Знакомимся с футболом: особенности игры и тренировочного процесса. Умения игры в футбол


Как научиться играть в футбол

Футбол является самым популярным видом спорта, не требующим определенных условий для работы с мячом. Рассмотрим основные моменты этой интересной игры для тех, кто хочет научиться играть в футбол. Для тренировок вам понадобится футбольный мяч, спортивная форма и желание!

1

Как научиться играть в футбол — основные правила

Самые первые правила для игры в футбол были прописаны около 150 лет назад. В наше время последние изменения вносили в 2005 году. Даже если вы не собираетесь строить карьеру футболиста, знать правила игры в футбол необходимо каждому игроку. Базовые правила для проведения футбольного матча:

  • Подберите игровое поле  80-130 м в длину и 50-95 м шириной. На футбольном поле обозначают белую разметку – центральная линия делит территорию пополам, боковые линии чертят для обозначения границ, и рисуют линии ворот, на которые их размещают.
  • Разрешается в процессе матча играть головой, корпусом тела и ногами. В исключительных случаях разрешено подавать руками. Например, когда мяч вылетит за пределы игрового поля, игрок скидывает мяч двумя руками с того места, куда упал мяч.
  • Участвовать в футбольном поединке могут не более 11 человек в одной команде, из них 10 — это игроки и 1 человек занимает позицию вратаря. У каждого участника есть свое место на поле: защитники – играют рядом с воротами своей команды, полузащитники находятся в центральной части, голкипер – охраняет ворота от проскакивания мяча. Нападающие – находится ближе всех к воротам соперника.
  • На футбольном матче обязательно должен находиться судья, который осуществляет контроль за исполнением правил игры.
  • Футбольная игра делится на 2 тайма, длительность каждого — 45 минут, с перерывом в 15 минут. По окончании каждого тайма команды обмениваются сторонами игрового поля.
  • Чтобы определить сторону ворот в первой игре, команды кидают жребий.
  • Гол засчитывается судьей, как только мяч, забитый противником, пересекает линию ворот. Побеждает команда, забившая противнику большее количество мячей.
  • После приостановления игры на перерыв, мяч выходит из игры. Для ввода мяча в игру используют — подачу от ворот одной из команд, произвольный удар, угловую подачу либо свободное вбрасывание на поле.

 

2

Как научиться играть в футбол

Основные правила, которым вы должны научиться — тонко чувствовать каждое движение мяча, предугадывать, куда полетит снаряд после броска и обрести навык умелого управления мячом. Для этого необходимо запастись терпением и огромным количеством времени. Перечислим основные аспекты, которые выполняет каждый футболист на обучающих тренировках:

  • Перед каждым занятием делайте разминку — для того, чтобы запустить в работу мышцы ног. Разминка начинается с упражнений — пробежка трусцой, с чередованием бега с высоким поднятием бедра. Далее проведите растяжку ног в разные стороны, наклоны вперед всем корпусом и назад. Заканчивайте прыжками, махами ногами и боковыми выпадами.
  • Учимся отбивать мяч — встаньте напротив стены и сыграйте в игру с самим собой. На расстоянии около 10 метров пинайте мяч в стену, при отскакивании в вас, отбивайте мяч снова. С каждым пасом ударяйте по мячу сильнее.
  • Пасовать по мячу необходимо точно и с силой. Для отработки удара: с 10-15 метров попытайтесь ударить в перекладину ворот, если из 10 ударов вы попадаете в цель 5 раз, можете отрабатывать четкость удара. Сначала пасуйте в центр, затем в правую сторону ворот, затем в левую, и наоборот, чередуя последовательность. Для мощности направляемого удара – научитесь разгоняться для падания паса, на 5-6 шагов.
  • Скорость бега за мячом — для того, чтобы научиться уводить мяч от противника, осуществляйте пробежки с мячом, ведя его перед собой. Как только приноровитесь, можете выполнять рывки и остановки.
  • Отрабатываем технику — жонглируйте футбольным мячом на наружней стороне ног, чередуя каждую. Благодаря упражнению вы научитесь чувствовать мяч, и сможете легко подавать и принимать пасы.
  • И последнее упражнение на ловкость — тренируйтесь с мячом обходить вокруг какой-нибудь предмет, допустим, воткните для этих целей палку. Когда вы научитесь не задевая предмет пройти 5-6 кругов, считайте, что половину обучения вы прошли!

sovetclub.ru

Развитие навыков игры в защите

Расскажем о тренировке навыков, используемых в защитных действиях – внимания, отбора и опеки. Для этого, среди других, используются упражнения, построенные на зеркальном повторении. После таких тренировок мы вправе рассчитывать на развитие внимания, скорости реакции, улучшение предугадывания действий противника, чтение и распознавание его подготовительных движений, а так же физических качеств, так как предстоит и попрыгать и побегать. Тренировка навыков игры в защите
У нас два основных упражнения, которые можно изменять и адаптировать для конкретных целей.

У первого названия нет, у нас оно так и называется "первое", 

Выставляем квадрат со сторонами 2 метра и по двум противоположным сторонам на расстоянии 10 метров метровые ворота. 

Внутри квадрата ведущий (нападающий) должен двигаться от одной стороны квадрата к другой – противоположной и в один из моментов сделать рывок к воротам. В свою очередь защитник копирует/зеркалит движения нападающего, стремится читать его намерения и постараться догнать (коснуться) его до ворот. 

Важно, чтобы все время происходило движение, нельзя «финтить» раскачиваясь на месте – каждый раз нужно доходить до стороны, наступать на нее. Вариантов обмануть много, нужно следить за тем как тормозит защитник, где его центр тяжести, как ноги относительно друг-друга располагаются. Например, как только ноги вместе - можно делать рывок,защитник не перестроится быстро. Защитник же должен сохранять правильное положение и не пытаться опережать движения нападающего а лишь максимально близко повторять. Как только защитник опередил в движении нападающего - он попался на финт и от него легко уйти в противоход.

У нас есть 2 правила: нельзя бежать сразу, то есть нужно как минимум 1 раз сменить направление движения – это для нападающего. И бежать до конца – это для защитника. То есть даже если обманули и даже если точно не догнать необходимо бежать за нападающим – это должно стать привычкой, нельзя бросать играть. В игре такой рывок продолжит оказывать давление на нападающего, поможет страхующему, да и ошибку может форвард допустить и если не быть с ним рядом, воспользоваться ей не получится. 

