Футбол с тренерской скамьи


Футбол с тренерской скамьи: Вопрос

Всем привет. С недавнего времени я участвую в одном интересном проекте: конференция на сайте StatZone.ru Я бы хотел выложить тут наиболее интересные вопросы читателей. Если у Вас возник какой-то вопрос, который вы хотите обсудить, или на который хотите получить ответ, welcome. 1. Алексей добрый день! Подскажите, как Вы разбираете видео матчей на предмет подсчета точных передач, владения мячом и других показателей по статистике? На что следует обращать внимание, когда смотришь запись игры соперника с которым предстоит игра? Ответ: В отчете по матчу (касаемо ТТД) у меня следующие показатели:
  • передачи в АВП (активную выгодную позицию)
  • доставка мяча в штрафную площадь
  • отборы, перехваты, подборы
  • невынужденные и вынужденные ошибки
  • принятие решения
  • сохранение мяча под давлением
Так же есть ряд вспомогательных показателей, например, насколько агрессивно мы играем в обороне при ауте соперника и, соответственно, насколько умело мы выходим из-под прессинга на нашем ауте. Так же может учитываться такой показатель как начало атаки от вратаря (это особенно полезно в тех случаях, когда соперник пытается оказывать на нас давление).

Разбор матча проходит следующим образом: Мы с помощниками просматриваем запись матча, прогоняя его через наши ТТД (те, что нам нужны в каждом конкретном матче).Пример разбора игрыКроме того, есть хорошие ресурсы на которых в свободном доступе лежит статистика матчей.

По подготовке к следующему сопернику: я обращаю внимание на:

  1. Стандартные положение (оборона/атака)
  2. Переходные фазы: что делают при потери мяча на своей половине поля. На чужой половине поля. Как себе ведут при овладении мячом.
  3. Игра в позиционной обороне (где встречают, как выстраиваются, какая система страховки в линиях, между линиями, в малых группах в зоне мяча
  4. Атака (как атакуют, через кого, какие зоны используют)
  5. Ключевые игроки / слабые игроки.

2. Доброго времени суток! Вопрос заключается в следующем, какова методика отработки обще-командной тактики игры? Как это должно выглядеть на тренировках? Желательно ли чтобы в упражнении игроки играли по своим позициям или есть смысл варьировать игроков "на местах"? Чтобы не вдаваться в философию, давайте выберем конкретный пример. Вот у нас есть 18 игроков в команде, одно поле, фишки, манишки, мячи и т.д.. Как нам отработать определенный способ выхода из обороны? Просто расставить игроков по позициям и сказать им кто-куда бежит? Или скомпилировать какое-то подходящее упражнение? В общем, просьба конструктивно, но на пальцах объяснить именно методы наигрывания тактики вне матчей. Заранее спасибо!

Ответ: Во-первых, 18 человек - это нормальный состав, чтобы отработать взаимодействия, которые Вы хотите видеть. Во-вторых, отработка тактики в больших группах - это огромное поле для импровизации. Эта работа начинается в раздевалке: показ на макете, видеонарезки и т.д.. В поле это можно делать без сопротивления, с пассивным сопротивлением. Вы можете "водить за руку" с остановками на объяснения. Целевой квадрат (двусторонка) - это работа с активным сопротивлением (варьируйте уровень сопротивления ограничениями или кол-вом игроков в "команде - сопротивления").

Простой пример: Вы работаете над переходом в атаку через фланг после овладения мячом опорником.

1. Овладение мяча - сигнал для остальных. Какие позиции занимаем? А если соперник располагается так, а если так? (у вас 18 игроков на тренировке, значит можно создать условия, которые есть в игре).

2. Доставка мяча на фланг: как? Через кого? Какие открывания, кто "дальний вариант"?И т.д..

Поводили людей за руку, сложилась общая картина. Ок, идете дальше: активное сопротивление. У двух команд свое целевое задание (мы же помним, что главное - это переход в атаку через определенную зону). Получается? - отлично. Нет? Опять задаем себе вопросы: что не получается, на какой стадии, почему? Нашли причины, придумали упражнение, в котором эта ситуация возникает (создается/должна создаваться) часто. Или сама задача упражнения создать такую ситуацию. Условно, целевой квадрат в средних группах. Цель: доставка мяча в нужную зону, нужному игроку и т.д..

