Кикер (нем. kicker — футболист) или Фусбол (нем. Fußball — футбол) — настольная игра, основанная на футболе. Кикерщик — человек, играющий в данную игру.
Кикер имеет несколько других принятых в мире названий — настольный футбол (table soccer), фусбол (foosball или foos — основной термин в англоязычных странах от искажённого немецкого слова «футбол»), бейби-фут (babyfoot, распространено во франкоязычных странах).
Считается, что впервые настольный футбол придумал француз Люсьен Розангартан (Lucien Rosengarten), один из сотрудников автомобильной фирмы Citroën. Первый же патент получил Алехандро Финистерре (en:Alejandro Finisterre), редактор и поэт из Галисии. Финистерре был ранен во время одной из фашистских бомбёжек Мадрида, в течение испанской гражданской войны. В больнице, смотря на раненых детей, которые не могли играть в футбол, он думал об идее аналогичной настольному теннису. Алехандро попросил своего знакомого Франсиско Хавьера Альтуну, баскского плотника, сделать футбольный стол по его указаниям. Хотя изобретение было запатентовано в 1937, Финистерре потерял бумаги патента в шторме, когда бежал от фашизма во Францию.Однако это лишь некоторые из версий возникновения настольного футбола. Множество патентов на эту тему подавалось в начале двадцатого века, и определить какой же из них следует считать первым и наиболее соответствующим тому, чем является настольный футбол сейчас, не представляется возможным. Можно лишь утверждать, что вероятнее всего прототип современного стола появился не позже 20-х годов.[1]
Игроки управляют фигурками футболистов, установленными на стержнях (штангах), с помощью рукояток, стремясь забить мяч в ворота противника. Игра обычно идёт один на один или два на два, хотя иногда на соревнованиях помимо парного и одиночного разрядов играют и четыре на четыре. Игра ведётся как правило на счёт, от 5 до 10. На соревнованиях принято играть до 5 или до 7 голов в одной партии, причём матчи бывают до 1, 2 или 3 побед в партиях. Для кикера используется много разных вариаций столов. Часто то, что продаётся в спортивных магазинах, имеет очень отдалённое отношение к кикеру, как собственно спортивной игре, пусть и для начинающих. Дальнейшее описание относится к столам признанных в мире производителей спортивных, домашних и барных столов (Bonzini, Garlando, Roberto Sport, Tornado, Tecball и некот. другие). В среднем они имеют размеры примерно 1,4 метра в длину и 0,8 метра в ширину и оснащены восемью рядами пластмассовых или металлических «футболистов», хотя бывают упрощённые и детские модели в 6 и даже 4 ряда. Существуют и более изысканные варианты в 22 ряда с возможностью играть 11 на 11[1].
1 ряд | Вратарь | 1 футболист |
2 ряд | Защита | 2 футболиста |
3 ряд | Нападение | 3 футболиста |
4 ряд | Центр | 5 футболистов |
5 ряд | Центр | 5 футболистов |
6 ряд | Нападение | 3 футболиста |
7 ряд | Защита | 2 футболиста |
8 ряд | Вратарь | 1 футболист |
Структура команды футболистов:
Фигурки игроков из прочного пластика или металла привинчены (а в некоторых моделях — напрямую отлиты) на металлические штанги, которые бывают сквозными (выдвигающимися за пределы стола в ходе игры) или телескопическими, состоящими из внутреннего стержня, укреплённого в один из бортов стола, и плотно скользящей по нему внешней трубки с игроками. Снаружи стола к концам штанг присоединены рукоятки, с помощью которых и ведётся игра. Телескопические штанги делают стол более компактным и более безопасным, прежде всего для детей, но они также более подвержены деформациям, мешающим техничной игре. Игра ведётся пробковым или пластмассовым мячом диаметром 33–35 мм, массой 12–26 граммов. Рукоятки бывают разных форм и с разным покрытием: пластик, пластик с деревянными вставками, резина.
Различия между марками столов имеют большое влияние на стили игры. Главное различие составляют мячи, которые могут быть сделаны из пробки или пластика, что влияет на скорость мяча и технику игры, а также покрытие стола которое упрощенно бывает «медленным», «средним» и «быстрым» (линолеум, шершавое стекло, полированное стекло). Также заметное влияние на стиль игры оказывает форма, расположение и области движения «футболистов».
Марки столов, используемые на мировых и официальных турнирах ITSF, — французский Bonzini, итальянские Garlando и Roberto Sport, китайский Fireball и немецкий Leonhart[2]. Остальные марки включают чешский Rosengart, бельгийский Eurosoccer, Kicker, Lowen-Soccer, Warrior, Lehmacher, FAS, FABI и ещё многие другие. Проводится множество официальных соревнований по кикеру, организованных национальными федерациями на разных столах.
В 2017 году российский стол "Desperado Foosmaster" был официально признан ITSF для проведения международных турниров по настольному футболу, что дало новый толчок развитию кикера (настольного футбола) в России.
При всем этом разнообразии, лучшим игроком в мире однозначно считается бельгиец Фредерик Коллиньон (Frederic Collignon). Он доминирует в игре на ВСЕХ СТОЛАХ (что чрезвычайно трудно, так как техника игры очень различается) в одиночке, и если судить по личной статистике игрока на сайте ITSF, Колиньон проигрывает вообще не более 1-2 игр в год (!). Колиньон выиграл практически все большие чемпионаты за последние 5 лет в личном зачёте и больше всех — в паре, и его отрыв в личном и парном рейтинге огромен. На 2007 г. следом за ним идут американец Билли Паппас (Billy Pappas), англичанин Роберт Ата (Robert Atha) и немец Джамал Аллалу (Jamal Allalou), которые примерно равны между собой в успехах но предпочитают разные столы, а далее с большим отрывом идут ещё 2500 спортсменов по всему миру. В рейтинге парной категории примерно та же картина: Коллиньон на первом месте, за 2-4 места борются Паппас, Ата, Аллалу. В парном разряде конкурентам изредка удаётся потеснить чемпиона.
Явным лидером среди женщин является итальянка Саманта Ди Пауло (Samantha Di Paolo), вторая в женском рейтинге на текущий момент — легенда спорта американка Синди Хед (Cindy Head), но нужно отметить, что рейтинг меняется практически каждую неделю. Кубок мира проводится в формате национальных команд, где участвуют мужчины, женщины, юниоры (до 18 лет) и ветераны (старше 50), играются матчи в одиночном и парном разрядах для этих категорий. Традиционные лидеры — США, Англия, Италия, Германия, Франция. В 2006 году Кубок мира выиграла команда Австрии.
В 2007 году ITSF ввела в действие последнюю редакцию официальных правил, действующую по сей день. Правила переведены на 17 языков, в том числе и на русский. Федерацией Спортивного Кикера России на базе официальных правил подготовлена краткая упрощенная версия, достаточная для проведения любительских матчей. Под эгидой ITSF национальными федерациями проводится подготовка и сертификация арбитров для судейства на крупных турнирах.
Предплечье не должно «подходить» к рукоятке вертикально сверху вниз — так будет трудно быстро и резко двигать запястьем — скорее, под углом в 45° по вертикали и ниже, иногда — параллельно полу. Рука согнута в локте.
Представьте, что вы пытаетесь завернуть одной рукой с отвёрткой шуруп в стену или указываете на противника штангой стола, как рапирой, — конец рукоятки упирается в центр ладони, кисть практически не согнута, лишь слегка наклонена вниз, большой палец — сверху вдоль рукоятки, является продолжением предплечья. В таком положении фигурки смотрят вниз, и вы можете легко повернуть их на 90° по часовой стрелке, как бы замахнуться, причём как правой, так и левой рукой.
Все движения, которые во время игры можно произвести, не меняя такого положения рук на рукоятке (кроме нескольких очень сложных ударов) и вообще не отпуская их. Сила удара в кикере достигается не величиной замаха, а хлёсткостью, резкостью движений кисти.
