Откуда клубы берут контролёров-распорядителей на свои матчи
27.03.2014 в 15:36, просмотров: 6731В российском футболе давно стремится к тому, чтобы заменить полицию в чаше стадиона на стюардов. Очень многие матчи уже проходят без привлечения полиции на трибуны, на других матчах число сотрудников правоохранительных органов сокращается. Новый закон о болельщиках уже прописал права и обязанности стюардов, определил их статус. Тем не менее, вопросы остаются. Кто будет готовить нужное количество стюардов? Кто будет их обучать? Откуда клубы сейчас берут контролёров-распорядителей? Тем более, что в ближайшем будущем, возможно, каждого человека в манишке нужно будет не просто обучить, но и проэкзаменовать и сертифицировать его деятельность.
фото: Геннадий Черкасов
Российская футбольная премьер-лига привела интересную статистику: по итогам двадцати двух туров прошлого сезона порядок на секторах обеспечивали 23605 стюардов, после такого же количества туров в этом году — 26195 человек. Количественный состав распорядителей вырос, но не настолько, чтобы говорить о большом скачке. Каждый клуб сейчас сам волен определять, нужна ли им полиция в чаше стадиона и в каком количестве. Например, на матче повышенной опасности «Локомотив» - «Спартак», как сообщил директор по безопасности РФПЛ Александр Мейтин, полиции на трибунах не будет.
800 рублей за матч
«Лучше всего работа со стюардами в премьер-лиге налажена в «Локомотиве» и «Зените». Другие московские клубы и «Анжи» пользуются услугами двух контор, которые занимаются предоставлением стюардов», - сказал Александр Аркадьевич.
«Локомотив» давно сотрудничает с компанией, поставляющей стюардов на спортивные и развлекательные мероприятия, офис которой даже расположен на стадионе в Черкизово. «Наша компания имеет многолетний опыт работы в организации и обеспечении спортивно-массовых мероприятий. Наш головной офис расположен на территории Центрального стадиона «Локомотив». Взаимодействуя на договорной основе по вопросам обеспечения спортивно-массовых мероприятий, наша организация является надёжным партнером футбольного клуба «Локомотив», - говорится на сайте этой компании. А в списке мероприятий, которые обслуживали их стюарды числятся: финал Лиги Чемпионов в 2008 году в «Лужниках», Кубок мира по регби, чемпионат мира по лёгкой атлетике, проходившей в «Лужниках» этим летом и даже Евровидение. При этом на сайте постоянно висят объявление о вакансиях. Например, предлагают поработать распорядителем входной зоны на территорию спортивных комплексов. Основные обязанности: осуществлять проверку билетов, абонементов и аккредитаций, в том числе их подлинность; пресекать попытки прохода на территорию стадиона лиц без билетов или иных документов, удостоверяющих право прохода; ориентировать зрителей относительно объектов, находящихся на территории спортивных комплексов. Или распорядителем на парковке, или на входе на сектор с обязанностями ориентировать зрителей на их сектора, не допускать скопления людей в проходах, не допускать переполнения секторов и обеспечивать беспрепятственную эвакуацию зрителей.
Другие клубы премьер-лиги - «Анжи», «Спартак», ЦСКА и «Динамо» (по крайней мере именно они указаны в качестве клиентов на сайте фирмы) — пользуются услугами второй конторы.
Компания предлагает всем желающим работу на массовых мероприятиях, включая спортивные: «на матчах Российской Футбольной премьер-лиги, Футбольной Национальной Лиги, матчах второго дивизиона, Кубка России, особняком выделяются матчи под эгидой ФИФА и УЕФА (Лига Чемпионов УЕФА, Лига Европы УЕФА, отборочные матчи Чемпионата Мира и Европы по футболу)». Обязанности те же самые: билетный контроль, рассадка зрителей и контроль за поведением зрителей. Требования мягкие: гражданство РФ, возраст от 18 лет, законченное среднее образование и аккуратный внешний вид. И судя по вакансии, выложенной буквально несколько дней назад на хедхантеровском сайте, за мероприятие обещают заплатить 800 рублей. Разумеется, каждый устраивающийся на такую подработку (вряд ли ради денег, скорее ради любви к футболу) должен пройти обучение. Как обещает сайт, «все тренинги проводят высококвалифицированные специалисты в своих областях: сотрудники правоохранительных органов, психологи, сотрудники МЧС и сотрудники медицинских учреждений».
Не денег ради, футбола для
Сотрудничать с фирмой упомянутые клубы начали с 2011-2013 годов. До этого на трибунах в качестве стюардов, в основном, дежурили обычные фанаты. Проблема в том, что любители футбола, надевая манишку стюарда, всё время стараются смотреть матч. А смотреть им надо в противоположную от поля сторону и постоянно следить за тем, что происходит во вверенном тебе секторе.
Тем не менее, «Зенит», упомянутый Мейтиным в качестве примера работы со стюардами, как раз делает ставку на клубный патриотизм, а не на желание заработать 800 рублей за четыре часа работы. Питерский клуб открыл свою школу стюардов. «Футбольный клуб «Зенит» запустил программу по подготовке профессиональных стюардов. Главная цель проекта, не имеющего аналогов в России, — сделать посещение домашних матчей сине-бело-голубых более комфортным. Набор и обучение проводятся каждый месяц. Добровольцы отбираются из студенческих фан-клубов «Зенита». Кандидаты проходят подготовку по организации безопасности, изучают правовые вопросы своей работы, а также основы этикета. Задача новых стюардов — улучшить уровень сервиса на стадионе и быть готовыми оказать необходимую болельщикам помощь», - говорится на сайте клуба. Ходят слухи, что на собеседовании их просят чуть ли не гимн «Зенита» спеть. Возможно, используя понимание, что быть стюардом на играх родного клуба — это почетно и за несоблюдение правил тебя могут попросить, ребят и будут муштровать не смотреть за тем, как Юрий Лодыгин берёт очередной 11-метровый, а следить за обстановкой на трибунах.
