Кто такой реджиста?
Обратимся к описанию роли в FM 17
Какая польза от этой роли на поле?
Очень ёмко и понятно эта роль была описана в блоге «Моя Италия». По существу, реджиста является плеймейкером, оттянутым к обороне. Он диктует темп игры из глубины, раздавая длинные и короткие пасы. От оттянутого плеймекера он отличается более высокой динамичностью и вовлечённостью в происходящее на поле.
Как правило, оттянутый плеймекер во время игры держит свою позицию, перехватывая пасы игроков противника и помогая своим защитникам. Отличным примером оттянутого плеймекера являются Андреа Пирло и Хаби Алонсо.
Как и оттянутый плеймекер, реджиста работает от обороны и участвуют в разрушении атак соперника. Но реджиста ещё и помогает игрокам группы атаки резкими и точными пасами из глубины. В отличие от оттянутого плеймекера, реджиста не держит свою позицию, а постоянно участвует в набегах на полузащиту противника. В идеале реджиста не должен заходить в штрафную соперника, терроризируя противоположную команду издалека.
От реджисты требуется высокая физическая форма и хорошая техника, скорость тоже является ценным качеством. Реджиста идеально подходит для команды, которая привыкла доминировать на протяжение всего матча. В матчах, где ваша команда играет вторым номером, в пару к реджисте необходим опорник, который будет выполнять оборонительные функции.
Какие показатели являются ключевыми?
Игрок этой роли должен иметь хороший пас, чтобы уметь выдавать длинные и короткие передачи. Реджиста должен обладать отличной техникой, видением поля, иметь хорошее первое касание, быть в меру агрессивным и обладать хорошим самообладанием.
Концентрация, выбор позиции, выносливость также являются важными показателями для реджисты.
Какие лучшие представители этой роли?
В Football Manager 2017 есть выдающиеся футболисты, которые идеально подходят для этой роли. Как правило, идеальный футболист на роль реджисты моложе, чем хороший игрок на позицию опорника, потому что реджиста должен быть более выносливым и сильным.
Йозуа Киммих
Вундеркинд «Баварии», один из самых ярких игроков на этой позиции. Киммиху только 21 год, поэтому если его наигрывать на этой позиции, то он может стать лучшим реджистой во всём мире.
Эмре Джан
Другой немецкий полузащитник с большим будущим. В игре его родной ролью указана «оттянутый плеймекер», но с его трудолюбием и физикой реджиста подойдет не меньше.
Сержи Дардер
Идеальный кандидат на роль реджисты. Имеет восхитительные показатели первое касание, техника и видение поля.
Рубен Невеш
Чрезвычайно перспективный футболист, который уже идеально вписывается на данную позицию. А ему только 19! Парню нужно качать силу, иначе стать лучшим реджистой в мире ему будет сложно.
Серджи Сампер
Серги Сампер начинает карьеру в FM 17 в аренде за «Гранаду», команду, которая славится высоким темпом игры. Физика — не его конёк, но он всё равно очень хорош для этой роли (см. показатели).
Йоррит Хендрикс
Очень универсальный парень. Может превратиться не только в крутого исполнителя роли реджисты, но и в хорошего атакующего защитника. По стилю игры наиболее близок к Киммиху.
Дуглас
В 18 лет этот парень показывает отличную игру и является очень перспективным футболистом. Больше сказать нечего.
Рекомендую к прочтению:
Раумдойтер: разбираемся с самой интересной тактической ролью в Football Manager 2017
FM-эксперимент: возрождаем роль либеро в современном футболе
Вольный перевод статьи «Football Manager 2017’s “Regista” role explained – and the seven best examples» с сайта Squawka.com.
***
Если вам нравятся мои переводы статей о Football Manager, не пожалейте плюса :) С предложениями о переводе материалов о любимой игре смело пишите на почту: [email protected]
www.sports.ru
До двадцати пяти лет я не осознавал, чем мне хочется заниматься в жизни. Но однажды я услышал негромкий внутренний голос, сказавший мне: «Да, ты можешь быть режиссером». Наверное, этот голос всегда жил во мне, хотя раньше я его не слышал.
Федерико Феллини
В современной интерпретации реджиста – это полузащитник, который конструирует атаки, задает их темп и направление, но при этом не освобождается от оборонительных функций. Он должен владеть как длинным пасом, так и средним. Как правило, располагается перед обороной.
Методиста – полузащитник, отвечающий за порядок в средней линии. Обладает навыками как разрушения, так и созидания. Чаще всего начинает атаки средним пасом, реже – длинным.
Методиста был предшественником классического реджисты – роли, которая появилась в итальянском футболе только в начале 1960-х. Сегодня же методиста – компромиссная фигура, нечто среднее между медиано и диспетчером, и использование этого термина – в значительной степени дань традициям. Когда в «Милане» перед обороной выходит Найджел Де Йонг, для того чтобы подчеркнуть его способности в отборе, говорят о методисте. Если же там играет Риккардо Монтоливо, речь уже идет о реджисте. Все зависит от репутации, хотя оба футболиста выполняют приблизительно одни и те же функции. А вот Андреа Пирло никогда не назовут методистой, даже если он расшибется в лепешку и сделает за матч полтора десятка перехватов.
Эволюция роли
Из таблицы видно, что с течением времени происходит:
1. Уменьшение оборонительных функций;
2. Возврат футболиста в опорную зону.
Итальянские исследователи упрямо считают первым методистой Луиса Монти – аргентинского ориундо «Скуадры Адзурры» на чемпионате мира 1934 года. Подобная точка зрения весьма спорна, поскольку футболисты подобного плана были и раньше. Самый известный пример – легендарный Вирджильо Фоссати, первый тренер в истории «Интера», одновременно бывший и капитаном «нерадзурри». Для того чтобы руководить командой, он занимал самую удобную позицию – в центре полузащиты. Современники называли роль Фоссати centromediano metodista, и его функции были тождественны функциям Луиса Монти в команде Витторио Поццо. Сам факт, что первый методиста был играющим тренером, подчеркивает важность данной роли. В дальнейшем методистам, а потом и реджистам суждено было стать правой рукой мистера, проводниками его идей.
За последние сто лет менялись не только функции методисты/реджисты, но и их позиция на поле. Вот несколько примеров:
Луис Монти на ЧМ-1934 располагался перед обороной. Пятый номер сборной Италии должен был первым встречать и разбивать атаки соперника. Часто он не стеснялся действовать грубо. Манеру игры Монти точнее всего характеризуют его прозвища. За жесткость и физическую силу одни называли его костоломом, другие – шкафом, хотя его рост был всего 167 см.
В Grande Torino в центре поля играл Валентино Маццола, что не мешало ему дирижировать атаками команды. А все потому, что тогда давление соперников в этой зоне было менее интенсивным, чем сейчас. Поэтому в данном случае правильнее использовать термин «десятый номер» – более общее понятие, включающее в себя и реджисту, и фантазисту.
Современный реджиста (на примере схемы 4-3-3) прежде всего обеспечивает выход из-под прессинга, а его пас в начальной фазе определяет дальнейшее развитие атаки. Именно в такой манере в прошлом сезоне действовал Андреа Пирло в «Ювентусе», а также Давид Писарро в «Фиорентине», Лукас Биглия в «Лацио» и Мирко Вальдифьори в «Эмполи». В ряде команд серии А функции реджисты разделены между несколькими футболистами. Особенно часто подобный прием практикуется при использовании расстановки 4-2-3-1 с двумя опорными полузащитниками.
Определяющим для эволюции роли реджисты стала эпоха катеначчо. Как раз тогда методиста начал превращаться в реджисту. Парадокс. Почти все подчинено единственной цели – не пропустить, а тренерам вдруг понадобился не разрушитель, а плеймейкер. Таковым был Луис Суарес, игравший в центре полузащиты в «Интере» Эленио Эрреры. В стане же извечных соперников «нерадзурри» – «Милане» Нерео Рокко – дирижерская палочка находилась в руках Джанни Риверы. Однако Il Bambino d’Oro играл выше Суареса – занимал позицию, близкую к зоне трекварти.
