football_train. Направленность тренировки в футболе


Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия

Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия

Тренировочные нагрузки определяются следующими компонентами: 1) характером упражнений; 2) интенсивностью упражнений; 3) продолжительностью отдельных упражнений; 4) продолжительностью и характером отдыха между отдельными упражнениями; 5) числом повторений упражнений (длительностью работы).

1. Характер упражнений – по относительному количеству мышц, вовлечённых в работу в данном упражнении. По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: общего, частичного (регионального) и локального воздействия. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвуют 2/3 и более общего объёма скелетных мышц; частичного – от 1/3 до 2/3 общего объёма мышц; локального – до 1/3 всех мышц.

Упражнения общего воздействия: бег на лыжах, единоборства, спортигры, академическая гребля и т. п. Упражнения частичного воздействия: легкоатлетический бег, велоезда, бег на коньках, гребля на байдарке и т. п. Упражнения локального воздействия: общеразвивающие упражнения и силовые упражнения на отдельные группы мышц.

2. Интенсивность упражнений – в значительной мере определяет величину и направленность воздействий тренировочных воздействий на организм спортсмена. В современной классификации тренировочных нагрузок выделяют пять зон интенсивности, которые имеют определённые физиологические границы и педагогические критерии, широко распространённые в практике тренировки. 

Первая зона – аэробная восстановительная.

Малоинтенсивная работа аэробной направленности: «фоновые нагрузки» - разминка, заминка, восстановительные занятия, продолжительностью не более часа. Частота сердечных сокращений (ЧСС) – 130 – 140 уд/мин. Лактат в крови не превышает 2-х миллимоль на литр (Мм/л), потребление кислорода достигает 40 – 60% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счёт окисления жиров (до 50%), мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа обеспечивается красными (медленными) мышечными волокнами, которые обладают свойствами полной утилизации лактата, и поэтому он не накапливается в крови и в мышцах. Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэробного порога (лактат 2 Мм/л).

Объём работы в течении макроцикла в этой зоне в разных видах спорта составляет до 20% от общего объёма работы.

Вторая зона – аэробная развивающая.

ЧСС: 140 – 160 уд/мин. Лактат в крови до 4 Мм/л., потребление кислорода 60 – 80% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счёт окисления (сгорания) гликогена. Тренировочная деятельность в этой зоне может продолжаться до 2 – 3 часов и более. Основные методы тренировки: непрерывный и интервальный. Объём работы в этой зоне в макроцикле (периоде, этапе подготовки) составляет до 40 – 60% от общего объёма работы.

Третья зона – смешанная аэробно-анаэробная.

ЧСС: 160 – 180 уд/мин. Лактат в крови до 8 – 10 Мм/л., потребление кислорода 80 – 100% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счёт окисления гликогена и глюкозы и расщепления (без участия кислорода) гликогена. Тренировочная деятельность в этой зоне может продолжаться до 1,5 – 2 часов. Основные методы тренировки: непрерывный и интервальный. Объём работы в этой зоне в макроцикле, в разных видах спорта составляет от 10 до 35% от суммарного объёма работы.

Четвёртая зона – анаэробно-гликолитическая.

ЧСС: 180 уд/мин. и выше. Потребление кислорода: от 100 до 80% от МПК. Обеспечение энергией происходит в основном за счёт расщепления гликогена (гликолиза), что приводит к высоким величинам концентрации лактата в крови до 20 – 25 Мм/л. Отмечаются высокие величины кислородного долга. Основной метод тренировки - интервальный с неполными или сокращёнными интервалами отдыха. Объём работы в этой зоне в макроцикле, в различных видах спорта составляет от 2 до 7 – 10% от общего объёма работы.

Пятая зона – анаэробно-алактатная.

В связи с максимальной интенсивностью и кратковременностью выполнения отдельных упражнений в этой зоне (от 1 - 3 секунд до 15 – 20 секунд), ЧСС и лёгочная вентиляция не успевают достичь высоких показателей. Поэтому показатели ЧСС не информативны, показатели лактата невысоки: до 5 – 8 Мм/л. Обеспечение энергией при работе происходит анаэробным путём за счёт расщепления креатинфосфата. После 10 секунд работы с максимальной интенсивностью к энергообеспечению начинает подключаться гликолиз и в мышцах начинает накапливаться лактат. Объём работы в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 5 -8% от общего объёма работы. 

3. Продолжительность отдельных упражнений.

