Коротко об игре: цель игры — продвигать мяч в сторону очковой (или конечной) зоны (англ. end zone) на стороне поля соперника и зарабатывать очки. Мяч можно нести в руках, бросать и передавать товарищам по команде. Очки можно зарабатывать разными способами, включая занос мяча в очковую зону, успешный пас в очковую зону или забитие мяча между штангами ворот (над перекладиной). Побеждает в игре команда, набравшая большее количество очков по истечении отведенного времени.
Немного истории: История возникновения американского футбола неразрывно связана с развитием футбола европейского и регби. 7 апреля 1823 года в городе Регби графства Йоркшир, во время футбольного матча шестнадцатилетний Уильям Вебб Эллис (англ. William Webb Ellis) схватил мяч и побежал в сторону соперников. Через много лет этому парню поставили памятник, на стенах его колледжа повесили табличку: «пусть эта доска напоминает о славном деянии Уильяма Вебба Эллиса, первого, кто осмелился нарушить правила, схватил мяч руками и побежал с ним. Так возникла игра регби в 1823-м году». Игру решили назвать именем города, в котором она возникла.
[ad]
6 ноября 1869 года в американском городе Нью-Брунсвик (штат Нью-Джерси) команды Рутгерского и Принстонского университетов встретились на футбольном поле и сыграли в нечто среднее между футболом и регби. С тех пор эта дата считается официальным днем рождения американского футбола. Мяч тогда толкали ногами, очки начислялись за голы, а о тачдаунах и речи не шло. Только в 1875 году стали давать одно очко за внос мяча в конечную зону противника.
Отцом американского футбола считается Уолтер Камп (англ. Walter Camp), игравший за команду Йельского университета. Именно он предложил передать одной из команд преимущество во владении мячом и ввести новую позицию — квотербека, игрока принимаюшего мяч от снеппера. Среди нововведений Кампа также: введение системы «пять ярдов — за три дауна», увеличение количества начисляемых очков за тачдаун, разрешение паса вперед и захват соперника в районе коленей. Из-за последнего травматизм игроков значительно увеличился.
В 1905 году газета «Чикаго Трибьюн» вышла с заголовком на первой полосе — «18 футболистов погибли и 159 серьезно ранены». Президент США Теодор Рузвельт заявил: «Или футболисты изменят правила, или мы запретим футбол вообще. Жестокость и нечестная игра должны быть наказуемы. Измените игру или откажитесь от нее». В правила были внесены изменения, касающиеся наказания за грубую игру. Футболисты также вынуждены были придумывать специальную защитную форму — появились бриджи с щитками. Спортсменам было рекомендовано надевать на голову во время игры кожаный шлем (с 1939 года использование шлема стало обязательным).
В начале XX века правила стали похожими на современные. В 1912 году за тачдаун стали начислять по 6 очков, длина игрового поля стала равна ста ярдам, а игровое время сократили с семидесяти до шестидесяти минут. Появились первые частные команды и профессиональные игроки. Через восемь лет появился первый футбольный профсоюз — четыре команды «Акрон Проз» (англ. Acron Pros), «Кантон Булдогз» (англ. Canton Bulldogs), «Кливленд Индианс» (англ. Cleveland Indians) и «Дэйтон Трайэнглс» (англ. Dayton Triangles) создали Американскую профессиональную футбольную конференцию (APFC), из которой позже появилась Национальная футбольная лига (НФЛ) — самая богатая на сегодняшний день спортивная организация в мире.
В 1904 году появился первый афроамериканский футболист. Вышел он в составе команды из Огайо. С тех пор число чернокожих футболистов только увеличивалось. Несмотря на это, первый афроамериканский судья появился в НФЛ только в 1988 году. В 1939 году состоялась первая телетрансляция матча. За игрой между «Бруклин Доджерз» (англ. Brooklyn Dodgers) и «Филадельфия Иглз» (англ. Philadelphia Eagles) наблюдало около тысячи жителей Нью-Йорка.
В 1960 году в противовес уже существующей НФЛ была создана Американская футбольная лига. Борьба команд за игроков и болельщиков, а также за права на телетрансляции, привели к серии переговоров между двумя лигами об объединении в 1966 году. Одним из условий слияния АФЛ и НФЛ была игра между чемпионами лиг за право именоваться чемпионом мира. Первая игра была сыграна 15 января 1967 года под названием «Чемпионат мира АФЛ-НФЛ». После слияния в 1970 году двух лиг, финальная игра между чемпионами конференций объединенной лиги получила название Супер Боул, а самую первую игру, состоявшуюся в 1967 году стали называть Супер Боул I. Сейчас это одно из самых зрелищных, престижных и дорогих спортивных событий в мире.
Продолжительность игры. Игра продолжается 4 периода по 15 минут каждый с перерывом после второго периода. Каждый такой период называется «четвертью». Время останавливается, когда мяч (или игрок с мячом) покинул поле, пас вперед не был пойман, мяч перешел к другой команде, были заработаны очки и в некоторых других случаях. Поэтому матч обычно продолжается около трех часов.
В случае равного счета в НФЛ назначается 15 минут дополнительного времени (овертайм). В этом случае команда, первая заработавшая очки, объявляется победителем. В играх регулярного чемпионата в случае равного счета по истечении 15 минут объявляется ничья, в играх плей-офф назначаются дополнительные овертаймы до определения победителя.
Правила игры. Оосновная цель – набрать больше очков, чем команда соперника, за отведенное время. Нападение: Необходимо иметь 7 игроков на линии розыгрыша (англ. line of scrimmage). Перед началом розыгрыша никто из игроков нападения не имеет права двигаться. Единственное исключение: один игрок может перемещаться в момент начала розыгрыша вдоль линии нападения. Только два игрока, замыкающих линию нападения, и все игроки, находящиеся позади, могут принимать мяч. В случае, если мяч потерян (т. н. фамбл), это ограничение снимается и все игроки могут бороться за мяч.
Защита. Игроки защиты не могут мешать игроку нападения принять мяч во время паса, если он находится дальше пяти ярдов от линии нападения, если игроки защиты сами не способны принять мяч. Например, нарушением является момент, когда корнербек задерживает ресивера, при этом не смотря на летящий мяч. Запрещается хватать игроков за маску шлема. Запрещается атаковать пасующего или пантера, после того, как тот избавился от мяча. Запрещается пересекать линию нападения во время начала розыгрыша.
Удар мяча с рук. Игроки нападения не могут атаковать пантера, после того, как тот избавился от мяча. Игрок принимающей команды может:
1. Принять мяч и пытаться вернуть его. В этом случае, его пытаются остановить, как будто он игрок нападения.
2. Сигнализировать, что он не будет пытаться вернуть мяч, размахивая рукой над головой. В этом случае розыгрыш заканчивается в момент приема мяча, и выбивающая команда не имеет права трогать принимающего.
3. Не принимать мяч. В этом случае мяч устанавливается в том месте, где он покинул поле или был тронут выбивающей командой. Если мяч ударился в очковой зоне (или пересек ее линию в студенческом или школьном футболе), возвращающая команда начинает атаку с 20-ти ярдовой отметки, т. н. тачбек (англ. touchback).
Начальный розыгрыш. Никто не может пересекать линию нападения до того как мяч выбит. Мяч должен пролететь хотя бы 10 ярдов прежде, чем выбивающая команда может его трогать. Если игрок защиты поймал мяч в очковой зоне и остался в ней, или мяч покинул поле в очковой зоне, принимающая команда начинает игру с 20-ярдовой отметки (т. н. тачбек) Если мяч вылетел за боковую линию прежде, чем его кто-либо коснулся, объявляется нарушение, и принимающая команда начинает розыгрыш с 40-ярдовой отметки.
Главные элементы американского футбола, без которых игры как таковой просто не может существовать – это поле размером 120 на 54 ярдов (1 ярд = 91 см), две команды по 11 человек и удлиненный мяч со шнуровкой.
Поле разбито на части линиями по 5 ярдов и через каждые 10 ярдов пронумеровано. 50 ярдов – это центр поля и в обе стороны от него линии нумеруются по убыванию, обозначая таким образом количество ярдов, которые осталось пройти нападающей команде, для того чтобы заработать тачдаун. По ширине штанг от голевой линии одних ворот к голевой линии других ворот размечаются 2 линии – линии розыгрыша. На этих линиях устанавливается мяч и от них начинается игра. На поле выделяются две особые зоны с каждой стороны: конечная зона, приносящая очки и red zone (рэд зон) – от конечной зоны до отметки в 20 ярдов.
На концах поля с каждой стороны стоят ворота, штанги которых расположены за игровым полем. Ширина ворот 6 метров, высота от земли до поперечной перекладины 2,5 м., выше перекладины – не менее 3 метров.
Мяч кожаный, размерами несколько меньше регбийного, имеет яйцевидную форму 72X 54 см., весит 400 гр.
Теперь поговорим непосредственно о командах. Каждая команда может выпускать на поле 11 игроков одновременно. Команды могут заменять всех или некоторых игроков между игровыми моментами. Так как в американском футболе существует строгая специализация игроков, то вся команда делится на нападение (offense), защиту (defense) и специальные команды (special teams – принимают участие в игре, когда мяч выбивают ногами). Таким образом, профессиональные команды могут заявлять на игру до 53 человек. У игроков задачи очень разные – одни бегут с мячом или останавливают бегущих, другие принимают пасы, третьи защищают разыгрывающего, четвертые нападают на разыгрывающего, пятые бьют по мячу ногой. Поэтому именно в этом спорте, особенно развита система игровых амплуа. Каждый игрок выполняет только свои задачи и у других хлеб не отнимает. А под разные задачи нужны различные физические данные. Это к тому, что часто слышны высказывания, что футбол – игра для перекачанного мяса. Вы не правы, уважаемые господа.
