Наиболее легкий способ стать комментатором – это окончить факультет журналистики со специализацией, направленной на спортивную деятельность. Также могут помочь в решении этого вопроса специальные школы. Но всему они не научат.
Обозначить определенное время, за которое можно стать комментатором, невозможно, опыт приходит на практике. Учебные заведения не могут дать практического опыта, они только освещают азы данной профессии.
Помимо прочего, существуют курсы комментаторов. Ими чаще всего пользуются бывшие спортсмены или тренеры, которые впоследствии становятся отличными спортивными комментаторами. Следует отметить, что данная профессия требует любви к спорту. Без этого не выйдет хорошего комментатора.
Профессия комментатора – это искусство, ведь нужно увлечь зрителя, при этом в большинстве случаев последний даже не видит лица комментатора. Каждая игра для комментатора должна быть ролью, а трансляция – сценой.
Данная профессия относится к категории публичной. Поэтому профессиональные качества спортивного комментатора – это начитанность, образованность и обязательно владение литературным языком.
Что касается личных качеств, то комментатор – это яркий, оптимистичный, с мощной энергетикой человек.
Профессионализм в этой работе достигается по мере того, сколько репортажей вы провели. В учебных заведениях идет программа самоподготовки к репортажам, это тоже очень важный навык.
Но в учебных заведениях учат не всему. Многое нужно достигнуть собственными усилиями. Необходимо читать много литературы о спорте, знакомиться с новостями мирового спорта, знать историю.
Помимо этого, нужно вырабатывать голос, следить за лексикой и стилем собственной речи. Ведь многие комментаторы прославились именно благодаря неповторимости ведения трансляции.
При репортаже нужно всегда оставаться объективным. Комментатор – это связующее звено между зрителем и игроками, поэтому свои личные предпочтения лучше не озвучивать. Хороший репортаж должен объективно охватить всю игру, максимально донести всю важную информацию до зрителя.
Спортивный комментатор – очень интересная профессия, требующая умения интересным и живым языком описывать события из мира спорта и готовности молниеносно отреагировать на любое изменение обстоятельств. Идеальный спортивный комментатор – обладающий огромным словарным запасом мегаэрудированный человек с отличной дикцией и наличием того, что принято называть «харизма».
Инструкция
Для того чтобы иметь представление о том, получится ли вообще у вас комментировать матч или гонки, во время трансляции выключите звук у телевизора, включите диктофон и попробуйте освещать то, что вы видите на экране, самостоятельно. Прослушав записанный комментарий, вы уже сможете с большой долей уверенности сказать, выйдет ли из вас хороший спортивный комментатор. Помните, что главное качество, которым должен обладать спортивный комментатор – беззаветная преданность тому виду спорта, события в котором он освещает. Естественным образом человек всегда тянется к получению новых знаний в интересующей его сфере, поэтому бесконечно любящий, к примеру, футбол, комментатор будет рассказывать о нем потрясающе интересно и ярко. Вам предстоит выступить в качестве передаточного звена между тем, что происходит на поле, и зрителем, а это – большая ответственность. Последний обязательно почувствует фальшь в том случае, если для комментирующего это не является делом всей жизни, а всего лишь средством для зарабатывания денег. Если у вас есть какие-либо проблемы с дикцией, обязательно избавляйтесь от них, ведь четкая речь очень важна для человека, который рассказывает тысячам людей о том, что происходит в мире спорта. Большинство успешных комментаторов в свое время работали с преподавателями по технике речи. Кроме этого, в такой профессии не обойтись без умения структурировать свои мысли и грамотно излагать их. В большинстве случаев у общительного экстраверта, который в придачу к этому еще и много читает, с этим не возникает проблем.Если вы не обладаете талантом держать внимание многомиллионной аудитории телезрителей на протяжении долгого времени или у вас не получается молниеносно отреагировать на изменения в ходе, к примеру, футбольного матча, не отчаивайтесь. Работа спортивным комментатором включает в себя и написание текстов на заданную тему, и дискуссии по итогам того или иного спортивного мероприятия, и взятие интервью у спортсменов. Таким образом, комментатор может переквалифицироваться в спортивного обозревателя или представителя какой-либо другой смежной специальности.
Результаты Олимпийских игр в Лондоне, закончившихся 12 августа, следует признать весьма удачными для сборной России. Завоевав в сумме 82 медали, в том числе 24 золотые, 26 серебряных и 32 бронзовых, российская команда уверенно заняла 4-е место. А по общему количеству медалей россияне намного опередили хозяев Олимпиады – спортсменов Великобритании, занявших 3-е место только благодаря большему числу наград высшей пробы.
Бесспорным сюрпризом стало и золото Елены Лашмановой, завоеванное в соревнованиях по спортивной ходьбе на дистанции 20 километров. Как призналась сама олимпийская чемпионка, она даже не мечтала о таком успехе. Ведь все спортивные комментаторы и знатоки этого вида спорта считали, что главной претенденткой на первое место является другая россиянка – Ольга Каниськина. Тем не менее на заключительном отрезке этой сложнейшей дистанции Лашманова смогла обойти Каниськину и завоевать золотую олимпийскую медаль.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть золото российской пары гребцов-байдарочников Александр Дьяченко/Юрий Постригай на дистанции 200 метров. Бесспорными фаворитами в этой дисциплине считались англичане, традиционно сильные в гребле, тем более что российские спортсмены начали тренироваться вместе совсем недавно. Тем не менее именно россиянам досталось золото, а хозяева Олимпиады в итоге довольствовались лишь третьим местом.
Бронзовая медаль, полученная российской парой бадминтонисток Валерией Сорокиной и Ниной Висловой, одержавших победу над опытным канадским дуэтом Алекс Брюс/Мишель Ли в матче за третье место, также явилась приятной неожиданностью. И точно такое же впечатление произвела бронзовая награда бегуньи Екатерины Поистоговой, занявшей третье место на дистанции 800 метров. Рассказывая об этом забеге, спортсменка не скрывала, что ей было очень тяжело. «Но я смогла дотянуться до бронзы, выиграла на финише буквально несколько сотых секунды», - улыбалась Екатерина.
Видео по теме
www.kakprosto.ru
Фото: Александр Сафонов, «Чемпионат»
Как стать комментатором?
Мы продолжаем серию очерков о профессии спортивного комментатора. Сегодня – рассказ о том, как люди приходят в эту профессию.
