Футбол — игра динамичная. И поэтому не застывает в перворожденном виде, а постоянно развивается и совершенствуется во всех компонентах.Родоначальниками современного футбола считают англичан, а рождение его относят к 1863 году. Правила, принятые в то же время, внесли в развитие футбола организующее начало: определили количественный состав команд, размеры и разметку поля, права судей, меры наказания за нарушения правил игры и т. д.В первое время основным тактическим средством в игре было ведение мяча, дриблинг, несколько позже приоритет стали отдавать передачам мяча, объединяющим игроков в единую команду. Появились и системы игры, определяющие место каждого действующего лица в структуре игры, задачи и обязанности конкретных участников матча.В довоенное время мне приходилось играть по системе «пять в линию», в тот период общепризнанной во многих странах. В нашей стране она жила до 1937 года. Основу этой системы составляла пятерка нападающих, действовавших, как правило, в линию и стремившихся забивать мячи в ворота соперников. Форвардов поддерживали в атаке три полузащитника, в обороне действовали два защитника, в задачу которых входило разрушение атак соперника на подступах к своим воротам. Основной исходной позицией нападающих была зона в районе центральной линии поля, а зоной активных действий — половина поля соперников.В 1937 году посетившая нашу страну сборная Басконии убедила, что более прогрессивна продемонстрированная игроками этой команды система «дубль-вэ» (с тремя защитниками). Отечественный футбол принял новинку, и она стала основной формой ведения игры для всех советских команд. Эта система способствовала развитию нашего футбола и воспитанию высококлассных игроков, полностью сбалансировала состав команды, уравняв число атакующих с числом обороняющихся. Нарушение этого баланса сил в ходе игры, усиливая один участок, неизбежно ослабляло другой. Изменение стиля и характера игры было связано с изменением правил или системы игры.В 1958 году сборная Бразилии продемонстрировала на чемпионате мира новую систему игры, выраженную арифметически как 1+4+2+4. И в этой системе было соблюдено равенство сил атаки и обороны (4 форварда против 4 защитников). Бразильцы стали чемпионами мира, а их игра поразила мощью атак и крепостью обороны. В нашем футболе «бразильская» система прививалась трудно, хотя еще в сороковые годы тренер московского «Динамо» Михаил Якушин успешно пробовал играть с четырьмя защитниками (Радикорский, Семичастный, Соловьев и Станкевич). Для многих более привлекательной казалась «старая» система «дубль-вэ» (с пятью форвардами). А бразильцы, продолжая придерживаться системы 1+4+2+4, вторично овладели «Золотой богиней».Кто знает историю футбола, заметит, что не всегда смена системы игры делает саму игру более прогрессивной. Так, например, на чемпионате мира 1966 года в Англии сборная хозяев предложила футбольному миру новую систему — 1+4+4+2, выиграла чемпионский титул, но удержать позиции лидера не сумела.Система 1+4+4+2 носит оборонительный характер. Если класс игры соперников примерно одинаков, то недостаток атакующей мощи обоих часто оборачивается нулевой ничьей. С тех пор футбол стран, взявших эту систему на вооружение, регрессировал. Доказали это три последних чемпионата мира и крупнейшие турниры клубных команд.После чемпионата мира в Англии большинство наших команд стало играть по системе 1+4+4+2, что нанесло определенный ущерб развитию советского футбола: притупился комбинационный стиль, исчез нагнетательный темп, начал внедряться пассивный метод обороны. Оборону стали укреплять «числом», а не умением. Уменьшилось число нападающих — снизилась результативность. Постепенно стали исчезать сильные игроки на флангах, началась деквалификация защитников и вратарей. Число в обороне превалировало над мастерством. В то же время ведущие команды мира продолжали атаковать тремя нападающими, добиваясь успеха в самых крупных турнирах.Развитие футбола заметно не только в поисках прогрессивных систем, по и в изменении методов и средств игры, функций игроков. Когда-то действия футболистов ограничивались небольшими зонами, с четким выполнением задач и тактических обязанностей в рамках своего амплуа. По системе «пять в линию» и в начале появления системы «дубль-вэ» каждый действовал в своей зоне на своем месте, по «желобку». Это не требовало от игрока высокого уровня физической подготовленности. Действуя на ограниченной площади, с удлиненными микропаузами, футболист спокойно выдерживал напряжение матча. Сегодня зоны действия игроков расширились, особенно в глубину, функции возросли; больше стало скоростных действий, обновились (в сторону ужесточения) требования к физической подготовке. Чтобы отвечать запросам времени, каждому игроку надо обладать отличной скоростной выносливостью, уметь двигаться долго и быстро.Игроку нередко приходится оказываться с мячом в цейтноте времени и пространства, поэтому он должен обладать высокими координационными качествами.Техника футбола все время совершенствуется и видоизменяется: некоторые приемы исчезают, взамен появляются новые. Раньше в командах было немало трюкачей, которые удивляли зрителей необычными приемами. Сейчас такие игроки — музейная редкость.Безоговорочное признание получил лишь резаный удар: передача мяча таким ударом непредсказуема. Этот хитрый удар находит применение, когда надо обойти соперника дугообразной передачей мяча, обогнуть противостоящую «стенку», пробить по воротам так, чтобы обмануть вратаря. Его эффективность очевидна при передаче с фланга в центральную зону или когда надо закрутить мяч с углового. Хорошо смотрится резаный удар, когда мяч передается ногой ближе к цели (правой — вправо, левой — влево).Полного совершенства достигла техника футбола в таком элементе, как остановка мяча. Почти исчезла остановка мяча подошвой. Теперь мяч останавливают в одно касание любой частью тела. Широко распространена остановка мяча «на ход», когда после остановки мяча игрок готов к последующим действиям.Ведение мяча становится второстепенным элементом техники. Использование его в игре классных команд сократилось.Главным в развитии техники стало высокое качество выполнения приемов, позволяющее решать тактические задачи с гарантией. Даже кудесники мяча — бразильцы несколько сократили арсенал технических приемов.
Теория футбола
Теория футбола — это целый курс, система знаний, объединяющая разные разделы, элементы, понятия, футбольные «законы» и т. д. Это вечно живая теория, развивающаяся на основе крупнейших соревнований, таких, как чемпионаты мира и Европы, олимпийские турниры, региональные соревнования клубных команд, чемпионаты и розыгрыши кубков отдельных стран.Теория футбола — кладезь обобщенного опыта тренеров, передовых идей. Она вооружает знаниями тренеров и футболистов, способствует росту мастерства игроков и класса игры команд, прогрессивному развитию футбола.
