Каждый третий родитель, который приходит к логопеду, говорит врачу, что у его ребенка короткая уздечка и немедленно просит ее подрезать. Однако можно растянуть укороченную подъязычную связку с помощью специальной гимнастики и избежать операции. Из статьи вы узнаете о том, как делать с ребенком 10 артикуляционных упражнений и применять логопедический массаж для растягивания уздечки языка.
На сегодняшний день разработан ряд эффективных упражнений, которые хорошо помогают в растяжении короткой уздечки языка. Все эти манипуляции уже проверены многими родителями и детьми, которые смогли с их помощью достигнуть необходимых результатов. Если правильно и регулярно выполнять все упражнения, то можно добиться растяжения уздечки и избежать операционного вмешательства.
Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать во время выполнения артикуляционных упражнений:
Комплекс упражнений для растяжки короткой уздечки языка:
Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.
В барабан мы сильно бьем и все вместе мы поем: «Д – д – д – д!»
На гармошке я играю, рот пошире открываю, к нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой. В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.
В процессе выполнения упражнений можно использовать дополнительные предметы, например, резиновое колечко, его можно вырезать из пипетки. Ребенок открывает рот, кладет кольцо на кончик языка, прижимает его к небу и закрывает рот.
Очень эффективно помогает удлинить подъязычную связку специальный массаж. Ребенок может делать его самостоятельно или с помощью родителей.
Массаж для растяжки подъязычной связки:
В процессе проведения упражнений и массажа для растягивания подъязычной уздечки проводят постановку определенных звуков:
Во время выполнения всех упражнений следует запомнить, что их нужно выполнять:
Как только вы заметите у ребенка неправильное произношение звуков или он не может дотянуться до неба языком, то сразу необходимо начинать выполнять вышеописанные упражнения. Чем раньше начать занятия, тем быстрее и проще можно будет достичь результатов. Растягивание уздечки – это процедура неприятная и даже немного болезненная для ребенка. Не нужно ждать больших результатов после двух-трех дней занятий, следует набраться терпения и постепенно идти к своей цели.
Поделитесь с друзьями:Логопед нашего клуба представляет 14 артикуляционных логопедических упражнения для детей для самостоятельной проработки дома.
Улыбка
Широка Нева-река,И улыбка широка.Зубки все мои видны —От краёв и до десны.
Цель:
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание:
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.
«Хоботок» («Трубочка»)
Я слегка прикрою рот,Губы – «хоботком» вперед.Далеко я их тяну,Как при долгом звуке: У – у – у…
Цель:
Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание:
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.
2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.
3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» — и губы примут положение трубочки.
«Домик открывается»
Ротик широко открыт,Язычок спокойно спит.
Цель:
Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание:
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Обратите внимание!
1. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов.
2. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» — губы и язык примут нужное положение.
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порогЛюбопытный язычок.«Что он скачет взад-вперёд?» —Удивляется народ.
Цель:
Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Обратите внимание!
1. Упражнение выполняется в спокойном темпе.
2. Двигается только язык.
«Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык —Долго спать он не привык.И спросил у подбородка: —Эй, какая там погодка?
Цель:
Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки — уздечки (при её укорочении).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык, губы неподвижны.
2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
«Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,Здравствуй, верхняя губа!
Цель:
Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.
Описание:
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.
Обратите внимание!
1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык» (№ 19 и 20).
2. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.
«Шлёпаем губами по языку»(«Накажем непослушный язык»)
А теперь уж не зубами —Я пошлёпаю губами:«У быка губа тупа,Па—па—па, па—па—па».
Цель:
Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Обратите внимание!
1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
«Покусаем язык»
Выдвигаю свой язык,Чтоб лениться не привык.И от кончика до корняЯ кусаю всё проворней.
Цель:
Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку в выполнении упражнения.
Обратите внимание!
1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.
2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.
«Лопаточка»
Поперёк улыбки лёгОтдыхает язычок.
Цель:
Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, лежащим на нижней губе.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
1. Губы растянуты в улыбке.
