Дословно плеймейкер в футболе это человек, который «делает игру». Данный термин является английским сленгом, а ранее игрока с такими функциями называли диспетчером или распасовщиком.
Главная задача плеймейкера заключается в создании атак команды. Но, его место на поле может быть разным, так как обязанности распасовщика могут ложиться на футболистов различного амплуа. В основном плеймейкер в футболе это атакующий нападающий, который располагается прямо под нападающими. Примером такого плеймейкера являются Зинедин Зидан, Франсеск Фабрегас и Фрэнк Лампард.
Но, если игра команды стоится от обороны, то плеймейкером может выступать опорный полузащитник. В таком случае ему нужно не только отобрать мяч у соперника и прервать атаку. Опорный полузащитник в роли плеймейкера не просто играет на вынос мяча, но еще и своей передачей пытается найти свободного партнера, способного начать быструю контратаку. Примером использования опорника в виде плеймейкера являются Андреа Пирло, Скотт Паркер, Хаби Алонсо и Стивен Джеррард. В данном случае у опорного полузащитника, выступающего в роли плеймекера, намного больше вариантов для создания атаки, ведь перед ним находится большая часть команды. В то же время у атакующего полузащитника в партнерах в основном выступают нападающие, а иногда еще и крайние защитники.
Есть также тактические схемы, в которых функция плеймейкера ложится на второго оттянутого нападающего. Таковых примеров еще больше. Это уже легендарный Лионель Месси, Томас Мюллер, а также Мишель Платини.
В редких случаях плеймейкером может выступать футболист, действующий не в центре поля, а на фланге. Так играли португалец Луиш Фигу и англичанин Дэвид Бекхэм. Но, в таких тактических схемах желательно наличие уже двух плеймекеров, располагаемых на флангах. В настоящее время по такой схеме играет украинская сборная под руководством Фоменко. В ней на левом фланге функцию плеймекера выполняет «севильец» Евгений Коноплянка, а на правом фланге такая же задача у «динамовца» Андрея Ярмоленко.
От того, в какой форме пребывает диспетчер команды, в большей степени зависит исход поединка, ведь если у футболиста, через которого стоится тактика, игра не пойдет, то остальные футболисты не всегда смогут играть сплоченно и показывать командное взаимодействие.
final-match.ru
Футбол – он как секс: на первом месте результат, но удовольствие получаешь от процесса. Истинные эстеты знают: от искусного паса порой накатывает такая дрожь, какой дождешься не от всякого гола. Поэтому за игроками, выполняющими функции главных ассистентов, следить особенно интересно. Как и потому, что их креатив решает исход матчей не реже чем умение форварда завершать атаки. В чемпионате Англии есть несколько распасовщиков, чья игра доставляет зрителям особый кайф.
Терминология
Обычно под плеймейкером подразумевается футболист, играющий на позиции атакующего полузащитника, или треквартиста. Стильные итальянские словечки звучат в чемпионате Англии все чаще, ведь тренеры с Апеннин привносят в местную консервативную тусовку новые веяния тактической моды. И все же, когда речь идет об английском футболе, итальянского лексикона хочется избегать.
По сути, плеймейкером можно назвать любого, кто исполняет главную роль в конструировании атак. И он может играть где угодно. Андреа Пирло в зрелые годы творил из опорной зоны; Леонардо Бонуччи стирает границы между плеймейкерами и защитниками. Теперь Антонио Конте обучает схожей манере Давида Луиза. Можно ли назвать их плеймейкерами? А почему нет? Другое дело, что их задача – быстрее доставить мяч вперед, разогнать атаку. Тогда как от плеймейкера ждут нестандартных действий возле штрафной соперника: он должен придумать атаке завершение. В первую очередь треквартиста играет роль подносчика снарядов для форвардов. Поэтому инсайдов с ураганной скорострельностью вроде Санчеса и Азара мы пока вынесем за скобки. Как и Давида Луиза, как и Погба, который, хоть и превращается в ключевую фигуру для «МЮ», в 2017 году не сделал ни одного результативного действия в Премьер-лиге и имеет по системе «гол+пас» всего 4+3.
Фаворит
За пару туров до конца чемпионата только четверо превысили планку в 10 голевых передач. Лидирует Кевин Де Брюйне, на счету которого 15 ассистов. Одаренный бельгиец взялся за дело с большим энтузиазмом, но со временем несколько сдал. Сказываются эксперименты Гвардиолы, который использует Кевина где только его каталонской душе угодно: и на позиции «десятки», и в центре поля, на правом фланге, на левом фланге – Де Брюйне успел поиграть почти везде. При этом ему часто приходится делить сферы влияния с другим отменным креативщиком – Давидом Сильвой. И все равно по ключевым пасам рыжий бельгиец занимает второе место в турнире (2,9 за игру). Можно вполне обоснованно упрекнуть партнеров Кевина в плохой реализации.
Новые оттенки «синих». Как Антонио Конте изменил «Челси»
Самому Де Брюйне голевую статистику мешает улучшить элемент невезения: он попадает в штанги и перекладины даже чаще, чем Погба. «Я создавал много моментов для партнеров, были удары по воротам, но мне в этом сезоне не везло. Забей я хотя бы в половине случаев, публика смотрела бы на это иначе», – подтверждает Кевин. Так или иначе, за первые 12 туров Де Брюйне набрал по системе «гол+пас» 2+7, за остальные 24 – 3+8. Впрочем, его игра по-прежнему феноменальна. Недаром в последних пяти матчах «Сити» в АПЛ Кевин четырежды признавался порталом Whoscored лучшим в составе. Другое дело, что выиграны были лишь два из них. Команде есть в чем прибавлять, и вместе с этим должны вырасти показатели ее плеймейкера.
Претендент
Другой кандидат на звание лучшего ассистента сезона – Кристиан Эриксен. Датчанин, наоборот, долго просыпался: после 12 туров у него было всего 3 голевых паса. Но к началу декабря Эриксен раскочегарился и стабильно приносит пользу. Сегодня в его копилке 12 голевых передач. Почеттино особо не мучает своего дирижера перестановками: тот либо играет классического «десятого номера», либо исполняет роль правого инсайда. На производительность это вообще не влияет, датчанин одинаково хорош и там и там. Эриксен – единственный, кто опережает Де Брюйне по ключевым пасам (3,1). Он же самый бьющий игрок лиги, тогда как его бельгийский конкурент из «Сити» по ударам не входит даже в десятку. Это лишний раз показывает, насколько по-разному тренеры используют своих лучших креативщиков.
Лондон готов к революции. Почему «Тоттенхэм» – лучшая команда АПЛ
Беда Эриксена кроется в том же, в чем и преимущество: рядом с ним играют Деле Алли и Гарри Кейн, выступающие настолько ярко, что порой затмевают своего креативного директора. Естественно, англичане предпочитают уделять повышенное внимание игрокам собственной сборной. Из-за чего Эриксен остается, пожалуй, самым недооцененным футболистов. АПЛ. Тем не менее усиливающиеся слухи об интересе к нему «Барселоны» заставляют общественность признать, что Кристиан не просто хороший диспетчер, он действительно один из лучших в Европе на своей позиции.
Скрытый лидер
Есть и совсем неожиданный претендент: он набрал те же 12 ассистов, но забил больше голов и опережает как Эриксена, так и Де Брюйне по системе «гол+пас». А самая соль в том, что он играет за команду, которая из последних сил бьется за выживание. Да-да, речь о Гилфи Сигурдссоне из «Суонси». Исландец проводит лучший сезон в карьере и чуть ли не в одиночку тащит «лебедей» из зоны вылета. Его роль в успехах команды колоссальна: из 41 гола, на который сподобился «Суонси» за 36 туров, Сигурдссон причастен к 21, то есть более чем к половине.