Резюмирую: Вы тренер, творческая личность. Нет одного способа.Почитайте один из учебников "ТРИЗ". Поймете как переходить от подбора "методом тыка" к осознанному выбору.Удачи в Вашей работе!

3. Доброго времени суток, вопрос у меня следующий. Как сочетать высокий прессинг у штрафной соперника с низкой линией обороны(в 5 метрах от своей штрафной)? Понятное дело, что одновременно команду в такую формацию не загнать, ибо у разрывы между линиями будут колоссальными. Нужны какие-либо меры чтобы урегулировать эту ситуацию. Возможно использование "триггеров"(условий) при которых команда идет в прессинг, и при которых резко возвращается назад. Либо разделение команды на две группы, например, (в 4-2-3-1) один опорник + крайний защитник с фланга идут в прессинг с атакующей четверкой, второй опорник и три защитника остаются у своей штрафной. Есть я думаю еще какие-то варианты. В общем, хочется узнать ваше видение ситуации. 

Ответ: Сочетание высокого прессинга группой атаки + игра у подступов свой штрафной площадки (чтобы не дать сопернику возможности использовать пространство за спиной) - это игра в 10 полевых игроков на пространстве более 60-и метров по высоте. Это огромная площадь. Вы верите в эффективность такой игры в обороне на площади более 3900 метров?

 

  1. Работа по мячу (как он ходит, куда он идет),
  2. Работа по игрокам соперника (их перемещения, их "удваивания" в определенных зонах)
  3. Сохранение дистанции и интервалов между Вашими игроками защиты и полузащиты (группы атаки) исходя из первых двух пунктов.  

При организации оборонительных действий, разумеется, необходимо, чтобы все игроки одинаково понимали шаблонную ситуацию на поле и действовали исходя из этого.

 

И, разумеется, в команде есть (должны быть) "сигналы" к переходам от глубокой обороны в прессинг.

aradevich.blogspot.ru

Игра 1 в 1 (атака / оборона) и работа в малых группах

Чемпионат Мира в Бразилии показал, важность умения игры 1 в 1 (как в атаке так и в обороне), а так же умение развивать (предотвращать развитие) игру на небольшом пространстве при игре 2 на 1, 2 на 2, и т.д..

Совсем недавно, мой хороший футбольный товарищ дал мне информацию по тому, как готовится к матчам сборная Исландии. На чем акцентируют внимание там. Немаловажный компонент - умение играть 1 в 1, 1 в 2.

Предлагаю Вашему вниманию одно упражнение (с различными вариациями) в котором идет отработка игры от 1 в 1 до 3 в 3. В большинстве могут быть как игроки атаки команды, так и обороны. 

Игра 1 в 1
Самый простой вариант - игра 1 в 1 в прямоугольнике 10 на 12 метров. + один игрок - поддержка с мячом на одной из коротких сторон. Задача атакующего игрока внутри прямоугольника: оторваться от опеки-1, принять передачу от игрока - поддержки (в недодачу или за спину)-2 и преодолеть целевую линию (ведение на скорости)-3. Задача обороняющегося: не дать сопернику принять мяч за спиной, не дать обыграть себя, отобрать мяч.

Видоизменения:

  • имитация игровой ситуации на разных участках поля с участием разных амплуа
  • в зависимости от участка поля, то или иное расположение атакующего, обороняющегося и игрока - поддержки
  • на целевой линии добавить игрока, которому идет передача (т.е. обороняющейся не только играет 1 в 1 внутри сегмента, но и перекрывает передачу за спину)

Помимо работы над технико-тактическими компонентами, данное упражнение направлено на развитие разных видов выносливости (варьируем объем одного повторения, период восстановления, кол-во повторов и серий).

