Характеристика нагрузок в микроциклах подготовительного периода футболистов. Микроцикл в футболе


10.11.1. Построение тренировки в микроциклах

Тренировочным микроциклом называют серию занятий, прово­димых в течение нескольких дней и решающих определенные зада­чи подготовки. Продолжительность микроцикла может колебать­ся от 2 до 10-14 дней.

В практике футбола оптимальным является 7-дневный микро­цикл (6 дней практических занятий и 1 день отдыха), который пол­ностью согласуется с общим режимом жизнедеятельности челове­ка. Микроциклы другой продолжительности (от 3 до 11-14 дней) обычно планируют в соревновательном периоде, что связано с ка­лендарем проводимых соревнований.

Втягивающие микроциклы применяются в начале подготовитель­ного периода. Они направлены на подведение организма футболи­ста к предстоящей напряженной тренировочной работе.

Базовый микроцикл характеризуется большим объемом нагрузок. Базовые микроциклы составляют основу подготовительного пери­ода. Тренировочное занятие проводится 2-3 раза в день.

Специально-подготовительный микроцикл используется на зак­лючительном этапе подготовительного периода и характеризу­ется нагрузками соревновательного характера. В этом микро­цикле проводится работа по совершенствованию технико-так-

тических действий и достижению уровня специальной работос­пособности.

Подводящий микроцикл характеризуется невысоким уровнем ин­тенсивности нагрузок. В нем решаются вопросы психологической настройки, могут использоваться средства активного отдыха. Под­водящие микроциклы обычно предшествуют соревновательньм микроциклам.

Структура и продолжительность соревновательных микроциклов определяются спецификой соревнований, календарем соревнова­ний. Соревновательные микроциклы могут включать специальные тренировочные занятия различной интенсивности наряду с восста­новительными процедурами.

В практике футбола широко применяют «ударные» микроцик­лы, которые позволяют получить необходимый тренировочный эффект за короткое время. «Ударными» могут быть базовые, спе­циально-подготовительные и соревновательные микроциклы в за­висимости от этапа годичного цикла и его задачи.

В футболе структура тренировочных микроциклов зависит от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей фут­болистов, периода тренировочного макроцикла, типа мезоцикла и микроцикла.

Росту тренированности юных футболистов способствуют мик­роциклы, в которых используются занятия со средними и значи­тельными нагрузками. В подготовке высококвалифицированных футболистов значительную долю составляют занятия с большими нагрузками различной направленности.

В футболе в структуре различных микроциклах тренировочные занятия делятся на занятия избирательной направленности и ком­плексные занятия. К занятиям избирательной направленности от­носятся: занятия скоростной направленности; занятия, способству­ющие развитию скоростно-силовых, силовых, координационных качеств, а также занятия, направленные на совершенствование от­дельных технико-тактических действий.

В настоящее время тренировочный процесс подготовки футбо­листов невозможно представить без планирования нескольких за­нятий в течение одного дня. Временной режим проведения трениро­вочных занятий должен быть по возможности стабильным и уста­навливаться в те же часы, в которые проводятся календарные игры.

Для правильной организации нескольких тренировочных заня­тий в день целесообразно чередовать их по преимущественной на­правленности с выделением основного занятия, которое проводится во второй половине дня. Более двух занятий в день планируют толь­ко в условиях учебно-тренировочного сбора, когда имеются все необходимые условия для восстановления.

Тренировочные занятия в футболе могут иметь разную продол­жительность - от 30-40 мин до 2,5 ч в зависимости от этапа подго­товки, от целей занятия и от поставленных задач.

