Сегодняшнюю «Барселону» можно смело называть гегемоном европейского футбола. Многие любители футбола могут этого не признавать, но поговорить я хочу о другом: почему команда стала такой сильной, почему, стиль команды – безудержного желания владения мячом, непрерывного перекатывания между собой, уже ставшей притчей в языцех «тики-така» уже всем хорошо известна, но все же никто не может им ничего противопоставить (ну или почти никто)?
Конечно же, большинство первым делом назовут уже упомянутых Хави, Иньесту и Месси (можете к ним добавить еще других игроков современной «Барсы»), и они в какой-то мере будут правы, потому-что пренебрегать талантом этих игроков никак нельзя. Но все же, неужели, эти игроки, просто оказавшись в одной команде, начали штамповать победы и показывать очень интересный футбол (тут со мной некоторые болельщики могут не согласиться, но тут еще есть дело вкуса)? Но причина находится намного глубже. В достижениях каталонского клуба немалая роль отводится голландской школе футбола.
До 70-х годов прошлого века о голландском футболе мало кто знал. И когда амстердамский «Аякс» три раза кряду выиграл в тогда еще Кубке чемпионов, и сборная Голландии два раза подряд выходила в финал Чемпионата мира (именно на финальный матч, а не просто в финальную часть турнира), о ней начали говорить. Правда стоит отметить, что оба раза сборная проиграла. Оба раза проиграла хозяйкам турнира – в 74-м Германии, в составе которой были один из лучших футболистов в истории Европейского футбола Франц Беккенбауэр, великий бомбардир в истории немецкого футбола Герд Мюллер, и в 78-м Аргентине с Марио Кемпесом, для которого этот чемпионат мира стал его звездным часом. «Тотальный футбол», показываемый подопечными Ринуса Михельса (тренер тогдашних «Аякса» и сборной Голландии), стал главной красотой футбольных 70-х.
Главной скрипкой в обеих командах («Аякс» и сборная Голландии) был «летучий голландец» - Йохан Круйфф. Хотя основной составляющей «тотального футбола» была командная игра, Ринус Михельс сделал его краеугольным камнем в своей философии.
Естественно, такого игрока заметила команда из более сильного чемпионата, и он перешел в «Барселону». После многократных чемпионств Голландии и большого количества голов в амстердамской команде, «летучий голландец» не мог похвастаться таким же послужным списком в каталонской команде. Хотя «Барселона» с Круйффом чемпионом стал только один раз, три последующих чемпионатов она неизменно становилась второй. Не снискав больших успехов в команде (сопоставимых с его предыдущей клубом), Круйфф продолжил выступления в других командах.
Второй приход Круйффа в «Барселону» состоялся уже в качестве тренера. Конечно же, он начал прививать своим подопечным свой, «тотальный футбол», который у него лучше всего получался еще в эпоху его карьеры игрока. За время работы в команде, он выиграл все что можно, в том числе и впервые в истории команды Лигу чемпионов в 92-году. Одним из самых важных игроков в победах был воспитанник команды, опорный полузащитник, молодой Хосеп Гвардиола. Играя под руководством Круйффа, он впитал в себя все тонкости тотального футбола. Еще совсем в юном возрасте Пеп при голландце уже умело читал игру и руководил ею как те же Хаби Алонсо и Пирло в нынешнем их возрасте.
Очередным человеком, оставившим важный след в развитии клуба, стал «железный тюльпан» - Луи ван Галь. Воспитанник школы «Аякса», до костей является приверженцем данной школы. После двух лет в поисках себя, команда при ван Гале за три года два раза становилась чемпионом. И только конфликты с руководством команды привели к отставке тренера. При нем, за основной состав команды начали выступать такие выпускники академии клуба, как Хави и Иньеста (он дебютировал в команде во время второго прихода голландца).
После окончательного ухода ван Галя, в «Барселоне» обратна началась чехарда. После очередных неудачных назначении, в 2006 году был приглашен молодой голландский тренер Франк Раайкард. К нему в руки пришло наследие в лице пресловутых Хави и Иньесты, также свежие трансферы в лице Роналдиньо, Это`О, Деко и многих других. Строя игру вокруг волшебного Роналдиньо, он дал начало тому футболу, к которому сейчас нет равных.