Стратегия, тактика, стиль, система, комбинация
Стратегия — составная часть спортивного искусства, которой подчинены остальные его части — оперативное руководство, тактика и др. Она определяет главное направление в подготовке, предусматривает разработку плана распределения сил на длинном пути соревнований, решения ряда задач организационного порядка. Свое отражение стратегия может находить в подготовке и проведении крупнейших соревнований как в отдельной стране, так и на международной арене. Так, например, в стратегии подготовки сборной СССР к XIII чемпионату мира, надо полагать, будет намечено главное направление, решены многие проблемы организационного и методического плана. Главной целью будет, скорее всего, создание дружного, монолитного, хорошо подготовленного коллектива единомышленников, объединенного большой общей целью. Путь подготовки команды к первенству мира пройдет через промежуточные крупнейшие соревнования — VII чемпионат Европы и отборочные игры XIII первенства мира, европейские турниры клубных команд, товарищеские международные игры, первенство и Кубок СССР.В стратегическом плане должны быть решены такие задачи: тщательно проанализирована подготовка и выступление сборной на чемпионате мира-82;вскрыты прогрессивные тенденции развития мирового футбола и намечены пути развития отечественного футбола; разработана система подготовки команды;доукомплектован основной состав сильными и перспективными игроками, отвечающими требованиям к представителям сборной страны;конкретизированы задачи поэтапной подготовки; определен календарь игр сборной к промежуточным и отборочным играм чемпионата мира;определена система сбора информации о соперниках; предусмотрено медико-биологическое обеспечение в процессе подготовки и т. д.Тактика — это совокупность форм, методов и средств борьбы с соперником, выраженная в целесообразных действиях футболистов (команды), направленных на достижение цели в отдельном матче.Тактика — это часть стратегии, ей подчиненная, ее обслуживающая. Если стратегия предусматривает достижение конечной цели, то тактика решает задачу отдельного матча.Основа тактики отдельного матча — «своя игра», план матча с расставленными в нем акцентами с учетом соотношения сил соперников и т. д.Стиль — совокупность признаков, характеризующих индивидуальную или командную игру. Характерные особенности нашего стиля — коллективизм в игре, комбинационность, т. е. стремление футболистов решать игровые задачи в комбинационном плане, направлять и подчинять личные интересы и действия достижению общего успеха. Он находит отражение и в повышенной патриотической и морально-волевой настроенности, в динамичности, в творческом проявлении тактической мысли.Система — это основная форма ведения игры, основной рисунок, часто повторяющийся в игре. Система наделяет каждого игрока основными тактическими задачами и обязанностями.Наиболее распространены в современном футболе системы, арифметически выражаемые как 1+4+3+3 и 1+4+4+2, отражающие число игроков (вратарь, защитники, полузащитники, нападающие).Каждая система имеет определенные достоинства и недостатки: ее жизненность определяется тактикой игры. Система 1+4+3+3 наиболее прогрессивна, она позволяет играть команде в комбинационном плане, иметь лучшую атаку, чем при системе 1+4+4+2.Комбинация — согласованные действия двух или группы игроков, направленные на решение конкретной игровой задачи. Вариативность действий игроков в комбинациях довольно широка.Например, комбинацию «стенка» можно строить на диагональной, поперечной, продольной передаче, с участием и двух игроков и трех.Различают комбинации игровые (проводимые в процессе игры) и стандартные (они находят место при введении мяча в игру), носящие как атакующий, так и оборонительный характер.
Элементы тактики
Передачи мяча
Передачи мяча — это нити, связывающие действия футболистов в единую картину игры, объединяющие игроков в команду. Они во многом определяют темп игры, составляют суть комбинационной игры, позволяют беспрепятственно преодолевать значительные расстояния и решать задачи как наступательного, так и оборонительного характера.Передачи мяча различают по дистанции, направлению, траектории и характеру.
Передачи по дистанцииКороткая (на 5—10 м). Позволяет игроку комбинировать с соседом, освобождаться от атаки соперника, преодолевать небольшое расстояние. Отличается высокой точностью, не требует сильного удара, удобна для приема, незаменима в завершающей стадии атаки по центру и в то же время опасна вблизи своих ворот. Злоупотреблять такой передачей не следует, так как она приводит к потере игрового времени и к снижению темпа игры.Средняя (на 10—20 м). Ценность этой передачи — в универсальности и способности решать многие игровые задачи. Сохраняя довольно высокую точность, такая передача помогает решать задачи преодоления пространства, смены направления атаки, обеспечения безопасности своих ворот. Применима во всех стадиях игры. Не требует больших усилий. Ее можно считать основной в футболе.Длинная (свыше 20 м). Главное ее назначение — преодоление пространства. Как правило, для нее характерна высокая траектория полета мяча, позволяющая мячу практически беспрепятственно лететь в намеченный адрес. Эффективна при переводе мяча из центра на фланг, с края на край и с фланга в центр. Особое значение приобретает на завершающей стадии атак с фланга. Ею часто пользуются обороняющиеся (переадресуя мяч в линию нападения или с целью обезопасить атакуемые ворота) и крайние нападающие (для перевода мяча в центр или в зону удара). Недостаток длинных передач — длительное время полета мяча и сравнительно невысокая точность.
Передачи по направлениюПродольная. Самая эффективная для преодоления пространства. При этом длинная и высокая передача незаменима в решении данной задачи. Ею пользуются для передачи мяча партнеру, «предложившему» себя на активном свободном месте, или при обеспечении безопасности ворот отбойной (без адреса) передачей. Она может способствовать повышению темпа игры, К недостаткам следует отнести неудобный (почти всегда в борьбе) прием мяча.Диагональная. Универсальна. Способна решить ряд задач: преодолеть пространство, изменить направление атаки, провести комбинацию, обезопасить свои ворота. Удобна для приема мяча партнером (позволяет принимающему видеть значительную часть поля и выбирать вариант дальнейших действий). Неудивительно, что именно диагональную передачу принимают на вооружение игроки любого амплуа.Поперечная, Малоэффективна, ибо не решает задачу продвижения атакующих вперед — в сторону ворот соперника, резко снижает темп игры, а в случае перехвата мяча может отрезать от обороны группу игроков или создать реальную угрозу воротам атакующих. Поэтому применять поперечную передачу в зоне обороны не рекомендуется. В последние годы она нашла довольно широкое применение в нашем футболе. Ее популярность возросла потому, что против четырех защитников, как правило, играют два-три нападающих. А при таком соотношении сил защитникам легко контролировать мяч. Есть у этой передачи и положительные стороны. Она позволяет переносить акценты в начальной стадии атаки, проводить комбинацию «стенка». Поперечная передача незаменима в завершающей стадии с фланга (так называемый прострел вдольворот: сильная поперечная передача по земле или на небольшой высоте, по воздуху).Передачи могут быть направлены не только вперед, но и назад, в сторону своих ворот. В некоторых случаях такие передачи необходимы и полезны. Например, если игрок получил мяч в ноги, но тут же был сблокирован соперником, то лучший вариант в такой ситуации — передать мяч назад свободному партнеру, который сможет осмотрительно им распорядиться. Лучше сделать шаг назад и два шага вперед, чем пытаться выбраться из сложной ситуации самостоятельно. Передача мяча назад имеет право на жизнь в игре, но злоупотреблять ею не следует.Дугообразная. Обманчива, загадочна, необычна. Придает мячу боковое вращение. Чем оно сильнее, тем больше отклонение мяча от прямой линии, тем круче дуга передачи. Футболисты, в совершенстве владеющие таким ударом, свободно (и, как правило, успешно) пользуются такой передачей в игре. Достоинство ее в том, что мяч при такой передаче способен обойти соперника, находящегося на прямом пути к партнеру. При такой передаче соперник видит движение (полет) мяча, но не может перехватить мяч (как говорится: видит око, да зуб неймет). Очень опасны дугообразные передачи в завершающей стадии атаки с фланга и при угловых ударах. Недостатки дугообразных передач кроются в трудностях их исполнения и в сложностях приема мяча.