С Москвой, Санкт-Петербургом и Махачкалой понятно. Но как набирают стюардов клубы из других регионов? Например, «Ростов», который недавнюю игру с «Амкаром» провёл без привлечения полиции. Как пояснили «МК» в пресс-службе «Ростова», схема такая же. Клуб пользуется услугами организации, вербующей студентов. Оплата — 500 рублей за игру. В каких-то других регионах, как рассказали «МК» знающие люди, в регионах зачастую бросают клич среди болельщиков: кто хочет посмотреть футбол на халяву? Таким образом и собирают состав контролёров-распорядителей. Несомненно, с ними проводят небольшой инструктаж, только хватит ли его, чтобы обеспечить безопасность в случае чего?
Александр Мейтин сказал, что в ближайшее время выйдет положение о том, что стюардами могут работать люди, прошедшие специальное обучение, сдавшие экзамены и получившие сертификаты. Документ об утверждении порядка подготовки стюардов сейчас разрабатывается в Министерстве спорта. Войдёт ли туда пункт о сертификации стюардов, неизвестно. Только интересно, много ли найдётся желающих заморачиваться долгим обучением и особенно экзаменами, если это не станет для него постоянным источником заработка?
– Стюард на стадионе – кто это? Кто его нанимает и обучает?
– Стюард – это основной элемент безопасности на стадионе, но его задача не просто следить за порядком, но и обеспечить комфортное пребывание зрителей.
Набором и обучением занимается учебно-рекрутинговый центр стадиона, стать стюардом могут желающие от 18 лет. Конкретного возрастного предела нет, мы принимаем и пенсионеров, но к ним индивидуальный подход. Кандидат проходит несколько этапов: анкетирование, собеседование, обучение, стажировка. Программа обучения подготовлена Российским футбольным союзом.
Основной источник привлечения стюардов – это официальный сайт московского "Спартака". Сотрудники учебного центра активно работают с вузами и на ярмарках вакансий, а также в социальных сетях.
– В какой момент начинается работа стюарда? Это ведь не только проверка билета и указание места? Какие вопросы стюарду задают чаще всего?
– Сама служба начинает активную работу за десять дней до начала мероприятия на стадионе, когда объявляется сбор заявок на матч. У нас база стюардов составляет около 1,5 тыс. человек. За десять дней начинается рассылка электронных писем и смс-уведомлений о начале приема. Кто может принять участие в мероприятии, отвечает согласием. Всего мы набираем в среднем 750 стюардов.
Они распределяются по зонам работы в количестве, зависящем от посещаемости. Работа стюардов в день матча начинается за четыре часа до стартового свистка. Подготовка включает в себя сбор всех стюардов, выдачу оборудования (жилеты, рации, жезлы для парковщиков, мегафоны), инструктажи, осмотр рабочего места.
Болельщики "Спартака" перед началом товарищеского матча между командами "Спартак" (Россия) - "Црвена Звезда" (Сербия) у "Стадиона Спартак". © Артем Коротаев/ТАСС Основная работа начинается с началом запуска гостей. На стадионе задействованы разные категории: стюард на парковке, на осмотре, на входе, на трибуне, на поле, стюард VIP-зоны, старший стюард, который отвечает за сектор, и супервайзер, курирующий целую трибуну. В соответствии с категорией, участком работы и конкретной позицией различаются и должностные обязанности. В основном это, конечно, встреча зрителей при входе на территорию, проверка билетов, личный осмотр и помощь в дальнейшей навигации по стадиону. Своя специфика есть у стюардов, работающих со СМИ, на парковке. у кромки поля стюард на протяжении всего матча стоит спиной к нему и наблюдает за зрителями, следит за поведением болельщиков и докладывает по рации. На западную трибуну мы стараемся привлекать стюардов со знанием английского языка – на VIP-трибуне бывает много иностранцев, там же раздевалки команд. Старшие стюарды и супервайзеры занимаются формированием и управлением командами на участках и зонах и находятся в постоянном контакте с оперативным штабом управления мероприятием.– Во время обучения у нас проходят тренинги по психологии общения с гостями и активными болельщиками. Различные инциденты во время мероприятия помогают разрешать сотрудники полиции, но стюарды стараются это сделать своими силами. Чаще всего болельщики понимают, что находятся на домашнем стадионе своего клуба, и ведут себя достаточно культурно.
Поведение болельщиков в наше время заметно меняется в лучшую сторону, ситуация уже далека от той, что была в 90-е годы. Но, конечно, настроение у фанатов бывает разное. Оно во многом зависит от действий руководства клуба и результатов команды. С другой стороны, это говорит о том, что болельщикам не безразличен клуб и стадион.
– Проходят ли стюарды специальную подготовку на случай силового столкновения? Курсы оказания первой помощи? Как стюарды взаимодействуют с полицией, пожарными и скорой помощью?
– Силовое столкновение, если мы не берем трибуны, где в непосредственной близости дежурят сотрудники полиции, подразумевается только в зоне поля. Поле – главная точка притяжения внимания телевидения, прессы и болельщиков, в том числе и тех, кто хочет на него выбежать. Границы и отсечки поля охраняют наиболее подготовленные и физически развитые стюарды. В основном это молодые люди выше 185 см, которые занимаются боевыми искусствами, регби или легкой атлетикой.
Что касается специальной подготовки, то все стюарды во время обучения участвуют в теоретических и практических занятиях. Например, главный врач "Спартака" проводит курс по оказанию первой помощи, а специалист стадиона – по пожарной безопасности, с практическим применением средств пожаротушения и отработкой путей эвакуации. 80% действующих стюардов прошли тренинг, организованный МЧС.
За два сезона работы на "Стадионе Спартак" между стюардами, сотрудниками полиции и медицинских служб наладилось четкое взаимодействие. На каждое мероприятие формируется оперативный штаб, в который включаются представители всех ведомств. Во время матча они, в том числе руководитель службы стюардов, находятся на одном радиоканале. При возникновении внештатных ситуаций информация доходит от стюарда до руководителя или в обратном направлении и, при необходимости, передается ответственным лицам.
– Приходилось ли "спасать" футболистов или артистов от слишком назойливых поклонников?
– Нет, футболисты или артисты находятся в специальных зонах, перемещение в которых строго ограничено. Такие зоны контролируются сотрудниками безопасности стадиона и наиболее подготовленными группами стюардов. Все передвижения планируются заранее, а на внештатные ситуации происходит оперативная реакция, например, если артист меняет маршрут выхода со сцены или футболист уходит не через центральный вход. В таких случаях мы быстро расчищаем проход.