2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19).
«Дуем на лопаточку»
Дую, дую на «лопатку»,Чтоб была широкой, гладкой.
Цель:
Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
Усложнение:
По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.
Обратите внимание!
1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь
2. Боковые края языка касаются уголков рта.
3. Не сжимать язык зубами.
4. Выдох спокойный.
«Горка» («Мостик»)
Улыбаюсь, рот открыт —Там язык лежит, свернувшись.В зубы нижние уткнувшись,Горку нам изобразит.
Цель:
Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.
«Ветерок дует с горки»
С горки дует ветерок,И несёт он холодок.
Цель:
Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистя- щих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Обратите внимание!
1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку.
2. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами большую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».
«Чистим нижние зубы»(С внутренней стороны)
Ходит «горка» влево—вправо,Чистит зубки очень браво.
Цель:
Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик язык развивать подвижность языка.
Описание:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
Обратите внимание!
1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке.
2. Двигая кончиком язы из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен.
3. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», в процессе речи язык ребёнка находится между зубами.
«Катушка»
Широко раскрою рот,«Горку» выведу вперёд.И, назад отодвигая,Я её не разрушаю.
Цель:
Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8—10 раз в спокойном темпе.
Обратите внимание!
Кончик языка постоянно остаётся у нижних зубов.
______________________Вам также будет интересно:
* Статьи про игры с детьми на праздниках
* Развивающие игры из изоленты
* Норвежские книги про троллей
* Подарки от деда Мороза — мнение детей
* Игры на новый год для детей
* ArtKids — консультация психолога по рисунку
mamaclub.ru
Прежде всего нужно определить что такое логопедическая, или артикуляционная, гимнастика. Это комплекс упражнений, которые помогут развить мышцы артикуляционного аппарата - языка, щек, губ и др., а так же подготовить небную занавеску и подъязычную уздечку. Обычно в ходе логопедического занятия, или занятия по развитию речи, такие упражнения выполняются для подготовки, или постановки определенных звуков. Но так же есть упражнения помогающие развить весь артикуляционный аппарат. Их используют не только в логопедической работе. Для каждого возраста, с целью улучшить и упростить деткам освоение звуковой культуры речи, педагоги используют простые упражнения. Эти упражнения похожи на игры, впрочем, для детей это и есть игра. Обычно детки с удовольствием выполняют такие упражнения. Особенно, если они соединены в какой-то маленький рассказ, сказку. Тогда логопедическая гимнастика проходит динамично и весело и не воспринимается детками как обучение. Следует отметить, что в ходе логопедической гимнастики развивают и речевое дыхание, дают представление о ритмическом рисунке речи, учат владеть голосом, даже распознавать звуки на слух. В домашних условиях поиграть с малышом интересно и родителям. Например, для развития длинного и правильного выдоха, который необходим в речи, можно использовать такие игровые упражнения:1. «Логопедический футбол»Расположитесь с вашим малышом у свободного стола, так, чтобы вы сидели с двух противоположных его концов. Стол – это ваше футбольное поле. Установите на вашей стороне и на стороне ребенка «ворота». Их можно сделать из карандашей, выложив как букву «П». Скатайте в шарик ватку или салфетку. Это ваш мяч. Вот и все приготовления! Теперь начинайте игру. Как в футболе – забейте, вернее ,задуйте, мяч в ворота друг друга. На первых порах дуть нужно по очереди, стараясь чтобы ватка попала точно в ворота, не перелетела и не недолетела. В эту игру могут играть и дети без взрослого. 2. «Флюгер».Здесь все просто, но требует большей подготовки. Вспомните, как в детстве вы делали вертушки. Вместе с вашим малышом сделайте такую из бумаги. Бумажную вертушку прикрепите булавкой к карандашу так, чтобы она крутилась, если на нее подуть. И «вертите флюгер» в разные стороны. Только помните о безопасности! Булавка колется! А изготовляя вертушку вам нужно следить за правильным использованием ножниц. После игры уберите все инструменты в недоступное для ребенка место.