468

469

studfiles.net

Ориентировочная программа недельного микроцикла для учебно-тренировочных групп (13 -14лет), 12 ч в неделю

День недели

Кол-во занятий

Преимущественная направленность

Дозировка (мин)

Нагрузка

Понедельник

Вторник

1

Развитие ловкости: акробатика, гимнастика, подвижные и спортивные игры. Развитие быстроты в упражнениях технико-тактической направленности. Повышение технического мастерства: удары на точность с разных дистанций. Игровые упражнения:

135

Средняя

Среда

Четверг

1

Теория согласно плану. Развитие скоростно-силовых качеств, прыжковые упражнения, удары по мячу на дальность, отбор мяча. Игровые упражнения 5x2; игра 3 нападающих против 3 обороняю­щихся с взятием ворот

135

Средняя

Пятница

1

Комплексное развитие двигательных качеств в упражнениях технико-тактического характера

135

Средняя

Суббота

1

Активный отдых

Воскресенье

Совершенствование индивидуальных, групповых и командных технико-тактических действий в учебной или контрольной игре.

135

Большая

День недели

Кол-во занятий

Преимущественная направленность

Дозировка (мин)

Нагрузка

Понедельник

1

Развитие быстроты и ловкости: старты из разных исходных положений. Эстафеты, игровые упражнения. Повышение мастерства исполнения технико-тактических приемов: удары по воротам, передачи, остановки, обводка в игровых упражнениях

90

Средняя

Вторник

1

Повышение индивидуальною технического мастерства: ведение, обводка, удары по мячу ногой и головой. Остановка мяча в упражнениях скоростно-силовой направленности. Мини-футбол

135

Средняя

Среда

1

Развитие скоростно-силовых качеств, прыжковые упражнения с отягощением, старты, ускорения. Подвижные и спортивные игры. Наигрывание игровых тактических действий. Комбинации в тройках: смена мячей, забегания, игра в одно касание

135

Большая

Четверг

1

Теоретическое занятие. Повышение индивидуального мастерства методом круговой тренировки, игра в «тенисбол»

90

Малая

Пятница

1

Комплексное развитие двигательных качеств в игровых упражнениях. Обыгрывание игровых и командных технико-тактических действий

135

Средняя

Суббота

1

Повышение технико-тактического мастерства 1 в товарищеской или контрольной игре

135

Большая

Воскресенье

Активный отдых

-

-

studfiles.net

10.11.1. Построение тренировки в микроциклах

  • Втягивающий мезоцикл применяется в начале подготовки. Тре­нировочная работа в нем позволяет подвести футболиста к выпол­нению специфической тренировочной работы.

  • Базовый мезоцикл служит фундаментом подготовки футболис­тов к предстоящему сезону. Он составляет основу подготовитель­ного периода. В нем проводится основная тренировочная работа по развитию функциональных возможностей организма, которая характеризуется большим объемом нагрузок, широким разнооб­разием средств.

  • Специально-подготовительный мезоцикл является переходным между базовым и соревновательным, он проводится в конце под­готовительного периода. В этом мезоцикле широко применяют­ся упражнения, максимально избирательные и соревновательные, интенсивность тренировочных нагрузок близка к максимальной.

  • Предсоревновательный мезоцикл предназначен для совершенство­вания технико-тактических действий, моделирования режима со­ревновательной деятельности.

  • Структура соревновательного мезоцикла во многом определя­ется особенностями календаря соревнований. В футболе во время сезона может быть проведено 5-6 соревновательных мезоциклов в чередовании с мезоциклами других типов.

  • Восстановительный мезоцикл в футболе аналогичен переходно­му периоду и предназначается для проведения различных восста­новительных мероприятий.

  • Тренировочным микроциклом называют серию занятий, прово­димых в течение нескольких дней и решающих определенные зада­чи подготовки. Продолжительность микроцикла может колебать­ся от 2 до 10-14 дней.

  • В практике футбола оптимальным является 7-дневный микро­цикл (6 дней практических занятий и 1 день отдыха), который пол­ностью согласуется с общим режимом жизнедеятельности челове­ка. Микроциклы другой продолжительности (от 3 до 11-14 дней) обычно планируют в соревновательном периоде, что связано с ка­лендарем проводимых соревнований.