Игра начинается вводом мяча в игру (kick-off – кик-офф). Игроки одной из команд (какой именно – определяет жребий, назовем ее Команда Б) выстраиваются на своей 30-ярдовой линии (линии в 30-ти ярдах от своей конечной зоны), и один из них (kicker – киккер) наносит удар ногой по мячу, предварительно установленному на специальную подставку, пытаясь отправить его как можно дальше на половину поля соперников. Один из игроков Команды А (его называют returner – ретернер), ловит мяч и старается пронести его как можно дальше в противоположную сторону. При этом его партнеры по команде помогают ему, отталкивая от него соперников (это называется “сделать блок”, или “поставить заслон”). Заслон может быть выполнен толчком в корпус или броском под ноги, но захваты, подсечки ногой, толчки в спину и подкаты сзади или сбоку запрещены. Игроки команды Б пытаются остановить ретернера, повалив его на землю или вытолкнув за пределы поля. Для этого они могут использовать все виды захватов и толчков. Запрещены лишь подсечка ногой и хватание маски, защищающей лицо игрока. С того места где ретернер был остановлен команда А начинает атаку. Всех игроков команды, владеющей мячом называют “нападением”, всех игроков другой команды – “защитой”. Цель нападения – занести мяч в конечную зону соперника. Цель защиты – отобрать мяч.
Продвижение мяча
Игра состоит из игровых моментов. В начале каждого момента мяч кладётся туда (на ту же линию), где закончился предыдущий игровой момент.
Команда, владеющая мячом, получает 4 попытки продвинуть мяч на 10 ярдов вперёд в сторону очковой зоны соперника. Каждая такая попытка называется дауном (англ. down). Если атакующая команда продвигается на 10 ярдов, она опять получает 4 попытки пройти следующие 10 ярдов. Если нападение не может пройти 10 ярдов за 4 попытки, мяч передаётся команде соперника, причём на той же самой линии, на которой и проходила 4ая попытка. Во время трансляции матча показывают игровые формулы — 1st & 10, что значит, что сейчас произойдёт 1ая попытка и надо пройти 10 ярдов до следующих попыток. Расстояние, на которое необходимо перенести мяч, измеряется с помощью двух маркеров, соединённых цепью в 10 ярдов. Судьи устанавливают маркеры на боковой линии поля. Каждый раз, когда команда нападения пронесла мяч за конечный маркер, начальный маркер переносится на линию, на которой находится мяч, а розыгрыш начинается с первой попытки.
Игроки могут продвигать мяч двумя способами:
– Бежать с мячом в руках, при этом можно отдавать мяч игрокам своей команды.
– Бросая мяч (пасуя). За игровой момент разрешен только один пас вперед. Количество пасов поперёк поля или назад не ограничено.
Игровой момент заканчивается, когда происходит одно из следующих событий:
– Игрока с мячом свалили на землю; (Игра начинается с той линии, где его свалили) * Игрок с мячом выходит за границы поля, или мяч коснулся земли за пределами поля; (Игра начинается на той линии, на которой игрок вышел за границу поля, но если он выбил мяч во время схватки за границу, то игра начинается с той же линии, просто команда нападения теряет одну попытку) * Не пойманный пас, брошенный вперёд, касается земли; (Игра начинается с той же линии, команда нападения теряет одну попытку. В случаях, когда мяч перехвачен игроком другой команды, другая команда становится нападающей, и в течение этой же самой схватки, без каких либо остановок, игрок, поймавший мяч пытается как можно ближе подбежать к очковой зоне противника) * Одна из команд зарабатывает очки; * Зарегистрировано нарушение (только некоторые нарушения останавливают игровой момент, за остальные наказывают после его окончания).
Очки. Команда зарабатывает очки следующими способами:
– Тачдаун (touchdown) — 6 очков. Тачдаун зарабатывается, когда игрок с мячом забегает в очковую зону соперника или получает пас, находясь в очковой зоне соперника. Команда, заработавшая тачдаун, может заработать дополнительно еще одно очко, забив гол, или 2 очка, сделав еще один тачдаун. Мяч при этом ставится в 3-х ярдах от очковой зоны (по правилам студенческого американского футбола), либо в 2-х ярдах от очковой зоны (по правилам НФЛ).
– Гол в ворота — 3 очка. Мяч, забитый во время игры (не после тачдауна) в ворота соперника (между штанг и над перекладиной).
– Сейфти (Safety) — 2 очка. Зарабатывается защитой, когда игрок нападения остановлен с мячом в своей собственной очковой зоне или игрок нападения покинул поле с мячом, находясь в своей очковой зоне. Также защите присуждают сейфти, если команда нападения допустила нарушение в своей очковой зоне, либо мяч после его потери командой нападения — фамбла (англ. fumble), покинул поле в очковой зоне команды нападения.
После того, как одна из команд заработала очки, она обязана выбить мяч в поле с 30-ярдовой отметки (35 ярдов в студенческом футболе). Исключение составляет сейфти, при котором команда, допустившая сейфти, возращает мяч команде, заработавшей два очка, выбивая его со своей 20-ярдовой линии. Причем мяч выбивается с рук, а не с земли, что называется свободным ударом (англ. free kick).
Удары ногами по мячу. Каждая половина игры начинается с момента, когда одна из команд выбивает мяч ногой в сторону очковой зоны соперника с 30-ярдовой отметки (с 35-ти ярдов в студенческом футболе) — «кикофа» (англ. kick off). Выбивание мяча назначается также, когда одна из команд заработала очки. В случае кикофа мяч устанавливается в специальную подставку, удерживающую мяч в вертикальном положении, киккер (англ. kicker) разбегается и наносит по мячу удар.
Нападающая команда, не сумевшая пройти за 3 попытки 10 ярдов, обычно делает пант (англ. punt) — выбивает мяч ногой с руки в сторону соперника во время четвертой попытки, стараясь заставить команду соперника начать атаку как можно дальше от очковой зоны. В случае панта лонг-снэпер (англ. long snapper) команды, выполняющей удар, отбрасывает мяч назад. Его должен поймать пантер (англ. punter) и с рук выбить мяч в поле.
В обоих случаях выбивающие мяч игроки преследуют две цели: выбить мяч как можно дальше и сделать это так, чтобы мяч находился в полете как можно дольше. Поскольку цель этого игрового эпизода определить положение, с какого команда принимающая мяч начнет свое продвижение к очковой зоне противника, то команда принимающая мяч, поймав его старается вернуть его как можно ближе к очковой зоне выбивающей команды. В то же время выбивающая команда пытается остановить противника как можно дальше от своей очковой зоны. Поэтому длительное время полета мяча позволяет игрокам выбивающей команды добежать как можно ближе к противнику.
Если выбитый мяч вылетает за очковую линию и там остается, то это называется тачбэк (англ. touchback). В этом случае принимающая команда начинает движение к очковой зоне противника с 20-ти ярдовой линии в своей зоне.
Попытка забить филд гол (англ. field goal) — это третий эпизод, когда по мячу наносится удар ногой. В этом случае лонг-снэпер отбрасывает мяч назад, и его ловит холдер (англ. holder). Задача холдера — поставить мяч вертикально на землю, придерживая его сверху рукой, так, чтобы киккеру было удобно нанести удар по воротам. Если киккер попал в цель, его команда получает либо 3 очка, либо 1 очко (если филд гол был забит как дополнительное очко после тачдауна). В случае промаха, команда, против которой выполнялся удар, начинает продвижение к очковой зоне соперника с места неудавшегося удара. Именно этот факт определяет выбор наступающей команды между пантом и попыткой филд гола. Киккеры редко рискуют пробивать филд голы с расстояния, превышающего 45-50 ярдов.
Drive (драйв) – это период владения мячом какой-либо командой. Именно во время драйва происходит атака. Атака начинается следующим образом: Семь игроков нападения выстраиваются в линию лицом к конечной зоне соперника (эта линия называется scrimmage (скримедж) или “линия атаки”). Один из них (center -центровой) стоит прямо над мячом. Линия атаки служит своеобразной границей, разделяющей команды – никому не разрешается ее пересекать до того как мяч введен в игру.
Одна из схем распределения игроков показана ниже.
Сразу хочу подчеркнуть, что схем расстановки в американском футболе существует большое количество, и они варьируются исходя из ситуации на поле и стратегического замысла тренера. Некоторых типов игроков вообще может и не быть, в то время как других может появиться больше, чем обычно. Команда нападения обязана поставить 7 человек на линию атаки. Центровой вводит мяч в игру, откидывая его назад, промеж своих ног, одному из партнеров. Почти всегда это – квотербек (распасовщик, разыгрывающий) – главный игрок нападения.
Ввод мяча в игру называется snap – “снэп”. Атака состоит из попыток нападения продвинуть мяч в сторону конечной зоны соперника. Сразу пронести или перекинуть через все поле мяч очень трудно, а, учитывая активное сопротивление противника – практически невозможно. Поэтому в американском футболе поле проходят по частям. Нападению дается 4 попытки (down – “дауна”) для того чтобы продвинуть мяч на 10 ярдов. Если им это удается, они получают новую серию попыток, если нет – мяч отдается сопернику и команды меняются ролями. “Даун” – это отрезок игрового времени, начинающийся снэпом, и кончающийся остановкой игрока с мячом или неточным пасом вперед. После приема снэпа квотербек отбегает на три или пять шагов назад, отдает мяч в руки выносящему (running back – раннинбек или задний бегущий, чаще всего раннинбек находится на позиции хавбека) или кидает его принимающему. Иногда бежит вперед сам. Существует так же такой прием как fake (фэйк) – квотербек всем своим видом показывает, что отдает выносящему мяч, но на самом деле не отдает. Все бегут ловить выносящего, а в это время квотербек отдает пас на открытого ресивера.
