Как заработать на своей любви к футболу. Рассказывает футбольный комментатор. Как стать комментатором футбола


Курсы спортивных комментаторов — Учёба.ру

Спортивный комментатор — это профессия для тех, кто по-настоящему увлечен спортом и хочет превратить свое хобби в дело жизни. Комментаторы не только ведут трансляции игр, но также участвуют в обсуждениях и пресс-конференциях вместе с другими экспертами, берут интервью у спортсменов, пишут для новостных сайтов и печатных изданий. Комментаторами часто становятся бывшие спортсмены и тренеры, поскольку они, как никто иной, разбираются в освещаемых вопросах. Но даже профессионалам нужна специальная подготовка, ведь для того, чтобы вести репортаж в прямом эфире, необходима грамотная, хорошо поставленная речь, умение привлечь и удержать внимание зрителя, эрудиция. Многие спортивные телекомментаторы запомнились зрителям именно своим неповторимым стилем, артистичным голосом, интонациями и удачными острыми шутками. Работа это уникальная, требующая полной самоотдачи и, конечно, любви к своему делу. Финансовая составляющая профессии при этом выглядит не столь радужно: начать зарабатывать по-настоящему хорошо здесь можно, только пробившись на крупный телеканал или радиостанцию и создав себе имя. А это требует времени.

Сегодня в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде есть несколько направлений спортивной журналистики на профильных факультетах крупных вузах, а также специальные школы с более узкой специализацией, где можно получить диплом и познакомиться с некоторыми тонкостями профессии.

Какие же качества характера и навыки нужны, чтобы стать спортивным комментатором? Список вовсе не выглядит пугающе:

— общительность;

— грамотная речь без дефектов и нарушений;

— артистизм, харизма, чувство юмора;

— умение оставаться беспристрастным, объективным;

— хорошая память, быстрая реакция, умение ориентироваться в большом потоке информации;

— увлеченность каким-либо видом спорта.

«Учёба.ру» составила список вузовских направлений и школ, которые помогут освоить профессию спортивного комментатора и найти первую работу.

 

 

Илья Окс

Николай ЯРЕМЕНКО,

журналист, писатель, главный редактор «Радио Спорт»

и «Радио Команда», основатель школы

Факультет журналистики сегодня — это зачастую собрание людей, которые еще не определись со своим будущим. Они хотят стать журналистами вообще, профессия им рисуется очень расплывчато. Люди мало представляют, в каком конкретно жанре им хотелось бы работать. А в школы спортивных комментаторов приходят те, кто четко понимает, чего хочет. Например, может позвонить женщина, которая работает тренером по бадминтону и хочет научиться красиво рассказывать ученикам о своем виде спорта. Разумеется, нельзя сажать такого ученика в общий поток тех, кто мечтает стать футбольным комментатором. Преподавателям в этом случае приходится подбирать программу индивидуально.

Для того, чтобы работать спортивным комментатором, нужна хорошо поставленная речь, культурный бэкграунд и, конечно, доскональное знание материала. У женщин, кстати, в этой профессии есть перспективы и в России. У меня в первом же потоке, года четыре назад, 50% курса были девушки. Две из них сейчас работают на радиостанции. Я считаю, что ждать женщин-телекомментаторов осталось недолго.

www.ucheba.ru

Хотите стать спортивным комментатором? 10 советов Дениса Цаплинда - Диагноз: футбол - Блоги

1. Разминайтесь перед комментированием.

Если вы только что проснулись и сразу сели за микрофон, ничего хорошего у вас не получится. Всё просто: мышцы лица, языка, а также голосовые связки ещё "спят". С момента пробуждения до того мига, когда команды выйдут на поле, а вы поприветствуете телезрителей, должно пройти хотя бы два часа. Ну и непосредственно перед репортажем проведите небольшую разминку для губ, языка и челюстей. Футболисты же разминаются перед матчем. Чем вы хуже? Да и пользу от чтения скороговорок никто не отменял. Не забывайте про Карла и Клару, и у вас никогда не будет проблем с Алдервейрелдом.

 

2. Не будьте унылыми и скучными.

Даже если матч вызывает лишь зевоту, всегда в ходе подготовки к репортажу можно найти несколько историй или фактов, которыми вам удастся развлечь зрителя в совсем уж тягучих эпизодах. Читайте классиков и современников, расширяйте кругозор самыми разными способами, общайтесь с коллегами, заведите видеоблог. Это поможет вам стать хорошим рассказчиком, и заполнить получасовую паузу, вызванную ливнем или поломкой стадионного освещения, будет для вас плёвым делом.

 

3. Не увлекайтесь сторонними темами.

Даже если вы нашли какую-то эксклюзивную информацию, которую, на ваш взгляд, необходимо озвучить, будьте осторожны. Углубившись в её изложение, особенно, если вы что-то читаете с листа, можно пропустить опасный момент или даже гол. И упаси вас бог начинать подобное лирическое отступление во время стандартного положения.

 

4. Наблюдайте, отмечайте и делитесь.

Комментатор не просто тот человек, что "гоняет мяч" по полю и называет фамилии игроков. Отмечайте про себя повторяющиеся и любопытные игровые моменты и периодически делитесь наблюдениями со зрителем: вон защитнику третий раз пробросили мяч под опорную левую; вот хавбек, приняв пас, смотрит под ноги, не видя партнёров; а здесь игроки обороны вытесняют форварда к левому углу штрафной, зная, что он правша; и т.п.

 

5. Не прячьте свои недостатки.

Если вы картавите, шепелявите или присвистываете, попробуйте сделать из этого уникальную "фишку". Посмотрите на Никиту Ковальчука, Кирилла Дементьева, Владимира Познера, наконец. Они незаурядны и узнаваемы, хоть и не обладают дикцией Игоря Кириллова. А любые попытки завуалировать свои минусы будут походить на то, как стареющая женщина покрывает лицо тоннами пудры: морщин вроде нет, а комичности хоть отбавляй.

 

6. Купите словарь ударений.

Неправильное произношение слов - это тот недостаток, с которым, я считаю, нужно бороться. Особенно если вы работаете на радио или телевидении. Многие даже не знают, как часто они говорят неправильно: "óтдал мяч", а не "отдáл"; "включи́т режим экономии сил", а не "вклю́чит"; "исчéрпать все возможности", а не "исчерпáть"; и.т.д. Также не употребляйте слова, в значении которых вы не уверены. Например, "нелицеприятный" - это не "неприятный", а "справедливый".

 

7. Не бойтесь быть на кого-то похожим.

Если вам постоянно говорят, что ваш стиль один в один, как у Стогниенко, Черданцева или Уткина, не переживайте. Если вы комментируете не так давно, то это нормально. Каждый, кто в первый раз берёт в руки гитару, начинает играть, как Цой, Высоцкий или Кобейн. Каждый, кого родители отдают в детстве в футбольную школу, видит себя Роналду или Месси. Это неизбежно. Но с годами работы ваш стиль сам найдёт вас. Вы даже не заметите.

 

8. Не навязывайте себя.

Вас не должно быть слишком много. Зритель прежде всего смотрит футбол, а комментатор вторичен. Вы не первая скрипка в оркестре. Вы, скорее, хорошо составленная программка, которая помогает пришедшему на концерт ориентироваться в действе. Но, в то же время, не бойтесь пошутить или поделиться своим мнением. Вовлеките зрителя в диалог. Вспомните прекрасного Владимира Маслаченко.

 

9. Играйте интонацией и динамикой голоса.

