Река ульба на карте: Яндекс Карты — подробная карта мира

Путешествия по рекам Восточного Казахстана

Путешествия по рекам Восточного Казахстана.

«Из-за стволов забвенная река
Колеблет пятна лунной пуантели.
О, как чиста, спокойна и легка
Из-за стволов – забвенная река!
Ты темная пришла издалека
Забыть, застыть у светлой колыбели.
Из-за стволов забвенная река
Колеблет пятна лунной пуантели…»

Владислав Ходасевич. «Как силуэт». 19 – 20 июля 1907 года.

Сплав по реке Ульба в Казахстанском Алтае.

Река Ульба находится в Восточно-Казахстанской области Казахстана. Образуется при слиянии рек Громотуха и Тихая, которые берут начало в Ивановском и Убинском хребтах, Рудного Алтая
В районе города Усть-Каменогорск, река Ульба, впадает в реку Иртыш (является правым притоком). Длина реки 100 километров, площадь бассейна реки 4 990 км.кв. Питание смешанное, с преобладанием снегового.
Замерзает река в ноябре — декабре, вскрывается в апреле. Средний расход воды 100 м³/сек. На реке находится ГЭС Лениногорского каскада. У реки Ульба находится посёлок городского типа Ульба. Посёлок находится в подчинении городской администрации города Риддер.
Неофициальное название посёлка — 4-й район. В посёлке есть общеобразовательная школа (11 классов), детский сад, пожарная часть, горноспасательная часть. Так же имеется несколько магазинов промышленных, продуктовых и смешанных товаров, несколько парикмахерских салонов, почтовое отделение и отделение Народного Банка РК
Долина реки Ульба находится в живописном горном ущелье со скальными обнажениями. Течение быстрое, много порогов. Ландшафт поймы меняется в зависимости от высоты. В верховьях преобладают серые скалы и осыпи, чуть ниже, расположены яркие альпийские луга.
Травы сменяются кедром, пихтой, елью, лиственницей, сосной, ивой, березой. Обширные поляны повсеместно заросли кустарником. Там, где долина реки расширяется, зеленеют луга. На правом притоке Ульбы — реке Тихая — расположен город Риддер (бывший Лениногорск) — крупный центр горной промышленности и цветной металлургии Восточно-Казахстанской области.
В верхнем течении Ульбы у подножия Ивановского хребта построена гидроэлектростанция, рядом с которой расположен поселок городского типа (Ульба), железнодорожная станция, рудники Риддерского горно обогатительного комплекса (бывший Лениногорский полиметаллический комбинат), деревообрабатывающий комбинат. 
По Ульбе можно совершить водные путешествия протяженностью от 90 до 100 километров, второй категории сложности. Продолжительность сплава от одного до пяти дней. Сезонность — май-август. Исходный пункт маршрута — станция Тишинка, до которой туристы могут доехать из Усть-Каменогорска по железной дороге.
Во время половодья и летних дождей уровень Ульбы значительно повышается. Через километр от станции река делится на несколько проток. Все рукава достаточно бурные.

Источники: 
Планета приключения, Vikipedia.

Фотографии
Александра Петрова.

 

Реки Иртыш и Ульба в истории областного центра

19.10.2020

  • 01.08.2020
  • Устинка Live (ustinka.kz)
  • Ссылка на источник

Мы продолжаем проект «Наш Усть-Каменогорск», посвященный 300-летию города, на этот раз расскажем о том, какую роль сыграли в его развитии две крупные водные артерии Вряд ли кто-то возьмется оспорить факт, что именно Иртышу мы обязаны тем, что наш любимый город появился, рос и становился краше. По его руслу пришли суда лихаревской экспедиции, в месте слияния с Ульбой заложена 300 лет назад крепость Усть-Каменная. Именно речное судоходство служило основой развития торговли, промышленности, строительства, передает корреспондент Устинка LIVE.

В «Легендах Усть-Каменогорска» Андрея Кратенко есть сразу несколько тем, так или иначе касающихся этой трансграничной водной артерии. А факты, собранные журналистом из разных источников, удивляют, завораживают, восхищают. Надеемся на такую же реакцию читателей Устинка LIVE.

И строили лодки!

Еще 200 лет назад у металлургов и горняков Усть-Каменогорска была своя речная флотилия. Они доставляли руду не в вагонах по железной дороге, как сейчас, а на деревянных судах вниз по Иртышу…

В экспозиции краеведческого музея можно увидеть макет большой лодки с парусом и платформами для руды. Такую конструкцию придумал горный инженер Петр Фролов (1775-1839 гг.). В 1804 году Петр Козьмич приехал в Усть-Каменогорск, где разработал сначала карту Иртыша, а потом конструкцию судна для перевозки руды. По его чертежам и было сооружено в 1805 году 11-саженное судно для эффективной доставки руды вниз по реке из Бухтарминска в Усть-Каменогорск. Возле пристани когда-то жил пристав. Он отвечал за сплав, сохранность руды и дальнейшую транспортировку на телегах из Усть-Каменогорска до Колывано-Воскресенских рудников в Змеиногорске.

