Установка на игру. Настрой на игру футбол


б...психологический настрой - это залог победы в любом матче

Если внимательно проанализировать послематчевые интервью представителей проигравших команд, то основная идея в высказывании большинства тренеров этих команд состоит в том, что «его команда психологически не настроилась на игру должным образом».

И это действительно так.  

Но если спросить их, какие общие методики психологической подготовки футболистов применяются в данном клубе, и какие конкретные методики психологического настроя применялись именно на эту конкретную игру и почему, то пожалуй, ни один тренер не даст вам на этот вопрос ответ, потому, что ни в одном нашем клубе нет квалифицированных   спортивных психологов, энерготерапевтов, психоаналитиков.

Психологи сегодня  - это просто вчерашний  материал  набор терминов, тестов, советов, уговоров. У них нет эффективного  инструмента  помочь человеку, минимум оздоровить  или максимум расширить сознание.

 

Считается, что главный тренер и есть спортивный психолог, но это идеальный вариант, а таких у нас нет. 

К тому же стоит добавить, что у спортивного психолога в футбольном клубе такой большой объём работы, что если бы главный тренер стал совмещать ещё и эту должность, то у него не осталось бы времени на выполнение своих основных обязанностей.

    

 

 Беспокойство же  главных тренеров по поводу того,  что спортивный психолог в футбольной команде понизит его авторитет или будет выполнять какие-то присущие только главному тренеру функции,  напрасно. Спортивный психолог в футболе - это тренер по психической подготовке футболистов, такой же, как и тренеры по другим видам подготовки футболистов. 

   В профессиональном плане спортивный психолог – это специалист, хорошо знающий самые глубинные процессы,  происходящие в психике спортсмена при занятиях спортом и умеющий не только сам влиять на эти процессы, но и научить этому любого спортсмена.

  

 

В  футболе сложилась парадоксальная ситуация: тренеры не достаточно хорошо знают психологию именно как сложнейшую науку, а психологи не разбираются, в таком сложном виде спорта как футбол. Отсюда и низкий уровень психологической подготовки профессиональных футболистов.

   

 

Наблюдая мировой футбол, всё больше убеждаешься в том, что  в современном профессиональном футболе,  без практического умения футболистов управлять своей психикой непосредственно во время игры,  высоких результатов  не добиться. Психическая подготовка становиться решающим фактором в игре между приблизительно равными, а порой и неравными  соперниками. И каждый матч тому пример.       

   

 

Никакие  системы физических нагрузок, тактические схемы, новые технические приёмы и т.д. не заменят практики психической подготовки футболистов. 

Ежегодно выпускаются из различных спортивных образовательных учреждений много футболистов.

При современных тренировочных технологиях стало не сложно обучить футболистов  в физическом, техническом и тактическом плане.

Но почему из них не вырастают большие мастера?

Ответ кроется в отсутствии у футболистов в том числе и практической психологической подготовки.  

Любой футболист играет на том уровне, на который готов именно психологически.   

А так как в системе обучения молодых футболистов совершенно отсутствует практика психической подготовки, то это положение становится определяющим фактором того, что ежегодно заканчивают футбольные спортивные школы тысячи, но настоящими мастерами становятся единицы.

При прочих равных физических, технических и тактических показателях уровень футболиста будет определяется именно его  психической готовностью играть на высоком уровне. 

И вся его дальнейшая спортивная карьера будет зависеть от этого показателя. 

        

Мне не раз приходилось подробно беседовать с молодыми перспективными футболистами, которые по уровню своей  спортивной подготовки, вполне могли бы играть в командах мастеров.

Они умеют в футболе делать почти всё, что нужно профессиональному футболисту, кроме одного – управлять своей психикой во время игры.

Они не просто не умеют этого делать, они даже не имеют понятия, что психическая подготовка также тренируема, как и физические качества. 

Да что там молодые футболисты, тренеры и те не знают основ психологической подготовки футболистов.

И такое пренебрежительное отношение к спортивной психологии  характерно не только для спортивных школ, но и для команд мастеров. 

Все те, кто отвечает за подготовку футболистов, надеются на то, что «футболист как-нибудь сам разберётся со своей психикой» и сам чему-нибудь научиться в этом сложнейшем вопросе практической психической подготовки.

Но психическая подготовка футболистов в теоретическом плане настолько сложна, что даже, как было сказано выше, выпускники кафедр психологии не могут в этом вопросе разобраться, куда уж  там футболистам не имеющих даже элементарных знаний психологии, самостоятельно обучиться практической спортивной психической подготовке.

А без умения стабильно проявлять свои максимальные профессиональные качества во время игры больших успехов в профессии футболиста не добиться. Поэтому, если футболист хочет играть на высоком уровне он должен обязательно освоить практические способы управления своей психикой во время игры и на тренировке.

Повторюсь, без умения самостоятельно практически управлять своей психикой во время игры большим футболистом не стать!   

 

 

   В связи с тем, что в современном  футболе  именно психическая подготовка футболистов становится определяющим фактором  успешной игры, то в самом ближайшем будущем одним из главных и непременных факторов в достижении победы будет   уровень эффективности применяемых психотехник настроя на игру.  

Сумела команда и все её игроки  настроиться должным образом, победили.

Не смогли, проиграли.

На практике наблюдается, немало случаев кода та или иная футбольная команда обыгрывает более сильного соперника, а затем, следующий матч проигрывает гораздо более слабому сопернику.

И ни тактическая, ни физическая подготовка здесь не причём, игра была проиграна на психологическом уровне. 

Ну что здесь сложного для понимания  психической подготовки футболистов как непременного фактора в достижении высоких результатов.

 

       Нисколько не умаляя ведущую роль главного тренера по созданию футбольной команды в самом широком смысле этого слова, необходимо отметить, что практикой именно психологической подготовки футболистов в клубе должен заниматься соответствующий специалист.

Занимаются же физической подготовкой в командах специальные тренеры.

Такой же специальный тренер необходим и для психической подготовки футболистов.

Объём работы у такого специалиста огромен, потому, что он работает не столько с   командой в целом, сколько  в большей степени индивидуально с каждым футболистом.

И там где, спортивному психологу удаётся обучить футболистов практике психической подготовки, главному тренеру гораздо легче управлять командой и добиваться высоких результатов и пример тому ведущие иностранные футбольные клубы, где  обязательно работает спортивный психолог, а то и не один.

 

 

А как дело с практической психической подготовкой футболистов обстоит у нас? А не как. Её у нас в футболе просто нет. Поэтому и обсуждать какие  методики по обучению практической психической подготовки лучше, а какие хуже не приходится.

   

 

А теперь о самих новых тренировочных технологиях подготовки футболистов. Итак. После окончания  института физкультуры, где я довольно хорошо изучил традиционную науку о человеке, я на практике, работая тренером в спортивной школе, и тренируя любительскую взрослую команду,  стал применять в подготовке футболистов, то чему меня  обучили в институте. Но,  при всём моём старании и чётком следовании полученных институтских знаний,  по прошествии нескольких лет упорной работы,  ожидаемого результата  так и не получил. Тогда для меня стало ясно, что для того чтобы гарантированно вырастить современного высококлассного футболиста, старые знания уже не годятся. Пришлось искать что-то новое. Но ознакомившись с большим объёмом доступного «готового» учебного материала, чего-то действительно нового и высокоэффективного в подготовке футболистов так и не нашёл.  Эти поиски привели меня к другому взгляду на человека, его тело и его психику. Но такой другой взгляд предполагал и другие  более углублённые теоретические знания, с которыми на тот момент я был недостаточно хорошо знаком. Но идея разработать новые высокоэффективные тренировочные технологии уже стала главным смыслом всей моей деятельности, и я с большим интересом стал  целенаправленно осваивать новые знания. За десять лет, прочитав, около полутысячи книг по похожей тематике, я буквально по крупицам отыскивал в них то, что касается нового научного взгляда на устройство человека и главное его психики.  К тому же ещё, для более полного понимания изучаемого  вопроса пришлось изучить целый ряд новых для меня научных дисциплин. По мере приобретения новых знаний об устройстве человека и его психики, начал разрабатывать новые теоретические основы спортивной деятельности спортсменов и исследовать их на практике.

