Всем привет. В сегодняшнем уроке, мы будем делать футбольный мяч). В уроке будет рассмотрен моделинг, манипуляции с модификаторами, а так же работа с текстурами "Unwrap UVW". Урок рассчитан, в первую очередь, на начинающих.
Запускаем 3ds max 2011, или сбрасываем сцену. И создаем в сцене объект "Hedra". найти его можно в разделе "раздел Create -> вкладка Geometry -> выбираем в списке Extended Primitives". Устанавливаем радиус "Radius в 50cm" (не принципиально, можно делать в любых единицах измерения). В разделе "Family" меняем тип на "Dodec/Icos". А в разделе "Family Paramater" устанавливаем "P" равное "0.35". Отцентруйте ваш будущий мяч во всех окнах проекции. Вот скрин с настройками и то, что должно получиться))
Конвертируйте наш "мяч" в полигоны "Editable Poly". Делается это так: правой кнопкой мыши на объекте, далее пункт "Convert to" и подпункт "Convert to Editable Poly". Изображение у нас не поменялось, по этому скрин не дам)) Жадный я)))
Выделите наш объект, если вы вдруг сняли выделение с него, и отправляетесь во вкладку "Modify". Выбирайте там грани "Edge", потом на клавиатуре жмём CTRL+A, тем самым выделяем все грани нашего объекта. Потом, в разделе модификатора, жмём кнопку "Split". Если я не ошибаюсь, то это сбросит группу сглаживания, для всех полигонов.
Переходим в режим редактирования полигонов. Сейчас вам придется проделать манипуляции с каждым полигоном, а их у нас 32)) готовьтесь))). Выбирайте любой полигон, спускайтесь по меню модификатора до кнопки "Detach", в появившимся окне ставим галочку напротив "Detach To Element" это для того, что бы выделить полигон в элемент объекта, а не в отдельный объект. Далее жмём ОК и жмём кнопку "Hide Selection" это спрячет наш полигон. И так....32 раза, с каждым полигоном....
Знаю что лениво, но надо делать)))) Осталось не много! продолжаем выделять, отсоединять в элемент и прятать!
После того как со всеми полигонами покончено, жмём кнопку "Unhide All". И они все появятся))))). Но будут уже отсоединены и вы даже не запутались!!!
На сейчас, мы остановимся с моделированием и перейдём к "Unwrap UVW". Отключите режим редактирования полигонов, нажав на кнопку полигона. У вас должен быть выбран только объект. Никаких граней, точек или поликов!!!
В списки модификаторов "Modifier list", находим "Unwrap UVW". Либо, верхнее лавное меню, вкладка "Modifiers" пункт "UV Coordinates" и тот же пункт "Unwrap UVW".
Жмём кнопку "Edit". Она видна на предыдущей картинке.
В появившемся окне, жмём кнопку "Select Face", либо в самом модификаторе выбираем пункт "Face". Ставим галочку напротив "Select By Element", а затем на клавиатуре CTRL+A. Это выделит все наши элементы которые мы ранее отсоединяли. В том числе и в окне проекции. Не забудьте передвинуть всё выделенное (В появившемся окне) в центр. Как на картинке ниже.
В меню окна Edit UVWs, открываем "Mapping" и нажимаем на "Flatten Mapping". В появившемся окне проверяем параметры и нажимаем ОК.
В том же самом окне "Edit UVWs", вверху, есть выпадающий список, по-умолчанию он установлен в "CheckerPattern (Checker)". Вот нажимаем на него и выбираем пункт "Pick Texture". Перед нами появится окно, для выбора текстуры.
В появившимся окне, выбираем "Maps", потом "Standard", а там "Bitmap". Перед вами появится окно для выбора файла вашей карты изображения. Я предварительно нашёл текстуру адидаса)))) Вот она! Качайте! И выбирайте именно её!
Теперь нажмите кнопку "M" (на клавиатуре), для вызова редактора материалов. И первому же материалу, на "Diffuse" назначьте нашу кару адидаса.
Примените карту к объекту и сделайте её видимо в окнах проекции.
Карта, скорее всего, ляжет не так ровно, как этого хотелось бы. По этому вам придется манипулировать каждым элементом, для того, что бы полоски адидаса сошлись в единое целое.
В итоге у вас должно быть вот так:
Что бы этого добиться, крутите каждый элемент по-отдельности. Кнопки для кручения, масштабирования и передвижения элементов, находятся вверху окна. Кнопки для управления самим окном, увеличение, передвижения и тд, внизу. На картинке, отметил. Двигайте, масштабируйте и крутите все элементы по-отдельности. Но(!) без особого фанатизма! Идеала не добьётесь, текстура не такого высокого качества.
Всё, работа с UVW закончена! Возвращаемся к моделингу!
Применяем модификатор "MeshSmooth". Устанавливаем параметр "Iterations" равный 3, вместо текущего 1.
Добавляем модификатор сферы "Spherify", что бы мяч стал более округлый. Вот в этот ключевой момент, вы таки увидите, более точно, где же вы не докрутили текстуру)))) Но никогда не поздно вернуться и докрутить что бы было красиво))))
Добавляем модификатор "Edit Poly".