Спустя несколько лет произошло окончательное разделение плеймейкеров на фантазисту и реджисту, и Ривера и К° выдвинулись ближе к форвардам. Однако в те годы были и такие футболисты вроде Джанкарло Де Систи из «Фиорентины», роль которых была несколько размыта. Но уже к середине 1970-х появились команды с ярко выраженным плеймейкером перед обороной. В «Лацио» Томмазо Маэстрелли функции реджисты выполнял Марио Фрусталупи, в «Торино» Луиджи Радиче – Эральдо Печчи, в «Ювентусе» Честмира Вичпалека – Фабио Капелло. В «Роме» Нильса Лидхольма реджистой сначала был юный Карло Анчелотти, но позднее он был переведен в среднюю линию, а функции освобожденного плеймейкера возложили на бразильца Фалькао.
В начале 1980-х в итальянском футболе произошла революция в тактике – все большую популярность стали приобретать линейные система игры без либеро. Параллельно тренеры-новаторы объявили войну фантазистам, которые почти везде были переведены в нападение. Эти реформы привели к тому, что значение реджисты многократно возросло, ведь раньше атаки начинал либеро. Так было, например, в сборной Италии на чемпионате мира 1982 года. Поэтому футболисты вроде Джузеппе Джаннини и Деметрио Альбертини стали располагаться уже не в центре полузащиты, а ближе к линии обороны. Вымирание же фантазисты увеличило созидательную долю функций реджисты.
Достижения в развитии роли реджисты в ХХI веке связаны с двумя Карлетто. Первый – Маццоне – убедил Андреа Пирло, который к тому моменту был лучшим снайпером в истории молодежной сборной Италии, отказаться от мечты стать супербомбардиром. На одной из тренировок «Брешии» Маццоне подозвал его к себе и произнес: «Андреа, ты – футболист, который должен управлять игрой. Тебе нельзя поворачиваться спиной к воротам, как нападающим. Ты должен видеть, кто подключается, кто освобождается, кто открывается. И ты должен отдать ему мяч – верхом, низом, как угодно. Ты тот, кто видит все». Второй – Анчелотти – использовал наработки Маццоне и предоставил Пирло шанс реализоваться в суперклубе. Благодаря их совместным усилиям и появился тот Маэстро, который до 36 лет вел за собой «Ювентус» и «Скуадру Адзурру».
Лучано Моджи одним из первых подметил связь между способностями плеймейкера и задатками будущего выпускника академии Коверчано. Он рассказывал, что в 1999 году выбрал Карло Анчелотти в качестве преемника ушедшему в отставку Марчелло Липпи только потому, что еще за двадцать лет до этого отметил, как паренек, купленный им у «Пармы», дирижировал игрой «джаллоросси». «Карлетто родился тренером», – говорит Моджи в своей книге «Футбол в сердце». И хотя с «Юве» молодой тренер так ничего и не выиграл, стратегически Лучано оказался прав – сейчас по количеству трофеев мало кто может поспорить с Анчелотти.
Они – истинные лидеры, умеющие вести за собой, знающие себе цену и не страдающие избытком скромности. Совсем как у Феллини в «Репетиции оркестра», где первая скрипка сразу же говорит, что она – первая. Не уверен, что в итальянский футбол когда-нибудь вернется мода на играющих тренеров, но в одном можно не сомневаться – последователей Анчелотти и Капелло стоит искать среди тех, кто начинает атаки. Тех, кто видит все.
Текст написан специально для июньского номера журнала «Football Tribune»:
Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Нулевой год. Каким будет новый «Милан»
Атака дронов. Каким будет новый «Интер»
Не плачь обо мне, «Ювентус». Как чемпион Италии будет обходиться без Карлоса Тевеса
www.sports.ru
Оливье Жиру никогда не был лидером атаки "Арсенала" и сегодня он больше известен своими голами после выхода на замену. При этом в сборной Франции Жиру остается ведущим нападающим, который способен привести национальную команду к победам на будущем чемпионате мира. Теперь он вынужден конкурировать в клубе с новым ключевым форвардом Александром Ляказеттом, который даже не рассматривается всерьез штабом сборной. О том, почему существуют такие ситуации, размышляет аналитик ESPN Майкл Кокс.
С момента своего появления в "Арсенале" в 2012 году Оливье Жиру вынужден сражаться за место в основе с другими форвардами, которые, скажем так, отличаются своим стилем игры.
По прибытии в лондонский клуб Жиру был представлен Венгером как альтернатива основному бомбардиру команды Робину Ван Перси - более современному и технически одаренному форварду. Но последующий отъезд голландца в "Юнайтед" означал, что именно Жиру должен стать де-факто "девяткой" канониров, однако было очевидно, что его физические данные заметно отличались от тех, что привык видеть Венгер в своих ведущих страйкерах.
Имея такого форварда, французский тренер постоянно искал кого-то более мобильного на роль главного нападающего. В 2013 году он пытался подписать Луиса Суареса, годом позже пригласил Алексиса Санчеса и Дэнни Уэлбека, а затем, в 2016 году, он попытался совершить трансфер Джейми Варди, прежде чем обратить внимание на Лукаса Переса. Кроме того, на протяжении всей "арсенальской" карьеры Тео Уолкотт нередко использовался в больших играх в качестве наконечника острия, например, в финале Кубка Англии в 2015 году, который был выигран у "Астон Виллы".
Этим летом Венгер подписал Александра Ляказетта, который в матче первого тура против "Лестера" открыл счет своим голам ударом головой, но в целом проявил себя как игрок "первого этажа" - быстрый нападающий, мгновенно принимающий решения, старающийся активно искать свободные зоны в защите соперника.
Можно сказать, что Жиру снова был понижен в должности после того, как провел вторую половину прошлого сезона, пытаясь убедить себя, тренера и публику в том, что он является игроком, способным находиться в стартовом составе. Сегодня его конкурент - более быстрый, молодой форвард, и эта конкуренция обостряется еще и потому, что Ляказетт - его соотечественник.
Почему это интересно? Потому что на международном уровне Жиру является едва ли не ключевым форвардом сборной Франции (более 25 голов за команду), в то время как Ляказетт даже не был включен в состав сборной на родном Евро в 2016 году и ни разу не вышел на поле в текущем отборочном розыгрыше к чемпионату мира 2018 года; Жиру - главный форвард сборной, а Кевин Гамейро сегодня - его сменщик на лавке.
Дидье Дешам очевидно считает, что Жиру - лучший игрок на этой позиции для сборной, а Венгер уверен, что Ляказетт улучшит игру "Арсенала". Этот пример идеально иллюстрирует не только различие в футбольном мышлении тренеров, но и то, насколько отличаются в современном мире клубный и международный футбол.
Можно утверждать, что уровень элитного клубного футбола значительно выше, чем тот, который демонстрируется ведущими сборными, но сегодня речь идет и о различии стилей, которое стало ярко выраженным. Клубный футбол, особенно в АПЛ, характеризуется скоростным движением на поле, что, в свою очередь, подразумевает два противоположных смысла.
Первый связан с интенсивностью прессинга, с давлением, которое используют команды на поле. Есть различия между тем, как разные тренеры используют это способ воздействия на соперника, но так или иначе, основное внимание на протяжении последних лет делалось на безграничной сплоченности игроков, пытающихся вернуть владение мячом так скоро, как это возможно.
Такой футбол крайне редко можно встретить на уровне сборных. На Евро-2016 многие команды отсиживались на своей половине поля, делая ставку на компактность и глубину оборонительных линий, лишь местами демонстрируя описанный выше стиль: своей победе над Испанией в 1/8 итальянцы обязаны именно потрясающему прессингу.
