Футбол – спортивная игра, целью которой является забить мяч прямо в ворота противника, действуя всеми частями тела, исключая руки. Та команда, которая на протяжении матча забивает голов больше — побеждает. Занятие футболом способствует развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве.
Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря.
Перемещенияв виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в футбол. Быстрая смена игровых ситуаций, неожиданные действия противника требуют разнообразных способов перемещений: предельно быстрого бега с места, ускорения, бега приставными шагами; кроме того, ребенку приходится двигаться в самых различных направлениях: по прямой, но дуге, в противоположную сторону, зигзагом и т. п.
Удары по мячусоставляют основу техники игры в футбол. При помощи ударов ногой игроки передают мяч партнеру, бьют по воротам, осуществляют ведение мяча и другие действия. Масса и скорость ударяющей в мяч ноги у дошкольников небольшие, поэтому и мяч не набирает большой скорости.
Удары по мячу ногой выполняются серединой подъема, внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы, носком и другими частями стопы и тела, которые реже применяются в игре.
Удары могут выполнятся по неподвижному, катящемуся, летящему и отскочившему от земли мячу. Удар по движущемуся мячу выполнить труднее, чем по неподвижному, потому что игрок вынужден в этом случае согласовывать свои движения с движением мяча во времени и по расстоянию.
Приемы мячаосуществляются подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, подъемом, носком, грудью и головой. Дошкольников следует учить более легким способам приема мяча: подошвой, внутренней и внешней стороной стопы. Приемы бедром, грудью, головой доступны только детям в более старшем возрасте.
Ведение мячаосуществляется последовательными толчками внешней или внутренней частью подъема, внутренней стороной, серединой подъема или носком , одной или поочередно то правой, то левой ногой. В зависимости от игровой ситуации ребенок при ведении мяча старается не отпускать мяч от себя или посылает дальше вперед. Если соперник близок, толчки производятся в нижнюю часть мяча, если далеко — в середину мяча.
Отбор мяча.При отборе мяча необходимо приблизиться к игроку, владеющему мячом, и, когда он потеряет контроль над мячом, послать ногу навстречу мячу. Необходимо предупредить детей, чтобы они играли осторожно, так как можно получить травму.
Вбрасывание мячаиз-за боковой линии осуществляется так: ребенок берет мяч обеими руками, пальцы расставлены, ноги ставятся в положение небольшого шага или параллельно. Отклонившись назад, он быстро бросает мяч, выпрямляя руки.
Приемы игры вратаря.В ходе игры вратарь почти не стоит на месте: он ловит мяч, отбивает его, защищая ворота, бросает пойманный мяч на поле или ведет его ногой, если есть возможность
продвинуться вперед.
Во время подвижных игр с мячом и самой игры в футбол дети учатся видеть мяч, партнеров по игре и расположение защитников. Они должны учиться выбегать на свободное место для получения мяча и не гоняться всем за мячом.
Методические рекомендации
Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. В начале обучения основное внимание детей направляется на овладение правильными движениями, а затем нужно стремится, чтобы они освоили сильные и точные удары и скорость движений.
Упражнения дети должны выполнять как правой, так и левой ногой. Обучение технике проводится постепенно путем усложнения условий выполнения движений. Например, удар по мячу надо проводить в такой последовательности: удар по неподвижному мячу, удар по мячу после его остановки, удар по мячу, движущемуся навстречу, и, наконец, следует переходить к изучению удара при движении самих занимающихся.
Начинать обучение ведению мяча лучше всего с ведения по прямой на бегу. Скорость бега при этом постепенно увеличивается. По мере того как дети овладевают этим действием, можно переходить к обучению ведения по дугам, зигзагами, с обводкой стоек — флажков. Наконец, следующий этап — это обучение ведению мяча при сопротивлении противника.
Ведение мяча совершенствуется в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх и самой игре в футбол.
Дети должны знать, что:
· мяч надо вести дальней от соперника ногой;
· при быстром беге удобнее вести мяч внешней частью подъема, а при медленном—любым способом;
· если навстречу бежит соперник, мяч следует вести внутренней частью подъема.
Если есть возможность дать мяч каждому ребенку, то это значительно повысит эмоциональность занятий и будет способствовать более быстрому освоению приемов.
cyberpedia.su
ISBN 985-6648-56-4.
Пособие посвящено актуальной проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста — обучению элементам спортивных игр, рекомендуемых базовой программой «Пралеска». Предлагается поэтапное и последовательное их изучение с использованием строгой системы подводящих и подготовительных упражнений.
Представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей, студентов и учащихся педагогических учебных заведений, родителей.
УДК 373.2:796.2/.3 ББК 74.100.5
© Шпак В. Г., 2004
© УП «ИВЦ Минфина», 2004
ПРЕДИСЛОВИЕ
Всестороннее гармоничное развитие личности возможно лишь при решении задач комплексного использования различных средств физического воспитания, важнейшими из которых являются разнообразные физические упражнения.