После его ухода, очередным тренером команды, стал еще один молодой и малоопытный (в качестве тренера) специалист - Хосеп Гвардиола. К этому времени молодые ребята, открытые еще ван Галем и Райкардом подросли, к ним присоединился возмужавший Месси. Имея за плечами неоценимый опыт с Круйффом, Пеп продолжил эпоху тотального футбола. Владение мяча «Барселоной» - 65-70% игрового времени уже никого не удивит. Играть с нею в их футбол никому не по силам. Каталонцы, нравится это болельщикам других команд или нет, сейчас сильнейшие в мире. И второй в ее истории «требл» красноречивое тому подтверждение.
yvision.kz
«Я не выношу весь этот перепас ради перепаса, всю эту тики-таку. Это такой мусор, это так бессмысленно. Отдавать мяч нужно с ясным намерением, с целью провести его в чужие ворота. Перепаса ради перепаса не существует».
«Не верьте тому, что говорят люди. «Барса» не занималась тики-такой! Это абсолютно выдуманно! Не верьте ни единому слову! В любом командном виде спорта смысл в том, чтобы перегрузить одну сторону поля, заставив соперника перекосить оборону, дабы выстоять. Вы перегружаете одну сторону, растягивая противника и вынуждая его ослабить другую сторону».
«Когда мы закончили с этим, мы атакуем и забиваем с другой стороны. Вот зачем нужно передавать мяч – делать это необходимо только с ясной целью. Лишь для того, чтобы перегрузить соперника, растянуть его и неожиданно ударить. Вот какой должна быть наша игра. Ничего общего с тики-такой».
Три осенние цитаты Гвардиолы из книги Марти Перарнау о первом сезоне испанского тренера в Мюнхене закрыли тему тики-таки – термина, обожествляемого одной половиной футбольного мира и ненавидимого другой. Термина, сформулированного для описания совершенно новой футбольной идеи, – сформулированного неверно, по версии изобретателя этого стиля, но, тем не менее, именно с этим термином ассоциируется игра «Барселоны», главного клуба мира на рубеже нулевых и десятых.
Это была смерть тики-таки как слова – от него отказался человек, который изобрел то, что это слово означает.
Главный тренер «Баварии» Хосеп ГвардиолаImago
Гипотеза тотального контроля над мячом как наиболее верного способа диктовать ход игры получала первые опровержения еще в то время, когда Гвардиола работал в «Барселоне». Наиболее далеко среди футбольных умов зашел в споре с каталонцем Жозе Моуринью, сумевший с «Интером» остановить «блауграну» на пике ее могущества, между двумя победами в Лиге чемпионов. Но через два с половиной месяца после великого полуфинала на «Сан-Сиро» сборная Испании с шестью игроками «Барселоны» и без двух минут барселонцем Давидом Вильей в основе впервые в истории выиграла чемпионат мира, окончательно вознеся идею мелкого перепаса, который в первую очередь ассоциируется с тики-такой, в историю футбола.
Через четыре года все та же сборная Испании – пять барселонцев в основе плюс двое вышли на замену во втором тайме – открывала для себя чемпионат мира матчем против все той же сборной Голландии и получила 1:5. Жизненный цикл того, что было принято называть тики-такой, закончился – мелкий перепас ради мелкого перепаса не может существовать, если команда не способна завестись, чтобы по-простому перебить своего соперника так, как это целый год делал Диего Коста.
Это была смерть тики-таки как смысла – нет больше всепобеждающей идеи, носители которой берут свое только за счет статуса носителей. Подтверждать идею нужно настроем, смелостью, скоростью.
Диего Коста в матче Испания – НидерландыImago
«Барселона» Гвардиолы не только блистала скиллами суперзвезд и их сыгранностью, не только своими рекордами и победами – она подавала пример того, как люди, все умеющие и все выигравшие, выходят злыми и заведенными на каждый следующий матч. Переход из атаки в оборону – новый аспект футбола, о котором в подробностях стали говорить в конце нулевых – эта «Барса» превращала в иллюстрацию к статье «пиранья»: при потере мяча сине-гранатовые суперзвезды набрасывались на противника всей стаей, перекрывая ему более-менее все пути к развитию атаки.
«Если мяч у твоей команды – значит, у тебя больше шансов раскачать соперника и ты держишь игру под контролем», – идея той «Барселоны» формулировалась так; противоположная ей гипотеза выглядела примерно как «Если мяч у тебя, то у тебя и больше шансов совершить ошибку». Идеальная позиционная игра «Баварии» в полуфинале Лиги чемпионов-2012/13 легитимизировала силу этой антитезы тики-таке, которую Моуринью выводил в «Интере», а потом и в «Реале» – владение мячом не является необходимым и достаточным условием победы.
