Комедия, Драма
Комедия, Драма
Комедия, Спорт
Комедия, Спорт
Комедия, Драма
Комедия, Фэнтези
Комедия, Спорт
Комедия, Спорт
Комедия, Спорт
Комедия, Спорт
Комедия, Спорт
Комедия, Спорт
Комедия, Мультфильм
Комедия, Спорт
Комедия, Драма
Комедия, Драма
Комедия, Спорт
Комедия, Приключения
Комедия, Приключения
Комедия, Спорт
Комедия, Драма
Комедия, Спорт
Комедия, Мелодрама
Комедия, Мелодрама
Комедия, Мелодрама
Комедия, Драма
Комедия, Драма
Комедия, Драма
Комедия, Драма
Комедия, Драма
Комедия, Мелодрама
Комедия, Драма
www.kinokopilka.pro
Кустурица не роется в складках королевской мантии Марадоны. Тот её хоть и прячет иногда под футболку, но никогда не снимает, не мешая своему другу-режиссёру полировать его харизму до зеркального состояния. Сделать в такой интонации рассудочный анализ невозможно — и автор восхищённо верит каждому слову и позволяет Диего вспомнить всех врагов (мировой империализм, Америку, Англию, ФИФА, президентов итальянских клубов с севера, Жоао Авеланжа) и кумиров — Че, Кастро, Чавес, родителей. Важно при этом другое: оба, и Марадона, и Кустурица, давно заслужили право на такое вот высказывание и от души — это видно — участвуют в работе. Первый излучает величие, второй восторженно и смиренно греется в его лучах.
Художественный приём, на котором строится «Портрет 21-го века», Гордон и Паррено подсмотрели у немецкого режиссёра Хельмута Костарда, в 1970-м году снявшего в режиме реального времени «Футбол, как никогда прежде» о Джордже Бесте. Фильм получился явно не про то, что Зидан играет практически без брака. Это вообще не видеопособие и не учебник — хороший кусок времени футболист просто вытирает пот, сплёвывает, бросает какие-то междометья партнёрам по команде и судье и трусит по газону фирменным спотыкающимся аллюром. «Зидан» — акт искусства и медитация, фреска, живопись по сырой штукатурке, поставленная и выполненная сверхзадача уловить, нащупать в этой, как кажется, механической последовательности действий тонкие места, где гений рвёт материю ремесла.
Правительственные цензоры уже лет пятнадцать не пускают работы Джафара Панахи в национальный прокат, а в 2010-м наконец созрели — помогла его политическая активность — на официальный арест, тюремное заключение, 20-летнее отлучение от профессии и запрет выезжать из страны. Две его последние работы, «Это не фильм» и «Закрытый занавес», делались уже нелегально, в обход запрета. «Офсайд» же вышел в 2006 году и был последним «официальным» фильмом Панахи. По жанру это комедия, причём всю дорогу уморительно смешная. Опальный режиссёр с боевой биографией и большим фестивальным опытом (у него есть награды всех кинофестивалей большой тройки — Берлинского, Каннского и Венецианского) рефлексирует об ошибках в иранской матрице, но не позволяет гневу сковывать его движения. В фильме нет ни одного отрицательного героя — Панахи любит всех. Даже самого лютого человека в форме можно понять: на стадион действительно нельзя — там разгорячённые мужчины и мат. Случайный старик в автобусе говорит об этом в самом начале фильма: «болеть» он любит, потому что ему нравится проклинать всех и всё — такая разрядка. Трясущийся от негодования отец хочет успеть перехватить дочь до стадиона, так как там её просто убьют. Самая бойкая из девиц ставит охранника в тупик вопросом, почему японки могут посещать матчи, а она нет. Со страной, что ли, не повезло? Всё это подано через пулемётную очередь классно придуманных эпизодов — в автобусе; при аресте, когда солдат просит у девушки мобильный и звонит своей любимой, а та перезванивает и ревнуют, чей это номер; в «отстойнике»; в туалете: на стадионе только мужские, а девушке надо — переволновалась; в полицейском автобусе — со слезами и бенгальскими огнями.
