гимнастику – у нас в этих видах спорта профессия передается из поколения в поколение. Тренер работает со спортсменом персонально, досконально изучает его организм. В футболе такого никогда не было. Да, есть несколько книжек в спортивных институтах. Но они раскрывают подготовку только с физической стороны – это важно для циклических видов спорта: для бегунов или лыжников. Но как работает детский организм в футболе – никто не изучает. Цель У детских тренеров есть мотивация прогрессировать, добиться повышения. Но это только вредит. В том-то и дело, что детские тренеры должны удовлетворять амбиции, развивая игроков. Энергия должна быть направлена на создание семейной атмосферы и на общение с детьми. Но когда тебе хочется занять высокое место, твоя работа делает упор на тактику и физическую подготовку. То есть, на основы взрослого футбола. Техникой во взрослом футболе никто не занимается – там сформировавшиеся игроки.
В детский футбол приходят люди без опыта и знаний. Приходят, чтобы добиться результата, а это совсем не то, что нужно. Если во взрослом футболе люди работают на командный результат, то в детском футболе результат должен быть не на первом, а на десятом месте. В Европе уже отказались от турниров для детей маленьких возрастов. На первом месте должно стоять развитие, которое закладывается в яслях, в детском саду, в семье. Тренер должен анализировать каждую минуту жизни организма ребенка. Потому что это сложнейший механизм, который функционирует по своим законам. Когда ты приходишь из взрослого футбола, то навязываешь детям такие тренировки, которые они не в силах потянуть. Нагрузка не соответствует возможностям, а ведь есть еще коллектив, внутри которого тоже нужно выстроить отношения. И эти отношения, как вы понимаете, более тонкие, в отличие от взрослых. Идеального детского тренера можно сравнить с потомственным садовником. Старший садовник передает знания сыну, который накапливает опыт и понимает, когда и как лучше поливать яблони. А дети – как маленькие саженцы. Еще садовник должен разбираться в селекции. В детском футболе необходимы тренеры, которые не только тренируют, но и отбирают детей. У нас в этом вообще никто ничего не понимает. Все делается на глазок, без аналитического подхода. Деньги Тренер практически бесплатно работает. Если брать среднестатистическую футбольную школу – тебе дают зарплату 10-15 тысяч за одну команду. Тогда берешь несколько групп. Одну здесь, вторую – в другой школе, набираешь платную группу. Это работа уже не на развитие детей, а на деньги. Сейчас эту нишу занимают люди, которые ищут возможность заработать на малышах. В Европе – в частности, в Испании – пришли к выводу: чтобы работа тренера была продуктивной, он не должен получать за нее денег. Тренеру дают ставку в клубе, днем он работает в офисе и зарабатывает этим. Вечером занимается с группами детей. А на время турниров и чемпионатов его освобождают от основной работы. Допустим, завтра найдется богатый спонсор, который будет финансировать работу тренеров. Но кому платить? Эти тренеры, которые сейчас работают, сами в футбол не играли и процесс обучения не прошли. Поэтому нужно сначала подготовить специалистов, а потом уже оплачивать их труд. Александр Низелик стал тренером академии «Зенита» Монополия «Зенита» В «Зените» говорят, что мы же не можем весь питерский футбол поднимать. А кто будет этим заниматься? Кто конкретно? Никто не знает. Академия «Зенита» собирает лучших игроков региона, но в этом нет никакой пользы. Каждый год в академию приходят условные пять игроков. Во-первых, это значит, что пятерых надо выгнать. Это уже изломанные судьбы – я знаю таких ребят. Дома трагедия, они чуть ли не с ума сходят.
