Футбол нашего детства. Футбол нашего детства


Футбол нашего детства. Озёры и Озёрский район | Я

Начало 50-х годов. Страна зализывает раны страшной войны, а босоногая и вечно голодная детвора уже вовсю играет в футбол. Он начинался с самодельных футбольных полей и ворот из хвойного молодняка, порой даже не ошкуренного.  С детских попыток сотворить разметку поля, найти майку похожую на футболку, нарисовать на ней номер во всю спину, упросить матерей сшить подобие спортивных трусов. И в этом обмундировании с высоко поднятой головой  выбегать на поле, как это делают настоящие футболисты на местном стадионе.

1961 г. мужская и юношеская команды по футболу свх. Озёры

Стихийных футбольных полей было в то время в достатке. И они не простаивали. Трава на них не росла, так как была вытоптана десятками ног гоняющих мяч с утра до вечера.

Но наибольшей мечтой было попасть на стадион, на  матч футбольных команд. В те годы, в летнее время стадион становился центром культурно-спортивной жизни города. В воскресный день народ валом шел на футбол. Женщины надевали свои лучшие платья и украшения, мужчины наглаживали брюки и доставали чистые рубахи.

1960 г. солдат В.А. Поликанов — провел пять матчей за московский Спартак.

Вход на стадион  тогда был   со стороны «лагерного» пруда, там, где в настоящее время расположен ледовый дворец.  Футбольное поле было одно, запасное появиться в начале 60-х годов, когда на месте уютной спортивной площадки  (ул. Ленина, д. № 20) начнется строительство второй очереди дворца культуры.  Возле высоких деревянных ворот были сооружены помещения под две кассы, которые и продавали билеты на матчи.  Не удивляйтесь, но  вход на стадион был платным!

Два  рубля стоил билет для взрослых и один рубль – детский билет.  (После денежной реформы 1961 года – 20 копеек и 10 копеек соответственно. (Для сравнения — буханка хлеба стоила тогда 14 копеек – прим. автора). Матери выделяли деньги на билет, безо всяких возражений. Но высшим шиком было попасть на стадион бесплатно, сделав подкоп под высоким почти трехметровом забором. Иногда это удавалось, но  бывало, что  нарывались и на тонкий прут, который  руками работников стадиона опускался пару раз на мягкое место.

Зрителей на игры в рамках первенства Московской области собиралось под самую «завязку», а уж на  матчи с московскими командами их было столько, что как говорится, буквально яблоку негде было упасть. Болели страстно. С криками и свистом, с топаньем ног и хлопаньем  в ладоши.

1972 г. Футбольная команда с квартала ТЕКСТИЛЬЩИК

Во время матчей на стадионе работал небольшой продуктовый павильончик, в котором продавалось пиво, ситро и  незатейливые бутерброды. Но пить пиво во время, когда шла игра, считалось неприличным, это было как бы правилом плохого тона. Во время разминки команд, в перерыве, до или после игры, пожалуйста, а во время матча ни-ни. Могли обсмеять и даже оскорбить.

В самом  начале  шестидесятых команду «Труд» выводил на поле ее  бессменный капитан полузащитник Лев Быков. В воротах играл  Анатолий Турков, реже Анатолий Савельев. Турков запомнился еще и тем, что почти всей мужской и юношеской командам набивал кожаные шипы на бутсы. Да, бутсы представляли собой  ботинок  из жесткой и негнущейся кожи с гладкой подошвой.  Про металлические шипы в ту пору еще не ведали, а про пластмассовые даже и  не знали.

В защите по центру играл спокойный и уравновешенный Анатолий Калабушкин. Высокий рост позволял ему перехватывать верховые подачи и начинать атаки своей команды. Под стать ему был надежный и уверенный  в себе Сергей Козлов. Справа  в защите действовал Игорь Антипов по прозвищу Косолапый. Прозвище настолько прилипло к нему, что настоящую фамилию Игоря мало кто знал. А еще в защите играл Валентин Журавлев – худой, жилистый и очень выносливый.

Левого защитника чаще всего исполнял неуступчивый Виктор Чеканов  (Чуня) или Борис Голицин по прозвищу Печник, пройти которого было очень проблематично. Их иногда и очень удачно подменял Ефимов Виктор, он работал на Озёрском пищевом комбинате, где изготовлялось пиво, поэтому имел и соответствующее прозвище – Пивовар.

В полузащите помимо  невозмутимого и всегда опрятно одетого Льва Быкова играл ещё Гаринсон Кондрашов. Но все звали его Гарик. Ноги у него в коленках вращались во все стороны, словно сделаны были из шарниров. При ударе по мячу нога так немыслимо и неестественно изгибалась, принимала такое положение, при котором у других игроков неизменно должен был бы  произойти перелом, или в крайнем случае вывих. А Гарику все было нипочем.   Это являлось его фирменной фишкой и часто  ставило противника в затруднительное положение. Особенно от этого страдали  вратари противоборствующих команд, когда после таких выкрутасов, которые не под силу всем остальным игрокам, мячи под рев трибун влетали  в их ворота. Трудяга Виктор Холин (Мастер) бороздил правую бровку от своей штрафной площадки до линии ворот  соперника.

1974 г. защитник команды ТЕКСТИЛЬЩИК Б. Климанов-Правка

А еще в полузащите играл Станислав Овчинников. Его называли местным Бакенбауэром,  сравнивая с легендой немецкого футбола, который на чемпионате мира 1966 года в полуфинале забил метров с 25 мяч в  «девятку» нашему прославленному вратарю сборной СССР  Льву Яшину. (ФРГ  тогда выиграла со счетом 2 : 1 – прим. автора).

Так вот Стас Овчинников  очень походил и своей игрой, и внешностью на небезызвестного «Кайзера», так немецкие фанаты прозвали лидера своей сборной.

Стройный, подтянутый, всегда красиво  и модно одетый Станислав выходил на поле в надраенных до блеска бутсах, со стрелками на спортивных трусах,  о которые можно было обрезаться. Так они были наглажены. Черный чуб и элегантный пробор сводили с ума ни одну болельщицу. Он и в борьбу шел как-то по-особенному, с  таким вот футбольным шиком и блеском. Но мяч контролировал превосходно, а поле видел и того лучше. Его передачи в линию нападения вызывали восхищение и овации у публики. А уж «напихать» за промахи в игре он мог и своим, и чужим. Большому мастеру это дозволялось, и никто особо и не обижался. Вспоминаются два забавных случая, связанных со Стасом Овчинниковым.

1965 год, команда мальчиков, которой руководил Станислав, после первого тайма безнадежно уступает на своем поле команде из г. Раменское со счетом 0 : 2. В раздевалке, тренер делает разнос юной команде и, обращаясь к одному из защитников, который несколько раз не попал по мячу, говорит:— Ты что ногой машешь как Чапаев шашкой? Василий Иванович шашкой зря не махал, а ты все мимо и мимо!

Гробовая тишина, все переваривают сказанное, затем стены старенькой раздевалки ходят ходуном от хохота.  Итог матча 3 : 2 в пользу команды мальчиков из г. Озёры.

Год 1989. Команда ветеранов из г. Озёры в раздевалке Каширского стадиона готовится к товарищескому матчу. За озёрских ветеранов выступает и Вячеслав Александрович Аксенов, с раннего детства его все называют – Метревели. (В московском Торпедо, а затем в тбилисском Динамо играл член сборной СССР по футболу Слава Метревели, по всей видимости, Славу Аксенова и прозвали из-за его имени – прим. автора).  Вячеслав Аксенов готовится к выходу на поле. Он эластичным бинтом перебинтовал левое колено, затем неспешно надел на него наколенник. Ту же процедуру он тщательно проделал и с правым коленом. Готовый уже выйти на поле Стас Овчинников остановился невдалеке, посмотрел на всё это скептическим взглядом и произнес:

— Слава, ты в футбол собрался играть или с парашютом прыгать?

Смех, хохот, хорошее настроение на целый вечер!

1975 г. Команда ТЕКСТИЛЬЩИК г. Озёры_

А в нападении  в городской команде играли Виктор Васильев, Виктор Абрамов (Лиса) и Николай Дубов. «Дубарь» звали его фанаты, делая ударение на первом слоге. Дубов играл с правого края.  Скоростные прорывы и нацеленные передачи были его визитной карточкой. А Виктор Васильев умел все. У него был поставлен удар с двух ног. А за счет высокого прыжка он забил немало голов и ударом головы.  До сих пор, кажется, что Васильев не затерялся бы и в команде мастеров. Не уступал ему в мастерстве и Абрамов Виктор, который в 1963 году переехал на постоянное место жительство в Коломну.

Примерно в 1960-61 году   в гости к озёрским футболистам приехал московский «Локомотив». Это была одна из последних встреч сборной города с командой мастеров высшего дивизиона нашей страны. Позже приезжали только команды ветеранов.    Стоял теплый летний вечер, и болельщиков на стадионе было, как всегда не счесть.   Железнодорожников на поле вывел Виктор Ворошилов. А в центре нападения играл чемпион Европы 1960 года Валентин Бубукин, заслуженный мастер спорта СССР.

Местные футболисты при попустительстве защитников железнодорожников, которые специально сыграли чуть-чуть небрежно, первыми забили гол. Мяч в нижний угол ворот, которые защищал в первом тайме Владимир Маслаченко, член сборной страны, а впоследствии знаменитый спортивный комментатор послал Виктор Васильев.