Передача по траектории
Низом. Лучшая передача. Прием мяча после нее не требует усилий. Для передачи мяча низом игрок имеет большой выбор ударов. Высока и точность передачи. Но передача мяча низом имеет и минус: мяч может попасть к партнеру, если на его пути не окажется соперника.Высокая. Незаменима, когда надо передать мяч на длинную дистанцию (позволяет миновать помехи — игроков соперника на пути мяча). Полезна и в случаях, когда мяч надо посылать туда, где его может выиграть партнер. Траектория полета мяча при такой передаче должна быть экономной (чтобы мяч долетал до дели с минимальной потерей времени и был удобен для приема). Высоко и далеко — это не совсем то. Такая передача еще и сегодня имеет место в игре — главным образом при выбивании мяча с рук вратарями. Высокую передачу мяча можно наблюдать всюду, ибо она помогает решать многие тактические задачи.Чаще всего высокая передача бывает длинной, средней, реже — короткой.На средней высоте. Ее преимущество в том, что мяч быстрее доходит до адресата, чем при высокой. Такой передачей пользуются на неровном грунте, на грязном и скользком поле с лужами. Но она создает повышенные трудности в укрощении мяча. Хорошо, если такая передача мяча идет на небольшой высоте и мяч можно принять ногой. Если же передача идет на грудь или в голову, тогда неудобства в приеме мяча увеличатся, также увеличится и потеря времени на то, чтобы мяч поставить под контроль.
Передачи по назначению
К таким передачам относятся передачи мяча на свободное место в ноги, в зону и т. д.Передача на свободное место, пожалуй, самая сложная, ибо требует от игрока высокой техники, острого «чувства мяча», тонкой согласованности действий с партнером. Выполнять ее надо так, чтобы партнер не тормозил свое продвижение, не метался из стороны в сторону, а встретился с мячом «в согласованном месте». Всякая ошибка в передаче неизбежно ведет к срыву комбинации.Передача в ноги особых умений не требует: адрес ее ясен, а траектория полета мяча заставит партнера выйти именно на мяч, чтобы овладеть им. Лучше всего, если эта передача будет сделана по земле (низом). Эффективность передачи в ноги невысока, поскольку игрока, получившего мяч, в подавляющем большинстве случаев тут же атакует соперник.Передача в зону. Эта передача не имеет персонального адреса, и мяч посылается в какую-то зону, где чаще всего будет оспариваться соперниками. Такие передачи могут иметь место при вводе мяча в игру, организации атаки, при отбойной игре, в завершающей стадии атаки с фланга, ложном маневре в освободившуюся зону.
Качество передач
Качество передач характеризуют точность, своевременность и маскировка. Точность передачи зависит от правильности выбора и выполнения технического приема. Так, например, удар внутренней стороной стопы обеспечивает точность передачи на короткую дистанцию, а удар внутренней и средней частью подъема больше подходит для средней и длинной передач. Для техничного игрока не имеет значения выбор технического приема — удара: чем выше техника футболиста, тем выше точность выполняемых игроком передач.Вторая составная часть качества передач — своевременность: партнер должен получить мяч не раньше и не позже нужного мгновения.Этому способствует умение игрока быстро и верно оценивать действия партнера — скорость, направление и место, где находящийся в наиболее выгодной ситуации партнер хочет и может получить мяч.Если, к примеру, партнер предлагает получить мяч на свободном месте, он в это место стремится на высокой скорости, чтобы получить мяч в свободной позиции, без помехи со стороны соперника, который оспаривает с ним это место.Задача владеющего мячом — передать мяч партнеру своевременно, так, чтобы партнер и мяч встретились именно в намеченном месте. Раньше будет сделана передача — мяч пройдет это место и может быть потерян, позже — партнеру придется тормозить или (еще хуже) возвращаться назад.Точная и своевременная передача мяча экономит силы игроков, способствует успеху комбинации и решения тактических задач, а нередко и приводит команду к победе.Маскировка передачи тоже повышает гарантию попадания мяча адресату.Передача мяча резаным ударом не позволяет сопернику точно определить конечный пункт полета мяча. Особенно непредсказуем резаный удар внешней стороной подъема.В общем же, борьба за качество передач мяча — это борьба за эффективную, интересную, красивую игру.
Обводка
Обводка игрока — технико-тактический элемент: по выполнению — больше техника, по цели — тактика.Цель обводки — выйти за спину соперника, исключить его из обороны и создать благоприятные возможности для дальнейших действий с мячом. Она направлена на прорыв обороны соперников и выход игрока с мячом на оперативный простор или на позицию, удобную для завершающего удара.Приемов обводки немало. Один из них — обводка с обманным движением (финтом). Если же у владеющего мячом есть возможность быстро вести мяч (а значит, иметь преимущество в старте}, то надо в первую очередь воспользоваться ею; сблизившись с соперником, просто бросить мяч вперед и, стремительно рванувшись за ним, оставить соперника за спиной.Ну а если соперник уже занял оборонительную позицию? Тогда, сделав ложное движение (например, шаг с наклоном туловища в сторону), тут же рвануться с мячом в другую — на свободное место. Если соперник на первое ложное движение не попадется, то следует попробовать повторить финт в другую сторону и, улучив момент, когда он ошибется, тут же уйти в прорыв. Порой, чтобы победить в таком споре, требуется целый каскад финтов.В случае, когда соперник блокирует владеющего мячом, находящегося лицом к своим воротам, финт с занесением ноги и корпуса в одну сторону и с уходом в другую может позволить игроку с мячом оставить соперника за собой.Но обвести соперника — лишь полдела. Дело же окажется сделанным только тогда, когда обыгранный отстанет и не сумеет снова вступить в борьбу за мяч. Значит, ведущему мяч надо двигаться быстро и по кратчайшему пути от соперника, преграждая ему путь к мячу.Такую блокировку правила игры разрешают (при условии, что мяч — на игровом расстоянии от ведущего).Обводка применима тогда, когда нет возможности решить какую-то тактическую задачу значительно легче и надежнее в комбинационном плане. Ею с успехом пользуются дриблеры. Неудачное же применение обводки чревато потерей мяча. Поэтому применять ее лучше подальше от своих ворот, в середине поля или в зоне удара.
