Сборная России по футболу в очередной раз показала провальное выступление на очередном чемпионате. На этот раз наши футболисты даже не смогли выйти во второй тур из своей, не самой сильной, подгруппы. Потерпев разгромное поражение от футболистов Уэльса со счётом 0:3, российская команда осталась на самом последнем месте в группе и с позором покидает Чемпионат Европы 2016 во Франции.Пора нам всерьёз задуматься над истинными причинами плачевного состояния российского футбола, определить проблемы в нём и искать пути их решения. Вопрос о недостаточном финансировании рассматривать просто несерьёзно, в футболистов и тренеров вбухивают огромные деньги, такие, которые и не снились другим командам. Вспомните, что гонорар предыдущего тренера российской сборной Фабио Капеллы был больше, чем гонорары тренеров сборных Бразилии и Аргентины вместе взятых на Чемпионате Мира 2014 года в Бразилии. А ведь профессиональный уровень этих команд на порядок, а то и два выше уровня наших игроков.Но глядя на игру, даже не специалисту отчётливо видно, что у российских футболистов нет никакой мотивации к победе, они выходят на поле, как на работу, причём на очень хорошо оплачиваемую работу. Вот только стремления отдавать все силы за победу национальной сборной, у них нет и в мыслях. Да и зачем это делать, если ты и так получишь свои миллионы и это никак не привязано к результатам игры. Все сыты и довольны, причём некоторые наши футболисты позволяют себе между матчами хорошенько расслабиться в баре. Понятие спортивной дисциплины у нас как-то ушло в небытиё, тренеры перестали следить за поведением своих подопечных вне поля, а спортсмены просто живут в своё удовольствие и не хотят ни в чём себе отказывать, а на чаяния болельщиков им просто наплевать.Причём самая неблагоприятная ситуация по каким-то причинам сложилась именно в футболе. Нынешние игроки, это хорошо обеспеченные люди, многих из которых больше волнует материальная сторона дела и они не готовы рисковать здоровьем и отдавать все силы игре – им этого не нужно. А почему мы должны платить им бешеные деньги при таком отношении к делу? Думаю, что уже давно пора перенаправить финансовые потоки с оплаты заоблачных гонораров игроков и тренеров на развитие спорта в стране, в первую очередь детского.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии без проверки
В статье автор исследует теоретические аспекты развития футбола в России. Исследователем проведен анализ развития футбола в историческом аспекте, а также выявлены перспективы и тенденции развития современного футбола в Российской Федерации.
Ключевые слова: современный футбол, тенденции развития, футбол в России, программа развития.
Футбол претерпевает постоянные изменения. Игра продолжается распространяться и завоевывать мир: маленькие страны вступают в организацию; для игроков открываются многие границы; команды путешествуют по многим городам; уровень подготовки и развития молодых игроков достиг новых высот во многих странах.
Для того, чтобы лучше понять тенденции развития современного футбола и факторы, которые оказывают влияние на футбол сегодня, возможно, мы должны проанализировать состояние игры вчера [6; 10]. Финальные игры последних трех мундиалей являлись свидетельством возросшего класса европейских команд, интенсификации игрового стиля на широкой основе, новых тенденций в организации игры, физической, функциональной, атлетической подготовке.
Современный футбол стал более организованным, дисциплинированным, быстрота движения сменяется большим опытом игры, уверенностью в перемещениях, мгновенным вмешательством в движении [4; 5]. Сильнейшей стороной футбола является сплав страсти и спокойствия, эмоции и холодного расчета. Современный футбол развивается в направлении высокой подвижности игроков, скоростной техники, творческих действий футболистов, дальнейшей интенсификации, проявляющейся в увеличении скорости игры обеспечивающий лучший результат.
Проблема нашего исследования заключается в определении динамики выступления российских сборных команд по футболу на крупнейших международных соревнованиях и выявление перспектив развития данного вида спорта в России.
Объект исследования: соревновательный процесс российских команд по футболу.
Предмет исследования: динамика выступления российский команд в крупнейших международных соревнованиях.
Цель исследования: проанализировать выступления сборных российских команд по футболу на крупнейших соревнованиях и выявить тенденции развития футбола в России.
Задачи исследования:
Исследование проводилось на базе филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме с сентября по октябрь 2015 года. Оно включило в себя выбор темы, анализ научной и методической литературы. На основе изучения литературных данных, мы смогли отследить тенденции и пути развития современного футбола в России.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.
Результаты исследования. Анализ литературы позволяет нам утверждать, что футбол культивируется во всех регионах Российской Федерации, созданы Федерации футбола, при этом, очевидно, что уровень инфраструктуры, вовлеченность населения, достижения региональных команд существенно различаются. Обусловлено это в первую очередь климатическими условиями и уровнем социально-экономического развития. Значимую роль в региональном развитии имеет и человеческий фактор. Именно поэтому одним из основных направлений реализации настоящей программы будет региональное развитие футбола, оказание в этом вопросе региональным органам исполнительной власти и региональным федерациям всесторонней помощи. Основными материалами для анализа уровня развития футбола в каждом регионе послужили материалы статистических данных, представляемых РОИВ в Минспорт России [5].
Профессиональный футбол сосредоточен и развивается, главным образом, на Европейской части и юге России, до Уральского хребта. Огромные территории Сибири и Дальнего Востока, где климатические условия в ряде мест позволяют развивать этот вид спорта, не задействованы. Несмотря на массовость, развитие инфраструктуры и высокое представительства клубов в регионах, только в 5 из них футбол представлен как базовый вид спорта. В Москве, Московской области, Краснодарском и Красноярском краях к базовым видам спорта отнесен женский футбол, в Чеченской республике — все разновидности футбола.
Основываясь на опыте передовых стран в области развития футбола, РФС разработал и с 2007 года реализует проект «Центры футбола». Учитывая огромное пространственно-территориальное распределение России, наиболее оптимальной предполагается создание трехуровневой системы центров подготовки футболистов, тренеров и специалистов в области футбола. Появление отечественных специалистов высокого уровня в региональных центрах футбола является основной целью данного проекта, наряду с комплексом мер, обеспечивающих интересы сборных команд страны и профессиональных клубов
В настоящее время на базе лучших специализированных спортивных школ по футболу в регионах созданы 20 региональных центров подготовки футболистов.
На Конференции Российского Футбольного Союза 28 февраля 2007 года была утверждена Стратегия развития российского футбола на 2006–2016 годы. В ней были определены 13 основных направлений развития футбола в стране, среди которых: совершенствование системы управления футболом; подъем массовости занятий футболом; укрепление материально-технической базы; упорядочение проведения соревнований и другие. Главными целями в рамках выбранных направлений стали: создание условий для эффективного функционирования системы управления футболом в стране; увеличение численности занимающихся всеми разновидностями футбола, подготовка качественного резерва для футбольных клубов и сборных команд России; поднятие престижа региональных федераций и межрегиональных объединений, оптимизация соревновательной деятельности.
Данные цели нашли свое дальнейшее развитие и отражение при разработке в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 563Р Подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008–2015 годы» Федеральной целевой программы «Развитие физкультуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». Основным ее разработчиком явилось Федеральное агентство по физической культуре и спорту при участии Российского футбольного союза.