Вот вы спрашиваете, как стать комментатором. Ну, хорошо, не вы, а вон тот брюнет в третьем ряду спрашивает. Ответ, на самом деле, на поверхности – нет ничего проще и нет ничего… сложнее. Чтобы стать врачом, нужно долго и терпеливо учиться в медицинском институте или академии. Юристы, инженеры, учителя, архитекторы — все представители классических профессий проходят соответствующую подготовку, сдают зачёты и экзамены, пишут диплом и после этого выходят на свет божий с документом, который подтверждает, что податель сего может работать в определённой сфере. Понятно, что говорить – это ещё не значит быть человеком, но по крайней мере алгоритм прихода в профессию всем понятен.
У комментаторов всё по-другому. Перво-наперво не существует вуза, который готовил бы футбольных, хоккейных или биатлонных комментаторов. На факультете журналистики есть самые разные группы, но комментатора из вас там не сделают даже на бумаге. Прежде всего потому что комментатор – это не обучение, это навык и мастерство. Отсюда вывод – чтобы стать комментатором, нужно начать комментировать. Поэтому слово «где» здесь гораздо важнее, чем «как».
Нельзя просто так взять и войти в Мордор. Чтобы начать комментировать, нужно как минимум оказаться на телевидении. Расскажу, как это получилось у меня. Курсе на четвёртом ИСАА при МГУ (Институт стран Азии и Африки) я окончательно понял, что не хочу связывать жизнь с Кореей и корейским языком. Мечта стать футбольным комментатором у меня была всегда, так что я не нашёл ничего лучше, как сразу предложить свои «услуги» каналу НТВ-Плюс и лично Василию Уткину. На связь с ним можно было выйти через его конференцию, так что договориться о встрече удалось довольно быстро. Василий терпеливо выслушал мой лепет и посоветовал попробовать себя в пишущей журналистике. На «НТВ-Плюс» были определённые трудности, и каналу не слишком требовался 20-летний парень с мерзким голосом и довольно непрезентабельной внешностью. Однако в то самое время, а это было начало 2002 года, появился новый спортивный канал 7ТВ. Я туда направил резюме, ответа не получил и благополучно забыл об этом. Пока не получил – на форуме «НТВ-Плюс», где я тогда активно общался – письмо от Ильи Казакова. Он был назначен на должность руководителя отдела футбола 7ТВ, и удивительным образом на глаза ему попалось моё резюме. Илья пригласил меня на собеседование и взял на испытательный срок стажёром – каналу как раз требовался ещё один журналист в отдел футбола.
Опять же, попасть на телевидение – это ещё не значит стать комментатором. Мне повезло – канал был новый, тут ещё не устоялась чёткая иерархия, и молодым давали возможность проявить себя. Именно на 7ТВ свои первые матчи прокомментировали Владимир Стогниенко и Сергей Кривохарченко. Тут в первую очередь спасибо нужно сказать Илье Казакову и Дмитрию Фёдорову, которые потратили много времени и сил на обучение молодых сотрудников. Я свою первую трансляцию отработал осенью 2002 года – сейчас понимаю, что это была даже рановато. Постепенно мне стали доверять комментировать и другие матчи, и в какой-то момент Кирилла Дементьева уже стали воспринимать как комментатора. Хотя не скрою, на канал порой звонили недовольные граждане и требовали «убрать бабу из эфира».
Мораль из этого рассказа вывести довольно просто – очень многое зависит от счастливого случая. Когда канал 7ТВ приказал долго жить, мы с Володей Стогниенко остались без работы. На ВГТРК меня не взяли твёрдо, а коллегу долго мурыжили, не говоря ни да, ни нет. Помог опять же случай. Стогниенко позвали на подстраховку какого-то матча. Когда комментарий идёт со стадиона, непременно назначается «подстраховщик» на случай, если будут проблемы со звуком. Проблемы эти как раз и возникли, так что Стогниенко отработал весь матч. И его комментарий неожиданно понравился директору канала Василию Кикнадзе. Дальнейшее – уже история. Стогниенко стал одним из самых известных комментаторов страны и работал на финалах Лиги чемпионов, чемпионатов Европы и мира.
Есть ли более простой путь к цели? Конечно, есть. Если вы известный футболист, то, несомненно, вам будут рады на телевидении. Но если вы известный футболист, вряд ли вы читаете этот текст, не правда ли?
www.championat.com
– специалист в какой-либо сфере, в чьи обязанности входит информирование аудитории радио или теле канала о мероприятиях и событиях в режиме реального времени. Чаще всего комментаторы нужны для спортивных, политических и культурных событий. Им может быть журналист, специализирующийся на какой-то конкретной теме, либо специально нанятый узкопрофильный профессионал. Комментарии по какому-либо вопросу также может давать именитый человек – так формируются авторские программы.
У комментатора должна быть грамотная, хорошо поставленная речь и ораторские способности. Оперативность и широкий кругозор сделают его комментарии уникальными и интересными. Главное, чем должен обладать комментатор – умение выделить из потока информации основные факты и объективно их анализировать. Стрессоустойчивость поможет работать с большим объемом информации.
Так как эта профессия комментатор подразумевает глубокие знания в конкретной области, образование комментатора может быть почти любым – все зависит от тематики его рубрики. Но так как это работа в СМИ, желательно иметь соответствующее образование. В большинстве случаев комментатором назначают человека с филологическим образованием, выпускника актерского вуза или факультета журналистики. Также можно закончить курсы комментаторов.
Обучение проходит по программе бакалаврита ( очно – 4 года, очно-заочно – 5 лет) с возможностью обучаться в магистратуре (2 года).
Вузы России, где учат на комментаторов
Москва
1.Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова
Специальность: «Актёрское искусство»
Квалификация: Артист драматического театра и кино.
Вступительные экзамены: литература, русский язык – ЕГЭ. Дополнительные творческие испытания: абитуриенту необходимо рассказать стихотворение, басню и отрывок из прозы. Также комиссия может проверить музыкальные и пластические способности абитуриента.
Минимальный балл по общеобразовательным предметам (ЕГЭ): 78 баллов. Результаты творческих испытаний оцениваются по стобалльной шкале, для поступления сумма должна быть более 200
2.Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Факультет: «Журналистика»
Вступительные экзамены: литература, русский язык, иностранный язык – ЕГЭ, дополнительный письменный экзамен (сочинение).
Проходной балл (2015, очная): 343
Институт филологии и истории
Вступительные экзамены: литература, русский язык, иностранный язык – ЕГЭ
Проходной балл (2015, очная): 263
Санкт-Петербург
Программа: Актерское искусство (специалитет – 5 лет)
Вступительные экзамены: литература, русский язык – ЕГЭ. Дополнительные творческие испытания: абитуриенту необходимо рассказать стихотворение, басню и отрывок из прозы. Также комиссия может проверить музыкальные и пластические способности абитуриента.
