Теория и методика мини футбола (футзала). Мини футбол пособие


Читать онлайн Теория и методика мини футбола (футзала) Дом книг

Учебник по мини-футболу (футзалу) является трудом, обобщающим теоретико-методический материал отечественных специалистов, и результаты многолетних исследований автора, в котором представлена методология организации учебно-тренировочного процесса. Прежде всего, курс лекций адресован слушателям "Академии футзала АМФР", ВШТ, студентам, аспирантам, преподавателям высших и средних учебных заведений, а также тренерам, работающим с юными и высококвалифицированными спортсменами.

Содержание:

  • От автора 1

  • Предисловие 1

  • Лекция 1 - Спортивная тренировка в мини-футболе 1

  • Лекция 2 - Принципы спортивной тренировки в мини-футболе (футзале) 3

  • Лекция 3 - Построение процесса спортивной подготовки в мини-футболе (футзале) 7

  • Лекция 4 - Физическая подготовка в мини-футболе (футзале) 10

  • Лекция 5 - Техническая и тактическая подготовка в мини-футболе (футзале) 16

  • Лекция 6 - Тренировочные и соревновательные нагрузки и их влияние на организм мини-футболистов 24

  • Лекция 7 - Комплексный контроль процесса подготовки мини-футболистов 27

  • Лекция 8 - Средства восстановления в процессе подготовки квалифицированных мини-футболистов 31

  • Библиография 34

Владимир ГубаТеория и методика мини-футбола (футзала). Учебник

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, профессор, почетный президент "Ассоциации мини-футбола России"

Андреев Семен Николаевич;

кандидат педагогических наук, старший тренер сборной России по мини-футболу,

Скорович Сергей Леонидович

От автора

Высокий рост массовости мини-футбола (футзала) и победы сборной команды России и клубов в различных соревнованиях свидетельствуют о необходимости серьезного обучения специалистов в данной области.

Подготовка спортсменов высокого класса в мини-футболе (футзале) зависит от системы эффективного построения спортивной тренировки в различных периодах годичного тренировочного цикла.

Мини-футбол (футзал), как учебная дисциплина вошел в сетку часов специализированных спортивных вузов, а проект "Мини-футбол в вузы" стал наиболее массовым в стране.

В свою очередь, следует отметить, что эффективная организация спортивной тренировки обусловлена целью и задачами, которые тренер решает в процессе подготовки мини-футболистов с учетом возраста, индивидуальных особенностей развития организма, а также амплуа спортсмена.

Все это требует подбора оптимальных средств и методов подготовки, обеспечивающих поддержание высокой спортивной формы в процессе соревновательной деятельности спортсменов.

Реализация цели и последующих задач, поставленных тренером в процессе подготовки, как юных, так и квалифицированных мини-футболистов, способствует достижению высоких спортивных результатов отдельно взятым игрокам и команде, в целом, в ходе соревновательной деятельности.

Предлагаемый учебник по мини-футболу (футзалу) является трудом, обобщающим теоретико-методический материал отечественных специалистов, и результаты многолетних исследований автора, в котором представлена методология организации учебно-тренировочного процесса. Прежде всего, курс лекций адресован слушателям "Академии футзала АМФР", ВШТ, студентам, аспирантам, преподавателям высших и средних учебных заведений, а также тренерам, работающим с юными и высококвалифицированными спортсменами.

Предисловие

В теории и методике мини-футбола (футзала), как и во всякой научно-практической дисциплине, связанной с проблемой обучения и воспитания, первостепенное значение придаётся определению важнейших положений-принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельности и, поэтому, служат руководством к действию. На спортивную тренировку распространяются общепедагогические и специфические для спортивной тренировки принципы, которые отражают фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, тем самым, направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели.

В связи с профессионализацией российского мини-футбола, возросшим количеством легионеров возникает острая потребность в более динамичной и эффективной подготовке квалифицированного спортивного резерва за счет оптимизации планирования тренировочного процесса. Достижение этого возможно на основе повышения качества содержания тренировочного процесса. Одной из фундаментальных проблем мини-футбола является проблема построения многолетней тренировки.