– Как часто на трибуне происходят какие-либо происшествия? Драки, несчастные случаи, неадекватное поведение?
– Бывают, но не очень часто. В основном это какие-либо конфликты, связанные с курением, разгоряченным или излишне эмоциональным состоянием болельщиков. Стюарды наблюдают за своими секторами и делают людям замечания, если видят напряжение ситуации. Если все же инцидент происходит, то стараются самостоятельно локализовать конфликт или привлекают сотрудников полиции. Что касается стычек между нашими и гостевыми болельщиками, то на стадионе предусмотрены различные меры, ограничивающие пересечение потоков зрителей, а гостевая трибуна огорожена капитальными перегородками и разделена буферными зонами. У нас было несколько случаев, когда болельщики перелезали через ограждения, пытаясь попасть на футбольное поле, но стюарды в технической зоне всегда быстро останавливали нарушителей.
– Почти во всем мире на стадионе разрешается употреблять алкогольные напитки, в России этого нет. Как по-вашему, стоит ли разрешить пиво на российских стадионах? В какую сторону изменится обстановка?
– С одной стороны, наши болельщики еще не дошли до такого уровня, чтобы умеренно употреблять спиртное на массовых мероприятиях и вести себя так, чтобы не ущемлять личное пространство других болельщиков. С другой, "запретный плод сладок", и те гости, у которых есть желание употребить, делают это до матча, причем в очень больших количествах, или пытаются пронести горячительное на стадион. Этот вопрос должен решаться постепенно. Необходимо прививать культуру поведения на стадионах, предоставлять определенный сервис и комфорт, как это происходит в Европе. И уверен, что в нашей стране это произойдет в ближайшие годы.
– Вы, наверное, не раз бывали на стадионах в других странах. В чем различие проведения матча для стюардов у нас и за границей? В чем плюсы и минусы?
– У европейских стюардов больше юридических прав при взаимоотношениях с болельщиками в конфликтных ситуациях. Например, в некоторых странах стюард может проводить задержание, а работа стюарда является официальной профессией. У нас стюард – это, если можно так выразиться, подработка со свободным графиком.
– Какие болельщики для стюарда сложнее – фанаты клубные или сборные?
– Честно говоря, болельщики "Спартака" и сборной России отличаются между собой даже на семейной трибуне. Спартаковцы относятся к стадиону, стюардам и персоналу как к своим – более вежливо, бережно и как-то по-домашнему. На матчах сборной больше болельщиков, которые приезжают из близлежащих регионов или приходят впервые и ведут себя иногда прямо противоположно. Однажды в семейном секторе на матче сборной России даже стычка произошла.
Болельщики "Спартака" на матче чемпионата России по футболу между командами "Спартак" и "Локомотив". © Сергей Фадеичев/ТАСС – Стюарды наверняка болеют за клубы, на стадионах которых они работают?– Да, в большинстве у нас работают стюарды, которые являются болельщиками "Спартака", относятся с симпатией к клубу или просто любят спорт. Но одно из главных правил для стюарда – быть всегда нейтральным и не проявлять свои клубные предпочтения. Нам повезло работать в самом популярном клубе страны, и то, что большинство стюардов – это болельщики клуба, является большим плюсом, т.к. они относятся к клубу с душой и всегда ответственно выполняют свои обязанности.
welcome2018.com
Оказаться на матче Россия – Англия можно было несколькими способами: купить билеты через Интернет, отстоять километровую очередь в кассах стадиона, выложить за заветный квиток кругленькую сумму перекупщикам…
ФУТБОЛ. ЕВРО-2008ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР. ГРУППА Е
Оказаться на матче Россия – Англия можно было несколькими способами: купить билеты через Интернет, отстоять километровую очередь в кассах стадиона, выложить за заветный квиток кругленькую сумму перекупщикам… Или поработать на матче стюардом.
За два дня до матча мне позвонил друг с предложением поработать стюардом на матче Россия – Англия. Деньги, конечно, должны были заплатить небольшие (всего 200 рублей), но разве в этом дело? Естественно, я согласился.
Общий сбор всех стюардов, которые должны были работать на игре, был назначен в среду на 15.30 около моста у метро «Спортивная». Там, по заранее составленным спискам, всем выдают аккредитации и специальные кислотно-салатовые накидки. Пока мы в сопровождении старших стюардов движемся на территорию стадиона, пытаюсь узнать у других ребят, работал ли кто-нибудь из них стюардом раньше? Как оказалось – нет. Все, как и я, согласились на предложение знакомых. Никто толком не знает, чем придется заниматься.
16.30 – проходим на трибуну В.
Меня определяют на 7-й сектор, где сборную будут поддерживать болельщики ЦСКА. Трибуна вся усеяна листовками цветов российского флага, красочными буклетами, выпущенными Всероссийским объединением болельщиков (ВОБ), и российскими флагами, укрепленными меж сидений. На дальнем секторе один из стюардов торопливо прячет флаг под куртку.
17.00. До начала матча два часа. Старшие стюарды по рации расставляют всех по местам. Двое остаются на входе в сектор проверять билеты, еще трое выстраиваются на лестнице.
Появляются первые болельщики, а с ними и работа – некоторые садятся куда попало, приходится пересаживать. Подходят милиционеры и просят следить за тем, чтобы люди не стояли в проходах. За 20 минут до начала матча практически все болельщики на своих местах.
Следующий горячий период наступает после перерыва, когда некоторые фанаты находят свои места занятыми. И действительно, возникает ощущение, что людей на секторе стало значительно больше. По счастью, до серьезных конфликтов дело пока не доходит. Пока…
Контролировать проходы становится труднее. По счастью, на помощь приходят милиционеры, которых болельщики слушаются беспрекословно. Но после голов Павлюченко бессильны даже сотрудники милиции. Люди дружно подаются вперед, подпирая передние ряды, вешаются друг другу на шею, целуются… На поле летят несколько ракет.
По окончании матча снова работа. Зрители с трибуны В должны покидать стадион одними из последних, но сразу после финального свистка у выхода образуется толпа. Пара толчков, слово за слово… Разнимать двух дерущихся болельщиков приходится нам с напарником – милиции в этот момент рядом, как назло, не оказывается.
