Женщину фотографа: «Я буду вашим зеркалом»: 12 женщин-фотографов, изменивших наш взгляд на мир

«Я буду вашим зеркалом»: 12 женщин-фотографов, изменивших наш взгляд на мир

  • Forbes Woman

Репортажи из горячих точек, уличная фотография, портреты тех, кто обычно невидим, и снимки, изменившие глянцевые стандарты

Единственная фотожурналистка, получившая четыре Пулитцеровские премии. Единственный фотограф, вошедший в четвертый блок ЧАЭС сразу после катастрофы. Глянцевый фотограф, изменивший представление об образе женщины в массовой культуре. Бесстрашные фотокоры, которые освещали военные конфликты и природные катаклизмы. В этой подборке — 12 женщин, которые стояли у истоков новостной фотографии, документальной фотожурналистики и других жанров и повлияли на развитие фотографии.

THE CAST AND CREW OF THE THE MISFITS AT THE CASINO’, RENO, 1960·Halcyon Fine Art, London Private collection, UK

Ева Арнольд

Американка Ева Арнольд (1912–2012) стала первой женщиной, которую легендарное агентство Magnun Photos приняло в свои ряды. Будучи фотожурналистом, она стояла у истоков новостной фотографии, какой мы ее знаем сейчас. В творчестве Арнольд чуткость (внимание к миру детства, взаимоотношения родителей и детей, первые дни жизни ребенка) парадоксально сочетается со смелостью и авантюризмом, с которыми она отправлялась в горячие точки, делала репортажи с политических демонстраций и из закрытых учреждений. «Я была бедна и хотела документировать бедность; я потеряла ребёнка и была одержима рождением; я интересовалась политикой и хотела знать, как она влияет на нашу жизнь; я женщина. и я хотела узнавать о женщинах», — говорила фотограф. В разное время ей позировали Маргарет Тэтчер, Елизавета II, Мэрилин Монро, Марлен Дитрих и другие знаменитости. Сама Арнольд провозглашала внимательное отношение к своим героиням: «Если вы будете бережны с людьми, они откроют вам часть себя. Это большое таинство».

Nuestra Señora de las Iguanas (Our Lady of the Iguanas), Juchitán, Oaxaca, 1979

Грасьела Итурбиде

Старшая из 13 детей, мексиканка Грасьела Итурбиде училась в Университетском центре кинематографии при Национальном автономном университете Мексики, что, очевидно, придало ее фотографиям явную кинематографичность. Сама Итурбиде не скрывала, что на ее работы оказали влияние Анри Картье-Брессон, Йозеф Куделк, Себастьян Сальгадо. Среди тем, которые ее интересуют, — идентичности, сексуальность, повседневность, роль женщины в обществе. В 1978 году Итурбиде по заказу Этнографического архива Национального института коренных народов Мексики начала снимать индейцев народов сери, хучитан и других. Один из самых известных ее снимков — «Богоматерь игуан», на которой запечатлена женщина племени хучитан, а игуаны на ее голове образуют живой нимб. «Для меня фотокамера — средство познания культуры и обычаев каждого места», — объясняла фотограф.

Руанда, 1994

Виктория Ивлева

Российский фотожурналист Виктория Ивлева стала единственным фотографом, вошедшим в четвертый блок Чернобыльской АЭС сразу после катастрофы. За фоторепортаж в чернобыльском реакторе Ивлева получила высочайшую награду в мире фотографии — World Press Photo Golden Eye. Фотографии Ивлевой печатались в главных российских и зарубежных изданиях, включая Guardian и The New York Times, а сама она побывала во многих международных горячих точках — например, в Руанде была единственным российским фотографом, освещавшим геноцид 1994 года. Ивлева стремилась не только фиксировать события, но и помогать своим героям. В Уганде, делая репортаж о детях, которые проходили реабилитацию после вовлечения в вооруженные формирования, Ивлева сфотографировала 15-летнего Адонку Бонка, который попросил ее оплатить его обучение в школе, — что она и сделала (позже Адонка учился на медицинском факультете РУДН). Нежелание быть сторонним наблюдателем вызвало внутренний кризис, в результате которого после возвращения из Руанды Ивлева перестала снимать. Однако спустя 10 лет она вернулась в профессию, а также занялась общественной деятельностью.

Sally Mann·Family pictures

Салли Манн

Одна из самых дипломированных американских фотографов, Салли Манн фокусирует свое внимание на теме детства и отрочества девушки, делая бесчисленные фотографии своих дочерей. В 1988 году вышел сборник фотографий Манн «В двенадцать лет: портреты молодых женщин», представляющий собой энциклопедию жизни девушек того времени. В 1992 году — альбом «Близкие родственники», в котором Манн запечатлела историю взросления троих своих детей. Внешне откровенно бытовые снимки стали размышлением фотографа о взрослении, сексуальности, быстротечности жизни и смерти. «Фотографии открывают двери в прошлое, но также позволяют заглянуть и в будущее. В этом и заключается парадокс: мы видим красоту и одновременно — темную сторону вещей. Пшеничные поля, паруса, наполненные ветром, но также и пепел, — рассказывает Манн. — В японском языке есть слово для такого двойственного восприятия: mono no aware. Это значит что-то вроде «красота с оттенком печали». Как же бережно мы должны хранить то, что любим, до мельчайших деталей, зная, что и сами уйдем в назначенный срок».

Nan Goldin ·Nan One Month After Being Battered 1984

Нан Голдин

Обладательница ордена Почетного легиона Франции Нан Голдин стала одной из самых влиятельных фотографов второй половины XX века. Когда Нан было 12 лет, ее старшая сестра покончила жизнь самоубийством, и это трагическое событие определило ее судьбу — своим родителям она сказала: «Я буду вашим зеркалом». Голдин исследует тему женской сексуальности, женщины как зависимого субъекта отношений, гендерную идентичность, делая интимные фотографии себя, своих близких и знакомых. Страсть, насилие, алкогольная и наркотическая зависимость, жизнь нью-йоркской богемы 1980-х — все это попадает в объектив фотографа. В 1980-х она сделала серию фотографий «Баллада о сексуальной зависимости», где одной из главных работ стал автопортрет «Нан через месяц после побоев».

