Запретите детям играть на результат. Статья про детский футбол


«Запретите детям играть на результат!»

РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ. КРИК ТРЕНЕРСКОЙ ДУШИ

Он сам обратился в редакцию, попросил слова. Накипело у человека. В недавнем прошлом защитник тбилисского «Динамо», сборной Грузии, а ныне тренер спортивной школы «Ильинское» Дмитрий Кудинов – о проблемах детско-юношеского футбола в России: селекции, «переростках», потерянных талантах...

– Эти проблемы были всегда. У меня вот специальная папка – вырезки, статьи о детско-юношеском футболе. Так, Борис Пайчадзе еще в 1960 году писал (зачитывает): «Спросите любого тренера команды мастеров, и он ответит: все беды начинаются с детского футбола, который у нас хромает на обе ноги». Пятьдесят лет прошло! Условия улучшаются, тренеров меняют, чего только не делают – не помогает. Почему? У меня есть ответ, своя точка зрения. А прав я или нет, путь решают родители, читатели. Вот все говорят: футбол облагораживает человека, делает его лучше... А на самом деле, мое мнение, футбол у нас, наоборот, разрушает личность, вселяет комплексы неполноценности, заражает детей звездной болезнью. Пусть вам напишут родители, чьи дети, кто занимались футболом в детских спортивных школах, стали наркоманами и алкоголиками. С пяти лет ребенок занимался футболом, а в 17 вдруг стал наркоманом. Почему? Потому что его к этому подтолкнула школа. Система.

СЕЛЕКЦИЯ

«КАЖДОМУ ПЛОДУ – СВОЕ ВРЕМЯ»

– Мы слишком рано начинаем селекцию – с пяти лет. И сразу работа на результат. В этом вся проблема. В пять лет ребят набирают, в десять они лучшие по России. Но почему на выходе из этой команды никого не остается? Почему ребенок с пяти лет тренируется, лучшим становится в 10–12, а на выпуске его нет? Потому что дети элементарно портятся, до 17 лет всем этим наедаясь. Они просто не «доживают» до взрослого футбола. Их пожирают система, тренеры. А доживают те ребята, кто, может быть, чуть менее талантлив, но у кого осталось желание играть.

Я считаю, что до 14 лет вообще нельзя заниматься селекцией. Вот статья Кройфа: «У нас (он имеет в виду «Аякс») до 14 лет дети растут совершенно свободными. Им никто не запрещает играть в футбол в свое удовольствие. Из них никто не делает специалистов в своем амплуа. Они не бывают закрепощены сознанием воли и ответственности профессионального игрока. Они просто приходят в клуб, как домой, чтобы общаться и получать удовольствие от игры. В этом и заключается секрет «Аякса». Растить прежде всего аяксидов, а затем уже отправлять лучших из них в профессиональный футбол».

А у нас – с пяти лет: мальчик бегает быстро, гол забил – в нападение. Мальчик хорошо отбирает мяч, делает подкат – в защиту. Мальчик высокий, хорошо мяч ловит – в ворота. Но организм ребенка только формируется – переходный возраст с 12 до 15 лет. А после переходного возраста еще юношеский – до семнадцати. И у каждого этапа свои функции. Если ты сразу даешь нагрузку, то можно и сердце посадить, и суставы. Я бы лично детям до 14–15 лет не давал бить головой, потому что мозг должен сформироваться.

Мы же сразу самых талантливых загоняем в интернаты – уже лет в восемь. И где они потом, эти талантливые? Слуцкий пишет про детей, которые попадают в интернаты: «В 12 лет они предоставлены самим себе. Живут в окружении сверстников и нескольких воспитателей пенсионного возраста. А значит, на их формирование оказывают влияние улица и модели поведения, принятые в их среде. В итоге вдобавок к низкой образованности мы получаем и низкую культуру. К 16–17 годам получаем необразованного, невоспитанного молодого человека, который каждый день работает с нагрузками в двухразовом режиме, который уже не может заниматься футболом, потому что этот футбол, сами понимаете где у него сидит».

Это и мое мнение тоже. У нас в футболе постоянно идет омоложение. После войны в организованный футбол приходили в 14 лет, через двадцать лет – уже в 12, еще через двадцать лет – в 10-летнем возрасте, а сейчас приходят в пять. Я клянусь, через какое-то время будут набирать в три года, потому что сложился стереотип: чем раньше придешь, тем лучше. Чем тренеру больше заплатишь, тем больше шансов, что мальчик станет звездой.

Неправильно это и даже вредно. Каждому плоду – свое время. Нельзя перегрузить, нельзя убить в ребенке желание. Он два-три года поиграет и скажет: не хочу! Нет, давай, потому что там большие деньги. А ребенку нужно хотя бы немножко дать почувствовать, что такое жизнь...

ИГРА НА РЕЗУЛЬТАТ

«Я ВИДЕЛ, КАК ОТЦЫ НЕНАВИДЯТ СВОИХ ДЕТЕЙ...»

– Говорят, что для воспитания футболистов нужны условия. Но в «Спартаке», «Локомотиве», «Динамо» всегда были условия. И сейчас есть. Только звезды почему-то не растут. Дети не раскрывают своего потенциала.

Почему? Да потому что все работают на результат. Не разделяя, где взрослый футбол, а где детский. Если во взрослом профессиональном футболе игры не на результат не может быть в принципе (кроме предсезонных сборов), то в детском, наоборот, во главе должно быть обучение. У нас же и там, и там – подкуп судей, подставы, крики тренеров, фанатские разборки...

Я видел, как отцы ненавидят своих детей за то, что команда сыграла вничью. Просто готовы были разорвать их. А если бы выиграли, наверное, машину бы подарили...

Тренеры – тоже... С тренерскими кадрами у нас нет проблем. Проблема в том, что все они одинаковые. Не хорошие и не плохие – одинаковые. Все нервничают, все переживают, все ругаются. Нет такого тренера, который бы тихо, спокойно смотрел за игрой. Я насколько над собой работаю, и то у меня внутри бурлит вулкан, потому что амбиции, эмоции... Но тогда тренер начинает ругаться матом, драться. И все вокруг – враги, и он готов всех порвать. В детском футболе это должно быть категорически запрещено!

Почему так происходит? Потому что в голове у тренера сидит одно – результат. Результат заставляет так себя вести. Да, когда команда выигрывает, родители довольны, дети довольны, руководство довольно – и тренер спокоен. Впрочем, даже когда выигрывает... Мальчишка при счете 5:0, не дай бог, ошибется, а в тренере раздражение сидит, нервозность. Он все равно эмоции на пацана выплеснет. Как считаете, повлияет это на ребенка? Мальчишка ошибся, и его кроют матом, хотя счет 5:0...