В описанном положении руки вы можете очень уверенно обхватить и держать рукоятку и вместе с тем не зажимать запястье, то есть очень легко двигать, вращать и сгибать его. В этом плане кикер сродни бадминтону — движения всей руки направлены только на то, чтобы вовремя «доставить» кисть в нужную точку и произвести хлёсткое движение именно запястьем.
Вся игра для любой из сторон в кикере идёт слева направо, и это направление мы будем упоминать как «вперёд», от своих ворот к воротам соперника, и соответственно наоборот. За исключением «воздушных ударов», вся игра осуществляется нижним окончанием фигурок футболистов, различными его гранями, передней и задней поверхностью этой «ножки» (конфигурация которой различается на разных столах) и уголками. Для простоты именно эту рабочую область мы будем называть «игроком».
Тренируйтесь бить по стоячему мячу: ставьте мяч перед любой фигуркой (для начала на линию с двумя или с тремя игроками, висящая вертикально фигурка должна чуть касаться мяча перед ней). Отведите кистью фигурку назад градусов на 45 и сделайте хлёсткое движение «только кистью», как будто вы «поддеваете» бадминтонный воланчик. Неправильно прикладывать усилие руки, она должна оставаться практически неподвижной. Чтобы ударить по мячу не строго вперёд, а наискосок, нужно коснуться мяча не центром игрока, а краем или вообще уголком.
Если это начало получаться, пробуйте пасовать мяч по линии (то есть поперёк стола) между соседними игроками. Пробуйте то остановить его после одного паса, то отпасовать назад и т. д. Поначалу мяч будет всё время укатываться, потому что сбоку ножка фигурки, естественно, тоньше, чем спереди, но нужно пытаться касаться мяча так, чтобы он ехал строго вдоль линии. Позже придётся научиться возвращать уклонившийся с курса мяч на «маршрут», подыгрывая при таком поперечном пасе игроком немного взад или вперёд.
Попробуйте провести мяч вдоль линии и вместо возврата мяча отпасовать его «вперёд» на следующую линию либо ударить его вперёд, пока он движется. Делайте это медленно, чтобы почувствовать, как обе фигурки и мяч должны взаимодействовать по времени. Пас — отвели другого игрока назад — дождались подъехавший мяч — удар или пас вперёд. Усложните комбинацию: пас по линии — удар/пас вперёд — два паса по линии туда-сюда — удар/пас вперёд. Пробуйте во время удара с ходу касаться мяча то центром, то краем фигурки игрока, чтобы разобраться, в каких случаях он полетит точно вперёд, а в каких — под углом, и куда.
Освоив технику паса по линии и с одной линии на другую, вы уже сможете показать техничную игру, где мяч движется не абы как, а по вашему велению, и в итоге атаковать тремя вариантами — удар с места, пас по линии-удар, пас по линии-возврат-удар. Даже такие простейшие комбинации, если делать их уверенно и чётко, дадут вам возможность осознанно атаковать, вынуждая противника угадывать, как вы ударите.
Неожиданность удара или паса по времени и месту столь же важна, сколь и скорость его исполнения, и недостаток одного можно компенсировать другим. Иными словами, можно бить одну и ту же комбинацию или постановочный удар на такой скорости, что вратарь просто не успеет среагировать на него (хотя и знает, куда бросаться ловить), но можно достичь результата и большим количеством финтов, обманных манёвров и неожиданной траекторией и местом удара, пусть и не очень быстрого. Такой удар достигнет результата из-за дезориентированности вратаря.
Можно регулировать направление удара, контролируя точку соприкосновения игрока с мячом. Общий принцип схож с ударом по бильярдному шару кием: бьёшь по центру — шар летит прямо, бьёшь по краю шара — он летит диагонально.
В целом удары по прямой по стоячему мячу, даже очень резкие, подходят лишь для уровня начинающих, потому что от них очень легко защититься на любой линии, просто поставив напротив игрока защиты. В техничной игре удары с места по прямой практически не используются, но поначалу они помогут «набить руку». Удары «по косой» уже требуют хорошего глазомера и «набитой руки». Требуется одновременно увидеть путь мяча «по косой» через ряды игроков соперника, и ещё точно претворить этот план в жизнь, ударив по мячу краем игрока с очень большой точностью, иначе мяч полетит в непредсказуемом направлении. В большинстве случаев и такие удары «читаются» опытным защитником, так что их применяют, как правило, неожиданно, без видимой подготовки. Скорее, важна сама способность пробить так в любое мгновение из различных положений, что сковывает манёвр защиты, вынуждая её автоматически всё время, где бы ни стоял мяч, перекрывать его полёт в стороны ворот с места.
В целом это простая комбинация — сместить мяч пасом поперёк стола по одной из линий с одного игрока на другого (чаще всего с тремя или пятью игроками) — и удар по мячу в движении. Чем проще пас, тем легче вам будет уверенно ударить по мячу и послать его в новом направлении, но тем и проще будет защитнику «прочитать» ваш ход и, соответственно, среагировать на него.
Удары с паса обычно выполняют в нападении на правой руке. Обычно резко пасуют с флангового форварда на центр и наносят удар по прямой или наискосок. Различают пулл-шоты (англ. pull shot удар «тяни») — пас дальним игроком к центру, удар центральным, и пуш-шоты (англ. push shot удар «толкай») — пас с ближнего форварда на центр.
Комбинация пас-удар по центру очень простая, и её легче всего освоить как нападающему, так и вратарю для противодействия, так что на серьёзном уровне она проходит только на огромной, соответственно, скорости, иначе вратарь успевает вовремя сместить игроков защиты и накрыть удар. Задачу вратарю усложнит ваша способность эффективно ударить наискосок фланговым форвардом, с которого планируется делать пас на центр. В этом случае вратарю до последнего мгновения придётся внимательно перекрывать путь мячу с места наискосок с фланга, и при резком смещении «в погоне» за вашим пасом на центр он может не успеть или ошибиться.
Также бьют с паса и на линии с пятью игроками, но это скорее экзотика, потому что, во-первых, её контролируют левой рукой, и для большинства игроков-правше́й резкие чёткие удары левой затруднительнее, чем правой; во-вторых — «шашлык» дальше от ворот, чем линия атаки, и соответственно, придётся преодолевать сопротивление дополнительно и полузащиты соперника. Стоит всё же попробовать научиться бить с левой хотя бы иногда, потому что это будет как бы «запасным оружием» и уж точно не обеднит ваш арсенал атакующих действий. Так как в целом с левой атаковать не принято, часто защита с небольшим опытом не ждёт таких ударов и не сразу разбирается, как им противодействовать. Некоторые нападающие вообще с успехом атакуют преимущественно с этой линии, «набив» на этом руку. Однако следует признать, что на высоком уровне такие атаки происходят один-два раза за матч и только как фактор неожиданности.
Обманные финты, ложные замахи и т. п. при атаке столь же важны, как и сами удары по воротам и пасы, потому что они дезориентируют защиту, скрывают ваши намерения, «раскачивают» вратаря при атаке собственно на ворота. Чем естественнее вы делаете все эти ложные угрозы движениями, тем больше шансов, что защита «купится» на них, сместив игроков в нужную вам сторону, в общем — расчистив путь для вашей атаки. Как минимум, вариантов на любое продолжение хода игры должно быть два, чтобы соперник был вынужден гадать, что сейчас ему «приедет». Если у вас только один манёвр приводит в итоге к успешному продвижению игры (контролируемому пасу или удару по воротам), то даже неопытный защитник через две-три атаки «раскусит» вас, и все другие финты и ложные угрозы будет игнорировать, оставив вас в затруднительном положении. Так что следует пытаться хоть как-то, пусть вначале и коряво, но всё время пробовать разные удары и пасы, чередуя их в игре.