Выходим из режима редактирование поликов, нажав на модификатор, можно даже закрыть стек, но не обязательно. И применяем, знакомый нам модификатор, "MeshSmooth". Оставляем всё без изменений кроме "Subdivision Method", там в списке, надо выбрать "Quad Output".
Теперь откройте редактор материалов (M). Активируйте, созданный нами ранее, материал и в качестве карты "Bump", назначьте вот эту карту шума. Ведь мяч то наш не полностью гладкий...хотя...современные гладкие))) Но мы делаем старый мяч, кожаный))) Значение "amount" у "Bump" установите равное 2.
В настройках карты "Bump", в стеке "Coordinates", установите Tilng равный 2. Оба, и U и V.
Ну вот и всё!) Моделинг и настройки окончены. Можете рендерить! О настройках студии для рендера и настройки самого рендера, я вам расскажу в следующий раз! Удачи!
Автор: diablo_
www.3dmir.ru
Дамы и господа,в дни, когда все прогрессивное человечество с нетерпением ожидает узнать имя нового чемпиона Европы по футболу, сам Б-г велит поговорить на футбольную тему. Правда, мы не будем касаться вопроса о выступлении нашей команды и ее «очаровательных» поклонников. Они, как вы знаете, «пошли по шерсть, а вернулись – стриженными». Давайте лучше вспомним некоторые правила игры в футбол. Тем более, что наши доморощенные телекомментаторы-«знатоки», в отсутствие таких асов этого искусства, как, например, Владимир Маслаченко, Владимир Перетурин, - несут в своих репортажах такую ахинею, что просто диву даешься.
Дамы и господа,в дни, когда все прогрессивное человечество с нетерпением ожидает узнать имя нового чемпиона Европы по футболу, сам Б-г велит поговорить на футбольную тему. Правда, мы не будем касаться вопроса о выступлении нашей команды и ее «очаровательных» поклонников. Они, как вы знаете, «пошли по шерсть, а вернулись – стриженными». Давайте лучше вспомним некоторые правила игры в футбол. Тем более, что наши доморощенные телекомментаторы-«знатоки», в отсутствие таких асов этого искусства, как, например, Владимир Маслаченко, Владимир Перетурин, - несут в своих репортажах такую ахинею, что просто диву даешься.
Вернемся к одному из самых драматичных моментов нынешнего турнира – незасчитанному голу Украины в матче Украина-Англия. Мяч, посланный украинским футболистом Девичем, летел в пустые ворота, но его в акробатическом прыжке достал английский защитник и выбил с линии ворот. Вопрос – был гол, или нет, пересек мяч линию ворот, или нет, сводится к общему вопросу: а что такое гол? То, что это – маленькое (а иногда – не такое маленькое) чудо, то, что цель игры в футбол состоит в том, чтобы забить в ворота противника больше голов, чем он забьет тебе – мы сейчас обсуждать не будем. В соответствии с Правилами игры в футбол, «гол считается забитым, когда мяч полностью пересёк линию ворот между стойками и под перекладиной, при условии, что команда, забившая гол, не нарушила Правил игры».
Ключевым в этом определении является слово «полностью». Давайте разберемся, что оно означает.
Обратите внимание на эти рисунки.
На них изображен мяч (вернее – его проекция), который перемещается в сторону ворот. По земле, по воздуху – не имеет значения. На первом рисунке мяч просто приближается. На втором – вступает с линией ворот в «тесное» взаимодействие. Центр проекции вначале пересекает внешнюю границу линии ворот, затем – внутреннюю. Но у проекции и у линии остаются «зоны», точки пересечения. А это значит, что пересечение линии не завершено – гола нет! Наконец, на третьем рисунке остается одна единственная точка пересечения! Но гола по-прежнему нет! И лишь на четвертом рисунке, когда между проекцией и линией ворот появляется «зазор» мы можем сказать: вот он, гол! Иными словами, гол фиксируется тогда, когда у проекции мяча и у линии ворот нет никаких точек соприкосновения. Вот это и называется «полностью».
А теперь посмотрим на упомянутое происшествие в матче Украина-Англия.
Можно видеть, что эпизод, зафиксированный на фото, соответствует четвертому рисунку – гол был! Но мяч в этом положении находился десятые, может быть, - сотые доли секунды. Никакой дополнительный помощник главного арбитра (если это человек, а не автомат) не в состоянии в данной ситуации уверенно принять правильное решение.
Поблагодарим игроков и тренеров сборной Украины. Они с достоинством приняли неправедный приговор арбитра, который, наверное, будет помнить об этой ошибке до конца дней своих!
Однако, необходимость в «электронных» помощниках судей (тем более – на соревнованиях такого высокого уровня) не просто назрела, а давно уже перезрела! В связи с этим нельзя не вспомнить о «классике» данного жанра, о финальном матче чемпионата мира - 1966, в котором встретились сборные Англии (хозяева первенства) и ФРГ. Речь пойдет о знаменитом третьем голе в ворота немцев (при счете 2:2), голе, которого на самом деле…
Впрочем, обо всем по порядку.