Выполняем упражнение 4-5 раз для каждой роли. Между подходами немного отдыхаем, не делаем подряд. Соревнование на "кто больше догонит/убежит", приветствуется. 

В качестве вариаций можно добавить третьи ворота за спиной нападающего, можно увеличить размер начального квадрата, можно добавить мячи за пределами квадрата, чтобы нападающий их "подхватывал" и заводил в ворота. 

Второе зеркальное упражнение мы называем «звезда». Расставляем фишки в виде двух «зеркальных» звезд, расстояние между вершинами 1,8-2-2,2 метра. Один – ведущий в любом порядке, с любыми разворотами касается фишек, другой - защитник, стремится все повторить без пропусков, не отставая. Здесь нужно задействовать все внимание и координацию, которая имеется: следим за соперником, за своим местоположением в «звезде» и за фишками, ну и не забываем делать все как можно быстрее.

1 подход – 12-15 секунд, если за это время не удалось оторваться на 2 фишки – выиграл защитник, если удалось - ведущий. Затем меняемся ролями. Мы выполняем по 4 -5 подход в каждой роли. Между подходами 1,5-2 минуты активного отдыха (можно, например, понабивать).От того, как Вы расставите фишки зависит то, как будет происходить движение. Мы выставляем сначала ближе – так от фишки к фишке оптимально добираться прыжком или большим шагом. Затем немного раздвигаем, чтобы приходилось делать уже два шага или прыжка. Это тоже важный навык – понимать свое рабочее расстояние, когда эффективнее будет преодолеть его прыжком, а когда нужно еще приблизиться «дошагнуть». 

Когда разновозрастные оппоненты - можно для старшего немного увеличить "звезду". Добавлю, что расстановка фишек не принципиальна, можно как-то и по своему расставлять не обязательно звездой, мы показываем вариант принятый у нас.

Оба приведенных "зеркальных" упражнения идут у нас первым (из трех) блоком в тренировке.На видео именно это блок нашей тренировки.

В развитии любого навыка, освоении любого процесса, нам необходимо «набрать» определенное количество информации, опыт разных ситуаций типа «если, то». Если нападающий так, то это значит, что мне надо так. В приведенных упражнениях мы следим за корпусом и ногами оппонента, за положением относительного центра тяжести, учимся читать его движения, распознавать неустойчивые и ошибочные положения и быстро на них реагировать. Это применяется и при защите и при атаке. В "зеркальных" заданиях, чем больше и разнообразнее будут оппоненты - тем выше эффект и полнее опыт, когда есть такая возможность - ее лучше использовать. Но и в случае индивидуальной тренировки, когда у ребенка только один или два партнера/оппонента, упражнения тоже будут очень полезны для развития внимания и периферического зрения.

Стоит сказать, что подобные - зеркальные задания можно делать и с мячами. Внимания нужно будет еще больше, плюс работа над контролем мяча. В таком варианте акцент будет уже не на защитных действиях, а на атакующих.

На этом все, тренируйтесь, отбирайте, закрывайте и прогрессируйте!

footballgas.blogspot.ru

Советы и рекомендации для начинающих в футболе

Футбольный мяч

На неизменно высоком уровне в мире более полувека находится популярность футбола. Играть в футбол мальчишки начинают с малых лет. Ну, а о футбольных играх профессионалов и говорить не приходится: они собирают многотысячные аудитории, превращая игру в праздник. Российская футбольная команда – не исключение. Играть в футбол россияне любят.

Дошколята и подростки, взрослые и молодые мечтают играть в футбол, узнать нюансы и освоить приемы.

Краткая история

Играть в спортивную командную игру №1 любят мужчины и женщины (30%). Цель дисциплины – забить мяч в ворота противника ногами или другими частями тела (кроме рук). Сотни книг написаны для тех, кто любит играть в футбол, снято много фильмов об удивительной игре, берущей начало в глубокой древности. Играть любили в Спарте, Римской империи и Древнем Китае. Но, в том виде, в котором знаем его мы, игра появилась в Англии. В XIX веке играть стали участники колледжей. Чуть позже приняли единые правила и ввели стандартные размеры поля и ворот.

Первый в истории турнир состоялся в 1871 году. С тех пор во всех странах мира проходят турниры, на которых команда демонстрируют навыки, слаженность, взаимопонимание. Миллионы клубов на планете объединяют тех, кто играть в футбол очень любит. От Австрии до Канады насчитывается больше 2 миллионов клубов, где можно играть в футбол. Набирает популярность он и среди женской половины общества. Любят этот спорт не только те, кто входит в команду: тысячи болельщиков, не пропускающих матчи, любят этот вид спорта не меньше.

Чемпионат минувшего года собрал у экранов телевизоров 3 миллиарда болельщиков, т.е. половину планеты.

Играть в футбол: полезно или вредно?

Если говорить о любительской игре, то отметить можно такие положительные качества:

  • во время игры организм пребывает в постоянном тонусе, поскольку работают все группы мышц;
  • интенсивные тренировки и продолжительность игры развивают выносливость;
  • улучшается кровоснабжение тканей и органов, а сосуды «покидает» холестерин;
  • развивается чувство равновесия и координация движений;
  • развивает она творческое мышление, поскольку невозможно победить без стратегии и тактики;
  • играть в футбол, значит, укреплять миокард и снижать риск сердечных заболеваний.

Помимо этих улучшающихся показателей, расширяется круг общения, переполняют положительные эмоции, формируются позитивные черты характера: выдержка, воля, радость от достигнутых результатов.

Играть в футбол менее опасно, чем заниматься боксом или хоккеем, но травматичность остается высокой. Страдают игроков чаще: ноги и суставы, поэтому о защите нельзя забывать.

Имеются ли противопоказания для игроков

Ответ утвердительный. Их разделяют на относительные, зависящие от симптоматики, и абсолютные – запрещенные категорически.

Категорически запрещается играть в футбол людям, со следующими заболеваниями:

  • бронхиальная астма;
  • проблемы с позвоночником или сердцем;
  • близорукость;
  • психические болезни.

Показаниями относительными считают хронические заболевания внутренних органов. Есть и возрастные ограничения – тренироваться можно, достигнув 6 лет. До достижения указанного возраста с детьми проводят общефизическую подготовку.