Ну а теперь, давайте расскажем ребенку сказку о веселом Язычке!Ротик – это тоже дом!Кто хозяин в доме том?В нем хозяин Язычок,Он удобно в доме лег! - Широко откройте рот и покажите язык. Подержите его так несколько секунд, побуждайте вашего ребенка повторять за вами.
Язык из домика выходит,Домик он кругом обходит - Оближите губы по часов стрелке несколько раз и против часовой стрелки несколько раз.
В доме этом стены есть,Это щеки, это здесь! - «потолкайте» языком правую и левую щеку, рот при этом закрытый.
Вход в дом двери закрывают,Они разные бывают,Двери зубы – осторожно,Закрываются надежно! - Широко улыбнитесь и обнажите зубы.
Двери губы – гибкие,Могут быть улыбкою - улыбнитесь, не показывая зубов
Могут в трубочку собраться - губы сложите «трубочкой»После, снова улыбаться! - чередуйте улыбку и «трубочку».
Такие игры-упражнения можно выполнять с маленькими детками и с детками постарше. Но для детей, которым нужно помочь в звукопроизношении, нужны некоторые атрибуты. Нужно усадить ребенка перед зеркалом. Это делается для того, чтобы ребенок сам мог контролировать правильность выполнения им упражнений.Для начала освойте простые упражнения, которые в дальнейшем очень пригодятся!«Лопаточка»Широкий и плоский язык выложить на нижнюю губу, рот открыт. Язычок как бы отдыхает.«Иголочка»Тонкий и острый язычок показать, широко открыв рот. Язык не должен лежать на нижней губе!Эти два упражнения следует чередовать: «лопаточка» - «иголочка» несколько раз. Заставляя мышцы языка то напрягаться, то расслабляться.«Чистим зубки»Язычком иголочкой проводим по верхним зубам. Стараться держать рот открытым.«Сладкое варенье»Язычком «лопаточкой» провести по верхней губе, как будто слизываем варенье. Рот широко открыт.
Если у вашего малыша не получается держать ротик открытым при выполнении верхнего подъёма языка, то проконсультируйтесь у логопеда, возможно нужны специальные занятия.
В дальнейшем мы будем рассматривать и другие упражнения для постановки звуков, которые не составить труда выполнять дома, перед зеркалом.
Чечина И.Н.
pinokio.od.ua
Выразительная, правильная речь – важная составляющая успешности любого человека. И, конечно же, лучше начинать “ставить” ее в самом нежном возрасте. К Международному дню логопеда, который отмечается 14 ноября, мы подготовили для вас список самых простых и веселых упражнений для профилактики и лечения логопедических проблем, которые можно и нужно делать дома. Для удобства мы разделили все упражнения на комплексы.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ С, 3, Ц
Лягушка-слон Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Месим тесто Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его поочередно зубами и губами. Важно! Нижняя губа не должна подворачиваться, края языка должны касаться уголков рта. Расческа Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Кошка Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Змейка-камень Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Футбол Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». Как вариант: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох - через нос, выдох - через рот. Следить, чтобы щёки не надувались. Качели Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: сначала кончик языка за верхними резцами, затем - за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
Бегемот Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза. Лягушка-слон Описание упражнения выше Месим тесто Описание упражнения выше Парус Улыбнуться, широко открыть рот. Кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 8. Отпустить язык. Лошадка Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами. Важно! Сначала выполняйте в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться. Вкусное варенье Слегка приоткрыть рот и широким передним краем облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Важно! Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Язык должен быть широкий, как шпатель. Качели Описание упражнения выше. Грибок Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении "улыбки". При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении. Важно! Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны. Чашка Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнуты, как края чашечки. Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать под счет до 5-10.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л и ЛЬ
Месим тесто Описание упражнения выше Вкусное варенье Описание упражнения выше Расческа Описание упражнения выше Качели Описание упражнения выше Лошадка Описание упражнения выше
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ P и PЬ
Бегемот Описание упражнения выше Лошадка Описание упражнения выше Вкусное варенье Описание упражнения выше Грибок Описание упражнения выше Качели Описание упражнения выше Футбол Описание упражнения выше Парус Описание упражнения выше Дятел Улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Важно! Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна. Нужно следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара. Заведи мотор Улыбнуться, широко открыть рот. Поднять язык вверх. С силой ударять кончиком языка по альвеолам (бугоркам за верхними зубами) и произносить дын-дын-дын. Сначала медленно, потом быстрее. Повторять в течение 5-10 секунд.