  • Втягивающие микроциклы применяются в начале подготовитель­ного периода. Они направлены на подведение организма футболи­ста к предстоящей напряженной тренировочной работе.

  • Базовый микроцикл характеризуется большим объемом нагрузок. Базовые микроциклы составляют основу подготовительного пери­ода. Тренировочное занятие проводится 2-3 раза в день.

  • Специально-подготовительный микроцикл используется на зак­лючительном этапе подготовительного периода и характеризу­ется нагрузками соревновательного характера. В этом микро­цикле проводится работа по совершенствованию технико-так-

  • тических действий и достижению уровня специальной работос­пособности.

  • Подводящий микроцикл характеризуется невысоким уровнем ин­тенсивности нагрузок. В нем решаются вопросы психологической настройки, могут использоваться средства активного отдыха. Под­водящие микроциклы обычно предшествуют соревновательньм микроциклам.

  • Структура и продолжительность соревновательных микроциклов определяются спецификой соревнований, календарем соревнова­ний. Соревновательные микроциклы могут включать специальные тренировочные занятия различной интенсивности наряду с восста­новительными процедурами.

  • В практике футбола широко применяют «ударные» микроцик­лы, которые позволяют получить необходимый тренировочный эффект за короткое время. «Ударными» могут быть базовые, спе­циально-подготовительные и соревновательные микроциклы в за­висимости от этапа годичного цикла и его задачи.

  • В футболе структура тренировочных микроциклов зависит от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей фут­болистов, периода тренировочного макроцикла, типа мезоцикла и микроцикла.

  • Росту тренированности юных футболистов способствуют мик­роциклы, в которых используются занятия со средними и значи­тельными нагрузками. В подготовке высококвалифицированных футболистов значительную долю составляют занятия с большими нагрузками различной направленности.

  • В футболе в структуре различных микроциклах тренировочные занятия делятся на занятия избирательной направленности и ком­плексные занятия. К занятиям избирательной направленности от­носятся: занятия скоростной направленности; занятия, способству­ющие развитию скоростно-силовых, силовых, координационных качеств, а также занятия, направленные на совершенствование от­дельных технико-тактических действий.

  • В настоящее время тренировочный процесс подготовки футбо­листов невозможно представить без планирования нескольких за­нятий в течение одного дня. Временной режим проведения трениро­вочных занятий должен быть по возможности стабильным и уста­навливаться в те же часы, в которые проводятся календарные игры.

  • Для правильной организации нескольких тренировочных заня­тий в день целесообразно чередовать их по преимущественной на­правленности с выделением основного занятия, которое проводится во второй половине дня. Более двух занятий в день планируют толь­ко в условиях учебно-тренировочного сбора, когда имеются все необходимые условия для восстановления.

  • Тренировочные занятия в футболе могут иметь разную продол­жительность - от 30-40 мин до 2,5 ч в зависимости от этапа подго­товки, от целей занятия и от поставленных задач.

  • studfiles.net

    Структура тренировочных микроциклов в зависимости от типа микроцикла и этапа многолетней подготовки.

    Структура тренировочных микроциклов в зависимости от типа микроцикла и этапа многолетней подготовки.

    Структура микроциклов зависит от этапа многолетней подготовки, периода тренировочного макроцикла, типа самого микроцикла. Например, в ударных микроциклах, на этапе предварительной базовой подготовки (13 – 16 лет) занятий с большими нагрузками практически не планируют. На этапе специализированной базовой подготовки (17 – 19 лет) занятий с большой нагрузкой может быть от 1 до 3, а на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей (20 – 25 лет) до 5 – 6. Это объясняется тем, что росту тренированности юных спортсменов в достаточной мере способствуют микроциклы, в которых преимущественно используются занятия со средними и значительными нагрузками.

