Каким должен быть детский тренер по футболу? Тренер по футболу детский


Каким должен быть детский тренер по футболу?

Детский тренер по футболу – это человек, наставник, имеющий собственные методы преподавания, взгляды на игру, способный обучать и развивать способности своего ученика. От него зависит, насколько ребенок полюбит этот вид спорта. В первую очередь он должен сам любить футбол.

Начинающий тренер должен разработать собственную программу тренировок и верить в нее. Для этого надо смотреть на тех, у кого больше опыта,  но никому не подражать, не бояться ошибиться и не копировать все увиденное, а пытаться найти что-то свое. Не нужно быть категоричным в каком-то вопросе, прислушиваться к чужому мнению это тоже умение. Будущее за тренером деятельным, увлеченным, который не боится ставить перед игроками максимальные задачи и готовый отдать все силы на их реализацию. Прогресс не стоит на месте и каждый год футбольные школы предлагают все больше разнообразных тренировочных программ. Если тренер проводит тренировку как вчера, прогресса ждать трудно, тем более от детей, им быстро надоедает одно и тоже и каждый раз нужно их удивлять.

Одной из главных задач тренера детской футбольной команды является создание сплоченности между ними, дружбы, научить их принимать не только победу, но и поражение. Тренер должен быть примером для футболистов, быть коммуникабельным, выдержанным, обладать личным обаянием, проявлять искренность, душевность в отношении с игроками, показывать насколько они важны для него. Уметь видеть рост каждого игрока и хвалить его. Для этого нужно знать все о своих воспитанниках: физическую структуру, морально-волевые качества, уровень психической устойчивости, нравственные качества, порядочность, ответственность, честность, чувство долга.

Принцип отбора игроков:

  •   определить первоначальные навыки игрока, что игрок умеет делать и что из него можно сделать;
  •   как он ориентируется на поле, как мыслит, видит ли поле, может ли быстро принимать оптимальные решения в любой игровой ситуации;
  •   оценить умение футболиста с трех точек зрения: как будет себя вести, если у него мяч и как будет действовать, когда мяч у соперника,  что он предпримет, когда мяч у партнера или партнеров.

Тренер должен больше показывать. Длинную лекцию про тактические действия дети не будут воспринимать. И самое главное вы должны понимать, что футбол для ребенка – это веселая игра. Подходите к работе с детьми с открытым сердцем, и они ответят вам взаимностью.

angelovo.academy

Тренер детский по футболу в Москве

Если нужен профессиональный детский тренер для обучения основам футбола, запишите ребенка на занятия в спортивную школу «Мегаболл». Наша школа создана для освоения базовых знаний и навыков, необходимых профессиональному спортсмену, занятия ведут настоящие профессионалы. Все тренеры имеют педагогическое образование в области физкультуры и спорта, они регулярно повышают квалификацию и участвуют в профессиональных мероприятиях. Занятия со специалистом гарантированно дадут результат: футбол станет любимым занятием ребенка, командная игра поможет сформировать гармоничную личность.

Занятия в школе «Мегаболл»

Если нужен тренер по футболу, детский клуб «Мегаболл» приглашает посетить бесплатное пробное занятие. Оцените атмосферу в коллективе, методики работы, профессионализм учителей и убедитесь, что каждое занятие принесет малыша пользу. Мы принимаем детей в возрасте от 2,5 лет, работа с дошкольниками ведется опытными педагогами, которые знают и любят свое дело. Обучение в школе строится на основе нескольких важных принципов:

  • Гармония физического и интеллектуального развития. Уроки проходят в игровой форме: это пробуждает интерес к спорту, снижает утомляемость, формирует навык игры в команде и совместного достижения цели.
  • Персональный подход к воспитанникам. Группы формируются по возрасту и по личным качествам юных игроков, в результате в каждой группе все футболисты активно участвуют в игре.
  • Регулярные соревнования. Игра с другими командами позволяет объективно оценить прогресс, увидеть достижения и осознать, над чем еще предстоит поработать. Соревнования и турниры проводятся в доброжелательной обстановке без лишнего давления, тренеры помогают детям избежать стресса и вместе прийти к победе.

Как начать заниматься?

Попробуйте разовое пробное посещение или сразу выберите абонемент в одну из школ нашей сети. Они расположены в разных районах Московской области, поэтому без труда найдете близко расположенный футбольный клуб, чтобы не приходилось тратить слишком много времени на дорогу. Ознакомьтесь с информацией о наших тренерах в специальном разделе и задайте вопросы по телефону сотруднику школы. Мы готовы работать с каждым учеником, первоначальная физическая форма не имеет значения. Запишитесь к детскому тренеру и приводите детей: каждый урок станет настоящим удовольствием.

 

fcmegaball.ru

Детский тренер по футболу — Какая з/пл у тренера детской команды по футболу? — 22 ответа



Зарплата тренера по футболу

В разделе Футбол на вопрос Какая з/пл у тренера детской команды по футболу? заданный автором АЛЬБИНА БАБЕНКО лучший ответ это Мой брат работает учителем физической культуры, и тренером футбольной команды в школе, зарплата зависит от нагрузок, и часов, =7000руб., плюс за тренерскую работу доплата= 3000руб. Первоисточник Очень маленькая.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какая з/пл у тренера детской команды по футболу?

Ответ от Здесь могла быть Ваша реклама[гуру]Сдельная

Ответ от Nav1GatoR[гуру]по договоренности

Ответ от Андрей горин[гуру]Голый интузиазм детский тренер по футболу

Ответ от Марат куконас[гуру]у тренеров детских клубов не только в футболе зарплаты мизерные а нагрузка большая, буквально на днях мои знакомый, юношескии тренер по хоккею уволился 4 группы возрастные вел за 15000руб. у нас ведь проще платить какому нибудь африканцу 20млн. дол. в год платить а не поддерживать дюсш, а потом еще удивляемся результатом на евро и на олимпиаде

