Первая часть глобального разбора в блоге на Tribuna.com.
После просмотра сентябрьских матчей сборных страны разных возрастов вспомнились слова известного грузинского футболиста Бориса Пайчадзе, произнесенные им в середине прошлого века, на которые я когда-то набрел в недрах всемирной паутины. Смысл состоит в том, что если детский футбол хромает на обе ноги, то взрослый обречен на инвалидность.
Если Вы – не родитель парня, занимающегося футболом в Беларуси, о детском футболе Вы не знаете НИЧЕГО. Выводы, которые делаете из небольших новостей, мнений разных людей (футболистов и специалистов) – лишь часть айсберга, которая видна над поверхностью воды. А вот то, что скрывается под ней… Проблем у нас столько, что многим и не снилось. Имею глубокое убеждение: именно из-за отсутствия детско-юношеского футбола у нас нет футбола взрослого.
Миф, который хочу развеять, заключается в том, что многие видят основную проблему в нашем футболе в переходе игроков из юношеского футбола во взрослый. Это совсем не так. Для того, чтобы данный переход стал возможен, нужно прежде всего иметь готовых юношей. Без фундамента нет цоколя, нет стен, да и вообще, откуда в таком доме может быть крыша? На чем она будет держаться? Кому переходить во взрослый футбол, если с детским и юношеским просто беда?
Об этом и поговорим.
В последнее время с интересом слежу за работой российского тренера Александра Гришина, который мне памятен по выступлениям за московский ЦСКА. Читаю о нем все, что попадается, по моему скромному мнению, тренер он очень добротный, кстати, недавно возглавил сборную команду России среди игроков не старше 1999 года рождения после работы с этим возрастом в ЦСКА.
Прочитав недавний материал, где Гришин характеризует новичков армейцев, невольно подумалось: а ведь именно таким путем должны сегодня пойти и белорусские команды. Ведь ситуации схожи. Но что же нам мешает? Причин много, но глобальная – одна: совершенно неправильно построенный процесс подготовки детей с самого раннего возраста, который нужно менять коренным образом.
С командой Евгения Гинера Гришин постоянно участвовал в юношеской Лиге УЕФА. После победы над «Баварией» (U-19) (3:1) я записал его цитату. «Тут главное понять, для чего юношеский футбол существует. Даже при победе 3:1 посмотрите, как немцы работают с мячом. Вот они проиграли, а через год-два несколько игроков будут играть в основной команде, потому что они с мячом умеют работать, голова хорошо работает. Где-то, может, в «физике» они нам проиграли или ошибки какие-то сделали. Да, выиграли, но по большому счету такая победа никому не нужна. Меня порадовала «Бавария». Я увидел там 4-5 человек, которые так работают с мячом, что мы до этого уровня вряд ли дойдем. Нам нужно лучше в школах работать, чтобы люди приходили в дубль технически готовыми, потому что «физику» можно подтянуть. Весь цимес футбола – это техника, техника передач, мышление. Все это не поправишь, если в детском возрасте не заложили».
К чему я привел эти слова? Да к тому, что, наблюдая за игрой молодежной сборной Беларуси против сверстников из Греции, пришла в голову мысль: какая разница, кто будет ее главным тренером? Ведь любой болельщик тоже мог спокойно постоять на бровке вместо Румбутиса, пару раз гаркнуть на игроков, схватиться за голову после удаления Седько, а после матча сказать, что греки удивили меня игрой в обороне… Ни стратегии, ни мысли, ни атаки, ни обороны… Видите ли, «Хвалько был не готов к этой схеме…» Вы в марте в Литву чего ездили? По «Акрополису» пошляться или в играх против литовцев и латвийцев схемы наигрывать? Вы в Россию летом чего катались? Позориться 0-7? А, может, против Сан-Марино нужно было что-то отработать, усвоить и закрепить?
Вот такой я помню молодежную сборную Беларуси. Та команда не просто лезла из кожи вон, она умела играть в футбол, который нравился зрителям, и добивалась результата!
А сегодня что?
Не стоит ничью в Чехии в недавнем матче воспринимать как нечто удивительное. По общей статистике мы не уступили, парни доказали, что они не зря с детства занимаются футболом, да и самолюбие после поражения в Борисове от греков однозначно взыграло. Они боролись, и очко на выезде – награда за самоотверженность. Могли забивать еще, правда, чехи тоже свои шансы упустили. Но только нет у нас в стране такого парня, как Вацлав Черны! 19-летний игрок «Аякса» так работает с мячом и без него, что футбол хочется смотреть только ради таких исполнителей. И вместо воды в послематчевом интервью Румбутис должен был сказать, что пойдет в детские школы разговаривать с тренерами и смотреть, как они занимаются с детьми, а не рассказывать, что чехи создали еще один момент, и больше ничего. Да они штуки четыре должны были класть! После матча в Чехии народ начал шутить, что лучшим нападающим в сборной оказался Щербицкий (кстати, если бы не он в воротах – не видать бы нам ничьей).
Если в игре против команды Криушенко в Люксембурге на поле выходят 18-20-летние местные ребята, которые в итоге оказываются сильнее 25-30-летних белорусских мужиков, произносящих после матча различные фразы со словами «стыд» и «позор», страшно даже подумать, какого опыта наберутся сегодня юниоры из герцогства в центре Западной Европы, и что они сотворят с нашими юношами, которые кладут один мяч Сан-Марино, да и тот с отскока. Для тех, кто не знает: в день нашего матча против чехов молодежка Люксембурга увезла три очка из Болгарии, тем самым намекнув, что покусать они могут любого соперника.