"Привяжите" громкость голоса к скорости движения мяча. Этот момент отчасти спорный, но попробуйте говорить громче и динамичнее, если мяч начинает "ходить" от игрока к игроку быстрее. Найдите гармонию своей интонации с тем, что происходит на поле, и не только тогда, когда футболист бьёт по воротам.

 

10. Расслабьтесь и получайте удовольствие.

Если вы будете перенапряжены, это скажется на вашей речи и, соответственно, на восприятии её зрителем. Старайтесь говорить свободно и чётко, посылая звуковой поток из живота через диафрагму в лоб. Почувствуйте, как звук резонирует в черепной коробке, а не зажёвывается в носоглотке. Если вы ошиблись, не переживайте и не оправдывайтесь в эфире. Все ошибаются: и игроки, и тренеры, и судьи. Признайтесь зрителю в "косяке" и шагайте дальше также легко. И ловите кайф от процесса!

 

P.S. Пост навеян конкурсом комментаторов, проводимым в эти дни телеканалом "Матч ТВ". 

P.P.S. Разумеется, всё вышеизложенное в разное время и другими словами говорилось практически всеми комментаторами. Большая статья несколько лет назад была опубликована на "Спортсе" Василием Уткиным. На сайте "Первого канала" можно найти советы Виктора Гусева. Ну а вообще, спасибо всем работникам данной телевизионной отрасли (назовём это так) за формирование меня как комментатора, пусть пока и не федерального уровня! :)

www.sports.ru

Шоу голоса. Как стать крутым комментатором - Футбол

В десятых профессия спортивного журналиста становится более престижной, несмотря на то, что ее представители чаще оказываются виноватыми в том, что: что-то пошло не так у сборной России, что развращают детей текстами о реальной жизни футболистов, что пишут не о том для серьезной и взрослой публики. Но надо понимать, что шанс исправить ситуацию есть всегда – надо просто все сделать самому.

  • Смотрите также«Я против сексизма в футболе». Главные слова осени

Для примера возьмем трех самых успешных людей этого мира: Виктора Гусева, Дмитрия Губерниева и Василия Уткина. Они центральные фигуры своих каналов, уже доросли до руководящих постов, а за ведение одного корпоративного мероприятия их агенты просят месячную зарплату московского менеджера средней руки. По нескольким точкам пересечения телевизионных карьер можно понять, что действительно нужно для комментаторского успеха.

Начать с низов

Комментаторы не проводят всю жизнь в заграничных поездках и репортажах с лучших стадионов мира. Карьера стартует, как и у большинства, с самой простой работы и набивания шишек в сюжетах. Уткин два года отработал корреспондентом «Взгляда» и даже во времена «Футбольного клуба» ездил с камерами по стадионам Руси.

Губерниев попал на ТВЦ по объявлению и сразу сел вести новости спорта – ориентация на стреляющих лыжников появится позже.

Гусев в перестроечные времена катался по всему Союзу от спортивной редакции ТАСС, в новой России попал репортером на Первый канал «Останкино» и поехал на ЧМ-1994 с комментаторским стажем в три месяца.

Растите ввысь

Несильно помогает в работе, но не замечать высоких мужчин невозможно. Общение со спортсменами становится более простым, когда к статным вратарям подходит высокий журналист. Самый высокий – Дмитрий Губерниев, с биатлонистами он всегда разговаривает сверху вниз, два метра комментаторской харизмы помогают. У Василия Уткина – 1,99, что вместе с крупной массой тела заставляет его одеваться в Лондоне. Виктор Гусев на фоне коллег выглядит скромнее – 1,87, но на десять сантиметров выше обычного русского мужчины. Говорят, росту способствует турник, но но если не пойдет, вам точно не придется делать английскую визу ради шопинга.

Виктор Гусев, Василий Уткин и Дмитрий Губерниев

Вести спортивную программу на федеральном канале

Невозможно запомниться болельщикам, не выходя в эфир на большую аудиторию. Любой 30-летний паренек вспомнит, как он смотрел «Парижские таймы»-1998, но, например, отличные сюжеты «НТВ-Плюс» с Евро-2008 культовыми не станут – просто из-за того, что за их просмотр надо платить. Виктор Гусев получил эфир «Футбольного обозрения» по наследству от Владимира Перетурина, Дмитрий Губерниев, прежде чем стать лицом мирового биатлона, общался с великими, но немедийными спортсменами в программе «Сборная России», а Василий Уткин создал культовую передачу «Футбольный клуб» на НТВ.

Поругаться со спортсменом

Высказывать мнение на всю страну, когда тебя смотрят обидчивые родственники и друзья спортсменов – ситуация опасная, но верная: небанальный ответ Мурата Якина сделал Тимура Журавеля одним из самых узнаваемых журналистов на ближайшие несколько месяцев.

Путин, Мадонна, Уткин. Чье мнение не интересует спортивных журналистов

Логично, что объекты критики трансляцию не видят, а знают о возмутительных репликах из пересказа семьи. Комментаторы, чей стиль построен на резких оценках, попадали в такие ситуации не раз, но до ссор доходило редко. Даже Гусев – самый мягкий из топовых футбольных экспертов – критикует редко, но эпизод с Романом Широковым помнят все. Дмитрий Губерниев назвал тренера женской сборной России Вольфганга Пихлера шабашником, подрался в красноярском аэропорту с серебряным призером Олимпиады Павлом Ростовцевым и судился с Вячеславом Малафеевым.

Малафеев против Губерниева, Уткин против Путина и еще 9 ярких битв с участием комментаторов

Василий Уткин периодически аккумулирует ненависть фанатов и белорусов, список конфликтовавших с ним спортсменов впечатляет: Павлюченко, Измайлов, Аршавин, Емельяненко.

10 человек, которых обидел Василий Уткин

Вести корпоративы

На одном мероприятии можно поднять хорошую сумму. Фиксированный оклад на телеканале порой служит приложением к заработку на стороне – комментировать зовут даже самые удивительные мероприятия, типа Кубка Патриарха по хоккею с мячом. Дмитрий Губерниев за один корпоратив просит 10 тысяч евро, некоторые источники утверждают, что Василию Уткину за персональную трансляцию нужно платить 8 тысяч евро. Виктор Гусев гонораров за внеэфирные мероприятия не называет, но с радостью позирует, например, на вручении пивного паспорта.

Сниматься в кино

Комментаторы появляются в фильмах, как только в сценарий вписывают спортивный эпизод. И Гусев, и Губерниев снимались в сериалах «Счастливы вместе» и «Воронины», а лицо Первого затем пригласили сниматься в эпизоде жуткого русского кино «Ржевский против Наполеона». Василий Уткин получил большую роль в одном из самых приличных русских фильмов – «День выборов» «Квартета И». В незадачливом кандидате в депутаты Цаплине зрители узнали футбольного комментатора и до сих пор смеются с фразы: «Я не интересуюсь футболом».

Участвовать в развлекательном шоу

Когда финалы крупных турниров отработаны, а в церемониях открытия и закрытия Олимпиад становится скучно, спортивные комментаторы пробуют себя в развлекательных форматах. Больше всего преуспел Дмитрий Губерниев – в кадровом кризисе ВГТРК харизма биатлонного гуру пришлась к месту, без него уже не представить «Евровидение», а на любимые троллями и пенсионерками «Голубые огоньки» комментатор заходит как к себе домой.

Виктор Гусев со звездами не то что общался, а какое-то время даже жил – ел жуков с Даной Борисовой и Крисом Кельми в третьем сезоне изнурительного реалити «Последний герой». Василий Уткин вел «Земля-Воздух», был в «Голоде», но только в телешоу – в испытании на ТНТ комментатор был ведущим и иногда начитывал текст сюжета глубокой ночью. Сейчас Василия можно встретить в «Большом вопросе» на СТС.