Минимальный балл по общеобразовательным предметам (ЕГЭ): 85 баллов. Результаты творческих испытаний оцениваются по стобалльной шкале, для поступления сумма должна быть более 200
Филологический факультет
Вступительные экзамены: литература, русский язык, иностранный язык – ЕГЭ, письменный экзамен (литература)
Проходной балл (2015, очная): 271
Факультет: «Журналистика»
Вступительные экзамены: литература, русский язык, иностранный язык – ЕГЭ.
Проходной балл (2015, очная): 269 баллов.
Интересная творческая работа, постоянное самосовершенствование, возможность стать популярным в какой-либо сфере.
Стрессовая обстановка, ненормированный рабочий день.
Карьера комментатора обычно начинается с редакции информационных порталов, новостных каналов или других средств массовой коммуникации. Местами трудоустройства могут быть любые СМИ, в основном комментаторы нужны на телевидение или радио.
Но профессии комментатор значительно отличится от просто журналиста или ведущего. Так, журналист ищет информацию, работает непосредственно с ее источниками, передает ее аудитории. Ведущий же только появляется в кадре, основная его обязанность – персонифицировать информацию. Комментатор находится на стыке обязанностей журналиста и ведущего, так как он и дает авторитетную оценку поступающей информации и персонально представляет ее.
www.abitura.pro
Спортивный комментатор — журналист, освещающий спортивные события в режиме реального времени.
Комментатором, как правило, становятся профессиональные журналисты, имеющие отличные знания в том или ином виде спорта, яркий тому пример Василий Вячеславович Уткин. Он закончил четыре курса филологического факультета Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина. Никогда не играл в футбол на каком-либо серьёзном уровне. С 1992 года получил работу на телевидении - редактором, вел телепередачу «Футбольный клуб», футбольным комментатором стал с 1996 года, а в 2004 и 2005 годах был лауреатом премии ТЭФИ, в номинации «Лучший спортивный комментатор года».
А великий Озеров! Заслуженный мастер спорта, 24-кратный чемпион СССР по теннису, народный артист России, известнейший спортивный комментатор, многие его изречения пошли в народ. Озеров не был журналистом, он учился на актерском факультете ГИТИСа, потом работал во МХАТе актёром. И уже в 28 провёл первый самостоятельный репортаж о футбольном матче «Динамо» — ЦДКА.
Николай Озеров вёл репортажи с пятнадцати Олимпийских игр, тридцати чемпионатов мира по хоккею, восьми чемпионатов мира по футболу и шести чемпионатов Европы по футболу! В сорока девяти странах мира работал он как спортивный комментатор!
С Николаем Озеровым мог сравниться только великий Котэ Махарадзе! Котэ получил театральное образование в Тбилисском институте искусств, потом работал в театре режиссером и актером, стал известен в Грузии. Были у Котэ и спортивные достижения. Махарадзе трижды завоевывал Кубок СССР в составе баскетбольного «Динамо», в котором он играл с 1944-го года по 1948-й.
Котэ Ивановича любил весь Советский Союз, ведь Котэ Махарадзе обладал невероятным обаянием, добротой. Его реплики часто были смешными. Вот некоторые из них: «А я говорю, что Липко не мог ничего видеть между ног Филимонова!!!», «Арбитр делает предупреждение: не надо забирать мяч у колумбийцев, они тоже хотят поиграть», «Арбитр достал из штанов удаление», «Армейцы Москвы играют в красных трусах с синими рукавами», «Вот… удар! Я на него обратил внимание еще в гостинице».
В общем, если вы хотите стать комментатором и не обладаете обаянием, скорее всего, ничего не выйдет или выйдет плохо.
Но если вы хотите знать, какие плюсы есть в этой профессии, то учтите: профессия комментатора разнообразна, многогранна и интересна. Комментатор может комментировать состязание, вести дискуссии по спортивной тематике на телевидении/радио, работать в качестве обозревателя, вести телепередачи, писать статьи, вести собственные колонки в спортивных изданиях.
Спортивному комментатору живой и подвижный юноша позавидует еще и потому, что на ней не соскучишься – это «сложносочиненная профессия»: в ней есть и написание с текстов, и аналитика, и ведение теле и радио программ, и непосредственное живое участие в спортивном мероприятии (ни одно не обходится без комментатора). Профессия требует от человека собранности и молниеносной реакции на только что случившееся.
Приведем цитату из книги Котэ Ивановича Махарадзе: «Всегда надо помнить, что смотрят репортаж и слушают тебя миллионы "ненормальных", готовых растерзать тебя, если скажешь что-нибудь не так или не то об их любимцах. Но выкладываемся мы полностью, отдавая всего себя с потрохами не для того, чтобы угодить кому бы то ни было. А потому, что служим любимому делу, доставляющему нам самим огромную радость и удовольствие. И не за длинным рублем гонимся: комментаторское ремесло самое низкооплачиваемое среди журналистов. Несмотря на то, что по нервному напряжению, степени самоотдачи, накалу эмоций, в общем, по затратам всего психофизического аппарата человека это тяжелейший труд. Здесь нужен особый дар, умение не только соображать молниеносно, но и мгновенно выплескивать мысли и слова прямо в эфир».
Место работы спортивного комментатора — теле- и радиостудии, стадионы.
Любая профессия принуждает к определенному образу жизни. Человек, мечтающий стать комментатором, работает безмерно всюду ездит, летает, меняя часовые пояса, постоянно общается с людьми, очень разными людьми. А это значит, что спортивный комментатор должен страстно любить спорт, он должен помнить миллион имен, фактов, мелочей, он должен быть разговорчив и позитивен, иметь богатый словарный запас, уметь говорить эмоционально, артистично, захватывающе. И снова из книги Котэ Махарадзе: «Меня часто спрашивали, в чем особенность моих репортажей. Почему они приемлемы и интересны для всех социальных групп, включая домохозяек и пенсионеров? Я размышлял над этим и, кажется, нашел верные ответы. Одна из причин заключается, думаю, в том, что я никогда не врал или же максимально старался не врать. Всем хорошо известно, что была в нашей жизни эпоха, когда надо было привирать, привносить даже в спортивный репортаж элементы идеологии. Я всячески старался не делать этого, используя моменты умалчивания, подтексты, юмор, наконец. Другая причина – эмоциональная напряженность репортажей. Я всегда переживал сам и стремился свои чувства передать болельщикам. Эмоциональная сдержанность в нашей профессии очень часто не на пользу. И еще: я никогда не злословил в репортажах, не позволял себе едких поддевок, резких оценок. Свои обиды и плохое настроение всегда оставлял за дверью комментаторской кабины, старался быть доброжелательным и объективным».
