28 февраля компания iFORS подписала договор о сотрудничестве с Московской федерацией футбола и Центром по подготовке детско-юношеских тренеров им. К.И. Бескова.
В рамках соглашения компания iFORS будут проводить регулярные семинары и мастер-классы для тренеров, обучающихся в Центре имени К.И. Бескова или принимающих участие в официальных московских соревнованиях по футболу. Также запланированы совместные конференции и круглые столы, посвященные внедрению IT-технологий в тренировочный процесс московских футбольных школ и любительских клубов.
«Московская федерация футбола всегда с интересом относится к различным разработкам и инновациям в сфере футбола. Мы считаем, что внедрение IT-технологий это неизбежный процесс, который успешно и повсеместно применяется в профессиональных футбольных клубах, а значит, данный опыт может и должен быть перенесен в футбольные школы. Компания iFORS уже зарекомендовала себя как надёжного партнёра, их лекции в Центре имени К.И. Бескова пользуется успехом у будущих тренеров, поэтому мы надеемся на плодотворное сотрудничество».
Заместитель директора Центра им. К.И. Бескова Вадим Визе:
«Мое сотрудничество с компанией iFORS началось еще в тот период, когда я работал в академии «Спартака» им. Ф.Ф. Черенкова. Мы вместе разрабатывали сегмент «Психология» программы SmartSport, который позволяет проводить тестирование юных футболистов.
На сегодняшний день компания iFORS оказывает содействие в проведении семинаров в Центре по подготовке детско-юношеских тренеров им. К.И. Бескова по обучению тренеров новейшим IT-технологиям в футболе. Система позволяет в кратчайшие сроки готовить конспекты учебно-тренировочных занятий и анализировать учебно-соревновательный процесс спортивных школ и академий. Это очень перспективное направление, и мы считаем, что за ним будущее».
Директор отделения по спортивному направлению компании iFORS Олег Голосов
«Мы хотим рассказать как можно большему количеству тренеров о возможностях IT-технологий и их важной роли. Наша система позволяет анализировать данные, полученные из различных статистических источников и планировать учебно-тренировочные занятия, исходя из полученных сведений.
Соглашение с Московской федерацией футбола – важный шаг для нас, так как МФФ – передовая организация, которая проводит соревнования среди большого количества команд – как детских, так и любительских, и для каждой из них мы можем предложить интересное решение, которое позволит упростить жизнь тренера и повысить эффективность тренировочного процесса».
i.fors.ru
В статье доступным языком объясняется о юридических услугах в сфере спорта, а именно футбола. Рассказывается, когда и как может действовать юрист в сфере футбола.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере спорта, является Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Так вот, чтобы вид спорта стал «признанным» в России, должна быть аккредитована общероссийская спортивная федерация по нему. На спортивные федерации распространяются нормы Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Аккредитацией общественных организаций, которые хотят получить статус общероссийской спортивной федерации, занимается Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.
Общероссийская спортивная федерация весьма авторитетна в своем виде спорта и по ФЗ от 04.12.2007 N 329-ФЗ обладает довольно широким набором прав, которые перечислены в ст. 16 указанного закона.
В области футбола общероссийской спортивной федерацией является «Российский футбольный союз», также почти в каждом субъекте есть региональная футбольная федерация, которые организуют общероссийские и региональные кубки соответственно. На международном уровне чемпионатом мира руководит FIFA (от французского «Fédération internationale de football association»). Одной из шести континентальных организаций, подчиненных ФИФА, занимающейся европейскими соревнованиями является UEFA (от англ. — Union of European Football Associations).
В основном деятельность агентов регулируется регламентом РФС по агентской деятельности, утвержденным Постановлением Исполкома РФС № 154/8 от 18 декабря 2013 года.
Агент занимается, в основном, оказанием услуг футболистам, достигшим 16 лет, и футбольным клубам при переходе футболистов из клуба в клуб, заключении трудовых договоров. Чтобы стать футбольным агентом, нужно получить лицензию (зарегистрироваться в качестве ИП, сдать экзамен и т.д.). Лицензия действует 5 лет с момента получения. Сейчас на всю страну зарегистрирован 81 футбольный агент. Агентский договор между ним и футболистом регистрируется в течение 30 дней в РФС, чтобы в последующем избежать конфликта интересов и прочих неприятностей. Комиссия РФС по деятельности агентов футболистов тщательно следит за деятельностью агентов и даже каждый год проверяет их налоговые декларации, также комиссия имеет право штрафовать агентов на сумму до 500 тыс. рублей, приостанавливать лицензии и прекращать их действие.
По общему правилу никто, кроме агентов, не имеет права заниматься посредничеством при заключении договоров между клубами и футболистами, но есть исключения. Вместо агента содействовать заключению договора могут родители, родные братья и сестры футболиста, а также лицо, имеющее высшее юридическое образование.
В первую очередь юрист в сфере футбола может выступать посредником вместо агента, и его имя впишут в платежную декларацию от клуба, который заключает договор с футболистом при переходе (трансфере). Декларация нужна, чтобы предъявить ее в РФС (ну, или ФИФА либо УЕФА, когда договор на международном уровне).
Также юридическая помощь может пригодиться при разработке текста трудовых договоров. В трудовом кодексе есть целая глава, посвященная спортсменам (Глава 54.1 Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров).
Еще часто возникают споры по всяким дополнительным гарантиям для футболистов. Они являются обычными гражданско-правовыми обязательствами и по ним можно судиться в судах общей юрисдикции. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (п. 1). «Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя».
Верх мастерства юриста, когда его помощь требуется при разрешении различных дисциплинарных споров в Палате по разрешению споров ФИФА, РФС и Спортивном арбитражном суде.
Таким образом, спортивное право – довольно перспективная и интересная сфера деятельности. Сейчас даже в вузах вводятся программы, например, в РУДН есть магистратура «Юрист в сфере спорта, шоу-бизнеса и рекламы».
anwaltnn.ru
The article is devoted to the peculiarities of the transfer contract underage players. From the standpoint of legal regulation is considered to protect the rights and interests of young players. The restrictions on transfer of a minor player from one sport to another school, and compensation for training the player were analyzed.
Keywords: juvenile football transition.
Основой развития профессионального спорта является воспитание и подготовка молодых футболистов. В футболе воспитанием молодых футболистов занимаются сами профессиональные клубы или отдельные спортивные школы. На практике важно закрепить права на воспитанника за спортивной школой или клубом, который его воспитывает, чтобы стимулировать последние максимально и эффективно вкладывать ресурсы в развитие спортсмена. По этой причине Регламент РФС запрещает внутрироссийские переходы из одного клуба в другой футболистов в возрасте до 16 лет, а Регламент ФИФА, регулирующий международные переходы, до 18 лет.