Под “пасом” в футболе подразумевается пас вперед. Пасы вперед в американском футболе (в отличии от рэгби) разрешены, но на следующих условиях: один пас за один даун, пасующий игрок должен находиться за линией атаки, пасы вперед могут ловить только игроки, которые во время снэпа находились по краям или за линией атаки. Для успешного завершения паса, игрок обязан поймать мяч на лету и находиться при этом в пределах поля (где находится мяч не имеет значения).
Если задача нападения – пронести мяч как можно дальше, то у защиты цели противоположные – помешать продвижению врага вперед, а если повезет, то перехватить брошенный (intercept) или выроненный (fumble) мяч и самим занести его в тыл противнику. Мешают продвижению по-разному. Можно выбить мяч из рук у противника, а можно врезаться в него на бегу и повалить на землю вместе с мячом. Там где его повалили – оттуда и продолжает играть нападение. Есть еще один способ – изощренный – поймать и повалить на землю квотербека, но это сложно, потому, что его прикрывают самые сильные игроки в команде. Такая остановка квотербека с мячом называется sack (сэк). Останавливать бегущего игрока с мячом можно практически как угодно – прыгнуть на него сверху, хватать за колени, встречать ударом плеча в грудь и так далее.
Пример отрезка игрового времени:
Скажем, команда А начинает атаку со своей 20-ярдовой линии.
Первый даун: Мяч получает хавбек и идет в прорыв. Защитники валят его на землю на 26- ярдовой линии. Хавбек прошел 6 ярдов.
Второй даун: Теперь команде А надо пройти лишь 4 ярда и для этого у них есть еще 3 попытки. Квотербек решает пасовать. Получив мяч от центрового, он ждет пока один из нападающих откроется и бросает мяч в его направлении. Нападающий, однако не смог поймать мяч и уронил его на землю. Это – незавершенный пас. Мяч возвращается на 26-ярдовую линию.
Третий даун: Команде А по-прежнему надо набрать 4 ярда. Квотербек опять пасует и на этот раз партнер по команде ловит мяч и добегает с ним до 37-ярдовой линии, где игроки команды Б выталкивают его за пределы поля. Эта попытка принесла нападению 11 ярдов – больше чем достаточно. Теперь у них снова первый даун и новая цель – 47-ярдовая линия.
Целью команды А является пройти все поле и доставить мяч в конечную зону соперника. Команда Б, с другой стороны, пытается завладеть мячом. Самый простой способ отбора мяча – не дать нападению пройти 10-ти ярдов. Если после 4-х попыток нападающие не прошли положенного расстояния, мяч отдается защите в той точке, где нападающие были остановлены. Чаще всего, однако, после 3-х даунов нападающие сами отдадут мяч, воспользовавшись приемом, называемым punt (пант). При этом на поле выходит специальный игрок – punter (пантер). Пантер получает мяч от центрового и бьет по нему ногой (ситуация похожая на кик-офф, но удар наносится не с подставки, а с рук). Расчет состоит в том, что хоть соперники и получают таким образом мяч, им придется начинать атаку из глубины поля. При пробитии панта (реже кикк-оффа) возникают ситуации либо, когда мяч улетает за пределы зачетной зоны, либо падает в зачетной зоне, либо его ловят в зачетной зоне. Это называется touchback – тачбек, после него команда, принимающая пант, должна атаковать с 20-ярдовой отметки.
Главный источник очков это touchdown (тачдаун) – внос мяча в конечную зону соперника. Тачдаун приносит команде 6 очков. Тачдаун можно сделать либо вбежав с мячом в конечную зону, либо отдав пас партнеру по команде, находящемуся там. После реализации тачдауна команда имеет право набрать дополнительные очки (экстра-пойнт). Мяч устанавливается на 2-х ярдовой линии соперника и команде дается 1 попытка. Можно ударить по воротам, набрав 1 очко, а можно рискнуть и попытаться доставить мяч в конечную зону, набрав 2. Тачдаун таким образом может принести команде от 6-ти до 8-ми очков. Удар по воротам при зарабатывании экстра-пойнта отличается тем, что киккеру мяч придерживает holder (холдер), который в свою очередь ловит его от центрового игрока.
Другой способ набрать очки называется field goal – “филд-гол” (гол с игры). Гол с игры можно забить, ударив по воротам, не занося перед этим мяч в конечную зону. Обычно это делается на 3-м дауне, вместо панта, когда команда достаточно близка к воротам соперника. Стоимость филд-гола – 3 очка. Пробивается он таким же способом как и бонусный удар после тачдауна. Защита может набрать 2 очка, остановив игрока с мячом в его собственной конечной зоне. Это называется safety -“сэйфти”. После тачдауна или филд-гола команда, набравшая очки вводит мяч в игру кик-оффом. После сэйфти кик-офф делают потерпевшие.
Как и в любом виде спорта в американском футболе происходят нарушения правил. Они караются потерей ярдов. Мяч отодвигается в сторону конечной зоны провинившейся команды. О нарушении судьи сигнализируют, выбрасывая жёлтый флажок на поле. Мелкие нарушения наказываются 5-ю ярдами. Самые типичные из них – falsestart (фаль-старт) (игрок нападения начал движение до снэпа) и offside (офсайд) (во время снэпа игрок защиты находился за линией атаки). Holding (задержка) (неправильный заслон) стоит нападению 10 ярдов. Грубые нарушения (хватание за маску, неоправданная жесткость) караются 15-ю ярдами. Для защиты нет хуже нарушения, чем pass interference – помеха пасу (преднамеренный контакт с нападающим, не владеющим мячом с целью помешать ему поймать пас). В случае помехи пасу нападающие получают мяч в точке нарушения. Если в результате нарушения командой правил штраф приведёт к попаданию соперников в зачётную зону, то он заменяется половиной расстояния до зачётной зоны. Вообще, нарушений достаточно много, выше я привёл только наиболее часто встречающиеся. Игра продолжается 60 минут (два тайма (половины) по 30 минут, каждый из которых разделен на два 15-минутных периода (четверти)). В начале каждого тайма делается кик-офф. Время чистое – часы останавливаются после незавершенного паса, выхода игрока с мячом за пределы поля, увеличения счета, нарушения правил. Команды имеют по 3 тайм-аута в каждом тайме. Правила Национальной Футбольной Лиги предусматривают дополнительную 15-минутку (overtime) до первых набранных очков в случае ничейного результата.
Выше было сказано о индивидуальных позициях игроков. Теперь рассмотрим их подробнее.
Нападение. Квотербек – получает практически все снэпы. Специалист по пасам вперед. Мозг команды – решает кто куда бежит и что делает. После снэпа может отдать мяч хавбеку, кинуть пас вперед или пойти в прорыв сам. Главные признаки – смекалка, лидерские качества, периферийное зрение. Хавбек – главная задача – идти в прорыв; найти брешь в обороне и проскользнуть в нее. Обычно невысок, плотно сбит, обладает блестящей стартовой скоростью и физической силой. Фулбек – главная задача – бежать впереди хавбека и расчищать ему дорогу. Размерами больше хавбека, но меньше лайнмена. Иногда получает мяч; чаще всего – когда команде нужно протаранить защиту напрямик и набрать 2-3 ярда. Ресивер – крайний нападающий. Главная задача – ловить пасы вперед. Скорость спринтера, прыгучесть и цепкие пальцы составляют главные физические характеристики. Лайнмен нападения (тэкл, центр или гард) – специалист по заслонам. Главная задача – предохранять игрока с мячом. Гигант (средний рост – 195 см, средний вес – 130 кг), громадная физическая сила, должен владеть набором специальных приемов и иметь отменную реакцию. За исключением центрового, делающего снэп, лайнмены практически никогда не прикасаются к мячу. Тайт-энд – крайний лайнмен. Его можно назвать большим ресивером или маленьким линейным. Задачи двояки – иногда ставит заслоны, иногда ловит пасы.
Защита. Лайнмен защиты (тэкл или энд) – также называется передним защитником. Главная задача – остановить прорыв в самом его начале. Крайние ЛЗ обычно чуть меньше и подвижней своих коллег в нападении (они охотятся за квотербеком). Центральный ЛЗ, с другой стороны – самый настоящий слон. Он закрывает центр поля и охотится за хавбеком Лайнбекер – игрок-универсал. Помогает ЛЗ в прорыве, прикрывает ресиверов во время паса, охотится за квотербеком. Обычно ЛБ – лучшие атлеты в команде. Должен быть силен, сравнительно быстр, обладать агрессивностью хищника и расчетливостью математика. Корнербеки и Сэйфти – второй эшелон защиты. Главная задача – прикрывать ресиверов. Корнербеки обычно чуть меньше и быстрее – им достается персональная опека ресиверов. Сэйфти помогают когда надо и являют собой последний рубеж на пути нападающего.
[ad]
Терминология применяемые в игре и на схемах:
Нападение: QB – quarterback (квотербек, разыгрывающий) TE – tight-end (тайт-энд) WR – wide receiver (ресивер, принимающий) FB – fullback (фулбек) HB – halfback (хавбек) C – center (центр) OG – offensive guard (гард нападения) ОТ – offensive tackle (тэкл нападения).
Защита: DE – defensive end (энд защиты) DT – defensive tackle (тэкл защиты) CB – cornerback (корнербек или угловой) LB – linebacker (лайнбэкер) FS и SS – free safety (фри сэйфти) и strong safety (стронг сэйфти).