Спасибо за оценку!
www.odevaika.ru
Правильная и красивая речь является залогом успеха в любых начинаниях, и вряд ли кто-то будет это оспаривать. Прислушайтесь, как разговаривает ваш ребенок, а теперь задумайтесь, как звучит ваша речь. Является ли она примером для подражания? Если вы заметили какие-либо отклонения от нормы, вам нужно обратиться к логопеду. Или же попробовать скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик, но есть несколько правил, которые считаются универсальными и помогают быстро добиться желаемого результата:
Упорство и терпение, плюс последовательное выполнение методических рекомендаций, и успех будет достигнут в самые кратчайшие сроки.
Назад к содержанию
Артикуляционная гимнастика — логопедическая разминка – логозарядка — это такие специальные упражнения, которые улучшают подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, при этом ребёнок не должен чувствовать, что его принуждают. Повторяйте упражнения при каждом удобном случае. Так же следует приступить к тренировке дыхания. Дыхательную гимнастику можно выполнять в игровом стиле. Вот несколько популярных упражнений, которые понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны:
Назад к содержанию
После разминки можно приступать к постановке звуков. Наиболее проблемным, как правило, является звук «р». В качестве специальной тренировки выполняйте следующие упражнения:
Важно! На губах должна быть улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.
Важно! Губы не должны двигаться, следить, чтобы язычок прикасался к внешней стороне зубов.
Важно! Не делать щечки большими, контролировать чтобы ребенок произносил именно звук «ф».
Немного открыть рот и сделать движение языком по губам так как будто на губах повидло и его нужно слизать. Можно реально капнуть капельку меда или повидла ребенку на губы. Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если ребенок пытается помогать языку нижней челюстью, язык не должен касаться уголков рта.
Важно! Язык должен работать хорошо, облизывая верхнюю губу, при этом он не должен вываливаться вперёд или уходить в сторону.
Важно! Удар язычка должен быть четким как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения чувствуется сильная воздушная струя, рот не закрывается. Чтобы уточнить правильность выполнения, поднесите листок бумаги ко рту: листок должен отклоняться.
Назад к содержанию
Существует несколько способов постановки звука «ц», два из них вы увидите далее:
Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук ц. Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука ц. Объясните ребёнку, что струя воздуха при произнесении ц должна быть одна. Повторяйте упражнение с ребёнком, пока он не устанет.
Назад к содержанию
Назад к содержанию
При работе с заиканием важно создать комфортные условия для занятий, работать над плавностью речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме.
Назад к содержанию
Недостатки речи встречаются не только у детей, но иногда и у взрослых. Поэтому очень важно, прежде чем вы начнете корректировать речь своего ребёнка, обратить внимание всё ли в порядке с вашей речью. Если вы заметили небольшие отклонения в виде нечёткости произнесения некоторых букв, то отработать правильность речи помогут скороговорки. Выберите те, что вам нравятся, и приступайте к занятиям по следующему плану:
Назад к содержанию
Произнесите ясно и чётко слова: трава, дрова, кровать, река, рак, огонь, лук, стук, гроздь, гвоздь, орёл, козёл, пришёл, ушёл, зашёл, каратист, пианист, фашист, интурист, бровь, морковь, метель, карусель, вода, игра, дошла, подошва, полк, кружка, подружка, тарелка, белка, кровать, стоять, писать, летать, скакать, птица.