  

Всё что мной разрабатывалось, исследовалось  вначале на себе. И только убедившись в полной безопасности  методик, потому как моё научное кредо – не навреди, предлагал их спортсменам. Результат поражал меня самого и как спортсмена, и как тренера.     Мне удалось лично применить и исследовать новые тренировочные технологии, на самых разных категориях футболистов, как по возрасту, так и по классу подготовки.

  

    Исходя из новых знаний, я на практике освоил принципиально новые методы управления своим телом, и обучал этому спортсменов. Эффект превзошёл даже мои ожидания. Футболисты быстро осваивали предлагаемые новые методы управления своим телом.   При этом тренировки проходили легко и главное, футболистам не приходилось истязать себя  запредельными нагрузками, при этом уровень спортивного мастерства повышался гораздо быстрее, чем при обычных занятиях. Кто-то, прочитав эту фразу, усомнится в её правдивости. Но для усомнившихся и конечно, в первую очередь для интересующихся новыми тренировочными технологиями, есть видео реальных тренировок и достигнутых на них результатов.

 

Убедившись в высокой положительной, во всех отношениях эффективности разрабатываемых методик,  я стал  адаптировать их для применения в обычной тренировочном процессе  футболистов различного уровня.

   Для этого пришлось добиваться, чтобы на практике применение моих методик не было обременительным для спортсменов и легко вписывалось  в тренировочный процесс, не нарушая его основной структуры. Большая часть методик применяется во время обычной тренировки, не мешая, а только способствуя тренеру решать задачи подготовки футболистов.  В моём арсенале есть, конечно, и эффективнейшие методики сугубо индивидуального применения, позволяющие в очень короткие сроки существенно повышать уровень спортивного мастерства отдельных футболистов.  Есть методики и для коррекции  или исправления тех или иных физических, технических, тактических или психических качеств  любого конкретного футболиста, которые негативно влияют на его спортивную деятельность.

         Как принимают эти новые методики спортсмены? За десять лет исследований и практического применения ни один спортсмен не сказал, что занятия по новым методикам ему не помогли.  Кому-то больше, кому-то меньше, но положительный результат всегда был, и  чаще всего весьма значительный. Часто были  случаи, когда некоторые спортсмены были просто в восторге и говорили, что занимаясь много лет футболом, они и представить, не могли, что тренироваться и играть можно по-другому, а именно легко и в удовольствие и при этом результат растёт гораздо быстрее, чем при прежних занятиях футболом. А это – мнение спортсменов, считаю, и есть главный критерий в оценке новых технологий. Только спортсмен может объективно оценить предлагаемые ему  методики, потому как именно он чувствует, какие изменения происходят с ним в результате освоения предлагаемых различных тренировочных методик. Так, если определённому футболисту раньше приходилось как-то самостоятельно пытаться настроиться на игру, когда успешно, а когда и нет, а бывало и вовсе не смог настроится, то освоив предлагаемые методики настроя на игру, он без труда стабильно входит в нужное состояние готовности показывать лучшую свою игру. Как это достигается? Только обучением и тренировками. И главное при этом, не то чего надо добиться, это знают многие,  а вот как этого добиться,  могу обучить этому любого футболиста. Важнейшим в моих методиках настроя на игру является обучение футболистов вхождению и совершенно сознательной работе в состоянии победителя.  Потратив немало времени, на изучение этого феномена я  узнал, как меняется физиология, биохимия и энергетика спортсмена находящегося в состоянии победителя, и так же узнал, почему это происходит.

  

Состояние победителя – это самостоятельно или кем-то формируемое и поддерживаемое на протяжении всего матча состояние футболиста, когда он психологически сильнее соперника, игра идёт легко и в удовольствие и у данного футболиста  всё получается на его высшем уровне.

Другим положительным действием состояние победителя является то, что футболист становится невосприимчив к негативным сторонним воздействиям. Например,  кто-то со стороны  пытается оказать негативное психическим воздействие (определённым образом построенная и специальным тембром голоса сказанная фраза), а такое поверьте, сейчас практикуется (не так уж и редко) в большом спорте, то футболист,  находясь в состоянии победителя,  к таким негативным психическим воздействиям становится невосприимчивым.  Можно даже обучить футболистов реагировать на негативные  сторонние психическое воздействие парадоксальным образом. То есть, чем больше негатива со стороны оказывают на них, тем лучше они играют. Особенно это важно на выездных матчах.

       Ещё более эффективным настроем на игру является настрой всей команды, как единого психологического образования – гиперличности.  Моё личное практическое применение этой методики позволяло команде, где применялся такой командный настрой, переигрывать соперников, которые по всем объективным показателям казались сильнее. Но прежде чем применять такой настрой необходимо создание единого психологического коллектива – гиперличности, которая постепенно, посредством специального обучения игроков,  формируется  по специальной методике. В результате, команда смотрится как единое целое, хотя и состоящее из различных личностей, но понимающих друг друга на подсознательном уровне.

  

В связи с тем, что  футбольная команда состоит из различны личностей, на которые одна и та же сказанная  фраза, оказывает различное воздействие, то можно представить, как сложно подобрать необходимые универсальные фразы , которые   одновременно оказывали бы одинаковое положительное воздействие на  всю команду.   Поэтому для достижения нужного эффекта, построение таких фраз должно чётко соответствовать определённым закономерностям воздействия речевых фраз, как смысловых  информационных блоков, на психику человека. Эти закономерности являются общими для всех, даже для различных личностей. Это целая наука со своими непростыми психологическими законами и такими же непростыми методиками и навыками, о которых абсолютное большинство всех тренеров и понятия не имеют (сам раньше был таким). Главная трудность заключается в том, что построением таких фраз должен заниматься специалист, не только знающий в тонкостях весь футбольный процесс как практически, так и теоретически, но  и ещё очень хорошо знать психологию как современную науку неразрывно связанную с другими науками об устройстве человека.      

В современном российском футболе сложилось, недостаточно серьёзное отношение к современной спортивной науке. Вернее, современная российская спортивная наука, оказавшись в творческом кризисе, сама вызвала такое отношение к себе. Особенно это касается спортивной науки изучающей футбол. За последнее время, ничего кардинально нового и высокоэффективного в подготовке футболистов  российской спортивной наукой не предложено. Прошло то время, когда можно было добиваться успехов за счёт массовости занимающихся футболом. Сейчас с массовостью у нас как раз всё нормально. Но, на основании своего большого опыта работы и по моим специально проведённым наблюдениям в этом вопросе, можно с уверенностью сказать, что сама по себе массовость мастерства не даёт. Мастерство дают занятия перспективных футболистов по научным методикам, соответствующих последним открытиям в области познания человека и другого пути готовить профессиональных футболистов высокого уровня, просто нет.