Не нужно изобретать велосипед и искать причины кризиса. Ведь все на поверхности. За национальную сборную в большинстве своем выступают вчерашние игроки молодежки, за молодежку – вчерашние юноши, за юношескую – вчерашние юниоры, за юниорскую – вчерашние подростки и дети. Вся цепочка ведет к детскому футболу. Именно в нем необходимо искать причины катастрофического положения дел в белорусском футболе.
Почему наши сборные не могут выйти из обороны? Потому что длинными забросами на условного «Лаптева-Сигневича-Сароку» у нас учат выходить с собственной половины поля в детских школах, например, в СДЮШОР-Динамо. Почему столько брака в действиях игроков сборных? Потому что один известный тренер школы ФК «Минск» преклонного возраста бросит детям мяч, а сам одну половину тренировки болтает с приближенными родителями, а вторую – по телефону. Почему основатель новой школы под крылом БГУФКа орет на детей? Потому что он так воспитан с детства. Почему там отсутствует тренировочный процесс как таковой? Потому что человек не может двух-трех слов связать и учился совсем не на отлично. Почему мы не можем воспитать креативных игроков? Потому что, приезжая на европейские турниры, некоторые тренеры наших элитных школ (не буду указывать фамилии, многие родители понимают, о ком я говорю) пьяными просто вываливаются из автобуса, а есть и такие, кто даже не посещает матчи своих подопечных, и детьми в играх руководят родители.
Почему в «Динамо» нет новых Белькевичей, а сегодня центром поля в основном составе главной команды руководит украинец Нойок? Потому что там никто не учит обыгрывать, детский футбол для тамошних тренеров – это игра исключительно в пас и на вынос. Смешно иногда наблюдать, когда тренер, ничему не учивший детей, сегодня с бровки орет им: «Лезь сам, обыгрывай!» Как он будет обыгрывать, если бОльшую часть тренировки дети отрабатывают передачи в треугольниках и квадратах? Почему наши клубы и сборные играют на контратаках? Потому что нет умных игроков, команды привыкли отходить на свою половину поля, чтобы только не пропустить, поэтому они подавляющую часть игрового времени находятся без мяча. Почему играем подачами с флангов? Потому что так проще: у нас же есть высокий нападающий (один такой остался, он еще жив и не отбросил копыта после физической нагрузки в детстве), который хотя бы раз, но кивнет головой в створ, ведь ведущий тренер школы ФК «Минск» не зря выпускает его на подачу угловых и штрафных, а потом снова меняет, чтобы тот отдохнул между прыжками. Почему в стране нет нападающих? По причине того, что наши нападающие – это люди, до которых партнеры мяч не могут довести, потому что не знают как, а наши форварды – люди, способные иногда за счет физики продавить и замкнуть головой, но не обыграть один в один (не говоря уже о противостоянии двум оппонентам).
Достаточно внимательно наблюдая за детским футболом в течение без малого шести лет, задам вопрос: много ли у нас тренеров, которые реально учились тренерскому мастерству? Много ли действительно квалифицированных специалистов? Закончить Институт физкультуры? Можно. Пройти курсы на получение тренерской лицензии? Не вопрос. Особенно сия ситуация благоволит бывшим футболистам. «Я же играл! Знаю все!» (хотя в данном контексте больше подходит фраза «знаю всех»). В наших школах хватает и молодых неопытных тренеров, и специалистов в возрасте, видавших на своем веку многое, но обученных по старинке. Многим из последних уже нет резона учиться и совершенствоваться, главное – дотянуть до пенсии.
В последнее время очень распространенным стало явление, когда работать детскими тренерами идут бывшие футболисты (кто-то от безысходности найти работу после окончания карьеры, кто-то, потому что в молодости учился «от балды», кто-то в надежде на то, что «я же знаю, что такое мяч, разберусь на месте»). В прессе и тут и там всплывают новости о том, что, такой-то бывший игрок, закончив карьеру, начал тренировать детей. Здесь важно понимать одно: не каждому футболисту дано стать тренером. Далеко не всегда игроцкий опыт помогает в работе с детьми. Одному может не хватать педагогических навыков, другой может быть слабым мотиватором, третий, игравший на позиции защитника, видел и продолжает видеть футбол в преломлении исключительно на оборонительные функции. Нисколько не сомневаюсь, что у некоторых бывших игроков может получиться, но многие хотят не столько научить, сколько «поддержать штаны» или заработать. Возьмем ту же школу МФК «Столица». Многие в Минске знают, что все, что делается там для детей сегодняшними или бывшими игроками – обычный бизнес.
В ходе тренировок, сборов, игр, турниров приходилось видеть всякое. В том числе тренерские невежество, пьянство, недостойное поведение, крики, хамство, переходящие в звериные рев и рык, сопряженные с нецензурной бранью...
Тренеры, зачем вы постоянно орете на детей (подростков) во время матчей и тренировок (зачастую матом)? Я понимаю, что ваши подопечные (даже младшего школьного возраста) могут высказаться и похлеще, но вы то должны быть образцом, быть терпеливыми и мудрыми…
Разве можно в ходе матчей чемпионата Минска называть детей … (не хочется уточнять)? Они от подобной ругани станут лучше в футбольном и человеческом плане? Они поймут, что им нужно делать на поле? Разве достойны такие специалисты быть тренерами? Да и вообще, меня всегда интересовал вопрос: зачем кричать на парней во время матча? Требовать нужно на тренировке, а во время игры нужно просто следить за тем, как подопечные решают конкретные поставленные на установке задачи, спокойно и уверенно корректировать некоторые неточности и ошибки ребят.
