В помощь детскому тренеру(Советы от Мосягина Сергея Михайловича). Посоветуйте тренера по футболу


Футбол. Выбрать тренера | «Планета Спорта»

10 лет назад среднестатистический отец общался с сыном 30 минут в день!! Сейчас этот показатель составляет 4 минуты. Поток информации и загруженность членов семьи не позволяют им часто встречаться, общаться, проводить совместный досуг. Такой, общепринятый когда то, казалось бы, стереотип, как совместный ужин всей семьи за столом – сейчас постепенно уходит – мамы вышли на работу, ходят на фитнес и йогу, салоны красоты, соблюдают диету, дети учатся, ходят на кружки, спортивные секции, отцы работают, ходят за покупками, посещают тренажерный зал, бегут на собрания, отвозят детей в школу… времени у нас не хватает на то, чтобы побыть в кругу своей семьи, почувствовать покой и наслаждение от открытого, живого общения с близкими. Общение с близкими нам заменяют посты в социальных сетях и переписка с друзьями.

семья_статья_про_11_отличий

В таких условиях сегодняшнего, изменяющегося каждый год мира наши дети больше времени проводят с учителями в школе и тренерами в спортивных секциях. Мы, родители, хотим всего самого лучшего своим детям – квалифицированное образование, «заточенное» под наше изменяющееся время. Встает вопрос как не прогадать с выбором секции, школы, института, кружка, увлечения ребенка. Хочется, чтобы везде с нами работали профессионалы – и с детьми, и в наших спортклубах и фитнесах, больницах и магазинах. И каково же разочарование, когда понимаешь сколько сил и времени было выброшено на походы в один клуб, когда в другом ребята прибавляли гораздо лучше.

Сегодня, мы поможем родителям определиться с выбором футбольного клуба. Предложений сейчас масса, детей берут уже с 2-3 лет, обещают методики и результаты. А кто-то увидит, может быть, что занимается совсем не там и не у того, и пора бы сменить обстановку.

Итак, двинули…

11 отличий профессионального тренера. Профессионал, в нашем понимании, это не просто имеющий корочку об окончании университета или курсов. Профессионал – это энтузиаст, для которого его работа – это его смысл всей его жизни. Он, следуя этому принципу, не стоит на месте, постоянно обучается, читает, пробует, ездит, сравнивает. Он имеет достаточно большой опыт работы с детьми, чтобы уже воспринимать себя как единицу общей системы по подготовке его игроков. Он безмятежен, он знает материал и знает где и в каком месте и в какое время его применить.

Те, кто сейчас обучают наших детей в свое время учились у поколения, в футбол которого больше не играют – скорости стали выше, методики поменялись, ценности у игроков поменялись, отбор стал жестче, условия и правила игры также претерпели изменения. Поэтому, важен тот факт, чтобы тренер постоянно был в «струе», обучался, практиковался, смотрел, изучал, пробовал.

фото_аякс_в_питере_дети_в_красном

Отличие 1-е. Составные части тренировки

С чего начинает ваш тренер, что дети делают во время занятия, сколько времени уделяется на показ, рассказ, что делают в основной части и чем завершают тренировочное занятие – все эти факторы играют ключевую роль. Весь мир уже давно использует мячи во всех частях занятия. Поэтому, бегите оттуда, где занятие начинается с беготни по кругу. Важно, конечно, понимать какой возраст и что предшествовало этой тренировке, но суть одна – тренируются играть в футбол мячом и «тренируют голову, а не ноги».

Скорее всего, что после разминки наступает пора упражнений на технику. Тренер расставил фишки, объяснил задание, показал и понеслась – все на своих местах, бегают, пасуют, бъют, перебегают с места на место – красота! Но так ли это полезно, как кажется нам со стороны? Получат ли дети необходимый навык и перенесут ли его в игру? И скорее всего, тренировка заканчивается игрой. Все на все или тренер поделит ребят на несколько команд. Очень, повторимся очень часто мы наблюдаем, что тренировка состоит из а –побежали три кружочка, б – встали на фишки, побили по воротам и с – игра в футбол все на все.

Эти тренировки не приведут вас к успеху. Расскажем, как тренируют в ведущих школах тренеры-профессионалы: тренировка состоит из четырех частей. В зависимости от дня занятия в неделе подбирается направленность занятия по трем компонентам:

  1. Тренер работает над каким-то одним элементом техники – корректирует, подправляет только этот элемент. Не рассеивается на множество.
  2. Тренер в этом цикле работает над определенным тактическим действием: а их четыре – атака, оборона, переходы из атаки в оборону и обратно.
  3. Тренер работает над развитием какого-то физического качества: выносливость, скорость, координация, ловкость, сила и т.д

Отдельная часть от тренировки составляет теория – ее проводят обычно до и после каждой тренировки, рассказывая – что будет на занятии и что получилось, а что нет.

Основной момент здесь это система подготовки, когда тренировка тех или иных компонентов повторяется время от времени, не забывая ни один элемент. Часто начинающие тренеры метаются в составлении тренировки от одного к другому, ориентируясь на результат матчей. Но результат матчей – это показатель для старших, для профессионального футбола. Там тренируются взрослые и с тем, чтобы решать задачи клуба в каждой предстоящей игре, принимая во внимание свои возможности и соперника. В детском футболе же необходимо обучить и развить – всем элементам, всем качествам. И если ориентироваться на результат последней игры, то можно легко забыть о каких-то качествах, которые необходимы детям.

Итак, первая часть занятия – разминка. Чем старше возраст, тем больше по времени должна проводиться разминка. Для детей, преимущественно – это подвижные игры, для юношей специальные легкоатлетические комплексы для разогрева мышц и подготовки опорно-связочного аппарата.

Вторая часть, упражнения с фишками, для того, чтобы убрать шероховатости с техники ребят, лишний раз показать на ошибку, настроить на верное выполнение. Это, обычно самое не интересное упражнение, утомительное для детей, но тренеру проще отследить ошибки. Основные недостатки этих упражнений – рутина, без контроля – эффективность падает, при выполнении – ребенок смотрит на мяч, а не на поле и нет соревновательного эффекта. Эти упражнения нужны, но их процент в занятии должен быть мал, а чем старше дети, тем меньше этих упражнений должно быть вообще.

Третья часть – основная, должна занимать больше всего времени в занятии и в нее входят игровые позиционные упражнения и игра с заданиями, в ходе которых тренер воспроизводит живые моменты из игры. Так, поле делится на несколько частей, делаются зоны для взятия их игроками, даются определенные задания игрокам, ограничиваются передачи, касания по мячу и т.д.

Четвертая часть – это свободная игра, направленная на проявление личностных качеств футболистов. Все что делали ранее в тренировке – «коуч» подсказывал, останавливал, кричал, дополнял, показывал. Теперь свободная игра – где ребенок может делать что захочет и получает удовольствие от игры и результата.

фото_из_лагеря_планета_спорта

Отличие 2-е.  Упражнения на технику.

Не стоит серьезно рассчитывать на прогресс в той команде, где тренер использует преимущественно «неспецифические» упражнения – то есть дети обводят фишки, принимают мяч от фишки, обыгрывают конус и т.д. Естественно, что такие упражнения нужны, но только для освоения материала – а когда навык начинает формироваться – надо переходить к упражнениям с настоящими соперниками. Сначала в пол силы, затем в полную силу. Тем самым, игрок, сам того не осознавая, учится принимать, бить, отдавать, обводить в условиях, которые созданы для него игровой ситуацией. И задача тренера создавать такие игровые ситуации, чтобы игрок принимал, отдавал, пасовал, бил, обводил обеими ногами и за то время, которое возможно для выполнения.

Как уже говорилось выше, недостатки этих упражнений весьма существенны, хотя со стороны смотрится все великолепно.

Отличие 3-е. Тактическое построение команды.

Современный футбол отличает грамотное расположение игроков на поле, передвижение, выход из обороны, атакующие действия, завершения атаки и возврат к оборонительным действиям. Каждый игрок должен знать – что он должен делать на поле в данный момент в зависимости от того, где мяч, кто атакует и какой результат необходим. Достигается это путем тех самых упражнений с заданиями и теоретической подготовкой.

Какое же удовольствие доставляет настоящим ценителям футбола – игра ведущих клубов планеты – Барселоны, Аякса, Реала, Манчестер Сити и Ювентуса. Люди на поле выдумывают целые системы, чтобы отобрать мяч и заставить соперника ошибиться. А тут раз, и появляется откуда то Иньеста, получает мяч и атака переходит на чужую половину поля.

Наверняка, многие из родителей наблюдали как ребенок, получая мяч на поле, часто не знает, что с ним делать и вынужден его просто бить вперед. Если тренер не прививает ребенку с малых лет рисунок игры, не отрабатывает с командой возможности выхода из обороны, использование численного перевеса, не делает акцент на контроле мяча – не стоит терять свое время. Ваш ребенок будет использовать только половину своего потенциала.

