Содержание
10 основных принципов построения света и тени в рисунке – Сей-Хай
В каждой картине или небольшом наброске есть валеры. Мы о них не знаем. Мы не знаем, что это. Но тем не менее они там.
Валер (tonal value) – оттенок тона, определяющий соотношение света и тени в пределах одного цвета. Чем точнее вы передаете различия, тем лучше выглядит ваше произведение. Независимо от того, что вы рисуете – фигуру, натюрморт или пейзаж, – принципы валеров одинаковы.
Светотень – это основа реалистичного рисунка. Поэтому уроки рисования часто начинаются именно с этой темы. В этой статье мы рассмотрим десять главных принципов построения света и тени.
01. Разделяйте свет и тень
Это основа любой работы с тенью. Сначала разделите «семейство света» (light family) и «семейство тени» (shadow family). Семейство света состоит из всех областей, которые непосредственно касаются источника света. Хороший способ проверить это – посмотреть на свой объект со стороны света, увидеть, как свет «касается» его.
Семейство теней состоит из всего, что скрыто от источника света. Сюда относятся все тени и области отраженного света.
02. Используйте шкалу значений
Шкала поможет вам понимать соотношение тонов. Удобнее всего использовать вариант с 9 тонами – здесь есть середина, от которой легче отталкиваться. Такую шкалу несложно сделать самому. Начните с образца 1 (максимально заштрихуйте прямоугольник) и 9 (чистый лист). Затем выведите образец 5 (среднее значение), потом 3 и 7. Добавьте оставшиеся тоны, чтобы завершить шкалу.
03. Рассматривайте относительные значения
Какой квадрат кажется темнее?
Наше восприятие яркости предмета меняется в зависимости от того, что его окружает. В приведенном выше примере показаны два одинаковых квадрата, только на черном и белом фоне. Квадрат на белом кажется темнее, правда?
Такой эффект происходит постоянно, когда мы опираемся на результаты наблюдений.
04. Изучайте эффекты освещения
- Полутона (halftones) – основной свет разделен на полутона, которые темнеют с удалением от источника света.
- Внутренняя тень (core shadow) – тень, которая образуется там, куда не доходит отраженный свет.
- Основная тень (form shadow) – часть предмета в тени.
- Пенумбра или полутень (penumbra) – мягкий контур вокруг падающей тени.
- Падающая тень (cast shadow) – тень от границы, спроецированная на поверхность.
- Окклюзия (occlusion shadows) – тени, которые возникают там, где две поверхности приближаются друг к другу.
- Отраженный свет (reflected light) – свет, который попадает на основную тень.
- Граница света и тени (terminator) – собственно, граница.
- Основной свет (form light) – часть, которая получает прямой свет.
- Светлое пятно или «зайчик» (highlight) – отражение от источника света. Заметно только на световозращающих материалах.
- Центральный свет (centre light) – область, которая расположена непосрественно перед источником.
05. Не забывайте об отраженном свете
Правильная передача отраженного света дает отличное ощущение объема. Чтобы создать реалистичное ощущение света, важно понимать, что влияет на интенсивность непрямого (отраженного) света.
Во-первых, «фактическая» яркость объекта, не зависящая от световых эффектов. Светлые материалы отражают свет сильнее, чем темные. Во-вторых, расстояние: чем дальше отраженный свет, тем слабее он влияет на объект.
06. Избегайте этих распространенных ошибок затенения
Первая самая распространенная ошибка – слишком слабое отражение света (1). Это создает путаницу между полутонами и отраженным светом, и зритель не может нормально понимать изображение. Вторая ошибка – делать светлые полутона слишком темными (2). Кажется, что предмет грязный. Третья ошибка – делать темные полутона слишком светлыми (3). Из-за этого теряется чувство формы.
07. Проведите исследование значений
Если вы запутались в тонах и тенях, нарисуйте отдельный простой набросок (исследование значений). Цель заключается в том, чтобы разбить изображение на четыре-пять групп тонов. Определите самые светлые и самые темные тона, затем найдите два-три тона, которые встречаются чаще других.
08. Проверьте свое понимание
Эксперимент с созданием тени по памяти на новых объектах.