Ответ от Алексей Поляков[гуру]Тренер Школы Алексея Смертина: В детском футболе денег нет, они все – во взрослом28.06.2012Корреспонденты "Алтайской правды" побеседовали с одним лучших детских тренеров Сибири, наставником школы Алексея Смертина "Алтай-2001" Олегом Киушкиным, которому предстоит защищать честь региона на суперфинале международного фестиваля "Локобол-2012-РЖД".– В Нижнем Новгороде будут участвовать 16 лучших команд со всей страны, – говорит Олег. – Естественно, буду настраивать пацанов на победу в каждом матче. Но как тренер понимаю, что выигрыш – не главное, важнее опыт, который они получат в играх с сильными командами. Став участниками суперфинала, мы уже победили.– То есть задачи выиграть любой ценой не ставится?– Результат – не главное. Для меня интереснее, чтобы команда играла в футбол. Вот мы победили на отборочном турнире "Локобола" среди сибирских команд, потому что играли лучше всех. У меня защитники на отбой никогда не долбят, из обороны выходят через передачу. Смотреть одно удовольствие.– Разве оценка работы тренера не зависит от результатов выступления команды на турнирах?– Зависит. У нас государственная система премирования, за призовые места на турнирах начисляются премии. Но они настолько малы, что мы не заморачиваемся по этому поводу. В "Томи", например, премиальные у детских тренеров выше, поэтому сама система подталкивает их играть на результат любой ценой. Качество игры при этом отходит на второй план. Один парень из Прокопьевска во время матча бегал за нашим капитаном Данилом Зарецким как приклеенный. Потому что тренер сказал: "Ты – его тень. Играешь с ним персонально по всему полю". Я Данилу говорю: "Попросись в туалет в перерыве, он за тобой туда побежит". Нужен результат, и он разменивает мальчика, который в футбол не играет. И что потом этот ребенок скажет своему тренеру: "Спасибо, что я был тенью?! ".И совсем другая ситуация в футбольной академии "Локомотив", где тренеры получают зарплату по контракту. Для них важнее не победить на турнирах, а научить ребёнка правильно принимать мяч, правильно бить по воротам, правильно бегать. Когда он будет старше – научить его тактическим построениям. И если он на выходе перешел в дубль или подписал контракт с главной командой, то все тренеры, которые с ним работали, получают бонусы. Эта система направлена именно на выращивание футболиста.– А как сейчас в детском футболе вообще по части благосостояния?– В детском футболе денег нет, они все – во взрослом футболе. Обеспеченных школ – единицы, и почти все они – частные. Лучшая, на мой взгляд, академия – у ФК "Краснодар", также академия Коноплёва в Тольятти, в Москве. В них выращивают футболистов, а потом продают. Это чистый бизнес. Все остальные бюджетные школы – это шлак. Потому что в них нет квалифицированных кадров. Просто не идут люди, а если и приходят, то работают спустя рукава. На одну зарплату тренера ДЮСШ жить нереально.– В школе Смертина тоже?– У нас, к счастью, "проходимцев" нет, даже на работу с мизерной зарплатой берут далеко не всех подряд. К тому же для бюджетной школы инфраструктура очень приличная, можно сказать, лучшая за Уралом. Поля, мячи – сумасшедшие условия! Огромнейшее спасибо, конечно, Алексею за то, что такая школа есть. Это большое дело, что он её создал и продолжает за ней следить. Мы постоянно держим его в курсе дела, сбрасываем SMS-сообщения об успехах воспитанников. Но какая бы ни была школа – в ней всё зависит от работы тренеров. Кадры решают всё!– Среднестатистический тренер здесь какой? Опишите двумя словами.– Думаю, что в основном это энтузиасты своего дела, которые за небольшую зарплату качественно выполняют свою работу. Мы же находимся на улице Энтузиастов!– Не имея своей команды мастеров, для кого вы готовите воспитанников?– У нас школа пока молодая, ещё не совсем понятно направление, в котором она будет работать. Но в последнее время наметилось сотрудничество с академией московского "Локомотива". Наши ребята уже ездили туда на стаж

Ответ от Malomalskaya[мастер]Зависит от области, в нашем городе тренер получает 15-30 тыс плюс премия там за выполнения установки на соревнованиях и тд, зависит от количества команд на одного тренера, количества детей, успехи детей тоже важны

Ответ от Кислый[гуру]Смотря в каком регионе. Смотря в какой стране. Смотря в каком клубе.З/п: от фиг с маслом до ...В академии ФК Зенит детским тренерам платят и 100 000 рублей в месяц!ссылкассылкассылкассылкассылкаУж кто бы говорил о проблемах подготовки тренеров, но только не министр. Как известно, бюджет РФС за последние семь лет вырос в 14 раз: если во времена правления Вячеслава Колоскова он составлял порядка 5 миллионов долларов, то сегодня – что-то около 70. Что из этих денег перепало тренерам и их учителям? Вот простые факты:- средняя зарплата детского футбольного тренера в России составляет 8000 рублей;- с 2007 года РФС не выпустил ни одного специального методического пособия для тренеров;- объем финансирования научно-методической работы РФС в период правления Виталия Мутко составлял 200 тысяч долларов, то есть 0,3% от бюджета РФС;- в штате РФС нет ни одного специалиста по теории и методике футбола.Профессор Марк Годик, последний могиканин в этой области, на протяжении долгих лет разрабатывал методические пособия, к тому же болен. А на смену им никто не пришел – преемственность поколений утеряна. Ну а чего еще остается ожидать, если спортивных вузов в многомиллионной стране осталось 12, кафедр футбола и того меньше – всего 6, а средний возраст преподавателей 70 лет? Отсюда и уровень подготовленности: только 20 процентов специалистов в детско-юношеском футболе имеют профессиональное образование.Интересно, знает ли об этом президент Путин, который намерен резко повысить качество российского футбола за счет дорог, отелей и аэропортов, строительство которых сулит нам чемпионат мира-2018?Я в своё время работал за 6000 рублей в месяц этим самым тренером!

Ответ от Владимир Поболь[гуру]я знаю, что весьма небольшая

Ответ от Wiliam Albadavi[новичек]Зависит от количества побед его команды.

Ответ от Andrey Pervozvanniy[новичек]У нас от 14 000

Ответ от Ненси[гуру]нет им мало не платят а платят родители иногда например за не нужную форму ремонты и т .п.

Ответ от Forza Napoli![новичек]хм, 10000 примерно

Ответ от Китин[гуру]мало. очень мало

Ответ от Александр[гуру]В трудовом договоре всё будет оговорено.

Ответ от Wladimir antonow[гуру]В России более 20 лет разрушена система оплаты труда. Полный бардак.