Диапазон действий Гилфи почти такой же, как у Де Брюйне, хотя в основном его используют на двух позициях – центрального атакующего полузащитника (при игре в двух форвардов) и левого инсайда (при схеме в три игрока атаки). Вторая роль дается ему даже лучше – отсюда он сделал больше половины результативных передач. У исландца было два пиковых периода: с 8 по 15 туры он набрал 4+4, а с 20-го по 28-й – 3+6. Даже если сделать скидку на 3 гола с пенальти, результат для аутсайдера все равно впечатляющий.
Вместе с тем Гилфи уступает конкурентам в точности передач (76,5 против 81,4% у Де Брюйне и 79,9% у Эриксена) и количестве ключевых пасов (2,1 – не входит даже в топ-10). Правда, здесь стоит сделать скидку на уровень партнеров. Помимо этого фору Сигурдссону дало время, проведенное на поле: он отыграл примерно на 200 и на 500 минут больше Эриксена и Де Брюйне соответственно. Однако заслуг Гилфи это не умаляет: хавбек «Суонси» заслуженно занимает место среди лучших плеймейкеров сезона. Независимо от того, останутся «лебеди» в Премьер-лиге или нет, Сигурдссон заслуживает более амбициозную команду.
Джокер
Четвертый в этом списке - Сеск Фабрегас, набравший 4+11, но он проснулся слишком поздно. В двух последних турах испанец отдал 4 голевые передачи, и если в оставшихся матчах он сделает что-то подобное, это конечно будет невероятно круто. Но по ходу сезона Сеска едва ли можно назвать игроком стартового состава. Его ли вина, что Конте прибегает к его услугам через раз? Фабрегас делает, что умеет, и делает это блестяще: он провел на поле почти в три раза меньше времени, чем тот же Сигурдссон (всего 1137 минут против 3148 у исландца), но пользы и очков принес немало. В нужный момент Фабрегас становился тем самым фактором неожиданности, добавляя «Челси» интересных мыслей в момент творческого кризиса. Во второй половине турнира испанец явно добавил, для игрока ротации он просто невероятен.
Можно только догадываться, что сумел бы сделать Сеск, играй он хотя бы вдвое больше. С другой стороны, у Конте есть объективные причины оставлять Фабрегаса в запасе. Игровому стилю итальянца хавбек не совсем подходит, и если он пока не может полноценно в него встроиться, это больше личная проблема игрока, нежели тренера. Тот, в конце концов, побеждает и с ним, и без него, а Фабрегас, будучи настоящими кудесником, просиживает драгоценное время на лавке. Его ситуация очень похожа на положение Хуана Маты в «МЮ», и перед ними обоими в конце сезона стоит сложный выбор: пожертвовать личными амбициями во имя клуба или поискать команды, где каждому будет уготована роль примы, на что оба, несомненно, способны.
Эпилог
Остальным в этом году побороться с четверкой лучших не удалось, хотя в лиге хватает выдумщиков вроде того же Маты и Озила. Кто-то нестабилен, кто-то слишком редко играет, а кого-то подводят партнеры. Выбрать из тройки топ-ассистентов лучшего без субъективных суждений невозможно. Одни ориентируются на цифры, вторые – на внешний эффект, третьи – на важность для команды. Личное мнение автора: как бы ни был хорош Де Брюйне, как бы ни тянул за собой «Суонси» Сигурдссон, как бы ни придумывал шедевры Фабрегас, но в этом сезоне Кристиан Эриксен бесподобен. Почему? Да потому что он вырезает передачи, словно опытный хирург скальпелем. Он уходит от соперников так, будто те перебрали с элем. Он бьет по воротам так, что хочется добавить к удару звук хоккейного щелчка. От того, как он мыслит на поле, мурашки разливаются по телу. Это тот самый случай, когда процесс важнее результата.
Текст: Антон МушаФото: Global Look Press
Во всех командных видах спорта роль человека, способного одним пасом вывести партнера на ударную позицию всегда была велика. Разыгрывающие в баскетболе, связующие в волейболе, центральные нападающие в хоккее, квотербеки в американском футболе… Каждый из них является центральным звеном в тактических построениях команды, на них устремлены взгляды партнеров и болельщиков, от их игры зачастую зависит исход матча. До недавнего времени игроки такой направленности были широко представлены и в футболе.
В 60-80-е их называли «диспетчерами». С конца 90-х они получили наименование «плеймейкеров». Сейчас наблюдается процесс постепенного упразднения этого амплуа и превращения бывших диспетчеров в «универсальных игроков атаки», организаторские полномочия которых распределяются между представителями других амплуа. Попробуем разобраться, с чем это связано и ждать ли нам преемников Нетцера и Зидана в ближайшее время. Для начала рассмотрим историю вопроса.
От "пирамиды" к "бразильской системе". Появление амплуа "диспетчера"
Валдир Перейра ("Диди") - эталон футбольного диспетчера
Тактические революции в футболе происходили не так уж часто. В 1930-е гг. в связи с изменением правил фиксации оффсайда на родине футбола в моду входит, предложенная тренером "Арсенала" Гербертом Чэпменом, система "W-M" (дубль-вэ) - 3-2-5 (3-2-2-3).
В этом тактическом построении впервые формируется блок игроков средней линии поля, который составляли двое хавбеков (полузащитников) и двое инсайдов (полусредних нападающих). Игроки, составлявшие этот "квадрат", занимались организацией атак команды и одновременно с этим выполняли функцию первого рубежа обороны. Примечательно, что тактическую новинку на континенте приняли не все. Так, сборная Италии под руководством Витторио Поццо выиграла два чемпионата мира (1934, 1938), используя традиционную "пирамиду", т.е. схему 2-3-5.
Новый виток в развити футбольной мысли произошел на Чемпионате мира 1958 г. в Швеции, на котором будущие чемпионы бразильцы предложили тактическую новинку в виде схемы "4-2-4". Данное изобретение стало серьезной вехой в истории футбола, так как отныне все полевые игроки были разделены на три четких линии: защита-полузащита-нападение. С тех пор данное деление не претерпевало изменений, а менялось лишь число игроков в каждой из этих трех линий.
Дубль-вэ (W-M) Бразильская система
На том Мундиале у бразильцев не было соперников и практически все матчи они выигрывали с разгромным счетом. Весь мир рукоплескал юному гению Пеле, наконечнику Вава, трудолюбивому "муравью" Загало и совершенному чуду природы Гарринче. Однако, первой звездой турнира и одним из главных творцов триумфа "селесао" стал центральный полузащитник Валдир Перейра, более известный как Диди. Именно Диди, обладавший прекрасным пасом и видением поля, являлся главным организатором атак сборной Бразилии и во многом благодаря его феноменальной игре в футбольный обиход вошло понятие "диспетчер". Французский журналист Габриэль Ано подсчитал, что в финальном матче со швелами, который бразильцы выиграли 5:2 (видео), Диди сделал 52 паса и ни разу! не ошибся в передаче.
Следует отметить, что строго по расстановке Диди играл на позиции опорного полузащитника. Обладая прекрасным дальним пасом, "Черный принц" мог раздавать партнерам передачи на 30-40 метров. При этом на поле он не выполнял большого объема работы и, по своему собственному признанию, не очень-то любил бегать. Он говорил: "Мне не нужно бегать. Я принимаю мяч в 40-ка метрах. Почему я должен бежать 35 метров, чтобы дать мяч на 5 метров, если я могу пробежать 5 метров и сделать пас, по меньшей мере, на 40 метров?»
