Футбол является самым популярным видом спорта, не требующим определенных условий для работы с мячом. Рассмотрим основные моменты этой интересной игры для тех, кто хочет научиться играть в футбол. Для тренировок вам понадобится футбольный мяч, спортивная форма и желание!
1
Как научиться играть в футбол — основные правилаСамые первые правила для игры в футбол были прописаны около 150 лет назад. В наше время последние изменения вносили в 2005 году. Даже если вы не собираетесь строить карьеру футболиста, знать правила игры в футбол необходимо каждому игроку. Базовые правила для проведения футбольного матча:
2
Как научиться играть в футболОсновные правила, которым вы должны научиться — тонко чувствовать каждое движение мяча, предугадывать, куда полетит снаряд после броска и обрести навык умелого управления мячом. Для этого необходимо запастись терпением и огромным количеством времени. Перечислим основные аспекты, которые выполняет каждый футболист на обучающих тренировках:
sovetclub.ru
У первого названия нет, у нас оно так и называется "первое",
Выставляем квадрат со сторонами 2 метра и по двум противоположным сторонам на расстоянии 10 метров метровые ворота.
Внутри квадрата ведущий (нападающий) должен двигаться от одной стороны квадрата к другой – противоположной и в один из моментов сделать рывок к воротам. В свою очередь защитник копирует/зеркалит движения нападающего, стремится читать его намерения и постараться догнать (коснуться) его до ворот.
Важно, чтобы все время происходило движение, нельзя «финтить» раскачиваясь на месте – каждый раз нужно доходить до стороны, наступать на нее. Вариантов обмануть много, нужно следить за тем как тормозит защитник, где его центр тяжести, как ноги относительно друг-друга располагаются. Например, как только ноги вместе - можно делать рывок,защитник не перестроится быстро. Защитник же должен сохранять правильное положение и не пытаться опережать движения нападающего а лишь максимально близко повторять. Как только защитник опередил в движении нападающего - он попался на финт и от него легко уйти в противоход.Выполняем упражнение 4-5 раз для каждой роли. Между подходами немного отдыхаем, не делаем подряд. Соревнование на "кто больше догонит/убежит", приветствуется.
В качестве вариаций можно добавить третьи ворота за спиной нападающего, можно увеличить размер начального квадрата, можно добавить мячи за пределами квадрата, чтобы нападающий их "подхватывал" и заводил в ворота.
Второе зеркальное упражнение мы называем «звезда». Расставляем фишки в виде двух «зеркальных» звезд, расстояние между вершинами 1,8-2-2,2 метра. Один – ведущий в любом порядке, с любыми разворотами касается фишек, другой - защитник, стремится все повторить без пропусков, не отставая. Здесь нужно задействовать все внимание и координацию, которая имеется: следим за соперником, за своим местоположением в «звезде» и за фишками, ну и не забываем делать все как можно быстрее.В развитии любого навыка, освоении любого процесса, нам необходимо «набрать» определенное количество информации, опыт разных ситуаций типа «если, то». Если нападающий так, то это значит, что мне надо так. В приведенных упражнениях мы следим за корпусом и ногами оппонента, за положением относительного центра тяжести, учимся читать его движения, распознавать неустойчивые и ошибочные положения и быстро на них реагировать. Это применяется и при защите и при атаке. В "зеркальных" заданиях, чем больше и разнообразнее будут оппоненты - тем выше эффект и полнее опыт, когда есть такая возможность - ее лучше использовать. Но и в случае индивидуальной тренировки, когда у ребенка только один или два партнера/оппонента, упражнения тоже будут очень полезны для развития внимания и периферического зрения.
Стоит сказать, что подобные - зеркальные задания можно делать и с мячами. Внимания нужно будет еще больше, плюс работа над контролем мяча. В таком варианте акцент будет уже не на защитных действиях, а на атакующих.
На этом все, тренируйтесь, отбирайте, закрывайте и прогрессируйте!
footballgas.blogspot.ru
На неизменно высоком уровне в мире более полувека находится популярность футбола. Играть в футбол мальчишки начинают с малых лет. Ну, а о футбольных играх профессионалов и говорить не приходится: они собирают многотысячные аудитории, превращая игру в праздник. Российская футбольная команда – не исключение. Играть в футбол россияне любят.