Ну и напоследок , американский футбол – игра по сути пошаговая, и правильная тактика и стратегия играют роль не менее важную, чем индивидуальные способности игроков. Существует гигантское количество всевозможных комбинаций, как в атаке, так и в защите для различных построений и составов игроков. Обычно у каждой команды существует особая книга, куда записываются все комбинации, которые эта команда использует, и каждый футболист заучивает их наизусть. Только слаженная командная работа, следование выработанной стратегии и полное использование индивидуальных навыков каждого игрока могут помочь добиться успеха, хотя, как и в любом другом виде спорта всегда присутствует элемент случайности.
www.dallastelegraph.com
И ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Поле
Продолжительность игры
Игроки
Кик-офф
Первый даун
Передвижение мяча – пробежка и пас
Пробежка
Пас
Тэкл
Счет
Тачдаун = 6 очков
Филд-гол = 3 очка
Сейфти = 2 очка
Переход владения
Фамбл
Перехват
Противоположные стороны мяча
Нападение
Нападающие игроки
Оборона
Обороняющиеся игроки
ПОЛНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В АМЕРИКАНСКИЙ ФУТБОЛ
Футбольный кодекс
Этический кодекс тренера
Общение с противниками
Общение с судьями
Удерживание
Спортивное поведение
Правила
Правило 1. Игра, поле, игроки и экипировка
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Игра
Статья 2. Голевые линии
Статья 3. Команда-победитель и
финальный счет
Статья 4. Судейство
Статья 5. Капитаны команд
Статья 6. Лица, на которых распространяется
действие данных правил
Статья 7. Институты – члены НССФ, на
которых распространяется действие данных
правил
Раздел 2. Поле.
Статья 1. Размеры.
Статья 2. Маркировка зон возле границ
Статья 3. Ограничительные линии
Статья 4. Командная зона и скамейка
тренеров
Статья 5. Ворота
Статья 6. Пилоны.
Статья 7. Индикаторы линии цели и Дауна
Статья 8. Маркеры или преграды.
Статья 9. Состояние поля.
Раздел 3. Мяч
Статья 1. Спецификации.
Статья 2. Контроль и порядок
использования мячей
Статья 3. Маркировка мячей
Раздел 4. Игроки и игровая экипировка
Статья 1. Рекомендуемая нумерация игроков.
Статья 2. Нумерация игроков.
Статья 3. Контрастные цвета
Статья 4. Обязательная экипировка
Статья 5. Нелегальная экипировка
Статья 6. Применение правил об обязательной
и нелегальной экипировке
Статья 7. Заверение тренеров
Статья 8. Нелегальные сигнальные
устройства
Статья 9. Нелегальное полевое оборудование
Статья 10. Телефоны тренеров
Статья 11. Употребление табака
Статья 12. Новые предметы и/или виды экипировки
Правило 2. Определения
Раздел 1. Судейские решения и официальные
судейские сигналы
Статья 1. Судейские решения и сигналы
Раздел 2. Мяч: живой, мертвый, свободный
Статья 1. Живой мяч
Статья 2. Мертвый мяч
Статья 3. Свободный мяч
Статья 4. Когда мяч готов к игре
Статья 5. Во владении
Статья 6. Принадлежит
Статья 7. Поимка, перехват, возвращение
Статья 8. Одновременная поимка или одновременное возвращение
Раздел 3. Блокирование
Статья 1. Блокирование
Статья 2. Блок ниже пояса
Статья 3. «Коробочка»
Статья 4. Блок сзади
Статья 5. Корпус игрока
Раздел 4. Подсечка
Статья 1. Определение
Раздел 5. Преднамеренное перемещение вперед мертвого мяча
Статья 1. Определение
Раздел 6. Даун и между даунами
Статья 1. Определение
Раздел 7. Честная поимка
Статья 1. Определение
Статья 2. Правильный сигнал
Статья 3. Не имеющий силы сигнал
Раздел 8. «Вперед», «впереди за» и «продвижение вперед»
Статья 1. «Вперед», «впереди за»
Статья 2. Продвижение вперед
Раздел 9. Фол и нарушение
Статья 1. Фол
Раздел 10. Фамбл, мафф, бэттинг, касание или блокирование
мяча, выбитого ударом
Статья 1. Фамбл
Статья 2. Мафф
Статья 3. Удар рукой
Статья 4. Касание
Статья 5. Блокирование мяча, выбитого ударом из схватки
Раздел 11. Линии
Статья 1. Голевые линии
Статья 2. Линии сдерживания
Статья 3. Ярдовые линии
Статья 4. Внутренние игровые линии (штрих-линии)
Статья 5. «За границей поля»
Статья 6. 9-ярдовые линии
Раздел 12. Ручная передача мяча
Статья 1. Определения
Раздел 13. Совещание в кругу
Статья 1. Определения
Раздел 14. Прыжок ногами вперед
Статья 1. Определения.
Раздел 15. Удары по мячу ногой
Статья 1. Легальные и нелегальные удары по мячу
Статья 2. Удар с лета, или пант
Статья 3. Удар с полулета
Статья 4. Удар с земли
Статья 5. Свободный удар.
Статья 6. Кик-офф
Статья 7. Удар из схватки
Статья 8. Ответный удар
Статья 9. Попытка сделать филд-гол
Статья 10. Построение для выбивания мяча из схватки.
Раздел 16. Потеря дауна
Статья 1. Определение
Раздел 17. Нейтральная зона
Статья 1. Определение
Раздел 18. Вторжение и офсайд
Статья 1. Вторжение
Статья 2. Офсайд
Раздел 19. Пасы
Статья 1. Пас
Статья 2. Пасы вперед и назад
Статья 3. Пересечение нейтральной зоны
Статья 4. Берущийся пас вперед
Раздел 20. Штраф
Статья 1. Определение
Раздел 21. Схватка
Статья 1. Схватка
Статья 2. Линия схватки
Раздел 22. Передвижение
Статья 1. Определение
Раздел 23. Передача мяча снэпом
Статья 1. Легальная передача мяча снэпом
Раздел 24. Удар головой
Статья 1. Определение
Раздел 25. Точки
Статья 1. Точка исполнения
Статья 2. Предыдущая точка
Статья 3. Следующая точка
Статья 4. Мертвая точка
Статья 5. Точка фола
Статья 6. Точка выхода за границу
Статья 7. Внутренняя точка
Статья 8. Точка, в которой заканчивается пробежка
Статья 9. Точка, в которой заканчивается удар
Статья 10. Базовая точка
Статья 11. Точка, на которую ставят мяч после удара из схватки
Раздел 26. Тэклинг
Статья 1. Определение
Раздел 27. Наименование команд и игроков
Статья 1. Команды «А» и «Б».
Статья 2. Обороняющаяся и нападающая команды
Статья 3. Кикер и холдер
Статья 4. Линейный игрок и бэк
Статья 5. Пасующий игрок
Статья 6. Игрок
Статья 7. Бегун
Статья 8. Снэппер
Статья 9. Запасной игрок
Статья 10.Смененный игрок
Статья 11. Вакансия игрока
Статья 12. Дисквалифицированный игрок
Статья 13. Член команды
Раздел 28. Подножка
Статья 1. Определение
Раздел 29. Часовые устройства
Статья 1. Игровые часы
Статья 2. 25-секундные часы
Раздел 30. Наименования различных типов игры
Статья 1. Игра пасом вперед
Статья 2. Игра свободным ударом
Статья 3. Игра ударом по мячу из схватки и игра ударом
по воротам с поля
Статья 4. Игра пробежкой
Раздел 31. Зоны поля
Статья 1. Поле
Статья 2. Игровое поле
Статья 3. Зачетные зоны
Статья 4. Игровая поверхность
Статья 5. Огражденное игровое пространство
Раздел 32. Драка
Статья 1. Определения
Правило 3. Периоды, временные факторы и замена игроков
Раздел 1. Начало каждого периода
Статья 1. Первый и третий периоды
Статья 2. Второй и четвертый периоды
Статья 3. Дополнительные периоды
Раздел 2. Игровое время и перерывы
Статья 1. Продолжительность периодов и перерывов
Статья 2. Корректировка времени
Статья 3. Увеличение продолжительности периодов
Статья 4. Временные устройства
Статья 5. Включение часов
Статья 6. Остановка часов
Раздел 3. Тайм-ауты
Статья 1. Зачет тайм-аутов
Статья 2. Тайм-аут
Статья 3. Дискреционный судейский тайм-аут
Статья 4. Лимитные командные тайм-ауты
Статья 5. Тайм-аут по причине травмы
Статья 6. Тайм-аут за нарушения
Статья 7. Продолжительность тайм-аутов
Статья 8. Уведомления, которые делает рефери
Раздел 4. Задержки игры
Статья 1. Задержка начала половины
Статья 2. Нелегальная задержка игры
Статья 3. Нечестная тактика использования игрового времени
Раздел 5. Замена игроков
Статья 1. Процедура замены игроков
Статья 2. Легальная замена игроков
Правило 4. Мяч в игре, мертвый мяч, мяч за границей поля
Раздел 1. Мяч в игре – мертвый мяч
Статья 1. Мертвый мяч становится живым
Статья 2. Живой мяч становится мертвым
Статья 3. Объявление мяча мертвым
Статья 4. Мяч готов к игре
Статья 5. 25-секундный отсчет
Раздел 2. За границей поля
Статья 1. Игрок за границей поля
Статья 2. Мяч, находящийся в руках игрока, за границей
поля
Статья 3. Мяч за границей поля
Статья 4. Выход за границу поля самой передней точкой
Правило 5. Серия даунов, линия цели
Раздел 1. Серия: начатая, прерванная, возобновленная
Статья 1. Предоставление команде серии
Статья 2. Линия цели
Статья 3. Продвижение вперед
Статья 4. Нарушение непрерывности разыгрывания даунов
Раздел 2. Даун и владение мячом после штрафа
Статья 1. Фол, совершенный в течение дауна, в котором мяч пробивают
Статья 2. Штраф, в результате которого присуждается первый даун
Статья 3. Фол, совершенный до смены командного владения
Статья 4. Фол, совершенный после смены командного владения
Статья 5. Отмена штрафа
Статья 6. Фол, совершенный между даунами
Статья 7. Фол, совершенный между сериями
Статья 8. Фолы, совершенные обеими командами
Статья 9. Фолы, совершенные при свободном мяче
Статья 10. Решения о том, какое правило или правила следует применять, не пересматриваются
Правило 6. Удары по мячу ногой
Раздел 1. Свободные удары
Статья 1. Сдерживающие линии
Статья 2. Построение для свободного удара
Статья 3. Возвращение мяча, пробитого свободным ударом
Статья 4. Игнорирование вынужденного касания
Статья 5. Пробитый свободным ударом мяч становится неподвижным
Статья 6. Поимка или возвращение мяча, пробитого свободным ударом
Статья 7. Касание земли на голевой линии или за ней
Раздел 2. Мяч, пробитый свободным ударом, уходит за границу поля
Статья 1. Команда, выполняющая удар