На основе этого мы можем сделать вывод:
Диспетчер - это не столько амплуа, сколько игровая задача и, в большей степени, стиль
Тем временем футбол продолжал развиваться, в том числе и в тактическом плане. Новая схема была опробована уже на следующем Мундиале в Чили в 1962 г. Бразильцы, которые на тот момент заставили весь мир перейти на схему 4-2-4 вновь удивили футбольную общественность, предложив новую расстановку. В новой схеме они решили насытить средину поля, убрав одного игрока из линии атаки. В результате получилась схема 4-3-3, которая с разными вариациями применятся и по сей день.
Схема 4-3-3 Схема 4-4-2
Используя схему 4-3-3, бразильцы выиграли мировые чемпионаты 1962 и 1970 гг. В промежутке между этими победами "Золотую богиню" на домашнем чемпионате завоевали родоначальники футбола. Надменные англичане до сих пор полагают, что именно они являются изобретателями универсальной и эффективной расстановки 4-4-2, забывая что в то же самое время время киевское "Динамо" под руководством тренера-самородка Виктора Маслова уже активно применяло эту тактическую модель. Просто англичане смогли сделать из этой игровой расстановки национальный брэнд и выстроить вокруг нее свою игровую философию, а киевляне - нет. Даже в таких тонких вопросах, как футбольная тактика, грамотный PR имеет значение.
Йозеф Божик Сандро Маццола Валерий Воронин
Из игроков того времени, выступавших в амплуа диспетчера, прежде всего, следует отметить, главного организатора атак великолепной венгерской сборной 1950-х гг Йозефа Божика. Также можно выделить Сандро Маццолу - главного распасовщика "Интера" Эленио Эрреры, задававшего тон в середине 60-х гг. Список будет неполным без имени Валерия Воронина - полузащитника "Торпедо" и сборной СССР, которому в плане игрового мышления в то время в Европе не было равных.
"Механический апельсин" и эра "тотального футбола"
Йоханн Неескенс - дирижер и один из лидеров голландской сборной 1970-х гг.
1970-е гг. были, пожалуй, одной из самых романтичных эпох в истории футбола, подарившие миру множество самобытных команд. Наиболее яркой из них, безусловно, стала сборная Голландии образца 1974 г., устроившая последнюю и, возможно, самую громкую тактическую революцию в футбольной истории. Несмотря на то, что за прошедшие 40 лет концепцию "тотального футбола" изучили вдоль и поперек, и написали по этой проблеме не один десяток книг и статей, никто так и не смог в полной мере воплотить на практике идеи великого "генерала" Ринуса Михелса. И хотя бы частично приблизиться к той абсолютной игре, которую демонстрировал "механический апельсин" на ЧМ-1974 в Германии (видео финала с ФРГ).
Главной звездой той команды, безусловно, был гениальный Йохан Кройф (Круифф), продемонстрировавший футбол будущего столетия и навсегда изменивший представления о способностях одного отдельно взятого футболиста. При этом не меньшую роль в командных построениях "оранжевых" играл центральный полузащитник Йохан Неескенс ("Йохан Второй"), которому Михелс отводил роль "теневого дирижера". Со временем Неескенс, являвшийся одним из главных носителей идеи "тотального футбола", значительно расширил диапазон своих функций. Он успевал отобрать мяч у соперника в центре поля, начать тонким пасом атаку, и, наконец, нанести завершающий удар. На легендарном ЧМ-1974 именно Неескенс с 5 мячами стал лучшим бомбардиром своей команды.
"Белокурая бестия" Гюнтер Нетцер
Главным противником голландцев в то время была сборная ФРГ, роль диспетчера в которой блестяще исполнял полузащитник "Боруссии" (Менхенгладбах) Гюнтер Нетцер. Несмотря на то, что "белокурая бестия" на домашнем чемпионате в 1974-м сыграл всего 20 минут, проиграв конкуренцию Оверату, его фееричная игра на Евро-1972 надолго запомнилась всем болельщикам футбола. Обладая не пропорциоанльно большим (47-м) размером ступни при среднем росте, Нетцер владел своеобразной техникой и уникальным дриблингом, с которым не могли справиться защитники соперников.
Для главного тренера бундестим Гельмута Шена, активно применявшего игровую аритмию, Нетцер был незаменимым игроком. "Он задавал темп игре и делал это своевременно. Когда надо, он ставил ногу на мяч, как бы сигнализируя партнерам: давайте, мол, немного сбавим. Когда надо — заставлял их снова шустрить. Его передачи на сорок метров были изумительны. Он играл с гениальной простотой, играл и коротко, и длинно. Чувство расстояния у него потрясающее" - так Шен отзывался об игре Нетцера.
При этом Нетцер был нетипичным немцем. Бегать не любил (вспомним Диди), дисциплину терпеть не мог (первый "хиппи" в футболе), всякие рамки и условности его тяготили. Являясь важной деталью "немецкой машины" начала 1970-х гг., он всегда стоял особняком, выделялся из толпы. И не только своими длинными белыми патлами. Действия Нетцера, поспевавшего всюду, воплощавшего неудержимый порыв и страсть, сохраняя при этом неизменную улыбку на устах, явились откровением. Игроков такого диапазона, в сочетании с легкостью и непринужденностью в обращении с мячом, мир доселе не видел. Любопытно, что пути Нетцера и Неескенса пересеклись уже на полях Испании. Немец выступал за "Реал", голландец - за "Барселону".
В связи с выше сказанным мы можем выделить еще одно важное качество в игре диспетчера. Он всегда ведет игру своей команды, варьируя темп и ритм ее атак. При этом ему не нужно постоянно быть в центре внимания. Подобно опытному дирижеру ему достаточно "разогнать" оркестр, после чего тот начинает работать сам и диспетчеру остается лишь поддерживать необходимую интенсивность этой работы. Он один из немногих игроков, которому на поле думать не только позволено, но и вменяется в обязанности. Всем остальным по большей части приходится действовать по отработанным годами алгоритмам, доведенным до уровня инстинктов.
"Энганче" - аргентинский вариант диспетчера
Рикардо Бочини - великий энганче 1970-х
В то время как голландцы с немцами покоряли мир своим "тотальным футболом", по другую сторону океана, в Аргентине формировалась новая модификация диспетчера, получившая название "энганче" (исп. "сцепка", "крючок"). Позиция энганче в Южной Америке, а в особенности в Аргентине является священной, ведь именно игрок, играющий на этой позиции, связывает игру всей команды. Энганче - лидер команды, который постоянно берет инициативу в свои руки и одним своим точным пасом может решить судьбу всего поединка.
Он "мозг" команды, через которого строится игра в атаке, он определяет стиль, задаёт темп, принимает ключевые решения. Обычно игроки этого амплуа носят капитанскую повязку, 10-й номер и обладают исключительными талантами: видением поля и чтением игры, удивительной техникой, поставленными пасом и ударом, нестандартным мышлением. Энганче не устраивает фейерверк ради фейерверка, все его действия нацелены на успех команды. Скрытые пасы и виртуозный дриблинг здесь выступают скорей в качестве специи к основному блюду.