Особенности тренировок

Дети играют в футбол

Любители игры (даже начинающие игроки) приобрести должны специальные атрибуты: бутсы, гетры, форму, которые продают в спортивных магазинах. Для новичков подойдут варианты простые и экономичные. В тех же магазинах продают мячи. Основное, чувствовать в процессе тренировки движение главного снаряда, умело управлять им. Достигнуть нужного умения помогут регулярные тренировки.

Навыки и умения игроков:

  • Дриблинг, т.е. умение во время бега контролировать мяч, касания к которому не должны быть сильными, чтобы мяч не «ушел» далеко. Но и слабыми не должны они быть, поскольку катиться этот снаряд должен с необходимой скоростью.
  • Пас – умение передавать мяч. Чтобы эффективно играть в футбол, учатся делать пас внутренний частью стопы. Освоив, разучивают технику «навешивания» на партнера. При этом важно уметь пасовать «на ход», т.е. не туда, где находится в данный момент игрок, которому пас предназначен, а в то место, где тот окажется через несколько секунд.
  • Важен навык бить по воротам: гол – основная задача игры. Бить с близкой дистанции нужно внутренней стороной стопы: несильно и мягко. С дальнего расстояния удар совершают прицельно и сильно, используя центральную (зону шнуровки бутсы) часть стопы.
  • Движение игрока без мяча. За время игры - 90 минут игрок с мячом находится минимальное время, все остальное – движется без мяча, пробегая до 10 км. Чтобы стать классным игроком и получать удовольствие, ему необходимо уметь обороняться и отрываться под пас.
  • Играть в обороне. Играя в защите, футболист должен научиться принимать правильную позицию: при нападении: располагаться следует между своими воротами и мячом.
  • Принимать мяч и отбрасывать его на любой высоте – навыки, необходимые игроку. Отрабатывают их с партнером или «от стенки».
  • Играть головой. Бьют мяч не макушкой, а линией роста волос. И этому нужно научиться: в сторону при приеме верхнего мяча отводите корпус, а не голову.
  • Угловые и штрафные – грозное оружие опытных футболистов. Угловой мяч игрокам команды подается так, чтобы, отбив головой, он оказался в воротах противника.

Каждый игрок обязан знать правила и теорию игры, но новичку не обязательно углубляться в нюансы: «офсайд», «вне игры» и пр. – сложные для него понятия.

Практические советы начинающим

Контактный вид спорта включает: отбор мяча, борьбу, столкновения, которые сопровождаются ударами по ногам. Травм избежать сложно, тем не менее, к ним можно подготовиться. При падении игрок обязан группироваться, убирать ноги при нападении, подставляя корпус. При болезненных ощущениях, которые после тренировки не прошли, нужен осмотр врача. Без ссадин и синяков не обойтись, но футбол – это игра для мужественных и сильных, смелых и интеллектуальных, называемая «контактными шахматами», т.е. требующая для победы быстрого принятия решений, идеальной демонстрации полученных навыков.

Видео: Что такое офсайд в футболе (положение вне игры)

Читайте также:
Пилатес: принципы и основные упражнения Как заставить себя любить тренироваться

moniteur.ru

Как научиться играть в футбол

Популярность футбола в мире последние полвека находится на неизменно высоком уровне. Каждый футбольный чемпионат (Мундиаль) превращается во всемирный праздник, собирающий у экранов миллиарды зрителей на всем земном шаре. Не является исключением и наша страна – футбол в России любят и ценят.

Дошкольники, подростки, молодые и взрослые люди желают научиться играть в футбол – одни с мечтою о спортивных достижениях, другие – в оздоровительных и физкультурных целях. Данная статья познакомит вас с историей и особенностями этой популярной игры и расскажет, как научиться играть в футбол.

Краткая история и общие сведения

Футбол – спортивная игра №1 в мире. В футбол играют десятки миллионов людей (из них 30% – женщины). Согласно официальному определению, футбол – командная спортивная дисциплина, в которой целью является – забить мяч в ворота соперника ногами или иными частями тела, помимо рук. Про футбол написаны сотни книг, снято множество художественных и документальных фильмов; в некоторых странах (например, в Южной Америке) этот спорт – религия для миллионов людей.

История футбола уходит в глубокую древность – в подобную игру играли в Древнем Китае, Римской Империи, в Спарте. Футбол, в который играют сегодня, появился в Англии в XIX веке – в него играли в основном учащиеся колледжей. В середине 19 века были приняты единые правила футбола, а также введены стандартные размеры поля и ворот.

В 1871 году состоялся первый на планете официальный футбольный турнир. В настоящее время футбольные турниры проходят практически во всех странах мира – от Австралии до Канады. В мире существует более 2 миллионов команд (клубов). Наблюдается прогрессирующий рост популярности футбола среди женщин. Люди любят не только играть сами, но и смотреть, как играют в футбол: Чемпионат мира 2014 в Бразилии смотрело более 3 миллиардов человек – половина планеты.

Польза занятий футболом и возможный вред

Прежде чем выяснить, как научиться хорошо играть в футбол, следует сказать несколько слов о пользе занятий этим видом спорта и возможном вреде. Речь пойдет не о профессиональной игре, а о любительской: у «профи» совсем другой подход к тренировочному и игровому процессу, включающий повышенные риски травм и повреждений.

Перечислим по пунктам, чем полезен футбол с оздоровительной точки зрения:

  • Во время игры задействованы практически все группы мышц, что поддерживает организм в постоянном тонусе;
  • Длительные тренировки и игры способствуют развитию выносливости;
  • Расход энергии в футболе намного выше, чем при выполнении статических упражнений, что способствует стабилизации веса и устранению жировых отложений;
  • Футбол развивает координацию и чувство равновесия;
  • Игра способствует творческому мышлению, поскольку победа в футболе невозможна без тактики и стратегии;
  • Укрепление миокарда снижает риск заболеваний сердца;
  • Во время тренировок и игр улучшается кровоснабжение органов и тканей, а из сосудов устраняется «вредный» холестерин.

Помимо перечисленного, футбол вызывает положительные эмоции, а также расширяет круг общения. Играть в эту игру можно в любое время года (зимой можно проводить тренировки в помещениях). Польза футбола для здоровья заключается также в формировании позитивных черт характера – воли, выдержки, радости от достижения результата.