Страсти и сюжетные ходы здесь все до одного очень латиноамериканские: есть кокаин, бананы, футбол, трущобы, особняки, белые костюмы и шляпы, петушиные бои и жгучие красавицы. На каждой опасной сюжетной развилке — категорически неверно принятое решение, зато от души. Берналь и Луна играют в национальной традиции. Это в Европе и Америке они предстают такими слегка лунными героями-чудаками, а в «Рудо и Курси» машут руками, чеканят слова по всю мышечную массу лица, а Диего так и вовсе носит замечательные усы, делающие его похожим на грузинского почтальона.
Проверенный временем российский арт-хаус — медленный в движениях, немногословный и благородно скучный. Футбол для Германа-младшего — не самоцель, а действенная метафора времени, которому посвящён фильм. Принципиально, что игра это дворовая (во «взрослую», к англичанам, вход закрыт) и скоротечная — толкотня, грязь, скудный кодекс правил, азарт и напор вместо командных действий. Время на исходе: «тикает что-то», «небо падает». За окном — апокалипсис. Организм его ещё не принял: жизнь бьётся то нервными всполохами, то погружается в свинцовый туман.
Итальянцы — даром что футбольная сверхдержава — к фильмам о спорте номер один подходят исключительно легкомысленно и меркантильно. За редким исключением это калейдоскопичные спортивно-бытовые комедии, за которыми не видно того огня, что извергают болельщики на стадионах. «Ультрас» — попытка запечатлеть на плёнке эту биомассу до того, как она достигнет точки кипения. Рики Тоньяцци старательно накаляет атмосферу «околофутбола», несколько раз даже кажется, что фильм вот-вот «рванёт». Но, начав с дурацкой фальшивой сцены, которая, скорее, подошла бы фильмам Тинто Брасса, Тоньяцци даёт знать, что он плут с небольшим кредитом доверия. Здесь есть верная формула. Тоньяцци совершенно прав, что в лучших фильмах о футболе самого спорта — чайная ложка. Футбол маячит на периферии: то в телевизоре, то на ток-шоу, то за воротами тренировочной базы, куда не пускают, то на фанатских открытках. Но знание не освобождает от ответственности: «Ультрас» хотелось бы назвать экспрессивным и драматургически обоснованным, но фильм — картонный и предсказуемый. Безусловно, на нём лежит тяжёлое бремя «парикмахерско-синтезаторного» кинематографа конца восьмидесятых — начала девяностых, но это всё, конечно, оправдание в пользу бедных, тогда тоже снимали хорошие фильмы.
«Великий матч» — дебют документалиста Херардо Оливареса в игровом кино. Испанец только сбежал из своей стихии, прихватив с собой весь рабочий инструмент. Из-за этого фильм можно легко спутать с антропологической документалкой: все актёры — непрофессионалы, камера лишена авторского фокуса — «холодная», вне зависимости от климата, но въедливая. Главный козырь Оливареса — совсем не испанское (скорее уж, скандинавское) чувство юмора, с которым он рассказывает местами условные, но обаятельные антиглобалистские байки.
Духоподъёмная история от Джона Хьюстона о необъяснимом сквозняке свободы в очень лояльном концлагере для «союзников». Классик усаживается на свои коронные темы героизма, свободы и командного духа и, не сильно вдаваясь в подробности (за это отвечали подключённые к проекту профессиональные футболисты) и психологию чужого для него спорта, творит почти сказку о самопожертвовании. Место и время для подвига находится практически у каждого: герой Сталлоне сбегает из лагеря, но вынужден вернуться, Колби ставит под удар собственную репутацию, соглашаясь на товарищеский матч с фашистами, основной вратарь ради друзей по команде ломает руку и остаётся вне игры. К работе над «Победой» Хьюстон подходит в ранге незыблемого, но сильно уставшего исполина и работает со сбитым прицелом, перебирая с пафосом и окончательно отмахнувшись от даже лёгкого правдоподобия.
