В футболе на результат матча влияет множество факторов. Многие, кто недавно начал увлекаться футболом, думают, что таковыми являются: силы соперников, индивидуальное мастерство, отточка штрафных ударов, пенальти, угловых, тактика, да что там – даже судьи. Но некоторые люди забывают о таких вещах, как психология футболиста, настрой, мотивация, когда именно они могут сыграть важнейшую роль.
Яркий пример – матч Словения – Россия. Команда с Балканского полуострова была намного, намного слабее нашей команды, но, похоже, что она просто больше хотела победить. Но если бы Словения забила нам в Москве второй мяч, Россия бы прошла на чемпионат мира.
Почему? Потому что при таком раскладе вариант оставался один – побеждать в Мариборе и никак иначе! Наши могли это сделать, если бы начали играть не с 68-й минуты (когда был удален Кержаков), а с 1-й. Опять же, яркий пример психологии футболиста: после удаления одного из ключевых игроков команда заиграла сильнее, так как понимала – будет трудно и шансов почти нет. А перед ответным матчем сложилась ситуация, что Россия могла просто засушить игру и пройти дальше. Тут уже решает не психология футболиста , а скорее, мания величия (случай, когда команда думает, что обыграет другую, не прилагая особых усилий), так как всем было известно, что пропустить гол для нашей обороны – дело очень легкое, тем не менее, лишь единицы опасались за игру на Балканах.
И таких случаев в футболе было немало, взять матч Франция – Россия, в 1999 году, закончившийся со счетом 2:3 в пользу России. Или игру той же Франции против Андорры, когда действующие чемпионы Европы едва ушли от поражения. Эти матчи являются так или иначе либо результатом наплевательского отношения к игре одних, либо большим желанием победить, несмотря ни на что, других.
Но порой попытка придачи лишней уверенности может привести к печальным последствиям. В этом плане болельщики команд – это отдельная песня, порой именно они влияют на психологию футболиста прививают им манию величия. Не уверенность, не веру, а именно манию величия. Игроки думают, что они лучшие, они победят любую команду, а на деле – дай Бог какого-нибудь середняка со скрипом обыграют.
Тогда возникает вопрос: а почему Словения все-таки победила, когда все футбольные специалисты страны, в частности, Златко Захович, предсказывали, что победят Россию? Ответ прост: игрокам передалась самоуверенность, но не передалась мания величия. Команда была излишне уверена в своих силах, и эта уверенность выливалась на поле, в желании победить любой ценой. Она понимала, что будет трудно, а это – самая важная часть мотивации.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод в психологии футболиста: чем сложнее ситуация, тем лучше. И довольно трудно его оспорить, так как случаев, когда Давид может победить Голиафа в невероятной ситуации в современном (и не только) футболе – масса.
Но, как уже было сказано, решает не только высокая мотивация, но и низкая. Поэтому никогда нельзя задирать нос даже в матчах со слабыми соперниками – можно потерять драгоценные очки и, чего доброго, какой-нибудь трофей.
Раз есть самоуверенность, то есть и полная неуверенность в своих силах. И таких примеров очень много, но чаще всего они заканчиваются победой именно тех, у кого дрожали коленки перед матчем. Психология футболистов команды фаворитов в матче с аутсайдерами просто прохлаждатся на поле, за что и платятся, а последние с течением времени понимают, что на поле абсолютно некого бояться, и уже с более ободренным настроем начинают играть сильнее.
Из всего этого следует, что секрет успеха – это уважение к сопернику и объективная оценка своих сил, а также старание, воля к победе. Без этого команда, какой бы сильной ни была и сколько бы у неё классных форвардов или защитников ни было, одержать громкую победу на большом турнире не сумеет.
Это будет интересно футболисту :
detivsporte.ru
В телепередаче Футбол Россиина телеканале Спорт, отвечая на вопрос ведущего: "Как Вы относитесь к привлечению в команду психолога? ", - тренер молодежной сборной России Сергей Кирьяков продемонстрировал всей стране вопиющую безграмотность. Дело не в то, что он выразил отрицательное отношение. Дело в том, что, по его мнению, психолог может быть полезен только в индивидуальных видах спорта. Футбол же – игра коллективная, поэтому, дескать, трудно представить себе, как психолог может быть полезен в такой игре.
Не знаю, где учился господин Кирьяков, но явно не в Государственной академии физической культуры и спорта им. П.Ф. Лесгафта. В противном случае, он имел бы счастье слышать лекции заслуженного деятеля наук РФ, доктора психологических наук, профессора, академика многих отечественных и зарубежных академий, мастера спорта СССР, Игоря Павловича Волкова. Более четверти века назад профессор Волков, а также его друзья, замечательные ученые питерской школы психологии Николай Николаевич Обозов, Алла Александровна Русалинова, Анатолий Леонидович Свенцицкий, Валентин Евгеньевич Семенов и многие другие, с которыми я имею честь быть знакомым, проложили магистральный путь развития практической психологии как раз в применении к совместной (групповой, коллективной) деятельности!!!
Классические труды Н.Н. Обозова по проблеме срабатываемости и совместимостичленов команды используются сегодня во всех странах мира! Труды Роберта Львовича Кричевского, Анатолия Алексеевича Деркача, Игоря Павловича Волкова по социальной психологии лидерства используются ведущими тренерами мира. На эти труды опирался великий хоккейный тренер Анатолий Тарасов, их цитировал футбольный мэтр Константин Бесков.
Остается сожалеть, что на пост тренера молодежной сборной назначается человек, не имеющий понятия о предмете и объекте психологии деятельности спортивной команды. Теперь становится понятным, почему молодежная сборная терпит поражение от футбольных "команд пастухов". Давно известна истина: "Порядок бьёт класс". Применительно к футболу она означает, что совокупность звёздных мастеров на поле не сможет одержать победу, если не будет совместимости и срабатываемости игроков. Но если тренер сборной Кирьяков не знает, чем отличается совместимость от срабатываемости (а о том, что он этого не знает, говорит его заявление о неприменимости психолога в коллективной деятельности), то как он может оптимизировать состав сборной? Конечно же, только, опираясь на показатели индивидуального мастерства игроков конкретных амплуа. То есть, другими словами, уповая на звёздность состава команды. Вот порядок (т.е. сплоченность и сработанность) игроков сборной Фарерских островов и побила класс российской "молодежки".
С конца 80-х годов в образовательные стандарты учебных заведений большинства вузов вообще, а вузов педагогической направленности в особенности, введено изучение психологических дисциплин. Однако, поскольку в последнее время у профессионалов от футбола наметилась тенденция получать заочное образование, то, безусловно, появилась и прослойка лиц, учившихся "чему-нибудь и как-нибудь". Специально для них озвучу некоторые положения ликбеза психологии футбола.
1. Профессиональный футбол является разновидностью совместной (в пределе коллективной) деятельности.
В этом постулате прошу сделать акцент на терминах "профессиональный" и "деятельности". Дело в том, что непрофессиональный футбол, например "дыр-дыр" на лужайке, есть просто ИГРА, а не ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
2. Любая совместная деятельность имеет структуру, состоящую из двух подструктур: предметно-деятельностной и психологической.
Предметно-деятельностная подструктура представляет собой сложное сочетание индивидуально-предметных систем деятельности футболистов, опосредованных целевой установкой и тактической схемой.
Психологическая подструктура представляет собой сложное сочетание индивидуальных психологических систем деятельности футболистов, опосредованных уровнем социально-психологического развития команды (от уровня аморфной группы до уровня коллектива, либо от уровня группы-дезинтеграции до уровня антиколлектива).
3. Индивидуально-предметная система деятельности футболистов включает знания, умения и навыки, необходимые для осуществления деятельности.
Это, например, знание футбольных правил, знание основных требований режима жизнедеятельности, знание элементарных правил футбольной этики и т.п.; навыки остановки мяча, ведения мяча, ударов по мячу и т.п.; умения открыться для получения паса; умения осуществить чистый подкат; умения накрывать отскоки мяча и т.п. В идеале каждый футболист должен располагать широким арсеналом умений и навыков. Однако реально, вследствие продолжительных по времени узконаправленных тренировок, у футболистов в большей степени развиваются (акцентуируются) навыки и умения, необходимые для эффективного решения задач конкретного игрового амплуа. Например, задач отбора мяча и осуществления первой передачи для защитников; задач создания голевой ситуации и завершения этой ситуации взятием ворот соперника для нападающих и т.п.
Акцентуированные умения и навыки в свою очередь оказывают обратное влияние на развитие индивидуальных психических процессов и состояний, например, на развитие внимания (распределяемости, переключаемости, концентрации), воображения, интуиции, состояние тревоги и т.п. Поэтому уже на этапе формирования индивидуально-предметной системы деятельности футболиста, т.е. уже начиная с детско-юношеской футбольной школы, участие психолога ОБЯЗАТЕЛЬНО. На данном уровне психолог должен проводить диагностику психологической структуры личности, прогнозировать возможные направления профессиональной деформации личности у кандидатов на различные футбольные амплуа, проводить индивидуальную психологическую коррекцию, а при необходимости и психотерапию, участвовать в составлении программ индивидуальных тренировочных занятий.