Всегда хорошо проводить эксперименты. Работайте с искусственным и с естественным освещением и обращайте внимание на различия. Попробуйте разные объекты и поверхности. Попробуйте восстановить образы из воображения. Помните все 11 эффектов из совета 4? Успешно избегаете трех распространенных ошибок затенения?
На изображении выше показаны рисунки учеников, которые рисовали голову Джона Азаро по памяти.
09. Попробуйте ограниченный диапазон
Контраст, который встречается в натурном рисунке, очень трудно передать в искусстве.
Диапазон значений описывает, насколько велик спектр между самым светлым и самым темным участком. У каждой среды свой диапазон. В природе он неограничен: здесь есть и солнце, и кромешная темнота. Зачастую это очень сложно правильно передать в работе. Поэтому лучшее решение – уменьшить контраст на обоих концах спектра.
10. Используйте образец
Чтобы разобраться, как ложится свет и тень в вашей картине, нарисуйте в углу небольшую сферу. Детально отрисуйте на ней направление света, глубину теней и силу отраженного света. Эта сфера – ваш световод, образец света, который применим ко всем остальным предметам. Чтобы упростить натурную работу, используйте яйцо.
Еще больше советов по рисованию:
Ошибки начинающих художников: как рисовать правдоподобно
Полезные уроки по живописи от Игоря Сахарова
Советы для художников: как использовать фотореференсы
Источник
Как рисовать тени
Тень — это элемент рисунка, который имеет наибольшее влияние на реалистичность портрета, поэтому убедитесь, что вы прорисовали их хорошо. Я опишу метод, который иногда использую сам, и думаю, что он дает хорошие результаты.
Для того, чтобы начать прорисовку теней вам понадобятся в основном те же инструменты, какими вы пользуетесь обычно:
- Карандаши.
Из всей линейки твердостей карандашей для прорисовки теней лучше использовать маркировки от 3В до 5B. В то же время подчеркивать тени необходимо карандашом с твердостью В2.
- Бумага для затирки.Для растирания карандаша я в основном используют только салфетки, хотя на самом деле подходят и другие изделия, например, мягкие бумажные полотенца или туалетная бумага. Стоит, однако, обратить внимание на качество бумаги, потому что она не должна быть слишком мягкой, как большинство некачественных носовых платков. Кроме того, в платочках или салфетках не должно быть никакой пропитки, так как она пачкает бумагу.
- Блендер. Это специальный карандаш или бумага, свернутая в рулонный блок, как показано на рисунке ниже.
- Ластик.Обычно стерка «собирает» излишне затененные места и вытирает полосы света.
Тонирование
Первым шагом написания портрета является подготовка эскиза. Затем следует наметить все основные теневые пятна.
Затенение всегда начинается с нанесения начального тона, охватывающего всё лицо — ровного серого цвета. Конечно, это должен быть светлый оттенок, потому что его роль заключается в том, чтобы подчеркнуть тон тела на бумаге. Я использую для этого карандаш Н3 или Н2, и рисую им очень осторожно, держа карандаш под достаточно острым углом, так чтобы касаться бумаги плоской стороной заточенного карандаша. Как показано на рисунке ниже.
После того как я покрыл равномерным тоном все лицо, следует начать поиск тех мест, где тень на лице является более темной. А затем обрисовать в общих чертах эти участки снова, так чтобы кое где на бумаге получилось 2 слоя карандаша. После чего мой рисунок выглядит так.
Следующим шагом является сильный выбор теней. Для этого я обычно использую карандаш с твердостью НВ и, как прежде, я держу его под большим углом. Следует постоянно сравнивать рисунок с фотографией, добавляя характерные тени. На этом этапе нам нужно много терпения, не старайтесь сделать все это сразу. Лучше подождать в течение 5 минут, а затем оценить всю работу свежим взглядом, подобный анализ даст лучшие результаты. Затенение делается медленно, я лично очень часто исправляю те вещи, которые не вписываются в общую тоновую картину.
Тень на лице зависит от направления света, поэтому на данном этапе стоит представить себе, где находится тот человек. которого вы рисуете, является ли освещение интенсивным, откуда падает свет и куда ложится тень. Кстати очень часто взгляд «замыливается» на изображение, которое вы рисуете. Лично у меня есть способ для достижения более продуктивных результатов: я кладу рядом с каждым портретом напечатанное изображение в градациях серого и быстро перевожу взгляд с одного на другое. Это позволяет мне видеть, где я делаю тень слишком темной, где яркой, где на самом деле находятся световые пятна и блики.