       Другим направлением, разработанных мной новых тренировочных технологий, является обучение спортсменов совершенно по новому управлять своим телом, что  приводит к  более экономному расходованию своих энергетических запасов и что  очень важно,  не снижается качество и интенсивность его работы!  Это добивается структурно функциональной перестройкой мозговых структур ответственных за двигательную сферу человека. Работая в новом режиме управления своим телом, спортсмен включает в максимальную работу только те структуры своего тела,  которые ему необходимы в данный момент его спортивной деятельности. Те же структуры тела, которые не нужны для обеспечения данной работы, расслабляются и работают лишь для поддержания тонуса. В результате, у футболиста полностью пропадает скованность в движениях. Он легко, не напрягаясь, выполняет ту работу, которая ему раньше давалась с трудом. Ещё раз подчёркиваю – объёмы выполненной работы не уменьшаются. Уменьшается только количество энергии затраченной на эти объёмы выполненной работы. А это значит, что при определённом накоплении в организме энергетических субстратов футболист,  играя или тренируясь в новом режиме управления своим телом,  выполнит гораздо больший объём работы, чем ранее. Важно обратить внимание на то, что некоторыми психологами (но не мной) предлагаются вроде бы похожие методики, при которых нагрузка кажется, что  выполняется легко, но это всего лишь создаётся иллюзия лёгкости. Но если же, хорошо освоить  новое управление своим телом, то нагрузки выполняются действительно легко.  И это не субъективные  ощущения спортсмена, не иллюзия лёгкости, а объективный процесс  оптимальных энерготрат, легко выявляющийся   современными методами тестирования спортсменов. В этом и есть кардинальное отличие того что я предлагаю. Ни каких иллюзий, всё объективно и самоуправляемо.   

  

Ещё одним положительным проявлением нового управления своим телом является повышенная способность  к быстрому овладению техническими приёмами, а так же стабильное и правильное их выполнение во время соревнований. При этом стоит отметить важную особенность, состоящую в том, что даже опытные футболисты могут легко разучивать новые или исправить старые неэффективные технические приёмы. 

     В системе же подготовки резерва данная  методика позволяет гарантированно повышать уровень мастерства молодых футболистов до уровня игроков основного состава, при этом  сократить в несколько раз сроки,  за которые это мастерство повышается до необходимого уровня. При этом подготовка молодых футболистов может носить целенаправленный характер, то есть закладываются качества игры молодых футболистов необходимые для игры именно в команде, в которой он готовиться играть. Более того, можно готовить футболистов по амплуа, в которых нуждается главная команда или же готовить универсальных футболистов.       

       Практика показала, что освоение   нового  режима управления своим телом для каждого спортсмена индивидуально и варьируется в широких пределах, как во времени освоения,  так и в уровне результатов.  Так, например,  для развития умения переводить самостоятельно свой организм в новый режим управления своим телом большинство футболистов осваивает в среднем за 5-6 тренировочных занятий. Однако были случаи и довольно частые в моей практике, когда хватало всего лишь одного занятия.  А было, но не часто и десяти занятий мало. Но за все мои десятилетние исследования  мне, ни разу не попался спортсмен, который не смог бы перевести своё тело в новый режим управления. Это говорит о том, что этот режим автоматического оптимального управления своим телом не является чем-то новым или  уникальным для человека. Эти механизмы автоматического оптимального способа управления своим телом заложены самой природой в человеческую сущность. Проблема состоит в том, что современный обычный человек не пользуется ими из-за ненадобности. Современный окружающий мир и социум позволяют человеку выживать в нём,   не напрягаясь сильно физически, а это и приводит к изменению способа управления своим телом с детства. Ребёнок не пользуется им с осознанного детства и «забывает» его. Но на генном, а значит и на физиологическом  уровне этот режим автоматического оптимального управления своим телом остаётся, но только не в активном состоянии.  Мне же удалось найти и изучить  методы   активизации  этой забытой способности человека – управлять своим телом в автоматическом оптимальном режиме.  

  

Но самый большой объём работы  пришлось осуществить, разрабатывая новые методики работы футболиста находящегося в этом автоматическом оптимальном режиме управления своим телом. По сути,  пришлось пересмотреть и изменить свои взгляды на многие положения общепринятой теории тренировочного процесса, так как они не вписывались в те практические результаты, получаемые при работе спортсменов в новом для них режиме управления своим телом. Работа в этом «новом», но на самом деле в древнем, а значит, изначально естественном для человека автоматическом оптимальном режиме управления своим телом намного превосходила по качеству, объёмам и безопасности то, что было сделано  в привычном режиме работы спортсмена.  

 

Анализируя  получаемые результаты, полученные при занятия по новым методикам стало ясно, что нужно систематизировать эти методики по эффектам воздействия и в результате такой систематизации получились, новые высокоэффективные тренировочные технологии, направленные на быстрое и главное, качественное повышение мастерства различных спортсменов, но в большей степени футболистов. При этом наблюдается значительный прирост мастерства, как молодых,  так и профессиональных спортсменов.

       Почему я широко не рекламирую свои методики и не знакомлю с ними широкую аудиторию. Первая причина. Современный большой спорт это соревнование и конкуренция не только лично спортсменов, но и в не меньшей, а где-то и в большей степени, соревнование различных методик, по которым их готовили. Поэтому даже на различных форумах спортивных психологов всё сводится к общим рассуждениям о роли и месте спортивной психологии в подготовке спортсменов или знакомят с отдельными широко известными методиками психической подготовки спортсменов, которые можно легко найти в открытой печати. А тем, что высокоэффективно, никто ни с кем не делится. Оно и понятно. Никому не хочется «плодить конкурентов»,   а потом, быть « ими же и битыми». Вторая причина. Самостоятельное применение мои методики без моего обучения никакого положительного эффекта не давали, да и по-другому быть не могло, потому что я вначале даю теорию и только после её усвоения перехожу к практическому обучению. Без ознакомления с теорией мои методики не работают, и в этом залог их безопасности!   

       Предлагаемые методики повышения психического уровня и обучения новому режиму управления своим телом универсальны и могут с успехом применяться с самыми различными категориями футболистов.   Да эти методики сложны, но именно теоретической основой, в то же  время практическое применение их совсем не сложное и при моём применении на практике,  легко вписываются в обычный тренировочный процесс. Ещё одна сложность состоит в том, что некоторые мои методики сугубо индивидуальной разработки, то есть они разработаны на основе именно моих знаний и моих практических умений, наработанных за много лет работы в спорте, поэтому применять их пока смогу только я  и никто другой. Применяются же предлагаемые методики   только с согласия самого спортсмена и в тех пределах, которых он сам захочет, потому, что главным в моей работе является конкретный спортсмен, его конкретная психика и его психическое и физическое благополучие, в этом и есть залог всех его успехов в спорте.

 

         

ПРОГРАММА   БЫСТРОГО  УЛУЧШЕНИЯ  СПОРТИВНОГО  МАСТЕРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  ФУТБОЛИСТОВ.

                                      

1. Программа повышения уровня  психической подготовки   профессиональных футболистов. 

  

Всё что я предлагаю в моей программе быстрого повышения спортивного мастерства  футболистов основанной на абсолютно новых неоднократно   проверенных на практике и доказавших свою высокую эффективность, тренировочных технологиях.  

  

     Основная часть предлагаемых методик это обучающие методики. Их применение позволяет на практике обучить футболистов самостоятельно формировать у себя особые состояния психики, способствующие наиболее оптимальному использованию физических, тактических и технических своих возможностей. Это достигается за счёт специальных центрально-мозговых перестроек, в результате чего, создаётся такая интегративная деятельность организма, которая концентрированно и наиболее рационально направляет все его возможности на достижения максимального результата.

Практическое применение этих методик не обременительно для спортсменов.

 

Задачи и методики их решения:

 

1. Сформировать у футболистов психологию  победителей  путём    обучения  футболистов самостоятельному  вхождению в «Состояние Победителя».  

 Методика: «Победитель»  Сугубо авторская методика, как по разработке, так и по применению, гарантированно позволяющая каждому футболисту в любой игре и при любых условиях показывать свой максимальный результат.

  

2. Обучить футболистов формировать у себя особое специализированное состояние  своей психики, позволяющее легко проявлять свои максимальные физические, технические и тактические возможности.

Методика:   «Футбол – это легко». Создание и поддержание особого психологического состояния,  при котором нагрузки переносятся легко.