Такого человека категорически нельзя допускать к детям. Или надо его переучивать. Ведь главная задача тренера в детском футболе – не навреди. Не заставляй, не мешай, а только подсказывай. Пусть ребенок сам дойдет до того, в чем ты прав.

Разговоры о том, что детские тренеры ничего не зарабатывают, поэтому у них ничего и не выходит, – ерунда. Был бы у него выше заработок – ничего бы не изменилось. Наоборот, чем больше денег, тем еще больше нужно работать на результат. Раньше не получали больших денег, а в футбол играли лучше. Сейчас получают миллионы. Это никак не влияет.

НЮАНСЫ ИГРЫ

«ХОРОШО, ЧТО ГАРРИНЧА В МОСКОВСКУЮ ШКОЛУ НЕ ПОПАЛ»

– По регламенту дети у нас уже в 10 лет должны играть на большом поле. Это какой же потенциал должен быть у ребенка, чтобы он в таком возрасте пробежал сто метров туда и обратно? Плюс два тайма по 30 минут. На результат. О какой технике может идти речь, когда им приходится столько бегать?!

До 14 лет дети должны играть на маленьком поле. Чем меньше поле, тем ребенок будет чаще касаться мяча и получать удовольствие от игры. А если он бьет и не может добить до ворот, то какой в этом смысл? Если из всей команды только один игрок с углового подает в штрафную? Остальные просто не в состоянии добить...

Почему у нас в футболе защитников нет? Потому что вратари берут мяч и просто выносят его вперед. И чем сильнее, тем лучше. Как расти защитникам, если им мяч не дают?

Поэтому у нас при выпуске и одинаковые все. И некого выбрать. Принцип игры на результат диктует формирование состава: здоровый вратарь, здоровый центральный защитник, здоровый полузащитник и быстрый нападающий – легонький, маленький, чтобы ему забросили, и он, может быть, убежал...

Тяжелые мячи, форсирование физнагрузок – все это наш детский футбол. Один в один никто не обыгрывает...

Хорошо, что Гарринча в пять лет не попал в какую-нибудь московскую школу! Там бы его научили «правильно» бегать и заставили бы играть с пяти лет в одно-два касания. И на большое поле вывели бы в десять лет...

«ПЕРЕРОСТКИ»

«У НАС В СТРАНЕ ДЕКАБРЬСКИХ НЕ ЛЮБЯТ»

– Я считаю, это только наша проблема. За границей такого нет. Проблема нашей системы.

Казалось бы, что с того, что один мальчик родился в январе, а другой – в декабре? Почему январский должен иметь преимущество над декабрьским, если они оба одинаково любят футбол?

А потому что игра на результат. Тренеру нужен здоровый и быстрый, а не маленький и слабый. А год в таком возрасте решает очень многое. А если еще этот январский – акселерат? Тогда физиологически – все три-четыре года разницы. Я не верил, но это доказано наукой: три-четыре года составляет разница между акселератом, рожденным в январе, и обычным мальчиком, родившимся в декабре. И внешне, и физиологически. А по паспорту всего одиннадцать месяцев.

Получается, что и здесь тренер является заложником системы. Он вынужден брать здоровых, акселератов.

Посмотрите на сегодняшние юношеские сборные... У меня статьи есть, я все отмечал. Все сборники с датами рождения... Денис Черышев – декабрьский, поэтому Талалаев его к себе и не брал. У Коли Савичева сборная была – 80% рождены в январе–феврале.

Зачем? Чтобы результат дать. Сознательно формируют команды из таких людей. Специально. Чтобы преимущество было больше, пока они молодые. Допустим, сборная 15-летних – там 80% – январь–февраль, 16-летних – 65%, 17-летних – 40%. И получается, в десять лет они лучшие в мире, по 5:0 всех обыгрывают. В 12 лет – уже 1:0, 2:0. В 14 – играют вничью. В 15–16 уже проигрывают. И дальше все только хуже, хуже...

Я за Кокориным пять лет следил. Когда увидел в первый раз, парень просто заставил в себя влюбиться. Всех громил на юношеском уровне, был лучшим. Движения, я смотрел, – это что-то… А сейчас еще немного – и все, закончит. Станет, как Самедов и Шишкин. Дзагоев уже почти пропал. На очереди – Кокорин, Смолов...

Наша система заставляет ребят раскрываться не в двадцать лет, а когда они еще не готовы к медным трубам, звездной болезни...

Почему «синдром второго года» у нас есть, а за границей нет? Потому что парень первый год на эмоциях выплеснул, контракт подписал – и все, успокоился. Где Шишкин, где Яковлев?

У нас даже специальный лимит существует. А конкуренции нет. Обязательно нужна здоровая конкуренция. Вот Щенников в ЦСКА проявился, а конкурентов у него нет. Как ему прогрессировать? Как можно выиграть чемпионат мира с Яковлевым, который в «Спартаке» в запасе сидит? Это блеф. Костяк ведь все равно будет из тех ребят, которые уже появились. Дзюба, скорее всего, нет, но те же Акинфеев, Щенников, Паршивлюк, Канунников, Ионов, Дзагоев...

Парочка новых имен может появиться, но на примере того же Кокорина... Они все уже истощены, вымотаны футболом. Перенасыщены поездками за границу, компьютерами, девочками. Все у них уже есть. Им не к чему стремиться.

ДЕНЬГИ – «ДОГОВОРНЯКИ»

«ТОГДА ТРЕНЕР ИДЕТ ДОГОВАРИВАТЬСЯ...»

– Занести тренеру деньги, чтобы поставил ребенка в состав, – в детском футболе такой момент присутствует. Я думаю, даже в сборных. Засветить через агента... Но это все зависит от чистоплотности тренера.

Насколько велик уровень «договорняков»? Бывает, дети плачут, что «подставные» играют, что судейство ненормальное. Мое мнение – это все-таки больше относится к высшей лиге. А в детском футболе – только когда идет прямая конкуренция. Тогда тренер идет договариваться. Бутылка шампанского, водки, виски. Команда чаще об этом не знает. Только «хребет». Центральный защитник знает, вратарь... Судья знает.

ВЫХОД

«ПУСТЬ ФУРСЕНКО СКАЖЕТ: ДО 14 ЛЕТ НИКАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ!»

– Если сама система не будет требовать результата, то тренер и родители не будут нервничать, дети будут раскрепощены. Не надо будет ни документы переделывать, ни деньги тренерам совать. Тренер будет тем, кем должен быть, – любящим, знающим свою работу психологом, педагогом. И ни один человек в его команде не будет переживать, что он декабрьский и поэтому ни черта из него не получится...

Я прекрасно понимаю, что на данный момент это утопия, потому что нужно менять менталитет людей. Андрей Талалаев начал работать с дублем «Ростова». Он пишет: я приду, я песочную гору сделаю, траву на два сантиметра подстригу... Но он никогда не сделает из этих 18-летних ребят звезд российского масштаба. Не говоря уже о мировом. Потому что все они уже испорчены. Прошли путь российской системы. С пяти лет играют на результат.