На уровне профессионального футбольного клуба (взрослого футбола) индивидуально-предметную систему деятельности игрока можно только оптимизировать. Для этого тренер пользуется пятью известными педагогическими умениями: гностическим, проектировочным, конструктивным, организационным, коммуникативным.
Гностическое умение заключается не только в точном оценивании навыков, умений и задатков игроков, но и в оценивании возможностей и ограничений роста мастерства в том или ином футбольном амплуа. Можно, конечно, делать это "на глазок", а можно использовать тестовые процедуры, включающие в том числе, объективные и проективные психологические тесты.
Проектировочное умение тренера включает, как минимум, разработку модели тренировочного цикла. Без учета психофизиологической составляющей такая модель будет малоэффективной. Очевидное различие продемонстрировал Гуус Хиддинк, когда после трехнедельного тренировочного цикла, включающего жесткий контроль и коррекцию психофизиологических параметров деятельности (для чего Хиддинком был приглашен специалист), игроки сборной смогли в полной мере реализовать футбольные умения и навыки в матчах чемпионата Европы 2008 года.
Конструктивное педагогическое умение тренера заключается в моделировании конкретных игровых ситуаций ("стандартов") в ходе тренировочного процесса. Если такое моделирование осуществляется без учета психологических характеристик личности тренирующихся футболистов, то действия при стандартах отрабатываются механически, а потому не фиксируются в эмоциональной памяти игроков. Не в этом ли причина того, что до сих пор, ни в одной команде премьер-лиги российского футбола мы не видим эффективных наигранных комбинаций, например, при подаче угловых ударов, тогда как в зарубежных клубах мы наблюдаем это сплошь и рядом? Не в этом ли причина того, что даже в сборной страны, где, по определению сведены лучшие российские мастера, при исполнении штрафных ударов мы из раза в раз вместо комбинаций наблюдаем дедовский метод удара "пыром" на силу Игнашевича, либо Колодина?
Организационное педагогическое умение тренера помимо прочего обязательно включает поддержание тренировочной, игровой и бытовой дисциплины. Достигается это посредством психологически выверенных санкций и стимулов. Если же использовать санкции и стимулы без учета личностной значимости последних, то вместо позитива будем формировать конфликтные ситуации. К сожалению, конфликтных ситуаций в каждом сезоне становится все больше.
Коммуникативное педагогическое умение тренера проявляется, прежде всего, в искусстве донесения информации до сознания каждого футболиста. Психологам и педагогам со стажем давно известно, что в любой группе всегда есть часть людей, воспринимающих мир преимущественно образно (визуально), часть людей, воспринимающий мир "на слух" (аудиально), часть людей, воспринимающих мир сугубо чувственно (кинестетически). Поэтому опытный педагог всегда при объяснении задачи повторит свою мысль в трех модальностях. Это элементарно. Теперь давайте послушаем речь наших тренеров. Хотя бы в ходе пресс-конференций. За редким исключением все говорят в одной, привычной им с детства, модальности. Я уже просто молчу про необходимость учета национально-психологических особенностей игроков. Не случайно, например то, что лишь в команде Бердыева собран самый интернациональный коллектив, и все игроки довольны своим пребыванием в нем, несмотря на то, что могли бы иметь куда как более выгодные в финансовом отношении контракты в других клубах. Тренеры других клубов во всеуслышание заявляют о том, что иностранцы должны подстраиваться под наши привычки, раз приехали в Россию. Такие настроения передаются подчас и нашим игрокам, проявляющим подлинное неуважение к зарубежным коллегам. Чего, например, стоит ответ Аршавина на вопрос журналиста о целесообразности привлечения в сборную нашей страны лучшего бомбардира российского чемпионата бразильца Веллитона? Аршавин, нисколько не смущаясь, заявил, что не желал бы появления Веллитона в сборной России, потому что Веллитон - бразилец. Вот, если бы он был русским, тогда ответ был бы иным. Вряд ли Аршавин является сторонником расизма, однако его ответ, по сути, был непродуманным проявлением бытового расизма.
О других тонкостях коммуникативного процесса, таких как мимическая, пантомимическая, экстралингвистическая подстройки я уже попросту умалчиваю. Этим навыком высшего пилотажа в коммуникации характеризуются единицы представителей нашего тренерского корпуса, такие как Леонид Слуцкий, Юрий Семин, Валерий Непомнящий. Психолог мог бы показать тренеру особенности восприятия информации каждым из игроков команды. Имея такую превентивную информацию, тренер, без сомнения выстраивал бы общения с игроками совершенно иначе.
4. Психологическая подструктура деятельности команды включает такие компоненты как: образ командной цели, модель значимых условий деятельности, доминирующий динамический стереотип исполнительских действий, единый ценностный критерий успешности, единый механизм оценивания и коррекции результатов деятельности.
Образ командной цели задается извне руководством клуба. Остальные компоненты формируются при взаимодействии индивидуальных психологических структур деятельности игроков.
Индивидуальная психологическая структура деятельности игрока включает иерархию его мотивов, личностнозначимых ценностей; заостренные черты характера; степень развития способностей; особенности темперамента, индивидуальных психических процессов и состояний.
Поскольку футбол - деятельность не индивидуальная, а совместная, постольку эффективность этой деятельности серьезно зависит от внутригрупповых процессов. Основными из них являются совместимость и срабатываемость.
Совместимостью называется сложный психологический эффект сочетания личностных качеств игроков, приводящий к эмоциональной близости партнеров, идентификации себя с командой. Различается структурная и функционально-ролевая совместимость. Структурная совместимость представляет собой взаимодополняемость, свойств темперамента и черт характера, а также сходство личностных качеств партнеров. Функционально-ролевая совместимость – это соответствие в представлениях партнеров о тех ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от других в процессе взаимодействия. Конечно, можно методом проб и ошибок добиваться психологической совместимости игроков. Но для этого потребуется перебрать множество вариантов, т.е. купить и продать множество игроков. Такой путь лимитирован как бюджетом клуба, так и временем работы тренера. Поэтому при отсутствии психологического сопровождения, тренер вынужден просто игнорировать процесс совместимости, ограничиваясь только процессом срабатываемости игроков.
Срабатываемостью называется эффект сочетания и взаимодействия футболистов в линиях и звеньях, позволяющий добиваться успешности деятельности и удовлетворенности достигнутым результатом. Срабатываемость достигается за счет унификации пространственно-временных действий партнеров по звену или линии. Если тренер заранее имеет информацию о пространственно-временных характеристиках психологической структуры деятельности каждого игрока, тогда он может выстроить план тренировок, применительно к индивидуальным особенностям партнеров по линиям и звеньям. Это, во-первых, ускорит процесс достижения эффекта срабатываемости, а, во-вторых, сделает этот процесс менее энергозатратным. В отсутствие точной психологической информации тренер обречен действовать по интуиции (в худшем же случае просто по шаблону), что замедляет процесс срабатываемости. Именно поэтому, мы редко видим срабатываемость, близкую к идеальной, такую, например, как в парах Алекс – Веллитон, или Широков-Навас.
Однако даже в том случае, если срабатываемость игроков во всех звеньях и линиях будет идеальной, команда будет периодически переживать провалы в игре, если в ней не будет совместимости игроков. Это происходит оттого, что совместимость поддерживает позитивный тонус настроения, позволяет легко пережить локальные ошибки и приложить еще большие усилия для достижения командного результата. Отсутствие совместимости создает напряженную тональность настроения. Даже успехи команды не выводят игроков из такого тонуса. Со временем происходит накопление напряженности психоэмоциональной цены достижений. Происходит то, что называется в быту "психологической усталостью". Снять такую усталость полностью не может ни поход в цирк, ни парная баня, ни коллективная пьянка. Частично купировать ее можно за счет специальных психокоррегирующих мероприятий. Но полностью снять можно лишь посредством достижения совместимости игроков.
Реальный пример - сегодняшняя "Барселона". Срабатываемость игроков в линиях и звеньях этой команды просто идеальна. Однако постоянно получать успех за счет идеальной сработанности игроков можно лишь при тонусе психологического настроя, не ниже определенного уровня. "Рубину" повезло в том, что он играл с "Барселоной" в период пребывания соперника на невысоком уровне психологического настроя. И это отнюдь не недооценка "Рубина" соперником. Это - естественное проявление психологической усталости. Сейчас "Барселона" выходит из этого состояния. И мы видели результат в игре с миланским "Интером".
Эффект взаимодействия индивидуально-психологических систем деятельности игроков опосредуется уровнем развития команды. Уровень развития характеризуется уровнем сплочения. Суть сплочения – в формировании особого типа связей, превращающих формальную структуру команды в психологическую общность. Различают такие уровни развития, как аморфная группа; автономная группа; коллектив.
Классический пример аморфной группы – это совокупность игроков, ранее не игравших вместе и собранных в одной команде. Такое явление случается в профессиональном футболе достаточно редко, например, при учреждении нового футбольного клуба. Однако достаточно часто, приходится встречаться с фактом развала прежде организованной команды до уровня близкого к аморфному. Ярким примером служит московское "Торпедо" после вылета из премьер-лиги в первый дивизион. Но если в аморфной группе межличностные связи еще не успели сформироваться, то в примере с московским "Торпедо", они успели разрушиться. Поэтому подобную команду называют "группа-дезинтеграция".
