Автобус – тактика в командных видах спорта, основная цель которой — защита своих ворот.
Подобная стратегия стала довольно популярной. Особенно этот термин укоренился по отношению к футбольным матчам. Команды, которые не уверены в своем атакующем потенциале, концентрируют все свои силы в обороне. Как правило, это несколько линий игроков, которые играют максимально плотно в своей штрафной площадке и возле нее.
Обсуждаем матчи, делаем прогнозы, делимся информацией Присоединяйтесь в НАШ футбольный чат в TELEGRAM --> ФУТБОЛЬНЫЙ ЧАТВ любом случае тактика «автобус» предполагает участие всех полевых игроков в оборонительных действиях. Такой футбол характеризуется командным отбором мяча, большим количеством выносов и относительно низкой скоростью игры (за исключением скорости развития контратак).
Узнал что-то новое? Поделись с друзьями: Апр 22, 2017 18:53Оценить статью от footbolno Загрузка...footbolno.ru
«Не знаю, что вы подразумеваете под парковкой автобуса. Не знаю, кто придумал это выражение, но оно не имеет много общего с футболом», – недавно раздраженно сказал Арсен Венгер, который совершенно точно знал о паркинге до и тем более после игры с «Юнайтед».
В Англии принято: если команда на грани – просто позовите дядюшек Эллардайса, Пулиса или Ходжсона, которые доведут до обычно гарантирующих сохранение места в АПЛ 40 очков. Они выстраивают оборону и регулярно отнимают очки у сильных клубов, превращая команды из аутсайдеров в середняков.
После нулевой ничьей на «Стэмфорд Бридж» Жозе Моуринью пожаловался на «Тоттенхэм»: «Как говорят в Португалии, они привезли автобус и поставили его перед воротами. Будь я болельщиком, заплатившим 50 фунтов, я бы огорчился – ведь «шпоры» приехали обороняться».
Вскоре автобус стал синонимом закрытой оборонительной тактики, но термин ассоциируется с Моуринью не из-за его авторства, а потому что он сам тот еще любитель парковок.
Жозе МоуриньюGetty Images
Большинство команд АПЛ с разным успехом и частотой обращаются к этой тактике: одни стабильно используют ее на дистанции, другие – в рамках матча (подстраиваются под сверхатакующий стиль) или отрезка игры (для отражения затяжных атак). Ее идея проста: команда плотно и организованно садится на своей трети, создавая численный перевес в середине поля. Защитникам нужно занять такое положение, при котором они максимально воспрепятствуют голу: в среднем за матч они совершают 28-30 выносов и блокируют по 4-5 удара.
Атаки же происходят через контригру, либо за счет лонгболов на форварда, действующего по последнему защитнику – во втором случае игрока с мячом рывком поддерживает скоростной полузащитник. И это эффективно, так как сопернику непросто перестроиться в оборону: например, «МЮ» после быстрых атак забил шесть голов, а пропустил – всего один.
Определенной классификации нет, но от обороны можно играть по-разному: ваша эстетическая сторона стошнит от окопов «ВБА», но прессинг «Пэлас» ей понравятся.
Закрытый («Эвертон», «Вест Бромвич»). Такие команды преимущественно действуют на своей трети поля, редко наносят более 10 ударов, как правило, создавая один большой шанс. Эталонный матч – последнее в АПЛ мерсисайдское дерби. 79:21 по владению, 23:3 по ударам в пользу «Ливерпуля»; 1:1 по голам, 0:1 по довольным тренерам в пользу «Эвертона».
«Ливерпуль» – «Эвертон»Getty Images
Маневренный («МЮ», «Кристал Пэлас», «Бёрнли»). Для первых двух не проблема держать мяч на своей половине («Бёрнли» все-таки не любит и имеет худший пас – 71%) и гонять соперника, либо, напротив, захватить инициативу к середине второго тайма – в зависимости от второй команды. Большую часть времени они сушат игру, но эпизодически могут сыграть интересно, чаще бьют + прилично добирают голы на стандартах: все создали более 6,37 Expected Goals без учета пенальти (xG – статистистическая модель, оценивающая созданные и допущенные моменты).
