Футбол как искусство. Футбол в искусстве


Футбол как искусство | Область Культуры

Чемпионат Европы по футболу в самом разгаре. Кто-то обсуждает неожиданные падения грандов, а кто-то взлёты сборных из маленьких, но гордых стран. Мы обмусоливаем игру нашей команды и восторгаемся голами звёзд футбола. Болеем, кричим, ругаемся и ликуем.

Но при этом совсем не задумываемся, а что это, собственно такое – футбол? Спорт или искусство? Мы сегодня попробуем вас убедить в том, что это самое что ни на есть настоящее искусство. Только вот какое…

Футбол – это театр

Вот уж воистину «весь мир театр, и люди в нём – актёры». В том числе и на футбольном поле. Ну чем это не сцена, на которой двадцать два артиста стараются исполнить отведённые им роли. У каждого своё амплуа, свои заученные тексты и мизансцены. Главный режиссёр-тренер ставит им задачи, учит, как правильно играть (именно играть, а не просто бить по мячу), подбирает наилучший актёрский состав и руководит постановкой прямо из своей суфлёрской будки.

И на зелёной сцене так много импровизации, интересных находок и великолепно исполненных сцен. Встречаются прекрасные монологи и откровенно неудачные роли. В общем, всё как в настоящем театре. А уж такому количеству зрителей позавидовал бы любой МХАТ. Вдохновенные поклонники аплодируют, кричат «браво» или освистывают халтурное отношение к происходящему.

А какую великолепную актёрскую игру демонстрируют многие футболисты, когда их даже чуть-чуть касается соперник! Роль умирающего лебедя или подстреленного солдата на передовой удаётся им не хуже, чем у какого-нибудь лауреата «Золотой маски». Правда иногда злой критик-судья всё-таки говорит им «не верю» и просит больше не переигрывать.

Можно ещё вспомнить о вешалке в раздевалке, с которой начинается футбол. Об антракте между двумя футбольными актами. О сценических костюмах и театральном реквизите.

Одно только отличает футбол от театра. Это замены во время матча. А ведь как было бы интересно, если б молодой актёр отыграл почти всего «Гамлета», а на финальные сцены режиссёр выпустил какого-нибудь народного артиста, который поставил великолепную точку и собрал цветы и овации. Почему нет?

Футбол – это кино

А может быть действительно футбол сродни киноискусству? Ведь сидим мы у телевизоров, смотря этот двухсерийный фильм, до самого конца не зная, кто же окажется убийцей. Чаще всего это детектив, иногда триллер или даже комедия. Но бывает и скучная драма.

В главных ролях звёзды футбола, которые ничем не уступают, а иногда и превосходят по популярности и заработку кинознаменитостей. Лучших из них номинируют на Оскар (Золотой мяч), а команды принимают участие в настоящих кинофестивалях, один из которых проходит сейчас в Бразилии.

Да, у нас вместо попкорна и колы в руках пиво и чипсы, но зато мы, как в кинотеатр, приходим в спортбар и переживаем за любимых героев, показывающих на экране настоящую битву.

Вот бы так болеть за Фродо, пробирающегося с кольцом через всё поле к Роковой горе: «Давай, хоббит. Оле-оле-оле. Средиземье, вперёд!».

Футбол – это цирк

Нет, всё-таки, футбол иногда напоминает настоящий цирк. По крайней мере, некоторые игры «достойны» называться этим словом. На поле появляются клоуны и пытаются изобразить весёлую сценку под названием «не хочу я забивать».

Следом идут жонглёры, показывающие своё умение подбрасывать мяч, выписывать вокруг него кружева, называя это «дриблингом». Есть даже акробаты, выполняющие кульбиты после забитого мяча и фокусники, достающие неожиданно из кармана разноцветные карточки.

Но чаще всего циркачи на зелёном газоне устраивают парад-алле, где собирают всевозможных артистов, выступающих в разных жанрах, но создающих в итоге одно искромётное шоу. Да и стадион часто называют ареной. А уж какие цирковые номера откалывают иногда сами зрители – то устроив фаер-шоу, то одев на себя клоунские наряды, то жонглируя бананами или зажигалками.

Хотя, справедливости ради надо сказать, что цирка на футболе совсем видеть не хотелось бы. Хватает его и в жизни.

Футбол – это концерт

Так может футбол это, всё-таки, концерт? Вживую, не под фонограмму. А судя по энергетике зрителей, чаще всего рок-концерт.