В процессе спортивной тренировки в разных видах спорта используются упражнения различной продолжительности от 2 – 3 секунд до 2 – 3 часов и более. Продолжительность упражнений определяется спецификой вида спорта и задачами, которые решают отдельные упражнения или комплексы упражнений.

3.1. Если тренировочное занятие направлено на развитие скоростных способностей или скоростно-силовых способностей (анаэробно-алактатная производительность – 5-я зона), то продолжительность отдельных упражнений должна быть в пределе от 1-3 секунд до 15 – 20 секунд, выполняемых с максимальной интенсивностью.

3.2. При направленности тренировочного занятия на повышение анаэробно-гликолитических возможностей – 4 – я зона, продолжительность отдельных упражнений составляет от 20 – 30 секунд до 2 – 3 минут.

3.3. Продолжительность отдельных упражнений в 3-ей зоне интенсивности. Если при выполнении тренировочных нагрузок в 5-ой и 4-ой зонах интенсивности применяется только интервальный метод, то в 3-ей и 2-ой зонах интенсивности можно применять непрерывный и интервальный методы. При использовании непрерывного метода в 3-ей зоне интенсивности продолжительность работы может быть до 1,5 часов, а при использовании интервального метода продолжительность отдельных упражнений может составлять от 1 – 2 минут до 6 – 8 минут.

3.4. Продолжительность отдельных упражнений во второй зоне интенсивности.

При использовании непрерывного метода продолжительность работы может быть от 2 – 3 часов и более, а при использовании интервального метода – от 1 – 2 минут до 8 – 10 минут.

4. Продолжительность и характер интервалов отдыха.

Продолжительность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет её преимущественную направленность. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС в конце паузы снижается до 120 – 130 уд/мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.

При планировании длительности интервалов отдыха по показателям работоспособности следует различать следующие типы интервалов:

4.1. Полные интервалы – продолжительность пауз гарантирует относительное восстановление работоспособности к началу очередного упражнения.

4.2. Неполные интервалы – составляют примерно 70 – 80% времени, необходимого до полного восстановления работоспособности, то есть очередное выполнение упражнения приходится на состояние недовосстановления.

4.3. Сокращённые интервалы – повторное выполнение упражнения приходится на фазу значительно сниженной работоспособности (60 – 70% времени, необходимого до восстановления работоспособности).

Развитие скоростных качеств, освоение новых технических приёмов и двигательных действий, обучение индивидуальным и групповым технико-тактическим действиям требуют использования полных интервалов. 

Развитие специальной выносливости, повышение анаэробно-гликолитических возможностей, совершенствование хорошо освоенных технико-тактических действий в условиях, приближенных к соревновательным возможны при сокращённых или неполных интервалах отдыха.

По характеру отдых между упражнениями может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью малоинтенсивного характера, ускоряющей процессы восстановления (бег трусцой, упражнения на растягивание и расслабление мышц и т. д.).

5. Число повторений упражнений (длительность работы).

Число повторений упражнений влияет на величину нагрузки, а также на характер реакции организма на выполняемую тренировочную работу и на её направленность.

Например, интервальное выполнение упражнений длительностью от 1 - 3 сек. до 15 с. с высокой интенсивностью, с полными интервалами отдыха (5-я зона) сначала мобилизует анаэробные алактатные возможности (КрФ). Однако после 5 – 6-го повторения креатинфосфат уже не успевает восстанавливаться, накапливается молочная кислота в крови, скорость выполнения упражнений снижается, и упражнение уже будут выполняться за счёт анаэробно гликолитического механизма знергообразования (4-я зона). Если дальше продолжать эту же работу, то этот механизм энергообразования также исчерпывается, и в дальнейшей работе всё боле будут увеличиваться аэробные механизмы энергообразования (3-я зона). Фактически такая работа будет выполняться в 5-й, 4-й и 3-ей зонах интенсивности, т. е. занятие будет комплексной направленности.

Выполняя такую же спринтерскую работу по объёму и интенсивности, но серийно-интервальным методом, спортсмен будет выполнять её только в 5-й зоне интенсивности.

(30 м. * 5р./2 мин. отдыха) * 4 серии/ 8 мин. отдыха между сериями = 600 метров (5-я зона)

30 м. * 20 раз/2 мин. отдыха = 600 метров (5-я, 4-я, 3-я зоны).