Срочно надо запретить играть на результат до 14 лет! Мне все равно, кто примет это решение. Пусть Фурсенко, как самый главный, скажет: до 14 лет никаких результатов!

Хотя... Даже если Фурсенко скажет. «Кодекс чести» знаете, да? Все вроде правильно написано. Но никто ничего не соблюдает. И судьи берут взятки, и откаты, и договорные матчи... Все остается по-прежнему.

ВОСПИТАНИЕ

«МОИ ДЕТИ ДАЖЕ «БЛИН» НЕ ГОВОРЯТ»

– Я веду своих ребят уже десять лет. Им сейчас по 16, они еще дети. Играем против московских – там реально мужики выходят. На голову выше. Но это не говорит о том, что они станут футболистами, а мои – нет. Потому что никто не знает, что будет завтра. Физиологически в 19 лет они все уравняются. И если мой мальчик думает, как Фабрегас, и техничный, как Месси, то, когда к нему придут сила и скорость, он всех этих здоровых обыграет...

У меня шикарная команда, но сегодня мы проигрываем, потому что у нас нет принципа игры на результат. Моя задача – научить их играть в футбол. Научить защитников – правого, левого, как полузащитникам мяч доставлять. Вратарь соперника никогда не отдаст мяч защитнику. А я заставляю своих, чтобы отдавали. Чтобы понимали футбол.

И воспитание, поведение... Этот Гаттузо. Я считаю, что современный футболист не имеет права себя так вести. Это проблема характера, воспитания. У меня дети даже «блин» не говорят. А у других тренеров все ругаются. И наглые. Я стою и слушаю, о чем они говорят, их сленг. Ужас!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Дмитрий КУДИНОВ

Родился 8 февраля 1963 года.

Амплуа: защитник.

Карьера: выступал за тбилисские «Динамо» (1981–1983, 1986–1987, 1995–1997) и «Шевардени» (1989), кутаисское «Торпедо» (1985), сочинскую «Жемчужину» (1997).

В чемпионатах СССР провел 60 матчей, в чемпионатах России – 7 матчей.

Сегодня – детский тренер.

www.sovsport.ru

10 Причин, почему результата нет. Зона детского футбола - До 18 блог - Блоги

Почему таланты уходят, так и не раскрывшись? Почему был перспективным, но в одночасье перестал таким быть? В чем причины неудачного выступления наших команд в Еврокубках и сборной на международной арене?

Ни для кого не секрет, что большинство детей в футбол приходят не сами. Чаще всего, на первых порах, это инициатива родителей.

 Любой спорт развивает ребенка физически и психологически. Футбол - командный вид спорта, которым может заниматься практически каждый, так же не требует особенных затрат на первых порах. Поэтому это хороший выбор для родителей.

Вот привели ребенка на первую тренировку, что происходит потом? - задал я вопрос тренеру по общей физической подготовке одного из столичных футбольных клубов.

На первых тренировках детей обычно много, некоторые сильно стесняются и не подходят к мячу, приходится разбивать всех по парам и работать практически персонально. Так интересно наблюдать за тем, как юные спортсмены привыкают к новому окружению и новой обстановке: ворота, мячи, незнакомые ребята, тренер.

А как понять, нравится ли заниматься детям? Если у ребенка появляется интерес, азарт, то он готов приходить на тренировки и заниматься. Если же интереса не возникает, то начинаются слезы и на этом все заканчивается.

На первом тренере лежит груз ответственности. Ему не только нужно поддерживать интерес, но и заложить основы техники, научить работать в команде, помочь перестроится к другому распорядку дня и нагрузкам.

Пробежимся по временной ленте вперед и приблизимся к корню проблемы.

Прошло несколько лет, ребята повзрослели. Тренировки становятся более серьёзными, тренеров в клубах больше трясут за результат.  И вот тут-то наши детско - юношеские команды и начинают терять перспективную молодёжь.

На самом деле, причин чтобы закончить с футболом может быть много. Разговор о причинах – это широчайшее поле для дискуссий. И я решил поделиться собственными мыслями на этот счет.

 

Причина №1

 

У тебя неплохо получалось, почему ты перестал заниматься? Что тебя не устраивало? - спросил я как-то у парня, игравшего в «Динамо-Минск».

Не было возможности совмещать учебу в гимназии и тренировочный процесс. Мне не нравилось, что практически все учились в специализированной школе и тренировки подстраивали под их расписание. Никто о получении качественного образования не думал. На тренировках было мало индивидуальной работы. Хотя тренеры были настоящими профессионалами и здорово работали над командными действиями, развивали технические навыки и скоростно силовую выносливость, работали над менталитетом команды.

О чем приятно вспоминать?

Часто ездили на международные турниры, каждое лето отдыхали на море, за счёт клуба, естественно - отвечает с улыбкой.

В «Динамо-Минск» с финансированием, видимо, дела обстояли неплохо. Но, знаю по личному опыту, что в других футбольных школах о финансировании чаще всего думают родители футболистов, а не руководство. Родители и автобус наймут и тренеры проспонсируют, а еще же и с собой ребенку дать нужно, на всякий случай. Приходится платить за многое, не говоря уже о таких банальных вещах, как покупка экипировки. Но, главное, что тренировки «бесплатные». Если у кого-то нет возможности поехать на соревнования за границу и ребёнок не получает практики, тренерам он уже становится менее интересен. А разве можно закрывать глаза на талант, если просто нет денег?

Причина №2

Зачастую, тренеры не умеют работать с детьми, не понимают особенностей их психики.

Хороший тренер - это не только тот, кто тебя тренирует, но и твой товарищ, психолог. Но как можно относиться к тренеру, который унижает игроков второго состава, показывая тем, кто лучше, что это делать нормально. О какой гармонии и взаимопонимании может идти речь? 

Из разговора в раздевалке:

-«Назовите мне хоть одного футболиста с именем Вася?»

-«Василий Березуцкий»

«Ну вот и все!» - громко говорит тренер в раздевалке, намекая на Васю, в команде, который ему просто не нравился.

Хищническая конкуренция в спорте - вещь обыденная, только так чемпионами и становятся. Но когда тренер судит игроков не по их футбольным качествам, ни к чему хорошему это не приведет.

Речь, конечно же, идет не об одном Васе.

 

Причина №3

Случай из жизни: парень тренировался с основным составом одной из команд Высшей лиги. На тренировке получил серьезнейшую травму (по его словам, колено выгнулось в другую сторону, как у цапли) - разрыв крестообразных связок. Он был на контракте, но клуб смог предложить ему только бесплатную операцию, результат таких операций, зачастую, оставляет желать лучшего. Если проводить ее в Германии, например, это будет стоить 15к€, вот и думайте сами. Может ли среднестатистическая семья себе такое позволить?