    Для подготовки спортсменов высокой квалификации в ударные микроциклы практически ежедневно включаются занятия с большими нагрузками. Однако высокий тренирующий эффект микроциклов со столь напряжённым режимом работы наблюдается лишь при рациональном сочетании занятий с различными по направленности нагрузкам.

    Таким образом, в ударных микроциклах увеличение числа занятий с большими нагрузками за счёт рационального чередования их направленности является значительным резервом интенсификации тренировочного процесса и повышения его эффективности.

    Во втягивающих и ординарных микроциклах обычно применяют меньшее число занятий и меньший суммарный объём работы. Уменьшается так же число занятий с большими нагрузками.

    В восстановительных микроциклах не планируются занятия с большими и значительными нагрузками. Увеличивается число общеподготовительных упражнений, занятия проводятся по принципу активного отдыха, широко применяется игровой метод. 

    Примерные схемы тренировочных микроциклов

    Примерные схемы тренировочных микроциклов

    При планировании нескольких занятий в течение одного дня приходится сталкиваться с рядом проблем:

    Во-первых, необходимо установить оптимальное время проведения тренировочных занятий.

    Во-вторых, нужно знать, в какой мере время проведения занятий определяет направленность и величину нагрузок.

    В-третьих, надо выяснить, как чередовать в течение дня тренировочные занятия с различной преимущественной направленностью и величиной нагрузок.

    Время проведения тренировочных занятий в течение дня планируется в зависимости от условий проведения тренировочных занятий, учёбы и работы. Однако оно должно оставаться по возможности стабильным, т. к. перестройка режима тренировки сопровождается снижением работоспособности, ухудшением восстановления после нагрузок, что не может не оказаться на качестве тренировочного процесса. Время занятий может изменяться лишь в преддверии ответственных соревнований, которые будут проводиться в иное, чем тренировки время или ином часовом поясе. При этом закономерно изменяется режим работоспособности. Для этого необходимо 3 – 5 недель.

    Наиболее адаптируемыми оказываются скоростно-силовые возможности: уже через три недели спортсмены проявляют наивысшую работоспособность в новое время занятий. Показатели выносливости перестраиваются несколько позднее – к концу четвёртой недели. Таким образом, основные тренировочные занятия в последние 3-5 недель перед ответственными соревнованиями. Целесообразнее проводить в те же часы, в которые в которые будут даны старты.

    Обычно при двухразовых занятиях в день является основным, а второе дополнительным. В отдельных случаях в течение дня могут проводиться два основных либо два дополнительных занятия. Проведение двух основных занятий (т.е. занятий с большими или значительными нагрузками) характерно для подготовки квалифицированных и хорошо тренированных спортсменов, когда для дальнейшего повышения функциональных возможностей необходимо оказать особенно сильное воздействие на организм. Проведение двух дополнительных занятий связано с необходимостью снижения суммарной нагрузки из-за возможного переутомления. 

    Возможные сочетания в течение дня основных и дополнительных занятий

    Возможные сочетания в течение дня основных и дополнительных занятий

    Дополнительные занятия со средними и малыми нагрузками при рациональном чередовании с основными позволяют существенно увеличить суммарный объём выполняемой работы без угрозы переутомления спортсменов.

    Если же направленность основных и дополнительных занятий одинакова, то наблюдается более глубокое утомление в результате суммарной нагрузки по сравнению с микроциклами, когда проводится одно занятие в течение дня.

    Структура ударного микроцикла при двух занятиях в течение дня

    Структура ударного микроцикла при двух занятиях в течение дня

    Таким образом, рационально планируемые двухразовые занятия позволяют существенно увеличить суммарный объём выполняемой работы без угрозы переутомления спортсменов. Вместе с тем игнорирование закономерностей, лежащих в основе чередования работы и отдыха, может помешать достижению результата, ожидаемого от интенсификации процесса тренировки.