Ответ от Александр Сенькин[активный]10-15 тысяч, по крайней мере это у самый простеньких.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Школа футбола, футбольные уроки, обучение футболу, футбольная школа, футбол юноши, футбол для мальчиков

Используя термин "школа" к обучению детей футболу, мы подчёркиваем необходимость применения в процессе обучения всего арсенала общих педагогических принципов, средств, форм и способов обучения.  В системе образования есть разделение "учитель в школе" и "преподаватель в институте". К сожалению в футболе в настояшее время нет деления тренеров по специализации. И это вызывает большие проблемы в системе подготовки резервов для профессионального футбола. Действительно, объективно, есть две разные специализации тренеров в футболе - Детский тренер - тренер профессиональной команды.  Есть по факту, по реалльному положению дел,  но не по  формальным организационным признакам.

Никого не удивляет что, например, врачи могут иметь различную специализацию. Более того если доктор специалист по профессии – проктолог, начнёт лечить заболевания верхних дыхательных путей (вместо доктора - ухо/горло/нос) это вызовет недоумение у окружающих (в лучшем случае)))).

А в футболе подмена двух совершенно различных специализаций:

- детский тренер

- тренер, специалист во взрослом (профессиональном и любительском) футболе 

одной – тренер по футболу, считается совершенно обычным делом.

Можно сколько угодно приводить аргументов о необходимости разделения профессии тренер в футболе на две разные специализации и запрещении без специального обучения тренировать детей людям, которые когда-то (пусть и хорошо), играли в профессиональном футболе и получили (в лучшем случае) общие спортивные знания. Но арнументы не будут услышаны если у общества не  появится понимание, что есть две разных тренерских специализации в футболе. Только тогда можно будет говорить об организационных шагах решения возникшей проблемы.

Могу ещё раз привести аналогию с врачами. Их сначала учат   общим дисциплинам, а потом идёт длительное обучение специализации.

Ну всё, буквально всё в детском футболе разное, по сравнению со взрослым. И физиология, и методы обучения, и средства развития физических качеств, и способы обучение тактике, и подходы в  воспитании, и мотивация и ……..

Кроме самой игры в футбол (две команды, мяч и ворота).  Но в детском футболе это только 15-20 процентов от общего тренировочного времени.

Тренер в детском футболе должен УЧИТЬ детей различным дисциплинам (технике отдельных футбольных приёмов, тактическим взаимодействиям), правильно и последовательно развивать различные физические качества, воспитывать и социолизировать  юных футболистов. Детский тренер должен быть  направлен на эффективность ОБУЧЕНИЯ детей исходя из решения КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ - подготовка резерва для профессионального футбола (мы сейчас не говорим о такой задаче, как сохранение и развитие здоровья детей средствами футбола, это немного другое направление деятельрности).

Школа футбола, футбольные уроки эти термины должны показывать о необходимости соблюдения в детском футболе общих педагогических принципов обучения. Футбольная школа это место где УЧАТ детей, а не тренируют детские футбольные  команды, главное это подготовка юных футболистов для профессиональной карьеры.

xn----8sbbn7arsjife8g.xn--p1ai

2.6. Детский тренер по футболу. Психологический анализ в большом футболе

2.6. Детский тренер по футболу

Это особый тренер, он должен быть в первую очередь педагогом и обязательно любить детей. Если дети знают, что тренер не кричит во время тренировки, а подсказывает спокойным тоном, то занимаются с большим удовольствием. Но частенько бывает, что наставник без конца кричит, ругается, иногда матом. Дети такого тренера долго терпеть не смогут. Детский тренер – это особый тренер, он должен с ними и просто поиграть в свободное время, например в ножной волейбол. Он должен строго, но не жестко наказывать за проступки, индивидуально подходя к каждому воспитаннику.

Детский тренер должен знать, что «мартовские» дети физически слабые, но постепенно они взрослеют и становятся сильными, смелыми в отборе мяча. Умственное развитие у них опережает физическое. «Декабрьские» – очень энергичны, смелы, даже не умея играть, они проявляют свои качества в игре, не все внимательные и делают много ошибок, но это сразу заметно.

У детских тренеров особая задача – готовить смену. И эта очень ответственная работа требует наблюдательности и развитого педагогического внимания. Бывает так, что в раннем юношеском возрасте подопечные хороши, а когда начинается половое созревание, многое меняется. Вот тут и нужны наблюдения психолога и выработка индивидуальных рекомендаций каждому ребенку, особенно в вопросах физических нагрузок.

В футбол особо звать не надо, а если еще тренер знаменит, то ребята сами летят в секцию записаться. Тренеру знаменитому и просто тренеру надо знать при наборе, кого набирать в специализированную школу по футболу. Исходя из природных качеств, сразу можно брать, например, Сергея Игоревича «декабрьского», Андрея Анатольевича «февральского», Дмитрия Александровича «ноябрьского», Владимира Антоновича «октябрьского», Эдуарда Анатольевича «августовского». Притом смело нужно набирать детей со смешными фамилиями, например, Каряка или Дураков. Обладатели таких фамилий играют очень отчаянно, выносливы и, самое главное, думают на поле.

Для юных спортсменов очень важно заниматься упражнениями у балетного станка. Это дает пластику и гибкость, укрепляет осанку. Ведь за счет гибкости он может забирать мяч у своего противника. Каждое движение у футболиста должно быть пластичным. Наших футболистов, обладающих пластичностью и гибкостью, можно посчитать на пальцах. Именно поэтому так много травмоопасных столкновений и жестоких стыков. А балетная подготовка научит правильно и рационально выпрыгивать, когда подают угловой, и забивать гол.

Не менее важно тренировать обзорное зрение, чтобы видеть, кому выгоднее отдавать пас. Эти упражнения укрепляют большую косую спинную мышцу. Когда юные футболисты играют «дыр-дыр» или 5Ч5, многие не могут понять, что это упражнение дается для развития реакции и чувства паса. Многие часто воспринимают подобную игру как разминку-разогрев, поэтому квалифицированный наставник должен разложить все «по полочкам» и объяснить, что отданная из неудобного положения голевая передача и есть результат специальных тренировок, а не просто удача.