Хочу отметить, что нынешние наши тренеры, и те, что были при Союзе – разные люди. В те времена тренер сам ходил по дворам, школам и детским садам. Сам разговаривал с детьми и убеждал родителей, что их отпрыск имеет все шансы стать футболистом. Сам отпрашивал его с уроков, ходил по домам, вникая во все проблемы парней. Вы скажете: да время было другое, все мальчишки во дворах только и делали, что пинали мяч. Но ведь и отношение тренеров к детям было другим! Сегодня многие из специалистов ждут, когда родители сами приведут к ним своих чад. Зачем куда-то ходить и кого-то искать, если в шестилетнем возрасте в ФК «Минск» формируется семь групп отобранных детей? Вроде все хорошо, первый этап отбора пройден. Но что же там делают с парнями, которые потом превращаются в посредственных футболистов? Сегодня никто из тренеров не горит желанием «идти в набор» (ходить и искать детей в раннем возрасте). Ведь с ними нужно возиться, растить, воспитывать, учить, причем не факт, что после пяти лет такой возни из них что-либо получится или они не уйдут из команды. Поэтому все ждут готовых игроков.
Именно по этой причине многие тренеры говорят о том, что нет «материала» для тренировок, обвиняя во всех грехах отсутствие дворового футбола. Да, его практически нет, потому что во многих дворах лужайки и куски вчерашних газонов, на которых раньше пацаны гоняли мяч, сегодня заняты парковками для авто. Потому что в новых микрорайонах при застройке не предусматривается наличие площадок и коробок для занятий футболом. Да, что говорить, попробуйте найти сегодня нормальную площадку в старой жилой застройке в Малиновке! Есть старые школьные стадионы, представляющие собой «кочкодромы» для выгула собак. А про регионы вообще не стоит упоминать! Да, изменились увлечения детей, но не только в телефонах и планшетах дело. Согласно простым экономическим законам у населения сегодня возросли потребности, в том числе у детей. У них появились другие увлечения, они стали ленивыми и более капризными. Для них нужно создавать соответствующие условия, только строительством современных стадионов можно отчасти возродить то, что раньше называлось дворовым футболом. Изменились условия жизни, нам стала доступна Европа, мы стали ближе к цивилизации. Меж тем хочу сказать тренерам, что существующие сегодня площадки с искусственным покрытием отнюдь не пустуют: идите и ищите таланты там, где они, возможно, пока еще есть. Уверен, талантливых парней много в пригороде, но их там никто не ищет.
В Союзные времена и в 90-е чего только дети не вытворяли… «Гойсали», как сумасшедшие, по стройкам, лазили по деревьям, жгли костры, бросая туда, все, что могло взорваться (карбид, смолу, шифер, баллончики со всякой дрянью), дрались постоянно, часто район на район… Все это происходило между постоянным нахождением во дворах: в нашем, например, свободного куска травы или земли нельзя было найти – все барабанили мячами…А сегодня что? Для многих мам дождь или снег – это трагедия (чадо простынет), любая рана или царапина – повод чуть ли не скорую вызывать. Родители знают, что в поликлиниках к офтальмологу не попасть. Врач говорит: «Запись только через три месяца». И добавляет: «Все дети сидят в телефонах, у нас уже врачей не хватает на такой их поток». Многие родители готовы сегодня купить все, что захочется их отпрыскам, вы бы видели, в каких бутсах сегодня тренируются даже малые дети! Они еще по мячу не попадают, зато у них уже бутсы с носками! В Союзные времена покупка кедов была праздником, о лидских кроссовках многим подросткам приходилось только мечтать. А теперь сами ответьте на вопрос: какое поколение сильнее, здоровее, «футбольнее»? Большинство сегодняшних мальчишек от пацанов 90-х получили бы «по кумполу» за один только внешний вид в коротких штанах, белых носках, какой-то обуви на платформах и прической с длинными волосами а-ля «я у мамы вместо швабры»…
В защиту тренеров могу сказать только то, что есть и обратная сторона медали. Зачастую тренер в структуре школы ведет два возраста парней: чем больше часов, тем больше зарплата. Может, есть и такие, кто поискал бы талантливых ребят «в подворотнях», но на это просто не хватает времени, а многие считают, что за те деньги, которые им платят, пусть это делает кто-угодно, но только не они.
Проблема оплаты труда тренеров очень остра. Безусловно, труд футбольных наставников (как и зарплаты учителей и врачей) должен оплачиваться лучше, чем сегодня. Это беда, особенно в регионах. Но у нас сегодня так выстроена система (в том числе и спортивная), согласно которой молодые неопытные специалисты зарабатывают мало, а люди с именем – в зависимости от результата. Только нужно понять, что результат работы с детьми не может быть сиюминутным, будущих звезд нужно растить, и система оплаты труда тренеров должна оцениваться по количеству воспитанников, а не за полный кубков и медалей шкаф в тренерской комнате или кабинете. С другой стороны, думаете, у тренеров школ «Динамо», ФК «Минск», БАТЭ, «Шахтера» маленькие зарплаты? Кто-то хочет сказать, что если ее повысить в два или несколько раз, они станут относиться к своей работе по-другому? Да ничего не изменится! Ведь зачем выпрыгивать из штанов, если платили немало, практически всегда и вовремя, а сейчас будут еще больше?
О качестве тренировочного процесса могу говорить долго. В моем монологе эта тема будет проходить красной нитью.
