Смотреть Expected Goals! Что такое xG футбол? Как прогнозировать футбол моделью xG football? онлайн на ochen-smeshnoe.ru. Что такое xg футбол


Что такое xG и с чем его едят, планы блога, а также прогноз на отборочный матч к ЧМ 2018

Немного об xG

Те кто серьезно увлекается футболом, а в частности ставками на данный вид спорта, наверняка уже слышали про такое понятие футбольной статистики как xG.

Если описать вкратце, то xG - это суммарная опасность моментов, созданных командой в течении матча. Очень хорошо про это написал Вадим Лукомский.

Меня, как для человека, увлекающегося ставками на спорт, этот показатель очень заинтересовал. да так, что я решил проверить его действие в течении целого футбольного сезона. Для этого, собственно, и был создан данный блог.

Сами подсчеты xG (если считать их самому) занимают очень много времени, но благодаря паблику "Блокнот"  Вконтакте, а именно ее основателю - Никите Васюхину, а также отличному программисту - Андрею Кривоногову, мне удалось и удается получать xG по интересующим меня лигам гораздо быстрее.

Цели блога

И все же блог больше о ставках на спорт, поэтому цель блога будет прежде всего состоять в увеличении денежного капитала путем использования модели xG. Я осуществляю подсчет xG по следующим лигам:  
  • Лига 1 ( Франция)
  • Серия А ( Италия)
  • Чемпионат Потугалии
  • РФПЛ
  • АПЛ
  • Чемпионшип
Еженедельно на каждую лигу я буду давать 1 прогноз, используя значения xG. Суть прогноза будет проста, с помощью xG я постараюсь находить необоснованно высокий кф. букмекера, относительно вероятности прохода данного события ( собственно Value - в простонародье Валуй).  Конечно,  матчей, подпадающих под данную стратегию может быть и больше, но я решил , что буду выбирать  по одному из тура - самых очевидных на мой скромный взгляд.

Выделяю на это дело условный банк - 10 000. Сумма ставки - флэт 3% ( 300). Подсчет итога будет общий, а также по каждому чемпионату отдельно.

 

Параллельно с данной методикой будут публиковаться "обычные" ставки на матчи других лиг/кубков/отборочных игр к ЧМ 2018. Условный банк и ставка теже, статистика общая.

 

По факту получится 2 рубрики:
  1. Ставки xG
  2. Обычные ставки
В связи с перерывом национальных чемпионатов перейдем сразу к прогнозу из рубрики "Обычные ставки".  Итак, поехали!

Польша - Дания  ТБ 2,5  ( кф. 2,28 ) 3%

Очень интересный матч намечается в Варшаве.  Мало кто ожидал от Поляков осечки в Казахстане, особенно учитывая факт того, что они вели в два мяча. Но это футбол, слишком рано команда уверовала в победу и перестала играть - за что и поплатилась. Сборная Дания, в свою очередь обыграла с минимальным счетом сборную Армении (1-0), при этом создав уйму голевых моментов. У обоих команд атака преобладает над защитой, как в плане построения игровой модели, так и в наличии качественных игроков на данных позициях.  Учитывая, что напрямую из группы выходит только 1 сборная, ожидаю интереснейший матч с уймой голевых моментов и забитых мячей.

legalbet.ru

Что такое xG? Основы системы - Академия ставок - Блоги

Автор: Богдан Павлов

Блог: Честные Капперы

Для удобства смоделируем ситуацию. Представим, что вы сделал очередную ставку на фаворита футбольного матча. Сам поединок вы не можете посмотреть. Глядя на результаты матча вы видите, что аутсайдер взял верх.

Что такое иксДжи? ИксДжи — это совокупность показателей, которые помогут вам разобраться в том, почему же аутсайдер выиграл в конкретном матче. Начнём. 

