Проведение артикуляционной гимнастики. Артикуляционное упражнение футбол


Артикуляционная гимнастика

 

Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки?

Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данное пособие поможет Вам решить эти проблемы.

Основная цель всех упражнений —выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка кправильному произнесению фонем.

Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Рекомендуется проводить по одному комплексу артикуляционных упражнений за одно занятие. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут.

Описание упражнений артикуляционной гимнастики  сопровождается  стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми. Целесообразно нарисовать для нечитающим детям рисунки, изображающие название упражнения (когда ребенок запомнит, как его выполнять, он сможет сам соблюдать последовательность упражнений)

 

 

1."Улыбка" ("заборчик")

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

2. «Трубочка» («хоботок»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

3. «Домик открывается» («бегемотик)

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик

4. «Любопытный язычок»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.

Любопытный язычок

Выглянул в оконце:

Может кончился уж дождь

И выглянуло солнце.

.

6. «Качели»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить  широкий край языка на нижнюю губу, поднять к верхней губе. Подбородок не двигается.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

9. «Хомяк («Конфетка»)»

Рот  закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

11. «Месим тесто»

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..»Медленно двигайте язык вперед  – назад.        Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

12.  «Покусаем язычок» («Месим тесто»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад.

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

13. «Лопаточка». «Блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

15. «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка

16. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения  направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

17. «Ступеньки»

чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.

Мы по лесенке ходили,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Очень весело бродили,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Целый день мы так гуляли,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

И ни капли не устали,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

18. «Фокус»

Поднять  язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх.                            Он сделал страшное лицо,

Потом платком накрыл яйцо...

Потом (хулалу-шимбай!) смахнул платок, оп-ле!

И вот цыпленок на столе!

19. «Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка

20. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.

Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Поводи вперёд-назад —

Наш маляр работе рад.

21. «Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.  Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка – получим звук, отдаленно напоминающий  Р.

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит,

Д-д, д-д-д!

22. «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Едем, едем на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

23. «Грибок»

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если  так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка».

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой

24. «Кучер»

Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами.

По тропе, чернее тучи,

Едет в бричке старый кучер.

Тащат бричку, хоть ты плачь,

Пара тощих, чёрных кляч.

25.  «Индюк» («болтушка»)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»

Я – индюк «балды-балда»

Разбегайся кто куда.

.

25. «Пароход»

Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец!

Паровоз без колес!

Что за чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел.

(пароход)

26. «Расческа»

Улыбнуться, закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… (расческа)

27. «Парус»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза.

Лодка под парусом

По реке плывет,

На прогулку лодочка

Малышей везет.

28. «Комарик»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 сек.

Прилетает по ночам,

Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

29. «Заведи мотор»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять языком по альвеолам и произносить «дын-дын-дын», повторить 10-15 сек.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит,

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

logoped.vertical1748.ru

Артикуляционная гимнастика - Наш Логопед - Наши статьи

Комплекс артикуляционной гимнастики. 

Бегемотики. Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот – Отдыхает бегемот.

Лягушки.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем.

Слон.

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

Я водичку набираю И ребяток поливаю! Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

Змея. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем -спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.

Лошадка.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.

Я – весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий.

Расчёска.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска. А зовут меня... (расчёска).

Часики.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть Тянуться языком попеременно то к левому углу рта. к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

Ёжик, цветы.

Описание упражнения: вдох через нос - «нюхать» цветок; на выдохе произнести: пахнет!» Повторить 2-3 раза.

У меня в иголках шёрстка И в норе запасов горстка. Лучше ты меня не трожь! Я -колючий серый ёж

Футбол. Описание упражнения: 1.рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». 2.вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох - через нос, выдох - через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.

Во дворе народ толпится. Там идёт футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч. Потому что наблюдает За игрою из окна Катерина. Всякий знает: Генке нравится она.

Индюк.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язы поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком к верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была.

Я - индюк «балды - балда». Разбегайтесь кто куда. Качели.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы. На счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись А потом назад вернулись.

Месим тесто.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами –пя, пя, пя...; закусить язык зубами и протаскивать его зубы с усилием.

Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Т Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять Не пора ли вынимать? Блинчики. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти

Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. /

Вкусное варенье

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу• Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Блин мы ели с наслажденьем -Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.