Мне рассказывали, как несколько лет назад один «умный» педагог динамовской школы натренировал пацанов исполнять одну и ту же комбинацию: передача во фланг, подача на «Лаптева-Сигневича-Сароку» – замыкание головой. Эти атаки были доведены до автоматизма и не раз позволяли привезти медальки и кубки с различных турниров. В более старшем возрасте так называемый стиль игры команды соперники стали читать и предугадывать все ее ходы. Что получилось? А ничего. Команда перестала давать результат, парни больше практически ничего не умели. А теперь скажите: не в такой ли футбол играют сегодня клубы, а также юниорские, молодежная и национальная сборные страны? Теперь понимаете почему? Понимаете, сколько в нашей стране подобных «умных» тренеров? Итоги в том числе и данной работы на сиюминутный результат мы видим сейчас, перечислять их нет особого смысла. Главный из них – ничья и поражение в матчах против не кого-нибудь, а гранда мирового и европейского футбола сборной Люксембурга.
В наших детских командах любят еще одну простую фишку. Подработка мяча под удар (либо даже без оной), и удар с любой дистанции. Зачем наносить неподготовленные удары? Кому это нужно? Мало того, что у детей еще не сформирован голеностоп, так они с помощью простых ударов с дальней дистанции лишаются главного: понимания того, что в футбол играют в первую очередь не ногами, а мозгами. Разве в юношеском возрасте и в большом футболе соперники позволят бить по воротам с любых дистанций? Разве эти удары эффективны? Дети из европейских команд в матчах против наших не успевают даже оглянуться, а уже нужно мяч из сетки доставать. Но в итоге европейцы работают на перспективу, ко всему подходят плавно и постепенно, и впоследствии мы видим молодых, амбициозных, подготовленных парней в топ-клубах, расцвет которых наступает к 16-18 годам, они начинают рвать нас на тряпки, а наши дети и их горе-родители, не понимая, почему так происходит, с горя и тоски продолжают считать медали, завоеванные на детских турнирах.
Пример? Летние турниры в словацком Прешове и венгерском Капошваре, где команды ФК «Минск» младших возрастных категорий завоевали кучу призовых мест. Ну что ж, набрали детей в 5-6 лет, в 8-12 они почти чемпионы Восточной Европы! Прогресс налицо!
Только почему победителей детских и юношеских турниров из ФК «Минск» всего лишь пару человек в основном составе взрослой команды (да и то только в этом году благодаря клубной политике)? Почему из структуры клуба убирают вменяемых тренеров? Почему клуб, «известный» своей детской школой, плетется в хвосте турнирной таблицы Высшей лиги чемпионата? Почему якобы лучшая школа страны не может вырастить ребят, постоянно играющих в еврокубках и достойно представляющих страну на международной арене? Да что говорить, почему в сборной Беларуси U-19, готовящейся к отбору на ЕВРО, только один представитель ФК «Минск» Павел Горбач (про Кириленко помню, но игроков столичной школы все равно ничтожно мало, хотя клуб на лицензии постоянно в призерах)? Почему лиссабонская «Бенфика» в 2017 году продала шестерых молодых талантов на сумму более 150 миллионов евро, а из ФК «Минск» только пропиаренный Васильев съездил на просмотр в «Брюгге», вернулся оттуда и зачах?
Многие говорят, что всему виной отсутствие у граждан нашей страны паспортов Евросоюза, мол, именно поэтому нам в Европу дорога закрыта. А почему тогда в Европе играет столько сербов, родина которых состоит в ЕС пока лишь условно? Может просто потому, что они на европейском футбольном рынке более конкурентоспособны?
Хотя речь не только об ФК «Минск». Сколько легионеров в составах белорусских полпредов, участвовавших в еврокубках в этом сезоне? В БАТЭ – центральная ось (сербы Милунович-Иванич, Родионов не в счет – на случай травмы на его место приобретались серб Рушевич и финн Туоминен), в Бресте – и француз Малерб, и аргентинец Торрес, и нигериец Осучукву, и ганец Фамейе, и бразилец Нивалдо, и румын Аврамия, в минском «Динамо» – бывшие югославы Николич, Лукич, Галович, Лекович (вместе с украинцем Нойоком являются мозгом команды), в солигорском «Шахтере» – хорваты Црепуля, Киш и Багарич, босниец Зломыслич, финн Сойри, болгары Караджов и Златков… Можете возразить: в «Челси», «Арсенале», «Реале» и «Баварии» на ведущих ролях тоже далеко не местные ребята. Но ведь все понимают, что это другой уровень, где конкуренция за место в составе просто на грани фантастики, и за те деньги, которые есть у грандов, играть будут только лучшие, только мировые звезды!
В этом плане очень показательны летние новости.
«Нападающий клуба «Неман» Гродно Василий Журневич будет отдан в аренду до конца нынешнего года в польскую «Знич» из Бяла-Писки, которая выступает в чемпионате Варминско-Мазурского воеводства. В польской системе футбольных лиг этот чемпионат находится на четвертом уровне и носит статус любительского (!!!). Действие арендного соглашения вступает в силу с 24 июля и будет действовать по 31 декабря 2017 года».
«На просмотр в « Витебск» прибыли бразильский 35-летний полузащитник Рафаэл Ледесма и шведский 19-летний полузащитник Исхак Абика».
«20-летний полузащитник Патрик Сибомана перешел в «Шахтер», подписав контракт на 3 года».
Так что же у нас происходит с детским и юношеским футболом, если мы сегодня не претендуем даже на средние позиции в европейской иерархии? Наши клубы заключают контракты со второсортными легионерами, которые в итоге (что молодые, что возрастные) оказываются по многим параметрам лучше тех наших мальчишек, что пару лет назад рвали и метали в ходе европейских турниров!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Фото: mel.fm
Фото на главной: dinamo-minsk.by
by.tribuna.com
07:40 25/06/2018
Будущие звезды большого футбола. В Беларуси этим видом спорта занимаются десятки тысяч детей. Государственные спортивные школы бесплатно обучают юных игроков. Корреспондент «МИР 24» Анна Матвеева побывала на тренировке.