Игра энганче - это не всегда спектакль одного актера, но это всегда игра на публику
Эталонным энганче 1970-х гг. можно считать полузащитника "Индепьеденте" Рикардо Бочини, являвшегося кумиром самого Диего Марадоны. "Эль Боча", игравший на позиции атакующего полузащитника, мог неспешно прогуливаться в центральной части футбольного поля, как бы прохаживаясь между центральным кругом и линией штрафной площадки соперника, а в следующий момент получить пас от партнера и накрутить несколько соперников. Десятка "Индепендьенте" мог отдать мягкий и удобный для форварда пас, который отсекал защитников и выводил нападающего один на один с голкипером. Эти шедевральные передачи получили название "pases bochinescos", то есть передачи Бочини. В этих случаях форварду не требовалось ни тратить время на обработку мяча, ни просчитывать отскок и траекторию полета мяча. Единственное, что требовалось – это подставить ногу и забить. (видео).
Помимо Бочини к известным энганче 1970-1980-х гг. можно отнести Бето Алонсо, Эктора Арреги, Карлоса Бабингтона, Алехандро Сабелью, Диего Марадону (аргентинского периода), Карлоса Исчья. (видео - лучшие энганче Аргентины 1970-х).
Энцо Франческоли и Хуан Роман Рикельме - последователи идеалов энганче в 1980-2000-е гг.
С увеличением скоростей в футболе и плотности на поле изменилась и манера игры энганче. Теперь он уже не мог позволить себе спокойно гулять по центру поля и наматывать по пять соперников на носовом платке, все больше включаясь в оборонительные действия команды. Одно оставалось неизменным - умение отдать точный своевременный пас и одним движением изменить направление атаки. На рубеже 1980-1990-х гг. в таком стиле играл уругвайский полузащитник "Ривер Плейта" Энцо Франческоли, которого за грациозное обращение с мячом, филигранные передачи и удары, болельщики прозвали "Принцем" (видео).
На смену Франческоли пришел талантливый аргентинский поузащитник из другого великого аргентинского клуба "Бока Хуниорс" Хуан Роман Рикельме. В свои неполных 20 лет Рикельме во всю дирижировал игрой своей командой, а его связка с породистым бомбардиром Мартином Палермо, стала убийственным оружием "Боки" на рубеже 1990-2000-х гг. Мне посчастливилось наблюдать за игрой Рикельме в расцвете его сил, и я никогда не забуду как они с Палермо разделались с мадридским "Реалом" в финале Межконтинентального Кубка 2000 г. (видео)
Другой эпизод, который всплывает в памяти - ЧМ-2006 в Германии. У "альбиселесты" подобралась прекрасная команда, показывавшая на групповом этапе очень привлекательный футбол и заставившая говорить о себе, как о главном фаворите турнира. И вот 1/4 финала с хозяевами. Аргентинцы, ведомые своим невозмутимым энганче, уверенно держат игру под контролем и ни в чем не уступают отмобилизованным немцам. В самом начале второго тайма Роберто Айяла после углового забивает гол и, кажется, перед аргентинцами открываются прекрасные перспективы. Но тут тренер Пакерман допускает роковую ошибку. Решив "засушить" игру, он убирает с поля лидеров атаки - Рикельме и Креспо. Как правило, футбольная фортуна наказывает тренеров за подобную трусость. Так и вышло. Клозе в конце игры сравнял счет, а в серии пенальти Леманн взял удар Камбьясо. Adiós, Argentina! (видео)
От диспетчеров к плеймейкерам
Зинедин Зидан и Ривалдо - супер-плеймейкеры 1990-2000-х гг.
С конца 1990-х гг. в футбольный обиход все чаще входит новое обозначение атакующих полузащитников - "плеймейкеры". Так как до сего времени не нашел точного объяснения, являются ли эти термины синонимами, и если нет, то в чем различие, поделюсь личными соображениями. На мой взгляд, рубежным стал ЧМ-1998 во Франции. В ходе него был четко проведен раздел между командами, играющими в "старомодный" футбол с ярко выраженным диспетчером, и сборными, принявшими на вооружение более прогрессивную схему с 2-3 атакующими полузащитниками.
К числу первых относились Румыния с Георге Хаджи, Югославия с Драганам Стойковичем, Германия с Томасом Хесслером, Колумбия с Карлосом Вальдеррамой. Каждый из них попадал под определение "маэстро", носил футболку с 10 номером, и замыкал на себе игру всей команды, тем самым значительно облегчая задачу соперника. Достаточно было выключить из игры диспетчера, не дать ему спокойно получать мяч, и считай полдела сделано. Атаки команды глохли, а о "плане Б" никто особо не задумывался. Кроме того, все эти заслуженные футболисты играли медленно и академично, что особенно было заметно по матчу 1/8 финала Германия - Мексика. Реактивные мексиканцы буквально затерроризировали почтенных немецких ветеранов и проиграли тот матч лишь из-за своей собственной расхлябанности. (видео)
Георге Хаджи и Карлос Вальдеррама - классические диспетчеры на ЧМ-1998
Такие сборные как Франция, Голландия, Аргентина, Англия придерживались другой модели игры. Роль плеймейкера, то есть констркутора игры, в них могли исполнять не только атакующие полузащитники, но и опорные полузащитники (Симеоне), оттянутые форварды (Бергкамп), и даже фланговые игроки (Бекхэм). При этом оставались и классические "десятки" вроде Зидана и Ривалдо. Но и они изменили свой стиль игры. Большинство пасов стало идти не поперек, а вперед, или по диоганали. Количество возможных векторов атаки увеличилось. Теперь последний пас мог исходить не только от диспетчера, но и от любого другого игрока нападения и средней линии.
Именно этих атакующих игроков новой формации и стали называть плеймейкерами. Если классические диспетчеры были практически освобождены от оборонительных функций, то от плеймейкеров требовалось прессинговать и отбирать мячи. По сути, это было возвращение к идеалам "тотального футбола", созданного Ринусом Михелсом и развитого Валерием Лобановским. Неслучайно, что самой прогрессивной командой того времени было киевское "Динамо", которое под управлением Великого мэтра дошло до полуфинала Лиги Чемпионов 1998/1999, продемонстрировав необычайно высокий уровень физической и тактической подготовки. (видео). В России, к слову, новая игровая философия не прижилась и многие команды продолжали играть по старинке, а сильнейшие отечественные клубы действовали с ярко выраженным диспетчером - "Спартак" с Егором Титовым, "Локомотив" с Дмитрием Лоськовым.
Андреа Пирло и Хави - лучшие плеймейкеры современности
В наши дни классические плеймейкеры постепенно уходят в прошлое. Схема 4-3-3, которая при необходимости перестраивается в 4-1-4-1, или 4-2-3-1 приобретает все большую популярность. Увеличивается роль "волнорезов", располагающихся прямо перед линией защитников (Бускетс, Де Росси, Денисов) и фланговых инсайдов (Иньеста, Сильва, Азар), занимающихся "разгоном" атак и налаживанием комбинационной игры перед штрафной. Классические плеймейкеры центральной оси встречаются все реже и реже. А топ-игроки этого амплуа находятся в возрастной категории 30+ (Пирло, Хави, Джеррард, Лэмпард).
Современный плеймекер должен обладать хорошими физическими данными, скоростной выносливостью и работоспособностью опорного полузащитника. Образно говоря, и таскать рояль и играть на нем. Кроме того, от футбольных дирижеров требуются и оборонительные навыки. Они должны уметь отобрать мяч не хуже защитника, а оказавшись в передней линии уметь сыграть как настоящие форварды. В общем, как ни крути, а от "тотального футбола" никуда не деться.
Одна из основных причин постепенного упразднения амплуа плеймекера, по моему мнению, состоит в том, что современные тренеры не рискуют перекладывать ответственность за результат на одного человека, предпочитая отлаживать командные взаимодействия. Данное решение ведет за собой и более глобальные последствия. В футболе становится все меньше личностей и команд с фирменным почерком. Во многом это связано с развитием глобального футбольного рынка и увеличением трансферной активности клубов.