Таким образом, определяя число повторений, можно осуществить как избирательное, так и комплексное воздействие на организм спортсмена и, следовательно, влиять на направленность тренировки.

Длительность тренировочной программы определяет величину нагрузки (большая, значительная, средняя, малая) при выполнении тренировочной нагрузки непрерывным методом.

opace.ru

Основные факторы и принципы организации тренировок юных футболистов (по семинару РФС)

Ранее определены проблемы и основные направления их решения. Теперь к конкретным шагам и принципам организации дополнительных индивидуальных тренировок юных футболистов. Во-первых, фундаментом развития должна выступать техника передвижения. Техника движения в футболе отличается от любого другого спорта, это понятно. Бега много, но это не легкоатлетический бег, поскольку в футболе происходит постоянная смена направлений движения и противодействие, единоборства. Много приставного, скрещенного и бега спиной. Вступая в единоборства, футболисты занимают устойчивое положение, обеспечиваемое широкой постановкой ног и понижением относительного центра тяжести (ОЦТ). При этом необходимо находиться в положении готовности к началу движения в любом направлении, что обеспечивается переносом ОЦТ с пяток на носки. В таком положении футболисты вступают в отбор, удерживают мяч и так далее. При этом важен широкий шаг для скорости движения. Почему нужно начать с этого? Например, если мы научились контролировать мяч, используя неверную технику передвижения, то в дальнейшем перестраивая технику передвижения, можем столкнуться с тем, что привычная ранее техника работы с мячом нарушится. Можно найти примеры больших игроков с проблемами в технике передвижения, но это исключения и данные проблемы отражаются на игре и развитии таких игроков. Например, нам может помочь Алекс Фергюсон, указывающий на бег от колена, а не от бедра у Джордана Хендерсона и его травмами с этим связанным, а так же на недостаточно широкий шаг у Эшли Янга. Итак, идея в том, чтобы сначала построить технику передвижения, потом на нее «накладывать» технику работы с мячом.

Во-вторых, есть смысл тренировать все направления футбольного мастерства. Одновременно, но не в рамках одной тренировки конечно, а в рамках отдельного периода, цикла. Не нужно откладывать ни одно из направлений – технику, тактику, физические и психические качества. Отставание любой группы приводит к снижению потенциала и эффективности других групп. Кроме того, откладывать что-то с целью «подтянуть» потом может привести к изменению остальных групп, не факт что в лучшую сторону. Как в случае с техникой движения, описанной выше. Например, мы занимаемся физическими качествами, быстротой и координацией. При этом в текущий момент осваиваем какой-либо прием ведения мяча, финт. Развитая координация позволит нам освоить новое движение быстрее, значит быстрее применить в игре и быстрее перейти к освоению следующего приема … то есть в итоге освоить больше. Это одно сторона, теперь другая: понимание тактики, даже в конкретном, частном случае, поможет нам использовать освоенный прием эффективнее и обоснованно. Не избежать нам слова «синергия» в описании пользы от сбалансированного и одновременного развития различных направлений футбольного мастерства.

В-третьих, в процессе развития среди физических качеств важное значение имеет координация. Это своеобразный мультипликатор как для других физических качеств – силы и скорости, так и для освоения техники передвижения и техники владения мячом. Чем выше координация, тем быстрее освоение новых движений, тем меньше затрат энергии на работу и так далее. Целые тренировки на развитие координации или отдельные упражнения могут выполняться без нарушения основного тренировочного цикла, так как не требуют много сил. Напряжение и концентрация, конечно, присутствуют, но эта работа отличается от скоростно-силовой тренировки или игр. Здесь есть сходство с развитием гибкости. Достаточно много упражнений или заданий на развитие координации можно выполнять в домашних условиях.

Четвертое – это принцип построения дополнительных тренировок. Направление тренировки определяется тем, что мы хотим получить в игре, соответственно отталкиваемся от того что имеем сейчас. Если игра показывает какой-то пробел – его исправлению и посвящаем время, либо игра предоставляет какие-то возможности – тренируем то что требуется для их использования. То есть тренируем ровно то, что используем или будем использовать в игре уже сейчас, в ближайших матчах. Например, игра на позиции крайнего правого защитника предполагала ввод мяча из аута, посвятили этому время и получили значительный прогресс, такой что часто и на другой фланг бегают сбрасывать. На это же позиции возникали возможности для ударов из зоны между линиями – тренировали удар в движении именно с этой зоны (граница третьей и четвертой – справа). После тренировки пошли оттуда голы и на одном из турниров забил больше всех в команде.