Автономная группа характеризуется наличием межличностных связей, однако они основаны в большей степени на конкуренции между игроками, чем на сотрудничестве. В команде с таким уровнем развития игроки будут работать на общий результат лишь постольку, поскольку он приносит им личные дивиденды. Здесь наиболее ярки проявления недовольства со стороны игроков, получающих мало игрового времени. Здесь редко поддерживают партнера, допустившего ошибку.
Группа-коллектив характеризуется наличием межличностных связей, основанных преимущественно на кооперации деятельности игроков. Здесь развиты взаимопомощь и взаимная поддержка. Здесь все игроки ощущают свою причастность к успехам или неудачам клуба, независимо от предоставленного им игрового времени.
Уровень развития команды, конечно, зависит от стиля руководства тренера и стиля принятия решений, свойственного команде. Однако нельзя все сводить к стилю руководства тренера. Помимо этого есть еще такие значимые факторы, как эмоциональная привлекательность футбольного клуба, ценностное сходство игроков между собой, ведущий социальный мотив деятельности команды, степень соответствия поставленных командных целей индивидуальным потребностям ведущих игроков и т.п. Приведение всех указанных факторов в оптимальное сочетание, способствующее достижению высоких результатов – поле деятельности социального психолога.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Необходимость психологического сопровождения профессиональной футбольной команды вытекает из структурно-функциональных закономерностей профессиональной футбольной деятельности.
2. Основным предметом деятельности психолога в футбольной команде является оптимизация процессов формирования совместимости и сплоченности игроков, а также оптимизация процесса развития внутренней структуры команды из автономной группы в группу-коллектив.
Для решения этих задач психолог проводит психофизиологическое и социально-психологическое тестирование команды, разрабатывает рекомендации тренеру по вариантам оптимального сочетания игроков в линиях и звеньях, вносит рекомендации тренерскому составу по моделированию занятий, направленных на освоение комплексного взаимодействия игроков при стандартных ситуациях, согласует с медицинским штабом мероприятия по адаптации новых игроков и реабилитации игроков, восстановившихся после травм, консультирует тренера по моделям коммуникации с командой в разных ситуациях, а также по взаимодействию с отдельными игроками.
Вторичным предметом деятельности психолога является индивидуальное психологическое консультирование и ситуативная психологическая коррекция игроков.
3. Усложнение коллективной деятельности, ведет к возрастанию вклада психоэмоциональных факторов в конечный результат. Отсюда роль квалифицированного психологического сопровождения футбольной деятельности будет постоянно возрастать.
Игнорировать это – значит навсегда закрепить отставание отечественной футбольной школы от законодателей мировой футбольной моды.
www.dokaball.com
Яркий пример — матч Словения — Россия. Команда с Балканского полуострова была намного, намного слабее нашей команды, но, похоже, что она просто больше хотела победить. Но если бы Словения забила нам в Москве второй мяч, Россия бы прошла на чемпионат мира.
Почему? Потому что при таком раскладе вариант оставался один — побеждать в Мариборе и никак иначе! Наши могли это сделать, если бы начали играть не с 68-й минуты (когда был удален Кержаков), а с 1-й. Опять же, яркий пример психологии: после удаления одного из ключевых игроков команда заиграла сильнее, так как понимала — будет трудно и шансов почти нет. А перед ответным матчем сложилась ситуация, что Россия могла просто засушить игру и пройти дальше. Тут уже решает не психология, а скорее, мания величия (случай, когда команда думает, что обыграет другую, не прилагая особых усилий), так как всем было известно, что пропустить гол для нашей обороны — дело очень легкое, тем не менее, лишь единицы опасались за игру на Балканах.
И таких случаев в футболе было немало, взять матч Франция — Россия, в 1999 году, закончившийся со счетом 2:3 в пользу России. Или игру той же Франции против Андорры, когда действующие чемпионы Европы едва ушли от поражения. Эти матчи являются так или иначе либо результатом наплевательского отношения к игре одних, либо большим желанием победить, несмотря ни на что, других.
Но порой попытка придачи лишней уверенности может привести к печальным последствиям. В этом плане болельщики команд — это отдельная песня, порой именно они прививают футболистам манию величия. Не уверенность, не веру, а именно манию величия. Игроки думают, что они лучшие, они победят любую команду, а на деле — дай Бог какого-нибудь середняка со скрипом обыграют.
Тогда возникает вопрос: а почему Словения все-таки победила, когда все футбольные специалисты страны, в частности, Златко Захович, предсказывали, что победят Россию? Ответ прост: игрокам передалась самоуверенность, но не передалась мания величия. Команда была излишне уверена в своих силах, и эта уверенность выливалась на поле, в желании победить любой ценой. Она понимала, что будет трудно, а это — самая важная часть мотивации.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: чем сложнее ситуация, тем лучше. И довольно трудно его оспорить, так как случаев, когда Давид может победить Голиафа в невероятной ситуации в современном (и не только) футболе — масса.
Но, как уже было сказано, решает не только высокая мотивация, но и низкая. Поэтому никогда нельзя задирать нос даже в матчах со слабыми соперниками — можно потерять драгоценные очки и, чего доброго, какой-нибудь трофей.
Раз есть самоуверенность, то есть и полная неуверенность в своих силах. И таких примеров очень много, но чаще всего они заканчиваются победой именно тех, у кого дрожали коленки перед матчем. Фавориты в матче с аутсайдерами порой просто прохлаждаются на поле, за что и платятся, а последние с течением времени понимают, что на поле абсолютно некого бояться, и уже с более ободренным настроем начинают играть сильнее.
Из всего этого следует, что секрет успеха — это уважение к сопернику и объективная оценка своих сил, а также старание, воля к победе. Без этого команда, какой бы сильной ни была и сколько бы у неё классных форвардов или защитников ни было, одержать громкую победу на большом турнире не сумеет.
shkolazhizni.ru
Футбол есть не что иное, как бурлящий гейзер Фрейдовского конфликта – борьбы между Эго (Я), инстинктом (Оно) и Суперэго (Сверх Я). Здесь речь идет о неудачниках и бойцах, героях и злодеях, нас и них, о голоде к голам. Не обязательно быть, к примеру, владельцем «Кэмбриджа» Джоном Беком, чтобы предположить, что, включив отопление в раздевалке соперников на большую мощность, вы тем самым вносите некий дискомфорт не только в сознание игроков, но и в их действия. Над Беком 15 лет назад вдоволь посмеивались и за то, что он выцарапывал разные месседжы на дверцах шкафчиков игроков своей команды…
Но лишь в 2002-м году Английская федерация футбола постаралась определить цену спортивного мышления, организовав специальный курс «Психологии футбола». В орбиту внимания попала «атмосфера, в какой проходят выступления», «взаимодействие и общение», «мотивация» и «формирование команды».
Столь консервативный подход к проблеме вызвал удивление у специалиста Спортивной Ассоциации Британской Философии Майка Макнейми. Он задался вполне резонным вопросом: «Почему спортивную психологию не исследовали сквозь призму Фрейдизма»? Впрочем, прозорливый британец сам осознавал, что заняться этим сродни покопаться в чужом белье.
Что ж, давайте совершим путешествие в темное царство настоящей футбольной психологии и исследуем как светлую и открытую сторону Игры, так и заглянем в неизведанные доселе ее закоулки.
ФУТБОЛ = СЕКС
Еще во времена язычества наши предки пинали по земле прототип сегодняшнего мяча. Этим они старались привлечь внимание противоположного пола. А в современном футболе разве не так?
Главное в игре – доставить мяч в проем, окутанный сеткой. «Затолкать», «забить», «оголить торс», «сыграть (съездить) в гостях», «нырнуть в штрафную» – метафор о прекрасной игре с сексуальным подтекстом и не пересчитать. Возможно, это пережитки Викторианской эпохи, но британцы уже давно отвергли чувственную сторону игры, предпочитая силовую борьбу без каких-либо проявлений женственности. Взять хоть бы представителей английской второй лиги – «Роттерхэм». Вряд ли кто-то из этих ребят опишет футбол так, как это сделал Марадона, назвав его «женой и мамой».
Один автор спорной академической статьи пошел еще дальше. Он заявил в своем опусе, что мужской спорт есть не что иное, как «подсознательная гомосексуальная борьба за доминирующее положение». Появления книги антрополога Аллана Дандса «Американский футбол сквозь призму психоаналитики» обратило внимание средств массовой информации. Хотя и угрозы о смертельной расправе автор тоже начал получать регулярно.
В 1981 году ФИФА распространила предупреждение, в котором речь шла о том, что игра превращалась в подобие оргий: «То, каким образом некоторые игроки празднуют победы – обнимаются, целуются, запрыгивают друг на друга – выходит за рамки приличия и такое поведение не должно присутствовать на футбольном поле». По Фрейду, это называется «отрицание».
СКАЖИ О ЧЕМ ТЫ ДУМАЕШЬ, И Я СКАЖУ, КТО ТЫ
Имидж выступает влиятельной силой в футболе, ведь однажды пропечатавшись в сознании кого-либо, он может изменить жизнь людей, пытающихся во всем подражать кумиру. Об этом разглагольствовал эксперт в области спортивной психологии Джон Си Тернер, который первым отметил, что среднестатистический болельщик «МанСити» выглядит неунывающим неудачником, а фанат «Ньюкасла» моментально оголяет торс при виде снега.