Чашка

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

Чистим зубки

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

Зубки нужно чистить дважды Каждое утро и вечер каждый.

Киска сердится

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

Выгляни в окошечко – Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – Не подходите близко!

Маляр

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Я сегодня утром встал . И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски

det-sad-sun.ucoz.ru

Проведение артикуляционной гимнастики - презентация онлайн

2. Формирование артикуляционной моторики

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков. Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады достигается двумя путями: постановкой артикуляционных движений индивидуально (логопедом) и систематической артикуляционной гимнастикой. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.

3. Указания к проведению артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день: а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно; в) с родителями дома. 2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки. 3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. 4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. 5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений. 6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. 7. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

4. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастики

* * * * Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

5. Артикуляционная гимнастика

6. Артикуляционное упражнение «Расческа»

* Артикуляционное упражнение «Расческа» С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне прическа. А зовут меня …….. расческа

7. Артикуляционное упражнение «Расческа»

* Артикуляционное упражнение «Расческа» * Улыбнуться * Закусить язык зубами * «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его

8. Артикуляционное упражнение «Часики»

* Артикуляционное упражнение «Часики» Тик – так, тик – так. Язычок катался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

9. Артикуляционное упражнение «Часики»

* Артикуляционное упражнение «Часики» * * * * Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет раз-два из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Повторить 5 – 10 раз

10. Артикуляционное упражнение «Футбол»

* Артикуляционное упражнение «Футбол» Вот футбол, Футбольный матч – Загони в ворота мяч.

11. Артикуляционное упражнение «Футбол»

* Артикуляционное упражнение «Футбол» * Рот закрыт * Кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щечкой надувать «мячики»

12. Артикуляционное упражнение «Индюк»

* Артикуляционное упражнение «Индюк» Я – индюк «балды - балда». Разбегайтесь кто куда

13. Артикуляционное упражнение «Индюк»

* Артикуляционное упражнение «Индюк» * * * Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка но верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «блбл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

14. Артикуляционное упражнение «Качели»

* Артикуляционное упражнение «Качели» На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверхвниз. Я все выше поднимаюсь, А потом - вниз.

15. Артикуляционное упражнение «Качели»

* Артикуляционное упражнение «Качели» * На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. * Нижняя челюсть при этом неподвижна.

16. Разработка презентации: Е.Н.Павлюк, учитель-логопед МБДОУ д/с «Мишутка»

* Разработка презентации: Е.Н.Павлюк, учитель-логопед МБДОУ д/с «Мишутка»

ppt-online.org

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Артикуляционная гимнастика может проводиться:* Фронтально (с группой), общеразвивающие упражнения;* Индивидуально;* Подгруппой (3-4 человека), упражнения на определённый звук.

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

К статическим относятся:

- «улыбка»,- «трубочка»,- «окошко»,- «лопатка»,- «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.

Динамические упражнения:

- «улыбка-трубочка»,- «качели»,- «маятник»,-«лопатка-иголка».Важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Методика проведения артикуляционной гимнастики.

В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения.

Подбор артикуляционных упражнений осуществляется по основным критериям:

o Учет нормальной артикуляции нарушенного звука;

o Учет конкретной формы нарушенного произношения;

o Учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка.

Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:

o губ,

o нижней челюсти,

o языка,

o мягкого нёба,

o мимической мускулатуры (щёк).

А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:

o Для заднеязычных звуков;

o Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;

o Для губных звуков;

o Для свистящих звуков;

o Для шипящих звуков;

o Для сонорных звуков;

o Для мягких звуков;

o Для звонких звуков.

Данные комплексы предлагают при подгрупповой или индивидуальной работе.

Упражнения могут выполняться активно (самостоятельно ребенком) и пассивно (с участием логопеда, воспитателя, родителей). Пассивные постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем в активные.

Все артикуляционные упражнения на начальных этапах выполняются перед зеркалом с активным использованием зрительного контроля, на поздних этапах без зеркала, лицом к логопеду. Это дает возможность развитию кинестезии или кинетических ощущений, как «базальных компонентов речи» (Павлов), необходимых для произношения звуков. Кинестезия (кинетические ощущения) - это ощущения положений и движений органов артикуляции.Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, увеличивая под счет. Упражнения прекращают выполнять при гиперемии (покраснении), посинении (цианозе), треморе (мелкие подергивания). Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.

