К 80-летию Поэта! Владимир Высоцкий – о футболе. Футбол высоцкий


К 80-летию Поэта! Владимир Высоцкий – о футболе 25.01.2018 читать блог на SOCCER.RU

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения кумира миллионов - 25 января 1938 года появился на свет Владимир Высоцкий. «Соккер.ру» - о футбольных песнях уникальной личности.

Владимира Высоцкого полюбили за правду, честность и широту взглядов. Он пел о войне, словно сам побывал в сражениях, и о суровой послевоенной жизни, которую застал лично. О политике, кораблях и дальних плаваниях, о горах, о маленьких радостях и душевных метаниях простых людей, о надменной интеллигенции, о верности, любви, дружбе и предательстве. И, конечно, о спорте, которому отведена заметная роль в творчестве Владимира Семеновича. Сложно не откликнуться улыбкой на строки о сентиментальном боксере («И думал Буткеев, мне челюсть круша: и жить хорошо, и жизнь хороша!») или, когда слышишь песню о прыгуне в высоту с толчковой правой, которого тренер за это обещает утопить в пруду. 

У Высоцкого много лирических и даже трагических песен, но в песнях о спорте сплошь и рядом добродушный юмор и самоирония, ведь поражения на полях, площадках и рингах не могут сравниться с жизненными трагедиями. Такое отношение к спорту в творчестве – это тоже своего рода протест поэта против тогдашнего режима, воспринимавшего неудачи на аренах порой настолько серьезно, что из-за них ломались человеческие судьбы. Что касается футбола, то Высоцкий признавался: «Очень ценю труд спортсменов, часто с ними встречаюсь, езжу на различные сборы. У меня есть знакомые во многих командах, поэтому не могу выделить какую-то одну. Да и если бы я болел по-настоящему, то точно помер бы на каком-нибудь матче, так как я делаю все до конца. Предпочитаю болеть, когда наши команды играют с кем-то из заграничных – вот тогда даю себе волю…»

Из такого обтекаемого ответа можно сделать вывод о поверхностном интересе к футболу, но это обманчивое впечатление, ведь тексты песен рушат эту теорию. В 1971 году у Высоцкого вышла такая песня: 

Не заманишь меня на эстрадный концерт,Ни на западный фильм о ковбоях:Матч финальный на первенство СССР -Нам сегодня болеть за обоих!

Так прошу: не будите меня поутру -Не проснусь по гудку и сирене,-Я болею давно, а сегодня - помруНа Центральной спортивной арене. 

Очевидно, речь идет о развязке футбольного чемпионата СССР 1970 года. ЦСКА и московское «Динамо» набрали по 45 очков в регулярной таблице первенства, в результате чего был назначен «золотой матч». Одним поединком не обошлось – 5 декабря команды сыграли 0:0, а на следующий день армейцы выиграли 4:3 и завоевали «золото». Можно сделать предположение, что текст был написан вечером 5-го декабря после первого матча, ведь в последней строке «умирающий» от футбольных эмоций болельщик просит: «Не будите меня поутру, а не то я вторичною смертью помру, будто дважды погибший на фронте».

Многие знают песню «Вратарь», которая, по словам самого автора, посвящена Льву Яшину и приурочена к окончанию его футбольной карьеры. Владимир Высоцкий сожалел о том, что не удалось передать привет Льву Ивановичу, спев эту песню по телевидению, пришлось просто отправить пластинку. Яшин услышал первым и оценил, а вскоре посвящение легендарному вратарю стало доступно широкой публике. 

Да, сегодня я в ударе, не иначе -Надрываются в восторге москвичи,-Я спокойно прерываю передачиИ вытаскиваю мертвые мячи.

Вот судья противнику пенальти назначает -Репортеры тучею кишат у тех ворот.Лишь один упрямо за моей спиной скучает -Он сегодня славно отдохнет! 

Ну, Яшина-то все знали в те времена, а вот в правых инсайдах и схемах «дубль-вэ» мог разбираться только человек неравнодушный к футболу. А передать чувства игрока, рвущегося в бой со скамейки запасных, - тут уже нужно иметь чувствительность к чужим эмоциям, да и знакомства в мире спорта наверняка помогли осмыслить тему во всей глубине, хотя без фирменной иронии, конечно же, не обошлось. «Песня о правом инсайде» увидела свет в 1968 году – еще до «Вратаря» и финала первенства СССР между «Динамо» и ЦСКА.

Мяч затаился в стриженой траве.Секунда паузы на поле и в эфире...Они играют по системе «дубль-вэ», -А нам плевать, у нас - «четыре-два-четыре».

Вот инсайд гол забил, получив точный пас.Я хочу, чтоб он встретился мне на дороге, -Не могу: меня тренер поставил в запас,А ему сходят с рук перебитые ноги. 

А самая известная футбольная песня Высоцкого – «Разговор с женой после чемпионата мира по футболу». Написана она после чемпионата мира 1970 года в Мексике и является неким резюме турнира. Там и Анатолий Бышовец, английский капитан Бобби Мур, чемпионы мира – Пеле, Жаирзиньо и Тостао. Между прочим, Тостао, как и Высоцкий, родился 25 января, но на 9 лет позже. Сегодня знаменитый бразилец отмечает свой 71 день рождения, с чем его и поздравляем. Интересно, слышал ли он песню Владимира Высоцкого?

Комментатор из своей кабиныКроет нас для красного словца, Но недаром клуб «Фиорентины»Предлагал мильон за Бышовца.

Ну что ж, Пеле как Пеле,Объясняю Зине я,Ест Пеле крем-брюлеВместе с Жаирзинио.

Я сижу на нуле, Дрянь купил жене — и рад. А у Пеле — «шевроле» В Рио-де-Жанейро.

Может, не считает и до ста он, Но могу сказать без лишних слов:Был бы глаз второй бы у Тостао —Он вдвое больше б забивал голов.

И последняя в этом списке песня не столь известна. Это стихотворение – буквально исповедь футбольного болельщика или даже фаната по современным меркам, завершающаяся словами: «Но нельзя меня силою остановить, когда я на футбол прорываюсь». 

www.soccer.ru

25 января родился Владимир Высоцкий

«Но недаром клуб «Фиорентины»…»

О чем только ни писал и ни пел всенародно любимый Владимир Высоцкий – о моряках, лётчиках, скалолазах, аквалангистах, полярниках, шофёрах… Он погружался в образы загнанного волка, мчащегося за флажки, скакуна-иноходца, который сбросил злого наездника, замученного фальшью микрофона и даже Яка-истребителя. Он представлял людей на изломе их судеб и жизней, в моменты эмоционального пика, на грани преодоления себя. И в этом смысле спорт, главная суть которого как раз и заключается в борьбе и этом самом преодолении, не мог пройти мимо его творчества.