Итак, важно иметь как можно больший арсенал финтов и ударов, которыми вы можете реально атаковать, но необязательно всё время атаковать разными способами. Достаточно, чтобы защитник ожидал различные варианты атаки и был вынужден маневрировать в ожидании любого из них. В этом — ключевое преимущество разнообразной по технике игры в нападении, потому что в защите ворот невозможно установить игроков в одном положении, перекрывающем все атаки, и ими приходится двигать туда-сюда, что открывает нападению путь к успеху. У всех спортсменов, естественно, вырабатывается какой-то «коронный» удар, который выходит лучше всего. Но даже спортсмены, владеющие очень резкой атакой (обводкой, пин-шотом или снейк-шотом, когда мяч в движении практически не уловим глазом) не зацикливаются на одном ударе, потому что всегда найдётся защитник, способный отразить твой удар, и придётся вынуть из шляпы нового кролика.
В Кикере уместно провести аналогию с большим теннисом, например, по способу анализировать эффективность игры:
Общий результат зависит не только от того, кто больше забьёт, но и кто меньше совершит ошибок.
Стремиться не только атаковать как можно более активно — вне зависимости от того, играете ли вы один на один или два на два. В игре два на два защитник тоже может, а порой и должен атаковать при первой возможности (а нападающий всегда должен защищать свои ворота, блокируя дальние удары из защиты соперника).
Стараться, чтобы каждая своя атака заканчивалась эффективно — если не голом, то как минимум ударом по воротам. Если контроль над мячом потерян, не ждать, чтобы ошибся соперник, делать всё, чтобы самому вернуть контроль над мячом, активно «поджимая» соперника, не давая ему «делать свою игру». Под «своей игрой» можно подразумевать что угодно, главная черта — в рамках правил стремиться делать то, что хорошо у меня получается и что мне удобно, и по мере сил не давать того же сопернику.
Необходимо всё время наращивать арсенал способов атаки и повышать достоверность обманных манёвров. Атаковать нужно всегда как можно неожиданнее по моменту и способу, всегда в рамках мастерства предпочитать удары со смещением полёта мяча (с места или в движении) — прямым ударам и обороне, и наоборот — стремиться, чтобы соперник вообще не мог ударить по вашим воротам, во всяком случае — без вашего сопротивления.
Следует все время анализировать, за счёт чего соперник обыграл вас в каждый момент. Запоминайте, с каких позиций и каким способом у соперника проходят атаки, которые вы не ловите, а также — куда именно залетел мяч в ваши ворота. Скорее всего, это может повториться. Слабость хорошо поставленных ударов состоит как раз в том, что игроки повторяют их по ходу игры, причём практически по одной и той же траектории. Практически никто не способен мощно атаковать вас, не повторяясь при этом в действиях ни разу. Попробуйте в аналогичной атаке соперника скорректировать свои действия по этим наблюдениям.
Продолжая опасаться разных вариантов, ожидайте в первую очередь ту комбинацию или комбинации, которые заставили вас достать мяч из ворот. Далеко не факт, что всё повторится так же, но в целом для соперника будет выигрышной тактикой повторять успешные манёвры, приводящие к голу, до тех пор пока вы не начнёте их предотвращать. «Перекрывая» успешный способ атаковать, вы вынудите соперника прибегать к другим манёврам, и есть шанс, что они будут не такими эффективными. Сократить вынужденные ошибки как класс, конечно, очень трудно, потому что тут всё зависит от вашего соперника и что и как он делает, но навык читать чужую игру и анализировать её, безусловно, очень полезен и будет приносить результаты.
Невынужденные ошибки — означают погрешности в собственных, только вами контролируемых действиях, в которые не вмешивался соперник. Многие не придают значения таким «мелким» ошибкам, как потеря мяча при контроле над ним в зоне защитника на ведении, но на общий результат игры они влияют ничуть не меньше, чем незабитый гол: дают сопернику возможность играть более спокойно, и, следовательно, — более эффективно.
По мере роста мастерства, в эту категорию можно включать более сложные вещи, например:
Это ваше личное дело, что считать обязательным к исполнению набором технических действий, но, раз решив, что, например, пропасовка со средней линии вперёд сквозь соперника должна всегда закончится контролем мяча на правой руке, надо всё время стремиться к этому.
Заставить соперника ошибаться сложнее, чем не ошибаться самому, но тоже возможно. Суть в том, чтобы осуществлять прессинг на игру соперника по всем направлениям, не давать сопернику играть, как он привык, то есть перекрывать его наработанные движения — пасы, удары, вынуждая его действовать нестандартно или на более высокой скорости, делать необдуманные или плохо натренированные движения в попытках обыграть вас, менять темп игры, если потребуется — делать его рваным. Всё это неизбежно приводит к росту числа ошибок.
Никогда не следует «выключаться из игры» после атаки — своей или соперника, нужно быть готовым мгновенно продолжить игру, если мяч не попал в створ или его отразил защитник. Следует уметь быстро «переключать голову» с «атаки» на «защиту» и наоборот.
Однако, такая сильная концентрация невозможна длительное время, она неминуемо начнёт снижаться, поэтому нужно уметь быстро расслаблять внимание в короткие паузы между подачами и заново включать его. А в отношении соперника соответственно следует делать так, чтобы он не мог расслабиться в ходе игры ни на секунду — всё время должно что-то происходить, реально или в виде угрозы. При игре равных соперников в финальных частях серьёзных турниров, чаще всего выиграет именно тот, кто более устойчив психологически и сохранил способность трезво играть и концентрироваться после 4-5 часов игр, потому что обычно к этому моменту спортсмен играет самое большее на 70 % своих реальных возможностей.
Следует быть способным психологически изменить, переломить ход неудачно складывающейся партии. Иногда для этого можно поменяться местами. Также важно и обратное умение — способность в случае преимущества реально «дожать соперника», не дать ему опомниться, перестроить игру, «зацепиться» за партию, почувствовав уверенность в своих силах.
В атаке следует наблюдать за оборонительными действиями противника, анализировать его сильные и слабые стороны, избегать ударов, которые он «читает» и ловит, и наоборот. Следует также, по мере возможности, контролировать темп игры — навязывать удобный вам и неудобный сопернику. Если соперник предпочитает быструю игру «в одно касание» — рвите темп игры, делайте паузы, подольше контролируйте мяч (в рамках, указанных в правилах ограничений по времени). Это наверняка как-то собьёт соперника с ритма игры, нарушит его концентрацию. Некоторые лучше себя чувствуют в игре с постоянными остановками, подготовкой к ударам, а другие терпеть этого не могут и играют как можно быстрее. Если вам кажется более эффективным сломать игру сопернику, чем наладить свою — делайте всё наперекор его предпочтениям, даже если вам самим это не очень удобно и т. д.
Если соперник не «читает удары по диагонали», — начинайте бить их побольше, если соперник хорошо ловит постановочные удары, но плохо — в касание, — атакуйте с распасовок и т. д. Также не рекомендуется играть «по счёту», — то есть не следует делать различия в том, как вы действуете при счёте 0-0, 6-0 или 6-6, хотя это мало у кого получается. Однако, если вы всё время так делали по ходу игры — продолжайте; но если до этого вы играли в расслабленной, быстрой манере, такой сбой темпа только вас самих отвлечёт.
Робот KiRo, сконструированный для игры в кикер в Университете Фрайбурга, как утверждают, в состоянии выиграть у 85 % обычных людей. В системе используется камера, расположенная под прозрачным покрытием стола, чтобы отследить положение шара, и электронная система управления «футболистами». Опытный игрок выигрывает у KiRo 10 игр из 11. [3] В сотрудничестве с немецкой компанией Gauselmann, KiRo был развит до готового к продаже продукта. С января 2005 KiRo под названием StarKick стал доступен для покупки[4].
wikipedia.green
Предплечье не должно «подходить» к рукоятке вертикально сверху вниз — так будет трудно быстро и резко двигать запястьем — скорее, под углом в 45° по вертикали и ниже, иногда — параллельно полу. Рука согнута в локте.