В центре Минска – настоящая футбольная долина. Несколько полей круглогодично открыты для тренировок спортсменов разных клубов. Дети быстро учатся – хотят играть так же, как их кумиры.
- Я хочу научиться играть, как Роналду - Он быстрый, и у него дриблинг - Мой кумир – Неймар!
Следят за чемпионатом мира и девочки. Разбирают игры футболистов в перерыве
- Салах, который пенальти забил, но болели все за Россию. Дзюба, он забил отлично.
Воспитанники клуба «Минск» уверены: заманить победу на свою половину поля можно, завязав сначала левую бутсу, а потом правую. У всех свои хитрости и приметы. В каждой схватке важен и случай, и стратегия. Главное -воспитать в юном футболисте характер.
«Неуступчивость, стремление победить, в каждом моменте быть первым. Один на миллион рождается хороший футболист, а человека хорошего воспитать – это основная, первая задача тренера. И потом уже найти его таланты спортивные», – уверен тренер футбольного клуба «Минск» Александр Струк.
Юные футболисты проходят жесткий отбор. Бесплатно учатся лучшие. Остальные могут заниматься платно. Владимир Гурленя сетует: настоящие таланты не найти. В советское время их встречали во дворах.
Такого футбола, дворового, практически не стало, и набирать сложнее намного. Когда футбол шел, можно было с плохим зрением, не видя номер на спине, по стилю движений, определить футболиста», – указал инструктор-методист футбольного клуба «Минск» Владимир Гурленя.
Вернуть былой интерес к футболу помогает госпрограмма «Родная сторона – детям». Сегодня открыто более 40 новых спортивных площадок и секций. А в планах – создание искусственных футбольных полей в каждом райцентре Беларуси.
В Беларуси работает и Академия футбола. Туда отбирают лучших ребят со всей республики. Делиться опытом с юными футболистами приезжают тренеры известных мировых клубов.
Анна МатвееваЧитайте также:
mir24.tv
Дэвид Бекхэм: «Когда в школе набирали команды, меня всегда выбирали самым последним. Я был маленьким».
Проблем с детско-юношеским футболом в Беларуси много. Это и отбор детей с самого раннего возраста, и качество тренировочного процесса, и переход детей к играм на больших полях, и влияние родителей на воспитание будущих футболистов, и денежный фактор, а также вопросы, относящиеся к сферам фармакологии и психологии. О многом из этого поговорим. Информации накопилось очень много, текст пишу давно, поэтому свой рассказ разделил на четыре большие (уж извините) части.
Даже в ведущих школах Минска детей учат «большому» футболу, в подавляющем большинстве важен результат здесь и сейчас. Стиль игры таких команд прост: вынос мяча, дети-акселераты (отобранные из всех, кто пришел когда-то на просмотр) выигрывают единоборства, забивают мяч – победа! Живой пример. Чемпионат Минска среди двенадцатилетних мальчишек. Защитнику, получившему передачу на фланге и находящемуся под прессингом, постоянно от тренера звучит команда-крик: «Выноси!!!» Стоит только не выполнить подобный приказ, парень тут же будет заменен и подвергнут обструкции. Тренер когда-нибудь задумывался о том, какие мысли проносятся в голове у юноши в этот момент? Он вообще понимает, чему он учит детей?
Об индивидуальном мастерстве, о настоящих качественных тренировках думают очень мало людей. Большинство «специалистов» вместо того, чтобы приучать детей к индивидуальной работе с мячом, отрабатывать технические приемы и навыки, показывать, как совершать финты (за что мы и любим футбол), с ранних лет расставляют еще безмозглых пацанов по периметру поля и начинают учить их игре «на третьего».
Как итог, через пару лет наши юноши понятия не имеют, как обыгрывать соперника один в один. Более того, с самого детства тренеры определяют для мальчишек позиции на поле, и выступают парни в этих амплуа до той поры, пока не закончат карьеру… Действительно, зачем изобретать велосипед, если условный Саша на позиции нападающего выглядит намного лучше, чем в обороне, тем более он дает командный результат? А то, что на Западе паренек перед тем, как стать нападающим, попробовал себя и справа в обороне, и слева в полузащите, и в опорной зоне, и даже в воротах – нашим горе-тренерам, мягко говоря, до лампочки.
С чем может столкнуться родитель «футбольного призывника» в Беларуси? С большим количеством занятий, когда нагрузка на детский организм ведет к резкому ухудшению здоровья. В нашей стране нет единой системы подготовки детей и юношей. Ее нет даже в структуре отдельно взятого клуба! В последнее время многие школы и тренеры слепо копируют голландские и итальянские методики, применить которые у нас в стране не так легко, как кажется, или вовсе не представляется возможным. Причин тому великое множество. Один в программу внедряет что-то свое, другой считает, что нужно больше нагрузок, третий и вовсе ввиду отсутствия знаний не понимает, как к этой системе правильно подойти.