На фото (слева направо) – перед началом игры – легенды мирового футбола, капитаны команд - Уве Зеелер (ФРГ) и Бобби Мур (Англия) обмениваются памятными вымпелами. Бригада арбитров: Тофик Бахрамов (СССР), Готфрид Динст (Швейцария, главный арбитр), Кароль Гальба (Чехословакия). Есть, правда, еще один, может быть, самый главный участник матча… Это желтый кожаный мяч, который пока мирно отдыхает в центре поля, на его центральной линии… Пройдет два часа, и миллионы, десятки, сотни миллионов болельщиков по всему миру будут пристально следить за полетом этого мяча, пущенного Джеффри Херстом, отраженного затем перекладиной и уже другой линией - линией ворот немецкой команды.
Прошло 46 лет, но невозможно без волнения смотреть на исторические кадры, снятые на лондонском стадионе «Уэмбли». Посмотрите, пожалуйста, видео:http://www.youtube.com/watch?v=AeyyJo1UC94
Каждый раз мне кажется - вот Динст подбежит сейчас к Бахрамову и наш Тофик Бахрам-оглы уверенным жестом покажет: угловой удар! Не было гола! Но Бахрамов показывает на центр… Англичане ликуют, немцы бегут к Бахрамову…
Жесткими красками пишется футбольная история!
Гола тогда действительно не было. Сильно закрученный мяч ударился в линию ворот так, как примерно показано на рисунке 2 и отлетел в поле. Забив в самом конце матча еще один гол, англичане стали чемпионами мира. В первый и, пока что, в последний раз…
* * *
А четырьмя годами ранее, в 1962-м году, в финальном матче на первенство мира, между командами Бразилии и Чехословакии, тоже участвовал наш судья – Николай Гаврилович Латышев (в качестве главного арбитра). При счете 1:0 в пользу Чехословакии мяч попал в руку бразильскому защитнику Джалме Сантосу, который находился в своей штрафной площадке. Пенальти? Чехи – чемпионы? Жест Латышева был однозначным: продолжать игру!!! Чемпионами остались бразильские футболисты…
Почему арбитр принял такое решение – это уже другая история.
Поговорим о ней в следующий раз.
...
www.viskra.ru
Крученые удары Бекхэма и Марадоны, наносимые внутренней стороной стопы, и крученые удары Эдера, Нелиньо и Роберто Карлоса, наносимые внешней стороной стопы — за всеми ними стоит эффект Магнуса. Это явление названо в честь ученого, открывшего его в лабораторных условиях в 50-х годах XIX века. Эффект Магнуса объясняет появление боковой силы, действующей на сферу, которая одновременно вращается и движется вперед. В этой статье мы проанализируем этот эффект на примере мяча, используемого на Чемпионате мира по футболу™.
Как и многие дети по всему миру, я мечтал стать профессиональным футболистом, или, как говорят в США, Канаде и Австралии, игроком в «соккер». Но у меня было и две других страсти: я был «повернут» на автомобилях и науке.
Я помню, как в начале 1980-х годов я увлекался аэродинамикой автомобилей. В частности, меня захватило соперничество между Audi и Ford, компаниями, которые снижали лобовое сопротивление за счет новой аэродинамической формы своих автомобилей. Я также пытался научиться подавать крученые мячи и понять, что происходит при сильном ударе по мячу внешней стороной стопы. Со временем технические науки соединили эти мои жизненные увлечения. Теперь, перед Чемпионатом мира по футболу™ я могу поделиться с вами результатами моделирования мяча с помощью методов вычислительной гидродинамики.
Вращение мяча стабилизирует поток воздуха вокруг него, а стало быть и траекторию полета. Начнем со случая, когда мяч не вращается или вращается медленно.
Если мяч не вращается, за ним образуется вихревая дорожка Кармана. В момент, когда вихри отделяются от мяча, на него действует случайная сила. Вихревой след, оставляемый мячом, не только повышает лобовое сопротивление, но и приводит к заметным отклонениям мяча: их видел каждый, кто хоть раз играл с надувным мячом на пляже или стоял на пути футбольного удара «наклбол», меняющего траекторию. Такое полухаотическое поведение можно частично объяснить с помощью нестационарной модели, которую можно рассчитать, используя модуль Вычислительная гидродинамика.
Представленные ниже рисунок и анимированное изображение показывают вихревую дорожку Кармана за мячом, вращающимся против часовой стрелки со скоростью на экваторе, равной поступательной скорости, то есть с достаточно низким показателем закрутки. Анимированное изображение воспроизводит решение соответствующей двумерной задачи для цилиндра, но по существу показывает тот же эффект.
С увеличением скорости вращения точки остановки потока на мяче сливаются и перемещаются за пределы поверхности мяча. В этот момент скорость вращения мяча идеально уравновешена скоростью его поступательного движения [1]. Если бы мяч не терял импульс из-за трения, у этой задачи было бы стационарное решение, в отличие от задачи движения мяча с меньшей подкруткой, о которой говорилось выше. На этом этапе полет мяча стабилен и легко предсказуем, по крайней мере, для игрока, бьющего по мячу, или для вратаря.
Рисунки ниже показывают поля скорости и давления вокруг вращающегося мяча, летящего вперед, а также вокруг вращающегося цилиндра. Скорость потока воздуха на экваторе гораздо выше на той стороне мяча, где направление вращения совпадает с направлением потока воздуха. На другой стороне мяча вращение мяча и поток воздуха работают друг против друга.