На первый план вышло умение бить в слабые места – бить неожиданно, как и постулировал Гвардиола. Собственно, сам Гвардиола в очередной раз столкнулся со своими слабостями в полуфинале Лиги чемпионов-2013/14, когда быстрый и мощный «Реал» напомнил, что команды Пепа всегда были слабы при стандартах у своих ворот вообще и на дальней штанге в частности – два первых гола Серхио Рамос забил как раз оттуда. «Бавария», пропустив два быстрых удара, угодила в тяжелейший нокдаун и напомнила о том, что всегда и везде нужно держать удар – особенно это важно в битвах с равными себе.
Серхио Рамос празднует гол в ворота «Баварии» на «Альянц-Арене»Reuters
Это была победа идеологического противовеса тики-таки. Нельзя выигрывать, думая только о себе и смотря только вглубь – нужно помнить о противнике, о том, где он преуспевает, а где, наоборот, дает слабину. В клубном футболе больше не осталось силы, превосходящей остальных наголову, – 2014 год закрыл эпоху тики-таки, подарившую миру новое оружие и расширившую футбольный лексикон, кто бы что ни говорил.
Оставайтесь на связи с Eurosport.ru при помощи приложения для iPhone и iPad!
Читайте Eurosport.ru через приложение для Android!
www.eurosport.ru
После провала сборной Испании на чемпионате мира в Бразилии, многие футбольные обозреватели и аналитики поспешили объявить, о смерти "тика-таки", философии, которая базируется на позиционном владении мячом с большим количеством передач и которая была отличительной чертой стиля Пепа Гвардиолы в "Барселоне" и национальной сборной Испании. Такая игра привела к столь большим успехам испанцев в в последнее время.
Когда Брендан Роджерс был назначен в "Ливерпуль", то считалось, что его философия была очень схожа с той, что предполагал Гвардиола и его стиль футбола. Идея состояла в том, что "Ливерпуль" пытался создать свой собственный стиль, которые базировался бы на "тика-таке", где команда должна была бы терпеливо удерживать мяч, в то же время создавая свободные зоны для острых разрезных передач.
Но если Гвардиола стал первым создателем и архитектором "тика-таки", то Роджерса можно считать тем, благодаря кому эта система получила дальнейшее развитие, и поднялась на новый уровень. Основные принципы "тика-таки" остались нерушимыми, но, как и в любом стиле, произошел этап естественной эволюции.
Версия позиционного футбола Роджерса развивалась в трех основных областях.
Прессинг
Если вы хотите владения мячом в процессе игры, то вам необходимо постоянное движение, поэтому прессинг является абсолютно неотъемлемой частью футбола, и отбирать мяч необходимо как можно раньше.
В понимании Роджерса, это значит, что "Ливерпуль" неустанно борется за мяч, начиная с чужой половины поля. Атакующие игроки охотятся за мячом, заставляя часто ошибаться защитников соперника, и не давая им организовывать атаку.
Одна из ключевых фигур в "Ливерпуль" в этом плане - это Джордан Хендерсон, потому что именно его способность бороться за мяч - это нечто невероятное. Его энергия и атлетизм позволяет полузащитнику покрывать большое количество поля, и потому он чрезвычайно важен в возвращении владения мячом и его перемещении. Джо Аллен - еще один игрок, который делает это очень хорошо.
В Европе существует множество команд, которые предлагают прессинг по всему полю, но немногие делают это так же успешно, как "Ливерпуль", когда игра им удается. Если вы посмотрите на игру против "Арсенала" в прошлом сезоне (5-1), то это был прессинг в первом тайме, что стало катализатором для оттеснения канониров назад. Это был классическая игра с давлением на соперника в своих лучших проявлениях, и это то, что "Ливерпулю" удалось сделать во многих играх прошлого сезона.
Матч против "Тоттенхэма" в прошлое воскресенье, и опять наш успех в первом тайме зависел во многом от того, как мы организовали плотную игру с первых минут первого тайма.
Для прессинга, как правило, нужны игроки, обладающие атлетизмом и энергией, чтобы выполнять такую работу неустанно, и поэтому Хендерсон и Стерлинг очень важны для того, как мы играем. Все игроки стараются бороться за мяч на различных участках поля, но эти двое играют главную роль в том, как мы прижимаем соперника с самого верхнего участка поля.
Скорость пасов
Прессинг и отбор мяча всегда был неотъемлемой составляющей "тика-таки", но ещё один фактор, в котором "Ливерпуль" поднял систему на другой уровень - это скорость и передачи вразрез, в процессе владения мячом. В прошлом сезоне мы забили 101 гол, и скорость атакующих действий сыграла в этом очень важную роль.