Дошколята и подростки, взрослые и молодые мечтают играть в футбол, узнать нюансы и освоить приемы.
Играть в спортивную командную игру №1 любят мужчины и женщины (30%). Цель дисциплины – забить мяч в ворота противника ногами или другими частями тела (кроме рук). Сотни книг написаны для тех, кто любит играть в футбол, снято много фильмов об удивительной игре, берущей начало в глубокой древности. Играть любили в Спарте, Римской империи и Древнем Китае. Но, в том виде, в котором знаем его мы, игра появилась в Англии. В XIX веке играть стали участники колледжей. Чуть позже приняли единые правила и ввели стандартные размеры поля и ворот.
Первый в истории турнир состоялся в 1871 году. С тех пор во всех странах мира проходят турниры, на которых команда демонстрируют навыки, слаженность, взаимопонимание. Миллионы клубов на планете объединяют тех, кто играть в футбол очень любит. От Австрии до Канады насчитывается больше 2 миллионов клубов, где можно играть в футбол. Набирает популярность он и среди женской половины общества. Любят этот спорт не только те, кто входит в команду: тысячи болельщиков, не пропускающих матчи, любят этот вид спорта не меньше.
Чемпионат минувшего года собрал у экранов телевизоров 3 миллиарда болельщиков, т.е. половину планеты.
Если говорить о любительской игре, то отметить можно такие положительные качества:
Помимо этих улучшающихся показателей, расширяется круг общения, переполняют положительные эмоции, формируются позитивные черты характера: выдержка, воля, радость от достигнутых результатов.
Играть в футбол менее опасно, чем заниматься боксом или хоккеем, но травматичность остается высокой. Страдают игроков чаще: ноги и суставы, поэтому о защите нельзя забывать.
Ответ утвердительный. Их разделяют на относительные, зависящие от симптоматики, и абсолютные – запрещенные категорически.
Категорически запрещается играть в футбол людям, со следующими заболеваниями:
Показаниями относительными считают хронические заболевания внутренних органов. Есть и возрастные ограничения – тренироваться можно, достигнув 6 лет. До достижения указанного возраста с детьми проводят общефизическую подготовку.
Любители игры (даже начинающие игроки) приобрести должны специальные атрибуты: бутсы, гетры, форму, которые продают в спортивных магазинах. Для новичков подойдут варианты простые и экономичные. В тех же магазинах продают мячи. Основное, чувствовать в процессе тренировки движение главного снаряда, умело управлять им. Достигнуть нужного умения помогут регулярные тренировки.
Каждый игрок обязан знать правила и теорию игры, но новичку не обязательно углубляться в нюансы: «офсайд», «вне игры» и пр. – сложные для него понятия.
Контактный вид спорта включает: отбор мяча, борьбу, столкновения, которые сопровождаются ударами по ногам. Травм избежать сложно, тем не менее, к ним можно подготовиться. При падении игрок обязан группироваться, убирать ноги при нападении, подставляя корпус. При болезненных ощущениях, которые после тренировки не прошли, нужен осмотр врача. Без ссадин и синяков не обойтись, но футбол – это игра для мужественных и сильных, смелых и интеллектуальных, называемая «контактными шахматами», т.е. требующая для победы быстрого принятия решений, идеальной демонстрации полученных навыков.
Видео: Что такое офсайд в футболе (положение вне игры)
moniteur.ru
Популярность футбола в мире последние полвека находится на неизменно высоком уровне. Каждый футбольный чемпионат (Мундиаль) превращается во всемирный праздник, собирающий у экранов миллиарды зрителей на всем земном шаре. Не является исключением и наша страна – футбол в России любят и ценят.
Дошкольники, подростки, молодые и взрослые люди желают научиться играть в футбол – одни с мечтою о спортивных достижениях, другие – в оздоровительных и физкультурных целях. Данная статья познакомит вас с историей и особенностями этой популярной игры и расскажет, как научиться играть в футбол.
Футбол – спортивная игра №1 в мире. В футбол играют десятки миллионов людей (из них 30% – женщины). Согласно официальному определению, футбол – командная спортивная дисциплина, в которой целью является – забить мяч в ворота соперника ногами или иными частями тела, помимо рук. Про футбол написаны сотни книг, снято множество художественных и документальных фильмов; в некоторых странах (например, в Южной Америке) этот спорт – религия для миллионов людей.