Представьте, что вы пытаетесь завернуть одной рукой с отвёрткой шуруп в стену или указываете на противника штангой стола, как рапирой, — конец рукоятки упирается в центр ладони, кисть практически не согнута, лишь слегка наклонена вниз, большой палец — сверху вдоль рукоятки, является продолжением предплечья. В таком положении фигурки смотрят вниз, и вы можете легко повернуть их на 90° по часовой стрелке, как бы замахнуться, причём как правой, так и левой рукой.
Все движения, которые во время игры можно произвести, не меняя такого положения рук на рукоятке (кроме нескольких очень сложных ударов) и вообще не отпуская их. Сила удара в кикере достигается не величиной замаха, а хлёсткостью, резкостью движений кисти.
В описанном положении руки вы можете очень уверенно обхватить и держать рукоятку и вместе с тем не зажимать запястье, то есть очень легко двигать, вращать и сгибать его. В этом плане кикер сродни бадминтону — движения всей руки направлены только на то, чтобы вовремя «доставить» кисть в нужную точку и произвести хлёсткое движение именно запястьем.
Вся игра для любой из сторон в кикере идёт слева направо, и это направление мы будем упоминать как «вперёд», от своих ворот к воротам соперника, и соответственно наоборот. За исключением «воздушных ударов», вся игра осуществляется нижним окончанием фигурок футболистов, различными его гранями, передней и задней поверхностью этой «ножки» (конфигурация которой различается на разных столах) и уголками. Для простоты именно эту рабочую область мы будем называть «игроком».
Тренируйтесь бить по стоячему мячу: ставьте мяч перед любой фигуркой (для начала на линию с двумя или с тремя игроками, висящая вертикально фигурка должна чуть касаться мяча перед ней). Отведите кистью фигурку назад градусов на 45 и сделайте хлёсткое движение «только кистью», как будто вы «поддеваете» бадминтонный воланчик. Неправильно прикладывать усилие руки, она должна оставаться практически неподвижной. Чтобы ударить по мячу не строго вперёд, а наискосок, нужно коснуться мяча не центром игрока, а краем или вообще уголком.
Если это начало получаться, пробуйте пасовать мяч по линии (то есть поперёк стола) между соседними игроками. Пробуйте то остановить его после одного паса, то отпасовать назад и т. д. Поначалу мяч будет всё время укатываться, потому что сбоку ножка фигурки, естественно, тоньше, чем спереди, но нужно пытаться касаться мяча так, чтобы он ехал строго вдоль линии. Позже придётся научиться возвращать уклонившийся с курса мяч на «маршрут», подыгрывая при таком поперечном пасе игроком немного взад или вперёд.
Попробуйте провести мяч вдоль линии и вместо возврата мяча отпасовать его «вперёд» на следующую линию либо ударить его вперёд, пока он движется. Делайте это медленно, чтобы почувствовать, как обе фигурки и мяч должны взаимодействовать по времени. Пас — отвели другого игрока назад — дождались подъехавший мяч — удар или пас вперёд. Усложните комбинацию: пас по линии — удар/пас вперёд — два паса по линии туда-сюда — удар/пас вперёд. Пробуйте во время удара с ходу касаться мяча то центром, то краем фигурки игрока, чтобы разобраться, в каких случаях он полетит точно вперёд, а в каких — под углом, и куда.
Освоив технику паса по линии и с одной линии на другую, вы уже сможете показать техничную игру, где мяч движется не абы как, а по вашему велению, и в итоге атаковать тремя вариантами — удар с места, пас по линии-удар, пас по линии-возврат-удар. Даже такие простейшие комбинации, если делать их уверенно и чётко, дадут вам возможность осознанно атаковать, вынуждая противника угадывать, как вы ударите.
Неожиданность удара или паса по времени и месту столь же важна, сколь и скорость его исполнения, и недостаток одного можно компенсировать другим. Иными словами, можно бить одну и ту же комбинацию или постановочный удар на такой скорости, что вратарь просто не успеет среагировать на него (хотя и знает, куда бросаться ловить), но можно достичь результата и большим количеством финтов, обманных манёвров и неожиданной траекторией и местом удара, пусть и не очень быстрого. Такой удар достигнет результата из-за дезориентированности вратаря.
Можно регулировать направление удара, контролируя точку соприкосновения игрока с мячом. Общий принцип схож с ударом по бильярдному шару кием: бьёшь по центру — шар летит прямо, бьёшь по краю шара — он летит диагонально.
В целом удары по прямой по стоячему мячу, даже очень резкие, подходят лишь для уровня начинающих, потому что от них очень легко защититься на любой линии, просто поставив напротив игрока защиты. В техничной игре удары с места по прямой практически не используются, но поначалу они помогут «набить руку». Удары «по косой» уже требуют хорошего глазомера и «набитой руки». Требуется одновременно увидеть путь мяча «по косой» через ряды игроков соперника, и ещё точно претворить этот план в жизнь, ударив по мячу краем игрока с очень большой точностью, иначе мяч полетит в непредсказуемом направлении. В большинстве случаев и такие удары «читаются» опытным защитником, так что их применяют, как правило, неожиданно, без видимой подготовки. Скорее, важна сама способность пробить так в любое мгновение из различных положений, что сковывает манёвр защиты, вынуждая её автоматически всё время, где бы ни стоял мяч, перекрывать его полёт в стороны ворот с места.
В целом это простая комбинация — сместить мяч пасом поперёк стола по одной из линий с одного игрока на другого (чаще всего с тремя или пятью игроками) — и удар по мячу в движении. Чем проще пас, тем легче вам будет уверенно ударить по мячу и послать его в новом направлении, но тем и проще будет защитнику «прочитать» ваш ход и, соответственно, среагировать на него.
Удары с паса обычно выполняют в нападении на правой руке. Обычно резко пасуют с флангового форварда на центр и наносят удар по прямой или наискосок. Различают пулл-шоты (англ. pull shot удар «тяни») — пас дальним игроком к центру, удар центральным, и пуш-шоты (англ. push shot удар «толкай») — пас с ближнего форварда на центр.
Комбинация пас-удар по центру очень простая, и её легче всего освоить как нападающему, так и вратарю для противодействия, так что на серьёзном уровне она проходит только на огромной, соответственно, скорости, иначе вратарь успевает вовремя сместить игроков защиты и накрыть удар. Задачу вратарю усложнит ваша способность эффективно ударить наискосок фланговым форвардом, с которого планируется делать пас на центр. В этом случае вратарю до последнего мгновения придётся внимательно перекрывать путь мячу с места наискосок с фланга, и при резком смещении «в погоне» за вашим пасом на центр он может не успеть или ошибиться.
Также бьют с паса и на линии с пятью игроками, но это скорее экзотика, потому что, во-первых, её контролируют левой рукой, и для большинства игроков-правше́й резкие чёткие удары левой затруднительнее, чем правой; во-вторых — «шашлык» дальше от ворот, чем линия атаки, и соответственно, придётся преодолевать сопротивление дополнительно и полузащиты соперника. Стоит всё же попробовать научиться бить с левой хотя бы иногда, потому что это будет как бы «запасным оружием» и уж точно не обеднит ваш арсенал атакующих действий. Так как в целом с левой атаковать не принято, часто защита с небольшим опытом не ждёт таких ударов и не сразу разбирается, как им противодействовать. Некоторые нападающие вообще с успехом атакуют преимущественно с этой линии, «набив» на этом руку. Однако следует признать, что на высоком уровне такие атаки происходят один-два раза за матч и только как фактор неожиданности.