Сама абревиаутра расшифровывается, как экспЭктед гОлс, ожидаемые голы. Основная идея xG-моделей заключается в придании каждому удару своего коэффициента опасности. Этот коэффициент выводится при помощи формул, содержащих в себе объективные футбольные факторы. Простыми словами, xG определяет колеблющуюся от 0 до 1 вероятность забить гол после какого-либо удара. Распределение баллов происходит в зависимости от точки, из которой нанесен удар по воротам, части тела, которой произведен удар, типа предшествующего удару паса, типа атака. Одним из создателей данного подхода считают Эгила Ольсена, тренера сборной Норвегии пару десятков лет назад. Из более современых людей углубленно занявшихся иксджи можно отметить Майкла Келли, который около пяти лет назад создал продвинутую иксджи модель. 

Подобно классическому подсчету побед, забитых и пропущенных голов, в иксДжи модели существуют иксПоинты, которые при сложении образуют значение. Если сделать те же подсчеты и в играх других команд лиги, то получится таблица по версии иксДжи. 

Как измеряют xG сейчас

Единственной, удобной и подходящей всем формулы для измерения xG сейчас нет. Существует большое количество различных xG-моделей, каждая из которых может проявить свои преимущества (или недостатки) относительно других только на очень длинной дистанции. Должно пройти какое-то время, пока разные источники статистики утвердят какие-то общие правила подсчета, но уже сейчас можно ориентироваться на крупные площадки. Такие как Opta.

При помощи огромной базы из сотен тысяч примеров, имеющейся у этой компании для анализа, они выделили для каждого опасного момента свои коэффициенты (от 0 до 0,99 в зависимости от того, как часто забивают в подобных случаях на дистанции). Исходя из позиции, положения защитников, этапа игры, расположения вратаря и даже части тела с которой бьет игрок — около 10 параметров влияют на конечный итоговый xG каждого момента. Далее по ходу игры каждый момент суммируется в общий показатель, и уже по истечению всего времени матча мы можем видеть “ожидаемый счет”. Почему иксджи нельзя верить на 100%?

 В данном случае вступает в дело удача и везение, именно из-за фортуны нелья на 100% верить ни моделям ожидаемых голов, ни показателям реальных набранных очков. иксджи так же имеет и самый главный недостаток. Проблема, которую никто никак не может решить — как перевести людей в цифры. В иксДжи не учитываются навыки игрока, который наносит удар. 

Недостатки большинства моделей

Так как система подсчета вероятности забитых голов по xG только формируется, у текущих моментов есть несколько существенных проблем. Решения для них пока не очевидны, но ознакомиться с ними для понимания ситуации обязательно стоит:

1) Если момент не закончился ударом, то по нему большинство моделей xG не учитывают. Это огромный минус, так как есть очень много случаев, когда игрок либо из-за брака техники, либо из-за внешних факторов не успевает бить по пустым воротам, например. Таким образом если бы удар был выполнен, его xG мог быть 0,98 но так как игрок не отправлял мяч в ворота, то и плюсовать модели (когда модель ориентируется по ударам) нечего.

2) Если в игре получилась ситуация, когда ворота оказались незащищенными (вратарь вышел на угловой, например), игроки с большей вероятностью стараются моментами такими пользоваться, бьют чуть ли не с центра поля. Однако, основанные на аналогичных позициях xG-модели скажут, что вероятность попадания таких ударов стремится к нулю. Очевидно, это не так. Сразу виден более сильный недостаток многих моделей — мало где учитывается расположение игроков обороны.

3) Из-за того, что модель не учитывает мастерство игрока атаки, многие коэффициенты для опытных форвардов не будут верными. Точно также как мы знаем, что средние показатели реализации в чемпионате Венгрии, например, ниже чем в чемпионате Испании, знаем и то, что нападающий в Ла Лиге с большей вероятностью забьет в пределах штрафной площади, чем нападающий Вышки венгерского дивизиона. Но xG-модели никак не учитывают этот момент. Для них есть одна и та же цифра, независимо от полей и исполнителей. Наверное, в этом контексте стоит подумать об индивидуальных моделях для каждого игрока, но что тогда должно быть основой первичных данных?