История футбола уходит в глубокую древность – в подобную игру играли в Древнем Китае, Римской Империи, в Спарте. Футбол, в который играют сегодня, появился в Англии в XIX веке – в него играли в основном учащиеся колледжей. В середине 19 века были приняты единые правила футбола, а также введены стандартные размеры поля и ворот.
В 1871 году состоялся первый на планете официальный футбольный турнир. В настоящее время футбольные турниры проходят практически во всех странах мира – от Австралии до Канады. В мире существует более 2 миллионов команд (клубов). Наблюдается прогрессирующий рост популярности футбола среди женщин. Люди любят не только играть сами, но и смотреть, как играют в футбол: Чемпионат мира 2014 в Бразилии смотрело более 3 миллиардов человек – половина планеты.
Прежде чем выяснить, как научиться хорошо играть в футбол, следует сказать несколько слов о пользе занятий этим видом спорта и возможном вреде. Речь пойдет не о профессиональной игре, а о любительской: у «профи» совсем другой подход к тренировочному и игровому процессу, включающий повышенные риски травм и повреждений.
Перечислим по пунктам, чем полезен футбол с оздоровительной точки зрения:
Помимо перечисленного, футбол вызывает положительные эмоции, а также расширяет круг общения. Играть в эту игру можно в любое время года (зимой можно проводить тренировки в помещениях). Польза футбола для здоровья заключается также в формировании позитивных черт характера – воли, выдержки, радости от достижения результата.
Нельзя не сказать о травматичности этого вида спорта. Футбол не так опасен, как хоккей или бокс, но вероятность получения повреждений выше, чем в индивидуальных видах спорта. Футболистам следует беречь суставы и ноги в целом: и тренировки, и игры имеют повышенную опасность травм, поэтому всем футболистам (особенно начинающим) следует принимать полноценные защитные меры.
Медицинские противопоказания для игры в футбол можно разделить на абсолютные и относительные. Абсолютные – те, при которых игра в футбол противопоказана категорически. При относительных противопоказаниях все зависит от стадии заболевания и степени симптоматики.
Играть в футбол категорически нельзя при наличии:
Относительными противопоказаниями считаются хронические заболевания внутренних органов. Тренировки по футболу следует начинать не ранее, чем с 6 лет – до этого возраста можно с 3-4 лет проводить общефизическую подготовку ребенка.
Начинающему игроку понадобится футбольная атрибутика – гетры, бутсы и футбольная форма. Все эти вещи можно приобрести в любом спортивном магазине – для начала подойдут самые экономичные и простые варианты. Помимо обмундирования, вам понадобиться футбольный мяч – его тоже можно купить в магазине спорттоваров.
Главное в тренировочном процессе – развить чувство мяча в футболе: умение игрока тонко чувствовать движения главного футбольного снаряда и умело им управлять. Для этого нужно потратить немало времени на индивидуальные упражнения с мячом.
Перечислим другие навыки и умения футболиста:
Обязательным является знание футбольной теории и правил игры, но не стоит на начальном этапе слишком углубляться в нюансы. Достаточно сложной для понимания новичков является ситуация «вне игры» или «офсайд»: чтобы уяснить в точности смысл данного термина, лучше посмотреть соответствующие видеоматериалы.
Футбол – контактный вид спорта: он состоит из столкновений, борьбы и отбора мяча. И на профессиональном поле, и в помещении случаются падения, удары по ногам, жесткие стыки. Избежать травм сложно, но можно хорошо подготовиться к ним.
Учитесь группироваться при падении, избегать прямых столкновений, подставлять корпус и убирать ноги. Впрочем, без синяков, ссадин и ушибов в футболе не обойтись: такие повреждения не должны отвлекать вас от игры и препятствовать тренировкам. Однако если болезненные ощущения не проходят после тренинга, лучше своевременно посетить врача: серьезные повреждения лучше лечить в дебюте.