Обманные финты, ложные замахи и т. п. при атаке столь же важны, как и сами удары по воротам и пасы, потому что они дезориентируют защиту, скрывают ваши намерения, «раскачивают» вратаря при атаке собственно на ворота. Чем естественнее вы делаете все эти ложные угрозы движениями, тем больше шансов, что защита «купится» на них, сместив игроков в нужную вам сторону, в общем — расчистив путь для вашей атаки. Как минимум, вариантов на любое продолжение хода игры должно быть два, чтобы соперник был вынужден гадать, что сейчас ему «приедет». Если у вас только один манёвр приводит в итоге к успешному продвижению игры (контролируемому пасу или удару по воротам), то даже неопытный защитник через две-три атаки «раскусит» вас, и все другие финты и ложные угрозы будет игнорировать, оставив вас в затруднительном положении. Так что следует пытаться хоть как-то, пусть вначале и коряво, но всё время пробовать разные удары и пасы, чередуя их в игре.
Итак, важно иметь как можно больший арсенал финтов и ударов, которыми вы можете реально атаковать, но необязательно всё время атаковать разными способами. Достаточно, чтобы защитник ожидал различные варианты атаки и был вынужден маневрировать в ожидании любого из них. В этом — ключевое преимущество разнообразной по технике игры в нападении, потому что в защите ворот невозможно установить игроков в одном положении, перекрывающем все атаки, и ими приходится двигать туда-сюда, что открывает нападению путь к успеху. У всех спортсменов, естественно, вырабатывается какой-то «коронный» удар, который выходит лучше всего. Но даже спортсмены, владеющие очень резкой атакой (обводкой, пин-шотом или снейк-шотом, когда мяч в движении практически не уловим глазом) не зацикливаются на одном ударе, потому что всегда найдётся защитник, способный отразить твой удар, и придётся вынуть из шляпы нового кролика.
В Кикере уместно провести аналогию с большим теннисом, например, по способу анализировать эффективность игры:
Общий результат зависит не только от того, кто больше забьёт, но и кто меньше совершит ошибок.
Стремиться не только атаковать как можно более активно — вне зависимости от того, играете ли вы один на один или два на два. В игре два на два защитник тоже может, а порой и должен атаковать при первой возможности (а нападающий всегда должен защищать свои ворота, блокируя дальние удары из защиты соперника).
Стараться, чтобы каждая своя атака заканчивалась эффективно — если не голом, то как минимум ударом по воротам. Если контроль над мячом потерян, не ждать, чтобы ошибся соперник, делать всё, чтобы самому вернуть контроль над мячом, активно «поджимая» соперника, не давая ему «делать свою игру». Под «своей игрой» можно подразумевать что угодно, главная черта — в рамках правил стремиться делать то, что хорошо у меня получается и что мне удобно, и по мере сил не давать того же сопернику.
Необходимо всё время наращивать арсенал способов атаки и повышать достоверность обманных манёвров. Атаковать нужно всегда как можно неожиданнее по моменту и способу, всегда в рамках мастерства предпочитать удары со смещением полёта мяча (с места или в движении) — прямым ударам и обороне, и наоборот — стремиться, чтобы соперник вообще не мог ударить по вашим воротам, во всяком случае — без вашего сопротивления.
Следует все время анализировать, за счёт чего соперник обыграл вас в каждый момент. Запоминайте, с каких позиций и каким способом у соперника проходят атаки, которые вы не ловите, а также — куда именно залетел мяч в ваши ворота. Скорее всего, это может повториться. Слабость хорошо поставленных ударов состоит как раз в том, что игроки повторяют их по ходу игры, причём практически по одной и той же траектории. Практически никто не способен мощно атаковать вас, не повторяясь при этом в действиях ни разу. Попробуйте в аналогичной атаке соперника скорректировать свои действия по этим наблюдениям.
Продолжая опасаться разных вариантов, ожидайте в первую очередь ту комбинацию или комбинации, которые заставили вас достать мяч из ворот. Далеко не факт, что всё повторится так же, но в целом для соперника будет выигрышной тактикой повторять успешные манёвры, приводящие к голу, до тех пор пока вы не начнёте их предотвращать. «Перекрывая» успешный способ атаковать, вы вынудите соперника прибегать к другим манёврам, и есть шанс, что они будут не такими эффективными. Сократить вынужденные ошибки как класс, конечно, очень трудно, потому что тут всё зависит от вашего соперника и что и как он делает, но навык читать чужую игру и анализировать её, безусловно, очень полезен и будет приносить результаты.
Невынужденные ошибки — означают погрешности в собственных, только вами контролируемых действиях, в которые не вмешивался соперник. Многие не придают значения таким «мелким» ошибкам, как потеря мяча при контроле над ним в зоне защитника на ведении, но на общий результат игры они влияют ничуть не меньше, чем незабитый гол: дают сопернику возможность играть более спокойно, и, следовательно, — более эффективно.
По мере роста мастерства, в эту категорию можно включать более сложные вещи, например:
Это ваше личное дело, что считать обязательным к исполнению набором технических действий, но, раз решив, что, например, пропасовка со средней линии вперёд сквозь соперника должна всегда закончится контролем мяча на правой руке, надо всё время стремиться к этому.
Заставить соперника ошибаться сложнее, чем не ошибаться самому, но тоже возможно. Суть в том, чтобы осуществлять прессинг на игру соперника по всем направлениям, не давать сопернику играть, как он привык, то есть перекрывать его наработанные движения — пасы, удары, вынуждая его действовать нестандартно или на более высокой скорости, делать необдуманные или плохо натренированные движения в попытках обыграть вас, менять темп игры, если потребуется — делать его рваным. Всё это неизбежно приводит к росту числа ошибок.
Никогда не следует «выключаться из игры» после атаки — своей или соперника, нужно быть готовым мгновенно продолжить игру, если мяч не попал в створ или его отразил защитник. Следует уметь быстро «переключать голову» с «атаки» на «защиту» и наоборот.
Однако, такая сильная концентрация невозможна длительное время, она неминуемо начнёт снижаться, поэтому нужно уметь быстро расслаблять внимание в короткие паузы между подачами и заново включать его. А в отношении соперника соответственно следует делать так, чтобы он не мог расслабиться в ходе игры ни на секунду — всё время должно что-то происходить, реально или в виде угрозы. При игре равных соперников в финальных частях серьёзных турниров, чаще всего выиграет именно тот, кто более устойчив психологически и сохранил способность трезво играть и концентрироваться после 4-5 часов игр, потому что обычно к этому моменту спортсмен играет самое большее на 70 % своих реальных возможностей.
Следует быть способным психологически изменить, переломить ход неудачно складывающейся партии. Иногда для этого можно поменяться местами. Также важно и обратное умение — способность в случае преимущества реально «дожать соперника», не дать ему опомниться, перестроить игру, «зацепиться» за партию, почувствовав уверенность в своих силах.
В атаке следует наблюдать за оборонительными действиями противника, анализировать его сильные и слабые стороны, избегать ударов, которые он «читает» и ловит, и наоборот. Следует также, по мере возможности, контролировать темп игры — навязывать удобный вам и неудобный сопернику. Если соперник предпочитает быструю игру «в одно касание» — рвите темп игры, делайте паузы, подольше контролируйте мяч (в рамках, указанных в правилах ограничений по времени). Это наверняка как-то собьёт соперника с ритма игры, нарушит его концентрацию. Некоторые лучше себя чувствуют в игре с постоянными остановками, подготовкой к ударам, а другие терпеть этого не могут и играют как можно быстрее. Если вам кажется более эффективным сломать игру сопернику, чем наладить свою — делайте всё наперекор его предпочтениям, даже если вам самим это не очень удобно и т. д.
Если соперник не «читает удары по диагонали», — начинайте бить их побольше, если соперник хорошо ловит постановочные удары, но плохо — в касание, — атакуйте с распасовок и т. д. Также не рекомендуется играть «по счёту», — то есть не следует делать различия в том, как вы действуете при счёте 0-0, 6-0 или 6-6, хотя это мало у кого получается. Однако, если вы всё время так делали по ходу игры — продолжайте; но если до этого вы играли в расслабленной, быстрой манере, такой сбой темпа только вас самих отвлечёт.
org-wikipediya.ru
Кикер (нем. kicker — футболист) или Фусбол (нем. Fußball — футбол) — настольная игра, основанная на футболе. Кикерщик — человек, играющий в данную игру.