Margaret Bourke-White·Borscht 1935

Маргарет Бурк-Уайт

Первая в США женщина — военный корреспондент, которой разрешили работать на фронте, первая женщина — фотограф журнала Life, единственный иностранный фотограф, который находился в Москве во время нападения Германии — эпитеты «первая», «единственная», «уникальная», кажется, сопровождали американку Маргарет Бурк-Уайт (1904–1971) на протяжении всей жизни. А сделанный ею портрет женщины в летной форме, стоящей возле бомбардировщика, висел чуть ли не в каждой казарме. Свидетелем настоящего ужаса Бурк-Уайт пришлось стать в конце войны, когда она документировала освобождение концентрационного лагеря Бухенвальд, а затем трудового лагеря Лейпциг-Текла. «Использование камеры давало некоторое облегчение. Она создавала небольшой барьер между мною и окружающим меня ужасом», — вспоминала потом фотограф. После окончания войны она издала книгу «Дорогая Родина, отдыхай спокойно» о своей работе военным корреспондентом. Позднее работала в Индии, Пакистане и Южной Африке.

Diane Arbus·Twins

Диана Арбус

Одна из самых влиятельных фотографов XX века, Диана Арбус (1923–1971) своей маргинальной эстетикой вдохновила немало кинематографистов, которые буквально цитировали ее фотографии в своих картинах (один из самых известных примеров — кадр из фильма Стэнли Кубрика «Сияние», воспроизводящий снимок Арбус «Близнецы»). Она и сама черпала вдохновение в кино: огромное влияние на ее творчество оказала картина Тода Броунинга «Уродцы», снятая в 1932 году и до 1961 года запрещенная к показу. Участие в фильме людей с реальными физическими особенностями (микроцефалией, гирсутизмом, отсутствием конечностей) напугало первых зрителей и дало Арбус толчок к поэтизации маргинального мира. Строя кадр по законам фешен-съемки (Арбус долгое время сотрудничала с такими изданиями, как Esquire и Harper’s Bazaar), фотограф добивалась психологической глубины в портретах людей, оказавшихся вытесненными за рамки нормы, а в заурядных героях находила маргинальные черты.

Carol Guzy·The The Washington Post via Getty Images

Кэрол Гузи

Кэрол Гузи стала единственным журналистом, четырежды удостоенным Пулитцеровской премии, а всего в ее портфолио полтора десятка престижных наград. Фотограф получила их за фотографии косовских беженцев, сделанные в 1990-х, за освещение американской военной операции «Поддержка демократии», за серию репортажей о последствиях землетрясения на Гаити в 2010 году. «Фотографы тратят много времени и сил на поиски правильного освещения. Но самый важный свет, который нужно увидеть и попытаться зафиксировать, — это сияние, исходящие из каждого человека», — говорила Гузи. Она признавалась, что ее первое образование — она училась на медсестру — научило ее обращать внимание на человеческие страдания и боль.

SSPL·Getty Images

Доротея Ланж

Доротея Ланж (1895–1965) — одна из важнейших представительниц документальной фотографии. Она была летописцем истории США первой половины XX века и оказала огромное влияние на развитие фотодокументалистики, а прославилась серией снимков о Великой депрессии. Самый известный из них — «Мать-переселенка» 1936 года. Его героиня Флоренс Оуэнс Томпсон после смерти мужа вынуждена была переселиться в калифорнийский трудовой лагерь со своими семью детьми; пока она собирала овощи, ее дети охотились на птиц. Фото, на котором голодные дети прижимаются к изможденной матери, стало символом Великой депрессии.

Tina Modotti·ullstein bild via Getty Images

Тина Модотти

Итальянка Тина Модотти (1896–1942) была бунтаркой-революционеркой, фотографом и актрисой. Вместе с родителями Модотти эмигрировала в США, когда ей было 17 лет, а затем вместе с фотографом Эдвардом Уэстоном отправилась в Мексику, где они устроили совместную выставку, пользовавшуюся огромной популярностью. Именно там Модотти стала дружна с Фридой Кало, Диего Риверой, Альваро Сикейросом и вступила в Коммунистическую партию, однако по подозрению в подготовке покушения на президента Паскуаля Ортиса Рубио ее выдворили из страны. Вместе с Уэстоном Модотти переехала в Германию, а затем в Советский Союз — выставка, прошедшая там, стала последней при ее жизни. По биографии Модотти поставлены несколько документальных и игровых фильмов, а также сериал с Моникой Беллуччи в главной роли. Манера фотосъемки Модотти формировалась в Мексике под руководством Уэстона, но в отличие от учителя пейзажам она предпочитала психологические портреты — с выверенной композицией и необычными сюжетами.

Mallof collection

Вивиан Майер

Вивиан Майер (1926–2009) при жизни была известна как «Мэри Поппинс с фотоаппаратом»: она работала няней и, гуляя — одна в свой выходной или с воспитанниками, — снимала все, что видела на улицах. Ее фотографии стали известны широкой публике после того, как незадолго до смерти ее архив был продан на аукционе за неуплату аренды складской ячейки. 100 000 снимков, на которых запечатлена уличная жизнь 1960-1970-х, открыли миру самобытного фотографа с внимательным и чутким взглядом. До сих пор неизвестно, почему Майер не публиковала свои работы при жизни — то ли не верила в их значимость, то ли перестала верить, получив отказ, то ли приняла такое решение сознательно.

Джон Леннон и Йоко Оно, Нью-Йорк, 8 Декабря, 1980

Энни Лейбовиц

Лейбовиц, прославившаяся своими работами для глянца, начинала со съемок демонстраций против войны во Вьетнаме. В ее портфолио есть и рекламные кампании, и групповые фото для разворотов Vanity Fair, но, пожалуй, наиболее известные — портреты, включая снимок, на котором обнаженный Джон Леннон обнимает Йоко Оно. В 2000 году вышла книга «Женщины», для которой Лейбовиц сфотографировала героинь разных профессий, цвета кожи, вероисповедания. Ее соавтором, написавшим для книги эссе, стала Сьюзан Зонтаг. Пожалуй, именно ее портреты стали самыми провокационными и одновременно пронзительными в портфолио Лейбовиц — фотограф документировала последние годы писательницы, умиравшей от лейкемии. В 2016 году Лейбовиц пригласили сделать съемку для календаря Pirelli — в результате впервые за всю историю календаря на его страницах появились не модели, а влиятельные женщины.

от фешн-фото до портретов фриков

Еще в середине прошлого столетия фотография считалась мужским делом. Женщине, желающей освоить это ремесло, приходилось преодолевать предвзятое отношение, неуважение со стороны коллег, заниженные ожидания. Рассказываем о пяти великих женщинах-фотографах, которые оставили след в истории. 