Шлифование
Теперь стоит перейти к дальнейшему преобразованию портрета — шлифованию. В частности, я использую для этого простой бумажный платок. Это очень легко, я наматываю бумагу на палец и мягко растираю тени. Нет необходимости беспокоиться, что вы выйдете за контур лица, потому что, как правило, остальной фон картины темнее, а также растертый карандаш очень легко стереть ластиком. Помните, что бумага, которой вы пользуетесь для шлифования, достаточно быстро становится грязной и начинает оставлять грязный след. Поэтому я часто меняют место, которым смешиваю слои карандаша, иначе тени могут получиться слишком сильными.
Следующим шагом является дополнение теней и полутонов, которые следует наносить так же, как описано выше, постоянно сравнивая получающийся рисунок со стандартом. Для того, чтобы дорисовать отсутствующие элементы, есть два пути: либо сначала дорисовать тень и растереть ее; либо использовать «грязные» ранее использованные носовые платочки. Таким образом можно прорисовывать тона и тени практически всех элементов портрета. Но иногда остаются места, достаточно малые по размерам, которые трудно растушевать пальцем. В таких случаях использовать бумажный платок не возможно, здесь следует пользоваться специальным блендером.
Создание бликов
Заключительным этапом работы по лицу является вытирание светлых пятен в тех местах, где лицо безмятежно, это, как правило нос, щеки, лоб и подбородок. Как это сделать? Усеченным ластиком аккуратно протрите слой карандаша для получения более чистого листа. Обратите внимание, что здесь главное не переусердствовать, и что «световые пятна» не имеют острых краев!
Прорисуйте все остальные детали: волосы, брови, глаза, рот, сережки. Старайтесь сделать их максимально похожими, это добавит правдоподобности портрету.
Конечно, кроме лица нужно прорисовать видимую часть тела и одежды.
Не бойтесь практиковать свои навыки, делайте ошибки и исправляйте их, прислушивайтесь к советам. Во всяком случае, после того как вы нарисуете достаточно большой объем портретов, сможете делать это очень хорошо. Я лично заметил, что с каждым рисуноком, я узнаю что-то новое, исправляю ошибки и в следующий раз уже не допускаю их снова.
Поэтому, я еще раз отмечу, что наиболее важным является опыт, другими словами, практика, практика и еще раз практика.
Руководство для начинающих по свету и тени
Сезанн, Холст, масло, натюрморт с семью яблоками, 1878
Вы когда-нибудь чувствовали разочарование, так усердно работая над рисунком, но обнаруживали, что он все еще выглядит «плоским» ‘?
Это пропорции? Перспектива? Может состав?
Хотя все это играет неотъемлемую роль, самый эффективный способ сделать ваши рисунки трехмерными — это понять, как работает логика освещения.
Если рисование линий создает пропорции, обработка тона создает форму.
Теория кажется простой, а изменения в технике незначительными, но применение принципов работы тона, света и тени улучшит иллюзию формы в каждом вашем рисунке, независимо от предмета.
Самое интересное в этом то, что как только вы «получите» освещение, принципы никогда не изменятся.
В части 1 этой серии из 3 частей ( Часть 2 – Демонстрация затенения на чертеже ) мы смотрим на теорию, рисунок, а затем рисуем простую форму, фокусируясь на тени, свете и краях.
Вы можете обнаружить, что дело не в вашей технике рисования, а в вашем освещении…
Как ведет себя свет, попадая на форму?
Как и ожидалось.
Если мы используем один источник света.
Проблема в том, что большую часть времени дома у вас нет единственного источника света, есть удобное кресло, чашка чая и 10 минут, чтобы нарисовать собаку. Сверху льется множество огней, свет в окнах и, может быть, свет от телевизора или лампы для чтения.
Просто из-за особенностей освещения в наших домах очень сложно добиться драматического рисунка.
Чтобы что-то выглядело трехмерным, вам нужен свет, который сделает всю работу за вас, а не ваш карандаш.