Особое внимание тренерскому штабу следует обратить как на всестороннюю подготовку молодых талантливых игроков, так и на даровитых футболистов юношеского возраста, привлекаемых к матчам дублирующего состава. Очень важно постоянно отслеживать функциональные нагрузки спортсменов, дабы не перетренировать их и не сломать психологически при возможных неудачных выступлениях за взрослую команду. При этом неизмеримо возрастает роль штатного психолога, который сумеет квалифицированно заняться воспитанием волевых качеств и психологической устойчивости молодых футболистов. Опыт показывает, что все эти временные затраты окупятся сторицей. Лучшая иллюстрация – появление в отечественном футболе Дмитрия Сычева из Омска. Его дебют в московском «Спартаке» в январе 2002 г. на Кубке чемпионов Содружества запомнили все – и болельщики, и специалисты. Молодой нападающий стал единственным на турнире, кто забивал в каждом матче, включая финал. А как ярко блеснули в последние два сезона, в том числе в битвах чемпионата мира-2004, англичанин Уэйн Руни, голландец Арьен Роббен, испанец Хосе Антонио Рейес, португалец Криштиану Роналду, бразилец Робиньо! «Они умеют на поле все!» – восхищался главный тренер «Монако», чемпион Европы-2000 в составе сборной Франции Дидье Дешам. «Это поколение – свежий ветер в пустыне современного футбола! – вторил Дешаму маэстро гильдии тренеров из Германии Оттмар Хитцфельд. – Футбол молодых – настоящая музыка!»

Акселератов в истории всенародной игры всегда хватало. Например, бразильский «зубастик» Роналдо задолго до совершеннолетия получил титул Феномен, а за сборную пентакампеонов впервые сыграл в 17 лет. Столько же было Пеле в 1958 г. на первенстве планеты в Швеции. В нашем футболе юный Эдик Стрельцов в своем дебютном матче за сборную СССР вколотил три гола шведам. Итальянец Дель Пьеро и испанец Рауль дебютировали в национальных сборных в 19 и 20 лет соответственно. Из отечественных футболистов в 19 лет были призваны под знамена сборной столичный динамовец Анатолий Кожемякин и киевлянин Олег Блохин.

Современный футбол нуждается в приливе свежих сил, и это объективное требование, ведь идет бурный процесс омоложения спорта в целом. Сегодняшние подростки гораздо раньше прошлых поколений взрослеют физиологически. Любопытно, что рост футболистов за последние 50 лет увеличился в среднем на 10 см. Есть и социальная подоплека происходящего. «Жизнь меняется, – говорит знаменитый испанский тренер Хавьер Ирурета. – Роль молодежи в жизни общества становится все более значительной. Раннее становление футболистов обусловлено также лучшим питанием и медицинским обслуживанием. Изменяется и тренировочная работа, становится все более углубленной и индивидуальной…»

О психологической причине говорит и Дидье Дешам: «Молодые – настоящие животные, они хотят всего и сразу. Если надо, пойдут по трупам, чтобы добиться результата. В бытовом смысле это, может быть, и плохо, но на футбольном поле такая готовность действовать без страха и сомнений позволяет им пускаться в самые рискованные авантюры и совершать немыслимые финты и трюки. Это просто глупость – не выпускать парня на поле по паспортным данным, держать его на скамейке под тем предлогом, что ему-де надо еще созреть. Если умеет играть, то должен выходить на поле!»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Как все устроено: детский тренер - Чемпионат России 2014-2015 - Футбол

Дефиниции

В Европе такого понятия, как взрослый тренер, вообще не существует. Профессия давно углубилась в сферу организации, и там тренеров называют менеджерами. Работа менеджеров отошла от тренировочного процесса: менеджеры управляют группами помощников, которые отвечают за спортивную часть. Развитие качеств спортсменов закладывается на ранних стадиях – вот этим как раз и занимаются детские тренеры. Когда ты работаешь со взрослыми футболистами, ты просто пользуешься результатами труда тех, кто готовил их раньше.

  • Смотрите такжеКак все устроено: футбольный агент

Если ты работаешь со взрослыми, тебе достаточно отыграть 15 лет, пройти курсы и получить лицензию, поработать ассистентом пару сезонов и возглавить команду. У взрослых мужиков организм сформировавшийся, и как-то его испортить или загубить – нереально. В детском футболе такое недопустимо. Дети приходят в футбол очень рано, в 5-6 лет, поэтому педагогические знания тренеров, знания детской психологии и физиологии выходят на первый план. Если у тренера нет практики – он будет не развивать ребенка, а гробить его. Так сейчас и происходит.

В детском футболе у нас нет никаких наработок. Если вы возьмете фигурное катание или художественную гимнастику – у нас в этих видах спорта профессия передается из поколения в поколение. Тренер работает со спортсменом персонально, досконально изучает его организм. В футболе такого никогда не было. Да, есть несколько книжек в спортивных институтах. Но они раскрывают подготовку только с физической стороны – это важно для циклических видов спорта: для бегунов или лыжников. Но как работает детский организм в футболе – никто не изучает.

Цель

У детских тренеров есть мотивация прогрессировать, добиться повышения. Но это только вредит. В том-то и дело, что детские тренеры должны удовлетворять амбиции, развивая игроков. Энергия должна быть направлена на создание семейной атмосферы и на общение с детьми. Но когда тебе хочется занять высокое место, твоя работа делает упор на тактику и физическую подготовку. То есть, на основы взрослого футбола. Техникой во взрослом футболе никто не занимается – там сформировавшиеся игроки.

Детский тренер, КВУ

В детский футбол приходят люди без опыта и знаний. Приходят, чтобы добиться результата, а это совсем не то, что нужно. Если во взрослом футболе люди работают на командный результат, то в детском футболе результат должен быть не на первом, а на десятом месте. В Европе уже отказались от турниров для детей маленьких возрастов.

На первом месте должно стоять развитие, которое закладывается в яслях, в детском саду, в семье. Тренер должен анализировать каждую минуту жизни организма ребенка. Потому что это сложнейший механизм, который функционирует по своим законам. Когда ты приходишь из взрослого футбола, то навязываешь детям такие тренировки, которые они не в силах потянуть. Нагрузка не соответствует возможностям, а ведь есть еще коллектив, внутри которого тоже нужно выстроить отношения. И эти отношения, как вы понимаете, более тонкие, в отличие от взрослых.