Из этой статьи вы узнаете:

  • о самых интересных фактах из их жизни
  • в чем заключается уникальная стилистика каждой
  • с какими великими именами была связана их судьба

Диана Арбус

Диана Арбус, автопортрет. Нью-Йорк, 1968

История

Диана Арбус — одна из самых важных фигур в документальной фотографии. Свою жизнь Диана посвятила наиболее выдающемуся жанру: она фотографировала людей с особенностями, необычными чертами и просто «не таких как все». В ее кадр попадали карлики, инвалиды, циркачи — люди, при встрече с которыми мы невольно отводим свой взгляд в сторону. Но цель ее фотографий — отнюдь не сочувствие. Она предлагает посмотреть на мир под иным углом.

Диана Немеров родилась в Нью-Йорке в 1923 году. Немеровы — семья обеспеченных еврейских эмигрантов из России. Отец и дедушка Дианы были бизнесменами и посвятили своему делу всю жизнь. Благодаря их трудолюбию семья не переживала за достаток.

Биограф Арбус Артур Любоф, описывает ее жизнь так: «Семья Немеровых, включающая родителей Дианы, старшего брата и младшую сестру, обитала в огромных апартаментах со множеством комнат, задрапированных тяжелыми занавесками, которые превращали освещение в квартире в постоянные сумерки. Живя в этом безопасном гнезде, Немеровы нуждались в помощи трех нянь, двух служанок, повара и шофера».

В 30-е годы Диана училась в Школе этической культуры, где и раскрыла свой талант к изобразительным искусствам. В 1937-м году она встретила актера, фотографа и своего будущего мужа Аллана Арбуса — того, с кем Диана начала свой творческий путь. Молодожены решили посвятить себя фотоискусству и в 1946 году открыли фотоателье Diane & Allan Arbus. Во время Второй мировой войны Аллан окончил армейские курсы фотографов понимал техническую сторону процесса. Диана выполняла обязанности художественного директора и ассистента Аллана.

Набираясь опыта, Арбус стала фотографом моды, а позже ее работы попали в издательство Conde Nast, благодаря которым ее снимки опубликовали модных журналах Vogue и Glamour. Несмотря на возрастающий успех, это было далеко не то, чем она хотела заниматься. В 50-е из-за стремительного развития фешн-индустрии, съемки для брендов и журналов приносили высокий доход. Диана и Аллан признавались, что «терпеть не могли мир моды». Ее муж позже вспоминал: «Во время фешн-съемок я занимался самой съемкой. Я руководил моделью, говорил, что делать. Диана подходила и поправляла платье, если что-то было не так. И это её унижало, это была омерзительная роль»

В 50-х Диана познакомилась с фотографом Ричардом Аведоном и начала общаться с кругом Бродовича — известного американского дизайнера и фотографа, арт-директора Harper’s Bazaar. В попытке выйти за рамки модной фотографии и найти «свой» стиль, Арбус перестает работать вместе с мужем.

Аллан и Диана Арбусы

В 1963 и 1966 годах Диана Арбус получила грант Гуггенхайма, что позволило ей полностью сосредоточиться на творчестве. Уже в 67-м году состоялась ее первая серьезная выставка в Музее современного искусства.

Арбус ушла из жизни достаточно рано: в возрасте 48 лет. Обладая от природы довольно ранимой и чувствительной натурой, Арбус часто страдала от приступов депрессии. В июле 1971 года Диана совершила самоубийство, выпив большое количество барбитуратов и перерезав себе вены.

Стиль

Диана — девушка из обеспеченной семьи, которую потянуло к маргинальным слоям. Фотографировать ей было интересно тех, кто выглядел «странно» и далеко за материалом ходить не приходилось. Нью-Йорк и его мир трансвеститов и ночлежек изобиловал фриками. Стоило только выйти из дома, ты мог встретить человека-подушку для булавок, гермафродита с собакой, шпагоглотательницу или трансвестита. Была и повседневная жизнь со своим запасом «странностей». Самое главное — уметь их уловить.

«Ты видишь кого-то на улице, — писала она, — и то, что в нем подмечаешь, в сущности, является изъяном». Самое интересное, что она не подсматривала за своими героями, не застала их врасплох. Диана сперва знакомилась с ними, налаживала контакт, и лишь после этого люди ей позировали. Она фотографировала людей, не понимающих своей «странности», не осознающих, чем они ее зацепили.

Интересные факты:

  • Благодаря Арбус американское искусство получило мощную вакцину против фотоглянца и гламура. Ее яркие и порой шокирующие фотографии стали основой новой волны американской и мировой фотографии середины ХХ-го века.
  • Диана Арбус прославилась после своего самоубийства в 1971 году. Годом позже ее работы представили на Венецианском биеннале. В это же время происходят многочисленные ретроспективные выставки ее работ в музеях США и Канады, которые собирают более семи миллионов зрителей. Уже в 1973 ее фотографии увидели в Европе и Азии, из-за чего у Дианы появилось еще больше почитателей ее таланта.
  • Когда Арбус было 18, у нее появилась первая камера. Уменьшенную версию классической репортерской фотокамеры Graflex подарил ее муж Алан вскоре после женитьбы в 1941 году.
  • Первым заказчиком фотостудии Diane & Allan Arbus стал отец Дианы. Бизнесмен по профессии и крайне деятельный человек по натуре, он не верил, что его зять сможет обеспечить молодую семью. Ее отец нанял молодоженов снимать рекламу для Russek’s — мехового магазина, которым владела их семья. С этого начиналась фотостудия Diane & Allan Arbus
  • В 2004 году ее фотография Identical Twins была продана почти за полмиллиона долларов. Не правда ли, этот кадр что-то напоминает? Неспроста: считается, что именно эта фотография вдохновила Стенли Кубрика на знаменитый кадр с близняшками в его фильме «Сияние».

Энни Лейбовиц

Портрет Энни Лейбовиц

История

Энни Лейбовиц — мировой мастер портретов и фешн-фотографии. Сложно назвать знаменитость, которая не попадала в объектив ее камеры. Лейбовиц показывает человека в самом непривычном образе, раскрывающем его с новой стороны. И это никого не оставляет равнодушным.  Журналы Rolling Stone и Vanity Fair с ее фотографиями на обложках ставили рекорды по тиражам. Ранее мы уже писали про ее подробную биографию, здесь же постарались собрать лишь самое важное, что нужно знать об этом великом фотографе.