Отличить профессионала в этой сфере достаточно легко – тренер-профессионал приучает к созиданию. Не ориентируясь на результат. А просто тренер хочет выиграть матч – используя все возможные способы: игру на вынос и разрушение, используя лидеров, более развитых в данный момент.

Очень часто, такие ошибки незаметны, когда команда сильная или в команде пара очень хороших ребят. Победы достигаются преимуществом в физическом развитии или опыте – особенно это сказывается в младших группах. Но когда ребенок достигает юношеского возраста, многие качества нивелируются, выиграть все труднее и, пренебрежение грамотной, системной организацией игры может стать фатальным препятствием для продвижения футбольной карьеры.

деревянные_футболисты

Отличие 4-е. Уровень физического развития.

Мелочей в современном мире футбола нет. Все компоненты тренировки взаимозависимы. Техника зависит от координации, тактика зависит от техники.

Ваш тренер должен уделять постоянное внимание развитию физических способностей детей. С самого малого возраста. Для лучшего, быстрейшего освоения техники ребенок должен быть ловок и координирован. Отмечайте для себя развивается ли ваш ребенок в физическом плане. Тренировки должны быть спланированы тщательно, не упуская никаких деталей. Ребенок должен уметь правильно бегать, используя для этого правильную технику, он должен уметь поворачиваться в разные стороны, а не только направо, потому что так привык, должен уметь ловко падать и быстро вставать, быстро разворачиваться на поле.

Это задача тренера – развивать всесторонне детей, используя все новейшие методики и опыт смежных видов спорта. Например, в любой команде найдется ребенок, который бегает, не толкаясь со стопы. Бегает, не вынося вперед бедро или заваливаясь назад. Или не используя руки. Надо сказать, что скорость ребенка возрастет на 25% при выполнении упражнений на правильную технику работы ног и рук и упражнений на развитие ловкости. 90% тренеров не используют эти упражнения, не добавляют их в состав недельного цикла или пренебрегают ими или недостаточно корректируют детей в процессе выполнения, так как мало знают данный материал.

В ведущих академиях Мира используют смежные виды спорта – легкая атлетика, борьба, акробатика, ритмика, танцы. Мы не говорим повально бежать нанимать специалистов из этих видов спорта. Нет. Наоборот, в академиях работают с отобранными детьми, но даже вложения средств в них зачастую не оправдано. Часто, слепо копируя кого то, тренер рядовой детской команды тратит деньги родителей или свои собственные, нанимая тренеров по другим видам спорта. И обычно это не приносит никакого результата. Есть смысл вкладывать деньги в углубленное разучивание для действительно отобранной команды, в которой и родители, и дети уже сделали выбор в пользу спортивного будущего. Для только начинающей команды мальчишек с соседних дворов это станет бесполезной тратой времени. Но увидеть для себя пользу определенных упражнений и включить их в систему подготовки – тренер-профессионал обязан.

Отдельная часть – это тестирования ребят. Как по технике, так и по физическим показателям. Если вы ходите в зал с какой-то целью – вам необходимо от чего-то отталкиваться, чтобы набрать вес или сбросить его – в зале это весы. На поле – это секундомер и баллы. Какая бы система оценки не была – она дает тренеру информацию для корректировки своей работы, а также ребенку – чтобы лишний раз его мотивировать. Спросите своего тренера – что он думает по поводу тестирований?

игровой_эпизод_зеленые_с_белыми

Отличие 5-е. Тренер-профессионал выбирает сильных соперников

Он понимает, что победы приносят удовлетворение, и они должны быть. Но больше всего опыта для ребят в футбольной команде дают игры с сильными соперниками и поражения. Важен момент четкого анализа таких игр и разъяснения ребятам ошибок. Игры с сильными позволяют держать команду в тонусе – сохраняя на должном уровне определенные скорости взаимодействия, определенный накал борьбы.

Особенно важно участие в турнирах. Именно в турнирах, а не только в календарных соревнованиях своего города. Мотивация ребят и накал соревнований турнира – запредельные! Если в турнире участвуют команды из других городов и стран – это еще один способ привить ребятам необходимые качества в борьбе за отстаивание чести своего города и страны. Если ваш тренер говорит вам, что еще рано ездить или играть с теми то соперниками, то это повод задуматься, а не перестраховывается ли такой специалист перед родителями и руководством?

Принцип неизменен – опыт дают «затрещины».

Отличие 6-е. Профессиональный тренер комплектует ровный состав в команде.

Это значит, что дети в его команде все примерно одного уровня. Это позволяет идти к намеченной цели гораздо быстрее. Только начинающий футболист не может полноценно тренироваться в уже подготовленной команде. Он не сможет выполнять те же упражнения, а остальные ребята снизят требования к себе. Еще не подготовленного мальчишку могут обижать сверстники, насмехаться и подтрунивать. На тренировках и играх важен процент владения или работы, «общения» с мячом. Если только что пришедшему ребенку не достается мяч на игре или в тренировке – какой смысл тогда для него в занятии?

Каждый игрок должен быть задействован в группе ему по силам. Такой же принцип, если ребенок уже «перерос» команду. Мотивация снижена, целей нет, стремиться некуда. Прогресс его невозможен и его надо перевести или в команду старше или в клуб сильнее. Тренер-профессионал будет действовать всегда в интересах ребенка. “Псевдо специалист” будет держать игрока в своей команде всеми силами, лишь бы добиваться результата в играх.

Тренер должен понимать уровень каждого из игроков – не требовать прыгнуть выше головы, использовать потенциал игрока. Так он сохраняет спокойствие во время футбольного матча – понимая, что ребенок сможет показать только то, что умеет и то, чему научился, не психует при ошибках и поражениях.

фото_тренер_психует

Отличие 7-е. Постановка целей.

Постановка цели – ценнейший инструмент современного тренера для мотивации игроков. Тренер, умело пользующийся этим инструментом, достигает с командой и игроками высоких результатов. Постановка цели – и ребенок работает в этом направлении. Достиг – ставим новую. Особо отмечаем тех профессионалов, которые мотивируют ребят ставить себе цели самостоятельно. Ребенок, сначала по подсказке тренера, записывает на год себе несколько целей, например: набить 25 раз, научиться обыгрывать вот этим финтом, забить 10 голов за сезон, вынести мяч не больше 5 раз за матч.

Ребенок сам себя правильно оценит по итогам сезона и будет только горд собой. Не расстроится если его не отметят в числе самых-самых, но будет счастлив если его наградят за взятый рубеж, который он сам поставил перед собой. Для себя он осознает, что добился своей маленькой победы над собой.

Так мы создаем упорных, самостоятельных, неуступчивых, ответственных футболистов и людей. Тренер лишь искусно подталкивает ребенка к правильному решению, правильно стимулирует его для того, чтобы он выкладывался в каждой тренировке.

Если же вы слышите только крик на тренировке и играх, это скорее всего, что тренер хочет выиграть больше, чем его воспитанники.

фото_ликует_скамейка_запасных

Отличие 8-е. Личность игрока.

Тренер обязан давать развиваться игроку как личности. Не ущемляя его, но и не давая ход развязности и халатности на поле. Частенько, тренер на занятии, не умолкая, говорит детям что и как надо делать. Ругает за не отданную передачу или неудачную обводку. Хорошо если по делу, подмечает ошибки и исправляет их, но в большинстве случаев – этот подсказ игроки вообще не слышат, если он производится во время игры или бесцеремонно мешает формироваться хрупкому детскому Я. Во время игр, тренер подсказывает игрокам где находиться, куда бежать, что делать именно в тот момент – позвольте, а чем он занимается на тренировках?

Игра для ребенка должна быть как праздник, как совокупность всего того, чему его научили, подсказали, показали. Всё тренер!! Дай теперь поиграть в удовольствие, без подсказок и наставлений.

Примечательный момент из тренировки одной из детских команд амстердамского Аякса: тренера не было слышно во время тренировки. Он останавливал тренировку 4 раза, затем собирал ребят вокруг себя, подсказывал правильные решения по тем или иным упражнениям и дальше давал им играть.

Как ребенок принимал решения на поле, что он делал для достижения цели – тренера не волновало. Ставилась цель в упражнении – далее игроку давались только варианты. Хочется привести пример Златана Ибрагимовича – если бы тренер в свое время загнал его в рамки, сказал делать только так и никак иначе – увидели бы мы современного Ибру? Вряд ли! Только благодаря качествам личности, незаурядности этот игрок ценен на поле и вне его.

Еще один момент про личностные качества и самооценку ребенка. Обидеть, задеть за живое, поставить в неловкое положение перед всеми и тем самым понизить самооценку ребенка можно очень просто. Только тонкое понимание психики ребенка позволяют настоящему тренеру использовать различные методы поощрения и наказания. Не каждый их правильно применяет. Если есть необходимость при всех наказать, тогда и хвалить надо при всех. А без лишнего повода, лучше негативные моменты выяснять один на один с ребенком.