Речь идет о своеобразных ярлыках, которые мы закрепляем за социальными группами, и о том, как наш разум создает стереотипы, соответствующие тем же ярлыкам. Это объясняет самооценку, и то, почему многие клубы отказываются от своих традиционных названий: «кондитеры» «Рединга», «стекольщики» «Кристал Пэлэса».
А вот болельщики со стажем верят в свои стереотипы. Например, в то, что академия «Вест Хэма», начиная с 60-х годов, вырастила рекордное количество легионеров, или в то, что «Арсенал» никогда не показывал скучной игры.
ВОПЛОЩАТЬ МЕЧТЫ В ДЕЙСТВИЯ
Сила позитивного мышления является основоположным фактором в теории игры практически каждого американского игрока. Передовые тренерские исследования свидетельствуют о том, что моторными функциями можно эффективно овладеть даже без физический упражнений. Просто закройте глаза, и представьте себе не сигарету после секса, а пробежку длинной в 35 ярдов.
«По крайней мере, две третьих мозговой деятельности работают в таком же режиме, как и при полноценных физических тренировках», – говорит спортивный психолог Дейв Коллинз. Соглашается с ним и эксперт в области нейрохирургии профессор Ричард Фрековяк: «Процесс представления движения для моторной системы нашего мозга, по сути, является самой главной функцией, кроме самого движения, выступающего лишь короткой завершающей стадией».
К примеру, представьте, что вы пробиваете штрафной удар. При этом нужно учитывать постоянно изменяющуюся величину окружающей среды и постараться совладать нервами. Размеры же поля и ворот, наоборот, остаются неизменными. От толпы на трибунах вообще лучше абстрагироваться. Исполнение пенальти требует абсолютной уверенности: это совокупность математических вычислений, позитивного настроя и опыта. Разбег фиксированный, идеально отработанный. И вот в последний момент, в последнюю секунду на поле из ниоткуда вдруг появляется бугорок и футболист приземляется на задницу… По Фрейду это называется «поскользнуться».
ИДЕНТИФИКАЦИЯ КРИЗИСА
Современные игроки не дают себе отчет, кем они выступают на поле: солдатами или большими детьми. Бывший полузащитник «Вест Хэма» и сборной Англии, а ныне спортивный аналитик Тревор Брукинг, впадает в отчаяние от всех психологических метафор, нацеленных на профессиональных футболистов. Старая военная модель управления командой, где игроки выступают в роле солдат и выполняют приказы офицеров (тренеров) и генералов (директоров), уже давно дискредитировала себя. Поэтому клубы сейчас возятся со своими покупками, как с избалованными детьми. Брукинг также затронул тему легионеров и имиджа инфантильных суперзвезд, которым подражают многие фанаты.
Это может показаться парадоксом, но самые высокооплачиваемые игроки, как правило, теряют свою индивидуальность. В то время, как в игре существуют правила и единый дресскод, тобишь клубная униформа, футболисты начинают экспериментировать со своими прическами, подкатывают шорты, расправляют воротники на футболках дабы хоть как-то выделится из толпы.
Татуировки стали классическим элементом идентификации игроков, но, если у болельщиков чернильные рисунки указывают на принадлежность к определенному «племени», то кумиры миллионов таким способом подчеркивают свою индивидуальность. Кому-то хочется, чтобы на его теле красовалась надпись на Хинди, другие предпочитают японские иероглифы или черную пантеру на животе (как у Фредди Люнгберга). А на руках бывшего форварда «Данди Юнайтед» Марка де Вриза вообще целая мудрость: «Всегда знай, куда и откуда идешь» и «Лучше быть одному, чем с кем попало». Толковые вещи…
По материалам журнала «Four Four Two»
Окончание следует…
www.pressing.net.uapressing.net.ua
1. Воспитание личности.Главное в структуре личности – мотивы, последовательность которых задает направленность личности. Мотивы можно выяснить по идеалам и убеждениям. По определению Л.С.Выготского и А.А.Ухтомского - это «конечная станция» куда приходят все наши воздействия на личность. Как занятия футболом влияют на идеалы и убеждения детей и подростков? В чём особенности мотивов у футболистов аматоров?
2. Развитие восприятия. Восприятие возможно формировать, развивать в различных направлениях: Специальные: «чувство мяча» - включение в последовательность сенсомоторных действий системы «я-мяч» максимально возможных комбинаций как единого целого . Исследования В.П. Озерова (Кишинев) и А. Брагинского показывают, что «чувство мяча» вначале развивается как виртуальная, воображаемая конструкция в мышлении футболиста, которая успешно реализуется только с освоением игровой техники. «чувство времени» - меньше всего связано с «биологическими часами» человека. Это чувство входит в систему стимуляции действий футболиста только в единстве с умением определить дистанцию (дальномером), что психологически определяет скорость передвижения игрока. Оказаться в нужный момент в нужном месте – реальное проявление чувства времени у футболиста. «чувство пространства» - самое сложное психологическое качество нашей психики. Это не нагромождение объёмов, а постоянно изменяющиеся формы пространства решения поставленной задачи. Их компьютерная графика поражает своим разнообразием и быстротой изменений . Психологическая проблема в подготовке футболистов - научить целенаправленно и коллективно создавать такие пространства в ходе игры.
Тренировка и развитие специальных направлений восприятия , к сожалению, не носит ситемный характер. Но при желании и понимании их сущности , на основании личного опыта можно составить именно психологическую систему подготовки юных футболистов, отойдя наконец от бесконечного усложнения техники тренировок.
3. Развитие внимания.Внимание имеет конкретный материальный «носитель» - ретикулу. Это сеточка, покрывающая наш мозг, которая может изменять размер своих ячеек. Такой фильтр может блокировать восприятие одних раздражителей и беспрепятственно пропускать избранные. Таким образом, мы можем концентрировать сознание на важном для нас объекте или явлении. Только в этом случае информация о них будет носить максимально содержательный характер. Для футболистов внимание – «окна» и «двери» поступления необходимой информации во время игры.
Внимание имеет ряд свойств, которые можно целенаправленно развивать: объём внимания - количество объектов или явлений, которые могут одновременно находиться в поле концентрации сознания. переключение внимания - сохранение качества концентрации сознания при переходе от одного предмета или явления к другим. интенсивность внимания – длительность сохранения качественной концентрации сознания Для психологической подготовки юных футболистов главная проблема в распознавании необходимого объекта концентрации сознания. Это не так просто, как кажется, потому, что эмоциональная окраска детско-юношеского восприятия делает его «распахнутым» для всех впечатлений. Свойства внимания не могут развиваться сами по себе. Они проявляются только в комплексных качествах личности связанных с мышлением (обработкой информации) наблюдательность – сличение (сравнение) тактические способности: оперативное мышление, скорость принятия решений, способность предвидеть действия противника и партнера, скорость реакции на объект, который передвигается, способность изменить решение в последний момент. (Г.Набиль. НУ физического воспитания и спорта Украины).
4. Развитие памяти и воображения.Память, как процесс сохранения, воспроизведения и забывания информации - основа личности человека. Забывание – это не её недостаток, а прекрасное свойство избирательности нашей психики. Память создаёт наше уникальное личное богатство – опыт. Для психологической подготовки футболистов развитие всех видов памяти основа не только сыгранности (узнавания) команды, но и запоминание особенностей игровых действий противника. К сожалению, большинство тренеров видят свою задачу в отработке стандартных игровых ситуаций, которые легко разрушает даже неопытная аматорская команда противника. Независимо от результата игры она демонстрирует одно из важнейших качеств знаний сохраняемых памятью – их подвижность, возможность формировать новые знания. Такое качество называется интеллект. Футболисты интеллектуалы одно из редчайших явлений в футболе, которое воплотилось в таких именах как Пеле, Марадона. Интеллект невозможно сформировать без воображения – удивительной способности нашей психики придумывать то, о чём знаний нет.
5. Развитие мышления.Мышление, как процесс обработки информации, никогда не возникает без обнаружения проблемы. Там где нет проблем - мышления не существует. Мышление футболистов связано с решением проблемы тактики игры, способностью быстро и правильно оценивать игровой момент, принимать эффективное решение. Структура процесса мышления - это последовательность операций, приводящих к новым знаниям, которые мы называем пониманием: Сравнение – анализ – синтез – абстрагирование – обобщение – классификация – систематизация. Гибкость, глубина и критичность мышления зависят от того, какие операции процесса мышления использованы, а какие остались недосягаемы для личности. На примере футболистов можно говорить о далеко не полном использовании возможностей развития мышления. Часто оно заменяется «разбором полётов» в виде монолога тренера.
6. Развитие воли. Человек рождается с 15 млрд. нервных клеток, которые образуют слой в 1мм покрывающий наш мозг. Это кора головного мозга. Все рецепторы сходятся к ней, соединяясь каждый с четко определёнными участками. В местах соединений есть прослойка клеток, которая тормозит сигнал, поступаемый извне. Человек имеет возможность переадресовать его в другой участок коры и действовать совсем иначе, чем требует поступивший сигнал. Это психофизиологическая основа того, что мы называем волей . Для развития воли юных футболистов важно представлять эту упрощённую схему. Тренировка в переадресации сигнала – это переживается как преодоление усталости, боли, негативных эмоций.