Если лет 20-30 назад многие игроки всю свою жизнь играли за одну команду, то сейчас подобные примеры можно пересчитать по пальцам руки. Тренеру нет смысла наигрывать схему, заточенную под одного плеймейкера, так как уже через сезон-другой он может перейти в другой клуб. Риск велик, а дивиденды неочевидны. В условиях когда болельщики и руководство требуют немедленного результата здесь и сейчас, только отчаянные наставники пойдут на такой шаг. Либо те, у кого в наличии имеется отлаженная система подготовки кадров и смычка команды мастеров с молодежной академией ("Барселона", "МЮ", "Бавария").
Футбол становится все более схематичным и приближенным к компьютерной игре, в которой вероятность ошибки сводится к минимуму. Ошибки плеймейкера в этой ситуации рикошетом бьют по всей команде и отражаются на результатах. Стоило Хави провести несколько слабых (для него) матчей, как у "Барсы" разладилась позиционная атака - альфа и омега ее игровой философии. С другой стороны, Пирло, проведший выдающийся сезон за "Ювентус", вывел туринцев на качественно новый уровень.
Месут Озил и Джек Уилшир - плеймейкеры будущего
Так что же мы имеем в сухом остатке? Похоже, время классических диспетчеров, действительно, в прошлом. Те, кого мы можем наблюдать сейчас, "последние из могикан". Как мир идет по пути глобализации, так и футбол идет по пути унивесализации, вектор которой еще 40 лет назад задал великий Ринус Михелс. Тактические схемы становятся все более гибкими. Мастеровитый тренер сейчас может по ходу игры перестраиваться с 5-4-1 на 4-3-3, что раньше казалось немыслимым. От игроков атаки требуется умение обороняться, также как от защитников атаковать. Все большую популярность получает модель с двумя, а то и тремя центральными полузащитниками. Практически никто не играет в два чистых форварда, а некоторые и вовсе умудряются забивать по 3-4 мяча, играя без номинальных нападающих (Испания-2012).
Ожидать новых тактических революций не приходится. Возможны лишь локальные открытия. Плеймейкеров нового поколения, на мой взгляд, условно можно разделить на две большие группы: 1) "Бегунки", постоянно находящиеся в движении и перемещающися по фронту атаки, обычно привязанные к одному из флангов (Озил, Бэйл, Уолкотт) и 2) "Магниты", осуществляющие давление в районе центральной оси, соединяющие в себе качества волнореза и диспетчера (Яя Туре, Уилшир, Монтоливо). Впрочем, это краткосрочный прогноз, ведь история, как известно, движется по спирали и, возможно, через 7-10 лет тренеры вернутся к схеме с классической "десяткой". В тот момент, когда все про нее уже забудут. Ведь даже представленный здесь исторический экскурс в очередной раз подтверждает правильность житейской мудрости, что "все новое - это хорошо забытое старое".
www.sports.ru
В 60-е годы прошлого века итальянские тактики футбола придумали новый вид схемы, получившей название «каттеначио» и набравший популярность далеко за пределами Аппенинского полуострова.
Принцип тактической схемы «каттеначио» основывался в первую очередь на надежной обороне собственных ворот. Так, если ранее в составе команды играло в основном три игрока обороны и около пятерых нападающих, то в «каттеначио» было все наоборот.
Защитников стало пять, а также возник такой персонаж, как либеро в футболе. Это свободный защитник, который не должен заниматься персональной опекой какого-либо футболиста команды соперника. Главная задача либеро в футболе, именуемого также «чистильщиком», подчищать игру своей команды и страховать голкипера.
По сути, свободный защитник должен прекращать все атакующие действия соперника и атаковать того игрока, который прошел линию обороны и направляется к воротам. Перед либеро располагается еще два центральных защитника, а на флангах действуют крайние защитники.
Понятие либеро в футболе предусматривает более надежную игру в обороне, ведь команде соперника после того, как пройдена полузащита и защита, нужно справиться не только с вратарем, но и еще с одним футболистом.
У либеро одна из самых важных задач и такому защитнику важно не просто играть на отбой, но также хорошо видеть поле, чтобы быстро найти нужного партнера по команде, благодаря которому может развиться быстрая контратака.
Построение типа «каттеначио» подойдет только тем командам, которым не нужно постоянно атаковать, а подходит схема тотальной обороны и с редкими быстрыми контратаками. В современном футболе тактику «каттеначио» также называют «парковкой автобуса», когда на оборону работают девять-десять игроков команды, причем все они располагаются либо в пределах штрафной площадки, либо в непосредственной близости. В основном единственный нападающий ожидает ближе к центру поля и должен обладать большой скоростью, чтобы быстро откликнуться на дальнюю передачу партнеров и развить контратаку до логического завершения.
При «парковке автобуса» функцию либеро может выполнять сразу несколько футболистов.
Хотя изначально «каттеначио» кажется идеальной схемой, ведь оборона непробиваемая, это не так, ведь предусматривается скопление игроков на центральной оси, так что остаются неприкрытыми фланги.
final-match.ru
″...Десять лет назад этот спорт был иным. Греция победила на ЕВРО-2004, физически сильные команды брали кубок Лиги чемпионов… всё это изменилось с приходом «Барселоны» и сборной Испании. Я этому рад. Есть два подхода к футболу: умозрительный и более привлекательный, основанный на контроле. Последнее – это моё виденье игры....″
Так считает 35-летний мастер паса Хави. Легко забыть, что в своё время его вовсе не так ценили, как сейчас. 24-летний Хави был частью испанской сборной на ЕВРО-2004, но он не отыграл ни минуты – даже несмотря на то, что он был основным игроком «Барселоны». Тогда Испания вылетела с турнира ещё на групповом этапе.
Перемотаем шесть лет, и вот Испания поднимает Кубок Мира, до этого победив в ЕВРО-2008, а «Барселона» безоговорочно считается лучшим клубом в мире. В обеих командах ключевую роль играл Хави, который, тем не менее, не забыл, кто был ответственен за его дебют в каталонском клубе. Речь идёт о Луи ван Гаале.
″...В 90-х Ван Гаал любил экспериментировать. Он сосредотачивался на пасах и контроле – на том, что играло важную роль для всех последующих тренеров, с которыми я работал. У Ван Гаала была такая философия, когда мне было 17 лет. Он любит использовать игроков академии. Ему всё равно, кто ты – если ты в форме и хорошо тренируешься, у тебя есть шанс выйти. Это честный человек, которого футболисты просто обожают....″Впрочем, как считает Хави, и у современного футбола есть минусы. Когда говорят, что больше невозможно повторить успех «Аякса», который в 1995-м году выиграл главный трофей Европы с ноунеймами, Хави склонен согласиться.
″...Сейчас сложно поверить, что такой аутсайдер может победить. Составы грандов включают в себя лучших в мире. Посмотрите на лучшие клубы Премьер-Лиги: там с трудом можно найти двух-трёх англичан. В Испании с этим полегче, но и там можно встретить множество иностранцев. В наше время воспитанникам клубов всё сложнее пробиться в первый состав....″
Магия «Ла Масии»
В футболе мало что так важно для Хави, как успех выходцев футбольной академии. Он сам прошёл через легендарную «Ла Масию».