В процессе спортивной тренировки спортсменов, специализирующихся в мини-футболе (футзале), одной из ключевых задач является поддержание высокого уровня физической подготовленности, которая обеспечивает успешное ведение игровой и соревновательной деятельности, а также овладение всем арсеналом технических приемов и своевременное применение их в различных тактических комбинациях.

Эффективность соревновательной деятельности мини-футболистов во многом зависит от высокого уровня развития специальных физических способностей, которые обусловливаются умелым планированием объема и интенсивности тренировочной нагрузки.

В практике довольно часто эффективность учебно-тренировочного процесса оценивается только по спортивному результату. Однако полной информации о состоянии тренированности этот обобщенный показатель дать не может, поскольку он отражает влияние ряда факторов, имеющих характер как постоянно действующих, так и временных, случайных. Точная оценка состояния тренированности возможна лишь при систематической оценке спортивной формы, о чем можно судить не только по спортивным результатам, но и различным сторонам подготовленности. Для этого в процессе тренировки используют комплексный педагогический контроль, основанный на системном использовании высокоинформативных тестов и инструментальных методик.

Неадекватность восстановительных процессов в отдельных системах и организме, в целом, становится "уязвимым местом", одной из основных причин, сдерживающих развитие физических способностей и совершенствование технико-тактических действий, что, в итоге, замедляет рост спортивного мастерства. Поэтому роль восстановительных процессов в подготовке квалифицированных мини-футболистов достаточно велика.

Мини-футбол (футзал), как учебная дисциплина вошел в сетку часов специализированных спортивных вузов, а проект "Мини-футбол в вузы" стал наиболее массовым в стране.

В представленном учебнике, выполненном в виде курса лекций, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Владимир Петрович Губа обобщил материал своей многолетнее научной работы со сборной командой России, а также практический опыт главного тренера России по мини-футболу, кандидата педагогических наук Сергея Леонидовича Скоровича. В этом учебнике слушатели "Академии футзала АМФР", ВШТ, студенты, преподаватели и тренеры смогут найти массу полезной информации о теоретических и методических основах подготовки спортсменов в мини-футболе (футзале) и проверить свои знания с помощью контрольных вопросов.

Технический директор Российского Футбольного Союза, Директор "Высшей школы тренеров" Российской Федерации, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, заведующий кафедрой теории и методики футбола кандидат педагогических наук, профессор

Лексаков Андрей Владимирович

Лекция 1Спортивная тренировка в мини-футболе

1.1. Понятие спортивной тренировки в теории и методике спорта

Под спортивной тренировкой подразумевают специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта.

Спортивная тренировка, с одной стороны организуется в рамках системного использования физических упражнений и, с другой – сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма, которые обеспечивают планомерный рост тренированности. Тренированность – это мера приспособления организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Она выражается в росте работоспособности, а, в конечном итоге, – в росте спортивных достижений.

Прирост спортивных достижений у детей, подростков и юношей зависит от их естественного роста и тренировки. Поэтому спортивная тренировка в детском возрасте влияет не только на результат, но и ход естественного роста организма юного спортсмена. Это воздействие может быть положительным, отрицательным и нейтральным.

Спортивная тренировка мини-футболистов может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает положительные анатомо-физиологические изменения в организме, оказывает оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и обеспечивает повышение результатов в избранном виде спорта. Этого можно достигнуть, только если величина тренировочных нагрузок будет соответствовать возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности.

dom-knig.com

Научно-методическая литература АМФР | Ассоциация мини-футбола России

Семен Николаевич АндреевПочетный президент АМФР

 

В настоящее время в одно из важнейших направлений в деятельности Ассоциации мини-футбола России выделились подготовка и издание научно-методической литературы по актуальным проблемам развития данной дисциплины футбола. За более чем 20-летний период становления мини-футбола в нашей стране был накоплен значительный багаж опыта в различных аспектах этого вида спорта как автономной разновидности классического футбола. 