Контракт разорвали по обоюдному согласию. Однако сказали, что если операция будет проведена, существует возможность восстановления обязательств со стороны клуба.

Травмы - не так уж и редки. Вопрос в том, что клуб оставляет молодых игроков один на один с проблемой, не имея особого желания помогать. Не ты, так кто-то другой. Ты же не игрок первой величины.

Если у нас такие вообще есть…

Причина №4

Тренировочный процесс нельзя назвать несерьезной вещью. Но, зачастую, разнообразием тренировок, никто голову себе не забивает.

В неделе обычного человека 7 дней, рабочих же только 5. У юных спортсменов считается нормой тренироваться 4/5 раз в неделю, а может еще быть и игра. Может быть, стоит задуматься не о количестве отработанных с детьми часов, а об их качестве?

Ездить на тренировку ради того, чтобы тренер лениво расставил фишки и, после пятиминутной разминки поставил воротики, мол, играйте.

 Ну что ж, потом так и играют.

Причина №5

Вытекает из предыдущего. Из-за обилия тренировок, их однообразной составляющей, интерес может быстро пропасть.

 В итоге, в Европе, например, к подростковому возрасту мы видим еще молодых, но уже техничных футболистов, с огромным стремлением играть и побеждать. У наших ребят это тоже есть, но уже не на таком уровне.

Причина №6

Несомненно, чтобы стать футболистом, одних тренировок мало. Для того чтобы быть техничным, нужно постоянно работать с мячом, чтобы лучше видеть поле и чувствовать игру, нужно больше играть.  

Современные дети редко выходят на улицу и дворовой футбол потихоньку умирает. Такие футболисты как Роналдиньо, Месси, Роналдо оттачивали свое мастерство на пляже, во дворе, в принципе там, где только могли. Если тяжело увлечь ребенка пойти во двор и потренироваться, то сделайте это с ним, а там, глядишь, и другие дети подтянуться.

Развлечения вроде компьютерных игр, все чаще забирают детей с уже не таких шумных, как раньше, дворов. А следствием этого является малая конкуренция среди детей в футбольных школа. Берут тех, кто пришел.

Причина №7

Тренеры, которые раньше были профессиональными футболистами, получали образование параллельно со спортивной карьерой. Поэтому о качестве этого образования говорить не приходится. Низкая оплата труда детского тренера приводит к тому, что вчерашние профессионалы стараются пойти в команды мастеров. А детско - юношеские команды остаются без ценного опыта, знающих в этом толк людей.

Причина №8

В заграничных футбольных клубах внимание уделяется не только тренировкам, но и процедуре восстановления спортсменов, правильному питанию. За футболистами постоянно наблюдают и изучают его, чтобы случайно не пропустить какие либо ухудшения в его форме или самочувствии.

 У нас таких специалистов практически нет, а если такого находят, то он на вес золота. Еще в столичных клубах за игроками следят более ли менее, а в других местах, как придется. Что мешает нам брать пример с тех же европейских футбольных школ?

Причина №9

Обычная ситуация, когда из инвентаря на поле, у тренера только манишки и фишки, ну и ворота, конечно же. Разве этого достаточно?

Для примера, я зашел на первую же ссылку по запросу «Инвентарь для детского футбола». Там я увидел не только «широкий» спектр вещичек, которые обычно имеет тренер, но и  барьеры для прыжков, тренировочные лестницы, футбольные манекены, эспандеры и многое другое.

Молодые футболисты уже с детства должны привыкать решать на поле нестандартные задачи. Обыгрывая одни фишки в детском футболе, он так и будет играть во взрослом. Обыграл (хотя это не точно), ударил, вот и вся игра. Начиная с нескольких задач, дети начинают понимать, что футбол это вид спорта, где без видения поля, контроля мяча просто не обойтись. К ним, постепенно, будет приходить осознание, что этому стоит учиться, чтобы стать настоящим профессионалом и попасть в условный Реал.

Причина №10

Лучше выиграть 5 медалей в возрасте 10-ти лет, чем побеждать потом- вот и вся политика детских футбольных школ. Главное результат, за это ведь и к зарплате прибавочка будет.

Однако руководство забывает, что клуб славится не только своими достижениями, но и воспитанниками. Забывает, что «команда» играет только на профессиональном уровне. А главное задачей детского тренера - это обучить игрока, именно игрока, необходимым навыкам, чтобы он смог вписаться потом в команду любого уровня, подойти под разнообразные тренерские схемы, не испытывая при этом трудностей из-за недостатка подготовки.  Зацикливаться на тестах и нормативах - не вариант.  А что,  Хави или Иньеста быстро бегают? Зато вы посмотрите на ух видение поля и футбольную мысль. У нас пытаются всех игроков уравнивать, не пытаясь делать упор на их сильных качествах.

Клубам стоит задуматься,  что преобразовав систему подготовки юных футболистов сегодня, уже через несколько лет они смогут стать звездочками сначала нашего чемпионата, а потом и засветиться за рубежом. Футболист - составная часть не только команды, но и клуба. Это материал, за счёт которого клуб не только играет, но и продвигается по рейтингу. Поэтому об игроках нужно проявлять заботу, не только когда это нужно клубу или федерации. 

 

Итак, подведем итог. В нашей стране перспективной молодежи всегда было достаточно. Осталось только научиться правильно с ней работать.  К нашей с вами радости перемены всё-таки приходят в белорусский футбол. Вот уже и появилась первая академия в Бресте, идут разговоры и об академии БАТЭ. Будем надеяться, что клубы долго ничего не меняют только по тому, что хотят детально все продумать, а потом молча показать результат своих трудов. 

 

 Статья написана про Беларусь,но, дорогие друзья, я не думаю что в Вашей стране такого нет.

Читайте меня и на трибуне

Спонсор этого поста интернет-магазин a888.by , где можно купить запчасти для авто всех марок, купить моторное масло много других полезных вещей.  A888.BY - удобства ради.

www.sports.ru

Запретите детям играть на результат

Запретите детям играть на результат!

Тренер спортивной школы «Ильинское» Дмитрий Кудинов – о проблемах детско-юношеского футбола в России: селекции, «переростках», потерянных талантах...

– Эти проблемы были всегда. У меня вот специальная папка – вырезки, статьи о детско-юношеском футболе. Так, Борис Пайчадзе еще в 1960 году писал (зачитывает): «Спросите любого тренера команды мастеров, и он ответит: все беды начинаются с детского футбола, который у нас хромает на обе ноги». Пятьдесят лет прошло! Условия улучшаются, тренеров меняют, чего только не делают – не помогает. Почему? У меня есть ответ, своя точка зрения. А прав я или нет, пусть решают родители, читатели. Вот все говорят: футбол облагораживает человека, делает его лучше... А на самом деле, моё мнение, футбол у нас, наоборот, разрушает личность, вселяет комплексы неполноценности, заражает детей звездной болезнью. Пусть вам напишут родители, чьи дети, кто занимались футболом в детских спортивных школах, стали наркоманами и алкоголиками. С пяти лет ребенок занимался футболом, а в 17 вдруг стал наркоманом. Почему? Потому что его к этому подтолкнула школа. Система.