Отличие 9-е. Правильный подсказ и организация тренировок и игр.

Вернемся к Аяксу. Еще один примечательный факт из игры двух команд – это отсутствие подсказа со стороны тренера во время игры. В перерывах да. Игроки делали сумасшедшие позиционные ошибки, не следили за тем, что происходит за их спиной, но тренер спокойно наблюдал, не исправлял, он ждал, что игра сама преподнесет им урок.

Это пример того, как тренер поставил конкретную задачу на данную игру своим подопечным. И концентрировал их внимание на данной конкретной задаче. В перерыве, конечно, он отметил об ошибках в обороне, но основная задача на игру была совершенно другая. Тем самым, внимание игроков не рассеивается на различных аспектах игры – их ведь и вправду много. Можно час стоять у бровки и прокричать весь матч, а дети непонятно что усвоят. А так, они отработали час над одним из компонентов игры и достаточно прочно усвоили его. Никто ни на кого не кричал. Все были заняты своим делом, да еще и удалось выиграть!

Приведем пример. Мы хотим, чтобы дети на тренировке создавали численный перевес на флангах и строили атаку через фланги. Два варианта развития событий!

Один – тренер рассказал, что он хочет, поделил команды и начинается игра. За 30 минут упражнения тренер постоянно подсказывает игрокам, что надо сделать, в какой момент начинать переводить мяч, куда бежать, кому стоять, что выполнять.

Другой вариант! Тренер ставит по краям поля две зоны или створки и сообщает игрокам, какая задача стоит на игру, что для выполнения этой задачи им следует доставить мяч в обе зоны на разных флангах прежде чем забивать гол. При отборе мяча, команда соперник должна сделать то же самое. Во втором варианте тренеру достаточно пару раз остановить игру, подозвать ребят и объяснить ошибки и нюансы. Игроки становятся более креативными при таком подходе, сохраняется высокая динамика игры.

фото_тренер_наставляет

Отличие 10-е. Правильно показывать и рассказывать материал.

Опытного тренера отличает внимание к таким мелочам, как подсказ и показ. И место, и время, а главное целесообразность того, когда их необходимо выполнять. Пример: тренировка, дети выполняют упражнение. Тут свисток и тренер начинает говорить про ошибки Саши или Паши. Слушают его сейчас только Саша или Паша, а остальные заняты своим делом. А половина детей вообще не слышат тренера, так как находятся на другой половине поля. Целесообразен такой подсказ? Конечно же, нет!

Другой пример: тренер собрал всех детей до тренировки и хочет рассказать им то, что будет в занятии. Говорит он это при следующих условиях: он не использует планшет или доску с полем, у детей в руках или ногах мячи, позади тренера в 50 метрах сидят родители. Насколько эффективен будет такой подсказ? На наш взгляд вообще не эффективен. Дети концентрируют свое внимание на мячах, на машущих им родителях, но не на рассказе тренера. Кроме, того ребенок не способен в младшем возрасте создавать в голове картинки и образы. Он не сможет представить упражнения из трех, четырех или каких бы то ни было точек. Он воспримет информацию только на рисунке или планшете. А лучше если показать это прямо на поле из самих ребят.

Соответственно организовывать свое занятие тренер должен до мелочей. Где стоять, как говорить, куда смотреть, что предпринять. Ничто не должно отвлекать детей от объяснений тренера. 80% ошибок у детей возникают только из-за неправильного объяснения тренера – невнимательность, рассеянность, отвлечения на посторонние предметы, шумы, лица – и вот уже потеряна суть объяснения.

объяснение_задачи_в лагере_крым_2016

Отличие 11-е. Плотность занятия.

Еще один из важных аспектов планирования правильной организации занятия –это его плотность. От того, сколько повторений сделает за тренировку игрок – зависит уровень его обращения с мячом. Если при упражнении в 20 минут игрок успевает сделать только 3-4 удара – это не эффективное упражнение. Если при игре футболист получил мяч от партнеров только 1-2 раза – это плохо организованное упражнение.

На одной из тренировок одной детской команды мы столкнулись со следующим: дети играли в ручной мяч – забить надо было гол в ворота, но передают игроки мяч друг другу руками. Примерно шесть на шесть игроков. Площадка была настолько большая, что часть ребят просто не получили мяча за все время упражнения. Те кто, по опытнее и по наглее, брали на себя игру, не давая другим мяч, в результате чего из комбинационной игра превратилась в игру нескольких человек. Профессиональный тренер обязан продумывать тренировочный процесс, планировать его с тем, чтобы все игроки имели равные возможности по контролю мяча, количеству выполнения технических и других элементов.

Мы поделились с вами простыми истинами, которые позволят разбираться более грамотно в том водовороте предложений, которые сейчас есть на рынке для наших детей. Футбол, популярнейший вид спорта – игра миллионов, но чтобы профессионально играть в по-настоящему умный и зрелищный футбол – необходимо правильно выбрать тренера и клуб! А это уже 99% успеха!

Надеемся мы помогли многим разобраться в тонкостях футбола. Футбольные лагеря Планета Спорта нанимают только профессионалов для работы с детьми. От тренеров и ассистентов до врачей и вожатых! Только так мы достигаем высоких результатов в короткие сроки!

 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПРО ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ В ЛАГЕРЕ

ЧИТАТЬ ЕЩЕ О ТОМ КАК ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К СПОРТУ

VN:F [1.9.16_1159]

Rating: 10.0/10 (1 vote cast)

VN:F [1.9.16_1159]

11 отличий тренера-профессионала по футболу!!, 10.0 out of 10 based on 1 rating

planet-of-sport.ru

Сергей Правдин: «В идеале тренер должен тренировать, а менеджер создавать благоприятные для работы условия» - Футбол как жизнь - Блоги

Основатель сайта для тренеров, на котором можно найти профессиональную футбольную литературу, статьи по тактической и технической подготовке игроков, видеоуроки тренировочных упражнений от профессиональных команд, поделился своими взглядами на профессию футбольного наставника, посоветовал новичкам глубже изучать теорию, поделился мнением о развитии футбола на Урале и Чемпионате Свердловской области, где Сергей защищает ворота одного из лидеров – первоуральского «Динура».

Сергей, вопрос к Вам как основателю сайта footballtrainer.ru: каким Вы видите среднестатистического российского футбольного тренера сегодня?

Сегодня существует большая разница между тренерами, работающими в профессиональных футбольных клубах и тренерами, работающими педагогами при муниципальных учреждениях. И в то же время существует очень много общего. Современные тренеры уделяют большое внимание физической подготовке футболиста, меньше тактической и совсем мало технической подготовке футболистов, вне зависимости от возраста и индивидуальных особенностей футболистов. С одной стороны, в такой системе подготовки выходят в свет действительно только талантливые ребята. Но играя на высоком уровне, наши команды создают много моментов для взятия ворот, но реализация хромает. Посмотрите на чемпионат Германии, где система подготовки немецких футболистов основана на технической подготовке в первую очередь, им достаточно создать несколько моментов, чтобы забить гол. В России, к сожалению, детские тренеры не ставят так четко удары по воротам и не прививают воспитанникам культуру паса.

Хватает ли тренерам учебного материала – книг, видеопрограмм?

В последнее время появляется много профессиональной литературы - дефицита в данном направлении нет. Другое дело в качестве самих методик и материалов. По моему сугубо личному мнению, они давно устарели и не позволяют отечественным футболистам и командам сделать большой рывок в футбольном мастерстве.

И вообще, пользуются ли тренеры тем, что предлагается?

Сложно ответить на данный вопрос, это личное дело каждого тренера.

У нас в группе Вконтакте весьма популярна тема «Хочу стать тренером. С чего начать?» Что посоветуете новичкам?

Изучать различные методики и материалы по теме, анализировать насколько они применимы и дают результат. Большая проблема отечественных тренеров – безоговорочная вера не в те методики.

А в какие нужно верить, и где их взять?

Вопрос спорный, каждому тренеру нужно пройти через свои победы и поражения. Лично мне импонирует методика, основанная на оттачивании техники, постановки ударов и передач сотнями монотонных повторений. Ну и тренировочный процесс для каждого амплуа должен быть индивидуально подобран с учетом специфики по позициям (нападающий должен замыкать подачи с флангов в 1-2 касания. Полузащитники должны делать голевые разрезающие передачи и т.п.). Ну и тренировочный пульс должен быть как можно ближе приближен к игровому.

Есть очень интересная методика, которая, по моему мнению, может быть интересна тренерам, которые хотят из игрока среднего уровня сделать звезду - http://futbol1.io.ua/

Особое внимание в обсуждении уделяется получению тренерских лицензий категорий D и С. Вот все ли Ваши знакомые тренеры обладают лицензиями?