4) Автогол или пенальти никак не учитывается, берутся только моменты “с игры”. Это одновременно и плюс, и недостаток, поскольку очень часто они становятся итогами опасных атак без ударов. А о проблеме атак без ударов мы уже знаем (смотри пункт 1). Несомненно, у данного подхода к футбольной статистике огромный потенциал и, возможно, именно вы сможете построить идеальную иксДжи систему. Все ресурсы для этого есть. 

Напоследок добавим немного иксДжи терминологии. 

xG-Plot. ИксДжи Плот — позволяет увидеть динамику ИксДжи по ходу матча, например, сравнить какуй половину встречи лучше проводит ваша команда. 

xA. Икс Эй — ожидаемые голевые асисты. В этой модели идет подсчет пасов, которые приводят к ударам. 

Packing. Пэкинг отражает сумму соперников, которые остаются за линией мяча после паса. этот показатель помогает оценить эффективность пасующего игрока. 

Тема очень обширная и в этом материале представлена только часть информации, чтобы понять основы ИксДжи.

Спасибо за внимание!

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПОСТ

Читайте самые горячие 🔥 материалы «Академии»:

www.sports.ru

Expected Goals! Что такое xG футбол? Как прогнозировать футбол моделью xG football?

⚡️ Expected Goals! xG футбол что это? Как прогнозировать футбол моделью xG football ★ Подпишитесь на наш канал о заработке на ставках: https://www.youtube.com/channel/UCOg_DNGpyPYFxDipaIBl4kQ?sub_confirmation=1

Партнёр нашего канала сайт https://gameleonteam.com – покерный портал с лучшими покерными предложениями.

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬★ Как прогнозировать вероятности исходов матчей?!★ ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

3:29 Что такое xG модель?5:25 Как работает модель на примере матча Олимпиакоса против Панатинаикос7:32 Какие факторы влияют на вероятность гола10:32 Матч Спартак - Ливерпуль13:25 Зачем мы ездим на матчи?14:49 Зачем нам делиться информацией?

На нашем канале вы узнаете как зарабатывать на ставках и что для этого нужно. Мы расскажем для чего нужны математические модели и как их использовать, а также будем развеивать сложившиеся заблуждения и стереотипы в ставках на спорт.

#ставки #вероятности #прогнозы #стратегии #заработок #бизнес

Смотреть видео «Что такое xG в футболе? Или как прогнозировать вероятности исходов матчей?!на YouTube: https://youtu.be/mMi7Rq14uSU▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬★ РЕКОМЕНДУЕМ ВИДЕО ПО ТЕМЕ ★ ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬● Как делать ставки на бокс или стратегия как обыграть букмекерскую контору:https://youtu.be/qZukEIZe9-I● Как зарабатывать ставками на изменении скилла игроков:https://youtu.be/nhMdJW3wh94● Как увеличить свой капитал в ставках в 64 раза:https://youtu.be/S_rhdmlXAD4

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬★ НАШИ КОНТАКТЫ ★ ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

★ Артём GameleonInstagram - https://instagram.com/artem_gameleon Вконтакте - https://vk.com/gameleon

★ Дмитрий Sonic-BPInstagram - https://instagram.com/dmitriy.poqwВконтакте - https://vk.com/sonic_bp

★Наша группа ВКонтактеhttps://vk.com/blog.triumphator

★Наша группа в Facebookhttps://www.facebook.com/triumfatorStavki/

★Наш канал в Телеграмhttps://t.me/triumfator_stavki

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬★ ПОПУЛЯРНЫЕ ПЛЕЙЛИСТЫ ★ ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬● Обучение по ставкам: https://www.youtube.com/watch?v=nhMdJW3wh94&list=PLFvVi8JZ3b6yCfS11NEtbkDJjKywwhLh3

● Наш ВЛОГ:https://www.youtube.com/watch?v=S_rhdmlXAD4&list=PLFvVi8JZ3b6xkM-l3aixpNheM7TcVJHcG

ochen-smeshnoe.ru

Научный подход к футболу в Финляндии. Почему он мог бы помочь многим клубам УПЛ, и почему этого не произойдёт

Тарас Дмитрик рассказывает о финской команде, чья игра полностью построена вокруг элементов современной футбольной аналитики.