Ведение мяча
Это тоже элемент технико-тактического характера: как (какими приемами) вести мяч — техника, с какой целью — тактика.Цель ведения мяча — преодолеть с мячом расстояние, оторваться от преследующего соперника, чтобы иметь время оценить конкретную обстановку на поле и решить, что делать с мячом дальше.Ведение — элемент полезный, скоростное ведение — вдвойне.Однако следует помнить: передача — еще более быстрое средство преодоления расстояния, позволяющее к тому же решать и большее число задач. Часто и в свободной позиции передачи полезнее, чем ведение.
Отбор мяча
Это — элемент обороны. Атакующие стремятся довести мяч до ворот соперника и в конечном счете поразить их. Обороняющиеся — отобрать мяч и поменяться ролями. Чаще всего отбор мяча происходит в единоборстве двух соперников.Чтобы успешно бороться за мяч, надо знать некоторые правила его отбора.Задача игрока обороны — не только попытаться отобрать мяч и не пропустить соперника за спину, но и не позволить тому сделать острую передачу мяча партнеру. Отсюда — особое значение исходной позиции при отборе мяча.Прежде всего надо сблизиться с владеющим мячом на такую дистанцию, чтобы тот не мог спокойно обозревать поле и оценивать игровую обстановку.Если события происходят где-то в средней части поля, у боковой линии, — чуть сместиться к центру, оставляя нападающему лишь один ход (вдоль боковой линии). Ну а если борьба завязалась в центре поля, то атаковать со стороны возможной передачи мяча.В статическом положении соперники могут бороться на равных. Хотя инициатива и более благоприятное стартовое положение — у атакующего, однако у его оппонента—уравновешивающий шансы сторон небольшой зазор. В такой исходной позиции не следует брать на себя инициативу в отборе мяча: даже попытка выставить ногу вперед ставит игрока перед затруднением. Уйти от такой угрозы легко — стоит только двинуться в сторону. Такой отбор — попытка с негодными средствами.Более правильным будет в этой ситуации — ждать. Ждать, пока атакующий не предпримет попытку к обводке. Вероятнее всего, выражаться эта попытка будет в наступлении (с ведением мяча) на соперника. Ясно, что при этом его контроль над мячом улучшается, но видение поля ухудшается.В таком случае обороняющемуся целесообразнее отступать, не-сколько увеличивая зазор, и ждать, когда атакующий отпустит мяч. Только тогда можно ставить под мяч ногу, чтобы отобрать его. Правда, еще в статическом положении можно (ложными движениями) спровоцировать атакующего на ответные действия и, улучив момент, когда он потеряет контроль над мячом, попытаться овладеть им.Здесь надо помнить, что и атакующий может ложными движениями вызвать ошибочные действия соперника и выиграть единоборство. Чтобы не поддаться на такие финты, надо смотреть только на мяч.Отбирать мяч можно и в движении одним курсом с соперником: следуя рядом, толчком (в рамках правил) отстранить соперника от мяча. При этом отбирающий должен бежать не в ногу с соперником и толкнуть его в момент, когда тот будет находиться не на опорной ноге.Чтобы отобрать мяч вверху (при высокой передаче), надо иметь разбег для прыжка. Поэтому дуэль за мяч можно будет выиграть лишь при достаточно большом зазоре между соперниками.
Открывание игрока
Пытаясь проникнуть в свободную зону, где можно было бы получить мяч, не встречая непосредственного сопротивления, атакующие много маневрируют. Задача игроков обороны — воспрепятствовать таким маневрам.В районе, где можно получить своевременную и точную (как говорят, острую) передачу, игроки, ожидающие мяч, открываются. Как же это сделать, если обороняющиеся не упускают из виду ни одного движения подопечных? Помогает освобождаться от опеки соперника знание «законов» открывания.Рассмотрим несколько способов открывания игрока.
1. Внезапно сорваться с места (памятуя о том, что сопернику надо иметь время на ответную реакцию и развернуться в сторону движения подопечного). Способ очень эффективен, если у нападающего хорошая стартовая скорость.2. Внимательный опекун не позволит сопернику убежать так просто. Против таких сторожей надо применять перед стартом ложные движения. Иногда бывает достаточно шага (но шага до стоверного) в сторону и открыться в противоположную сторону.3. Когда одними простыми финтами не обойтись, надо построить действия на ложном маневре, в ином направлении, а истинный сделать в том направлении, в котором было намечено.4. Можно отвлечь внимание от себя каким-то сигналом (голосом, жестом) одному из партнеров.5. Опекуна, от которого трудно оторваться, можно, как говорят, водить за нос — открываться не для себя, а для партнеров, освобождая для них свою зону.Открывание требует энергичных, активных действий, согласованных с действиями партнеров. Особую ценность имеет открывание, при котором партнер может сделать передачу, резко обостряющую ситуацию (обычно в зоне мяча или в зоне удара)." Уметь открываться должны все полевые игроки. Без этого умения не может быть ни стремительных атак, ни опасных моментов у ворот соперников, ни голов.
Закрывание игрока
Если открывание выражает желание игрока быть активным, полезным для команды в атаке, то цель закрывания — подавить у подопечного это желание, максимально снизить активность соперника.Как элемент тактики закрывание более трудно для освоения (особенно игрокам детских команд), однако овладеть им обязан каждый, кто хочет плодотворно действовать в обороне. Закрывание требует от игрока отличной реакции, тренированного распределенного внимания, а также разворотливости, высокой стартовой скорости.Закрыть игрока -— значит занять по отношению к нему такую позицию, которая лишила бы его активности, возможности беспрепятственно выходить на свободное место, получать мяч в ноги. Закрытый игрок ограничен в своих действиях, на него мало играют, его плохо видят.Каковы же правила закрывания игрока?Разных игроков надо и закрывать по-разному. Но принципы закрывания одинаковы для всех.1. Закрывающий всегда должен быть ближе к своим воротам. На какой дистанции закрывать игрока? Если передача мяча может быть точной (на свободное место или в ноги), надо закрывать игрока ближе к нему (но с учетом быстроты реакции и стартовойскорости у борющихся за мяч). Уступает закрывающий подопечному в скорости — расположиться дальше от него, превосходит — расположиться ближе. Надо учитывать и удаленность подопечного от мяча. На дистанции длинной передачи можно закрывать подопечного с большим зазором: за время полета мяча (до 3 сек.) закрывающий всегда может скорректировать свою позицию.2. Позиция опекуна должна быть с внутренней стороны поля по отношению к мячу. При поперечной передаче с фланга опекун тоже занимает позицию ближе к своим воротам и немного впереди (по отношению к мячу).3. Плотно (с наименьшим зазором) закрывают игрока вблизи мяча и в зоне удара, где подопечный может сыграть в одно касание (а в штрафной площади, при атаке с фланга, даже поразить ворота).В статическом положении закрыть игрока нетрудно. Трудности возникают, когда тот начинает маневрировать, и маневрировать па скорости, да еще неизвестно, с какими намерениями. Как ни трудно научиться закрывать соперника, но уметь это должны все игроки, наделяемые основными оборонительными функциями (особенно защитники и полузащитники).Персональная опека, основанная на закрывании игрока, — необходимый элемент тактики футбола.