Duck Tales. Кино, благотворительность и еще 7 достижений Уткина вне спорта

Качайте новое приложение Eurosport для iPhone и iPad!

www.eurosport.ru

Гайд: как стать киберкомментатором

04.10.2017 Недавно мы рассказывали о том, что нужно, чтобы стать стримером. Однако, у некоторых геймеров есть другая, но похожая мечта - стать настоящими киберспортивными комментаторами. И в этой профессии также есть несколько важных навыков, которые вам нужно будет приобрести для достижения успеха.

Если вы решили, что стримерская стезя не для вас, а ваше место за стойкой киберспортивных аналитиков и комментаторов, то заранее готовьтесь много работать. Стать комментатором можно даже не имея мощного компьютера, специальных программ и различного технического оборудования, однако вам потребуется приобрести самые различные навыки и знания, без которых путь в комментаторскую кабинку заказан.

Глубокое понимание своей игры, знание всех её механик и тонкостей

Само собой, отличное понимание своей игры - это самое очевидное требование к киберспортивному комментатору. Ваша профессия будет заключаться в том, чтобы как можно более точно и чётко описывать происходящее на экране, анализировать игровые ситуации, оценивать решения команд и прогнозировать дальнейшие действия игроков.

Однако, не все осознают, что комментатору требуется не только знать общеизвестные факты о своей игре, но и постоянно искать новую информацию, первым узнавая новинки дисциплины. Если кто-то нашёл новую подсадку в CS:GO или придумал как эффективно использовать не метового героя в League of Legends - именно вы должны узнавать об этом первым, чтобы не оказаться застигнутым врасплох во время трансляции.

Высокий навык игры в выбранной дисциплине

Лишь собственный опыт в игре позволит вам прочувствовать игру и научиться правильно оценивать отдельные её элементы: только поиграв в команде вы сможете понять, насколько иногда сложно скоординировать действия тиммейтов, лишь “потея” на высокорейтинговых играх вы осознаете, насколько сильно стресс и волнение могут влиять на уровень игры любого киберспортсмена и т.д.

Только самостоятельно играя в выбранную киберспортивную дисциплину вы сможете действительно хорошо разобраться в её глубинных механиках. Погружение в игру также позволит вам сформировать собственное аргументированное мнение по поводу тех или иных стратегий, механик или текущей меты игры. Это сделает ваши комментарии более личными и уникальными, привнося в них немного субъективной оценочности, без которой комментарии были бы слишком сухими и однообразными.

Отличное знание киберспортивной сцены

Но мало быть просто отличным игроком, ведь комментатор знает не только все нюансы самой игры, но и разбирается в киберспортивной сцене. Чтобы хорошо предсказывать исходы матчей или прогнозировать дальнейшие действия команд, вы должны быть отлично знакомы с их прошлыми играми, их историей.

Будьте готовы к тому, что само комментирование - лишь малая часть работы, которую проделывает киберспортивный комментатор. Вам нужно будет ежедневно отсматривать и обсуждать уже сыгранные матчи различных команд, анализируя их стратегии, запоминая предпочтения отдельных игроков и уровень их скилла.

Хорошая дикция и богатый словарный запас

Почти невозможно стать профессиональным комментатором, не обладая хорошо поставленным голосом и чёткой дикцией. Ведь неважно насколько умные вещи вы говорите, если зрители не могут разобрать ваши слова, или же им попросту неприятен ваш голос. Всё это сведёт ваши аналитические труды к нулю, так что готовьтесь ежедневно работать над своей речью.

Лишь полному новичку может показаться, что говорить - это просто, а опытные комментаторы и ведущие отлично знают, что говорить на протяжение нескольких часов подряд - невероятно тяжёлая работа, которая требует подготовки и постоянных тренировок.

Кроме чёткости речи стоит уделить внимание и её форме - расширяйте свой словарный запас и избавляйтесь от слов-паразитов. Само собой, комментирование киберспортивных матчей - это не игра в слова и не соревнование по эрудиции, однако богатый словарный запас позволит вам не повторяться, находить выразительные сравнения и яркие эпитеты, делая ваши комментарии более запоминающимися.

Харизма, умение импровизировать и другие личные качества

Но даже всего вышеперечисленного недостаточно для того, чтобы стать хорошим киберспортивным комментатором, ведь также вам надо уметь развлекать зрителей. Конечно, все комментаторы по-разному ведут себя во время стримов, и некоторые из них фокусируются на аналитике игры, и не отличаются эмоциональностью и красноречивостью.

В этом нет ничего плохого, но даже такому комментатору-аналитику просто необходимо развивать свою харизму и умение импровизировать, ведь на киберспортивных турнирах случается всякое. Бывает, что обе команды занимаются каким-то крайне монотонным действием на протяжении 30 минут (например, просто фармят на линиях), и тогда комментаторам просто нечего анализировать.

Или в силу каких-то организационных проблем матч может быть приостановлен на неопределённое количество времени - всё это вынуждает комментаторов временно брать на себя роль аниматоров, ведь кто-то должен развлекать зрителей, чтобы они не ушли со стрима. И если вы станете киберспортивным комментатором, то этим “кто-то” будете именно вы.

Поэтому профессиональному комментатору требуется множество личных качеств: чувство юмора, умение поддержать неожиданный разговор и обсуждать не только текущие события матча, да даже способность обаятельно улыбаться - все эти умения важны в непростой профессии киберспортивного комментатора.

tk.gmbox.ru

Профессия спортивный комментатор. Когда футбол — не просто хобби

Футбол, пожалуй, самый популярный командный вид спорта в мире. О нем знают все. Но отношение к этой игре у всех разное: для кого-то это обычная игра, в которой целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника; для других — еще один повод встретиться с друзьями и просто отдохнуть; а есть люди, для которых футбол — это жизнь! Для них футбол является крайне тактическим видом спорта, где стратегия играет жизненно важную роль. Очень часто футбол для таких людей является еще и сферой деятельности. А это самое главное, когда любишь то, что ты делаешь.

Сегодня Reconomica познакомит вас с Александром Симбирским. Молодой человек поделился своей историей жизни, в которой футбол занимает, можно сказать, главное место. Мы узнаем, что в футбол можно не только играть для души, но и зарабатывать написанием статей о нем, если точно знать, что нужно публике.

Меня зовут Александр. Многие могут подумать, что Симбирский — это настоящая фамилия, но это не совсем так. В 2012 году я начал использовать этот псевдоним, когда прозу писал какую-то, а потом как-то так получилось, что уже на постоянной основе взял для всей своей творческой деятельности.

Родился на Крайнем Севере, в Салехарде. В 2010-м году переехал в Тюмень, закончил здесь Тюменский государственный нефтегазовый университет по специальности «Менеджмент в отраслях топливно-энергетического комплекса», пытался еще, будучи студентом, заниматься малым бизнесом: знакомый открыл фирму, которая занималась юридическим аутсорсингом в жилищно-коммунальной сфере, в Тюмени этот рынок вообще был «голубым океаном».

Поначалу дела шли в гору, но с ужесточением определенных нормативно-правовых актов в 2014 году вся деятельность постепенно развалилась, поэтому мои ребята ушли в другую сферу, а я защитил диплом, и меня призвали в армию.

Опыт работы футбольным комментатором

Комментировать футбол я начал в 2016 году, до этого долгое время писал о нем для различных изданий, блоги заводил на известных сайтах — на Sports.ru, например, писал.