В процессе развития профессиональных качеств нельзя забывать, что футболист, не достигший совершеннолетия, является ребенком, для которого важно сохранить культурную идентичность с целью формирования полноценной личности. Поэтому важно наложение юридических обязательств на клуб по организации получения несовершеннолетним футболистом качественного и достаточного образования.
Более того, этично не допускать использование несовершеннолетнего футболиста в качестве инструмента для достижения финансовой выгоды. Здесь важно учитывать не сколько права человека, а тот факт, что лишь один из десяти воспитанников продолжает свою карьеру в качестве игрока. Показывая близость финансовой независимости, мы усугубляем и без того острую проблему получения общего образования для несовершеннолетнего футболиста.
В 54 главе Трудового кодекса Российской Федерации, который посвящен особенностям регулирования труда спортсменов и тренеров, нет норм, регулирующих трансферные контракты несовершеннолетних футболистов.
Однако п.6 ст. 3488 Трудового кодекса Российской федерации устанавливает, что в случае временного перевода спортсмена, не достигшего возраста восемнадцати лет, к другому работодателю трудовой договор с ним по месту временной работы заключается в порядке, установленным Трудовым кодексом для заключения трудовых договоров соответствующего возраста. Данные обязательства работодателя перед спортсменом включают в себя медицинские обследования спортсмена за счет работодателя, предшествующие заключению трудового договора, а также иные гарантии, которые предусмотрены трудовым законодательством.
На особую необходимость правовой защиты несовершеннолетних футболистов ФИФА обратила внимание в 2009 году, обязав клубы гарантировать игроку высшее и/или школьное и/или профессиональное обучение и/или подготовку, помимо его футбольного обучения и/или подготовки, что позволит несовершеннолетнему футболисту, если он оставит профессиональный спорт, заняться другой, не связанной с футболом, карьерой, а также сделать все необходимое для обеспечения оптимального уровня жизни и/или место проживании и прочее.
Важным является то, что часть Регламента РФС, касающаяся несовершеннолетних футболистов, заимствована из Регламента ФИФА. Это позволяет обеспечить защиту прав молодых игроков на качественно новом для российского футбола уровне. Если опытные болельщики помнят об историях Аршавина и Семшова, которым приходилось заниматься образованием непосредственно между тренировками или в автобусе, то сейчас инфраструктура российских клубов значительно изменилась, и академии «Краснодара», «Зенита», «Спартака» и ряда других клубов, учитывая мировой опыт, обеспечивают необходимые условия для спортсменов как в профессиональной подготовке, так и в образовании, и недавний успех юношеской сборной до 19 лет на чемпионате Европы тому яркое подтверждение. Учитывая частоту физических нагрузок, которые могут достигать до двух тренировок в день, а также необходимость в связи с возрастом спортсмена и в силу соблюдения Международных обязательств ограничивать физическую нагрузку в связи с физиологическими особенностями детского организма, вектор развития предложенный ФИФА защищает права детей. А в вопросе детского спорта именно права несовершеннолетних футболистов являются ключевыми.
В этом ключе важно отметить, что согласно ст. 1 Ковенции N 138 каждый член Международной организации труда, для которого эта Конвенция имеет силу, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков. В соответствии со ст. 2 Конвенции «минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет».
Международные переходы молодых футболистов запрещены. Исключением являются случаи, когда родители переезжают в другую страну, где находится новый клуб, по причинам, не связанным с футболом, и если игрок проживает не далее 50 км от границы страны, и клуб соседней ассоциации, в котором хочет зарегистрироваться игрок, также находится в пределах 50 км от этой границы. Характерно, что на все переходы, осуществляемые на территории Европейского союза или Европейской экономической зоны, ограничений для футболистов в возрасте от 16 до 18 лет нет.
Но зачастую, когда молодой футболист обладая высоким талантом и спортивными качествами, не может продолжить свое профессиональное развитие, так как его спортивная школа или клуб не могут предоставить ему более качественные условия подготовки, лучший или в некоторых случаях единственным вариантом остается переезд в другую страну. С такой проблемой столкнулся Денис Черышев, выступающий сейчас за «Реал Мадрид».
Регламентом РФС установлен механизм солидарности в отношении компенсационных выплат за подготовку юных футболистов. Однако это право получает только та спортивная школа, из которой молодой футболист непосредственно переходит в свой первый профессиональный футбольный клуб. Другие любительские футбольные клубы и спортивные школы, ранее принимавшие участие в воспитании футболиста не могут претендовать на какие-либо компенсации. Но возможно такое, что наибольший вклад в развитие и подготовку футболиста внесла на последняя школа или клуб, а предыдущие. В связи с этим у них возникает обоснованное желание нормативно установить право требовать компенсационную выплату.
Таким образом, существующая нормативно-правовая база ограничивает право перемещения молодых игроков, ради достижения как интересов самого игрока, в частности в получении образования, так и интересов спортивной школы или клуба, который его воспитывает, чтобы стимулировать последние прикладывать максимум усилий для развития молодого футболиста. Заинтересованность клуба, выраженная в возможности получения компенсационной выплаты, защищает игрока и позволяет получить ему как можно более комфортные и подходящие условия для развития.
Литература:
moluch.ru
05 марта 2011 года Исполком Российского футбольного союза (далее по тексту - «РФС») утвердил столь долгожданный новый Регламент по статусу и переходам (трансферу) футболистов. Предыдущий регламент, принятый в 2006 году, морально устарел, а также во многом не соответствовал законодательству Российской Федерации о физической культуре и спорте и трудовому законодательству, которое с 2006 года претерпело существенные изменения. Кроме того, с момента принятия предыдущего регламента неоднократно совершенствовались правила ФИФА, касающиеся переходов футболистов.
В разработке регламента принимали участие специалисты РФС и РФПЛ, а также юристы ведущих российских футбольных клубов. На разных этапах в заседаниях рабочей группы по подготовке регламента принимали участие представители Общероссийского профсоюза футболистов и Ассоциации футбольных агентов.
Регламент по статусу и переходам (трансферу) футболистов регулирует отношения в области:
1) статуса футболистов, зарегистрированных за футбольные клубы (спортивные школы), участвующие в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС;
2) регистрации футболистов за футбольные клубы (спортивные школы), участвующие в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС;
3) перехода (трансфера) футболистов из футбольных клубов (спортивных школ), участвующих в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС, в футбольные клубы (спортивные школы), участвующие в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС;
4) компенсации расходов футбольных клубов (спортивных школ), участвующих в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС, на обучение и подготовку футболистов;
5) разрешения споров между субъектами футбола, в том числе футбольными клубами, участвующими в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС; спортивными школами, участвующими в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС; футболистами, зарегистрированными за футбольные клубы (спортивные школы), участвующие в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС; тренерами, зарегистрированными за футбольные клубы (спортивные школы), участвующие в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС; футбольными агентами, имеющими лицензию РФС;
6) применения спортивных санкций за нарушение положений регламента.