А затем наступил бенефис нашего вратаря Василия Аксенова.  Валентин Бубукин кричал на все поле: «Вася, держи!» и метров с 30- 35 наносил мощнейшие удары в створ ворот. А Вася по прозвищу «Нос»  летал от стойки до стойки, взлетал к перекладине, кидался за мячом в ноги,  как мог, спасал свою команду. А Валентин  Бубукин то вновь бил издалека, то отдавал коварные передачи. Наши  земляки проиграли тот матч со счетом      1 : 6, но в памяти он остался навсегда.

В середине шестидесятых в мужскую команду влились Владимир Ахтырский, Анатолий Блинков, Владимир Карякин (Жора),  Козлов Валерий.  Отыграл несколько сезонов за команду в полузащите и Владимир Рогачев  (Атаман). Все они были разными и по характеру, и по мастерству, но всех их объединяла любовь к футболу, патриотизм к своей малой родине.

1977 г. Команда СТРОИТЕЛЬ СМУ победитель кубка Озёрского района

Владимир Ахтырский играл в полузащите.  Он был очень техничным, мяч та к и лип к его ногам. Много голов забивалось с его «разрезающих» передач. В отличии от Стаса Овчинникова Ахтырский «не пихал», а наоборот подсказывал и молодежь тянулась к нему. Володя Ахтырский  рано ушел из жизни, ему не было еще и пятидесяти. Интересен и другой факт из жизни В. Ахтырского. Его зять (муж дочери Натальи) Юрий Конаков был тоже отменным футболистом. Он несколько лет отыграл за сборную города. Быстрого и острого нападающего полюбили зрители, и он долго еще радовал их своей игрой.

Встают перед глазами те, которые своим потом поливали футбольное поле, вспахивали это поле шипами бутс, получали на родном поле синяки и ушибы, а то и переломы.

Разве можно забыть тот футбол и тех футболистов, которых любил и боготворил весь город?

1983 г. Товарищеский матч ТЕКСТИЛЬЩИК и СПАРТАК Москва ветераны

Футбольная команда ОВД 1994г.

2015 г. ноябрь

Метки: спорт

Поделитесь в соцсетях:

ya-kraeved.ru

Футбол нашего детства (1984) смотреть онлайн советский фильм

Выберите жанр

анимеарт-хаусбалетбиографиябоевиквестернвоенныйдетективдетскийдля взрослыхдокументальныйдрамаисториякиноповестькомедияконцерткороткометражкакоротокометражкакриминалкукольный спектакльлитературное чтениемелодрамамистикамузыкамультфильммюзиклоперапоэзияприключениясемейныйсказкаскахкаспектакльспорттрагикомедиятриллеружасыфантастикафентезифэнтезиэкранизация

Выберите страну

АвстрияАлбанияАфганистанБеларусьБолгарияВеликобританияВенгрияВьетнамГерманияГермания (ГДР)Германия (ФРГ)ГрецияЕгипетИзраильИндияИспанияИталияКанадаКолумбияКорея СевернаяКорея ЮжнаяКубаЛатвияЛивияМароккоМексикаМонголияНикарагуаНорвегияПольшаРоссийская империяРоссияРумынияСССРСШАСирияСловакияТурцияУкраинаФинляндияФранцияЧехокияЧехословакияШвейцарияШвецияЮгославияЯпония