"Красивая игра упряма в своих заблуждениях. Красивая игра- игра, нуждающаяся в изменениях. И ключевым моментом этих изменений являются числа. Именно числа бросят вызов принятому порядку вещей и изменят нормы, пересмотрят обычаи и разрушат традиционные представления. Именно числа позволяют увидеть нам игру, как никогда ранее".

Эти слова принадлежат Крису Андерсону и Дэвиду Сэлли, авторам книги "Игра с числами", книги, которая является обязательной к прочтению для тех, кто решил понять футбол и ту аналитическую революцию, которая сейчас происходит.

Современный футбол – это миллионы тонн информации, цифр, отчетов, которая обрабатывается ежеминутно.

В среднем команда уровня АПЛ собирает более 30 миллионов элементов данных  после десяти игр. Очевидно, что сейчас такая возможность доступна любому клубу более менее приличного уровня. Поэтому впереди тот, кто грамотно умеет эту информацию фильтровать и правильно использовать.

Я это все к чему веду: в чемпионате Финляндии играет удивительная команда ВПС (полностью Vaasa Palloseura), удивительна она тем, что ее игра полностью построена вокруг элементов современной футбольной аналитики, а именно xG. Клуб, по меркам финской лиги, ниже среднего уровня, но в прошлом сезоне занял четвертое место и попал в квалификацию Лиги Европы

Что такое xG?

Это модель ожидаемых голов, то есть метод оценки качества созданных моментов.  В основе xG лежат, как правило, удары, которым присваивается коэффициент в зависимости от  потенциальной опасности созданного момента. Эта опасность определяется множеством факторов, углубляться в них мы не будем, благо в интернете есть много материалов, которые детально вас со всем ознакомят, наш разговор немного о другом.

хG помогает максимально точно, насколько это вообще возможно, оценить, сколько голов при прочих равных должна была забить команда с ударами такой остроты.

Сума коэффициентов за матч выливается в счет, который основан именно на качестве и остроте моментов и является максимально точным в контексте уровня показанной игры.

Такая модель очень полезна на дистанции, так как исключает понятия "везения и "невезения", а, следовательно, показывает реальное качество игры команды.

Как вообще на этом можно построить игру?

Больший показатель xG будет иметь так команда, моменты которой потенциально имели больше шансов закончиться голом. Первое и самое очевидное: удары должны наносится с опасных позиций. В тактическом футбольном мире эти позиции имеют название danger zone или же зоны 14 и 17:

Но эффективность заключается не только в том, чтобы как можно больший процент ударов наносился оттуда. Не менее важно, чтобы в максимальном количестве атак мяч туда в принципе доходил, а соответственно необходимо, чтобы и пасы были максимально  эффективны.

Как это реализовано у ВПС

Начнем по порядку. Внизу три схемы: первая – все удары ВПС за 10 матчей, вторая – удары ВПС со штрафных (чтобы их можно было зрительно выделить в первой схеме), третья — удары лидера чемпионата Финляндии ХИКа тоже за 10 матчей.

Это невероятно интересно и показательно. Если исключить удары со стандартов, то, прежде всего, бросаются в глаза зоны перед штрафной и те, которые еще дальше от ворот.  ХИК оттуда бьет гораздо чаще, как и любая другая команда.

Вся суть в том, что игрокам ВПС просто запрещено наносить удары из этих позиций, пробивать можно только из danger zone, помимо редких исключений.