В 1809-м перевозками руды управлял шихтмейстер Павел Крюков. В 1811 году он, будучи приставом Риддерского рудника, открыл там месторождение, и оно было названо Крюковским. Исследователь Сибири Григорий Спасский писал в то время: «Усть-Каменогорская крепость… обнесена валом. Вверх по Иртышу находится небольшой форштадт (пригород, предместье, посад), а несколько далее в мазанках и войлочных юртах живут ташкентцы, которые производят порядочный торг, выводят лошадей, верблюдов и рогатый скот. Подле юрт находится пристань, где сгружаются руды, доставленные по Иртышу из Бухтарминского края».

В 1826 году Усть-Каменогорск посетил немецкий ученый, педагог и путешественник, основатель школы флористов-систематиков Карл фон Ледебур, он оставил описание города в книге «Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая». На пристани он увидел рудовозные суда.

— «Всего таких судов 14, — писал фон Ледебур, — каждое из них поднимает 2000 пудов и даже больше, курсируют они между Бухтарминском и Усть-Каменогорском (приблизительно 150 верст по воде) и делают за год девять перегонов туда и обратно. Вниз по течению суда плывут 14 часов, вверх тащат буксиром 8-10 дней. Построены они в Шульбинске, где есть большой бор».

Суда бороздили просторы реки

Своенравен и могуч седой Иртыш. В стародавние времена при паводках наш город превращался в этакую северную Венецию. Горожане плавали по улицам на лодках, что и запечатлели многие фотографы, в том числе книголюб Михаил Горохов.

— Накануне наводнения ревели быки, мычали коровы, — вспоминали старожилы. — Затапливало Усть-Каменогорск почти ежегодно. Ледяные заторы вначале разбивали ядрами из крепостных пушек, позже бомбили из самолетов, взрывали на реке фугасы. И только в 1953 году, когда построили плотину УстьКаменогорской ГЭС, угроза наводнения исчезла.

Само появление и развитие города во многом обязано судоходству на Иртыше. Сначала здесь появились суда с парусной и весельной системой тяги.

Но подлинный прорыв в технике речного транспорта связан с пароходами. Первым из них был «Союз». Газета «Тобольские губернские вести» писала: «Пароход не останавливает ни ветер, ни течение воды. Ему нужен только фарватер». Свой след в истории развития судоходства на Иртыше оставил пароход «Зыряновский рудник» (1899 г.).

В 1900 году было создано «Верхне-Иртышское пароходство». Тогда же приобрели пароход «Святой ключ», и он работал в верховьях Иртыша вплоть до 1950-х годов, правда, под названием «Смычка».

8 февраля 1918 года был подписан декрет о национализации флота. Это и объясняет название плавучего дома отдыха «8 февраля», а не «8 Марта», который курсировал по Иртышу в советское время.

«Здесь будет ГЭС!»

Зимой 1939 года в Усть-Каменогорске началось строительство гидроэлектростанции. Первая ГЭС на Иртыше стала энергетической базой для развития промышленности Рудного Алтая. Место для ГЭС выбирал командированный из Ленинграда молодой инженер Михаил Инюшин.

Михаил Васильевич родился 25 апреля 1906 года в Туле. В 1924 году работал на оружейном заводе сначала кочегаром, потом фрезеровщиком, по вечерам учился. В 1925 году поступил в Ленинградский политехнический институт. После окончания вуза был направлен на строительство Свирских ГЭС. В 1938 году прибыл в Усть-Каменогорск. Михаил Васильевич руководил строительством УК ГЭС. Он внес значительный вклад в совершенствование технологии гидротехнического строительства, в частности, предложил метод перекрытия реки с помощью плавучего моста.

Начатое в 1939 году строительство ГЭС остановила Великая Отечественная война. В 1949 году работы продолжились. Пуск первого гидроагрегата состоялся 20 декабря 1952 года. В 1953-м были запущены еще две турбины.

В 1954 году на УстьКаменогорской гидроэлектростанции произошла большая авария. Из-за разрыва трубопровода опорожнения камеры шлюза в машинный зал хлынула вода и наполовину затопила его. В экстренной ситуации люди не растерялись, успели отключить основное оборудование и сохранили его. Но семь человек, к сожалению, погибли. Станция простояла 10 суток.