Слушая Высоцкого, можно представить себе и понять «прижатого к углу» боксёра, конькобежца-спринтера, которого заставили бежать на длинную дистанцию, поболеть за прыгуна в высоту, который смог наконец-то преодолеть заколдованные «два двенадцать», лишний раз порадоваться за наших ребят-хоккеистов, которые «семикратно выходят вперёд» в матче с профессионалами-канадцами.

Ну и как обойти тему обожаемого народом футбола — игры, которая 50 лет назад толпами манила советских людей на стадионы?

Футболу Высоцкий посвятил несколько песен, но в память большинству, конечно же, врезались строчки из знаменитого «Разговора с женой после чемпионата мира по футболу».

— Комментатор из своей кабиныКроет нас для красного словца,Но недаром клуб «Фиорентины»Предлагал мильон за Бышовца.

У этих строчек была предыстория. В ноябре 1969 года киевское «Динамо» в 1/8 финала Кубка европейских чемпионов (того самого, который стал прообразом нынешней Лиги чемпионов) встречалось с итальянской «Фиорентиной». Уставшие после тяжёлого сезона киевляне проиграли сопернику (1:2 дома и 0:0 в гостях). Но ответный матч, по словам самого Бышовца, получился очень ярким для него лично. Дескать, в той игре он был в центре всех событий и на нём замыкались абсолютно все атаки команды.

Этот матч и песню, которую сочинил Высоцкий, разделило чуть меньше года. Реальным поводом для её написания стал чемпионат мира по футболу 1970 года, который состоялся в Мексике. Наши на том турнире выступили по тем меркам неудачно: легко преодолели стадию группового турнира, но в 1/4 споткнулись на Уругвае, пропустив единственный гол в дополнительное время.

А лучшим бомбардиром сборной СССР стал как раз Бышовец, на счету которого четыре из шести забитых командой голов. Поэтому неудивительно, что именно его образ в итоге отразился в песне, дав повод для многочисленных журналистских вопросов в последующем: а действительно ли «Фиорентина» хотела его приобрести? Вот что рассказал сам Бышовец в интервью Дмитрию Гордону:

«Мне лично „мильон“ никто не предлагал. Хотя на уровне тренеров, делегации, насколько я знаю, такой вопрос поднимался. Но в то время сложно было представить, чтобы советский спортсмен взял и уехал на Запад».

«После этого матча мы пересеклись с Высоцким в Киеве, — продолжил воспоминания Бышовец. — Они были на гастролях, в Театре музыкальной комедии. Играли спектакль «Пугачёв» по Есенину, Высоцкий был в роли Хлопуши. А на следующий день мы встретились в одном из кемпингов по Житомирскому шоссе, там была прекрасная сауна. Помимо Володи там был Борис Хмельницкий, тоже известный актёр Таганки. И вот там-то Володя и сказал мне про «Фиорентину». Я сразу засомневался, спросил: «Откуда ты знаешь?» Он улыбнулся и ответил: «Ну, я-то знаю»… А потом, когда снова пересеклись, он как-то мимоходом сказал: «Я написал о тебе песню».

«Но недаром клуб «Фиорентины»...»

«Но недаром клуб «Фиорентины»...»

Фото: РИА Новости
«Муром занялась прокуратура»

В той песне помимо Бышовца затронуто множество тем, имён и событий.

Например, такая.

— Муром занялась прокуратура.Что ему – реклама! – он и рад.Здесь бы Мур не выбрался из МУРа.Если б был у нас чемпионат.

Строчки тоже взяты не из воздуха. У знаменитого английского защитника Бобби Мура перед ЧМ-1970 действительно случилась неприятность, в результате которой он на время попал за решетку. Дело было в Колумбии, где команда «трех львов» готовилась к турниру. Футболиста арестовала полиция Боготы, утверждая, что он украл бриллиантовый браслет в ювелирном магазине. Необходимых улик против Мура так и не нашли, и в итоге колумбийцам пришлось отпустить его. Но это потом дало поводы для шуток в Англии: «Медали нам получить не удалось, хорошо хоть, капитан вернулся домой с браслетом».

Или такие строчки:

— Может, не считает и до ста он,Но могу сказать без лишних слов:Был бы глаз второй бы у Тостао Он бы вдвое больше забивал голов.

Тоже реальная история, с подробностями которой вы можете ознакомиться в этом материале «Чемпионата».

"Если б глаз второй был у Тостао..."

25 января родился один самых искусных мастеров кожаного мяча за всю историю бразильского футбола, чемпион мира 1970 года, а ныне успешный тележурналист — Тостао.

В общем, в курсе последних событий Высоцкий был, и футбольные новости мимо него не проходили.

«Был бы глаз второй бы у Тостао...»

«Был бы глаз второй бы у Тостао...»

«Да, сегодня я в ударе, не иначе»

Ещё одним знаковым персонажем, которому поэт посвятил песню, стал – ну а как иначе? – Лев Яшин. Поводом стал уход легендарного вратаря из большого футбола в 1971 году.

Высоцкий потом сказал, что хотел спеть эту песню по телевидению, но сделать этого не удалось и он просто так ему послал.

Начинается она с таких строчек.

— Да, сегодня я в ударе, не иначе Надрываются в восторге москвичи, Я спокойно прерываю передачиИ вытаскиваю мёртвые мячи.

Далее речь идет о стоявшем за воротами фотографе-репортёре, который отчаянно призывал Яшина пропустить гол ради красивого кадра, и в итоге этот гол состоялся. Этому, собственно, и посвящена песня, сопровождавшаяся порой весёлыми отступлениями. Например, таким: «Попрошу-ка потихонечку партнёров, чтоб они ему разбили аппарат».