Огромный ансамбль из самых разных исполнителей, играющих каждый на своём инструменте, пытается исполнить партию по заранее заученным нотам. Иногда импровизируя, солируя или играя в унисон. Дирижёр пытается всем этим управлять, махая руками в отсутствие дирижёрской палочки.

А свисток судьи, настроенный по камертону? А всевозможные пищалки, крякалки, барабаны, вувузелы, создающие на поле неповторимую мелодию игры? И, конечно же, песни болельщиков, добавляющие в этот концерт свой уникальный номер.

Да и многие ведущие комментируют матчи подстать лучшим образцам концертного конферанса.

Футбол – это всё

А вообще, эту игру можно назвать любым видом зрелищного искусства, который мы любим и ценим. Наверняка футбол – это танец. Коллективный, заводной. Как они выплясывают с мячом, выделывая такие па, что позавидует любой Лиепа!

И футбол – это живопись. Да-да, не удивляйтесь. Недаром же существует термин «рисунок игры». А какая яркая и разноцветная у них форма в стиле лучших образцов раннего символизма! А массовый бодиарт, который предстаёт перед нами на лицах преданных болельщиков!

Футбол – это праздник. Сумасшедший, весёлый и запоминающийся. Со своей сценической площадкой, развлечениями и салютом в конце.

Только почему-то футбол – это совсем не литература. Читать в нём, кроме фамилий на спинах игроков нечего. Разве что написать. В стихах или прозе. А там уж вам решать – любить футбол или ненавидеть. Ведь любое искусство очень субъективно. Особенно искусство катать мяч по зелёному газону.

В материале использованы репродукции картин о футболе художников: А. Дейнека, А. Солодовников, П. Рубинский, В. Ложкин, Люссель Род, Грасиела Буланже.

okultureno.ru

Роль футбола в искусстве - Аналитические записки - Блоги

Футбол и живопись

Первые изображения атлетов и физкультурников восходили к традиции Древней Греции и Римской империи, это были мощные фигуры в духе неоклассицизма.

Однако это никак не относилось к футболистам, здесь важнее было передать движение тела, что в эпоху первоначальной популяризации игры особенно привлекло итальянских модернистов.

В произведениях, посвящённых футбольной тематике, наметился явный отход от реалистических традиций: свидетельством тому можно считать творения таких мастеров, как Жорж Брак, Роберт Делоне, Фернан Леже и Пабло Пикассо[3]. . Одной из самых известных работ этого периода является картина Пабло Пикассо «Игрок в футбол».

Футбольное зрелище пытались передать и живописцы, работающее в более традиционной манере. Так, на создание картины «Корнер» французского художника Жана Жакоби вдохновил Парижский олимпийский турнир 1924 года. На полотне воспроизведён эпизод, происходящий у самых ворот: в центре композиции вратарь, старающейся в прыжке отбить мяч и помешать нанести удар головой двум противникам.

Художественное восприятие футбола всегда согласовывалось с превратностями развития самой игры. Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось пиком интереса к футболу со стороны людей искусства, который затем постепенно слабел и достиг глубочайшего спада в 1970-е и 1980-е год, когда стадионы захлестнула волна насилия.

В последующее десятилетие футбол заполнил экраны телевизоров, в него потекли огромные деньги, вследствие чего во многих странах стала бурно рассветать целая футбольная индустрия. Этот предмет вновь привлёк художников самого разного толка от сатириков-концептуалистов вроде Марка Валлингера, выставившего огромный шарф «Манчестер Юнайтед», завитый в форме спирали ДНК, до плеяды скульпторов, насаждавших улицы городов по всему миру памятниками великим игрокам (Эйсебио в Лиссабоне, Стэнли Мэтьюзу в Хэнли, Льву Яшину в Москве и прочие).

Футбол и литература

Художественная литература не обделила своим внимание спорт как явление в целом, и футбол как его составляющую, в частности, хотя следует отметить, что значительные литературные удачи о футболе, существующее на самых различных языках можно буквально перечесть по пальцам.

Причина здесь, видимо, в том, что футбол, в общем-то, не считается принадлежностью высокой культуры.