Кикер имеет несколько других принятых в мире названий — настольный футбол (table soccer), фусбол (foosball или foos — основной термин в англоязычных странах от искажённого немецкого слова «футбол»), бейби-фут (babyfoot, распространено во франкоязычных странах).
Считается, что впервые настольный футбол придумал француз Люсьен Розангартан (Lucien Rosengarten), один из сотрудников автомобильной фирмы Citroën. Первый же патент получил (en:Alejandro Finisterre), редактор и поэт из Галисии. Финистерре был ранен во время одной из фашистских бомбёжек Мадрида, в течение испанской гражданской войны. В больнице, смотря на раненых детей, которые не могли играть в футбол, он думал об идее аналогичной настольному теннису. Алехандро попросил своего знакомого Франсиско Хавьера Альтуну, баскского плотника, сделать футбольный стол по его указаниям. Хотя изобретение было запатентовано в 1937, Финистерре потерял бумаги патента в шторме, когда бежал от фашизма во Францию.Однако это лишь некоторые из версий возникновения настольного футбола. Множество патентов на эту тему подавалось в начале двадцатого века, и определить какой же из них следует считать первым и наиболее соответствующим тому, чем является настольный футбол сейчас, не представляется возможным. Можно лишь утверждать, что вероятнее всего прототип современного стола появился не позже 20-х годов.[1]
Игроки управляют фигурками футболистов, установленными на стержнях (штангах), с помощью рукояток, стремясь забить мяч в ворота противника. Игра обычно идёт один на один или два на два, хотя иногда на соревнованиях помимо парного и одиночного разрядов играют и четыре на четыре. Игра ведётся как правило на счёт, от 5 до 10. На соревнованиях принято играть до 5 или до 7 голов в одной партии, причём матчи бывают до 1, 2 или 3 побед в партиях. Для кикера используется много разных вариаций столов. Часто то, что продаётся в спортивных магазинах, имеет очень отдалённое отношение к кикеру, как собственно спортивной игре, пусть и для начинающих. Дальнейшее описание относится к столам признанных в мире производителей спортивных, домашних и барных столов (Bonzini, Garlando, Roberto Sport, Tornado, Tecball и некот. другие). В среднем они имеют размеры примерно 1,4 метра в длину и 0,8 метра в ширину и оснащены восемью рядами пластмассовых или металлических «футболистов», хотя бывают упрощённые и детские модели в 6 и даже 4 ряда. Существуют и более изысканные варианты в 22 ряда с возможностью играть 11 на 11[1].
1 ряд | Вратарь | 1 футболист |
2 ряд | Защита | 2 футболиста |
3 ряд | Нападение | 3 футболиста |
4 ряд | Центр | 5 футболистов |
5 ряд | Центр | 5 футболистов |
6 ряд | Нападение | 3 футболиста |
7 ряд | Защита | 2 футболиста |
8 ряд | Вратарь | 1 футболист |
Структура команды футболистов:
Фигурки игроков из прочного пластика или металла привинчены (а в некоторых моделях — напрямую отлиты) на металлические штанги, которые бывают сквозными (выдвигающимися за пределы стола в ходе игры) или телескопическими, состоящими из внутреннего стержня, укреплённого в один из бортов стола, и плотно скользящей по нему внешней трубки с игроками. Снаружи стола к концам штанг присоединены рукоятки, с помощью которых и ведётся игра. Телескопические штанги делают стол более компактным и более безопасным, прежде всего для детей, но они также более подвержены деформациям, мешающим техничной игре. Игра ведётся пробковым или пластмассовым мячом диаметром 33–35 мм, массой 12–26 граммов. Рукоятки бывают разных форм и с разным покрытием: пластик, пластик с деревянными вставками, резина.
Различия между марками столов имеют большое влияние на стили игры. Главное различие составляют мячи, которые могут быть сделаны из пробки или пластика, что влияет на скорость мяча и технику игры, а также покрытие стола которое упрощенно бывает «медленным», «средним» и «быстрым» (линолеум, шершавое стекло, полированное стекло). Также заметное влияние на стиль игры оказывает форма, расположение и области движения «футболистов».
Марки столов, используемые на мировых и официальных турнирах ITSF, — французский Bonzini, итальянские Garlando и Roberto Sport, китайский Fireball и немецкий Leonhart[2]. Остальные марки включают чешский Rosengart, бельгийский Eurosoccer, Kicker, Lowen-Soccer, Warrior, Lehmacher, Leonheart, FAS, FABI и ещё многие другие. Проводится множество официальных соревнований по кикеру, организованных национальными федерациями на разных столах.
В 2017 году российский стол "Desperado Foosmaster" был официально признан ITSF для проведения международных турниров по настольному футболу, что дало новый толчок развитию кикера (настольного футбола) в России.
При всем этом разнообразии, лучшим игроком в мире однозначно считается бельгиец Фредерик Коллиньон (Frederic Collignon). Он доминирует в игре на ВСЕХ СТОЛАХ (что чрезвычайно трудно, так как техника игры очень различается) в одиночке, и если судить по личной статистике игрока на сайте ITSF, Колиньон проигрывает вообще не более 1-2 игр в год (!). Колиньон выиграл практически все большие чемпионаты за последние 5 лет в личном зачёте и больше всех — в паре, и его отрыв в личном и парном рейтинге огромен. На 2007 г. следом за ним идут американец Билли Паппас (Billy Pappas), англичанин Роберт Ата (Robert Atha) и немец Джамал Аллалу (Jamal Allalou), которые примерно равны между собой в успехах но предпочитают разные столы, а далее с большим отрывом идут ещё 2500 спортсменов по всему миру. В рейтинге парной категории примерно та же картина: Колиньон на первом месте, за 2-4 места борются Паппас, Ата, Аллалу. В парном разряде конкурентам изредка удаётся потеснить чемпиона.
Явным лидером среди женщин является итальянка Саманта Ди Пауло (Samantha Di Paolo), вторая в женском рейтинге на текущий момент — легенда спорта американка Синди Хед (Cindy Head), но нужно отметить, что рейтинг меняется практически каждую неделю. Кубок мира проводится в формате национальных команд, где участвуют мужчины, женщины, юниоры (до 18 лет) и ветераны (старше 50), играются матчи в одиночном и парном разрядах для этих категорий. Традиционные лидеры — США, Англия, Италия, Германия, Франция. В 2006 году Кубок мира выиграла команда Австрии.
В 2007 году ITSF ввела в действие последнюю редакцию официальных правил, действующую по сей день. Правила переведены на 17 языков, в том числе и на русский. Федерацией Спортивного Кикера России на базе официальных правил подготовлена краткая упрощенная версия, достаточная для проведения любительских матчей. Под эгидой ITSF национальными федерациями проводится подготовка и сертификация арбитров для судейства на крупных турнирах.
Предплечье не должно «подходить» к рукоятке вертикально сверху вниз — так будет трудно быстро и резко двигать запястьем — скорее, под углом в 45° по вертикали и ниже, иногда — параллельно полу. Рука согнута в локте.
Представьте, что вы пытаетесь завернуть одной рукой с отвёрткой шуруп в стену или указываете на противника штангой стола, как рапирой, — конец рукоятки упирается в центр ладони, кисть практически не согнута, лишь слегка наклонена вниз, большой палец — сверху вдоль рукоятки, является продолжением предплечья. В таком положении фигурки смотрят вниз, и вы можете легко повернуть их на 90° по часовой стрелке, как бы замахнуться, причём как правой, так и левой рукой.