Пятая мысль заключается в том, что отведенного стандартными программами времени на тренировки катастрофически не хватает для полноценного сбалансированного развития. Для обеспечения прогресса требуется больше времени на тренировки. Необходимо, исходя из рамок заданных недельным тренировочным циклом с одной стороны и возможностями и потребностями игрока – с другой стороны, заниматься индивидуальным развитием. Поле (направления) возможных тренировок так обширно, что можно выбрать из того что желательно развивать Вашему конкретному футболисту то, что Вы имеете возможность делать, при этом не дублируя тренировки в секции/академии.

Последнее по списку, но не по значению, по значению даже главное: тренер готовит команду, а футболиста в основном готовит сам футболист. Футболист должен быть готов: к конкретной игре в конце текущей недели, к соревнованиям в конце года или к карьере – это его дело. Он должен готовить себя, он должен готовиться. Применительно к детям, подготовка юных футболистов это тоже во многом их самостоятельная работа, но мы – родители, можем активно помочь им провести такую работу правильно и интересно. Я стремлюсь помочь ребенку развиваться и использовать свои навыки и способности в игре. Именно в игре он получает опыт, учится думать и применять все освоенное в плане техники и тактики, использовать свою физическую готовность. Именно во время игр он соревнуется и растет. Если есть способ содействия в устремлениях ребенка – приемы, методы, тренировки – я этот способ использую. Если он попадет в состав, потому что будет самым выносливым, то мы сделаем так, чтобы он был самым выносливым … и так далее. Если он может быть готов – он будет готов.

***Во время семинара А.Лексаков сетовал на отсутствие желания у некоторых тренеров самостоятельно развиваться. Думаю это ожидаемо, потому что характерно для людей в любой сфере. Но даже в такой ситуации, у такого тренера решающим в развитии юного футболиста будет его личное желание развиваться. Там же была приведена фраза: «Когда НЕЖЕЛАНИЕ – есть 1000 причин, когда ЖЕЛАНИЕ – есть 1000 возможностей».

Говоря о семинаре, я не напрасно потратил время, а подход к подготовке юного игрока обрел еще более четкие очертания. Возможности есть!

footballgas.blogspot.com

Средства тренировки футболистов

В подготовке футболистов используется множество различных упражнений: от простых — бег, прыжки, силовые упражнения, удары по неподвижному мячу, передачи мяча в парах, до самых сложных: игровых упражнений с решением сложных игровых задач, координационных упражнений аэробики и акробатики. Воздействие каждого из этих упражнений на функциональные системы организма футболистов и их интеллект неодинаково, и поэтому СТЭ упражнений различаются как по величине, так и по направленности.

Мяч для тренировки футболистов

В футболе, как и во всех остальных видах спорта, обычно работают две группы тренеров: профессиональные и остальные. Особенностями работы профессионального тренера следует назвать три момента:

1) Первый: профессиональный тренер заранее планирует тренировочную работу на очередной этап подготовки. 2) Второй момент: после каждого тренировочного занятия он регистрирует, что футболисты сделали из запланированного и как они это сделали. 3) Третий момент: после окончания каждого цикла или этапа он анализирует нагрузки, выполненные его футболистами, и по результатам этого анализа выбирает для следующего этапа наиболее эффективные средства и методы тренировки.

Все остальные тренеры работают по следующей схеме: придя на тренировку, они задают своим помощникам вопрос: ну, что сегодня будем делать? Естественно, что анализировать такую работу невозможно. Таким образом, планирование и анализ тренировочных и соревновательных нагрузок - это самые важные разделы работы тренера. Но эффективность этой работы во многом зависит от показателей, которые используются для планирования тренировочной работы. До недавнего времени планирование и анализ проводили по следующей схеме (таблица 4.1).

Таблица 4.1 Типовая схема планирования тренировочных нагрузок футболистов

Логика в такой таблице есть, и она соответствует логике управления. Применительно к спортивной тренировке процесс управления — это изменение соотношения относительных объемов разных средств подготовки на каждом из ее этапов. В соответствии с теорией и просто здравым смыслом объем средств физической подготовки на базовом этапе подготовительного периода должен быть значительно большим, чем во втором круге соревновательного периода.