Второй момент: эти пять новеньких перестают прогрессировать. Потому что там они были лидерами, на них играли, у них было много мяча, они брали ответственность на себя. А в академии другие лидеры, мяча у новеньких мало, и в итоге ребята садятся на скамейку. Хорошо, если в конечном счете от них избавляются. Но их продолжают держать до конца. Так они благополучно заканчивают карьеру. Третий момент: командам академии «Зенита» приходится всю жизнь играть с ребятами намного слабее себя. В турнирах нет противоборства, соревнование неестественно. Духа нет. И когда они переходят во взрослый футбол, их характер оказывается не приспособлен к борьбе. Характер не закаляется, потому что тяжелых моментов в жизни не возникало. Особенно это касается игроков обороны и вратарей – они простаивают без работы. Когда школа искусственно выделяется на фоне других, это плохо. Они имеют преимущество в экипировке, в условиях для тренировок, и это накладывает на детей чувство превосходства над остальными. Совершенно не заслуженное. Они еще ничего не добились, а у них уже и то, и это, и пятое, и десятое. Ребята ходят и поплевывают на всех сверху. Психика развивается неправильно. Разговаривать с такими детьми зачастую невозможно – их накрывает звездная болезнь, и вы видите, что из этого получается. Взрослые команды рассчитывают на приток голодных и полных сил ребят. А приходят самоудовлетворенные игроки, которые думают: «Сейчас со мной контракт подпишут, и ничего уже не надо делать будет. Всего добился».
В Англии схожая проблема. Молодые люди выпускаются из академий, заключают большие контракты и перестают выкладываться. Сбивается мотивация. Поэтому важно определить спортивный характер футболиста на ранней стадии – этим должны заниматься селекционеры. Когда игрок будет обеспечен материально, он должен сохранить спортивный интерес к игре. Взросление В период взросления мальчика с ним происходят невероятные вещи, которые вообще психику ломают. Дети сидят на раскаленных углях и боятся, что не сегодня, так завтра их выгонят. И их чаще всего выгоняют, потому что футболистами становятся единицы. Поэтому нужно проводить анализ, чтобы понимать, где сейчас находятся дети, которые заканчивали школы. И чем они занимаются. Есть много негативных результатов, связанных с пьянством и наркоманией. Зачастую неоправданная надежда ведет к падению. Стоит только начать. Свое горе надо успокоить, и такое горе чаще всего заливается спиртным. Помните команду Колыванова? Что с ними сейчас стало, где они сейчас? А ведь это же чемпионы Европы, лучшие игроки своего поколения. В Петербурге ежегодно выпускаются по 20 человек из академии «Зенита», потом еще 20 из СДЮШОР «Зенит». Есть еще и другие школы – за пять лет получается тысяча воспитанников. Нужно подвергать анализу, понимать, на что тратились деньги. Что надо менять. Без осознания того, что происходит, мы будем топтаться на месте. Дети сидят перед экранами, на улице не гуляют. Физически они потенциально ослаблены – еще и экология ухудшилась. Да, есть открытые площадки, но они себя не оправдали. Потому что на них играют взрослые и никого не пускают. А дети идут домой играть в компьютер. Поэтому нужны крытые залы, чтобы поля не простаивали зимой. В них должны работать специально обученные люди, которые организуют соревнования. Потому что только игры и турниры стимулируют к занятию спортом. Когда за победу что-то дарят – у ребенка праздник в душе. Главное – атмосфера в спортшколе должна быть приятной. Встает ребенок в 7:30, и его должно тянуть на занятия. У нас есть такие дети, которых тянет в школу утром? А почему не тянет – потому что учителя строгие, программа непонятная, чего-то требуют, закидывают заданиями на дом. В футбольных школах то же самое. Тренировки должны проходить в радость. Для этого должны работать профессионалы – профессионалы не по контрактам, а по ответственности к делу.
В Петербурге много талантливых детей в возрасте 8-11 лет. У них уже есть почерк, они бескорыстны, особенно в таких семьях, где не идет разговор о деньгах. Просто золото! А потом к 15 годам завершается выравнивание, и дети становятся одинаковыми, как оловянные солдатики. Все делают одно и то же, делают это не очень плохо, но и не очень хорошо. Нет работы на индивидуальное развитие, хотя изначально дети приходят очень хорошие. Родители Из-за родителей вырастает целый ком проблем – отношения тренеров с родителями, родителей с детьми, детей с тренерами. Родители перестают видеть в детях детей, а видят в них средство для заработка на пенсии. И тут отношения начинают искажаться. Если ребенок не прогрессирует, в этом сразу виновен тренер. Неподготовленные тренеры часто начинают допускать ошибки под давлением. Бывают бесцеремонные родители. Приходят после игр и тренировок, начинают права качать. На первый раз даем им предупреждение. На второй выгоняем. Бывают смышленые 5-летние мальчики. Ножки быстрые, голова светлая, любо-дорого посмотреть. И тут влезает папа, который кричит на него со стороны и не дает ему делать то, что он хочет. Тут же начинает какую-то установку давать, тренер на это все смотрит, его не выгоняет. Тренер, который все это терпит – это уже не тренер. А папа, который что-то говорит, губит своего ребенка. Как вообще можно что-то объяснять о тактике 5-летнему? Папа и себя не способен вспомнить в этом возрасте.