Этим объясняется гораздо меньшее количество ударов в целом по сравнению с ХИКом. Очевидно, что доставить мяч в зоны 14 и 17 уже само по себе непростое задание, а надо еще и удар нанести.

Поражает невероятная эффективность ВПС: средняя статистика за матч в прошлом сезоне составила 5-7 ударов на 2 гола. 2-3 удара, чтобы забить (!)

Теперь про владение мячом. В среднем они совершают по 700 передач за игру, показатель даже круче, чем у команд Пепа Гвардиолы, а я напомню, что по возможностям ВПС находится ниже середины у себя в лиге. Так вот, длинные из этих передач составляют не больше 5%. Тогда как средний показатель – 15%. Огромная разница обусловлена опять же запретом, в этот раз на длинные передачи.

Это очевидно, ибо брак при длинных передач гораздо выше, а это соответственно понижает эффективность игры. 

Следующий квадрат отлично демонстрирует все особенности ударов ВПС. На схеме по вертикали показатель xG/shot, то есть средний коэффициент одного удара (чем он выше, тем потенциально опаснее был удар), а по горизонтали количество ударов за матч. Разница со всеми остальными команды лиги впечатляет.

На видео внизу моменты атак ВПС, которые закончились ударом. Помимо очень высокого уровня владения мячом, стоит обратить внимание на прессинг соперника и на то, как игроки из-под него выходят именно через короткий пас. Как правило, в таких ситуациях в других командах прибегают к забросам.

Их система работает с самого начала атаки, когда мяч только вводится вратарём. Например, в сентябрьском матче против ХИФК, в котором они, к слову, уступили 1-2, вратарь вводил мяч в игру 50 раз, из них 49 через короткий пас и лишь один забросом.

У ХИФК 20 из 35-ти это длинные передачи. И это абсолютно классическая ситуация, если речь идет не про команду Гвардиолы, хотя и у него розыгрышей через длинный пас больше, чем у ВПС. 

Какая перспектива у этого проекта? Есть ли она вообще?

Все аналитические отделы и руководители европейских клубов из ТОП-чемпионатов давно используют в своей работе модель xG и другие, часто более узкие элементы современной футбольной базы данных.

Но это выступает лишь средством, которое помогает достигать тех или иных задач, а никак не центральной концепцией игры. В больших лигах такая игра попросту не пройдет из-за банального отсутствия вариативности и наличия достаточного количества недостатков, которые в чемпионате Финляндии просто не так заметны.

Например, прессинг соперника: на видео видно, насколько он активный при такой игре, а если это будет не условный ХИФК, а любая команда АПЛ или французской Лиги 1? Она просто задавит команду с мячом.

Командам из верхних частей таблиц это попросту невыгодно. Их модели игры гораздо более сложные и разносторонние. Ман Сити сейчас использует много похожих элементов, которые выведены на другой космический уровень. Как в плане исполнения, так и в плане сложности их построения и вариантов реализации.

Но для команд среднего уровня из средних чемпионатов это очень неплохой и интересный вариант. В условной Александрии или Черноморце такая модель игры могла дать неплохой результат. Проблема в том, что реализовать это в наших реалиях невозможно. Отсутствие хоть каких-либо аналитических центров в командах среднего уровня, статистика, которая часто не заходит дальше ТТД, неготовность футболистов и прежде всего тренеров с руководством поверить в это и принять столь необычное решение.

football.ua

Футбольный гений. Что такое показатель xG

В футболе статистика пользуется спросом у всех: у обычных болельщиков, у аналитиков, у тренеров, менеджеров, руководителей клубов, скаутов, селекционеров, функционеров и прочих футбольных людей. Типичный отчёт о матче отображает самые поверхностные показатели: владение мячом, удары (плюс в створ), фолы, штрафные и т.д. Но такая статистика в современном футболе давно перестала говорить хоть о чём-то. Максимум – мы можем понять, кто взял игру «на себя», а кто её отдал. И всё. Поэтому человеку, который может перечислить все команды АПЛ (ну окей, андердогов можно не называть), нужно знать хоть что-то про продвинутую статистику.