Вопрос в одном: какие упражнения стоят за словосочетанием «тактическая подготовка» (или «физическая подготовка» и т.д.)? Ведь за цифрами 20% или 50% на разных этапах годичного цикла стоят вполне конкретные упражнения. Например, это может быть тактическое упражнение, изображенное на рисунке 4.1, при выполнении которого совершенствуется тактика фланговых атак. В этом упражнении игра идет на результат, и голы можно забивать как в основные ворота, так и в дополнительные, которые устанавливаются на флангах. Но гол в эти ворота засчитывается лишь в том случае, если после прохождения ворот мяч попадает к партнеру. Гол как фланговая передача, для эффективности которой нужно создать зону, в которую ворвется партнер, обеспечить условия для продолжения фланговой атаки и т.п. Поэтому отнесение этого упражнения к средствам совершенствования тактики вполне справедливо.

Вместе с тем, все эти тактические действия требуют вы-полнения таких технических приемов как прием и передачи мяча, ведения, обводка, удары по воротам. Выполнение этих приемов — это не что иное, как совершенствование техники. Поэтому отнесение этого упражнения к средствам совершенствования техники также справедливо.

Рис.4.1. Совершенствование тактики фланговых атак: игровое упражнение с дополнительными воротами на флангах

Если одеть на футболистов, выполняющих это упражнение спорттестеры, и зарегистрировать ЧСС, то получим следующие данные: максимальная ЧСС - 180—190 уд/мин, средняя - 155-165 уд/мин. Воздействие этого упражнения на развитие аэробных и анаэробных возможностей футболистов несомненно. И по этой причине его можно отнести к средствам совершенствования физической подготовленности футболистов.

Вместо этого командного тактического упражнения можно было бы проанализировать десятки других, аналогичных. Вывод анализа был во всех случаях одинаков: воздействие упражнений многостороннее и отнести их к средствам совершенствования только тактики, или только техники, или только физической подготовленности, неправомерно.

Рис. 4.2. Совершенствование техники ударов по движущемуся (катящемуся или летящему) мячу

Рис. 4.3. Передачи мяча и удары по воротам после скоростных рывков со «стенкой»

Можно взять более простые игровые упражнения с заранее известной тактикой перемещений и действий. Это упражнения 4.2 и 4.3, при выполнении которых совершенствуется техника ударов по воротам. Или упражнения 4.4, используемое для совершенствования техники «передач мяча на ход», и упражнение 4.5, используемое для этой же цели, но в сочетании с совершенствованием техники ударов по воротам.

Однако помимо техники эти упражнения воздействуют на развитие физических качеств, и частности, скоростной выиосливости. П.Ф.Садырин использовал в подготовке футболистов своих команд упражнения 4.2 и 4.3, и при их выполнении футболисты пробегали с околопредельной мощностью до 800 м.

Таким образом, схема планирования нагрузок, приведен¬ная в таблице 4.1, не соответствует реалиям футбола, и должна быть заменена на другую. Автор этой книги разработал другую классификацию нагрузок в футболе. В соответствии с I юн планирование и контроль нагрузок в футболе проводится с использованием следующих характеристик: 1) Первая из них — специализированность упражнений, в соответствии с которой все они разделяются на две группы: специфические (игровые) и неспецифические (неигровые). В свою очередь специфические (футбольные) упражнения разделяются на командные, групповые и индивидуальные. 2) Вторая характеристика - направленность упражнений на развитие физических качеств футболистов. Есть упражнения смешанной направленности, при выполнении которых совершенствуются сразу несколько проявлений разных физических качеств футболистов. Это происходит, как правило, при выполнении командных и групповых упражнений. Есть упражнения избирательной направленности, при выполнении которых совершенствуется преимущественно какоето одно физическое качество. Это, как правило, неспецифические упражнения. 3) Третья характеристика — нагрузка упражнений. Она может быть максимальной, большой, средней, малой. Более точные рекомендации дает В. В. Лобанове кий с соавторами. Он и его помощники считали, что нужно определять относительную величину нагрузки (в %). Делать это нужно по количеству серий упражнений, в которых работа выполняется с субмаксимальной и максимальной интенсив¬ностью. За 90-100% принимается нагрузка календарной игры или нагрузка 9-10 серий упражнений, 80% — 7-8 се¬рий, 70% — 6 серий, 60% — 5 серий, 50% — 4 серии, 40% — 3 серии, 30% — 2 серии.