Наконец работа заканчивается. Можно присесть и поделиться впечатлениями с «коллегами». Жалоба у всех единственная – болят ноги. Без малого семь часов простоять на бетонных плитах – не шутка.
Трибуны опустели. Мы, стюарды, ждем гонорар за работу. Некоторые денег не берут: мол, такой футбол посмотрели – и на том спасибо. Скорее домой, отогреваться!
www.sovsport.ru
Сначала давали правовые основы — все постановления, законодательные акты, которыми регулируется деятельность стюардов, объясняли права и обязанности зрителей. Потом началось самое увлекательное — первая помощь. Все подробно объяснили, каждый стюард отработал механизм действий в каждой из экстренных ситуаций, вплоть до самых нестандартных вроде «беременная женщина подавилась». Нас готовят, чтобы мы не терялись при любом развитии событий, — готовят к худшему.
Практика проходила на стадионе. Мы полностью изучили «Металлург», выяснили, где и как должны стоять стюарды — в проходах на трибунах лицом к зрителю, — потренировались осматривать людей, узнали, что делать, если зрители отказываются от осмотра. Стюард просит человека расстегнуть куртку, повернуться, открыть рюкзак или сумку, и если что-то кажется подозрительным, отправляет его на досмотр к полицейским. К тех, кто отказывается от этой процедуры только два пути — в полицейскую палатку или на выход.
За людьми нужно смотреть, и смотреть хорошо. Нам рассказывали, куда люди прячут запрещенные предметы — в капюшоны, в носки, в декольте и прочие секретные места. На практике каждый из нас попробовал осмотреть кого-то другого из группы, потом мы отрабатывали свои ошибки — чаще всего, например, забывали проверить капюшон. Если стюард на осмотре что-то проворонит, кому-то другому придется это разруливать, и проблема может принести гораздо больше неудобств, чем выписанный штраф.
Нас очень серьезно готовят к возможности террористического акта. Учат наблюдать за поведением: избегает ли человек полиции, нормально ли ведет себя на осмотре. Это не так легко — увидеть в человеке террориста, но когда знаешь реальные признаки, становится проще: обращаешь внимание, не сжимает ли человек кулаки, пытаясь что-то спрятать, не просматриваются ли какие-то «подозрительные» провода под одеждой.
bigvill.ru
Корреспондент «Спорта День за Днем» Ольга Кудрина разобралась, как устроена работа стюардов на стадионе «Санкт-Петербург». Для этого она сама погрузилась в эту работу с головой.
На стюардах, именуемых также контролерами-распорядителями, лежит ответственность по поддержанию общественного порядка и оказанию сервиса. В их обязанности входит даже эвакуация зрителей в чрезвычайных ситуациях, однако в большинстве случаев нужно просто показать болельщику, как пройти к его месту и объяснить, где приобрести еду и напитки.
Каждый, кто проходит на стадион, встречается со стюардами десятки раз. Сначала они регулируют потоки людей при проходе через зоны доступа пассажиров и транспорта, предотвращая давку и проникновение безбилетных или не аккредитованных лиц. Поскольку осмотр на входе — одна из ключевых процедур по обнаружению запрещенных предметов, проводить ее необходимо тщательно, не отвлекаясь на толпу, ломящуюся в арки металлодетектора.
Затем стюарды помогают сотрудникам полиции проводить осмотр — проверяют сумки, баннеры и флаги, изымая запрещенные предметы. Перечень «запрещенки» может отличаться в зависимости от категории документа человека, входящего на стадион. К примеру, болельщикам нельзя иметь при себе отвертки, ножницы, радиочастотные устройства, профессиональную фото- и видеоаппаратуру. А вот техникам, работникам общественного питания, сотрудникам безопасности и журналистам, соответственно, можно. Кому — что и в каком объеме, знают все стюарды входной зоны. Но мало знать, это надо еще и объяснить. Развернуть в направлении камеры хранения человека, отстоявшего очередь и имеющего в сумке щипчики для бровей, друзья которого к тому же уже преодолели входной барьер, сможет не каждый. Для этого необходима настойчивость, основанная на знании соответствующих правил ФИФА.
Следующие контролеры-распорядители — работающие в чаше. Причем как в холлах, так и на трибунах, и даже вдоль кромки поля. Все эти люди знают, какие флаги, символы и жесты могут послужить причиной конфликтов. Борясь за сохранение чистоты картинки (как в трансляции матча, так и для зрителей на стадионе), они способствуют скорейшему исчезновению флагов непризнанных государств, проявлений расизма, а также несанкционированной рекламы.
В матчевый день на стадион «Санкт-Петербург» приходит порядка полутора тысяч стюардов. За шесть часов до стартового свистка все уже должны быть на позициях: необходимо проверить исправность и безопасность своей зоны, прослушать инструктаж на ближайший матч. Так, на матч Бразилия — Коста-Рика, который начался в 15.00, блюстители порядка начали приходить на стадион уже к 7-8 утра. С запасом, чтобы все успели получить форму — кислотного цвета манишки, расписаться в документах о прибытии и позавтракать. Посещаемость внимательно контролируется сотрудниками оргкомитета, поэтому попросить друга расписаться и получить оплату, оставшись дома, не получится.
К слову, оплата одной 12-часовой смены равняется практически трем академическим стипендиям студента вуза за месяц. Причем именно студенты и составляют основную часть стюардского состава, еще официального до старта чемпионата досрочно сдававшие сессию, чтобы не пропускать матчи.
Многие ребята стали стюардами в ходе подготовки к Кубку конфедераций — 2017, в том числе и автор этого текста. Тогда уже в процессе проведения турнира оказалось, что стюардских сил недостаточно. Появилась необходимость в новобранцах. Хотя самые стойкие помнят еще матчи «Зенита» под открытым небом «Петровского». Подготовка к чемпионату мира прошла уже с опорой на Кубок конфедераций, поэтому ситуация с срочным включением новых людей в работу сейчас кажется немыслимой.
Чтобы попасть на ЧМ-2018, стюарды проходили конкурсный отбор, обучение и тестирование. Важно было отработать максимальное количество дней на домашних играх «Зенита». Благодаря этому опыту у стюардов уже выработались необходимые навыки и отчасти притупились чувства волнения даже перед крупнейшими матчами. Каждая игра воспринимается как особенная, но все же очередная, в которой будет больше или меньше дебоширов, недовольных или благодарных зрителей.