Энни родилась 2 октября 1949 года в семье офицера ВВС США и была третьим ребенком в семье из восьми человек. В детстве девочка постоянно переезжала из-за работы отца. Позже Лейбовиц будет вспоминать, что  благодаря постоянным переездам у нее сформировалась насмотренность и наблюдательность.

Искусство фотографии Лейбовиц выбрала не сразу: изначально она хотела пойти по стопам матери и преподавать искусство, поэтому после школы поступила в Институт искусств Сан-Франциско.

Фотография заинтересовала ее во время семейной поездки в Японию. Вернувшись домой, Энни сразу же записалась на вечерние курсы фотографов. В то же время она окончательно осознала, что преподавание искусств — это не ее путь и решила бросить университет. В поиске новых впечатлений Энни отправляется с археологической экспедицией в Израиль на раскопки дворца царя Соломона.

После возвращения из экспедиции в 1970 году Энни стала внештатным фотокорреспондентом журнала Rolling Stone. Основателя издания Дженна Веннера глубоко впечатлили снимки демонстраций против войны во Вьетнаме и фотографии из последней поездки в Израиль. Он создал благоприятные условия для реализации любых творческих задумок Энни. Уже через несколько лет она стала главным фотографом музыкального журнала с мировым именем.

С 1970 года Лейбовиц снимала Боба Дилана, Патти Смит, Боба Марли и других звезд. Самое яркое событие ее карьеры в журнале, о котором Энни еще неоднократно будет вспоминать, — сопровождение в качестве фотографа The Rolling Stones во время их турне. Результат — черно-белые портреты музыкантов, фанатов и бекстейджа, которые стали легендарными.

В 1980 Энни сделала знаменитую фотографию обнаженного Джона Леннона, обнимающего жену. Сама Энни вспоминает об этой съемке так: «Йоко спросила, нужно ли ей снять хотя бы верхнюю часть одежды, и я ответила — нет, не нужно, еще не понимая, каким именно должно быть изображение. Когда Джон обнял ее, это выглядело потрясающе сильно. Это выглядело так, будто ей холодно и он согревает ее. Первая проба на Polaroid привела в восторг обоих»

Через несколько часов после съемки музыкант был убит. Обложку с этой фотографией признали лучшей за несколько десятков лет.

Йоко Оно и Джон Леннон

Энни проработала в Rolling Stone 13 лет, а с 1980 года начала фотографировать для Vanity Fair.

Арт-директор Vanity Fair Беа Фейтлер, по словам Лейбовиц, объяснила ей: «Талант — это не на всю жизнь, его, как дитя, нужно все время кормить и лелеять». На момент перехода в модный глянец за ней закрепилось звание рок-н-ролльного фотографа и Энни долгое время привыкала к новым законам фэшн-фотографии, когда на площадке ты окружен целой командой стилистов, визажистов и осветителей.

Тогда же она познакомилась с американской писательницей Сьюзен Зонтаг, которая в дальнейшем стала ее ближайшей подругой и спутницей жизни. Вместе они издали альбом «Женщины», в котором портреты знаменитостей и кадры обычных американских женщин перемежались с сочинениями Зонтаг.

Стиль

Благодаря фэшн-фотографии Лейбовиц удалось в полной мере раскрыть свой талант и стать специалистом по портретам. «Чтобы делать безупречные снимки, мне надо быть в теме, оказаться внутри ситуации, она должна меня окружать. Лучшие снимки это всегда о том, что окружает именно тебя, когда ты сама тоже часть окружающего» — рассказывала она.

Портреты всегда были, есть и будут ее визитной карточкой. Благодаря своей проницательности, фотографии Энни всегда получались искренними, несмотря на скрупулезную проработку каждого кадра.

Лейбовиц не боится играть с контрастами и шокировать провокационностью. Главная особенность ее портретных фотографий — подчеркнутая уникальность людей. В них улавливаются мельчайшие чувства и черты характера: любовь, страх, гордость, тоска, нежность, сдержанность, сила. Арнольд Шварцнеггер, который также неоднократно оказывался в объективе ее камеры, делился: «Она каким-то образом проникала в твой мир и становилась частью твоей жизни. В какой-то момент даже перестаешь замечать, что она все снимает и записывает на пленку. Где бы ты ни находился, рядом оказывалась Энни, но даже в голову не приходило сказать «уходи, ты мне мешаешь», настолько она была своя».

Еще одной знаковой серией стали групповые портреты актеров и моделей для Vanity Fair. Здесь Энни проявляет себя как полноценный художник и режиссер-постановщик: на кадрах до мельчайших деталей продуманы позы, композиция, свет и цвет. Такие групповые портреты, как картины эпохи Возрождения, хочется подолгу рассматривать. В них заметна точная проработанность деталей, улавливается игра со светом и тенью, видна сложная композиция, а у каждой модели своя поза, особенно раскрывающая личность.

Интересные факты:

  • Во время поездки в Японию Энни купила первый фотоаппарат — Minolta SR-T 101
  • В 1991 году она провела выставку в Национальной портретной галерее и стала вторым фотографом, при жизни выставлявшимся там, и первой женщиной.
  • Королева Елизавета II по просьбе Лейбовиц сняла корону на съемке. Энни показалось, что с короной выходит «слишком нарядно»
  • В детстве мама Энни отдала дочь заниматься балетом к русским эмигрантам — уже немолодым танцорам из «Русских сезонов», труппы, основанной Сергеем Дягилевым. Несмотря на то, что Энни плохо понимала преподавателей из-за сильного акцента, она и сейчас восхищается этим опытом.
  • В 2006 году вышел документальный фильм, посвященный ее творчеству: «Энни Лейбовиц: жизнь, увиденная через объектив». Он состоит из серии интервью тех, кого снимала Лейбовиц — Мика Джаггера, Арнольда Шварценеггера, Хиллари Клинтон, Михаила Барышникова и многих других.

Мартина Франк

Photographer Martine Franck, Venice, Italy, 1972. Franck died of cancer on Aug. 16.

«Я думаю, все в этом мире можно нарисовать, потому что рисуя можно поменять реальность; но не все возможно сфотографировать и фотограф часто приходит домой с «пустыми руками», со снимками, которые имеют документальную ценность, но редко имеют что-то более глубокое. Фотограф должен признать, что большинство «щелчков» не принесут должного результата… и когда-то чудеса случаются, без предупреждения»

История

Мартина Франк — британско-бельгийский фотограф, документалист и портретист, чьи работы относят к классическому стилю фотографии. Она была одной из немногих женщин, ставших членом агентства Magnum Photos. Франк была второй женой Анри Картье-Брессона, а также соучредителем и президентом Фонда Анри Картье-Брессона.