Первый и самый основополагающий её компонент – показатель xG (expected goals). Как можно догадаться из названия, это, грубо говоря, количество ожидаемых голов. Если толковать его «по словарю», то выглядеть это будет так: «xG – ожидаемое количество голов команды (можно и конкретного игрока) без учёта пенальти и автоголов».

xG основан только на ударах и рассчитывается по сложной формуле, в которой учитывается позиция бьющего игрока, количество опекающих его и мешающих удару оппонентов, точность удара и техническая сложность исполнения завершения атаки. Ох, как сложно завернул. Но не стоит боятся: на деле всё гораздо проще. Один xG равен одному голу, соответственно, если у команды за матч набирается 2,34 xG, то она точно наиграла на 2 гола, но есть вероятность закатить и третий мяч. В реальности, команды лишь в 40% случаев завершают матч в соответствии с набранными очками xG. Чаще всего происходит либо перебор мячей (1,08 xG при забитых 3 голах – т.н. «оверперформинг»), либо недобор (4,25 xG при жалком 1 забитом мяче). xG может оценить не только успешность команды в завершающей стадии атаки, но и её реализацию. Например, если нападающий промахивается с метра по пустым воротам, то, естественно, ему начисляется около 1 xG. Но бывают и такие случаи, когда игроки забивают с центра поля. Тогда при забитом голе мы имеем мизерный xG. Это говорит о том, что команде откровенно и безжалостно фартит. В среднем, на каждый гол приходится по 0,48 xG. Это связанно с тем, что не все команды доводят атаки «до верняка» и предпочитают бить при достижении удобной для этого позиции, хоть с ней гол и не гарантирован. К слову, эта «самая частая ударная позиция» находится между линией штрафной зоны и точкой пенальти. Также xG можно считать не только для команды, но и для отдельных игроков. Это универсальный показатель.

Теперь поговорим о других показателях, тесно связанных с xG.

xGA – тот же самый xG, только направленный против команды. То есть, это ожидаемые пропущенные голы команды. Принцип тот же, что и у xG, только тут в расчёт берётся (помимо удара оппонента) оборона команды в данный момент удара.

xG_diff – разница между xG и xGA. На первый взгляд – нужный показатель, на деле – бесполезный.

xG_0 per 90 – количество xG, созданного командой за 90 минут матча. Т.е. если за 45 минут игры при ровном счёте команда создала 1,4 xG, то этот показатель будет равен 2,8.

xGA_0 per 90 – количество xG, допущенного командой за 90 минут матча. Т.е. если за 45 минут игры при ровном счёте команда «пропустила» 1,4 xG, то этот показатель будет равен 2,8.

xA – индивидуальный (по большей части) показатель, показывающий количество ассистов, созданных конкретным игроком. Рассчитывается по принципу xG, только в расчёт берётся не удар, а пас. Можно рассчитывать и общий xA для всей команды, но смысла в этом не больше, чем в текстах Дзичковского на сайте «Матч ТВ».

BigCh – явные голевые моменты, созданные командой (выход 1 на 1, удар с метра и т.д.).

BigChA – явные голевые моменты, допущенные командой.

NPG/xG – количество забитых голов на 1 созданный xG – показывает реализацию созданных моментов командой (и по делу, и удача).

xG/Shots – средний показатель xG на удар – показывает среднюю опасность ударов команды.

xPoints – очки команды (в лиге), рассчитанные из созданного/допущенного xG без учёта реальных голов.

xP – место команды в лиге, исходя из xPoints.

Это вообще не полный список всех показателей на основе xG, на деле их гораздо больше. Для начала нужно умудрится переварить это. Для хардкорщиков могу расписать ещё один мой обожаемый показатель.