Прочитав слова, вы сможете выявить, какие звуки являются проблемными, и над чем нужно работать.
Возьмите любое стихотворение или текст и читайте его с особым выделением интонации и отчётливой артикуляцией. Следите за положением нижней челюсти и губ.
Важно отметить, что принципиальных отличий при работе с детьми и взрослыми нет. Просто детям предлагают игровые формы, а взрослым этого не требуется. А техника и упражнения для взрослых такие же, как и для ребёнка. Поэтому выявив нарушение в каком – либо звуке следует обратиться к упражнениям описанным выше. «Лошадка», «покрасим дом», «весёлый поезд», «вкусное повидло», «чистый язычок», «весёлые цыплята». А правильность выполнения упражнений поможет проконтролировать зеркало.
Назад к содержанию
Родным и близким больного человека важно знать, что логопедические упражнения дадут результат, если будут выполняться систематически. Здесь вы найдете несколько упражнений, особо не отличающихся от приведенных ранее. Все упражнения должны повторяться 15-20 раз. Они должны помочь восстановить речь больному, перенесшему инсульт.
Регулярное выполнение подобных упражнений поможет больному после инсульта восстановить речь и вернуться к полноценному общению.Источник:http://zonakrasoty.ru/page/logopedicheskie-uprazhnenija-dlja-detej-i-vzroslyh
vika332648.wordpress.com
Артикуляционная гимнастика выполняется как на логопедических занятиях, так и дома, ежедневно в течение 15-20 минут под контролем родителей, которые следят за качеством выполняемых ребёнком движений: правильностью, точностью, плавностью и темпом выполнения.
Для занятий ребёнку нужны:
1) Зеркало на подставке.
Выполняя перед ним упражнения, ребёнок видит движения и положение органов артикуляции и может их контролировать.
2) Салфетки или носовой платок.
При активном выполнении упражнений имеет место повышенная саливация ( слюноотделение).
3) Рекомендованные логопедом приспособления для развития речевого дыхания.
Руки ребёнка во время занятий должны быть чистыми.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ:
1) "ТОЛСТЯЧКИ" - надуть щёки и удерживать их в таком положении на счёт 1...7 (10), то есть в течение 7-10 секунд. Считает при этом взрослый.
2) "ХУДЫШКИ" - втянуть щёки в себя и удержать на счёт 1...7 (10)
3) "ТОЛСТЯЧКИ-ХУДЫШКИ" - попеременно выполнять упражения №1 и №2.
4) "УЛЫБКА" - улыбнуться, растянув широко губы (зубы не выдны), удержать положение на счёт 1...7 (10).
5) "БУБЛИК" - произнести беззвучно звук «О» и удержать положение на счёт 1...7 (10).
6) "ДУДОЧКА" - вытянуть вперёд губы (губы сомкнуты), и удержать на счёт 1...7 (10)
7) " ХОБОТОК "- вытянуть вперёд губы ( губы немного разомкнуты) и удержать на счёт 1...7 (10).
8) " ЗАБОРЧИК " - улыбнуться, растянуть широко губы ( зубы хорошо видны) иудержать на счёт 1...7 (10).
9) "ДУДОЧКА-ЗАБОРЧИК" - попеременно выполнять упражнения №6 и №8.
10) " ПОЦЕЛУЕМ МАМУ" - вытянуть губы ( см. упражнение №6) как можно дальше и с силой их разомкнуть 7 - 10 раз.
11) " УТЁНОК " - вытянуть вперёд губы, положив на их уголки середины указатльных пальцев. Соединить пальцы, сжимая губы, и удержать положение на счёт 1...7 (10).
12) " ГУБЫ ТАНЦУЮТ "- положить один указательный палец на верхнюю губу, другой - на нижнюю ( концы пальцев смотрят друг на друга ). Сдвигать губы встречными движениями пальцев 7 (10) раз.
13) " РАСЧЁСКА " захватить нижними зубами верхнюю губу и "причесать" 7 (10) раз. Затем "причесать" верхними зубами нижнюю губу.