(Показ картинок для артикуляционной гимнастики)

Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку.

  • Улыбнись
  • Покажи зубы,
  • Приоткрой рот,
  • Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Методика проведения упражнения:

логопед или воспитатель рассказывает о выполнении упражнений;

предлагает образец выполнения упражнения;

контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.

Артикуляционная гимнастика

Перед началом артикуляционной гимнастики желательно провести самомассаж лица. Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. В группах детского сада - после общей зарядки перед завтраком. Каждое упражнение выполняется не более 10 раз. Успешность тренировки в значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений. За прием предлагается 3-5 упражнений, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. За 1 прием предлагается только 1 новое упражнение.Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и у ребенка и у взрослого. При проведении пассивной гимнастики стерильные салфетки, латок для использованных салфеток. Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:• Улучить кровоснабжение артикуляторных органов,• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек,• Научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции.

Артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя перед зеркалом, чтобы визуально контролировать выполнение упражнений. Здесь мы приводим комплекс универсальных упражнений для губ и языка, которые выполняются при нарушении основных групп звуков. Гимнастика в структуре логопедического занятия не должна занимать много времени. На этапе подготовки к постановке звуков – это может быть и половина занятия. В случаях, когда у ребенка дизартрия или ринолалия, обязательно проводите логопедический массаж и дыхательные упражнения .

 

1. "Улыбка" ("заборчик")

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижниу зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

2. «Трубочка» («хоботок»)Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.

 

3. «Домик открывается»(бегемотик)Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами или на на нижней губе.

 

4. «Любопытный язычок»Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.

5. «Язык здоровается с подбородком»Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз.

6. «Язык здоровается с верхней губой»Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке во время выполнения этого упражнения следует проглаживать язычок шпателем по направлению от уздечки к кончику по нижней стороне языка)В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели».

7. «Обезьянка»Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд

8. «Бульдог»Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5 секунд.

 

9. «Хомяк»Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

10. «Кружок» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны , плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» - правая щека – «обезьянка» – левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.

11. «Накажем непослушный язычок»Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..» . Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед – назад. Упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.

12. «Чистим зубы снаружи»Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.

13. «Покусаем язычок»Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад. Это упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.

14. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

15. «Дуем на лопаточку»Вывести язык в положение «Лопаточка» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ваты. Модно «порисовать» зондом для постановки свистящих звуков желобок по центру языка. Упражнение хорошо готовит язык к постановке свистящих звуков. Его следует выполнять после того, как получилась «лопаточка»

16. «Горка» («мостик»)17. «Ветерок дует с горки»Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно иплавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, прикрыть рот, оставив между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук С. (не показывайте образец!)

18. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен. Упражнение полезно при межзубном сигматизме. При этом полезно использовать вестибулярную пластинку с заслонкой.

19. «Катушка» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. Рекомендуют при подготовке языка к постановке свистящих звуков.

20. «Жуем блинчик»Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз. Полезно для подготовки языка к постановке С.

21. «Чашечка»Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение 10 «Накажем непослушный язычок». Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд. Рекомендуется в период подготовки языка к постановке шипящих и соноров.

22. «Вкусное варенье»Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна. Упражнение помогает в подготовке к постановке шипящих и соноров.

23. «Ступеньки»(чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.

24. «Фокус»Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх. Упражнение отлично помогает научиться говорить шипящие и соноры.

25. «Не разбей чашечку»Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.

26. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол. Упражнение хорошо вырабатывает подъем языка вверх для шипящих и соноров.

27. «Маляр»Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.

28. «Барабанщик»Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка – получим звук, отдаленно напоминающий Р.

29. «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

30. «Грибок»Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки.

31. «Гармошка»Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку.

32. «Кучер» Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами. Наденьте маску. Ребенок здорово плюется во время выполнения этого, подготовительного к звуку Р, упражнения.

33. «Иголочка»Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10.

34. «Маятник»Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.

35. «Индюк» («болтушка»)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл-»

36. «Качели»Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок» . Упражнение полезно делать при работе над шипящими и свистящими звуками.

37. «Пароход»Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец! Это упражнение является базовым для постановки звука Л

teremok-8.ru


Смотрите также