Из значимых произведений можно выделить:

«Футбольные сказки» — автор Алдир Шлее (Бразилия)

«Футбольная горячка» — автор Ник Хорнби (Англия)

«Чертополох и чаша Грааля» — автор Робин Дженкинс (Шотландия)

«Хем и футбол» — автор Налинакши Бхаттчарья (Индия)

«Фабрика футбола» — автор Джон Кинг (Англия)

«Мы идем» — автор Дуги Бримсон (Англия)

Особняком можно выделить множество автобиографических изданий и мемуаров, написанных различными футболистами, тренерами, футбольными функционерами и судьями. Но вряд ли такого рода литературные творения можно отнести к значимым произведениям эпистолярного жанра, ибо в большинстве своём точки зрения на событии описанные в книгах носят субъективный характер.

В целях улучшения ситуации и привлечения серьёзных литераторов к тематике футбола в 1957 году, ФИФА учредило премию за лучшее литературное произведение о футболе. Однако после двух лет от этой идеи пришлось отказаться, с мотивировкой … «в силу огромных сложностей её осуществления в международном масштабе».

Футбол и театр

Следует отметить, что футбол не пользовался особой популярностью у драматургов.

Первой серьёзной пьесой на английском языке посвящённой футболу, стала «Игра», Гарольда Брикхауза (1913 год), в которой футболисты предстают честными профессионалами, не поддающимися искушению сдать матч за деньги.

В Бразилии, где роль футбола не менее значима, чем в Британии серьёзных драматургических произведений на футбольную тему тоже было крайне мало.

Заслуживает упоминания «Покойница» Нельсона Родригеса (1953 год): её горой, только что потерявший жену, узнает, что она была ему не верна, и решает все деньги, которые умершая отложила себе на похороны, потратить на футбол.

Значимым явлением стала написанная в 1967 году пьеса Питера Терсона «Зиггер Заггер» — своего рода драматургическое исследование проблемы футбольного хулиганства, тогда только набиравшего мощь и размах.

За последние годы, появилась лишь комедия Артура Смита и Криса Инглэнда «Вечер с Гари Линекером», в которой слышны отзвуки обидного поражения сборной Англии в полуфинале чемпионата мира 1990 года в Италии.

Футбол в кинематографе

Футбольная тематика в кинематографе не сыскала особого успеха — по причине необычайной трудности передачи средствами кинематографа напряжения футбольного действа и страстей, кипящих вокруг него.

Однако следует отметить, что есть ряд картин, вошедших в классику футбольного и околофутбольного жанра.

К ним можно отнести:

«Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» — режиссёра Вима Вендерса 1972 год. Фильм показывает постепенное падение человеческой личности.

«Финал Кубка» — режиссёра Ёрана Риклиса 1982 год. Основную сюжетную линию этого фильма образуют взаимоотношения двух главных героев — пленника еврея и стерегущего его боевика из Организации освобождения Палестины.

Действие картины проходит во время проведения чемпионата мира 1982 года, и оба героя стараются следить за ходом чемпионата. Через бинокль им удаётся увидеть на экране телевизора несколько моментов: мячи, которые забивает в ворота Бразилии Паоло Росси в решающем матче группового этапа, и последний гол итальянцев в финальном матче против Германии. При этом у израильтянина есть билет на игру, и в самые мучительные минуты он сжимает этот билетик в руке.

«Удостоверение» — режиссёра Филиппа Дэвиса 1995 года.

Действие картины происходит в Англии, где четверым полицейским даётся задание внедриться в банду футбольных хулиганов «Собаки», чтобы установить личности главарей и тех, кто причастен к околофутбольным беспорядкам. Полицейские начинают с того, что знакомятся с членами банды в одном из пабов и решают поехать с ними на выезд за клуб второго дивизиона «Шедвел». Главный герой фильма (Джон Трэвел) решается на одном из выездов поучаствовать в беспорядках. Он быстро увлекается этим, и у него начинаются проблемы — как на работе, так и дома.

«Кубок» — режиссёра Каньесте Норбу 1999 года.

Фильм основан на реальной истории Тибетских ребят, которых родители за немалые деньги и с большим риском для себя отправили в монастырь Чок-Линг у подножья Гималаев, дабы они прошли там курс «дхармы» — традиционного религиозного обучения. Но религия не единственное что занимает умы молодых людей. Им запрещено ходить в соседнюю деревеньку и смотреть там матчи финального турнира чемпионата мира по футболу 1998 года, но запретный плод сладок.

«Играй как Бекхэм» — режиссёра Гуриндера Чадхи 2002 года.