«Бёрнли» логичнее отнести к первой категории, если бы не Шон Дайш, который уделяет особое внимание индивидуальной подготовке к сопернику. На первый взгляд, игра его команды примитивна, но она стабильно здорово организована под любой тип сопротивления.
Венгер, Клопп и Конте часто задаются тем же вопросом, хотя иногда срываются и совсем неожиданные персонажи: после единственного матча со сборной Англии Биг Сэм возмущался «двухэтажным автобусом» Словакии – это как злиться на воздух за то, что им дышит кто-то еще.
И все же есть пара способов взломать плотную оборону – лучше всех их использует Хосеп Гвардиола.
Хосеп ГвардиолаGetty Images
Создание пространства – ключевой аспект позиционной атаки против закрытых команд. Грамотное движение игроков между линиями, а также стягивание соперника на фланг дезорганизуют оборону, лишая ее двух важных компонентов – компактности и синхронизации.
Стандарты. Даже без отдельных тренировок, хорошего подающего и умелых рослых замыкающих команда может неплохо создавать со стандартов, но это не прокатит против лучших по игре головой, выносам и блокам вроде «Эвертона» и «Бёрнли». К ним нужно готовиться: стараться по возможности обеспечить преимущество в росте на одном из участков штрафной и максимально ловить на ошибках – именно так «Сити» продавил «МЮ» и «Бёрнли».
Дальние удары – подходящий вариант для команд с исполнителями (вроде де Брёйне, Салаха, Кейна), когда соперник совсем заперт.
Налегать на кроссы и дальние удары – особенно на последних минутах. Часто игроки поддаются эмоциям, когда их не устраивает счет в конце встречи. Но импульсивные удары и навесы (почти всегда неточные или заблокированные) не только не несут существенной угрозы, но напротив, отнимают время и снимают давление с обороны – мяч покидает пределы поля. Развязки, как в матче «Лестера» с «МЮ» (гол Магуайра после кросса Олбрайтона на 93-й минуте), происходят не чаще, чем голы в ворота атакующей команды после ошибки и контратаки.
Нет гарантий. Работа без мяча всегда предполагает риск. Нужно понимать, что не каждая команда умеет играть низким блоком, плотно встречая атаки у своей штрафной. Но даже те, кто делают это хорошо, иногда проваливаются. Против атакующих команд вроде «Ливерпуля» и «Арсенала» автобусам проще, чем друг против друга. С первыми сценарий игры понятен, со вторыми – зависит от тактической гибкости менеджера.
Креативные игроки не развиваются. В явно оборонительных командах созидатели ограничены во времени и возможностях – сильнее всего это влияет на формирование молодых. В отношениях типа Де Брёйне с Моуринью не будет счастливого конца: бельгиец уже в 22 мыслил шире своего тренера.
Скучно. Тони «закрыться и мочить со стандартов» Пулис как-то проворчал, что в АПЛ понаехали сексуальные иностранные тренеры, из-за которых британцев не зовут в топ-клубы. Большой ли у стариков выбор, когда руководство ставит задачу не вылететь? Автобусы – это антисекс. Но это работает.
Использованы данные Understat и WhoScored.
Все, что нужно знать про АПЛ, тут
www.eurosport.ru
Во время просмотра финала кубка Англии по футболу, хотелось выключить телевизор и катануть пару матчей в ФИФУльку. Настолько матч был унылый.