    Высокая эффективность двухразовых занятий в течение дня наблюдается лишь в тех случаях, когда:

    во-первых, рациональным образом сочетаются нагрузка основных и дополнительных занятий;

    во-вторых, когда направленность тренировочных занятий определяется с учётом состояния организма спортсмена и влияния предыдущих занятий;

    в-третьих, когда увеличение общего числа занятий не сопровождается уменьшением числа занятий с большими и значительными нагрузками, которые служат мощным стимулом развития тренированности спортсмена.

    Проведение двух занятий в день является доминирующей формой организации тренировочного процесса при развитии специальной выносливости в подготовке спортсменов. На отдельных этапах можно проводить три и даже четыре занятия в течение дня. Однако трёх и тем более четырёхразовые занятия могут использоваться только эпизодически, в условиях сбора. Часто проведения их не только требуют много времени, но и чревато переутомлением спортсменов, снижения качества работы в каждом занятии, потерей интереса к выполняемой работе.

    Все основные положения, которые используются при построении микроциклов при двух занятиях в течение дня, применимы и к микроциклам с большим числом занятий. При этом особое внимание следует уделять смене направлений занятий и разнообразию применяемых тренировочных средств, что позволяет повысить эмоциональность работы и оптимизировать психическое состояние спортсменов.

    opace.ru

    Направленность тренировочной нагрузки

    Таблица 4

    Компоненты

    нагрузки

    Общая

    выносливость

    Специальная

    выносливость

    Скоростная

    выносливость

    Скорости

    1. Интен­сивность упражнений

    75-85 % от максимальной

    90-95 % от максимальной

    95-100 % от максимальной

    Максимальная

    2.Продолжительность

    Длительная работа при ЧСС 150-165 до 175-180 уд./мин

    От 20 с до 2-2,5 мин

    Бег 20-70 м до 6-8 с

    Бег на 15-69 м от 2,5 до 7 с

    3. Интервалы между повторениями

    От 1,5 до 3-4 мин

    Сокращаются от 4-6 мин до 2 ми

    До 2 мин (в зависимости от отрезка)

    До полного восстановления

    4. Характер отдыха

    Работа низкой интенсивности

    Ходьба

    Ходьба

    Ходьба, работа низкой интенсивности

    5. Число повторений

    Не должно приводить к накоплению пульсового долга

    3-4 серии

    4-5 серий

    8-10 и более в серии

    6. Интервалы отдыха между повторениями

    От 15 до 25-30 мин

    До 8-10 мин

    До 10 мин

    При изучении техники и тактики используются в основном целостные упражнения со строгой целевой направленностью. Количество стереотипных повторений (в одинаковых условиях, с одной целевой установкой, с равными параметрами движения) уменьшается. Меняется и усложняется обстановка, изучаемые действия выполняются со скоростью и усилениями, близкими к максимальным При этом важно, чтобы технические приемы и тактические действия не искажались, а целевая точность была в допустимых границах.

    Учебно-тренировочные группы (УТ -3)

    В возрасте 15-16 лет скорость повышается главным образом благодаря возрастанию скоростно-силовых качеств и мышечной системе. Поэтому для воспитания быстроты применяются прыжки, многоскоки, быстрые спрыгивания и выпрыгивания, метания, переменные ускорения в беге. Каждое упражнение повторяется кратковременно (8-10 раз, по 10-15 с) в виде нескольких серий с интервалом отдыха 2-3 мин.

    Для воспитания силы применяются скоростно-силовые упражнения и упражнения с отягощением до 50% собственного веса.

    Для воспитания выносливости следует использовать кроссовый бег в равномерном и переменном темпе с постепенным увеличением длины дистанции до 2-3,5 км, повторный бег на отрезках 30, 40, 50 м с короткими интервалами отдыха (15-30 с), подвижные и спортивные игры, серийное выполнение беговых и игровых упражнений (работа субмаксимальной мощности не более 30-40 с с частотой пульса 160-170 уд./мин, число повторений в серии 4-6, число серий 2-3 с интервалами отдыха 1,5-2,5 мин) (табл. 4).