Олег Романцев, бывший главный тренер «Спартака», лауреат премии «Своя колея»:

— Разве можно не любить Высоцкого? Не знать его стихов? Я прочитал, наверное, все, большинство запомнил. Твердо уверен: таких стихов о войне, как Высоцкий, не писал никто. Это надо изучать в школе. Мы просто очень сильно раскручиваем его юморные или блатные песни. Они приятны и поэтому мы их часто слушаем. Они действительно отличные, но у нового поколения создается впечатление, что он больше ничего не писал. Нет – он писал очень серьезные вещи, мало кому подвластные. Их-то и надо в школу.

Ну а первую песню, в которой была затронута тема футбола, Высоцкий написал за три года до этого, в 1968-м. Начинается она как раз со слов, которые вынесены в заголовок этого материала:«Мяч затаился в стриженой траве». И в ней чётко отражена тема конкуренции в футболе.

В своём творчестве Высоцкий избегал главного – банальностей. Сложно было представить Высоцкого, сочинившего песню со словами: «Футбол, футбол, кричат болельщики «гол!», такой люблю я футбол». Ему интересны были нюансы борьбы, краски, тона, психологические детали.

Вот что вспоминал о нём все тот же Бышовец: «Нет, Высоцкий не был таким фанатичным болельщиком футбола, как скажем, Михаил Боярский. Он скорее ценил личность в спорте. Ему был интересен человек, чем он живёт. В общении Высоцкий был максимально естественным. Ничего показного. Ну и, возможно, мне повезло, но в те моменты, когда мне удавалось общаться с Высоцким, он всегда был в порядке – кто бы что ни говорил о его пагубных привычках. У меня никаких отрицательных впечатлений от этого общения не осталось».

«Да, сегодня я в ударе, не иначе»

«Да, сегодня я в ударе, не иначе»

Фото: РИА Новости
«Любимому клубу ЦСКА от преданного болельщика»

За кого болел Высоцкий? На этот счёт существуют разные мнения. Например, его сын Никита в одном из интервью утверждал, что за ЦСКА – дескать, отец у Владимира Семёновича был военным. Этой же версии придерживается и защитник ЦСКА и сборной СССР по футболу, бронзовый призёр ЧМ-1966 Владимир Пономарёв: «Да, Высоцкий болел за ЦСКА. Дважды устраивал нам концерты на базе в Архангельском. Исполнял не только спортивные песни — любые. Ужинали вместе, он рассказывал анекдоты, затем его увозили на машине. Высоцкий запомнился очень простым и доброжелательным человеком. Никакого высокомерия», — заявил Пономарёв в интервью моим коллегам Юрию Голышаку и Александру Кружкову.

Доказательством вроде бы служит и хранящаяся в музее спортивной славы ЦСКА афиша «Гамлета», подаренная Высоцким клубу. На ней есть дарственная надпись: «Любимому великому клубу ЦСКА от преданного болельщика».

Но при этом сам Высоцкий во время одного из концертов заявил следующее: «За какую футбольную или хоккейную команду я болею? За хорошую — за ту, которая лучше. Вы знаете, я очень ценю труд спортсменов, я с ними много встречался, ездил к ним на всякие сборы. И поэтому мне даже иногда жаль… Ну, это ведь, в общем, детская болезнь такая — «болеть». Нет, я не болею — я здоров абсолютно психически. И знаете, у меня была такая песня: „… Я болею давно, а сегодня помру на Центральной спортивной арене“. Поэтому — так как я всё делаю до конца — я думаю, что если бы я болел по-настоящему, то помер бы на каком-нибудь матче. Я тоже раньше болел за разные команды; потом, когда пообщался со спортсменами разных команд, я перестал выделять какую-либо одну. Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд, — вот тогда я болею».

К слову, вот та самая песня, о которой говорит Высоцкий.

Там как раз он и передаёт всю соль своего взгляда на футбольное боление. А под «матчем финальным на первенство СССР», очевиднее всего, имеется в виду «золотая» переигровка между ЦСКА и «Динамо», завершившаяся победой «армейцев» со счётом 4:3. Косвенным доказательством являются такие строчки: «А не то я вторичною смертью помру — будто дважды погибший на фронте».

«Что вы, ребята – пропустить такой матч!»

Высоцкий много общался с футболистами. Например, по свидетельству Валерия Маслова, он не раз пересекался с Валерием Ворониным и Игорем Численко. Александр Маркаров рассказывал, как однажды перед операцией Высоцкий приехал к нему в ЦИТО и прямо в палате устроил импровизированный концерт. А вот что вспоминает знаменитый форвард, а впоследствии тренер Олег Блохин: «Мы познакомились с ним в 1975 году, когда под флагом сборной СССР выступало все киевское «Динамо». Готовились в подмосковном Новогорске к товарищеской игре с итальянцами (к слову, победили в ней 1:0), и он приехал выступать и, как он сам говорил, «познакомиться с теми, кто навёл шороху в Европе»: мы весной 75-го выиграли Кубок кубков. Часа на четыре он заставил нас забыть обо всём на свете, полностью владел нами, пел, лишь изредка беря паузу, чтобы отдышаться. Он не веселил нас и не забавлял, что иногда делают приезжающие к спортсменам артисты. Мы жили каждым его словом, переживали вместе с ним, негодовали, смеялись и грустили».

Высоцкий и сам играл в футбол. Об этом в одном из интервью рассказал замечательный актёр Савелий Крамаров. «Играли мы в футбол – команда МХАТа против киношников. Володя играл, естественно, за МХАТ – он же их училище заканчивал. Мхатовцы тогда и выиграли… Володя, надо сказать, прилично играл в футбол. Он вообще был очень спортивный парень и очень азартный».

Ну а про то, каким Высоцкий был болельщиком, лишний раз даёт понять рассказ его коллеги Бориса Хмельницкого (именно о нём, как о свидетеле памятного разговора в сауне, вспоминал Бышовец): «Дело было летом 70-го, тогда в Мексике шёл чемпионат мира по футболу. Мы в это время были на гастролях в Сухуми, но ни одной трансляции не пропускали. И вот подходит четвертьфинал: наши с Уругваем. Такая игра, а у нас в этот вечер спектакль «Добрый человек из Сезуана», в главной роли Высоцкий. Другой на его месте, возможно, встал бы в позу: «Какой ещё футбол, у меня же спектакль!» Но Володя первым сказал: «Да вы что, ребята, пропустить такой матч! Давайте думать, как нам и спектакль сыграть, и футбол посмотреть».