Выводы:1. Психологическая подготовка юных футболистов начинается с изучения личностей, как уникальных носителей иерархии мотивов, выражающихся через идеалы и убеждения. Без этого останутся только психомоторные процессы, которыми характеризуются… роботы ближайшего будущего. 2. Все свойства психики возможно развивать и совершенствовать, получая огромный потенциал роста общих и специализированных качеств личности. 3. Психологические возможности подготовки юных футболистов нуждаются в системном подходе.http://dcsignal.sumy.ua/forum/27-29-1
www.dokaball.com
Оглавление Следующая страница
Психология футбола• Введение (Психология футбола и футбольных тренировок) • Возраст и психология тренировок (Возрастные закономерности психологии подготовки) • Психология тренировки (Психология тренировки футболистов) • Особенности обучения в футболе (Особенности обучения футболистов) • Педагогическое мастерство футбольного тренера (Футбольный тренер) • Психология мышления (Психология мышления спортсменов) • Психология индивидуальной подготовки (Психология индивидуальной подготовки футболистов) • Психология игры
Введение Психология футбола и футбольных тренировок
Введение к разделу Чтобы дальше совершенствоваться в футболе, необходимо знать все сторонние возможности игрока, чтобы правильно сориентироваться при продолжении его футбольной карьеры. Увеличение объема и интенсивности работы - это один из способов подготовки футболистов, но он быстро исчерпывает свои возможности. Этот резерв годен только для особо талантливых или зрелых футболистов, а для группы совершенствования ключевым моментом является качественная сторона подготовки, и решение нужно искать в технологии и методике тренировок. Это, в конечном итоге, переход тренировочного процесса на более качественный учебный уровень. Этап совершенствования требует от педагога принципиально иного подхода к тренировочному процессу, другого подхода к решению технико-тактических игровых ситуаций. Здесь мы с полной уверенностью можем констатировать, что задачи спортивной тренировки - это развитие уже и психологических качеств футболиста. Обучение игре и тактическим действиям строится на психологических основах, поскольку мышление не начинается каждый раз заново, оно несет в себе прошлое и связано с непрерывным усложнением многочисленных игровых тактических задач. Если в других разделах мы рассматриваем специфические закономерности технико-тактического обучения футболистов, то для полного понимания, как формируется личность будущего футболиста, нам необходимо рассмотреть психологические процессы на разных этапах обучения. Многие тренеры забывают, что игроки отличаются не только врожденными особенностями мышечной системы, но и отличаются друг от друга своей психикой, которая также развивается поэтапно и целенаправленно формируется. Почему мы затрагиваем эту достаточно сложную тему, которую специалисты-психологи наверняка знают глубже? Дело в том, что специфические футбольные вопросы тренеру выпускных групп так или иначе придется решать самому, а уровень футбола надо поднимать благодаря знаниям, а не массовости футбола. И в принципе обучение должно рассматриваться в приближении к сегодняшнему уровню требований. В этом разделе статьи представляют собой плод размышлений над проблемами психологической подготовки игроков и команды, что позволит несколько расширить наше представление о механизме подготовки игроков. Они составлены скорее из ответов на вопросы из многочисленных писем тренеров. Многие проблемы, затронутые в письмах, требуют наличия у тренеров хотя бы элементарных знаний в области психологии. Действующий тренер всегда должен знать гораздо больше своего ученика, которому сложно проследить и осмыслить все сопутствующее в процессе обучения. Нет смысла детально описывать все средства психологической стратегии, у каждого тренера должны быть свои методы и приемы. Пользы будет больше, если тренер примет некоторые практические рекомендации, внося в них свои необходимые коррективы. И если уж говорить о будущем развитии футбола, то практическое развитие будет зависеть прежде всего от методологии тренировочного процесса. В игре футболист постоянно сталкивается с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. В играх серьезного уровня именно творчество является одной из самых главных составляющих профессионального успеха. Как реализовать свой творческий потенциал и как развить его с помощью соответствующих методик, мы попытаемся рассмотреть в этом разделе. Стратегии могут быть использованы разные, но главным остается полное и ясное понимание игроком задач тренировки и всего недельного цикла.
Возраст и психология тренировок Возрастные закономерности психологии подготовки
Возрастные закономерности психологии подготовки футболистов Вопросы психологического влияния на подготовительный тренировочный процесс в футболе мы затронули впервые, и поэтому некоторые моменты нуждаются в обсуждении и переосмысливании. Наши воспитанники в течение всего времени обучения проходят несколько ступеней развития, когда меняются мотивация и интересы, наступает зрелость. В принципе, психика детей также подчиняется закону периодичности. Одни возрастные периоды сменяются другими, которые имеют свои закономерные характеристики и отличия. Они являются ключевыми в группах совершенствования, но, чтобы разобраться в деталях, нам необходимо хотя бы вкратце просмотреть весь цикл подготовки с его задачами и целями. Тогда тренировки будут становиться целостными осмысленными действиями, а не последовательностью механически связанных между собой звеньев. Очевидно, что стратегия психологической подготовки, к примеру, легкоатлетов в корне отличается от стратегии подготовки футболистов. В одном случае - это один спортсмен, одна личность, а в другом - это единый футбольный коллектив, состоящий из множества индивидуальностей. Но вначале напомним о задачах обучения на разных периодах становления игрока. Для ясности проблемы мы отдельно, по периодам, рассмотрим тренировочный процесс и его влияние на приобретение умений и навыков, а также психологические задачи и цели в воспитании игрока. Такая классификация по годам поможет проследить и обосновать многие вопросы методического характера и позволит нам сформулировать основные принципы психологических приемов и методов подготовки. Есть общие закономерности формирования навыков, однако в каждом возрасте имеются специфические особенности, о которых мы просто напом¬ним. Рассматривая наборные группы и их начальное обучение, мы поймем, что здесь далеко не все так просто, как кажется. В частности, имеется много противоречий между педагогикой и психологией, то есть существуют некоторые противоречия между обучением и развитием. Если конкретней, то можно учиться тогда, когда есть определенная готовность к обучению. И нельзя требовать от 10-летнего ребенка того же, что и от 13-летнего. Наблюдения педагогов показывают, что в диапазоне 11-13 лет в психике детей происходят резкие изменения. В этом возрасте дети становятся критичнее, они склонны к анализу. До 12 - 13 лет им интересен сам тренировочный процесс, а качество футбола само по себе детей не интересует: И здесь, видимо, очень важно не навредить, а сделать занятия интересными и полезными. Без такого доброжелательного отношения любые методы и психологические средства воздействия теряют свою силу. У детей есть желания и умения учиться самостоятельно, но им должна нравиться окружающая атмосфера и должен нравиться тренер, который все умеет и понимает. Энтузиазм тренера - это «болезнь», которая должна поразить занимающихся. А для повышения эффективности будущей работы необходимо привлечь как можно больше детей к выступлению в различных футбольных турнирах и праздниках. Опыт работы подсказывает, что все дети, пусть в разной степени, но предрасположены к творчеству. Но чтобы творчество в будущем стало реальностью, мы рассмотрим главные психологические моменты в формировании навыка. . Возраст самый трудный для тренеров и самый критический для самих воспитанников. Главное для педагога - удержаться от случайных ошибок, неосторожных действий и поступков. Результат таких мероприятий - это нормальные отношения между воспитанниками. И если сам тренер будет интересен воспитаннику, то он завоюет его уважение и будет авторитетным наставником. Если рассматривать психологические аспекты футбольного образования, то нужно отметить, что вначале происходит приобретение двигательных навыков за счет изучения отдельных последовательных движений, то есть происходит формирование и развитие двигательных стереотипов. Для освоения простых элементов бывает достаточно одного показа. Однако при обучении более сложным элементам моделирование тренировки очень важно. Многие сложные движения состоят из последовательности более простых элементов. Обучение лучше всего разбить на части, чтобы вначале изучать составляющие, а потом пытаться выполнить движение в целом. Споры о методах обучения (целостное или расчлененное) не так важны, поскольку футбол, в плане обучения, сложный вид спорта, и детальное освоение отдельных элементов и движений просто необходимо, особенно на начальных стадиях обучения. Очень важно, чтобы все действия были ориентированы на поставленную вами задачу. Обучение без сознательного отношения приводит к ошибкам или к бесполезной трате времени. Невнимательное и неосознанное выполнение упражнений необходимо будет компенсировать только увеличением числа повторений. Сначала традиционные формы обучения движениям основываются на копировании образцового варианта. При этом мы добиваемся качества исполнения приема, но