Теперь я первый, кого тянет к блокноту, когда я наслаждаюсь пивом в гостиной, но обратите внимание на слово «набросок».
Наброски действительно помогают тренировать зрение и развивать творческий потенциал, и я делаю это каждый день.
Но когда я хочу превратить один из своих эскизов в более проработанный рисунок, я бы более осознанно подходил к настройке освещения, композиции и дизайну произведения.
Создание иллюзии формы с использованием нескольких источников света затруднено, потому что эффект света, падающего на объект, более запутан, мягче и вводит новые формы, которые не ведут себя последовательно с объектом, на который мы смотрим.
Итак, я обнаружил, что самый простой способ узнать о свете и тени — это использовать один жесткий источник света. Это может быть солнце, свет из окна или искусственный свет.
Жесткий свет четко демонстрирует каждую отдельную область, о которой нужно знать, преувеличивая широчайший тональный диапазон, и для новичков это самый простой способ увидеть разницу между тонами.
Итак, в этой серии из трех частей мы рассмотрим отдельные осветительные установки, демонстрирующие теорию формы на сфере.
Изучение простых принципов форм позволит вам увидеть основные формы, из которых состоит вся природа. Конус, куб, цилиндр и сфера.
Принципы, которые мы рассмотрим на сфере, можно применить к изгибу щеки, наполненности чайника или вазы, и я буду применять их на практике, рисуя яблоко на следующей неделе.
Логика света с использованием одного источника света
Свет всегда распространяется прямолинейно.
Тени, созданные светом, всегда являются прямым ответом на то, куда падает свет, под каким бы углом он ни шел и какова интенсивность источника света.
Итак, если яркий солнечный свет падает на дерево прямо сверху, он образует короткую тень, что не обязательно поможет вам как художнику описать предмет.
Позже днем, когда солнце садится очень низко, тени становятся длиннее и интереснее, обычно более отражая сущность дерева и присутствие света.
Если одиночный свет попадает на куб, он принимает форму квадрата, а если одиночный свет попадает на сферу, то он приобретает форму эллипса.
Это называется «логикой света», а создаваемая тень называется отбрасываемой тенью.
Отбрасываемая тень
Характеристики отбрасываемой тени зависят от интенсивности источника света. Жесткий свет создаст тень с резким краем, мягкий свет создаст тень с более размытым краем.
Чем длиннее тень от объекта, тем мягче становится край тени. Обратите внимание, что отбрасываемая тень самая темная прямо под сферой, а затем становится все светлее и светлее по мере удаления от источника света.
Также отбрасываемая тень ведет себя предсказуемо на плоской поверхности, но когда на пути тени есть другие уровни или поверхности, форма может быть изменена в зависимости от поверхности, на которую она падает.
Это одна из первых вещей, которую нужно проверить на своих рисунках и картинах. Логично ли формы теней сочетаются с объектом и освещением?
Все дело в том, чтобы знать, откуда исходит свет, и соответствует ли он вашему изображению.
Как только вы поймете основы того, как ведет себя свет, весьма обнадеживает мысль, что небольшое количество информации может дать вам знания, необходимые для убедительного изображения иллюзии формы с любым предметом.
3 области формы:
Когда вы только начинаете, вам просто нужно подумать о трех простых областях формы:
1. Светлая сторона – Сюда входят Highlight и Halftones .
Изюминка — самая светлая часть, где свет падает прямо на объект.
Полутона всегда будут светлее любого значения на теневой стороне и сливаются с теневой стороной (иногда их можно разделить на светлые полутона и темные полутона)
2. Теневая сторона – Эта включает в себя Form Shadow, Form Shadow Core и Reflected light.
Form Shadow Core — самая темная часть тени, остальные Form Shadow состоит из темных тонов, которые переходят от основной тени к отраженному свету, если таковой имеется.
Отраженный свет — это свет, отраженный на предмет, от поверхности, на которой он сидит, или окружающий свет вокруг предмета.
3. Отбрасываемая тень — состоит из 3 частей.
самая темная часть которая находится непосредственно под объектом, средний тон который составляет большую часть формы отбрасываемой тени и самый светлый, самый мягкий хвост отбрасываемой тени
Создание линии тени
Линия тени — это переход между светлой стороной и теневой стороной.