Одним из тех, кто активно и плодотворно работал и сегодня работает в этой сфере с привлечением специалистов и сотрудников Ассоциации мини-футбола России является почётный президент АМФР, заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук, профессор Семён Николаевич Андреев. Именно усилиями этого специалиста в стране были разработаны научно-методические основы мини-футбола. В их числе и «игра четвёрками», и варианты оборонительных командных действий, и методика подготовки вратарей, и многочисленные варианты розыгрыша стандартных положений и т.д. Перу С.Н. Андреева принадлежит и первая в стране книга «Мини-футбол», опубликованная в издательстве «Физкультура и спорт» ещё в далёком 1978 году. При этом материалы для этой книги были накоплены им ещё в 60-е годы прошедшего века - в ходе его практической работы тренером по футболу в группе подготовки команды мастеров и одновременно преподавателем физ. воспитания в общеобразовательной школе, где был создан первый в нашей стране детский мини-футбольный клуб «Олимпиец».

Эта первая работа дала толчок развитию творческих способностей С.Н. Андреева, который сегодня на сайте АМФР комментирует научно-методические материалы, подготовленные и опубликованные с его непосредственным участием и по инициативе АМФР в целях обеспечения специалистов, работающих в данной дисциплине классического футбола. 

«МИНИ-ФУТБОЛ. ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ И ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОМАНДАХ».

Методическое пособие.

(Авторы: С.Н. Анреев, В.С. Левин.)

Издательство: «ГУ «РОГ», Липецк, 2004. 496 с.

 

Книга открывается введением, написанным в то время президентом РФС В.И. Колосковым, который рассматривает мини-футбол как важную составляющую часть классического футбола, выделяя проблемы подготовки резерва. В данном пособии, которое, в основном, и нацелено на повышение качества подготовки молодых игроков, раскрываются организационно – методические основы обучения и тренировки юных футболистов разных возрастов. На основе отечественного и зарубежного опыта авторы предлагают читателю ознакомиться с содержанием основных разделов работы с занимающимися. При этом разделы физической, технической и тактической подготовки подаются очень подробно с учётом того, что читателями этого издания могут быть и не только опытные специалисты, но и тренеры общественники, преподаватели, сами юные футболисты. В то же время содержание каждого раздела книги хорошо иллюстрировано понятными и чёткими рисунками и схемами, во многом подчёркивающие имеющиеся отличия мини-футбола как автономной модификации классического футбола от своего «старшего брата». Важно, что эти иллюстрации подготовлены непосредственно авторами этого полезного пособия.

 

 

«МИНИ-ФУТБОЛ В ШКОЛЕ».  (авторы – С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев)Издательство: «Советский спорт», 2006, 224 с.

 

«Мини-футбол в школе» – учебно-методическое пособие . Книга предназначены для учителей физкультуры общеобразовательных школ, студентов ВУЗов физической культуры и педагогических институтов. 

В книге рассматриваются организационные и методические вопросы обучения и тренировки юных футболистов в школьной секции по мини-футболу, приводятся сведения по истории возникновения и развития этой дисциплины футбола, рекомендации по физической, технической и тактической подготовке занимающихся. 

Важными разделами книги являются материалы по организации и проведению массовых внутришкольных соревнований по мини-футболу, конкурсов по технической подготовке с привлечением актива школьников, а также рекомендации по организации педагогического контроля за уровнем подготовленности детей, занимающихся мини-футболом. 

Книга особенно полезна для педагогов, ведущих среди учащихся работы по реализации общероссийского проекта «Мини-футбол – в школу». 

Данная книга в настоящее время переведена и опубликована в КНР, а также готовится для издания в Венгрии.

 

 

«МИНИ-ФУТБОЛ – ИГРА ДЛЯ ВСЕХ». 

(Авторы: В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев). 

Учебно – методическое пособие. Издательство: «Советский спорт», 2007 год, 264 с.