 

3. Осуществлять   предигровой   настрой  игроков.

Методика: «Специальная (закрытая)».  Сугубо авторская,  по разработке, и по применению. Позволяет непосредственно перед самым выходом на поле и после перерыва между таймами полностью сконцентрировать психику футболистов непосредственно на игре,  путём не восприятия, лишних мешающих или отвлекающих раздражителей.  

4. Развивать  у футболистов  интуитивные  способности.

Методика:  « Мыслим наперёд».   Позволяет, уменьшив влияние сознательных логических мыслительных процессов  предвосхищать будущие события на поле. Перенеся мышление на подсознательный уровень, ускоряется сам процесс восприятия и переработки окружающей информации, и получение правильного ответа. Чем больше отключено в игре осознанное логическое мышление (осознанный выбор  дальнейших  действий из нескольких вариантов), тем лучше играет футболист. Без развития интуитивных способностей то есть без перевода мышления на подсознательный уровень большим мастером футбола не стать.

 

5. Обучить  футболистов  практике  быстрого  восстановления.

Методика:  Создание особого психологического настроя на восстановление.

Специальными тренингами формируется  навык сознательного управления скоростью и приоритетным направлением обменных процессов своего организма. Позволяет намного быстрее и качественнее восстанавливаться после нагрузок.

 

6. Сформировать у футболистов оптимистическое  отношение к  тренировочным нагрузкам.

Методика: «Тренировка – это удовольствие». Формирование особого психического состояния перед тренировкой, при котором у футболистов появляется чувство удовольствия от тренировки и  при этом намного увеличивается тренировочный эффект.

 

7.  Оказывать психологическую  помощь футболистам для быстрой реабилитации   после  травм.

Методика: «Ликвидация посттравматического синдрома». Устранения уже не нужной после выздоровления мозговой двигательной доминанты, возникшей вследствие приспособительной или компенсаторной реакции организма на травму.   Позволяет полностью избавиться от психического  посттравматического синдрома.  

 

8.  Оказывать футболистам психотерапевтическую помощь.

Методика:  «Эмоции под контроль сознания».  

Для устранения  возникающих личных психических  проблем и недопущения   психических  срывов обучить футболистов  практике  эффективной психосаморегуляции. Путём специальных тренингов футболистов приобретает навык самостоятельно управлять  своим эмоциональным состоянием.

9.      Отслеживать,  не допускать или нейтрализовать сторонние отрицательные психические воздействия на футбольную команду. 

Методика: «Психологический щит». (Авторская). Создать у футболистов на подсознательном уровне чувство внутреннего неприятия скрытых негативных гипногенных или явных сторонних, но тоже негативных воздействий.  

 

10.Устранять пагубные последствия стороннего отрицательного психического воздействия  на отдельных футболистов.

Методика. «Ликвидация внедренной отрицательной программирующей доминанты».

Сложная  методика строго индивидуального применения, которая позволяет убрать из психики футболиста внедрённую или самостоятельно возникшую отрицательную доминанту, оказывающую негативное воздействие на игру футболиста. Это позволяет преодолевать спад в игре отдельного футболиста, вызванный страхами и неуверенностью.

 

11. Сформировать многоличностный психологически единый  коллектив, где все футболисты  являются неотъемлемыми  составными частями  единого целого.

 Методика: «Футбольная команда – гиперличность».

Закрытая, только авторского применения сложная, но высокоэффективная методика. 

 Формирование любой спортивной команды невозможно без учёта психологических факторов, которые объединяют игроков в одно целое психологическое  образование. Самое сложное в создании футбольной команды это не подбор игроков, по каким-то спортивным качествам (физическим, техническим, тактическим), чтобы они вписывались в тактические схемы игры команды, а в психологической способности игроков   объединяться в одну сложную, но единую, психологическую структуру, называемую футбольной командой.  И тому масса примеров, когда команды, составленные из хороших футболистов, совсем не блещут, и наоборот есть команды, где игроки немного ниже классом, но команда  выглядит как единое целое и добивается довольно высоких результатов.

  Как происходит образование единой командной психологической структуры, какие фундаментальные законы природы и общества лежат в основе этого процесса и какими способами и методами этого добиться позволяет разработанная мной сложная методика создания единой командной психологической структуры – гиперличности.

   Гиперличность – это искусственно сформированное цельное психологическое образование, состоящее из различных, но психически взаимосвязанных личностей подчинённых в своих мыслях и действиях единой  идее или программе. В результате происходит сонастрой всех личностей на подсознательном уровне. При этом любое действие отдельной личности, являющейся составным элементом гиперличности, становится  понятным всем остальным личностям, входящим в состав гиперличности.  В футболе это называется высокий уровень сыгранности игроков. Достижение такого высокого уровня сыгранности при обычных тренировках процесс длительный, но не стабильный, а  то, и вовсе не достигается.  Процесс же формирования гиперличности и как результат высокая сыгранность  требует гораздо меньше времени  и к тому же этот процесс управляем, а значит стабилен. (Не об этом ли мечтает каждый тренер и не это ли он пытается с большим или меньшим успехом осуществлять в своей практической деятельности).

 

Предлагаемая «Программа повышения уровня  психической подготовки   профессиональных футболистов»  и  создание в команде единого психологического коллектива настроенного на победу, основана  на методиках  разработанных и опробованных автором на различных  категориях  футболистов. Наблюдался высокий  положительный результат. Отрицательных эффектов, при авторском применении  этих методик не выявлено. Противопоказаний к применению в футболе  не обнаружено.

      

 

2. Программа быстрого обучения футболистов  автоматическому  оптимальному режиму управления своим телом.                                  

  

Всё что  предложено в  программе быстрого повышения спортивного мастерства  футболистов основанной на совершенно новых и неоднократно   проверенных на практике и доказавших свою высокую эффективность, тренировочных технологиях.  

  

Здесь  предлагаются методики, которые наиболее освоены и теоретически, и практически, и главное, дали высокий положительный результат. 

                                    

Задачи и методики их решения:

 

1. Обучить футболистов самостоятельно переводить свой организм в новый оптимальный режим управления своим телом.

Методика:  «Оптимальный автоматический режим управления своим телом». Строго индивидуальный подход на основе психологических особенностей каждого футболиста. Позволяет ему переводить свой организм в режим понижения  энерготрат, не снижая количество и качество выполняемой работы.

 

2. Обучить футболистов работать в режиме пониженных энерготрат не снижая количества и качество выполняемой работы.

Методика.  « Тренируемся по-новому». Многократно опробованная и постоянно лично применяемая высокоэффективная  авторская методика. За счёт оптимального автоматического режима управления своим телом добивается не напряжение лишних мышц не участвующих в движениях данного спортсмена.

 

3. Обучить футболистов технично играть в новом оптимальном режиме управления своим телом.

Методика.  «Автоматическая высокая техника». Позволяет автоматически проявлять высокое исполнение  технических приёмов путём неосознанного проявления латентных эффективных динамических стереотипов.

 

4. Ускоренное обучение новым  техническим  приёмам.

Методика.  «Цельное усвоение технических приёмов».  Развитие образного мышления и на его основе быстрое и качественное формирование новых эффективных динамических стереотипов физических движений на основе цельного усвоения  движений  при помощи  образной информации.

 

 5. Обучить игроков создавать перед игрой личный алгоритм предстоящих своих  игровых действий.

Методика.  «Самопрограммирование».  Исходя из тактических задач, научиться создавать  визуальную программу предстоящих личных игровых действий.    

 

Помимо вышеперечисленных моих методик,  есть и другие,   индивидуальные, которые применяются для улучшения тех или иных физических, технических  и иных качеств отдельных футболистов, отрицательно влияющих на уровень их спортивного мастерства.

   

Так же мной разработана и в течение многих лет мной успешно применяемая цельная система обучения рациональной технике футбола.