Как правило, люди, желающие стать комментаторами получают высшее образование по профессии журналистика, идут работать в ту или иную спортивную газету, ТВ или радио-передачу для отработки, получения навыков и набора опыта и знаний в той или иной области. Бывает, что спортивный комментатор сам был спортсменом. А примеры Николая Озерова и Котэ Махарадзе говорят нам и другом пути.
www.profguide.ru
У меня никогда не было желания быть именно комментатором, я мечтал просто заниматься телевизионным футболом. А если точно – даже и мечтать не мог. Но однажды мой брат, немного знакомый с Черданцевым через форум «НТВ-Плюс», спросил у Юры, не возьмёт ли он меня на канал в качестве стажёра. Там целый год я работал корреспондентом и редактором. В профессию комментатора окунулся намного позже, когда Илья Казаков пригласил меня на 7ТВ. На этом канале был отличный футбольный отдел (Кирилл Дементьев, Саша Гришин, Митя Дуличенко, Серёжа Кривохарченко и многие другие – все выходцы с «семёрки»), много интересной съёмочной работы. Делать сюжеты мне нравилось, а комментатором становиться даже и не хотелось. Это не кокетство. Дементьев до сих пор вспоминает, как я ему говорил, что предпочёл бы и дальше оставаться корреспондентом.
К комментированию футбола я тогда относился скорее как к развлечению. Начинал с матчей Серии А и обзоров
чемпионата Италии вместе с Андреем Головановым. Однако это была вторичная работа. В первую очередь – съёмки, репортажи с места событий, монтаж и озвучка. Всё это мы делали сами. 7ТВ стал для меня и многих других будущих комментаторов настоящей школой. В плане становления этот канал дал мне очень многое. Здесь же я, кстати, познакомился с будущей женой. Одни приятные воспоминания.
Вскоре 7ТВ влетел в кризис. В первый год моей работы на канале всё было хорошо, на следующий – уже не очень. А затем всё стало совсем плохо. Поэтому на протяжении нескольких лет я ещё подрабатывал на канале Eurosport – комментировал новости, хайлайты, порой трансляции. Там пришлось учиться всем видам спорта на ходу – разумеется, работа предполагала не только футбольные знания, но и плавание, лёгкую атлетику и даже гольф.
→ Хоккейные чувства. Как я комментировал Кубок мира
А потом произошла забавная история. В отдел спортивных новостей недавно открывшегося канала «Спорт» меня почему-то не взяли, сказали, что не хватает квалификации как корреспонденту. Я немного обиделся, но надо было либо искать работу, либо заканчивать с телевидением и возвращаться на путь экономиста (тогда ещё можно было попробовать, хотя мои однокурсники и ушли далеко вперёд). Попытался было попасть на канал РБК, всего лишь в качестве стажёра. Пришёл в редакцию и сказал: «Я окончил Финансовую академию, уже два года работаю на телевидении». Этого для них было недостаточно, меня снова развернули. Вот это меня глубоко изумляет до сих пор. До сих пор не понимаю почему. Кто знает, как бы всё повернулось. Может, и хорошо, что не взяли. И всё же – почему?
Дементьев до сих пор вспоминает, как я ему говорил, что предпочёл бы и дальше оставаться корреспондентом.В итоге я всё же оказался на телеканале «Спорт» уже в качестве полноценного комментатора. Мне в чём-то повезло. На канале была нехватка футбольных комментаторов, потому меня и взяли. Надо отдать должное спортивной редакции и людям, которые её возглавляли, – не боялись давать работать молодым. Я крайне благодарен Василию Кикнадзе, Дмитрию Анисимову, Виктору Мамонтову. Несмотря на относительную молодость, мне доверяли всегда. В итоге эту профессию я распробовал, и она мне понравилась. А там уже пошло-поехало.
→ В конце игры зашмыгал носом. Лучшие матчи, на которых я работал
Мне часто задают этот вопрос. На самом деле всё очень просто – нужно для начала попасть на ТВ. Скажем, начать с работы стажёра-корреспондента или редактора. Люди зачастую не понимают, что для того, чтобы начать комментировать, нужно набраться опыта телевизионной работы. И не факт, что получится себя проявить – хороших корреспондентов даже меньше, чем комментаторов. Первым делом нужно НАЧАТЬ работать. Не бывает такого, что ты приходишь на канал, поражаешь всех своими энциклопедическими знаниями и получаешь назначение на финал Лиги чемпионов.
→ Могут ли девушки комментировать футбол?
В этом плане чуть легче людям, которые имели опыт игры на профессиональном уровне. Помню, Вася Уткин писал: чтобы из бывшего футболиста получился хороший комментатор, с ним надо много работать. Они должны сами хотеть учиться телевидению. Для этого нужна заинтересованность с их стороны. Платить значимые по их меркам зарплаты телевидение, по понятным причинам, не может. Если это только не Sky Sport и вы не Тьерри Анри, которому там платят 5 миллионов фунтов в год. Потому футбольные люди работу на ТВ воспринимают как хобби. Есть, конечно, отличные примеры. Я работал в паре с Дмитрием Градиленко и Андреем Талалаевым, с ними было очень интересно. Комментировал с Русланом Пименовым, он всегда любопытно разбирал эпизоды. Ну а Валерий Карпин для телевидения – настоящая находка. Он хорошо говорит, ярко выглядит, нетривиально рассуждает.
В отдел спортивных новостей недавно открывшегося канала «Спорт» меня почему-то не взяли, сказали, что не хватает квалификации как корреспонденту.Если же вы не известный в прошлом футболист, то у вас всё будет гораздо прозаичнее. Будет работа на скучных матчах, будет раздражённый вашей манерой комментирования (если вы ещё эту манеру отыщете) зритель. Всё это – вопрос полученного опыта. Такой путь проходит 90% комментаторов. И Рома Трушечкин, и Илья Казаков, и Кирилл Дементьев, и Серёжа Кривохарченко, и я — все начинали с корреспондентской работы. Вася Уткин начал постоянно комментировать в качестве популярного ведущего «Футбольного клуба». Есть, конечно, обратные примеры. Например, Юра Розанов пришёл на «НТВ-Плюс» в качестве полноценного комментатора. Но это, скорее, исключение.