Выберите киностудию

Österreichischer Rundfunk (ORF)12А20th Century Fox Film CorporationA Plus Image 2A. DovgenkoA. Drankov's AtelierAOZT Patriarshiye PrudyASK EurofilmAVCO Embassy PicturesAasia Films Pvt. Ltd.ActivitasAdriana International CorporationAfghanfilmAlbfilmAldamisa EntertainmentAlicéléoAlkamAllianz FilmproduktionAlyansAntares FilmAprel ComArena CorporationArgos FilmsAriaAries TV-92Ark FilmArkomArt Film 80Art-Happening CenterAsahi Television NewsAserbaidshan FilmAshkhabad StudioAsk Soviet-American FilmsAspen Film SocietyAssotsiatsiya UkrKinoKadrAzerbaycan Foto-Kino Iarasi (AFKI)AzerfilmAzerkinoB.A. ProduktionBBC FilmsBNTBakinskaya kinostudiaBandito BrothersBank AvalBanque Postale Image 4Barrandov StudiosBavaria FilmBelorusskoye TelevideniyeBenderSpinkBenyaev Contraction CompanyBlack Dog Jib Productions Inc.Bolshoi OperaBosna FilmBucaresti FilmBudapest FilmstúdióBulgar FilmBulgaria TVBulgarian People's Army Film StudioBulgarofilmC.V. Whitney PicturesCCC Filmkunst GmbHCICCCSM ProductionsCZTCaméra OneCanal+ ProductionsCanal+ [fr]Canyon Creek FilmsCapoulCarolco Pictures Inc.Castle Rock EntertainmentCentral Documentary Film StudioCentral Newsreel StudioCentral Television USSRCentre National de la Cinématographie (CNC)Centrul de Productie Cinematografica BucurestiCerito FilmsCeskoslovenská Televize BratislavaChasovoye Foto Inc.Chelovek i VremiaChervona RutaChronos-FilmChuck Jones EnterprisesCiné CinqCinémathèque de la DanseCinebridgeCinecittàCinefinCinefin Ltd.Cinema TwoCinematographers Union of RussiaCinematography Development Fund of GoskinoCinematography Development Fund of USSRClemi Cinematografica S.r.l.CocinorColumbia Pictures CorporationCompagnia Cinematografica ChampionCompagnie Eric Rohmer (CER)Conacite DosConstantin Film Produktion GmbHContract-2CosmosCourier StudiosCreative Union Chetverg KievnauchfilmCroatia FilmCzechoslovak TelevisionDEFA-Studio für SpielfilmeDaiei Motion Picture Co. Ltd.Daiei StudiosDann Moss EntertainmentDe Luxe FilmsDeckrimDess ProductionDeutsche Film AGDharma ProductionsDinavisiónDino De Laurentiis ProductionsDino de Laurentiis CinematograficaDirekt-FilmDniproDreamWorks AnimationDreamWorks TelevisionDyagilev CenterEM MediaEMI Films Ltd.Eagle FilmsEasy CompanyEcou FilmsEdelveisEesti TelefilmEesti Televisioon (ETV)Eichberg-Film GmbHEnio-FilmEstonian Film FoundationEtb (Euskal Telebista)EurimagesExcelsior FilmExcelsior Film-TVExperimental Film StudioFénix Cooperativa CinematográficaFeathershootFernsehen der DDRFest ZemlyaFilm DanasFilm Four InternationalFilm Par FilmFilm PolskiFilm Studio TRISFilmgroupFilmhuset ASFilmové Studio BarrandovFilmové Studio GottwaldovFilmski Studio TitogradFilmstalletFilmstiftung Nordrhein-WestfalenFilmstudio 12AFilmstudio Aleksandr DovshenkoFilmstudio Alma-AtaFilmstudio BucurestiFilmstudio VilniusFilmtreFilmverlag der AutorenFloraFontaine SarlFrance 3 (FR 3)France 3 CinémaFranco London FilmsG.E.S.I. CinematograficaGalatea FilmGamma Film (I)GaranceGary Sanchez ProductionsGaumont InternationalGlasgow Film OfficeGlobal 3 PicturesGloriafilmGood UniverseGorky Theater of Drama (Leningrad)Grading Dimension PicturesGreen MoonGrio Entertainment GroupGruziya FilmHachette PremièreHallelujah FilmsHayfilm StudioHewland International Ltd.Hong-Jong CorporationHungarian TelevisionHungarofilmIgrisIn-Cine Compañía Industrial Cinematográfica S.A.InfocomInstituto Mexicano de Cinematografía (IMCINE)Inter Allianz FilmInterdetInterpoolInterpromex Industrieanlagen GmbHInterstudioIntra MediaInvasion ProductionsInvestimageIz Sobraniya GosteleradioIzdat BankJV SovkhalizhJosephson & Nykvist HBKünstlerische Arbeitsgruppe ''Babelsberg''Künstlerische Arbeitsgruppe ''Berlin''KameraKiev-kinoKinematografistKino-MoskvaKino-teatralnaya Kooperatia "Benefis"Kinostudiya "Mosfilm"Kinostudiya ''Lenfilm''Kinostudiya ''Mosfilm''Kinostudiya Armenfilm imeni Amo BeknazaryanaKinostudiya LenfilmKinostudiya M. GorkogoKinotsentrKirov BalletKirov Theatre Symphony OrchestraKlinkard FilmKobushi ProductionsKontrabaltKrátký Film PrahaKraunKrupny PlanKurierKuybyshev TelefilmKyrgyztelefilmLänderfilm GmbHL.C.J. Editions & ProductionsLa SeptLa Sept CinémaLaterna FilmLayla FilmsLeningrad Popular Science Film StudioLeningradskaya Kinostudiya Malykh FormLeningradskoe televidenieLes Films AlkamLes Films ConcordiaLes Films de la BoissièreLes Films du LosangeLes Films du PrieuréLituva-FilmLost Colony EntertainmentLovcen FilmM-FilmM.C.MAFILM Budapest FilmstúdióiMAFILM Dialóg FilmstúdióMAFILM Stúdió 3MK2 ProductionsMKP FortunaMafilmMaksim Gorki Central Studio for Children's and Youth FilmsMaly State TheaterMandate PicturesMarvel Studios Inc.Matador PicturesMaysles FilmsMeahrabpomfilmMediactuelMediopolis Film und Fernseh GmbHMediterráneo CineMichael London ProductionsMiguel Sánchez InfanteMillennium FilmsMinistère de la Culture de la Republique FrançaiseMinistère de la CultureMinistry of Culture and CommunicationsMinsk Film StudioMirasMonarexMoscow Art TheaterMoskfilmMoskovskaya studiya nauchno-populyarnykh filmovMosstroybankMusic Television (MTV)National Dovzhenko Film StudiosNational Film Studio of North KoreaNeptun-FilmNervNeue PrometheusNew Line CinemaNordisk Tonefilm InternationalNorsk Film A/SNorway Film DevelopmentNovosibirsk StudioNumero Uno InternationalOPFOdessa StudiosOdessafilmOlimp-IOmega FilmOrbis CommunicationsOrly FilmsPXP ProductionsPan ArtsPanmeterParamount PicturesParavision International S.A.PariPassport ProductionPervoe Tvorcheskoe ObedineniePhilippe Dussart S.a.r.l.Play ArtPolski State FilmPolyGram Filmed EntertainmentPolyphon Film- und Fernseh GmbHPopular Science Film StudiosPractic-CenterPro Dis Film AGProcinexProducciones CasablancaProduzioni Cinematografiche Inter. Ma. Co.Prometheus-Film-Verleih und Vertriebs-GmbHPushkin Theatre of DramaQED InternationalQronikalur-Dokumenturi Pilmebis StudiaQuattro Favalli CinematograficaQuiet Box ProductionsQuinta CommunicationsRAI Rete 1 TVRadiotelevisione Italiana (RAI)Rai 2Ralux FilmRapidRed Granite PicturesRegent CapitalRegina Ziegler FilmproduktionRiff Raff Film ProductionsRiga Radio Symphony OrchestraRoger Corman ProductionsRoger Gimbel ProductionsRojas Studio FilmRomania FilmRot-FrontSédif ProductionsS.K.T.SFT KolibaSPiEFSSS FilmkunstSaga FilmSam Spiegel Film & Television SchoolSandrewsSaqteleradioSara FilmsSatraScottish ScreenShqipëria e ReSixteen FilmsSmart Egg PicturesSodaperaga ProductionsSofia Film StudiosSofica ManonSojuzintorgkinoSony Pictures ClassicsSovin FilmSovremennik TheatreSoyuzfilmSpectator EntertainmentStalinabadskaya KinostudiaStereokinoStudio "Orlenok"Studio CanalStudio EkranStudio FB-33Studio Hamburg FilmproduktionStudio Hraných FilmuStudio KinemaStudioul Cinematografic BucurestiStudiya za igralni filmi ''Boyana''Stylos Management CorporationSuomi-FilmiSutjeska FilmSveasovSvenska Filminstitutet (SFI)Sverdlovsk Film StudiosSverdlovskoe TelevidenieSveriges Television (SVT)SylicinémaTEKTNT OriginalsTPF CodriTPPKATPS StarTadshikfilmTalka FilmsTartessos FilmsTeamfilm ASTechfilm StudioTelcia FilmsTheThe Experimental Studio of the First FilmTimnick FilmsTiranaToei Co. Ltd.Toho Film (Eiga) Co. Ltd.Toho PicturesTonisTower InternationalTrete Tvorcheskoe ObedinenieTridentTriglav FilmTrinity Bridge StudioTsentr MK VLKSMTugra FilmTurner Network Television (TNT)Turner Pictures (I)Tvorcheskoe Obedinenie «Tovarishch»Tvorcheskoe Obedinienie Pisateley i KinorabotnikovUK Film CouncilUkrainian NewsreelUkrainian Union of Afghanistan VeteransUkrainskij Fond Kul'turyUnion Générale Cinématographique (UGC)Unit FourUnited ProducersUniversal PicturesV. Majic KGVEB DEFA-Studio für SpielfilmeVertice 360VeterVides CinematograficaVides InternationalVietnam Feature Film StudioVitautasVolgogradskaya Studiya TelevideniyaVostokfilmVostokkinoVsesoyuznyj Gosudarstvennyj Institut Kinematografii (VGIK)Vtoroe Tvorcheskoe ObedinenieWarner Bros. PicturesWarner Bros. Pictures Co.Wenks Films Ltd.Westdeutscher Rundfunk (WDR)Workin' Man FilmsWorking Title FilmsYerevan Film StudioYerevan Film studiosYermolievYleisradio (YLE)Yu.S.F.YunostYuri Tarich StudioZaigralni FilmiZalakiaviciusZeeuwse Maatschappij N.V.Zespol FilmowyZespol Filmowy "Kadr"Zespol Filmowy "Nike"Zespol Filmowy "Oko"Zespol Filmowy "Panorama"Zespol Filmowy "Profil"Zespol Filmowy "Syrena"Zespol Filmowy "Zodiak"Zeta FilmZweites Deutsches Fernsehen (ZDF)arte CinémaАРТВАСКАвала-фильмАзгоскиноАзербайджанфильмАзертелефильмАзманбанкАист корпорейшнАквилонАкронитАламаатинская киностудияАланАнимаккордАрменкиноАрменфильмАртель-ФАтелье-41АураБакинская киностудия художественных фильмовБаррандов БиографияБеларусьфильмБелгоскиноБелорусское отделение ВТПО «Киноцентр»БенефисБирлик ФильмБолгария ФильмВГИКВГТРКВКСРВУФКУВЭО «Ноосфера»ВидеофильмВладикавказтелефильмВолгоградтелефильмВремяГала РекордсГанемфильмГлавная редакция литературно-драматических программ Гостелерадио СССРГлавная редакция литературно-драматических программ ЦТГлавная редакция программ для детей и юношества ЦТГлобусГолосГоскиноГоскинпром ГрузииГостелерадиоГостелерадиофонд СССРГосударственное Управление КинематографииГосударственное Управление Кинемотографии и фотографии (ГУКФ)Грузия-телефильмГрузия-фильмГруппа компаний GPДАРДаукаДебютДиалогДиапазонДубляжная группа киностудии «Мосфильм»Дубляжная группа киностудии имени М. ГорькогоЕвразияЕреванская киностудияЖанрЗемляЗовЗодиакИКАИКИНСОНИмпульсИнкомбанкИскусствоЙонас фильмКамераКанал РоссияКанал СТСКатарсисКвантКиевнаучфильмКиевская киностудияКиевская студия телевиденияКиевтелефильмКино СекцияКиностудия «Ватан»Киностудия «Надежда»Киностудия БОЯНАКиностудия ДефаКинотоварищество на ТаганкеКинофонд СССРКиргизфильмКонтактКонэкКосмосфильмКругКуйбышевтелефильмКурьерЛадогаЛадьяЛайфВок корпорейшнЛеан-МЛенинградкиноЛенинградская Студия Документальных Фильмов (ЛСДФ)Ленинградская Студия телевиденияЛенинградское отделение кинофонда СССРЛенинтерфильмЛентелефильмЛенфильмЛитовская киностудияЛитовское телевидениеЛогосЛучМЕЖРАБПОМ-РУСЬМежрабпомфильмМентор СинемаМинистерство КинематографииМинистерство культуры УкраиныМирМолдова ФильмМонголкиноМоскинокомбинатМосковская анимационная студия ПилотМоснаучфильмМостехфильмМосфильмМосфильм объединение детских фильмовНайя СансарНеваНевская ПерспективаНовосибирсктелефильмОдеонОдесская киностудияОдиссейОрбитаОркен-фильмОрфоэпияОстанкиноПаритетПарсунаПермь-телефильмПетроградский кинокомитетПетропольПирамидаПодарокПосейдон ФилмзПро-Синема продакшнПролеткультПрофильПульсРадугаРекун-синемаРеле и автоматикаРерихРижская киностудияРитмРитонРодинаРосвнешторгРоскомкиноРосфильмРосьРусское видеоРусьСКИФСаратовтелефильмСвердловская киностудияСвердловсктелефильмСеверо-Осетинское телевидениеСевзапкиноСектор-ФСигото Филм ПродакшнСинебриджСкифыСловоСоветская БелорусьСовинфильмСовкиноСовэкспортфильмСоюздетфильмСоюзкиноСоюзкиносервисСоюзмультфильмСоюзтелефильмСпектрумСтаркисСтартСтранникСтудия «ПРФЗФ»Студия «АЙК»Студия «М»Студия Алма-АтаСтудия АшхабадСтудия ГлобусСтудия ГорькогоСтудия ДовженкоСтудия КазахфильмСтудия МоскваСтудия ПанорамаСтудия СталинобадСтудия Стар-ТСтудия ТашкентСтудия ТритэСтудия Троицкий мостСтудия документального кино в ЕреванеСтудия-ДТВКТО «Арта»ТО «Радуга»ТО «Старт»ТО «Экран»ТО «Юность»ТО МирасТО ЭкранТПО РокТТЛТаджикфильмТалисманТаллинфильмТампТбилисская киностудияТворческое объединение «Камера»Творческое объединение писателей и киноработниковТеатр СатирыТелефильмТелефильм-РигаТискиноТоварищТуркменфильмУзбекфильмУкраинфильмУкранимафильмУкртелефильмФонд Ролана БыковаФора ФильмХанжонковЦОКСЦСДФЦентр «Дипломатия и Кино»Центр творческой инициативыЦентральная объединенная кино-студия художественных фильмовЦентральное телевидениеЦентрнаучфильмЧечено-Ингушское телевидениеШарк-ФильмЭМТОЭгидаЭкспериментальная Творческая СтудияЭхоЯлта-ФильмЯлтинская киностудия

Выберите года

19001910192019301940195019601970198019902000201020201900191019201930194019501960197019801990200020102020

Настройки поиска

ohdv.ru

Брянские.РФ — Футбол нашего детства

Город — в руинах. У теперешней северной трибуны стадиона «Динамо» стоят орудия, неубранные еще после победного салюта, а на поле стадиона устанавливают футбольные ворота.