Есть ряд мыслей, которые предполагают, что мы зачастую отказываемся от владения мячом в пользу контратакующего направления, но на самом деле, это не наш стиль организации игры. У нас быстрая, проницательная и беспощадная в контратаках команда, но именно скорость и разрезные передачи на атакующих игроков, являются ведущим методом создания голевых возможностей.
Когда "Барселона" и Испания пребывали на пике торжества "тика-таки", обе команды обладали способностью удерживать мяч и увеличивать темп игры в различных ситуациях. У Роджерса, "Ливерпуль " играет с большей энергией и скоростью, когда команда на мяче, и мало склонен к тому, чтобы замедлять темп игры.
Конечно, никто и никогда не сможет удерживать равный темп на протяжении всех 90 минут, а потому бывают игры, где мы с удовольствием позволяем сопернику подержать мяч, но в наименее опасных участках поля.
Ключом стиля Роджерса является всплеск энергии в нужные моменты с переходом к быстрому движению через короткий, острый пас, с перемещением игроков задней линии вдоль поля, для того, чтобы создавать пространство для игроков нападения.
Мы также имеем возможность замедлить игру и подержать мяч, если это нужно, но самое большое различие между традиционной "тика-такой" и стилем Роджерса состоит в том, что скорость и проникновение становится еще более важным и мощным, чем терпение и выдержка.
Движение
Одним из важнейших козырей в нынешнем "Ливерпуле" является смена функциональные возможностей наших игроков, которые чувствуют себя весьма комфортно в "плавающей системе" построения. Если мы играем с двумя или тремя атакующими, то у нас есть игрок, сидящий в позиции N.10, организовывающий острые выпады наших форвардов, которые постоянно меняют позиции, что создает массу трудностей для защитников, отслеживающих их.
Крайние защитники также очень важны для системы, поскольку они обеспечивают ширину растягивания игры и могут создавать пространство для атакующих действий. Хавьер Maнкильо и Альберто Морено, на наш взгляд, идеально подходит для нашей системы. Оба игрока сильны физически и обладают, как достаточной скоростью выдвижения вперед так и тактической дисциплиной, чтобы найти правильный баланс между атакой и обороной.
Для игры наших игроков нападения присуща не просто скорость атаки, которая заставляет врасплох чужих защитников. Стерлинг, Старридж, Балотелли и Маркович очень быстры и в беге, и в тактической мысли, что является мощным сочетанием игровых качеств.
Коутиньо, Лаллана, Аллен, Джеррард и Хендерсон обладают искусством паса, и скоростью в движении и смене позиций, что часто дает им отличные возможности для создания острых ситуаций.
Так, все же, мертва ли "тика-така"?
Существуют веские доводы того, что испанская версия "тика-таки", является мощным фундаментом для многих ее разновидностей. Она прогрессирует, меняется, но он не умирает. Вы можете возразить, что различные версии "тика-таки" существовали десятилетиями, и поэтому во многом даже успех "Ливерпуля" Шенкли, Фагана, Пейсли и Далглиша строился на философии владения мячом.
Но, что Брендану Роджерсу удалось успешно внедрить в игровой стиль "Ливерпуля" - так это поднять "тика-таку", на новый уровень, взяв лучшие базовые принципы и создав другой, более захватывающий бренд владение мячом. Мы увидели, что подобный стиль футбола часто использовался на этапе Кубка мира, в частности, такая сборная, как Колумбия играла в подобный "Ливерпульскому" футбол.
Уже сейчас в Европе найдется множество команд, которые играют, как "Ливерпуль", но есть и другие, которые стараться следовать более стандартному стилю. Одно из лучших качеств именно нашего футбола-это его непредсказуемость, а Роджерс предупреждал, что манера игры может измениться, смысл состоит в том, что соперник никогда не должен догадываться, как мы построим свою игру, но стиль всегда будет оставаться тем же.
Может быть, одной из тонкостей философии Роджерса, является элемент хитрости, и мы видим это в определенных играх, но главная черта, которую мы не должны терять - это агрессия, скорость, интенсивность и острое проникновение.
Перед нами долгий путь, но как показал прошлый сезон, "Ливерпуль" показывает футбол, один из самых захватывающих в Европе.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и на наш InstagramТакже у нас появился канал в Telegram. Получайте новости моментально на свой телефон!
Автор: GLover
Источник: www.liverpoolfc.com
www.myliverpool.ru