Основные методы игры
Главный среди основных методов, принятых в современном футболе, — комбинационный.Само слово «комбинационный» говорит о том, что в основе метода лежат комбинации (как наступательного, так и оборонительного характера).Комбинации могут быть парными и групповыми. Какие-то из них можно заранее разучить и отрепетировать, доведя до автоматизма; другие (импровизированные) имеют непроизвольный характер, ибо возникают как результат творческого мышления (либо интуиции) игроков. Они не стандартны и труднопредсказуемы. Комбинационный метод ведения игры — наиболее эффективный как в атаке, так и в обороне.Чтобы овладеть таким методом, надо досконально знать структуру комбинаций, последовательность в выполнении составных элементов. И не только знать, но и трансформировать их в умении.Комбинационная игра требует четкого взаимопонимания и согласованности действий партнеров.Комбинационный метод — традиционный и в советской школе футбола.Игровые комбинацииНазываются так потому, что находят применение в процессе игры.
Выход на свободное место. Комбинация, пожалуй, самая распространенная в футболе. Она универсальна и может разыгрываться на любом участке поля в процессе организации, развития и завершения атаки.Свободное место — это участок поля, где игрок может свободно или относительно свободно получить мяч.Различают два свободных места — активное и пассивное.Первое предусматривает позицию игрока, позволяющую получить мяч без активного сопротивления и свободно с ним оперировать — контролировать, вести, передавать партнеру, готовить или наносить удар по воротам.Как правило, такое место находится за соперником.Пассивное свободное место находится перед соперником, где игрок имеет возможность получить мяч относительно легко, хотя тут же может быть атакован и потому должен будет искать выход из цейтнота пространства и времени в своем тылу (передавать мяч назад) либо самостоятельно выбираться из трудной игровой ситуации.Когда же надо начинать борьбу с соперником за выход на свободное место? Тогда, когда партнер готов сделать передачу. Но еще до выхода на свободное место, может быть, надо выполнить кое-какие действия, которые будут способствовать успеху: перед тем как стартовать — сблизиться с соперником на такую дистанцию, с которой, пользуясь благоприятным стартовым положением, можно выиграть борьбу за свободное место.Если же соперник придерживается метода персональной, плотной опеки, то будет, вероятно, правильным резкое ложное движение в сторону партнера с мячом и тут же внезапный старт на свободное место. Такой же финт можно сделать с движением в сторону.В свое время таким маневром широко пользовался известный игрок, а впоследствии тренер московского «Динамо» Михаил Якушин. Стоило ему бросить гибкое тело на шаг назад (либо в сторону) и вызвать ответную реакцию опекуна, как тут же он оказывался на свободном месте.Получив мяч на свободном месте, игрок меняет соотношение сил на своем локальном участке поля. Важно, чтобы обыгранныйсоперник не успел вернуться в оборону.Инициатор в проведении комбинации — игрок без мяча: вначале следует выход на свободное место и только затем — передача. Можно, конечно, заставить партнера бороться за свободное место ранее сделанной передачей. Но успех комбинации в этом случае сомнителен. При правильной последовательности действий участников комбинации важнейшие факторы ее успеха — своевременность и точность передачи.Выход на активное свободное место имеет ярко выраженный наступательный характер и может быть применен в атаке на всех участках поля.
«Стенка». Эта комбинация одна из наиболее эффективных в атаке, но и одна из самых сложных, ибо требует от ее участников полного взаимопонимания и высокого технического мастерства. Цель большинства атакующих комбинаций — выведение партнера на активное свободное место ради взвинчивания темпа игры и в интересах решения какой-то тактической задачи.Этой цели и служит комбинация «стенка» в разных вариантах.На рис.1 задача владеющего мячом (7) — прорвать оборону соперника (4). У него два варианта действий: попытаться обыграть соперника самостоятельно (но его стесняют боковая линия и атакующий соперник) или разыграть с партнером (9), опекаемым игроком (3), «стенку».
Комбинация «стенка» имеет ряд элементов, выполнение которых обязательно,Владеющий мячом должен сблизиться с соперником на такую дистанцию, чтобы после передачи мяча оказаться на свободном месте раньше, чем соперник. Какова же эта дистанция? Только сопоставление быстроты реакции и техники старта единоборствующих даст ответ на данный вопрос. Если нападающий быстр, то дистанция между ним и соперником может составить и два метра. Если же более быстр соперник, то сблизиться с ним надо, может быть, на метр-полтора, чтобы улучшить условия для выхода на свободное место. Сблизившись с соперником на необходимую дистанцию, достаточно сильным ударом передать мяч партнеру под дальнюю от соперника ногу, а самому немедленно устремиться на свободное место. Малейшая пауза после передачи мяча поставит под сомнение успех всей комбинации. Партнер владеющего мячом, оценив момент передачи, обязан коротким быстрым движением навстречу передаче предложить себя для передачи и послать мяч на свободное место, где партнер встретится с мячом, не снижая скорости. Дистанция между партнерами в пределах 8—10 м. Передача мяча должна быть своевременной и точной, удобной для приема. Нарушение даже одного из приведенных условий — причина срыва комбинации.В нашем футболе успешно применяют «стенку» спартаковцы Москвы. В прошлом этой комбинацией широко пользовались динамовцы Москвы, Киева и Тбилиси, московские «Спартак», «Торпедо», ЦСКА.
Двойная «стенка». Опытный защитник обычно закрывает быстроходного подопечного, оставляя зазор (чтобы не проиграть свободное место): «уж лучше пусть он получит мяч в ноги, чем окажется у меня за спиной».
poisk-ru.ru
При президентах Стэнли Роузе (1961-1974), Жоао Авеланже (1974-1998) и Йозефе Блаттере развитие футбола на всей планете стало приоритетным направлением деятельности этой организации. В итоге за последние 40 лет сфера ее интересов существенно расширилась. Рост популярности игры во всем мире, с одной стороны, укреплял позиции ФИФА как единственного легитимного руководителя футбола, а с другой — подталкивал Федерацию к разработке разнообразных средне- и долгосрочных программ, призванных упорядочить и отладить мировое футбольное хозяйство.
Привычную биполярную систему футбольного мироустройства, основанную на противостоянии Европы и Южной Америки, следовало сделать более сбалансированной, а для этого требовалось пересмотреть всю управленческую и финансовую политику ФИФА и расширить ее присутствие в различных регионах планеты. Уже в 1960-е гг.
Стэнли Роуз положил начало сотрудничеству со странами третьего мира, организовав курсы повышения квалификации тренеров и судей в Африке, Азии и Центральной Америке. Сам, будучи в прошлом судьей и преподавателем, Роуз был убежден в том, что именно от подготовки этих важнейших участников футбольного действа зависит благополучное развитие игры в новых федерациях и регионах. За организацию подобных занятий для судей в развивающихся странах отвечал бывший международный арбитр Кен Астон.