    В старших учебно-тренировочных группах большое внимание уделяется воспитанию быстроты, которая наиболее трудно поддается развитию. Чтобы избежать преждевременной стабилизации достигнутого уровня развития быстроты, необходимо наряду с повторным бегом максимальной скорости широко использовать скоростно-силовые и собственно силовые упражнения (на гимнастических снарядах, со штангой).

    Учебно-тренировочные группы – (УТ-4-5) 16-18 лет

    В группах спортивного совершенствования (16-18 лет) вследствие увеличения общего объема применяемых средств тренировки и соревнований все большее значение получает использование одного упражнения для решения нескольких задач с учетом сопряженных воздействий. Упражнения подбираются:

    по направленности, характеризующей структуру и содержание игры (совершенствование техники и тактики, развитие физических качеств),

    по воздействию на отдельные функции организма (аэробные, анаэробные, смешанные),

    по продолжительности и интенсивности упражнений, количе­ству повторений, величине пауз.

    Применяя специальные упражнения с мячом с учетом величи­ны и направленности нагрузок, можно совершенствовать технико-тактическое мастерство и целенаправленно развивать физические качества.

    studfiles.net

    Характеристика нагрузок в микроциклах подготовительного периода футболистов

    Микроциклами принято называть серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексное реше-ние задач, стоящих на данном этапе подготовки. Продолжитель-ность микроциклов колеблется от 3-4 до 10-14 дней. Наиболее рас-пространены в подготовительном периоде семидневные микро-циклы, которые совпадая по продолжительности с календарной не-делей, хорошо согласуются с общим режимом жизни зани-мающихся.

    Исходным звеном, из множества, которых состоит весь трени-ровочный процесс, является структура отдельных тренировочных занятий, которые приобретают значение взаимосвязанных звеньев целостного процесса, прежде всего в составе микроциклов. Послед-ние представляют собой относительно законченные повторяющиеся фрагменты этапов тренировки.

    Построение тренировочного процесса на основе микроциклов дает возможность систематизировать тренировочный процесс, бо-лее целенаправленно и полнее использовать возможности спорт-смена на каждом этапе подготовки, наилучшим образом решать задачи его функциональной адаптации, повышения технического и тактического мастерства.

    Ценность микроциклов состоит в том, что, несмотря на высо-кую частоту тренировок, явно уменьшается опасность монотон-ности в них и нежелательного психологического воздействия. Отказ от микроциклов может привести к длительной стандартизации нагрузок, в выработке стереотипных форм упражнения, что в ко-нечном итоге может стать препятствием для роста достижений.

    По мнению Л.П. Матвеева (1999), среди многих факторов и условий, влияющих на структуру микроцикла, выделяют сле-дующее:

    1. Взаимодействие процессов утомления и восстановления после выполнения различных тренировочных нагрузок и в связи с этим, порядок чередования нагрузок и отдыха, более высоких и ме-нее высоких нагрузок.

    2. Необходимость регулярно чередовать занятия, вклю-чающие упражнения с различной преимущественной направленнос-тью с тем, чтобы охватить весь курс задач, возникающих на данном этапе тренировки.

    3. Биоритмические колебания функционального состояния организма с периодом, близким к неделе (6-8-10-12).

    4. Общий режим жизнедеятельности спортсмена (включая режим трудовой или учебной деятельности и т.д.) и обусловленная им динамика недельной работоспособности.

    5. Место микроциклов в общей системе построения трени-ровки.

    Иначе говоря, изменение тех или иных черт микроциклов за-кономерно зависит от этапов и периодов тренировочного процесса.

    Для рационального планирования учебно-тренировочного процесса в микроциклах необходимо учитывать следующие харак-теристики нагрузки: величину, специализированность, сложность, направленность.