Разумеется, стюарды не являются заменой правоохранительных органов. Однако на них также распространяется иерархия, согласно которой младшие подчиняются и взаимодействуют со старшим по полномочиям. Локальные конфликты и беспорядки могут исправить стюарды в зеленых манишках — их на стадионе большинство. Если ситуация выходит из-под контроля, на помощь приходит стюард в оранжевой манишке — это старший зоны, на спине которого имеется надпись Supervisor. Если разрешить проблему не удалось совместно, старший стюард связывается с Центральным управлением стадионом (ЦУС), у которого есть связь с представителями ФСБ, МВД, МЧС, Росгвардии и других спецслужб.
— Работа старшего отличается от работы обычного стюарда, — рассказывает Игорь Ершов, старший сектора В3 в матчевые дни и работающий рядовым стюардом на внематчевых сменах. — На нем лежит ответственность, в первую очередь, не только за себя, но и за свой личный состав, поэтому я стараюсь быть везде и с каждым из своей команды.
Старшими стюардами становятся только проверенные, зарекомендовавшие себя сотрудники. Однако поддерживать марку приходится и тем, кто сумел получить повышение.
— Уважение старший должен заслужить. Каждый стюард команды должен ему доверять, в свою очередь старший — доверять им — иначе взаимопонимания не будет, — раскрыл Игорь секрет «тим спирит».
Работа в матчевый день, безусловно, очень интересна. Стадион меняет колорит на цвета национальных команд и разговаривает на десятках иностранных языков. Так, на матче между сборными Бразилии и Коста-Рики меня распределили на внешнюю трибуну блока А. К началу матча 74 из 76 мест заняли иностранцы, и лишь двое мужчин разговаривали по-русски. А рядом два друга-бразильца даже устроили опрос каждому новому зрителю, вступившему на трибуну.
— Brazil? Brazil?! — допытывались они до прибывавших европейцев и азиатов, тыча пальцем во флаг республики на своей футболке. Лишь только удостоверившись в единодушии симпатий, принимали их в свои ряды бурными объятиями и рукопожатиями. К началу матча, проводив до места последнюю семью, у меня возникло чувство какой-то гордости за проделанную работу. А на стадионе есть трибуны, на которых сидят около тысячи человек!
Однако несмотря на то, что никто не сел на чужое место, не подрался и не демонстрировал запрещенных флагов, моя работа была признана неудовлетворительной, потому что после двух голов в ворота костариканцев мои бразильцы радовались больше, чем за все предыдущее время, сыгранное всухую. Они взбирались на ограждения, откуда пришлось их стаскивать. Никто не пострадал, но на матч Нигерии с Аргентиной, куда обещали очень активных и агрессивных болельщиков, на трибуну поставили уже молодого человека.
Назвать подобное решение дискриминацией по половому признаку, конечно, нельзя. Это лишь очередная мера безопасности, причем как для болельщиков, так и для стюардов. По той же причине вдоль кромки поля стоят только физические крепкие мужчины, готовые задержать человека или группу людей, задумавших выбежать к игрокам.
И хотя матчевый день — это непрерывное общение, работа и впечатления, он все же не может перекрыть внематчевые дневные и ночные смены. Поток людей, вступающих на стадион, сокращается в разы, а по секторам передвигаются в основном персонал арены, который и без того прекрасно везде ориентируется.
Чтобы выдержать 12 часов бездействия с перерывами на работу, тоже нужна стойкость. В частности, помогает питание, организованное бесплатно для всех контролеров-распорядителей. Столовая стюардов ежедневно готовит четыре приема пищи, по два на ночную и дневную смены. Для студенческих желудков суп, горячее и салат поначалу были шоком. Причем выбрать, к примеру, обед можно из нескольких блюд: голодными не остаются как ценители мяса, так и сочувствующие животным вегетарианцы.
Несмотря на снижение нагрузки в свободные от футбола дни, стюардам важно не терять бдительности. К тому же, качество оказываемых услуг проверяется не только при непосредственном контакте с руководством. Каждый стюард знает, что камеры видеонаблюдения на стадионе обладают высочайшим разрешением. Поговаривают, что дистанционно можно даже прочитать текст сообщения, набираемый на смартфоне. Особенность этого отстраненного наблюдения — межвременность. Даже если проступок не привлек внимания в момент его совершения, в дальнейшем операторы видеонаблюдения всегда могут отмотать назад. Так, на открытой для прессы тренировке сборной Бразилии было запрещено кому-либо еще наблюдать за пентакампеонами. И стюарды, поставленные охранять бразильцев от чужих глаз, но сами подсматривавшие за полем, были оперативно вычислены.
— Есть значительный резерв стюардов — ребят, которые не попали на чемпионат, но очень хотят работать. Поэтому вас всегда есть, кем заменить, — повторяют старшие стюарды своим подопечным практически на каждой смене. Мотивация от противного, но работает: есть, пить, переписываться и смотреть футбол стюард, которому дорога работа, не будет.
Но все мы люди, и посмотреть на игру Месси, Неймара и Салаха, конечно, очень хочется. Большинство людей, занятых на стадионе, скорее всего, здесь бы не работали, если бы не любили футбол и спорт. Но, нельзя. Смотреть матч и праздновать голы, а также открыто поддерживать любую из команд-участниц запрещено, согласно правилам поведения, прописанным в договоре.
— Понятно, что каждый хочет посмотреть футбол. Но я рад уже тому, что являюсь участником этого большого мероприятия. До, вовремя и после матча мне приходится много общаться с иностранцами, благодаря чему получаю замечательную языковую практику, — рассказывает стюард Владислав Моисеев. — Да, огорчает, что я не могу отдать манишку и пойти болеть за Месси. Но здесь как в футболе — определены правила игры, которые нужно соблюдать. И на которые мы, стюарды, согласились.
Оцените материал:
www.sportsdaily.ru
Зачем российскому футболу нужен продвинутый стюардинг?