Второй смысл, который вкладывается в слово "скорость" на клубном уровне, заключается в сочетании различных видов прессинга при быстром темпе игры в пас. Команды определенно играют более динамично, атакующие футболисты активнее и быстрее меняют свое положение на поле, но при этом такое движение отрепетировано, предусмотрено заранее. Игроки знакомы друг с другом, причем порой на уровне инстинктов, что позволяет обмениваться передачами в более чистой и замысловатой манере.
Но вернемся в этом контексте к Жиру. Он рассматривается как выдающийся футболист, способный изменить ход встречи выходом с лавки, и тот же матч против "Лестера" подтвердил это снова. Но когда француз начинает матч в составе "Арсенала" с первых минут, у команды возникают проблемы с проникновением в штрафную соперника, хотя Жиру хорош при кроссах и здорово принимает мяч на границе этой площади спиной к воротам. Открывания между защитниками, в свою очередь, не являются его специализацией. И хочется отметить, что крайне редко можно встретить в современном футболе нападающего, который с такой болью пытается принимать мячи в каналах между игроками обороны соперника. Между тем, еще одна проблема Жиру заключается в том, что он и Месут Озил не особо устраивают друг друга.
Немецкий плеймейкер нуждается в центрфорварде, который бы открывался под его разрезающие передачи, когда как французу нужен классический десятый номер, находящийся неподалеку и добывающий для него моменты. В каком-то смысле Озил и Жиру, хотя и очень разные в позиционном смысле, на самом деле очень похожи: самоотверженные игроки поддержки, а не решительные "финишеры".
И здесь приходит Ляказетт, который и должен совершать те стремительные наскоки, те внезапные движения в штрафной. Француз хорош как связующее звено в атаке, при этом он развит физически, чтобы успевать после подыгрыша отрабатывать в штрафной в качестве ударного нападающего. Он более типичный форвард для "Арсенала", чем Жиру.
В сборной Франции ситуация совсем иная. Хотя Жиру в ней - ключевой нападающий, но основное действующее лицо в атаке - это Антуан Гризманн, который часто действует в роли второго форварда, используя Оливье в качестве некой приманки, способной придержать мяч, оттянуть на себя защитников и освободить зону под партнера.
К тому же соперники сборной Франции зачастую не стремятся контролировать игру первым номером, они не чувствуют в себе уверенности при продвижении вперед, вместо этого оставаясь около собственной штрафной, потому что так безопаснее. При такой игре подходит классический таргетмен по типу Жиру, и тот получает много игрового времени в сборной.
Множество примеров можно привести о том, как традиционные "девятки" расцветают именно на международном уровне, нередко не пользуясь популярностью у тренеров в своих клубах, но являясь ударной силой в сборной. Вспомним бразильца Фреда на последнем чемпионате мира, а также Эмиля Хески в сборной Англии, который завершал карьеру в национальной команде на чемпионате мира в тот момент, когда забил за "Астон Виллу" всего три мяча за сезон.
В Португалии достаточно долго такими футболистами были Уго Альмейда и Элдер Поштига, а в сборной Германии, пусть не таргетменом, но классическим центрфовардом, который был вынужден доказывать клубу свой уровень через матчи сборной, - Мирослав Клозе. Возвращаясь к матчу Испании и Италии на минувшем Евро, вспомним, что в составе "Скуадры Адзурры" трудилась целая пара аналогичных нападающих Эдер-Пелле.
Ни один из описанных выше не был и не является сегодня игроком мирового класса, никто из них не играл ведущую роль в действительно элитных клубах, но у тренеров национальных сборных свое, может и старомодное, видение футбола, и они твердо считали, что каждый из этих игроков способен приносить пользу на международном уровне.
В этой связи та история Оливье Жиру, которая началась с приходом Ляказетта в "Арсенал", по сути является главой, лишний раз иллюстрирующей современный футбол, который по-прежнему делится на клубный и международный - это разные стили и методы. Не будет удивительным, если в конце сезона Ляказетт приведет клуб к какому-либо титулу, а Жиру в составе сборной выиграет чемпионат мира. Учитывая противоречивость ситуации, это было бы чем-то необычным, но вполне в духе времени.
ИСТОЧНИК
www.sports.ru
Какая любимая позиция Рино Гаттузо? Можно ли, оставаясь полноценным mediano, реализоваться в качестве fantasista или для этого необходимо переквалифицироваться в trequartista? Блог «Моя Италия» приводит классификацию футбольных амплуа в том виде, как это принято в Италии.
Очень часто возникает путаница между понятиями «позиция» и «роль». Некоторые источники сваливают все в одну кучу, и в итоге получается, что фрукты делятся на яблоки, груши и... антоновку. Однако понять разницу несложно: позиция всегда отвечает на вопрос «где я играю?», а роль – «чем я занимаюсь на поле?». Кроме того, многое зависит от расстановки на конкретную игру. Так, в классической 4-4-2 два центральных полузащитника – centrocampista centrale, могут быть regista+mediano, mediano+mediano или вообще не иметь ярко выраженных ролей. В 4-3-3 в центре полузащиты может быть как regista, так и mediano, а вот по бокам, скорее всего, мы увидим двух mezzala.
Позиция всегда отвечает на вопрос «где я играю?», а роль – «чем я занимаюсь на поле?»
Если с позициями все более-менее ясно, то с ролями разобраться гораздо сложнее. Дело в том, что одни и те же футболисты могут выполнять различные функции в разных тактических схемах. Поэтому назвать Клаудио Маркизио mezzala и не уточнить схему – значит не раскрыть суть вопроса, зато если сказать, что до прихода Зденека Земана в «Рому» Даниэле Де Росси занимал позицию centrocampista centrale c частичными функциями regista, мы не погрешим против истины.
PORTIERI – вратари
Классификацию вратарей пока не придумали, хотя было бы здорово отметить специалистов игры на выходах, по отражению пенальти, мастеров по выполнению штрафных и т. п. По крайней мере, такие яркие голкиперы, как Рене Игита или Хосе-Луис Чилаверт, заслужили быть выделенными из толпы коллег.
DIFENSORI – защитники
Различают позиции: terzino и difensore сentrale.
Terzino - крайний защитник, играющий на бровке. Иногда эту позицию также называют difensore laterale. Различают: terzino sinistro – левый защитник, и terzino destro – правый защитник. Если крайний защитник часто подключается к атакам, то его называют terzino fluidificante.
Термин «терцино» произошел от terza linea, что в переводе с итальянского буквально означает «третья линия», то есть, если смотреть сверху вниз, на схеме есть три линии: первая – атаки, вторая – полузащиты, третья – защиты. Кстати, защитников в старые времена было на поле всего двое (расстановка 2-5-3).
Примеры: Паоло Мальдини, Джанлука Дзамбротта, Маттиа Де Шильо.
Difensore сentrale - центральный защитник. После перехода на линейные системы игры и фактического исчезновения libero (свободного защитника) различия между центральными защитниками стерлись. Тем не менее, почти во всех командах есть те, кто, согласно терминологии Чезаре Мальдини, «последним закрывает дверь», или, попросту говоря, командует партнерами. Таких difensore centrale до сих пор называют скрытыми либеро.
Примеры: Леонардо Бонуччи, Алессандро Неста, Фабио Каннаваро.
CENTROCAMPISTI – полузащитники
В зависимости от игрового модуля, полузащита делится на разные зоны как по горизонтали, так и по вертикали. В самом общем случае по горизонтали слева направо выделяют: sinistro, centrosinistro, centro, centrodestro, destro. По вертикали же всего две зоны – linea mediano и linea trequarti. Именно от числа зон и зависит название позиций в полузащите.
Пример горизонтального деления полузащиты на зоны
Различают позиции: mediano, mezzala, esterno, trequartista; роли: metodista, regista, fantasista.