В данной статье мы рассмотрим основные новеллы, предусмотренные Регламентом по статусу и переходам (трансферу) футболистов.
Регистрация футболистов
Положения Регламента о регистрации футболистов приведены в соответствие с регламентом ФИФА по статусу и переходам игроков, при этом ФИФА не позволяет вносить в эти положения какие-либо изменения по сравнению со своим документом.
Взамен многосложных процедур регистрации трудовых договоров с футболистами, регистрации футболистов в качестве участников соревнований и регистрации футболистов в Единой информационной автоматизированной системе (ЕИАС РФС) введена единая процедура регистрации, которая осуществляется только в пределах одного из двух регистрационных периодов (первый регистрационный период - не более 12-ти недель до начала спортивного сезона, второй регистрационный период - не более 4-х недель в середине спортивного сезона - прим. автора).
В порядке исключения, регистрация футболиста-профессионала может проводиться вне регистрационного периода в течение 30-ти календарных дней после окончания соответствующего регистрационного периода в случаях:
1) ликвидации профессионального футбольного клуба или утраты им профессионального статуса в течение текущего регистрационного периода;
2) истечения срока действия трудового договора или досрочного расторжения трудового договора в течение текущего регистрационного периода.
Решение о регистрации футболиста-профессионала вне регистрационного периода принимается Комитетом по статусу игроков в каждом конкретном случае по заявлению профессионального футбольного клуба, желающего зарегистрировать футболиста-профессионала.
Трансферные контракты и трансферные выплаты
Изменения коснулись условий заключения трансферного контракта. Переход футболиста-профессионала, имеющего действующий трудовой договор с профессиональным футбольным клубом, в новый профессиональный футбольный клуб осуществляется на основании трансферного контракта, заключаемого между новым и прежним профессиональными футбольными клубами футболиста-профессионала. Трансферный контракт заключается по типовой форме (Приложение № 5 к регламенту), которая обязательна для применения сторонами, однако стороны контракта вправе дополнять указанную типовую форму положениями, не противоречащими Регламенту.
Трансферный контракт отныне будет заключаться только в случае перехода футболиста, имеющего действующий трудовой договор. Переход футболиста по окончании срока трудового договора или при его досрочном прекращении, если при этом клуб имеет право на получение компенсации за подготовку такого футболиста, осуществляется на основании договора о компенсационных выплатах.
Трансферный контракт может включать в себя условие о трансферной выплате, которую новый профессиональный футбольный клуб футболиста-профессионала производит в пользу прежнего профессионального футбольного клуба футболиста-профессионала. Под трансферной выплатой в регламенте понимаются денежные средства, которые один профессиональный футбольный клуб выплачивает другому профессиональному футбольному клубу при переходе (трансфере) футболиста-профессионала. Ранее регламент по статусу не содержал понятия трансферной выплаты и фактически подменялся компенсацией за подготовку.
В соответствии с требованиями ФИФА в Регламент введено требование о том, что ни один футбольный клуб не должен заключать каких-либо договоров (контрактов, соглашений), которые позволяют другой стороне указанного договора (контракта, соглашения) или любому третьему лицу приобрести право оказывать влияние в трудовых и трансферных вопросах на его независимость, политику или выступление его футбольных команд. В частности, в трансферном контракте о переходе футболиста зачастую предусматривается запрет футболисту на участие в течение определенного периода в матчах со своей бывшей командой. Отныне подобные условия трансферных контрактов будут являться незаконными, а трансферные контракты, содержащие такие условия, не будут зарегистрированы.
Расторжение трудового договора по инициативе футболиста
В соответствии со статьей 348.12 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре со спортсменом может быть предусмотрено условие об обязанности спортсмена произвести в пользу работодателя денежную выплату в случае расторжения трудового договора по инициативе спортсмена (по собственному желанию) без уважительных причин, а также в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям.
Реализуя указанную норму трудового законодательства, Регламент РФС по статусу и переходам (транфсеру) футболистов устанавливает, что в случае досрочного расторжения трудового договора по инициативе футболиста-профессионала (по собственному желанию) без уважительных причин профессиональный футбольный клуб имеет право на получение компенсации (выплаты) за такое расторжение в размере, установленном трудовым договором. В случае если размер компенсации (выплаты) не предусмотрен трудовым договором, то он определяется Палатой по разрешению споров.
При наличии уважительных причин для досрочного расторжения трудового договора по инициативе футболиста-профессионала (по собственному желанию) компенсация (выплата) за расторжение трудового договора в данном случае не выплачивается.
Законодатель в Трудовом кодексе не установил перечень уважительных причин расторжения трудового договора по инициативе спортсмена, оставив это на откуп общероссийским спортивным федерациям. Уважительными причинами расторжения трудового договора по инициативе футболиста-профессионала (по собственному желанию) в соответствии с регламентом являются:
1) существенное нарушение профессиональным футбольным клубом трудового договора и (или) локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
2) утрата футбольным клубом профессионального статуса;
3) восстановление любительского статуса футболистом-профессионалом в соответствии с Регламентом. Однако во избежание злоупотреблений со стороны футболистов, если в течение 30 (тридцати) месяцев со дня восстановления любительского статуса футболист регистрируется в качестве профессионала, он обязан выплатить профессиональному футбольному клубу, в котором указанный футболист был зарегистрирован до восстановления любительского статуса, компенсацию за подготовку и компенсацию (выплату) за досрочное расторжение трудового договора без уважительных причин.
Перечень уважительных причин не является исчерпывающим, иные уважительные причины расторжения трудового договора по собственному желанию стороны вправе установить непосредственно в трудовом договоре.
Компенсация за подготовку футболистов
Компенсация за подготовку футболиста выплачивается футбольным клубам (спортивным школам), осуществлявшим подготовку футболиста, в следующих случаях:
1) когда футболист, до окончания спортивного сезона, в котором он достигает возраста 23 лет, впервые подписывает свой первый трудовой договор с профессиональным футбольным клубом;
2) при переходе футболиста-профессионала из одного профессионального футбольного клуба в другой профессиональный футбольный клуб, в предусмотренных Регламентом случаях.
При подписании футболистом, не достигшим возраста 23 лет, первого трудового договора с профессиональным футбольным клубом, этот профессиональный футбольный клуб обязан выплатить компенсацию за подготовку всем спортивным школам (любительским футбольным клубам), в которых футболист проходил обучение и подготовку в период с 12 лет до 21 года.