В картине представлена попытка, взглянуть с оптимистической точки зрения на культурные различия, существующие в современном британском обществе. Юная девушка дочь индийских эмигрантов, вынуждена пережить конфликт со своими родителями, прежде чем ей удаётся отправиться в США, где она получает футбольную стипендию в колледже и начинает карьеру профессионального игрока.

«Фабрика футбола» — режиссёра Ника Лова 2004 год.

Сюжетная линия фильма, довольно чётко разделена режиссёром на две основные составляющие, это описание околофутбольного насилия, чередующееся с описанием географии и уклада жизни городов современной Англии.

Изложение событий ведётся с грубым реализмом и искренней включённостью в культуру, которая, по сути, официально отвергнута, но которую невозможно игнорировать.

«Гол» — режиссёра Дэнни Кэнона 2005 года.

Картина повествует о судьбе мексиканского эмигранта, проживающего в США. Всё свободное время главный герой посвящает игре в футбол, и однажды, волей случая, он попадает в поле зрения известного футбольного агента, который прилагает максимум усилий для устройства его просмотра в профессиональной команде «Ньюкасл Юнайтед» английской Премьер-Лиги.

Пройдя через предательство, любовь и притяжение больших денег, главный герой добивается цели и в финале картины забивает важнейший гол в ворота «Ливерпуля». И некоторые другие картины.

Из советских и российских фильмов можно выделить картины:

«Вратарь» — режиссёра Сергея Тимошенко 1936 год. Картина снята по повести Льва Кассиля, и повествует о вратаре-самоучке Антоне Кандидове, неожиданно ставшим футбольной звездой. Далее был конфликт на почве лёгкого зазнайства, переход в команду противников, возвращение «блудного сына».

«Мой лучший друг, генерал Василий, сын Иосифа» — режиссёра Виктора Садорвского 1991 года. Истopический фильм о судьбе знаменитого спортсмена Всеволода Боброва, волею судьбы оказавшегося фаворитом сына вождя — авиационного военачальника Василия Сталина.

В основе фильма — факты из биографии легендарного капитана сборных СССР по футболу и хоккею. Это фильм-рассказ не только о спортивной жизни в СССР того периода времени, но и о околоспортивной ситуации в стране и известном генерале, сыне первого человека в государстве Василии Сталине.

ru.wikipedia.org/wiki/Футбольная_культура

www.sports.ru

Футбол в искусстве: новые марки серии "ЧМ-2018".

Здравствуйте, уважаемые посетители!

Уже через неделю мы будем встречать Новый 2018 год, одним из главных событий которого станет Чемпионат мира по футболу. С 2016 года в нашей стране выпускается специальная  серия почтовых марок, посвящённая ЧМ-2018. В декабре вышли последние марки этого года, и в ожидании нового  "футбольного" года мы решили представить серию в полном объёме.

"Чемпионат мира по футболу 2018 года в России"

В этом году серия завершилась почтовыми миниатюрами, которые объединили спорт и искусство. На марках представлены работы советских и российских художников и скульпторов на тему "Футбол в искусстве". 

2017. 2303-2306. Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России™. Футбол в искусстве.

      

      

Футбол

Спорт в искусстве

Футбол в русском искусстве получил достаточно широкое отражение. Художники и скульпторы изображали не только отдельные эпизоды матча, но и элементы инвентаря, болельщиков и стадионы. Принципы изображения футбола в XX в. были связаны с понятием гармоничного человека и патриотическим воспитанием. Идеи покорения пространства и времени, задача подготовки физически развитого человека являются определяющими в живописи.

На почтовых марках:

2303. Пименов Ю.И. Картина "Футбол". 1926 г. Город Астрахань. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.

Большеформатное полотно привлекает своей динамикой, ощущением движения, настроения. Буквально взлетевшие к небесам за мячом в стремлении принять пас, фигуры футболистов не только красивы, цельны и сдержанно-строги по колориту, по импрессионистической манере изображения, по сведенной к минимуму деталировке, они - воплощение устремленности к новым высотам, они - сама идеология, умело упрятанная автором за натренированными фигурами спортсменов.  

Время работы Ю. Пименова над картиной совпадает с победным триумфом молодой советской республики, сборная которой 16 ноября 1924 года, встретившись со сборной Турции, "всухую" выиграла у противников матч со счетом 3:0!  