→ Когда писать – мучение. Стогниенко – о профессии журналиста
У меня в отделе сейчас работают два стажёра. Ставок для них у нас нет, о чём я им честно сказал в самом начале. Работу на них будут наваливать самую скучную, которую штатным журналистам делать уже неинтересно. Может, молодым ребятам уже всё это поднадоело, это их право. Ну, так ещё двое просят дать попробовать себя.
Попасть в редакцию в качестве стажёра не так сложно. Будет трудно потом. Зато узнаешь, как работает телевидение. Или поймёшь, что тебе необязательно становиться комментатором. Может, из тебя получится отличный ведущий, редактор, корреспондент или автор документальных фильмов. Или тебе быстро надоест, и решишь заниматься в жизни чем-то другим. Но если проявишь упрямство и характер – шанс будет.
www.championat.com
Футбольный комментатор – одна из самых редких профессий во всем мире. В Украине – и подавно. Всех людей, которые освещают футбол на профессиональном уровне в нашей стране (имеется в виду не дома у телевизора, а по ту сторону экрана) можно сосчитать на пальцах всех имеющихся у нормального человека конечностей. Но это абсолютно не значит, что этих людей носят на руках, поют им дифирамбы и заваливают деньгами.
Можно только представить себе, какой уровень конкуренции среди тех, кто хочет попасть на такую работу, и какие жесткие должны быть требования у каналов, которые открывают вакансию комментатора. Но так ли это? Может, нужно просто иметь правильный подход к нужным людям? А как же знакомства? Что насчет блата? Ничего подобного! Только не в этой сфере!
«Говорителями» о футболе с экранов телевизоров хотят стать многие, но, как это ни печально звучит, становятся ими лишь единицы. После Чемпионата Европы 2016 желающих посвятить жизнь комментаторству станет еще больше. Многие вдохновятся победами любимых команд, кто-то захочет перевернуть сознание болельщиков своей крутостью и харизмой, а в ком-то внезапно проснется огромный потенциал. Но как это сделать? Как стать специалистом в такой узкой сфере?
На телеканалах «Футбол 1»/«Футбол 2» в данный момент работает восемь комментаторов: Виктор Вацко, Александр Михайлюк, Кирилл Круторогов, Роман Тимощук, Андрей Столярчук, Андрей Малиновский, Николай Кравчук и Роберто Моралес. И это хорошая половина всех украинских специалистов.
На заметку!
Иван Гресько, шеф-продюсер телеканалов «Футбол 1»/«Футбол 2»: «Футбольный канал может найти комментатора только тремя способами (по крайней мере, на сегодняшний день):1. Искать специалиста на рынке телевидения.2. Искать его во внутриканальной среде.3. Или же искать комментатора посредством конкурса».
Что ж, у вас три способа. И если вы не работаете на телевидении, то остается только один. Это конкурсы. Вот только проводятся они не так уж и часто. И ждать, чтобы в них поучаствовать, иногда приходится очень долго.
Среди наших восьми специалистов путем конкурсов футбольных комментаторов на украинское спортивное телевидение попали: Роман Тимощук, Кирилл Круторогов, Александр Михайлюк, Николай Кравчук, Андрей Малиновский. Пять человек! Так что ни о каком блате не может быть и речи. Только желание, труд и упорство. И капельку везения.
Читайте также:Андрей Малиновский о приятных, опасных и просто профессиональных нюансах работы спортивных комментаторов
Ведущие и журналисты каналов «Футбол 1»/«Футбол 2» Виталий Плецан и Максим Гиленко также определились с выбором будущей профессии благодаря подобному конкурсу еще в далеком 2008 году. Как видите, если стать комментатором не получится, но жизнь без футбола не представляется возможной, всегда можно и даже нужно пробовать себя в смежных сферах.
Мысль о работе комментатора все еще не покидает вас? Или вы просто хотите удовлетворить свое любопытство? Тогда не смеем вас больше томить.
Кирилл Круторогов, Роман Тимощук и Александр Михайлюк готовы дать вам свои советы, как стать комментаторами в Украине.
Но предупрежу: советов будет много, ведь у каждого из них своя история, свое видение профессии. Так что «усаживайтесь поудобней».
Кирилл Круторогов: Насколько мне известно, ни в одном вузе не учат именно комментаторству. Это не удивительно. Учитывая, что научиться этому лишь в теории фактически невозможно, и рынок труда таков, что, получив соответствующее образование, вряд ли у многих получится устроиться работать комментатором – нет большого спроса у работодателей.
Роман Тимощук: Если еще в школе понимаете, что хотели бы быть комментатором, то поступайте туда, где учат ораторскому искусству. В нашем деле очень важна поставленная речь.
Александр Михайлюк: Считаю, что важно получить журналистское образование. Хотя среди комментаторов есть немало людей, у которых его нет (так получилось, что я также вхожу в этот список). Будущему комментатору журналистика дает определенную базу, которая потом очень помогает в освоении и подачи информации. Есть определенные канонические вещи, которые ты усваиваешь на факультете журналистики, а потом ими только пользуешься. Признаюсь, что в начале моей комментаторской карьеры мне немного не хватало журналистской подготовки. Но просто быть журналистом по образованию – этого не достаточно для того, чтобы стать хорошим комментатором.
Кирилл Круторогов: Прежде всего, это готовность работать с самопожертвованием и постоянно совершенствоваться. Важно работать много. Работать над собой, также важна практика. Даже если это будет дома перед компьютером или телевизором. Записывать, слушать себя, анализировать, понимать, чем ты отличаешься от практикующих комментаторов. Если отличаешься в лучшем смысле, нужно сохранять такую черту, развивать ее, если в худшем – пытаться изменить минусы на плюсы.
Роман Тимощук: Комментатор должен владеть своим голосом, иметь четкую дикцию, хорошее чувство юмора. Все эти качества – очень важная составляющая успеха. Но все должно быть в меру.
Подробный рецепт от Александра Михайлюка: Залогом успеха хорошего комментатора, на мой взгляд, является постоянное самосовершенствование по многим направлениям. Меня часто спрашивают молодые люди, которые хотят заниматься комментаторским делом о том, на что надо обратить внимание в первую очередь, и мой рецепт для этих людей не изменился. Список направлений, по которым нужно работать комментатору:
Кирилл Круторогов: Держать себя в тонусе, не позволять себе расслабиться, расклеиться, пойти по течению матча. Комментатор должен придерживаться своей высокой планки.