Из них наиболее разностороннее влияние на организм оказывают элементарные (подвижные) и спортивные игры, позволяющие воздействовать на весь комплекс двигательных способностей и совершенствовать полученные двигательные умения и навыки в быстро изменяющихся условиях игровой деятельности.
Благодаря играм ребенок может реализовывать свои возможности и способности. Это своеобразная школа адаптации к условиям жизни в обществе.
Основу спортивных игр составляют естественные виды движений и их сочетания. Поэтому обучению элементам спортивных игр, особенно таким популярным, как баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, хоккей и другим, уделяется внимание в программе воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении «Пралеска», а также в других программах по физическому воспитанию дошкольников.
В пособии даны правила некоторых спортивных игр, техника выполнения их основных элементов, методика обучения этим элементам, адаптированные для детей дошкольного возраста.
Нами описаны 144 подвижные игры и игровые задания, которые помогут совершенствовать полученные двигательные умения и навыки.
Элементы спортивных игр в детском саду
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемые элементы спортивных игр кажутся сложными для освоения детьми дошкольного возраста. Но, как свидетельствует отечественный и мировой опыт, чем раньше ребенка начинают учить технике физических упражнений, тем быстрее и прочнее он осваивает последующие действия. Яркое свидетельство этому — возрастание интереса тренеров специализированных спортивных школ к обучению различным видам спорта уже в дошкольном возрасте.
Нецелесообразно, на наш взгляд, при каждом дошкольном учреждении создавать команды по каким-либо спортивным играм. Они еще недоступны дошкольникам, так как имеют большое количество тактических комбинаций, что требует длительной спортивной тренировки и максимального напряжения сил. Но отдельные элементы предлагаемых игр, будучи эмоциональными, увлекательными видами движений, могут быть с успехом использованы педагогами дошкольного учреждения.
Изучать элементы спортивных игр лучше на специализированных занятиях по какому-либо виду игры, но определенную подготовительную работу можно проводить и на неспециализированных физкультурных занятиях.
Структура специализированного занятия, на котором деятельность педагога и детей посвящена решению задач обучения и совершенствования элементов спортивных игр, не отличается от структуры традиционного физкультурного занятия. Различие — лишь в подборе средств для каждой его части.
Например, в подготовительной части, если это баскетбол, гандбол, используются упражнения с мячом; если это настольный теннис или бадминтон — упражнения с ракеткой, если это хоккей — упражнения с клюшкой и т. д.
В основной части такого занятия применяются подводящие и подготовительные упражнения для освоения элементов техники изучаемого вида, а также подвижные игры и игровые задания для закрепления и совершенствования изученных ранее элементов.
Организация и методика проведения специализированных занятий достаточно полно освещена в методической литературе (Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992; Гришин В. Г., Осипов Н. В. Малыши открывают спорт. М., 1978 и др.), поэтому мы не останавливаемся на этом. К тому же изучать элементы спортивных игр можно на прогулках, во время самостоятельной игровой деятельности и при индивидуальной работе с дошкольниками.
На неспециализированном занятии, на котором не решаются специальные задачи по освоению элементов спортивных игр, можно использовать подводящие и подготовительные упражнения, техника которых близка к элементам спортивных игр.
Например, многие разновидности ходьбы и бега являются первыми шагами для последующего освоения перемещений в спортивных играх; различные виды бросаний и метаний мяча — передач, бросков и т. д.
В процессе обучения спортивным играм очень важно обеспечить сознательное освоение действий детьми. В этом важнейшая роль отводится педагогу, который должен быть профессионалом, владеющим техникой спортивных игр и методикой обучения, заинтересованным в результатах педагогической деятельности.
Базовая программа «Пралеска» обозначает лишь стратегические позиции в работе, дает значительную свободу действиям, что предполагает конкретизацию и дополнение отдельных разделов самим педагогом.
Используя пособие на практике, педагогам дошкольных учреждений необходимо внимательно ознакомиться с техникой выполнения различных элементов игры, с методикой обучения, типичными ошибками и приемами их устранения, а затем уже непосредственно работать с детьми.
Выберите наиболее знакомые вам 3—4 игры, для которых существуют необходимые условия в конкретном дошкольном учреждении. В зимний период рациональнее изучать элементы
Элементы спортивных игр в детском саду
В процессе обучения спортивным играм необходимо учитывать индивидуальную двигательную подготовленность ребенка, уровень здоровья, возраст. Для этого в пособии звездочками выделены упражнения, игры и игровые задания повышенной трудности, рекомендуемые для двигательно одаренных детей шестого года жизни и старше. Остальные дети вполне могут ос воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.
В программе нет разделения игр для девочек и мальчиков, не существует также и строгого правила, какие игры могут нравиться тем и другим. В этом случае нужно исходить прежде всего из интересов детей.
Надеемся, что пособие поможет педагогам дошкольных учреждений разнообразить занятия и активный отдых, научить правильному выполнению элементов спортивных игр, воспитывать выдержку, настойчивость, закалить волю и характер ребенка.