Сели. Стали думать. Значит так: антракты выкинем, а сцены постараемся прогнать в таком темпе, словно за нами гонится паровоз. И тогда поспеем в самый раз к началу трансляции. Вышли на сцену, залудили этот спектакль – энергично, чётко, быстро. Слова метались по сцене, словно шарик в пинг-понге. Любимов, разумеется, был ни сном ни духом. Перед спектаклем он ещё отлучился и появился в зале минут за двадцать до конца. И знаете, был очень доволен, похвалил нас: «Молодцы! Здорово! Вот так и надо, друзья, играть Брехта. Чётко. Динамично. Как в классном футбольном матче»… Но главное, зря мы, чёрт возьми, торопились! Такой глупый гол пропустили от этого, как его, от Эспараги. Видите, до сих пор даже фамилию помню…»

«Сейчас провожу Марину, и мы поговорим»

Популярность Высоцкого в Союзе зашкаливала. И в этом он тоже был близок к всенародно любимым футболистам.

Похороны поэта в 1980 году только по официальным оценкам ГУВД собрали 108 тысяч человек. Но как утверждают очевидцы, людей, которые пришли проститься с Высоцким, было гораздо больше.

«Помню свою последнюю встречу с Высоцким, — рассказал уже не раз упоминавшийся выше Бышовец. — Она произошла в «Шереметьево». Мы улетали в Ирландию, а он провожал Марину Влади. Подошел ко мне, сказал: «Сейчас я провожу Марину, и мы поговорим». И знаете, уже тогда была какая-то трагичность в его взгляде».

Умер Высоцкий в самый разгар московской Олимпиады. По словам современников, во время похорон Олимпиада как будто остановилась. О соревнованиях в тот день не говорил никто…

Смерть не сделала Высоцкого менее популярным. Наоборот, его голос с грампластинок продолжал звучать в каждом втором доме. Он по-прежнему заставлял плакать и смеяться. И, может быть, трогал даже ещё сильней. Ведь талант очень часто начинаешь больше ценить уже после смерти, и примеров этому масса. Под этот голос разминались во время «утренней гимнастики» — кстати, сам Высоцкий был замечательным атлетом и делал стойки на руках, о чём свидетельствуют видеозаписи.

Здорово, что он оставил после себя и футбольные песни — серьёзные и веселые, разные.

Моряки, слушавшие Высоцкого, были уверены, что он побывал не в одном плавании – столь правдивы были его песни о кораблях. Заключённые подозревали, что он имел за спиной тюремный опыт, хотя ничего подобного и близко не было – но и эта тема отражена им с глубоким проникновением в суть вещей. Дальнобойщики предполагали, что Высоцкий в своё время много шоферил.

Поэтому не так важно, за кого болел в свое время Высоцкий. Главное, что и суть спорта, окунувшись в него, он передал искренне

К слову

Большим ценителем творчества Высоцкого, по их признанию, являются Олег Романцев и Сергей Игнашевич. А вот что заявил ещё в пору игры за «Челси» Алексей Смертин: «За границей стал больше интересоваться всем русским. Раньше я фанател от качественного рока: The Doors, Deep Purple, Led Zeppelin. Теперь слушаю в основном русскую музыку. Например, недавно открыл для себя Высоцкого. Видимо, для него нужно было дорасти. Купил диск в формате МР3 и просто заслушиваюсь».

www.championat.com

«Мяч затаился в стриженой траве». Высоцкий – о футболе - Новости спорта. Ежедневная онлайн

«Мяч затаился в стриженой траве». Высоцкий – о футболе

«Но недаром клуб «Фиорентины»…»

О чем только ни писал и ни пел всенародно любимый Владимир Высоцкий – о моряках, лётчиках, скалолазах, аквалангистах, полярниках, шофёрах… Он погружался в образы загнанного волка, мчащегося за флажки, скакуна-иноходца, который сбросил злого наездника, замученного фальшью микрофона и даже Яка-истребителя. Он представлял людей на изломе их судеб и жизней, в моменты эмоционального пика, на грани преодоления себя. И в этом смысле спорт, главная суть которого как раз и заключается в борьбе и этом самом преодолении, не мог пройти мимо его творчества.

Слушая Высоцкого, можно представить себе и понять «прижатого к углу» боксёра, конькобежца-спринтера, которого заставили бежать на длинную дистанцию, поболеть за прыгуна в высоту, который смог наконец-то преодолеть заколдованные «два двенадцать», лишний раз порадоваться за наших ребят-хоккеистов, которые «семикратно выходят вперёд» в матче с профессионалами-канадцами.

Ну и как обойти тему обожаемого народом футбола — игры, которая 50 лет назад толпами манила советских людей на стадионы?

Футболу Высоцкий посвятил несколько песен, но в память большинству, конечно же, врезались строчки из знаменитого «Разговора с женой после чемпионата мира по футболу».

— Комментатор из своей кабины

Кроет нас для красного словца,

Но недаром клуб «Фиорентины»

Предлагал мильон за Бышовца.

У этих строчек была предыстория. В ноябре 1969 года киевское «Динамо» в 1/8 финала Кубка европейских чемпионов (того самого, который стал прообразом нынешней Лиги чемпионов) встречалось с итальянской «Фиорентиной». Уставшие после тяжёлого сезона киевляне проиграли сопернику (1:2 дома и 0:0 в гостях). Но ответный матч, по словам самого Бышовца, получился очень ярким для него лично. Дескать, в той игре он был в центре всех событий и на нём замыкались абсолютно все атаки команды.

Этот матч и песню, которую сочинил Высоцкий, разделило чуть меньше года. Реальным поводом для её написания стал чемпионат мира по футболу 1970 года, который состоялся в Мексике. Наши на том турнире выступили по тем меркам неудачно: легко преодолели стадию группового турнира, но в 1/4 споткнулись на Уругвае, пропустив единственный гол в дополнительное время.

А лучшим бомбардиром сборной СССР стал как раз Бышовец, на счету которого четыре из шести забитых командой голов. Поэтому неудивительно, что именно его образ в итоге отразился в песне, дав повод для многочисленных журналистских вопросов в последующем: а действительно ли «Фиорентина» хотела его приобрести? Вот что рассказал сам Бышовец в интервью Дмитрию Гордону:

«Мне лично „мильон“ никто не предлагал. Хотя на уровне тренеров, делегации, насколько я знаю, такой вопрос поднимался. Но в то время сложно было представить, чтобы советский спортсмен взял и уехал на Запад».