Франк родилась 2 апреля 1938 года в Антверпене в семье бельгийского банкира Луи Франка и британки Эвелин. После рождения Мартины семья переехала в Лондон, а уже год спустя отца призвали на военную службу. Вместе с мамой девочка эмигрировала в Соединенные Штаты, проведя остаток Второй мировой войны на Лонг-Айленде и в Аризоне.

Чувство прекрасного воспитывалось в Мартине с самого детства: отец коллекционировал произведения искусства и водил дочь в галереи и музеи. В школе-интернате для девочек, в которой училась Мартина, преподавали историю искусств. «У меня был замечательный учитель, который действительно вдохновил меня», — вспоминала она.

Мартина продолжила изучать историю искусств после школы: она поступила  в Мадридский университет и училась в Ecole du Louvre в Париже. Диссертацию она посвятила кубизму и его влиянию на скульптуру, однако после защиты решила, что особого таланта к письму у нее нет. После этого Мартина обратилась к фотографии.

В 1963 году Франк отправилась в путешествие по Дальнему Востоку, прихватив с собой камеру Leica, подаренную братом. По возвращению во Францию она знакомится с фотографами Элиотом Элисофоном и Гьон Мили из издания Life и становится их помощницей. За несколько лет она развивает свое мастерство и уже к 1969  ее фотографии стали появляться в таких изданиях как Life, Fortune, Sports Illustrated, New York Times и Vogue. В тот же период она вышла замуж за известного фотографа Анри Картье-Брессона.

В 70-х она работала во французском агентстве Viva, а уже в 1980-м ее кандидатуру выдвинули в члены знаменитого фотоагентства Magnum. Три года спустя Мартина становится его действительным членом, а в начале двухтысячных она была избрана одним из вице-президентов агентства.

Стиль

«Мартина была одним из классических фотографов Magnum, мы все могли бы с этим согласиться, — сказал фотограф Эллиотт Эрвитт по поводу кончины Франк. — Талантливая, элегантная, мудрая, скромная и щедрая, она установила такие стандарты, которые нечасто встречаются в нашей профессии».

Мартина Франк  интересовалась коммерческой фотографией меньше, чем документальной. Если она и бралась за рекламную съемку, то это никоим образом не было связано с фешн-фотографией — жанром, который был ей не так близок. Мартина хотела, чтобы ее работы были глубже по смыслу и приносили пользу. Поэтому она много работала с «Врачами без границ» и Международным Красным Крестом — организацией, оказывающей гуманитарную помощь жертвам вооруженных конфликтов.

«Фотография пришла ко мне как замена реального мира…Я была болезненно скромной и мне было трудно общаться с людьми. Камера дала мне возможность что-то делать, причину быть где-то, быть свидетелем чего-то не участвуя в этом», — говорила Франк.

Скромность фотографа сыграла ей на пользу: в работах Мартины присутствует ощущение «случайного свидетеля», мимолетно наблюдающего за происходящим. Она не пытается исказить реальность, а просто фиксирует трогательное, зачастую незаметное в повседневности. Франк предпочитала работать вне студии, использовать черно-белую пленку и 35-мм камеру Leica.

Портреты и документалистика — не самые главные темы ее работ. Ее фотографии куда разнообразнее и содержательнее. Можно выделить несколько ключевых направлений. Геометрия — история, посвященная пейзажам и ландшафтам, игре с формами и плоскостями. Зеркало — целая серия работ о человеке и его отражении. Портрет, по отношению к которому Мартина испытывала особые чувства. Она делилась, что каждый раз — это новый опыт взаимоотношений. Старость — тема, которой даже посвящена книга «Время стареть». Она включает в себя повседневные фотографии пожилых людей. «Театр дю Солей» официальным фотографом которого Мартина была с самого его основания.

«Мне кажется, что романтизм перекликается с фотографией. Все эти понятия, связанные с уходящим временем, с мгновением, эмоциями, ностальгией, мечтаниями, мне близки. Романтизм — это и познание другого, знакомство с собой через другого, свобода выражать себя без страха»

Интересные факты:

  • Франк путешествовала по Тибету и ездила в храм, где воспитывают детей, в которых переселились души умерших лам. В интервью она делилась: «мне близок буддизм, мне нравится та ответственность, с которой они относятся к жизни, к близким, нравится то, как они умеют не бояться смерти и спокойно готовиться к ней»
  • Знаменитая фотография с Анри Картье-Брессоном имеет свою историю. Это был 1992 год, день рождения Мартины Франк. Её муж спросил, что она хотела бы получить в качестве подарка. Мартина попросила нарисовать свой автопортрет. Анри сел перед зеркалом и принялся за работу, как вдруг перед Мартиной открылась исключительная картинка: тройное изображение человека
  • Свой первый снимок Мартина сделала на территории СССР в 1962-м году на свою первую Leica
  • Начинающим фотографам Мартина советует: «Учить языки. Смотреть кино. Ходить в музеи. Много читать. По возможности — путешествовать. Но главное — не замыкаться в себе. Потому что фотография в первую очередь — это умение найти контакт. С персонажем, с пейзажем, с чужой культурой».

Вивиан Майер

История

Вивиан Майер по праву можно назвать самым загадочным фотографом ХХ века. На протяжении всей своей сознательной жизни она методично документировала уличные истории Чикаго и рассказывала через свои кадры американскую историю 50х-80х годов. Свой талант Вивиан не стремилась афишировать и все работы уходили «в стол». Слава пришла к ней лишь после смерти в 2009 году. К сожалению, найти родственников, знавших Майер при жизни не удалось, из-за чего о ней известно ничтожно мало. Но все существующие подробности ее поразительной истории мы уже собирали в большом материале о Вивиан. Здесь же поделимся лишь ключевыми событиями из ее жизни.

Вивиан Майер родилась в 1926 году в Нью-Йорке в семье австрийца и француженки. Все свое детство провела в переездах между Францией и США. После развода родителей, Вивиан вместе с мамой перебрались к подруге семьи Жанне Бертран, которая профессионально занималась фотографией. Предположительно, именно у нее Майер училась фотоискусству. Всю Вторую мировую войну она провела во Франции, после чего, в возрасте 25 лет, вернулась в США.