 

СЕЛЕКЦИЯ

«КАЖДОМУ ПЛОДУ – СВОЕ ВРЕМЯ»

– Мы слишком рано начинаем селекцию – с пяти лет. И сразу работа на результат. В этом вся проблема. В пять лет ребят набирают, в десять они лучшие по России. Но почему на выходе из этой команды никого не остаётся? Почему ребенок с пяти лет тренируется, лучшим становится в 10–12, а на выпуске его нет? Потому, что дети элементарно портятся, до 17 лет всем этим наедаясь. Они просто не «доживают» до взрослого футбола. Их пожирают система, тренеры. А доживают те ребята, кто, может быть, чуть менее талантлив, но у кого осталось желание играть.

Я считаю, что до 14 лет вообще нельзя заниматься селекцией. Вот статья Кройфа: «У нас (он имеет в виду «Аякс») до 14 лет дети растут совершенно свободными. Им никто не запрещает играть в футбол в свое удовольствие. Из них никто не делает специалистов в своем амплуа. Они не бывают закрепощены сознанием воли и ответственности профессионального игрока. Они просто приходят в клуб, как домой, чтобы общаться и получать удовольствие от игры. В этом и заключается секрет «Аякса». Растить прежде всего аяксидов, а затем уже отправлять лучших из них в профессиональный футбол».

А у нас – с пяти лет: мальчик бегает быстро, гол забил – в нападение. Мальчик хорошо отбирает мяч, делает подкат – в защиту. Мальчик высокий, хорошо мяч ловит – в ворота. Но организм ребенка только формируется – переходный возраст с 12 до 15 лет. А после переходного возраста ещё юношеский – до семнадцати. И у каждого этапа свои функции. Если ты сразу даёшь нагрузку, то можно и сердце посадить, и суставы. Я бы лично детям до 14–15 лет не давал бить головой, потому что мозг должен сформироваться.

Мы же сразу самых талантливых загоняем в интернаты – уже лет в восемь. И где они потом, эти талантливые? Слуцкий пишет про детей, которые попадают в интернаты: «В 12 лет они предоставлены самим себе. Живут в окружении сверстников и нескольких воспитателей пенсионного возраста. А значит, на их формирование оказывают влияние улица и модели поведения, принятые в их среде. В итоге вдобавок к низкой образованности мы получаем и низкую культуру. К 16–17 годам получаем необразованного, невоспитанного молодого человека, который каждый день работает с нагрузками в двухразовом режиме, который уже не может заниматься футболом, потому что этот футбол, сами понимаете, где у него сидит».

Это и моё мнение тоже. У нас в футболе постоянно идет омоложение. После войны в организованный футбол приходили в 14 лет, через двадцать лет – уже в 12, еще через двадцать лет – в 10-летнем возрасте, а сейчас приходят в пять. Я клянусь, через какое-то время будут набирать в три года, потому что сложился стереотип: чем раньше придёшь, тем лучше. Чем тренеру больше заплатишь, тем больше шансов, что мальчик станет звездой.

Неправильно это и даже вредно. Каждому плоду – свое время. Нельзя перегрузить, нельзя убить в ребёнке желание. Он два-три года поиграет и скажет: не хочу! Нет, давай, потому что там большие деньги. А ребёнку нужно хотя бы немножко дать почувствовать, что такое жизнь...

 

ИГРА НА РЕЗУЛЬТАТ

«Я ВИДЕЛ, КАК ОТЦЫ НЕНАВИДЯТ СВОИХ ДЕТЕЙ...»

– Говорят, что для воспитания футболистов нужны условия. Но в «Спартаке», «Локомотиве», «Динамо» всегда были условия. И сейчас есть. Только звёзды почему-то не растут. Дети не раскрывают своего потенциала.

Почему? Да потому что все работают на результат. Не разделяя, где взрослый футбол, а где детский. Если во взрослом профессиональном футболе игры не на результат не может быть в принципе (кроме предсезонных сборов), то в детском, наоборот, во главе должно быть обучение. У нас же и там, и там – подкуп судей, подставы, крики тренеров, фанатские разборки...

Я видел, как отцы ненавидят своих детей за то, что команда сыграла вничью. Просто готовы были разорвать их. А если бы выиграли, наверное, машину бы подарили...

Тренеры – тоже... С тренерскими кадрами у нас нет проблем. Проблема в том, что все они одинаковые. Не хорошие и не плохие – одинаковые. Все нервничают, все переживают, все ругаются. Нет такого тренера, который бы тихо, спокойно смотрел за игрой. Я насколько над собой работаю, и то у меня внутри бурлит вулкан, потому что амбиции, эмоции... Но тогда тренер начинает ругаться матом, драться. И все вокруг – враги, и он готов всех порвать. В детском футболе это должно быть категорически запрещено!

Почему так происходит? Потому что в голове у тренера сидит одно – результат. Результат заставляет так себя вести. Да, когда команда выигрывает, родители довольны, дети довольны, руководство довольно – и тренер спокоен. Впрочем, даже когда выигрывает... Мальчишка при счете 5:0, не дай бог, ошибётся, а в тренере раздражение сидит, нервозность. Он всё равно эмоции на пацана выплеснет. Как считаете, повлияет это на ребенка? Мальчишка ошибся, и его кроют матом, хотя счет 5:0...

Такого человека категорически нельзя допускать к детям. Или надо его переучивать. Ведь главная задача тренера в детском футболе – не навреди. Не заставляй, не мешай, а только подсказывай. Пусть ребенок сам дойдет до того, в чём ты прав.

Разговоры о том, что детские тренеры ничего не зарабатывают, поэтому у них ничего и не выходит, – ерунда. Был бы у него выше заработок – ничего бы не изменилось. Наоборот, чем больше денег, тем ещё больше нужно работать на результат. Раньше не получали больших денег, а в футбол играли лучше. Сейчас получают миллионы. Это никак не влияет.

 

НЮАНСЫ ИГРЫ

«ХОРОШО, ЧТО ГАРРИНЧА В МОСКОВСКУЮ ШКОЛУ

НЕ ПОПАЛ»

– По регламенту дети у нас уже в 10 лет (в Беларуси дети на большом поле играют с 13 лет – прим. А.Козлова) должны играть на большом поле. Это какой же потенциал должен быть у ребёнка, чтобы он в таком возрасте пробежал сто метров туда и обратно? Плюс два тайма по 30 минут. На результат. О какой технике может идти речь, когда им приходится столько бегать?!