В Дании есть известный клуб «Брондбю», лучшая школа страны. Вот он участвует в турнире. Но родители едут туда отдельно – у них свой автобус. Селятся они тоже не с детьми, а в отдельной гостинице. Потом во время матчей они не имеют права подходить к футболистам – они вообще на другой стороне поля находятся. Если ты хочешь угостить ребенка водой или яблочком, то несешь бутылочку или фрукт не только своему сыну, но и каждому игроку. Запрещено брать с собой дорогие телефоны, дорогую экипировку. Выделяться в материальных возможностях нельзя. Так они берегут детскую психику. Ничто не должно мешать ребенку выйти и играть так, как он считает нужным. Вот он получил мяч, и решение принимает только он, а не папа с мамой. Если назойливый папа все-таки вмешался в игру – все. Сразу говорят до свидания. У нас ведь сейчас папа может прийти в школу и устроить разнос учительнице. Тем более, в футболе у нас все разбираются. Зарубежный опыт Испанцы в 80-х годах зашли в тупик. Так же, как и мы сейчас. Гнались за немцами, французами и голландцами и поняли, что догнать их не смогут никогда. Потому что не на тех смотрели. Испанская нация – маленькая, низкорослая. А тогда была тенденция – выше, мощнее, быстрее. В итоге Испания обратила внимание на Южную Америку. Там тоже невысокие ребята играют, а услугами бразильцев, аргентинцев и уругвайцев пользуется весь мир. Они изучили их опыт и разработали программу, свойственную для конкретной нации. И успехи пришли не только в футболе – в теннисе, баскетболе, гандболе. Там, где мяч, там, где нужно быстро соображать и выполнять техническое действие – там у них преимущество. И даже в Англию испанцев стали приглашать, чего раньше никогда не было. Их футбол кардинально изменился – тактически, внутренне и внешне. Сейчас весь мир работает как испанцы. Кроме, наверное, России. Мы как всегда в хвост дышим.
Тренеры в Европе – это одна семья. Они собираются, у них симпозиумы и конференции, информацию друг от друга не скрывают. Европа – это единый организм, игроки шныряют из команды в команду, а значит развиваться должны в единой системе. Переходит игрок из «МЮ» в «Барселону», а принципы игры сохраняются теми же. Не нужно заново объяснять философию – игрок уже подготовлен. А у нас даже внутри одного города проблемы. Переходит мальчик из одной школы в другую – новый тренер все объясняет по-другому. Тренировки другие, действия другие. И что можно усвоить из этого в 10 лет? Тем более, когда с тобой книжным заученным языком говорят. Академия «Зенита» посылает на европейские стажировки. В тот же «Аякс» отправляли на пару недель. Ну, посмотрели как дети работают. Привезли конспекты. Но оказалось, что тренировки, которые записали и изучили, нам ничего не дают. Эти тренировки у нас были и 30 лет назад. Мяч был и остается круглым везде. Нам нужно развивать селекцию: смотреть на игровое мышление, быстроту принятия решения. Нужно отбирать склонных к этому детей, со спортивным характером и честолюбием. Недавно в Питере проходили турниры Гранаткина и Содружества. Так вот, разница в технике и мышлении между ребятами из ЮАР и нашими – огромнейшая! Причем не в нашу пользу. ЮАР, представляете, да? Это же не какая-то супердержава. Все видят, что происходит, но продолжают прятать голову в песок как страусы. До 2018 года, видимо, надо молчать. А после 2018 может кто-нибудь что-то скажет. Например, тот, кто у нас главный в стране. Скажет: «А давайте-ка обратим внимание». Воспитание На детей орут 90% тренеров. В том числе и матом. Матерятся в основном на ребят постарше – на маленьких вряд ли. Так, чтобы еще и бить – на моей практике такого не припомню. Разве это вообще может быть нормальным? На западе за такое сразу в суд подадут. Они могут стать взрослыми полноценными людьми только тогда, когда ничего не боятся. Вот это чувство страха преследует наших спортсменов с самых маленьких лет. Посмотрите на тот же «Зенит». В какой бы ситуации Витсель не оказался – он не боится терять мяч. Данни и Халк такие же. Они могут начать обводку в любой ситуации. У них вообще чувства страха нет. Ребенок, которого