Идеального детского тренера можно сравнить с потомственным садовником. Старший садовник передает знания сыну, который накапливает опыт и понимает, когда и как лучше поливать яблони. А дети – как маленькие саженцы. Еще садовник должен разбираться в селекции. В детском футболе необходимы тренеры, которые не только тренируют, но и отбирают детей. У нас в этом вообще никто ничего не понимает. Все делается на глазок, без аналитического подхода.

Деньги

Тренер практически бесплатно работает. Если брать среднестатистическую футбольную школу – тебе дают зарплату 10-15 тысяч за одну команду. Тогда берешь несколько групп. Одну здесь, вторую – в другой школе, набираешь платную группу. Это работа уже не на развитие детей, а на деньги. Сейчас эту нишу занимают люди, которые ищут возможность заработать на малышах. В Европе – в частности, в Испании – пришли к выводу: чтобы работа тренера была продуктивной, он не должен получать за нее денег. Тренеру дают ставку в клубе, днем он работает в офисе и зарабатывает этим. Вечером занимается с группами детей. А на время турниров и чемпионатов его освобождают от основной работы.

Допустим, завтра найдется богатый спонсор, который будет финансировать работу тренеров. Но кому платить? Эти тренеры, которые сейчас работают, сами в футбол не играли и процесс обучения не прошли. Поэтому нужно сначала подготовить специалистов, а потом уже оплачивать их труд.

Александр Низелик стал тренером академии «Зенита»

Монополия «Зенита»

В «Зените» говорят, что мы же не можем весь питерский футбол поднимать. А кто будет этим заниматься? Кто конкретно? Никто не знает. Академия «Зенита» собирает лучших игроков региона, но в этом нет никакой пользы. Каждый год в академию приходят условные пять игроков. Во-первых, это значит, что пятерых надо выгнать. Это уже изломанные судьбы – я знаю таких ребят. Дома трагедия, они чуть ли не с ума сходят.

Детский тренер, КВУ

Второй момент: эти пять новеньких перестают прогрессировать. Потому что там они были лидерами, на них играли, у них было много мяча, они брали ответственность на себя. А в академии другие лидеры, мяча у новеньких мало, и в итоге ребята садятся на скамейку. Хорошо, если в конечном счете от них избавляются. Но их продолжают держать до конца. Так они благополучно заканчивают карьеру.

Третий момент: командам академии «Зенита» приходится всю жизнь играть с ребятами намного слабее себя. В турнирах нет противоборства, соревнование неестественно. Духа нет. И когда они переходят во взрослый футбол, их характер оказывается не приспособлен к борьбе. Характер не закаляется, потому что тяжелых моментов в жизни не возникало. Особенно это касается игроков обороны и вратарей – они простаивают без работы.

Когда школа искусственно выделяется на фоне других, это плохо. Они имеют преимущество в экипировке, в условиях для тренировок, и это накладывает на детей чувство превосходства над остальными. Совершенно не заслуженное. Они еще ничего не добились, а у них уже и то, и это, и пятое, и десятое. Ребята ходят и поплевывают на всех сверху. Психика развивается неправильно. Разговаривать с такими детьми зачастую невозможно – их накрывает звездная болезнь, и вы видите, что из этого получается. Взрослые команды рассчитывают на приток голодных и полных сил ребят. А приходят самоудовлетворенные игроки, которые думают: «Сейчас со мной контракт подпишут, и ничего уже не надо делать будет. Всего добился».

КВУ, Детский тренер

В Англии схожая проблема. Молодые люди выпускаются из академий, заключают большие контракты и перестают выкладываться. Сбивается мотивация. Поэтому важно определить спортивный характер футболиста на ранней стадии – этим должны заниматься селекционеры. Когда игрок будет обеспечен материально, он должен сохранить спортивный интерес к игре.

Взросление

В период взросления мальчика с ним происходят невероятные вещи, которые вообще психику ломают. Дети сидят на раскаленных углях и боятся, что не сегодня, так завтра их выгонят. И их чаще всего выгоняют, потому что футболистами становятся единицы.

Поэтому нужно проводить анализ, чтобы понимать, где сейчас находятся дети, которые заканчивали школы. И чем они занимаются. Есть много негативных результатов, связанных с пьянством и наркоманией. Зачастую неоправданная надежда ведет к падению. Стоит только начать. Свое горе надо успокоить, и такое горе чаще всего заливается спиртным. Помните команду Колыванова? Что с ними сейчас стало, где они сейчас? А ведь это же чемпионы Европы, лучшие игроки своего поколения.

В Петербурге ежегодно выпускаются по 20 человек из академии «Зенита», потом еще 20 из СДЮШОР «Зенит». Есть еще и другие школы – за пять лет получается тысяча воспитанников. Нужно подвергать анализу, понимать, на что тратились деньги. Что надо менять. Без осознания того, что происходит, мы будем топтаться на месте.

Дети сидят перед экранами, на улице не гуляют. Физически они потенциально ослаблены – еще и экология ухудшилась. Да, есть открытые площадки, но они себя не оправдали. Потому что на них играют взрослые и никого не пускают. А дети идут домой играть в компьютер. Поэтому нужны крытые залы, чтобы поля не простаивали зимой. В них должны работать специально обученные люди, которые организуют соревнования. Потому что только игры и турниры стимулируют к занятию спортом. Когда за победу что-то дарят – у ребенка праздник в душе.

Главное – атмосфера в спортшколе должна быть приятной. Встает ребенок в 7:30, и его должно тянуть на занятия. У нас есть такие дети, которых тянет в школу утром? А почему не тянет – потому что учителя строгие, программа непонятная, чего-то требуют, закидывают заданиями на дом. В футбольных школах то же самое. Тренировки должны проходить в радость. Для этого должны работать профессионалы – профессионалы не по контрактам, а по ответственности к делу.

Детский тренер, КВУ

В Петербурге много талантливых детей в возрасте 8-11 лет. У них уже есть почерк, они бескорыстны, особенно в таких семьях, где не идет разговор о деньгах. Просто золото! А потом к 15 годам завершается выравнивание, и дети становятся одинаковыми, как оловянные солдатики. Все делают одно и то же, делают это не очень плохо, но и не очень хорошо. Нет работы на индивидуальное развитие, хотя изначально дети приходят очень хорошие.