До 14 лет дети должны играть на маленьком поле. Чем меньше поле, тем ребенок будет чаще касаться мяча и получать удовольствие от игры. А если он бьёт и не может добить до ворот, то какой в этом смысл? Если из всей команды только один игрок с углового подает в штрафную? Остальные просто не в состоянии добить...

Почему у нас в футболе защитников нет? Потому что вратари берут мяч и просто выносят его вперёд. И чем сильнее, тем лучше. Как расти защитникам, если им мяч не дают?

Поэтому у нас при выпуске и одинаковые все. И некого выбрать. Принцип игры на результат диктует формирование состава: здоровый вратарь, здоровый центральный защитник, здоровый полузащитник и быстрый нападающий – лёгонький, маленький, чтобы ему забросили, и он, может быть, убежал...

Тяжёлые мячи, форсирование физических нагрузок – всё это наш российский детский футбол. Один в один никто не обыгрывает...

Хорошо, что Гарринча в пять лет не попал в какую-нибудь московскую школу! Там бы его научили «правильно» бегать и заставили бы играть с пяти лет в одно-два касания. И на большое поле вывели бы в десять лет...

 

«ПЕРЕРОСТКИ»

«У НАС В СТРАНЕ ДЕКАБРЬСКИХ НЕ ЛЮБЯТ»

– Я считаю, это только наша проблема. За границей такого нет. Проблема нашей системы.

Казалось бы, что с того, что один мальчик родился в январе, а другой – в декабре? Почему январский должен иметь преимущество над декабрьским, если они оба одинаково любят футбол?

А потому что игра на результат. Тренеру нужен здоровый и быстрый, а не маленький и слабый. А год в таком возрасте решает очень многое. А если ещё этот январский – акселерат? Тогда физиологически – все три-четыре года разницы. Я не верил, но это доказано наукой: три-четыре года составляет разница между акселератом, рожденным в январе, и обычным мальчиком, родившимся в декабре. И внешне, и физиологически. А по паспорту всего одиннадцать месяцев.

Получается, что и здесь тренер является заложником системы. Он вынужден брать здоровых, акселератов.

Посмотрите на сегодняшние юношеские сборные... У меня статьи есть, я всё отмечал. Все сборники с датами рождения... Денис Черышев – декабрьский, поэтому Талалаев его к себе и не брал. У Коли Савичева сборная была – 80% рождены в январе–феврале.

Зачем? Чтобы результат дать. Сознательно формируют команды из таких людей. Специально. Чтобы преимущество было больше, пока они молодые. Допустим, сборная 15-летних – там 80% – январь–февраль, 16-летних – 65%, 17-летних – 40%. И получается, в десять лет они лучшие в мире, по 5:0 всех обыгрывают. В 12 лет – уже 1:0, 2:0. В 14 – играют вничью. В 15–16 уже проигрывают. И дальше всё только хуже, хуже...

Я за Кокориным пять лет следил. Когда увидел в первый раз, парень просто заставил в себя влюбиться. Всех громил на юношеском уровне, был лучшим. Движения, я смотрел, – это что-то… А сейчас ещё немного – и всё, закончит. Станет, как Самедов и Шишкин. Дзагоев уже почти пропал. На очереди – Кокорин, Смолов...

Наша система заставляет ребят раскрываться не в двадцать лет, а когда они ещё не готовы к медным трубам, звёздной болезни...

Почему «синдром второго года» у нас есть, а за границей нет? Потому что парень первый год на эмоциях выплеснул, контракт подписал – и всё, успокоился. Где Шишкин, где Яковлев?

У нас даже специальный лимит существует. А конкуренции нет. Обязательно нужна здоровая конкуренция. Вот Щенников в ЦСКА проявился, а конкурентов у него нет. Как ему прогрессировать? Как можно выиграть чемпионат мира с Яковлевым, который в «Спартаке» в запасе сидит? Это блеф. Костяк ведь всё равно будет из тех ребят, которые уже появились. Дзюба, скорее всего, нет, но те же Акинфеев, Щенников, Паршивлюк, Канунников, Ионов, Дзагоев...

Парочка новых имен может появиться, но на примере того же Кокорина... Они все уже истощены, вымотаны футболом. Перенасыщены поездками за границу, компьютерами, девочками. Всё у них уже есть. Им не к чему стремиться.

 

ДЕНЬГИ – «ДОГОВОРНЯКИ»

«ТОГДА ТРЕНЕР ИДЕТ ДОГОВАРИВАТЬСЯ...»

– Занести тренеру деньги, чтобы поставил ребенка в состав, – в детском футболе такой момент присутствует. Я думаю, даже в сборных. Засветить через агента... Но это всё зависит от чистоплотности тренера.

Насколько велик уровень «договорняков»? Бывает, дети плачут, что «подставные» играют, что судейство ненормальное. Моё мнение – это всё-таки больше относится к высшей лиге. А в детском футболе – только когда идёт прямая конкуренция. Тогда тренер идёт договариваться. Бутылка шампанского, водки, виски. Команда чаще об этом не знает. Только «хребет». Центральный защитник знает, вратарь... Судья знает.

 

ВЫХОД

«ПУСТЬ ФУРСЕНКО СКАЖЕТ: ДО 14 ЛЕТ НИКАКИХ                                 РЕЗУЛЬТАТОВ!»

– Если сама система не будет требовать результата, то тренер и родители не будут нервничать, дети будут раскрепощены. Не надо будет ни документы переделывать, ни деньги тренерам совать. Тренер будет тем, кем должен быть, – любящим, знающим свою работу психологом, педагогом. И ни один человек в его команде не будет переживать, что он декабрьский и поэтому ни черта из него не получится...

Я прекрасно понимаю, что на данный момент это утопия, потому что нужно менять менталитет людей. Андрей Талалаев начал работать с дублем «Ростова». Он пишет: я приду, я песочную гору сделаю, траву на два сантиметра подстригу... Но он никогда не сделает из этих 18-летних ребят звёзд российского масштаба. Не говоря уже о мировом. Потому что все они уже испорчены. Прошли путь российской системы. С пяти лет играют на результат.

Срочно надо запретить играть на результат до 14 лет! Мне всё равно, кто примет это решение. Пусть Фурсенко, как самый главный, скажет: до 14 лет никаких результатов!

Хотя... Даже если Фурсенко скажет. «Кодекс чести» знаете, да? Всё вроде правильно написано. Но никто ничего не соблюдает. И судьи берут взятки, и откаты, и договорные матчи... Всё остаётся по-прежнему.