«После этого матча мы пересеклись с Высоцким в Киеве, — продолжил воспоминания Бышовец. — Они были на гастролях, в Театре музыкальной комедии. Играли спектакль «Пугачёв» по Есенину, Высоцкий был в роли Хлопуши. А на следующий день мы встретились в одном из кемпингов по Житомирскому шоссе, там была прекрасная сауна. Помимо Володи там был Борис Хмельницкий, тоже известный актёр Таганки. И вот там-то Володя и сказал мне про «Фиорентину». Я сразу засомневался, спросил: «Откуда ты знаешь?» Он улыбнулся и ответил: «Ну, я-то знаю»… А потом, когда снова пересеклись, он как-то мимоходом сказал: «Я написал о тебе песню».

«Мяч затаился в стриженой траве». Высоцкий – о футболе

«Но недаром клуб «Фиорентины»…» Фото: РИА Новости

«Муром занялась прокуратура»

В той песне помимо Бышовца затронуто множество тем, имён и событий.

Например, такая.

— Муром занялась прокуратура.

Что ему – реклама! – он и рад.

Здесь бы Мур не выбрался из МУРа.

Если б был у нас чемпионат.

Строчки тоже взяты не из воздуха. У знаменитого английского защитника Бобби Мура перед ЧМ-1970 действительно случилась неприятность, в результате которой он на время попал за решетку. Дело было в Колумбии, где команда «трех львов» готовилась к турниру. Футболиста арестовала полиция Боготы, утверждая, что он украл бриллиантовый браслет в ювелирном магазине. Необходимых улик против Мура так и не нашли, и в итоге колумбийцам пришлось отпустить его. Но это потом дало поводы для шуток в Англии: «Медали нам получить не удалось, хорошо хоть, капитан вернулся домой с браслетом».

Или такие строчки:

— Может, не считает и до ста он,

Но могу сказать без лишних слов:

Был бы глаз второй бы у Тостао

Он бы вдвое больше забивал голов.

Тоже реальная история, с подробностями которой вы можете ознакомиться в этом материале «Чемпионата».

«Мяч затаился в стриженой траве». Высоцкий – о футболе

«Если б глаз второй был у Тостао…»25 января родился один самых искусных мастеров кожаного мяча за всю историю бразильского футбола, чемпион мира 1970 года, а ныне успешный тележурналист — Тостао.

В общем, в курсе последних событий Высоцкий был, и футбольные новости мимо него не проходили.

«Мяч затаился в стриженой траве». Высоцкий – о футболе

«Был бы глаз второй бы у Тостао…» Фото: Getty Images

«Да, сегодня я в ударе, не иначе»

. Поводом стал уход легендарного вратаря из большого футбола в 1971 году.

Высоцкий потом сказал, что хотел спеть эту песню по телевидению, но сделать этого не удалось и он просто так ему послал.

Начинается она с таких строчек.

— Да, сегодня я в ударе, не иначе

Надрываются в восторге москвичи,

Я спокойно прерываю передачи

И вытаскиваю мёртвые мячи.

Далее речь идет о стоявшем за воротами фотографе-репортёре, который отчаянно призывал Яшина пропустить гол ради красивого кадра, и в итоге этот гол состоялся. Этому, собственно, и посвящена песня, сопровождавшаяся порой весёлыми отступлениями. Например, таким: «Попрошу-ка потихонечку партнёров, чтоб они ему разбили аппарат».

Олег Романцев, бывший главный тренер «Спартака», лауреат премии «Своя колея»:

— Разве можно не любить Высоцкого? Не знать его стихов? Я прочитал, наверное, все, большинство запомнил. Твердо уверен: таких стихов о войне, как Высоцкий, не писал никто. Это надо изучать в школе. Мы просто очень сильно раскручиваем его юморные или блатные песни. Они приятны и поэтому мы их часто слушаем. Они действительно отличные, но у нового поколения создается впечатление, что он больше ничего не писал. Нет – он писал очень серьезные вещи, мало кому подвластные. Их-то и надо в школу.

Ну а первую песню, в которой была затронута тема футбола, Высоцкий написал за три года до этого, в 1968-м. Начинается она как раз со слов, которые вынесены в заголовок этого материала:«Мяч затаился в стриженой траве». И в ней чётко отражена тема конкуренции в футболе.

В своём творчестве Высоцкий избегал главного – банальностей. Сложно было представить Высоцкого, сочинившего песню со словами: «Футбол, футбол, кричат болельщики «гол!», такой люблю я футбол». Ему интересны были нюансы борьбы, краски, тона, психологические детали.

Вот что вспоминал о нём все тот же Бышовец: «Нет, Высоцкий не был таким фанатичным болельщиком футбола, как скажем, Михаил Боярский. Он скорее ценил личность в спорте. Ему был интересен человек, чем он живёт. В общении Высоцкий был максимально естественным. Ничего показного. Ну и, возможно, мне повезло, но в те моменты, когда мне удавалось общаться с Высоцким, он всегда был в порядке – кто бы что ни говорил о его пагубных привычках. У меня никаких отрицательных впечатлений от этого общения не осталось».

«Мяч затаился в стриженой траве». Высоцкий – о футболе

«Да, сегодня я в ударе, не иначе» Фото: РИА Новости

«Любимому клубу ЦСКА от преданного болельщика»

За кого болел Высоцкий? На этот счёт существуют разные мнения. Например, его сын Никита в одном из интервью утверждал, что за ЦСКА – дескать, отец у Владимира Семёновича был военным. Этой же версии придерживается и защитник ЦСКА и сборной СССР по футболу, бронзовый призёр ЧМ-1966 Владимир Пономарёв: «Да, Высоцкий болел за ЦСКА. Дважды устраивал нам концерты на базе в Архангельском. Исполнял не только спортивные песни — любые. Ужинали вместе, он рассказывал анекдоты, затем его увозили на машине. Высоцкий запомнился очень простым и доброжелательным человеком. Никакого высокомерия», — заявил Пономарёв в интервью моим коллегам Юрию Голышаку и Александру Кружкову.

Доказательством вроде бы служит и хранящаяся в музее спортивной славы ЦСКА афиша «Гамлета», подаренная Высоцким клубу. На ней есть дарственная надпись: «Любимому великому клубу ЦСКА от преданного болельщика».