Трибун нет, только два ряда деревянных скамеек вдоль поля, но на них еще задолго до начала матча полно болельщиков. И… мальчишки, мальчишки вокруг поля, на деревьях, на заборах и особенно за воротами — мальчишки, дерущиеся за счастье подержать настоящий футбольный мяч. Сколько же их было!

Казалось, в городе были одни мальчишки. Девчонок или не было вовсе, или их просто не замечали. Обучение в школах велось раздельно. Если школы находились в смежных зданиях, то отделялись глухими заборами. У мальчишек — своя среда, своя компания, а где мальчишки — там соревнования, там игры от зари до зари. Играли во все: на деньги, на пуговицы, на перышки, играли в лапту, в клец, в городки, в чехарду, в «жостку», в догонялки, в салочки. Но все эти игры моментально забывались, если кто-то выносил на улицу мяч.

В городе в ту пору было всего несколько мощенных булыжником улиц: Ленина (ныне Фокина), Советская, III Интернационала (ныне Калинина), Красноармейская. А все остальное — овраги, поляны, дворы и пыльные улицы — принадлежало пацанам. В футбол играли все. Кто не играл в футбол, был презираем. Самым большим авторитетом считался искусный футболист. Обычно команды составлялись по следующему принципу: самые сильные и ловкие играли в нападении, похуже — в полузащите, неуклюжие и слабаки — в защите, а уж в воротах не хотел стоять никто, все хотели забивать голы. Мяч являлся вожделенной мечтой каждой улицы, но они имелись только у редких счастливчиков.

Играли босиком. Мячи шили из старых чулок, набивая их тряпками и ватой и придавая им шарообразную форму. Штопали каждые полчаса. Лучшим вариантом считалась покрышка, набитая тряпками, травой или соломой. Такой мяч, особенно намокший, отбивал ноги, но приходилось терпеть. Бумажные репродукторы доносили в неповторимых репортажах Вадима Синявского фантастический футбол в исполнении легендарных Боброва, Федотова, Семичастного, Бескова, Хомича и других московских звезд. Но это происходило где-то далеко, в Москве, загадочной Москве, где жил сам Сталин и все вожди.

У нас были свои футбольные кумиры, которые штурмовали ворота и забивали неповторимые мячи. Вокруг поля стоял невообразимый свист и крики: «бобры», «сапожники». Звучали незнакомые иностранные слова «бек», «хавбек», «инсайд», «голкипер», «аут», «офсайд», «пенальти», «корнер» и легендарные рассказы о довоенном футболе. Сразу после войны в Брянске играло несколько команд: «Дом офицеров», «Динамо», «Дормаш», «Спартак», в Бежице — «Дзержинец».

В то время все болели в основном за армию, а значит, за «Дом офицеров» и «Динамо», болели за рабочих, а значит, за «Дормаш». Естественно, все лучшие игроки были собраны в этих командах. За «Спартак» болело мало народа, да и то «втихаря». Спартаковцев называли кооператорами, торговцами из-за принадлежности общества к промкооперации. Это было в ту пору непрестижно. Из послевоенного «Спартака» запомнился лишь правый крайний Зубарев. Он был без руки — инвалид войны. Высокий, статный Зубарев не страшился идти на обводку сразу нескольких защитников, вдохновляя всю команду.

В «Доме офицеров» выделялся Юрий Елагин. Вел игру тонко и умно: вроде и не бегал особо, и бил не сильно, но много забивал. «Дормаш» был истинно рабочей командой. Футболисты приходили на игру прямо со смены, сбрасывали за воротами «робы», надевали футболки. Никаких тренерских установок, никаких тренировок и сборов. Девиз: «Вышел на поле — играй!» И как играли! С азартом, по-мужски: на поле не падали, не симулировали травмы. Забив мяч, не кувыркались и не прыгали козлами, не крестились и не вздымали руки к небу, не обнимались и не устраивали кучу-малу. Это было не принято. Ведь в футбол для того и играют, чтобы забивать — чего ж тут прыгать? В центре защиты «Дормаша» играл Андреев по кличке Кочерга. Старые болельщики говорили, что он бил дальше и выше всех, но после войны Андреев был уже в возрасте и заметно проигрывал в скорости.

Главные звезды играли за «Динамо». Борис Смирнов — вратарь, высокий, атлетичный блондин. Глядя на его игру, все мальчишки хотели стать вратарями, ему подражали, и даже кепки, стоя в воротах, сдвигали на глаза «как Смирнов». В то время вратари играли в кепках. Михаил Титивкин — неистовый центральный защитник. Тогда еще команды играли по системе «дубль-В» с одним центральным защитником, и Титивкин бесстрашно сражался с пятеркой нападающих противника, не щадя ни своих, ни чужих, если возникала опасность на его штрафной площадке.

Центральный нападающий Константин Шипилов бегал, немного сутулясь, и раз за разом таранил, таранил защиту противника. Шипилов выходил на поле с наколенником на левой ноге. Про этот наколенник среди ребят ходили легенды. Говорили, что у Шипилова с левой ноги «смертельный удар», и он однажды убил вратаря. Задолго до Лобановского он закручивал мячи с углового, а как-то даже забил таким ударом гол. Когда же Константин надевал свою гимнастерку, всю в орденах и медалях (он был герой-малоземелец), восторгу, мальчишек не было предела. Высокий, легкий инсайд — Шишенин вдвоем с Шипиловым проходили любую защиту. Их и называли вместе: «Шишенин с Шипиловым» или «Шипилов с Шишениным». Невысокий, коренастый полузащитник Иосиф Мочанис (Зюня) был фанатиком футбола. Казалось, не было у него ни семьи, ни детей. Он проводил на стадионе с мячом все время, и если партнеры уходили со стадиона, то брал пацанов и тренировался, тренировался.

Когда окончил играть, стал тренировать мальчишек. Не одно поколение городских футболистов прошло через его руки, его школу. Однажды, не поладив с руководством «Динамо», Мочанис ушел в «Спартак», и уже в следующем сезоне мальчишки «Спартака» изрядно попортили нервы фаворитам. В районе теперешней городской телефонной станции на Чермете был лагерь немецких военнопленных. Там тоже играли в футбол. Через колючую проволоку мы смотрели эти игры. Особенно нам нравилось, что за пять минут до окончания игры бил колокол. Все были уверены, что наши играют лучше, и ждали игры с немцами. Даже, по слухам, и назначались даты матча, но он так и не состоялся. Зато соперничество с соседями, бежицким «Дзержинцем», носило престижный характер. Бежицкие приезжали на грузовиках. Игры проходили с переменным успехом до тех пор, пока в Бежице не появилась команда «Звезда». В ней собрали лучших армейских футболистов, справиться с которыми даже сборной Брянска было не под силу.

Каждый год на улицах и во дворах, как грибы после дождя, появлялись молодые футболисты и пополняли местные команды. Помню, в перерыве между таймами матча «Динамо» — «Дзержинец», когда динамовцы никак не могли распечатать ворота соперников, кто-то из игроков «Дзержинца» съехидничал по этому поводу. — Ну, держитесь, мужики, — ответил им Константин Шипилов, — мы во втором тайме вам «жука» подкинем — почухаетесь!

И вот у «Динамо» на поле появился светловолосый мальчишка Валерий Жуков. За каких-то пятнадцать минут новичок растерзал опытную защиту бежичан. С этой игры пошла слава «Жука», как его любовно называли болельщики. Маленького роста, крепкий, верткий, Жуков изменил почерк игры прежде тяжеловесного «Динамо». Почти одновременно с ним появился в «Динамо» еще один мальчишка — Эдуард Кузерин. Он пришел — и сразу стал ведущим футболистом, несмотря на возраст. Это был местный Эдуард Стрельцов. В семнадцать лет его взяли в бежицкую «Звезду», где играли такие мастера, как Белоусов, Карутин, Лапин. На взгляд многих старых болельщиков, игрока такого таланта у нас больше не появилось. Эдуард редко уходил с поля без забитого мяча. Со стороны казалось, что ему просто везло. Вот он коряво зацепил мяч почти от центра поля, и заворо¬женный вратарь стоит и смотрит, как мяч вкатывается в его ворота. Но в том-то и дело, что это был мастер. Эдуард обладал редчайшим талантом!

Жаль, конечно, что в то время не было у провинциального футбола выхода на союзную орбиту. На каждой улице тогда имелась одна или две детские команды, в зависимости от величины улицы. Игры между уличными командами велись по договору: заранее обговаривалось количество игроков, длительность таймов или максимальный счет. К этим играм готовились особо и сражались насмерть, часто такие игры кончались общими потасовками — никто не хотел уступать! На каждой улице были свои лидеры. На Васильевской — Сергей Кухарев, на Советской — Эдуард Кузерин, на Ленинской — Виктор Кузин, на Калининской — Аркадий Басин.