Так получилось, что «Матч ТВ» организовал конкурс комментаторов, и мне удалось выйти во второй этап, после чего со мной связалась пресс-служба футбольного клуба «Тюмень» и предложила комментировать матчи ФНЛ на портале Sportbox.ru. Собственно, так и начался этот путь.

Из-за армии у меня была вынужденная пауза длиной в год, а когда я вернулся, узнал, что пресс-службой клуба теперь являются сотрудники местной телевизионной компании, ну и директор клуба настоял на том, чтобы исключительно штатные сотрудники занимались в том числе и работой в эфире. В принципе, для меня могли сделать исключение, но в некоторых моих текстах была жесткая критика политики клуба — вполне возможно, что это тоже сыграло свою роль.

Я аккредитован на матчи ФНЛ, но не работаю в эфире, пишу обзоры для сайта Rusfootball.info. Больше здесь комментировать попросту негде, мне предлагали на радио «Регион-Тюмень» делать спортивную передачу, но я уже к этому времени занялся другой работой. Ну а в прошлом году вышел в финал конкурса комментаторов на Первом канале и уступил лишь в интернет-голосовании.

Зарплата спортивного комментатора

Сколько получает комментатор в Тюмени — хороший вопрос, потому что чистой такой должности не существует здесь.

Комментируют спортивные журналисты, средняя зарплата в месяц 40-45 тысяч рублей, если бюджетная организация.

Соответственно, они не только работой в эфире занимаются, но и текстами, трансляциями, редактируют, продюсируют, то есть полный спектр в наличии.

Футбол — это моя самая главная страсть

Ну без футбола я бы, наверное, сгинул уже давно. Увлечен им с самого детства, занимался футболом сам, играю сейчас на любительском уровне.

Началось все с матчей «Спартака» в Лиге Чемпионов, которые мы вместе с отцом смотрели, мне было 7 лет, когда красно-белые разнесли лондонский «Арсенал» со счетом 4:1 в «Лужниках», и мы в прямом эфире это смотрели.

Ну и началось — тетрадки школьные, которые были исписаны не задачами математическими, а составами команд (вся информация бралась из журналов и газет), потом мне подарили диск с FIFA 2005, и я просто окунулся в этот мир с головой. Читал журналы, покупал книги об истории футбола, изучал все это, вникал в детали, в суть игры, в тактических нюансах пытался разобраться, ведь футбол — это очень умная игра.

Многие футбол смотрят, чтобы голы посмотреть, но там все гораздо глубже.

В Тюмени уже увлекся журналистикой и постепенно начал писать про футбол сам, начал ходить на игры местной команды.

В 2012 году сбылась моя мечта — слетал в Москву на «Спартак», в 2013 вообще достиг космического для себя уровня, посетил Лондон и Манчестер, где вживую увидел матчи «Челси» и «Манчестер Юнайтед», после чего я окончательно осознал, что футбол — это моя самая главная страсть.

Раз я не стал профессиональным футболистом, то надо писать о самой великой игре. И вот теперь имеем то, что имеем.

Как создать свой спортивный паблик

В 2016 году я уже много где себя попробовал и был на тот момент одним из авторов портала Rusfootball.info, но в голове постоянно крутились идеи новых текстов, естественно, я не мог все это предложить редакторам сайта, ибо слишком много.

Провокация — путь к сердцу фаната

К тому же меня всегда смущал элемент цензуры в СМИ, причем, речь не о мате, к примеру, а просто неприятие в материале провокационных элементов. Но ведь провокация и есть самый легкий способ собрать заветные клики, просмотры.

Никто не будет читать унылую простыню Борзыкина с «Советского спорта» с картинками на уровне рисунков в Paint, например.

Зато Sports.ru собирает десятки тысяч просмотров публикаций, провоцируя своих пользователей. Достаточно назвать статью «Почему российский футбол в полной з…?». Многие издания просто не хотят с этим связываться, им проще занять свою спокойную нишу и жить там в полном андеграунде. Да, там могут быть гениальные авторы, аналитики, мастера слова. Но времена такие сейчас, что в Интернете совсем другие правила игры. Слово «жопа» на главной странице соберет больше кликов, чем анализ xG-статистики чемпионата России.

Почему я выбрал Вконтакте для заработка на своем хобби

А Вконтакте дает прекрасную возможность всем смертным спокойно сублимировать, делать все, что не запрещено законом.

Мне захотелось писать о футболе свободно и без каких-либо ограничений.

Вот я и создал, для себя в первую очередь, страницу Simbirskiy Football Tears. В буквальном переводе — «футбольные слезы», потому что прочитал на паблике про Жерара Мукунку и пустил ностальгическую слезу.

Свой проект нужно постоянно развивать

Перед армией там как-то набралось 100 подписчиков, потом проект заморозился. Летом прошлого года я вернулся и в порыве переполняющей меня эйфории начал снова писать, много и вдумчиво. Решил, что надо проект развивать, перешел к формату лонгридов.

Публикации заметили на ВГИКе, это самый бешеный футбольный паблик Вконтакте, сейчас там почти 90 тысяч подписчиков. Несколько репостов — и на SFT пришли читатели.

А дальше уже дело техники — постоянная работа над материалами, люди потом сами постами делятся. Самое главное сейчас — не скатиться, тем более я там единственный автор (всего два раза я выкладывал чьи-то тексты, остальное все мое), а халтуру писать — не вариант, я хочу, чтобы аудитория получала нормальные материалы, из-за которых она и пришла в свое время на SFT.

Этапы раскрутки футбольного паблика

Что ж, хватит обо мне. Пора дать немного полезной информации из личного опыта. Расскажу о раскрутке паблика и заработке на нем.

Определяемся с целевой аудиторией и наполняем контент

Ну, в первую очередь, надо понять, кто будет являться целевой аудиторией, и начать создавать контент, который будет удовлетворять ее запросы. Имеет смысл задуматься о группе авторов, так как «в одинокого» очень тяжело вывозить, практически все крупнейшие футбольные паблики ВК обрастают солидной командой администраторов, авторов, редакторов, рекламщиков — это уже свой рабочий коллектив, где у каждого есть свои задачи.

За январь полный охват моей аудитории составил 22,5 тысяч человек, количество уникальных посетителей — 2952 человека.

Если по возрасту и географическому положению посмотреть — со всех уголков страны молодые люди, которые следят за футболом, ради интереса смотрел как-то, на что они подписаны — там ВГИК, что вполне логично, ибо оттуда многие про SFT и узнали, тот же «Пыльный чердак».

У меня аудитория, которая любит читать и получать информацию в нестандартном формате, без всяких картинок в духе «СТАТИСТИКА МЕССЕ В ЭТАМ ГАДУ ЖЕСТЬ ОН КРУТ».

Пишут очень часто и много, я даже удивлен, в основном, выражают респект, и я понимаю, что людям реально необходимо чтиво именно того формата, который я продвигаю. Многим нравится стиль. Предлагают свои темы, новых героев для рубрики «Легенды РФПЛ», в общем, они помогают понять, что делать дальше и как вообще выстраивать подход к созданию материалов.

Пишут очень часто и много, я даже удивлен, в основном, выражают респект, и я понимаю, что людям реально необходимо чтиво именно того формата, который я продвигаю. Многим нравится стиль. Предлагают свои темы, новых героев для рубрики «Легенды РФПЛ», в общем, они помогают понять, что делать дальше и как вообще выстраивать подход к созданию материалов.