На уровне областных соревнований и КФК большинство тренеров не обладают лицензиями.

Нужны ли вообще они, лицензии, для работы с дворовой командой например? Или на первенство города? Области?

На уровне секций в дворовых клубах тренеру необходимо педагогическое физкультурное образование, ведь в основном тренеры работают по профессии педагога. На уровне городских и областных соревнованиях имеет смысл получать лицензию тренеру только ведущих команд, в которых есть минимальная система подготовки юных футболистов. Но тут уже дело руководства команд.

Должен ли тренер обладать в равной степени навыками менеджера (администратора) и непосредственно тренерскими? Или дело тренера – тренировать?

На уровне команды областной тренерам приходится заниматься многими сопутствующими вопросами. В идеале тренер должен тренировать, а менеджер создавать благоприятные для работы условия. Но тут эталонной модели нет.

Кто из тренеров является для Вас образцом, примером для подражания?

Таких нет, у каждого тренера свой подход, который одной команде может подойти, а другой нет.

Есть ли среди ваших знакомых тренеры по футболу и мини-футболу, которых работа устраивает как в финансовом плане, так и в моральном?

Среди моих знакомых нет. Я думаю не бывает таких тренеров, а если и есть – тогда нужно заканчивать иначе можно просто засидеться и начать деградировать как тренер.

Цитата с сайта footballtrainer.ru:

Футбол – один из самых сложных видов спорта. Чтобы стать футболистом требуется много времени, упорства и желания. Ведь футбол – не просто игра, это искусство, идеология, образ жизни. Уроки футбола являются не только механическим разучиванием определённых упражнений. Они представляют целый комплекс воспитания интеллектуальных, морально-волевых, физических качеств игрока.

Подготовка футболистов обычно начинается с селекции. На этом этапе тренеру следует определить потенциальные возможности футболистов. Практический опыт, а также многолетние наблюдения доказали, что основой последующих схем индивидуальных тренировок футболистов должны стать врождённые способности личности.  

Сущность тренировки по футболу заключается в развитии профессиональных качеств футболистов через игру и упражнения с мячом. Ценность таких уроков футбола заключается как в развитии специальных и общих двигательных навыков, так и в положительном психологическом эффекте. Подобный результат - это следствие коллективных физических занятий с мячом.  

Тренировка футболистов состоит из изучения тактики ведения мяча, его обработки, приёма и передачи, а также удара по нему. Немаловажным также является способность спортсмена грамотно двигаться без мяча. Тренировка футболистов обязательно должна проходить с учетом того, что современный футбол – это футбол скоростной. Приём мяча на месте не только морально устарел, но, по сути, даже вреден.  

Если в процессе подготовки футболистов закрепить у них привычку выполнять технические приёмы на месте, в дальнейшем это станет серьёзным тормозом для освоения техники в динамике. При обработке на скорости, мяч естественно сливается с ритмом бега. При движении он мягко сбрасывается на ход под контроль, передачу, удар. Все мышцы футболиста постоянно сокращаются. Напрягаясь - расслабляясь, они образуют так называемый «дифференциальный механизм», который обеспечивает идеальную согласованность их работы как на тренировке по футболу, так и на соревнованиях.  

Если внимательно присмотреться к игре, можно заметить, что тактика футбола, зачастую, складывается из часто повторяющихся действий. Поэтому необходимо, чтобы каждая тренировка по футболу прививала игроку определённые навыки. Урок футбола, как подсказывает жизнь, лучше всего усваивается в процессе игры. Следовательно, при подготовке футболистов основной составляющей всегда будет практика. Только на игровом поле могут проявиться самобытные таланты каждого футболиста. 

ФК "Динур" Первоуральск - один из лидеров Чемпионата Свердловской области по футболу

 

Вы являетесь вратарем команды-призёра Чемпионата Свердловской области по футболу «Динур» из Первоуральска.  Есть мнение, что ваш турнир очень сильный. Так ли это?

Мне трудно сравнивать наш турнир с другими соревнованиями, т.к. не участвовал в других аналогичных турнирах. Несколько команд чемпионата Свердловской области участвуют успешно в турнире КФК. Я думаю уровень ведущих команд данных турниров сопоставим.

Расскажите о Чемпионате.

В чемпионате принимает участие 14 команд по первой группе. Можно разделить их на 2 группы: команды борющиеся за медали и остальные. К первой группе относятся: «Динур» (Первоуральск), «Синара» (Каменск-Уральский), «Металлург» (Верхняя Пышма), «Смена» (Екатеринбург). В последние годы уровень всех команд серьезно вырос, поэтому в этом сезоне лидеры теряют очки даже с аутсайдерами. Результаты многих матчей могут быть непредсказуемыми, а плотность в турнирной таблице может лидера после одного тура сразу переместить на 3-4 место.

Как закончили этот сезон?

Сейчас идет борьба за призовые места. Четыре команды ведут борьбу за 3 призовых места, имея в активе одинаковое количество очков. Для нас всё решится в последнем туре, где мы будет играть на выезде с прямым конкурентом.

Поделитесь мнением о том, как должен развиваться любительский клуб уровня Чемпионата области. Какова должна быть его структура?

В нашем чемпионате каждая команда, которая борется за медали, имеет разные принципы формирования команд. Одни играют только местными ребятами воспитанниками своей детской школы, многие команды приглашают игроков из других городов. Оба варианта приносят результат. Конечно, было бы здорово, если бы все игроки были местными ребятами. Но не у каждой команды есть система подготовки футболистов, намного проще и дешевле пригласить опытного игрока из другого города.В лучшем случае при каждой команде есть секция футбола, в которой занимаются дети 2-3 возрастов, которые принимают участие в областных соревнованиях между сверстниками.

Открытие 69-го по счёту областного футбольного сезона - 2013 в Первоуральске, в зелено-белом - команда "Эльмаш" (Екатеринбург)

Фото из группы "Эльмаш" в ВК

 

Как в Первоуральске вообще с развитием футбола? Просмотрел внимательнораздел «Спорт» на официальном сайте Администрации города. За несколько лет – ни одной (!) новости про футбол.

Вы просто не там смотрите! На самом деле в Первоуральске очень активно развивается футбол. В чемпионате города принимает участие 12 команд, а в соревнованиях по мини-футболу участвуют более 40 команд (разбиты на 4 группы). Просто администрация города не сильно поддерживает развитие футбола, в нашем городе даже нет большого искусственного футбольного поля! Развитием занимает только местная федерация футбола.  У нас есть сайт с последними результатами матчей, таблицами и календарями игр – ffp66.ru

Кто является учредителем Федерации? Это частная компания или общественная организация?

Это общественная организация. Председателем является Русскин Игорь Геннадьевич.

Взаимодействует каким-либо образом местная Федерация с областной?

Да, но каким, точно не подскажу. Точно наши судьи обслуживают матчи областного первенства.

Как Вы оцениваете работу областной Федерации футбола?

Оценивать не буду, не все прозрачно, как хотелось бы.

Что популярнее на Урале – футбол или мини-футбол?

Футбол популярнее, тем более, что сейчас наша команда «Урал» играет в Премьер-Лиге.

Ваше мнение о сомнениях нового главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана по поводу трат городского бюджета на Чемпионат Мира и возможном переносе игр #ЧМ2018 в другой город?

Нет, вопрос уже решён.

У вас в городе недавно сменился глава города. Говорят, что со скандалом. Как считаете, выиграет ли от этого развитие массового футбола?

Футбол точно не выиграет, т.к у нас в городе все любят хоккей с мячом и все финансовые средства уходят на содержание команды «Уральский Трубник».

 

Сергей Аляев, сентябрь-октябрь 2013

  • ©  Агентство «Футбольные Коммуникации»
  • ©  footcom.ru - Сайт об индустрии футбола, массовом, любительском, детско-юношеском футболе
  • © «Россия футбольная» - Проект о футболе в различных уголках страны

Все интервью на footcom.ru: http://www.footcom.ru/interviews.php

www.sports.ru

В помощь детскому тренеру(Советы от Мосягина Сергея Михайловича)

Мосягин Сергей Михайлович(29 декабря 1937- 25 ноября 2011)

Тренер: «Знамя труда» Орехово-Зуево (1963-66г.), «Зенит» Ижевск (1971-73г.), «Пахтакор» Ташкент (1980г.)

Главный тренер: Юношеских и юниорских сборных команд СССР 1975-78, 1981-82, 1984-85 гг., Юношеской сборной РСФСР 1967-75 гг.

Тренер: Национальной сборной СССР 1979, 1983, 1986-90 гг., молодежной сборной СССР 1974-75 гг.

Главный тренер олимпийской и молодежной сборных ОАЭ 1990-92 гг.