Первое время ГЭС давала избыточную мощность, поэтому наверху было принято решение о прекращении дальнейшего строительства. И только благодаря настойчивости Михаила Инюшина в 1959 году удалось ввести в эксплуатацию последний — четвертый гидроагрегат мощностью 82,8 Мвт.

Сегодня оператору достаточно нажать кнопку, чтобы 1000-тонная гид-

ротурбина всего за три минуты развернулась под напором воды, включилась в энергосистему и набрала мощность. Тело плотины признано настолько крепким, что его прочности хватит еще на долгие века.

Строительство УстьКаменогорской ГЭС послужило значительным импульсом для развития областного центра. Появился речной вокзал. По Иртышу вверх и вниз по течению стали летать пассажирские «ракеты» и «метеоры». А какими замечательными были водные прогулки на теплоходе «Балакирев»!

К сожалению, в 1990-е годы налаженная система судоходства на Иртыше пришла в упадок. Порты и пристани, речные вокзалы и судоремонтно-судостроительные предприятия хоть и были приватизированы, но работать по назначению так и не смогли. Хочется верить, что рано или поздно пароходство на Иртыше возродится, а с речного вокзала будут снова отчаливать теплоходы!

Сплав по реке Ульба

Сплав по реке Ульба.

«Из-за стволов забытая река
Колелет пятно лунный пуантель.
Ах как чисто, спокойно и светло
Из-за стволов — забытая река! вдали
Забудь, замри у светлой колыбели.
Из-за стволов забытая река
Колелетные пятна лунного поинтела…»

Владислав Ходасевич. «Как силуэт». 19 — 20 июля 1907 г.

Путешествие по рекам Восточного Казахстана.

Ульба образуется при слиянии веерообразной системы рек: Филипповки, Быструха, Громовой и впадает в широкую долину, заросшую смешанными сосняками, спорами тополя, впадает в Иртыш. Именно здесь в начале XVIII века при Петре I была заложена крепость Усть-Каменная, ныне красивейший современный город Усть-Каменогорск9.0009 Река Ульба расположена в Восточно-Казахстанской области Казахстана. У г. Усть-Каменогорска р. Ульба впадает в р. Иртыш (правый приток). Длина реки 100 километров, площадь бассейна реки 4990 км2.
Питание смешанное, с преобладанием снега. Река замерзает в ноябре — декабре, вскрывается в апреле. Средний расход воды 100 м³/сек. На реке находится ГЭС Лениногорского каскада.
Вблизи реки Ульба находится городской поселок Ульба. Деревня находится в подчинении городской администрации города Риддер. Неофициальное название поселка – 4-й район. В селе есть общеобразовательная школа (11 классов), детский сад, пожарная часть, горноспасательная часть.
Также имеется несколько магазинов промышленных, бакалейных и смешанных товаров, несколько парикмахерских, почта и отделение Народного банка Республики Казахстан. Долина реки Ульба расположена в живописном горном ущелье со скалистыми выходами.
Трасса быстрая, много порогов. Ландшафт поймы меняется с высотой. В верховьях преобладают серые скалы и осыпи, чуть ниже располагаются яркие альпийские луга. Травы заменяются кедром, пихтой, елью, лиственницей, сосной, ивой, березой.
Обширные поляны повсюду заросли кустарником. Там, где речная долина расширяется, луга зеленеют. На правом притоке Ульбы — реке Тихая — расположен город Риддер (бывший Лениногорск) — крупный центр горнодобывающей и цветной металлургии Восточно-Казахстанской области.
В верховьях Ульбы, у подножья Ивановского хребта, построена ГЭС, рядом с которой находится посёлок городского типа (Ульба), железнодорожная станция, рудники Риддерского горно-обогатительного комбинат (бывший Лениногорский полиметаллический комбинат) и деревообрабатывающий комбинат.
На Ульбе можно совершать водные прогулки протяженностью от 90 до 100 километров, вторая категория сложности. Продолжительность сплава от одного до пяти дней. Сезонность — май-август. Отправной точкой маршрута является станция Тишинка, до которой туристы могут добраться из Усть-Каменогорска по железной дороге.
Во время паводков и летних дождей уровень Ульбы значительно повышается. В километре от станции река разделяется на несколько русел. Все рукава достаточно прочные.

Управление:
Planet Adventure, Энциклопедия Казахстана, 1996.

Фото
Alexander Petrov
Alexander 9000 .

город Усть-Каменогорск, Казахстан обзор, история, фото

Столица Восточно-Казахстанской области.

Усть-Каменогорск обзор

Усть-Каменогорск (он же Оскемен ) — город Восточно-Казахстанской области (области) Казахстана. Усть-Каменогорск расположен в предгорьях Рудного Алтая, на слиянии рек Ульба и Иртыш.