Защитник правопорядка и безопасности
Проведение футбольных матчей со значительным количеством зрителей на трибунах сегодня уже сложно представить без стюардов. Такое большое пространство, как стадион, и тысячи его посетителей требуют их непосредственного участия в процессе обеспечения контроля во время матча. Согласно положениям ФИФА (Справочник по безопасности. Статья 13), стюардом считается любое лицо, работающее на стадионе по найму на основе трудового соглашения или на добровольческой основе, в обязанности которого входит обеспечение правопорядка и безопасности людей на стадионе. Правила предполагают, что, помимо стюардов, безопасность на стадионе могут обеспечивать и сотрудники органов полиции.
Стюарды имеют достаточно большое количество обязанностей. Прежде всего, они должны понимать свою роль и исполнять требования людей, которые руководят обеспечением безопасности стадиона. Конкретные действия стюардов разнятся в зависимости от стран, стадионов, матчей и зон расположения (парковка, вход, досмотр, поле, трибуны, внутренние помещения, VIP-сектор и др.). Тем не менее можно обозначить наиболее важные обязанности всех стюардов в целом. Итак, стюарды должны:
Как это делают за рубежом – английский опыт
Профессия стюарда зародилась и прижилась в Англии, последовательно распространившись на остальную Европу. Роль стюардов на родине футбола сильно возросла после трагедии в Шеффилде на стадионе «Хилсборо». Тогда в результате давки на стадионе погибло 96 болельщиков и еще 766 получили ранения. Считается, что это стало последствием неграмотных действий полиции. Именно тогда началась разработка новых стандартов стюардинга – и сейчас на стадионах клубов, выступающих в первых четырех дивизионах, стюарды взяли на себя почти все функции, ранее принадлежащие полицейским. На английские матчи нанимается до 500 стюардов, каждый из которых должен располагаться на конкретном участке стадиона. За ними прописаны определенные обязанности, а ответственность за их невыполнение закреплена законодательно. Старший стюард за матч получает до 100 английских фунтов стерлингов (6 тыс. рублей), рядовой стюард – 25 английских фунтов стерлингов (1,5 тыс. рублей), причем эти суммы перечисляются через банк с автоматическим вычетом налогов.
Отбором и подготовкой стюардов в Англии и других западноевропейских странах занимаются, как правило, собственные специалисты стадиона. Они готовят будущих стюардов по специально разработанным программам, учитывающим как положения местного законодательства, так и специфику стадиона, а также требования оператора объекта. Все эти программы, разумеется, соответствуют и общемировым стандартам. Самостоятельно готовят стюардов специалисты с таких известных стадионов, как Emirates (ФК «Арсенал», Лондон, Англия), Allianz Arena (ФК «Бавария», Мюнхен, Германия), Amsterdam Arena (ФК «Аякс», Амстердам, Нидерланды), а также многих других. Но есть и исключения, например, на лондонском стадионе «Уэмбли» подбором стюардов занимаются независимые рекрутинговые агентства. Хотя передачу этой функции на аутсорсинг вполне можно объяснить тем, что на стадионе нет домашнего клуба – свои матчи там проводит только сборная Англии.
Эталон стюардинга в Восточной Европе
Важность создания верной системы подготовки стюардов сложно переоценить – именно оттого, каким образом будут обучаться стюарды своим обязанностям, и будет зависеть грамотность их дальнейших действий на стадионе. Интересным кейсом в разработке такой системы может послужить история «Донбасс Арены». Еще до того как стадион начал строиться, было предрешено внедрение на нем европейского подхода к организации спортивно-массовых мероприятий под названием 3S (Safety, Security and Services). Согласно такому подходу, вопросы обеспечения безопасности, защищенности и комфорта зрителей должны ложиться не на полицейских, а на стюардов. Специалисты «Донбасс Арены» посетили многие европейские стадионы, почерпнув там опыт и с учетом определенных местных особенностей разработали и внедрили на своем стадионе уникальную программу подготовки стюардов, состоящую из 10 модулей:
1. «Профессия – стюард»: формирование у будущих стюардов соответствующего уровня теоретических знаний, важных в профессиональной деятельности.
2. «Культура сервиса»: изучение стандартов обслуживания клиентов всех категорий.
3. «Мы – команда!»: формирование навыков взаимодействия с другими стюардами и службами стадиона.
4. «Управление малыми группами»: получение старшими стюардами навыков управления командой.
5. «Медицинская подготовка»: обучение стюардов выполнению базовых врачебных обязанностей
6 и 7 «Пожарная безопасность»: получение необходимых знаний для действий в случае пожара.
8. и 9. «Физическая подготовка»: обучение самозащите и технике ведения драки.
10. «Тактико-специальная подготовка»: отработка навыков взаимодействия с представителями МВД, МЧС и медицинской службой.
Стюарды создавали на стадионе гораздо более дружелюбную атмосферу, чем полицейские, и цифры только подтверждают это. Так, в прошлом сезоне на «Донбасс Арене» доля женщин среди владельцев абонементов и карт болельщика FanID составляла аж 25%. Аналогичные системы стюардинга после Евро-2012, который Украина принимала вместе с Польшей, продолжают работать и на некоторых других украинских стадионах.
«Петровский» без полиции и с сотней фанатов на поле
Российские спортивные сооружения начали обзаводиться стюардами совсем недавно. В измененном летом 2013 года так называемом «Законе о болельщиках», который вступил в силу 1 января 2014 года, появилось понятие «контролер-распорядитель». Согласно тексту документа, стюарды, или контроллеры-распорядители, должны пройти специальную подготовку и обязательно привлекаться на договорной основе организаторами официальных спортивных соревнований или собственниками сооружения для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования. Именно благодаря этому закону, вступившему в силу 20 января 2014 года, стюардов на стадионах теперь можно увидеть повсеместно. Более того, министр спорта Виталий Мутко заявил, что в ближайшем будущем стюарды могут заменить в чаше стадиона полицию.
Разговоры о необходимости таких перемен ходят в России не первый год. В своих словах лоббисты этой инициативы часто указывают, что сотрудники МВД, которым надлежит устранять агрессию на стадионах, своими резкими действиями, а то и одним лишь видом эту агрессию только порождают. Это действительно имеет место быть, но для того чтобы безопасность на российском футболе от этих мер хотя бы не потеряла, подход необходим гораздо более серьезный, чем ведется сейчас.