нам необходимо довести исполнение приема до автоматизма по сравнению с обычным умением. Способность добиться автоматического выполнения приемов - это основа для будущего спортивного совершенствования. Эффективность процесса обусловлена многими составляющими обучения (условия, тренировки, плотность занятий и т. д.). Тренер целенаправленно использует методические приемы по усложнению и включению технических добавок для выполнения изучаемого элемента. Ученик должен осознанно выполнять все изучаемые элементы, анализируя и корректируя свои действия. Самый лучший вид обучения - научить ребенка тренироваться самостоятельно, это поможет ему лучше координировать свои движения, развивать мышечную чувствительность, что важно для самоконтроля над движением. Анализируя психологические закономерности обучения и развития, заметим, что-то, что доступно ребенку 13-14 лет, может быть недоступно одиннадцатилетнему и двенадцатилетнему. Учебная практическая деятельность - это мыслительная работа самого ученика, который учится, а не которого учат. И задача тренера здесь организовать и создать условия, при которых воспитанник развивается с помощью самостоятельного активного обучения. Регулярное повторение моделей в недельном цикле заставит его анализировать правильность исполнения приема и делать самому соответствующие выводы. Если кратко охарактеризовать цели и задачи тренера, то они будут выглядеть так - научить учиться. В занятиях между тренером и учеником возникает обратная связь. Она должна активизировать правильное выполнение упражнений. Упреки бессмысленны, просто нужна серьезная, длительная и спланированная работа. Разумное поддержание положительных межличностных связей между тренером и ребенком значительно облегчает процесс обучения, так как при них ученик более внимательно и охотно усваивает информацию тренера. Ребенок должен понимать, что от него хотят, он воспринимает футбол по-иному. В таком возрасте не следует слишком загружать игровыми заданиями, поскольку они трудно и без желания запоминаются игроками. Спортсмена необходимо настроить на хороший микроклимат, на доброе взаимопонимание с окружающими. И если схематично представить четырехступенчатую модель обучения, то она будет выглядеть следующим образом: 1. Начальное разучивание приёма 2. детальное разучивание приема 3. закрепление исполнения приема 4. автоматизация исполнения приема Схематичное отображение единого процесса обучения приобретает более конкретное содержание, которое мы последовательно разберем. Такой детальный подход в обучении связан не с особыми методами исследования, он, в первую очередь, определяется сложностью подготовки футболистов высокой квалификации. Этап, когда происходит начальное целенаправленное формирование талантов. К этому возрасту ученик должен овладеть максимальным количеством технических приемов. Тренировочный процесс строится на общих закономерностях адаптации организма к физическим нагрузкам. Необходимо добиться стабилизации навыков и эффективности двигательного действия при утомлении. Игрок должен контролировать точность выполнения технических приемов, как и осваивать новое, несмотря на усталость. Здесь важна полная концентрация на наиболее важных моментах обучения, когда необходимо сохранять сознание в активном состоянии, не прерывая выполнения упражнения. Если кратко характеризовать этап подготовки, то это улучшение спортивных достижений и уменьшение ошибочных действий в исполнении технических приемов. Цели технической подготовки определены не только на основе общих футбольных задач, но уже и на основе личных качеств, формирующих характерную индивидуальную игру. В психологическом плане одна из общих возрастных особенностей подростка - это потребность в самоутверждении. Она основывается не на победах в игре, а в тренировочном процессе при ее достижении. Игра - это уже результат тренировочных занятий и осознанного обучения, где проявляется умение выполнять технические элементы при включении морально-волевых усилий. Волевые качества характеризуют стремление ученика к достижению результата и начинают развиваться и закрепляться именно в подростковом возрасте. Достаточно полную оценку результата совместной работы педагога и ученика можно дать уже к 15 годам. Здесь тренеру необходимо разобраться и учесть все психологические особенности подросткового возраста, чтобы всю дальнейшую тренировочную работу подчинить становлению индивидуальности. Методы специального психического воздействия не требуются, но Объяснения целей тренировки, принципов построения тренировочных занятий уже необходимы. В этом возрасте подростки становятся рассудительней и целеустремленней. Их необходимо сориентировать на будущий большой труд. Здесь начинаются отношения с тренером в форме равноправного сотрудничества, а цели таких действий - это понимание игровых задач и минимум ошибочных решений. Как это ни парадоксально, но в этом возрасте футболист выходит на «уровень застоя», и в связи с этим исчезает до 50% действующих футболистов. Попытки объяснить причины потери талантливых футболистов при переходе в команды мастеров предпринимались неоднократно. Причины весьма существенны, но все они, к сожалению, характерны для всех этапов подготовки. Может быть, такая потеря самых одаренных на предварительных этапах подготовки - закономерность, но почему она характерна только для нашего футбола? Объяснить происходящее можно только тренировочным процессом, который должен быть полностью специальным. Внезапного взлета на этапе совершенствования не бывает. Успех может принести только тренировочная работа, в которой соблюдаются основные закономерности процесса и учитываются индивидуальные особенности игрока. Поэтому, чтобы не потерять игроков, тренировочный процесс должен приобретать ярко выраженный индивидуальный специализированный характер. Если быть более конкретным, то на данном этапе существенно меняются сами принципы подготовки. Когда мы проходили этапы обучения, то главным средством специальной подготовки были упражнения и количество их повторений. На этапе спортивного совершенствования дальнейшее футбольное образование характеризуется преодолением больших физических нагрузок, что требует полной мобилизации психологических качеств. В этот период возрастает соревновательная практика, а тренировочный процесс отличается значительным повышением объема и интенсивности основных тренировочных средств, где все задачи решаются во временных режимах. Условия тренировок постепенно приближаются к условиям соревновательных игр. Если раньше мы говорили о необходимости привить ученикам любовь и привязанность к футболу, то на этом этапе задача ставится более конкретно - сформировать мотивацию победителя в игре и в игровых ситуациях, развить способность настраиваться на активную игру. Задачи этапа решаются с помощью различных методических приемов - изменения внешних условий, а также изменения внутреннего состояния самого игрока, то есть изменения его физических и психологических качеств. Задача тренера организовать процесс подготовки так, чтобы футболисту было бы интересно практически разобраться во всех специфических требованиях игры. Это и должно быть лучшей мотивацией ежедневного совершенствования. И здесь тренеру необходим постоянный поиск новых, более результативных и доступных средств в обучении. В этот период существенно изменяются показатели некоторых биомеханических характеристик, а также функциональной и физической подготовленности. Переход из юниорского возраста во взрослый, то есть переход от этапа интенсивного развития к стационарному состоянию, предъявляет высокие требования к психологической подготовленности. Логика тренировки требует постоянно увеличивать нагрузки, а это, естественно, ведет к психическим перенапряжениям. Именно здесь формируется отношение к занятиям как к сложному труду с его ежедневными нагрузками и требованиями. Перечисленные задачи обусловливают выбор адекватных тренировочных средств с учетом индивидуальных особенностей учеников, а также индивидуального планирования, способствующего раскрытию таланта игрока. Только правильно организованный тренировочный процесс является тем ключом, который выведет его на уровень готовности. И если в других разделах мы рассматривали вопросы обучения футболу, то далее подготовка рассматривается как «продукт» ежедневного труда. Впрочем, и игрок сейчас уже совсем не тот - как по своей профессиональной заинтересованности, так и по своей психологии. Психология тренировки Психология тренировки футболистов