    

По поводу рекомендаций могу сказать только одно. Тем, чем занимаюсь я в психологической подготовке футболистов,  у нас в Российском футболе не занимается   никто. Даже в нашем университете физкультуры, куда я обращался за рекомендацией, на кафедре спортивной психологии нет такой тематики.  Да её и не могло быть. Потому как у нас разные взгляды на природу человека. Те же услуги которые предлагаются «спортивными психологами» не имеющими ни спортивного образования, ни тренерского опыта работы в спорте, далеки от тех практических навыках которые насущно нужны спортсменам.    Поэтому и востребованности в спортивных психологах с общепринятыми взглядами на психику человека в российском футболе нет. А из-за того, что многие футболисты и тренеры на практике убедились в низкой эффективности практической работы таких «спортивных психологов»,   то и к предлагаемые мной методикам относятся скептически. В силу своей новизны и теоретической сложности (а разве что-то новое и высокоэффективное может быть простым, сравните, что было на заре футбола и что сейчас), новые тренировочные технологии пока ещё совершенно не распространены и поэтому естественно их рекомендовать, кроме меня некому. Ситуация с внедрением предлагаемых новых методик усложняется ещё и тем, что в настоящее время в российском футболе работает немало иностранных специалистов футбола предлагающих собственные новые, а в действительности завуалированные старые малоэффективные методики подготовки футболистов. В таком случае всегда хочется спросить: «Ну и как, много высококлассных российских футболистов подготовили «высококлассные» иностранные специалисты футбола?». Ни одного!     

 

В России  много молодых футболистов, из которых при правильной дальнейшей подготовке  может получиться немало хороших футболистов. Но это произойдёт только в том случае, если будут применяться новые высокоэффективные тренировочные технологии, а чьи они будут, мои или другие это не так важно. А  пока других, новых, научно обоснованных тренировочных технологий не предлагается, а по старым, как мы видим, конкурентно способных футболистов не подготовить (доказано ныне существующей практикой), предлагаю заинтересованным лицам, на практике показать как работают и каков эффект от применения новых тренировочных технологий. Поверьте мне на слово, что увиденным, Вы будете очень даже приятно удивлены.    

www.niktosark.com

Установка на победу — Психология человека

Мне как психологу и как человеку дико слышать о том, как некоторые спортсмены, дающие интервью перед спортивными состязаниями, ставят перед собой цели отличные от первого места, на которое они по их же словам даже не рассчитывают. Возможность попасть в десятку или просто удачно выступить — вот их цель, от этого меня честно сказать просто тошнит. Как и то, что они сами и спортивные обозреватели, считают успехом и хвалят спортсменов, если они заняли почетное второе, третье, десятое и так далее место. На это просто невозможно смотреть, это невозможно слышать, потому что спорт, если это спорт, а не просто отбывание номера ради денег — это настрой только на победу, а не на какие-то там места. Настоящий спортсмен-профессионал — это не участник, это боец!

Подход к спорту у всех людей разный. Кто-то видит в нем развлечение, кто-то борьбу, а кто-то даже войну. Каким должен видеть его спортсмен, к чему он должен готовиться? Если он профессионал, желающий получать самое лучшее от того, чем он занимается, то только к победе и никак иначе. В противном случае — он не спортом занимается, а чем-то другим, например, бизнесом. Вот такая внутренняя установка — биться за победу, всегда давала возможность человеку проявлять сверх усилия, задействовать весь свой потенциал, и потому-то побед у нас было больше. Мне вот вообще не понятно, как в спорте можно без характера и силы духа обойтись. Ведь как можно побеждать без правильной психологической установки, которая не предусматривает поражения ни в коем случае. Я конечно знаю, что далеко не все спортсмены сегодня такие, как собственно и тренера, но в целом по телевидению я наблюдаю именно такую картину, как мы радуемся поражениям, и меня это совершенно не радует. Но спорт спортом, есть же еще и обычная жизнь людей, в которой тоже должны быть правильные внутренние установки. А правильная внутренняя установка – это установка на победу, иначе ни уверенности ни успеха в жизни не видать.

Что мешает человеку везде видеть себя победителем? Неуверенность в себе – да, конечно, но откуда она берется, почему человек вообще должен в себе сомневаться, ведь он сам – это тот, кому он должен доверять в первую очередь и в кого должен верить несмотря ни на что? Да все очень просто, у нас слишком, много причин того, почему мы неудачники и почему кто-то лучше нас. Мы знаем не то, что нам следовало бы знать, причем считаем это объективной точкой зрения. Пообщайтесь с неудачником относительно какой-нибудь своей амбициозной идеи, и он вам выдаст миллион аргументов против нее, доходчиво объяснит почему у вас ничего не выйдет и выдаст массу аргументов против всего что вы решите предпринять. Подчас эта зараза настолько бывает убедительной, что начинаешь в это верить, и в вашей голове включается механизм настройки на волну неудачника, вас начинают посещать сомнения, неуверенность, вы становитесь сторонним наблюдателем в этой жизни.

Но стоит вам пообщаться с успешным человеком, и вы тут же получите множество аргументов за любую свою идею, вы увидите, что возможности есть для всего, и что вы ничем не хуже других, вы можете достичь всего также, как это достигли другие. Понимаете, успешные люди не знают о том, почему нельзя, они знают почему можно, у них установка только на победу, поражение просто не принимается, оно не нужно. Вы должны ненавидеть поражение, хоть и уметь достойно проигрывать, что конечно будет происходить в вашей жизни, не без этого, но вы не должны это принимать. Сегодня вы проиграли, но если вы еще живы и дышите, значит вы пока еще в этом мире, а значит и шанс отыграться у вас есть, нельзя сдаваться, именно это и есть настоящее поражение. Чем бы вы не занимались, ставьте перед собой задачу быть первым в этом деле, может быть не всегда, не это важно, важно доказать себе, что вы можете быть первым во всем, чего пожелаете.

Вы знаете какое воздействие это оказывает на вашу психику? Если нет, то попробуйте, и вы увидите, насколько вы вырастите в своих собственных глазах, чужое мнение вам не нужно, плюньте на него, о себе думайте, как вы себя будете воспринимать, если кровь из носа, но вы добились своего. Пока другие верят в невозможность чего-либо, вы предпринимайте попытки это опровергнуть, может у вас не получится, но вы хоть попытаетесь это сделать, и я не удивлюсь, если одна из таких попыток у вас будет удачной. Также я не удивлюсь, если вообще успешно завершенных дел у вас в жизни станет больше, ведь установка на победу, именно к этому и приводит. Проигрывать – это не преступление, настоящее преступление это не верить в свою победу, сомневаться в себе и мириться с поражением. Вы рождены не для того, чтобы довольствоваться объедками, и не надо говорить про реалистичность и трезвость взгляда, ибо эта реальность постоянно показывает нам наши ограничения. Поверьте, реальность может быть самой разной, все что вы реализуете и будет реальностью.

Чем меньше знаешь о том, что тебя может остановить и как это может произойти, тем меньше ты останавливаешься. Установка на победу – это на самом деле то, с чем мы с вами рождаемся, и до того как нам промоют основательно мозги, делая из нас послушных и неуверенных в себе рабов, мы все имеем одинаковые возможности. Вы знаете о том, что самый легкий способ подняться над кем-нибудь, это опустить его, нежели тянуться ввысь самому? Так вот подавляя людей психологически, ограничивая их, прежде всего посредством убеждения, можно стать выше них, что и происходит в нашем обществе. Самого талантливого спортсмена можно убедить в поражении, и он непременно проиграет, в то время как слабак, поверив в себя, может обойти всех.