Я всю свою сознательную жизнь болею за Юнайтед, и не мог себе позволить пропустить игру любимой команды. Матч начался не с борьбы за территорию и за владение мячом, а команды наоборот старались от него быстрее избавиться. Предпочитая посмотреть на соперника, что он предпримет. Игроки ходили пешком, будто уже ждали финального свистка или на столько боялись друг друга. Первая двадцатиминутка встречи оправдала унылое зрелище в статистике, не одного проникновения в штрафную и только один удар по воротам. Забегу вперёд, голов с игры так и не получилось. Единственный мяч Азар (форвард Челси) забил с одиннадцатиметровой точки на 22 минуте. Он же и заработал стандарт, умело прикрыв мяч корпусом от защитника МЮ. Фил Джонс прыгнул в ноги Форварда уже не за мечом, а просто срубил бельгийца в своей штрафной площади, в надежде, что его Кипер — Дехея возьмет пенальти. При победном счете Аристократы сели в глухую оборону, а Манкунианцы принялись искать в ней дыры. До конца матча Красные только пытались, но сравнять счет им так и не удалось. Думаю, если была обратная ситуация, стоял бы на Уэмбли «красный автобус». Но как же так? Это же английский футбол! Английское телевидение зарабатывает огромные фунтовые суммы именно на зрелищном футболе. Неужели матчи с такой яркой афишей, могут разочаровать нас, зрителей! После матча я был зол, как на «синий автобус», так и на свой любимый клуб, хотелось посмотреть на английских футбольных грандов, а не боязливых тренеров – прагматиков. Тут мне пришла идея, — а если в правилах добавить пунктик, — «если все полевые игроки находятся на чужой половине поля, не фиксировать игроков находящихся в офсайде, этой команды». Думаю, это насторожит клубы и сборные в дальнейших матчах играть в тактику «автобус» дабы уповать только на контратаки и удачу. Футбол это в первую очередь зрелище, от опасных моментов до забитых голов, а финансовая составляющая, где победа любой ценой портит нам спектакль. Может я конечно и преувеличил свои познания в футболе, и этот пунктик ему еще более навредит, чем оборонительная тактика. Это уже определять не мне. Любите футбол за спектакль между свистками!
Автор: Роман Михайлов
time-items.ru
Футболисты перемещаются не только на личныx автомобиляx: любой мало-мальски уважающий себя клуб имеет свой собственный автопарк, в котором особое место занимают клубные автобусы.
Пожалуй, лучший клубный автобус в РФПЛ, xотя и несколько мрачный. Зато автобус «Краснодара» очень стильный и полностью соответствует прозвищу команды – «Черные буйволы». Может, он и должен устрашать всеx, кто его видит.
Будто бы в противоположность краснодарскому клубу в Донецке решили, что клубный автобус должен быть ярким. Благо, цвета «Шаxтера» позволяют сделать средство передвижения команды очень заметным. Так что футболисты донецкого клуба разъезжают на оранжевом автобусе.
Случаев, когда на борт автобуса помещали портреты футболистов команды, великое множество. Но в «Аяксе» решили выделиться и нарисовали на клубном транспорте одного футболиста – и то безымянного. Увидеть, кто это, не представляется возможным, так как ни лица модели, ни номера на шортаx нет. И это справедливо, но не обиделись ли темнокожие футболисты амстердамского клуба?)
«Орлы» из Лиссабона передвигаются на комфортабельном автобусе, на котором изображен талисман команды. И, на наш взгляд, выглядит такое украшение очень эффектно. А уж в движении и вовсе наверняка смотрится великолепно. Чувство стиля дизайнерам этого чуда явно не изменяет.
Туринские футболисты ездят, как ни странно, не на черно-белом автобусе. В цветовой гамме клубного средства передвижения «Ювентуса» преобладает черный цвет с неплоxо выглядящими золотистыми и серебристыми вставками. Еще один солидный автобус в нашей подборке – ну а как еще, если твой владелец – «Старая синьора»?
На фоне остальныx автобусов в этом списке этот классический праздничный красавец «Ливерпуля», посвященный победам команды на еврокубковой арене, выглядит не слишком современным. На матчи в нем, конечно, не ездят, но свое место в клубном автопарке он занимает. Более того, иногда он выезжает на улицы Ливерпуля и напоминает болельщикам о годаx еврокубковыx триумфов «красныx».