Статья 2. Принимающая команда
Раздел 3. Удары из схватки
Статья 1. Перед нейтральной зоной
Статья 2. Впереди за нейтральной зоной
Статья 3. Все игроки получают право на поимку или возвращение мяча
Статья 4. Игнорирование вынужденного касания
Статья 5. Поимка или возвращение мяча принимающей командой
Статья 6. Поимка или возвращение мяча командой, выполнившей удар
Статья 7. Мяч, ушедший за границу поля между голевыми линиями или остановившийся в границах поля
Статья 8. Мяч, ушедший за границу поля перед голевой линией
Статья 9. Касание земли на голевой линии или перед ней
Статья 10. Легальные и нелегальные удары
Статья 11. Свободный мяч перед голевой линией
Статья 12. Игрок за границей поля
Раздел 4. Возможность поймать мяч, выбитый ударом
Статья 1. Помеха возможности
Раздел 5. Честная поимка
Статья 1. Мяч становится мертвым в точке, где пойман
Статья 2. Запрет на продвижение мяча вперед
Статья 3. Не имеющие силы сигналы
Статья 4. Нелегальный блок или контакт
Статья 5. Запрет на тэклинг
Правило 7. Передача мяча снэпом и пасом
Раздел 1. Схватка
Статья 1. Начало снэпом
Статья 2. В пределах внутренних игровых линий
Статья 3. Требования к нападающей команде
Статья 4. Перемещения и фальстарты
Статья 5. Требования к обороняющейся команде
Статья 6. Ручная передача мяча вперед
Статья 7. Мяч, ставший свободным в результате планового действия
Раздел 2. Пас назад и фамбл
Статья 1. При живом мяче
Статья 2. Пойман или возвращен
Статья 3. После того, как мяч передан снэпом
Статья 4. Уход за границу поля
Статья 5. Остановившийся мяч
Раздел 3. Пас вперед
Статья 1. Легальный пас вперед
Статья 2. Нелегальный пас вперед
Статья 3. Право касаться легально пасуемого мяча
Статья 4. Утрата права при выходе за границу поля
Статья 5. Обретение права или повторное обретение права
Статья 6. Завершенный пас
Статья 7. Незавершенный пас
Статья 8. Нелегальный контакт и помеха поимке леса
Статья 9. Помеха, созданная контактом
Статья 10. Не имеющие права игроки впереди на поле
Статья 11. Нелегальное касание
Правило 8. Счет очков
Раздел 1. Количество очков
Статья 1. Игра со счетом очков
Статья 2. Игра с присужденным поражением
Раздел 2. Тачдаун
Статья 1. Начисление очков
Раздел 3. Трайдаун
Статья 1. Начисление очков
Статья 2. Возможность заработать дополнительные очки
Статья 3. Фолы в течение трайдауна перед переходом владения к команде «Б»
Статья 4. Фолы в течение трайдауна после перехода владения к команде «Б»
Статья 5. Фолы, совершенные после трайдауна
Статья 6. Последующая игра
Раздел 4. Филд-гол
Статья 1. Начисление очков
Статья 2. Последующая игра
Раздел 5. Сейфти
Статья 1. Начисление очков
Статья 2. Выбивание мяча после сейфти
Раздел 6. Тачбэк
Статья 1. Объявление
Статья 2. Снэп после тачбэка
Раздел 7. Ответственность и импульс
Статья 1. Ответственность
Статья 2. Начальный импульс
Правило 9. Поведение игроков и других лиц, на которых распространяется действие данных правил
Раздел 1. Фолы в результате контакта и помехи
Статья 1. Грубые фолы
Статья 2. Лица, на которых накладываются ограничения в соответствии с данными правилами
Статья 3. Набегание и нападение на кикера или холдера
Статья 4. Нелегальная помеха
Статья 5. Помеха со стороны администрации игры
Раздел 2. Бесконтактные фолы
Статья 1. Неспортивное поведение
Статья 2. Нечестная тактика
Статья 3. Нечестные действия
Статья 4. Физический контакт с судьей
Раздел 3. Блокирование, использование рук
Статья 1. Кто может блокировать
Статья 2. Вмешательство и помощь бегуну или пасующему игроку
Статья 3. Использование рук игроками нападающей команды
Статья 4. Использование рук игроками обороняющейся команды
Статья 5. Ограничения на действия игроков
Статья 6. Свободный мяч
Раздел 4. Удары по мячу рукой и ногой
Статья 1. Удары рукой по свободному мячу
Статья 2. Удар рукой по мячу, поданному пасом назад
Статья 3. Удар рукой по мячу во владении
Статья 4. Нелегальные удары по мячу ногой
Раздел 5. Драка
Статья 1. Участие в драке
Статья 2. Наказание за драку
Статья 3. Действия рефери
Правило 10. Исполнение штрафных санкций
Раздел 1. Завершение назначения штрафа
Статья 1. Завершение назначения штрафа
Статья 2. Одновременно со снэпом
Статья 3. Живые фолы, совершенные одной командой
Статья 4. Взаимные фолы
Статья 5. Мертвые фолы
Статья 6. Мертвые фолы, совершенные после живых
Статья 7. Фолы, совершенные в интервале
Раздел 2. Процедуры исполнения штрафных санкций
Статья 1. Точки исполнения
Статья 2. Процедуры
Статья 3. Применение процедур о половине дистанции
Правило 11. Судьи: полномочия и обязанности
Раздел 1. Общие обязанности
Статья 1. Полномочия судей
Статья 2. Количество судей
Статья 3. Ответственность
Статья 4. Экипировка
Раздел 2. Рефери (главный судья)
Статья 1. Основные обязанности
Статья 2. Положение на поле
Раздел 3. Судья
Статья 1. Основные обязанности
Статья 2. Положение на поле
Раздел 4. Линейный судья
Статья 1. Основные обязанности
Статья 2. Положение на поле
Раздел 5. Судья на линии
Статья 1. Основные обязанности
Статья 2. Положение на поле
Раздел 6. Полевой судья
Статья 1. Основные обязанности
Статья 2. Положение на поле
Раздел 7. Боковой судья
Статья 1. Основные обязанности
Статья 2. Положение на поле
Раздел 8. Задний судья
Статья 1. Основные обязанности
Статья 2. Положение на поле
Штрафные санкции и судейские сигналы
Общий обзор штрафных санкций
Официальные судейские сигналы
Старшая и высшая школы
Официальные комментарии и судейские решения
Комментарии
Индекс изменений в комментариях
Правило 1. Игра, поле, игроки и экипировка
Судейское решение 1-3-2
Судейское решение 1-4-2
Судейское решение 1-4-4
Судейское решение 1-4-5
Судейское решение 1-4-6
Правило 2. Определения
Судейское решение 2-2-7
Судейское решение 2-3-3
Судейское решение 2-11-1
Судейское решение 2-11-2
Судейское решение 2-15-4
Судейское решение 2-19-2
Судейское решение 2-19-4
Судейское решение 2-23-1
Судейское решение 2-27-4
Судейское решение 2-30-4
Правило 3. Периоды, временные факторы и замена игроков
Судейское решение 3-2-3
Судейское решение 3-2-5
Судейское решение 3-2-6
Судейское решение 3-3-2
Судейское решение 3-3-3
Судейское решение 3-3-4
Судейское решение 3-3-5
Судейское решение 3-4-2
Судейское решение 3-4-3
Судейское решение 3-5-2
Правило 4. Мяч в игре, мертвый мяч, мяч за границей поля
Судейское решение 4-1-2
Судейское решение 4-1-3
Судейское решение 4-1-4
Судейское решение 4-2-1
Судейское решение 4-2-4
Правило 5. Серии даунов, линия цели
Судейское решение 5-1-1
Судейское решение 5-1-3
Судейское решение 5-2-2
Судейское решение 5-2-3
Судейское решение 5-2-4
Судейское решение 5-2-6
Судейское решение 5-2-7
Правило 6. Удары по мячу ногой
Судейское решение 6-1-2
Судейское решение 6-1-3
Судейское решение 6-1-6
Судейское решение 6-2-1
Судейское решение 6-2-2
Судейское решение 6-3-1
Судейское решение 6-3-2
Судейское решение 6-3-4
Судейское решение 6-3-9
Судейское решение 6-3-11
Судейское решение 6-4-1
Судейское решение 6-5-1
Судейское решение 6-5-2
Судейское решение 6-5-3
Судейское решение 6-5-4
Судейское решение 6-5-5
Правило 7. Передача мяча снэпом и пасом
Судейское решение 7-1-3
Судейское решение 7-1-4
Судейское решение 7-1-5
Судейское решение 7-1-6
Судейское решение 7-2-2
Судейское решение 7-2-4
Судейское решение 7-3-2
Судейское решение 7-3-3
Судейское решение 7-3-4
Судейское решение 7-3-5
Судейское решение 7-3-6
Судейское решение 7-3-7
Судейское решение 7-3-8
Судейское решение 7-3-9
Судейское решение 7-3-10
Судейское решение 7-3-11
Правило 8. Счет очков
Судейское решение 8-2-1
Судейское решение 8-3-1
Судейское решение 8-3-2
Судейское решение 8-3-3
Судейское решение 8-3-4
Судейское решение 8-4-2
Судейское решение 8-5-1
Судейское решение 8-6-1
Судейское решение 8-7-2
Правило 9. Поведение игроков и других лиц, на которых распространяется действие данных правил
Судейское решение 9-1-2
Судейское решение 9-1-3
Судейское решение 9-1-4
Судейское решение 9-2-1
Судейское решение 9-2-2
Судейское решение 9-3-3
Судейское решение 9-3-4
Судейское решение 9-4-1
Правило 10. Исполнение штрафных санкций
Судейское решение 10-1-1
Судейское решение 10-1-3
Судейское решение 10-1-4
Судейское решение 10-1-5
Судейское решение 10-1-6
Судейское решение 10-1-7
Фолы после тачдауна, сделанного командой «А»
Фолы во время трайдауна, в котором не было смены командного владения (данные комментарии не относятся к живым фолам, штрафуемым как мертвые, а также к фолам, приводящим к потере дауна)
Фолы после трайдауна и до последующего кик-оффа
Судейское решение 10-2-2
Индекс к рекомендованным судейским решениям
Приложение 1
Различия между правилами игры в футбол по версиям NFL (Национальная футбольная лига), NCAA (НССФ), CFL (Канадская футбольная лига), NFL Europe (Европейская лига американского футбола) и Arena (Арена)
Поле и снаряжение
Время и периоды
Отличия в игре
Отличия в счете
Приложение 2
Список используемых терминов
Популярно-практическое издание
Правила игры
Американский футбол
Перевод Владимира Агаськина
Редактор Алеся Гриб
Дизайн и верстка Ирины Чеботаевой
Издательство «Регион-Про»
199106, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 83, офис 336
Тел./факс: 449-39-17
e-mail: [email protected]
http://www.regionpro.ru
Формат 60х84 1/32. Усл. Печ.л. 18,72. Тираж 5000 экз.