Когда в начале 50-х решили провести организованное первенство города среди уличных команд на стадионе «Динамо», город стал напоминать разворошенный муравейник. Игры уличных команд судили футболисты основного состава «Динамо». Заявок подали много больше, чем определял регламент. Естественно, отобрать команду «Советских» (по названию улицы) взялся сам Эдуард Кузерин. Около сотни мальчишек с Советской, Ленинской, Васильевской улиц на конкурсной основе надеялись попасть в команду под названием «Непобедимые». Те, кого отобрал Кузерин, были счастливы, многие, не попавшие в команду, утирали слезы. Но так как игроков набралось на два состава, решили играть двумя составами. Второй состав назвали «Звездочкой»… …Сколько лет прошло, но я не перестал любить футбол. Хожу на игры «Динамо», однако, глядя наших профессионалов — сосредоточенных, мрачных, я почему-то все чаще вспоминаю то послевоенное время и тот необыкновенный любительский футбол — бесшабашный, радостный, азартный, любимый футбол моего детства.Наум Непомнящий, брянский старожил

Фото: на стадионе «Динамо». 1950-е гг. Источник: «Брянск глазами разных поколений»

Вы решили оставить комментарий к статье. Действия по шагам:
  1. Написали в отведенном поле комментарий
  2. После этого у вас два варианта: зайти через вашу соцсеть или анонимно. Через соцсеть, кстати, очень удобно
  3. Если все же - анонимно, то надо указать псевдоним и нажать на появившуюся кнопку «Войти как гость»
  4. Нажать появившуюся кнопку «Комментировать» (что означает «отправить»)
  5. … И тогда после модерации ваше письмо появится на сайте нашего журнала.
Социальные комментарии Cackle

xn--90aiihori4i.xn--p1ai

Футбол нашего детства | ИСРАГЕО

Матч «Динамо» (Киев) – «Динамо» (Москва) 2:3, 2 мая 1959 года, впоследствии опротестованный и переигранный. Фото из клубного архива киевского "Динамо"

Зачем нам евреи? Нам евреев не надо

Михаил ФРЕНКЕЛЬ, собственный корреспондент журнала "ИсраГео" в Киеве

Из цикла «Дело было на Евбазе»

 

Скажите, вы любите футбол? Да, то самое неподражаемое священнодействие с мячом, влекущее к себе миллионы и миллионы горячих приверженцев. Есть ли внутри вас удивительная пружина, заставляющая человека, подобно горному козлу, скакать от радости, когда ваша любимая команда забивает гол? Плачете ли вы от горя, как девочка Таня, уронившая в речку мяч, когда этот самый мяч гремучей змеей вползает в сетку ворот родного клуба?

Есть ли для вас минута светлее той, когда неподражаемый Роналдо своими сводящими с ума финтами укладывает на газон защитников и вратаря, а потом уже тихонько, но филигранно, как ас-бильярдист, загоняет мяч в «лузу»?

А нравится ли вам красавчик Дель Пьеро, напоминающий внешностью героев полотен гениев Возрождения? А разве и его самого не считаете вы гением в те секунды, когда пущенный им со штрафного кожаный снаряд, выделывая в воздухе зигзаги, что сродни полету загадочного НЛО, в конце концов опускается прямехонько в «девятку»?

Восхищаетесь ли вы неутомимостью Зидана, проделывающего за один тайм столько технико-тактических движений, сколько осуществляет команда-середнячок за весь сезон?

А можете ли вы весь день напролет вспоминать с друзьями за бутылочкой пивка, как финтили Стрелец и Быш? Какие точные пасы на пятьдесят метров отдавал Муня?

И, наконец, вскакиваете ли вы среди ночи и оглашаете ли радостным криком весь дом в тот момент, когда вам приснилось, что это вы, а не Пеле, забили чудо-гол в финале мирового чемпионата 1958 года?

Вскакиваете? Так я вам скажу, что вы такой же придурок, как мой муж, который ничего, кроме этой дурацкой возни с мячом, в жизни не любит и не понимает.

* * *

Когда лет двадцать назад я сочинял эту юмористическую миниатюру, то перед моими глазами стояло лицо соседки по коммуналке на Евбазе тети Ани. Лицо симпатичное, и чаще всего улыбающееся. Но оно не раз наливалось краской гнева, когда речь заходила о футболе. Тетя Аня, мамочка моей подружки-одногодки Зойки, была моложе своего мужа Бори на десять лет. Аня любила кино и вечеринки с танцами. А Боря любил футбол. Любили ли они друг друга, я не знаю, да это теперь и неважно.

В те годы будущий кумир советских кино- и телезрителей (и особенно зрительниц) Андрей Миронов был еще юношей. Зато на эстраде блистали его родители Мария Миронова и Александр Менакер. Самыми любимыми у аудитории номерами были их сценки из жизни некоей супружеской пары. В этих миниатюрах Миронова изображала энергичную, не знающую сомнений в своих поступках персону, а Менакер – мягкого слабохарактерного человека, старающегося во всем угождать жене. Была в их репертуаре и смешная интермедия, во время которой они ссорились из-за страсти мужа к футболу. Мне повезло больше, чем другим зрителям, поскольку довольно регулярно я лицезрел подобные сценки не по телевизору, а воочию.

Вспоминаю самую эффектную из них. Я ужинал манной кашей за нашим столиком в коммунальной кухне и поневоле слышал разговор на повышенных тонах за дверью соседской комнаты.

– Боря, мы идем в кино, – настаивала Аня.

– Нет. В кино идете ты и Зоя. А я иду на футбол, – не менее решительно заявил Боря.

– Боря, ты совсем не уделяешь нам внимания. Но сегодня мы все вместе идем в кино.

– Нет. Я иду на футбол.

– Что за идиотское занятие – глядеть на здоровенных болванов, гоняющих по траве мяч!

– Ну не такое глупое, как надцатый раз смотреть на физию этого слащавого красавчика Жерара Филиппа.

– В любом случае лучше, чем на задницы остолопов, пинающих мяч. Только без нервов! Боря, мы идем в кино!

– Нет, я не иду.

Далее страсти пошли по нарастающей.

– Боря, или футбол или я!

– Футбол! – вскричал Боря и, схватив куртку, выбежал из квартиры, оставив жену «у разбитого корыта».

Однако месть была скорой и сокрушительной. Через некоторое время, придя в нашу комнату поиграть со мной в названия кинофильмов, Зойка мне заговорщицки сказала:

– Я слышала, как папа жаловался бабушке Нине, что мама ему не дает.

– Что не дает? – в свои восемь лет наивно спросил я.

– Ну не знаю, – пожала плечами Зойка. – Но папа очень расстроен.

Вечером, когда мои родители пришли с работы, я сообщил им эту новость. Отец, не сдержавшись, хмыкнул. А мама наставительно сказала, что в каждой семье свои проблемы, и посторонним не следует совать в них свой нос…

О, футбол нашего детства и юности!

Грозный пират из стивенсовского «Острова сокровищ» твердил, что все в жизни ему заменял ром. Нам, мальчишкам послевоенных лет, все заменял футбол. Молодежь удивится, но в те времена не было не только гаджетов, смартфонов и Интернета, но даже развлекательных телеканалов. Спорт, в основном футбол, заполнял весь наш досуг, а для некоторых – и время учебы. До усталости в мышцах мы гоняли мяч во дворах. И с огромным интересом следили за союзным чемпионатом. Международные матчи тогда были редкостью. Футбол заполнял почти все наше время…

Один большой футбольный функционер как-то сказал, что наблюдает футбол с двух лет. При этом он как бы намекнул, что уже тогда смотрел игру осознанно. Он, должно быть, был настоящий вундеркинд, потому что, например, Эйнштейн и Пушкин говорили, что начали осознавать себя с трех лет. Ну да ладно. Я в таком случае совершенно правдиво могу заявить, что первый раз присутствовал на поединке чемпионата СССР в день, когда мне исполнился ровно год – так отец и дядя отметили мой день рождения. И было это за несколько месяцев до того, как упомянутый функционер появился на свет.

А вот первым футбольным матчем, перипетии которого я помню уже совсем хорошо, стал финал Кубка СССР 1954 года. Тогда, победив ереванский «Спартак» со счетом 2:1, киевские динамовцы впервые завоевали почетный трофей. По случаю этого огромного счастья во дворе дома №14 по улице Менжинского (ныне вновь Дмитриевской) состоялся достаточно многолюдный фуршет «прямо из горла» с небольшим количеством бутербродов. Мы же, малышня, пировали лимонадом и конфетами.

А спустя два года мне довелось побывать на довольно забавном матче «Динамо» – сборная Ливана. В те времена не только киевские, но и московские спортивные чиновники весьма слабо разбирались «кто есть ху» в мировом футболе. А кроме того, очень беспокоились о престиже советского спорта, панически боясь неудач в спортивных ристалищах и постоянно накачивая атлетов перед состязаниями сентенциями вроде: «Народ требует!», «Родина нам не простит!».

Вот и в тот раз, явно не зная реальных возможностей гостей с Ближнего Востока, функционеры решили усилить киевскую команду игроком московского «Локомотива» Ворошиловым и Сапроновым из «Шахтера».

В тот день мамин брат дядя Илья к большой моей радости взял меня на стадион. Трибуны волновались – устоят ли наши перед загадочными иностранцами? С первых минут встречи пошел дождь. Мы его не замечали, напряженно всматриваясь в то, что происходило на поле. И… первый тайм закончился со счетом 10:0 в пользу «Динамо». Мне стало жалко заезжих игроков, а еще больше – нашего вратаря Олега Макарова, совершенно промокшего и стоявшего без всякого дела у штанги ворот.

Зонт дядя непредусмотрительно не захватил. Поэтому опасаясь, что я могу простудиться, сразу же после свистка на перерыв сказал: «Все понятно. Пошли домой. Досмотрим по телевизору». На удачу нам сразу же удалось сесть в трамвай маршрута № 9, тянувшегося со Сталинки на Подол, и мы успели домой к началу второго тайма. Взглянув на экран, я сразу же порадовался за Макарова, потому что его заменили, и в киевские ворота встал высокий и худющий Евгений Лемешко. Но и ему не повезло – он тоже мокнул без дела до самого финального свистка арбитра, зафиксировавшего победу динамовцев со счетом 18:0.