Размер компенсации рассчитывается исходя из базовой суммы компенсации, умноженной на коэффициент профессионального футбольного клуба, с которым футболист подписывает первый трудовой договор (клуб РФПЛ имеет коэффициент 3, клуб первого дивизиона - 2, клуб второго дивизиона - 1, все остальные профессиональные клубы - 1). Базовая сумма компенсации за подготовку рассчитывается в зависимости от количества лет (если менее одного года, то рассчитывается пропорционально), в течение которых футболист был зарегистрирован за спортивной школой (любительским футбольным клубом), в следующих размерах за каждый год обучения и подготовки:
1) календарный год 12-го дня рождения: 20 000 рублей;
2) календарный год 13-го дня рождения: 20 000 рублей;
3) календарный год 14-го дня рождения: 20 000 рублей;
4) календарный год 15-го дня рождения: 20 000 рублей;
5) календарный год 16-го дня рождения: 40 000 рублей;
6) календарный год 17-го дня рождения: 40 000 рублей;
7) календарный год 18-го дня рождения: 40 000 рублей;
8) календарный год 19-го дня рождения: 40 000 рублей;
9) календарный год 20-го дня рождения: 40 000 рублей;
10) календарный год 21-го дня рождения: 40 000 рублей.
Ранее размер компенсации определялся исходя из базовой суммы компенсации в размере 100 000 рублей за весь период подготовки футболиста начиная с 12 лет, и эту компенсацию получала только последняя спортивная школа, в которой воспитывался футболист, что, безусловно, являлось несправедливым.
Кроме того, для спортивных школ при профессиональном футбольном клубе (т.е. спортивных школ, учрежденных профессиональными футбольными клубами, либо являющихся дочерними организациями или структурными подразделениями профессиональных футбольных клубов) Регламент предусматривает особые условия получения компенсации за подготовку футболистов, что должно стимулировать подготовку профессиональными футбольными клубами собственных футболистов. В случае если футболист проходил обучение и подготовку в спортивной школе при профессиональном футбольном клубе, базовая сумма компенсации за подготовку определяется как сумма фактически произведенных и документально подтвержденных затрат школы на обучение и подготовку данного футболиста либо как сумма, указанная в договоре об обучении и подготовке между школой и данным футболистом. Однако данное положение будет введено в действие несколько позже на основании отдельного решения Исполкома РФС.
По окончании срока действия трудового договора футболиста-профессионала с профессиональным футбольным клубом никакая компенсация не выплачивается. В качестве исключения из этого правила устанавливается, что, если профессиональный футбольный клуб предлагает футболисту-профессионалу до окончания спортивного сезона, в котором он достигает возраста 23 лет, заключить новый трудовой договор на аналогичных или улучшенных финансовых и иных условиях, а этот футболист-профессионал, тем не менее, отказывается заключить указанный предлагаемый новый трудовой договор и переходит в новый профессиональный футбольный клуб в связи с истечением срока действия прежнего трудового договора, прежнему профессиональному футбольному клубу новый профессиональный футбольный клуб выплачивает компенсацию за подготовку данного футболиста. Если прежний профессиональный футбольный клуб не предлагает футболисту-профессионалу до окончания спортивного сезона, в котором он достигает возраста 23 лет, заключить новый трудовой договор на аналогичных или улучшенных финансовых и иных условиях, компенсация за подготовку прежнему профессиональному футбольному клубу не выплачивается. Предложение о заключении нового трудового договора профессиональный футбольный клуб должен сделать футболисту-профессионалу в письменной форме в срок не позднее, чем за 60 календарных дней до окончания срока действия имеющегося трудового договора. Указанное предложение передается профессиональным футбольным клубом под роспись лично футболисту-профессионалу, а в случае невозможности предоставить лично - направляется по месту постоянной регистрации футболиста-профессионала заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, обеспечивающим фиксирование вручения письма адресату.
Компенсация за подготовку футболиста в указанном случае рассчитывается исходя из размера должностного оклада футболиста-профессионала и расходов на его лечение за период работы в прежнем профессиональном футбольном клубе (но не более чем за 5 лет) без применения коэффициента категории нового профессионального футбольного клуба.
Ранее компенсация за подготовку футболиста подлежала выплате в любом случае после прекращения трудового договора до достижения футболистом возраста 23 лет, и рассчитывалась такая компенсация исходя из размера дохода футболиста-профессионала за период работы в прежнем профессиональном футбольном клубе (но не более чем за 5 лет) с применением коэффициента категории нового профессионального футбольного клуба.
К сожалению, ранее нередки были ситуации, когда после прекращения трудового договора с футболистом футбольный клуб не желал перезаключать его, а футболист не мог трудоустроиться и найти себе новую команду из-за завышенного размера компенсации, который за него требовал предыдущий клуб. Как результат многие молодые игроки вынуждены переходить в любители либо вовсе заканчивать с футболом.
Отмена коэффициента при расчете компенсации за подготовку обусловлена тем, что футбольные клубы должны окупать свои затраты на подготовку футболиста, а не зарабатывать на игроке. Это является справедливым, учитывая тот факт, что на протяжении всей своей карьеры футболист и так будет приносить футбольным клубам и спортивным школам, участвовавшим в его подготовке, прибыль в связи с введением механизма солидарности.
Однако следует отметить, что положения статьи 23 Регламента, регулирующие компенсацию за подготовку футболиста при его переходе из одного профессионального футбольного клуба в другой по окончании срока действия трудового договора, вступят в силу после дополнительного утверждения конференцией Российского футбольного союза в мае 2011 года.
Механизм солидарности
При переходе футболиста-профессионала в новый профессиональный футбольный клуб до истечения срока действия его трудового договора с прежним профессиональным футбольным клубом любой футбольный клуб (спортивная школа), в которых данный футболист проходил обучение и подготовку, имеет право получить солидарную выплату.
Новый профессиональный футбольный клуб футболиста-профессионала отныне обязан выплатить 5% от суммы трансферной выплаты, которая полагается прежнему профессиональному футбольному клубу футболиста-профессионала в качестве солидарной выплаты, которая распределяется между всеми футбольными клубами (спортивными школами), участвовавшими в подготовке футболиста-профессионала.