Под руководством С.М.Мосягина сб. СССР стала победителем юниорского ЧМ-77, юношеского турнира УЕФА в 1976 году, 3-м призером этого турнира в 1977 году. При участии С.М.Мосягина сб. СССР была 2-м призером ЧЕ-88.

 

Прежде чем предложить Вам – тренерам детских команд, методические материалы по подготовке юных футболистов, предлагаю несколько СТАНДАРТОВ, которые, по моему убеждению, можно взять для сопоставления с имеющимися у Вас суждениям по эти же вопросам работы тренера.

1. Главная фигура в любом виде спорта – тренер. Кто из руководителей клубов считает иначе – глубоко ошибается. Будут деньги, будут неплохие игроки, но без квалифицированного тренера игры у команды не будет – это истина. К сожалению, она забывчива для многих.

2. Одна из особенностей в нынешней действительности состоит в том, что футболом и в частности клубами и командами пытаются руководить Коммерсанты. Хорошо это или плохо, покажет время. Однако советую учесть особенности их психологии:

а) У людей, живущих ежедневным присвоением денег, кончается соглашение между умом и чувствами, Их действия, вспышки, зачастую не от ума, а от физиологического свойства. б) Ум их перестает признавать самых элементарных начал – Справедливости. Потому, что справедливость находится, и будет находиться в вечном разрыве с их личной выгодой. Справедливость – это общая польза. в) Коммерсанты – деловые люди, верят своему решению и только. Задача тренера: постараться сделать все возможное, чтобы личная польза, выгода Спонсора совпадала с Интересами команды.

3. Сейчас тренерам приходится работать в совершенно иной экономической и политической системе государственного устройства. Без знания основ законодательства, а именно ПРАВА, могут возникнуть проблемы Юридической незащищенности, которая потребует материальных затрат на содержание различного рода «спецов» по защите твоих прав и прав футболистов.

4. Не будь наивен в отношении «болельщиков». Они не любят ни тебя, ни команду. Они любят себя в футболе. «Болельщик» помолодел. Он агрессивен. Ему не до команды, ему нужна победа, чтобы пошуметь, разрядиться, выделиться среди толпы. Болельщики со стажем живут в основном прошлым футболом, который произвел на них когда-то сильное впечатление. Их высказывания не принимайте близко к сердцу.

5. Ты , сгоряча, можешь сказать в чей-то адрес недоброе слово. Пресса разнесет его, что может оказаться вредным не только для тебя, но и для команды. К тому же надо учитывать, что этот журналист сегодня пишет о футболе, завтра о космосе, после завтра о военных действиях и т.д., т.е. обо всем поверхностное суждение.

А.П. Старостин советовал: «Хочешь избежать дополнительных хлопот, говори о чем, а не о ком». Примите это к сведению в разговоре с прессой. Если команды выиграла, похвали футболистов, если проиграла – возьми вину на себя.

ИСТИНА – проигравший всегда будет отчитываться плохой подготовкой.

 

6. Если аудитория, перед которой Вы читаете лекции, выступаете или просто беседуете, Вас не внимательно слушает или не понимает – виноваты только Вы. Одно из важнейших педагогических правил – Нельзя сердиться на группу. Чтобы, в какой-то мере, избежать провала в этой ситуации советую: а) Постарайтесь хорошо сами понять и в совершенстве овладеть содержанием предложенной беседы. б) Доходчиво, грамотно и понятно для аудитории раскрыть содержание того, о чем Вы ведете разговор. в) Соблюдайте в беседе высокую Нравственность. г) Внимательно отнеситесь к своему внешнему виду. Не случайно, перед тем как выйти на экран телевидения или сцену, любой персонаж проходит через парикмахера и гримера. Готовясь к беседе с футболистами, не ленитесь взглянуть на себя в зеркале. Но не забудьте про главное – многословие не всегда полезно. Пословица гласит – чем длиннее язык, тем ум короче.

7. Если в разговоре тренера постоянно присутствует Мат, то это, прежде всего, указывает, что у него катастрофически упала сила внутренней энергии в подборе слов – это нехватка образования, а точнее – его отсутствие.

8. Когда я говорю, что тренер обязан быть человеком долга, я предъявляю к нему еще одно требование, которое он Обязан соблюдать – Никаких запойный явлений. Выпивка тренера с мотивацией – снять напряжение, нервные перегрузки, за успех и при неудаче – не могут быть оправданием, но сигналом к потере авторитета в команде.

9. Плохое и хорошее всегда рядом. Иногда сложно различить, где между ними водораздел. Советую, прежде всего, по пристальней вглядываться в характер людей, с которыми Вы общаетесь. Тогда быстрее поймешь древнюю истину – «Для многих беда заключается в том, что они плохие люди, а пытаются все вокруг устроить хорошо. Не выйдет».

10. Говорить правду необходимо, но не всю. Здесь следует расширить понятие Правды. Прежде всего, следует заметить, что выражение – «имеешь право на правду» - лишено смысла. Скорее надо сказать, что человек имеет право на Свою правду (собственную), т.е. на субъективную правду в нем самом. Разъясните футболисту или футболистам, которые употребляют слово Правда в своих интересах.

11. Для сведения. В футболе, впервые из всех существующих видов спорта, был введен институт тренеров. Впервые организована круглогодичная тренировка, составлен постоянно действующий календарь игр, организованы группы подготовки молодых футболистов и многое другое, где футбол оказался первопроходцем.

12. Главное для тренера – это организация учебно-тренировочной работы. Вполне понятно, что он должен хорошо разбираться в этом. Но советую, любому тренеру, иметь хотя бы поверхностное представление, как организуется учебно-тренировочный процесс в некоторых других видах спорта.

13. Когда речь заходит о том, что главное в работе с командой? Ответ как всегда банален и прост – ВСЕ. На практике, особенно когда Вы принимаете команду, да еще в разгар сезона, возникает гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?», а точнее – с чего начать? Мой совет – начните с внесения изменений в тактику игры команды. Почему?

14. Доходчиво разъясните футболистам, что в каждом из них «сидит» будущий тренер. Воспользуйтесь примерами из истории возникновения и развития футбола. Напомните, что на заре этой игры тренер и футболист был один и тот же человек. Потом они разделились. Это не принципиальное деление, а технически необходимое, в сфере развития этого вида спорта. Время потребовало, что тренер должен определяться не только возрастом и авторитетом в команде, а как главным фактором – ЗНАНИЯМИ.

15. Футболист стал популярен. Как должно продолжаться его обучение, воспитание, влияние на его поведение? Как свидетельствует практика, здесь следует прибегать к дополнительным средствам КУЛЬТУРЫ, но уже нельзя вести с ним «правильного» обучения.

16. На установке к предстоящему матчу может быть только разговор тренера с игроками. Нельзя с самочувствием, найденном на установке, выходить уверенно на игру. Игра – отрезок жизни спортсмена и может всякое преподнести.

17. Тренер проводит беседу с футболистами, Учитывайте одно из важнейших педагогических правил – наиболее устойчивое состояние всех человеческих мнений заключается в их несхожести. Не стесняйтесь повтора одних и тех же требований, советов, просьб, указаний и т.п. Перед Вами не один человек, а группа людей и все могут по-разному трансформировать Ваши высказывания.

18. Иногда у тренера возникают проблемы. Это когда он что-то объясняет футболисту, как тот должен действовать в игре или при выполнении упражнений с мячом на занятиях, а футболист не совсем его понимает. Как правило это происходит потому, что тренер объясняет все на «пальцах». Чтобы более доходчиво и понятно стало Ваше требование – подкрепите это примером из игры какого-либо футболиста, который играет примерно в соответствии с Вашими рекомендациями. В театральном мире принцип подражания широко распространен. Актер выбирает себе «кумира» и на этом строит свою творческую карьеру. Тренер обязан четко отличать технику «показа», от техники мастера.

19. Тренер не должен бояться творческих «конфликтов» с футболистом или группой футболистов. Крепость позиции тренера в отличие от футболистов в том, что он знает завтрашний день команды. Кроме того, от Общения не обеднеют. При споре тренеру полезно знать – «что у глупцов и гениев одинаковое количество мыслей. Разница лишь в том, что мысли разные». При постоянном общении с людьми, а настоящая и самая трудная работа начинается там, где соприкасаешься с Людьми, на всякий случай примите Совет: - первое слово дороже второго; - не торопись и всегда будешь желанным; - проигравший, никогда не войдет в историю; - не волнуйся, самое главное еще впереди, включая и смерть; - делай хорошо, плохо само выйдет; - чрезмерная требовательность к себе отталкивает от тебя людей, но над этим возвышается – «забота о себе – это единственная Страсть у человека, которая не подчиняется ни кому».