Нельзя не сказать о травматичности этого вида спорта. Футбол не так опасен, как хоккей или бокс, но вероятность получения повреждений выше, чем в индивидуальных видах спорта. Футболистам следует беречь суставы и ноги в целом: и тренировки, и игры имеют повышенную опасность травм, поэтому всем футболистам (особенно начинающим) следует принимать полноценные защитные меры.

Кому противопоказано играть в футбол

Медицинские противопоказания для игры в футбол можно разделить на абсолютные и относительные. Абсолютные – те, при которых игра в футбол противопоказана категорически. При относительных противопоказаниях все зависит от стадии заболевания и степени симптоматики.

Играть в футбол категорически нельзя при наличии:

  • Бронхиальной астмы;
  • Серьезных проблем с позвоночником;
  • Близорукости;
  • Серьезных проблем с сердцем;
  • Диагностированных психических заболеваниях.

Относительными противопоказаниями считаются хронические заболевания внутренних органов. Тренировки по футболу следует начинать не ранее, чем с 6 лет – до этого возраста можно с 3-4 лет проводить общефизическую подготовку ребенка.

Особенности тренировочного процесса

Дети играют в футболНачинающему игроку понадобится футбольная атрибутика – гетры, бутсы и футбольная форма. Все эти вещи можно приобрести в любом спортивном магазине – для начала подойдут самые экономичные и простые варианты. Помимо обмундирования, вам понадобиться футбольный мяч – его тоже можно купить в магазине спорттоваров.

Главное в тренировочном процессе – развить чувство мяча в футболе: умение игрока тонко чувствовать движения главного футбольного снаряда и умело им управлять. Для этого нужно потратить немало времени на индивидуальные упражнения с мячом.

Перечислим другие навыки и умения футболиста:

  • Дриблинг – умение контролировать мяч во время бега. В этом навыке главное – касаться мяча не слишком сильно, чтобы не отпустить его далеко, но и не слишком слабо – иначе он не будет катиться с необходимой скоростью. Быстрый бег с мячом – одно из главных качеств хорошего футболиста.
  • Умение отдавать передачу. Пас – основа футбола как командной спортивной дисциплины. Для начала следует научиться делать пас внутренней стороной стопы – так получается мягче и точнее. Освоив низкий пас, можно переходить к технике «навешивания» на партнера. Учитесь давать пас «на ход» — отдавать передачу не туда, где находится игрок сейчас, а туда, где он будет через несколько секунд.
  • Умение бить по воротам. Главное в футболе – голы, без которых нет результата. С ближней дистанции лучше бить мягко и несильно внутренней стороной стопы, однако чаще приходится бить издали центральной частью стопы (зоной шнурков на бутсах) – сильно и прицельно, учитывая положение вратаря.
  • Движение без мяча. На протяжении 90 минут матча игрок пробегает в среднем 10 км – большую часть времени он двигается без мяча. Умение открываться под пас и обороняться – качества, без которых не стать хорошим футболистом.
  • Игра в обороне. Если вы играете в защите, учитесь занимать правильную позицию: в случае нападения следует располагаться между мячом и собственными воротами.
  • Умение принимать мяч: футболист должен уметь принять и обработать мяч, попавший к нему на любой высоте. Данный навык можно отрабатывать с партнером или со стенкой.
  • Умение играть головой. Не нужно бить макушкой: учитесь ударять по мячу линией роста волос. Для приема верхнего мяча, отводите в сторону не голову, а корпус.
  • Навык выполнения стандартов: у опытных игроков даже заурядный штрафной или угловой превращаются в грозное оружие. С углового нужно подавать мяч так, чтобы игроки вашей команды могли нанести удар головой в ворота соперника.

Обязательным является знание футбольной теории и правил игры, но не стоит на начальном этапе слишком углубляться в нюансы. Достаточно сложной для понимания новичков является ситуация «вне игры» или «офсайд»: чтобы уяснить в точности смысл данного термина, лучше посмотреть соответствующие видеоматериалы.

Практические советы для начинающих

Футбол – контактный вид спорта: он состоит из столкновений, борьбы и отбора мяча. И на профессиональном поле, и в помещении случаются падения, удары по ногам, жесткие стыки. Избежать травм сложно, но можно хорошо подготовиться к ним.

Учитесь группироваться при падении, избегать прямых столкновений, подставлять корпус и убирать ноги. Впрочем, без синяков, ссадин и ушибов в футболе не обойтись: такие повреждения не должны отвлекать вас от игры и препятствовать тренировкам. Однако если болезненные ощущения не проходят после тренинга, лучше своевременно посетить врача: серьезные повреждения лучше лечить в дебюте.

Футбол – игра мужественная и одновременно интеллектуальная. Иногда этот вид спорта называют «контактными шахматами»: чтобы победить, нужно бегать, думать и принимать решения одинаково быстро и эффективно.

vashsport.com

Как научиться играть в футбол очень хорошо?

Игра - ФУТБОЛ!

Футбол уже очень давно занимает лидирующие места среди спортивных игр. Мировые чемпионаты всегда привлекают миллионы зрителей на арене и у экранов телевизоров. Наверное, поэтому множество детей и подростков с детства хотят быть похожими на известных футболистов и играть не хуже них.

Для таких детей еще в школах обустраиваются спортивные площадки для футбольных тренировок. Бывает, конечно же, что и люди в возрасте начинают учиться играть в футбол. В основном, это обуславливается оздоровительными целями взрослых учеников.

Немного истории

Мировые футбольные команды!Среди десятков миллионов людей, играющих в футбол, около трети – женщины. Официальное определение слова «футбол» гласит, что это спортивная командная игра, целью которой является забивание мяча в ворота команды соперника с помощью ног и других частей тела, за исключением рук. О футболе снимаются фильмы, пишутся книги, для многих фанатов он воспринимается как некая религия.

Игра имеет свои источники еще в глубокой древности. Наподобие футбола устраивались игры в Римской Империи, Спарте, в Древнем Китае. Более современный стиль игры появился в Англии в 19 веке, когда им увлекались учащиеся колледжей. Уже к середине столетия было принято:

  • Стандартные размеры игрового поля и ворот;
  • Единые правила футбола.

В 70-х годах 19 века впервые был проведен официальный турнир по футболу. Сегодня же такие соревнования распространены по всему миру, а количество футбольных клубов насчитывает более двух миллионов.