Пименов Юрий (Георгий) Иванович (1903-1977)  - выдающийся российский советский художник, лауреат Сталинских премий 1947, 1950 гг., Ленинской премии 1967 г.; участник российских и зарубежных выставок; автор сборников новелл "Искусство жизни, или Искусство ничего" (1960), "Необыкновенность обыкновенного" (1964), "Новые кварталы" (1968) и др.

Работы Ю. Пименова раскрывают романтическую натуру художника, умеющего тонко и деликатно написать то, что другие мастера соцреализма писали помпезно и фундаментально. Его известные всему миру полотна "Новая Москва" (1937), "Огни университета" (1951), "Свадьба на завтрашней улице" (1962) - бесценное свидетельство эпохи энтузиастов и патриотов, строивших "светлое будущее".

2304. Дейнека А.А. Картина "Футбол". 1928 г. Город Иваново. Ивановский областной художественный музей.

Дейнека Александр Александрович (1899-1969) - советский живописец, монументалист и график, педагог, профессор.  Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964). 

Александр Дейнека сам занимался многими видами спорта, что, безусловно, сообщало его произведениям на тему спорта достоверную убедительность.  В последующем  Дейнека даже утверждал, что  спорт помог ему найти свой собственный художественный язык. В этом отношении очень интересен эпизод из книги Дейнеки "Из моей рабочей практики", в котором он рассказывает,  как рождалась его первая картина - "Футбол" (1924):  "В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. ... Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык".

Таким образом,  спортивная тематика помогла Дейнеке найти не только  своеобразное содержание, но и создать свои особые композиционные и пластические средства выразительности максимальной передачи на картине пластики тренированного тела.  В его понимании красота спортсменов, занятых физическими упражнениями, символизирует здоровый дух состязательности, молодости, любви к жизни, товариществу.  

2305. Янсон-Манизер Е.А. Барельеф "Футболист". 1953 г. Московский метрополитен. 

Елена Александровна Янсон-Манизер (1890-1971) - советский скульптор и художник, жена советского скульптора Матвея Генриховича Манизера. Работала в стилях: миниатюрная скульптура, портреты, монументально-декоративные рельефы, меда­ли, станковые композиции.

О своей работе над барельефом "Футболист" Е. Янсон-Манизер рассказывала: "Зимой 1937 года мне предложили выполнить скульптурные работы для станции "Динамо" ... Московского метрополитена. Станция помещается около самого большого стадиона Москвы, где наша замечательная молодежь отдыхает, тренирует свое тело, где лучшие физкультурники Советского Союза завоевывают мировые рекорды. Вот этих счастливых юношей и девушек нашей страны я и должна была изобразить в моей скульптуре.... Работа для подземного зала заключалась в исполнении круглых медальонов диаметром 90 сантиметров, в котором надо было разместить реальные фигуры… Я просмотрела много спортивных журналов, часто и подолгу просиживала на стадионе, внимательно изучая каждое движение молодых физкультурников. Я беседовала с ними, советовалась, и это очень помогло мне в дальнейшей работе над рельефами.[…]Всего было сделано восемь рельефов с женскими фигурами и столько же с мужскими. Из видов спорта были взяты моменты метания ядра, диска и гранаты, барьерный бег и финиш эстафеты. Игры - футбол, волейбол и теннис, упражнения на брусьях, на буме и со скакалкой; из тяжелой атлетики - гири и бокс; по зимнему спорту - коньки, фигурное катание и лыжи.Во время работы я пользовалась консультацией известных мастеров физкультуры и спорта. Позировали мне наши ленинградские физкультурники и физкультурницы института имени Лесгафта, спортивного общества Динамо и др.".

2306. Памятник футболисту В. Боброву. 2002. Скульптор Анатолий Гордеевич  Дёма. Архитектор Сергей Леонидович Михайлов. Сестрорецк (Санкт-Петербург). Материал: бронза, гранит. Высота фигуры 250 см, высота круглого гранитного постамента 15 см. 

Памятник был открыт 4 декабря 2002 года (1 декабря 2002 года отмечался 80-летний юбилей В.М. Боброва). На гранитном камне высечены строки из стихотворения Евгения Евтушенко, посвящённого Всеволоду Боброву: "Шаляпин русского футбола, Гагарин шайбы на Руси".