″...Всё дело в понимании игры. Выходец «Ла Масии» отличается от других, потому что полученные там азы превосходят то, чему учат в других местах. Для того, чтобы научить игровой этике, требуется множество лет. Выращенные «Барсой» игроки впитывают в себя клубную философию на протяжении 15 лет. Всё крутится вокруг контроля мяча, умения находить свободные зоны и способности превосходить противника числом на определённом отрезке поля. Пеп перенёс этот стиль в «Баварию», хотя немцы играют не так, как каталонцы, поскольку они были воспитаны другими школами....″
Сейчас, считает Хави, клубы недостаточно внимания уделяют юным игрокам.
″...Всё кардинально изменилось после введения правила Босмана. Мне не то что бы грустно, я просто хотел бы, чтобы клубы больше внимания уделяли молодым талантам. Очень тяжело, когда тебя не оценивает родная команда....″
Хави во многом традиционалист, и это же относится к долгому сотрудничеству с одним тренером. Когда мы спросили его про долгое пребывание Арсена Венгера в «Арсенале», он высказался в положительном ключе.
″...В футболе нет никакого терпения, и я рад, что хотя бы один клуб остаётся верен своему тренеру. «Арсенал» выиграл два последних Кубка Англии, так ведь? Может, терпение может привести к успеху....″
Таланты Уилшира«Арсенал» и «Барселона» не раз сталкивались за карьеру Хави, который не пожалел тёплых слов о Джеке Уилшире.
″...Он провёл невероятную игру против нас [в 2011-ом]. Ему тогда было всего 20 или 21 [Уи
footballhd.ru
Cамый распространенный и эффективный способ разбить первую волну прессинга, особенно для команд, делающих упор на контроль мяча. Его алгоритм заключается в следующем: опорник опускается на одну линию с центральными защитниками, создает численное преимущество против пары нападающих соперника (как правило, именно они обеспечивают ту самую первую волну прессинга), что в свою очередь помогает команде наладить выход из обороны.
В результате перед противником встает непростая дилемма: позволить сопернику контролировать мяч и продвигаться к воротам, либо бросить дополнительного игрока в прессинг с риском оголить свободное пространство. Наиболее затруднителен этот выбор для команд, которые обороняются компактно и, как следствие, зависимы от оптимального расположения игроков между линиями.
Пример: поскольку прием чрезвычайно популярен, можно найти много случаев, когда команды применяли его с пользой для дела. Из совсем свежих стоит выделить роль Серхио Бускетса в февральском матче с «Атлетико». Именно его смена амплуа позволила «Барселоне» преодолеть стартовый прессинг соперника, а ситуативный переход каталонцев на схему 3-4-3 обеспечил их пространством для розыгрыша мяча.
И вообще, через любого другого игрока, который хорошо выбирает момент для смещения с фланга в центр. Во-первых, большинство команд прессингует в середине поля не по зонам, а персонально (проще говоря, каждый с каждым). Во-вторых, фланговые защитники (именно они несут ответственность за вингеров соперника), как правило, следуют за оппонентами только до определенного участка поля, а затем возвращаются на привычную позицию.
Комбинация этих факторов приводит к тому, что команда получает дополнительный вариант для преодоления прессинга через центр поля. Благодаря такому передвижению опорник (или ближайший к своим воротам игрок) соперника остается в численном меньшинстве и вынужден либо бросать вверенного ему противника, либо оставлять свободного вингера в своей зоне.
Пример: проблемы «Манчестер Юнайтед» на «Эмирейтс» в первом круге во многом стали следствием умного движения Аарона Рэмзи с правого фланга в середину поля. В воскресенье аналогичные задачи пытался исполнять Дэнни Уэлбек (до смены позиций ему это отчасти удавалось), но, вероятно, самым показательным результатом такого маневра стал гол, забитый Андре Айю в ворота «Тоттенхэма». Он отлично показывает, что от этого приема не застрахованы даже лучшие прессингующие команды Европы.
Типичный итог продуктивного прессинга, но иногда часть сознательной тактики, особенно в исполнении команд, которые располагают высокорослыми игроками в атаке. Рецепт сравнительно прост: защитники отправляют длинный пас вперед, разбивают давление соперника, нападающие навязывают борьбу на втором этаже и в идеале цепляются за мяч или скидывают его партнерам.
Команды, прессингующие предельно организованно, могут минимизировать эффект от такого приема высоким расположением защиты. У менее дисциплинированных возникают разрывы между линиями, куда следуют либо сами забросы, либо скидки после выигранного единоборства в воздухе.
Пример: для разнообразия приведем относительно неудачную идею Пепа Гвардиолы в первом матче против «Боруссии» в рамках Бундеслиги. Чтобы противостоять гегенпрессингу Юргена Клоппа, Пеп выдвинул на позицию ложной десятки Хави Мартинеса, повелев тому цепляться за верховые мячи после скидок Марио Манджукича. Стратегия не принесла ощутимого результата, но Клопп признал, что за последние три года не видел такого количества длинных передач.
Эта стратегия плавно вытекает из предыдущего пункта, но имеет свои особенности. Главным образом ее используют команды, сужающие пространство в середине поля без мяча. Это вынуждает соперника задействовать максимальное количество игроков в атаке (с привлечением крайних защитников), а после потери бросать все имеющиеся силы на контрпрессинг.
Достойно исполняющий план соперник может сорвать потенциальную контратаку и окончательно прижать команду к воротам, действующий разрозненно (в том числе в прессинге) рискует нарваться на диагональ во фланг, где ее поджидает быстрый нападающий.
Пример: характеристики, приведенные выше, значительно облегчают поиск кандидатов, поэтому остановимся на Джейми Варди из «Лестера» и Диего Косте из чемпионского «Атлетико» образца сезона-2013/14. Обе команды провоцируют встречный прессинг и, соответственно, используют скорость (Варди) и интеллект (Коста) нападающих, чтобы оголить свободные вследствие этого прессинга зоны на флангах.
Игрок, обладающий эксклюзивными навыками обводки, способен не просто преодолеть давление, но и предоставить команде время на передышку. Под это описание чаще всего подходят юркие вингеры, но еще более полезной такая опция становится для полузащитников, которым приходится иметь дело с персональной опекой. Самое эффективное средство от этого – именно дриблинг.
Ухожу красиво. Как финты стали тактическим скиллом
Пример: хорошим олицетворением тезиса стала игра Санти Касорлы в матчах с «Манчестер Сити» (сезон-2014/15) и «Манчестер Юнайтед» (старт-2015/16). В первом случае его мастерство блокировало попытки соперника продолжить атаку через прессинг, во втором – Санти полностью переиграл Бастиана Швайнштайгера, которому поручили опекать испанца в рамках общей стратегии команды.
Слева – обводки Касорлы против «Сити», справа – против «Юнайтед»
Как следствие, «Барселона» изолирует тройку своих нападающих против тройки защитников «Баварии». Месси выводит Суареса один на один.
Фон для главного фото – Finalfantasyfreewallpaper.blogspot.com
Сила расстановки. Почему Клопп не будет копировать «Боруссию» в Англии
Клопп: «Не буду говорить о тактике, потому что даже в Манчестере есть телевизоры»
www.eurosport.ru
Статья была написана незадолго до чемпионства «Лестера» и вручения награды игрока года Рияду Марезу.
Он принимал мяч подъемом, а иногда на грудь. Некоторые его передачи были по-настоящему зрелищными, другие он выполнял с легкой беспечностью, но делал это очень ловко. Он смотрел в одну сторону, а пас делал в другую. При небольшом пространстве он без труда переводил мяч на другой фланг. Если свободы действий было больше, он передавал мяч забегающему партнеру. После его крученого удара со штрафного мяч облизнул перекладину. Своим дриблингом он оставлял соперников преследовать его тень. Каждое его касание было волшебным, но при этом в них не было небрежности. В последние минуты, когда гости пытались забить победный гол, он отобрал мяч в своей штрафной, покинул ее пределы, после чего на нем были нарушены правила, что сняло напряжение с партнеров. Он был признан игроком матча – иначе и быть не могло.