Отпечатано в ООО «ЦКП “Регион-Про”»
[*] Использована информация из открытых источников.
** HCCФ, или NCAA, т.е. the National Collegiate Athletic Association.
* Поскольку в России американский футбол не является распространенной игрой, все термины и понятия даны в редакции переводчика. – Прим. ред.
* Футбольный кодекс был впервые сформулирован Комитетом НССФ по правилам футбола в 1916 г. И с тех пор является составной и неотъемлемой частью правил. Последние дополнения в Футбольный кодекс были внесены в 2005 г.
** AFCA – American Football Coaches Assotiation.
* NCCA Football Rules Committee.
** Нелегальный – т.е. не соответствующий правилам либо сделанный с их нарушением. Легальный – сделанный согласно правилам, соответствующий правилам.
* Поскольку данное издание представляет собой перевод на русский язык официальных правил игры в американский футбол, все наименования объединений (ассоциаций), имеющих отношение к данной игре, в том числе студенческих, а также особенности экипировки игроков, правила и порядок сертификации материалов для ее изготовления сохранены. – Прим. ред.
* Кикером называется игрок, легально бьющий по мячу ногой.
** См. с.86.
*** Ввод мяча в игру пасом назад в соответствии с правилами.
**** Судейские решения (рекомендованные).
* Football Officials Manual.
** Collegiate Commissioners Association.
* Линии ввода мяча в игру, маркированные на игровом поле короткими параллельными штриховыми линиями.
** В профессиональном футболе – 70 футов и 9 дюймов (21,512 м).
* Живой фол (Live-Ball Foul) – это фол, совершенный тогда, когда мяч находится в игре и называется «живым». Мертвый фол (Dead-Ball Foul) – это фол, совершенный тогда, когда мяч находится вне игры и называется «мертвым».
** [С27] – номер сигнала, который подает судья (см.раздел «Штрафные санкции и судейские сигналы»).
* AFCA.
* Такой даун называется дауном, играемым схваткой.
** Такое построение называется Scrimmage Kick Formation.
*** В правилах такой игрок также называется нелегальным ресивером, или не имеющим права принимающим игроком.
**** Linterior Limeman – внутренний линейный игрок, т.е. игрок, находящийся на линии схватки между центровым (снэппером) и крайним нападающим (эндом).
* Каждая команда входит в определенную конференцию, т.е. объединение команд по территориальному принципу.
* Лимитный командный тайм-аут – один из командных тайм-аутов, на которые команда имеет право в течение одной половины игры.
** National Operating Committee on Standards for Athletic Equipment (Национальный рабочий комитет по стандартам спортивного снаряжения).
* Sporting Goods Manufacturers Association.
* Взаимным фолом называется ситуация, когда обе команды одновременно сделали фолы, которые таким образом взаимно аннулируются, и команды не несут за них наказаний.
** Следующая точка, предыдущая точка – см. правило 2 «Определения».
* Фамблом в футболе называют потерю мяча игроком (см. раздел 10).
** Пант – это удар по мячу с лета, т.е. когда игрок ударяет ногой по летящему мячу, который еще не касался земли.
*** Удар с полулета – это удар ногой по мячу, отскочившему от земли.
**** Словосочетание «поимка мяча» в данных правилах аналогично словосочетанию «ловить мяч».
* Chop Block – букв. «отбивная».
* Принимающего или принявшего мяч игрока
* Fumble – букв. «потеря».
** Muff – букв. «промах».
* 70 футов 9 дюймов (21,56 м) в профессиональном футболе.
* Huddle – букв. «тесная группа».Так называется совещание игроков в тесном кругу перед игрой.
* Scrimmage Kick.
* Кикер – игрок, совершающий удар по мячу ногой; холдер – помогающий ему игрок, который придерживает мяч на земле для более точного удара.
* То есть отодвигание мяча назад на несколько ярдов, что замедляет продвижение команды вперед.
* Safety – см. правило 8, раздел 5.
* Kicker – букв. «пинала». Holder – букв. «удерживающий».
** Или эндами.
* Игровое поле не включает в себя зачетных зон.
* Trydown – см. Определение в правиле 8, разделе 3.
* То есть еще раз сделать тачдаун, подробнее см. правило 8 «Счет очков».
** То есть успешный филд-гол, подробнее см. правило 8 «Счет очков».
* 2 минуты в профессиональном футболе.
** 15 минут в профессиональном футболе.
* 1 минута 50 секунд в профессиональном футболе.
* То есть не в результате, например, фамбла.
* То есть игрок контролирует мяч.
* Chop Block, или «коробочка», см. правило 2, раздел 3, статья 3.
** То есть попытку сделать филд-гол во время трайдауна.
* То есть мертвых фолах.
* NCAA Football Rules.
** Football Official Manual.
*** Collegiate Commissioners Association.
* Также сигнал 9.
* Также сигнал 9.
* также сигнал 9.
* NF – старшая школа.
* Судейские сигналы 25 и 26 зарезервированы для дальнейшего развития и совершенствования правил.
* Перевод основных терминов, наименований игроков, описание их функций и положения на поле приведены в приложении 2. – Прим. ред.
* То есть одним из четырех даунов серии.
* То есть игрок, принявший стойку на линии схватки, при которой он опирается о землю в трех или четырех точках (ноги и одна или обе кисти рук на земле).
* Shotgun – букв. «дробовик», т.е. ружье, стреляющее дробью.
* Flanker.
* Backer.
* Spread Receiver.
** Defender.
*** Slot Back.
**** Safety.
* PAT Attempt – Point After Touchdown, букв. «очко после тачдауна», или гол в ворота противника, приносящий очко.
* Option Play (игра с правом выбора) – игра нападения, в которой игрок с мячом имеет право выбора: бежать с мячом самому или передать мяч пасом.
* Halfback.
** Tackler.
* NoseGuard.
* Defensive Linebacker.
** Kick-Return Team, также «возвращающая команда», см. приложение 2.
* A Kicking Shoe – в футболе для разных игровых ситуаций используются разные модели туфель, и игроки нередко меняют за игру несколько пар различных туфель.
megalektsii.ru
Оглавление:1. Американский футбол2. История3. Правила4. Роли игроков5. Основные стратегии6. Популярность7. Отличия правил канадского футбола
Цель игры набрать больше очков, чем команда соперника, за отведённое время.
Поле для игры в американский футбол
Игра ведётся на прямоугольном поле 120 ярдов длиной и 53 1/3 ярдов шириной. У каждого конца поля, на расстоянии 100 ярдов друг от друга проведены линии цели. 10-ярдовая очковая зона находится между линией цели и границей поля.
Поперёк поля через каждые 5 ярдов нанесены линии. Они пронумерованы от 10-ти до 50-ти, от границ очковых зон к середине, обозначая таким образом количество ярдов, которые осталось пройти нападающей команде, для того чтобы заработать тачдаун. На каждом конце поля на границе поля стоят ворота в виде двух высоких штанг с перекладиной между ними. Голы забиваются над перекладиной между штангами.
Каждая команда может выпускать на поле 11 игроков одновременно. Команды могут заменять всех или некоторых игроков между игровыми моментами. Обычно игроки специализируются на игре только в атаке, обороне или специальных командах. Каждую игру почти все 53 игрока команды НФЛ могут принимать участие в игре в той или иной роли.
Размеры ворот в американском футболе практически идентичны размерам ворот в регби. Высота перекладины 10 футов, расстояние между стойками 18,6 фута. На стадионах, используемых исключительно для американского футбола, ворота зачастую установлены на единственной центральной опоре.