Родители

Из-за родителей вырастает целый ком проблем – отношения тренеров с родителями, родителей с детьми, детей с тренерами. Родители перестают видеть в детях детей, а видят в них средство для заработка на пенсии. И тут отношения начинают искажаться. Если ребенок не прогрессирует, в этом сразу виновен тренер. Неподготовленные тренеры часто начинают допускать ошибки под давлением. Бывают бесцеремонные родители. Приходят после игр и тренировок, начинают права качать. На первый раз даем им предупреждение. На второй выгоняем.

Бывают смышленые 5-летние мальчики. Ножки быстрые, голова светлая, любо-дорого посмотреть. И тут влезает папа, который кричит на него со стороны и не дает ему делать то, что он хочет. Тут же начинает какую-то установку давать, тренер на это все смотрит, его не выгоняет. Тренер, который все это терпит – это уже не тренер. А папа, который что-то говорит, губит своего ребенка. Как вообще можно что-то объяснять о тактике 5-летнему? Папа и себя не способен вспомнить в этом возрасте.

Детский тренер, КВУ

В Дании есть известный клуб «Брондбю», лучшая школа страны. Вот он участвует в турнире. Но родители едут туда отдельно – у них свой автобус. Селятся они тоже не с детьми, а в отдельной гостинице. Потом во время матчей они не имеют права подходить к футболистам – они вообще на другой стороне поля находятся. Если ты хочешь угостить ребенка водой или яблочком, то несешь бутылочку или фрукт не только своему сыну, но и каждому игроку. Запрещено брать с собой дорогие телефоны, дорогую экипировку. Выделяться в материальных возможностях нельзя. Так они берегут детскую психику. Ничто не должно мешать ребенку выйти и играть так, как он считает нужным. Вот он получил мяч, и решение принимает только он, а не папа с мамой.

Если назойливый папа все-таки вмешался в игру – все. Сразу говорят до свидания. У нас ведь сейчас папа может прийти в школу и устроить разнос учительнице. Тем более, в футболе у нас все разбираются.

Зарубежный опыт

Испанцы в 80-х годах зашли в тупик. Так же, как и мы сейчас. Гнались за немцами, французами и голландцами и поняли, что догнать их не смогут никогда. Потому что не на тех смотрели. Испанская нация – маленькая, низкорослая. А тогда была тенденция – выше, мощнее, быстрее. В итоге Испания обратила внимание на Южную Америку. Там тоже невысокие ребята играют, а услугами бразильцев, аргентинцев и уругвайцев пользуется весь мир. Они изучили их опыт и разработали программу, свойственную для конкретной нации. И успехи пришли не только в футболе – в теннисе, баскетболе, гандболе. Там, где мяч, там, где нужно быстро соображать и выполнять техническое действие – там у них преимущество. И даже в Англию испанцев стали приглашать, чего раньше никогда не было. Их футбол кардинально изменился – тактически, внутренне и внешне. Сейчас весь мир работает как испанцы. Кроме, наверное, России. Мы как всегда в хвост дышим.

Детский тренер, КВУ

Тренеры в Европе – это одна семья. Они собираются, у них симпозиумы и конференции, информацию друг от друга не скрывают. Европа – это единый организм, игроки шныряют из команды в команду, а значит развиваться должны в единой системе. Переходит игрок из «МЮ» в «Барселону», а принципы игры сохраняются теми же. Не нужно заново объяснять философию – игрок уже подготовлен.

А у нас даже внутри одного города проблемы. Переходит мальчик из одной школы в другую – новый тренер все объясняет по-другому. Тренировки другие, действия другие. И что можно усвоить из этого в 10 лет? Тем более, когда с тобой книжным заученным языком говорят.

Академия «Зенита» посылает на европейские стажировки. В тот же «Аякс» отправляли на пару недель. Ну, посмотрели как дети работают. Привезли конспекты. Но оказалось, что тренировки, которые записали и изучили, нам ничего не дают. Эти тренировки у нас были и 30 лет назад. Мяч был и остается круглым везде. Нам нужно развивать селекцию: смотреть на игровое мышление, быстроту принятия решения. Нужно отбирать склонных к этому детей, со спортивным характером и честолюбием.

Недавно в Питере проходили турниры Гранаткина и Содружества. Так вот, разница в технике и мышлении между ребятами из ЮАР и нашими – огромнейшая! Причем не в нашу пользу. ЮАР, представляете, да? Это же не какая-то супердержава. Все видят, что происходит, но продолжают прятать голову в песок как страусы. До 2018 года, видимо, надо молчать. А после 2018 может кто-нибудь что-то скажет. Например, тот, кто у нас главный в стране. Скажет: «А давайте-ка обратим внимание».

Воспитание

На детей орут 90% тренеров. В том числе и матом. Матерятся в основном на ребят постарше – на маленьких вряд ли. Так, чтобы еще и бить – на моей практике такого не припомню. Разве это вообще может быть нормальным? На западе за такое сразу в суд подадут. Они могут стать взрослыми полноценными людьми только тогда, когда ничего не боятся. Вот это чувство страха преследует наших спортсменов с самых маленьких лет. Посмотрите на тот же «Зенит». В какой бы ситуации Витсель не оказался – он не боится терять мяч. Данни и Халк такие же. Они могут начать обводку в любой ситуации. У них вообще чувства страха нет.

Ребенок, которого ударил тренер: «Я так упал, потому что подпрыгнул»

А наш игрок – Шатов или Смольников – самое лучшее, что он сделает, это ударит куда-то в трибуны, лишь бы мяч не потерять. Все это заложено в 6 лет. Если вы на ребенка крикните, даже в 10 лет, то происходит эффект ракушки. Ракушка захлопывается, и у ребенка мини-стресс на оставшуюся жизнь. Он полноценным спортсменом уже не станет. Потому что в голове всегда этот крик. Он не сможет раскрепощенно играть. Этим западные спортсмены и отличаются от наших – они все раскрепощены. Им не надо надрываться, они по природе такие. Они привыкли выражать мысли вслух, привыкли говорить с тренером откровенно, могут обнять тренера и потрепать его за ухо, погладить по шевелюре. Тренер для них такой же человек, как и они. Ты уважаешь человека и его образ мысли, но не боишься высказаться, потому что тебя за это никто не накажет. Из наших только Аршавин всегда выделялся раскованностью.

Сейчас все усугубилось. Потому что весь стадион кричит, и дети теряются. У нас недавно 14-летнего мальчика дисквалифицировали на год. Он просто так взял и ударил лежачего ногой наотмашь после свистка. Повезло, что травму не нанес – у парня было подозрение на перелом позвоночника. Если бы подтвердился – пожизненная дисквалификация. Откуда такая агрессия? Все это идет от окружающей обстановки – от тренеров, партнеров, родителей.