Одна из самыx яркиx футбольныx команд Германии выбрала для себя на удивление мрачный и суровый автобус. Но оформление этого транспорта все же весьма остроумно: футболисты «Санкт-Паули» перемещаются на черном автобусе, на котором написаны слова «атака», «полузащита» и «оборона», а также изображены символы команды – пиратский череп с двумя костями.
Автобус японского футбольного клуба «Эxиме», выступающего во втором японском дивизионе. Понравится эта раскраска, конечно, далеко не всем, но то, что она запоминающаяся и интересная – факт, не подлежащий сомнению.
А вот "Фенербахче" делает акцент на своих игроках...
Клубный автобус футбольного клуба Милан отличается строгой элегантностью
Очень стильный автобус у Эвертона
Кстати, иногда в выборе дизайна клубного автобуса непосредственное участие принимают болельщики команды. В 2009 году ФК «Спартак» Москва приобрел новый комфортабельный автобус Mercedes-Benz Travego. И сразу же объявил конкурс на создание лучшего дизайна нового автобуса среди поклонников команды. Путем болельщицкого голосования клуб выбрал новый дизайн машины.
А в Екатеринбурге тем временем в цвета местного "Урала" перекрашивают городские автобусы)
www.sports.ru
Еженедельник «Футбол» выбрал самые стильные средства передвижения клубов российской Премьер-лиги.
Владелец «Краснодара» Сергей Галицкий сам ездил в Германию заказывать автобус для своего клуба. Машина была сделана под заказ и обошлась ему в 700 тысяч евро. Полный «фарш»: кондиционер, мини-бар, туалет, телевизоры и динамики под каждым сиденьем.
В 2016 году на бортах автобуса ЦСКА были портреты футболистов, в том числе и Романа Еременко. После дисквалификации полузащитника пришлось менять дизайн. Теперь там с одной стороны красуются Гордюшенко, Чалов, Натхо, Акинфеев и Жамалетдинов, а с другой – надпись «Мы ЦСКА» из лиц армейских фанатов. Кстати, изображение игроков – западный тренд: изображения футболистов есть на многих автобусах топ-клубов Европы.
Самый яркий клубный дизайн: автобус «Локо» похож на бронированный поезд. Правда, часть брони художники все-таки «содрали», чтобы изобразить там «внутренности» и футболиста.
Дизайнеров специально попросили сделать так, чтобы была видна связь клуба и столицы России. Получилось очень красочно – с видами Москвы.
Все сделано в фирменном стиле сине-бело-голубых. И даже лев. Но традиция размещать клубные талисманы на бортах автобусах не нова: у «Бенфики», например, нарисован хищный орел, а с автобуса «Ромы» на вас смотрят огромные глаза волка.
Команды уже в Сокольниках. Матч #СпартакМАмкарМ начнётся в 14:00. pic.twitter.com/wdJ5DkPRFu
— FC Spartak Moscow (@fcsm_official) October 20, 2017
Новый дизайн автобуса «Спартака» выполнен в клубных цветах, а одним из важнейших его элементов стал год основания клуба, 1922-й, сложенный из 2 690 имен болельщиков, не пропустивших ни одного матча в чемпионском сезоне-2016/17. А до этого на борту автобуса «Спартака» был изображен гладиатор.
Нет, чаще всего это не аэрография и не краска. Как правило, автобусы обклеены специальной тонкой пленкой с нужным изображением. Пленку наносят по кускам, очень точно совмещая стыки.
1. Автобус с командой не имеет права сдавать задним ходом.Примета появилась еще во времена СССР, и сейчас почти все тренеры со стажем стараются ей следовать. Иногда приходится разрабатывать специальные маршруты.
2. В отправляющихся на матчи автобусах команд редко находится место женщинам.Старое морское суеверие прижилось в футболе. Строже всех его придерживался Валерий Лобановский.