ударил тренер: «Я так упал, потому что подпрыгнул» А наш игрок – Шатов или Смольников – самое лучшее, что он сделает, это ударит куда-то в трибуны, лишь бы мяч не потерять. Все это заложено в 6 лет. Если вы на ребенка крикните, даже в 10 лет, то происходит эффект ракушки. Ракушка захлопывается, и у ребенка мини-стресс на оставшуюся жизнь. Он полноценным спортсменом уже не станет. Потому что в голове всегда этот крик. Он не сможет раскрепощенно играть. Этим западные спортсмены и отличаются от наших – они все раскрепощены. Им не надо надрываться, они по природе такие. Они привыкли выражать мысли вслух, привыкли говорить с тренером откровенно, могут обнять тренера и потрепать его за ухо, погладить по шевелюре. Тренер для них такой же человек, как и они. Ты уважаешь человека и его образ мысли, но не боишься высказаться, потому что тебя за это никто не накажет. Из наших только Аршавин всегда выделялся раскованностью. Сейчас все усугубилось. Потому что весь стадион кричит, и дети теряются. У нас недавно 14-летнего мальчика дисквалифицировали на год. Он просто так взял и ударил лежачего ногой наотмашь после свистка. Повезло, что травму не нанес – у парня было подозрение на перелом позвоночника. Если бы подтвердился – пожизненная дисквалификация. Откуда такая агрессия? Все это идет от окружающей обстановки – от тренеров, партнеров, родителей.
А говорить с тренерами бесполезно. Они считают, что все правильно делают. Потому что они работают на результат. Есть конкретная игра, и нужно давить на ребенка – тогда он сделает, что просят. Сегодня это помогло, но след на будущее останется. А если говорить в глобальном масштабе, то вообще друг на друга не надо орать – ни на детей, ни на взрослых. Это просто показатель уровня воспитания и культуры. Коррупция Когда появляются деньги, то появляются проходимцы, грязь и взятки. Все знают, что в известные школы дети попадают за деньги. Заранее понятно, что из этих ребят игроков не получится, но они все равно просматриваются, отбираются, попадают в состав. Потом эти мальчики заканчивают школу и дают еще одну взятку – за контракт с профессиональной командой. Сколько это стоит – не знаю, такое происходит преимущественно в элитных академиях. Потому что в других школах просто не за что давать – уровень представительности другой. Но говорить о взятках как о факте мы не можем – нужны доказательства, а их нет. Есть только разговоры. Скажу так: мысли поддаться искушению и сыграть договорной матч в детском футболе есть. Потому что команды поставлены в такие условия, что все направлено на результат. Американцы и канадцы взяли и сделали закрытые лиги во всех видах спорта. Все проблемы решились. Когда у тебя нет страха проиграть, то и подход совсем другой. Страх проиграть матч несет за собой цепочку негативных мыслей. Если бы Премьер-лига была закрытой, то у нас бы даже слухов не было про договорняки. Но все это отражает уровень жизни в обществе, в стране.
Eurosport.ru
www.dokaball.com
Желание родителей развивать своего ребенка с юного возраста вполне понятно и оправдано. Ведь на сегодняшний день существует множество исследований, доказывающих реальную пользу от такого рода занятий и подготовок. В последнее время в перечень данных секций активнее стал входить детский футбол. При этом имеется в виду футбольные секции для детей даже дошкольного возраста.
Предпосылок данной тенденции довольно может быть довольно много. Сюда относят желание родителей реализовывать через ребенка свои несостоявшиеся планы. Это может быть способ развить физическую активность малыша, повысить его спортивные показатели. Также секция по футболу может стать элементарным способ занять ребенка во время работы родителей. Еще одним вариантом выступает предварительная подготовка перед вступлением малыша в специализированную спортивную школу с футбольным уклоном.
В любом случае, как и другие спортивные и развивающие секции, футбол является неоднозначным способ развивать навыки малыша и сегодня поддается двойному трактованию относительно наносимой пользы и вреда со стороны специалистов.