Рис. 4.4. Передача мяча в движении со сменой мест в группе из 3 человек

Рис. 4.5. Передача мяча в группе из 4 футболистов выполняемых в ходе согласованных по времени, пространству и скорости перемещения

При использовании такой классификации любое из тренировочных упражнений попадает в свою ячейку матрицы планирования и контроля нагрузок в футболе (таблица 4.2).

Данные этой таблицы формируются вполне понятным способом. Все футбольные упражнения заносятся в строку «специфические средства», все остальные упражнения — в строку «неспецифические средства». В базовом цикле подготовительного периода объем этих средств составляет 40%, а в конце второго круга чемпионата страны - 80%. В остальных тренировочных циклах года значения этих относительных объемов футбольных упражнений будут лежать в промежутке между этими цифрами.

Таблица 4.2 Матрица планирования и контроля нагрузок в футболе

Однако, тренер должен обосновать (прежде всего самому себе), что именно такое соотношение специфических и неспецифических нагрузок, а также распределение их по воздействию на развитие физических качеств будет оптимальным.

Все эти средства физической подготовки реализуются в рамках тренировочных занятий, форма которых может быть следующей: 1) Разминка. Она состоит из двух частей. Первая часть — игровые упражнения в сочетании со стретчингом (3 минуты игра и 2-3 минуты стретчинг и т.д.). Или упражнения «школы футбола» (передачи мяча в парах, тройках и т.п.) в сочетании со стретчингом. Или бег трусцой в сочетании со стретчингом. Или перемещения по полю групп игроков, согласованные по времени и пространству, в сочетании со стретчингом. Кроме стретчинга можно во всех этих случаях использовать маховые движения. Вторая часть разминки — это координационные, беговые и прыжковые упражнения. 2) Групповые упражнения, при выполнении которых решаются конкретные игровые задачи;  3) Командные упражнения, применяемые для освоения тактической схемы игры;  4) Упражнения физической подготовки;  5) Упражнения заминки.

Есть занятия, в которых планируют полный набор всех них упражнений. Но вполне возможны занятия, в которых кроме разминки есть только упражнения физической подготовки, или разные упражнения групповой тактики и т.д.

www.dokaball.ru

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ - football_train

football_train

Previous Entry Share ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВfootball_trainApril 28th, 2013