У этого может быть много названий, линия постельных клопов, линия тени, терминатор, линия тени формы и многие другие. Главное помнить, что каждая область должна быть четко определена.
Сохранение светлых тонов на светлой стороне и темных в тени при сохранении мягкого перехода между ними — вот чего мы пытаемся достичь.
Это кажется очевидным, но сделать плавный переход между светом и тьмой — немалый подвиг, так как линия тени на самом деле ложится на довольно маленькую область, не забывая при этом, наверное, о самой сложной вещи — сохранении полноты формы земного шара.
Что может случиться, если вы аккуратно осветлите свои карандашные пометки и попытаетесь создать красивую смесь.
Проблема в том, что тёмная сторона расплывается, она расползается, ты работаешь всё усерднее и усерднее, а потом думаешь, что твой ластик всё исправит.
Нет.
Теперь у темноты слишком резкий край, и вы начали терять прекрасную форму, которая была у вас изначально. Ваша теневая линия сместилась на север, ваша светлая логика теперь стала нелогичной, а ваша светлая сторона стала темнее со всем этим шквалом смешения!
Это сложно, но требует практики и нескольких приемов, которые мы рассмотрим более подробно на следующей неделе.
Светлая сторона
Изюминка — самая светлая часть. Это место, где свет падает прямо на объект, поэтому это лучший индикатор, когда вы смотрите на объект, чтобы определить, откуда и под каким углом исходит свет.
Блики оживляют рисунок.
Полутона сливаются с теневой стороной и делают блик белым. Они всегда светлее по значению, чем самое светлое значение на теневой стороне.
Теневая сторона
Если отбрасываемая тень всегда жесткая (хотя иногда с размытыми краями), то формальная тень мягкая.
Темная сторона объекта, не обращенная к свету, раскрывает форму и массу формы.
Самая темная точка в тени формы называется ядром тени формы.
Он находится под Линией Тени (или Терминатором) на темной стороне и там, где свет не падает на поверхность.
Сливается с остальной тенью формы, которая светлее по значению из-за отраженного или окружающего света в сцене.
Очарование отраженного света
Отраженный свет — это когда свет отражается на объекте от поверхности, на которой он находится. Белые или блестящие поверхности отражают больше всего света, темные или черные поверхности отражают наименьшее количество света.
Сфера наверху сидит на матовом белом листе бумаги.
Когда вы только начинаете рисовать, легко увлечься отражающим светом, он кажется сложным и тонким.
Чаще всего случается так, что вы слишком много «заглядываете в свою тьму» и преувеличиваете, насколько светлая эта область на самом деле.
Затем вы теряете ту первоначальную простую концепцию света, которую мы впервые установили при «составлении карты» со стороны света и тени.
Вы можете распечатать это руководство и потренироваться в подборе тонов с помощью карандашей.
Когда вы поворачиваете форму от света, использование полоски значений тона выше будет бесценным.
Поскольку у вас может возникнуть искушение попробовать использовать более светлый тон, чем вам нужно, возможность проверить свои значения позволит вам сохранить постоянство иллюзии света.
Если с отраженным светом правильно обращаться, он может вызвать у ваших рисунков реакцию «Как вы это сделали?», поэтому стоит потратить на это время.
На следующей неделе мы будем применять эти теории на практике в моей студии, где я поставлю и нарисую яблоко.
При работе с трехмерными чертежами я сосредотачиваюсь на двух вещах: форме и краях. Мы также создадим несколько быстрых набросков для отображения теней и рассмотрим методы рисования при повороте формы.
Включите чайник, достаньте карандаши и, когда будете делать наброски, начните более внимательно наблюдать за падением света и создаваемыми тенями и присоединяйтесь ко мне на следующей неделе в студии.
Вам также могут понравиться:
1. Руководство для начинающих по свету и тени. Часть 2. Практическое руководство по рисованию
Подпишитесь на информационный бюллетень художественной школы (бесплатно)
Подпишитесь сейчас, чтобы получать последние публикации , новости о продуктах и творческом вдохновении, прямо на ваш почтовый ящик.