К примеру, детей учат играть головой, хотя до 12-14 лет – это очень опасно для здоровья. В Беларуси вы нигде не найдете статистики о количестве детей с проблемами на сердце (приобретенными именно «благодаря» занятиям футболом, когда в лучшем случае ребенку предоставляется пауза, в ходе которой ему запрещены любые занятия физкультурой, а в худшем – он уже закончил с футболом, и какие проблемы его ждут во взрослой жизни – всем, кроме родителей, уже все равно). Те же родители начинают все понимать, когда ЭТО уже случилось, а до того «малые» впахивают, как папы Карло, и папа с мамой не видят в чрезмерных нагрузках ничего плохого. «Ему нужно мясом обрастать, он будущий мужчина!» Не дай Бог, чтобы этот мужчина остался потом инвалидом…
Когда слышу мнения родителей и тренеров о том, что размер поля для детского футбола не имеет значения, хочется понять одно: сколько сил должно быть у 11-12-летнего мальчишки, чтобы он преодолевал такие же расстояния, какие пробегают на высоких скоростях взрослые футболисты? Так дети же не 15 минут носятся, а целый час! Ответственно заявляю, что переход 10-летних пацанов к футболу на полполя тоже происходит слишком рано. Не готовы они еще к таким нагрузкам! Не беготня должна быть приоритетной, а техническое развитие детей!
Как думаете, в какой школе дети с малых лет «наяривают» кроссы? Правильно, в той, которая видна из окон офиса нашей доблестной Федерации. Кто-то когда-нибудь оттуда поинтересовался, зачем это делается? Конечно, нет. Кто-то когда-нибудь спросил у тамошних тренеров, зачем они гробят малых, проводя тренировки каждый день? Да кому это важно! Совсем недавно, сентябрьским воскресным утром, команда юношей этой школы сыграла очередной матч чемпионата города. Все было бы неплохо, если бы на вечер этого же дня тренером не был бы назначен товарищеский матч. Хочется спросить у руководства, у куратора молодежного футбола ФК «Минск» господина Курнева, непосредственно у тренера: зачем убивать 11-летних пацанов такими нагрузками? Пусть эти же люди расскажут, почему в этой команде детям запрещено идти в обыгрыш, зачем парни, как роботы, играют на определенных позициях и при малейшей ошибке садятся на лавку. Фамилию тренера назвать? Думаете, он там один такой?
Наши дети тренируются на полях с искусственным покрытием. Безусловно, это прорыв по сравнению с асфальтом, на котором работали Белькевич сотоварищи при Союзе. Но просто пройду мимо того факта, что газон ФК «Минск» на стадионе рядом с футбольным манежем существенно отличается от покрытия газона стадиона в Кунцевщине на базе «Динамо». Сколько детей и юношей закончили играть именно потому, что получили травмы на этих полях – не сосчитать.
Еще одна особенность, касающаяся столичных школ. С возрастом на место «выжатых и использованных» местных юношей приходят неиспорченные ребята с периферии. Им есть что доказывать, они не избалованы родительскими заботой и опекой, там в отличие от минских школ не форсировали подготовку – я называю сей процесс «выжиманием соков», и они просто хотят выбраться из глубинки. Яркий пример тому в последнее время – Евгений Березкин (кстати, в «Нафтане подрастают еще ребята, которые жаждут показать себя). Хотя подобные процессы происходят и в более раннем возрасте. Особо это касается школы «Динамо», в которой зачастую детей, прошедших отбор и начинавших тренироваться в 6-7 лет, к 12-14 годам остается хорошо если треть команды. И причина тому отнюдь не в конкуренции между местными и новобранцами, а в банальной выхолощенности динамовцев и проблемах со здоровьем: многие из них благодаря «тренерам-гениям» именно в этом возрасте уже заканчивают карьеру.
Тема влияния родителей на развитие будущих футболистов обширна и многогранна. Зачастую папы корчат из себя больших специалистов, считая, что именно их мнения и взгляды на развитие детей единственно верны. Они не понимают, что излишнее давление негативно сказывается на действиях сына. Если мнения отцов и тренеров расходятся, то лучше либо покинуть эту школу, либо попросту повесить бутсы на гвоздь. Нередко наблюдаю, как родители, словно умалишенные, орут на детей во время игр чемпионата или турниров. Особо поражает, когда эти эмоции, крики и нервные действия, граничащие с животными инстинктами, следуют от мам юных игроков. Однажды обратил внимание, как после игры мама в очень жесткой манере (с применением ненормативной лексики) отчитывала за качество игры как сына, так и его друзей-одноклубников. Мне просто хотелось спросить у нее: кто ты такая, что ты понимаешь в детском футболе и на каком основании орешь на всех подряд пацанов? Все это происходило на трибуне стадиона, и это видел тренер команды. Видел и молча прошел мимо. Знаете, о команде какой школы речь? Все о той же, базирующейся на проспекте Победителей...
Для меня вообще странным является факт существенного влияния мам на те или иные процессы в какой-либо футбольной школе. Поверьте, не хочу никого обидеть, не хочу сказать, что они не понимают ничего, но мамы делятся сегодня на излишне мягких (когда очень много «сюси-пуси») и чрезмерно агрессивных (когда по части воздействия на детей они превосходят нервных пап). В результате из парня вырастает либо мямля, либо парня нужно обязательно вести к психологу. Многие мамы потом удивляются: что же произошло с моим сыном? А ведь ответ на этот вопрос находится на поверхности…
Родители в том или ином клубе ведут себя так, как это делает тренер. Они отмечают стиль его поведения, слышат, каким тоном и с какой интонацией звучат требования к детям. Не так давно в ходе чемпионата города Минска наблюдал, как родитель ребенка ввиду жесткой борьбы и состоявшегося стыка его сына и игрока соперника, обошел поле и стал угрожать детям противоборствующей команды. Причем тренер возмущался еще больше, жестикулировал и апеллировал к судье, выражаясь нецензурной бранью. Разве нормальный родитель будет водить ребенка к специалисту, который во время тренировок и игр кричит на детей благим матом? Но ведь они водят, и более того, во многих ситуациях ведут себя точно так же! Это же театр абсурда!