Роман Тимощук: Картинку нужно оживлять своими эмоциями. Не всегда получается это сделать, но стоит всегда помнить, что по ту сторону экрана тебя слушает зритель.
Александр Михайлюк: Чтобы зритель не уснул, надо самому не засыпать во время матча. Иногда футбольный поединок действительно кажется не столь интересным, как ты ожидал, но задача комментатора состоит в том, чтобы зрители не разбежались по другим каналам и не уснули. Поэтому в запасе всегда должны быть интересные истории о командах, футболистах, тренерах, стадионах и т.д. Иногда можно увидеть интересное в том, что не является таким априори, и с помощью фантазии развивать эту тему. Самое главное, чтобы самому комментатору было интересно, и это ощущение передается также зрителю.
«У хорошего комментатора обязательно есть своя муза, поэтому его успех – это их общий успех». – Кирилл Круторогов
Кирилл Круторогов: Не желая обидеть женщин, считаю, что это такая профессия, в которой естественнее звучит мужской голос. Но у хорошего комментатора обязательно есть своя муза, поэтому его успех – это их общий успех.
Роман Тимощук: Я за равноправие. Считаю, что женщины, как и мужчины, имеют равные шансы быть успешными комментаторами. Но здесь дело, скорее, в четко сложившемся в обществе стереотипе, что женщины любят футбол меньше, чем мужчины, поэтому не идут его комментировать. Да и если посмотреть на общую ситуацию – все мои коллеги на телеканалах «Футбол 1»/«Футбол 2» – мужчины. Так что мой совет: девушки, разрушайте стереотипы, и все получится!
Александр Михайлюк: Так исторически сложилось, что футбольная аудитория преимущественно мужская, и женщина-комментатор не воспринимается этой аудиторией. Она не является авторитетом для подавляющего большинства болельщиков. В паре с мужчиной-комментатором – это вполне возможно, особенно если играют женские команды, а одиночный женский комментарий мужского футбола в нашей стране представить трудно. К тому же есть немало женщин, которые в Украине смотрят футбол, и не думаю, что женский комментарий будет им по душе.
«Мы не такие экспрессивные, как, например, испанцы или итальянцы. Но это не значит, что мы не профессионалы». – Роман Тимощук
Кирилл Круторогов: Не нужно недооценивать украинских комментаторов. У каждого свой менталитет, у каждого свои требования, у каждого свои интересы. Учиться никогда не поздно. Слушайте всех: комментаторов из своей страны, из других, и делайте выводы. Это обязательно.
Роман Тимощук: Разница между украинскими комментаторами и специалистами из других стран, прежде всего, в эмоциях. Я думаю, это заложено на генетическом уровне. Мы не такие экспрессивные, как, например, испанцы или итальянцы. Но это не значит, что мы не профессионалы. Просто мы разные. Поэтому я считаю, что все на своих местах.
Кирилл Круторогов: Комментатор работает в импровизационной манере, это наша специфика, поэтому нет никаких запретов или преград.
Роман Тимощук: Не стоит говорить на политические темы. По крайней мере, я этого не делаю. Не употребляйте слов-паразитов. И, пожалуйста, только не расизм! Любите людей, какими они есть.
Александр Михайлюк: Если речь идет не об участии наших клубов в еврокубках, то для комментатора очень важно занимать нейтральную позицию по командам, которые ты комментируешь. Это одно из самых важных правил, которое всегда нужно соблюдать. Не сглазить, когда играют наши команды, не поздравлять команду с победой, когда впереди еще много времени, не лезть в ту тему, где ты некомпетентен (медицина, например). Короче говоря, не опережать события – это одно из аксиомных правил для футбольного комментатора.
Кирилл Круторогов: Я ничего о подобном не слышал. Не думаю, что должна быть такая школа. Этому нельзя научить. Это у человека либо есть, либо нет. А развиваться, конечно, нужно обязательно. Думаю, я мог бы рассказать желающим о своем видении профессии, поделиться чем-то из собственного опыта, но быть учителем не хотел бы.
Роман Тимощук и Александр Михайлюк о подобных школах также ничего не знают, а соответственно – не преподают.
Кирилл Круторогов: Я всегда обязан, даже если нахожусь не в лучшем настроении, быть в эфире энергичным, бодрым и позитивным. Это неписаная обязанность комментатора перед зрителем. И я стараюсь ее придерживаться. Советую и вам.
Роман Тимощук: Ступор наблюдался еще на начальных стадиях работы. Сейчас, кажется, с этим проблем нет. Будьте в меру расслабленными. Главное – снять напряжение и стараться долго не молчать. Когда будете говорить – не будет никакого ступора. Он сам уйдет.
«Конструктивная критика делает тебя сильнее». – Александр Михайлюк
Кирилл Круторогов: Мне много пишут, стараюсь отвечать всем. К критике отношусь положительно, если она конструктивная, но именно такой критики очень мало.
Роман Тимощук: Вначале вам будет сложно сортировать весь тот шквал критики, который на вас обрушится. Будьте к этому готовы. Учитесь со временем распознавать в ней конструктив, а не только личные обиды. Всегда делайте выводы. Слушайте замечания старших коллег.
Александр Михайлюк: Конструктивная критика делает тебя сильнее. В начале моей комментаторской деятельности любой негативный комментарий в мой адрес я воспринимал очень нервно, но за счет опыта сейчас удается распознать конструктивную критику. Поэтому все придет с опытом.
Кирилл Круторогов: Не сидите на месте с мыслью: «И я ничем не хуже, чем тот, кто сейчас комментирует по телевизору». Считаете, что это именно так? Запишите свой комментарий и для начала послушайте сами. Сделать это не трудно. Как именно? Журналисты (а комментаторы в определенной степени являются и журналистами) должны уметь решать всевозможные вопросы, выходить из любых ситуаций. Комментировать матчи – непросто. Сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Некоторые застопорятся только от одного вида микрофона. Важно практиковаться и совершенствоваться.
Роман Тимощук: Лично я начинал с радио, потом принял участие в конкурсе комментаторов. Важно – пробовать, работать над собой, совершенствоваться. Уроков в сети полно. Найдите их, учитесь и начинайте свой комментаторский путь!
Александр Михайлюк: Следует делать все настолько качественно, чтобы было не стыдно в первую очередь перед самим собой. Если ты прокомментировал матч (даже дома и даже для себя) и чувствуешь, что ты можешь это сделать еще лучше – в следующий раз выложись по полной. Самое главное – верить в свои силы и понимать, что без работы над собой в этой профессии ничего не добьешься. Если ты действительно решил заниматься этим делом, то советую как можно чаще тренироваться комментировать. Просто выключить звук и комментировать. Записать свои комментарии, а затем прослушать их и сделать анализ. Удачи!