Футбол – игра мужественная и одновременно интеллектуальная. Иногда этот вид спорта называют «контактными шахматами»: чтобы победить, нужно бегать, думать и принимать решения одинаково быстро и эффективно.
vashsport.com
Футбол уже очень давно занимает лидирующие места среди спортивных игр. Мировые чемпионаты всегда привлекают миллионы зрителей на арене и у экранов телевизоров. Наверное, поэтому множество детей и подростков с детства хотят быть похожими на известных футболистов и играть не хуже них.
Для таких детей еще в школах обустраиваются спортивные площадки для футбольных тренировок. Бывает, конечно же, что и люди в возрасте начинают учиться играть в футбол. В основном, это обуславливается оздоровительными целями взрослых учеников.
Среди десятков миллионов людей, играющих в футбол, около трети – женщины. Официальное определение слова «футбол» гласит, что это спортивная командная игра, целью которой является забивание мяча в ворота команды соперника с помощью ног и других частей тела, за исключением рук. О футболе снимаются фильмы, пишутся книги, для многих фанатов он воспринимается как некая религия.
Игра имеет свои источники еще в глубокой древности. Наподобие футбола устраивались игры в Римской Империи, Спарте, в Древнем Китае. Более современный стиль игры появился в Англии в 19 веке, когда им увлекались учащиеся колледжей. Уже к середине столетия было принято:
В 70-х годах 19 века впервые был проведен официальный турнир по футболу. Сегодня же такие соревнования распространены по всему миру, а количество футбольных клубов насчитывает более двух миллионов.
Перед тем, как начать тренироваться, нужно ознакомиться со всеми плюсами и минусами физических нагрузок в любительской игре, а уже в профессиональном футболе подход к игровому процессу отличается.
К полезным свойствам футбола относятся:
Что касается эмоционального плана, здесь значительно расширяется круг общения, человек укрепляет выдержку, волю, получает положительные эмоции и радость от хороших результатов.
К минусам футбола относится травматичность. Если сравнивать футбол с боксом или хоккеем, то он безопасней, но наряду с индивидуальными видами спорта вероятность повреждений повышена. Нужно обязательно беречь ноги и суставы во время тренировок. Также определена категория людей, которым категорически запрещается заниматься футболом.
К таким относятся люди с серьезными заболеваниями позвоночника, почек, сердца, бронхиальной астмой, близорукостью, психическими заболеваниями. Только с разрешения медицинского специалиста позволено посещать тренировки людям, страдающим хроническими проблемами с внутренними органами.
Раньше 6 лет заниматься футболом не рекомендуется, исключение для тех, кто сильно хочет сделать из своего ребенка футболиста – общая физическая подготовка с 3-х летнего возраста.
Для начала тренировок необходимо приобрести специальные атрибуты – футбольную форму, гетры и бутсы, и, конечно, футбольный мяч. Первое, чему потребуется научиться, это чувствовать мяч и хорошо управлять им на поле. Для этого придется заниматься индивидуальными упражнениями с мячом и потратить много времени.
Также юный футболист должен выработать навыки по следующим приемам:
Поскольку футбол является контактным видом спорта, здесь игроки стыкаются с борьбой за мяч, столкновениями друг с другом и получением жестких ударов по ногам. Для того чтобы избежать травм, нужно тщательно подготовиться к возможным стычкам.
Конечно, синяки и ссадины будут всегда, но нужно обязательно научиться группироваться во время падения, подставлять корпус и вовремя убирать ноги, избегать ситуаций с прямыми столкновениями. Если после тренировки боль не проходит, а только усиливается, лучше сразу обратиться к врачу.
Для получения профессиональных навыков посещение тренировок по футболу должно быть систематическим, с полной отдачей и упорством.
vremya-sovetov.ru
Обучение игре в футбол начинается со знакомства с ее правилами и характером действий игроков. Изучив их, занимающиеся переходят к освоению техники и тактических действий. Одновременно развивают необходимые для футболиста физические качества.
Главное на этом этапе — постепенность в обучении и подведении к игре. Сделать это позволяют простейшие упражнения и подготовительные подвижные игры. В дальнейшем переходят к углубленному овладению игрой, воспитывая умение выполнять игровые приемы в сложных условиях соревнований и одновременно решая задачи достижения высокого уровня развития морально-волевых и физических качеств. Приобретаются и теоретические знания.