В союзные времена тренер был и психологом, и доктором, и учителем, и спасателем, да и вообще очень часто многим пацанам заменял отца. Времена изменились, но роль тренера в воспитании парней огромна. Между тренером и родителем всегда должна быть дистанция. Тренер должен уметь ставить себя соответствующим образом, проводя четкую границу между тем, о чем можно говорить с родителями, и о чем нельзя. К детям же следует использовать метод «кнута и пряника», а в играх нужно просто делать замены, слегка хвалить за правильные действия и спокойно пояснять, что не так, задавая вопрос почему не выполняются его требования. Только в этих случаях можно рассчитывать на то, что ребенок будет гармонично развиваться, и вырастет не просто футболистом, а хорошим человеком.
Денежные затраты родителей. Безусловно, все зависит от доходов членов семьи, но в любом случае – будь то частные школы или бюджетные – родители должны быть готовы платить. Если в частной школе требуется оплачивать все, включая тренировки, то в ведущих школах белорусских клубов основные расходы связаны с зарубежными турнирами (хотя в некоторых школах в денежном вопросе просто творится хаос, и поборы с родителей – сам собой разумеющийся факт). Многие папы и мамы считают, что если команда ездит на турниры в Европу 15 раз в году, то играть их чадо будет по-европейски. Воспитанники все той же «великой школы» Минска «не вылазят» из различных континентальных турне. Причем число таких поездок может доходить до пяти за три месяца! Не хотелось бы углубляться в подробности, но нередки случаи, когда данные поездки оплачиваются из клубного бюджета, меж тем родители все равно сдают деньги на турниры. А иногда доходит до маразма: родители ездивших (в одном автобусе) на один и тот же турнир детей команд разных минских школ, живя в одном отеле, питаясь в одном и том же месте, платили разные суммы за участие детей в турнире! В том числе и данная ситуация привела к тому, что благосостояние родителей является чуть ли не важнейшим фактором отбора ребенка в детском возрасте, ибо ребенок родителя, не имеющего возможности платить, не сможет числиться в команде, потому как он не сможет посещать такое количество турниров! Как итог, мальчишки, способные вырасти в настоящих мастеров, вынуждены уходить из данной школы, по воле тренеров уступая место детям тех, кого «гуру футбола» часто оценивают по году выпуска и стоимости автомобилей, на которых родители привозят детей на тренировки. Что мы имеем потом? «Блатные» сборные страны разных возрастов, из которых в молодежной и национальной сборных играть потом попросту некому (об этом в заключительной части).
Чемпионат Минска среди парней младших возрастных категорий обычно длится с сентября по июнь. Только в сентябре нового года был сыгран золотой матч между ФК «Минск»-2006 и «Динамо»-2006 для определения победителя прошлого сезона. Причина? Как только наступило лето, первые тут же укатили «стричь купоны» – турниров в Европе великая тьма. И за три летних месяца они так и не нашли возможности сыграть.
Ну будьте умнее, поздравьте по итогам года обе команды, не нужно играть на результат, тем более после каникул, это же дети! Что в итоге? Это был не футбол, а пинг-понг. Мысли – ноль, логики – ноль, перебрасывали мяч по воздуху с одной половины поля на другую, боясь допустить ошибку, пропустить и проиграть.
Встречу посетил даже Вергеенко-старший. Только для чего он туда пришел и что новое он там хотел увидеть?
Продолжая «денежную» тему, отмечу, что нередки ситуации, когда набор детей производится «по особым правилам» (они разные: начиная от материальной помощи и взяток, и заканчивая телефонными звонками нужных людей).
В Минске есть команды (между прочим, в ведущих школах города), которые содержатся на деньги «купюроемких» папаш, именно поэтому их сыновья играют в основных составах, но некоторые выглядят на футбольном поле просто нелепо. Бывает и так, что тренер скажет: «Окей, пусть потренируется со вторым составом». В то же время всем понятно, что мальчишка не прошел бы отбор даже в восьмой состав… Но родитель ради принадлежности к конкретной брендовой школе согласен на все. Вместе с тем какой-либо талантливый мальчонка-конкурент именно по этой причине не прошел сюда отбор (с одной стороны и слава Богу, в такой команде он никогда не раскроет свой потенциал; с другой – он может просто бросить этот вид спорта). Таким образом, нередки случаи, когда уже в детском возрасте в школах нашей страны начинают совсем не с того, с чего следует, а в итоге позже тренер начинает причитать, что у него в команде одни бездари…
Ну, и, наконец, одним из многих факторов, мешающих развиваться детям в сегодняшнем белорусском футболе, я считаю в корне «абыякавую» (я бы даже сказал вредительскую) политику руководства клубов. Хотя все легко объяснимо. Корень проблемы произрастает из государственной поддержки спорта в стране. Ни для кого не секрет, что все команды Высшей лиги чемпионата Беларуси должны иметь в структуре четыре старших возраста юношей, выступающих на так называемой «лицензии», то есть в юношеском чемпионате Беларуси. Думаю, ни для кого не является тайной, что большинство команд Высшей лиги чемпионата Беларуси дотируются из бюджета (в основном косвенно через белорусские предприятия). Без этих средств эти команды «вышки» сразу прекратили бы свое существование.