20. Дисциплина – это средство уничтожить в человеке дикость. Дикость – есть независимость от законов. Задача дисциплины – подчинить человека законам человечности, а в футболе – заставить игрока чувствовать власть тренера. Дисциплина в команде не есть что-то рабское. Футболист постоянно должен чувствовать свою свободу, но только так, чтобы не мешать свободе других.

 

21. Беспрерывные ласки, захваливания, панибратство с игроками со стороны тренера поддерживают у футболистов своеволие, делают их фальшивыми и если еще тренер обнаруживает перед ними свою слабость, то лишает себя уважения в глазах отдельных игроков, да и команды в целом.

22. Ни в коем случае нельзя терпеть рассеятельности у футболиста. Даже талантливые игроки из-за этого порока не стали мастерами высокого класса. Не были признаны.

23. Тренер обязан знать, что Терпение – вещь двоякого рода. Оно состоит либо в том, что человек теряет надежду, либо в том, что ждет своего часа мужественно. Чаще это касается игроков запаса. Не вводите их в состояние излишнего терпения.

24. Работая с футболистами различных возрастных категорий, помните: молодость стремится к сложности, зрелый человек – к простоте. Считается ПРОСТОТА – вершина искусства.

25. Тренеру необходимо обладать многими качествами, но тремя обязательно, это – теорией спорта высших достижений; - практикой игры в футбол и Богом данной ИНТУИЦИЕЙ. Последняя имеет особое значение при лимите времени на принятие решений.

26. У футболистов «короткий век». Тренер обязан по-философски подойти к разбору значения слова ЖИЗНЬ. Это слово не имеет множественного числа. Оно священно. Проводя занятия, связанные с физическими нагрузками, а Вы имеете дело с молодежью, постарайтесь постоянно помнить заповедь врачей – НЕ НАВРЕДИ.

27. Каким бы не был талантливым и авторитетным тренер, ему все равно нужна строжайшая дисциплина. Не впадать в крайности при попытке научить парня играть в футбол. Почему? Дело в том, что научить играть в футбол, и не только в футбол, НЕВОЗМОЖНО. Помочь парню, убедить его, что он будет играть хорошо – это в силах тренера.

28. В обязанности тренера входит руководство командой во время матча, но в этом руководстве имеется определенный предел, который запрещает тренеру впадать в ИСТЕРИКУ. Истерика – есть высшая стадия противопоставления своей особы к окружающим тебя людям.

29. Ни один специалист, ни группа специалистов, не в состоянии составить окончательный план на победу в спортивных соревнованиях и победить.

30. Тренер должен постоянно иметь возможность консультироваться по принимаемым им решениям. В первую очередь, для этого используйте своих помощников. Но это возможно лишь в том случае, если они «не носильщики мячей» и специалисты «по подготовке спортплощадок для занятия команды», а сформировавшиеся тренеры по футболу.

31. Тренер, пытающийся во время матча, вмешаться в ход игры видимо плохо понимает, что он, прежде всего, забавляет публику. А пользы для команды от его выкриков, жестикуляций – на грош. Я думаю, что после игры, дома, он ругает себя за свое поведение, понимая, что ему не подчинился разум.

 

32. В перерыве между таймами, как свидетельствует практика, в футбол играть не учат. В перерыве необходимо кратко, по делу дать совет, что следует сделать в главном, а не в деталях для победы или удержания счета. Акцент сделайте на игре соперника, а не на разборе ошибок своих игроков. Они сами знают о них. Если за Вашей спиной стоят высокопоставленные чиновники от футбола, или «хозяева» клуба, спонсоры – НЕ ТЕРЗАЙТЕ СЕБЯ МУКАМИ – говорите не для них, а профессионально доведи свои мысли до футболистов.

33. О замене игроков по ходу матча. Андрей Старостин считал, что бездумная замена, особенно когда команда выигрывает или за 5-7 минут до конца игры – глупостью. Мяч – предмет одушевленный и сразу понимает, что тренер вмешивается в игру не по делу. И наказывает команду. Замена игрока или игроков – Богом данная (или обойденная) Милость.

34. Тренер не получил признания в коллективе (клубе). В чем причина? Практика свидетельствует о том, что тренер израсходовал Идеи, у него сохранилась только Память, которая продолжает служить ему лично, но не развитию футбола. Кроме того, как правило, в этом случае выделяется и недостаточная общая образованность и культура тренера.

35. Тренеру рассчитывать на признание потомками не приходится. Он не живописец, ни поет. Его искусство во времени. Он или замечен сейчас, или нет. Рекомендую для руководства вдуматься в строки С. Есенина: «… бейте в жизнь без промаха, все равно влюбимся, отцветет черемуха…».

36. Какие требования, просьбы, советы должен тренер высказывать футболистам команды, которую он только что принял? Вариантов много, но прислушайтесь, что в такой ситуации посоветовал наш выдающийся пианист В. Рихтер оркестру, с которым ему предстояло выступление: «Мы должны не только играть хорошо, но и дышать одинаково. Иначе нет смысла собираться в этом составе». Но приняв команду, не сделайте ошибку, если поверите, что это главный твой объект работы, от которого зависит твой успех. В каждом клубе есть люди, которые считают, что это их команда и рассчитывает постоянно, гарантированно иметь от нее ПРИБЫЛЬ. Какую? Материальную или моральную – это их желание, но прибыль. Если для них этого нет, они сделают жизнь тренера НЕВЫНОСИМОЙ. Способ защиты у тренера от них имеется – это беспроигрышная игра его команды, но такого не бывает. «Кабинетные игры», по своей сути, сложнее игр на футбольном поле.

37. Если Вы едете в команду с целью заработать деньги, Вы их не заработаете, а если Вы приняли команду с целью повысить ее спортивный результат и знаете, как это сделать, Вы будете с деньгами.

38. Фундаментом успешной работы тренера была и остается степень его теоретической подготовленности к этой трудовой деятельности. Сейчас нет «контролеров» за работой тренеров, кроме «новых русских», и это обстоятельство требует от тренера поиск путей к постоянному САМООБРАЗОВАНИЮ. Другого выхода у Вас, в настоящий период, нет. Напоминаю – Знания всегда рентабельны.

39. Не могу не привести высказывания философа древности Платона, по поводу необходимости постоянного повышения и расширения своих знаний. Тем более, если работаешь тренером-преподавателем. Платон постоянно повторял, читая лекции своим ученикам – «Я знаю, что я ничего не знаю», и пояснял почему он употребляет это высказывание – «чем больше я прикасаюсь к неизвестному, тем больше мне надо знаний, а у меня их не хватает». Тянитесь к знаниям, появится творчество!

40. Считаю своим долгом напомнить о содержании теории познания явлений. Ее сущность: от простого созерцания предмета к его восприятию, от восприятия к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика – критерий истины. Воспользуйтесь! Не отчаивайтесь если Вы предложили новое, а Вас не только не поняли, но и признали Ваше новшество вредным. Истина, как правило, проходит три ступени: а) новое считают бесполезным и вредным; б) вводят на него запрет; в) а, оно наперекор всем живет и развивается. Тогда его признают, и бессовестно говорят – а мы всегда считали это НОВОЕ полезным.

В футболе имеется яркий пример – это так называемая ВОЛЖСКАЯ ЗАЩЕПКА, т.е. игра с четырьмя защитниками. Это явление развивалось по указанному выше сценарию.

41. Новое изобрести сложно, а может быть и не возможно, но соединить имеющиеся действия, предметы, традиции и т.п. явления, особенно в учебно-тренировочном процессе – реально. Необходимо пофантазировать. Творческая фантазия тренера ведет его не только к новым формам работы но и, как правило, к успеху. Как писал У. Шекспир: «Экономична мудрость бытия, все новое в ней шьется из старья».

42. Если тренер не хочет остановиться в своем творческом росте, советую – в обязательном порядке заниматься педагогической практикой в соответствующих учебных заведениях, где учебные программы связаны со СПОРТОМ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ.

43. Тренер постоянно обязан помнить совет – СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ. Повторяю – знания всегда рентабельны. Отсюда вытекает, что работая с людьми тренер не должен довольствоваться знаниями, которые получил их вторых рук. Чужое знание, даже полученное от преподавателей ВУЗов ненадежны и забывчивы. Чужое знание может тебя кое-чему научить, но талантливым специалистом можешь стать лишь собственною МУДРОСТЬЮ.

44. Определяющим фактором в подборе себе помощника, тренер должен взять фактор – ДОВЕРИЯ. Это слово, его смысл не требует расшифровки. Тренер обязан знать, что отрицательные черты у этих лиц проявляются при неудачных выступлениях команды, одновременно являются и испытанием на прочность Вашей ДРУЖБЫ с этим человеком.

45. Лев Толстой писал «Толковый человек никогда не покажет, где не надо своего ума. Он знает – это ему не выгодно. К человеку простоватому подходят просто. А это бывает выгодно в работе с людьми». Словом – будьте проще – и народ к Вам потянется.