Психология тренировки Без сомнения, игра определяется взаимодействием эмоционального напряжения с волевыми усилиями футболиста. Выступление команды показывает, насколько ее игроки способны в условиях противоборства реализовать тренировочные установки и командные групповые действия. Конечно, многое зависит от уровня мастерства игроков, но примеры показывают, что это мнение не всегда верно. Два тренера могут использовать совершенно разные стратегии и методы подготовки, и при этом они могут достигнуть необходимых результатов. В любой применяемой стратегии ключевым моментом является реальное понимание игры, ее основных принципов и игровых идей. Заметим, что в подготовке групп совершенствования и команд мастеров нет секретных методов тренировки. Умение тренера состоит не в состязании, кто больше набегает, а в умении правильно расставить акценты на моментах, обеспечивающих рост специальной футбольной подготовки. Ведь ваша команда будет играть так, как она тренируется, а не так, как вы ее просите играть. У каждого тренера существует своя система достижения цели. У одних она сформулирована более конкретно, у других менее, у одних она более амбициозна, у других менее, но в любом случае очень важно использовать нашу способность создавать и организовывать. Хочется еще раз напомнить, что в футболе для тренера-педагога важен даже не результат работы, а выбор стратегии подготовки, выбор системы и принципов подготовки команды. А будущие успехи - это результат вашей стратегической программы, который обязательно должен состояться. Успех осуществления любого организованного плана зависит от того, насколько правильно согласуются его составные части. Это особенно важно как для процесса достижения цели, так и при выборе стратегии. Есть технологии, как подвести физическую подготовку к пику, и есть технологии, как психологически готовить игрока к соревнованиям. Существуют объективные законы планирования, которые нужно просто знать или хотя бы представлять. Иначе мы будем решать проблемы не футбольные, а около футбольные. Мы же сосредоточимся на тех ключевых моментах, от которых зависит успех процесса совершенствования. Вопросы, отражающие динамический процесс, будут выглядеть так: что делать? как делать? сколько делать? Они и составляют основу процесса моделирования подготовки. И если кратко отобразить это формулой, то это будет выглядеть так: 1. Программа – 2. модель – 3.Исполнение В общем виде любой план - это система решений: 1. Построение цели. 2. Построение задачи. 3. Методические рекомендации. И базируется он во многом на техническом уровне и способностях команды. Мы уже говорили о том, насколько важно иметь четкое представление о стратегии подготовки, чтобы она не носила интуитивный характер. Все это особенно характерно для молодых тренеров и футболистов, не имеющих четкой программы действий и заданий, в результате проявляющих недостаточную собранность и целеустремленность в тренировках. И поэтому хотелось расширить процесс творчества тренера, чтобы он увидел новые способы воздействия на обучаемых футболистах. Программа. Учебная работа тренера воплощается в тренировках. Каждое занятие должно быть спланировано и являться неразрывным звеном в системе тренировок. Но, как всякую сложную систему, процесс совершенствования необходимо разложить на составляющие. И здесь необходимо сказать о том, насколько важно иметь четкое представление о планировании недельного цикла тренировок. Юниору, в отличие от зрелого футболиста, сложно представить целостно весь процесс, расписанный на год. Молодой футболист не понимает смысла и содержания всего цикла подготовки. Он просто не сориентирован ни предметно, ни психологически. А ведь внутренняя установка игрока как за одной тренировке, так и в недельном цикле является важнейшим фактором в формировании конкретных футбольных умений. Футболист должен четко представлять обе задачи одной тренировки, также задачи и последовательность последующих занятий недели. Если мы сумеем помочь осознать игроку цель, которой мы добиваемся и как мы увязываем ее с последующим тренировочным днем, то мы сумеем создать состояние психической готовности к работе. Нет большого смысла обсуждать перед началом занятия содержание, последовательность упражнений, их количество и т. п., поскольку психологический настрой и внутренняя мотивация от этого уже не изменится. Представьте себе состояние и настрой двух футболистов. У одного предстоящая тренировочная модель готовности «включена», а у другого нет. Не будем анализировать то, как они по-разному воспринимают очередное занятие, важно то, что можно приобрести дополнительные силы и уверенность в работе. По сути, эту концепцию можно рассматривать как систему психологического ориентирования тренировочного процесса. Модель. Процесс моделирования и планирования задач тренировки мы подробно рассматриваем в других разделах портала. Единственно напомним, что модели (задачи), которыми мы пользуемся на разных стадиях подготовки, часто повторяются, но цели преследуются разные. На решающем этапе - 17 - 18 лет - они выполняются на разном функциональном уровне, с добавлением каких-либо ограничений, вводом временных условий, чтобы видеть динамику развития и корректировать весь процесс подготовки. Одним словом, мы совершенствуем решение технико-тактических задач, но в определенных условиях и измененных ситуациях, то есть мы программируем порядок в голове нашего юниора и в его работе. Видимо, на этом этапе закладывается самый большой резерв совершенствования игрока. Игрок до тренировки должен представлять свою модель (задачу) и «пережить» до того, как тренировка проходит в действительности. Создание образа позволяет подключиться к работе нашему подсознанию, то есть когда мозг работает сам по себе безо всяких усилий с вашей стороны. Это является ключевым моментом в практике развития и совершенствования способностей будущего футболиста. Для себя и для учеников напомним, как важно знать, что они делают сегодня и что будут делать завтра. Не зря на сайте всякий раз подчеркивается важность недельного планирования. Именно подсознание управляет функциями игрока, и именно подсознание будет подсказывать необходимые ходы и решения в игре. Исполнение. Общий замысел этого раздела потребовал включить средства психологической стратегии, но все дело в том, что у каждого тренера должны быть свои методы и приемы. Здесь даже важнее понимание пути совершенствования. Мы порой сами в недоумении, что при всей той огромной работе, которую проделывает команда, получаемый результат не всегда адекватен вложенному труду. Здесь, видимо, необходимо понять, что обучение и совершенствование технико-тактических задач - это два разных процесса. Выбор стратегии очень важен, потому что мы должны иметь рабочую схему, по которой можно работать с физическим телом и как-то влиять на него. Можно работать очень много, но вся эта работа будет называться одним словом - физкультура. Что такое мастерство футболиста? Это использование сформированного навыка не только в разных условиях (погода, время, обстановка соревнований и т. п.), но это и решение какой-либо технико-тактической задачи в нестандартных психологических ситуациях. Грамотное решение задач в стандартных условиях тренировки часто оказывается бесполезным в условиях игры. Этот вопрос готовности мы рассмотрим подробнее в статье «Психология индивидуальной подготовки». Если детально рассматривать стратегию тренировок, то нам необходимо вызывать нужное психологическое состояние футболиста и дать плановую вариативность в обучении для стабилизации навыка. Почему плановую? При стихийном обучении нам сложно будет контролировать процесс и делать какие-либо обобщения для дальнейшего усложнения. У игроков создается и закрепляется образ тактической задачи, и тренеру необходимо помочь «мышцам» и «голове» запомнить последовательность движений и решений. Одним словом, нам необходимо создать фон, на котором протекает тренировка, адекватная условиям игры. Если рассматривать физические нагрузки, то мы планируем изменения не в обобщенных объемах работы, а в способности выполнять конкретную скоростную работу с мячом в необходимое время. Любая специфическая работа должна ориентироваться на футбол, на способность быстрого решения игровых задач. А задача тренера - не ошибиться и правильно выбрать объемы скоростной технико-тактической работы с учетом периода подготовки. Если рассматривать физические возможности игроков команды мастеров, то в целом нагрузки практически доведены до необходимого уровня, и прогресс футбола пойдет за счет повышения мастерства и психологической готовности. И еще раз отметим, что нагрузки - это не цель, это лишь способ повышения эффективности футбольной тренировки. Мы рассматривали весь педагогический этап как сознательную целенаправленную многолетнюю подготовку, но не все понимают, что сознательным процессом можно влиять на неосознаваемое обучение. После того как на сознательном уровне решаются и совершенствуются поставленные задачи, нам необходимо хотя бы гипотетически увязать все связи - все наработанное - друг с другом. Этап футбольного совершенствования - это уже психологический процесс, задача которого - формирование готовности футболиста, а также мобилизация всех его возможностей. И как мы уже отмечали, ориентирована она должна быть на психологическое состояние футболиста. Здесь мы уже можем говорить о подсознании, которое начинает свою работу, формируя устойчивые действия. Еще раз отметим, что сознание - это то, что человек контролирует в себе, а подсознание - это то, чего мы хотим добиться. Почему обучение и процесс совершенствования существенно отличается от подготовки, к примеру, баскетболистов? В баскетболе, как и в других спортивных играх, все технические действия и перемещения проходят на сознательном и где-то на отрепетированном уровне. В футболе, где необходимые комбинации осуществляются на больших скоростях, а в штрафной площади необходимы мгновенные решения, с учетом, что последние 2-3 передачи проходят в одно касание, без автоматически принятых решений не создается голевая ситуация. Почему вопрос ставится именно так: добиться автоматизма исполнения и перевести наработанное в подсознание? Дело в том, что в группах совершенствования футболист сложные тактические задачи решает мгновенно, и время на выбор практически отсутствует. И чтобы оценить ситуацию с учетом действий партнеров, многое приходится решать на подсознательном уровне. Это то, что мы называем установкой - определенный взгляд на футбол, отложенный в подсознании. Это, как мы уже говорили, необходимое состояние футболиста, готовность которого сложилась в результате целенаправленного тренировочного процесса.