Вот такие советы дали комментаторы телеканалов «Футбол 1»/«Футбол 2». Не желание прославиться, не тяга к сладкой жизни, а лишь большая любовь к футболу, упорство и труд двигали этими людьми. Именно поэтому они в профессии.
Иногда один нелепый комментарий может перевернуть жизнь с ног на голову. Или как минимум хорошенечко подпортить репутацию. Советы наших комментаторов как раз помогут вам избежать неприятных моментов в ваших начинаниях и в будущей работе.
До встречи в следующей статье!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравилось нас читать? Подпишись тутmediasat.info
Как Константин Генич попал на ТВ? Почему он не тренирует дикцию перед эфиром? Сколько часов длится рабочий день комментатора? Что пишут поклонники в личные сообщения? В новой авторской рубрике «Спорт за кадром» Екатерина Гаранина расспрашивает героев о том, как устроено спортивное телевидение.
— В 2005 году вы завершили карьеру. Почему в качестве продолжения выбрали комментаторскую работу?
https://twitter.com/GenichK/status/557987574397272065— К этому пришел не сразу: никогда не думал, что продолжу карьеру на телевидении. Все – счастливое стечение обстоятельств. После футбола особо некуда было податься. Накопить и отложить деньги не удалось. С физкультурным образованием на работу не брали: пытался устроиться в клубы, но получал мягкий отказ: «Мы вам перезвоним». С компаниями, которые занимаются экипировкой, тоже не срослось. Но как-то раз про моего друга, который переходил из «Кубани» в «Торпедо», снимал сюжет Артем Шмельков. Попросил его узнать, есть ли вакансии на ТВ. Артем организовал встречу с Василием Уткиным. Поговорили – так я и появился на телевидении.
— Сразу все получалось легко?
— В 2005–2006 годах еще не было столь активного интернета: комментаторов не обсуждали так активно, как сегодня. И большого рвения попасть в их число не было. Скорее, хотелось попробовать себя в новой сфере. Я коммуникабельный, открытый, с большой самодисциплиной, поэтому все сразу заладилось.
Конечно, вначале я помогал делать сюжеты, потом стал снимать их сам. Позже в «Футбольном клубе» вел аналитическую рубрику. Писал тексты, монтировал видео – вливался в работу. К микрофону меня долго не подпускали – выдерживали, как хорошее вино. Потом началось: отработал в паре чемпионат Украины, прибавились другие игры. Когда Василий Уткин понял, что я созрел для соло, «поощрил» матчем «Кубань» — «Сатурн». Как сейчас помню: выпил 50 граммов в кафе при Останкино, чтобы не потряхивало от волнения.
— Вам пришлось пройти через постановку дикции?
— Да. Отправили к специалисту по фамилии Шибеко, которая работала со всеми комментаторами. Мне рассказали о моих недостатках, плюс я перенес из спортивной жизни в эфир сленг, что запрещено эфирными нормами русского языка. Поправили с ударениями, окончаниями. Учили, как правильно работать языком, чтобы звуки были четкими и как будто вылетали изо рта. Эталоном в этом деле я бы назвал Дмитрия Губерниева: он «выбрасывает» слова, четко произнося каждое. Работал над тем, как держаться в кадре. Василий Уткин, Георгий Черданцев, Юрий Розанов, Дмитрий Федоров, Александр Шмурнов очень помогали на первых порах.
— Первую зарплату помните?
— После футбола денег не было вообще. В какой-то момент подумал: не начать ли таксовать? Но нашлись добрые люди, которые помогали, пока меня не взяли на оклад в штат. Зарплату потратил просто на что-то жизненное. Чуть позже стал получать 24-27 тысяч в месяц. В 2006-м это были не самые плохие деньги.
— Как готовитесь к матчам? Разминаете язык, пишите напоминалки?
— Я так много общаюсь в течение дня, что дополнительно дикцию не тренирую. Это все нарабатывается с опытом. Даже кролика можно научить комментировать, если заставлять его делать это каждый день. Были дни, когда мог отработать три матча. Владимир Маслаченко возражал и считал, что комментатор должен подходить к эфиру свежим, голодным. А я был молодой и хотел работать.
Раньше тщательнее подходил к матчам: глубоко погружался в каждую команду, выписывал новости по каждому игроку. Это позволило вскоре готовиться к играм России и Испании в облегченном режиме: достаточно было только посмотреть состав. Сейчас выработался свой формат. Смотрю обзоры лиг и в курсе всех событий. Лишняя подготовка может навредить – то, что ты наработал, нужно для общего понимания, чтобы заполнять паузы. Не стоит вываливать все на зрителя в первые 10-15 минут. Погоняй мяч, а дальше игра сама тебя выведет.
Сейчас к малознакомым командам готовлюсь чуть дольше. Как правило, вывожу в поисковике: «Все, что нужно знать о клубе». Есть хорошие сайты с глубокой аналитикой – можно почитать интересные вещи. Там часто качественные переводы с иностранных сайтов.
— Как складывается ваш типовой рабочий день?
https://twitter.com/GenichK/status/869549908713492480— Вчера утро началось с записи программы «100 к 1». А вообще у меня ненормированный рабочий день. Иногда нужно приехать раньше на эфир. Живу за городом: дорога занимает полтора часа. При этом не люблю опаздывать и ждать. Приезжаю на встречи раньше, а потом думаю: «Ну, зачем?».
В 7 утра встает жена, собирает дочек в садик и школу, отвозит, кормит часов в 9-10 меня. Вчера приехал с позднего эфира после Лиги чемпионов к часу дня: утренние съемки, работа, два часа подготовка к онлайну Лиги чемпионов – мы показываем все игровые моменты. Это самое интересное для комментатора: ты должен быть готов ко всем командам и к тому, что ты не знаешь, какой момент покажут следующим. Это держит в тонусе. Потом сам онлайн и вечерний эфир с итогами встречи «Бенфики» и ЦСКА. Основная студия находится в другом крыле, поэтому пришлось бежать из одного корпуса в другой. После мы записывали синхроны для разных программ. И только после этого я поехал домой.
Во время трансляции чемпионата Испании возвращался гораздо позже: с учетом разницы времени игры начинались в двенадцать – час ночи и длились до 3 утра.