Вскоре после переезда Вивиан решает попробовать себя в роли няни и уезжает жить в Чикаго. Майер преуспевает в этом ремесле и на протяжении 40 лет занимается воспитанием детей в обеспеченных семьях.  Ее клиентами были Гинзбурги, Реймонды, американский ведущий Фил Донахью.

Майер замечательно ладила с детьми. Ее воспитанники с теплом вспоминают, что Вивиан была «взрослым ребенком», готовым пойти не любые авантюры: сходить ночью на кладбище, договориться с молочником, чтобы он подвез детей до школы, бесконечно исследовать разные уголки города. Это искреннее любопытство и неподдельный интерес к жизни были основой для теплой дружбы между Вивиан и детьми.

Вивиан прекрасно совмещала профессию няни с увлечением фотографией. Майер не расставалась с камерой и всегда брала ее на прогулку с детьми. Чуткий взор Вивиан был способен уловить удивительные сюжеты, происходящие прямо на улицах Чикаго. Бедняки и представители высшего общества, работяги и детвора, влюбленные парочки и городские сумасшедшие были постоянными объектами ее фотографий.

Свое хобби Вивиан скрывала от окружающих: посторонним вход в комнату, где она занималась проявкой снимков, был воспрещен. Фактически, Вивиан делала эти снимки только для себя, словно фотоаппарат был своеобразной рамкой, через которую она смотрела на мир.

Ее талант обнаружили случайно уже после кончины Вивиан в 2009 году. Тогда же агент по недвижимости Джон Малуф купил на аукционе 100 000 ее негативов за 400 долларов. Довольно быстро Малуф осознал, какие ценные кадры попали ему в руки и занялся поиском родных и близких Майер. Но его попытки не увенчались успехом — Майер не создала свою семью, а из родственников нашлись только кузены из Франции, которые не знали о ее существовании. Благодаря Малуфу фотографии увидели на выставках в Америке, Европе и Азии.

Стиль

Несмотря на то, что Майер не выполняла коммерческих заказов, уровень ее работ любительским точно не назовешь. Профессионалы улавливают в ее фотографиях стиль Анри Картье-Брессона, Роберта Франка, Ли Фридлендера, Дианы Арбус и Виджи.

«Майер была ранним поэтом цветной фотографии, — пишет Джоэл Мейеровиц. — В её фотографиях видно, что она быстро улавливает поведение людей, изменение ситуации, жесты, выражения лиц — все маленькие события, которые превращали для неё повседневную жизнь улиц в откровение».

Стиль Майер далек от документальной и репортажной фотографии. Она была стрит-фотографом, который, в отличие от репортажника, не имеет конкретной цели своей съемки. Он наблюдает за городской действительностью и выхватывает красочные моменты. Это могут быть мятые штанины или скованные кисти рук, уставшее лицо или загадочная улыбка. Это даже может быть мусорный бак и голубь.

Снимки Вивиан — как приятное дуновение весеннего ветра, полны энергии и живости, динамичны и содержательно насыщенны. Она будто бы переживала, что не сможет передать красочность повседневности 50-х годов Чикаго и с упоением выхватывала самое важное из окружающей ее действительности.

Интересные факты

  • Вивиан обожала делать собственные автопортреты в отражениях зеркал и витрин. За ее жизнь их скопилось так много, что им можно посвятить полноценную выставку
  • В течение года Майер снимала почти 200 пленок, что сопоставимо с  профессиональными фотографами
  • в 1960 году она отправилась в длительное путешествие по Европе, ближнему Востоку и Юго-Восточной Азии — от Египта до Тайваня и Индонезии, где также не переставала фотографировать
  • Бытует мнение, что Майер на самом деле предлагала свои работы на выставки, но из-за существующего на тот момент гендерного неравенства и отношения к фотографии как к сугубо мужской профессии, она получала отказы

Нина Свиридова

История

Имя Нины Свиридовой невозможно рассматривать отдельно от ее спутника жизни и коллеги — Дмитрия Воздвиженского. В историю они вошли как самый трогательный творческий и семейный союз, подаривший миру сотни кадров счастливых людей. Их работы высоко оценили не только на родине, но и в других странах.

Нина Свиридова родилась в 1933 году в Москве. Окончив филологический факультет МГУ, она стала учительницей русского языка и литературы. Уже тогда у Нины проявилась тяга к фотоискусству, и моменты школьной жизни она снимала на свою любительскую камеру. Каждую неделю она посещала сборы молодежной фотосекции, постепенно оттачивая мастерство.

В апреле 1961 года «Учительская газета» опубликовала первые профессионально выполненные работы Нины Свиридовой. Ее талант сразу привлек к себе много внимания со стороны коллег. Позже в газете «Спутник» этот скачок от любительской фотографии до профессиональной назвали превращением учителя в «профессора фотографии». Уже в сентябре 1961 года в журнале «Советское фото» появилась ее фотография «У кремлевской стены».

«У кремлевской стены»

В том же издании советский фотограф Семен Фридлянд посвятил ей статью «Призвание». Он писал: «Всего два с лишним года увлекается Нина Свиридова фотографией. Но и за этот небольшой срок, как видим, достигнуто немало. И главное — перейден тот неодолимый для ряда любителей рубеж, за которым уже прекращается «щелканье», и начинается фотографирование, проникнутое творческой мыслью. Впереди — путь к мастерству, а вместе с тем, возможно, и к профессиональному занятию фотографией. Ведь именно так начинали свою творческую биографию большинство фотокорреспондентов газет и журналов». Он предсказал будущее Нины, ведь в последствии она оставила работу учителя и посвятила дальнейшую жизнь фотографии.

Так Нина начала карьеру в качестве фоторепортажницы. С момента публикации своего первого снимка до 1966 года она проработала в «Учительской газете», после чего ушла в журнал «РТ», где оставалась фотокорреспондентом до 1968 года. Последним местом, которому она посвятила десять лет, стал Государственный Комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению. Она посетила самые разные уголки Советского Союза:  Закарпатье, Урал, Белоруссия, Прибалтика.

В это же время происходит история любви, с которой и начался творческий тандем Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского. История их знакомства напоминает легкий романтический фильм: лето, дачный поселок, речка. Невзначай завязавшийся разговор, после которого для всех все стало ясно. Благодаря ей Дмитрий узнал о фотографии — на тот момент Нина снимала уже четыре года.  Она — учитель русского, он — аспирант нефтяного института имени Губкина. Две противоположности, которые дополняли и вдохновляли друг друга.