В своих выступлениях сначала по центральному телеканалу Ямайки, а затем по телевидению острова Кюрасао он подчеркивал, что «…ФИФА тратит много сил и денег на развитие и популяризацию игры во всем мире, и маленькие страны интересуют Федерацию точно так же, как и большие». Роуз лично руководил семинарами для судей, проходившими во всех уголках мира, причем для него это было не просто финансированием отдельных конкретных проектов, но последовательными шагами на пути к общей цели — утверждению единой трактовки правил и распространению научных методов тренировки и организации игры.
Своей главной задачей Стэнли Роуз считал распространение футбольных знаний. В 1963 г. на заседании в Каире Исполком ФИФА постановил организовать специальный Комитет по техническому развитию (ТДК), призванный способствовать «повышению уровня судейства, тренерской и административной работы и развитию юношеского футбола во всем мире». В рамках этой целевой программы был запущен специальный проект грантовой поддержки производства учебных фильмов и проведения курсов повышения квалификации.
Порой ФИФА даже шла на специальные дополнительные расходы: например, тренировавший национальную сборную Маврикия бывший шотландский профессионал Сэнди Макленнан часть своей зарплаты получал напрямую от Международной федерации. Но все же в это время ФИФА инвестировала в будущее футбола небольшие средства. В ее бюджете на программы развития и помощи «молодым» федерациям за период с 1970 по 1974 г. в действительности было выделено всего 1,4 миллиона швейцарских франков.
Причем более половины этой суммы приходилось на оплату выездных семинаров для арбитров и тренеров и четверть — на создание методических киноматериалов по судейству и организации тренировочного процесса. В дополнение к тому, что ФИФА брала на себя выплату одной трети оклада секретарей Азиатской и Африканской футбольных конфедераций, она также полностью оплачивала работу разъездного тренера (первым таким штатным тренером ФИФА стал немец Дитмар Крамер, под чьим руководством впоследствии мюнхенская «Бавария» завоевала Кубок европейских чемпионов).
Кроме того, Международная федерация периодически посылала за свой счет других тренеров и судей за пределы Европы и оказывала финансовую помощь любительским и юношеским соревнованиям.
В ФИФА порой возникало беспокойство относительно дороговизны проектов, инициаторами которых выступали африканские страны. В какой-то момент напряжение достигло такой точки, что президент Африканской футбольной конфедерации Иднекатчоу Тессема счел необходимым разъяснить свою позицию: «Главным принципом финансовой политики ФИФА является то, что вклад каждого континента определяется его возможностями… Соответственно мы вправе рассчитывать на более значительную финансовую помощь, как того требуют наши объективные нужды».
После своего избрания на пост президента Жоао Авеланж немедленно предпринял шаги для придания ФИФА статуса поистине мировой организации. Именно чтобы подчеркнуть это, 30 апреля 1975 г. он созвал заседание Исполкома в Центральной Африке, в Дакаре. В том же году он учредил новую должность директора программ технического развития и назначил на этот пост швейцарского бизнесмена Йозефа Блаттера. В его обязанности входили поиск источников финансирования и координация проектов, направленных на дальнейшее распространение футбола по всему миру.
С точки зрения нового президента, ФИФА должна была с кем-то разделить бремя расходов на свои инновационные программы. В качестве спонсора удалось привлечь компанию «Кока-Кола», и за период с 1976 по 1979 г. 3,5 миллиона швейцарских франков было потрачено на организацию по всему миру 74 учебных семинаров, причем четыре пятых этой суммы внес новый партнер Федерации. В эпоху Авеланжа формы поддержки национальных ассоциаций стали гораздо разнообразнее, большое внимание уделялось адресным проектам, направленным на улучшение ситуации в конкретных областях мирового футбола.
Для ФИФА очень важно было подчеркнуть, что сотрудничество не предполагает навязывания всем членам организации неких европеизированных стандартов. Направляя своих инструкторов в самые дальние уголки планеты, Федерация специально призывала их как следует изучить и понять специфику того народа, которому они собираются помогать.
Сформулированная еще Стэнли Роузом стратегия подготовки национальных футбольных кадров обрела новую жизнь в начале 1990-х, когда был запущен так называемый проект «Будущее (Футуро) I». Однако на сей раз он был предельно конкретизирован: дальнейшее развитие футбола в мире должно осуществляться по четырем главным направлениям. Первая задача состоит в организации эффективного управления футболом; вторая — в повышении тренерской квалификации; третья — в улучшении медицинского обеспечения и обучении навыкам оказания первой помощи; наконец, четвертая — в разъяснении правил игры и подъеме уровня судейства. Таким образом, была выработана целенаправленная политика, рассчитанная на четверть века, и главным союзником ФИФА в ее проведении вновь стала «Кока-Кола».
В первый (1991) год своего существования программа была адресована главным образом наиболее отсталым в спортивном отношении странам, находившимся вдали от европейских и мировых центров футбольной мысли. Во второй половине 1991 г. состоялось 12 специальных семинаров: четыре в Азии (Макао, Вьетнам, Индия и Непал), четыре в Африке (Мали, Чад, Сейшельские острова, Кения), два в регионе КОНКАКАФ (Санта-Лусия и Багамские острова) и два в Океании (Новая Зеландия и Вануату). За пять лет в разных уголках света в общей сложности было осуществлено 136 проектов: наконец-то ФИФА удалось приступить к реализации всеобъемлющей программы развития мирового футбола.
Начиная с первого же семинара в Макао участники отзывались о них только положительно. И все же некоторые архивные материалы свидетельствуют о том, что при выполнении этих программ ФИФА не избежала тех сложностей, с которыми приходилось сталкиваться во всех аналогичных проектах, нацеленных на помощь развивающимся странам.
Весьма показателен в этом отношении опыт Непала, где подобный семинар проходил в сентябре 1991 г. Слушателями интенсивного шестидневного курса лекций стали 20 представителей местных футбольных клубов. В своем отчете один из преподавателей, родом из Азии, отмечал некоторые недостатки представленных материалов: «Используемые в ходе курса образцы не подходят для развивающихся стран… В учебном руководстве необходимо, например, рассмотреть структуру футбольных клубов, характерную для Азии и Африки».
Тем самым обнажилась проблема европоцентризма в подходе к распространению футбола. Один из участников семинара написал в опросном листе, который был роздан выпускникам курса: «Мы много узнали о профессиональных клубах Великобритании и Германии, но наша страна слишком бедна, ее экономика еще очень слаба, чтобы мы могли воспользоваться этим опытом.
Я бы предложил на будущее в занятия для стран третьего мира добавить специальный раздел, в котором анализировались бы возможные проблемы с финансированием и способы их преодоления». Схожее мнение высказали и слушатели курсов в Мозамбике, подчеркнув необходимость учитывать в лекциях уровень развития каждой конкретной страны и местную специфику. Тем не менее в целом программа все равно работала.
За исключением редких случаев и преподаватели, и все участники семинаров были едины в высокой оценке мотивации слушателей, которые по-настоящему «жаждали знаний». Благодаря сотрудничеству с «Адидасом» и «Кока-Колой» ФИФА была в силах снабдить учащихся подобных курсов всем необходимым — от учебных пособий и медицинских руководств до копий Устава ФИФА и технических отчетов о крупнейших футбольных состязаниях. Спортивное снаряжение поставляла компания «Адидас»; всегда под рукой были и прохладительные напитки — спасибо «Кока-Коле»!