Из-за разницы скоростей и касательного сопротивления на двух сторонах мяча возникает разница давлений. Это приводит к появлению силы, смещающей мяч к стороне, где скорость потока воздуха выше, — силы Магнуса, действующей на мяч. Этот эффект также проявляется в росте коэффициента подъемной силы при повышении скорости вращения.
Несмотря на то, что приведенные выше модели позволяют понять эффект Магнуса, полет футбольного мяча сложнее, чем можно представить по модели с идеальными ламинарными потоками. Конструкция мяча для самой популярной в мире спортивной игры была предметом множества исследований. Еще больше внимания эти исследования привлекли после появления новой необычной конструкции мяча Adidas® Jabulani на Чемпионате мира по футболу FIFA 2010 в Южной Африке™.
Высокий коэффициент лобового сопротивления в ламинарном потоке обусловлен отделением пограничного слоя, создающим за мячом область низкого давления, которая замедляет полет мяча в этом режиме. На более высоких скоростях полета пограничный слой становится турбулентным до отделения и остается в контакте с поверхностью даже на обратной стороне мяча ниже по потоку. Это приводит к сужению вихревого следа и, соответственно, к уменьшению лобового сопротивления. Это явление обычно называют кризисом сопротивления, оно показано на приведенной ниже иллюстрации.
Традиционный футбольный мяч (см. выше) состоит из 32 панелей: 20 правильных шестиугольников и 12 правильных пятиугольников. В отличие от традиционного мяч Jabulani состоял из восьми панелей, которые вы можете увидеть на этой конечно-элементной модели мяча:
Меньшее количество швов, выделенных на картинке черным цветом, компенсировалось бороздками, делающими поверхность более шероховатой. Однако по аэродинамическим характеристикам мячи Jabulani заметно отличались от обычных.
Меньшее число панелей и гладкие швы, в сравнении с традиционными мячами, увеличивали область ламинарного потока с высоким коэффициентом лобового сопротивления и в то же время снижали лобовое сопротивление на высоких скоростях. Из-за большей по сравнению с традиционными мячами области ламинарного режима мячи Jabulani приобретали аэродинамические характеристики пляжных мячей в большем диапазоне скоростей, на что жаловались многие вратари. Кроме того, взаимодействующий с потоком воздуха узор приводил к резким колебаниям направления полета при ударах типа «наклбол» [2].
Новый мяч чемпионата мира по футболу FIFA 2014 в Бразилии™, Adidas Brazuca®, состоит всего из шести панелей. По общей длине швов он при этом сравним с традиционными мячами. Кроме этого, швы у этого мяча глубже, чем у Jabulani.
Зависимость коэффициента сопротивления от числа Рейнольдса для Brazuca, таким образом, была больше похожа на кривую для традиционного мяча, как вы можете видеть на графике ниже. Полет мяча должен быть стабильнее в большем диапазоне скоростей из-за турбулентности, вызываемой швами.
Такие футболисты, как Роналду, могут мощно бить по мячу и добиваться предсказуемых результатов: вдали от ворот мяч будет лететь по прямой. При приближении к воротам мяч теряет скорость, поток переходит от турбулентного режима к ламинарному, при этом его траектория начинает искривляться случайным образом.
Напротив, стабильный полет крученого мяча, связанный с эффектом Магнуса, позволяет таким футболистам, как Бекхэм и Марадона, подавать навесы с тридцати метров с точностью до полуметра.
Сильный удар и закрутка, которыми пользуются Эдер, Нелиньо и Роберто Карлос, совмещенные с переходом от турбулентного потока к ламинарному, придают мячу предсказуемую, но необычную траекторию, похожую на траекторию управляемой ракеты.
Сразу после удара о внешнюю сторону стопы, когда мяч обладает максимальной скоростью, турбулентный поток вокруг мяча и низкий коэффициент лобового сопротивления обеспечивают ему достаточно прямую траекторию. Когда мяч замедляется, коэффициент подкрутки становится больше, и эффект Магнуса проявляется сильнее. Другими словами, мяч сначала летит прямо, а потом внезапно поворачивает к воротам.
Это сочетание турбулентности и эффекта Магнуса хорошо заметно на знаменитом штрафном ударе Роберто Карлоса в матче между Бразилией и Францией в 1997 году. Вратарь сборной Франции, Бартез, сдвинулся с места только тогда, когда было уже слишком поздно, а мальчик, подбирающий мячи, стоявший в нескольких метрах от ворот пригнулся. И вратарь, и мальчик думали, что мяч летит очень далеко от цели!
Подсказка: убедиться, что такой удар не случаен, вы можете, посмотрев этот ролик на YouTube.
Другие невероятные голы, забитые благодаря эффекту Магнуса, вы найдете в этом ролике. Такие игроки, как Месси, Роналду, Ибрагимович, Роналдиньо, Бекхэм, Эдер, Кройф и многие другие, использовали этот эффект, чтобы обмануть вратарей.