Но при этом сам Высоцкий во время одного из концертов заявил следующее: «За какую футбольную или хоккейную команду я болею? За хорошую — за ту, которая лучше. Вы знаете, я очень ценю труд спортсменов, я с ними много встречался, ездил к ним на всякие сборы. И поэтому мне даже иногда жаль… Ну, это ведь, в общем, детская болезнь такая — «болеть». Нет, я не болею — я здоров абсолютно психически. И знаете, у меня была такая песня: „… Я болею давно, а сегодня помру на Центральной спортивной арене“. Поэтому — так как я всё делаю до конца — я думаю, что если бы я болел по-настоящему, то помер бы на каком-нибудь матче. Я тоже раньше болел за разные команды; потом, когда пообщался со спортсменами разных команд, я перестал выделять какую-либо одну. Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд, — вот тогда я болею».

К слову, вот та самая песня, о которой говорит Высоцкий.

Там как раз он и передаёт всю соль своего взгляда на футбольное боление. А под «матчем финальным на первенство СССР», очевиднее всего, имеется в виду «золотая» переигровка между ЦСКА и «Динамо», завершившаяся победой «армейцев» со счётом 4:3. Косвенным доказательством являются такие строчки: «А не то я вторичною смертью помру — будто дважды погибший на фронте».

«Что вы, ребята – пропустить такой матч!»

Высоцкий много общался с футболистами. Например, по свидетельству Валерия Маслова, он не раз пересекался с Валерием Ворониным и Игорем Численко. Александр Маркаров рассказывал, как однажды перед операцией Высоцкий приехал к нему в ЦИТО и прямо в палате устроил импровизированный концерт. А вот что вспоминает знаменитый форвард, а впоследствии тренер Олег Блохин: «Мы познакомились с ним в 1975 году, когда под флагом сборной СССР выступало все киевское «Динамо». Готовились в подмосковном Новогорске к товарищеской игре с итальянцами (к слову, победили в ней 1:0), и он приехал выступать и, как он сам говорил, «познакомиться с теми, кто навёл шороху в Европе»: мы весной 75-го выиграли Кубок кубков. Часа на четыре он заставил нас забыть обо всём на свете, полностью владел нами, пел, лишь изредка беря паузу, чтобы отдышаться. Он не веселил нас и не забавлял, что иногда делают приезжающие к спортсменам артисты. Мы жили каждым его словом, переживали вместе с ним, негодовали, смеялись и грустили».

Высоцкий и сам играл в футбол. Об этом в одном из интервью рассказал замечательный актёр Савелий Крамаров. «Играли мы в футбол – команда МХАТа против киношников. Володя играл, естественно, за МХАТ – он же их училище заканчивал. Мхатовцы тогда и выиграли… Володя, надо сказать, прилично играл в футбол. Он вообще был очень спортивный парень и очень азартный».

Ну а про то, каким Высоцкий был болельщиком, лишний раз даёт понять рассказ его коллеги Бориса Хмельницкого (именно о нём, как о свидетеле памятного разговора в сауне, вспоминал Бышовец): «Дело было летом 70-го, тогда в Мексике шёл чемпионат мира по футболу. Мы в это время были на гастролях в Сухуми, но ни одной трансляции не пропускали. И вот подходит четвертьфинал: наши с Уругваем. Такая игра, а у нас в этот вечер спектакль «Добрый человек из Сезуана», в главной роли Высоцкий. Другой на его месте, возможно, встал бы в позу: «Какой ещё футбол, у меня же спектакль!» Но Володя первым сказал: «Да вы что, ребята, пропустить такой матч! Давайте думать, как нам и спектакль сыграть, и футбол посмотреть».

Сели. Стали думать. Значит так: антракты выкинем, а сцены постараемся прогнать в таком темпе, словно за нами гонится паровоз. И тогда поспеем в самый раз к началу трансляции. Вышли на сцену, залудили этот спектакль – энергично, чётко, быстро. Слова метались по сцене, словно шарик в пинг-понге. Любимов, разумеется, был ни сном ни духом. Перед спектаклем он ещё отлучился и появился в зале минут за двадцать до конца. И знаете, был очень доволен, похвалил нас: «Молодцы! Здорово! Вот так и надо, друзья, играть Брехта. Чётко. Динамично. Как в классном футбольном матче»… Но главное, зря мы, чёрт возьми, торопились! Такой глупый гол пропустили от этого, как его, от Эспараги. Видите, до сих пор даже фамилию помню…»

«Сейчас провожу Марину, и мы поговорим»

Популярность Высоцкого в Союзе зашкаливала. И в этом он тоже был близок к всенародно любимым футболистам.

Похороны поэта в 1980 году только по официальным оценкам ГУВД собрали 108 тысяч человек. Но как утверждают очевидцы, людей, которые пришли проститься с Высоцким, было гораздо больше.

«Помню свою последнюю встречу с Высоцким, — рассказал уже не раз упоминавшийся выше Бышовец. — Она произошла в «Шереметьево». Мы улетали в Ирландию, а он провожал Марину Влади. Подошел ко мне, сказал: «Сейчас я провожу Марину, и мы поговорим». И знаете, уже тогда была какая-то трагичность в его взгляде».

Умер Высоцкий в самый разгар московской Олимпиады. По словам современников, во время похорон Олимпиада как будто остановилась. О соревнованиях в тот день не говорил никто…

Смерть не сделала Высоцкого менее популярным. Наоборот, его голос с грампластинок продолжал звучать в каждом втором доме. Он по-прежнему заставлял плакать и смеяться. И, может быть, трогал даже ещё сильней. Ведь талант очень часто начинаешь больше ценить уже после смерти, и примеров этому масса. Под этот голос разминались во время «утренней гимнастики» — кстати, сам Высоцкий был замечательным атлетом и делал стойки на руках, о чём свидетельствуют видеозаписи.

Здорово, что он оставил после себя и футбольные песни — серьёзные и веселые, разные.

Моряки, слушавшие Высоцкого, были уверены, что он побывал не в одном плавании – столь правдивы были его песни о кораблях. Заключённые подозревали, что он имел за спиной тюремный опыт, хотя ничего подобного и близко не было – но и эта тема отражена им с глубоким проникновением в суть вещей. Дальнобойщики предполагали, что Высоцкий в своё время много шоферил.