Размер солидарной выплаты, получаемой футбольным клубом (спортивной школой) за подготовку футболиста, рассчитывается в зависимости от количества лет (если менее одного года, то рассчитывается пропорционально), в течение которых футболист был зарегистрирован за футбольным клубом (спортивной школой), в следующих размерах за каждый год обучения и подготовки:
1) Календарный год 12-го дня рождения - 0,25% от общей суммы выплаты;
2) Календарный год 13-го дня рождения - 0,25% от общей суммы выплаты;
3) Календарный год 14-го дня рождения - 0,25% от общей суммы выплаты;
4) Календарный год 15-го дня рождения - 0,25% от общей суммы выплаты;
5) Календарный год 16-го дня рождения - 0,5% от общей суммы выплаты;
6) Календарный год 17-го дня рождения - 0,5% от общей суммы выплаты;
7) Календарный год 18-го дня рождения - 0,5% от общей суммы выплаты;
8) Календарный год 19-го дня рождения - 0,5% от общей суммы выплаты;
9) Календарный год 20-го дня рождения - 0,5% от общей суммы выплаты;
10) Календарный год 21-го дня рождения - 0,5% от общей суммы выплаты;
11) Календарный год 22-го дня рождения - 0,5% от общей суммы выплаты;
12) Календарный год 23-го дня рождения - 0,5% от общей суммы выплаты.
Введение механизма солидарности обусловлено стремлением улучшить финансовое положение спортивных школ, а также стимулированием футбольных клубов к подготовке собственных воспитанников.
Аренда футболиста
В соответствии с регламентом футболист-профессионал вправе переходить в другой футбольный клуб для временного выступления на условиях «аренды» на основании трансферного контракта на условиях «аренды». В случае перехода на условиях «аренды» футболист-профессионал и профессиональный футбольный клуб, из которого переходит футболист-профессионал, вправе:
1) либо досрочно расторгнуть действующий трудовой договор и заключить новый трудовой договор с условием о начале работы после окончания срока временного выступления футболиста-профессионала за другой футбольный клуб;
2) либо приостановить действие трудового договора футболиста-профессионала и оформить временный перевод в другой футбольный клуб в соответствии с положениями трудового законодательства Российской Федерации.
До принятия главы 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров) законодатель не признавал «аренду», поэтому ранее при «аренде» действующий трудовой договор футболиста с футбольным клубом расторгался и между ними заключался «отлагательный» трудовой договор, по которому футболист приступал к работе в клубе по окончании срока «аренды».
С изменениями 2008 года в Трудовом кодексе Российской Федерации появилась статья 348.4, в соответствии с которой, когда работодатель не имеет возможности обеспечить участие спортсмена в спортивных соревнованиях, допускается по согласованию между работодателями временный перевод спортсмена с его письменного согласия к другому работодателю на срок, не превышающий одного года. На период временного перевода спортсмена к другому работодателю действие первоначально заключенного трудового договора приостанавливается. Таким образом, в законодательстве появился легальный механизм «аренды».
Однако регламент предусматривает возможность альтернативы, футбольные клубы могут оформлять аренду как старым способом, т.е. с заключением «отлагательного» договора, так и новым способом - путем временного перевода. Это обусловлено тем, что временный перевод законодатель допускает только на срок не более одного года, в то время как «аренда» не всегда ограничивается годичным сроком, в частности в переходном сезоне 2011/ 2012 года, который продлится полтора года.
Внутрироссийские переходы несовершеннолетних футболистов
В целях защиты несовершеннолетних футболистов и предупреждения «хищения» талантливых воспитанников из регионов Регламент вводит ограничение на внутрироссийские переходы несовершеннолетних футболистов в возрасте до 16 лет. В соответствии с правилами ФИФА международные переходы футболистов в возрасте до 18 лет не допускаются вообще.
Внутрироссийские переходы (то есть переходы футболистов из одного футбольного клуба (спортивной школы), участвующего в соревнованиях под эгидой РФС, в другой футбольный клуб (спортивную школу), участвующий в соревнованиях под эгидой РФС) футболистов, не достигших возраста 16 лет, не допускаются, за исключением следующих случаев:
1) родители футболиста переезжают на постоянное жительство в другой субъект Российской Федерации по причинам, не связанным с переходом (трансфером) футболиста в футбольный клуб (спортивную школу), находящийся в этом регионе;
2) переход (трансфер) осуществляется между футбольными клубами (спортивными школами), юридически и фактически находящимися в одном субъекте Российской Федерации;
3) когда Комитетом по статусу игроков будет принято решение о разрешении перехода футболиста в связи с ненадлежащими условиями подготовки этого футболиста в прежнем футбольном клубе (спортивной школе).
Футбольный клуб (спортивная школа), нарушивший указанное ограничение и зарегистрировавший футболиста, не достигшего возраста 16 лет, лишается в дальнейшем права на компенсацию за подготовку этого футболиста и права на получение выплат по механизму солидарности за этого футболиста. Таким образом, переманивание молодых футболистов станет экономически невыгодным занятием.
Однако следует отметить, что положения статьи 1 Приложения № 2 Регламента, регулирующие внутрироссийские переходы несовершеннолетних футболистов, вступят в силу после дополнительного утверждения конференцией Российского футбольного союза в мае 2011 года.
Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов стал итогом длительной и кропотливой работы многих специалистов российского футбола. Вполне логично выглядело бы его принятие до начала регистрационного периода перед спортивным сезоном 2011/2012 года. Однако разработка регламента весьма затянулась, ради качества документа пришлось пожертвовать скоростью его принятия. Регламент вступает в силу с 1 мая 2011 года, но по-настоящему пройдет обкатку в ближайший регистрационный период - в августе 2011 года. Реформа самого важного документа, регулирующего деятельность футболистов, безусловно, стоит считать большим достижением Российского футбольного союза.
bmsi.ru
Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, президент Национального объединения спортивных юристов РФ, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов "Спорт: экономика, право, управление" и "Право и государство: теория и практика", заместитель председателя Научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации.
Впервые в юриспруденции обобщена, структурирована и представлена система нормативных правовых и регламентных актов, регулирующих сферу футбола, являющаяся одним из важнейших юридических критериев, по которым строится футбольное право как новейшее: комплексный правовой институт спортивного права, раздел юридической науки и учебная дисциплина.
Ключевые слова: спорт, спортивное право, футбол, футбольное право, источники футбольного права, нормативно-правовые акты, Lex Sportiva.
Football law: sources of regulation of football relations
S.V. Alekseev
Alekseev Sergey V., Chairman of the Sports Law Commission of the Association of Lawyers of Russia, President of the National Association of Sports Lawyers of the Russian Federation, Professor at O.E. Kutafin Moscow State Law University (MSLA), the Law Department of the Academy of Labor and Social Relations of the Federation of Independent Trade Unions of Russia, Vice Rector of Academic International Institute, Editor-in-Chief of Journals "Sport: Economy, Law, Management" and "Law and State: Theory and Practice", Deputy Chairman of the Scientific and Advisory Council at the Civic Chamber of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Honored Worker of Science and Technology of the Russian Federation.
For the first time in law, the system of statutory instruments and regulatory acts governing football was generalized, structured and introduced as one of the most important legal criteria, which is used to develop football law: complex legal institution of sports law, legal sub-discipline and academic subject.