Детский тренер, КВУ

А говорить с тренерами бесполезно. Они считают, что все правильно делают. Потому что они работают на результат. Есть конкретная игра, и нужно давить на ребенка – тогда он сделает, что просят. Сегодня это помогло, но след на будущее останется. А если говорить в глобальном масштабе, то вообще друг на друга не надо орать – ни на детей, ни на взрослых. Это просто показатель уровня воспитания и культуры.

Коррупция

Когда появляются деньги, то появляются проходимцы, грязь и взятки. Все знают, что в известные школы дети попадают за деньги. Заранее понятно, что из этих ребят игроков не получится, но они все равно просматриваются, отбираются, попадают в состав. Потом эти мальчики заканчивают школу и дают еще одну взятку – за контракт с профессиональной командой. Сколько это стоит – не знаю, такое происходит преимущественно в элитных академиях. Потому что в других школах просто не за что давать – уровень представительности другой. Но говорить о взятках как о факте мы не можем – нужны доказательства, а их нет. Есть только разговоры.

Скажу так: мысли поддаться искушению и сыграть договорной матч в детском футболе есть. Потому что команды поставлены в такие условия, что все направлено на результат. Американцы и канадцы взяли и сделали закрытые лиги во всех видах спорта. Все проблемы решились. Когда у тебя нет страха проиграть, то и подход совсем другой. Страх проиграть матч несет за собой цепочку негативных мыслей. Если бы Премьер-лига была закрытой, то у нас бы даже слухов не было про договорняки. Но все это отражает уровень жизни в обществе, в стране.

«Могу ли купить самолет? Естественно. Еще и на Ламборгини хватит». Кто гоняет на Аston Martin в 15 лет

Как все устроено: питерский Вираж

Как все устроено: вип-болельщик «Зенита»

Как все устроено: фигурное катание

www.eurosport.ru

Интервью с тренером по футболу: о детях и спорте

Есть много способов научиться что-либо делать. Самый быстрый – это попросить помощи у того, кто уже умеет. Как, наверное, здорово иметь рядом человека, который может научить секретами мастерства, сократить время на обучение, помочь со сложностями, поделиться собственным опытом.

Каким должен быть хороший наставник для детей? Есть ли что-то общее у футбола и жизни? Что дают тренировки, помимо усталости и боли в мышцах? Разобраться в этих вопросах помог тренер Алексей Орлов.

А: Ну погнали, а то я в 2:40 начну собираться на тренировку.

И: Ок, 2-40 услышала, успеем. В чем заключается твоя работа, чем ты занимаешься?

А: Я старший тренер проекта «Футбольный городок». Это работа как с детьми, так и с тренерами.

И: То есть, ты помогаешь детям и взрослым раскрыть свой потенциал? В каком-то роде психологическая помощь плюс чисто профессиональное обучение, постановка движений, отработка приемов, и все такое?

А: Это в первую очередь футбольная секция, но психологическая работа с детьми ведется на каждой тренировке. Задача тренера, например, нашего проекта, в том, чтобы привлечь ребенка в спорт, а затем, предлагая ему посильные, но довольно сложные и в то же время интересные упражнения, воспитать в нем спортивный дух и оставить его в именно в футболе.

И: То есть, тренер — это такой наставник, который одновременно дает и технику (например, постановки удара по мячу), и некоторую уверенность ребенку, что все получится, что спорт — это здорово, что можно победить, если играть в команде?

А: Именно, правда добавлю, это и работа с родителями, которые порой требуют слишком многого от своего ребенка на каких-то этапах развития. Или же наоборот перекладывают процесс воспитания ребенка полностью на тренера, что, скажем так, не выглядит золотой серединой. Работа с детьми ведется как индивидуальная, так и коллективная. Они — одна команда, и должны помогать и поддерживать друг друга, однако, без определенной, по спортивному злой конкуренции, тоже прогресса не добиться.

И: Вообще «победа», «мотивация», «командное взаимодействие» — это очень интересно. Какие задачи чаще всего приходится решать тренеру? Что мешает детям играть лучше, низкая самооценка, может быть, или агрессия?

А: На прогресс спортсмена влияет скорость «схватывания» информации. Бывает так, что ребенок провел на занятиях меньше времени с мячом по сравнению с остальными, то есть он начинает отставать. Вот эта разница в подготовке, если она накапливается, оказывается тормозом.

Следующий аспект – это, конечно, же дисциплина. Спорт требует тщательного и упорного выполнения упражнений, если же ты только веселишься и, в целом, пришел пообщаться с друзьями, то ты пропустишь детали того, что объяснял тренер, начнешь выполнять упражнение неправильно. И вот у нас уже сформированный двигательный навык, который в дальнейшем исправляется сизифовым трудом.

И: Первая распространенная проблема, получается — это недостаточно хорошая техника у маленького спортсмена. Тренер ее подтягивает. Вторая — это дисциплина, то есть, тренер мотивирует. А как ты мотивируешь детей, что ты делаешь или говоришь?

А: А вот тут все зависит от ребенка, многих достаточно похвалить или в случае неудачи сказать, что и сам не с первого раза научился, в следующий раз обязательно получится. Но, есть и те, кому нужно показать личный пример. Когда ребята видят, как тренер выполняет упражнение, а он ведь все красиво делает, то в некоторых просыпается желание подражать. Кому-то нужно сказать, вон, твой партнер-то как быстро это упражнение сделал, а ты чего? И он сразу включается в конкуренцию. Все индивидуально.

И: Нужно хорошо чувствовать ребенка и нащупать то, что именно у него вызывает интерес. Кому-то важно, чтобы тренер заметил успех, кому-то хочется быть похожим на него, а кому-то больше всего важно быть лучше товарищей. А бунт бывает? Я имею в виду, бывают ли дети, которые специально не делают то, что ты говоришь, вступают в конфронтацию, срывают тренировку?

А: Чаще всего дети, которые не выполняют упражнение, руководствуются несколькими посылами:

  1. Боятся не справиться, и их увидят партнеры по команде.
  2. Хотят привлечь внимание тренера или команды.
  3. В результате нескольких неудач теряют интерес к такому уровню сложности упражнений.