Соответственно за потраченные на клуб деньги нужно отвечать перед руководством структуры, которая выделяет средства на содержание клуба. В этих условиях у директоров клубов голова болит исключительно об успешном выступлении главных команд: мол, нам были выделены средства, мы их потратили вот так, соответственно заняли в чемпионате страны условное 6-е место. Казалось бы, неплохой результат, но что в итоге? Что дает эта позиция в турнирной таблице? Она просто позволяет сказать, что позади нас еще 10 команд. И все.
Так вот на содержание детских школ в таких клубах выделяются немалые средства, только рентабельность этих вложений нулевая (если не отрицательная), потому как для клубов это навязанная свыше лишняя головная боль. Очень многое зависит от позиции менеджмента: вроде, и школа есть, а в основном составе команды в Высшей лиге молодых футболистов раз-два и обчелся (а то и вовсе нет). Сразу же возникает вопрос: зачем и на что вы тратите средства? Ответ прост: для руководства команд главное – освоить бюджет. С учетом того, что у этих денег хозяина нет (все вокруг колхозное – все вокруг мое), эффективность их использования стремится к нулю. Выделили – проели – отчитались – ждем новых траншей.
Тем временем «Монако» продал Мбаппе (воспитанник клуба) и перепродал Бакайоко, Менди и Бернарду Силву на сумму 333 миллиона евро. Чуть раньше княжеский клуб потратил на приобретение трех последних 39 миллионов, плюс необходимо учесть зарплаты и затраты на подготовку игроков (по данным прессы – 10 миллионов, мы это дело округлим до 15). А теперь вспомним самую простую формулу расчета доходности (или рентабельности продаж) и посчитаем. В итоге получим показатель 516%! Что-то мне подсказывает, что у бизнеса по продаже оружия и наркотиков появился серьезный конкурент…
Однако вернемся к «нашим баранам». Печальным является тот факт, что в клубах, менее зависящих от бюджетного финансирования, ситуация обстоит не лучше. Здесь причины следует искать в компетенции управленческих кадров, подборе специалистов и многих других факторах.
В структурах многих детских школ в силу разных причин существуют несколько команд одного возраста. Довелось общаться с родителем парня, команду которого по прошествии семи лет занятий в школе клуба просто расформировали за ненадобностью, а парней выставили на улицу. Мол, в прошлом году в клубе была такая стратегия развития юношеского футбола, а сегодня ввиду смены одного из руководителей и режима экономии средств все стало по-другому. Очень тяжело представить картину того, как мальчишки, выйдя за ворота клубной базы, срывали с экипировки эмблемы клуба, бросали через забор бутсы и форму. О том, что они кричали в этот момент, даже не хочется говорить…
В частных школах свои проблемы. Главная – финансирование. Если все занятия платные, даже этих денег не хватит на все, что необходимо для развития детей: зарплаты тренерам, аренду полей и залов, экипировку и спортивные снаряды (лестницы, фишки, стойки, ворота).
Обязательно следует упомянуть о многочисленных препятствиях, возникающих у людей, пытающихся что-то сделать за свои деньги, в госорганах. Казалось бы, человек вкладывает собственные средства, понимая, что отдачи от вложений, скорее всего, не будет никакой, но тем не менее найти поле или зал – проблема, да что греха таить, в самой Федерации на такие инициативы «смотрят искоса, низко голову наклоня». Здесь тоже все просто. Частники многое хотят изменить, но только они, как многие остальные, не молчат, а говорят правду, чем вызывают отторжение у власть имущих, ведь те вынуждены что-то отвечать, они обязаны отрывать зад от кресел и шевелиться, то есть должны менять привычный уклад жизни, чего делать совершенно не хотят.
Убежден, что будущее футбола и спорта именно за вложениями в него частных денег. Исключительно из-за эффективности их использования и конкуренции. Хозяин будет считать деньги, не будет тратить их впустую, а главное, он не будет красть их у себя же. Но есть интересная особенность. Согласно законодательству, любая организация в Минске может выделить средства для поддержки той или иной детской спортивной школы. Однако если помочь школе, в которой есть минимум 25-процентная доля госсобственности, то спонсирующая организация получит льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу. То бишь частные школы могут рассчитывать исключительно на себя. А в некоторых государственных данные денежные потоки способствуют коррупции, потому как средства просто не доходят до детей, а теряются «где-то в пути».
Часто от представителей государственных клубов можно слышать, как умело они противятся сокращению участников Высшей лиги, прикрываясь тем обстоятельством, что на улицу будут выброшены сотни детей, занимающихся в ДЮСШ. Но то, что написано красивыми словами, на деле выглядит совсем не так (об эффективности трат на детские школы выше). В идеале пирамиду клуба нужно выстраивать с нижних этажей: детские команды – юноши – дубль – основа. А тому же Шунто нужно было уже по факту формировать юниорские команды, договариваться с детской школой «Патрик», а самое главное – на все эти телодвижения нужны средства. У частных клубов с этим все намного сложнее, чем у подавляющего большинства с господдержкой.
Но если бы школы клубов действительно воспитывали талантливых юношей (ну хотя пару человек в год на всю страну)! А так ведь что получается? Бюджет есть – школа есть. Школа есть – выпускников нет. Выпускников нет – приглашаем ветеранов или легионеров. Что интересно, такая дребедень творится у нас везде, сегодня детские футбольные школы при клубах – группы общей физической подготовки, лучшие выпускники которых максимум где смогут играть, так это в Первой и Второй лигах и турнирах АЛФ. Без создания прозрачных и одинаковых для всех условий работы итога не будет. А без изменения существующей системы подготовки кадров тем более.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Почему детский футбол в Беларуси почти мертв - и в этом виноваты все: родители, тренеры, система
Фото: mel.fm, footbik.by
Фото на главной: https://family.by/
by.tribuna.com