На столь безжалостную и бескомпромиссную сатиру, решенную к тому же в приближенном к жизни жанре мокьюментари, имеют право только родоначальники футбола. «Выхватывают» все: родная пресса с комплексом имперской тоски по победам, вечно крайняя федерация, агрессивный британский стиль игры, собственно сборная. Обратка долетает даже до чёртовых аргентинцев с их «рукой Бога», будь она неладна. На самом деле, снимать такое кино можно в единственном случае — имея неиссякаемый запас не желчи, а любви. Авторы низводят себя, а заодно и зрителя, до состояния фанатов-бессребреников, болеющих за самый безнадёжный клуб из подвала какого-нибудь подвального дивизиона. Такие обитает на полупустых, полузаброшенных стадионах, где срывают голос, но верят в чудо, размахивая прапорами клуба в замёрзших руках. Ник Хорнби, описавший этот феномен в замечательном романе «Футбольная горячка», справедливо считал его тяжёлым заболеванием. Люди, снявшие «Тренера», лечат его, прикладывая к больному месту национальное чувство юмора.
www.kinomania.ru
В отличие от бокса, футбол редко делают сюжетом голливудских фильмов – наверное, потому, что США никогда не были великой футбольной державой. Зато в Европе сняли ряд прекрасных лент на тему самого волнующего и популярного вида спорта! В этой статье мы расскажем о нескольких хороших футбольных фильмах, которые снимали в разных странах мира. Эти картины очень непохожи друг на друга. Объединяет их одно – любовь к одной из самых интересных игр, которые придумал человечек.
Проклятый «Юнайтед». 2009, Англия. Режиссер: Том Хулер. В ролях: Майкл Шин, Дэвид Роупер, Генри Гудман, Тимоти Сполл, Колм Мини, Стивен Грэхэм.
Британский режиссер Том Хупер, автор фильма четырех Оскаров «Король говорит», снял также фильм «Проклятый Юнайтед» – менее известный, но также отмеченный печатью сильного таланта. Это драма о судьбе знаменитого тренера Брайана Клафа. Весь фильм основан на реальных событиях.
Гол! 2005, США, Великобритания. Жанр: Драма, мелодрама. Режиссер: Дэнни Кэннон. В ролях: Куно Беккер, Стивен Диллэйн, Алессандро Нивола.
История простого мексиканского парнишки, который был ничем, а захотел стать знаменитым футболистом. Но удастся ли? Все против мексиканца – начиная от отца, который считает мечты юноши блажью и хочет, чтобы тот добился более «реалистичных» целей. Однако неуемному латиноамериканцу удается вырваться в Англию и даже попасть в футбольный клуб «Ньюкасл Юнайтед». Молодой футболист падает, поднимается, работает – и выбивается в основу.
Фильм был настолько убедителен, что многие решили, будто мексиканский паренек Сантьяго Муньес имеет прототипа среди нынешних футбольных мастеров. Это не так. Он – образ собирательный.
Рудо и Курси. 2008, Мексика, США. Жанр: драма, комедия. Режиссер: Карлос Куарон. В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Диего Луна, Гильермо Франселья.
Это тоже фильм про мексиканских футболистов-выскочек. Только этих футболистов двое, и они – «раздолбаи». Живут в деревне, вместе «вкалывают» на банановой плантации, вместе играют за деревенскую команду. Но вот в деревню приезжает специалист-селекционер, который отбирает игроков для клуба. И начинается их путешествие в столицу…
Марадона. 2008. Испания, Франция. Жанр: документальный фильм. Режиссер: Эмир Кустрица.
Документальный фильм о футболисте, который в представлении не нуждается. Диего – несомненно, герой мирового футбола, а для кого-то и антигерой. Чего стоят наркотики, чего стоит скандальный гол рукой, который Марадона связал с «рукой Бога»? Фильм вроде бы сосредоточен на всех этих недостатках. Он состоит из семи частей, которые носят название смертных грехов. Парадоксально, но после просмотра фильма отношение к «плохому парню» изменяется, и зритель проникается симпатией к Диего Марадоне.
Играй, как Бекхэм. 2002, Великобритания, Германия. Жанр: комедия. Режиссер: Гуриндер Чадха. В ролях: Кира Найтли, Парминдер К. Награ, Джонатан Рис-Майерс.