В начале 1980-х годов в рекламе автомобилей всегда указывали коэффициент лобового сопротивления машины. Мне всегда было интересно, почему эта важная характеристика исчезла из публикуемых описаний. Впрочем, вместо автомобилей я теперь рассчитываю кривые сопротивления и подъемной силы для футбольных мячей и демонстрирую их связь с эффектом Магнуса. Вспомните об этом, когда будете смотреть на невероятные удары и голы на Чемпионате мира™ в этом году.
Узнайте больше о инструментах доступных в модуле Вычислительная гидродинамика пакета COMSOL Multiphysics® для анализа потока жидкости.
Adidas и Brazuca — зарегистрированные товарные знаки adidas AG. Компания COMSOL AB, как и ее дочерние компании и продукция, не связаны с компанией adidas AG, не спонсировались, не финансировались и не поддерживались ею.
Чемпионат мира по футболу FIFA, Чемпионат мира по футболу FIFA 2014 и Чемпионат мира по футболу FIFA 2010 — товарные знаки FIFA. Компания COMSOL AB, как и ее дочерние компании и продукция, не связаны с компанией FIFA, не спонсировались, не финансировались и не поддерживались ею.
www.comsol.ru
В ходе выполнения этого урока мы смоделируем футбольный мяч и текстурируем его. Несмотря на кажущуюся простоту, футбольный мяч имеет множество особенностей — грани различной формы, цвета и текстуры. Особое внимание стоит уделить швам, соединяющим грани.
В Command Panel (Командной панели) на вкладке Create (Создать) выберите в раскрывающемся списке - Extended Primitives (Улучшенные примитивы), выберите Hedra (Многогранник) и создайте его в проекции Top (Сверху).
После этого в окне Perspective (Перспектива) вы увидите многогранник.
Теперь нам необходимо его настроить.
Применим модификатор Edit Poly.
Прежде чем мы продолжим дальнейшее моделирование нам необходимо подготовить нашу модель под материалы, чтобы в дальнейшем нам было проще назначать их. Дело в том, что позже, в ходе моделирования, нам предстоит разбивать полигоны (т.е. увеличивать их количество), и удобнее будет назначить им материалы сейчас, когда их гораздо меньше. Для этого в на вкладке Modify мы выбираем подуровень Polygon и выделяем все полигоны (Ctrl + A) и в свитке Polygon: Material IDs задаем для всех Polygonов Set ID = 1. Позже мы назначим им материал белой кожи.
Но также у нас мяч имеет и грани с материалом кожи черного цвета. Для этого мы снимем выделение со всех полигонов (Ctrl + D) и с помощью мышки с удержанием клавиши (Ctrl) выделим полигоны для назначения им Material ID = 2.
Теперь мы можем загрузить Редактор материалов (Material Editor) два стандартных материала с окраской в канале Difuse черного и белого цвета назовем мы их соответственно Black Leather and White Leather. Позже когда мы закончим моделирование мы сможем настроить материалы, на данном этапе нам это неважно.
Следующим шагом мы создадим новый материал типа Multi/Sub-Object.
В материале Multi/Sub Object, мы удалим материалы ID которых больше 2-х. Таким образом у Вас останется только два материала с ID – 1 и ID – 2. Методом Drag and Drop (схватить и перетащить) мы поместим в слот с ID – материал с белой кожей, а в слот с ID -2 поместим материал с черной кожей. Назначим материал нашему мячику.
Возвращаемся к процессу моделирования.
Сейчас мы будем моделировать шов.
Переходим на подуровень Ребра (Edge) и выделяем все ребра (Ctrl + А).
В появившемся окне указываем такие параметры: Extrusion Height=-3; Extrusion Base Width=0,5, и нажимаем OK.
Следующим шагом мы разобьем полигоны на меньшие по размеру полигоны. Это нам необходимо для следующего скругления всех полигонов.
Выбираем в стеке модификаторов Polygon (Полигон). И таким же методом как в случае с ребрами выделяем весе полигоны (Ctrl + A)
После, идем на панель Modify (Изменение) и в свитке Edit Geometry нажимаем Apply и OK.
После этого мы назначаем нашему объекту модификатор TurboSmooth (Сглаживаение).
Далее применяем модификатор Spherify (Сферизация) с параметром = 80, для скругления объекта.
Теперь остается поставить свет, и добавить текстуру кожи при помощи каты Bump (Рельеф).
Но это вам предстоит сделать самостоятельно. Удачи!
После, жмем F10 и в правом нижнем углу появившегося окна нажимаем кнопку Render (Визуализация).
www.avalon.ru
Обманные движения составляют группу приемов техники футбола, которые выполняются в непосредственном единоборстве с соперником. Финты применяют с целью преодоления сопротивлении соперника и создания необходимых условий для дальнейшего ведения игры. Использование финтов позволяет успешно решать многие тактические задачи как в атаке, так и в обороне.
Техника футбола включает следующие основные приемы обманных движений: «уходом», «ударом», «остановкой». Имеются различные способы выполнения этих финтов и их разновидности Классификация представлена на рисунке 217.