Они не делили фотографии на «мою» и «твою». Каждый кадр был результатом общей работы, воплощением их любви. Несмотря на разный подход — Нина фотографировала более интуитивно, как чувствовала, а Дмитрий тщательно продумывал кадр — порой они сами не могли отличить, кто из них сделал тот или иной кадр. Все фотографии они подписывали вместе: Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский. Поэтому их официально называли творческим тандемом, даже на конкурсах и фотовыставках. Они были удостоены второй премии и медали МИД Франции в 1976 году, участвовали в экспозициях в Гамбурге и других европейских городах.

Совместная работа Нины и Дмитрия продолжалась 40 лет. В 2005 году Воздвиженский умер. Нина ушла из жизни тремя годами позже.

Стиль

Нина Свиридова говорила, что больше всего они любили друг друга и фотографию. Она рассказывала: «Еще более любимым занятием для нас было смотреть контакты и спорить — кто что снял. Снимали мы двумя камерами и постоянно ими менялись.  А видение у нас было одинаковое — в этом тоже было чудо. Мы все время поддерживали друг друга. Я — филолог, а он — технарь. Его увлекала концептуальная фотография — он исходил из мысли, задумывал что-то, а потом воплощал в жизнь. А я, наоборот, исходила из эмоций, ловила счастливые мгновенья и старалась запечатлеть то, что вижу. Потом мы вдруг поняли, что все наши фотографии настолько похожи, что мы даже не можем разобрать, кто что снял».

В фокусе внимания Нины оказались зарисовки счастливой повседневности, выраженной в эмоциях, движениях и позах. Может показаться, что в ее кадрах нарочно появлялись только улыбчивые люди и радостные моменты, во имя пропаганды советского счастья, что это какой-то параллельный мир. Но это не так. Их сын, Дмитрий Воздвиженский-младший, рассказывал, что они снимали только те сюжеты, которые «отвечали их собственной природе восторженности». Это советские школьники и просто обаятельные прохожие, веселые рабочие и безмятежно отдыхающие на пляже — во всем этом они находили красоту и вдохновение.

Интересные факты:

  • фотографии Нины Свиридовой печатали в зарубежных газетах Советского Союза «Soviet Life» и «Soviet Union». По мнению руководства они в полной мере могли показать яркий и счастливый образ советской жизни за границей
  • многие связывают оптимистичность снимков Нины со временем, на которое пришелся подъем ее творчества. Это был период оттепели, когда СССР достигал новых высот и все были полны надежд на светлое будущее
  • работу «Здравствуй, любовь» удостоили золотой медалью на международной выставке «Любовь, дружба, солидарность» в Берлине

Предлагаем прочитать также биографии известных фотографов на Losko:
— Фотограф Хельмут Ньютон: «Я ненавижу хороший вкус»
— Питер Линдберг: «Красота — это мужество быть собой»
— Вивиан Майер: самый загадочный фотограф XX века
— Энни Лейбовиц. Жизнь с фотокамерой

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Telegram, Instagram. Если вы хотите поблагодарить Losko за проделанную работу, то можете пожертвовать деньги на Boosty и получить доступ к нашему закрытому каналу в Телеграм. Спасибо за вашу осознанность и что цените свой и чужой труд.

Команда — Женская фотография

Даниэлла Зальцман, основатель и исполнительный директор

[email protected]   | dan.iella.net   | @dzalcman   | @dzalcman

Даниэлла Зальцман — вьетнамско-американский фотограф-документалист из Нового Орлеана. Ее работа, как правило, сосредоточена на наследии западной колонизации, от роста гомофобии в Восточной Африке до принудительного ассимиляционного образования детей коренных народов в Северной Америке. Ее текущий проект Signs of Your Identity является лауреатом премии Арнольда Ньюмана, премии Роберта Ф. Кеннеди в области журналистики, книжной премии FotoEvidence, премии Inge Morath Foundation Magnum Foundation и является частью Moving Walls 24 Foundation Open Society Foundation. Колумбийский университет со степенью в области архитектуры.

Мэллори Бенедикт, руководитель программ

[email protected]   | @_mallorybenedict   | @mallorybenedict       

Мэллори Бенедикт — фоторедактор отдела культуры и истории National Geographic, который размещает оригинальные короткие и полные истории для печатных, цифровых и мобильных платформ. Она заказывала рассказы, которые были признаны Американским обществом редакторов журналов (ASME), Международным конкурсом фотографий года (POYi) и Обществом дизайнеров публикаций (SPD). Окончила школу журналистики Университета Миссури по специальности фотожурналистика.

Сара Икоу, Выставки и специальные проекты

[email protected]   | @sasickow  ​​ | @sasickow

Сара Икоу — старший менеджер отдела выставок и коллекций Международного центра фотографии. Ранее она работала помощником куратора и менеджером коллекций в Национальной портретной галерее Смитсоновского института в их отделе фотографий, а также внештатным менеджером коллекций. Она получила степень магистра истории искусств в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета, где изучала фотографию и медиа-искусство, основанное на времени, и написала диссертацию об Уокере Эвансе в 19-м веке.30 с. Она получила степень бакалавра в Тринити-колледже, штат Коннектикут, по французскому языку и истории искусств.

Пьера Мур, координатор

[email protected]   | pieramoore.com   | @slumpiera

Пьера Мур — кинофотограф, родившаяся и проживающая в Атланте, штат Джорджия, со степенью бакалавра студийного искусства в Spelman College. Ее работы исследуют все: от духовности и философии до синестетических разговоров между человеческими чувствами и реалиями черных и коричневых и их культурными валютами. Ранее она работала стажером у президента и генерального директора Центра искусств Вудраффа. Сейчас она занимается цифровыми медиа и маркетингом в Mason Fine Art и креативным маркетингом в Atlanta Art Week. Ее работы были представлены в журналах New York Magazine The Cut, Los Angeles Times, Bloomberg Businessweek и NBC News.

Совет директоров Women Photograph состоит из (слева направо):
Престон Ганнауэй (казначей), Элизабет Крист (президент), Юкико Ямагата, Деби Корнуолл
Мэллори Бенедикт, Джон Эдвин Мейсон (секретарь) и Даниэлла Залкман.