 

ВОСПИТАНИЕ

«МОИ ДЕТИ ДАЖЕ «БЛИН» НЕ ГОВОРЯТ»

– Я веду своих ребят уже десять лет. Им сейчас по 16, они ещё дети. Играем против московских – там реально мужики выходят. На голову выше. Но это не говорит о том, что они станут футболистами, а мои – нет. Потому что никто не знает, что будет завтра. Физиологически в 19 лет они все уравняются. И если мой мальчик думает, как Фабрегас, и техничный, как Месси, то, когда к нему придут сила и скорость, он всех этих здоровых обыграет...

У меня шикарная команда, но сегодня мы проигрываем, потому что у нас нет принципа игры на результат. Моя задача – научить их играть в футбол. Научить защитников – правого, левого – как полузащитникам мяч доставлять. Вратарь соперника никогда не отдаст мяч защитнику. А я заставляю своих, чтобы отдавали. Чтобы понимали футбол.

И воспитание, поведение... Этот Гаттузо. Я считаю, что современный футболист не имеет права себя так вести. Это проблема характера, воспитания. У меня дети даже «блин» не говорят. А у других тренеров все ругаются. И наглые. Я стою и слушаю, о чём они говорят, их сленг. Ужас!

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Дмитрий КУДИНОВ

Родился 8 февраля 1963 года.

Амплуа: защитник.

Карьера: выступал за тбилисские «Динамо» (1981–1983, 1986–1987, 1995–1997)

и «Шевардени» (1989), кутаисское «Торпедо» (1985), сочинскую «Жемчужину» (1997).

В чемпионатах СССР провел 60 матчей, в чемпионатах России – 7 матчей.

dsk-rechitsa-football.ru

Детский футбол и проблемные вопросы

Недаром говорят, что счастливое будущее  — наши дети. Футбол является одним из видов спорта, который способствует здоровому развитию организма, воспитывает чувство коллективности  и борьбы за результат. Детские футбольные школы http://footballforkids.ru  готовят достойную смену  игрокам национальных клубов и способствуют поддержания спортивного имиджа страны. За становлением молодых футболистов с интересом наблюдают не только их тренера, но и болельщики, пытаясь не пропустить зарождение новой легенды.  Всем нужны яркие спортивные личности, с которых можно брать пример и испытывать гордость за свою страну. Именно, детские спортивные школы призваны воспитать таких личностей на основе правильной философии обучения, имея в своем штате специалистов высшего класса и соответствующее техническое обеспечение.

детский футбол

Статистика показывает, что количество детских футбольных школ более, чем достаточно. Однако, количество не всегда означает качество. Каждый из клубов различных дивизионов имеет свои спортивные школы.  А российская футбольная премьер-лига даже проводит молодежный чемпионат по футболу. Однако все это не всегда дает ожидаемые результаты.

Основными проблемами детского футбола являются:

— слабое техническое оснащение;

— низкий уровень подготовки тренерского состава;

— отсутствие индивидуального подхода к подготовке футболистов;

— интерес к развитию команды, а не отдельного игрока;

— отсутствие должной популяризации футбола среди детей и молодежи.

Проблемы детского футбола в России

Много детских футбольных школ просто числится в показателях статистики и не существуют фактически. Реально работающие школы не имеет соответствующих условий для подготовки будущих футболистов. И здесь мало одного энтузиазма тренерского состава.

В России зафиксировано, что обучают футбольному мастерству 1300 тренеров. Многие из них  не покидали никогда пределы своего региона для участия в соревнованиях или обмена опытом. Определенная часть руководствуется старым советским принципом, что книга – источник знаний. Уровень спортивной подготовительной базы значительно отстает от европейского, где имеются поля с различным покрытием, современные тренажеры, бильярд, медицинские центры. В Европе все игроки учитываются  в специальных компьютерных базах, в которые заносится информация о их развитии. Пассивный подход государства сказывается на реальной подготовке юных футболистов.

Отбор в российские футбольные школы осуществляются зачастую не по способностям и таланту, а по необходимости взять «своего». Тренер не может отказать в просьбе зачисления в школу ребенка, за которого ходатайствует игрок или профессиональный тренер спортивной команды, потому что сам зависит от них. И как следствие: половина детей – это родственники, близкие и знакомые игроков, тренеров, медицинского персонала. Талантливые же, потенциальные молодые футболисты остаются за воротами спортивных школ.

billiard2.ru

Как выбрать футбольную школу - Детский футбол - Каталог статей

"Итак, вы хотите, что ваш ребенок занимался футболом. От 6 до 8 лет – лучший возраст для того, чтобы попробовать. Необходимо помнить: главное на первом этапе приобщения к спорту – не отбить у ребенка охоту им заниматься. Поэтому ранее шести лет отрывать его от игрушек – смысла нет, а позже восьми – уже существует риск отстать от сверстников, а следовательно, есть опасность дискомфорта в процессе тренировок. Однако случаи бывают разные, и порой ребята, стартовавшие в футболе в 10–11 лет, в дальнейшем значительно опережают более «ранних» игроков. 

С чего начать? Во-первых, определимся с уровнем подготовки. При общеобразовательных школах и ЖЭКах существуют футбольные секции «для всех желающих», основная задача которых – организовать досуг детей и улучшить их общефизическое состояние. Если вы не видите у своего ребенка особых способностей, лучше начать заниматься именно там.

Как выбрать футбольную школу

Что необходимо знать родителю юного футболиста

Нередко подобный «мягкий старт» помогает ребенку раскрепоститься, войти в тренировочный ритм и начать прогрессировать. Первое распространенное среди родителей заблуждение: слабый мальчик исправит свои недостатки, если будет тренироваться среди сильных. Это не так. Если парень на фоне остальных детей заведомо отстает и не справляется с предложенными тренером упражнениями, он начинает подвергаться насмешкам, становится своего рода изгоем и в итоге теряет всякое желание заниматься вообще. Поэтому подберите для начала максимально щадящий режим, «свою среду». 

Другое дело, если мальчик – по-настоящему подвижный и проявляет живой интерес к мячу. Тогда имеет смысл подумать о занятиях в футбольной школе. 

Как выбрать футбольную школуВторой распространенный среди родителей миф: если рассчитывать на серьезные результаты, необходимо попасть в элитную школу с громкой вывеской – то есть в СДЮШОР при профессиональном клубе премьер-лиги. 

На самом деле уровень подготовки детей определяется в первую очередь тренерским мастерством. А оно, это мастерство, даже в авторитетных школах – разное. Среди наставников ведущих детских команд встречаются действительно талантливые педагоги и интересные специалисты. Но есть и недоучки, психопаты, дельцы от детского футбола. Следует иметь в виду, что должность тренера в детской школе при хорошем профессиональном клубе – место по нынешнем временам не самое безденежное, особенно в сравнении с аналогичными позициями коллег по другим видам спорта. Поэтому нередко тренерскую ставку в элитных СДЮШОР занимают не «лучшие», а – «свои». 