- Имя*
- Электронная почта*
- Я уважаю вашу конфиденциальность и очень серьезно отношусь к ее защите — политика конфиденциальности0001
Мэтт Фасселл в
Принципы рисованияВажность света
Свет проявляется в рисунке или живописи через значение.
Значение — это темнота или светлота цвета. В большинстве случаев более темные значения используются для затененных областей, а более светлые — для выделенных областей. Значения, находящиеся где-то посередине, обычно называют средними тонами.
Крайне важно создать иллюзию света на рисунке или картине, поскольку свет — это то, как мы видим и понимаем окружающий мир. Если мы хотим создавать убедительные иллюзии в нашем искусстве, мы должны уметь создавать иллюзию света.
Свет выводится в работе на основе расположения теней по отношению к светлым и средним тонам. Наш разум воспринимает местоположение и интенсивность света на основе местоположения и интенсивности теней.
Свет и тени
Тени в основном можно разделить на «основные» или «оттененные». Основные тени — это тени на самом объекте, а отбрасываемые тени — это результат блокировки света объектом. Затем тень «отбрасывается» на окружающие предметы или поверхности.
Основные тени могут рассказать зрителю о форме объекта в сцене, в то время как отбрасываемые тени подразумевают форму объекта и направление света.
Отбрасываемые тени
Форма отбрасываемой тени важна, так как она может дать зрителю подсказки относительно формы объекта. Некоторые художники предпочитают создавать отбрасываемые тени, которые «кажутся логичными» с источником света. Во многих ситуациях это вполне приемлемо. Однако существует и другой подход, гораздо более технический и основанный на принципах перспективы.
Для большинства наблюдательных рисунков формы отбрасываемых теней ясны и могут быть нарисованы или окрашены на основе наблюдаемых сравнений между положительным и отрицательным пространством. А вот для рисования или раскрашивания по воображению эта маленькая «хитрость» может пригодиться.
Как «Перспектива» используется для определения отбрасываемых теней
Давайте подробнее рассмотрим каждый шаг из видео. Мы начнем с рассмотрения отбрасываемых теней от прямоугольных форм.
Мы начнем с рисования простой прямоугольной формы, используя двухточечную перспективу. Важно включить линию горизонта в плоскость изображения, поскольку мы будем использовать ее для определения «точки схода тени».
Нарисовав нашу прямоугольную форму, мы можем определить источник света где-то над линией горизонта. Чем ближе источник света расположен к линии горизонта, тем длиннее будут тени.
Можно провести линию от источника света до горизонта. Место, где пересекаются эти две линии (линия от источника света и линия горизонта), называется «точкой схода тени».
Теперь мы можем провести линии от источника света наружу и по верхним углам формы. В этом случае важны только 3 угла, которые находятся ближе всего к зрителю.
Далее мы нарисуем линии от точки схода тени наружу и над тремя нижними углами прямоугольной формы. Обязательно удлините их так, чтобы они перекрывали линии, нарисованные на предыдущем шаге.
Мы можем использовать полученные места пересечения, чтобы определить форму отбрасываемой тени.
Мы можем использовать созданную форму в качестве ориентира для заливки цветом тени.
Создание отбрасываемых теней с помощью сфер
Использование перспективыТеперь, когда мы рассмотрели создание отбрасываемых теней (используя перспективу) с прямоугольными формами, давайте рассмотрим стратегию работы со сферами.
(Существует несколько способов обработки теней от сфер. Метод, которым я делюсь, является одним из самых простых.)
Как и в предыдущем примере, нам нужно определить линию горизонта, поскольку она будет используется для создания точки схода тени. Мы также определим источник света и точку схода тени.
Затем мы нарисуем круг, который станет нашей сферой. Чтобы помочь нам определить форму отбрасываемой тени, мы также нарисуем квадрат вокруг круга.
Далее мы нарисуем линии от источника света наружу и над двумя верхними углами квадрата, окружающего круг.
Теперь проведем линии от точки схода тени наружу и над двумя нижними углами квадрата.
Затем мы можем использовать точки пересечения, чтобы определить форму «квадратной» тени.
Мы создадим эллиптическую форму отбрасываемой тени из квадратной отбрасываемой тени, которую мы создали. Но сначала нам нужно определить, где кривые будут касаться краев.