Ура-а! И могу только представить, какие победные отчеты об этом матче спортивные деятели направили в адрес курировавших их партийных органов – должно быть, особо подчеркнули, какой весомый вклад в победу обеспечили они, усилив «Динамо» игроками из других команд…

В те далекие годы еще не было никаких фанатских объединений, никто не бросал файеры на поле, не устраивал потасовок с конкурирующими группировками. А если бы кому-то с какого-то ляда вдруг захотелось проорать что-то вроде «Зиг хайль! Зиг хайль! Рудольф Гесс…», как это сегодня себе позволяют некоторые фанаты «Шахтера», то он бы точно нехило получил по физиономии еще до появления милиции в секторе. И тем не менее и тогда на стадионе не бывало совсем тихо и смирно, хотя недовольство трибун не отличалось особым разнообразием. В ходу была всего одна кричалка – «Судью на мыло!». Весьма жестокий подтекст этого призыва я тогда не очень осознавал, как впрочем и многие взрослые болельщики.

И еще одна памятная игра. Она состоялась 2 мая 1959 года. В тот день моя мама в первый и последний раз в жизни посетила футбольный матч. Произошло это только потому, что утром у отца, купившего себе и мне билеты на принципиальный поединок динамовских команд Киева и Москвы, вновь хлынула из носа кровь. Именно хлынула, а не пошла. Это было последствие контузии, полученной им на фронте, где он был заместителем командира саперной роты. Такие приступы случались с ним не так уж редко, но врачей он как правило не вызывал. Вместо них приходила младшая папина сестра Циля. Она была очень опытной и толковой медсестрой, многие годы проработала в затерянных селениях дальневосточной тайги, заменяя там врачей. И на этот раз она, как всегда, остановила кровотечение, но строго-настрого приказала отцу лежать до вечера. Я, конечно, страшно огорчился из-за папы и футбола. И тут мама, взглянув на меня, неожиданно сказала, что пойдет со мной на игру. И ох, как же ей «повезло»!

Как я уже упоминал, ультрас в те годы еще не появились. Однако я не открою большой секрет, если скажу, что определенное количество мужиков приходило на стадион слегка, а иногда и не слегка подшофе. И заводились они в случае чего с полуоборота. Чаще всего мелкие инциденты на трибунах гасились довольно быстро. Но так бывало не всегда…

4 сентября 1956 года почти в конце сезона, когда очки считаются тщательнее любых цыплят, на Республиканском стадионе состоялся матч динамовцев с московским «Торпедо». Судил его арбитр из Ленинграда Вячеслав Богданов. Нервозность и непоследовательность в действиях арбитра зрители заметили практически сразу. А поскольку ошибался он в основном в пользу москвичей, то у киевских болельщиков сложилось четкое представление, что он попросту подсуживает гостям. Наконец, когда судья не засчитал мяч, забитый динамовцами, стадион взорвался, и кажется впервые в истории советского футбола зрители массово рванули на поле.

И тут нужно отдать должное футболистам. Тогда на поле выходили не нынешние звезды, чьи ноги и прочие части тела застрахованы на миллионы долларов, а простые ребята, по большей части бойцы до мозга костей. Несмотря на все художества арбитра, динамовцы вместе с гостями бросились на его защиту. Этим они выиграли некоторое время, и горе-судья был спасен от расправы, поскольку вовремя подоспели милиционеры и солдаты внутренних войск. Им с трудом, но удалось восстановить порядок.

Матч был переигран на следующий день и закончился вничью – 1:1. А инцидент был представлен, как совершенно случайный эпизод, абсолютно чуждый нашему самому передовому в мире советскому спорту. В повторение подобного ни власти, ни спортивные чиновники верить не хотели. Ага, счас…

Итак, 2 мая 1959 года. Вновь Республиканский стадион столицы Украины. Мы с мамой на трибуне. Встречу московских и киевских одноклубников снова обслуживает арбитр из Ленинграда – на этот раз Павел Белов, арбитр, который давно на плохом счету у киевских любителей футбола. Белов и на этот раз с первых минут начал «оправдывать ожидания» киевской публики – сначала назначил весьма сомнительный одиннадцатиметровый удар в ворота киевлян, а вскоре совершенно проигнорировал более откровенный фол в штрафной москвичей. На этом «соло» человека в черном, однако, не закончилось. На 9-й минуте второго тайма игрок москвичей сильно пробил с дальней дистанции. Мяч попал в перекладину и, отскочив в поле, достался нашему вратарю. Тем не менее, судья, «предтеча Бахрамова», находившийся весьма далеко от ворот, засчитал гол в наши ворота и указал на центр поля. Трибуны закипели. Я, оторвав глаза от событий на поле, посмотрел на маму и обнаружил, что она за игрой уже не следит, а нервно оглядывается по сторонам. Где-то за минуту до окончания матча мама дернула меня за рукав и страшным шепотом проговорила: «Немедленно уходим отсюда».

О, великий феномен природы – женская интуиция! Она не подвела и на этот раз. Когда прозвучал финальный свисток, мы уже были в верхнем створе выхода из сектора. Я оглянулся и увидел, как толпа болельщиков покатилась с трибун на поле. Бог его знает, что было бы с этим нехорошим судьишкой, если бы поле охраняли нынешние стюарды! Однако милиция спасла от расправы и этого засранца в судейской форме.

Союзные спортивные чиновники в Москве собрались было наказать киевскую команду за поведение болельщиков. Но тут неожиданно проявила характер киевская коллегия футбольных судей, направившая в белокаменную решительное письмо с требованием более не допускать Белова к судейству матчей класса «А». По тем же московским адресам полетели и гневные письма от киевских болельщиков. Там, видимо, все-таки слегка испужались и спустили дело на тормозах. И этот матч был переигран, и как и в 56-м, завершился ничьей. Правда, нулевой…

Когда мы вернулись домой, мама открыла дверцу буфета, вытащила бутыль вкуснейшей вишневой наливки, которую готовила сама. Налила себе большую рюмку. Хлопнула ее одним духом. И сказала, что на эту «корриду без быков» она больше никогда не пойдет.

Мама сдержала свое слово. Она прожила девяносто лет, но на футбольном матче больше никогда не была…

Ну а киевское «Динамо» как раз в то время, в 1960 году, начало свое яркое восхождение к футбольным вершинам. Середнячок союзного первенства последнего десятилетия неожиданно устроил остросюжетную гонку за чемпионство с московским «Торпедо» и уступил совсем немного, да еще и не без тенденциозного, по мнению киевских болельщиков, судейства. Нужно сказать, как-то так получилось, что тогда в «Торпедо» собралась очень сильная команда, несмотря на то, что этот клуб, в отличие от московских «Спартака», «Динамо» и ЦДСА, особыми симпатиями партийного начальства, спортивных чиновников и московских журналистов не пользовался. Особенно там выделялись Валерий Воронин, Валентин Иванов, Слава Метревели – несомненно игроки международного класса.

«Торпедо» было бы еще сильнее, если бы в нем в те годы по-прежнему выступал Эдуард Стрельцов – по мнению большинства экспертов самый сильный игрок московского футбола за все годы. Однако в то время он находился в местах лишения свободы.

Одессит с Евбаза

Рассказываю о нем вот по какой причине. В 1956 году я с мамой гостил у ее брата, дяди Яши. Он жил в Москве неподалеку от автозавода и поэтому отчаянно болел за «Торпедо». В один из дней он взял меня и своего сына Мишу на матч торпедовцев с другой московской командой. В той игре мне запомнился высокий, статный, с эффектной прической футболист. Он явно был с мячом на «ты» и очень ловко расправлялся с соперниками. Это и был молодой Эдуард Стрельцов – надежда советского футбола. Я думаю, что болельщиков, видевших вживую игру Стрельцова до «отсидки», сегодня осталось совсем немного.

Стремительную карьеру знаменитого футболиста прервала драматичная ночь на подмосковной даче, где накануне чемпионата мира 1958 года произошло изнасилование одной из участниц шумной пьяной гулянки, длившейся весь предшествующий день. В преступлении был обвинен именно Стрельцов, хотя на даче в ту ночь, кроме футболиста, находились еще несколько мужчин, в том числе и его партнеры по сборной Татушин и Огоньков. Не секрет, что в стране Советов известным спортсменам, а тем более футболистам, а тем более таким знаменитым, каким был любимец публики Эдуард Стрельцов, любые грехи чаще всего списывались. Но здесь Стрельцову катастрофически не повезло. Во-первых, находившийся тогда на вершине власти Хрущев не был, что редкость для советского партийно-государственного деятеля, футбольным болельщиком. А во-вторых, министром культуры и членом ЦК КПСС, в чьи обязанности входило курировать спорт, была Екатерина Фурцева. (Помню смешной и острый анекдот тех лет: «Сообщение агентства «Франс-Пресс». Вчера в Париж прибыла министр культуры Советского Союза Екатерина Фурцева и группа искусствоведов в штатском».) Так вот, согласно настойчивым слухам, ранее Фурцева пыталась выдать замуж за Стрельцова свою дочь, но нарвалась на отказ избалованного женским вниманием форварда.