Польза и вред от футбола

Игра во дворе!Перед тем, как начать тренироваться, нужно ознакомиться со всеми плюсами и минусами физических нагрузок в любительской игре, а уже в профессиональном футболе подход к игровому процессу отличается.

К полезным свойствам футбола относятся:

  • Оздоровление организма, поддержка его в постоянном тонусе в силу задействования в течение игры практически всех групп мышц;
  • Развивается выносливость из-за длительных тренировок и игр;
  • Нормализация веса и уничтожение лишних жировых отложений в результате повышенного расхода энергии;
  • Развивается чувство равновесия и координация движений;
  • Снижается риск сердечных приступов и болезней;
  • Развивается творческое мышление игрока, поскольку победа требует определенной тактики и стратегии;
  • Улучшение кровоснабжения всех органов и мышечной ткани в результате ухода холестерина.

Что касается эмоционального плана, здесь значительно расширяется круг общения, человек укрепляет выдержку, волю, получает положительные эмоции и радость от хороших результатов.

К минусам футбола относится травматичность. Если сравнивать футбол с боксом или хоккеем, то он безопасней, но наряду с индивидуальными видами спорта вероятность повреждений повышена. Нужно обязательно беречь ноги и суставы во время тренировок. Также определена категория людей, которым категорически запрещается заниматься футболом.

К таким относятся люди с серьезными заболеваниями позвоночника, почек, сердца, бронхиальной астмой, близорукостью, психическими заболеваниями. Только с разрешения медицинского специалиста позволено посещать тренировки людям, страдающим хроническими проблемами с внутренними органами.

Тренировочный процесс

Футбол во все века!Раньше 6 лет заниматься футболом не рекомендуется, исключение для тех, кто сильно хочет сделать из своего ребенка футболиста – общая физическая подготовка с 3-х летнего возраста.

Для начала тренировок необходимо приобрести специальные атрибуты – футбольную форму, гетры и бутсы, и, конечно, футбольный мяч. Первое, чему потребуется научиться, это чувствовать мяч и хорошо управлять им на поле. Для этого придется заниматься индивидуальными упражнениями с мячом и потратить много времени.

Также юный футболист должен выработать навыки по следующим приемам:

  1. Дриблинг – это контроль мяча во время бега. Здесь нужно научиться легко касаться мяча, чтобы он катился с нужной скоростью (не очень далеко и, чтобы не отставал), при этом быстрый бег игрока – это его преимущество.
  2. Передача мяча. Поскольку футбол – командная игра, пас в нем играет значительную роль. Для начала детей учат пасовать внутренней стороной стопы, чтобы удар был мягким и точным. Когда техника отработана, наступает обучение передачи мяча другому игроку в то место, в котором он будет находиться через несколько секунд.
  3. Мяч в ворота. Без голов в футболе невозможно достигнуть высоких результатов. Есть два варианта – бить мягко внутренней частью стопы вблизи ворот и сильно зоной шнурков, при этом правильно прицеливаясь и учитывая, какое положение занимает вратарь.
  4. Бег без мяча. Футбольный матч длится 90 минут, и за это время каждый игрок пробегает около 10 км. В большинстве это происходит без мяча, поэтому хороший футболист должен уметь открываться для паса и обороняться от противников.
  5. Принятие мяча. Каждый игрок должен отрабатывать разные способы принятия мяча с любой высоты и умение удержать его возле себя. Тренироваться можно с партнером или со стенкой.
  6. Игра головой. Чтобы принимать мяч головой, нужно отводить в сторону не голову, а корпус. Головой бьется не в области макушки, а по линии роста волос.
  7. Выполнение стандартов футбола позволяет опытным игрокам подавать мяч с углового или штрафного удара так, что появляется возможность сразу же забить гол в ворота соперника.
  8. После наработки практических навыков можно внедряться в теорию и правила игры, чтобы понимать все термины.

Советы новичкам

Поскольку футбол является контактным видом спорта, здесь игроки стыкаются с борьбой за мяч, столкновениями друг с другом и получением жестких ударов по ногам. Для того чтобы избежать травм, нужно тщательно подготовиться к возможным стычкам.

Конечно, синяки и ссадины будут всегда, но нужно обязательно научиться группироваться во время падения, подставлять корпус и вовремя убирать ноги, избегать ситуаций с прямыми столкновениями. Если после тренировки боль не проходит, а только усиливается, лучше сразу обратиться к врачу.

Для получения профессиональных навыков посещение тренировок по футболу должно быть систематическим, с полной отдачей и упорством.

vremya-sovetov.ru

Методика обучения игры в футбол

Обучение игре в футбол начинается со знакомства с ее правилами и характером действий игроков. Изучив их, занимающиеся переходят к освоению техники и тактических действий. Одновременно развивают необходимые для футболиста физические качества.

Главное на этом этапе — постепенность в обучении и подведении к игре. Сделать это позволяют простейшие упражнения и подготовительные подвижные игры. В дальнейшем переходят к углубленному овладению игрой, воспитывая умение выполнять игровые приемы в сложных условиях соревнований и одновременно решая задачи достижения высокого уровня развития морально-волевых и физических качеств. Приобретаются и теоретические знания.

Достижение высоких спортивных результатов немыслимо без всесторонней подготовленности. Поэтому в тренировочном процессе решение различных задач подготовки осуществляется одновременно и систематически. Это не исключает того, что на определенных этапах тренировки отдельным задачам может отдаваться предпочтение.

Наилучшие результаты дает использование в учебно-тренировочном процессе комплексных упражнений игрового характера. На этом этапе подготовки к участию в соревнованиях большое внимание уделяют специальной физической, технико-тактической и психологической подготовке.

В процессе обучения технике и тактике игры и ее совершенствования часть времени необходимо отводить их теоретическому обоснованию (классификации, биомеханическому анализу, особенностям применения во время игры и т. д.).

На практических занятиях решают следующие задачи:

1. Овладение приемами и безукоризненное выполнение их.

2. Приобретение умений использовать различные приемы в тактических комбинациях в игровых и соревновательных условиях.

Для успешного совершенствования технического мастерства важно систематически повторять игровые комбинации, при выполнении которых следует направлять внимание на технически правильное выполнение приемов в соответствии с различными сопутствующими факторами. Постоянное использование таких упражнений, воспроизводящих условия игры, способствует формированию автоматизма в выполнении приемов.