Именно эти два документа вместе с программами ФИФА и УЕФА по содействию развитию футбола, таких как «ГОЛ» и «ХЕТ-ТРИК», определили организационно-экономические условия для масштабной работы по укреплению материально-технической базы российского массового футбола в прошедшей пятилетке. В результате, за счет вложенных государственных средств и привлечения спонсорской помощи удалось оснастить детские спортивные школы полями, тренировочными базами, необходимым оборудованием. Введение в эксплуатацию футбольных полей с искусственным покрытием и площадок разного размера в среднем по 50 единиц ежегодно можно считать главным достижением первых лет реализации действующей стратегии. Другой «статистически привлекательной цифрой» является количество функционирующих детско-юношеских футбольных школ и отделений футбола, более 2 000. В настоящее время в них занимаются более 375 000 детей от 6 до 17 летнего возраста. Для занятий футболом в городах и сельских поселениях насчитывается более 20 тысяч полей, около 2 500 стадионов вместимостью не менее 500 человек, около 1 800 стадионов вместимостью не менее 1 500 человек, 39 футбольных манежей. Однако и этот бурный рост «игрового пространства» не обеспечил достижение целей повышения числа занимающихся футболом до 2,5 % от численности населения страны в текущем году. В настоящее время подтверждено лишь 2,317 миллиона человек, что составляет 1,6 % от числа всех жителей страны. Для того чтобы приблизиться к показателям наиболее футбольных развитых европейских стран придется не ограничиваться только укреплением материально-технической базы, но и серьезно заняться пропагандой, вложением в человеческий капитал: тренеров, судей, менеджеров, других специалистов футбольной индустрии [5]. Определенные, но недостаточные шаги в данном направлении уже сделаны: проведены мероприятия по повышению квалификации с участием 3255 тренеров — преподавателей СДЮШОР по футболу, в т. ч. по категории PRO — 116 человек, категории А — 226, Б — 347, С — 1429, Д — 1137. Первые результаты получены и в области информационно-аналитического направления: в единой ИАС РФС зарегистрировано более 350 000 человек. На сайте РФС регулярно публикуются полезные материалы научно-методического и информационно-аналитического характера, в том числе налажена работа по статистическому анализу игр, количественной оценке технико-тактических действий игроков и их двигательной активности, предоставлению технических отчетов.
Однако, несмотря на предпринятые в предыдущие годы меры по развитию футбола в Российской Федерации в определенный момент произошел системный сбой в работе по управлению процессами.
В связи, с чем, начиная с 2010 года, наметилась тенденция по замедлению и результативности проведения мероприятий по развитию футбола, нарушилась преемственность и последовательность действий, взаимопонимание субъектов футбола по решению, поставленных перед ними задач. Приостановлено реализация некоторых важных проектов, связанных с созданием вертикальной системы управления подготовки спортивного резерва для национальных команд по футболу, улучшению методического, научного, медицинского сопровождения процессов подготовки футболистов, создании системы центров подготовки футболистов, тренеров и специалистов в области футбола, совершенствования футбольной инфраструктуры профессионального футбола и др.
По-прежнему еще остается неудовлетворительное состояние материально-технической базы у большинства субъектов футбола, недостатки в системе подготовки и повышении квалификации специалистов, низкая заработная плата тренеров, работающих во многих СДЮШОР, переизбыток иностранных футболистов и тренеров не всегда высокого класса, работающих в клубах Премьер-лиги, несовершенная система соревнований в массовом футболе — далеко не полный перечень основных проблем футбольной отрасли.
Не удалось, ввиду недостаточной координации принимаемых стратегических и программных документов, отсутствия необходимого сопровождения и контроля за принимаемыми решениями и существенно повысить массовость занимающихся футболом. Хотя уже завершаются два этапа предыдущей стратегии и первый этап Подпрограммы развития футбола в рамках Федеральной целевой программы развития физкультуры и спорта, по количеству занимающихся футболом от числа населения (менее 2 %) мы существенно отстаем от ведущих европейских футбольных держав, где цифры колеблются от 5 до 10 %. Такой разрыв связан и с недостоверной статистической информацией, не отражающей все разновидности футбола и весь спектр соревнований любительского футбола [6].
Серьезной проблемой стала усиление проявлений экстремизма и вандализма на стадионах, что, в конечном счете, привело к снижению зрительского интереса к внутрироссийским соревнованиям.
Не торопятся инвестировать во все сегменты футбольной индустрии и крупные компании, ибо существующая нормативно-правовая база не предусматривает льгот и преференций для спонсоров и инвесторов, строительства новых спортивных объектов. Все это ведет к неустойчивому финансовому положению как самого РФС, так и его субъектов.
Непрозрачность бюджетов ряда футбольных клубов и их зависимость от спонсоров дополняет неприглядную картину, когда под угрозой находится непрерывность участия ряда клубов в первенстве России, а детский и массовый футбол финансируются по остаточному принципу. Отчуждение широкого экспертного сообщества от принимаемых решений по развитию футбола приводит к бесконтрольности расходования ограниченных ресурсов и неэффективности работы органов управления в ряде субъектов футбола.
Следствием такой ситуации являются невысокие спортивные результаты как сборных команд страны (Россия с 1988 года не участвует в финальной стадии олимпийских игр, а национальная команда регулярно пропускает финальные стадии чемпионатов мира), так и раннее расставание ведущих российских клубов с Лигой Чемпионов. В определенной степени это связано с тем, что если раньше тренеры сборных команд могли, просматривая матчи очередного тура чемпионата России, выбирать кандидатов из более чем 200 играющих, то теперь они выбирают из 80–100. Остальные места на футбольном поле занимают легионеры. Клубы и их СДЮШОР пока не могут составить серьезную конкуренцию уже готовым привозным футболистам из-за недостаточного количества высокопрофессиональных тренерско-преподавательских кадров, обеспеченности футбольными полями требуемого качества и другими инфраструктурными объектами.
Масштабность проблем, с которыми на нынешнем этапе сталкивается РФС такова, что только совместными усилиями государства и всей футбольной общественности можно добиться их решения. Не РФС, не МРО, не региональным федерациям, не лигам и клубам в одиночку не под силу существенно изменить общий ландшафт российского футбола.
Главной причиной такого вывода является то обстоятельство, что при масштабном изменении политической и социально — экономической системы в Российской Федерации система управления футболом далеко не в полной мере успела перестроиться как в части экономики, так и в области нормативно-правового обеспечения. В то время, как в стране наводился порядок и выстраивалась вертикаль власти, в Российском футболе она размывалась, а управленческие рычаги оказались сосредоточены отнюдь не в главном органе футбольного руководства.
Очевидно, что необходимо и в дальнейшем продолжить применение системного программно-целевого подхода в развитие футбола в стране и его управлением.
Факторами, лимитирующими развитие футбола в Российской Федерации, являются: 1. Недостаточное материально-техническое и инфраструктурное обеспечение подготовки спортсменов в футболе, в том числе и по причине морального устаревания: поля и стадионы, инвентарь [1]; 2. Общее изменение сознания населения — в приоритеты отдыха входят домашнее времяпрепровождение (ТВ), социальные сети и посещение торговых центров; 3. Отсутствие в сельских поселениях и малых городах спортивных секций и школ; 4. Недостаточное кадровое обеспечение футбола. Низкий уровень подготовленности выпускников ВУЗов и ССУЗов [8; 9]; 5. Необоснованно высокие расходы профессиональных футбольных клубов на фонд оплаты труда и селекционную деятельность, особенно на фоне низкой доходной части клубов; 6. Российские профессиональные футбольные клубы не представляют собой продукт, способный привлекать частного инвестора, что вынуждает клубы ежегодно обращаться за финансовой помощью к государству; 7. Низкий профессиональный (спортивный) уровень футболистов; 8. Высокий уровень влияния профессиональных футбольных клубов на подготовку сборных команд по футболу.
Стоит также отметить, что в какой-то мере на замедление развития футбола повлияло активное развитие мини-футбола в последние 15–20 лет: длительный зимний период в России, реализуемые программы «Мини-футбол — в школы», «Мини-футбол — в вузы» привели к оттоку финансовых средств и контингента занимающихся из сферы футбола [2; 3; 7].
Эффективным механизмом решения указанных проблем является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по созданию условий развития футбола и их увязка с реальными возможностями федерального, региональных и муниципальных бюджетов, что также является необходимым условием привлечения внебюджетных источников финансирования.
Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях: создание материально-технической базы, современных технологий подготовки, ресурсного и научно методического обеспечения устойчивого развития футбола в Российской Федерации; формирование интереса различных категорий граждан к футболу как одной из доступных и массовых форм физической активности населения России; создание конкурентно способной Национальной сборной команды.
Выводы. На наш взгляд, реализация программы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2013–2020 годы», разработанной в соответствии с основными положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, является рациональным решением проблемы развития футбола в условиях долгосрочного планирования.
Программа предусматривает эффективное решение проблем спортивной подготовки, физического воспитания и оздоровления различных групп граждан Российской Федерации путем целенаправленного развития футбола, предполагает разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых заинтересованными федеральными, региональными и муниципальными органами власти, общественными и коммерческими организациями в рамках целостной нормативно-правовой системы.
Литература:
moluch.ru
В данной главе, мы непосредственно поговорим о ситуации в России, а точнее о тех экономических проблемах, с которыми столкнулся отечественный футбол.
Основным источником, в этой главе, будет являться статья, опубликованная кандидатом экономических наук, Михаилом Михайловичем Гершковичем, для региональной общественной организации объединения отечественных тренеров по футболу.3
По его мнению, то, что происходит в нашем футболе, результат того, что как и все российская, футбольная экономика, начав путь с коллективизма в капитализм, до сих пор находится на стадии перехода. Те отрасли народного хозяйства, которые были белее конкурентными, быстро сумели преодолеть стадию переходной экономики и создать вокруг себя подобие рыночных отношений с потребителями продукции, выпускаемой ними. Другие же отрасли , к которым и относится наш футбол, не сумевшие пройти эту стадию, надолго застряли в переходном периоде. В связи с этим, он не смог перейти из социального вида спорта, каким он был в СССР, в коммерческий, каким он должен являться на сегодняшний день. В погоне за результатом, экономическая эффективность и фундаментальные принципы в построении бизнеса, ушли на второй план. Это негативно сказалось на развитии данной отрасли и это «отодвигает» российский футбол все дальше от передовых европейских стран. Так, еще в 90-х годах, немецкий футбол обеспечивал своей стране до 1,6 % ВВП , что сопоставимо со значимостью всей легкой промышленностью Германии.4В России же, о таких влияниях на экономику, пока не могло идти и речи.
В советской системе спорта, существовавшей в СССР, футбол был социальным видом спорта и финансировался за счет государственного финансирования. К сожалению, за все время существования независимости в России, практически ничего не изменилось: многие футбольные клубы содержатся за счет государственных компаний или региональных бюджетов. Сегодня, на обеспечение текущей деятельности клуба, и достижение результатов, тратятся огромные средства.
Успех футбольной индустрии, напрямую зависит от экономической эффективности. В пример можно привести слова председателя правления компании Arsenal Holdings PLC Петера Хилл-Вуда , который отвечает за управление футбольным лубом «Arsenal» Лондон. Он дал комментарий по поводу озвученного предложения собственников клуба о создании фонда дополнительно к основному бюджету, для покупки звездных футболистов и выплат им заработных плат, которые соответствуют их статусу: «это противоречит нашей философии. На протяжении всей своей истории «Арсенал» никогда не делал этого. Это никак не согласовывается с нашим видением управления клубом как бизнесом, который должен быть самостоятельным».5Многие европейские клубы существуют «по средствам» и не могут рассчитывать на поддержку государства, а в некоторых случаях и на дополнительную поддержку владельцев для решения своих финансовых проблем. В некоторых странах Европы, клубы получают поддержку на развитие инфраструктуры клуба и школ (академий ).
Футбол производит повышенный интерес со стороны болельщиков, благодаря конкурентной борьбе клубов в чемпионатах. Одной из основ конкуренции клубов является наличие талантливых игроков в команде. Источниками для их привлечения служат финансы, которые имеет клуб, а это, в свою очередь, зависит от экономической активности клуба. В России, экономическая активность в клубе не всегда связана с грамотным менеджментом и реальной коммерческой доходностью, а больше с возможностями основного источника финансирования. Финансовая зависимость футбольных клубов от одного источника, на прямую связана с возникновением коррупционных операций вокруг футбольной индустрии, что в свою очередь приводит к подкупным матчам и не корректному использованию ресурсов. Коммерческие структуры многих клубов выполняют технические функции, такие как реализация билетной программы, рекламного пространства щитовой рекламы, а иногда ограничиваясь только освоением выделенных бюджетов.
Процесс коммерциализации и развития здоровой бизнес-среды, как и любой переходный процесс, требует пересмотра ряда направлений. Это связано с созданием платформ и инструментов коммерческой инфраструктуры, которые могли использовать клубы для ведения коммерческой деятельности и приведению к экономической эффективности. Эти основы футбола должны быть введены в регламент лиг, для постепенного усиления понимания руководства об ответственности клуба не только за результат, но и за поиск для финансовой независимости.
Перенаправление государственного финансирования текущей деятельности футбольных клубов на развитие их ней инфраструктуры, финансирование футбольных школ, строительство новых стадионов и реконструкции старых изменит структуру финансирования команд, будет стимулировать их на поиски эффективного управления и достижения экономической эффективности в данной деятельности. В наиболее успешных с точки зрения футбольных результатов европейских стран в основе структуры финансирования футбола находятся денежные средства, поступающие из частного сектора. Например, доля участия капитала частного сектора в таких странах как Италия, Англия, Германия достигает почти 70% от общих денег, получаемых клубами в качестве выручки.6Это означает, что существует прямая связь между структурой финансирования футбольных клубов в Европе и личными расходами конечного потребителя продукта, что в свою очередь является основополагающим фактом рыночной экономики. Являясь потребителями этого продукта, болельщики, зрители и те, кто не равнодушен к футболу составляют основу экономики европейского футбола, что делает данный вид спорта независимым от рисков, связанных со схемами бюджетного финансирования распространенного в России. Желание каждого любителя футбола покупать сувенирную клубную продукцию, ходить на стадион или смотреть футбольные матчи на платных каналах, заставляют клубы вести жесткую конкуренцию за данный ресурс, повышая свою эффективность.
Одним из способов повысить дулю участия конечного потребления в системе финансирования футбола, увеличить рост доходов лиг может стать развитие систем платного телевидения DHT ( Direct to Home ) в России. Это система цифрового и аналогового телевещания с возможной абонентской подпиской на платные каналы. Участие в тендерах за право транслировать матчи Российской футбольной премьер-лиги компаниями систем DTH-телевидения поспособствует увеличению доходов нашей лиги, а при увеличении абонентов сети DTH в будущем еще больше увеличит этот доход. А отказа трансляции матчей РФПЛ в прямом эфире по бесплатным открытым каналам необходимая мера, которая в будущем может принести значительные финансовые результаты.