Еще один вариант данного упражнения: 

Игра в сегменте 2 в 2 (вариации: 2 в 1, 1 в 2). Можно добавить взятие ворот. Тогда роль игрока поддержки выполняют вратари. Вратарь атакующей команды участвует в организации и развитии атаки (поворот атаки, выход из - под прессинга за счет игры вратаря и т.д.). Это упражнение так же можно привязать к разным участкам поля, с разными условиями овладения и взятием определенных целевых линий, ворот.

aradevich.blogspot.ru

Футбол с тренерской скамьи: Мои футбольные заповеди

Это не публицистический материал, и это, в общем-то, не методическая шпаргалка, хотя что-то отсюда может взять каждый тренер или интересующийся футболом чуть внимательнее, чем: «Э, куда ты бьешь!». Это, скорее, мой взгляд на футбол сегодня. И хотя я только начинающий тренер, и, конечно же, моя философия, мое видение футбола, мой футбольный фундамент не окреп окончательно, кое что в моей голове уложилось по своим ячейкам памяти. Я предлагаю вашему вниманию 10 абзацев, в которых я рассказываю о футболе сложившимся в моей голове. О футболе, которому я прививаю своих подопечных.

Первое и самое главное, на мой взгляд – это осознание истины: тренера без игроков не бывает. Создание микроклимата - важнейшая ежедневная работа тренера. Футбольная команда – это, прежде всего человеческие отношения. Поэтому, чтобы за тобой пошли твои подопечные, ты должен быть лидером, ты должен быть вдохновителем, царем, и, в тоже время, ты должен быть простым парнем, который чуть старше, чуть мудрее и чуть внимательнее. Иногда полезно просто обнять игрока, или похохотать над какой-то глупостью вместе с ними.

Развивать сильные качества игроков, учить новому и только потом исправление недостатков. Такая последовательность. У любого супер-талантливого игрока есть недостатки, и у любого обычного, среднестатистического игрока есть достоинства. Суть в том, над чем работать. Я предпочитаю и у тех и у тех развивать сильные качества в первую очередь, затем те, качества, которые позволят быть этим игрокам более универсальными (новое), и наконец устранять недостатки, которые прямым образом влияют на игру футболиста, тормозя его развитие.

Игра в 1-2 касание. Быстрое принятие решения. Скорость движения мяча всегда можно повысить еще. Тут все просто: мяч ходит по полю быстрее любого супер-быстрого футболиста. А скорость передачи (серии передач) можно увеличить еще: сильнее отдать, быстрее принять решение – это бесконечная эволюция. Б Е С К О Н Е Ч Н А Я…

Когда твоя команда с мячом, то в каждый конкретный момент возникает следующая ситуация: с мячом один игрок, а без мяча 10. От движения этих 10 зависит развитие игры.

Самое главное - разбить замкнутый круг, когда игроки без мяча ждут решения от владеющего мячом, а игрок с мячом ждет активности от партнеров. От кого должна исходить инициатива? Любая ситуация уникальна. Иногда я говорю владеющему мячом: не увидел варианты для обострения – отдай поперечный пас, и возьми инициативу на себя в перестроении для продолжения комбинации (отдал – открылся в другой зоне, обязательно с перестроением нескольких партнеров). Иногда, малой группе без мяча стоит сыграть без мяча: один освобождает зону другому, второй, третьему…и смотрим, как действует защитники. Отсюда же вытекает правило:

Рывок для соперника-движение для партнера

«Если...то...» Каждая ситуация на поле должна анализироваться игроком, для принятия решения. Простой пример: три игрока, один с мячом (А), два без (В,С). игрок С опустился чуть глубже, для приема передачи, а игрок В ворвался в освободившуюся зону. Игрок с мячом смотрит, что поменялось: пошел за С оппонент или нет, а если нет, то есть вариант отдать ему в эту зону, а если пошел, то есть вариант отдать игроку В в свободную зону? И т.д.

Правило «рывок для соперника - движение для партнера». Все просто. В условиях плотной игры, недостаточно просто резко перемещаться. Нужно делать ложные рывки. Но, чтобы не вводить в заблуждение партнера с мячом, обговаривается момент: на какой рывок делается передача (или в какой шаг делается передача) и т.п.