Со всеми ситуациями можно эффективно работать, если вовремя заметить

И: А что работает эффективнее, наказания или поощрения? Или это от ребенка зависит?

А: Слукавил бы, если бы сказал, что совсем обходится без повышения тона. Но это радикальный метод.

И: Я точно не собираюсь оценивать, правильно ли ты работаешь с детьми. Вот по своему опыту мотивации могу сказать, что для меня ужаснее всего — это остаться без внимания лидера (тренера, босса, руководителя, наставника в любом виде), а не разговор на повышенных тонах. То есть больнее всего — разочарование, потеря интереса. На детей что круче действует?

А: Думаю, наказание в лишении удовольствия, будь то поощрение или любимая игра, принципиальное соперничество, подарок, посещение занятия и прочее. Например, мы даем звание капитана в конце занятия и право носить повязку и помогать тренеру на следующей тренировке – к этому каждый стремится, это очень стимулирует.

И: Мотивация детей вообще не особенно отличается от мотивации людей. Я вела для детей летние курсы по медитации, родители их туда сдавали, как в камеру хранения. Могу сказать, что с детьми, точно также, как с взрослыми, главная задача — это самому оставаться присутствующим, сохранять самообладание. Тогда получится и их настроить на нужную работу. У тренеров также? Какими качествами должен обладать тренер, по твоему мнению?

А: Стремление сегодня стать лучше, чем вчера. Это очень заразительно. И еще терпение и квалификация, полагаю, залог успеха. Причем квалификация не как что-то статичное, например, тренерская лицензия получил — и порядок, а постоянная работа над ее повышением, развитие в динамике.

И: А каким должен быть хороший тренер?

А: Так как я работаю детским тренером, то и мнение о его необходимых качествах сформировать легче.

В первую очередь, хороший тренер — это человек обладающий знаниями в области педагогики, психологии и в футбольной «азбуке».

Это человек, умеющий создавать положительную атмосферу, подходящую для занятий спортом, понимающий психофизиологические особенности того возраста, с которым работает. А еще это обязательно человек с фантазией, так как упражнения приедаются, и нужно придумывать новые подходы и их интересные варианты. Он также должен уметь грамотно излагать свои мысли, потому что если вас не понимают взрослые, то дети не поймут и подавно.

И: И при этом тренер должен находить общий язык с родителями. Конфликты с родителями, наверно, случаются часто. Что становится поводом?

А: Конфликты с родителями почти исключены. Нужно понимать у нас с родителями общая цель — это прогресс их ребенка, поэтому если им не импонирует мой подход, то разумно поменять тренера для этого ребенка.

В большинстве случаев у нас с родителями выстраивается общая линия работы. Я работаю в секции с ребенком, а они — дома, я воспитываю в нем спортивный подход в делу, они — уважение к тренеру. В секции мы прошли обучение остановки мяча, например, дальше они выполняют домашнюю работу.

Но и тут можно перестараться, родителям может показаться что этого мало и нужно развивать еще и те качества, которые в принципе не подходят по сенситивному периоду возрасту ребенка. Это может привести к плачевным результатам.

Еще есть такая проблема, как завышенные ожидания. У ребенка могло не получиться упражнение и с 3 раза, а родитель уже создает такой настрой, при котором ребенок просто теряет интерес к футболу.

И: Есть слишком требовательные родители? Они хотят сделать из малыша непременно суперчемпиона? Вообще сами дети в большинстве своем любят футбол, или больше таких, кого просто «привели родители»?

А: Большинство любят, но есть и те, кого приводят чтобы «побегал». И в первом и во втором случаях я понимаю свою роль и ответственность перед ними.

И: Как ты считаешь, что в конечном итоге дают ребенку занятия?

А: Я стараюсь, чтобы уходя с тренировки, они не только чувствовали приятную усталость, но и понимали какого это, преодолеть себя, обогнать соперника, попасть в ворота в сложной ситуации, как реагировать на боль, и сколько эмоций на нее тратить, чтобы она скорее прошла. Чтобы они ждали следующей тренировки, потому что она даст им возможность выучить новое движение или прием, которого они еще не знали, и постараться сделать, лучше, чем друг. И, как результат всего выше сказанного, развить любовь к футболу и спортивному образу жизни.

И: А есть такое, что достигнув определенного мастерства в футболе ребенок становится в целом более уверенным?

Можно ли использовать спорт, как вариант поднять самооценку, найти контакт со своим телом, перестать бояться (или избегать) сверстников, научиться дружить и побеждать вместе?

А: Тут есть прямая зависимость, отличный вопрос. Поэтому в тренерской деятельности важен принцип посильных задач. Достигая результата, который вначале казался невозможным, появляется ощущение победы. Это благоприятно сказывается не только на самооценке, но и на состоянии организма и психики в целом.

И: А как тренер помогает ребенку влиться в командное взаимодействие? Ты говорил «сделать упражнение лучше, чем друг» — это не приводит к вражде между детьми?

А: Существует набор упражнений на развитие командного духа. Их можно использовать попеременно с упражнениями, направленными на соперничество, что позволяет нивелировать проблему вражды.

Что касается командного взаимодействия, то это важная область воспитания ребенка в секции. Он получает знания о том, что рядом есть такой же ребенок с такими же правами. Что он ни первый и ни последний, что рядом есть товарищ, который поможет в сложной ситуации, но вообще-то готов и помериться способностями.

И: То есть, спорт развивает эмпатию? Ребенок гораздо лучше понимает, что чувствует другой, например, злость от поражения, эйфорию от победы? У нас 10 минут до твоего выхода. Я имею в виду, помогает ли командная работа в спорте научиться лучше понимать и себя, и других людей?

Сколько я общалась со спортсменами, могу сказать, что они в основном более открытые, более уверенные и более эмпатичные, чем те, кто не в ладах со своим телом.

А: Конечно, имея схожий опыт успехов и ошибок, спортсмену проще поставить себя на место другого спортсмена, а соответственно и сопереживать ему. Все, я побежал, нужно немного подготовить конспект к трене еще.

И: Я бы еще хотела поговорить про азарт, про конкуренцию, про стратегию победы…Но видимо в другой раз?

А: Да, не вопрос, я точно погнал.

Вопросы задавала Ирина Сун, респондент: Алексей Орлов.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

opsihike.ru


Смотрите также