Так, в нашей стране до последнего времени вел подготовку стюардов лишь один футбольный клуб – санкт-петербургский «Зенит». Но готовил он лишь контролеров-распорядителей, не несущих самых главных функций по обеспечению безопасности стадиона «Петровский» – силовых. Они ложились на сотрудников ЧОПов, которых клуб специально нанимал до 250 человек на матч, при этом в чаше стадиона не работали сотрудники МВД. Как показал инцидент в майском поединке с «Динамо», где на поле выбежали сотни фанатов и один из них нанес травму футболисту, такие меры на матчах с самым высоким риском в России пока недостаточны, а вопрос подготовки стюардов должен ставиться куда более серьезно.
15 минут на инструктаж и предписания на листочках
На других российских стадионах стюарды до сей поры также выполняли лишь не самые значительные функции и, более того, они готовились к своей работе не специалистами стадиона, а сторонними организациями. Уровень этой подготовки, разумеется, оставлял и оставляет желать лучшего. Как стало известно СБК из общения со многими стюардами, работавшими на московских стадионах (в основном за 800 рублей/матч), большая часть из них не получала должных знаний и навыков для работы. По их словам, вся подготовка организовывалась в один день, велась в течение лишь нескольких часов, а иногда и вовсе ограничивалась 15-минутным инструктажем и выдачей листов бумаги с предписаниями.
Некоторые стюарды, по их словам, не проходили вообще никакой подготовки – и это не мешало им даже, например, работать в VIP-секторе. Само собой, не лучше ситуация и в регионах. Для стюардов там проводятся небольшие инструктажи, но в некоторых городах они даже не получают за работу на матче деньги. Чаще всего стюардами в таких случаях становятся просто желающие бесплатно посмотреть футбол. Качество их работы поддается элементарному пониманию.
Набрать и подготовить 1 тысячу стюардов за лето
Гораздо более серьезный подход применен по отношению к подготовке стюардов для работы на новом стадионе московского «Спартака». В начале мая 2014 года начал свою работу специальный учебно-рекрутинговый центр. Он стал частью контрольно-распорядительной службы стадиона, которая является подразделением департамента безопасности и возглавляется координатором стюардов. Постоянный штат сотрудников небольшой и состоит из нескольких человек.
Набор и прием анкет кандидатов в службу стюардов стадиона «Открытие Арена» начался весной 2014 года. На середину августа было обработано уже более 2 тыс. анкет и прошло собеседование более 1,1 тыс. человек. Активно работает и система приглашения своих знакомых поработать на стадионе. В рамках акции «Приведи друга» стюарды, по рекомендации которых на вакансию откликнется наибольшее количество новых соискателей, вознаграждаются специальными клубными призами.
Программа подготовки является уникальной разработкой службы стюардов стадиона. В процессе ее создания, кстати, учитывался опыт и «Донбасс Арены», экс-руководитель которой Александр Атаманенко ныне возглавляет стадион «Спартака». Проходит подготовка в 3 этапа и начинается с теоретического занятия – будущие стюарды получают информацию о стадионе и службе стюардов, правилах поведения зрителей согласно закону, пропускной и аккредитационной политике стадиона и многом другом. Затем проводится практическое занятие – на нем учат правилам работы со зрителями на трибунах, проведению досмотра, работе с досмотровым оборудованием и принтгейтами. Завершается подготовка стюарда участием в одном тестовом либо официальном мероприятии стадиона.
В зависимости от зоны стюарды на «Открытие Арене» условно делятся на категории: стюард на парковке, стюард на досмотре, стюард на входе, стюард на трибуне, стюард на поле, хостесс VIP-зоны, старший стюард и супервайзер. Такие категории, как хостесс, стюарды на поле, парковке, старшие стюарды и супервайзеры, проходят отдельное обучение. Кроме того, создана и своя программа подготовки, которая включает обучение работе с радиосвязью.
Причем получить работу может не каждый желающий. Для рекрутеров, проводящих отбор кандидатов, были разработаны специальные вопросы специалистами в области психологии, которые позволяют за короткий промежуток времени понять, подходит ли кандидат и на какую позицию. В процессе собеседований порядка 5–7 процентов кандидатов отсеивались вообще. При полной загрузке стадиона на матч планируется вызывать более 600 стюардов.
Автор: Данила Епишин
www.s-bc.ru
28.02.2018
Компания «Спорт-Гард» может осуществить мечту тысяч людей — стать участником Чемпионата мира по футболу и неплохо заработать
Совсем немного времени осталось до главного спортивного события для России за последние годы — старта Мундиаля-2018. На целый месяц наша страна превратится в самое популярное место для сотен тысяч людей, а все ведущие масс-медиа планеты повернут свои объективы в сторону отечественных стадионов. Отсчет до начала чемпионата мира уже пошел на недели, а это значит, что подготовка к этому невероятному событию идет полным ходом. И не только у футбольных сборных.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЛЕЖАЩАЯ НА ПЛЕЧАХ СТЮАРДОВ, НАМНОГО ВЫШЕ
Казань этот общемировой праздник тоже не обойдет стороной. В столице Татарстана сыграют Франция, Испания, Германия. Кроме четырех игр группового этапа зрители смогут насладиться двумя матчами стадии плей-офф: на «Казань Арене» состоятся по одному поединку 1/8 и 1/4 финала. Однако не только зрители, которые приобретут билеты, смогут приобщиться к историческому событию. Компания «Спорт-Гард» предоставляет возможность практически каждому стать частью беспрецедентного для России спортивного турнира. При этом вам не только не придется платить за это. Для вас сотрудничество со «Спорт-Гард» принесет много знакомств и шанс неплохо заработать во время чемпионата мира.
Казанская компания не первый год занимает ведущую позицию в сфере подготовки стюардов для работы на спортивных ивентах. В послужном списке дружной команды ООО «Спорт-Гард» более 30 успешно отработанных мировых и европейских событий. Любопытно, что компания стартовала, как говорится, с места в карьер. В 2015 году она начала свою работу, а первым соревнованием, к которому был подготовлен коллектив стюардов, стал XVI Чемпионат мира FINA по водным видам спорта.
Год назад «Спорт-Гард» начал сотрудничество с Российским футбольным союзом и получил эксклюзивное право на подготовку контролеров-распорядителей к Кубку Конфедераций FIFA. Свыше 1300 человек обеспечивали комфортное проведение матчей сильнейших сборных своих континентов на «Казань Арене». Бóльшая часть из них планирует повторить свой опыт и в нынешнем году. При этом для чемпионата мира компания подготовит еще больше людей – работать на территории главного стадиона нашего города будут свыше 1600 людей.