Голова вверху. Не смотри на мяч, смотри на тех десятерых партнеров, что жаждут получить этот мяч от тебя. Кроме того, перед приемом мяча игрок, у которого «голова вверху» имеет возможность оценить ситуацию на какой-то части поля, быстро взглянув туда. Это простое правило, но ему трудно обучить того, кто всю жизнь концентрировал внимание на мяче.

Психологический аспект: что-то не получается, начинаешь сомневаться - вспомни любое хорошее действие. Все идет от головы. Человеческая память так устроена, что плохое запоминается легче, и откладывается там надолго, если не навсегда. В моменты сомнения нужно РАБОТАТЬ. А именно, вспомнить любое футбольное действие (самое простой способ), когда у игрока получилось сделать его ИДЕАЛЬНО. Каждый игрок, в минуты сомнений может найти моменты в своей игре, когда он полагался на себя без раздумий, и когда это получалось – это основа уверенности вообще, и основа приобретения уверенности в моменты сомнения.

Не злость и агрессия, а спортивный азарт. Не ложь, а хитрость и честность. Прежде всего, надо быть людьми. Конечно, у каждого разное воспитание, но я прививаю ребятам действительно честный футбол! Злость и агрессия приводит к грубости, а там где грубость, заканчивается футбол. Можно и НУЖНО играть жестко, не боятся стыков, но НИКАКОЙ УМЫШЛЕННОЙ ГРУБОСТИ. Это я называю спортивным азартом. Тоже самое касается хитрости и честности, как противовесу лжи.

В завершении пишу об очень важном правиле: «Выбрал свою генеральную линию, ГНИ ЕЕ Никаких двойных стандартов». Даже, если игрок привез гол, пытаясь соблюдать принципы ТВОЕЙ игры - поддержи его! Он проникся твоей идеей. На него можно рассчитывать. А обучить можно всему! Кого-то раньше, кого-то позже. Ошибки делают все, важно как их расценивать.

PS

правило, которое я применяю в любой отрасли жизни: каждое дело делай так качественно, как будто - это твое последнее дело в жизни.

aradevich.blogspot.com

Центральный полузащитник. Игра в атаке.

В этой статье предлагаю Вашему вниманию варианты обучения игры на позиции центрального полузащитника: одной из ключевых фигур в футболе. Попробуем ответить на некоторые вопросы: как открываться, как развивать атаку, как выбирать решение, как взаимодействовать с партнером на этой же позиции. В общем, азбука игры центрального полузащитника

Обучение поиску свободного пространства в своей зоне. Оказание поддержки спереди своим игрокам задней линии. Получение мяча в этой зоне, умение играть под давлением со стороны соперника.

Все упражнения только с сопротивлением. Можно делить площадку на зоны действия, но в любом случае, должна быть игра с сопротивлением.

Открывание, получение мяча

Пример: Игра 5 на 4 в двух зонах. В одной зоне 3 партнера центральных полузащитников играют против двух соперников. Во второй зоне идет противостояние 2 против 2.

Задача полузащитников: в своей зоне найти свободное пространство, открыться под передачу от партнеров (тройка защитников) и получить мяч. 

Можно добавить конечную цель: полузащитники должны сделать минимум одну передачу между собой, или транзитом через игроков задней линии (игра на 3-го).

Против полузащитников может быть персональная игра, может быть зонное противодействие.

Развитие атаки или пас назад?

Центральный полузащитник учится принимать решение: развить атаку, или отыграть обратно в линию защиты.

В исходное упражнение добавляем возможность подключения крайних защитников (создания ситуации 2 в 1 за счет забегания) и взятие целевой линии (дриблинг или передача).

Разворот атаки, развитие

Можно добавить еще одну линию игроков (нападения) - задача полузащитников - доставить мяч до них. В рамках этого дополнения в упражнении, можно отрабатывать и Разворот атаки с последующим развитием. Кроме того, в этом упражнении можно добавить ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ взаимодействие между двумя полузащитниками, прежде чем двинуть мяч вперед. А можно дать выбирать игрокам. Например, если полузащитника атакуют со спины, и он не имеет возможности принять мяч лицом (полу-боком) к воротам соперника, то партнер, второй полузащитник, оказывает поддержку + готовит вариант на третьего. Если полузащитник изначально может развернутся с мячом, он делает это и развивает атаку.