 

Книга предназначена для детей как самоучитель по игре в мини-футбол. Учитывая растущую популярность этой дисциплины футбола, авторы сообщают читателю интересную информацию о мини-футболе, его становлении и развитии в нашей стране и за рубежом. Важно то, что в книге делается акцент на самостоятельные занятия детей различного возраста мини-футболом, даются хорошо понятные и интересные рекомендации по освоению ими основных технических и тактических приёмов игры, по улучшению физической формы, а также рассказывается как правильно самостоятельно построить тренировку, провести турнир по этому виду спорта, составить увлекательную программу конкурсов по мини-футболу среди школьников различного возраста. Важно также то, что авторы приводят рекомендации известных игроков Михаила Маркина, Константина Ерёменко, Темура Алекберова и др. по освоению детьми элементов техники игры. Несомненно, данное пособие будет интересно и педагогам, и учителям физкультуры, и тренерам, работающим с детскими и юношескими командами.

 

 

«ПРОГРАММА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ (ФУТЗАЛУ) ДЛЯ ДЮСШ И СДЮШОР».

(Авторы: С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, В.С. Левин, К.В. Ерёменко).

Издательство: «Советский спорт», 2008 год, 96 с.

 

Данное издание подготовлено авторами в связи с открытием в стране ряда спортивных школ по мини-футболу и возникшей острой необходимостью в соответствующей научно-методической литературе для данных звеньев организационной структуры управления мини-футбола. 

В этом издании конкретизированы задачи подготовки юных футболистов в ДЮСШ и СДЮШОР, обозначена структура многолетнего процесса обучения и тренировки занимающихся. Программа содержит учебный материал по основным видам подготовки и его распределению по годам обучения в годичном цикле. Также приводятся данные, характеризующие объёмы тренировочных и соревновательных нагрузок юных футболистов. Авторы также приводят оригинальный практический материал по выполнению занимающимся контрольных нормативов и их содержанию, а также самоконтролю за уровнем подготовки учащихся. Особенностью программы являются и рекомендуемые авторами тренировочные задания, сгруппированные в отдельные блоки по принципу преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств, а также на обучение и совершенствование технико-тактического мастерства юных футболистов. 

Программа из-за повышенного спроса неоднократно переиздавалась в издательстве «Советский спорт».

 

 

«МИНИ-ФУТБОЛ (МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ)» - МОНОГРАФИЯ.

(Авторы: С.Н. Андреев, В.С. Левин, Э.Г. Алиев).

Издательство: «Советский спорт», 2008 год. 304 с.

 

 

Книга предназначена для тренерского состава спортивных школ, студентов ВУЗов физической культуры и спорта, и факультетов физического воспитания педагогических институтов. Она написана на основе изданной программы по мини-футболу для ДЮСШ и СДЮШОР. На основе обобщения передового отечественного и зарубежного опыта в книге отражены научно-методические вопросы подготовки юных футболистов разных возрастов. Авторы этого издания подробно представляют практические рекомендации по физической, технической, тактической и другим видам подготовки. Большое внимание также уделяется планированию процесса обучения, исходя из условий работы ДЮСШ и СДЮШОР, построению контроля за уровнем подготовленности юных футболистов, проведением инструкторской и судейской практики, организации восстановительных мероприятий, а также самоконтролю учащихся. 

Книга неоднократно переиздавалась в издательстве «Советский спорт».

 

 

«МИНИ-ФУТБОЛ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ».

Учебно-методическое пособие.

Авторы: В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев.

Издательство: «Советский спорт», 2010 год. 320 с.

 

Книга написана с учётом разработки и внедрения в практику общероссийского проекта «Мини-футбол – в вузы». Разработанный АМФР и поддержанный руководителями нашего государства, данный проект потребовал и соответствующей научно-методической базы. В этом пособии авторы рассматривают актуальные проблемы развития студенческого мини-футбола на современном уровне, дают практические рекомендации по построению в условиях ВУЗов спортивной подготовки студенческой молодёжи; подробно излагают методику физической, технической и тактической подготовки по мини-футболу с учётом передового отечественного опыта. 

В книге также даются рекомендации по организации врачебно-педагогического контроля, а также проведению массовых соревнований по мини-футболу среди обучающихся в вузах. Также в пособии подробно раскрываются основные положения правил игры и методика судейства матчей по мини-футболу.