Об истории со Стрельцовым я в общем-то упоминаю только потому, что сегодня в России вновь набирает силу версия о том, что тогда ловушку «великому русскому футболисту» подстроили коварные иностранные шпионы, подсунув ему в постель завербованную ими «девушку легкого поведения». Согласно этой безумной конспирологии, где-то заграницей очень опасались, что советская команда со Стрельцовым во главе окажется настолько сильной, что завоюет чемпионский титул на грядущем мировом футбольном первенстве. И поэтому якобы была проведена хитроумная спецоперация по дискредитации ведущего советского игрока. Впрямую как обычно во всем обвиняли злокозненных «пиндосов», нисколько не смущаясь тем фактом, что сборная США вообще не участвовала в том чемпионате. На самом же деле, кроме всех других несуразиц этой «гипотезы», имелся серьезный аргумент, опровергающий присутствие наемной «шпионки». Дело в том, что как засвидетельствовала судебно-медицинская экспертиза, пострадавшая девушка, которой было больше двадцати лет, оказалась девственницей (как это ни покажется забавным современной молодежи). И тем показательней тот факт, что в нынешней России эта конспирологическая версия опять в ходу. Впрочем, может ли быть иначе в стране, где «общественность» снова истово верит в ритуальный характер убийства семьи Николая II?

Между тем на мировом чемпионате 1958 года советская сборная все-таки стала жертвой некоего политического акта – вот только неприятность пришла совсем не с той стороны, откуда ее ожидали.

Во время поединка группового турнира СССР-Англия при счете в пользу команды Советского Союза, произошел спорный эпизод на половине поля советской команды. И хотя единоборство советского и английского футболистов случилось в нескольких метрах от штрафной, арбитр назначил пенальти в ворота советской сборной, и англичане сравняли счет. Конечно, это был явный беспредел. А суть инцидента была во все той же политике – матч судил венгерский арбитр Жолт, который спустя годы признался, что таким образом решил «отомстить русским» за жестокое подавление восстания в Венгрии в 1956 году.

Поединок так и закончился вничью, и потому понадобился дополнительный матч. И хотя в нем советским футболистам удалось победить, сил на четвертьфинал с хозяевами турнира шведами у них не осталось и они, проиграв, выбыли из турнира…

…А Эдуард Стрельцов спустя время вновь вышел на поле. Это был уже грузноватый и лысоватый мужчина. Но, тем не менее Стрельцов «второго пришествия» смог снова вернуться в сборную СССР. Он был действительно большим талантом.

1954 год. "Динамо" впервые выигрывает Кубок СССР. Фото из клубного архива киевского "Динамо"

* * *

Вернемся, однако, в Киев, на Евбаз. Двухэтажный домик, в котором я вырос, числился по адресу ул.Менжинского,18, но двор нашего дома обозначался как ул.Воровского,44. Двор наш состоял из горки и низины, и играть в футбол в нем было неудобно. Поэтому мы обычно гоняли мяч в соседнем дворе с тамошними юными любителями игры. Там по ул.Воровского,42 находился, точнее, до сих пор находится, но в совершенно заброшенном состоянии трехэтажный дом.

По сведениям некоторых киевоведов, в этом здании одно время проживал Семен Высоцкий – отец знаменитого барда и артиста, и тот подростком приезжал к нему в гости. Не скрою, было бы заманчиво сейчас написать, что, мол помнится, как мы, мальчишки, носимся с мячом возле подъезда, из которого вдруг выходит Семен Владимирович с Володей и… Но это было бы неправдой. Ничего такого я не помню.

Зато хорошо помню, как мы сражались в футбольных битвах с ребятами из Музыкального училища имени Глиера. Здание училища располагалось через дорогу напротив нашего двора. Собственно здание стоит там и поныне, просто училище давно переехало и пошло на повышение – теперь называется Киевский институт музыки. При этом сохранился не только сам двор училища, где мы собственно и играли, но и трансформаторная будка, служившая нам футбольными воротами. Другая «рамка» находилась почти у противоположного забора и ограничивалась просто двумя кирпичами.

Играли на деньги. У моих сверстников их не было. Но они имелись у музыкантов и старших ребят с Евбаза. Игра на «интерес» предопределяла тщательный отбор в команду. Тут было не до личных симпатий – в состав требовались те, кто мог добыть победу. В детстве и юности у меня была хорошая реакция. Поэтому руководивший нашей евбазовской командой Валентин (ему тогда было лет семнадцать) как правило отводил мне роль голкипера, и я обычно доверие оправдывал. Сражались с музыкантами мы довольно часто. Однажды перед одной из игр я в свои одиннадцать лет осознал то, что многие мои соплеменники точно так же начинают понимать в других жизненных ситуациях – для того, чтобы еврею занять то место, которое он хочет и заслуживает, ему надо быть на голову выше других и в своих талантах, и в своих действиях.

В то утро Валентин, определяя состав команды, привычно поставил меня на вратарскую позицию. Но неожиданно вклинился Ленька, уже тогда приблатненный парень, впоследствии таки сидевший в тюрьме.

– Валек, – сквозь зубы процедил он. – Зачем нам евреи? Нам евреев не надо.

Хорошо помню, что он сказал «евреи», а не «жиды». Но сильно обидеть можно и так.

– Да хрен с ними с евреями, – ответил Валек, – сегодня ставки на игру хорошие. А Мишка у нас лучший вратарь.

– А мы это сейчас проверим, – буркнул Ленька. И обратившись ко мне, бросил:

– Становись в ворота. Я тебе пеналь пробью.

Я встал.

Ленька сподличал. По правилам перед пробитием одиннадцатиметрового нельзя делать ложные замахи. А он сделал. Замахнулся, я среагировал. А Ленька пробил в другой угол.

– Ну вот, – сказал обманщик Валентину. – Никакой он не вратарь.

Валентин пожал плечами, но спорить с «авторитетным пацаном» не стал.

Тут подоспели после занятий музыканты и матч начался. Я наблюдал за игрой, прижавшись спиной к стене училища. Уже после первых десяти минут наши горели 0:2. И тут Валек не выдержал.

– Эй, Мишка, – махнул он мне рукой. – Становись в ворота!

И я встал. И играл так, как никогда раньше. Мы выиграли 5:3.

– Вот так. Всегда надо доказывать, – сказал мне Валек после игры, не сильно объясняя, что именно нужно доказывать. Он выдал мне двойное вознаграждение – и на кино, и на мороженое.

Но я и без Валькиных разъяснений уже понял, что именно мне следовало доказывать. И так сложилась дальнейшая жизнь, что приходилось мне это делать не раз.

И не только на Евбазе.

Продолжение следует

Стиляги по-киевски

Поделиться ссылкой:

www.isrageo.com

ФУТБОЛ НАШЕГО ДЕТСТВА | Воспоминания

Воспоминания

Р. Матусевич

 

ФУТБОЛ НАШЕГО ДЕТСТВА

 

Да простят меня читатели, но эти мои воспоминания не для всех. ВСЕМ этого не понять. Я пишу это для моих сверстников и тех, кто постарше, а это значит - для тех, кому сегодня 70 и более. Уверен, что те из них, кто будут это читать, начнут вспоминать и заново переживать вместе со мной события первых послевоенных лет отечественного футбола. Уставший от войны и невзгод народ во многом находил тогда для себя спасительную „отдушину“ в футболе.

Название этой статьи не моё. Многие из вас помнят документально-публицистический фильм А.Е. Габриловича, вышедший в 80-е годы под таким названием. Всё остальное - из надёжнейших архивов моей памяти и из других оговоренных в статье источников.

Итак, дорогие мои „сверстники и те, кто постарше“, футбол вошёл в мою жизнь в ноябре 1945 года, когда московские динамовцы совершали своё турне по Англии. Я, в то время ученик 2-го класса, не очень понимал, что происходит, но вместе с моими старшими родственниками, прильнувшими к радиоприёмнику, подстраиваясь под общее настроение, вздыхал, вскакивал, кричал, сокрушался. Все спортивные репортажи в то время вёл знаменитый  на всю страну Вадим Синявский. Потом мы с вами читали журналистские отчёты о четырёх проведённых в Англии матчах в книге под названием „19:9“. Уже тогда в мою детскую память вошли имена А. Хомича, К.Бескова, В. Карцева, В. Боброва. Последний, будучи в то время игроком «ЦДКА», ездил с динамовцами в Англию. (Спустя полвека была опубликована из архива телеграмма В. Молотова И. Сталину из Англии. В его информации о ходе переговоров с англичанами в июне 1945 года среди других вопросов он сообщает о том, что А. Иден предложил прислать в гости футбольную команду и что он, Молотов, считает это предложение приемлемым. Вот на каком уровне принимались в то время подобные решения).

Динамовцы сыграли тогда в Англии четыре матча, в том числе ничья (3:3) со знаменитым клубом „Челси“ и победа (4:3) над „Арсеналом“. Тогда мы, конечно, не предполагали, что через 60 лет клуб „Челси“ будет  вновь на слуху у россиян, но уже по другому поводу - он станет  собственностью российского миллиардера.

В годы войны розыгрыши первенства и кубка страны не проводились. Однако, уже осенью 1944 года был проведён розыгрыш кубка страны. Это был предвестник приближавшейся долгожданной Победы. В финале встретились «ЦДКА» и ленинградский «Зенит». Победил «Зенит» со счётом 1:0, сделав тем самым радостный подарок встававшему на ноги после блокады городу на Неве. Автором единственного гола был 18-летний С. Сальников, талант которого позже ярко засверкал в московских командах «Спартак» и «Динамо».