ФУТБОЛ
Для игры в футбол для детей дошкольного возраста используется облегченный мяч меньших размеров (желательно кожаный или пластиковый, но не резиновый). Лучший вариант — стандартный волейбольный мяч.
Каждая команда состоит из 5 — 8 детей (чем меньше размеры площадки, тем меньше игроков в команде) и нескольких запасных. Игра продолжается 30 мин. Время игры делится на две половины по 15 мин с 5-минутным перерывом.
Перед началом игры проводится жеребьевка, с помощью которой определяется сторона площадки или начальный удар. Мяч для начального удара ставится на землю в центре поля. Игра начинается по сигналу судьи одним из игроков команды, который назначается капитаном. Игроки команды соперников должны располагаться за линией центрального круга.
Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются пока недоступные детям угловой удар, положение вне игры, штрафные и свободные удары.
Элементы спортивных игр в детском саду
ФУТБОЛ
Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его товарищу по игре, забивать мяч в ворота. Все действия с мячом выполняются только ногами. Касание мяча головой или туловищем не считается ошибкой, а руками трогает мяч только вратарь. Кроме того, педагог может сам ввести некоторые ограничения (правила) в соответствии с поставленными задачами.
Из существующего многообразия технических приемов футбола дошкольников целесообразно обучать следующим: ударам по мячу ногой; остановкам мяча ногой; ведению мяча ногой; элементам тактических действий.
Удары по мячу ногами
Удары по мячу ногами составляют основу техники игры. С помощью удара ногой игроки передают мяч друг другу, бьют по воротам, выполняют ведение мяча. По способу выполнения удары подразделяются: внутренней стороной стопы; средней частью подъема; внутренней частью подъема; внешней частью подъема; носком; пяткой.
Выделяют две основные фазы движений, общие для всех способов: предварительная, состоит из разбега и постановки опорной ноги; рабочая, представлена ударным движением и про водкой.
megalektsii.ru
ФУТБОЛ для дошкольников
ЧТО ТАКОЕ ФУТБОЛ? • Что такое футбол? Футбол (от англ. foot — нога, ball — мяч) — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.
ИСТОРИЯ ФУТБОЛА • История футбола Игры, похожие на современный футбол, существовали довольно давно у разных народов, однако первые записанные правила датированы 1848 годом. Датой рождения футбола считается 1863 год, когда была организована первая Ассоциация футбола и составлены правила, похожие на современные.
ПРАВИЛА ИГРЫ Футбольная игра называется матч, который в свою очередь состоит из двух таймов по 45 минут. Пауза между первым и вторым таймами составляет 15 минут. В футбол играют на поле с травяным или синтетическим покрытием. В игре участвуют две команды: в каждой по 11 человек. Один человек в команде (вратарь) может играть руками в штрафной площади у своих ворот, его основной задачей является защита ворот.
• Остальные игроки также имеют свои задачи и позиции на поле. • Защитники располагаются в основном на своей половине поля, их задача — противодействовать нападающим игрокам противоположной команды. • Полузащитники действуют в середине поля, их роль — помогать защитникам или нападающим в зависимости от игровой ситуации. • Нападающие располагаются, преимущественно на половине поля соперника, основная задача — забивать голы.
• Цель игры — забить мяч в ворота противника, сделать это как можно большее количество раз и постараться не допустить гола в свои ворота. Матч выигрывает команда, забившая большее количество голов. В случае, если в течение двух таймов команды забили одинаковое количество голов, то или фиксируется ничья, или победитель выявляется согласно установленному регламенту матча. В этом случае может быть назначено дополнительное время — ещё два тайма по 15 минут каждый.
ФУТБОЛЬНЫЕ ВОРОТА • Футбольные ворота Сначала ворота были сделаны из двух палок, без перекладины между ними. Представляете, как трудно приходилось футбольным вратарям поначалу!? Только через три года между палками натянули веревку, а вот сетка на воротах впервые оказалась лишь в конце XIX века.
ФУТБОЛЬНЫЙ МЯЧ • Кожаный мяч Telstar был сшит вручную из 32 элементов – 12 пятиугольных и 20 шестиугольных панелей – и стал самым круглым мячом тех лет. Его дизайн навсегда вошел в историю футбола. Белый мяч, украшенный черными пятиугольниками – Telstar (Star of Television, «Телезвезда» ) гораздо лучше заметен на черно-белом экране. Этот мяч стал прототипом последующих поколений.
ФУТБОЛЬНАЯ ФОРМА Выходя на футбольное поле , нельзя забывать о безопасности. Футболист должен использовать только ту экипировку, которая обеспечивает ему и остальным игрокам полную безопасность. А это , прежде всего, футболка , шорты , гетры , щитки и удобная обувь.
ЗВЕЗДЫ МИРОВОГО ФУТБОЛА
ЗВЕЗДЫ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА
present5.com