3. Встретить по дороге на игру свадьбу – к победе, похороны – к поражению.Бывало, что водителя просили проехать мимо загса: когда у команды серия без побед, в ход идут все методы.
4. Некоторые тренеры садятся в уезжающий на матч автобус последними.Эта примета тоже пошла от Валерия Лобановского.
5. В день игры нельзя мыть автобус.Но он должен быть все равно чистым.
— Первые ряды почти всегда занимают тренеры и персонал команды: врачи, массажисты, администраторы и т.д.
— Главный тренер всегда садится на первый ряд. Место рядом с ним, как правило, остается незанятым.
— До матчей в автобусах редко играет музыка. Футболисты в наушниках слушают то, что им позволяет лучше настроиться на матчи. Общая музыка выключается после игр, особенно победных.
— Лучшие места в автобусе там, где больше места для ног. У ветеранов есть преимущество: рядом с ними места остаются незанятыми.
В техническом регламенте РФПЛ записано: команды, которые приезжают на матч, должны выходить из передней двери автобуса с интервалом в три-пять секунд. За такое нарушение тульский «Арсенал» заплатил два штрафа – 10 тыс. и 20 тыс. рублей.
Автобус с командой должен приезжать не позднее чем за 75 минут до начала игры. Нарушивший этот пункт «Зенит» был оштрафован на 10 тыс. рублей.
Оба пункта связаны с телетрансляциями: у съемочной группы должна быть возможность успеть снять приехавших на матч игроков.
Александр Мейтин, директор РФПЛ по безопасности:
— Конечно, всегда нужно задумываться о безопасности при передвижении команды. Во-первых, надо банально закрывать шторы, потому что они спасают от осколков. Во-вторых – планировать маршрут движения. Самые серьезные меры — это использование, полностью или частично, бронированных автобусов»
Текст: Андрей ВдовинФото: официальные сайты клубов РФПЛ
www.ftbl.ru
2015-03-04
Вы никогда не задумывались, почему просматривая расписание автобусов Москвы, ярые поклонники футбола невольно улыбаются? Как оказалось, само понятие «автобуса» - элемент футбольного сленга, который обозначает тактику расстановки и действий игроков на футбольном поле. Согласно терминологии, это сверхаккуратная тактика, построенная «от обороны» и заключающаяся в действиях всех игроков команды на своей половине поля, отсутствии явно выраженных атак и возможности забить гол только в результате молниеносной контратаки.
«Автобус» или «парковка автобуса» означают фактическую невозможность игроков одной команды прорвать оборону противника. Представьте себе картину: огромный автобус «паркуется» перед воротами соперника и встает непреодолимой стеной на пути игроков вашей команды. Именно из-за внушительных габаритов и фактического отсутствия места для маневра столь крупный транспорт и сравнивают с этой наглухо оборонительной тактикой. Именно по этой причине просматривая расписание автобусов Москвы, футбольные болельщики невольно вспоминают особенности игры некоторых российских и зарубежных команд.
Отметим также, что этот термин имеет негативную окраску: в результате использования данной тактики матч лишается своей зрелищности, скорости, динамичности и накала. Футбольные болельщики и спортивные аналитики традиционно отрицательно относятся к решению тренеров играть «от глухой обороны» и ставить перед своими воротами «автобус». Считается, что ключевая задача на матч у команды, использующей подобную тактику – не пропустить, а не выиграть за счет забитых голов. Логично, что болельщиков такое положение дел едва ли может обрадовать.
Впервые термин «автобус» в отношении командной тактики игры в футбол употребил нынешний наставник «Челси» (на тот момент главный тренер португальского «Порту») Жозе Моуринью. Случилось это в 2004 году, когда после матча с «Тоттенхэмом» тренер португальской команды в интервью отметил, что противник привез автобус и поставил его перед своими воротами. Моуринью заявил, что «Тоттенхэм» приехал не забивать, а отбиваться. В момент, когда «Порту» был настроен на победу, соперник мечтал не пропустить. Было очевидно, что эти слова звучали как укор в адрес команды из Англии, однако позднее, будучи тренером «Челси» Жозе Моуринью и сам не раз обращался к подобной тактике.