Packing – количество игроков команды соперника, оставленных за линией мяча в результате паса вперёд или удачной обводки. По этому показателю очень удобно оценивать игроков «второго плана», которые, на первый взгляд, мало чем выделяются на поле. Так с виду бесполезный игрок может предстать в ваших глазах главным плеймейкером команды. Поэтому-то я и очень ценю этот показатель, ведь он раскрывает «теневых игроков» команды.

Все вышеизложенные показатели используются в продвинутой статистике. Опять же, повторюсь, что это лишь малая часть всех «прелестей» в футбольной статистике.

Источники, откуда брать информацию по продвинутым показателям и сами показатели:

twitter.com/11tegen11 – тут есть и карты ударов, и карты пасов, и временные шкалы xG, и прочие очень крутые плюшки. understat.com – лучший сайт, целенаправленно созданный для xG. Тут, к сожалению мало турниров подсчитывается (АПЛ, Ла Лига, Лига 1, Бундеслига, Серия А и РФПЛ), но зато всё очень досконально и понятно. whoscored.com – легендарный Хускорд. Тут и чалкборды, и тепловые карты, и карты ударов, и карты пасов, в общем, всё, что вашей душе угодно. vk.com/xg_blocknote – тут можно почитать классные мнения, найти отсчёты по xG, да и вообще прочитать статьи про статистику. особенно рекомендую «Ликбез по xG». Тут есть дополненный список источников, большой список показателей с пояснениями. Гения Васюхина читать тоже обязательно. vk.com/pylny4erdak – тут можно найти гениальные разборы, packing-статистику, да и просто крутые люди там пишут про футбол.

midn.co

Футбольный гений. Что такое показатель xG

В футболе статистика пользуется спросом у всех: у обычных болельщиков, у аналитиков, у тренеров, менеджеров, руководителей клубов, скаутов, селекционеров, функционеров и прочих футбольных людей. Типичный отчёт о матче отображает самые поверхностные показатели: владение мячом, удары (плюс в створ), фолы, штрафные и т.д. Но такая статистика в современном футболе давно перестала говорить хоть о чём-то. Максимум – мы можем понять, кто взял игру «на себя», а кто её отдал. И всё. Поэтому человеку, который может перечислить все команды АПЛ (ну окей, андердогов можно не называть), нужно знать хоть что-то про продвинутую статистику.

 Первый и самый основополагающий её компонент – показатель xG (expected goals). Как можно догадаться из названия, это, грубо говоря, количество ожидаемых голов. Если толковать его «по словарю», то выглядеть это будет так: «xG – ожидаемое количество голов команды (можно и конкретного игрока) без учёта пенальти и автоголов».

xG основан только на ударах и рассчитывается по сложной формуле, в которой учитывается позиция бьющего игрока, количество опекающих его и мешающих удару оппонентов, точность удара и техническая сложность исполнения завершения атаки. Ох, как сложно завернул. Но не стоит боятся: на деле всё гораздо проще. Один xG равен одному голу, соответственно, если у команды за матч набирается 2,34 xG, то она точно наиграла на 2 гола, но есть вероятность закатить и третий мяч. В реальности, команды лишь в 40% случаев завершают матч в соответствии с набранными очками xG. Чаще всего происходит либо перебор мячей (1,08 xG при забитых 3 голах – т.н. «оверперформинг»), либо недобор (4,25 xG при жалком 1 забитом мяче). xG может оценить не только успешность команды в завершающей стадии атаки, но и её реализацию. Например, если нападающий промахивается с метра по пустым воротам, то, естественно, ему начисляется около 1 xG. Но бывают и такие случаи, когда игроки забивают с центра поля. Тогда при забитом голе мы имеем мизерный xG. Это говорит о том, что команде откровенно и безжалостно фартит. В среднем, на каждый гол приходится по 0,48 xG. Это связанно с тем, что не все команды доводят атаки «до верняка» и предпочитают бить при достижении удобной для этого позиции, хоть с ней гол и не гарантирован. К слову, эта «самая частая ударная позиция» находится между линией штрафной зоны и точкой пенальти. Также xG можно считать не только для команды, но и для отдельных игроков. Это универсальный показатель.