Key words: sport, sports law, football, football law, sources of football law, statutory instruments, Lex Sportiva.
К началу нового тысячелетия в ведущих странах мира сложилось общее понимание роли и места спорта в жизни государства, общества и личности, являющийся неотъемлемой частью общественной жизни. Спорт, зачастую называют социально-экономическим феноменом XX и начала XXI в., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной нам культуры. Система норм, регулирующих спортивные отношения, то есть спортивное право <1> - это новейшее направление российской юриспруденции, охватывающее общественные возникающие в сфере физической культуры и спорта.
<1> См.: Алексеев С.В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013, 2014; Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008, 2013; Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010, 2013; Алексеев С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013, 2014; Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2013; Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014; Алексеев С.В. Спортивный маркетинг. Правовое регулирование: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.
Наиболее масштабное явление современного спортивного движения - футбол - самая популярная и динамично развивающаяся командная спортивная игра в мире. Функционирование и развитие футбольного движения современности возможно лишь на основе эффективной нормативной базы футбольного права.
Футбольное право - это новейшее направление юриспруденции, охватывающее общественные отношения, возникающие в такой социально значимой сфере, как футбол <2>. По мере развития футбольного движения, системы управления футболом на международном и национальных уровнях, укрепления правового государства все более значимым и тонким становится механизм нормативного регулирования футбольной сферы. В настоящее время активно формируется и развивается нормативная база, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в сфере футбола.
<2> См.: Алексеев С.В. Футбольное право как новейшее направление российской юриспруденции. О целесообразности формирования в правовой системе и развития футбольного права как подструктуры спортивного права // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы истории, политики и права". Пенза: МНИЦ, 2013; Алексеев С.В. Футбольное право как новейшая сфера научного правоведения и учебная дисциплина // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы истории, политики и права". Пенза: МНИЦ, 2013; Алексеев С.В. Футбольное право: теоретические основы: Монография. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: возникновение, становление, перспективы развития: Монография. М.: МГИУ, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: новейшее направление юриспруденции, научного правоведения и учебная дисциплина // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 1; Алексеев С.В. Футбольное право как новейший институт спортивного права // Право и государство: теория и практика. 2015. N 3; Алексеев С.В. Футбольное право как новейшая область научного правоведения // Право и государство: теория и практика. 2015. N 4; Алексеев С.В. Футбольное право как новая учебная дисциплина // Право и государство: теория и практика. 2015. N 5; Алексеев С.В. Система футбольного права // Право и государство: теория и практика. 2015. N 6; Алексеев С.В. Футбольное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.
Внешним проявлением неоднородного, комплексного характера футбольного права является наличие разных источников, его формирующих. Источник права выступает как внешняя форма выражения и закрепления норм и правил, нормативной субстанции.
Источником футбольного права является такая его внешняя форма выражения, которая предназначена для регулирования отношений, складывающихся в сфере футбола с учетом их особенностей <3>. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду органа (организации), издавшего акт.
<3> Специальный нормативный материал - один из важнейших юридических критериев, по которым строится футбольное право.
Система источников футбольного права включает в себя:
- законы Российской Федерации;
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
- федеральные подзаконные нормативные акты;
- законы субъектов Российской Федерации;
- подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации;
- муниципальные правовые акты;
- обычаи делового оборота;
- акты саморегулирования российских негосударственных организаций в сфере физической культуры и спорта;
- акты саморегулирования международных (региональных) спортивных организаций.
В зависимости от того, каким органом, организацией принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.
Законы Российской Федерации. Сердцевину спортивного законодательства составляет Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Это базовый отраслевой Закон, направленный на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта. Он определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе в сфере футбола.
Также к числу федеральных законов, непосредственно связанных с регулированием отношений, складывающихся в области футбола, следует отнести Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4> (далее также - Футбольный закон).
<4> СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2866.
Помимо указанных, в систему источников, регулирующих сферу футбола, входят другие федеральные законы, как кодифицированные, так и некодифицированные (или текущие) <5>.
<5> Алексеев С.В. Футбольное право: теоретические основы: Монография. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: возникновение, становление, перспективы развития: Монография. М.: МГИУ, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.
Пункт 7 ст. 3 Федерального закона о спорте в качестве одного из основных принципов законодательства о физической культуре и спорте закрепляет соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта. В ч. 2 ст. 40 Федерального закона о спорте, в частности, говорится, что российские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями иностранных государств соблюдают международные договоры Российской Федерации.
С учетом этого наряду с национальными законами источниками регулирования отдельных вопросов, связанных с функционированием и развитием спортивного движения, в том числе футбола, являются международные договоры Российской Федерации. Международные договоры в рассматриваемой сфере могут быть двусторонними и многосторонними, региональными и универсальными.
Двусторонние договоры заключаются только двумя государствами и действуют исключительно в их взаимных отношениях. К ним, например, относятся:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве в области культуры, образования и спорта (Мехико, 20 мая 1996 г.) <6>;
<6> Бюллетень международных договоров. 1997. N 7.
- Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сан-Марино о сотрудничестве в области культуры, образования, спорта, туризма и торгово-экономической деятельности (Москва, 19 февраля 2002 г.) <7>.
<7> Там же. 2003. N 12.
В многосторонних договорах (конвенциях) участвует несколько государств, принимающих взаимные обязательства. Чем шире круг государств-участников, тем выше эффективность применения заложенных в договоре норм и принципов. В их ряду, например:
- Международная конвенция против апартеида в спорте (Нью-Йорк, 16 мая 1986 г.) <8>;
<8> Международное публичное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 487 - 491.
- Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями <9>;
<9> См.: Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. N 929 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями" // СЗ РФ. 2014. N 38. Ст. 5085; распоряжение Президента РФ от 18 сентября 2014 г. N 302-рп "О подписании Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями" // СЗ РФ. 2014. N 38. Ст. 5061.
- Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей ETS N 120 (Страсбург, 19 августа 1985 г.) <10>.
<10> Международное публичное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1996. Т. 2. С. 96 - 101.
К региональным относятся договоры, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств. Примером регионального международного договора, касающегося регулирования спорта, в том числе футбола, является Конвенция против применения допинга ETS N 135 (Страсбург, 16 ноября 1989 г.) <11>.
<11> Бюллетень международных договоров. 2000. N 2.
Универсальные договоры включают в состав государств-участников государства, принадлежащие к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. Признак универсальности позволяет резко расширить круг субъектов, участвующих в таких договорах, поскольку не предполагает введения каких-либо ограничителей территориального или иного характера. Таким договором, например, является Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.) <12>.
<12> Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже 19 октября 2005 г. Ратифицирована Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. N 240-ФЗ. См.: СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 3.