Изучаем аналогичные страницы и создаем свой новый стиль

Далее, следует вообще изучить то, что есть на просторах того же ВК, страниц с обычными картинками и результатами матчей просто бешеное количество, с мемчиками тоже. Пробиваться в такой среде можно, конечно, начать, но всегда лучше придумать что-то новое.

«Блокнот» специализируется на футбольной аналитике, анализе xG, к которому добавилась еще куча всяких приблуд, в итоге, это самый крупный сейчас паблик для футбольных интеллектуалов. Дикими темпами растет

«Пыльный чердак», который собрал хорошую группу авторов, там основной профиль — анализ Packing и Impect, но читателям ребята предлагают и другие вещи из мира футбольной аналитики. Аналогов этих страниц просто нигде нет.

ВГИК взялся за черный юмор, провокации и вообще полный неформат и сейчас является самым настоящим мастодонтом.

Без рекламы и без репостов не обойтись

Можно быть гениальным автором, однако, без рекламы и без репостов можно месяцами барахтаться в болоте. Вариантов раскрутки масса: многие крупные паблики могут сделать репост за деньги, существует и реклама ВК. Это основной путь прироста подписчиков.

В случае SFT мне повезло, что на ВГИКе заметили текст про Люка Зоа, эпичного легионера, который играл в «Спартаке», причем мой стиль, построенный на черном юморе, стебе и откровенной нецензурщине отлично зашел читателям, после чего я еще несколько раз появлялся на ВГИКе.

Если у людей есть выходы на крупные паблики, порталы и так далее, надо этим пользоваться. И желательно к этому времени уже набить себе шишки, набраться опыта.

Отличный пример — это канал Юрия Дудя, с которым главред Sports.ru влетел просто с вертушки в русский сегмент Ютуба, благодаря почве, которую Дудь удобрял годами. Он знал, как делать и что делать и в итоге добился того, что он сейчас в топе и делает сумасшедшие деньги.

Но перед этим были годы поиска идеального формата. Ну и работа над собой, конечно. Поэтому, если не получается одно, всегда есть возможность попробовать что-то другое.

Но перед этим были годы поиска идеального формата. Ну и работа над собой, конечно. Поэтому, если не получается одно, всегда есть возможность попробовать что-то другое.

Сейчас SFT никак не рекламируется, основной приток подписчиков идет от репостов.

Сейчас есть план собрать группу авторов, определить дальнейший вектор развития — если будет площадка для того, чтобы в режиме 24/7 поддерживать деятельность паблика, то да, можно будет вложиться и в рекламу, хотя я совсем это не приветствую, но правила игры сейчас таковы. Но, несмотря на это, без рекламы и денежных вложений мне удалось собрать солидную аудиторию.

На раскрутку паблика я не потратил ни копейки

Стартовый капитал для старта паблика был самый минимальный, если вас это интересует. То есть ноль рублей и ноль копеек.

Все идет из моей головы, моими силами, я целый вечер могу после рабочего дня убить на материал, но при этом все-таки не получаю взамен ничего.

У меня есть Rusfootball.info, где платят за тексты — все просто, написал материал, получил за него гонорар (400 рублей за публикацию). Чем больше материала — тем больше денег. Другое дело, что до раскрутки SFT я много писал именно для сайта, но потом так загорелся пабликом, что времени на Русфутбол катастрофически мало, хотя редактор и ругается иногда, мол, ты бы мог свои материалы переносить на нашу площадку. Этим я иногда занимаюсь, хотя приходится убирать ключевые моменты и редактировать текст, из-за чего он становится намного беднее.

Что нужно читателю сегодня

В Рунете футбола очень много. Другое дело, что все вертится вокруг одних и тех же тем, то есть это такая серая масса, среди которой можно найти самородки.

Флагманом я считаю Sports.ru, который хоть и стал стремительно деградировать (из-за того, что потерял многих отличных авторов), но все еще удерживает лидирующие позиции благодаря своему подходу к освещению спорта.

А в блогах — там можно найти вообще все, что угодно. Все остальные ресурсы ничем не примечательны, они ведут рутинную работу по освещению основных футбольных событий.

Сейчас идет большой спрос на материалы, которые были бы посвящены футбольной тактике, многие в это дело лезут, но на выходе получается какой-то шлак.

Но и в этой теме есть свои бриллианты — Вадим Лукомский со Sports.ru, например, или Сергей Титов с «Чемпионата».

В целом, для футбольного болельщика есть все, что душе угодно — тематические порталы, блоги, паблики Вконтакте. Болеешь за «Носту» из Новотроицка — пожалуйста, вот тебе официальный сайт и страница ВК.

Другое дело, что многие ресурсы не хотят развиваться и останавливаются на достигнутом. А читатель — он голодный ведь, ему всегда нужно что-то совсем новое.

Самая хайповая тема для того, кто пишет о футболе, это «Спартак» — самая популярная команда страны, за которой следят даже те, кто ее ненавидят.

О «Спартаке» просят написать всегда, и эти материалы собирают большое количество просмотров.

Ну а в остальном — трансферы, громкие интервью, Мутко, Родченков, пропустил ли в Лиге Чемпионов Акинфеев — на это тоже всегда есть спрос.

Мой стиль — это черный юмор и душевные мотивы

На SFT основной пласт материалов составляют лонгриды, которые посвящены отдельным персонажам из мира футбола. Ну и успехом пользуются материалы, в которых есть элемент черного юмора, радикального стеба, абсурда и так далее.

Я стараюсь переосмыслить футбол и найти в нем душевные мотивы.

Для обывателей это игра, где «22 потных мужика полтора часа носятся по полю»

Для болельщика же это не только сам футбол, но и личности, события, что стоят за ним. И читать об этом должно быть весело, в свое время я наткнулся на статью о российском футболе на Лурке и просто в голос смеялся, потому что подача Лурки просто разрывает в клочья, а если еще и про футбол…

Стараюсь выбирать нестандартных персонажей, необычные события из мира футбола, чтобы было где разгуляться.

В шапке паблика закреплено описание, что SFT это «футбольная шизофазия». Исчерпывающее определение, потому что в своих материалах я по-настоящему отрываюсь.

Пишу много, иногда откровенный бред, но на выходе получается очень нестандартный материал. К этому я всегда и стремился.

Откуда идет прибыль и так ли она важна в этом деле

Деньги владельцам пабликов идут, конечно, с рекламных записей — букмекерские конторы, паблики с прогнозами хорошо платят за рекламу своих страниц.

Это вызывает, конечно, ненависть у подписчиков, но когда у тебя их почти 100 тысяч, то это малозаметное подземное движение. Конкуренция бешеная, но в моей нише, а именно в плане лонгридов на футбольную тему, ее не так много. Я уже называл паблики, которые предлагают подобный контент, их не так много, и конкурировать с ними вполне возможно.

На данном этапе возможна минимальная прибыль, с репостов и так далее, но я этим не хочу заниматься, для меня все-таки SFT — это душевная андеграундная площадка, да и не хочется ленту засорять записями.

Иногда по доброй воле, бывает, что-то размещаю. Барыгой я становиться не хочу. Но если паблик продолжит расти и наберет хотя бы 10 тысяч подписчиков, на это вполне реально замахнуться, то можно и задуматься, конечно, о прайсах. Но до этого далеко, я даже не задумывался об этом.

Сейчас меня беспокоит качество материала и потенциальное пополнение в авторскую группу. Один в поле, все-таки, не воин.

reconomica.ru

«Без кастинга смог бы пройти только Василий Уткин». Как стать комментатором чемпионата Беларуси - Yellow card - Блоги

Дмитрий Герчиков рассказывает о тонкостях конкурса БФФ.