Изучать технику игры начинают с овладения остановками мяча и ударам. Обучать надо не отдельному приему, а целостному действию в нападении и защите. Если игроку не удается выполнить прием как целостное действие, следует разучивать его по частям, начиная с ведущих элементов.

Изученные приемы закрепляют и совершенствуют в условиях, приближенных к игре. Но это делать надо только тогда, когда занимающийся станет точно выполнять прием, иначе будет закрепляться неверный двигательный навык, который исправить впоследствии очень сложно.

Вначале изучаемое действие выполняют на небольшой скорости и без сопротивления соперника, затем включают активного соперника, увеличивают быстроту действий, для чего используют соревнования, специальные игровые упражнения и игры.

Например, игрок получает задание отработать один основной прием (удар либо остановку), но во всех вариантах, какие только возможны.

Задача: воспитать у игрока точность передачи, умение принимать мяч соответствующей частью тела.

Вариант 1. Посылать мяч с места внешней частью подъема на высоте груди (живота или ниже) с расстояния 10—12 м. Партнер принимает мяч соответствующей частью тела, дает ему упасть и, остановив, посылает на той же высоте обратно. То же выполняют на бегу с расстояния 15—18 м.

Вариант 2. В середине круга центральный игрок, два других бегут по кругу. В этом упражнении отрабатывают различные виды передач. В зависимости от того, как передается мяч, он и отыгрывается (низко, на уровне туловища, на уровне головы). Передача все время в сторону бегущего партнера. Вначале бег по кругу может быть равномерным, а затем с изменением скорости.

Вариант 3. Совершенствование изученного упражнения:

а) «Четыре игрока против двух» на ограниченном пространстве. Мяч передают по диагонали, поперек и прямо. Отрабатывают передачу мяча заданным способом и оборону при численном превосходстве противника. Один нападает на противника, владеющего мячом, другой прикрывает свободное пространство;

б) «Футбол — теннис» головой. Площадка 16 х 10 м, сетка (веревка) натянута на высоте 2 м. На каждой половине по 3—5 человек;

в) «Футбол без бега». Поле 20 х 40 м. Маленькие ворота без вратарей. Бегать нельзя. Если игрок побежит, противник бьет штрафной удар;

г) «Пятнашки с мячом». Два игрока пытаются передачами мяча запятнать (ниже пояса) остальных игроков. Тот, кого запятнали, присоединяется к водящим. Кто остается последним, становится победителем;

д) игроки объединяются по 3—4 человека. Им отводится небольшое поле (чтобы игра шла без сутолоки). Время игры 3—5 мин. Задача: держать мяч как можно дольше. Побеждает та группа, которая чаще завладевала мячом (группы одеть в разного цвета майки).

Подводящие подвижные игры

1. «Сражение мячами». Два игровых поля 5x5 м (можно больше или меньше) делят зоной шириной 2 м. Играют две команды, у каждой — одинаковое количество мячей. Задача каждой команды — очистить свое поле от мячей, выбрасывая мяч руками или выбивая его ногами. Если в течение 3 мин этого не произойдет, то победительницей объявляется команда, на чьем поле в этот момент оказалось меньше мячей.

2. «Мяч на башне». Две команды выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 20 м. Посередине находится гимнастический плинт, на нем лежит медицинбол. Каждая команда имеет одинаковое количество мячей. По сигналу обе команды стараются сбить медицинбол с «башни». За каждый сбитый мяч команде засчитывается очко. Способ выполнения ударов тренер задает в зависимости от цели упражнения.

3. Две равные по числу игроков команды стоят в колоннах друг против друга. Расстояние между игроками 2 м. Один игрок стоит в 5—10 м от колонны и вбрасывает мяч на стоящего впереди в колонне, тот принимает мяч, останавливает, ведет «слаломом» в конец колонны и затем посылает сквозь расставленные ноги всей колонны вбрасывающему. Победителем считается команда, которая быстрее закончит упражнение.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.dokaball.com

Рекомендации по отбору детей в футбольную секцию или спортивную школу.

Подробности Категория: Тренерская

Об авторе: Качан Александр Иванович – 56лет. Тренер – преподаватель  отделения футбола ДЮСШ «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 41, в прошлом много лет отыгравший в командах мастеров  г. Калуги, обладатель «Кубка Миллионов» Советского Союза среди производственных коллективов, дважды обладатель Кубка РСФСР среди КФК., неоднократный призер среди команд мастеров  2-ой лиги Советского футбола.

Рекомендации по отбору детей в футбольную секцию или спортивную школу.

 

               Прожив большую часть своей жизни и отдав основную её часть такому виду спорта, как  футбол, пройдя все пути и этапы, начиная от детской  спортивной школы, любительского, затем  профессионального  футболиста, проработав  детским тренером и  учителем физкультуры более четверти века, хочется подвести небольшой итог  пройденного пути  и  поделиться  своими  мыслями о футболе, наработанным  опытом в  области  подготовки молодых  футболистов, начиная  с раннего  возраста, в  надежде  на то, что  когда-нибудь кому-нибудь  это  пригодится. Особенно молодым тренерам, которые  только  начинают  свою работу  с детьми, полны желания  и амбиций  покорить  высоты  тренерского  мастерства  и воспитать  спортсменов  самого  высокого  уровня и, которые ещё  не  испытывали  горечи  неудач и  поражений  оттого, что  знания  у них  приобретены  только  теоретически, а  практического  опыта  всегда  будет  не  хватать.

              Раньше  мальчишки  приходили  в  футбол  с 5-6 летним  стажем  уличного  футбола, и  обучение  начиналось  на  базе  приобретённых  на  улице  самобытных  двигательных и  игровых  навыков. Теперь же  обучение приходится  начинать  с  очень  раннего  возраста  и практически  с  нуля. Подобные  сопоставления  дают  достаточно  оснований, чтобы  убедиться  в  том, что  уровень  физического и, особенно, игрового развития  мальчишек  прошлых  лет  был  значительно  выше  нынешнего  поколения.

             Современный  футбол  и скоростной и  силовой,  и это  результат  непрерывного  развития  от  простого  к  сложному, от известного  к неизвестному. Каким  бы  трудным  не  было  упражнение, оно  в  конечном  итоге  становится доступным  и  лёгким, благодаря  постепенному  и  последовательному  обучению. А  от  сложного  есть  только  один  путь- к  ещё  более  сложному. Гениальное  всегда  просто.