14) " ПТЕНЧИК " - широко раскрыть рот, удержать широкий расслабленный спокойный язык за нижними зубами на счёт 7... (10).
15) " МЕСИМ ТЕСТО " - раскрыть рот, положить язык на нижнюю губу и пошлёпать по нему губами с произнесением: "пя-пя-пя" 7 (10) раз.
16) " БЛИНЧИК " - раскрыть рот, положить широкий раслабленный язык на нижнюю губу так, чтобы боковые края языка касались уголков губ. Удержать положение на счёт 7... (10).
17) " МАЛЕНЬКИЕ КАЧЕЛИ " - раскрыть рот, попеременно поднимать язык к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и опускать к бугоркам нижними 7 (10) раз.
18) " БОЛЬШИЕ КАЧЕЛИ " - раскрыть рот, попеременно поднимать язык вверх к верхней губе и опускать к нижней 7 (10) раз.
19) " ЧАСИКИ " - раскрыть рот, попеременно сдвигать язык то к правому уголку губ, то к левому 7 (10) раз.
20) " ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ " - облизывать языком то верхнюю, то нижньь губы по кругу 7 (10) раз.
21) " СТУПЕНЬКИ " :
1 ступенька - широкий язык положить на верхнюю губу и удержать на счёт 1...7 (10).2 ступенька - перевести широкий язык за верхние зубы под губу и удержать на счёт 1...7 (10).3 ступенька - первести широкий язык за верхние зубы и удержать на счёт 1...7 (10).
22) " МАЛЯР " - раскрыть рот, поднять язык к нёбу и сильно прижать. Кончиком прижатого языка совершать движения, как кисточкой, от зубов к горлу 7 (10) раз.
23) " ГОРКА " - раскрыть рот, кончик языка заправить за нижние зубы. Середину языка выгнуть дугой между зубами и удержать на счёт 1...7 (10).
24) " ТРУБОЧКА" - раскрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Загнуть вверх боковые края языка и удержать на счёт 1...7 (10).
25) " ЧАШЕЧКА " - раскрыть рот, поожить широкий язык на нижнюю губу. Приподнять вверх кончик и боковые края языка и удержать на счёт 1...7 (10).
26) " КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО " - положить широкий язык на верхнюю губу и быстро её поглаживать кончиком языка сверху вниз 7... (10) раз.
27) " ИНДЮКИ БОЛТАЮТ " - выполнять упражнение № 26 с одновременным произнесением:" бл-бл-бл" 7 (10) раз. Движение языка сверху вниз.
28) " ГРИБОК " - раскрыть рот, присовать кончик языка к нёбу и удержать его на счёт 7...(10).
29) " ЛОШАДКА" - раскрыть рот, присосать кончик языка к нёбу. Громко поцокать языком, с силой отрывая его от нёба 7 (10) раз.
30) " ГАРМОШКА " - раскрыть рот, присосать кончить языка к нёбу и, не отрывая его, поднимать и опускать нижнюю челюсть 7 (10) раз.
31) " ИГОЛОЧКА " - раскрыть рот, вытянуть как можно дальше узкий язык и удержать на счёт 1...7 (10).
32) " ЗМЕЙКА" - раскрыть рот, быстро вытягивать как можно дальше и убирать в рот узкий язык 7 (10) раз.
33) " ФУТБОЛ " - рот закрыт, кончиком языка сильно упираться то в одну щёку, то в другую 7 (10) раз.
34) " АВТОМАТ " - принять положение губ и языка как в упражнении № 8. С силой упираться кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами, произнося быстро и длительно: "д-д-д".
35) " ПУЛЕМЁТ " - упражнение выполняется аналогично упражнению № 34, но со звуком: "т-т-т".
36) " ПАРАШЮТ " - на кончик носа положить очень маленький и пушистый кусочек ваты. Широкий язык поднять к верхней губе ( к губе не прижимать!) и, направляя по середине языка вверх на нос воздушную струю, плавно сдуть ватку.
logos-kate.ru