Все движения, которые во время игры можно произвести, не меняя такого положения рук на рукоятке (кроме нескольких очень сложных ударов) и вообще не отпуская их. Сила удара в кикере достигается не величиной замаха, а хлёсткостью, резкостью движений кисти.
В описанном положении руки вы можете очень уверенно обхватить и держать рукоятку и вместе с тем не зажимать запястье, то есть очень легко двигать, вращать и сгибать его. В этом плане кикер сродни бадминтону — движения всей руки направлены только на то, чтобы вовремя «доставить» кисть в нужную точку и произвести хлёсткое движение именно запястьем.
Вся игра для любой из сторон в кикере идёт слева направо, и это направление мы будем упоминать как «вперёд», от своих ворот к воротам соперника, и соответственно наоборот. За исключением «воздушных ударов», вся игра осуществляется нижним окончанием фигурок футболистов, различными его гранями, передней и задней поверхностью этой «ножки» (конфигурация которой различается на разных столах) и уголками. Для простоты именно эту рабочую область мы будем называть «игроком».
Тренируйтесь бить по стоячему мячу: ставьте мяч перед любой фигуркой (для начала на линию с двумя или с тремя игроками, висящая вертикально фигурка должна чуть касаться мяча перед ней). Отведите кистью фигурку назад градусов на 45 и сделайте хлёсткое движение «только кистью», как будто вы «поддеваете» бадминтонный воланчик. Неправильно прикладывать усилие руки, она должна оставаться практически неподвижной. Чтобы ударить по мячу не строго вперёд, а наискосок, нужно коснуться мяча не центром игрока, а краем или вообще уголком.
Если это начало получаться, пробуйте пасовать мяч по линии (то есть поперёк стола) между соседними игроками. Пробуйте то остановить его после одного паса, то отпасовать назад и т. д. Поначалу мяч будет всё время укатываться, потому что сбоку ножка фигурки, естественно, тоньше, чем спереди, но нужно пытаться касаться мяча так, чтобы он ехал строго вдоль линии. Позже придётся научиться возвращать уклонившийся с курса мяч на «маршрут», подыгрывая при таком поперечном пасе игроком немного взад или вперёд.
Попробуйте провести мяч вдоль линии и вместо возврата мяча отпасовать его «вперёд» на следующую линию либо ударить его вперёд, пока он движется. Делайте это медленно, чтобы почувствовать, как обе фигурки и мяч должны взаимодействовать по времени. Пас — отвели другого игрока назад — дождались подъехавший мяч — удар или пас вперёд. Усложните комбинацию: пас по линии — удар/пас вперёд — два паса по линии туда-сюда — удар/пас вперёд. Пробуйте во время удара с ходу касаться мяча то центром, то краем фигурки игрока, чтобы разобраться, в каких случаях он полетит точно вперёд, а в каких — под углом, и куда.
Освоив технику паса по линии и с одной линии на другую, вы уже сможете показать техничную игру, где мяч движется не абы как, а по вашему велению, и в итоге атаковать тремя вариантами — удар с места, пас по линии-удар, пас по линии-возврат-удар. Даже такие простейшие комбинации, если делать их уверенно и чётко, дадут вам возможность осознанно атаковать, вынуждая противника угадывать, как вы ударите.
Неожиданность удара или паса по времени и месту столь же важна, сколь и скорость его исполнения, и недостаток одного можно компенсировать другим. Иными словами, можно бить одну и ту же комбинацию или постановочный удар на такой скорости, что вратарь просто не успеет среагировать на него (хотя и знает, куда бросаться ловить), но можно достичь результата и большим количеством финтов, обманных манёвров и неожиданной траекторией и местом удара, пусть и не очень быстрого. Такой удар достигнет результата из-за дезориентированности вратаря.
Можно регулировать направление удара, контролируя точку соприкосновения игрока с мячом. Общий принцип схож с ударом по бильярдному шару кием: бьёшь по центру — шар летит прямо, бьёшь по краю шара — он летит диагонально.
В целом удары по прямой по стоячему мячу, даже очень резкие, подходят лишь для уровня начинающих, потому что от них очень легко защититься на любой линии, просто поставив напротив игрока защиты. В техничной игре удары с места по прямой практически не используются, но поначалу они помогут «набить руку». Удары «по косой» уже требуют хорошего глазомера и «набитой руки». Требуется одновременно увидеть путь мяча «по косой» через ряды игроков соперника, и ещё точно претворить этот план в жизнь, ударив по мячу краем игрока с очень большой точностью, иначе мяч полетит в непредсказуемом направлении. В большинстве случаев и такие удары «читаются» опытным защитником, так что их применяют, как правило, неожиданно, без видимой подготовки. Скорее, важна сама способность пробить так в любое мгновение из различных положений, что сковывает манёвр защиты, вынуждая её автоматически всё время, где бы ни стоял мяч, перекрывать его полёт в стороны ворот с места.
В целом это простая комбинация — сместить мяч пасом поперёк стола по одной из линий с одного игрока на другого (чаще всего с тремя или пятью игроками) — и удар по мячу в движении. Чем проще пас, тем легче вам будет уверенно ударить по мячу и послать его в новом направлении, но тем и проще будет защитнику «прочитать» ваш ход и, соответственно, среагировать на него.
Удары с паса обычно выполняют в нападении на правой руке. Обычно резко пасуют с флангового форварда на центр и наносят удар по прямой или наискосок. Различают пулл-шоты (англ. pull shot удар «тяни») — пас дальним игроком к центру, удар центральным, и пуш-шоты (англ. push shot удар «толкай») — пас с ближнего форварда на центр.
Комбинация пас-удар по центру очень простая, и её легче всего освоить как нападающему, так и вратарю для противодействия, так что на серьёзном уровне она проходит только на огромной, соответственно, скорости, иначе вратарь успевает вовремя сместить игроков защиты и накрыть удар. Задачу вратарю усложнит ваша способность эффективно ударить наискосок фланговым форвардом, с которого планируется делать пас на центр. В этом случае вратарю до последнего мгновения придётся внимательно перекрывать путь мячу с места наискосок с фланга, и при резком смещении «в погоне» за вашим пасом на центр он может не успеть или ошибиться.
Также бьют с паса и на линии с пятью игроками, но это скорее экзотика, потому что, во-первых, её контролируют левой рукой, и для большинства игроков-правше́й резкие чёткие удары левой затруднительнее, чем правой; во-вторых — «шашлык» дальше от ворот, чем линия атаки, и соответственно, придётся преодолевать сопротивление дополнительно и полузащиты соперника. Стоит всё же попробовать научиться бить с левой хотя бы иногда, потому что это будет как бы «запасным оружием» и уж точно не обеднит ваш арсенал атакующих действий. Так как в целом с левой атаковать не принято, часто защита с небольшим опытом не ждёт таких ударов и не сразу разбирается, как им противодействовать. Некоторые нападающие вообще с успехом атакуют преимущественно с этой линии, «набив» на этом руку. Однако следует признать, что на высоком уровне такие атаки происходят один-два раза за матч и только как фактор неожиданности.
Обманные финты, ложные замахи и т. п. при атаке столь же важны, как и сами удары по воротам и пасы, потому что они дезориентируют защиту, скрывают ваши намерения, «раскачивают» вратаря при атаке собственно на ворота. Чем естественнее вы делаете все эти ложные угрозы движениями, тем больше шансов, что защита «купится» на них, сместив игроков в нужную вам сторону, в общем — расчистив путь для вашей атаки. Как минимум, вариантов на любое продолжение хода игры должно быть два, чтобы соперник был вынужден гадать, что сейчас ему «приедет». Если у вас только один манёвр приводит в итоге к успешному продвижению игры (контролируемому пасу или удару по воротам), то даже неопытный защитник через две-три атаки «раскусит» вас, и все другие финты и ложные угрозы будет игнорировать, оставив вас в затруднительном положении. Так что следует пытаться хоть как-то, пусть вначале и коряво, но всё время пробовать разные удары и пасы, чередуя их в игре.