Mediano – сейчас это центральный полузащитник, нацеленный, в первую очередь, на оборонительные действия, хотя раньше так называли всех игроков середины поля. Потом в сознании людей понятие mediano стало ассоциироваться исключительно с mediano incontrista, то есть отбирающим мячи, или «собакой». Его основная задача заключается в том, чтобы остановить атаку соперника и вернуть мяч своей команде. Узнать mediano очень легко: он много трудится на поле, или, как говорят в Италии, lavora sui polmoni, работает легкими. В настоящее время произошла некоторая корректировка смысла этой позиции: чистые разрушители менее востребованы, поэтому идеальным mediano считается Эстебан Камбьяссо.
Примеры: Габриэле Ориали, Дженнаро Гаттузо, Дамиано Томмази.
Metodista - игрок, отвечающий за порядок в средней линии. Обладает навыками как разрушения, так и созидания. Начинает атаки чаще всего средним пасом, реже – длинным, либо отдает мяч истинному плеймейкеру.
Примеры: Марк Ван Боммель, Даниэле Де Росси.
Regista – истинный плеймейкер, конструктор атак, задающий темп и направление, но не освобожденный от оборонительных задач (перехваты и перекрытие направлений передач). Он должен владеть великолепным пасом, как длинным, так и средним. Итальянцы дают очень красивое определение для этой роли – centrocampista centrale dai piedi buoni, которое буквально переводится как «центральный полузащитник с хорошими ногами». По-русски же было бы правильнее сказать – со светлой головой. В чистом виде regista встречается крайне редко, и чаще всего его обязанности разделены между несколькими полузащитниками.
Примеры: Андреа Пирло, Кристиан Ледесма, Давид Писарро.
Mezzala - универсальный полузащитник, умеющий как атаковать, так и обороняться. Альтернативное название – interno. Обычно так называют полузащитников в схемах 4-3-3 и 3-5-2 при наличии зон centrosinistro и centrodestro, поэтому, согласно принципу симметрии, их обязательно будет двое. Мezzala может частично участвовать в организации игры, отбирать мяч, караулить regista, бегать туда-сюда – «бокс-ту-боксить». В последнем случае говорят о роли mezzala incursore (в переводе с итальянского – «диверсант»). Также бывает mezzala incontrista, которого наделяют несколько большими оборонительными обязанностями.
Примеры: Артуро Видаль, Клаудио Маркизио, Риккардо Монтоливо.
Расстановка с двумя mezzala
Esterno – крайний полузащитник, играющий на фланге. Иногда, в зависимости от расстановки, одни и те же футболисты могут быть как terzino, так и esterno. Классический пример подобной метаморфозы – Джанлука Дзамбротта, который начинал в «Бари» у Фашетти в нападении, в «Ювентусе» стал esterno destro, а потом и вовсе превратился в terzino.
Примеры: Стефан Лихтштайнер, Маурисио Исла, Роберто Донадони.
Trequartista - атакующий полузащитник. Располагается на полпути между зонами атаки и полузащиты, в так называемой linea trequarti (зона трекварти). Trequartista – это, прежде всего, дирижер атак в отведенной ему зоне. Как шутил Виктор Прокопенко, он должен получить мяч, пойти в обводку, благополучно потерять и раз в пять игр отдать голевую передачу. В зависимости от расстановки, одновременно на поле может быть от одного до трех trequartista (четыре в «Лацио» – красивая гипербола).
Пример вертикального деления полузащиты
Если же наш свободный художник располагается под нападающими в гордом одиночестве (например, в схеме 4-3-1-2), то такому trequartista может быть отведена роль fantasista. Таким образом, fantasista – это всего лишь романтическое определение роли единственного атакующего полузащитника, причем если trequartista может быть несколько, то fantasista всегда один. При этом треквартиста-одиночка может и не быть в роли fantasista, что чаще всего и случается. Иногда тренер, руководствуясь теми или иными мотивами, ставит на эту позицию игрока с заведомо оборонительными функциями. Так делал Спаллетти с Перроттой, Липпи с Маркизио и Аллегри с Боатенгом. В сборной Италии Монтоливо периодически выступает в роли единственного trequartista, но никто не называет его fantasista, поскольку у Риккардо совершенно иные задачи.
В прошлом, когда почти в каждой итальянской команде был свой fantasista, такие футболисты располагались несколько глубже современной зоны трекварти. Так, в сборной Италии на Чемпионате мира 1982 года Джанкарло Антоньони играл достаточно низко по современным понятиям. В дальнейшем произошла некоторая эволюция fantasista, большая часть которых подалась в легкие форварды, и лишь избранные отправились в противоположном направлении, чтобы стать regista.
Примеры: Роберто Баджо, Франческо Тотти, Джанкарло Антоньони.
В Скуадре Адзурре и в «Милане» Гаттузо чаще всего был mezzala incontrista
ATTACCANTI – нападающие
Различают позиции: prima punta, seconda punta, ala.
Prima punta - первый нападающий, или «башня». Форвард, играющий на острие, как правило, забивающий больше всех мячей и обладающий незаурядными физическими данными.
Примеры: Кристиан Вьери, Лука Тони, Маттиа Дестро
Seconda punta - второй нападающий, действующий за спиной первого. В одно время среди итальянских тренеров пользовалась популярностью система «маленький и большой» в нападении. Часто вторым форвардом играют несостоявшиеся fantasista или любители пофинтить. Почти всегда такие футболисты хорошо исполняют стандартные положения.
Примеры: Фабрицио Микколи, Алессандо Дель Пьеро, Себастьян Джовинко.
Ala - крайний нападающий. Чаще используется в расстановках с тремя форвардами. Очертить грань между атакующим esterno и ala крайне сложно, а подчас просто невозможно. Так, в последней игре Скуадры Адзурры на позиции ala выступал Антонио Кандрева, который в «Лацио» действует строго в полузащите.
Примеры: Карло Нерво, Франческо Морьеро, Симоне Пепе.
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Договор с Дьяволом. Почему Кака нужен «Милану»
Туринский гамбит. Вся правда о кризисе «Ювентуса»
Прерванный полет. Почему Марко ван Бастен круче Лео Месси
www.sports.ru
Сочетание атлетических и технических навыков бразильского футболиста делает его идеальным кандидатом на роль футболиста, способного снять оковы с ног Поля Погба, считает обозреватель знаменитого журнала FourFourTwo Райан Балди.
Трансферное окно для МЮ сегодня - дело точечное. Клуб уже подписал игрока в проблемную зону - шведского центрального защитника Виктора Линделёфа, а также вскоре объявит о выкупе контракта хавбека Неманьи Матича. Тем не менее, несмотря на пополнение состава 28-летним сербом, Жозе Моуринью по-прежнему считает, что оборонительная часть полузащиты нуждается в укреплении. Об этом говорит проявленный интерес к хавбеку "Монако" Фабиньо, возможный переход которого сегодня больше всего волнует болельщиков "Юнайтед".
Именно 23-летний бразилец сыграл решающую роль в выходе монегасков в полуфинал Лиги Чемпионов и в первом за 17 лет чемпионстве команды в Лиге 1, зарекомендовав себя как одного из лучших опорных полузащитников Старого Света.
Из полузащитников, которые все еще находятся в качестве кандидатов на переезд на "Олд Траффорд" этим летом, Фабиньо является самым важным. Это идеальный футболист, если вы рассматриваете его как человека, способного добавить крепости средней линии, сделать игру более надежной без негативного влияния на непосредственно игровой интеллект, что позволит найти более привычную роль на поле для Поля Погба.
Разрушитель против плеймейкера
Моуриньо традиционно часто работал с игроком-разрушителем в основании его полузащиты - игроки, тактически дисциплинированным и физически развитым, но осторожным во владении и не заинтересованным в продвижении вперед.