Если среди детей школьного возраста посещения футбольных секций распространено довольно широко и давно, то среди детей дошкольного возраста данный вопрос вызывает некоторые разногласия и споры. Среди основных таких проблем – это особая специфика воспитания детей возраста до 7 лет, необходимость специализированного подхода и наличия навыков непосредственно у самого тренера.
Обусловленность данной проблемы заключена непосредственно в самом процессе подготовке футбольных тренеров и недостаточной изученности вопроса футбольного воспитания детей дошкольного возраста. К сожалению, отмечена тенденция непонимания самих тренеров о манере поведения, правильном составлении графика и темпа тренировок, их интенсивности, загруженности и манере проведения. С данным аспектом вопроса тренера обычно сталкиваются непосредственно при организации проведения уроков в набранных группах. Это приводит к тому, что вместе с детьми учится и их тренер, нарабатывая опыт непосредственно в период обучения.
Такое положение вещей может привести к тому, что у ребенка могут возникнуть некоторые незначительные физические отклонения, возник негативное отношение к футболу, а также разовьется сложно исправимое предубеждение к данному виду спорта.
Отсюда следует первоочередное и самое важное действие, которое обязательно родители должны совершать – проверять уровень профессиональной подготовки выбранного тренера. Сюда также относится опыт преподавания непосредственно в интересующих родителей возрастных группах, прохождение тренером переподготовки, а также наличие дипломов и сертификатов, подтверждающих его навыки. Иногда можно ограничиться и рекомендательными письмами от лидеров мнений данной отрасли.
Существует несколько стандартных рекомендаций, которые могут помочь родителю выбрать действительно профессионального, ответственного и порядочного тренера для своего ребенка. Если не рассматривать отдельно взятые возрастные категории, о которых уже было оговорено выше, то существует стандартный набор основных действий, которые смогут помочь родителям выбрать наиболее подходящего футбольного тренера для их ребенка.
Не гонитесь за громкими брендами и модными клубами
Довольно часто можно заметить, что приоритетностью выбора тренера у родителей становится не сам даже не сам тренер, а школа или клуб, в котором он преподает. Родители просто слепо следует мнению большинства, доверяя таким образом судьбу малыша слухам и общественному мнению. К сожалению, статусность заведения не всегда показатель качества преподавания в нем. Естественно, что наличие непрофессиональных тренеров не обязательно, однако риск довольно велик. Поэтому лучше убедитесь лично в качестве преподавания в выбранной школе или клубе.
Посетите лично занятия выбранного тренера
Если приоритетное место для занятий футболом для ребенка найдено, необходимо определиться с его тренером. Приоритетный способ для этого – личное знакомство с ним. Вполне логичным будет присутствие родителя на одной из проводимых тренером тренировок.
Здесь крайне важно отметить то, какая между наставником и детьми складывается атмосфера, насколько они прислушиваются к нему, как реагируют на его замечания и как именно данные замечания детям озвучиваются. Не стоит забывать, что тренер должен быть авторитетом для ребенка.
После тренировки можно завести личную беседу с тренером. Во время разговора лучше не только задавать множество вопросов, но также стоит упомянуть о волнующих проблемах или вопросах, связанных с ребенком и непосредственно футбольной секцией. Действительно заинтересованный в своей работе человек крайне позитивно отреагирует на такой вопрос и всячески постарается помочь советом или даже делом.
Пообщайтесь с родителями детей, которых тренирует выбранный тренер
Не менее актуальным будет разговор непосредственно с родителями детей, которые занимаются с понравившимся тренером. Не стоит останавливаться на одном родителе – стоит учитывать человеческий фактор, поэтому обязательно нужно разговорить не менее 3-5 человек. При этом не нужно навязываться или задавать слишком личных вопросов. Остановите свое любопытство на грани количества времени, которое ребенок посещает данную секцию, спросите об удовлетворенности родителей и самим ребенком проводимых занятий. Если заметите, что родитель разговорчив и готов поделиться дополнительной информацией, то смело можно задать и более личные вопросы. Однако не стоит забывать о политике конфиденциальности и личном пространстве каждого.
В любом случае, основным показателем при выборе футбольного тренера для ребенка, является непосредственно желание самого ребенка заниматься футболом. В противном случае любые тренировки и наличие профессионального опыта у тренера не смогут повлиять на приносимую пользу от занятий и не дадут той эффективности, которую могли бы принести занятия любимым видом деятельности.
fcstuttgart.com