Потому друзья мои, мне ли не знать о том, что поражение или победа, происходят прежде всего у нас в голове. Вы проигрываете не тогда, когда кто-то вас обходит, а когда ваш разум принимает это. Я не знаю, чего в жизни добился каждый из вас, и кем вы в данный момент являетесь, для меня это неважно, мне важно объяснить вам, что прошлое не имеет никакого значения, сосредоточьтесь на настоящем и будущем, ставьте перед собой цель победить, и не думайте более ни о чем. Спорт, значит спорт, карьера, значит карьера, личная жизнь и общественная деятельность, везде вам надо быть первым, лучшим, единственным в своем роде.

Помните – путь к победе это не сражение, это война, вы можете проиграть множество сражений, но войну просто обязаны выиграть. Потому только с установкой на победу вы должны вставать утром, говоря себе – сегодня я обязательно в чем-то, но одержу победу. И с мыслью о победе вы должны ложиться спать. Так что если вы включите этот рычаг настройки на победу в своей голове, хорошенько замотайте его веревкой в этом положении, чтобы он уже не отключался никогда.

psichel.ru

Установка на игру | Тренер как руководитель команды

Установку рекомендуется делать в день игры, так как она служит не только теоретической подготовкой команды в данной встрече, но и моральной. На общем собрании команды (всего состава) тренер дает указания (установку) по ведению данной игры. Огромную пользу приносит тщательное изучение игры противника — этому уделяется большое внимание при даче указаний. После того как тренер ознакомит команду с установкой, игроки уточняют отдельные моменты предстоящей игры и выносится общее мнение по ведению игры (решающее слово в этом должно принадлежать тренеру).

В установке должны быть отражены следующие основные моменты:

I.       Основной состав своей команды и замены.

II.      Значение встречи.

III.     Общая задача.

IV.      Оценка команды противника (предшествующие результаты игр команды противника, основной предположительный состав на данную встречу; особенности игры команды в каждом приеме; слабые и сильные места в команде).

V.       Техника и тактика игры своей команды.

VI.      Задание отдельным игрокам. Дополнительные замечания.

Как пример, приведу установку на игру, которая была дана мужской сборной Советского Союза 2 декабря 1955 г. на контрольную игру со сборной Украины.

Установка на игру сборная СССР—Украина

Москва 2 декабря 1955 г.

I.       Основной состав сборной СССР 1. Гайлит (капитан) 2. Чесноков 3. Винер       4. Рева 5. Гайковой   6. Смольянинов Для усиления защитных действий будут систематически использоваться запасные игроки: Нефедов и Щербаков. Остальные замены в зависимости от игровой обстановки.

II.      Значение встречи. Первая открытая контрольная игра, завершающая фактически подготовку сборной команды к международным. встречам, проверка правильности избранной тактики игры и комплектования команды.

III.     Общая задача. Обеспечение убедительной победы. Во встрече продемонстрировать дружную коллективную игру с четким взаимодействием всех игроков команды. Иметь инициативу с начала первой партии и до конца встречи. Не допустить успокоения и спада в игре при большом перевесе в свою пользу и выигрыше отдельных партий.

IV.      Оценка сборной команды Украины (этот раздел был дополнен сообщением записей игры этой команды).

Команда является одной из сильнейших в стране и имеет большой опыт ответственных встреч. При подготовке к данной встрече успешно провела двадцатидневный учебный сбор. Данную встречу команда Украины рассматривает как принципиальную и будет играть только на выигрыш, прилагая к этому максимальные усилия.

Предположительный состав команды; 1. Тищенко 6. Скрябин 5. Савченко Ближайший запас: 2. Салин 3. Шамшур 4. Пименов Мандрика, Барский Подача. Сильную боковую — верхнюю подачу с успехом используют Пименов, Салин и Мандрика.

Нападение. Пименов — обладает сильным нападающим ударом Левой руки. Особенно опасен с зон 2 и 3. Часто использует откидку с хорошей имитацией удара, с успехом применяет обманные удары.

Тищенко — обладает сильным нападающим ударом с высоких передач. Удар по мячу производит, как правило, высоко, пытаясь проводить удары «поверх» блока. Ударом левой руки не владеет, откидки не применяет.

Шамшур — опасен при игре с низких передач, особенно в зоне 3.

Салин — обладает ударом с обеих рук. Часто использует удары с низких передач. Из зоны 4 нападает с «прострела».

Савченко — нападет с краев сетки со средних по высоте передач.

Скрябин — обладает большой резкостью и разнообразным нападением.

Блокирование. Как правило, игроки успевают на двойной блок. Основными блокирующими являются Пименов и Тищенко.

Защита — команда имеет цепкую защиту, использует страховку с притянутым средним защитником. При вводе в игру Барского будет попытка усилить темп игры.

Тактика игры — команда применяет сочетание игры с первой передачи и выходов. Выходящими игроками являются Пименов и Шамшур, которые выходят из зон 1 к 6. Основным направлением игры является игра с первой передачи. Высокой техникой откидки обладают: Пименов, Шамшур и Салин.

Слабейшим в приеме подачи является Тищенко, что следует учитывать нашим нападающим, особенно игрокам, применяющим верхнюю прямую подачу (Гайлит, Чесноков, Винер).

V.       Тактика сборной СССР 1.       Правильно сочетать игру с первой передачи с выходами игроков задней линии к сетке.

2.       Первую передачу на удар давать в основном на связующих игроков (Гайлит, Гайковой, Винер), которые обязаны грамотно использовать эту передачу для удара или откидки.

3.       Максимально увеличить первую передачу на удар в зону 3, особенно из зон 2, 4, 1 и 6.

4.       При выходе не делать передач «сразу» на удар в зону 2.

5.       Максимально использовать удары с краев сетки при активных действиях игрока зоны 3. Комбинацию Рева—Винер в первой партии не применять.

6.       Применять, как правило, страховку с оттянутым средним защитником, особенно против Тищенко, который не применяет обманных ударов. В зависимости от игровой обстановки (положение передачи по отношению к сетке и т. д.) периодически использовать и страховку с притянутым средним защитником. Особенно внимателен должен быть средний защитник при выборе способа страховки при передаче на удар Пименову. При страховке своих нападающих всем игрокам подтягиваться к месту удара и быть готовым к продолжению игры.

7.       Ни один мяч не должен падать в зоне игроков без активной попытки принять его. Активное участие в защитных действиях должны принять все игроки команды. При игре снизу совершенно не использовать ударов открытыми ладонями.

8. Соблюдать все правила подач, которые приняты в сборной команде (см. раздел «Тактика подачи»).

9. Блокирование. При применении противником передач на удар «сразу», выбор между одиночным и двойным блоком делать в зависимости от игровой обстановки. В любом случае против Тищенко организовать групповой блок. Ударам со второй передачи, как правило, противопоставлять групповой блок. Основным блокирующим (средний нападающий) определять направление удара противника и организовать групповой блок в этом направлении. Вспомогательные блокирующие пристраиваются к основным и отвечают за удары между руками блокирующих. Блокирование вызывает особые опасения и требует постоянного внимания игроков.

10. Полностью ликвидировать ошибки при приеме подачи. Подачу принимать только способом верхних передач.

VI.      Задания отдельным игрокам Гайлит — как капитану команды обеспечить дружную и тактически правильную игру команды, что позволит в первую очередь выполнить основную задачу. При выходе обеспечить игру нападающих без блока или при одиночном блоке. При приеме подачи в основном делать только передачи «сразу» на удар. При выходе не уходить преждевременно из зоны. Передачи на удар не давать близко к сетке. Подавать только на Тищенко.

Рева — обеспечить роль основного нападающего на линии, При получении первых передач на удар по возможности сократить количество откидок. Обратить внимание на прием подачи, не допуская ухода мяча с рук на заднюю часть площадки. Увеличить количество нападающих ударов с зоны 2 правой рукой, для чего в этой зоне в исходном положении не стоять близко к сетке. Применять сильную боковую верхнюю подачу. Максимально сократить количество потерь подач.