Достижение высоких спортивных результатов немыслимо без всесторонней подготовленности. Поэтому в тренировочном процессе решение различных задач подготовки осуществляется одновременно и систематически. Это не исключает того, что на определенных этапах тренировки отдельным задачам может отдаваться предпочтение.
Наилучшие результаты дает использование в учебно-тренировочном процессе комплексных упражнений игрового характера. На этом этапе подготовки к участию в соревнованиях большое внимание уделяют специальной физической, технико-тактической и психологической подготовке.
В процессе обучения технике и тактике игры и ее совершенствования часть времени необходимо отводить их теоретическому обоснованию (классификации, биомеханическому анализу, особенностям применения во время игры и т. д.).
На практических занятиях решают следующие задачи:
1. Овладение приемами и безукоризненное выполнение их.
2. Приобретение умений использовать различные приемы в тактических комбинациях в игровых и соревновательных условиях.
Для успешного совершенствования технического мастерства важно систематически повторять игровые комбинации, при выполнении которых следует направлять внимание на технически правильное выполнение приемов в соответствии с различными сопутствующими факторами. Постоянное использование таких упражнений, воспроизводящих условия игры, способствует формированию автоматизма в выполнении приемов.
Изучать технику игры начинают с овладения остановками мяча и ударам. Обучать надо не отдельному приему, а целостному действию в нападении и защите. Если игроку не удается выполнить прием как целостное действие, следует разучивать его по частям, начиная с ведущих элементов.
Изученные приемы закрепляют и совершенствуют в условиях, приближенных к игре. Но это делать надо только тогда, когда занимающийся станет точно выполнять прием, иначе будет закрепляться неверный двигательный навык, который исправить впоследствии очень сложно.
Вначале изучаемое действие выполняют на небольшой скорости и без сопротивления соперника, затем включают активного соперника, увеличивают быстроту действий, для чего используют соревнования, специальные игровые упражнения и игры.
Например, игрок получает задание отработать один основной прием (удар либо остановку), но во всех вариантах, какие только возможны.
Задача: воспитать у игрока точность передачи, умение принимать мяч соответствующей частью тела.
Вариант 1. Посылать мяч с места внешней частью подъема на высоте груди (живота или ниже) с расстояния 10—12 м. Партнер принимает мяч соответствующей частью тела, дает ему упасть и, остановив, посылает на той же высоте обратно. То же выполняют на бегу с расстояния 15—18 м.
Вариант 2. В середине круга центральный игрок, два других бегут по кругу. В этом упражнении отрабатывают различные виды передач. В зависимости от того, как передается мяч, он и отыгрывается (низко, на уровне туловища, на уровне головы). Передача все время в сторону бегущего партнера. Вначале бег по кругу может быть равномерным, а затем с изменением скорости.
Вариант 3. Совершенствование изученного упражнения:
а) «Четыре игрока против двух» на ограниченном пространстве. Мяч передают по диагонали, поперек и прямо. Отрабатывают передачу мяча заданным способом и оборону при численном превосходстве противника. Один нападает на противника, владеющего мячом, другой прикрывает свободное пространство;
б) «Футбол — теннис» головой. Площадка 16 х 10 м, сетка (веревка) натянута на высоте 2 м. На каждой половине по 3—5 человек;
в) «Футбол без бега». Поле 20 х 40 м. Маленькие ворота без вратарей. Бегать нельзя. Если игрок побежит, противник бьет штрафной удар;
г) «Пятнашки с мячом». Два игрока пытаются передачами мяча запятнать (ниже пояса) остальных игроков. Тот, кого запятнали, присоединяется к водящим. Кто остается последним, становится победителем;
д) игроки объединяются по 3—4 человека. Им отводится небольшое поле (чтобы игра шла без сутолоки). Время игры 3—5 мин. Задача: держать мяч как можно дольше. Побеждает та группа, которая чаще завладевала мячом (группы одеть в разного цвета майки).
Подводящие подвижные игры
1. «Сражение мячами». Два игровых поля 5x5 м (можно больше или меньше) делят зоной шириной 2 м. Играют две команды, у каждой — одинаковое количество мячей. Задача каждой команды — очистить свое поле от мячей, выбрасывая мяч руками или выбивая его ногами. Если в течение 3 мин этого не произойдет, то победительницей объявляется команда, на чьем поле в этот момент оказалось меньше мячей.