Особую группу источников, связанных с регулированием физкультурно-спортивного движения, в том числе сферы футбола, составляют международные межведомственные соглашения-декларации в сфере спорта, документы межгосударственных конференций и т.п., положения которых носят главным образом рекомендательный характер и порождают морально-политические обязательства. Положения этих документов относятся к нормам так называемого "мягкого права". Среди них есть универсальные, например, Международная хартия физического воспитания и спорта (Париж, 21 ноября 1978 г.) <13>; есть региональные, например, Спортивная хартия Европы (Родос, 14 - 15 мая 1992 г.) <14>, Европейский манифест "Молодые люди и спорт" (Лиссабон, 17 - 18 мая 1995 г.) <15>; рекомендация Европейского совета "Молодежь и спорт высших достижений" (N 1292, 1996 г.) <16>, Декларация "Спорт, терпимость и чистая игра" (Амстердам, 11 апреля 1996 г.) <17>. С содержащимися в этих документах международными рекомендациями субъекты футбола должны считаться и исполнять их по доброй воле.
<13> См.: Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008, 2013. С. 262 - 267.
<14> Там же. С. 268 - 272.
<15> Там же. С. 273 - 276.
<16> Там же. С. 277 - 276.
<17> Там же. С. 279 - 281.
Международные акты по вопросам физкультурно-спортивного движения, имеющие рекомендательный характер, тем не менее могут содействовать большему единообразию практики в физкультурно-спортивных отношениях, в частности, отношениях, связанных со сферой футбола, не регламентируемых специальными международными договорными и оперативными нормами. Более того, такие акты-рекомендации готовят почву для последующей разработки международных договоров по функционированию и развитию физкультурно-спортивного движения, в том числе футбола, носящих обязательный характер, или содействуют постепенному признанию соответствующих правил поведения в качестве обязательных стандартов или обычаев.
Особое место среди источников в рассматриваемой сфере занимают соглашения о подготовке и проведении конкретных международных футбольных мероприятий, в частности Соглашение о проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., заключенное FIFA с Оргкомитетом "Россия-2018". Это Соглашение определяет условия подготовки и проведения в Российской Федерации соответствующих международных спортивных соревнований, устанавливает статус, права и обязанности соответствующего оргкомитета.
Нормы, регулирующие отношения, связанные с футболом, содержатся в подзаконных актах - указах Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, например:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" <18>. Данная государственная программа включает в себя подпрограмму "Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года в Российской Федерации", а также Федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 <19>;
<18> СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. I). Ст. 2151.
<19> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 304.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 717 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" <20>. Этим Постановлением данная Федеральная целевая программа дополнена подпрограммой "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы";
<20> СЗ РФ. 2008. N 40. Ст. 4539.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 775 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов инфраструктуры, обеспечивающих функционирование спортивных объектов, необходимых для подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" <21>;
<21> СЗ РФ. 2014. N 32. Ст. 4540.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 2014 г. N 7 "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок" <22>;
<22> СЗ РФ. 2014. N 3. Ст. 276.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1284 "Об утверждении Правил предоставления в 2014 году субсидии из федерального бюджета организации на финансовое обеспечение мероприятий по проектированию строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации" <23>;<23> СЗ РФ. 2014. N 2 (ч. I). Ст. 109.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 879 "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные с проектно-изыскательскими работами в целях строительства или реконструкции стадионов" <24>;
<24> СЗ РФ. 2012. N 37. Ст. 4999.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 353 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" <25>;
<25> СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. IV). Ст. 2194.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" <26>;
<26> СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6866.
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 г. N 1491-р "О перераспределении бюджетных ассигнований, предусмотренных Минспорту России на реализацию мер по развитию спортивной инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года" <27>;
<27> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.08.2014).
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 1175-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по строительству и оснащению крытых футбольных манежей для специализированных детско-юношеских спортивных школ по футболу, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной) собственности" <28>;
<28> СЗ РФ. 2014. N 27. Ст. 3843.
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 522-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на приобретение искусственного покрытия для футбольных полей спортивных школ" <29>;<29> СЗ РФ. 2014. N 15. Ст. 1791.
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 1333-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <30>;
<30> СЗ РФ. 2013. N 31. Ст. 4282.
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2008 г. N 563-р "Об утверждении Концепции подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" <31>;
<31> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2066.
- Приказ Минспорттуризма России от 17 октября 2008 г. N 38 "О реализации мероприятий по исполнению подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" <32>;
<32> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. N 281 "Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по строительству и оснащению крытых футбольных манежей для специализированных детско-юношеских спортивных школ по футболу, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), и на приобретение искусственного покрытия для футбольных полей профильных спортивных школ, включая его доставку и сертификацию полей" <33>;
<33> Российская газета. 2014. 6 августа. N 175.
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. N 178 "Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок" <34>;
<34> Российская газета. 2014. 28 мая. N 118.
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 158 "Об утверждении формы соглашения, заключаемого с застройщиками или техническими заказчиками в целях осуществления строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, а также строительства объектов инфраструктуры, не относящихся к объектам спорта, предназначенным для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года" <35>;
<35> Российская газета. 2014. 22 мая. N 113.
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 1 апреля 2013 г. N 153 "Об утверждении Перечня командных игровых видов спорта, по которым чемпионаты, первенства и (или) кубки России проводятся с участием спортивных клубов, имеющих не менее чем одной детско-юношеской спортивной команды, участвовавшей за счет этого спортивного клуба и от его имени не менее чем в одном официальном спортивном соревновании по соответствующему виду спорта независимо от уровня его проведения (международный, всероссийский, межрегиональный, региональный, межмуниципальный, муниципальный)" <36>;
<36> Российская газета. 2013. 31 мая. N 116.
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 147 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол" <37>;<37> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (далее - БНА РФ). 2013. 15 июля. N 28.
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 190 "Об утверждении порядка отбора субъектов Российской Федерации для предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные с проектно-изыскательскими работами в целях строительства или реконструкции стадионов" <38>;
<38> Российская газета. 2013. 23 января. N 12.
- Приказ Минспорттуризма России от 13 февраля 2012 г. N 77 "О распределении в 2012 году между субъектами Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на приобретение искусственных футбольных покрытий с комплектующими материалами для оснащения футбольных полей профильных спортивных школ" <39>;<39> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
- Приказ Минспорттуризма России от 21 февраля 2011 г. N 113 "Об утверждении перечня специализированных детско-юношеских спортивных школ по футболу и детско-юношеских спортивных школ, имеющих отделение футбола, подлежащих финансированию в 2011 году за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" <40>.