  

«МИНИ-ФУТБОЛ (ФУТЗАЛ) В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ».

Учебно-методическое пособие.

Авторы: Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, С.Н. Андреев.

Издательство: «Советский спорт», 2011 год. 176 с.

 

Книга написана авторами с учётом эволюции общероссийского проекта «Мини-футбол – в вузы», создания студенческих лиг «Золотая лига», «Серебряная лига», и запланированного образования на современном этапе новой «Бронзовой лиги». В качестве участников последней будут выступать учащиеся колледжей, техникумов, средних профтехучилищ. В соответствии с этой задачей в пособии освещаются вопросы истории развития мини-футбола, место этой спортивной игры в системе физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений. 

Книга же предназначается непосредственно для преподавателей физического воспитания, общественного актива, проводящих спортивную работу с учащимися этих учебных заведений. Авторы освещают физиологические особенности юношеского возраста, научно-методические аспекты спортивной тренировки, дают практические рекомендации по построению и содержанию физической, технической и тактической подготовки учащихся, активно занимающихся мини-футболом; а также по использованию в процессе спортивных занятий с юношами и девушками широкого круга подвижных игр. В пособии также раскрываются основные положения правил игры, даются рекомендации по организации массовых соревнований по мини-футболу.

 

 

«МИНИ-ФУТБОЛ (ФУТЗАЛ)».

Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Физическая культура» и специальности «Физическая культура и спорт».

Авторы: Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа.

Издательство: «Советский спорт», 2012 год. 554 с.

 

Книга написана авторским коллективом с учётом активного развития этой модификации футбола в нашей стране, необходимости подготовки специалистов по мини-футболу в соответствии с требованиями существующей программы подготовки специалистов по спортивным играм в Высших Учебных Заведениях. На основе передового отечественного и зарубежного опыта в учебнике предусматривается изучение полного курса теории и методики преподавания мини-футбола, приобретения студентами знаний, умений, профессионально-педагогических навыков для самостоятельной организационной, тренерско-педагогической деятельности, воспитательной работы в различных звеньях государственной системы физического воспитания.  

Содержанием учебника предусмотрены введение в данный вид спорта, история его становления и эволюция в автономную разновидность классического футбола, техника и тактика игры, характеристика физических качеств и способностей в мини-футболе, медико-биологическое обеспечение спортивной подготовки, а также организация комплексного контроля и научно-методическое обеспечение игроков, занимающихся мини-футболом и т.д. 

Учебник пользуется популярностью среди специалистов различной квалификации и готовится к повторной публикации в издательстве «Советский спорт».

 

 

«ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАТАРЯ В МИНИ-ФУТБОЛЕ (ФУТЗАЛЕ)».

Учебно-методическое пособие.

Авторы: С.Н. Андреев, Г.Н. Гарагуля.

Издательство: «Советский спорт», 2011 год, 120 с.

 

 

Данная книга написана С.Н. Андреевым в соавторстве с опытным вратарём, неоднократно привлекавшимся в сборные команды России, мастером спорта Г.Н. Гарагулей.

 

Учитывая особую роль вратаря в этой спортивной игре, авторы останавливаются на научно-методических подходах в подготовке игроков этого амплуа, приводят классификацию основных упражнений, используемых в тренировочных занятиях. В то же время в пособии подробно рассматриваются особенности техники игры стражей ворот, приводятся конкретные упражнения по освоению каждого технического приёма. При этом рекомендуется использовать содержание пособия в соответствии с современными тенденциями развития вратарского искусства, связанными с последними изменениями в правилах мини-футбола. Книга поможет как в совершенствовании спортивного мастерства опытным вратарям, так и в освоении основ игры начинающим голкиперам.

 

 

«ТЕХНИКА ДРИБЛИНГА И ФИНТОВ В МИНИ-ФУТБОЛЕ (ФУТЗАЛЕ)».

Учебное пособие

Авторы: С.Н. Андреев, Сирило Кардозо.

Издательство: "Спорт", 2016 год, 240 с.