Эта поддержка помогала ФИФА утвердить свой авторитет среди тренеров, судей и руководителей футбола тех стран, которые находились вдалеке от исторически сложившихся центров спортивной жизни. Для них такие знаки внимания были непривычны, и чувство искренней благодарности превращало их в преданных и самоотверженных миссионеров футбольной веры.
В середине 1990-х гг. возникла новая система реализации программ развития футбола. До той поры всю деятельность координировал Цюрих, курсами и семинарами руководили штатные сотрудники ФИФА, а отдельные национальные федерации выступали лишь в роли технических помощников в организации и осуществлении того или иного проекта на местах.
Два важных нововведения составили суть произошедшего переворота. Во-первых, президент Авеланж подписал соглашение с университетом г. Невшателя в Швейцарии, в соответствии с которым был основан Международный центр спортивных исследований (СИЕС), призванный стать связующим звеном между ФИФА и миром академической науки. С этого момента лекции по управлению стали читать преподаватели высших учебных заведений, а с 2000 г. итальянский университет им. Луиджи Боккони в Милане, университет Невшателя и университет Де Мон-фор (Личестер) открыли совместную магистратуру по правовому регулированию и гуманитарным аспектам спорта.
Начатый в 2000 г. новый проект «Гол» впервые предусматривал предоставление средств, направляемых на развитие футбола, в распоряжение национальных ассоциаций. Любая из них вправе подать заявку на трехгодичный грант, общая сумма которого может составить до одного миллиона долларов. Эти деньги могут быть израсходованы на улучшение организационной инфраструктуры, на поддержку женского футбола, а если не хватает собственных финансов, то и на компенсацию расходов, связанных с участием в любых соревнованиях под эгидой ФИФА.
Йозеф Блаттер пошел на такой риск сознательно, желая доказать, что деньги, предоставленные непосредственно в руки национальных ассоциаций, отнюдь не станут еще одним источником коррупции, — напротив, получив их, местные футбольные органы должны проникнуться чувством собственной ответственности и использовать эти средства с умом и расчетом на долгосрочную перспективу. В первые же годы реализации эта новая схема распределения доходов принесла положительные плоды.
Но это еще не все. Прямое финансирование позволяло ФИФА следить за тем, чтобы местные федерации придерживались в своей деятельности принятых норм и, в частности, были самостоятельны и не поддавались какому-либо давлению извне. С такой целью в 1999 г. был создан Комитет по делам национальных ассоциаций, в чьи обязанности входило «не только посредничество в разрешении споров, но утверждение и защита прав национальных футбольных организаций».
В политике ФИФА по отношению к своим членам появились и другие новые черты: так, теперь она могла направить своих представителей для улаживания конфликтов ассоциаций с местными властями или для предварительной проверки сведений, приведенных в заявке на вступление в ФИФА. В то же время стремление оградить национальные федерации от постороннего вмешательства порой приводило к очень непростым ситуациям. Так произошло в Судане, где местные власти обвинили президента ассоциации в незаконном присвоении средств.
«Положение весьма щекотливое: хотя ФИФА всегда готова решительно противостоять любому давлению со стороны правительства, она ни в коем случае не может смириться с тем, чтобы во главе одной из ее ассоциаций-членов стоял нечестный человек…» Впрочем, впоследствии все эти обвинения в адрес президента были сняты. Важной составляющей стратегической линии на всемерное распространение футбола было расширение списка официальных соревнований ФИФА. Так, в 1977 г. совместно с «Кока-Колой» в Тунисе был проведен первый юношеский чемпионат мира, победителем которого стала сборная Советского Союза. Надо сказать, что поначалу новый турнир не вызвал особого энтузиазма у европейцев. Однако в Африке, Центральной и Южной Америке картина была прямо противоположной: молодые футболисты многих стран давно жаждали явить себя миру во всей красе.
Не случайно, что первые два молодежных первенства прошли именно в Африке и Азии. Второй чемпионат состоялся в 1979 г. в Японии, и его главным открытием стал капитан команды-победительницы, Аргентины: юного таланта звали Диего Марадона. Юношеские чемпионаты мира служили ярким подтверждением того факта, что полем деятельности ФИФА поистине становился весь мир. Третий турнир состоялся в 1981 г. в Океании: до тех пор самая молодая из конфедераций — членов ФИФА еще никогда не принимала на своей территории состязаний такого уровня. Этот чемпионат ознаменовался выходом на авансцену новых футбольных наций: чего стоила хотя бы победа, одержанная в полуфинале сборной Катара над англичанами.
В дальнейшем подобные соревнования проходили в Азии еще трижды: в 1989 г. в Саудовской Аравии, в 1995-м в Катаре и в 1997-м в Малайзии. Еще одной вехой в победоносном марше ФИФА по планете было проведение в Китае первого Кубка мира среди женских команд, причем в этом турнире приняла участие и сборная Тайваня. И последнее нововведение — чемпионат мира ФИФА среди девушек (до 19 лет), первый розыгрыш которого состоялся в 2002 г. в Канаде.
Помимо всех перечисленных выше шагов одним из наиболее зримых показателей прогресса стало расширение представительства разных континентов в финальных турнирах Кубка мира. По итогам отборочных соревнований в 1982 г. в Испанию отправились уже не 16, а 24 сборные, причем представительство «малых» конфедераций увеличилось с 4 до 6 команд (по две от Африки и КОНКАКАФ и по одной от Азии и Океании). В этом чемпионате неплохо выступили сборные Алжира и Камеруна; кроме того, отныне в турнирах постоянно появлялись новые лица.
В 1982 г. в финальной части чемпионата впервые участвовали команды Новой Зеландии, Кувейта и Гондураса, в 1986-м — Ирака и Канады, в 1990-м — Коста-Рики, Ирландии и Объединенных Арабских Эмиратов, а в 1994-м — Саудовской Аравии, Нигерии и Греции. Следующим важным этапом было увеличение в 1998 г. количества финалистов с 24 до 32: на этот раз среди новичков значились сборные Южной Африки, Японии и Ямайки, а в 2002-м в «высший свет» впервые попали команды Китая, Эквадора, Сенегала и Словении.
Проводимая ФИФА с 1982 г. политика «открытых дверей» по отношению к «малым» футбольным союзам оправдала себя весьма скоро, и подтверждением тому стали успехи африканских сборных: по крайней мере, одна из них неизменно преодолевала первый групповой этап начиная уже с мексиканского турнира 1986 г. Доказательством прогресса африканского футбола служили также победы сборных Нигерии и Камеруна на Олимпийских играх 1996 и 2000 гг.