Женский футбол все еще остается в спорте малозаметной темой. Сыграть, как Бекхэм – кажется, для девушки это совсем недостижимая мечта. Однако Джесс, дочь эмигрантов из Пенджаба, переехавших в столицу Англии, мечтает о футбольной славе. Девушке нужно преодолеть сопротивление семьи и много других препятствий. Попав в профессиональный клуб, она влюбляется в своего тренера, которого любит также ее лучшая подруга…
Костолом. 2001, Великобритания, США. Жанр: комедия, драма. Режиссер: Бэрри Сколник. В ролях: Винни Джонс, Джейсон Стейтем, Дэвид Келли, Дэвид Хеммингс.
Можно ли снять на футбольную тему… криминальную комедию? Можно! Ведь тема футбола неисчерпаема. Бывший игрок сборной команды Англии катится вниз по наклонной. Сначала Дэнни вынужден покинуть большой спорт из-за обвинений в договорных матчах. Потом он сел за руль в нетрезвом виде и после конфликта с полицейскими сел за решетку.
В тюрьме неутомимый футболист сколачивает сильную команду заключенных-уголовников. В матче с командой надзирателей они рассчитывают отыграться за свои обиды. Но начальник тюрьмы ставит футболиста перед трудным выбором…
Убойный футбол. 2001, Китай. Жанр: боевик, комедия. Режиссер: Стивен Чоу. В ролях: Стивен Чоу, Чжао Вэй.
Могут ли мастера из Шаолиня, пользуясь навыками кунг-фу, стать командой футбольных звезд? Могут, если речь идет о китайском комическом боевике! Китайское кино «Убойный футбол» – это действительно «убойный» фильм для любителей экзотики, фантастики и зрелищ – и просто для веселых зрителей без предрассудков.
Лига мечты. 2014, Франция. Жанр: драма, исторический фильм. Режиссер: Фредерик Обюртен. В ролях: Жерар Депардье, Тим Рот, Сэм Нилл, Джемайма Уэст, Томас Кречман.
Игровой фильм длиной в сто лет. Киноистория о том, как группа одержимых энтузиастов создала футбольную ассоциацию, объединившую весь мир! То есть фильм о ФИФА.
«Лига мечты» с треском провалилась в мировом прокате. Критики утверждали, что «ФИФА сняла фильм про саму себя». Но все же посмотреть эту картину стоит: она рассчитана на истинных ценителей футбола.
Команда мечты. 2012, Франция. Жанр: Комедия. Режиссер: Оливье Даан. В ролях: Хосе Гарсия, Жан-Пьер Марьель, Франк Дюбоск.Легкая французская комедия на футбольные темы. Спившаяся звезда спорта по имени Патрик тренирует заштатный любительский клуб, однако хочет создать из него команду мечты. Пользуясь связями в футбольном мире, тренер приглашает поиграть в команду – «вышедших в тираж» футбольных звезд. Получилось довольно весело.
Третий тайм. 1962, СССР. Жанр: драма, военный фильм. Режиссер: Евгений Карелов. В ролях: Леонид Куравлев, Вячеслав Невинный, Глеб Стриженов.
Матч. 2012, Россия. Жанр: исторический фильм, драма. Режиссер: Андрей Малюков. В ролях: Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Екатерина Климова.
Два отечественных фильма на один и тот же сюжет – знаменитый «матч смерти» киевских динамовцев в 1942 году. Советский фильм был снять в двадцатую годовщину этого события, российский – в семидесятую. Посмотреть хорошо оба: хотя бы для того, чтобы увидеть разницу между двумя эпохами в нашем кино…
Гарпастум. 2005, Россия. Жанр: исторический фильм, драма. Алексей Герман Младший. В ролях: Данила Козловский, Евгений Пронин, Чулпан Хаматова.
Этот фильм режиссера Алексея Германа Младшего, был по заслугам отмечен наградами в нескольких киноконкурсах. Историческая драма посвящена самым истокам нашего футбола накануне Первой мировой войны.
www.sportobzor.ru