Усть-Каменогорск Население около 322 000 человек (2012 г.).

Телефонный код +7 7232; почтовый индекс — 070000.

Флаг города Усть-Каменогорск

Герб города Усть-Каменогорск

Карта города Усть-Каменогорск, Казахстан

Факты Усть-Каменогорска

Усть-Каменогорск был основан как русский форт в 1720 году. Позже Усть-Каменогорск стал центром торговли с Монголией и Китаем и воротами к минеральным богатствам Рудного Алтая.

Сегодня город Усть-Каменогорск является крупным центром цветной металлургии Казахстана (свинца, цинка, титана и магния) с важными сопутствующими научно-исследовательскими институтами и лабораториями.

Другие отрасли промышленности города Усть-Каменогорска включают пищевую промышленность и машиностроение. Город также является важным транспортным узлом региона.

В г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан имеются педагогический, строительный и дорожно-строительный институты, а также различные технические колледжи. Большая гидроэлектростанция находится выше по течению реки Иртыш.

В городе 3 кинотеатра, 3 музея, драматический театр с российской и казахской (с 2000 г.) труппами, Дом дружбы народов, Дворец спорта им. Бориса Александрова, 2 стадиона.

г.Усть-Каменогорск улицы

г.Усть-Каменогорск улица

Автор: Renat Mansurov

UST-Kamenogorsk City Street View

Автор: Роман Дилман

Oskemen City, Kazakhstan Street

Автор: Renat Mansurov

900.

K-kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-Kist-K-kist-Kist-K-kist-Kist-K-kist-Kist-K-kistkamkmenog. экспедиция под руководством Ивана Михайловича Лихарева вышла на озеро Зайсан. Они достигли озера, но дальнейший путь им преградил большой отряд джунгар. Их атаки были отбиты, но Иртыш сильно обмелел, что помешало экспедиции продолжить путь. Им пришлось вернуться домой.

12 августа 1720 года в район слияния рек Иртыш и Ульба прибыл войсковой отряд русской армии и началось строительство крепости. Этот день считается датой основания Усть-Каменогорск .

Осенью 1720 года в этом районе по приказу Лихарева была заложена крепость Усть-Каменная. Назван он так потому, что именно в этом месте Иртыш оставил каменистые («каменный» по-русски) горы и дальше потек по низменности.

Во второй половине 18 века окрестности крепости стали заселяться переселенцами. В основном это были сибирские казаки. Среди них было много ссыльных. В 1762 г. был издан указ, по которому русские старообрядцы приглашались обратно на родину. Это были люди, бежавшие в Польшу из-за религиозных преследований. Им предложили жить в Алтайском крае.

В 1868 году Усть-Каменогорск получил статус города. К началу 20 века торговля развивалась, были построены пристань и железная дорога.

В начале Великой Отечественной войны началось строительство цинково-электролитного завода — первого в Казахстане. После войны оборудование Магдебургского цинкового завода было привезено сюда из Германии на репарационной основе.

В 1952 году на Иртыше построена Усть-Каменогорская ГЭС, а в 1960 году — Бухтарминская ГЭС. Иртыш, пересеченный плотинами, образовал Усть-Каменогорское и Бухтарминское водохранилища. Воды последнего слились с озером Зайсан — самым большим в области. Второй по величине озерный заказник Маркаколь расположен в горах на высоте более 1400 м.

UST-Kamenogorsk City of Kazakhstan Photos

UST-Kamenogorsk Views

Здание Администрации города Оскемена

Автор 9008 9000 9000 9000 9000

UST-KAMENOGORSK ATURNAL 9000 9000 9000

UST-KAMENOGORSK. Вид на Казахстан

Автор: Heiner Hirsch

Картины Усть-Каменогорска

Вид на город Усть-Каменогорск

Автор: Мансуров Ренат

Oskemen city Irtysh hotel

Author: Renat Mansurov

Ust-Kamenogorsk city hotel view

Author: Renat Mansurov

Ust-Kamenogorsk places of interest

Ust-Kamenogorsk city church

Author : Ренат Мансуров

Усть-Каменогорская городская церковь вид

Автор: Ренат Мансуров

Усть-Каменогорская городская мечеть

Автор: Ренат Мансуров

Вопросы наших посетителей

Фил спрашивает: Я приеду в Казахстан в апреле, чтобы навестить друзей и планирую остаться примерно на 1 месяц. Должен ли я принести дорожные чеки или я могу использовать карту Visa для получения местной валюты в банкомате. машина.

Ответ эксперта:

Вместо чеков лучше взять с собой карту Visa, так как в городе развита система банкоматов, но с чеками могут быть задержки.