Отработка освобождения пространства и взаимодействие с нападающими.

В упражнение добавляются нападающие (1 или 2). До которых необходимо доставить мяч: или через полузащитников или сразу от линии защиты (полузащитники должны освободить пространство). 

Конечная цель: доставка мяча в целевые ворота, взятие целевой линии, гол вратарю и т.д..

Взаимодействие с нападающим

Основные элементы, отрабатываемые в данных упражнениях:

1. Поиск пространства полузащитником, получение мяча.

2. Принимаем решение: развивать атаку, или играть назад или разворот атаки с последующим развитием.

3. Взаимодействие полузащитников между собой (освобождение - заполнение зон, комбинационная игра)

4. Взаимодействие с нападающим: уводим соперника (освобождаем зону), поддержка нападающему, заполнение зоны нападающего, комбинационная игра с нападающим.Центральным полузащитникам, как никому нужно довести до автоматизма навык "Голова вверху"

Тренируйте с удовольствием!

aradevich.blogspot.com

Футбол с тренерской скамьи: Russia U-21

В этом матче команды избрали (и это было абсолютно "читаемо") разные модели игры. Сборная России уповала на строгость и дисциплину в обороне + быстрые атаки малым количеством игроков (не более 4-х, но чаще 2-3 игрока) с использованием свободных зон на чужой половине поля. Молодежная сборная Испании же играла в тот футбол, которого от них и ждали. Контроль мяча, постепенное нападение, и игра за счет индивидуальных действий в эпизодах 1 в 1.

С самого начала матча обозначился контроль мяча Испанцами. Сборная России располагалась очень глубоко. На чужой половине поля играл только Черышев, который встречал соперников за центром поля. Черышеву оказывал поддержку центральный атакующий полузащитник, играя глубже, стараясь навязать борьбу опорному полузащитнику соперника, когда тому шла передача.Плотность на чужой половине поля доставляла дискомфорт игрокам сборной Испании: они   без проблем контролировали мяч в защитной линии, но при первой же передаче вперед у них возникали проблемы: игроки сборной России из группы атаки (Яковлев, Шатов, Бибилов) активно садились в оборону, если их отрезали передачей, создавая вокруг владеющего мячом ситуацию 2 против 1. Перехватывая мяч, игроки сборной России раз за разом старались отрезать Испанцев длинной передачей на центрального нападающего. Но Черышев никак не мог зацепиться за мяч, а если и цеплялся, то из-за отсутствия подготовительных передач, перед вертикальной передачей вперед, игроки группы атаки сборной России просто не успевали оказывать поддержку своему нападающему.

Открывание из глубины
Испанцы, испытывая проблемы с проникновением к штрафной площади соперника, начали активно открываться в недодачу из глубины поля. Однако и это до поры до времени не давало результата: за игроком активно шел опорный полузащитник, не давая тому развернуться, с мячом. Стоит сказать, что система подстраховки работала достаточно слаженно. Опустевшую зону сразу занимал партнер.
Переход на персональную опеку
Пробовали Испанцы взломать оборону и движением за спину соперника, после передачи. Но и это не работало: Россияне четко переходили с позиционной игры в обороне на персональную.

Компактная и очень подвижная модель оборонительных действий не давала Испанцам возможности в первом тайме создать опасные моменты, после атак через центр, но два тревожных звоночка прозвучали после диагоналей на фланг. Сначала был перевод направо, когда правый защитник бил с острого угла, а на 37-й минуте прошла диагональ на левый угол штрафной площади, где мяч принял Тельо и опасно пробил.

В целом, обезопасив свои ворота, сборная России ничего (за исключением дальнего удара Яковлева) не создавала впереди. Первый выход из обороны в атаку за счет серии коротких передач был осуществлен лишь на 20-й минуте, причем был успешным.

В перерыве в сборной России произошла замена, но модель игры осталась той же. Черышев стал играть справа, а центральным нападающим вышел играть Григорьев. Который, к слову, тоже безуспешно работал в этой роли.