В "Порту" это был Коштинья. Во время первого прихода в "Челси" - Клод Макелеле, а в "Интере" - Эстебан Камбьяссо. В то же время Лассана Диарра играл эту роль в Мадриде. В противоположность этому "Юнайтед" старался следовать тенденции, согласно которой в команде использовался глубинный плеймейкер вместо опорника-разрушителя. Таких футболистов больше волнует процесс созидания, они любят диктовать темп и перемещать своих товарищей по команде на поле как фигуры на шахматной доске, вместо того, чтобы лететь в подкате за мячом.
Когда манкунианцы отошли от привычной установки 4-4-2 под командованием Алекса Фергюсона в начале-середине 2000-х годов, капитан Рой Кин часто находился практически перед четверкой защитников при схеме 4-3-3. Боевитый ирландец явно не был чужим человеком, когда речь шла о борьбе за мяч и прессинге, но он также был потрясающим распасовщиком, способным передачами буквально пробивать оборонительные редуты соперника, пытаясь также выдвинуть вперед атакующую линию своей команды.
После ухода Кина в 2005 году роль оборонительного полузащитника в значительной степени была переложена на Майкла Каррика, а Оуэн Харгривз и Даррен Флетчер нередко сменяли его в таком амплуа. Каждый из них является примером футболиста, влияющего на ход игры силой интеллекта, а не атлетизмом и грубостью.
Фабиньо, сочетающий "физику", дисциплину и технику, является идеальным вариантом, который позволяет говорить о каждой из двух ипостасей современных опорников МЮ. В случае, если игрок перейдет в английскую команду, Моуринью получит разрушителя, способного демонстрировать отменные технические навыки.
Выход из-под прессинга через пас
Точность передач звезды "Монако" в прошлом сезоне составила неплохие 84,4%, хотя, это, конечно, ниже, чем у того же Каррика в АПЛ (89%) или Эрреры (87,6%), который под занавес сезона стал основным опорным хавбеком команды.
Однако Фабиньо ценен также тем, что способен играть через "вертикальные" передачи, и это все чаще становится ценным функционалом, учитывая зарождающуюся любовь все большего числа футбольных команд к игре в прессинг. Против структурированного и скоординированного прессинга менеджерам часто приходится прибегать к услугам таких футболистов: они выполняют двойную работу за счет точных средних передач - способствуют продвижению атаки вперед и снимают давление оппонентов, перемещая мяч и игру в более свободное пространство.
Средний показатель Фабиньо по ключевым передачам за 90 минут составляет по итогам прошедшего сезона 0,9, что выше, чем у Каррика. При этом сравнение по числу обводок и вовсе не в пользу англичанина и того же Матича. К слову, такой стиль игры позволяет открывать пространство за спинами встречающих, стягивая их на себя.
То, как бразилец владеет умением диктовать игру на коротких и средних расстояниях, окажет неоценимое влияние на футбол в исполнении Погба, чьи творческие инстинкты слишком часто приглушались необходимостью оседать в глубине полузащиты по ходу прошлого сезона. Одним словом, француз действовал ниже, чем ему хотелось бы, в расстановке с двойной средней линией.
В свое время в "Ювентусе" 24-летний полузащитник демонстрировал свою лучшую форму, играя чуть выше и левее в расстановке с тремя центральными хавбеками, один из которых был оттянутым плеймейкером или реджистой, но не чистым разрушителем. В течение большей части своей карьеры в Турине у Погба была роскошь работать рядом с Андреа Пирло и Клаудио Маркизио - двумя реджиста мирового класса, которые могли не только отбивать атаки соперников, но и доставлять мяч французу в те зоны, в которых он мог обострять игру.
Куда более привычный разрушитель по типу Матича или Дайера, которого также связывают этим летом с МЮ, может быть менее полезным при взаимодействии с Погба, но вот Фабиньо таких проблем испытывать не должен.
Физика и тактика
Тем не менее, для рассмотрения роли опорного хавбека в любой команде Моуринью необходимо отметить галочкой пункты физических и тактических способностей. То, что делает бывшего футболиста "Рио Аве" популярным в качестве первоклассного разрушителя в центре поля, так это примечательный факт, что до начала прошлого сезона он провел большую часть своей карьеры в качестве правого защитника.
Его оборонительные инстинкты проявляются в статистике: 3,3 успешных отбора в среднем за 90 минут в прошлом сезоне намного превысили показатели любого игрока "Юнайтед": Каррик делал 1,1, в то время, как статистика Матича (1,7) и Дайера (1,3).
Безусловно, Фабиньо несколько раз выступал в роли полузащитника до минувшего сезона, но относительная неопытность иллюстрируется статистикой, которая достаточно показательна в плане выбора позиции на поле: например, Каррик в среднем совершает 2,3 перехвата за 90 минут, когда как бразилец - 1,6, что, к слову, примерно сопоставимо с цифрами, которые демонстрировал Матич в чемпионском сезоне.
Опыт Фабиньо в роли правого защитника, в свою очередь, означает, что у него куда более широкий атакующий арсенал, чем у большинства конкурентов. Когда бразильцу предоставляется возможность идти вперед, он способен буквально дрейфовать в зоне правого инсайда и выполнять порой безупречные кроссы.
Именно таким образом он помог Радамелю Фалькао в голевой атаке в гостевом матче против "Манчестер Сити" в Лиге Чемпионов. На его счету было две голевых передачи в той первой встрече с "горожанами", и одной из них смог воспользоваться Килиан Мбаппе.
Помимо его технических и физических характеристик, потенциальный приход Фабиньо на "Олд Траффорд" дает Моуринью, который надолго работал с 23-летним хавбеком, когда в сезоне 2012-13 он работал в Мадриде, определенную степень тактической гибкости, которую португальский специалист будет высоко ценить.
Установки тренера
В прошлом сезоне Моуриньо преимущественно использовал либо 4-2-3-1, либо 4-3-3, и Фабиньо может комфортно работать как оборонительный полузащитник в любой из двух систем. В качестве альтернативы можно вспомнить опыт бразильца как одного из центральных хавбеков в формации 4-4-2 в "Монако", и это может открыть еще одну "улицу возможностей" для "Юнайтед" - выставить двух нападающих, пробуя Погба в системе, подобной той, что мы видели в сборной Франции против англичан, где Поль трудился рядом с Канте.
В составе манкунианцев есть Антонио Валенсия, которому в августе исполнилось 32 года, и это говорит о том, что наличие Фабиньо позволяет Моуринью совершать ротацию на столь важной позиции, чтобы сохранить физическую форму эквадорца. Способность монегаска работать в разных качествах вовсе дает пищу для размышлений португальскому тренеру с точки зрения возможности дальнейшего экспериментирования со схемами 3-4-3 или 3-5-2, которые наигрывались во время кризиса из-за травм в марте, и дали достаточно позитивные результаты.
Различные европейские источники утверждают, что Фабиньо очень близок к переходу в стан 20-кратных чемпионов Англии этим летом, а сумма трансфера колеблется в районе 50 млн евро.
"Юнайтед" сегодня стоит искать звездного форварда, но подписать Фабиньо - основная их цель этим летом. Он не суперзвезда по типу тех, чьи продажи маек за неделю отбивают сумму отступных, но он футболист, сочетающий важный набор функций и определенную игровую фантазию, которые могут оказать важное влияние на команду.
ИСТОЧНИК
www.sports.ru
Италия – великая футбольная страна, которая подарила миру таких игроков как Дино Дзофф и Джанлуиджи Буффон, Паоло Мальдини и Фабио Каннаваро, Роберто Баджо и Франко Барези, Паоло Росси и Андреа Пирло и многих других выдающихся футболистов. А также великий Милан с 7 кубками самого престижного клубного турнира Старого Света и великую сборную с 4 титулами чемпионатов мира. Но сегодня речь пойдет не о титулах, командах или игроках, а об итальянском футбольном лексиконе.