Игра продолжается 4 периода по 15 минут каждый с перерывом после второго периода. Каждый такой период называется «четвертью». Время останавливается, когда мяч покинул поле, пас вперед не был пойман, мяч перешёл к другой команде, были заработаны очки, было нарушение правил, одна из команд взяла тайм-аут и в некоторых других случаях. Поэтому матч обычно продолжается около трех часов.
В случае равного счета в НФЛ назначается 15 минут дополнительного времени. В этом случае команда, первая заработавшая очки, объявляется победителем. В играх регулярного чемпионата в случае равного счета по истечении 15 минут объявляется ничья, в играх плей-офф назначаются дополнительные овертаймы до определения победителя.
Мяч для игры в американский футбол.
Игра состоит из игровых моментов. В начале каждого момента мяч кладётся туда, где закончился предыдущий игровой момент.
Команда, владеющая мячом, получает 4 попытки продвинуть мяч на 10 ярдов вперёд в сторону очковой зоны соперника. Каждая такая попытка называется дауном. Если атакующая команда продвигается на 10 ярдов, она опять получает 4 попытки пройти следующие 10 ярдов. Если нападение не может пройти 10 ярдов за 4 попытки, мяч передаётся команде соперника, причём на той же самой линии, на которой завершилась 4ая попытка. Во время трансляции матча показывают игровые формулы 1st & 10, что значит, что сейчас произойдёт первая попытка и надо пройти 10 ярдов до следующих попыток. Расстояние, на которое необходимо перенести мяч, измеряется с помощью двух маркеров, соединённых цепью в 10 ярдов. Судьи устанавливают маркеры на боковой линии поля. Каждый раз, когда команда нападения пронесла мяч за конечный маркер, начальный маркер переносится на линию, на которой находится мяч, а розыгрыш начинается с первой попытки.
За исключением начала игры и второй половины, а также розыгрышей после заработанных очков, мяч подаётся в игру броском назад между ног, называемым снепом. В начале игрового момента обе команды выстраиваются напротив друг друга вдоль линии на которой лежит мяч. Центральный игрок отдаёт мяч назад между ног игроку своей команды квотербеку.
Игроки могут продвигать мяч двумя способами:
Игровой момент заканчивается, когда происходит одно из следующих событий:
Нападающая команда пытается избежать сейфти, начиная в двух ярдах от своей очковой зоны
Команда зарабатывает очки следующими способами:
После того как одна из команд заработала очки, она обязана выбить мяч в поле с 30-ярдовой отметки. Исключение составляет сейфти, при котором команда, допустившая сейфти, возвращает мяч команде, заработавшей два очка, выбивая его со своей 20-ярдовой линии. Причем мяч выбивается с рук, а не с земли, что называется свободным ударом.
Каждая половина игры начинается с момента, когда одна из команд выбивает мяч ногой в сторону очковой зоны соперника с 30-ярдовой отметки «кикофа». Выбивание мяча назначается также, когда одна из команд заработала очки. В случае кикофа мяч устанавливается в специальную подставку, удерживающую мяч в вертикальном положении, киккер разбегается и наносит по мячу удар.
Нападающая команда, не сумевшая пройти за 3 попытки 10 ярдов, обычно делает пант выбивает мяч ногой с руки в сторону соперника во время четвёртой попытки, стараясь заставить команду соперника начать атаку как можно дальше от очковой зоны. В случае панта лонг-снэпер команды, выполняющей удар, отбрасывает мяч назад. Его должен поймать пантер и с рук выбить мяч в поле.
В обоих случаях выбивающие мяч игроки преследуют две цели: выбить мяч как можно дальше и сделать это так, чтобы мяч находился в полете как можно дольше. Поскольку цель этого игрового эпизода определить положение, с какого команда принимающая мяч начнет свое продвижение к очковой зоне противника, то команда принимающая мяч, поймав его старается вернуть его как можно ближе к очковой зоне выбивающей команды. В то же время выбивающая команда пытается остановить противника как можно дальше от своей очковой зоны. Поэтому длительное время полета мяча позволяет игрокам выбивающей команды добежать как можно ближе к противнику.
Если выбитый мяч вылетает за очковую линию и там остается, то это называется тачбэк. В этом случае принимающая команда начинает движение к очковой зоне противника с 20-ти ярдовой линии в своей зоне.
Попытка забить филд гол это третий эпизод, когда по мячу наносится удар ногой. В этом случае лонг-снэпер отбрасывает мяч назад, и его ловит холдер. Задача холдера поставить мяч вертикально на землю, придерживая его сверху рукой, так, чтобы киккеру было удобно нанести удар по воротам. Если киккер попал в цель, его команда получает либо 3 очка, либо 1 очко. В случае промаха, команда, против которой выполнялся удар, начинает продвижение к очковой зоне соперника с места неудавшегося удара. Именно этот факт определяет выбор наступающей команды между пантом и попыткой филд гола. Киккеры редко рискуют пробивать филд голы с расстояния, превышающего 45-50 ярдов.
Различные нарушения наказываются перемещением мяча в одну или другую сторону на определённое число ярдов; розыгрыш обычно переигрывается с той же попытки. При этом нападающая команда может получить новую серию из 4-х попыток либо автоматически, либо потому, что наказание передвинуло мяч на 10 ярдов или больше. Если наказание перенесло бы мяч в очковую зону, такое наказание заменяется на наказание, составляющее половину расстояния до очковой зоны.
Судья подает сигнал о нарушении выбрасыванием на поле жёлтого флага. Пострадавшая команда может принять или отклонить наказание. Обычно наказание отклоняется, если в результате наказания провинившаяся команда получит преимущество.
Наиболее часто встречающиеся нарушения:
Просмотров: 12873
www.iblandt.ru
ФУТБОЛ АМЕРИКАНСКИЙ, командный вид спорта, игра мячом овальной формы на поле со специальной разметкой и воротами. Цель игры – занести мяч в зачетную зону соперника или забить в его ворота, за что команда получает определенное количество очков. В матче побеждает команда, набравшая больше очков.
Сначала развивался как разновидность регби, но со временем заметно видоизменился и приобрел статус самостоятельной спортивной дисциплины. В настоящее время, помимо Америки, культивируется – как профессиональный и любительский спорт, – в Европе, Азии, Австралии.
В США принято название «футбол».
В американский футбол играют на прямоугольном поле с травяным (реже – синтетическим) покрытием 120 ярдов × 53 ярда 1 фунт (110 м × 49 м) – стандарт НФЛ (см. ниже). Через каждые 5 ярдов поле разделено сплошными поперечными белыми линиями, через каждые 10 ярдов эти линии пронумерованы. Кроме того, по краям площадки отмечен каждый ярд. Площадь поля ограничена боковыми и «эндовыми» (англ. end – конечный) линиями. В концах поля между голевой и эндовой линиями располагается зачетная зона (длиной 10 ярдов).
Посередине эндовых линий установлены ворота: 3-метровая стойка с поперечной перекладиной длиной 5,55 м, на концах которой закреплены вертикальные штанги.
Овальный кожаный мяч похож на регбийный, но имеет более заостренную форму. Его размеры – 72,4 × 54,6 см, вес – 397–425 гр.
От каждой команды на поле одновременно выступают 11 игроков. Число замен не ограничено, но общее количество игроков в команде, согласно правилам НФЛ, не может превышать 53.
В экипировку футболиста, помимо формы (свитер и специального кроя спортивные трусы), входит жесткое защитное снаряжение: шлем с внутренней прокладкой, маска для лица, панцирь, защищающий ключицы и плечи, а также щитки, наколенники, налокотники и пр. Капа защищает зубы спортсмена.
Игра делится на четыре четверти по 15 минут чистого времени. После каждой из первых трех четвертей команды меняются воротами. После первой половины игры делается перерыв в 12 мин, после первой и третьей четвертей – 2 мин. В случае ничейного исхода игры правилами НФЛ предусмотрена дополнительная 15-минутка – до первых набранных очков.
Команды имеют право на 3 таймаута в каждой половине игры.
Каждая половина игры начинается ударом по мячу с 30-ярдовой линии одной из команд (аналогичным образом возобновляется игра после тачдауна или филдгола – см. ниже). Вторая и четвертая четверть начинаются с атаки команды, владевшей мячом к исходу предыдущей четверти.
Какая из команд производит начальный удар, определяется по жребию. Бьющий игрок ударом ноги сильно отправляет мяч в сторону соперника. Принимающий ловит его, после чего пытается прорваться как можно дальше в направлении чужой голевой линии. Партнеры помогают ему, ставя «заслон» от соперников. Те стараются остановить игрока, владеющего мячом, повалив его на землю или вытолкнув за пределы поля. После того, как им это удастся, выносящая команда начинает атаку. С этого момента – и до потери мяча – она считается атакующей командой, а другая – обороняющейся.
Игроки атакующей команды могут продвигать мяч вперед двумя способами: перемещаясь с ним в руках или передавая партнеру. Атакующей команде дается не более 4 попыток (даунов) на то, чтобы продвинуться минимум на 10 ярдов в сторону зачетной зоны соперника. Если это ей удается, она получает еще 4 попытки, чтобы пройти следующие 10 ярдов, и т.д.; в случае неудачи мяч переходит к другой команде – в той точке поля, где в последний раз была прервана атака. Обороняющаяся команда пытается остановить игрока, владеющего мячом, – и тем самым заставить атакующих использовать даун. Защищающаяся сторона может также «досрочно» завладеть мячом, перехватив пас соперника или подняв мяч, упавший на землю. Правилами разрешено выбивать (вырывать) мяч из рук несущего его игрока.