Начиная с 1945 года первенство и кубок страны вновь стали разыгрываться регулярно. Футбольный сезон в те годы традиционно начинался 2 мая. По заведенному правилу в Москве в этот день встречались в матче между собой прошлогодние чемпион и обладатель кубка страны. Для болельщиков это был большой праздник.  Обладатель билета считался счастливчиком.

Главными фаворитами на титул чемпиона страны в те годы были «ЦДКА» и московское «Динамо». В играх на кубок страны более удачливым был московский «Спартак».

В 1945 году чемпионом страны стало московское «Динамо». Обладателем кубка - команда «ЦДКА»,  победившая в финале московских динамовцев со счётом 2:1.

1946 год. Чемпион - команда «ЦДКА». Обладатель кубка - московский «Спартак», обыгравший в финале динамовцев Тбилиси в дополнительное время со счётом 3:2.

1947 год. Чемпион - команда «ЦДКА». Обладатель кубка - московский «Спартак», обыгравший в финале московских торпедовцев со счётом  2:0.

Чемпионат страны 1947 года памятен своим последним матчем «Трактор (Сталинград)» – «ЦДКА».  Но какую цену имел этот матч!  Московские динамовцы, завершив все игры, имели 38 очков. Команда «ЦДКА» перед этой своей последней игрой имела 36 очков. Чтобы опередить динамовцев и стать чемпионом,  «ЦДКА» необходимо было выиграть у «Трактора» со счётом 5:0. (В то время победа давала 2 очка, ничья - 1 очко. При равенстве очков чемпионом становился тот, у кого лучше соотношение забитых и пропущенных мячей). Задача казалась невыполнимой, если ещё при этом учесть, что играть предстояло на чужом поле. И всё же команда «ЦДКА»  победила со счётом 5:0 и стала чемпионом, так как соотношение мячей у неё стало на 0,01 лучше, чем у «Динамо».

Спустя 40 лет я, бывший фанатичный болельщик московского «Динамо», спросил у знаменитого нападающего «ЦДКА» (впоследствии тренера «ЦСКА»)  В. А. Николаева:

- Валентин Александрович! Дело прошлое, скажите, счёт 5:0  с «Трактором  тогда, в 1947 году, не был „договорным“?

- О, нет! Тогда мы и не подозревали, что такое возможно. В то время в нас главенствовал спортивный  азарт, а не спортивное политиканство, которое пришло в спорт позднее.

1948 год. Чемпион - команда «ЦДКА». Она же стала победителем Кубка страны, обыграв в финале московских спартаковцев со счётом 3:0. В этом матче нападающий «ЦДКА»  В. Николаев забил головой  красавец-гол,  который потом был показан всей стране в кинохронике в замедленной киносъёмке (тогда этот киноприём был новинкой). Телевидение у нас в ту пору только-только зарождалось, да и то лишь в Москве. О телевизоре же в каждой семье ещё даже и не мечтали.

И сезон 1948 года нам памятен особо. Последний матч первенства страны «Динамо» (Москва) - «ЦДКА». «Динамо» имело к этому матчу 40 очков, «ЦДКА» - 39. Таким образом, вопрос о чемпионе решался в последней встрече сезона в игре между ними. Причём, динамовцев устраивала ничья, а «ЦДКА» нужна была только победа. Трудно передать атмосферу, царившую среди болельщиков. С тех пор прошло 60 лет, но захватывающую борьбу, развернувшуюся тогда на поле, забыть невозможно. Счёт уже на 4-й минуте открыл В. Бобров. Затем динамовец К. Бесков сравнял счёт. Потом

А. Гринин (с 11-метрового) вывел «ЦДКА» вперёд. Во втором тайме защитник «ЦДКА»  И. Кочетков „срезает“ мяч в собственные ворота. 2:2! Этот счёт устраивал динамовцев. И вот уже после гонга (в те годы по радиосети Центрального стадиона „Динамо“ передавался звуковой сигнал, возвещавший о том, что до конца матча осталось 5 минут) В. Бобров забивает решающий гол, и «ЦДКА» в третий раз подряд становится чемпионом страны.

1949 год. Чемпион - команда «Динамо» (Москва). В чемпионате страны этого сезона динамовцы забили в ворота своих соперников 104 (!) мяча, 30 из которых забил К. Бесков. Обладателем кубка стало московское «Торпедо», обыгравшее в финале московских динамовцев со счётом 2:1. Это был хороший подарок торпедовцев к 25-летию московского Автозавода.

Сезон 1949 года также примечателен. В нём впервые в составе находившейся под патронажем Василия Сталина команды «ВВС» стал играть В. Бобров, покинувший команду «ЦДКА». Это была сенсация сезона. Хорошо помню матч между ними, завершившийся победой «ВВС» со счётом 1:0.  Гол забил Бобров. В статье об этом матче известный в то время спортивный журналист Б. Ласкин шутливо писал: „Когда капитан армейцев А. Гринин перед началом игры протянул руку для приветствия капитану лётчиков В. Боброву, наш сосед по трибуне негромко пропел строку из старинного романса: „Мы только знакомы, как странно!“

1950 год. Чемпион - команда «ЦДКА», обладатель кубка – «Спартак (Москва)», победивший в финале московских динамовцев со счётом 3:0.

Всего не напишешь в рамках статьи. Но думаю, что ещё об одной истории, ставшей известной в середине 90-х годов, читателям будет интересно узнать.

В те годы встречи с зарубежными командами были редким и всегда заметным событием. В 1947 году осенью московское «Динамо» совершило победоносное турне в Швецию и Норвегию, а «ЦДКА» - неудачную поездку в Чехословакию. Об этом турне «ЦДКА» наш дальнейший рассказ.

Команда «ЦДКА», ставшая в 1947 году во второй раз чемпионом СССР, провела в Чехословакии 3 матча, один из которых выиграла, а два - проиграла. Такой итог вызвал неудовольствие „на самом верху“.

На имя И. В. Сталина 29.11.1947 г. секретарём ЦК ВКП (б) А. А. Кузнецовым (через три года он будет репрессирован в ходе известного „ленинградского дела“) был направлен документ под названием „О причинах поражения команды ЦДКА“. Он начинался фразой: „По Вашему поручению разобрали вопрос о причинах поражения футбольной команды ЦДКА в играх с чехословацкими футболистами“. В нём в качестве основных причин неудачного выступления были названы, в частности, следующие:

Во-первых, Всесоюзный Комитет по делам физкультуры и спорта не знал класс игры чехословацкого футбола и неправильно ориентировал команду ЦДКА. „Комитет не знал также, что руководство футбольной Федерацией в Чехословакии находится в руках  реакционеров, и не ориентировал игроков команды ЦДКА, что им придётся иметь дело с буржуазными спортсменами“.

Во-вторых, из состава команды ЦДКА для участия в турне по Скандинавии в составе команды «Динамо» (Москва) был  взят один из ведущих футболистов В. Дёмин. В состав же ЦДКА были взяты 8 запасных игроков из других команд, 5 из которых приняли участие в играх. В связи с этим отсутствовала должная „стренированность“.

В-третьих, неблагополучное положение дел в команде ЦДКА. Отдельные игроки недисциплинированны, „... в особенности центр нападения Бобров, который играл индивидуально, в погоне за личной популярностью пренебрегал успехом команды в целом. За его вызывающее поведение он был снят со второй игры. Моральный облик некоторых игроков команды ЦДКА - низкий. В Чехословакии было установлено, что защитники Прохоров и Кочетков больны (диагноз опущен - Р.М.) ... В команде  ЦДКА отсутствует спаянность, нет лица, которое бы пользовалось авторитетом у всех игроков. Капитан команды Федотов (Г. И. Федотов - Р.М.) в силу травмирования и своего возраста ведущим в игре не является и прежнего авторитета не имеет. Тренер команды Аркадьев, человек без достаточной силы воли, также достаточным авторитетом среди игроков не пользуется...“

Далее были даны персональные предложения о наложении административных взысканий на руководителей Комитета по физкультуре и спорту СССР и РСФСР. В заключение в документе говорилось: „Следует также отметить, что т. Ворошилов проявил излишнюю доверчивость и отнёсся некритически к сообщениям Главного политического управления и Комитета по делам физкультуры о готовности команды ЦДКА к поездке в Чехословакию“. (К. Е. Ворошилов, как член Политбюро, в те годы курировал вопросы физкультуры и спорта - Р.М.).

Боюсь, что люди более молодые не смогут понять степень заидеологизированности нашей тогдашней жизни. И в данном случае причину нашли не в том, что чехословацкие футболисты оказались более сильными и удачливыми, а в том, что они были буржуазными, и руководители тамошнего спорта были буржуазными реакционерами. На всё это команда «ЦДКА» не была ориентирована.

О необъективности же персональных оценок, данных в этом документе выдающимся спортсменам, можно судить по тому, что под руководством тренера Бориса Андреевича Аркадьева (1899-1986) команда «ЦДКА» пять раз становилась чемпионом страны и три раза выигрывала кубок. Имя легендарного Всеволода Михайловича Боброва (1922-1979), уникального футболиста и хоккеиста, является и поныне всемирно известным. А приз им. Григория Ивановича Федотова (1916-1957) и сегодня в России ежегодно присуждается самой результативной команде первенства страны.

Футбол нашего детства! Это - незабываемый оазис в той трудной, жестокой и во многом противоречивой нашей жизни, это - счастливая „привилегия“ моих сверстников и тех, кто постарше.

 август 2004

На стр. автора

ФУТБОЛ НАШЕГО ДЕТСТВА

Мне понравилось?
(Проголосовало: 0)

www.partner-inform.de


Смотрите также