Эту проблему РФПЛ и НТВ-ПЛЮС начали решать в 2010 году, но в европейских лигах, через этот этап выстраивания отношений с телевидением прошли еще в 80-х годах прошлого века. Ярчайшим примером этого может послужить конфликт, который произошел между британскими инвесторами из истории развития Английской футбольной лиги: « Первые регулярные прямые трансляции Английской премьер-лиги начались в 1983 году, когда было достигнуто соглашение между лигой и транслирующими компаниями BBC и ITV. Оба телевизионных канала договорились совместно показать 10 матчей за сезон. Соглашение было подписано на двухлетний срок, Английская футбольная лига получила от продажи своих телевизионных прав 2,5 млн. фунтов стерлингов. По истечении данного соглашения в 1985 году, АПЛ не сумела договориться об увеличении суммы контракта за свои телевизионные права и половина сезона 1985-1986 прошла без показа матчей на английских каналах. Появление и развитие технологии DTH, когда каждый зритель платил за то, чтобы посмотреть футбол, позволило в 1988 году компании ITV прийти к соглашению с Английским футбольным союзом и выкупить эксклюзивные права на показ матчей чемпионата. Компания BSkyB, входящая в состав ITV, начала распространять матчи среди своих подписчиков по технологии DTH в пакете спортивных каналов. Рост доходов и желание Английской футбольной лиги максимизировать прибыль привели к формированию в 1992 году FA Premier League из 22 команд. Компания BSkyB смога получить эксклюзивные права на трансляцию матчей, тогда как обычное бесплатное телевидение BBC получило только права на трансляцию обзора туров и опасных моментов встреч. Фактор эксклюзивного контента сыграл ключевую роль и способствовал росту количества абонентов системы DTH компании BSkyB с 2 миллионов в 1992 до 10 миллионов в 2002 году. Данный факт позволил повысить доход лиги от продажи телевизионных прав в Англии с 30 миллионов фунтов стерлингов в 1992 до 300 миллионов фунтов стерлингов в 2002 году.7
Отказ, в 1985 году, Английской премьер-лиги продавать правана на трансляцию матчей чемпионата, по не устраивающей их цене, стал ключевым моментом в дальнейших отношениях между футболом в Англии и телевидением. Другие европейские чемпионаты шли по схожей схеме становления отношений между телевидением и национальным футболом, в реализации своих телевизионных прав. Увеличение телевизионной составляющей, рост количества часов, которые уделяются футболу в прямом эфире, увеличили стоимость спонсорских пакетов и конкуренцию среди фирм-производителей и брендов за рекламные площади, предлагаемые клубами и лигами. Дальнейшая ситуация с правами на трансляцию матчей РФПЛ, будет значительно влиять на финансовую самостоятельность нашего футбола.
Также не маловажным вопросом в переходе к рыночным отношениям в футболе, является подготовка управленческих кадров. Программа подготовки специалистов и их обучения коммерческим возможностям в спорте, способам анализа рынка и повышение экономической эффективности может сделать процесс адаптации футбольного сообщества к переходу на рыночные отношения более быстрым. В Европе, профессиональный футбольный менеджмент – это, прежде всего гарантия финансовой независимости и устойчивого развития клуба. Внесение в регламент лиги условия о найме на работу в клуб высококвалифицированных управленческих кадров и обучения остального персонала снизит риски в переходном периоде и сыграет на этом положительную роль.
Процесс коммерциализации футбола в России неизбежен и все должны понимать, насколько эта трансформация важна. Ведь рыночная система финансирования клубов увеличит конкуренцию за ресурсы и за поиск талантов, улучшит качество футбольного продукта и повысит качество услуг в футбольной индустрии, что положительно скажется на положении футбола в целом. Государственные гранты, вручаемые в связи с какими-то либо клубными достижениями, могут стимулировать клубы во время этого самого перехода, но в дальнейшем, после завершения этой трансформации, необходимо отойти от практики прямого и косвенного финансирования текущей деятельности клубов со стороны государства. Финансовая состоятельность должна «пасть на плечи» коммерческой структуры клубов. Скорость развития коммерческой инфраструктуры, платформ для реализации коммерческих возможностей и способность клубов адаптировать и эффективно использовать эти возможности играют ключевую роль в данном переходе. Футбол – универсальный инструмент интеграции общества, и при наличии экономически эффективных отношений, есть шанс получить эффект синергии в развитии спорта и добавить экономического роста в смежных отраслевых направлениях.
studfiles.net
Высказаться по проблемам экономики отечественного футбола меня спровоцировали события, которые в последнее время происходят в нашем футболе, а именно — финансовый кризис в ФК «Томь» в прошлом году, ситуация в которой оказались ФК «Крылья Советов» и ФК «Москва», нестабильное финансово-экономическое положение в других клубах.
В системе спорта, существовавшей при СССР, футбол являлся исключительно социальным видом спорта и поддерживался за счёт прямого государственного бюджетного финансирования. К сожалению, за 19 лет с момента распада Союза практически ничего не изменилось — подавляющее большинство профессиональных ФК состоят на содержании у государственных компаний, местных и региональных бюджетов или в лучшем случае — у отдельных частных предпринимателей.Изучением экономики футбола как науки я начал заниматься в 2002 году на примере футбольного клуба «Милан», когда был аспирантом в миланском университете Баккони. Происходящее с нашими футбольными клубами сегодня есть следствие того, что отечественная экономика футбола, как и вся российская экономика, начав путь трансформации от коллективизма в капитализм, до сих пор находится в процессе перехода. Наиболее конкурентные отрасли народного хозяйства сумели быстро преодолеть стадию переходной экономики и создать вокруг себя подобие рыночных отношений с потребителями своей продукции; другие надолго завязли в трясине переходного периода. Футбол как бизнес так и не нашёл прямой путь трансформации из «социального», каким он был при СССР, в «коммерческий», которым он должен стать при рыночной экономике. В погоне за результатом экономическая эффективность и фундаментальные принципы построения бизнеса остаются на втором плане, что негативно сказывается на развитии этой экономической отрасли и отодвигает наш футбол всё дальше от передовых европейских стран. Ещё в середине 1990-х футбольная отрасль в Германии обеспечивала до 1,6 % ВВП, что сопоставимо со значимостью всей легкой промышленности этой страны (Andreff, Wladimir (2005), “Sports Accounting”, Handbook on the economics of sport, 1, 11-21). В России речь о каком-либо значимом влиянии на экономику всего спорта в целом, а не только футбола отдельности, пока не идёт.
В системе спорта, существовавшей при СССР, футбол являлся исключительно социальным видом спорта и поддерживался за счёт прямого государственного бюджетного финансирования. К сожалению, за 19 лет с момента распада Союза практически ничего не изменилось — подавляющее большинство профессиональных ФК состоят на содержании у государственных компаний, местных и региональных бюджетов или в лучшем случае — у отдельных частных предпринимателей. Огромные деньги тратятся на обеспечение текущей деятельности клуба и на достижение краткосрочного результата, невзирая на общую убыточность и экономическую неэффективность.
Основа успеха футбольной индустрии, как и любого бизнеса, состоит в экономической эффективности, что подтверждается опытом ведущих клубов Европы. Как пример, можно привести слова председателя правления компании Arsenal Holdings PLC Петера Хилл-Вуда, отвечающего за управление футбольным клубом «Арсенал» (Лондон). Он так прокомментировал ранее озвученное предложение собственников клуба о возможности создания специального фонда дополнительно к основному бюджету для покупки звёздных футболистов и выплаты им соответствующих их статусу зарплат: «Это противоречит нашей философии. На протяжении всей своей истории „Арсенал“ никогда не делал этого. Это никак не согласовывается с нашим видением управления клубом как бизнесом, который должен быть самодостаточным» (P.D. Hill-Wood, Arsenal Holdings PLC Chairman report, 25.09.2009). Большинство клубов Европы живёт «по средствам» и не может рассчитывать не только на помощь государства, но и на дополнительные деньги со стороны владельцев в решениях текущих финансовых проблем. В отдельных странах Европы ФК получают целевую финансовую помощь на развитие академий и клубной инфраструктуры, но не на финансирование текущей деятельности клуба. Фактическая реализация решений, которые позволят постепенно изменить статус футбола с «социального» на «коммерческий» и предоставить экономическую основу дальнейшего развития этого вида спорта, является ключевым фактором в дальнейшем развитии этого вида спорта в России.