    В каждом цикле или этапе спортивной подготовки различают дни, в которых проводятся тренировочные занятия или соревнова-ния и относительного отдыха. М.А. Годик (1995) считает, что соот-ношение этих дней позволяет наиболее обобщенно характеризовать объем нагрузки. Последний в связи с этим приобретает особую значимость и должен учитываться на каждом из этапов подготовки. Кроме того, поскольку содержание нагрузки составляют трениро-вочные занятия и соревнования, необходимо установить их соот-ношения. Поскольку все тренировочные занятия подразделяются на собственно тренировки и зарядку, то необходимо определить долю тех или других при планировании учебно-тренировочного процесса.

    В футболе, в подготовительном периоде различают сле-дующие типы микроциклов: втягивающие, базовые и предсорев-новательные. Длительность втягивающего микроцикла 10-12 дней, базового 8-9 недель, предсоревновательного 1-2 недели.

    Эффективность подготовки футболистов в подготовительном периоде зависит во многом от того, каково соотношение нагрузок различных по величине направленности, специализированности и координационной сложности в тренировочных занятиях недельного микроцикла.

    Анализ показывает, что в подготовительном периоде команды высшей лиги лишь 6-10% времени отводят для повышения ско-ростной выносливости и проводят не более 10-23% тренировочных занятий (в разных командах высшей лиги) с большой нагрузкой, что является недостаточным.

    Большая часть занятий в подготовительном периоде прово-дится со средней нагрузкой (от 47 до 54%), т.е. при ЧСС не превы-шающий 150 уд/мин, а при двух разовых занятиях и того меньше. В то же время известно, что для оптимального развития общей рабо-тоспособности эффективной будет та нагрузка, при которой ЧСС превышает 150 уд/мин Скоморохов Е.В. (1980), Колузганов В.М (1982), Куделин А.Б. (1983), Исеев Ш.Т (1986).

    Таким образом, традиционной тенденцией является преиму-щественное использование физических нагрузок обеспечивающих повышение общей выносливости на протяжении всего подготови-тельного периода. При этом уровень скоростной выносливости ока-зываются недостаточным для эффективного начала соревнователь-ного периода. По видимому, одной из причин этого является неадекватность применяемых средств подготовки специфики двига-тельной деятельности футболистов и отрицательное влияние боль-ших объемов физических нагрузок с умеренной и средней мощ-ностями на скоростные качества спортсменов.

    Выше сказанное позволяет заключить, что вопросы периоди-зации постоянно является одним из центральных проблем в теории и практики спортивной тренировки. Особую важность эта проблема приобрела в настоящее время в футболе в связи с тем, что возросло количество соревнований и продолжительность соревновательного периода (до 8-10 месяцев) по причине участия ведущих команд и сборной страны в официальных международных турнирах. Это, в свою очередь приводит к разному сокращению продолжительности подготовительного периода. Но, не смотря на это, как показывает анализ в структуре годичного цикла подготовки спортсменов необ-ходимо наличия полноценного подготовительного периода.

     

    cyberpedia.su

    10.11.1. Построение тренировки в микроциклах

  • Втягивающий мезоцикл применяется в начале подготовки. Тре­нировочная работа в нем позволяет подвести футболиста к выпол­нению специфической тренировочной работы.

  • Базовый мезоцикл служит фундаментом подготовки футболис­тов к предстоящему сезону. Он составляет основу подготовитель­ного периода. В нем проводится основная тренировочная работа по развитию функциональных возможностей организма, которая характеризуется большим объемом нагрузок, широким разнооб­разием средств.

  • Специально-подготовительный мезоцикл является переходным между базовым и соревновательным, он проводится в конце под­готовительного периода. В этом мезоцикле широко применяют­ся упражнения, максимально избирательные и соревновательные, интенсивность тренировочных нагрузок близка к максимальной.

  • Предсоревновательный мезоцикл предназначен для совершенство­вания технико-тактических действий, моделирования режима со­ревновательной деятельности.