Современный футбол, как спортивная игра, постоянно  развиваясь вместе с тем внутренне  усложняется. Увеличивающаяся скорость разыгрываемых комбинаций требует увеличение скорости передвижения футболистов по полю и владение соответствующими скоростной игре  техническими приёмами владения мячом.   При таком постоянном развитии футбола возрастают и требования к футболистам к развитию их  спортивных качеств.    За внешней лёгкостью стоит высочайшее мастерство исполнителей, которое достигалось их многолетним упорным трудом.  И этот труд должен иметь свою чёткую направленность на воспитание спортивных качеств футболистов присущих современному футболу. Как же достичь необходимого уровня мастерства, чтобы стать хорошим профессиональным футболистом.   Как показала практика обучения футболу, в футбольных школах стать высококлассным футболистом только при групповых занятиях  очень сложно.  Разные виды подготовки требуют и разного обучения.  Так,   если  теоретическая подготовка может преподаваться  сразу всей  команде, то техническая подготовка    из-за всей её сложности может достаточно повышаться только при индивидуальных занятиях, к тому же эти занятия должны  иметь персональную направленность. Персональные занятия это более конкретное направление индивидуального обучения, и подразумевает обучение  вполне конкретного футболиста. Так как все люди разные и футболисты в том числе, то  и структура тренировки, и учебный материал подбираются с учётом индивидуальных антропометрических и прочих особенностей данного  футболиста.    При разных антропометрических и прочих показателях футболистов при усвоении стандартной эталонной техники,  движения их  всё же  будут отличаться друг от друга.  Есть базовая биомеханика футбольных движений, которая и определяет эталонную динамическую структуру двигательных навыков. И, как   было сказано выше, так как у всех футболистов  строения их тел имеют разную индивидуальную антропометрию, то  отсюда и неодинаковое выполнение технических приёмов.   Но это не значит что эти движения совсем  разные по биомеханической структуре. Как раз наоборот. При правильном обучении,  насколько возможно,  соизмеряется строение тела футболиста, а значит и его индивидуальные двигательные навыки,  с эталонным выполнением  технических приёмов. Идеальная структура движений футболиста позволяет наиболее эффективно распределять энергетические потоки  в своём теле  во время выполнения того или иного футбольного движения.  И чем больше соответствие практически выполняемых технических приёмов их идеальной структуре, тем эффективнее техническая подготовка конкретного футболиста.  Поэтому именно   персонализация в индивидуальном обучении футболистов позволяет усваивать технические приёмы с поправкой на строение тела каждого футболиста в отдельности,  а значит обеспечить их наилучшее выполнение. Персонализация не предполагает другое выполнение двигательных действий,  а,  наоборот,  на сколько это возможно, приближает  их выполнение к эталонному образцу, при котором биомеханические показатели имеют наиболее лучшие значение для каждого индивидуума отдельно.  Итак, подведём итог вышесказанному. В чём же разница между индивидуальными и персональными занятиями. Индивидуальные занятия это форма занятий, предполагающая занятия с  одним или двумя  футболистами. Персональные же занятия это тоже индивидуальные занятия,  но с конкретным  футболистом и организация таких занятий строится в соответствии с уровнем и качеством подготовки именно  этого футболиста. Отсюда, качество таких занятий гораздо выше, чем просто индивидуальные,  но обезличенные тренировки.  Хотя если посмотреть вглубь этого вопроса, то индивидуальных обезличенных тренировок не должно быть в принципе. Не менее эффективны  персональные занятия и для тренировки физических качеств футболиста, особенно для такого как скорость бега. Тренировка скоростных качеств конкретного футболиста  должна строиться исходя из текущих  показателей его техники  и скорости бега. Для этого применяются соответствующие  специальные тренировочные методики по  исправлению отрицательных   навыков бега , включая и старт, и бег по дистанции, и резкая смена направления движения и бег рывками и конечно бег с сопротивлением.  Казалось просто бег, но как видим, так много разновидностей он имеет в футболе. И всё это надо тренировать отдельно, при  том, что чаще всего,  вначале надо избавиться от неправильных навыков бега, а затем и усвоить новые.  Где, на каких групповых тренировочных занятиях это можно качественно натренировать. Однозначно, нигде и ни на каких групповых занятиях  эти задачи решить невозможно. Поэтому, для повышения скорости бега футболиста включая все его вышеперечисленные  составляющие обязательно необходимы  индивидуальные занятия, притом обязательно с персональной направленностью. Так же,  персонализацию в индивидуального обучении футболистов нужно рассматривать ещё и как прямое взаимодействие тренера и футболиста на личностном уровне.  То есть, процесс обучение строится исходя из психических особенностей  конкретного футболиста как личности со своими, присущими только ему, восприятиями окружающего мира и  его ответными реакциями на потребляемую им учебную информацию. Важность такого подхода к индивидуальному обучению невозможно переоценить. Хотя на  практике этому важнейшему и даже можно сказать определяющему фактору успешного обучения не уделяется никакого внимания. Способность тренера взаимодействовать со спортсменом на психическом уровне есть то ключевое качество тренера, учителя, преподавателя и т.п., которое, по сути, и определяет  его профессиональный уровень.  На практике же мы видим,  что в тренеры идут все кто этого пожелает, а есть ли у него к этому способности или такие полностью отсутствуют, никто этим не интересуется. Критерий, по которому сейчас берут в тренеры это: «Лишь бы разбирался в футболе». Вот и работают тренерами, сплошь бывшие футболисты, которые так и не могут понять, что тренер и спортсмен это две разные и  в чём-то даже противоположные профессии.  Для того чтобы стать тренером мало хорошо знать избранный вид спорта, главное это уметь донести  эти свои знания до спортсмена, да так, что бы они усвоились им полностью и он легко пользовался ими в своей спортивной деятельности.  А для этого тренеру нужны не только чисто спортивные («лишь бы разбирался в футболе»),  но и другие знания, гораздо более объёмные и сложные чем любой вид спорта. Но кроме знаний, тренер должен ещё иметь и специальные практические способности к  своему виду профессиональной деятельности, иначе те спортивные знания, которыми он обладают так и не будут в полной мере усвоены спортсменом.  На основании вышесказанного можно с уверенностью сказать – самым сложным в подготовке спортсменов, а футболистов тем более, является умение высококачественно обучать  избранному виду спорта. И здесь надо обязательно отметить, что самый большой эффект в обучении футболистов да и спортсменов любой другого вида спорта может быть достигнут  именно при индивидуальном обучении построенном с учётом его личностных технических физических и психологических качеств.  На этом важнейшем виде  обучения  должен основываться  персональный тренинг спортсменов и тем более футболистов в частности. Ещё одним  важным преимуществом индивидуальных персональных занятий является возможность легко подбирать  различные  тренировочные методики, которые дают высокий положительный тренировочный эффект именно для конкретного спортсмена. И ещё.  Непременным условием для  развития спортивных психических качеств необходимы только индивидуальные персональные занятия.   И в заключение хотелось бы обратить внимание, что здесь не предполагается заменить всем известный индивидуальный подход в подготовке спортсменов на персональный тренинг.  Индивидуальный подход это общее теоретическое понятие предусматривающее рассмотрение спортсмена как индивидуальности с присущими только ей спортивными качествами,  а персональный тренинг –  это конкретный практический тренировочный процесс, являющийся  именно практической составляющей  этого индивидуального подхода в подготовке спортсменов.   ? LiveJournal