46. Подготовка вратарей, работа с ними должна поручаться специалистам «вратарского дела». Ненормально, когда главный тренер делает упрек вратарю, указывает на его ошибки и требует от него как следует действовать в том или ином игровом эпизоде. При этом сам он этого никогда не делал и не имеет понятия о психике вратаря. Стыдно. Поэтому поводу есть анекдот: «Мужик купил рояль. Сосед его спрашивает – зачем, ведь играть не умеешь. Он отвечает – у меня есть товарищ, он умеет и мне покажет».

47. Иногда тренер при подготовке к предстоящему матчу, с командой, заведомо по классу игры выше, предлагает футболистам такой план игры: - «Сегодня, я прошу Вас, сыграть так как Вы можете, без страха и волнений». В этом случае я считаю этого тренера оппортунистом. Он в любом результате игры команды будет на высоте. Если победа – он стратег. Если поражение – ну вот, я дал Вам полную свободу действиям, но играть, кроме свободы, еще надо уметь. ЗАКОН – тренер всегда обязан быть мысленно с футболистами команды. Команда это ОН – он это КОМАНДА. Только так!

48. При всей мудрости тренера, знания своего дела, тренеру еще крайне необходим МУЖСКОЙ ХАРАКТЕР. Без него все остальные его знания футбола и педагогики могут ПОБЛЕКНУТЬ. Мы знаем не мало фактов, когда тренер без специального образования, работал вполне успешно. Я имел рабочие контакты с подобного рода специалистами. Я спрашивал у них – в чем Ваша сила? Один из них ответил восточной пословицей – если глиняный кувшин падает на камни, кувшин разбивается. Если камень падает на глиняный кувшин – кувшин разбивается. Мораль – грубая сила побеждает. Талантливый человек работает гораздо лучше под давлением.

49. Нередко у футболистов в отдельных матчах предстартовое состояние (волнение) сохраняется в течении всей игры. Им приходится не только тратить усилия на единоборства с соперником, но и на борьбу с самим собой, т.е. выходом из предстартового состояния. Когда спортсмен говорит, что у него сегодня не пошла игра или неузнаваемо слабо играет команда – это первый признак, что футболистам не удалось выйти из предстартового состояния, и без врача ясно – ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЕ. Устранить тренеру это явление сложно. Искусственно нельзя. Поможет только опыт, т.е. регулярное выступление в играх с заведомо сильным соперником. Здесь свою роль сыграет – ПРИВЫЧКА.

50. Боязнь футболиста импровизировать в игре, в большинстве случаев объясняется тем, что он опасается потерять симпатии «вчерашнего дня», полученные им от тренера, товарищей по команде, зрителей. Это одна из причин, недолговечности молодых талантов. Тренер обязан помочь парню сбросить груз ненужной стеснительности.

51. УСТАЛОСТЬ – это болезнь, возникающая, как правило, при выполнении большого объема работы (физической, умственной или какой то другой деятельности). Если надежный футболист снизил игру, не вините его, а сделайте упрек в свой адрес, что не располагали информацией о том объеме работы, который ввел его в состояние утомления.

52. Этот пункт дарю тем тренерам, которые после каждого забитого гола в ворота соперника вскакивают со скамейки, целуются со всеми, кто оказался рядом, не дожидаясь окончания игры, т.е. ведут себя как болельщики, а не как тренеры способные к анализу после матча. Советую внять Библии – как все великое, в ней сказано кратко: «Коня к бою готовишь сам, а победу Бог». Так что, команда вышла на футбольное поле, сиди и не нервничай. Верь в Библию и сбережешь не только свою нервную систему, но и убережешь себя от ГЛУПОСТЕЙ.

53. Еще одна попытка обратить внимание тренеров на ЭМОЦИИ. Эмоции – это душевное состояние. Они могут быть вызваны не только радостью, но и горем, просчетами, неполадками в здоровье и т.п. факторами. Эмоции, в большинстве случаев, приносят человеку вред. А на такой работе, которую выполняет тренер, да еще работая в посредственной команде, но с хорошим заработком, вред от эмоций возрастает до 80-90%. Я отмечал – эмоциональный тренер, прежде всего, забавляет зрителей и наживает себе болезни. И наоборот, спокойные и рассудительные специалисты, работая с самыми лучшими командами, оказались долгожителями и уважаемыми людьми, как зрителями, так и футболистами.

54. Поражение в матче, имеющем особое значение для команды, болезненно воспринимается всем коллективом. Очень трудно в этом случае привести команду в порядок. Требуется не только время, но и опыт тренера. Вместе с тем, какие бы скверные мысли не приходили Вам в голову – растерянности перед футболистами ни в коем случае не проявляйте. И совсем будет плохо если надумаете подать в отставку. Дело в том, что в твоих руках ключ к наведению в коллективе спокойствия и прежней уверенности, Пофантазируй, не спеши, и наверняка найдешь правильное решение. Вспомни – на воротах лондонского стадиона «Уиблдон» был плакат с надписью: «Радость победы и горечь поражения – мгновенны».

55. При подготовке команды к спортивному сезону, турниру, матчевым встречам не ориентируйтесь на количество дней оставшихся до первой игры. Главное здесь не дни, а игры: товарищеские, двухсторонние, их просмотры. В них тренер обязан не только определить СТАРТОВЫЙ состав команды, но и отладить игру. Каждый контрольный матч – ответственный этап подготовки.

56. По определению Константина Бескова, команда может рассчитывать на успех в игре, когда в ней: - 5-6 футболистов неплохо владеют техникой обводки; - 6-8 футболистов в достаточной мере обладают техникой отбора мяча и охотно идут на этот отбор; - когда команда играет единым блоком, не растягиваясь по полю на 50-60 метров; - когда команда умеет играть на своей и чужой штрафных площадках. Бесков эти требования красной нитью проводит через весь комплекс работы с командами.

57. Контроль состояния футболистов на различных этапах спортивного сезона, требует от тренера – иметь свои ФУТБОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ.

58. Трудно научить и привить футболистам желание играть без мяча. Это серьезная проблема для многих команд и тренеров, но решение которой, во многом определяет класс игры команды, ее мобильность, зрелищность и, в конечном счете, результативность. Учитывайте также, что темп игры создают футболисты, не владеющие мячом!

59. Отдельные тренеры слабо представляют, что означает Малая нагрузка, Средняя, Большая. Не могут хотя бы приблизительно дать степень тренировочных нагрузок, основываясь на каких-то объективных данных. Здесь можно рекомендовать следующие показатели: - малая нагрузка – в течение занятий футболист обязан выполнить 600-900 м скоростного бега; - средняя нагрузка – 1200-1500 м; - большая нагрузка – 2500-3000 м. Количество рывков, ускорений (с мячом или без мяча), это вытекает от направленности занятий, творчества тренера и необходимости.

60. В бытность работы К.И. Бескова с командой «Спартак», упражнениями для первого занятия после проведенной игры служили повторения игровых моментов, созданных в проведенном матче. Повторялись ситуации, связанные с ошибками в обороне и нападении, а также моменты, приведшие к успеху. Все это делалось до теоретического разбора игры.

61. Не следует тратить много времени на объяснение психологических основ того или иного упражнения при проведении практических занятий. Иногда много объясняем, рассказываем, а футболисты из-за этого мало двигаются. Получается, как бы у экрана телевизора обучаются игре в футбол.

62 Я присутствовал на многих беседах тренера с футболистами. Почти везде однообразие в организации. Игроки медленно собираются. Рассаживаются подальше от тренера. Но то, что я видел когда В.А Маслов проводил теоретические занятия меня поражало. Игроки, даже именитые торопились занять места поближе к тренеру. Очень жаль, что в истории футбола о Викторе Ивановиче мало сказано, а говорил он конкретно, соединяя примеры с присутствующими.

63. Сложно тренеру делать усилия, пытаясь воспитать в том или ином игроке НАЧАЛО ТРЕНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ, особенно у титулованных. Они, как правило, высокомерны и чванливы. Им кажется, что в футболе они знают все. Для них в этом виде футбола секретов нет. Постарайтесь их переубедить. Для их же пользы. Они не только прибавят в классе игры, но и переход на другое амплуа будет менее болезнен.

64. Боязнь футболиста импровизировать в игре, в большинстве случаев объясняется тем, что он опасается потерять симпатии «вчерашнего дня», полученные им от тренера, товарищей по команде, зрителей. Это одна из причин недолговечности молодых талантов. Тренер обязан помочь парню сбросить груз ненужной стеснительности.

65. В учебно-тренировочных занятиях более сложный процесс связан с созданием структуры выполнения упражнений. Здесь требуются не только знания, но и НАПРЯЖЕНИЕ умственных и физических усилий, а на это, к сожалению, не многие тренеры способны. Это одна из причин повлиявших на отставание россиян от европейцев. По этой же причине, мне кажется, ни один из наших тренеров не получил и не получает приглашений на работу в европейских клубах.