Конкурентная борьба и неопределённость результата в футболе являются основным фактором повышенного зрительского интереса к матчам. Чем больше фактор неопределённости, тем больше интерес у болельщиков. Основой для конкуренции среди клубов является в том числе наличие талантов в команде. Концентрация «вундеркиндов» в одном клубе ведёт к уменьшению конкурентной среды лиги в целом. Источником для привлечения талантов служат финансы, которыми располагает клуб, а это, в свою очередь, напрямую зависит от его экономической эффективности. В России экономическая эффективность клуба не всегда связана с грамотным менеджментом и реальной коммерческой доходностью, а больше с возможностями основного источника финансирования. Финансовая зависимость клубов от одного и основного источника открывает огромные возможности для коррупционных схем, проведению договорных матчей и нерационального использования ресурсов, что, в свою очередь, влияет на снижение общей зрелищности проводимых матчей и конкуренции. Коммерческие структуры большинства клубов выполняют технические функции, ограничиваясь реализацией билетной программы и рекламного пространства щитовой рекламы, а в некоторых случаях просто освоением выделенных бюджетов.
В наиболее успешных с точки зрения футбольных результатов европейских странах в основе структуры финансирования футбола находятся денежные средства, поступающие из частного сектора. Доля участия капитала частного сектора в Германии, Италии, Англии достигает почти 70 % от общих денег, получаемых клубами в качестве выручки (источник: MJS (2003) and Cambridge Econometrics (2003)).Как любой переходный процесс, связанный с изменением сложившихся межотраслевых отношений, процесс коммерциализации и развития здоровой бизнес-среды в отечественном футболе потребует пересмотра целого ряда направлений. В первую очередь, это связано с созданием платформ и инструментов коммерческой инфраструктуры, которые клубы могли бы использовать для ведения коммерческой деятельности и достижения экономической эффективности. Основы экономических принципов футбола должны быть внесены в регламенты лиг, что позволит постепенно усилить понимание руководителей об ответственности клубов не только за результат, но и за поиск возможностей финансовой независимости.
Перенаправление государственного финансирования текущей деятельности клубов на развитие их инфраструктуры, финансирование футбольных академий, реконструкции и постройки современных стадионов изменит структуру финансирования клубов, будет являться стимулом для поиска ФК эффективного управления и достижения экономической эффективности в текущей деятельности.
В наиболее успешных с точки зрения футбольных результатов европейских странах в основе структуры финансирования футбола находятся денежные средства, поступающие из частного сектора. Доля участия капитала частного сектора в Германии, Италии, Англии достигает почти 70 % от общих денег, получаемых клубами в качестве выручки (источник: MJS (2003) and Cambridge Econometrics (2003)). Это значит, что европейская модель структуры финансирования футбольных клубов напрямую связана с личными расходами конечного потребителя продукта, что в свою очередь является основополагающим фактом рыночной экономики. Активные болельщики, просто зрители и неравнодушные к футболу люди, являясь потребителями конечного продукта, составляют основу экономики футбола Европы, что делает этот вид спорта независимым от факторов и рисков, связанных со схемами бюджетного финансирования распространенного в России. Личный выбор каждого отдельного человека — оплачивать ли платный спортивный канал, покупать ли сувенирную продукцию и ходить ли на стадион — заставляет клубы вести жёсткую конкуренцию за этот ресурс, повышая свою эффективность и соревновательную зрелищность матчей.
Основной платформой для повышения доли участия конечного потребителя в структуре финансирования футбола, источником роста доходов лиг и катализатором коммерческой трансформации может стать развитие систем платного телевидения DTH в России (DTH – Direct To Home, то есть система аналогового и цифрового телевизионного вещания с возможностью абонентской подписки на платные каналы). Участие в тендерах за право трансляции матчей российской лиги телекомпаний систем DТН-телевидения будет способствовать увеличению дохода лиги, а увеличение количества абонентов сетей DTH многократно умножать этот доход в будущем. Отказ от вещания футбола в прямом эфире по бесплатным открытым каналам необходимая мера, которая принесёт значительный финансовый результат в будущем.
Проблема, которую предстоит решить РФПЛ и «НТВ-Плюс» в этом году, не нова. Европейские лиги прошли через этап выстраивания отношений с телевидением еще в 1980-х. Ярчайшей пример такого конфликта интересов из истории развития английской футбольной лиги. «Первые регулярные прямые трансляции английской футбольной лиги начались в 1983 году, когда было достигнуто соглашение между лигой и транслирующими компаниям BBC и ITV. Обе телевизионные станции договорились совместно показать 10 прямых матчей за сезон. Соглашение было подписано на двухлетний срок, английская футбольная лига получила за продажу своих телевизионных прав сумму в размере £ 5,2 млн. По истечении данного соглашения в 1985 году английская футбольная лига не сумела договориться об увеличении суммы контракта за свои телевизионные права и половина сезона-1985/86 прошла без показа матчей на английском телевидении. Появление и развитие технологии DTH, когда каждый зритель платит за то, что он сморит, позволило в 1988 году компании ITV прийти к соглашению с английской футбольной лигой и выкупить эксклюзивные права на вещание матчей чемпионата. Компания BSkyB, входящая в состав ITV, начала распространять матчи среди своих подписчиков по технологии DTH в пакете спортивных каналов. Рост доходов и желание английской футбольной лиги максимизировать прибыль привели к формированию в 1992 году FA Premier League из 22 топ-клубов. Компания BSkyB смогла получить эксклюзивные права на трансляцию матчей, тогда как обычное бесплатное телевидение BBC получило только права на трансляцию обзора тура и опасных моментов встреч. Фактор эксклюзивного контента сыграл ключевую роль и способствовал росту количества абонентов системы DTH компании BSkyB с 2 млн в 1992 году до 10 млн в 2002 году. Данный факт позволил повысить доход лиги от продажи телевизионных прав в Англии с £ 30 млн в 1992 году до £ 300 млн в 2002 году» (Buriamo, Babatunde (2005), «Demand for sports broadcasting», Handbook on the economics of sport, 10, 100-111).
Процесс коммерциализации футбола в России неизбежен и все профессиональные клубы должны понимать важность такой трансформации. Рыночная система финансирования клубов увеличит внутреннюю конкуренцию за ресурсы и таланты, улучшит качество футбольного продукта и повысит качество услуг в футбольной индустрии, что положительно скажется на уровне футбола в целом.Отказ английской лиги от продажи прав на показ матчей в начале 1985 года по не устраивающим её ценам сыграл главную роль в последующих отношениях между телевидением и футболом в Англии. Футбольные лиги других стран Европы также шли схожим путём в плане менеджмента и реализации своих телевизионных прав. Увеличение телевизионной составляющей, рост количества часов, уделяемых футболу в эфире, многократно увеличили стоимость спонсорских пакетов и конкуренцию среди фирм-производителей и брендов за рекламные площади, предлагаемые лигами и клубами.
Дальнейшее развитие ситуации с правами на трансляцию матчей РФПЛ будет значительно влиять и на дальнейшее развитие финансовой самостоятельности нашего футбола. Принятие решения в этой ситуации должно основываться сугубо на экономических факторах и обоюдной выгоде. Включение любых других факторов в решение этого вопроса будет способствовать «социализации» футбола и отходу от рыночных принципов.
Немаловажным фактором успеха перехода на рыночные отношения в футболе является вопрос подготовки управленческих кадров. Программа подготовки специалистов и обучения их коммерческим возможностям в спорте, способам анализа рынка и повышения экономической эффективности может ускорить процесс адаптации футбольного сообщества к переходу на рыночные отношения. Профессиональный клубный менеджмент в европейский странах – это прежде всего гарантия финансовой независимости и устойчивого развития клуба. Внесение в регламенты лиг условий о необходимости приёма на работу клубами квалифицированных управленческих кадров и обучение персонала сыграет положительную роль и снизит вероятность рисков переходного периода.