 

 

Книга написана С.Н. Андреевым в соавторстве с одним из самых техничных футболистов Чемпионата России, восьмикратным чемпионом страны и восьмикратным обладателем кубка, двукратным обладателем серебряных медалей Чемпионата Европы по мини-футболу Сирило Кардозо.

 

Учитывая высокие темпы развития футзала в мире, к технической подготовке игроков предъявляются все более высокие требования. В данном учебном пособии раскрываются особенности техники дриблинга и финтов в мини-футболе, даются практические рекомендации по обучению данным техническим приемам и их совершенствованию, приводятся типовые и оригинальные варианты финтов "уходом", "ударом", "остановкой".

 

Книга будет полезна как студентам вузов по физической культуре, так и преподавателям и учителям физкультуры, тренерам спортивных школ и клубов.

Подробную информацию о приобретении научно-методической литературы АМФР можно узнать по телефонам: +7 (495) 926-13-16 и +7 (495) 926-13-17

www.amfr.ru

Теория и методика мини-футбола читать онлайн, Владимир Петрович Губа

Владимир Губа

Теория и методика мини-футбола (футзала). Учебник

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, профессор, почетный президент «Ассоциации мини-футбола России»

Андреев Семен Николаевич;

кандидат педагогических наук, старший тренер сборной России по мини-футболу,

Скорович Сергей Леонидович

От автора

Высокий рост массовости мини-футбола (футзала) и победы сборной команды России и клубов в различных соревнованиях свидетельствуют о необходимости серьезного обучения специалистов в данной области.

Подготовка спортсменов высокого класса в мини-футболе (футзале) зависит от системы эффективного построения спортивной тренировки в различных периодах годичного тренировочного цикла.

Мини-футбол (футзал), как учебная дисциплина вошел в сетку часов специализированных спортивных вузов, а проект «Мини-футбол в вузы» стал наиболее массовым в стране.

В свою очередь, следует отметить, что эффективная организация спортивной тренировки обусловлена целью и задачами, которые тренер решает в процессе подготовки мини-футболистов с учетом возраста, индивидуальных особенностей развития организма, а также амплуа спортсмена.

Все это требует подбора оптимальных средств и методов подготовки, обеспечивающих поддержание высокой спортивной формы в процессе соревновательной деятельности спортсменов.

Реализация цели и последующих задач, поставленных тренером в процессе подготовки, как юных, так и квалифицированных мини-футболистов, способствует достижению высоких спортивных результатов отдельно взятым игрокам и команде, в целом, в ходе соревновательной деятельности.

Предлагаемый учебник по мини-футболу (футзалу) является трудом, обобщающим теоретико-методический материал отечественных специалистов, и результаты многолетних исследований автора, в котором представлена методология организации учебно-тренировочного процесса. Прежде всего, курс лекций адресован слушателям «Академии футзала АМФР», ВШТ, студентам, аспирантам, преподавателям высших и средних учебных заведений, а также тренерам, работающим с юными и высококвалифицированными спортсменами.

Предисловие

В теории и методике мини-футбола (футзала), как и во всякой научно-практической дисциплине, связанной с проблемой обучения и воспитания, первостепенное значение придаётся определению важнейших положений-принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельности и, поэтому, служат руководством к действию. На спортивную тренировку распространяются общепедагогические и специфические для спортивной тренировки принципы, которые отражают фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, тем самым, направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели.

В связи с профессионализацией российского мини-футбола, возросшим количеством легионеров возникает острая потребность в более динамичной и эффективной подготовке квалифицированного спортивного резерва за счет оптимизации планирования тренировочного процесса. Достижение этого возможно на основе повышения качества содержания тренировочного процесса. Одной из фундаментальных проблем мини-футбола является проблема построения многолетней тренировки.

В процессе спортивной тренировки спортсменов, специализирующихся в мини-футболе (футзале), одной из ключевых задач является поддержание высокого уровня физической подготовленности, которая обеспечивает успешное ведение игровой и соревновательной деятельности, а также овладение всем арсеналом технических приемов и своевременное применение их в различных тактических комбинациях.