2. «Мяч на башне». Две команды выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 20 м. Посередине находится гимнастический плинт, на нем лежит медицинбол. Каждая команда имеет одинаковое количество мячей. По сигналу обе команды стараются сбить медицинбол с «башни». За каждый сбитый мяч команде засчитывается очко. Способ выполнения ударов тренер задает в зависимости от цели упражнения.
3. Две равные по числу игроков команды стоят в колоннах друг против друга. Расстояние между игроками 2 м. Один игрок стоит в 5—10 м от колонны и вбрасывает мяч на стоящего впереди в колонне, тот принимает мяч, останавливает, ведет «слаломом» в конец колонны и затем посылает сквозь расставленные ноги всей колонны вбрасывающему. Победителем считается команда, которая быстрее закончит упражнение.
www.dokaball.com
Об авторе: Качан Александр Иванович – 56лет. Тренер – преподаватель отделения футбола ДЮСШ «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 41, в прошлом много лет отыгравший в командах мастеров г. Калуги, обладатель «Кубка Миллионов» Советского Союза среди производственных коллективов, дважды обладатель Кубка РСФСР среди КФК., неоднократный призер среди команд мастеров 2-ой лиги Советского футбола.
Рекомендации по отбору детей в футбольную секцию или спортивную школу.
Прожив большую часть своей жизни и отдав основную её часть такому виду спорта, как футбол, пройдя все пути и этапы, начиная от детской спортивной школы, любительского, затем профессионального футболиста, проработав детским тренером и учителем физкультуры более четверти века, хочется подвести небольшой итог пройденного пути и поделиться своими мыслями о футболе, наработанным опытом в области подготовки молодых футболистов, начиная с раннего возраста, в надежде на то, что когда-нибудь кому-нибудь это пригодится. Особенно молодым тренерам, которые только начинают свою работу с детьми, полны желания и амбиций покорить высоты тренерского мастерства и воспитать спортсменов самого высокого уровня и, которые ещё не испытывали горечи неудач и поражений оттого, что знания у них приобретены только теоретически, а практического опыта всегда будет не хватать.
Раньше мальчишки приходили в футбол с 5-6 летним стажем уличного футбола, и обучение начиналось на базе приобретённых на улице самобытных двигательных и игровых навыков. Теперь же обучение приходится начинать с очень раннего возраста и практически с нуля. Подобные сопоставления дают достаточно оснований, чтобы убедиться в том, что уровень физического и, особенно, игрового развития мальчишек прошлых лет был значительно выше нынешнего поколения.
Современный футбол и скоростной и силовой, и это результат непрерывного развития от простого к сложному, от известного к неизвестному. Каким бы трудным не было упражнение, оно в конечном итоге становится доступным и лёгким, благодаря постепенному и последовательному обучению. А от сложного есть только один путь- к ещё более сложному. Гениальное всегда просто.
Профессия детского футбольного тренера многогранна. Он учитель и воспитатель, исследователь и экспериментатор, мастер своего дела не только по профессии, сколько по призванию. Если у ребёнка нет или не хватает футбольных знаний- беда небольшая. Знания приобретаются. Если нет природных способностей- трудность непоправимая. Очень важно определить эти способности в раннем возрасте ребёнка. Тогда больше будет времени для их развития и, соответственно, результаты вашей работы и труд ребёнка будут налицо.
Символично можно определить пять заповедей детского футбольного тренера.
1.Футбол- это игра. Поэтому урок в детском футболе должен быть похож на игру.
2.Талант- это, чему невозможно научить. Поэтому воспитание должно начинаться не с обучения, а с развития природных данных.
3.Наследственность определяет потенциальные возможности, а среда- насколько эти возможности можно реализовать.
4.Футбол –один из самых сложных в обучении видов спорта. Научить играть при помощи только одних упражнений невозможно. Упражнение- это теория, игра-практика.
5. Самобытность каждого мальчишки- это выражение своей неповторимой особенности, что как раз и ценится в игре.
Отбор и рекомендации.
Работа детского тренера начинается с отбора, а ещё чаще с набора, и уже в процессе занятий тренер решает, на какие компоненты и факторы необходимо обращать внимание. Многолетние наблюдения и практический опыт показали, что в основе отбора должны лежать не приобретённые, а в первую очередь- психофизиологические особенности ребёнка. Какими же природными качествами должен обладать мальчишка, чтобы научиться играть в футбол? В начальной стадии во главе угла должен лежать критерий, определяющий игровое мышление.