Процесс коммерциализации футбола в России неизбежен, и все профессиональные клубы должны понимать важность такой трансформации. Рыночная система финансирования клубов увеличит внутреннюю конкуренцию за ресурсы и таланты, улучшит качество футбольного продукта и повысит качество услуг в футбольной индустрии, что положительно скажется на уровне футбола в целом. Государственные гранты, вручаемые на основании достижения определённых результатов, могут стимулировать клубы в переходное время, но в конечном результате необходимо отойти от практики прямого или косвенного финансирования текущей деятельности клубов со стороны власть имущих. Ответственность за финансовую состоятельность команды должна быть возложена на коммерческие структуры клуба. Скорость развития коммерческой инфраструктуры, платформ для реализации коммерческих возможностей и способность клубов адаптировать и эффективно использовать эти возможности играют ключевую роль в переходном процессе. Футбол является универсальным инструментом интеграции общества, и при наличии ответственных, экономически эффективных отношений возможно получить эффект синергии в развитии спорта и общества и добиться экономического роста в смежных отраслевых направлениях.
www.championat.com
ТАСС рассказывает об основных деталях программного документа, утвержденного на конференции Российского футбольного союза
8 апреля на конференции Российского футбольного союза (РФС) была утверждена стратегия развития футбола в стране, рассчитанная до 2030 года. Участники конференции во главе с президентом организации, вице-премьером Виталием Мутко одобрили документ большинством голосов.
ТАСС рассказывает о ключевых моментах "Стратегии-2030", благодаря которой через 13 лет футбол в стране должен выйти на кардинально новый уровень развития.
В тексте стратегии ключевыми проблемами отечественного футбола названы низкая популярность, недостаточный приток игроков из молодежного футбола в профессиональные клубы, а также несогласованность интересов сборной России и клубов (руководство команд заинтересовано в результате "здесь и сейчас" и полагается на зарубежных футболистов).
В числе других проблем названы отсутствие коммерческой составляющей на профессиональном уровне и отношение болельщиков к футболу как к "дешевому развлечению без единых высоких стандартов поведения".
В документе отмечается, что резкий рывок в развитии российского футбола возможен "только через системный стратегический подход".
В "Стратегии-2030" отмечается, что для улучшения ситуации в стране созданы основные предпосылки, которые помогут росту показателей развития футбола.
Мы на пороге чемпионата мира, к каким-то изменениям с точки зрения структуры лиг, лимита и так далее надо крайне осторожно относиться, у нас остался один сезон, и они (изменения) не должны испортить ситуацию. Но уже с сезона после турнира практически все эти меры будут введены
Виталий Мутко , президент РФС, вице-премьер РФ
Авторы документа называют проведение чемпионата мира 2018 года катализатором развития. Также подчеркивается, что в стране есть значительный человеческий потенциал, ориентированный на футбол. К намеченному сроку этот вид спорта должен стать общенациональным увлечением.
Футбол в формате "11 на 11" называется в стратегии ключевым. Для других дисциплин, таких как мини-футбол и пляжный футбол, предполагается разработка отдельных программ развития. В документе отмечается, что "невозможно улучшить только одну составляющую", подход должен быть системным.
Для реализации стратегии будет использоваться Единая информационно-аналитическая система (ЕИАС). Планируется, что она поспособствует гармонизации деятельности всех субъектов футбола, повышению прозрачности всех процессов в игре и качества взаимодействия с болельщиками, а также улучшит систему отслеживания талантов, позволит повышать квалификацию тренеров и многое другое.
В свете чемпионата мира 2018 года авторы стратегии поставили цель увеличить популярность футбола в стране — независимо от результатов сборной России. Отмечается, что в этом направлении перед РФС стоят четыре стратегические задачи:
Индикаторами успешности выполнения стратегии по данному вопросу станут расширение аудитории чемпионата мира в стране, доли тех, кто положительно оценивает результаты сборной России, а также эффективность использования стадионов и других объектов, введенных в эксплуатацию к турниру.
Незадолго до конференции РФС президент Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) Сергей Прядкин сообщил, что рассматривается возможность сокращения числа участников турнира (сейчас в нем выступают 16 команд).
"Стратегия-2030" предусматривает, что после чемпионата мира, скорее всего в сезоне-2019/20, может быть увеличение (числа участников РФПЛ) до 18 команд. Но только при условиях экономической стабильности (клубов)
Виталий Мутко , президент РФС, вице-премьер РФ
Авторы "Стратегии-2030" сочли целесообразным допустить возможное временное сокращение состава участников РФПЛ в связи со сложностями с финансированием футбола и неудовлетворительным состоянием клубной инфраструктуры. Тем не менее, как говорится в документе, в оптимальном формате элитный дивизион чемпионата страны может состоять из 18 команд. Также рассматривается возможность сокращения общего числа профессиональных клубов в стране.
Еще один важный вопрос — лимит на легионеров. На данном этапе действует система "6 + 5", при которой на поле в составе каждой команды может находиться не больше шести игроков, не имеющих права выступать за сборную России (их число в заявке на сезон не ограничено). За несколько дней до конференции РФС Прядкин заявил, что РФПЛ готова к переходу на иной формат лимита с сезона-2018/19.
Также в контексте клубного футбола намечены подготовка предложений по изменению формата проведения соревнований, разработка и внедрение стратегии РФПЛ, направленной на улучшение имиджа и коммерческой ценности продукта, а также разработка межведомственного комплекса мероприятий, направленного на профилактику и решение проблем противоправного поведения болельщиков.
В стратегии отмечается, что для продвижения интересов российского футбола на международной арене нужно расширить количество представителей российского футбола в различных органах ФИФА и УЕФА, участвовать в максимально возможном количестве международных проектов, а также укреплять спортивные связи с футбольными федерациями других стран. Также в документе говорится о том, что Россия должна бороться за проведение на территории страны крупных международных мероприятий — чемпионатов мира и Европы, Олимпийских игр, финалов Лиги чемпионов, Лиги Европы, матчей за Суперкубок УЕФА.
Андрей Михайлов
Загрузить обновления ({{newList.length}})
{{message.additional}}'{{message.date*1000 | date: 'HH:mm'}}
confcup2017.tass.ru
Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel
Секция: "Исследователи"
Не оставляет сомнений, что футбол в России – это спорт №1. Российский футбол и его развитие является одной из основных спортивных задач в нашей стране. Но, несмотря на всеобщую любовь к этому виду спорта, российский футбол сталкивается со множеством проблем, которые пока еще требуют решения. Существует несколько первоочередных проблем, которые необходимо преодолеть, чтобы российский футбол достиг европейского уровня и мог составить серьезную конкуренцию основным фаворитам этого вида спорта в мировых и европейских чемпионатах. В первую очередь, российский футбол столкнулся с проблемами финансирования и хорошей технической базы. Для того чтобы привлечь в российский футбол новые молодые ресурсы, необходимо уделять внимание физической подготовке молодежи, прививая любовь к этому виду спорта со школьной скамьи. И тут возникают серьезные трудности. Процент стадионов, футбольных полей и манежей по отношению ко всем спортивным школам катастрофически мал. Но создавать обычную техническую базу недостаточно, ведь российский футбол обладает еще и климатической особенностью. Для того чтобы развивать профессиональную футбольную подготовку, необходимо, чтобы уровень тренировок не зависел от погоды, а для этого нужны современные, хорошо оснащенные футбольные площадки и поля с искусственными газонами, что требует очень больших финансовых вложений в футбол России. Это приводит к тому, что российский футбол пока не готов стать массовым видом спорта на профессиональном уровне. По численному показателю юных спортсменов российский футбол во несколько раз уступает Европейским странам. Кроме всего этого на российском футболе негативно сказывается и низкая зарплата тренеров, возникает нехватка квалифицированных сотрудников, нет методических пособий и программ, которые помогли бы выработать план и единую систему обучения.