 

             Профессия детского  футбольного  тренера  многогранна.  Он  учитель  и  воспитатель,  исследователь  и  экспериментатор, мастер  своего  дела  не  только по  профессии,  сколько  по  призванию. Если  у  ребёнка  нет  или  не  хватает  футбольных  знаний- беда  небольшая.  Знания  приобретаются. Если нет  природных  способностей- трудность  непоправимая.  Очень  важно  определить  эти  способности  в  раннем  возрасте  ребёнка.  Тогда  больше  будет  времени  для  их  развития и, соответственно, результаты  вашей  работы  и  труд  ребёнка  будут  налицо.

 

             Символично можно  определить  пять  заповедей  детского  футбольного  тренера.

         1.Футбол- это игра.  Поэтому  урок  в  детском  футболе  должен  быть  похож  на  игру.

         2.Талант- это, чему  невозможно  научить.  Поэтому  воспитание  должно  начинаться  не  с  обучения, а с  развития  природных  данных.

          3.Наследственность  определяет  потенциальные  возможности, а  среда- насколько  эти  возможности  можно  реализовать.

         4.Футбол –один  из  самых  сложных  в  обучении  видов  спорта.  Научить  играть  при  помощи  только  одних  упражнений  невозможно.  Упражнение-  это  теория,  игра-практика.

         5. Самобытность  каждого  мальчишки- это  выражение  своей  неповторимой  особенности, что  как  раз  и  ценится  в  игре.

 

                                               Отбор  и  рекомендации.

             Работа  детского  тренера  начинается  с  отбора,  а ещё  чаще  с  набора, и  уже  в  процессе занятий  тренер  решает, на  какие  компоненты и  факторы  необходимо  обращать  внимание. Многолетние  наблюдения и  практический  опыт  показали, что  в  основе  отбора  должны  лежать  не  приобретённые, а  в  первую  очередь- психофизиологические  особенности  ребёнка. Какими  же  природными  качествами  должен  обладать  мальчишка,  чтобы  научиться  играть  в  футбол?  В начальной  стадии  во  главе  угла  должен  лежать  критерий, определяющий  игровое  мышление.

 

         Английский  профессор  Г.Айзенков, создатель  тестов  по  определению  интеллектуального  развития в  своей  книге «Проверьте  свои  способности»  писал:» Можно  сказать,  что  под  умственными  способностями  мы  понимаем  то  врождённое  свойство  нервной  системы, которое  позволяет  одному  человеку  думать,  решать  интеллектуальные  проблемы  лучше,  чем  другому.»

 

         Метод набора  в  футбольную  секцию  или  в  футбольную  школу  должен  быть  игровым. Если  в  игре  мальчишка  проявляет  склонность  играть  на  перехвате,  играть  без  мяча,  делать  своевременную  подстраховку,  принимать  решение  до  приёма  мяча,значит  он  в  наиболее вероятной  степени  обладает  способностями  к развитию  игрового  мышления.

                                           

Этапы  отбора.

          В настоящее время пользуются  в  большей  степени  набором  детей  в  начальные  группы  подготовки  с  очень  раннего  возраста (5-6 лет)и  потом  в  процессе  занятий  осуществляется  собственно  отбор  на  первый  взгляд  наиболее  перспективных  ребят.  Но  судить о  талантливости  можно  только  в  процессе  наблюдения  за  детьми  или  на  каком-то  интуитивном  уровне. Жизнь не раз показывала как тот, что  был  вначале  слабее-  становился  сильнее, а  преуспевающего  в  игре  обгонял  отстающий.

             Темп  развития  юного  футболиста  зависит  не  только  от  качества  обучения, но  и  от  врождённых  данных,  исходный  уровень  которых  у  разных  мальчишек  неодинаков. Имеется ввиду  физическое  развитие  ребенка. В  определённом  возрасте  физическое  развитие кажется  имеет  решающее  значение в  определении  возможностей  ребёнка  как  футболиста , и  здесь  для  тренера  главное  не  ошибиться. Он должен  определить  степень  возможностей ребёнка, у  которого  физическое  развитие  немного  задерживается.  Как это  сделать?

 

             Существует  общая  схема  формул  критериев  отбора, это  три  показателя  особенностей  ребёнка: Скорость,  Смелость(или  это  по-другому  называют- бойцовские  качества) и  мышление.  Есть  ещё  особенность-умение (т.е. ребёнок  уже  в  какой-то  степени  владеет  навыками  игры  в  футбол, но как  мы  решили  ранее - умение  это  дело  наживное.

             Итак, скорость-это  врождённое  качество. Так как  современный  футбол  скоростной - это  качество  одно  из  основных  критерий  при  отборе. Смелость  или  бойцовские  качества?  Футбол  не  только  скоростной, но  и  силовой,  единоборства  идут  по  всему  участку  футбольного  поля, значит  этот  критерий  тоже  имеет  немаловажное  значение.  И, наконец,  мышление в  современном  футболе  тоже  имеет  важное  значение.  Вывод: если  у  ребёнка  есть  задатки всех  этих  качеств-  значит  он  принят  безоговорочно.  Это  идеальная  формула. Что  делать, если  одно  из  этих  качеств  отсутствует? Это  не беда,  конечно,  ребёнок  должен  быть  принят  и  над  отсутствующим  качеством  нужно  работать, развивать  его  в  большей  степени.  Но  если  отсутствует больше ,чем  одно,  очень  часто  работа  бывает  впустую.  Что  можно  отнести  к  показателю - смелость:  если  мальчишка бросается  под  удар  мяча  и  не  поворачивается  спиной,  если  при  сближении с  соперником  не  сбавляет  скорость  и  смело  идёт  в стык,  если  не выжидает,  а  сразу  вступает  в  единоборство  и  заставляет  соперника  своими  действиями  ошибаться, если  не  раздумывая  берёт  на  себя  инициативу  обводки  и  удара  по  воротам. Это и есть  бойцовские  качества.

 

               Показатели  игровых  способностей. 

          С мячом:  1.Склонность  к  обводке

                            2.Игра в  пас

                           3.Нестандартные, самобытные  действия.

         Без мяча: 1.Выбор  позиции

                           2.Подстраховка

                           3. Игра  на  перехвате,  опережение,  добивание

                           4. Умение  открыться

                           5. Решение  действия  до  приёма  мяча. 