Слева направо: Ума Биста (Непал), Селеста Ноче (США), Грета Рико (Мексика), Тасним Алсултан (Саудовская Аравия),
Киан Матата-Сипу (Аотеароа / Новая Зеландия), Ньянчо НваНри (Нигерия), Изабелла Ланаве (Бразилия) ),
Ханна-Катрина Едрош (Великобритания) и Светлана Булатова (Россия)

грантополучателей Women Photograph 2018 — Women Photograph

Women Photograph рада объявить получателей грантов 2018 года: гранты Women Photograph + Nikon в размере 5000 долларов США были награжден Тасним Алсултан , Анна Боязис , Джесс Т. Дуган , Ана Мария Аревало Госен и Этиноса Ивонн Осайимвен . Грант Women Photograph + Getty Images в размере 10 000 долларов США был присужден Надя Шира Коэн . Мы получили около 1500 заявок от женщин и небинарных фотографов со всего мира — спасибо всем, кто прислал предложения! Поздравляем выбранных фотографов — вы можете узнать больше об их проектах и ​​познакомиться с их работой ниже.

Благодарим спонсоров гранта этого года, Nikon и Getty Images, а также наших судей Мэллори Бенедикт, Сэнди Чирик, Шаминдер Дулаи, Брент Льюис, Тару Пиксли, Веронику Санчис, Сандру Стивенсон, Бернадетт Туазон, Николь Вербек и Ариэля Замбелич. .

Женская фотография

+ гранты Nikon

Саудовская Аравия   | www.tasneemalsultan.com   | @tasneemalsultan

Саудовская Аравия уже давно известна как одна из самых консервативных стран мира, место, где религиозная полиция, как известно, постоянно следит за соблюдением строгих социальных кодексов, а публичные политические дебаты подвергаются цензуре. Этот проект направлен на выявление основных социальных и экономических сложностей шиитского меньшинства Саудовской Аравии, группы, которая остается в значительной степени невидимой для мира. В центре внимания будут истории активистов, общественных деятелей, интеллектуалов и профессионалов, оказавшихся в центре внимания общества.

США   | www.annaboyiazis.com   | @annaboyiazis

В поисках свободы в воде документирует женщин и девочек, которые впервые учатся плавать на Занзибаре. Повседневная жизнь на архипелаге сосредоточена вокруг моря, однако большинство девушек, населяющих острова, так и не овладели даже самыми элементарными навыками плавания. Консервативная исламская культура и отсутствие скромных купальных костюмов заставляли лидеров общин отговаривать девочек от плавания — до сих пор. Полноразмерные купальники и уроки дают женщинам и девочкам возможность, наконец, научиться безопасности на воде и получить опыт пребывания в океане, не ставя под угрозу свои культурные и религиозные убеждения.

США   | www.jessdugan.com   | @jesstdugan

Every Breath We Drew (с 2011 г. по настоящее время) исследует силу идентичности, желания и связи через портреты художника и других людей. Работая в рамках квир-опыта, эти портреты исследуют пересечение частной, индивидуальной идентичности и поиска связи с другими. Вместо того, чтобы пытаться описать конкретную личность или группу — гендерная идентичность и сексуальная ориентация людей сильно различаются — Every Breath We Draw  задает более широкие вопросы о том, как формируется личность, выражается желание и ищется близкая связь.

Венесуэла   | www.amagosphoto.com   | @anitasinfiltro

Нынешние экономические бедствия в Венесуэле, смешанные с насилием и преступностью, глубоко укоренившимися в обществе, усиливаются в так называемых центрах предварительного заключения. Тысячи женщин, ожидающих суда, потенциально разлучены со своими семьями и детьми на многие годы. Эта работа о них и о том, как последствия несовершенной системы правосудия в Венесуэле затрагивают и травмируют этих женщин и их семьи даже после их освобождения.

Нигерия   | www.etinosayvonne.me   | @etinosa.yvonne

Все в моей голове — это продолжающийся проект, в котором исследуются механизмы преодоления переживших терроризм и насильственные конфликты с использованием многоуровневых портретов выживших и того, что они делают, чтобы помочь себе двигаться вперед. За последние два десятилетия Нигерия стала свидетелем роста терроризма и конфликтов. Выжившие стали свидетелями насилия в отношении себя, своих близких, а в некоторых случаях и всего, чем они владеют. Этот проект направлен на пропаганду расширения доступа к психосоциальной поддержке для переживших терроризм и насильственных конфликтов в Нигерии, что, в свою очередь, улучшит психическое здоровье выживших.

Мы также рады поздравить этих пяти фотографов, которые стали финалистами гранта:

Нанна Хайтманн    | Германия   | www.nannaheitman.com   | @nannaheitmann
Ханна Юн    | Канада | www.hannahyoon. com   | @hanloveyoon
Силке Кирхгоф    | Германия   | www.silkekirchhoff.de   
Сандра Хойн    | Германия   | www.sandrahoyn.de   | @sandrahoyn
Эмили Берл    | США   | www.emilyberlphoto.com   | @emilyberl

Women Photograph + Getty Images Grant

Италия   | www.nadiashiracohen.com   | @nadiashiracohen

Yo No Di a Luz  рассматривает полный запрет на аборты в Сальвадоре и то, как уголовный запрет на аборты влияет на женщин страны. Особое внимание в проекте уделяется последствиям применения таких ограничительных законов, в частности, самоубийствам среди беременных подростков, женщин и девочек, которых заставили родить детей в результате изнасилования.

Поздравляем Джессику Эрншоу и Синтью Сантос Брионес , которые стали финалистами гранта.

Примечания от судей:

«Работа Анны была не чем иным, как прекрасным и чистейшим способом повествования. Существуют уровни создания мощных изображений. Уровень композиции, уровень содержания и уровень свет/цвет. Эти фотографии соответствуют всем трем этим уровням и открыли разговор на тему, которая находит отклик у стольких людей по всему миру. Спасибо за эту работу».

«Серия фотографий Этиносы   представляет собой творческую и трогательную перспективу, изображающую выживших в насильственных конфликтах, которыми отмечена история Нигерии за последние два десятилетия. Подход Осайимвен к многослойным фотографиям и ее очевидная приверженность поддержке своих соотечественников дайте ей собственный отчетливый голос».

«Использование Аной Марией цвета и запечатление интимных моментов передает эту мучительную историю в мельчайших деталях, подчеркивая важность предмета, подчеркивая человечность ее персонажей. Очень важное дополнение к визуальной истории человеческого состояния. »

«Тасним… имеет невероятный взгляд на то, как ловить те мимолетные моменты, которые оживляют изображения.