При анализе техники обманных движений выделяют две фазы: подготовительную и фазу реализации. Инсценировка обманных действий в подготовительной фазе направлена на вызов ответной реакции соперника для противодействий. Естественность выполнения дам ной фазы определяет его ответную реакцию. Во второй фазе реализуются истинные намерения футболиста после реакции соперника па обманное действие. Фазе реализации свойственна значительная вариативность, которая обусловливается различными ситуациями и тактическими соображениями. При выполнении финтов используются различные варианты «уходов» с мячом (вперед, вправо, влево, назад), убирание мяча, пропуск мяча партнеру и их сочетания.
Скорость первой обманного движения определяется временем, необходимым для естественного выполнения подготовительной
Рис. 217. Классификация финтов в футболе
фазы используемого технического приема. Быстрота выполнения фазы реализации диктуется тактической обстановкой и преимущественна близка к максимальной.
Финт «уходом»- технический прием, выполняемый различными способами, основан на принципе неожиданного и быстрого изменения направления движения. В подготовительной фазе игрок своими действиями показывает, что намерен уйти с мячом от противника в избранном направлении. Перемещаясь, противник пытается перекрыть зону предполагаемого прохода. Но в фазе
Рис. 218. Финт «уход» выпадом |
реализации, быстро меняя направление движения, игрок уходит с мячом в противоположную сторону.
Обманные движения на «уход» выполняются преимущественно на полусогнутых ногах, что обеспечивает широкую амплитуду движения, а также быстроту его изменения.
«Уход» выпадом.При атаке соперника спереди игрок, ведущим мяч, показывает своими движениями, что он намерен обойти его справа или слева (рис. 218).
Рассмотрим действия футболиста при обманном движении вправо и уходе влево. Сближаясь с противником на расстояние 1,5-2 м, игрок толчком левой ноги выполняет широкий выпад вправо- вперед. Причем проекция ОЦТ не доходит до площади опоры. Возникающее при этом неустойчивое равновесие будет, однако, способствовать дальнейшему движению. Соперник пытается перекрыть зону прохода и перемещается в сторону выпада. Тогда резким толчком правой ноги игрок, выполняющий финт, делает широкий шаг влево. Внешней частью подъема левой ноги мяч посылается влево-вперед.
«Уход» с переносом ноги через мяч.Финт применяется преимущественно при атаке сзади (рис. 219). Игрок, владеющий мячом, подготовительными действиями показывает, что намерен уйти в сторону (например, влево). Он поворачивает туловище налево, переносит правую ногу скрестно через мяч и делает выпад влево. Противник, атакующий сзади, не видит мяча. Он реагирует на это
Рис. 219. Финт «уход» с переносом ноги через мяч |
Рис. 220. Финт «ударом» ногой |
движение и также делает выпад влево. В этот момент игрок с мячом быстро поворачивается направо, посылает мяч внешней частью подъема вперед, и затем следуют дальнейшие действия согласно игровой ситуации.
Финт «ударом» по мячу ногой.Обманные движения «ударом» крайне разнообразны как по способу выполнения подготовительной фазы, так и разновидностью реализации истинных намерений. Различны и условия выполнения финта: во время ведения (рис. 220), после ведения.
Если финт «ударом» выполняется после передачи и партнер находится на пути движения мяча в более выгодной позиции, то в фазе реализации мяч пропускается открытому партнеру.
Рис. 221. Финт «ударом» по мячу головой |
Среагировав на замах, соперник, который находится перед игроком или сбоку от него, останавливается в ожидании удара в первом случае или перемещается в сторону предполагаемого полета мяча. Реализуя свои тактические замыслы, игрок вместо удара выполняет остановку мяча грудью (преимущественно с переводом вправо, влево и назад) или пропускает мяч с последующим поворотом на 180° и овладевает им.
Финт «остановкой» мяча ногой.Обманное движение на остановку выполняется различными способами во время ведения (рис. 222) и после передачи мяча партнером.
Во время ведения при попытке отбора мяча сбоку или сбоку сзади применяется финт «остановкой» с наступлением и без наступления на мяч подошвой.
В первом случае, выполняя очередной беговой шаг ведения, игрок ставит опорную ногу на мяч и наступает на него подошвой дальней от соперника ноги. Предпринимается ложная попытка остановки с мячом. Соперник замедляет движение, в этот момент посылает вперед и продолжается ведение. -
Во втором случае в подготовительной фазе только имитируется остановка мяча. Игрок, несколько замедляя движение, располагает стопу над мячом. В фазе реализации продолжается быстрое движение в первоначальном направлении.
Финт «остановкой» грудью и головой.Подготовительная фаза при обманном движении «остановкой» опускающихся мячей грудью и головой соответствует подготовительной фазе техники выполнения остановок мяча данным способом, которые уже анализировались.
Рис. 222. Финт «остановкой» мяча ногой |
.
В фазе реализации вместо остановки осуществляется пропуск мяча, игрок поворачивается на 180° и овладевает мячом.
Отбор мяча
Отбор мяча осуществляется главным образом в момент приема мяча противником или во время его ведения. Эффективность использования отбора обусловливается ситуационными способностями футболиста, т. е. способностями точно оценить расстояние до противника и мяча, скорость их перемещения, расположение игроков и т.д. Сближаясь с соперником или сохраняя дистанцию, надо атаковать соперника, когда он несколько отпустит мяч от себя. В этот момент атакующий делает рывок к мячу и ударом ногой, остановкой или толчком плеча выполняет отбор.