Английский профессор Г.Айзенков, создатель тестов по определению интеллектуального развития в своей книге «Проверьте свои способности» писал:» Можно сказать, что под умственными способностями мы понимаем то врождённое свойство нервной системы, которое позволяет одному человеку думать, решать интеллектуальные проблемы лучше, чем другому.»
Метод набора в футбольную секцию или в футбольную школу должен быть игровым. Если в игре мальчишка проявляет склонность играть на перехвате, играть без мяча, делать своевременную подстраховку, принимать решение до приёма мяча,значит он в наиболее вероятной степени обладает способностями к развитию игрового мышления.
Этапы отбора.
В настоящее время пользуются в большей степени набором детей в начальные группы подготовки с очень раннего возраста (5-6 лет)и потом в процессе занятий осуществляется собственно отбор на первый взгляд наиболее перспективных ребят. Но судить о талантливости можно только в процессе наблюдения за детьми или на каком-то интуитивном уровне. Жизнь не раз показывала как тот, что был вначале слабее- становился сильнее, а преуспевающего в игре обгонял отстающий.
Темп развития юного футболиста зависит не только от качества обучения, но и от врождённых данных, исходный уровень которых у разных мальчишек неодинаков. Имеется ввиду физическое развитие ребенка. В определённом возрасте физическое развитие кажется имеет решающее значение в определении возможностей ребёнка как футболиста , и здесь для тренера главное не ошибиться. Он должен определить степень возможностей ребёнка, у которого физическое развитие немного задерживается. Как это сделать?
Существует общая схема формул критериев отбора, это три показателя особенностей ребёнка: Скорость, Смелость(или это по-другому называют- бойцовские качества) и мышление. Есть ещё особенность-умение (т.е. ребёнок уже в какой-то степени владеет навыками игры в футбол, но как мы решили ранее - умение это дело наживное.
Итак, скорость-это врождённое качество. Так как современный футбол скоростной - это качество одно из основных критерий при отборе. Смелость или бойцовские качества? Футбол не только скоростной, но и силовой, единоборства идут по всему участку футбольного поля, значит этот критерий тоже имеет немаловажное значение. И, наконец, мышление в современном футболе тоже имеет важное значение. Вывод: если у ребёнка есть задатки всех этих качеств- значит он принят безоговорочно. Это идеальная формула. Что делать, если одно из этих качеств отсутствует? Это не беда, конечно, ребёнок должен быть принят и над отсутствующим качеством нужно работать, развивать его в большей степени. Но если отсутствует больше ,чем одно, очень часто работа бывает впустую. Что можно отнести к показателю - смелость: если мальчишка бросается под удар мяча и не поворачивается спиной, если при сближении с соперником не сбавляет скорость и смело идёт в стык, если не выжидает, а сразу вступает в единоборство и заставляет соперника своими действиями ошибаться, если не раздумывая берёт на себя инициативу обводки и удара по воротам. Это и есть бойцовские качества.
Показатели игровых способностей.
С мячом: 1.Склонность к обводке
2.Игра в пас
3.Нестандартные, самобытные действия.
Без мяча: 1.Выбор позиции
2.Подстраховка
3. Игра на перехвате, опережение, добивание
4. Умение открыться
5. Решение действия до приёма мяча.
Есть ещё показатели так называемых морально-волевых качеств- это систематичность посещаемости, стабильность трудолюбия. Содержание тренировочного процесса на первом этапе состоит из двух разделов:
1. Игра и развитие физических качеств через упражнения с мячом. Суть этих упражнений в психологическом эффекте, возникающим благодаря положительным эмоциям от физических упражнений с мячом. И это очень важно в детском и подростковом возрасте.
2. Суть методики развития самобытных навыков- в самостоятельном выполнении предложенных упражнений. Не нужно сразу поправлять или учить выполнять те или иные двигательные действия. Техника движений- это прежде всего многократное повторение упражнений. Хорошо, если сам ребёнок придёт к правильному выполнению техники движения.