Испанцы же добавили в свою игру лишь одну незначительную деталь. Те самые моменты, когда после диагональных передач дело доходило до ударов были взяты тренером Испанцев на вооружение.Если в первом тайме Испанцы, в целом, действовали однообразно, пытаясь прорваться через центр, то теперь, они активно использовали и фланги. И пас в центр на линию штрафной теперь шел не из глубины, а с фланга.Игроки сборной России начали вести себя несколько нервно, явно не зная, что противопоставить первой передачи по флангу: если они перекрывали кислород пасу вперед по бровке, то через одну передачу шла диагональ в центр. Первая линия обороны и опорные полузащитники просто не успевали перестраиваться с сохранением нужных интервалов между собой в ширину и дистанции в длину поля. В итоге игра все ближе и ближе приближалась к штрафной площади сборной России. Давление нагнеталось с каждой секундой. И гол в этом плане очень показателен: сборная России располагалась очень глубоко, отдав 80% территории сопернику.

Ставка на 0-0 практически оправдала себя. Но неготовность к изменению игры Испанской сборной после перерыва - это небольшой камешек в огород тренерского штаба сборной России. Команда явно не смогла перестроится на эту игру.А пропустив гол, игроки нашей сборной не нашли доводов в атаке.

aradevich.blogspot.ru

Футбол с тренерской скамьи: Предыгровая разминка. Версия 2

Предлагаю Вашему вниманию еще один вариант предыгровой разминки (первый вариант разминки) На разминку мы выходим за 30-35 минут до начала матча.

1. Аэробная работа. Длительность: 4 минуты.Начинаем разминку с аэробной работой, через мяч. Это могут быть задания в различных геометрических фигурах с простым правилом: отдал - побежал в сторону адреса передачи. Закольцованное упражнение. В этом блоке важна беговая часть, а так же работа с мячом (прием с уходом, пас в дальнюю ногу, пас без вращения, точный пас и т.д.) и работа без мяча (выход на мяч, голова вверху и т.д.)Вариации: простые технико-тактические упражнения в малых группах

2. Стрейчинг, вода. Длительность: 3 минуты.Делаем первую порцию упражнений на растяжку + пьем воду.

3. Стрейчинг (динамика), спецбеговая работа, координация (переступы) + ускорения в конце этого блока разминки. Длительность: 4-6 минут.Обычно идет работа на нескольких станциях:

  • спецбеговая работа
  • переступы
  • зона восстановления (или профилактика травм задней поверхности бедра: "бег в шаге")
2-3 спринта (со сменой направления, с торможением и новым взрывом, с торможением и работой спиной вперед).

4. Целевой квадрат малых (средних группах). Длительность: 6 минут.Группа А: Какого-то одного универсального упражнения в этом блоке мы не делаем. В межсезонье, к примеру, эта часть предыгровой разминки использовалась как тактическая тренировка.Общие принципы: квадрат не на удержание, а со взятием целевой линии, ворот, доставки мяча до целевого игрока. Доставка возможна после выполнения определенного задания. Количество игроков: от 9 до 12 (подключаются запасные).Группа Б: В это время основной нападающий работает над завершением атаки (около 3-х минут). 10 - 12 ударов из ударной зоны. После передачи в ноги (прием с уходом, обыгрыш соперника, вход в ударную зону) или после передачи на ход (завершение в касание). Затем нападающий уходит в группу. А в эту группу идет запасной нападающий.

5. Завершение атаки. Длительность 6 минут.Вариантов два:

  • с сопротивлением
  • без сопротивления
Если сопротивления нет, то защитники работают отдельно (верховые единоборства, организация позиционной игры и т.д.) В среднем в каждой атаке используется 4 человека. Идет чередование флангов. Вводится второй мяч после того (ввод от второго вратаря, ввод от центрального круга), как первый игровой эпизод закончился.

Затем, команда уходит в раздевалку, где идут последние приготовления к матчу.

В течении разминки к основному составу могут подключатся запасные игроки, как в первой части, так и в четвертой.Второй и третий блок так же делается всей командой.

aradevich.blogspot.ru


Смотрите также