Существует две разновидности отбора: полный и неполный. При полном отборе мячом владеет сам отбирающий или его партнер. При неполном отборе мяч отбивается на определенное расстояние или выбивается за боковую линию. Несмотря на то что мячом овладевает соперник, создается помеха его атакующим действиям и выигрывается время для рационального перестроения обороны. Противник вынужден менять темп и фронт атаки.
В сложных игровых ситуациях для отбора мяча используют специальные способы: в выпаде, в подкате. Классификация отбора мяча представлена на рисунке 223.
Рис. 223. Классификация отбора мяча |
Отбор мяча в выпадепозволяет опередить соперника и провести отбор на расстоянии 1,5-2 м. Способ применяется при попытке соперника обойти игрока справа или слева. Быстрым перемещена ем в сторону мяча осуществляется выпад. Его ширина зависит от расстояния до мяча. Труднодостигаемые мячи отбираются в полушпагате и шпагате. При отборе в выпаде применяют «удар» и «остановку». В первом случае мяч выбивается из-под ног соперника преимущественно носком. При использовании «остановки» стопа располагается на пути движения мяча и не дает возможности протолкнуть мяч по ходу движения (рис. 224, а, б).
Отбор мяча в подкатепозволяет овладеть мячом, который находится на значительном расстоянии - более 2 м от игрока (рис. 224, в, г). Отбор осуществляется преимущественно сзади или сбоку.
Отбор толчком плечадолжен выполняться в соответствии с правилами игры. Игрока, владеющего мячом, разрешается толкать на игровом расстояния плечом и только в плечо. Толчок осуществляется только с целью овладения мячом и не должен носить грубого и опасного характера. Для более успешного использования данного приема толчок плечом нужно выполнять в момент, когда противник находится в одноопорном (на дальней ноге) положении.
Рис.224. Отбор мяча: а- в выпаде; б – в шпагате; в,г – в подкате |
10.6.8.
Рис.225. Вбрасывание мяча из-за боковой линии |
Вбрасывание мяча
Вбрасывание мяча - единственный технический прием, выполняемый полевыми игроками руками. Структура движения при вбрасывании во многом определяется требованиями правил футбола и не представляет особой сложности.
Вбрасывание мяча показано на рисунке 225. Подготовительной фазой является замах. Исходное положение - стойка ноги врозь на ширине плеч или в положении шага. Руки с мячом, несколько согнутые в локтевых суставах, поднимаются вверх - за голову. Туловище отклоняется назад, ноги сгибаются в коленных суставах, масса тела на сзади стоящей ноге (при положении шага).
Рабочая фаза - бросок - начинается с энергичного выпрямления ног, туловища, рук и завершается кистевым усилием в сторону вбрасывания.
Выполнение завершающей фазы обусловливается требованием правил о том, что в момент броска футболист должен касаться земли обеими ногами. И наконец, завершающей фазой может быть падение.
Техника вратаря
Техника игры вратаря существенно отличается от техники игры полевого игрока. Это связано с тем, что вратарю, согласно правилам, разрешено играть руками в пределах штрафной площади.
В технику вратаря входят ловля, отбивание, переводы и броски мяча. В зависимости от расположения партнеров и игроков команды противника, а также от направления, траектории и скорости движения мяча применяются различные приемы, способы и разновидности действий вратаря. Классификация их дана на рисунке 226.
В процессе игры вратарь пользуется необходимым арсеналом техники полевого игрока.
Ловля мяча- основное средство техники игры вратаря. Она осуществляется преимущественно двумя руками. В зависимости
Рис. 226. Классификация техники вратаря |
от направления, траектории и скорости мяча ловля выполняется снизу, сверху или сбоку. Мячи, летящие на значительном расстоянии от вратаря, ловят в падении.
При ловле мяча снизувратарь овладевает катящимися, опускающимися и низко летящими (до уровня груди) навстречу ему мячами.
В подготовительной фазе при ловле катящихся мячей вратарь наклоняется вперед и опускает руки вниз (рис. 227).
Рабочая фаза характеризуется тем, что в момент соприкосновения с мячом он подхватывается кистями снизу, руки сгибаются
Рис.227. Ловля катящегося мяча снизу |
В завершающей фазе вратарь выпрямляется.
В современном футболе используется и другой вариант ловли катящихся мячей двумя руками снизу (рис. 228). Его особенность в том, что вместо наклона выполняется присед на одной ноге, которая развертывается примерно на 50-80°. Вторая нога, значительно согнутая в коленном суставе, с опорой на носке также развертывается.
Руки опущены вниз, ладони обращены к мячу. Непосредственная ловля мяча осуществляется, как при описанном выше варианте.
При ловле низколетящих (до уровня живота) и опускающихся перед вратарем мячей в подготовительной фазе слегка согнутые руки выносятся ладонями вперед навстречу мячу (рис. 229). Пальцы несколько расставлены и полусогнуты. Одновременно туловище незначительно наклоняется вперед, а ноги сгибаются. Величина их сгибания зависит от траектории полета мяча. В момент соприкосновения с мячом вратарь подхватывает его кистями снизу и подтягивает к животу или груди. При значительной скорости мяча выполняется дополнительное уступающее движение назад за счет выпрямления ног и наклона туловища вперед.