Еще один момент, на который стоит обратить внимание – задачи, которые решает тренер. У клуба с именем и собственная футбольная школа – с соответствующими амбициями. Показателями эффективной работы наставника команды здесь всегда являются результаты матчей. И достигаются эти результаты подчас без оглядки на психику детей, их индивидуальные особенности развития. 

Прошедшие жесткий отбор ребята, получив заветное место в «самой сильной школе», попадают под мощный психологический прессинг – от них требуют не только соблюдения «недетского» тренировочного режима, но и побед во всех турнирах. Худшие, по мнению тренера, дети отчисляются из команды ежегодно. Возиться там ни кем мне будут – это точно. То, что футбольный талант проявляется у каждого ребенка в разном возрасте – фактор для подобного подхода малозначительный, и во внимание он принимается довольно редко. 

Еще один сюрприз, к которому вы должны быть готовы в «раскрученных» школах: Вашему ребенку придется конкурировать в числе прочих и с переростками. К сожалению, бороться с этим явлением у нас пока не научились. Родители, мечтающие о профессиональной футбольной карьере своего ребенка, подчас готовы идти на любые уловки, чтобы достичь желанной цели, а некоторые тренеры даже оказывают им в этом содействие. Существует распространенная схема попадания ребенка в состав сильной футбольной школы: в возрасте 5–7 лет мальчику переделывают свидетельство о рождении, «омолаживая» его на год-два. Затем он приходит на отбор в младшую группу – согласно своим документам. Такой ребенок, разумеется, среди формальных сверстников будет в спортивном плане выглядеть ярче. Поэтому его шансы быть «отобранным», а в дальнейшем стать лидером команды – вырастают в разы. Согласно неофициальной статистике, в некоторых столичных школах, причисляемых к ведущим, число таких переростков достигает 30% от общего количества занимающихся. 

Обычно в пользу элитных футбольных школ приводится следующий аргумент – большинство их выпускников оказывается в командах мастеров, становится профессионалами. Однако следует понять, кто именно эти выпускники. Из тех детей, которые приходят в данные школы в 6–8-летнем возрасте, до выпуска в 16–17 лет не доходит практически никто. Основу выпускников составляют ребята из регионов, приехавшие в столицу почти сформировавшимися футболистами в 14–15-летнем возрасте, а также парни из московских футбольных школ «второго эшелона» – те, кто рос постепенно, без истерик и психологического давления. Судьба же в футболе «лучших» и «отобранных» в раннем возрасте – чаще всего остается неизвестной. 

Исходя из вышесказанного, лично я воздержался бы рекомендовать вашему ребенку детскую футбольную школу с громким именем. В Москве есть немало прекрасных ДЮСШ, где качество обучения не вступает в противоречие с естественным развитием ребенка. Это, например, «Чертаново» и «Красногвардеец» на юге столицы, «Смена» на юго-востоке, «Мегасфера» на юго-западе, «Трудовые резервы» и «Крылья Советов» на востоке, «Тимирязевец» и «Бибирево» на севере, «Строгино» и «Крылатское» на западе. Но, повторю еще раз для вас, уважаемые родители: не ищите хорошую школу – ищите хорошего тренера. Не пожалейте времени – попутешествуйте по разным спортивным клубам, понаблюдайте за тем, как проходят занятия, пообщайтесь с людьми. Именно тогда вы выберете для своего ребенка достойного наставника. 

Если ваш мальчик проявит себя за годы занятий как действительно способный игрок, он все равно рано или поздно окажется в сильной и перспективной команде. И за примерами далеко ходить не надо: нынешние звезды ЦСКА братья Березуцкие обучались в ДЮСШ «Смена» в Капотне, там же постигал азы футбола спартаковец Денис Бояринцев. А скажем, чемпион Европы среди юношей торпедовец Сергей Морозов до 13 лет занимался в футбольной школе «Крылатское». Подобных историй много. Постарайтесь создать свою – и непременно со счастливым финалом.

Что необходимо знать родителю юного футболистаВо-первых, следует помнить, что занятия должны приносить ребенку радость и удовольствие – только тогда парень действительно «раскроется». Исходя из этого, постарайтесь создать своему ребенку комфортную для занятий психологическую среду.

Желательно, чтобы само место тренировок – футбольная школа или секция – не располагалось слишком далеко от дома. Утомительная дорога в два конца – испытание, которое совершенно не обязательно выдерживать, чтобы стать хорошим спортсменом. История знает немало примеров, когда будущие звезды годами ежедневно преодолевали ради тренировок изрядные расстояния – но это скорее исключения из правил, и вряд ли стоит принимать в качестве желаемой модели эдакий «спартанский» вариант воспитания футболиста. 

Купите мальчику действительно удобные бутсы (обойдется примерно в полторы тысячи рублей) и хороший мяч (уложитесь в эту же сумму). Это как раз не та статья расходов, на которой следует экономить. Мяч, с которым парню желательно почаще общаться во дворе, должен быть не тяжелым и не жестким, а кроме того, иметь идеально круглую форму (чего обычно не бывает у мячей китайского производства за 200–300 рублей). Лучше всего приобрести облегченный мяч четвертого размера тренировочной серии (эту формулировку заучите как заклинание для общения с продавцами в магазинах). Ну, а если не найдете – постарайтесь взять просто хороший фирменный мяч – и прослужит дольше, и ноге мальчика будет приятнее.

Далее – сами тренировки. Дисциплина и серьезность, конечно, важны. Однако не требуйте от ребенка сразу многого. Он может быть невнимательным и слабо усваивать упражнения в сравнении с другими сверстниками – постарайтесь его не ругать, не кричать, особенно в ходе самого занятия: на то есть тренер. Лучше мягко и спокойно объясняйте ошибки после тренировки. Однако совсем спускать «на тормозах» оплошности тоже не стоит: старайтесь вне тренировочных занятий общаться с ребенком, разъяснять что-то: он должен чувствовать вашу заинтересованность в процессе. И, конечно, не забывайте его хвалить – это вообще самое важное!

И последнее: как бы вы ни хотели счастливой футбольной карьеры для парня – не «перекармливайте» его общением с мячом: это чревато потерей интереса к футболу через несколько лет. Все должно быть в удовольствие. Оптимальный режим тренировок 2–3 раза в неделю для самых маленьких, 3–4 раза – для тех, кто постарше. Вне тренировочных занятий желательно, чтобы мальчик возился с мячом не более полутора часов в день – если только он сам не испытывает жгучего желания делать это в больших объемах. И уж совсем недопустимая вещь – практикуемое некоторыми родителями параллельное обучение ребенка сразу в двух футбольных школах. Пожалейте свое дитя – количество в спорте далеко не всегда переходит в качество!"

spartak-fc.ucoz.ru


Смотрите также