В конце декабря АБФФ объявила о сотрудничестве с компанией «Спецмедиа», которая обещает показывать белорусский футбол в HD и FullHD. Все задавались вопросом, чьи же голоса будут озвучивать матчи чемпионата Беларуси. И на прошлой неделе федерация футбола запустила конкурс комментаторов, состоящий из трех этапов. Подробнее о том, как принять участие, можно почитать на сайте АБФФ. Ну а мы более детально о кастинге решили узнать у одного из организаторов – комментатора Дмитрия Герчикова.

- Дмитрий, каковы основные критерии отбора?

– Начнем с того, что для отборочного этапа мы дали минимальный порог входа. Хотим послушать речь. Важно, чтобы она была связная и членораздельная. Также нам нужно увидеть понимание происходящего на поле и хотя бы минимальное знание белорусского чемпионата.

На следующем этапе отбора, отсев в котором пойдет более суровый, оценим глубину понимания игры, уровень подготовки к матчу. Также здесь важно, как человек может держать внимание публики, предлагать дополнительную информацию и импровизировать. От этого и будем отталкиваться, понимая, что белорусский чемпионат  по футболу – вещь узкая и специфичная. Естественно, люди, у которых получится охватить все эти моменты, будут в фокусе нашего внимания.

- Есть представление, сколько комментаторов хотите набрать?

– Есть два представления: идеальное и реальное. В идеале хотелось бы видеть порядка полутора десятка комментаторов по нескольким причинам. Зрители смогут слышать разные голоса. К тому же мы бы смогли отправлять людей в разные города для вариативности и свежего взгляда. Но мы прекрасно понимаем, что вряд ли такое сможем воплотить. Если говорить про реальность, то отыскать для постоянной работы человек 5-10 уже будет хорошо. Я видел кастинг на канале «Беларусь 5», поэтому представляю, что найти людей для дальнейшей подготовки и сотрудничества тяжело. Отработав комментатором больше 11 лет на телевидении, могу сказать, что это не такой легкий труд, как кажется.

- Будете обращать внимание на привязку участников к городу?

– Абсолютно нет. Изначально прописывали в конкурсе: человек может иметь опыт клубного комментирования, уже быть профессионалом или новичком. Для нас это непринципиально. Соответственно, не принципиально и из какой он местности.

- Наверняка заявок на белорусском языке будет немного. Будет у них преимущество перед русскоязычными?

– Преимущества не будет. Мы не можем сказать: кто откомментирует на белорусском, сразу идет в финал. Не скрываем, что белорусский язык для нашего чемпионата и фирменная фишка, и естественность. Мы бы очень хотели делать трансляции на мове. Если хотя бы пару заявок будут на мове, это украсит конкурс сам по себе. Когда люди услышат, что «беларускі футбол на беларускай мове гучыць прыгожа і натуральна», они сами, мне кажется, поддержат подобное начинание. Если люди захотят вести трансляцию на мове, будем только рады.

- Не было желания пригласить клубных комментаторов без кастинга?

– Нет, мы изначально объявили, что конкурс будет прозрачным. Соответственно, правила отбора должны быть едины для всех. Если известный клубный комментатор хочет у нас работать в дальнейшем на матчах ЧБ, мы будем рады его заявке на общих основаниях. На мой взгляд, это честно. Если люди захотят спросить, почему выбрали определенного комментатора, мы сможем показать нарезки с самого первого тура. Допустим, будет видна разница в качестве работы абсолютного новичка и этого человека. Это нормальный подход. Если мы говорим, что это конкурс для всех, то не должны идти на какие-то уступки просто потому, что кого-то знаем.

- Можете кого-то выделить из клубных комментаторов?

– Могу, но не хочу озвучивать, чтобы это не воспринималось как блат. Мы ко всем действительно будем относиться на равных. У кого-то есть опыт, у кого-то – знание и понимание. Важно, чтобы участники понимали: у нас нет желания кого-то пропихнуть. Наоборот. Чем больше людей захочет стать комментаторами не разово – пришел для фана, попробовал, ай, ерунда какая-то и ушел, – а серьезно. Мы хотим дать людям возможность стать «голосом футбола».

- Сколько заявок уже поступило?

– 5. Понимаем, что в первые дни обилия заявок ждать не стоило. Человек, который серьезно относится к такой возможности, не станет сломя голову отправлять заявку. Мы дали хороший запас в три недели. Есть уйма времени, чтобы найти программу, выбрать подходящие нарезки, попробовать записать эфир на черновик, а в последнюю неделю сделать три хороших демо и отправить. Сейчас мы не паникуем от того, что нет сотни заявок. Уже есть пару интересных кандидатов. Я надеюсь, что самый большой поток будет ближе к дедлайну. Многие белорусы все откладывают напоследок, а потом в последнюю минуту героически вытягивают себя из ямы, решая проблемы в цейтноте.

- Исходя из вашего опыта работы на кастингах, большую часть заявок присылают в конце?

– Скорее да, чем нет. С другой стороны, мы понимаем, что сравнивать количество заявок с тем числом, что приходило на конкурс комментаторов канала «Беларусь 5», некорректно. «Пятерка» – национальный канал, который освещает уйму видов спорта. Любителей спорта в стране очень много: кто-то любит теннис, кто-то – хоккей и так далее. Все эти люди прислали заявки, и оказалось, что сотня человек набирается очень быстро. Наш чемпионат — это не Англия, не КХЛ. Соответственно, пул заинтересованных сразу уменьшается в разы. Конечно, всегда есть люди, которые сразу после объявления конкурса, говорят: «Сейчас я вам покажу, как надо комментировать». Но, как показывает практика, обычно они останавливаются на стадии «надо бы перестать просто рассуждать, а встать с дивана и записать демо». Те, кто всерьез об этом задумывается, начинают готовиться, и на это действительно надо время. Я это и сам понимаю, и говорил уже коллегам. С 20 числа ожидаем движение, но, если его не будет, перейдем к плану Б или С.

- План С?

– Это не только сотрудничество с клубными комментаторами, а вариант поиска дополнительных альтернатив. У нас есть наметки, но я не хотел бы их раскрывать. Надеюсь, что план С просто не пригодится. То, что трансляции не останутся без комментаторов, это факт. Какими они будут, это уже зависит от людей :).

- Вспомните самую необычную заявку.

– На следующий день после объявления конкурса нам прислали замечательную заявку. В 14:06, приходит письмо: «Я так понял, вам нужны комментаторы. В общем, я жду, когда вы пришлете нарезки, которые надо комментировать». Спустя 5 минут новое сообщение: «А, стоп, внимательно прочел ваше объявление, разобрался, ладно, скачиваю». Это реальная история. Пришло пару отличных писем, в которых нет ни вложений видео, ни хотя бы голосовых файлов, ни текста, а только одна строчка: «Я тоже хочу быть комментатором»… Впрочем, мы отвечаем всем – даже людям, которые умудряются присылать вот такое, говорим: «Спасибо за внимание. Ловите ссылку – пройдя по ней, можно ознакомиться с подробными условиями конкурса. У вас есть уйма времени. Будем рады видеть вас комментатором». Нам писали люди, у которых нет технической возможности записаться, но остались старые наработки. Они просились сразу в следующий этап, утверждая, что имеющегося багажа хватит, чтобы попасть в полуфинал. Мы вынуждены были отказать им, потому что исходим из позиции, что у всех равные условия.