Юношеский российский футбол – это потенциал нашей страны. Именно он, взрослея и развиваясь, формирует профессиональный футбол. Проблемы развития юношеского российского футбола приводят к тому, что возникает нехватка кадров и в профессиональном футболе. Российский футбол испытывает дефицит игроков, имеющих хороший уровень профессиональной подготовки, и зачастую тренеры и владельцы наших клубов приобретают игроков других стран. Процент легионеров в российском футболе возрастает и составляет уже примерно 50 %, воспитанникам наших школ не всегда находится место в родных клубах. Большое количество легионеров значительно затрудняет процесс формирования нашей сборной из-за фактического отсутствия выбора игроков и, конечно, это также не может не сказаться на качестве игры. И поэтому российский футбол пока имеет невысокие результаты на европейских и мировых турнирах. Помимо материальных, технических и кадровых проблем, российский футбол имеет еще один большой недостаток – отсутствие правовой и социальной базы. Не является секретом то, что футбольный век игроков не так уж долог и составляет в среднем 10-15 лет. И даже самый знаменитый футболист по окончании своей карьеры не может быть уверен в своем будущем. Российский футбол пока не смог решить и проблему страхования игроков, ведь футбол – это травматичный вид спорта. Когда проходят футбольные матчи или даже тренировки спортсмен может получить серьезные травмы, которые могут привести к инвалидности и окончанию карьеры.
Это одна из самых основных проблем, которые тормозят российский футбол в своем развитии, не позволяя ему достичь европейского уровня. Российский Футбольный Союз осознает ситуацию, сложившуюся в российском футболе, и предлагает свои пути решения проблемы. В 2006 году Российским футбольным Союзом был принят проект, рассчитанный на 6 лет, где была утверждена стратегия развития, которая должна вывести российский футбол на новый уровень. На текущий момент со времени вступления проекта в силу прошло только 4 года, а результаты уже можно наблюдать. Успех российской сборной на Евро – 2008, высокий уровень игры российских игроков - и теперь уже европейские клубы стремятся привлечь легионеров, в лице наших игроков, которых воспитал наш, российский футбол. Впервые после сборной СССР российский футбол заставил говорить о себе всю Европу. Возможно, вскоре этот этап можно будет назвать переломным и российский футбол вскоре подарит своим верным болельщикам главные европейские трофеи.
Мы рассмотрели в этой статье основные проблемы развития российского футбола. А это прежде всего развитие юношеского футбола, так как от развития молодых кадров зависит будущее футбола в нашей стране. На данном этапе развития этого вида спорта, наша страна отстает от развития в других европейских странах. Однако проекты которые принимаются для поднятия нашего футбола способствуют его развитию и надеемся, что в скором времени наш российский футбол выйдет на новый уровень, а наши футболисты смогут удачно выступать на мировых и европейских первентствах по этому популярному виду спорта.
Российский футбол и его проблемы
wiki.iteach.ru
A STUDY OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF FOOTBALL IN RUSSIA
Zeng Fanchao
teachers Manzhouli College of Inner Mongolia University,
China, Manzhouli
Yi Boliang
teachers Manzhouli College of Inner Mongolia University,
China, Manzhouli
АННОТАЦИЯ
Проанализировав выступления российской сборной команды по футболу на крупнейших соревнованиях, а так же выполнив анализ научно-методической литературы и проведя педагогическое наблюдение, мы выяснили, что футбол культивируется во всех уголках Российской Федерации, созданы Федерации футбола. Большую роль в региональном развитии играет человеческий фактор. На наш взгляд, реализация программы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2013–2020 годы», разработанной в соответствии с основными положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, является рациональным решением проблемы развития футбола в условиях долгосрочного планирования.
ABSTRACT
Analyzing the performances of the Russian national football team at the largest competitions, as well as performing an analysis of scientific and methodological literature and conducting pedagogical observation, we found out that football is cultivated in all corners of the Russian Federation, the Football Federation has been created. The human factor plays a big role in regional development. In our opinion, the implementation of the program "The development of football in the Russian Federation for 2013-2020", developed in accordance with the main provisions of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period until 2020, is a rational solution to the problem of the development of football in the long-term planning.
Ключевые слова: тенденции развития, современный футбол, программа развития, футбол в России.
Keywords: development trends, modern football, development program, football in the Russia.
В футболе происходят постоянные изменения. Эта игра продолжает набирать популярность во всем мире: небольшие страны вступают в организацию; для футболистов открываются новый границы и возможности; команды путешествуют из города в город; уровень подготовки и развития молодых игроков поднялся на новый уровень во многих странах. Для того, чтобы лучше понять тенденции развития современного футбола и факторы, которые оказывают влияние на футбол сегодня, возможно, нам понадобится проанализировать состояние игры вчера. Решающие матчи последних трех чемпионатов мира являлись свидетельством возросшего уровня европейских команд, интенсификации игрового стиля на широкой основе, новых тенденций в организации игры, физической, функциональной, атлетической подготовке. Сегодня футбол стал более организованным, дисциплинированным, быстрота движения сменяется большим игровым опытом, уверенностью в перемещениях, мгновенным вмешательством в движении. Одной из самых сильных сторон футбола является сплав страсти и спокойствия, холодного расчета и эмоции. Современный футбол растет в направлении высокой подвижности игроков, творческих действий, скоростной техники, дальнейшей интенсификации, которая проявляется в увеличении скорости игры и обеспечивает наиболее лучший результат. В нашем исследовании проблема заключается в определении динамики выступления российской сборной команды по футболу на крупнейших международных соревнованиях и выявление перспектив развития футбола в нашей стране.
Исследование включило в себя выбор темы, анализ научной и методической литературы. На основе изучения нужной литературы, мы сумели отследить тенденции и пути развития современного футбола в России.
Материалы статистических данных, представляемых РОИВ в Минспорт России, стали основой нашего анализа уровня футбола в каждом регионе страны.