66. Прежде чем начать разучивать новое в игре команды, постарайтесь доказать теоретически достоинства и преимущества ПРЕДЛАГАЕМОГО. Поверьте, дело пойдет более успешно в реализации Ваших ЗАДУМОК.

67. Не забивайте себе голову рассказами из вчерашнего футбола, сосредоточьте внимание футболистов на СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ими СВОЕГО спортивного мастерства, как главной цели.

68. Нередко футболист, став популярным, не отдает должного уважения тренерам, воспитавшим его и оказавшим влияние на его выучку играть в футбол. У меня был разговор с одним известным игроком. Я спросил: «Кто помог тебе стать мастером футбола?». Он ответил: «Ни кто. Я сам заиграл». Я только мог сказать на это – «значит у тебя были замечательные тренеры. Тебе повезло». Я не убежден, что он меня понял, что тренеры, работавшие с ним, сделали все возможное, чтобы убедить его в том, что он может стать хорошим игроком, не выдвигая свою талантливость педагогов на передний план.

69. Тренер, не афишируя должен в команде беречь футболиста(ов) создающего КУЛЬТУРУ игры. Это редкое явление среди спортсменов. Тренер, порой и не сознает, что он должен учиться пониманию игры у этих футболистов. Если у Вас в команде появляются подобные игроки, проявите к их характеру особый интерес, иначе Вам будет сложно понять, что происходит в команде и ее игре. Влияние тренера на подчинение их характера в нужное для него русло не только нужно им, но и Вам в первую очередь.

70. Напоминай футболистам, что в истории футбола ни одному популярному игроку не были даны или сообщены какие-то секреты и он заиграл лучше всех. Такого история этой игры не знает. Каждый прославленный футболист достиг известности и вошел в число правофланговых футбола собственным напряжением сил, талантом, беззаветной любви к футболу. Заслуга тренеров, сумевших воспитать знаменитых игроков, состоит в том, что сумели подметить талант и сумели соединить природные данные парня с приобретенными им в процессе учебно-тренировочной работы навыками игры в футбол. Удачное сочетание тех и других сделали многих спортсменов заметными фигурами в футболе.

71. Первое, чем должен футболист завоевать уважение тренера – ТРУДОЛЮБИЕ. Но и сам тренер обязан быть человеком долга. Это не пафос. Это реальная и повседневная обязанность того и другого. В этих обязанностях главную роль играют человеческие качества – СТРАСТЬ, ПОДЪЕМ, ВООДУШЕВЛЕНИЕ.

72. Существует наука «О некомпетенции», согласно которой человек, в зависимости от рода деятельности имеет ЖЕСТКИЙ ПРЕДЕЛ ИНИЦИАТИВНОЙ работы. На определенном этапе, то чем он занимался до этого возраста, начинает работать как бы в обратном направлении. Не удивляйтесь, когда футболист, достигший 30-35 летнего возраста начинает Вам мешать в работе, не только в игре, но и в работе с командой в целом. Кстати, указанная наука касается и тренеров.

73. Футболисты, равно как и тренеры, не должны замыкаться в узкопрофессиональной среде. Консерватизм цеховых интересов резко сужает жизненный кругозор человека.

74. В условиях происходящих реформ в России, следует учитывать, что значительная часть молодежи приблизилась к РЕЛИГИИ. Попробуйте соединить теорию футбола и знания основ существующих религий. Усилить религиозное воспитание обязывает и тот факт, что в составах российских команд появляется все больше и больше иностранцев с различными религиями. В основе религиозного воспитания главным должно быть – уважение к любому вероисповеданию.

75. Также тренеру должно быть небезразлично, что в стране усиленно пропагандируется секс. Молодежь тянется друг к другу. Широко развивается проституция. К чему призывать, что посоветовать в этой обстановке футболистам? Советую: - молодой человек должен питать уважение и почтение к противоположному полу; - стремиться к СЧАСТЛИВОМУ БРАКУ как к высокой награде, а не к случайным связям с проституткой или девицей под названием «проходной двор».

76. «Секретами» подготовки спортсменов высших разрядов, в том числе и футболистов, овладели практически во всех странах мира. Остался единственный «секрет» - кто и как более рационально использует дополнительные компоненты, в том числе и питание спортсменов. О важности которого имеются свидетельства из далекой древности. Так известно изречение Сократа – «Я живу не для того чтобы есть, а ем для того чтобы жить», а Кант заявлял, что на первое место он ставит кулинарию, а на второе – работу. Почему введен этот компонент на питание? Потому, что отдельным тренерам подход к питанию футболистов осуществляется не по рекомендациям медиков, а от симптомов СОБСТВЕННОГО ЖЕЛУДКА.

77. Вы как главный тренер, первый кто должен быть заинтересован в подготовке молодых футболистов в своей футбольной школе, интернате или каких-то других организациях этого профиля. Ваша обязанность не только контролировать работу тренеров, занимающихся поиском талантливых ребят, но и методами их подготовки. Советую наряду с этим, поставить перед тренерами задачу, чтобы каждый мальчик, приглашенный ими в школу или интернат, мог полностью реализовать свою любовь и увлечение к футболу. Чтобы, уйдя из школы, этот парень никогда не винил Вас, а только себя, что он не стал профессиональным футболистом.

78. Учитывайте требования закона «ПЕРЕРОЖДЕНИЯ». Он напрямую касается футбола. Каждое поколение футболистов, несет свой «ЗАРЯД» нового. Если хотите узнать психологию нового, принесенного в футбол новым поколением – рекомендую иметь в своем характере – ПОНИМАНИЕ, БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ.

79. Когда тренер что-то рекомендует, следует выслушивать внимательно, но учитывать – «что рекомендующий смотрит с берега на пароход». Однако и у дилетанта иногда могут быть дельные предложения и это не редко. У простого озабоченного, в данном случае, футболом человека более категоричны суждения. Например: Тренер много слов и сил тратит на то, как объяснить футболистам главное в контратаке, а любитель считает, что контратака состоялась, когда в результате произведен удар по воротам.

80. Классика – этот продукт эпохи всегда переживет на долгие века свое время. От тренера никто не в праве требовать знаний о футболе с момента возникновения этой игры, но знать футбол своего времени он обязан. В противном случае про него быстро забудут.

81. Часто в разговоре приходится употреблять и слушать слово ПРИНЦИП. Что означает это слово? Принципы, такие же законы, что пишутся на бумаге, только они проистекают из собственного ума человека. Из принципов складывается характер человека. Тренеру важно определить – какие принципы лежат в поступках того или иного игрока, чтобы приблизительно узнать его или его характер.

82. Если в команде взяли верх остряки, пустозвоны, циники – это сигнал серьезного заболевания коллектива. Шутки и подтрунивания должны иметь место – но в меру.

83. Нелегкий вопрос для тренера – профилактика проявления его подопечными грубости и нарушения правил игры в ходе матча. Рецептов на все случаи нет, но рассуждения по этому поводу имеются. Человек дитя двух миров – материального и идеального. Он как бы пребывает в двух сферах. Игра в футбол содержит подобную разновидность. Играющий придерживается определенных правил, но и не забывает об их условности. Отсюда, в основном, и нарушения правил и двуполярность поведения. То все прекрасно, то выкинет такое, за что немедленно наказывается арбитром. Умение играть без нарушений заключается в овладении футболистом двуполярности поведения. История футбола имеет такой пример, когда за всю карьеру игры в ведущей команде страны, футболист не получил от судей ни одного замечания – это Григорий Иванович Федотов.

84. Вы озабочены вопросами, включающими в себя – что следует сделать, чтобы команда была готова к завтрашнему матчу? Наверное Вы рассчитываете прежде всего на талант своих футболистов, пусть не всех, но на ведущую группу, затем на выбранную тактику игры и выполнение тренировочных занятий в пред игровой день. Итак Вы привели все в соответствие с Вашей точкой зрения. Примите от меня еще одно замечание к Вашим усилиям. В любом творческом процессе, а футбол – это ТВОРЧЕСТВО, оказывается ТАЛАНТ играет не такую уж большую роль. Скульптор Каненков однажды сказал – «Создать произведение искусства даже из мрамора, мне требуется, всего лишь, два процента талантливости, а 98% - это «промышленная работа». Т.е. титанический труд, и я к нему готов».

Таким образом без 98% титанической работы на футбольном поле – не рассчитывайте на успех. В добрый путь!

И самое последнее – Если Вам предложили уйти из команды по «собственному желанию», уходите не втягивая никого себе в защиту, защищайтесь сами, если сочтете нужным. Но как правило, самозащита или какая-либо помощь – БЕСПОЛЕЗНЫ.http://sport-kids.ru

  • < Назад
  • Вперёд >

www.dokaball.com


Смотрите также