football-train.livejournal.com

Принципы спортивной тренировки - Дети и спорт

Принципы спортивной тренировки

Подробности Категория: Обучение Просмотров: 1929

Спортивная тренировка, под которой понимается специализированное физическое, воспитание, направленное на достижение индивидуально возможных результатов, процесс весьма сложный. Для того чтобы обеспечить успех своей команды, тренер должен осуществлять многообразную подготовку футболистов.

Прежде всего, чтобы хорошо играть в футбол, нужно обладать крепким здоровьем, разносторонне и специализированно развитыми двигательными качествами — силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и др. Высокий уровень физической подготовки обеспечивает «запас прочности» и позволяет сохранить стабильную игру на протяжении всего соревновательного сезона. Один из лучших наших игроков 50—60-х годов И. Нетто подчеркивает, что «...именно в надежности физической и нервной закалки скрыт ключ к стойкости психологии  спортсмена и команды в целом, то есть ключ к ликвидации досадных спадов в игровом настроении».

Однако можно обладать достаточной выносливостью,, быстротой, силой и другими качествами и все же плохо играть в футбол. Игровая деятельность заключается в разнообразных действиях: ведении мяча, передачах, ударах по мячу и т.д которыми игрок должен владеть в совершенстве. Кроме того, быстрота, выносливость, сила не существуют.сами по себе, а реализуются в конкретных движениях, постоянная тренировка которых входит в техническую подготовку футболиста.

 Наряду с физической и технической подготовкой спортсмену необходимо уметь оптимально использовать свои возможности в процессе соревнований. Игра в футбол требует коллективных, слаженных действий как отдельных звеньев, так и команды в целом. Поэтому следующий очень сложный раздел тренировки — это обучение искусству ведения спортивной борьбы — спортивной тактике.

В спортивной борьбе победа над соперником зависит от волевых усилий игроков, желания во что бы то ни стало отстоять честь команды. Исходя из этого, особое внимание нужно уделять моральной, волевой подготовке спортсменов.

Футболист должен хорошо знать правила соревнований, уметь самостоятельно разбираться в технике движений, спортивной тактике и т. д. Поэтому большое значение имеет и теоретическая подготовка футболистов.

Перечисленные виды подготовки затрагивают отдельные стороны тренировочного процесса. При конкретной встрече с командой соперников проявляется общая готовность футболистов, в которой сливаются в. единое целое их физическая, техническая, тактическая, моральная и теоретическая подготовка. Выполнение целостных соревновательных упражнений с соревновательными или близкими к ним требованиями называется соревновательной (интегральной) подготовкой. В футболе под ней подразумеваются учебные и календарные игры. Трудность управления спортивной тренировкой футболистов состоит в том, что все виды подготовки нужно оптимально спланировать в течение года по отдельным занятиям, этапам и периодам при оптимальном соотношении объёма и интенсивности нагрузок.    

Для того чтобы правильно распределить все разделы спортивной тренировки футболистов и обеспечить решение поставленных задач, тренер прежде всего должен соблюдать основные педагогические принципы спортивной тренировки. Таковыми являются: непрерывное (круглогодичность), индивидуализация тренировочного процесса, постепенное и максимальное увеличений тренировочных нагрузок, единство общей и специальной физической подготовки, цикличность, направленность на индивидуально возможные высшие достижения.   

detivsporte.ru


Смотрите также