— Роман Гутцайт говорил, что, бывало, засыпал у гримеров перед утренним эфиром. А вы?
— Нет. Но я понимаю, о чем говорит Роман. Шесть утра, ты глаза не можешь открыть, а тебе надо бодро рассказывать новости. Я отказался вести передачу «Все на Матч», все-таки меня воспринимают как футбольного комментатора. Было бы странно, если бы рассказывал в эфире про другой вид спорта. Это как Валерий Карпин говорил бы о фигурном катании. Выглядело бы глупо.
У гримеров не засыпал, а вот в студии приходилось. Мне было важно сдавать сюжеты в срок. В начале карьеры жил в Ясенево – дорога до Останкино занимала много времени. Оставался спать на диванчике в студии и доделывал сюжет утром, чтобы к обеду был готов. Сейчас таких проблем нет.
— Как сохранить мотивацию, когда работаешь 11 лет? Все время одно и то же.
— Это дом. Родная комната 8-16. Неотъемлемая часть меня, очень тяжело отказаться от этого. Как наркотик. Безумная искренняя честная любовь к тому, что делаешь. Я уважаю труд коллег и люблю свою работу. Спасибо семье, которая понимает, как для меня это важно. Ломает, когда нет работы. Искать мотивацию не нужно – езжу в Останкино с радостью.
— Мне кажется, семьи журналистов и особенно, телевизионщиков, обладают особым терпением. Об этом не принято говорить, люди – фанаты своего дела, но это все – пропуск семейных ужинов, праздников.
https://twitter.com/GenichK/status/744460657999945728— Да, об этом не говорят, но мы все – фанаты. Работа подпитывает тебя и семья должна смириться. Конечно, все разные. Можно быть мегазвездой как Малахов, когда фанаты будут тебя съедать, а ты – в роли энергетического донора. Тот, кто живет с таким человеком, должен понимать: это специфика работы. Хорошо, что моя семья понимает, огромное ей спасибо. Дочки иногда не отпускают на работу: надо видеть, как они хватаются за меня со словами «Не уходи». Старшая дочь смотрит эфиры, следит, но как командировка, так печалька. И жена говорит: «Жалко». При этом дети еще и завидуют: «Ой, классно – ты на самолете полетаешь!». Они просто обожают летать на самолетах.
— У вас 328 000 читателей в Twitter. Что вам пишут? И часто ли пишут поклонницы?
— Мне кажется, больше половины – боты. Поэтому к счастью, все разом не пишут. Я бы закипел, как в фильме «Брюс Всемогущий». Девушки вниманием не балуют. А жаль. Шучу. В основном – гневные твиты за неправильные прогнозы или детали репортажа. Я не очень активен в других сетях, хотя зарегистрирован. И есть проблема: не умею не реагировать на то, что пишут. Иногда это обидные замечания, на которые хочется ответить так же. Коллеги советуют пролистывать.
— Как вас воспринимают футболисты? Как спортсмена или как журналиста – человека по другую сторону баррикад?
— Как комментатора. Мальчики из РФПЛ напыщенные, для них я какой-то парень из второй лиги. Многие знают, что у меня футбольное прошлое, но как спортсмена не воспринимают. Со многими общаюсь, здороваюсь. В целом доверительные отношения: стараюсь не подставлять ребят, если есть личная информация, которая может скомпрометировать. Бывает, обижаются на критику: «Зачем ты это на всю страну сказал?».
— Надо ли выстраивать дружеские отношения с футболистами? Чтобы, например, получать эксклюзивные комментарии, а не общие слова в микст-зоне.
https://twitter.com/GenichK/status/802823002110984192— Известный журналист Лев Филатов считал, что не стоит дружить, иначе не будешь объективным. Но в современном мире все подчинено оперативной информации – ты не можешь не общаться игроками. В основном, это касается пишущих или тех, кто ищет инсайды. С игроками можно общаться. Но дозированно и не использовать это в корыстных целях. Иногда футболистам хочется просто высказаться, выговориться. Помню, как-то летел давно со «Спартаком». Выступил в роли отдушины, свободных ушей. Пришли футболисты, стали рассказывать о проблемах. В своем кругу уже обсудили и хотели поделиться с кем-то еще. Значит, понимали, что можно доверять. Ничего из этого в эфире не использовал. Возможно, в том и секрет.
— Что такое – вершина карьеры комментатора?
https://twitter.com/GenichK/status/870675032829292544— Ее нет. Если ты востребован – это и есть вершина. Если тебе никто не звонит – значит, ты упал. Кто-то считает, что вершина – финал Лиги чемпионов или чемпионата мира. Финал Лиги чемпионов – был, Лиги Европы – был, финал Евро во Франции – был, полуфинал чемпионата мира – тоже. Вряд ли финал что-то изменит для меня в восприятии. Есть задача соответствовать тому высокому уровню, до которого я добрался.
— Вас четыре раза признавали лучшим комментатором НТВ-Плюс. Чем можно заслужить такое признание?
— Многие скептически относятся к этому голосованию: вот какие-то люди на каком-то форуме. Но я дорожу этим. Можно проявить себя в какой-то год, вспыхнуть и выиграть. Четыре года подряд – кропотливый труд. Это люди, которые смотрят очень много футбола и видят твои ошибки. Они ценят труд комментатора. Это – глас народа, целевой аудитории спортивного канала. Если ты выпал за топ-3, значит, что-то делаешь не так. Мама плакала, когда выиграл. Серьезно.
— А что имеет большее значение? Признание коллег, которые знают внутреннюю кухню, или зрителей-слушателей?
https://twitter.com/GenichK/status/887399238258262016— Важно все. Если коллеги тебя не признают, будет неуютно. Если не признает аудитория, возникнет ощущение диалога со стеной. Комментатора делает узнаваемым работа на больших турнирах. Почему все знают Владимира Стогниенко? Он все время работал на больших соревнованиях. То же самое касается Виктора Гусева. Ты можешь работать классно, готовиться пять часов и комментировать «Сассуоло» — «Кьево», которое посмотрит пять человек. Реакция будет от одного человека. Еще 10 напишут: «Жаль, не видел». Получается, отработал сам для себя.
«Если у резервистов на Кубок глаза не по восемь копеек, то у нас проблема». Поленов – о вылетах команд премьер-лиги
Есть ли шансы у «Спартака» на выход из группы после Марибора? Отвечает Георгий Черданцев
«Такое ощущение, что мы залезли в ее телефон». Софья Тартакова – о документальном фильме Марии Шараповой
matchtv.ru