...

Теперь поговорим о других показателях, тесно связанных с xG.

xGA – тот же самый xG, только направленный против команды. То есть, это ожидаемые пропущенные голы команды. Принцип тот же, что и у xG, только тут в расчёт берётся (помимо удара оппонента) оборона команды в данный момент удара.

xG_diff – разница между xG и xGA. На первый взгляд – нужный показатель, на деле – бесполезный.

xG_0 per 90 – количество xG, созданного командой за 90 минут матча. Т.е. если за 45 минут игры при ровном счёте команда создала 1,4 xG, то этот показатель будет равен 2,8.

xGA_0 per 90 – количество xG, допущенного командой за 90 минут матча. Т.е. если за 45 минут игры при ровном счёте команда «пропустила» 1,4 xG, то этот показатель будет равен 2,8.

xA – индивидуальный (по большей части) показатель, показывающий количество ассистов, созданных конкретным игроком. Рассчитывается по принципу xG, только в расчёт берётся не удар, а пас. Можно рассчитывать и общий xA для всей команды, но смысла в этом не больше, чем в текстах Дзичковского на сайте «Матч ТВ».

BigCh – явные голевые моменты, созданные командой (выход 1 на 1, удар с метра и т.д.).

BigChA – явные голевые моменты, допущенные командой.

NPG/xG – количество забитых голов на 1 созданный xG – показывает реализацию созданных моментов командой (и по делу, и удача).

xG/Shots – средний показатель xG на удар – показывает среднюю опасность ударов команды.

xPoints – очки команды (в лиге), рассчитанные из созданного/допущенного xG без учёта реальных голов.

xP – место команды в лиге, исходя из xPoints.

Это вообще не полный список всех показателей на основе xG, на деле их гораздо больше. Для начала нужно умудрится переварить это. Для хардкорщиков могу расписать ещё один мой обожаемый показатель.

Packing – количество игроков команды соперника, оставленных за линией мяча в результате паса вперёд или удачной обводки. По этому показателю очень удобно оценивать игроков «второго плана», которые, на первый взгляд, мало чем выделяются на поле. Так с виду бесполезный игрок может предстать в ваших глазах главным плеймейкером команды. Поэтому-то я и очень ценю этот показатель, ведь он раскрывает «теневых игроков» команды.

Все вышеизложенные показатели используются в продвинутой статистике. Опять же, повторюсь, что это лишь малая часть всех «прелестей» в футбольной статистике.

Источники, откуда брать информацию по продвинутым показателям и сами показатели:

twitter.com/11tegen11 – тут есть и карты ударов, и карты пасов, и временные шкалы xG, и прочие очень крутые плюшки.

understat.com – лучший сайт, целенаправленно созданный для xG. Тут, к сожалению мало турниров подсчитывается (АПЛ, Ла Лига, Лига 1, Бундеслига, Серия А и РФПЛ), но зато всё очень досконально и понятно.

whoscored.com – легендарный Хускорд. Тут и чалкборды, и тепловые карты, и карты ударов, и карты пасов, в общем, всё, что вашей душе угодно.

vk.com/xg_blocknote – тут можно почитать классные мнения, найти отсчёты по xG, да и вообще прочитать статьи про статистику. особенно рекомендую «Ликбез по xG». Тут есть дополненный список источников, большой список показателей с пояснениями. Гения Васюхина читать тоже обязательно.

vk.com/pylny4erdak – тут можно найти гениальные разборы, packing-статистику, да и просто крутые люди там пишут про футбол.

sport.t30p.ru


Смотрите также