 

              Есть ещё  показатели  так  называемых  морально-волевых  качеств- это  систематичность  посещаемости,  стабильность  трудолюбия. Содержание  тренировочного  процесса  на первом  этапе  состоит  из  двух  разделов:

1. Игра  и  развитие  физических  качеств  через  упражнения  с  мячом.  Суть  этих  упражнений  в  психологическом  эффекте,  возникающим благодаря  положительным  эмоциям от  физических  упражнений  с  мячом. И  это  очень важно в  детском  и  подростковом  возрасте.

2. Суть  методики  развития  самобытных  навыков-  в  самостоятельном  выполнении  предложенных  упражнений. Не нужно  сразу  поправлять  или  учить  выполнять  те  или  иные  двигательные  действия.  Техника  движений-  это  прежде  всего  многократное  повторение  упражнений.  Хорошо,  если  сам  ребёнок  придёт  к  правильному  выполнению техники  движения.

 

        Для первого года  обучения  предлагается  программа:

Наименование 

Месяц

Сент. Окт. Нб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июн Июл. Авг.

Теория Беседы:

Развитие самобытных навыков Двигательные Ведение мяча

Удары

Передачи

Игровые Футбол на ¼ поля

Мини-футбол в зале

Гандбол с элементами футбола

Подвижные игры и эстафеты

 

 

 

Продолжительность  тренировки- 60минут

             А) специальные  двигательные  навыки-  15  минут  

             Б) Игровые  навыки-  40 минут

             В) Информация  о  футболе  и  правилах  игры – 5минут

          Основой техники  игры  в  футбол  является  обучение  ведению  мяча,  удары  по  мячу  в  

       Сторону  ворот, остановка  мяча  и передачи. Так как  дети  приходят  в  футбол  в  очень  раннем  возрасте, говорить  о каких-то  игровых  навыках  не  приходится. Всё  начинается  с  нуля и  дать  упражнения  надо  самые  простые. Но  при  этом  дети  должны  с  самого  начала  усваивать, что:

     При  ведении: 1. Наблюдать  за  мячом  нужно  периферическим  зрением (дети  поймут  быстрее, когда  им  говоришь  смотреть  «краем  глаза»)

   2.При  ведении  нужно  касаться  мяча  как  можно  чаще.

   3. Вести  мяч  нужно  и  правой  и  левой  ногой.

    При  ударах: 1. Нужно  смотреть  на мяч,  а  траекторию  полёта  мяча определять  мысленно.

   2.Нужно  напрягать  мышцы  как  опорной  ноги, так  и  бьющей( малейшее  расслабление  мышцы  может  привести  к  травме)

  3. Попадать  по  мячу  самой  твёрдой  частью  голеностопного  сустава, подъёмом ( а  для  этого  нужно  научиться  оттягивать  носок  ноги)

    При  остановках: 1. Нужно  научиться  определять  траекторию  полёта  мяча.

2.При  касании  с  мячом  нужно  научиться  не  только  расслаблять  мышцы, но ещё  и помогать  уступающим  движением части  тела,гасящим  скорость  летящего  мяча.

3. Останавливать  мяч  нужно  уметь  всеми (кроме  рук)  частями  тела.

 

Все  технические  приёмы  усваиваются  в  процессе  неоднократных  их  повторений. 

При  ведениях  мяча  нужно  двигаться  по  прямой,  меняя направления, по  кругу,  вокруг  себя.  Касаться  мяча  оттягивая  носочек,  когда  ведёшь  по  прямой.  Касаться  мяча  внешней  и  внутренней  стороной  стопы-  при  изменении  направления  движения.  Двигаться  с  мячом, перекладывая  его  с  ноги  на  ногу.  Вести  мяч,  обводя  препятствия (стойки, фишки, соперника).

  Можно  вести  мяч  самостоятельно,  в  парах,  в  тройках (при  этом  делая  ещё  и  передачи  друг  другу).

   Удары- самоё  любимое  упражнение  начинающих  футболистов.  Раньше  было  такое  выражение «кто  сильнее  всех  бьёт,  тот  лучше  всех  играет».  В  какой-то  степени  это  высказывание недалеко  от  истины.  Тот, кто  быстрее  освоит  этот  технический  приём  будет  иметь  иметь  преимущества  и  в  передачах  и во  взятии  ворот  соперника.

   Вначале  нужно  начинать  обучать  ударам  по  неподвижному  мячу,  но  наибольший  эффект  обучения-  это  удары  по  катящемуся  мячу. Вся  прелесть  игры  в  футбол  и  умения  самих  футболистов-  в  движении.  Хотя  в  современном  футболе  голы  со стандартных  положений  имеют  не  меньший  эффект, чем  голы  с  игры.

 

  Футбол, как  и  все  другие  виды  спорта  имеет  свою  координацию  движений,  связанную  с  очень  частым  и  резким  изменением  направления  движения. Поэтому,  специальным  футбольным  движениям, даже  без  мяча,  нужно  обучать  с  самого  начала  и  делать  это  лучше  в  форме  игр или  эстафет,  может  быть  каких-то  соревнований,  когда  у  детей  просыпается  азарт  и  они  проявляют  наибольшие  старания.  При  это  очень  полезно  поощрять  их похвалами, даже  если  ребёнок  или  его  команда  в  данный  момент  оказалась  слабее  соперника.

 

   Игра  в  футбол  включает  в  себя  такие  понятия, как: техническая  подготовка,  физическая  подготовка,  тактическая  подготовка  и  психологическая  подготовка.  В комплексе эти  виды  подготовки  называют «школой  футболиста».  В  начальной  стадии  обучения( в  группах  начальной  подготовки)  преобладают  техническая  и  физическая  подготовка  в  большей  степени,  чем  тактическая  и  психологическая  подготовки.  Тактические  задачи  в  основном  решаются  индивидуально  каждым  начинающим  футболистом,  а  психологическая  подготовка  осуществляется  автоматически  непосредственно  в  игре  или  соревновательном  турнире. Мы  рассмотрели  в  основном  первых  два  вида  подготовки.  Групповые, тактические  и  психологические  задачи  осваиваются  в  более  старшем  возрасте.

 

     Надеюсь, у меня,  как  у  тренера  и  учителя  физической  культуры,  будет  возможность  поделиться  своими  мыслями  и  практическим  опытом  о  дальнейшей  подготовке  юных  футболистов.

 

  • < Назад
  • Вперёд >

www.dokaball.com


Смотрите также