Итак, важно иметь как можно больший арсенал финтов и ударов, которыми вы можете реально атаковать, но необязательно всё время атаковать разными способами. Достаточно, чтобы защитник ожидал различные варианты атаки и был вынужден маневрировать в ожидании любого из них. В этом — ключевое преимущество разнообразной по технике игры в нападении, потому что в защите ворот невозможно установить игроков в одном положении, перекрывающем все атаки, и ими приходится двигать туда-сюда, что открывает нападению путь к успеху. У всех спортсменов, естественно, вырабатывается какой-то «коронный» удар, который выходит лучше всего. Но даже спортсмены, владеющие очень резкой атакой (обводкой, пин-шотом или снейк-шотом, когда мяч в движении практически не уловим глазом) не зацикливаются на одном ударе, потому что всегда найдётся защитник, способный отразить твой удар, и придётся вынуть из шляпы нового кролика.
В Кикере уместно провести аналогию с большим теннисом, например, по способу анализировать эффективность игры:
Общий результат зависит не только от того, кто больше забьёт, но и кто меньше совершит ошибок.
Стремиться не только атаковать как можно более активно — вне зависимости от того, играете ли вы один на один или два на два. В игре два на два защитник тоже может, а порой и должен атаковать при первой возможности (а нападающий всегда должен защищать свои ворота, блокируя дальние удары из защиты соперника).
Стараться, чтобы каждая своя атака заканчивалась эффективно — если не голом, то как минимум ударом по воротам. Если контроль над мячом потерян, не ждать, чтобы ошибся соперник, делать всё, чтобы самому вернуть контроль над мячом, активно «поджимая» соперника, не давая ему «делать свою игру». Под «своей игрой» можно подразумевать что угодно, главная черта — в рамках правил стремиться делать то, что хорошо у меня получается и что мне удобно, и по мере сил не давать того же сопернику.
Необходимо всё время наращивать арсенал способов атаки и повышать достоверность обманных манёвров. Атаковать нужно всегда как можно неожиданнее по моменту и способу, всегда в рамках мастерства предпочитать удары со смещением полёта мяча (с места или в движении) — прямым ударам и обороне, и наоборот — стремиться, чтобы соперник вообще не мог ударить по вашим воротам, во всяком случае — без вашего сопротивления.
Следует все время анализировать, за счёт чего соперник обыграл вас в каждый момент. Запоминайте, с каких позиций и каким способом у соперника проходят атаки, которые вы не ловите, а также — куда именно залетел мяч в ваши ворота. Скорее всего, это может повториться. Слабость хорошо поставленных ударов состоит как раз в том, что игроки повторяют их по ходу игры, причём практически по одной и той же траектории. Практически никто не способен мощно атаковать вас, не повторяясь при этом в действиях ни разу. Попробуйте в аналогичной атаке соперника скорректировать свои действия по этим наблюдениям.
Продолжая опасаться разных вариантов, ожидайте в первую очередь ту комбинацию или комбинации, которые заставили вас достать мяч из ворот. Далеко не факт, что всё повторится так же, но в целом для соперника будет выигрышной тактикой повторять успешные манёвры, приводящие к голу, до тех пор пока вы не начнёте их предотвращать. «Перекрывая» успешный способ атаковать, вы вынудите соперника прибегать к другим манёврам, и есть шанс, что они будут не такими эффективными. Сократить вынужденные ошибки как класс, конечно, очень трудно, потому что тут всё зависит от вашего соперника и что и как он делает, но навык читать чужую игру и анализировать её, безусловно, очень полезен и будет приносить результаты.
Невынужденные ошибки — означают погрешности в собственных, только вами контролируемых действиях, в которые не вмешивался соперник. Многие не придают значения таким «мелким» ошибкам, как потеря мяча при контроле над ним в зоне защитника на ведении, но на общий результат игры они влияют ничуть не меньше, чем незабитый гол: дают сопернику возможность играть более спокойно, и, следовательно, — более эффективно.
По мере роста мастерства, в эту категорию можно включать более сложные вещи, например:
Это ваше личное дело, что считать обязательным к исполнению набором технических действий, но, раз решив, что, например, пропасовка со средней линии вперёд сквозь соперника должна всегда закончится контролем мяча на правой руке, надо всё время стремиться к этому.
Заставить соперника ошибаться сложнее, чем не ошибаться самому, но тоже возможно. Суть в том, чтобы осуществлять прессинг на игру соперника по всем направлениям, не давать сопернику играть, как он привык, то есть перекрывать его наработанные движения — пасы, удары, вынуждая его действовать нестандартно или на более высокой скорости, делать необдуманные или плохо натренированные движения в попытках обыграть вас, менять темп игры, если потребуется — делать его рваным. Всё это неизбежно приводит к росту числа ошибок.
Никогда не следует «выключаться из игры» после атаки — своей или соперника, нужно быть готовым мгновенно продолжить игру, если мяч не попал в створ или его отразил защитник. Следует уметь быстро «переключать голову» с «атаки» на «защиту» и наоборот.
Однако, такая сильная концентрация невозможна длительное время, она неминуемо начнёт снижаться, поэтому нужно уметь быстро расслаблять внимание в короткие паузы между подачами и заново включать его. А в отношении соперника соответственно следует делать так, чтобы он не мог расслабиться в ходе игры ни на секунду — всё время должно что-то происходить, реально или в виде угрозы. При игре равных соперников в финальных частях серьёзных турниров, чаще всего выиграет именно тот, кто более устойчив психологически и сохранил способность трезво играть и концентрироваться после 4-5 часов игр, потому что обычно к этому моменту спортсмен играет самое большее на 70 % своих реальных возможностей.
Следует быть способным психологически изменить, переломить ход неудачно складывающейся партии. Иногда для этого можно поменяться местами. Также важно и обратное умение — способность в случае преимущества реально «дожать соперника», не дать ему опомниться, перестроить игру, «зацепиться» за партию, почувствовав уверенность в своих силах.
В атаке следует наблюдать за оборонительными действиями противника, анализировать его сильные и слабые стороны, избегать ударов, которые он «читает» и ловит, и наоборот. Следует также, по мере возможности, контролировать темп игры — навязывать удобный вам и неудобный сопернику. Если соперник предпочитает быструю игру «в одно касание» — рвите темп игры, делайте паузы, подольше контролируйте мяч (в рамках, указанных в правилах ограничений по времени). Это наверняка как-то собьёт соперника с ритма игры, нарушит его концентрацию. Некоторые лучше себя чувствуют в игре с постоянными остановками, подготовкой к ударам, а другие терпеть этого не могут и играют как можно быстрее. Если вам кажется более эффективным сломать игру сопернику, чем наладить свою — делайте всё наперекор его предпочтениям, даже если вам самим это не очень удобно и т. д.
Если соперник не «читает удары по диагонали», — начинайте бить их побольше, если соперник хорошо ловит постановочные удары, но плохо — в касание, — атакуйте с распасовок и т. д. Также не рекомендуется играть «по счёту», — то есть не следует делать различия в том, как вы действуете при счёте 0-0, 6-0 или 6-6, хотя это мало у кого получается. Однако, если вы всё время так делали по ходу игры — продолжайте; но если до этого вы играли в расслабленной, быстрой манере, такой сбой темпа только вас самих отвлечёт.
Робот KiRo, сконструированный для игры в кикер в Университете Фрайбурга, как утверждают, в состоянии выиграть у 85 % обычных людей. В системе используется камера, расположенная под прозрачным покрытием стола, чтобы отследить положение шара, и электронная система управления «футболистами». Опытный игрок выигрывает у KiRo 10 игр из 11. [3] В сотрудничестве с немецкой компанией Gauselmann, KiRo был развит до готового к продаже продукта. С января 2005 KiRo под названием StarKick стал доступен для покупки[4].
encyclopaedia.bid