Винер — обеспечить ровную игру во всех приемах. При приеме подачи в зоне 3 в основном делать передачу на удар в зону 4 (Рева). Подавать только на Тищенко. Обеспечить сильный нападающий удар, особенно с зоны 4.

Чесноков — обеспечить роль основного нападающего. В зонах 2 и 4 максимально использовать удары с краев сетки, в зоне 3, как правило, играть с низких передач. Подавать на Тищенко. Обеспечить ровную игру во всех приемах. Активно играть в защите.

Гайковой — тактически грамотно обеспечить свой выход. Усилить игру в защите. При передаче на удар шире использовать обманные удары.

Смольянинов — обеспечить роль основного нападающего. Не допускать грубых ошибок в нападении. Не усиливать подачу. При приеме подачи в зоне 1— передачу делать только на выходящего игрока.

VII.     Категорически запрещается разговаривать с судьей Замечания друг другу не делать и не комментировать ошибок партнеров. Разминка по обычному плану.

При турнирных соревнованиях нецелесообразно давать каждый день установку (см. пример, приведенный выше) — это превращается в повторение одного и того же. В этих случаях рекомендуется дать подробную установку в первый день. Она будет в основном действовать на протяжении всего соревнования, а в последующие дни —уделять основное внимание разбору игры противника и акцентировать те места установки, которые плохо выполнялись в предыдущие дни. В обсуждении установки должны принимать участие все игроки команды.

Задание. «Одержать победу со счетом 3 : 0!» не всегда правильно: так как при проигрыше одной партии команда несколько деморализуется: игроки уже заранее знают, что они не выполнили основной задачи.

Состав команды на очередную игру рекомендуется объявлять вечером перед днем игры, с тем чтобы игроки основного состава могли спокойно готовиться к игре, не переживая, будут ли они играть завтра или нет, а для запасных игроков не было бы неожиданностью их выступление в основном составе в ближайшей встрече.

www.offsport.ru

Настрой на игру — это не подкаты и единоборства – СП. Онлайн

Фото Сергея Козельского

Провалы сборной Беларуси в матчах с Люксембургом и Швецией навсегда останутся в памяти белорусских болельщиков. Только понять, что это было и почему так случилось, тяжело будет и спустя годы. А по горячим следам в причинах поражений пытался разобраться полузащитник сборной и казахстанской «Астаны» Иван Маевский.

— Говоря о сборной Беларуси, употребляют такие слова, как дно, позор, наша реальность. Всё подходят?

— Судя по последним результатам, все слова соответствуют действительности. Что есть, то есть. Отрицать не стоит.

— Вы смотрели матч со

шведами на лавке запасных, схватившись за голову?

— Приблизительно так и было. Мне стыдно за то, какой футбол мы показывали. Это на самом деле было печальное зрелище.

— Будь вы на трибуне на месте зрителя, ушли бы до финального свистка?

— Тут вопрос уже воспитания. Насчёт освистывания я согласен, конечно. А что касается ухода с матча, то не знаю. Люди могут поступать так, как вольны. Винить их в таких поступках не имею права, это их решение.

— Вы видели пути выхода из ситуации, когда мы к 37-й минуте «горели» 0:3?

— Можно было попытаться, но, думаю, это очень сложно и не в данной ситуации. В перерыве перестроиться, убрать защитника, выпустить атакующего игрока. Какая разница: проигрывать 3:0 или 4:1, 3:1. Хотя бы сыграли во втором тайме открыто, в атаку, порадовали бы болельщиков. Ведь нам в группе уже терять нечего, в том матче также. Мне кажется, можно было что-то сделать.

— Не хватило мастерства или ещё чего-то?

— Если разобраться, то голы были забиты из-за детских ошибок. Это раз. Второе — в атаке у нас не получалось вообще ничего. Не наиграли даже на один гол. Да и, объективно, всё-таки это команда с игроками, которые по классу выше нас. Поэтому рассчитывать на победу было тяжеловато.

— После поражения от Люксембурга желание реабилитироваться было запредельным?

— Безусловно. А вообще, считаю, если игрок приезжает в сборную, о каком-то настрое говорить вообще бессмысленно. Здесь не надо никого настраивать, потому что ты приехал играть за честь своей страны. Если требуется ещё какая-то мотивация, то это как минимум странно. В таком случае просто оставайся в клубе.

— Во всех партнёрах по команде видели этот настрой?

— Это непросто, ведь каждый выражает настрой по-разному. Мне же кажется, что при выходе на поле (что с Люксембургом, что со шведами) присутствовала какая-то зажатость и волнение. А на настрой игрока может влиять много факторов, не всегда зависящих от него самого.

— И как в таком настроении рубиться на поле?

— Считаю, что это в принципе неправильные слова — рубиться, катиться и прочее. Когда ты выходишь на поле и совершаешь только такие действия, это говорит не о настрое, а о том, что ты где-то не успеваешь за игроком, не хватает скорости, мастерства. Подкат — это уже крайняя мера, это не показатель горящих глаз. Настрой должен проявляться в другом. И в команде не всегда удается его должным образом создать. Причем не во всём всегда виноват футболист.

— Тренер?

— Не моя прерогатива обсуждать наставников, но в любом случае за результат в первую очередь всегда отвечает тренер. А оценку ему должны давать люди из федерации.

— С игроками из белорусского чемпионата возможно добиться чего-то большого?

— Можно, но для этого нужно сильное первенство. Современный футбол диктует свои правила. Есть понятия уровня, класса, мастерства. В той же сборной Люксембурга игроки выступают в чемпионатах Англии, Франции, Германии. А чтобы побеждать с футболистами национального первенства, оно должно прогрессировать, развиваться, идти в ногу со временем. Тогда всё будет возможно.

— Почему Антон Сарока, лучший бомбардир чемпионата, не может ничего показать в сборной? То же касается и Михаила Гордейчука.

— Во-первых, нападающие — это игроки зависимые. Они не могут взять мяч, пробежать полполя и забить. Тот же Антон Сарока — игрок штрафной, нужны партнёры соответствующие, которые помогут забить. Поэтому винить в отсутствии голов только форвардов нельзя. Если команда пропускает мяч, виноваты все игроки. Если забивает — также заслуга всех футболистов.

— Тем не менее не раз отмечали, в том числе и Игорь Криушенко, что в голах от шведов виноваты конкретно защитники.

— Не знаю, с чем связаны их ошибки. Тот же Миша Сиваков, Егор Филипенко играют не первый год в сборной, на европейской арене. И то, что было в матче со шведами, наверное, просто несчастный случай.

— Люксембург — тоже несчастный случай?

— Для нас вообще эта сборная — соперник, с которым никогда не получается играть. Когда-то не фартит, когда-то другие причины. В четверг была не лучшая игра с нашей стороны, но поражения мы точно не заслуживали, по крайней мере по созданным моментам. Ведь у Люксембурга также было немного возможностей отличиться, но они свой шанс использовали.

— Игорь Криушенко говорил, что после первого поединка был серьёзный разговор с футболистами. О чём?

— О настрое, об ошибках, что нужно играть агрессивнее. Обычный разговор в плане футбола, который бывает всегда после неудачных матчей. Все нюансы пусть останутся в раздевалке.

— Судя по матчу со шведами, слова не дошли до игроков.

— Если отталкиваться от цифр на табло, то да, значит, не дошли.

ДЕФИЦИТ ВО ВСЕХ АМПЛУА

Фото Сергея Козельского

— Победы над новозеландцами и болгарами вселили в болельщиков надежду на светлое будущее. Но снова случился провал. Почему?

— А что, в матче с Болгарией у нас была суперигра? Нет. Считаю, что тогда удача была на нашей стороне, где-то болгары были не в своей тарелке, поэтому мы и победили. То был поединок равных команд, просто нам повезло больше.