  • Структура соревновательного мезоцикла во многом определя­ется особенностями календаря соревнований. В футболе во время сезона может быть проведено 5-6 соревновательных мезоциклов в чередовании с мезоциклами других типов.

  • Восстановительный мезоцикл в футболе аналогичен переходно­му периоду и предназначается для проведения различных восста­новительных мероприятий.

  • Тренировочным микроциклом называют серию занятий, прово­димых в течение нескольких дней и решающих определенные зада­чи подготовки. Продолжительность микроцикла может колебать­ся от 2 до 10-14 дней.

  • В практике футбола оптимальным является 7-дневный микро­цикл (6 дней практических занятий и 1 день отдыха), который пол­ностью согласуется с общим режимом жизнедеятельности челове­ка. Микроциклы другой продолжительности (от 3 до 11-14 дней) обычно планируют в соревновательном периоде, что связано с ка­лендарем проводимых соревнований.

  • Втягивающие микроциклы применяются в начале подготовитель­ного периода. Они направлены на подведение организма футболи­ста к предстоящей напряженной тренировочной работе.

  • Базовый микроцикл характеризуется большим объемом нагрузок. Базовые микроциклы составляют основу подготовительного пери­ода. Тренировочное занятие проводится 2-3 раза в день.

  • Специально-подготовительный микроцикл используется на зак­лючительном этапе подготовительного периода и характеризу­ется нагрузками соревновательного характера. В этом микро­цикле проводится работа по совершенствованию технико-так-

  • тических действий и достижению уровня специальной работос­пособности.

  • Подводящий микроцикл характеризуется невысоким уровнем ин­тенсивности нагрузок. В нем решаются вопросы психологической настройки, могут использоваться средства активного отдыха. Под­водящие микроциклы обычно предшествуют соревновательньм микроциклам.

  • Структура и продолжительность соревновательных микроциклов определяются спецификой соревнований, календарем соревнова­ний. Соревновательные микроциклы могут включать специальные тренировочные занятия различной интенсивности наряду с восста­новительными процедурами.

  • В практике футбола широко применяют «ударные» микроцик­лы, которые позволяют получить необходимый тренировочный эффект за короткое время. «Ударными» могут быть базовые, спе­циально-подготовительные и соревновательные микроциклы в за­висимости от этапа годичного цикла и его задачи.

  • В футболе структура тренировочных микроциклов зависит от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей фут­болистов, периода тренировочного макроцикла, типа мезоцикла и микроцикла.

  • Росту тренированности юных футболистов способствуют мик­роциклы, в которых используются занятия со средними и значи­тельными нагрузками. В подготовке высококвалифицированных футболистов значительную долю составляют занятия с большими нагрузками различной направленности.

  • В футболе в структуре различных микроциклах тренировочные занятия делятся на занятия избирательной направленности и ком­плексные занятия. К занятиям избирательной направленности от­носятся: занятия скоростной направленности; занятия, способству­ющие развитию скоростно-силовых, силовых, координационных качеств, а также занятия, направленные на совершенствование от­дельных технико-тактических действий.

  • В настоящее время тренировочный процесс подготовки футбо­листов невозможно представить без планирования нескольких за­нятий в течение одного дня. Временной режим проведения трениро­вочных занятий должен быть по возможности стабильным и уста­навливаться в те же часы, в которые проводятся календарные игры.

  • Для правильной организации нескольких тренировочных заня­тий в день целесообразно чередовать их по преимущественной на­правленности с выделением основного занятия, которое проводится во второй половине дня. Более двух занятий в день планируют толь­ко в условиях учебно-тренировочного сбора, когда имеются все необходимые условия для восстановления.

  • Тренировочные занятия в футболе могут иметь разную продол­жительность - от 30-40 мин до 2,5 ч в зависимости от этапа подго­товки, от целей занятия и от поставленных задач.

  • studfiles.net


    Смотрите также