Всеволод Михайлович Бобров (1 декабря 1922 - 1 июля 1979) - выдающийся советский футболист, хоккеист, футбольный и хоккейный тренер. Заслуженный мастер спорта СССР (1948), заслуженный тренер СССР (1967). Чемпион Олимпийских игр (1956), мира (1954, 1956), Европы (1954-1956) по хоккею с шайбой, неоднократный чемпион СССР (в 1945-1956) по футболу и хоккею.

Памятник, созданный на народные пожертвования, установлен в Сестрорецке не случайно: в этот город семья Бобровых с трехлётним Всеволодом переехала из Моршанска Тамбовской области в 1925 году. Здесь Всеволод окончил школу, а затем поступил слесарем на Инструментальный завод имени Воскова. Первые футбольные матчи тоже в Сестрорецке. Сначала во дворе - улица на улицу, позже завод на завод. 

С 1938 года Всеволод Бобров выступал за футбольную команду ленинградского "Динамо". Окончил семилетку, затем школу ФЗУ, получив специальность слесаря-инструментальщика 4 разряда.  В годы войны работал в Омске, на эвакуированном Сестрорецком заводе имени Воскова, сборщиком-механиком в цехе по изготовлению артиллерийских прицелов. В августе 1942 года поступил в Омское интендантское училище, которое успешно окончил в конце 1943 года.

Выступал за команды ЦДКА (1945-1949), ВВС (1950-1952), "Спартак" Москва (1953). Провёл 116 матчей в чемпионатах СССР, забил 97 голов. Чемпион СССР 1946-1948 гг., второй призёр 1945, 1949. Обладатель Кубка СССР 1945 и 1948. Лучший бомбардир чемпионата СССР 1945 (24 мяча), 1947 (14 мячей). Участник турне "Динамо» по Великобритании 1945 года.

В 1946-1957 годах играл также в хоккей (1946-1949 и 1954-1957 в ЦДСА, ЦСК МО, 1950-1953 в ВВС). Семикратный чемпион СССР. Забил 254 шайбы в 130 играх. Олимпийский чемпион 1956 года, чемпион мира 1954 и 1956 годов. За сборную СССР забил 89 шайб в 59 играх.

Капитан сборной СССР по футболу на Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки. Капитан сборной СССР по хоккею на Олимпийских играх 1956 года. Единственный в истории Олимпийских игр спортсмен -капитан сборной страны и по футболу, и по хоккею с шайбой.

Именем Всеволода Боброва названы символический клуб бомбардиров (забросившие в официальных матчах не менее 250 шайб) и приз, вручаемый самой результативной команде Чемпионата России по хоккею с шайбой. Его именем также назван один из дивизионов Континентальной хоккейной лиги и Ледовый Дворец ХК ЦСКА на Ленинградском проспекте в Москве. Построенный в Ступино Ледовый дворец спорта также носит имя Всеволода Михайловича. В марте 2015 года в городе Моршанске открыта Ледовая арена, названная в честь Всеволода Михайловича Боброва.

Член клуба бомбардиров Григория Федотова (124 гола). В хоккее - единственный игрок, забросивший в одном матче чемпионата СССР (с архангельским "Водником") десять шайб. Руководил сборной СССР во время суперсерии-72 против сборной Канады. В 1997 году в числе первых введен в Зал славы ИИХФ.

             

А начиналась "футбольная серия марок"  с почтового блока, выпущенного в форме футбольного мяча, на котором был изображён главный приз Чемпионата мира по футболу - Кубок мира.

Два выпуска серии напомнили о почтовых марках, которые выпускались в СССР и России к участию нашей сборной команды в чемпионатах мира по футболу. 

      

"Легендам советского и  российского футбола" было посвящено 3 выпуска.

   

Несколько выпусков серии посвятили городам, на стадионах которых будут проходить матчи ЧМ-2018. 

     

     

      

     

В 2017 году Россия принимала Кубок конфедераций - соревнование по футболу среди национальных сборных, которое проводится под эгидой ФИФА в стране - организаторе чемпионата мира за год до основного турнира. Этому также были посвящены 2 почтовые марки.

     

И конечно, были выпущены почтовые миниатюры с изображением талисмана ЧМ-2018 - Волка Забиваки.

Впереди ЧМ-2018 по футболу и новые выпуски серии, которые представлены в "Плане выпуска марок России на 2018 год".

                                           

Заказы принимаются круглосуточно!

filtorg.ru


Смотрите также