Однако несмотря на все усилия, предпринимаемые ФИФА на протяжении последних лет, между различными континентами все еще сохраняется громадный разрыв в количестве и качестве футбольных ресурсов и инфраструктуры. Если Азия и Африка в какой-то мере все же смогли сравняться с ведущими футбольными державами, то, скажем, Океания все еще остается далеко позади. И вот как объясняет причины этого отставания президент футбольной конфедерации Океании: «Наш регион не просто испытывает на себе тяжелые последствия колониального прошлого; все бывшие колонии, протектораты и независимые государства рассеяны на огромном пространстве, их население крайне малочисленно по любым мыслимым меркам, а финансовые возможности чрезвычайно стеснены».
Вовлечение периферийных регионов в поступательный процесс развития мирового футбола остается одной из главных задач ФИФА на ближайшее будущее.
strikerfootball.ru
В.В.Парамонов, Ю.А.Смирнов, Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) - 2013
В статье анализируются современные тенденции развития футбола в Европе. На основе анализа закономерностей развития спорта рассматриваются современные концепции философии футбола.
Ключевые слова: концепция футбола, тенденции, футбольная философия, стратегия.
Чемпионат Европы по футболу проводился в период с 8 июня по 1 июля 2012г. на стадионах польских городов Варшавы, Вроцлава, Гданьска, Познани, а также Украины (г. Киев, Донецк, Харьков, Львов). В финальной части Чемпионата Европы приняли участие сильнейшие сборные команды 16 стран: группа А: Польша, Греция, Россия, Чехия; группа В: Нидерланды, Дания, Германия, Португалия; группа С: Испания, Италия, Ирландия, Хорватия; группа D: Украина, Швеция, Франция, Англия. В список 16 команд входят действующий чемпион Европы (2008г.) и Мира (2010г.), экс-чемпионы мира-сборные команды Германии, Италии, Франции. Все эти команды существенное влияние оказывают на вектор дальнейшего развития футбола в своем регионе, в Европе и в мировом футболе.
На основе анализа игр чемпионата Европы-2012 и игр национальных чемпионатов разных стран, можно выделить основные тенденции развития современного футбола. Без изучения закономерностей протекания соревновательной деятельности невозможно эффективно осуществлять процесс тренировки. Процесс подготовки футболистов базируется на игровой концепции, которая определяет общую стратегию.
Концепция игры у команд-лидеров была построена на главных тенденциях развития футбола: комплексном проявлении игроками физических качеств, совершенствовании организации командной игры, реализации стандартных положений, моделировании игровых действий, индивидуализации и универсализации подготовки футболистов. Часто игровой концепцией являются также контроль мяча, четкие взаимодействия между игроками, например, сборная Испании в некоторых матчах контролирует мяч почти 80% игрового времени.
Следует отметить, что одной из наметившихся тенденций за последние годы в футболе является универсализация игроков. В настоящее время развитие футбола во многом определяется соперничеством между атакой и обороной.
Сегодня защитник, чтобы противостоять нападающему, должен обладать теми же физическими и функциональными кондициями. Нападающий при командном прессинге соперника должен уметь обороняться, то есть обладать качествами защитника. Таким образом, есть команда, которая должна реализовать игровую концепцию тренера, и каждый игрок в рамках этой концепции должен уметь атаковать и обороняться. В этой связи универсализацию игроков необходимо рассматривать как один из основных компонентов современного футбола.
Участие игроков в атакующих и оборонительных действиях, основанных на тактических комбинациях, подобранных с учетом их физической, функциональной и технической подготовленности, определяет мобильность, маневренность и интенсивность командной игры.
Оборона является фундаментом современной игровой концепции. Современный атакующий футбол базируется на глубокоэшелонированной обороне. Сильнейшие команды Европы оборонительные действия начинают из глубины поля, как можно ближе к воротам соперника, то есть не встречать оппонентов у собственной штрафной, а «накрывать» их там же, где только что потеряли мяч. Такой подход позволяет блокировать соперника, не дает ему развивать атаку. А это необходимое условие для развития атакующего футбола.
Современный футбол характеризуется быстротой атакующих действий, скоростных передач и их точностью.Анализ игровой деятельности выдающихся футболистов подтверждает разносторонность их теоретических знаний, и технико-тактических умений. Все они в состоянии успешно действовать в атаке и в обороне, оставаясь в то же время выдающимися исполнителями своей главной роли.
Высокая игровая скорость, непрерывные изменения положения игроков, превосходство в физической и технико-тактической подготовленности являются характерными признаками современного футбола.
Одной из главных задач методики подготовки квалифицированных футболистов является воспитание универсального тактического мышления, глубокого игрового интеллекта, умения внимательно играть не только против игрока, владеющего мячом, но и прикрывать соперника без мяча, т. е. учить тому, что нужно делать с мячом и как действовать, когда мяч у противника.В сильнейших командах большое значение придается стратегии и тактике действий ключевых игроков. Как правило, они определяют стиль игры команды, являются лидерами, формируют морально-волевой дух. Они показывают высокую внутреннюю психологическую собранность и стабильность, умение сочетать свое индивидуальное мастерство с высокоорганизованной командной игрой. Роль и значение выдающихся индивидуальностей сохранится и в будущем, а, возможно, и приобретет еще большую значимость. От талантливых игроков будет зависеть успех и неудача команд.
Значение разнообразных тактических схем как средство обеспечения организационной формы игры в современном футболе усиливается. Ведущие команды выступают с различными тактическими схемами расстановки игроков.
Главным в их тактической игре является не блокирование противника, а реализация своего тактического плана с учетом ожидаемых тактических действий противника. Когда команда придерживается тактики атакующей игры, тогда наблюдается расширение зон активного действия игроков не только по продольной, но и фронтальной оси поля с участием всех игроков в созидании атакующих и оборонительных функций.
Команды с хорошей сыгранностью игроков практикуют тактику игры в линию. Такая тактика, с одной стороны, позволяет сводить на нет атакующие действия соперника с помощью своевременно организованных офсайдов, с другой стороны, нейтрализовать атакующего соперника на противоходе лишь в том случае, если синхронность действий защитников безупречна и доведена до автоматизма. Такая тактическая игра требует воспитания высокого уровня тактического мышления у каждого игрока.
В некоторых командах практикуется тактика быстрой доставки мяча в зону ворот соперника. Середина поля иногда используется для разрушения атаки, для отбора мяча и передачи его вперед или на фланги. В таких случаях выполняется длинный пас вперед или короткий на фланг. Игроки должны успеть сконцентрироваться в зоне штрафной площадки соперника с целью создания численного превосходства и усиления атакующей мощности команды.
В качестве средства противодействия прессингу соперника иногда используется тактика быстрого короткого паса с активным продвижением вперед. Такая тактика характерна для испанских команд.
Современный футбол стал более организованным, дисциплинированным, скоростным.
Литература
1. Казинов, И.Б. Современная система подготовки российских спортсменов к участию в играх олимпиад / И.Б. Казинов. - М., 2004.2. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература. - 1999 - 315с.3. Шустин, Б.Н. Тенденции развития современного спорта / Б.Н. Шустин // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Науч. Конгр. - М., 1998. - Т.2. - С355-356.
Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) - 2013
vuzirossii.ru