То был лишь один из матчей Димитри Пайе, летнего приобретения «Вест Хэма» из французского чемпионата, и тогда «Вест Хэм» в напряженной игре с «Манчестер Сити» удержал ничью со счетом 2:2. Влияние Пайе на игру «молотобойцев» очевидно: на тот момент из 16 встреч сезона с его участием «Вест Хэм» выиграл восемь, забив при этом 31 мяч. В семи матчах, которые он пропустил из-за травмы, они одержали всего одну победу и только пять раз поразили чужие ворота. Вряд ли это кого-либо удивит: Пайе из тех игроков, что способны регулярно решать исход встреч, а не эпизодически. Играя в прошлом сезоне за «Марсель» под руководством большого знатока тактических нюансов Марсело Бьелсы, который нашел для него более подходящую роль на поле в центре полузащиты, он сделал 17 голевых передач и создал 175 возможностей забить для своих партнеров, что стало лучшим результатом среди всех игроков пяти ведущих европейских чемпионатов. Он продолжил блистать и в следующем сезоне, став олицетворением прогресса «Вест Хэма» вместе с новым главным тренером команды Славеном Биличем. Гениальная игра Пайе принесла гораздо больший успех команде – благодаря ему «молотобойцы» сражаются за попадание в Лигу Чемпионов. После матча против «Сити», состоявшегося в январе, «Вест Хэм» проиграл только два поединка из 13 с участием француза, забив при этом 25 мячей. Шесть из них записал себе в актив Пайе, а также оформил пять голевых передач. Он также проявил себя как большой мастер стандартных положений, пять раз поразив ворота соперников со штрафных. Уметь исполнять штрафные – важнейший навык для любого плеймейкера. Вспомните, к примеру, стандарты в исполнении Жуниньо Пернамбукано, Джей-Джея Окочи или Хуана Рикельме.
Пайе является одним из номинантов на звание игрока года по версии ПФА. Среди главных претендентов также проводящий прекрасный сезон, неутомимо носящийся по полю в каждой игре полузащитник «Лестера» Рияд Марез, который заслуженно получит эту награду, в особенности если «Лестер» сумеет завершить этот удивительный сезон победой в чемпионате. Хотя официально Марез считается игроком правого фланга, он может оказаться в любом месте в любое время в зависимости от того, как он пожелает, и сыграть при этом ничуть не хуже, чем на привычной позиции. Когда Марез был на пике формы – а так было большую часть этого сезона -, «Лестер» без особых проблем выигрывал свои матчи. Среди других претендентов полузащитник «Арсенала» Месут Озил – он продемонстрировал восхитительную игру в этом сезоне, сделав 18 голевых передач в 38 матчах. Если бы «Арсенал» сумел возглавить чемпионскую гонку, немецкий футболист по праву мог считаться главным кандидатом на получение этой награды.
Что-то изменилось в английском футболе, и это произошло далеко не вчера, хотя переезд в Англию таких игроков, как Пайе, Марез и Озил значительно ускорил этот процесс. Речь идет о том, что английский футбол наконец изменил свое отношение к плеймейкерам. А именно – к игрокам, которые занимают позицию в глубине полузащиты, но при этом постоянно выдвигаются вперед, ближе к нападающим. Те, кто легко обращается с мячом и представляет собой типичную «десятку» вне зависимости от того, какой номер у них на спине. Или, применяя популярный итальянский термин ввиду того, что именно на Апеннинах гораздо раньше стал популярен такой тип игрока, их можно также назвать «треквартиста» [итал. «trequartista» – атакующий полузащитник].
Существует мнение, что первым плеймейкером в английском футболе был выступавший в конце 70-х годов в составе «Тоттенхэма» Освальдо «Осси» Ардилес, переехавший в Англию из Аргентины. Однако лишь в последние несколько сезонов плеймейкеров по-настоящему стали ценить в АПЛ.
На других континентах всем уже давно полюбился данный тип игрока. Южная Америка подарила миру Ривалдо, Хуана Рикельме и Жуниньо Пернамбукано, которых можно привести в качестве почти идеальных примеров игры на позиции «десятки» в предыдущем десятилетии. Юный аргентинский футболист Пауло Дибала уже доказал, что является весьма одаренным плеймейкером, выступая в Серии А в составе «Ювентуса». У Франции, разумеется, дирижировал атаками маэстро Зинедин Зидан, у Италии – Франческо Тотти, а до него Роберто Баджо. Испания может похвастать такими игроками, как Хуан Карлос Валерон, Иньеста, а более свежим примером является Иско.
Вряд ли Ардилес, первопроходец в области игры на позиции плеймейкера в английском футболе, вспоминает с большим удовольствием свой дебют в составе «шпор». Он получил «теплый прием» от экс-футболиста «Суонси» Томми Смита в виде жесткого подката. Знаете, нечто в стиле «Добро пожаловать в Англию! Посмотрим, как быстро ты добежишь до дома в слезах». Однако это не смутило Ардилеса, чей пример вдохновил многих других игроков с похожим игровым мышлением. Тем не менее процесс внедрения этих футболистов в английский футбол шел довольно медленно, так как немногие тренеры в стране собирались заниматься их развитием. Гленн Ходдл даже в бытность свою игроком решил отправиться во Францию с целью понять, каков его настоящий потенциал в техническом и тактическом аспекте игры, находясь вдалеке от безжалостных преследований «Банды психов» из «Уимблдона». Стив МакМанаман также решил не упускать возможность поиграть за практически неуязвимый на тот момент мадридский «Реал», где он, помимо всего прочего, доказал английской публике, что способен не только бесконечно пахать на фланге.
Лишь с недавних пор в Англии стали по-настоящему ценить неординарных игроков, хотя и ранее были те из них, кто занимался своим привычным делом на Туманном Альбионе.
В 90-е годы в Англию прибыли невероятно креативные футболисты. Фанаты «Миддлсбро» с восторгом наблюдали за игрой Жуниньо, бразильского волшебника в маленьких бутсах, каждую неделю радовавшего своими выступлениями «Риверсайд», а помогали ему в этом Пол Инс и соотечественник Жуниньо Эмерсон. Болельщики «Сити», тогда не знавшие таких успехов команды, как сегодня, боготворили Георгия Кинкладзе за его невероятный дриблинг. Кумиром поклонников «Вест Хэма» тогда был Эяль Беркович с его непредсказуемым игровым мышлением, причем когда он находился с мячом и даже без него. Они радовали своей игрой болельщиков команд, в которых они выступали, и в их присутствии чувствовалась новизна – не в каждом клубе смогли бы раскрыться Жуниньо или Кинкладзе. И не в каждом клубе было такое прозорливое руководство, как в «Саутгемптоне», выпускником академии которого стал необычайного таланта игрок, отдавший немало лет выступлениям в составе «святых», Мэтт Ле Тиссье. Луис Гарсия чрезвычайно успешно выступал в составе «Ливерпуля» и вместе с «красными» стал победителем Лиги Чемпионов в ту знаменитую стамбульскую ночь. Благодаря своему дриблингу и способности забивать важные мячи его в основном тепло вспоминают на «Энфилде», однако некоторые также помнят его «пижонские» выходки, когда он пяткой бил мимо ворот, а также то, как соперники испанца пробрасывали ему мяч между ног.