Эффективность соревновательной деятельности мини-футболистов во многом зависит от высокого уровня развития специальных физических способностей, которые обусловливаются умелым планированием объема и интенсивности тренировочной нагрузки.

В практике довольно часто эффективность учебно-тренировочного процесса оценивается только по спортивному результату. Однако полной информации о состоянии тренированности этот обобщенный показатель дать не может, поскольку он отражает влияние ряда факторов, имеющих характер как постоянно действующих, так и временных, случайных. Точная оценка состояния тренированности возможна лишь при систематической оценке спортивной формы, о чем можно судить не только по спортивным результатам, но и различным сторонам подготовленности. Для этого в процессе тренировки используют комплексный педагогический контроль, основанный на системном использовании высокоинформативных тестов и инструментальных методик.

Неадекватность восстановительных процессов в отдельных системах и организме, в целом, становится «уязвимым местом», одной из основных причин, сдерживающих развитие физических способностей и совершенствование технико-тактических действий, что, в итоге, замедляет рост спортивного мастерства. Поэтому роль восстановительных процессов в подготовке квалифицированных мини-футболистов достаточно велика.

Мини-футбол (футзал), как учебная дисциплина вошел в сетку часов специализированных спортивных вузов, а проект «Мини-футбол в вузы» стал наиболее массовым в стране.

В представленном учебнике, выполненном в виде курса лекций, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Владимир Петрович Губа обобщил материал своей многолетнее научной работы со сборной командой России, а также практический опыт главного тренера России по мини-футболу, кандидата педагогических наук Сергея Леонидовича Скоровича. В этом учебнике слушатели «Академии футзала АМФР», ВШТ, студенты, преподаватели и тренеры смогут найти массу полезной информации о теоретических и методических основах подготовки спортсменов в мини-футболе (футзале) и проверить свои знания с помощью контрольных вопросов.

Технический директор Российского Футбольного Союза, Директор «Высшей школы тренеров» Российской Федерации, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, заведующий кафедрой теории и методики футбола кандидат педагогических наук, профессор

Лексаков Андрей Владимирович

Лекция 1

Спортивная тренировка в мини-футболе

1.1. Понятие спортивной тренировки в теории и методике спорта

Под спортивной тренировкой подразумевают специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта.

Спортивная тренировка, с одной стороны организуется в рамках системного использования физических упражнений и, с другой – сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма, которые обеспечивают планомерный рост тренированности. Тренированность – это мера приспособления организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Она выражается в росте работоспособности, а, в конечном итоге, – в росте спортивных достижений.

Прирост спортивных достижений у детей, подростков и юношей зависит от их естественного роста и тренировки. Поэтому спортивная тренировка в детском возрасте влияет не только на результат, но и ход естественного роста организма юного спортсмена. Это воздействие может быть положительным, отрицательным и нейтральным.

Спортивная тренировка мини-футболистов может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает положительные анатомо-физиологические изменения в организме, оказывает оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и обеспечивает повышение результатов в избранном виде спорта. Этого можно достигнуть, только если величина тренировочных нагрузок будет соответствовать возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности.

Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка – понятие более широкое, чем тренировка. Подготовку юных спортсменов следует рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, форм, условий (соревнования, режим жизни, специализированное питание, средства и методы восстановления, лекции и беседы на этические и другие темы, самостоятельная работа с литературой, демонстрация видео– и кинофильмов и т. д.), с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие личности юных спортсменов и необходимая степень готовности к спортивным достижениям. Готовность спортсменов к достижению высоких спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости (физическая подготовленность), степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

Основные направления многолетнего тренировочного процесса определяются целевыми установками и задачами. В процессе спортивной тренировки решаются разнообразные общие и частные задачи, основанные на цели – достигнуть возможно большего успеха в мини-футболе. Постановка цели, задач и принципов тренировки является необходимой в реализации тренировочных планов.

1.2. Цели и задачи обучения и тренировки

Непос ...

knigogid.ru


Смотрите также