<40> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией и так как Конституция РФ относит регулирование вопросов физической культуры и спорта к совместному ведению РФ и ее субъектов (подп. "е" п. 1 ст. 72 Конституции РФ), то, помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих отношения, связанные с футболом, входят и акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Во главе угла регионального законодательства - законы субъектов Российской Федерации, которые в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона о спорте принимаются в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом о спорте и другими федеральными законами.
Примеры региональных законов, регулирующих отношения, связанные с футболом:
- Закон г. Москвы от 15 июля 2009 г. N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" <41>;
<41> Ведомости Московской городской Думы. 2009. N 8. Ст. 216.
- Закон Московской области от 27 декабря 2008 г. N 226/2008-ОЗ "О физической культуре и спорте в Московской области" <42>;<42> Ежедневные Новости. Подмосковье. 2008. N 285. 30 декабря.
- Закон Санкт-Петербурга от 14 декабря 2009 г. N 532-105 "Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта" <43>.<43> Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2009. 28 декабря. N 33.
Примерами региональных подзаконных правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с футболом, являются:
- Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. N 432-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Спорт Москвы" на 2012 - 2016 гг." <44>. Эта государственная программа предусматривает, в частности, ряд мер и утверждение правительством Москвы программы подготовки к проведению в городе Москве чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года;
<44> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. 4 октября. N 55.
- Постановление Правительства Московской области от 31 июля 2014 г. N 600/29 "О заключении между Правительством Московской области и Министерством спорта Российской Федерации Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на софинансирование приобретения искусственного футбольного покрытия для футбольного поля профильной спортивной школы, включая его доставку и сертификацию поля" <45>;<45> Официальный интернет-портал Правительства Московской области. URL: http://www.mosreg.ru. (дата обращения: 31.07.2014).
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2014 г. N 441 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 9 февраля 2010 г. N 91, утверждении Порядка предоставления в 2014 году отдельных субсидий, предусмотренных Комитету по физической культуре и спорту Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", и Порядка предоставления в 2014 году субсидии субъекту физкультурно-спортивной деятельности на подготовку, организацию и проведение спортивных мероприятий по футболу" <46>;
<46> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
- Приказ Министра физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области от 24 января 2013 г. N 14-13-П "Об утверждении "дорожных карт" (планов мероприятий) по участию Министерства физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области в федеральных целевых программах и проектах, реализуемых на территории Московской области" (в частности, вместе с "Дорожной картой" (планом мероприятий) участия в подпрограмме "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы") <47>;<47> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
- распоряжение Комитета по физической культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга от 28 июля 2014 г. N 186-р "О реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2014 г. N 441 в части предоставления субсидии субъекту физкультурно-спортивной деятельности на подготовку, организацию и проведение спортивных мероприятий по футболу" <48>;<48> Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://www.gov.spb.ru (дата обращения: 05.08.2014).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона о спорте федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить Федеральному закону о спорте.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона о спорте по вопросам деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе футбола, принимаются муниципальные нормативные акты, которые не могут противоречить Федеральному закону о спорте. В качестве примера муниципального акта, регулирующего общественные отношения, связанные с футболом, можно привести Постановление главы городского округа Ивантеевка Московской области от 1 октября 2009 г. N 1560 "Об утверждении Городской долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Ивантеевке на 2010 - 2012 годы" <49>. В программе, в частности, отмечается, что по интересу к футболу город Ивантеевка не отстает от страны. В 2008 году в городе открылась детско-юношеская спортивная школа по футболу "Ивлена". Количество детей, желающих заниматься футболом, растет в быстром темпе. Но сдерживает этот рост отсутствие современной материально-технической базы в городе. С этой целью город Ивантеевка включен в заявку на получение искусственного покрытия для футбольного поля от Московской области в рамках подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы".<49> Пульс Ивантеевки. 2009. N 90. 26 ноября.
Кроме нормативных актов, к источникам регулирования отношений, складывающихся в футболе, следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательства, осуществляемого в футбольной сфере. Согласно ст. 5 ГК РФ "обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников предпринимательской деятельности положениям законодательства или договору.
Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и заполняют его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора.
Пункт 3 ст. 3 Федерального закона о спорте провозглашает принцип сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта. При этом прежде всего имеются в виду негосударственные руководящие спортивные организации (федерации, ассоциации, союзы, лиги и т.п.), а также и физкультурно-спортивные организации (клубы, школы и т.п.) и др., коим государство делегирует частично полномочия, в частности, нормативной деятельности в данной сфере.
Статья 16 Федерального закона о спорте предоставляет общероссийским спортивным федерациям широкий перечень полномочий, в частности, по организации и проведению по соответствующему виду спорта чемпионатов, первенств и кубков России, разработке и утверждению положений <50> (регламентов) о таких соревнованиях, разработке правил соответствующих видов спорта <51>, утверждению норм, устанавливающих права, обязанности (в том числе норм, устанавливающих ограничения перехода (условия перехода) отдельных категорий спортсменов, тренеров в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации), спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта. Статья 16.1 Федерального закона о спорте предоставляет право региональным спортивным федерациям организовывать и проводить, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, чемпионаты, первенства и кубки субъекта Российской Федерации по соответствующему виду спорта, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях.
stydopedia.ru
Федерация футбола Казахстана подписала договор о сотрудничестве с Итальянской федерацией футбола. Об этом сообщил руководитель Департамента по связям с общественностью ФФК РК Измаил Бзаров.
В Риме в рамках достигнутых ранее договоренностей, состоялась официальная встреча первого вице-президента Федерации футбола Казахстана (ФФК) Саяна Хамитжанова с Президентом Итальянской федерации футбола Джанкарло Абете. Стороны обсудили широкий круг вопросов, касающихся развития футбола в Италии и Казахстане.
Итальянская федерация выразила готовность оказать ФФК техническую помощь в различных областях развития футбола. Среди приоритетных областей, это детско-юношеский и любительский и массовый футбол, обучение тренеров различного уровня, повышение квалификации арбитров, проведение товарищеских матчей по различным возрастным категориям. Также было обсуждено использование ФФК возможностей Технического центра Итальянской федерации футбола в Коверчано (Флоренция) для прохождения профессиональных курсов специалистами и тренерами Казахстана, а также организации учебно-тренировочных процесса для сборных команд. Итогом встречи стало подписание Соглашения о сотрудничестве между ФФК и Итальянской федерацией футбола. Во встрече также приняли участие Глава международного отдела Сержио ди Чезаре и главный специалист по развитию Микеле Ува - от Итальянской федерации футбола и Куаныш Канапьянов- руководитель международного отдела от ФФК.
Италия занимает 8 место в текущем рейтинге ФИФА. Национальная сборная Италии - четырехкратный чемпион мира. Италия, по праву, считается одним из центров развития мирового футбола.
Рассказать друзьям
Новости по теме:
bnews.kz