Особенности обучения в футболе Особенности обучения футболистов
Особенности обучения в футболе Специфика футбола с физиологической точки зрения более или менее изучена. Но кроме высоких показателей анаэробной и аэробной подготовки игрок должен обладать высоким уровнем психологической готовности. Любая педагогическая деятельность всегда сознательна и имеет определенную цель. В начале спортивного пути сознание формируется условиями жизни и педагогическим процессом, которым руководит тренер, затем уже сознание формирует и определяет все наши спортивные успехи. В нашем случае тренер имел перед собой конкретные задачи: обучить тем или иным умениям и игровым навыкам. Точно так же наши воспитанники имели осознанную цель: научиться определенным игровым умениям, чтобы использовать их в соревновательной деятельности. Чтобы добиться необходимого стабильного технико-тактического исполнения, необходимо заложить и закрепить все сознательно наработанное в подсознании футболиста. В конечном итоге задача тренера состоит в том, чтобы помочь игроку сделать сознательное бессознательным. Наше подсознание работает автоматически, независимо от нас. Как включить в работу подсознание? Как направить работу в нужное русло, изменить и корректировать? Для ясности изложения мы опять же рассмотрим задачи процесса обучения поэтапно. При этом еще раз подчеркнем изначальную сложность технического обучения футболистов, не сравнимую с другими спортивными играми. 13 - 14 лет. Вначале напомним, что, добиваясь автоматизма выполнения приема, мы снимаем состояние закрепощенности, и необходимое движение выполняется как бы само собой. В этом случае нервная система освобождена от излишней настороженности. В движении участвует минимальное количество звеньев двигательного аппарата. Помимо всего запланированного, на этом этапе нам необходимо добиться доведения выполнения 2-3 упражнений до автоматизма, выполняя их постоянно, независимо от условий и физического состояния. К примеру: передача мяча ногой в колоннах в два касания. По мере повторения действий игрок выполняет упражнение все точнее и увереннее, доводя исполнение до автоматизма. Повторимся: сознательные процессы передают свои функции подсознательным. Регулярно применяя изученные приемы и целенаправленно их усложняя, вы скоро заметите постоянно усиливающийся эффект обучения и накопления верных движений. 15 - 16 лет. Футболисты, которые овладели техникой передачи, должны те же упражнения выполнять после нескольких передач мяча в стенку или после обводки партнера (пассивный отбор) и довести выполнение этого упражнения до автоматизма. Здесь тренер по своему выбору должен подобрать 2-3 упражнения, которые выполняются на скорости с одновременным исполнением нескольких технических приемов или задач. Многократные повторения одних и тех же упражнений не должны быть долгими (не более 5 мин), чтобы от их однообразия не возникло состояние психического утомления или пресыщения. Так выполняя их постоянно и еженедельно, мы доводим исполнение до совершенства, независимо от погодных условий и состояния поля. То есть даем возможность протекать процессу на подсознательном уровне, добиваясь дополнительного роста технического мастерства. В тренировках старших учебных групп, а также в команде мастеров это будут уже другие специальные упражнения и комбинации. Еще раз повторимся, что с помощью сознания мы организуем и осуществляем всю нашу двигательную деятельность, а также контролируем и прогнозируем игру противника. Одним словом, это регулятор технико-тактических и морально-волевых действий футболиста. Для того чтобы переключить исполнение с сознательного на подсознательный уровень, нам необходимо добиться выполнения многих технических действий в автоматическом режиме. Постепенно приобретенные навыки станут автоматическими, движения перестанут требовать постоянного внимания со стороны сознательной части психики. В следующих статьях мы разберем, почему такая доводка исполнения приемов необходима. Техника быстро приспосабливается к новому, причем существенно уменьшается вероятность ошибок, которые могут возникать в связи с изменением интенсивности и физического состояния ученика. На одном примере мы увидели, как процесс обучения и изменения сознания станет более осмысленным и будет способствовать эффективности усвоения. Этап совершенствования (17 - 18 лет) мы рассмотрим отдельно в статье «Психология мышления», поскольку этот период в будущем станет самым важным и определяющим. Главной особенностью психологического сопровождения на данном этапе становится индивидуализация психологической готовности. Станет ли наш воспитанник хорошим футболистом или нет, больше зависит даже не от способности и желания. Здесь скорее всего все зависит от системы бессознательных убеждений и от самого процесса обучения. Это уже, видимо, педагогическая задача тренера и родителей. Если проанализировать биографии футболистов, добившихся успехов, то заметим, что именно родители и первые тренера оказывали огромное влияние на стремление к будущему успеху. При правильном отношении к футболу интересы детей, родителей и тренеров должны быть максимально сближены. Они должны по¬нимать и видеть реальную ситуацию роста, реализацию своих целей и требования тренера. Если личные цели поставлены перед игроками, то можно и найти пути к их достижению. Единственное, хотелось бы сразу отметить, что в будущем необходимо дифференцировать тренеров и их работу по задачам и целям. Есть тренеры по обучению и есть тренеры по доводке, где необходим теоретический и практический опыт по индивидуальной работе с игроками. Здесь, конечно, необходимо знать и понимать механизм мышечной энергетики, протекающей во время интенсивной тренировочной работы футболистов. Если рассматривать весь многолетний учебно-тренировочный процесс, то заметим, что в первые годы обучения футбол не был средством обучения. Упражнения были главными обучающими элементами подготовки. На этапе совершенствования футбол является той отправной точкой, с чего начинается вся целевая работа. Сам футбол должен быть нашим учителем, потому что он создает такие обучающие ситуации, которые идеальны для роста игрока. А сама игра неизмеримо сложнее придуманных упражнений. Научиться соревноваться очень важно для достижения успеха. Участие в соревнованиях способствует проверке и воспитанию характера. Это та¬кой труд, в котором не растрачиваются, а напротив - растут физические и духовные силы.
Педагогическое мастерство футбольного тренера Футбольный тренер
Педагогическое мастерство футбольного тренера Начальная подготовка Знание предмета спортивной подготовки. + Разносторонняя образованность
Этап специализации Владение технологией обучения. Организация и построение недельного цикла занятий + Профессиональные и человеческие качества Спортивное совершенствование Индивидуальная подготовка. Управление нагрузками. + Психологическая подготовка Как и любая педагогическая деятел
sport-world.ucoz.ru
Все дело в психологии. Когда та или иная команда проигрывает, у ее игроков сразу же портится настроение. В профессиональных командах всегда работают штатные психологи, а то и существует целый отдел, занимающийся психологической реабилитацией футболистов. Работа с психологией игрока – это важнейший тактический момент подготовки. Важна психология не только игрока, но и футболиста противоположной команды. Если вы находитесь в стабильном психологическом состоянии, пришло самое время обратить внимание на особенности поведения оппонентов.
Психология в спорте
Футбол – не единственный вид спорта, в котором активно используется психология. Необходимо учитывать психологические особенности поведения в большом количестве соревнований, особенно это относится к индивидуальным видам спорта. К примеру, таковым является большой теннис. Часто случается, когда теннисист, разгромивший соперника в первом сете, зеркально противоположно также проигрывает второй сет.
Спортсмену, привыкшему к постоянным победам, сложно смириться с мыслью о том, что проигран гейм или сет. В результате некоторые начинают рисковать, предпринимая совершенно неоправданные с точки зрения игрового процесса шаги. Этот момент – шанс для соперника перехватить психологическую инициативу, косвенно способствовать продолжению серии неоправданных поступков. В карточных играх эта ситуация именуется тильт: игрок, оказавшийся в проигрышной ситуации, старается необдуманно рисковать и дальше, что определенно на руку его соперникам.
Профессионалы карточных игр постоянно пишут заметки об оппонентах в блокнотах (или при помощи предусмотренного функционала в программах карточных операторов). Эти заметки впоследствии помогают игрокам использовать чужие слабости во время матчей. Урок в том, что футболисты также используют шаблоны в своей игре. Если вы хотите лучше играть – следите за соперниками и подмечайте их слабости.
С другой стороны, правильное психологическое состояние заставляет поверить в себя. В футбольных поединках категорически не рекомендуется выходить на поле с «поджатыми коленками». Настрой на игру – очень важный фактор в борьбе. Только с верой в себя каждого из футболистов можно рассчитывать на положительный итоговый исход. Психология игроков в футболе иногда учитывается и более хитрыми спортсменами. Так, нередки ситуации, когда некоторые спортсмены прибегают к нечестной игре. Во время матча они могут провоцировать оппонента мелкими фолами, жесткими стычками или словесно.
Не все под силу увидеть главному арбитру. Более несдержанные игроки могут в определенный момент не выдержать и совершить грубый фол против провокатора. В итоге красную карточку получит фактически пострадавший – то есть тот, которого постоянно провоцировали. Но чтобы понимать вероятность такого поведения со стороны игрока, необходимо правильно оценивать его психологическое состояние.
С особыми сложностями предстоит сталкиваться тренерам, работающим с детьми или подростками. Такие спортсмены болезненно реагируют на проигрыши, поэтому важно убеждать их в том, что поражения – часть спортивной борьбы. Нет такой команды, которая бы никогда не проигрывала: даже очевидный фаворит терпит поражения. Не всегда уместно использовать способы, действенные для взрослых футболистов, в отношении детей. Их психология и сознание слишком восприимчивы, поэтому следует внимательно следить за тем, что им говорить.
Побеждайте соперников уверенностью в себе
Существуют различные методы психологического воздействия на игрока – оно достигается путем изменения интонации, голоса, убеждением. Недопустимо принижать достоинств спортсмена: если кого-то это и подстегнет к дальнейшей работе над собой и самосовершенствованию, то другие могут впасть в депрессию.
У некоторых спортсменов есть свои собственные приметы, на которые они обращают внимание перед игрой. Тренеру и психологам следует бороться с таким суевериями, так как они обычно ничего общего с реальностью не имеют и только настраивают футболистов на совершенно ненужный лад. Если сопернику удалось узнать о вере игрока в такие приметы, это может быть использовано в корыстных целях. Психологическая подготовка игрока состоит в создании настроя, при котором у него будут отсутствовать какие-либо волевые проблемы.
Сохраняйте всегда бодрость духа и соблюдайте неукоснительно спортивный режим. Старайтесь как можно лучше изучать соперников, анализировать их слабые места. В футболе практически повсеместно тренеры подвергают тщательному анализу игры их оппонента перед встречей. Порой главные тренеры просматривают целую серию матчей. Это делается не только из тактических соображений. Специалисты таким образом выявляют и отмечают закономерности в поведении тех или иных футболистов, которые можно использовать в интересах собственной команды.
Желательно размышлять о предстоящем матче до игры. В день, когда она намечена, лучше всего ментально отвлечься от этого события. Можно почитать книжку, поиграть в игру, не требующую физических усилий, побеседовать с друзьями. Излишняя озабоченность игрой также может пойти во вред. В таких случаях о спортсмене, который излишне размышлял об игре и в конце продемонстрировал низкие спортивные результаты, говорят как о «перегоревшем».
Снижение игрового настроя также может быть обусловлено излишней самоуверенностью. Она может появиться даже в том случае, если вы раньше обыгрывали слабых соперников. Тем самым может возникнуть ложное ощущение непобедимости, что приводит к негативным последствиям. Поражение после выражения такой самоуверенности может стать переломным психологическим моментом.
Есть и иные психологические приемы воздействия на соперников. Так, в командных видах спорта, в том числе и в футболе, можно всячески демонстрировать единение команды. Например, можно хором поприветствовать команду соперников или зрителей. Оппонент должен понимать, что у вас прекрасный психологический настрой – это способно вывести соперников из колеи.
Поделиться ссылкой:spb.kulichki.net