Профессиональный футбол , главным образом, сконцентрирован и развивается в Европейской части и юге России, до Уральского хребта. Огромные территории Сибири и Дальнего Востока, где климатические условия позволяют развивать данный вид спорта, не задействованы. Несмотря на массовость и большую популярность данного вида спорта , развитие инфраструктуры и высокое представительства клубов в регионах, только лишь в 5 из них футбол представлен как базовый вид спорта. В Москве, Московской области, Краснодарском и Красноярском краях к базовым видам спорта относиться женский футбол, в Чеченской республике — все разновидности футбола. Опираясь на опыте передовых стран в области развития футбола, РФС разработал и с 2007 года реализует проект «Центры футбола». Учитывая очень большое пространственно-территориальное распределение России, наиболее оптимальной предполагается создание трехуровневой системы центров подготовки футболистов, тренеров и специалистов в области футбола. Появление отечественных специалистов высокого уровня в региональных центрах футбола является основной целью данного проекта, наряду с комплексом мер, обеспечивающих интересы команды сборной России и профессиональных клубов. На данный момент в регионах созданы 20 региональных центров подготовки футболистов на базе лучших специализированных спортивных школ по футболу. На Конференции Российского Футбольного Союза 28 февраля 2007 года была утверждена Стратегия развития российского футбола на 2006–2016 годы. В этой стратегии были определены 13 основных направлений развития футбола в России, среди которых: совершенствование системы управления футболом; подъем интереса к занятию футболом; укрепление материально-технической базы; упорядочение проведения соревнований и другие. Основными целями в рамках выбранных направлений стали: создание условий для качественной и эффективной работы системы управления футболом в России; увеличение числа занимающихся всеми разновидностями футбола, подготовка качественного резерва для футбольных клубов и сборных команд России; поднятие престижа региональных федераций и межрегиональных объединений, оптимизация соревновательной деятельности. Данные цели нашли свое дальнейшее развитие и отражение при разработке в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 563Р Подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008–2015 годы» Федеральной целевой программы «Развитие физкультуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». Главным ее разработчиком стало Федеральное агентство по физической культуре и спорту при участии Российского футбольного союза. Эти два документа вместе с программами ФИФА и УЕФА по содействию развитию футбола, таких как «ГОЛ» и «ХЕТ-ТРИК», определили организационно-экономические условия для масштабной работы по укреплению материально-технической базы российского массового футбола в прошедшей пятилетке. В итоге, за счет вложенных государственных средств и привлечения спонсорской помощи удалось оснастить полями детские спортивные школы, тренировочными базами, необходимым оборудованием. Введение в эксплуатацию футбольных полей с искусственным покрытием и площадок разного размера в среднем по 50 единиц за год можно считать главным достижением первых лет реализации действующей стратегии. Другой «статистически привлекательной цифрой» стало количество функционирующих детско-юношеских футбольных школ и отделений футбола, более 2 000. Сегодня в них занимаются около 375 000 детей от 6 до 17 летнего возраста. Для занятий футболом в городах и сельских поселениях насчитывается более 20 тысяч футбольных полей, около 2 500 стадионов вместимостью не менее 500 человек, около 1 800 стадионов вместимостью не менее 1 500 человек, а так же 39 футбольных манежей. Однако даже этот бурный рост «игрового пространства» не смог обеспечить достижение целей увеличение численности занимающихся футболом до 2,5 % от численности населения страны в текущем году. В настоящее время установлено - лишь 2,317 миллиона человек, что составляет 1,6 % от числа всех жителей страны. Чтобы нашей стране приблизиться к показателям наиболее футбольных развитых стран Европы придется не ограничиваться только укреплением материально-технической базы, но и начать серьезно заняться пропагандой, вложением в человеческий капитал: тренеров, судей, менеджеров, других специалистов футбольной индустрии . Сейчас уже сделаны определенные, но недостаточные шаги в данном направлении: проведены мероприятия по повышению квалификации с участием 3255 тренеров — преподавателей СДЮШОР по футболу, в т. ч. по категории PRO — 116 человек, категории А — 226, Б — 347, С — 1429, Д — 1137. Получены первые результаты получены и в области информационно-аналитического направления: в единой ИАС РФС зарегистрировано более 350 000 человек. На сайте РФС регулярно публикуются полезная информация научно-методического и информационно-аналитического характера, в том числе налажена работа по статистическому анализу игр, количественной оценке технико-тактических действий игроков и их двигательной активности, предоставлению технических отчетов. Но, несмотря на предпринятые в прошлые годы меры по развитию футбола в Российской Федерации в определенный момент произошел системный сбой в работе по управлению процессами. В связи, с чем, начиная с 2010 года, наметилась тенденция по замедлению и результативности проведения мероприятий по развитию футбола, нарушилась преемственность и алгоритм действий, взаимопонимание субъектов футбола по решению, поставленных перед ними задач. Приостановлена реализация некоторых важных проектов, связанных с созданием вертикальной системы управления подготовки спортивного резерва для национальных команд по футболу, улучшению методического, научного, медицинского сопровождения процессов подготовки футболистов, создании системы центров подготовки футболистов, тренеров и специалистов в области футбола, совершенствования футбольной инфраструктуры профессионального футбола и др. По-прежнему еще остается неудовлетворительное состояние материально-технической базы у большинства субъектов футбола, недостатки в системе подготовки и повышении квалификации специалистов, низкая заработная плата тренеров, работающих во многих СДЮШОР, переизбыток иностранных футболистов и тренеров не всегда высокого класса, которые работают в клубах Премьер-лиги, несовершенная система соревнований в массовом футболе — далеко не полный список главных проблем футбольной отрасли. Не удалось, ввиду недостаточной координации принимаемых стратегических и программных документов, отсутствия необходимого сопровождения и контроля за принимаемыми решениями и существенно увеличить количество занимающихся футболом. Хотя уже подходят к концу два этапа предыдущей стратегии и первый этап Подпрограммы развития футбола в рамках Федеральной целевой программы развития физкультуры и спорта, по количеству занимающихся футболом от числа населения (менее 2 %) мы существенно отстаем от ведущих европейских футбольных держав, где процент колеблется от 5 до 10 %. Этот разрыв связан и с недостоверной статистической информацией, не отражающей все разновидности футбола и весь спектр соревнований любительского футбола . Серьезной проблемой стала увеличение проявлений экстремизма и вандализма на стадионах, что, в итоге, привело к понижению интереса зрителей к внутрироссийским соревнованиям. Не особо торопятся вкладывать деньги во все сегменты футбольной индустрии и крупные компании, ибо существующая нормативно-правовая база не предусматривает льгот и преференций для спонсоров и инвесторов, строительства новых спортивных объектов. Все это ведет к слабому финансовому положению как самого РФС, так и его субъектов. Туманность бюджетов некоторых футбольных клубов и их зависимость от спонсоров дополняет неприглядную ситуацию, когда под угрозой находится непрерывность участия ряда команд в первенстве России, а детский и массовый футбол финансируются на остаточные средства. Отдаление широкого экспертного сообщества от принимаемых решений по развитию футбола в стране приводит к бесконтрольности траты ограниченных ресурсов и неэффективности работы органов управления в ряде субъектов футбола. Следствием такой ситуации являются невысокие спортивные результаты как сборных команд страны (Россия с 1988 года не участвует в финальной стадии олимпийских игр, а национальная команда регулярно пропускает финальные стадии чемпионатов мира), так и раннее расставание ведущих российских клубов с Лигой Чемпионов. В определенной степени это связано с тем, что если раньше тренеры сборных команд могли, просматривая матчи очередного тура чемпионата России, выбирать кандидатов из более чем 200 играющих, то теперь они выбирают из 80–100. Увы, но остальные места в составах команд занимают легионеры. Клубы и их СДЮШОР пока еще не могут составить серьезную конкуренцию уже готовым привозным футболистам из-за недостаточного количества высокопрофессиональных тренерско-преподавательских кадров, обеспеченности футбольными полями требуемого качества и другими инфраструктурными объектами. Масштабность проблем, с которыми на нынешнем этапе сталкивается РФС такова, что только совместными усилиями государства и всей футбольной общественности можно добиться их решения. Не РФС, не МРО, не региональным федерациям, не лигам и клубам в одиночку не под силу существенно изменить общий ландшафт российского футбола. Главной причиной данного вывода является то обстоятельство, что при масштабном изменении политической и социально — экономической системы в России система управления футболом далеко не в полной мере успела перестроиться как в части экономики, так и в области нормативно-правового обеспечения. В то время, как в стране наводился порядок и выстраивалась вертикаль власти, в Российском футболе она размывалась, а управленческие рычаги оказались сосредоточены отнюдь не в главном органе футбольного руководства. Безусловно необходимо и в дальнейшем продолжить применение системного программно-целевого подхода в развитие футбола в нашей стране и его управлением.
Факторы, мешающие прогрессировать Российскому футболу:
1. Слабое материально-техническое, а так же инфраструктурное обеспечение подготовки футболистов, в том числе и по причине морального устаревания: поля и стадионы, инвентарь и тд.
2. Изменения сознания населения в общем — к сожалению на данный момент в приоритет у многих представителей современной молодежи входят – телевизор, компьютер, клубы и тд.;
3. Отсутствие в деревня, селах спортивных секций, футбольных школ;
4. Слабое тренерское обеспечение футбола. Слабый уровень подготовленности выпускников ВУЗов и ССУЗов;
5. Завышенные расходы профессиональных футбольных клубов на фонд оплаты труда и селекционную деятельность, особенно на фоне низкой доходной части клубов;
6. К сожалению Российские профессиональные футбольные клубы не представляют собой продукт, способный привлекать частного инвестора, именно поэтому клубы вынуждены ежегодно обращаться за финансовой помощью к государству;
Стоит также отметить, что в какой-то мере на замедление развития футбола повлияло активное развитие мини-футбола в последние 15–20 лет: длительный зимний период в России, реализуемые программы «Мини-футбол — в школы», «Мини-футбол — в вузы» привели к оттоку финансовых средств и контингента занимающихся из сферы футбола.
Список литературы:
sibac.info