«Calcio» (Кальчо) – это футбол, также оно означает слово «удар». Главное действующее лицо на поле – футболист, звучит как «Calciatore» (Кальчаторе). Чаще всего итальянские тренеры «Аllenatore» (Алленаторе – главный тренер), («Allenatore in secondo» – помощник тренера) при обращении к игрокам используют слово «Ragazzi» (Рагацци) – парни или ребята. Всем знакомое прозвище сборной Италии – «Squadra Azzurra» (Скуадра Адзурра) означает «голубая команда». Болельщики команды – это «Tifoso» (Тифози). Фанатская трибуна – «Curva» (Курва). Главный арбитр матча – «Arbitro» (Арбитро), что звучит достаточно привычно, «Guardalinea» - лайнсмен. Это все общие футбольные слова.
Гораздо интереснее говорить о позициях футболистов, которые в итальянской терминологии представлены в более широком понимании их роли на поле, и выполняемых ими функций. Но сначала об основных амплуа.
«Portiere» (Портьере) – вратарь, голкипер
«Difensore» (Дифенсоре) – защитник
«Centrocampista» (Чентрокамписта) – полузащитник
«Attacante» (Аттаканте) – нападающий
Также для понимания расположения игроков на поле необходимо знать такие слова, как «Destro» (Дестро) – правый, «Sinistro» (Синистро) – левый, «Сentrale» (Чентрале) – центральный. Все предельно просто difensore сentrale – центральный защитник, centrocampistadestro – правый полузащитник и так далее. Но, помимо основных позиций игроков, в Италии большое значение придается роли футболистов и тем функциям, которые они выполняют на футбольном поле.
Помимо слова «Difensori» - защитники, также используются термины:
«Terzino» (Терцино) – крайний защитник. Изначально тerzino (от итальянского terza linea – третья линия)– это игрок третьей линии в схеме 2-5-3, то есть один из двух защитников. Такая схема канула в небытие, но термин остался и применяется по отношению к крайним защитникам, которые сосредоточены на обороне и редко подключаются к атаке.
Примеры: Маттиа Де Шильо, Маттео Дармиан, Паоло Мальдини
«Laterale» (Латерале)или «Difensorelaterale» ‒ латераль, крайний защитник, который активно подключается к атаке. Обычно используется в схеме 3-5-2.
Примеры: Маркос Алонсо, Роберто Карлос, Дани Алвес
«Difensore сentrale» ‒ центральный защитник. На современном этапе развития футбола игроки обороны располагаются в одну линию и позиции «Libero» (от итал. «свободный») больше не существует.
Примеры: Фабио Каннаваро, Андреа Бардзальи, Венсан Компани
«Centrocampisti» ‒ полузащитники. Итальянцы разделяют всю линию полузащиты на зоны по горизонтали и вертикали. Различают такие позиции как:
«Mediano» (Медиано)- центральный полузащитник. Раньше так называли всех игроков середины поля. В настоящее время мediano ассоциируется с футболистами, которые нацелены, в первую очередь, на отбор мяча у соперника. Но большинство клубов отошло от использования чистых разрушителей, предпочитая им более разносторонних футболистов.
Примеры: Дженнаро Гаттузо, Хавьер Маскерано, Эстебан Камбьяссо
«Mezzala» (Меццала) ‒ игрок центра полузащиты, обладающий как оборонительными, так и атакующими навыками. Классический бокс-ту-бокс, который принимает участие и в построение атак команды, и в разрушение атак соперника. Такие полузащитники чаще всего используются в схеме 4-3-3 и 3-5-2, и согласно итальянскому классическому пониманию расположения игроков в полузащите, их должно быть двое.
Пример:Фрэнк Лэмпард, Блез Матюиди,Клаудио Маркизио
«Esterno» (Эстерно) ‒ фланговый полузащитник. Игрок, который действует на фланге именно полузащиты, так как крайний нападающий имеет другое определение в итальянской терминологии. В расстановке 4-4-2 два еsterno ‒ еsterno destro (правый)и еsterno sinistro (левый).
Примеры: Арьен Роббен, Маурицио Исла, Юрий Жирков
«Trequartista» (Треквартиста) ‒ атакующий полузащитник. Располагается в зоне между атакой и средней линией. Основная задача тrequartista ‒ это развитие атак в отведенной ему зоне. В различных вариантах расстановок на поле может находится от одного до трех тrequartistа.
Примеры: Давид Сильва, Месут Озил, Антонио Кандрева
Также различают такие роли как:
«Regista» (Реджиста)‒ плеймейкер. Основная задача regista - конструирование атак из глубины, выбор направления и темпа в котором она будет развиваться, поэтому такой игрок должен обладать отличным видением поля и великолепным пасом. Но в тоже время, расположения игрока в глубине полузащиты обязывает его иметь навыки игры в обороне. Игроков с таким широким спектром возможностей крайне мало.
Примеры: Андреа Пирло, Бибрас Натхо, Хаби Алонсо
«Metodista» (Методиста) ‒ полузащитник, который отвечает за порядок и взаимодействие в полузащите. Отвечает за отбор мяча, начало атак и изменения их направления. Роль мetodista похожа на роль regista, и чтобы понять отличие, необходимы примеры. Найджел Де Йонг времен Милана ‒ это мetodista, но Риккардо Монтоливо и тем более Андреа Пирло ‒ это regista
Примеры: Найджел Де Йонг, Даниэле Де Росси, Алан Дзагоев (когда занимал позицию рядом с Вернблумом)
«Fantasista» (Фантазиста) ‒ атакующий полузащитник. Игрок, выполняющий роль fantasista должен обладать отличным видением поля и прекрасным пасом. Фантазиста ‒ это свободный художник, располагающийся под нападающим, который может перемещаться по всему фронту атаки, и в большей степени освобожден от оборонительных функций. В настоящее время истинных fantasista практически невозможно встретить в командах. Но раньше почти в каждой итальянской команде был фантазиста. Самые великие ‒ это Роберто Баджо и Франческо Тотти.
Примеры: Роберто Баджо, Франческо Тотти, Джанкарло Антоньони
«Attacanti» (Аттаканте) – нападающие. Итальянцы разделяют позиции нападающих на:
«Ala» (Ала) ‒ крайний нападающий, который чаще всего используется в схеме 4-3-3. Позиция аla схожа с еsterno, но крайний нападающий в меньше степени обременен оборонительными функциями.
Примеры: Куинси Промес, Тео Уолкотт, Гарет Бэйл
«Seconda punta» (Секонда пунта) ‒ центральный нападающий, играющий в оттяжке (от итал. «второй наконечник»).
Примеры: Алессандо Дель Пьеро, Деннис Бергкамп, Нандор Хидегкути
«Prima punta» (Прима пунта) ‒ центральный нападающий (от итал. «первый наконечник»), "столб". Форвард, который действует на острие атаки.
Примеры: Роберт Левандовски, Лука Тони, Златан Ибрагимович
Спасибо за внимание!!! Ставьте "+" и подписыватесь на блог
www.sports.ru
НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ НАЗАД ВОКРУГ ФИГУРЫ МАЙКЛА КЭРРИКА возник неожиданный ажиотаж, отчасти связанный со спадом его формы, но в большей степени вызванный его позицией на поле.
Кэррик, которому уже 33 года, почти десять лет играет за «Манчестер Юнайтед», а перед недавним матчем за сборную Англии, куда он периодически вызывается, продлил контракт с клубом еще на год. Возможно, следующая мысль покажется чересчур трагичной, но впервые за долгое время в карьере Майкла, и в сборной, и в клубе, оба тренера по достоинству оценивают его футбольные таланты. Ван Гал сделал Кэррика неотъемлемой частью своей новой системы, позволив ему дирижировать игрой команды, располагаясь позади трудолюбивых Андера Эрреры и Маруана Феллайни. Выбор Роя Ходжсона в большей степени продиктован травмой Джека Уилшера, но это стоит воспринять как знак того, что Майкл рассматривается как достойный претендент на место в полузащите сборной.