Для первого года обучения предлагается программа:
Наименование
Месяц
Сент. Окт. Нб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июн Июл. Авг.
Теория Беседы:
Развитие самобытных навыков Двигательные Ведение мяча
Удары
Передачи
Игровые Футбол на ¼ поля
Мини-футбол в зале
Гандбол с элементами футбола
Подвижные игры и эстафеты
Продолжительность тренировки- 60минут
А) специальные двигательные навыки- 15 минут
Б) Игровые навыки- 40 минут
В) Информация о футболе и правилах игры – 5минут
Основой техники игры в футбол является обучение ведению мяча, удары по мячу в
Сторону ворот, остановка мяча и передачи. Так как дети приходят в футбол в очень раннем возрасте, говорить о каких-то игровых навыках не приходится. Всё начинается с нуля и дать упражнения надо самые простые. Но при этом дети должны с самого начала усваивать, что:
При ведении: 1. Наблюдать за мячом нужно периферическим зрением (дети поймут быстрее, когда им говоришь смотреть «краем глаза»)
2.При ведении нужно касаться мяча как можно чаще.
3. Вести мяч нужно и правой и левой ногой.
При ударах: 1. Нужно смотреть на мяч, а траекторию полёта мяча определять мысленно.
2.Нужно напрягать мышцы как опорной ноги, так и бьющей( малейшее расслабление мышцы может привести к травме)
3. Попадать по мячу самой твёрдой частью голеностопного сустава, подъёмом ( а для этого нужно научиться оттягивать носок ноги)
При остановках: 1. Нужно научиться определять траекторию полёта мяча.
2.При касании с мячом нужно научиться не только расслаблять мышцы, но ещё и помогать уступающим движением части тела,гасящим скорость летящего мяча.
3. Останавливать мяч нужно уметь всеми (кроме рук) частями тела.
Все технические приёмы усваиваются в процессе неоднократных их повторений.
При ведениях мяча нужно двигаться по прямой, меняя направления, по кругу, вокруг себя. Касаться мяча оттягивая носочек, когда ведёшь по прямой. Касаться мяча внешней и внутренней стороной стопы- при изменении направления движения. Двигаться с мячом, перекладывая его с ноги на ногу. Вести мяч, обводя препятствия (стойки, фишки, соперника).
Можно вести мяч самостоятельно, в парах, в тройках (при этом делая ещё и передачи друг другу).
Удары- самоё любимое упражнение начинающих футболистов. Раньше было такое выражение «кто сильнее всех бьёт, тот лучше всех играет». В какой-то степени это высказывание недалеко от истины. Тот, кто быстрее освоит этот технический приём будет иметь иметь преимущества и в передачах и во взятии ворот соперника.
Вначале нужно начинать обучать ударам по неподвижному мячу, но наибольший эффект обучения- это удары по катящемуся мячу. Вся прелесть игры в футбол и умения самих футболистов- в движении. Хотя в современном футболе голы со стандартных положений имеют не меньший эффект, чем голы с игры.
Футбол, как и все другие виды спорта имеет свою координацию движений, связанную с очень частым и резким изменением направления движения. Поэтому, специальным футбольным движениям, даже без мяча, нужно обучать с самого начала и делать это лучше в форме игр или эстафет, может быть каких-то соревнований, когда у детей просыпается азарт и они проявляют наибольшие старания. При это очень полезно поощрять их похвалами, даже если ребёнок или его команда в данный момент оказалась слабее соперника.
Игра в футбол включает в себя такие понятия, как: техническая подготовка, физическая подготовка, тактическая подготовка и психологическая подготовка. В комплексе эти виды подготовки называют «школой футболиста». В начальной стадии обучения( в группах начальной подготовки) преобладают техническая и физическая подготовка в большей степени, чем тактическая и психологическая подготовки. Тактические задачи в основном решаются индивидуально каждым начинающим футболистом, а психологическая подготовка осуществляется автоматически непосредственно в игре или соревновательном турнире. Мы рассмотрели в основном первых два вида подготовки. Групповые, тактические и психологические задачи осваиваются в более старшем возрасте.
Надеюсь, у меня, как у тренера и учителя физической культуры, будет возможность поделиться своими мыслями и практическим опытом о дальнейшей подготовке юных футболистов.
www.dokaball.com