Поэтому не так важно, за кого болел в свое время Высоцкий. Главное, что и суть спорта, окунувшись в него, он передал искренне

К слову

Большим ценителем творчества Высоцкого, по их признанию, являются Олег Романцев и Сергей Игнашевич. А вот что заявил ещё в пору игры за «Челси» Алексей Смертин: «За границей стал больше интересоваться всем русским. Раньше я фанател от качественного рока: The Doors, Deep Purple, Led Zeppelin. Теперь слушаю в основном русскую музыку. Например, недавно открыл для себя Высоцкого. Видимо, для него нужно было дорасти. Купил диск в формате МР3 и просто заслушиваюсь».

Источник

ddexpress.ru

Высоцкий о футболе

В 1970 году, заполняя анкету, составленную Анатолием Меньшиковым (в то время - рабочим сцены Театра на Таганке), на вопрос "Любимая футбольная команда" В.Высоцкий ответил "Нет". Это своеобразное интервью впервые было опубликовано спустя семнадцать лет.

Очевидно, вопрос этот часто встречался в записках на встречах со зрителями, и в 1971 году поэт пишет песню-ответ. А в oдном из выступлений предваряет ее исполнение такими словами: "За какую футбольную или хоккейную команду я болею? За хорошую - за ту, которая лучше. Вы знаете, я очень ценю труд спортсменов, я с ними много встречался, ездил к ним на всякие сборы. И поэтому мне даже иногда жаль... Ну, это ведь, в общем, детская болезнь такая - "болеть". Нет, я не болею - я здоров абсолютно психически. И знаете, у меня была такая песня: "...Я болею давно, а сегодня помру на Центральной спортивной арене". Поэтому - так как я все делаю до конца - я думаю, что если бы я болел по-настоящему, то помер бы на каком-нибудь матче.

Я тоже раньше болел за разные команды; потом, когда пообщался со спортсменами разных команд, я перестал выделять какую-либо одну. Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд, - вот тогда я болею.

    Не заманишь меня на эстрадный концерт,Ни на западный фильм о ковбоях:Матч финальный на первенство СССР -Нам сегодня болеть за обоих!

    Так прошу: не будите меня поутру -Не проснусь по гудку и сирене,-Я болею давно, а сегодня - помруНа Центральной спортивной арене.

    Буду я помирать - вы снесите меняДо агонии и до конвульсийЧерез западный сектор, потом на коня -И несите до паузы в пульсе.

    Но прошу: не будите меня на ветру -Не проснусь как Джульетта на сцене,-Все равно я сегодня возьму и умруНа Центральной спортивной арене.

    Пронесите меня, чтоб никто ни гугу:Кто-то умер - ну что ж, все в порядке,-Закопайте меня вы в центральном кругу,Или нет - во вратарской площадке!

    ...Да, лежу я в центральном кругу на лугу,Шлю проклятья Виленеву Пашке,-Но зато - по мне все футболисты бегут,Словно раньше по телу мурашки.

    Вижу я все развитие быстрых атак,Уличаю голкипера в фальши,-Виже все - и теперь не кричу как дурак:Мол, на мыло судью или дальше...

    Так прошу: не будите меня поутру,Глубже чем на полметра не ройте,-А не то я вторичною смертью помру -Будто дважды погибший на фронте.

Вообще, 1971 год оказался "футбольным" в творчестве В.Высоцкого. Из пяти песен на футбольную тему, три написаны в этом году. Вот еще одна, посвященная Льву Яшину. "Это настоящий миниспектакль,- пишет В.Подарцев в своей статье "Накал страстей",- где два действующих лица - вратарь и репортер. Однако есть и еще один, незримый персонаж, так называемый "Компромисс Компромиссович". Он-то и решает в конце концов судьбу матча, хотя вначале многое зависело от вратаря, который "вытаскивал" даже "мертвые мячи". Но вот ради эффектного снимка фоторепортер уговаривает вратаря пропустить один мяч, тут-то все и начинается..."

    Да, сегодня я в ударе, не иначе -Надрываются в восторге москвичи,-Я спокойно прерываю передачиИ вытаскиваю мертвые мячи.

    Вот судья противнику пенальти назначает -Репортеры тучею кишат у тех ворот.Лишь один упрямо за моей спиной скучает -Он сегодня славно отдохнет!

    Извиняюсь,вот мне бьют головой...Я касаюсь -подают угловой.Бьет десятый - дело в том,Что своим "сухим листом"Размочить он может счет нулевой.

    Мяч в моих руках - с ума трибуны сходят,-Хоть десятый его ловко завернул.У меня давно такие не проходят!..Только сзади кто-то тихо вдруг вздохнул.

    Обернулся - слышу голос из-за фотокамер:"Извини, но ты мне, парень, снимок запорол.Что тебе - ну лишний раз потрогать мяч руками,-Ну, а я бы снял красивый гол".

    Я хотел его послать -не пришлось:Еле-еле мяч достатьудалось.Но едва успел привстать,Слышу снова: "Вот, опять!Все б ловить тебе, хватать - не дал снять!"

    "Я, товарищ дорогой, все понимаю,Но культурно вас прошу: пойдите прочь!Да, вам лучше, если хуже я играю,Но поверьте - я не в силах вам помочь".

    Вот летит девятый номер с пушечным ударом -Репортер бормочет: "Слушай, дай ему забить!Я бы всю семью твою всю жизнь снимал задаром..." -Чуть не плачет парень. Как мне быть?!

    "Это все-таки футбол,-говорю.-Нож по сердцу - каждый голвратарю"."Да я ж тебе как вратарюЛучший снимок подарю,-Пропусти - а я отблагодарю!"

    Гнусь, как ветка, от напора репортера,Неуверенно иду на перехват...Попрошу-ка потихонечку партнеров,Чтоб они ему разбили аппарат.

    Ну, а он все ноет: "Это ж, друг, бесчеловечно -Ты, конечно, можешь взять, но только, извини,-Это лишь момент, а фотография - навечно.А ну, не шевелись, потяни!"

    Пятый номер в двадцать два -знаменит,Не бежит он, а едвасеменит.В правый угол мяч, звеня, -Значит, в левый от меня, -Залетает и нахально лежит.

    В этом тайме мы играли против ветра,Так что я не мог поделать ничего...Снимок дома у меня - два на три метра -Как свидетельство позора моего.

    Проклинаю миг, когда фотографу потрафил,Ведь теперь я думаю, когда беру мячи:Сколько ж мной испорчено прекрасных фотографий! -Стыд меня терзает, хоть кричи.