Как принято теперь говорить: карьера Кэррика была наполнена взлетами и падениями. Использование его как глубоко расположенного плеймекера сейчас вызывает сомнение. Его футбольные качества нередко игнорировались, а временами становились поводами для упреков. Не обладая скоростью и выдающимся атлетизмом, чтобы играть перед линией обороны, он имеет мало общего с современными «box-to-box» полузащитниками. Но именно сейчас, разменяв четвертый десяток, он единственный английский игрок достойный называться реджиста и достоин за это уважения.
ПОЗИЦИИ ИГРОКОВ НА ПОЛЕ РАЗЛИЧАЮТСЯ УЖЕ ДАВНО, однако, понятие реджиста является относительно современным. Если опустить условности, игроки опорной зоны были разрушителями на протяжении большей части истории игры, а креативным игрокам отводились зоны ближе к воротам соперника.
Витторио Поццо, будучи тренером сборной Италии в начале ХХ века, задумывался над использованием игроков способных управлять игрой команды, но делающих это из глубины. Работая и обучаясь в Англии, Поццо наблюдал за игрой английских клубов и был впечатлен действиями полузащитника «Манчестер Юнайтед» Чарли Робертса. Робертс, был весьма умелым игроком, благодаря чему начинал атаки своей команды и Поццо хотел наладить подобную игру в своих командах. Стоит отметить, что в те времена в схеме 2-3-5 центральный полузащитник, в большей степени, был третьим центральным защитником. Поццо, в отличие от большинства своих коллег, хотел, чтобы центральный хавбек управлял игрой команды. В центре поля ему нужен был режиссер (regista по-итальянски), поэтому он адаптировал схему 2-3-5 для своей философии, тем самым оставив заметный след в футболе своей эпохи.
Луис Монти был игроком сборной Аргентины на ЧМ 1930. Он помог сборной добраться до финала, в котором победа досталась сборной Уругвая. Но уже в 1931 году выступал в футболке «Ювентуса» из Сан Лоренцо. Так как его предки были итальянцами, вскоре он оказался в составе сборной Италии, под руководством Поццо, который видел его в роли реджисты. Несмотря на то, что у Монти был лишний вес и он был медлителен, он идеально подходил на эту роль в «методо». Опускаясь ближе к обороне, когда команда теряла мяч, и, надевая мантию созидателя, когда получала мяч обратно, Монти стал сердцем этой сборной и в 1934 году стал чемпионом мира.
Эволюция футбольной тактики привела к появлению схем с четырьмя защитниками, в которых пространство перед линией обороны занимал опорный полузащитник. Занимая на поле то же место, что и реджиста, он выполнял на поле абсолютно иные функции. Опорник должен был держать позицию, а реджиста обладал свободой. Опорник изолировал, а реджиста дирижировал. Один разрушитель, другой созидатель. Было ясно, что подобная связка вполне уместна в центре поля, но если место перед защитой занимал только один игрок, то предпочтительней выглядело умение эффективно отбирать мяч, нежели нестандартное мышление.
Использование опорника-разрушителя эффективно в качестве первого рубежа обороны, позади ориентированных на атаку полузащитников. Клод Макелеле наиболее яркий представитель такого амплуа. Его уход из Реала нарушил баланс в мадридском клубе, в то время как присоединение к Челси серьезно укрепило лондонский клуб в период первого прихода Жозе Моуриньо.
В последнее время, заметно увеличение количества команд использующих созидателей на месте опорных полузащитников. Примечательно, что большинство таких игроков, так же как и Монти, уже в почтительном для футбола возрасте.
ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ ТОНИ КРООС из мюнхенской «Баварии» перешел в мадридский «Реал». Немцы, во главе с Гвардиолой, предусмотрели вариант его замены, причем замена была частью самой сделки по переходу Кросса. В обратном направлении перешел Хаби Алонсо.
В 32 года Алонсо начал новую главу в своей замечательной карьере, предпочтя Мадриду обучение под руководством Гвардиолы. Стоит учесть, что на момент перехода Алонсо в «Баварию», Тиаго Алькантара и Бастиан Швайнштайгер были травмированы, и, учитывая уход Кросса, Алонсо рассматривали скорее как качественного игрока запаса, который будет нужен в таких вот исключительных случаях. Уже через месяц после перехода ему исполнилось 33, однако можно обратиться к другим числам – имеющим большее отношения к футболу. Алонсо побил рекорд Бундеслиги, совершив в матче с «Кельном» 204 передачи, в иоге «Бавария» победила 2-0. А статистика Алонсо по передачам в чемпионате все еще восхищает.
Согласие Алонсо на переход в «Баварию» Гвардиола назвал – идеальным решением и нашел ему регулярное место в своей команде. Нынешняя тактика Гвардиолы походит на 2-3-2-3 от Поццо, с поправкой на время, тенденции современного футбола и технологии. Разумеется, что Алонсо в этой тактике отведена роль современного Монти.
В своих предыдущих клубах Алонсо привык действовать в опорной зоне в паре с партнером, в «Баварии» он играет в иной манере. Теперь у него больше свободы и действует он гораздо глубже, опускаясь за мячом в линию защиты, а иногда и ниже, он начинает атаки своей команды. Можно говорить, что Алонсо наслаждается второй молодостью в новом клубе и его возраст в данном случае не помеха.
Становясь старше, вы стараетесь меньше бегать, но больше думать" - говорил Алонсо в этом сезоне. "Чем больше вам лет, тем больше самообладания должно быть в вас. Вы должны лучше читать и понимать игру".
ЕСЛИ ЕСТЬ В МИРЕ ИГРОК, который знает больше всех об отрицательном воздействии возраста и о противостоянии ему, то – это Андреа Пирло. Беззаботный итальянец начинал свою карьеру, как плеймекер иного типа, так как играл позади нападающих. В 2001 году он вернулся в «Брешию» из миланского «Интера» где не смог пробиться в основу. «Ласточек» тогда тренировал Карло Маццоне и он нашел для Андреа более подходящее место на поле.
Пирло начал расцветать в своей новой роли, показывая признаки того футболиста, которым мы все его знаем. Знаковым событием можно считать гол, который забил Роберто Баджо в том же году, в матче с Ювентусом. Автором передачи стал Андреа Пирло, который длинным забросом перекинул линию обороны Ювентуса, вывел Баджо один на один. Обработка, контроль мяча и удар Баджо признаки пусть и уже угасающего, но гения.
После Брешии, Пирло вернулся туда же, в Милан, на тот же стадион, однако в футболку с черно-красными цветами. Он присоединился к легендарному "Милану" которым руководил Карло Анчелотти. Любопытно, что на некоторое время, на место Пирло в «Брешию» пришел Хосеп Гвардиола, карьера которого в Барселоне подошла к концу. Анчелотти продолжил использовать Пирло в глубине поля и выстроил вокруг него полузащиту своей команды. Грозный Дженнаро Гаттузо и стальной Массимо Амброзини, располагавшиеся перед ним, позволяли Пирло сосредоточится на управлении игрой.
Уход Анчелотти в 2009 году, последовавшие изменения и приход Максимилиано Аллегри в итоге привели к тому, что время Пирло в «Милане» закончилось. Аллегри привел в команду Марка ван Боммеля, используя его, либо Амброзини перед линией обороны, предпочтя технике Пирло их жесткость. Пирло, как свободный агент, перебрался в Ювентус. Учитывая количество игрового времени, которое он получал в последний сезон на Сан Сиро, мало кто полагал, что его уход всерьез навредит Милану.