Если у публики будут вопросы после кастинга к выбранным кандидатам, мы сможем выложить все три тура, и люди сами все оценят. Если этого нет, у любого человека возникнут вопросы, почему он не участвовал в первом туре, а мы его взяли. Да, может быть он мэтр. Но сейчас, наверное, единственный человек из безработных, который смог бы так попасть в эфир – это Василий Вячеславович Уткин. Я прекрасно помню историю про «Картофелечистку». Мне кажется, это было бы очень эффектно. Уткин, работающий на матчах чемпионата Беларуси — в этом был бы определенный изюм. У него была бы реальная возможность показать, насколько он может быть остроумен и свеж в посылах, когда встретится лицом к лицу с этими командами. Я думаю, к своему удивлению, он бы мог сделать пару удивительных и приятных для себя открытий в последней трети прошлого чемпионата.

***

- Как планируете сотрудничать с комментаторами?

– Это будет договор подряда – предусмотрен гонорар. Мы предполагаем, что человек, который вписывается в это дело, на протяжении сезона каждый или почти каждый тур будет включен в работу. Разумеется, возможна ротация: какие-то семейные проблемы, работа, форс-мажоры, у кого-то заболеет любимая канарейка – все это выбивает людей из колеи и требует для них замены. Так что стараемся предусмотреть любые варианты. Но то, что победители проекта получат постоянный эфирный тонус, это факт. Я считаю, это можно даже называть постоянной работой.

- Как будут вестись трансляции – по картинке или с выездом?

– Это уже вопрос технического плана. Будем обсуждать с ребятами из Specmedia, с которыми мы организовываем вещание. Но я однозначно за комментирование со стадиона. Ты видишь антураж, закадровые вещи, какие-то нюансы можешь уточнить до матча или в перерыве. Работа с места событий – это стресс, но, когда ты находишься в гуще, тебя подпитывает энергия отовсюду. Если сидеть в комментаторской где-то вдалеке, получается отвлеченное общение с самим собой.

- Какие задачи на первый сезон?

– Нужно набрать пул комментаторов и ввести их в эфир. Как человек уже прошедший через примерно такое же, хочу попросить у зрителей: «Будьте чуточку лояльнее поначалу. Выступайте не как критики, а как добрые советчики». Понятно, что будут огрехи. У нас нет факультета, школы комментаторов. После кастинга мы с коллегами попробуем дать мастер-классы, где-то поработать индивидуально, дать возможность людям попрактиковаться в локальных условиях. Все равно это очень большое давление. Я бы попросил немного поддержки. Наши участники – это такие же зрители и болельщики, как и вы. Нужны дельные советы, а не «мне не нравится голос, уберите  его из эфира». Мы будем держать обратную связь через социальные сети АБФФ. По сути, это первый опыт федерации в плане вещания, когда она выходит в народ и говорит: «Люди, кому это интересно, мы готовы с вами сотрудничать и становиться лучше по вашим подсказкам». Надеюсь, этот проект в какой-то степени станет народным.

- Мастер-классы будут закрытыми?

– Я думаю, мы сможем принять всех желающих, кому это будет интересно. Понимаю, что людям будут нужны советы. Рассчитываю, что мои друзья-телевизионщики из России, Украины, Беларуси помогут нам оценить участников конкурса как независимые эксперты. Условно посмотрят записи полуфиналистов и скажут по предложению о каждой, возможно, дадут ребятам советы. Многие спрашивали про жюри. Это будут работающие в эфире журналисты и профессионалы-спортсмены из чемпионата и сборной, которые помогут обеспечить обратную связь с футбольной стороной.

- Насколько стадионы высшей лиги готовы к качественным трансляциям?

– Если мы смогли хоть как-то показывать футбол с новополоцкого «Атланта», то сейчас с трех камер мы как минимум покажем футбол лучше, чем это было раньше :). Нюансы будут всегда. Есть ряд стадионов, которым трудно дружить с техникой, но мы стараемся нивелировать это. Не исключаю, что в первых турах будут вылезать какие-то косяки, но это нормально. Постепенно все стабилизируется. Уже сейчас ведется работа по изучению инфраструктуры и возможности ее адаптации и улучшения для повышения качества трансляций.

- Какие рекомендации можете дать участникам конкурса?

– Прежде всего, не бояться. Лучше попробовать и проиграть, чем ничего не сделать вовсе и просто сотрясать воздух громкими словами. До начала записи стоит продумать, как вести эфир. Выбрать ритм и манеру, понять, что ты хотел бы рассказать. Не стоит кого-то копировать. Если ты знаешь какие-то истории, можно аккуратно вплести их в речь. Если ты всю жизнь интересовался тактикой, даже на этих 3-4-минутных отрезках это можно использовать. Может, твой козырь – богатая речь. Пожалуйста. Если ты девушка, это вообще здорово! Мне кажется, девушки могут комментировать футбол. Свежий женский голос будет хорошей фишкой. Ну и главное – внимательно читайте условия конкурса и смотрите на дедлайн. Все абсолютно просто.

Фото: АБФФ, из личного архива Дмитрия Герчикова

by.tribuna.com

Решающий голос: Как стать футбольным комментатором

Особый взгляд

14.05.2018 | 18:01

Один из лучших хоккейных и футбольных комментаторов «Матч ТВ» Юрий Рóзанов — о легендах советского телевидения, о тонкостях профессии, внутренних диалогах, фарте и азарте, а также о том, каково это — быть рыжим.

Юрий Альбертович, как сегодня стать телекомментатором? И нет ли ощущения, что в этой профессии нынче — кризис перепроизводства?

Как стать комментатором? Как выиграть чемпионат мира?.. Как человека, пожившего на свете, меня подобные вопросы ставят в тупик. Я вижу в них желание времени все решить одним махом, переключением какой-то одной клавиши, исправлением какого-то одного недостатка, достижением какого-то одного знания — моментально осваиваемого. Хочется и ответить иронично, и совет какой-то дельный дать. Но слишком велик замах, на самом деле. «Как стать телекомментатором?» Я обязан уточнить: «А сколько лет вы готовы потратить для этого?» Это ведь такая же профессия, как и всякая другая. Сколько лет вы готовы потратить, чтобы стать хорошим врачом? А хорошим строителем? Наверное, комментатором можно стать быстрее. В этом и прелесть, да? Но все равно, за два месяца ты не станешь профессионалом. Так не бывает. Этому делу надо учиться. И учиться серьезно.

Как было в вашем случае?

Я лично учился комментировать сам. Записывал комментарии, отслушивал, на чем-то себя ловил. Что-то мне нравилось, что-то нет... Нужно также многое отсматривать. И не оценивать немедленно — мол, этот комментатор ошибся здесь, а у этого плохо вон то, а брать что-то хорошее. Если постоянно искать негатив у первого, второго, третьего, четвертого, то мы в итоге ни к чему дельному не придем. Что касается «кризиса перепроизводства» (или «недопроизводства»)... Стиль жизни сегодня таков: телеведущие стали намного моложе, чем в СССР. И мне это нравится. И большинству людей нравится видеть молодые приятные лица на экране. Соответственно, думаю, этот тренд будет развиваться и дальше. И желание людей немедленно оказаться вот там, рядом с успехом, будет расти. Разумеется, мест маловато, а желающих много и амбиции большие. И здесь правильнее, наверное, говорить не о кризисе, а о большом конкурсе. Как раньше. Вспомните, какой высокий конкурс был в отдельные вузы! 20–30 человек на место! Но. Если вы вспомните времена Советского Союза, тогда попасть в комментаторы было не просто трудно, а практически невозможно. Теперь это намного проще, хотя все равно очень нелегко. И нет единого алгоритма, наверное. Вот ты старался, обогатил память знаниями, или же произвел впечатление эпатажем, или тебя запомнили... А дальше — отточие. И никакой гарантии. Как в спортивной игре. Ты выходишь, знаешь, что ты чуточку сильнее, но... Ты, например, забьешь один из пяти, а соперник — два из двух. Так и здесь. Элемент фарта, элемент азарта — он присутствует и быть обязательно должен. В этом специфичность профессии. Но в этом и ее прелесть. Ну а когда человек попадает в профессию, он (по крайней мере, на первых порах) становится немножко озабочен тем, что в ней довольно много рутины, много работы. Это не просто ты сел к микрофону, потом поднялся и пошел собирать цветы и аплодисменты. Нет. Тут надо пахать.