Рис. 228. Ловля катящегося мяч в приседе |
Рис. 229. Ловля летящего мяча снизу |
случае вратарь предварительно перемещается в сторону направления движения мяча беговым приставным или скрестным шагом, а также прыжком-преимущественно толчком одной ноги вверх, вверх-вперед или вверх-в стороны.
Рис.230. Ловля мяча сверху |
Для овладения мячами, летящими с высокой траекторией, используют ловлю двумя руками сверху в прыжке (рис. 231). В зависимости от направления полета мяча толчком одной или двумя ногами выполняют прыжки вверх, вперед- вверх или вверх-в стороны. Прыжок толчком одной ногой выполняется преимущественно в движении, а прыжок толчком двумя ногами - с места. В момент отталкивания руки маховым движением выносятся вверх к мячу. После ловли приземление происходит на несколько согнутые ноги.
Ловля мяча сбоку применяется для овладения мячами, летящими со средней траекторией в стороне от вратаря.
Рис.231. Ловля мяча сверху в прыжке |
Рис.232. Ловля мяча в падении (без фазы полета) |
Ловля мяча в падении- эффективное средство овладения мячами, направленными неожиданно, точно, а часто и сильно в сторону от вратаря. Используется при перехвате передач («прострелов» вдоль ворот) и при отборе мяча в ногах у противника.
Имеется два варианта ловли мяча в падении: без фазы полета и с фазой полета. Первый вариант применяется для ловли катящихся и низколетящих на расстоянии 2-2,5 м в стороне от вратаря мячей (рис. 232).
Для ловли мячей, катящихся и летящих на значительном расстоянии от вратаря, используется падение с фазой полета (рис. 233). В предварительной фазе вратарь выполняет один или два быстрых приставных или Скрестных шага в направлении полета мяча. Способ передвижения зависит от индивидуальных навыков.
При ловле высоколетящих мячей отталкивание производится в сторону-вверх, при ловле мячей, летящих на среднем уровне, - в сторону.
Отбивание мяча.Если невозможно использовать ловлю мяча (противодействие соперника, сильный удар, «трудный» мяч и т. д.), применяется его отбивание. К отбиванию относятся действия, с помощью которых вратарь преграждает путь мячу в ворота, прерывает прострельные и навесные передачи. При этом мячом вратарь не овладевает.
Отбивание мяча выполняется как двумя, так и одной рукой. Первый прием более надежен, так как преграждающая площадь больше. Однако второй прием позволяет отбивать мячи, летящие на значительном расстоянии от вратаря.
Рис.233. Ловля мяча в падении (с фазой полета) |
Рис. 234. Отбивание мяча одной рукой в падении |
Мячи, летящие на значительном расстоянии от вратаря, следует отбивать одной или двумя руками в падении. Причем одной рукой можно достать более трудный для отбивания мяч (рис. 234).
Прерывая прострельные и навесные передачи, вратарь в единоборстве с игроками противника должен отбить мяч на значительное расстояние. Для этого используется удар по мячу одним (рис. 235) или двумя кулаками.
При ударе кулаком от плеча в подготовительной фазе выполняют замах, отводя назад согнутую в локтевом суставе ударную руку. В ту же сторону поворачивается туловище. Ударное движение начинается с поворота туловища в исходное положение и заканчивается резким выпрямлением напряженной руки. Соприкосновение мяча и кулака происходит до момента полного выпрямления руки.
Случаются ситуации (например, если мяч мокрый и тяжелый), когда надежнее отбить мяч ударом кулаками. Исходное положение перед ударом руки согнуты в локтевых суставах, кисти, сжатые в кулаки и обращенные пальцами друг к другу, расположены около груди. Резким одновременным разгибанием напряженных рук выполняется удар по мячу кулаками.
Перевод мяча.Направление вратарем летящего в ворота мяча через верхнюю перекладину называется переводом (рис. 236). Главным образом переводятся мячи, летящие сильно и с высокой траекторией над вратарем или в стороне от него.
Действия вратаря при переводе мяча во многом схожи с действиями при отбивании мяча. Перевод также выполняется одной или двумя руками.
Рис.235. Отбивание мяча кулаком (ударом от плеча) |
мяч партнеру по сравнению с ударом ногой. Что касается дальности броска, то при соответствующей физической подготовленности и отличном владении рациональной техникой вратарь может выбросить мяч на значительное расстояние (35-40 м).
Данный технический прием осуществляется обычно одной и реже - двумя руками.
Бросок мяча одной рукой выполняется сверху, сбоку и снизу.
Броски мяча выполняются на месте, в шаге. Их использование в движении строго регламентируется правилами. Рис. 236. Перевод мяча
Контрольные вопросы и задания
1. Что представляет собой техника футбола?
2. Какие показатели являются критериями технического мастерства?
3. Что понимается под техническим приемом?
4. Что включает в себя техника передвижений?
5. В чем состоит техника полевого игрока и техника вратаря?
6. Дайте характеристику средств и методов обучения техническим приемам.
7. Проанализируйте один из технических приемов с учетом анатомо-физиологических особенностей футболиста.
Тактика игры
poznayka.org