Что же собой представляет работа стюарда? В понимании большинства зрителей это человек в манишке, который всю игру стоит спиной к полю и внимательно наблюдает за болельщиками. На самом деле ответственность, ложащаяся на плечи стюардов, намного выше. Об этом рассказывает руководитель отдела маркетинга Диана Рязанова.
– Все привыкли к образу стюарда, что это некий солдатик, но на самом деле позиций у стюарда очень много. Стюарды проводят осмотр посетителей на входе, осуществляют навигацию зрителей и в целом помогают там, где это необходимо. Если человек вдруг потерялся и не знает, куда пойти, стюард всегда все объяснит.
Нередко сами желающие стать стюардами не сразу понимают, насколько ответственна их будущая работа.
«Очень часто нам в социальные сети поступает вопрос: „Ради двух часов на матче я должен пройти 8 курсов?“» – продолжает Рязанова. – Для них мы поясняем, что работа будет длиться 40 дней, согласно графику. Ну и, конечно, обязательные смены – это шесть матчевых дней для тех, кто пройдет все уровни нашего отбора».
ЕЖЕДНЕВНО ОФИС ПРИНИМАЕТ ПО СТО ЧЕЛОВЕК, ЖЕЛАЮЩИХ ЛЕТОМ СТАТЬ ЧАСТЬЮ МУНДИАЛЯ
Подготовительных курсов (все они полностью бесплатные), стоит отметить, не так много, но они невероятно важны не столько для стюарда, сколько для обычных людей. К примеру, один из тренингов посвящен оказанию первой помощи – навыку, несомненно, нужному и в повседневной жизни. Подробно о работе со стюардами нам рассказала руководитель отдела обучения Екатерина Липина: «Подготовкой будущих сотрудников занимается команда квалифицированных тренеров, параллельно работающих на скорой помощи, МЧС, на спортивных объектах нашего города. Важная часть обучения отводится нормативно-правовой и психологической подготовке. Также есть блок из трех занятий по организации работы контролера-распорядителя и созданию и обеспечению безопасной среды на мероприятии. Они должны хорошо ориентироваться в оказании первой помощи, знать правила пожарной безопасности. И, если вдруг возникнет чрезвычайная ситуация, стюард должен уметь эвакуировать зрителей. Этому мы их учим»
Показать на практике свои знания будущие стюарды смогут уже на самой «Казань Арене». В самом конце обучения весь многочисленный десант проведет плотное знакомство с главным стадионом города.
Для тех, кто уже отработал Кубок Конфедераций FIFA под крылом «Спорт-Гард», прохождение теоретической базы необязательно. Достаточно будет дождаться звонка и получить приглашение на дополнительную подготовку от Оргкомитета Чемпионата мира. Интересно, как происходит взаимодействие со стюардами прошлого созыва – для этого компания разработала собственный облачный сервис для оповещения своих людей.
Кампания по рекрутингу стюардов стартовала в начале февраля, и уже с первых дней ежедневно офис принимает по сто человек, желающих летом стать частью Мундиаля. По заверению руководителей «Спорт-Гард», каждый имеет возможность пройти подготовку за неделю, в дальнейшем ожидая только занятий на стадионе и итоговую аттестацию в конце весны.
ЛУЧШАЯ ПОХВАЛА – ЖЕЛАНИЕ ЗРИТЕЛЯ ВЕРНУТЬСЯ
С начала приема заявок прошло совсем немного времени, но уже было получено свыше 2,5 тыс. заявок, поделился руководитель проекта Тимур Гайсин: «Кроме тех, кто уже с нами работал на Кубке Конфедераций FIFA, есть масса людей, которые также хотят присоединиться к нам, – говорит Гайсин. Мы провели больше 1,5 тысяч собеседований меньше, чем за месяц. С 12 февраля мы начали обучение, и уже более 250 человек приняли в нем участие».
Но все же главное здесь не количество. Компания делает упор на качественный отбор людей. Успех их работы будет заключаться в создании комфорта и безопасной среды для зрителей. Сложность – и в то же время вызов – в том, чтобы стюарды сделали это наиболее незаметно. Их работа должна выглядеть для фанатов и простых болельщиков органичным процессом на стадионе.
Интерес к работе стюарда на данный момент в Казани невероятно высокий. Каждый день поступают десятки звонков, заполняется большое количество заявок на сайте.
«В час ночи в один из недавних дней была открыта запись на одну последующую неделю обучения. В 10:30 осталось буквально по два-три свободных места», – отмечает Липина.
Во многом такая быстрая реакция получается за счет собственной системы iSteward. Не надо никому звонить и ничего рассылать. Как только появляется информация по определенному мероприятию, авторизованные пользователи тут же все узнают. Благодаря этому сервису люди могут записываться на тренинги, не выходя из дома. Но это не значит, что все крутится вокруг него. Телефон и сам офис постоянно доступны для тех, кому не так комфортно работать с мобильным приложением и веб-сервисом.
«Сейчас мы развиваем наш проект не только в Казани. Благодаря нашим людям удается обеспечивать крупные международные турниры в других городах Татарстана. Мы видим, какие шаги нужно сделать для повышения качества нашей работы. Здорово, что удастся поработать на чемпионате мира, но наши планы им не ограничиваются», – продолжает руководитель проекта. – Каждый, кто придет к нам, попадет в глобальный проект с большими задачами на будущее, в котором мы видим огромные перспективы. Некоторые наши стюарды поднимались по корпоративной лестнице и сегодня уже сами работают на руководящих должностях. А ведь когда-то они так же, как и сотни людей сейчас, приходили, просто чтобы стать частью определенного спортивного турнира. Наши истории в том числе про амбициозность. Если вы чувствуете, что в вас это есть, то мы с большим удовольствием будем рады принять вас в наши ряды».
Успейте присоединиться к команде «Спорт-Гард», чтобы стать частью мировых событий!
На правах рекламы
Центр подготовки стюардов, 26, БЦ «Легенда», 3-й этаж. Тел.: +7 (843) 216-70-45
isteward.ru
«Спорт-Гард» ВКонтакте
«Спорт-Гард» в Instagram
www.business-gazeta.ru