Если открутить время лет на 40 назад, чья комментаторская работа была вам наиболее интересна? Понятно, что комментаторов тогда было относительно мало...

Для меня вопрос так вообще не стоял. Я тогда смотрел практически все, что касалось спорта, — жил этим. И еще занимался сразу несколькими видами спорта... С громадным удовольствием слушал репортажи Анатолия Малявина или Владислава Семёнова о конькобежнных соревнованиях. Я плохо играю в шахматы, но все одно — по «Маяку» старался послушать Якова Дамского... Самое главное: если комментатор (неважно, как его зовут, — Озеров, Маслаченко, Перетурин, Писаревский, учитель мой Евгений Майоров... — не так уж и мало их было, кстати) что-то говорит, а я не согласен, для меня это становилось поводом поразмыслить и сформулировать для себя: «Почему я не согласен, почему я бы поспорил с ним?» Кого называть лучшим? Того, с кем ты чаще всего соглашался? Или того, с кем тебе чаще хотелось спорить, и это давало тебе больше пищи для размышлений? Когда я был молодым и все переживал эмоционально, ближе всех мне был Николай Озеров. Глупо отрицать. Потому что для людей Советского Союза это всегда было так. Теперь, когда время прошло, я спрашиваю себя: «А с кем тебе спорилось?» Давайте это диалогом назовем, потому что это был в некотором смысле разговор с собой, какие-то «таблетки размышления», что ли. И я, в этом контексте, могу назвать всех комментаторов, которые работали в ту пору. И мне очень тяжело выбрать кого-то одного из них.

Вы пришли в профессию довольно поздно. Насколько сложно было втянуться в рабочий ритм, привыкнуть к постоянной концентрации внимания и речи в эфире?

Я вообще не испытал тогда никаких сложностей. Сложности были чуть раньше, когда я отправлял на объявленный «НТВ-Плюс» конкурс кассету и не проходил по возрасту: было объявлено ограничение — не старше 30 лет... Но мне в том же самом 1996 году посчастливилось выиграть конкурс, который прокатывался и на Пятом канале, и на Первом. Ведущим был Виктор Гусев... Он передал мою кассету на «Плюс». И меня взяли. Мне было около 35 лет. Это что — возраст, что ли? Я был готов горы своротить. Силищи вагон. Живота еще нет. И самое главное — я дорвался до любимой работы. До работы, которой я собирался заниматься всю жизнь. Если вы годами идете к цели (заработать какую-то сумму, добиться взаимности от какой-то женщины и т. п.) и вот оно сбывается, вы что, будете подходить к зеркалу и считать свои седые волосы? Сама жизнь с вас сбросит лет 10–15! Моментально.

Школа была жесткая?

Вот какая штука. Большинство из тех, кто пришли вместе со мной по итогам того конкурса (Черданцев, Миша Решетов, Илья Каза- ков, Саша Ткачёв, Рома Трушеч- кин, Тимур Журавель), проходили одну и ту же «линейку»: камера — штатив — съемки — сюжеты. И только потом — комментаторская работа. Мне и Владику Батурину выпала другая история. Потому что нас в свою группу взял Евгений Александрович Майоров. Отправив меня на первое интервью и затем посмотрев отснятое, он произнес: «Снимать ты совершенно не умеешь. Смотри, какие ты привез перебивки!» А он жесткий был мужик на самом деле. Это сейчас его принято считать добряком. Никогда он таким не был: резал правду-матку. «...Но может, это даже и к лучшему. Комментировать много готов?» — продолжает он. Так решилась моя судьба... Работы было много. И практически без раскачки. Нас месяц погонял Дмитрий Рыжков (они с Евгением Майоровым в паре работали) — натаскал на хоккейные трансляции, я уже не боялся публики, примерно знал, что говорить... Мне приходилось р ботать на хоккее 5–6 раз в неделю. С разъездами по Москве. Это не самое легкое занятие. Но усталости я вообще не чувствовал.

Профессиональные кошмары не снятся? Как отказывает гарнитура, случайно стирается важная запись и т. п.

Нет, не снятся. Мы часто ругаем наших телевизионщиков, но я могу сказать, что на крупных за- рубежных турнирах тоже не все безупречно. Взять молодежные чемпионаты мира, куда я езжу около 20 лет. Турнир всякий раз начинается 26 декабря и в половине случаев проводится в США или Канаде. Это страны, где телевидение считается таким-разэтаким — без сучка и задоринки и прочих заусенцев. Так вот, в 75 процентах случаев в первый день турнира я для Москвы работаю по «хрипушке». То есть по телефону, стоящему в кабине. Потому что по той или иной причине связь не проходит. С той стороны. Почему такая история? 26 декабря — это Boxing Day в англоязычных странах. С 24-го на 25-е техники отмечают Рождество, а 26-го поутру приходят на работу и начинают устанавливать и налаживать аппаратуру... Мы живем, простите за тавтологию, в мире живых людей. И какие-то ошибки, недочеты — они свойственны всем. Безгрешных нет. Просто нужно быть готовым к подобным вещам.

Не раз встречал у вас в интервью фразу, что вы — «рыжий по жизни». Принято при этом счи- тать, что рыжие — фартовые. Так ли это в вашем случае?

Рыжий — не значит фартовый. Спросите любого рыжего — и он вам расскажет про подколы и насмешки в школе. К тому же рыжий сразу краснеет и кажется застенчивым. Рыжий — человек открытый. Как правило. И очень часто это ему выходит боком. Он ничего не прячет, и поэтому его, бывает, подставляют. Словом, в молодые годы это приносит больше забот, чем дивидендов. Весь вопрос — ты либо этого стесняешься и горюешь по этому поводу, либо принимаешь это с удовольствием, потому что дорожишь этими своими качествами. И я был рыжим настоящим: мне не хотелось ни от чего этого убегать. Мне нравилось, что оно — вот так вот. Огненным я не был, конечно. Но рыжим и конопатым — был. Я все время говорю, что рыжий — это, прежде всего, состояние души. А фарт или нефарт — это дело девятое. Но если говорить про работу — конечно, мне повезло как мало кому. И с этой точки зрения — пожалуйста, можете определять меня как фартового человека. Впрочем, мне начало везти не сразу. Из тех, кто меня хорошо знает, — жизнь на жизнь менять, думаю, не все бы захотели. Я уже седой, но рыжим остаюсь до сих пор. В душе. Может, мне именно поэтому с молодежью достаточно легко. Хотя в последнее время труднее: начинаю ворчать чуть-чуть. Не секрет, что все эмоции с возрастом садятся. У меня всё на том уровне, словно мне 40– 45 лет. И это тоже — проявление той самой «рыжести». 

Вопросы: Алексей Дудин

football.spn.ru


Смотрите также