Просмотров страницы: 1082
sport-weekend.com
О застое в карьере «особенного».
Гвардиола убил интригу АПЛ. «Сити» выиграл у «Юнайтед» и оторвался на 11 очковТриумф Гвардиолы на «Олд Траффорде» уничтожил чемпионскую интригу в АПЛ. С этим согласен даже оптимист Моуринью. Его команду вчера переиграли. В этом Жозе, конечно, никогда не признается. Отсюда и разговоры о судействе Майкла Оливера, конкретно о не назначенном пенальти в ворота «Сити». Хотя это в данном случае не имеет никакого значения. Важно лишь то, что «Юнайтед» не придумал, как остановить лидера. Действовать все время в режиме ожидания ошибки можно, когда против тебя играет «Арсенал». В таком случае это вариант игры, близкий к оптимальному. Но у Гвардиолы в подобном стиле можно выиграть 1 матч из 10.
Все мы помним полуфинал ЛЧ 09/10, когда «Интер» Моуринью выбил «Барсу» Пепа. Когда каталонцы добирались до Милана на автобусе и вышли на поле сами не свои. А на «Камп Ноу» обстучали все штанги и перекладины, но нужного результата не добились. Тогда успехом Моуринью восхищались те, кому «Барса» Гвардиолы надоела. Это нормально желать поражения тому, кто постоянно побеждает. Но главное, что это была, наверное, самая великая победа прагматизма над атакующим, романтичным футболом. Даже сборная Греции образца 2004-го года позавидовала бы. У нее в соперниках на том памятном Евро не было команды уровня «Барселоны» Гвардиолы.
Так вот, с того полуфинала прошло 7 лет. Но новых идей в тренерском арсенале Жозе не появилось. И вряд ли появятся в будущем. А футбол двигается вперед и одним из тех, кто диктует в нем моду, является Гвардиола. Это вовсе не значит, что Пепу смело можно отдать все титулы, нет. Он получает удовольствие, в первую очередь, от самого процесса. Его стиль может быть не самым эффективным для достижения результата - Лигу чемпионов он выигрывал только с «Барселоной». Но его хочется копировать. Ему хочется подражать. За ним – будущее. Где бы он ни работал. А отрыв в 11 очков от ближайшего преследователя едва ли отыгрывается. Но не из-за разницы, а потому, что лидирует не «Лестер» и не «Тоттенхэм», от которых можно было бы ждать осечки, а Гвардиола. Победа над «Юнайтед» стала для его команды четырнадцатой подряд. Это повторение рекорда «Арсенала». В матче с «Суонси», вероятно, он будет побит.
Любопытно, что после окончания дерби фанаты «Сити» спели песню про «автобус» Моуринью: «Припаркуй автобус, припаркуй автобус, «Манчестер Юнайтед». Паркуй автобус, играй в футбол в стиле Моуринью» - распевали они.
Жозе в этот момент наводил порядок в раздевалке «Манн Сити». Ему не понравилось, что соперник слишком бурно праздновал победу. По слухам, у Жозе даже возникла перепалка с вратарем «горожан» Эдерсоном. В ходе конфликта Моуринью ударили пластиковой бутылкой с водой по голове.
Что ж, Жозе в отчаянии и с опозданием пытается изменить то, что сделано, когда уже ничего изменить нельзя. Но сезон длинный и в нем есть Лига чемпионов. Вот уж где Жозе может расквитаться со своими обидчиками. Но для этого нужны новые идеи. Готов ли «особенный» всех удивить? Сдвинется ли с места припаркованный им автобус? Если нет, то фанаты соперников будут петь еще громче, и все это будет дико раздражать.
www.sovsport.ru