— По сравнению с началом этапа работы Игоря Криушенко в сборной изменения заметны?

— На мой взгляд, мы остались на том же уровне. Первая игра — 0:4, последняя — 0:4. Так что об изменениях говорить не приходится. Что же касается тренировочного процесса, атмосферы в коллективе — также никаких изменений. В принципе, всё нормально. Только нет перемен в результатах. Значит, такое у нас мастерство.

— Которое отражается ещё и в трёх забитых мячах за девять поединков в 2017 году.

— Что я могу сказать. В принципе, мы и до Игоря Николаевича были не такой уж забивной командой. Это и есть мастерство: имеешь момент — забиваешь. А у нас много шансов, но вот отличиться не можем.

— Вы согласны, что у нас дефицит нападающих?

— Думаю, да. И это все знают и понимают. Да и, по-моему, дефицит не только нападающих, а игроков всех амплуа.

— В том числе и защитников, наверное потому, что за те же 9 матчей умудрились пропустить аж 15 мячей.

— Ещё раз повторюсь: в пропущенных мячах виноваты все 11 человек, которые на поле. Обвинять только защитников абсолютно неправильно.

— Экс-тренер сборной Беларуси Бернд Штанге заявил, что футбол в нашей стране переживает период стагнации.

— Футбол должен развиваться от детско-юношеского спорта, как и все виды, в принципе. Откуда ты будешь черпать кадры? Надо детьми заниматься. Впрочем, не мне рассуждать об этом, ведь я, если честно, особо и не знаю, какие в Беларуси существуют программы по развитию спорта.

— Тем не менее Игорь Криушенко говорил, что виновата не система, а «ущербный уровень наш».

— Это тренер сказал, его слова. Не могу это комментировать.

— Главный тренер также заметил, что в сборной сейчас нет настоящего лидера, который может за собой повести.

— Считаю, что лидеры всё-таки есть. Тот же Егор Филипенко, Миша Сиваков, опытные футболисты. Просто не до каждого игрока и они, и тренер могут достучаться. У каждого своя голова.

— То есть вы не согласны, что нет лидера?

— А что это под собой подразумевает? Этот человек должен взять палку и всех побить? Или взять мяч, всех обвести и забить? Егор и Миша, по-моему, могут донести до игроков мотивацию, информацию, что они и делают в раздевалке. Дают понять, как нужно быть агрессивнее, что делать на поле. И, по-моему, как раз они и лидеры.

— Журналисты уже предлагали главному тренеру позвать на помощь Тимофея Калачёва.

— Это уже у игрока нужно спрашивать, захочет ли он приезжать. Он уже немолодой, расставляет приоритеты. И его понять в любом случае можно.

— Многие недоумевают, почему в сборную приезжают люди, которые не играют в своих клубах.

— Этот вопрос полностью в компетенции тренерского штаба. Он принимает решение. Но, насколько я знаю, во всех странах в сборные приезжают сильнейшие на данный момент. По крайней мере, так должно быть.

— Ваш партнёр по «Астане» Игорь Шитов играет постоянно, на неплохом уровне, но всё равно не получает вызов в сборную.

— Думаю, этот вопрос лучше задавать главному тренеру. Сам Игорь наверняка огорчён, что его не замечают, всё-таки играет в каждом матче стабильно. Да, бывают ошибки, как и у всех, но сейчас Шитов в отличной форме и ожидает вызова. Просто у каждого тренера есть свои тактические схемы, под которые подходят те или иные игроки. Так что только он и решает, кого звать.

— Впереди — матчи с голландцами, французами в этой отборочной группе. На горизонте маячит шестая группа, из которой мы будем «сеяться» вместе с Гибралтаром, Сан-Марино и прочими. Как это всё назвать?

— Это ужас — одним словом, больше ничего не могу сказать.

— Вы видите пути исправления ситуации?

— Уверен, что мы можем играть в футбол. Действительно можем и умеем. Ведь с теми же болгарами показывали хорошую игру даже в проигранном матче в Софии, победили, выглядели достойно в матче с французами, испанцами. Тех же македонцев обыгрывали, греков. Так что умеем мы играть, это очевидно. Просто не понимаю, что сейчас происходит…

ГРАЖДАНСТВО КАЗАХСТАНА? НЕТ!

— С каким настроением возвращаетесь в «Астану»?

— Понятно, что не с самым лучшим. Все рассчитывали на совсем другой результат в этих двух матчах. Но негативные эмоции я должен оставить в Беларуси, потому что в клубе очень напряжённый график, впереди поединки и чемпионата, и Лиги Европы, где буду участвовать впервые. И там буду делать свою работу, которую умею и которая ценится. В клубе, где на меня всерьёз рассчитывают, где я выполняю те функции, которые умею лучше всего, выступая на привычной для меня позиции.

— Что ждёте от Лиги Европы?

— В первую очередь интересной осени и положительных эмоций. Мы попали в группу с хорошими европейскими командами. Будем стараться играть, побеждать. И с «Вильярреалом», и со «Славией», и с «Маккаби». Проходимые ли это соперники для «Астаны»? Для меня любой соперник сложный и интересный, с которым нужно стараться играть в футбол. Главное — настроиться, выполнять тактическую установку, план, тогда и можно будет добиться хорошего результата.

— В Казахстане футбол любят больше, чем в Беларуси?

— Что касается сборной, то там её критикуют так же, как и здесь. Проигрывает — негатив выливается, выиграет — все радуются и хвалят. А если говорить об «Астане», то к команде относятся очень хорошо. Потому что мы представляет страну в Европе, сейчас будем выступать на групповом этапе. Давление, конечно, есть, но мы справляемся, к счастью.

— А что касается развития футбола, той же инфраструктуры?

— Конечно, во многих городах она хромает. И это обусловлено в первую очередь климатом, погодой. В Казахстане зимы очень холодные, а лето — очень жаркое. И поэтому масса искусственных полей в стране, в том числе и у «Астаны».

— Вы как-то уже говорили, что переезд в Казахстан приносил и приносит только положительные эмоции.

— И это так. Я играю в хорошей команде, которая борется за чемпионство. Играем в Лиге Европы. Всё то, что я искал, нашёл. Остальное зависит от меня.

— Так как вы заиграны за сборную Беларуси, казахстанское гражданство уже не предложат?

— Да я бы его и не принял в любом случае.

КАК ПОСЛЕДНИЙ МАТЧ

— И, заканчивая разговор темой национальной команды, хочется вспомнить слова Николая Ходасевича, который заявил, мол, Игорь Криушенко не стал хозяином в сборной.

— А что значит быть хозяином сборной? Для меня это понятие бредовое. Я уже сказал, что если футболист приезжает в сборную, его не нужно лишний раз мотивировать, ему не нужен человек, который будет постоянно настраивать. Ты должен играть за сборную, будто это последний матч в твоей жизни. Ты слышишь гимн, видишь болельщиков. И это главное.

— Кстати, на сколько болельщиков вы рассчитываете в матче с голландцами?

— Даже не знаю. Может, они придут посмотреть на нашего соперника. Конечно, я понимаю болельщиков, их настроение. Две игры проиграны в ужасном стиле. Поэтому ещё раз хочется попросить у всех прощения. По-моему, мы это делаем больше, чем в футбол играем.

— Желание возвращаться в сборную после таких неудач не пропадает?

— Я всегда хочу лишь одного: чтобы побыстрее был следующий матч, где можно реабилитироваться. Как минимум такое было после проигрыша «Селтику» (5:0). Все в «Астане» в ответной игре хотели реабилитироваться, выиграли 4:3. И ни один человек нам не вспоминал первый матч, все были довольны. Хочется повторения такой же ситуации и в сборной Беларуси.

747 просмотров

sportpanorama.by


Смотрите также