Подходит к концу четвертый сезон Пирло в футболке Ювентуса, за это время команда трижды выигрывала чемпионат и вряд ли упустит чемпионство в этом году. Когда Аллегри был назначен главным тренером Ювентуса, у него не было выбора, кроме как проявить уважение к Пирло и он проявил его, доверив ему место реджисты в расстановке 4-3-1-2.
Еще одна заслуга Пирло в том, что он смог разрушить стереотип о глубоко расположенных плеймекерах, сложившийся в итальянском футболе. Ранее, возможно под влиянием знаменитого журналиста Джанни Бреры (хотя, на мой взгляд, в большей степени – это заслуга Сакки), который говорил, что итальянцы физически слабый народ и поэтому должны сконцентрироваться на обороне. Итальянские тренеры настроили свои системы на более разрушительный стиль игры и вследствие этого не ценили креативных игроков. Наличие созидателя, больше думающего об атаке, непосредственно перед линией обороны, считалось опасным потому, что игроки типа Пирло воспринимались как пижоны. Грубая сила и бесстрашие, вот что считалось уместным в зоне перед штрафной площадью.
В качестве примера подобного отношения можно привести Фабио Капелло, который, приняв Реал, считал Фернандо Редондо слишком "изящным" для игры перед линией обороны. Капелло всегда предпочитал сильную личность на этой позиции. Например в Милане, в основании полузащиты он использовал Марселя Десайи. По поводу Редондо, он считал, что его навыки более уместны ближе к чужим воротам.
Уходя из Мадрида, Капелло гораздо лучше понимал Редондо как игрока и оценивал ту пользу, которую он приносил на позиции глубоко расположенного плеймекера. Важно, что в современном итальянском футболе отношение к игрокам подобного типа постепенно меняется. И сейчас мы можем наблюдать игру Давида Писарро и Мирко Вальдифьори.
ТЕПЕРЬ СТОИТ ВЕРНУТЬСЯ К РАЗГОВОРУ О КЭРРИКЕ. Когда сэр Алекс Фергюсон подписал его из Тоттенхема, за 18,6 миллионов фунтов, он стал шестым по стоимости приобретением Манчестер Юнайтед за всю историю. Примечательно, что ему досталась футболка с номером 16, до этого принадлежавшая Рою Кину – стальному ирландцу, покорителю пространства от штрафной до штрафной. И многие в этой футболке увидели символ прямой замены Кину. Однако это было заблуждением. Да, после ухода Кина в полузащите МЮ образовалась брешь, но Фергюсон не собирался просто заменить одного игрока на другого, речь шла о полном преобразовании полузащиты.
Понимая необходимость отказа от линейного расположения полузащитников, Фергюсон сделал Кэррика разыгрывающим центральным полузащитником. Это приобретение было символом того, что Манчестер отходит от классической, плоской схемы 4-4-2 и следует в такт современным изменениям в игре. За следующие несколько лет они выиграли Лигу Чемпионов, используя гибрид систем 4-3-3 и 4-2-3-1, при непосредственном участии Кэррика.
Разумеется, Кэррик никогда не встанет в ряд с Пирло или Алонсо, прежде всего потому, что он не обладает подобной игровой стабильностью и технникой паса. При всем этом, он слишком долго игнорировался английским футболом, который традиционно трудно принимает новшества и делает это зачастую с опозданием. В спорах о том кто больше уместен в схеме 4-4-2 сборной Англии – Лэмпард или Джеррард, была упущена возможность для достижения баланса в центре. Возможно стоило в целом пересмотреть схему сборной и использовать Каррика позади одного или обоих одновременно. Только Рой Ходжсон смог разглядеть потенциал ромбовидной полузащиты с Кэрриком в основании.
Поскольку Кэррику скоро 34, у него есть возможность в ближайшие годы стать точкой опоры и в клубе, и в сборной. Вопросы по поводу того, сколько времени он еще сможет провести на высоком уровне, скорее всего не самые главные, поскольку возраст – не проблема для реджисты.
УЧИТЫВАЯ, ЧТО СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ ИГРОКОВ ПОДОБНОГО АМПЛУА явно превышает средний возраст игроков, на любой другой позиции на поле (за исключением вратарей), можно предположить, что именно возраст коррелирует с самой ролью на поле. Одна из причин этого в том, что игра становится все более динамичной, с большим упором на прессинг, контрпрессинг, высокий темп, быстрый переход между фазами игры. Возрастным игрокам сложнее поддерживать такой темп поэтому они вынуждены приспосабливаться к современной игре за счет отхода в тыл. Здесь недостаток скорости и атлетизма может быть компенсирован за счет окружающих защитников и полузащитников. Фитнесс статистика может их больше не беспокоить, вместо этого можно на полную использовать свои игровой интеллект, видение поля и опыт для управления игрой.
Реджиста сопротивляется уходу в забвение, доказывает, что в современном футболе остается место для паузы, равновесия и неторопливого, ритмичного паса. В этой борьбе им помогают тренеры, которые видят преимущества в подобной манере игры. Гвардиола знает эти преимущества лучше кого бы ты ни было, потому что сам прошел через подобное. Сейчас, более чем когда либо, плеймекеры, располагающиеся высоко, "съедаются" двойками опорных, либо полузащитниками оборонительного плана и есть все предпосылки для их ухода ближе к своей штрафной площади.
Разумеется, не все готовы или способны меняться. Стивен Джерард – пример игрока, который так же, из необходимости, был отодвинут назад, однако не смог до конца адаптироваться к новой роли. Это признак того, что реджиста это не утопичная фантазия футбольных романтиков, придуманная, чтобы добавить красоты во все более техничный и технологичный спорт. Реджиста – это определенная роль, для исполнения которой необходим определенный набор навыков. И это не просто способ продлить футбольную жизнь игрокам в преклонном возрасте, просто отодвинув их вглубь поля. Если у тебя нет необходимых навыков и признаков, то велика вероятность потерпеть неудачу в этой роли. И, соответственно, то, что возраст большинства игроков, которых можно назвать реджиста превышает 30 лет, не необходимость, а совпадение.
Современные команды атакуют из глубины, а игроки группы атаки являются первой линией обороны, соответственно и зона организации игры тоже отодвигается вглубь. Луи ван Галл, в 90-х, будучи тренером Аякса говорил: "В современном футболе настоящими плеймекерами являются игроки четверки защитников". Это говорит человек, который сделал Каэррика важонй частью его оборонительного построения.
Мы все еще остаемся в той эпохе, которую Арриго Сакки назвал эпохой специалистов, в том смысле, что реджиста нуждается в помощи других игроков команды. То, что плеймекер теперь располагается глубже, не отменяет необходимости выпускать на поле исполнителей способных балансировать игру команды и умеющих грамотно разрушать игру соперника. Главная разница в том, что раньше, когда плеймекер располагался выше, разрушитель требовался за его спиной, реджиста же требует таких игроков перед собой. Мы еще не достигли времен, когда игроки обороны будут обладать отличной техникой. И если раньше граница между игроками обороны и атаки четко делилась на "отбирай" и "забивай", нынешние требования уже не на столько четкие. На высшем уровне, теперь, от игроков группы атаки ожидают дисциплинированной и четкой командной игры без мяча, в то время как от защитников ждут большей изобретательности в атаке.
В таких обстоятельствах необходимость реджисты становится более очевидной. Их спокойстви при работе с мячом и умение действовать под давлением востребованы, когда от игроков группы атаки больше требуется оказывать давление на соперника. Развитие игры, по видимому, приведет к росту потребности в подобных игроках, причем не просто адаптированных для этой роли, а специально обученных для подобных действий. Пока эту роль будут выполнять старички, но в будущем не будет времени ждать, пока очередному кандидату на роль реджисты исполнится 30, чтобы оценить его уникальные навыки.
Ссылка на оригинальный текст: These Football Times
www.sports.ru