Атакующая команда может и потерять ярды: если защищающиеся сумеют остановить игрока с мячом за линией розыгрыша.
В отличие от регби, в американском футболе разрешен пас вперед. За один даун можно сделать не более одного паса. В случае, если, принимая пас, нападающий уронил мяч на землю, пас считается незавершенным, а мяч возвращается на позицию, с которой перед этим разыгрывался.
Конечная цель атакующих – поразить ворота соперника или занести мяч в его зачетную зону (тачдаун).
Тачдаун приносит команде 6 очков. После тачдауна можно получить дополнительные очки за реализацию так называемой попытки: направив мяч ударом ноги в ворота соперника (1 очко) или занеся его (отдав пас) в зачетную зону – 2 очка. Можно также заработать очки, ударом с земли направив мяч в ворота (филдгол – 3 очка). 2 очка дается команде за остановку соперника, владеющего мячом в собственной зачетной зоне (сэйфти).
Американский футбол – чрезвычайно жесткий вид спорта с обилием силовой борьбы. Тем не менее, в нем есть определенные ограничения. Правилами запрещены – вообще или в определенных игровых ситуациях – толчки в спину, захваты, подножки, подкаты сзади (сбоку) и пр. За нарушение команда наказывается «потерей ярдов»: мяч отодвигается на определенное расстояние в сторону ее зачетной зоны. Чем серьезнее нарушение, тем больше это расстояние. К примеру, фальстарт или оффсайд «стоит» 5 ярдов, а такие грубые нарушения, как захват соперника за маску, – 15. В случае помехи пасу (преднамеренный контакт с соперником до того, как он получил мяч) нападающие получают мяч в точке нарушения.
Игрок, допустивший особую грубость, удаляется с поля.
В списке возможных нарушений в американском футболе есть и «чрезмерный шум, создаваемый зрителями». Если рефери решит, что болельщики слишком бурно выражают свои эмоции, команда хозяев может быть наказана на 5 ярдов или лишена права на один из положенных ей таймаутов.
Детский вариант популярной игры: с меньшим количеством игроков (5) на уменьшенном поле с укороченным хронометражем. Основное его отличие – в полном отсутствии силовой борьбы (и, соответственно, защитной экипировки у спортсменов). Цель игры та же, а остановить соперника, владеющего мячом, можно выдернув у него из-за пояса специальный флажок, – отсюда и название игры (англ. flagfootball).
Поскольку тактика и необходимые навыки игры в американский футбол в защите и в нападении заметно различаются, многие команды (прежде всего, профессиональные) играют двумя составами: защитным и атакующим, которые сменяют друг друга на поле при переходе мяча. Кроме того, в профессиональных клубах есть специальные звенья – и отдельные амплуа (например, ретернер, принимающий мяч после начального удара или панта – см. ниже) – для той или иной игровой комбинации, поэтому в их составах насчитывается по несколько десятков игроков самых разных специальностей.
Квотербек – по сути, играющий помощник тренера. Получив при розыгрыше мяч от центрового, он своими действиями определяет дальнейшее развитие атаки. Он может сам пойти в прорыв, дать дальний пас устремившимся вперед ресиверам или отдать мяч находящимся рядом задним бегущим. В зависимости от своего расположения на площадке и ресиверы, и задние бегущие подразделяются на несколько более узких амплуа, – так же, как и линейные, в момент розыгрыша мяча выстраивающиеся на соответствующей линии. Они прикрывают владеющего мячом партнера от соперников, толкая их в корпус или бросаясь под ноги.
Свои линейные есть и в составе обороняющейся команды. В их обязанности входит нейтрализация квотербека и задних бегущих. За линейными располагаются лайнбэкеры. Корнербэки (угловые) стерегут края площадки. На последнем рубеже обороны играют сэйфти, задача которых – остановить прорвавшегося игрока атакующей команды или «обезвредить» дальний пас.
Помимо хорошей физической подготовки от игрока требуется наличие определенных навыков и качеств – в зависимости от амплуа: к примеру, для задних бегущих – это, в первую очередь, скорость и выносливость, для расчищающих им дорогу линейных – сила и решительность, а для квотербека – быстрота мышления и отличное видение поля.
Хотя американский футбол – игра с мячом, умение владеть им (прием, перемещение, пас, отбор) необязательно для тех участников команды, задача которых – схватка с противником. А игрокам некоторых амплуа правилами вообще запрещено касаться мяча.
В американском футболе есть специфические технические приемы – такие, как снэп: центровой при розыгрыше отправляет мяч назад (обычно квотербеку) броском между ног. Своеобразно производится и удар с земли. Холдер – удерживает мяч в вертикальном положении до того момента, пока кикер не нанесет по нему удар.
Как во всяком игровом виде спорта, здесь есть проверенные временем тактические наработки и ходы. Так, если у атакующей команды мало шансов преодолеть 10 ярдов (обычно это бывает на четвертом дауне), используется так называемый пант. Специальный игрок (пантер) отправляет мяч как можно дальше в сторону чужой зачетной зоны, – тем самым, вынуждая соперников начинать собственную атаку из глубины поля. Используемые в игре комбинации (у каждой из них есть условное обозначение) отрабатываются на тренировках до автоматизма.
Тренер команды руководит действиями игроков, выбирает ту или иную комбинацию, проводит необходимые замены и т.д. Ему помогает группа ассистентов, отслеживающих ситуацию на поле с разных точек и передающих необходимую информацию на линию.
Американский футбол ведет свою родословную от регби, в свое время завезенного в США европейцами. Состоявшаяся в 1869 в Нью-Брунсвик (шт. Нью-Джерси) встреча между командами Ратгерского и Принстонского университетов считается первым в истории матчем по американскому футболу, хотя сама игра во многом еще напоминала регби. В 1874 в Гарвардском университете прошел матч по разработанным там правилам. Со временем американский футбол получил распространение в других университетах, где он по-прежнему остается одним из главных спортивных увлечений студентов. В 1876 была основана Футбольная ассоциация колледжей. В том же году появились правила, разработанные «отцом американского футбола» Уолтером Кэмпом: им были предложены многие принципиальные положения, определившие суть игры.
Постепенно футбол вышел за стены вузов, а в конце 19 в. стал культивироваться и как профессиональный спорт. В 1920–1930-е в США начался настоящий «футбольный бум». Футбол стал спортом номер один в стране – и сохраняет этот статус до сих пор.
Американская профессиональная футбольная ассоциация создана в 1920. В 1922 переименована в Национальную футбольную лигу (НФЛ). В 1960 была сформирована Американская футбольная лига (АФЛ) – единственная из «альтернативных» лиг, сумевшая составить достойную конкуренцию НФЛ. Десять лет спустя произошло слияние двух лиг. НФЛ подразделяется на Американскую и Национальную конференции, которые, в свою очередь, делятся на дивизионы – по географическому принципу. В настоящее время в Лигу входит 32 клуба, за которые выступают около 1500 лицензированных игроков.
Регулярный чемпионат НФЛ и последующая серия плэй-офф – самое популярное из множества проходящих в США соревнований по американскому футболу. Венчает его финальный матч – Супербоул (англ. Superbowl), победитель которого получает Ломбарди Трофи. Впервые такой финал прошел в 1967, – тогда в нем участвовали победители чемпионатов НФЛ и АФЛ. Выиграла первый Супербоул команда «Грин Бэй». С 1970 в Супербоуле принимают участие победители Национальной и Американской конференций НФЛ. Матч, по традиции проходящий в конце января (начале феврале), считается главным спортивным событием года в США – и самым «телесмотрибельным» из всех однодневных спортивных мероприятий в мире: по данным НФЛ, его смотрят более миллиарда зрителей. Так как команда-победительница провозглашается чемпионом предыдущего года, чтобы избежать путаницы, каждый Супербоул получает порядковый номер (в римской нумерации). Чаще других престижным трофеем владели «Сан-Франциско» и «Даллас» – по 5 раз. Четырежды выигрывал его «Питтсбург». (Среди прочих обладателей Ломбарди трофи надо отметить команды «Чикаго» и «Грин Бэй», по 6 раз завоевывавшие титул чемпионов НФЛ в период до 1967 года.)
Американский футбол культивируется уже более чем в 40 странах мира. Первые (за пределами Северной Америки) национальные федерации по этому виду спорта возникли в 1970-е. В настоящее время действуют также и региональные объединения.
В Европейской федерации американского футбола (ЕФАФ) состоит 16 стран, включая Россию. В числе наиболее значимых турниров – чемпионат Европы среди сборных команд, «Евробоул», разыгрываемый между клубами–победителями (и вице-чемпионами) национальных первенств, и Кубок ЕФАФ – аналог Кубка УЕФА (см. статью ФУТБОЛ). В Европе действует также NFL Europe, в которую входит 6 клубов из разных стран.
Международная федерация американского футбола (ИФАФ), образованная чуть позже ЕФАФ, объединяет более 20 национальных федераций. Проводит розыгрыш Кубка мира (с 1999), другие соревнования.
Первая в нашей стране команда по американскому футболу – «Московские медведи» – создана в конце 1980-х. Она же стала победителем первого чемпионата СССР.
Сейчас, помимо Москвы, заметное развитие американский футбол получил в Санкт-Петербурге, Астрахани,Челябинске и некоторых др. городах. Разыгрывается Кубок России, проводится чемпионат страны и др. соревнования в разных возрастных группах. В Детской лиге американского футбола (ДЛАФ), помимо детских, представлены команды юниоров (16–19 лет) и взрослых (старше 19 лет).
Немалых успехов добились наши спортсмены в международных соревнованиях. Взрослая сборная России в 2003 вышла в группу B чемпионата Европы. А на счету команды юниоров – европейское «золото» и победа в открытом чемпионате США.
Константин Машков
www.krugosvet.ru