    Искуситель-змей, палач!Как мне жить?!Так и тянет каждый мячпропустить.Я весь матч борюсь с собой -Видно, жребий мой такой...Так, спокойно - подают угловой...

Третья песня "футбольного" года написана как бы от имени фаната. В ней много реалий тех "укромных, теперь почти былинных времен", когда футбол многим заменял политику. Впрочем, сегодня эта песня воспринимается и как ностальгия по заполненным трибунам стадиона, когда энтузиазм болельщиков удостаивался внимания конной милиции.

    В голове моей тучи безумных идей -Нет на свете преград для талантов!Я под брюхом привыкших теснить лошадейМиновал верховых лейтенантов.

    ...Разъярялась толпа, напрягалась толпа,Нарывалась толпа на заслоны -И тогда становилась толпа "на попа",Извергая проклятья и стоны.

    Дома я раздражителен, резок и груб,-Домочадцы б мои поразились,Увидав, как я плакал, взобравшись на круп, -Контролеры - и те прослезились.

    Столько было в тот миг в моем взгляде на мирБезотчетной, отчаянной прыти,Что, гарцуя на сером коне, командирУдивленно сказал: "Пропустите!"

    Он, растрогавшись, поднял коня на дыбы -Аж нога ускользнула из стремя.Я пожал ему ногу, как руку судьбы, -Ах, живем мы в прекрасное время!

    Серый конь мне прощально хвостом помахал,Я пошел - предо мной расступились;Ну, а мой командир на концерт поскакалМузыканта с фамилией Гилельс.

    Я свободное место легко отыскалПосле вялой незлой перебранки, -Всё не сгонят - не то что, когда посещалПресловутый Театр на Таганке.

    Тесно здесь, но тепло - вряд ли я простужусть,Здесь единство рядов - в полной мере!Вот уже я за термосом чьим-то тянусь -В нем напиток "кровавая Мэри".

    Вот сплоченность-то где, вот уж где коллектив,Вот отдача где и напряженье!Все болеют за нас - никого супротив, -Монолит - без симптомов броженья!

    Меня можно спокойно от дел отстранить,Робок я перед сильными, каюсь, -Но нельзя меня силою остановить,Когда я на футбол прорываюсь!

Но футбольная тема в творчестве В.Высоцкого началась раньше. Первая из известных песен была написана в 1968 году.

    Мяч затаился в стриженой траве.Секунда паузы на поле и в эфире...Они играют по системе "дубль-вe", -А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".

    Ох, инсайд! Для него - что футбол, что балет,И всегда он играет по правому краю, -Справедливости в мире и на поле нет -Потому я всегда только слева играю.

    Мяч затаился в стриженой траве.Секунда паузы на поле и в эфире...Они играют по системе "дубль-вe", -А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".

    Вот инсайд гол забил, получив точный пас.Я хочу, чтоб он встретился мне на дороге, -Не могу: меня тренер поставил в запас,А ему сходят с рук перебитые ноги.

    Мяч затаился в стриженой траве.Секунда паузы на поле и в эфире...Они играют по системе "дубль-вe", -А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".

    Ничего! Я немножечко повременю,И пускай не дают от команды квартиру -Догоню, я сегодня его догоню, -Пусть меня не заявят на первенство миру.

    Мяч затаился в стриженой траве.Секунда паузы на поле и в эфире...Они играют по системе "дубль-вe", -А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".

    Ничего! После матча его подожду -И тогда побеседуем с ним без судьи мы, -Пропаду, чует сердце мое - попадуСо скамьи запасных на скамью подсудимых.

    Мяч затаился в стриженой траве.Секунда паузы на поле и в эфире...Они играют по системе "дубль-вe", -А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".

1970 год: мексиканский чемпионат. Как говорится, сам Бог велел. Песня - зарисовка и так и называется.

    Комментатор из своей кабиныКроет нас для красного словца, -Но недаром клуб "Фиорентины"Предлагал мильон за Бышевца.

    Что ж, Пеле, как Пеле,Объясняю Зине я,Ест Пеле крем-брюле,Вместе с Жаирзинио.

    Я сижу на нуле,-Дрянь купил жене - и рад.А у Пеле - "шевроле"В Рио-де-Жанейро.

    Муром занялась прокуратура,-Что ему - реклама! - он и рад.Здесь бы Мур не выбрался из МУРа -Если б был у нас чемпионат.

    Что ж, Пеле, как Пеле,Объясняю Зине я,Ест Пеле крем-брюле,Вместе с Жаирзинио.

    Я сижу на нуле, -Дрянь купил жене - и рад.А у Пеле - "шевроле"В Рио-де-Жанейро.

    Может, не считает и до ста он, -Но могу сказать без лишних слов:Был бы глаз второй бы у Тостао -Он вдвое больше б забивал голов.

    Ну что ж, Пеле, как Пеле,Объясняю Зине я,У Пеле на столекрем-брюлев хрустале,А я сижу на нуле.

Конечно, В.Высоцкий знал и любил футбол. И не потому, что хранил футбольный мяч, весь исписанный автографами. Болельщиком как таковым, с корпением над таблицами и обсуждением шансов, он не был. Но ведь не зря же из, примерно, двадцати пяти спортивных песен пять - о футболе. Лишь альпинистская тема разработана В.Высоцким шире. Но те песни заказные, для кинофильмов.

И, наконец, предоставим слово футболисту. Вспоминает Олег Блохин: "Мы познакомились с ним в 1975 году, когда под флагом сборной СССР выступало все киевское "Динамо". Готовились в подмосковном Новогорске к товарищеской игре с итальянцами (к слову, победили в ней 1:0), и он приехал к нам выступать и как он сам говорил "познакомиться с теми, кто навел шороху в Европе": мы весной 75-го выиграли Кубок кубков. Часа на четыре он заставил нас забыть обо всем на свете, полностью владел нами, пел, лишь изредка беря паузу, чтобы отдышаться. Он не веселил нас и не забавлял, что иногда делают приезжающие к спортсменам артисты. Мы жили каждым его словом, переживали вместе с ним, негодовали, смеялись и грустили.

Я не знаю за какую футбольную команду он болел, но писал о футболе с уважением к игре, к людям, выходящим на поле, с юмором - тонким и запоминающимся".

Виктор Патык

Назад к разделу "Статьи о Высоцком"

wysozkij-w-kino.narod.ru


Смотрите также