Сегодняшний список потенциальных плеймейкеров – выпускников клубных академий оставляет неоднозначное впечатление. Мало кто вспомнит паренька с небрежной прической, продукта академии «Астон Виллы» Джека Грилиша после его прошлогодних выходок на поле и за его пределами (возможно, он потерял свои знаменитые щитки?). Деле Алли привнес в игру «Тоттенхэма» бесстрашие и сделал ее более качественной, что позволило «шпорам» побороть в себе комплекс неполноценности, ранее не позволявший им бороться за призовые места. А ведь ранее все считали, что «Тоттенхэм» не способен сражаться за чемпионский титул. Если Мэтт Ле Тиссье уже стал персонажем фольклора фанатов «Саутгемптона», то в будущем на эту роль, возможно, будет претендовать Джеймс Уорд-Проуз, своим легким телосложением и небольшим ростом напоминающий выпускника академии «Барселоны». Однако на данный момент, даже обладая способностью прекрасно исполнять стандартные положения, он еще далек от статуса одного из лучших плеймейкеров чемпионата. Джордан Хендерсон ранее играл на этой позиции только в самом начале своей карьеры в родном «Сандерленде». После дорогостоящего трансфера в «Ливерпуль» он далеко не сразу сумел утвердиться в качестве плеймейкера «красных», и ему потребовалось немало усилий и проявить упорство для того, чтобы вырасти в солидного центрального полузащитника.
В другом клубе из Ливерпуля, «Эвертоне», есть Росс Баркли. Несмотря на то, что своей внешностью, а именно мощным телосложением и в особенности короткой стрижкой он напоминает скорее главного задиру на игровой площадке, он очень искусно обращается с мячом. Не так давно в Англии такую игру относили к «одним из замысловатых финтов этих иностранных игроков», когда типичными действиями для молодого футболиста были кровожадные подкаты, в чем примерно в 1999 году преуспевал юный, тогда еще бритоголовый Стивен Джеррард. Баркли любопытный во многих аспектах игрок. Он проявил способность проникнуть в суть игрового развития в том возрасте, когда большинство увлекается видео с Youtube и игровыми приставками, также предлагающими возможность блеснуть индивидуальным мастерством, и когда дриблинг и голы ставятся выше успехов команды, физической борьбы и упорного труда.
В течение двух лет, которые пришлись на лучший отрезок в карьере Стивена Джеррарда, он играл позади Фернандо Торреса. Результаты этого сотрудничества зачастую были впечатляющими, хотя при этом никогда не покидало чувство, что Джеррард скорее разыгрывает из себя плеймейкера в попытке сделать игру команды в атаке более грозной, и лучшая его позиция скорее в глубине средней линии, в сердце борьбы, где он способен контролировать игру и вдохновлять своих партнеров по команде. Теперь в лице Филипе Коутиньо «Ливерпуль» получил кудесника мяча от природы, более подходящего для роли «десятки».
Так что у «Лестера» есть Марез, у «Вест Хэма» - Пайе. «Арсенал» имеет в своем распоряжении Озила, «Ливерпуль» - Коутиньо. «Тоттенхэм», в начале 2016 года считавшийся главным конкурентов «лис» в борьбе за чемпионство, которое тогда казалось невероятным, помимо настоящего бойца Деле Алли, располагает очень одаренным плеймейкером в лице датчанина Кристиана Эриксена, выпускника знаменитой академии амстердамского «Аякса». В то же время форма Давида Сильвы из «Манчестер Сити», как и сам сезон «горожан», была довольно нестабильной, однако испанец все еще считается образцом для подражания для любого игрока, желающего стать плеймейкером. Его тонкие передачи и видение поля были главным фактором, обусловившим успехи «Сити» в последние годы, и Серхио Агуэро гораздо спокойнее чувствует себя, когда вместе с ним играет Давид Сильва, регулярно снабжающий его передачами.
Эден Азар очень одарен технически и носит десятый номер на спине, однако он больше играет на фланге и не является примером типичной «десятки», заправляющей игрой команды из центра. Азар также провел на удивление невзрачный сезон, что негативно сказалось на игре «Челси». Ни одному из полузащитников «синих» не удалось утвердиться в роли плеймейкера, в том числе Оскару, который считался наиболее подходящей для этого кандидатурой, что привело к разочаровывающему сезону команды с самого его начала. Если сейчас действительно время плеймейкеров, то прежде всего необходимо поговорить о «Челси». Успех «синих» в последние годы был основан на мощной и дисциплинированной схеме 4-3-3, впервые примененной Жозе Моуринью, и в этом сезоне их превзошли коллективы, игрой которых дирижировали футболисты средней линии с акцентом в сторону атаки.
Отметим также, что главный соперник «Сити» «Манчестер Юнайтед», команда, лишенная на данный момент идентичности в игре в атаке, имеет в своем составе одного из самых креативных игроков чемпионата в лице Хуана Маты, и вряд ли поклонники испанского полузащитника, прекрасно осведомленные о его таланте и характере, согласятся с тем, что он никогда добьется успеха в «Юнайтед» просто потому, что он «не игрок “Юнайтед”». А он, безусловно, таковым является, и что они вообще имеют в виду, когда говорят обратное? Болельщики «макнунианцев» наслаждались завоеванием трофеев в эру Алекса Фергюсона, когда на флангах зажигали вингеры, великолепно действовал центр полузащиты и всегда были форварды, чьи бомбардирские таланты не подвергались сомнению. В лице ван Гала «Юнайтед» получил одного из тренеров, проповедующих зрелищный футбол, однако ему не удалось убедить публику «Олд Траффорд» в том, что эта команда способна зажигать, вызвав при этом немало вопросов к своей игровой схеме и запомнившись пока что больше использованием игроков на непривычных для них позициях, но также и грамотным подходом к работе с молодежью. Любопытно, что Мату считают не подходящим ни для игры на фланге в модели сэра Алекса, ни для более медлительной игры ван Гала, при которой Маруан Феллайни зачастую оказывался впереди, когда перепасовка «красных дьяволов» не угрожала по-настоящему чужой штрафной.
«Непобедимый» состав «Арсенала», как и команды Фергюсона, играл по схеме 4-4-2. Как все мы помним, они играли в очень зрелищный футбол с комбинациями Робера Пиреса и Тьерри Анри. Искусная игра Денниса Бергкампа всегда заставляла нервничать оборону соперника, а Жилберто Силва и Патрик Виейра покрывали каждый дюйм поля. Конечно, это был очень качественный состав, и можно бесконечно снова и снова с восторгом пересматривать обзор матчей с их участием. Но в нем не было настоящего «треквартиста». Однако теперь у «канониров» есть Месут Озил.
Сегодня в Премьер-Лиге не просто рады таким игрокам – их принимают в клубы с распростертыми объятиями, и они пользуются большим спросом. Несомненно, «Сити», «Манчестер Юнайтед» и «Челси» посвятят ближайшее лето поискам других Деле Алли, Димитри Пайе и Рияда Мареза, поскольку каждая из лидирующих команд АПЛ имеет в своем составе блистательного плеймейкера, который внес огромный вклад в то, какую позицию они занимают. Так что давайте просто поднимем бокал за плеймейкеров в 2016 году, не утверждая при этом, что выше упомянутые коллективы добьются успеха за счет этих завораживающих исполнителей штрафных ударов, гениальных распасовщиков, способных к тому же забивать голы. Да здравствует Плеймейкер!
По материалам английской прессы
www.sports.ru