Статическое равновесие в композиции: Статическое равновесие | Живопись

Содержание

Равновесие в композиции: разновидности и принципы

Термин «композиция» подразумевает под собой соединение неких элементов в единое гармоничное целое. Это понятие с одинаковым успехом применяется как в точных науках, так и в теории искусства вообще. Равновесие в композиции – одно из двух непременных условий ее присутствия. Вторым же является сочетание всех составных элементов объекта в единую форму. Поскольку как искусство, так и архитектура или инженерия стремятся к гармонии, видя в ней свою главную и непреложную цель, выполнение этих двух условий является единственным верным построением композиции.

Общие теоретические понятия

Наука о композиции вычленяет три ее разновидности, которые на практике зачастую бывают тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, давая порой самые неожиданные и многогранные сочетания. Результатом этого становятся шедевры культуры. К таковым относятся: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная композиции.

При всей сложности, которую демонстрирует любая картина, строение или иное творение, появившееся в результате акта искусства, должно быть уравновешено, что в первую очередь выражается в визуальной устойчивости комплекса составляющих его элементов. При этом речь далеко не всегда идет о строгой симметрии. Равновесие в композиции заключается в балансе всех деталей (а также составленных из них фрагментов) относительно центра. При этом необходимость достижения такой устойчивости, очевидно, продиктована самой природой. Доказательством этому может послужить тот факт, что и животному, и растительному, и даже неживому миру присуще равновесие в композиции. Примеры его присутствуют повсюду: кленовый лист, кристалл снега, раковина моллюска и т. п.

Поиск гармонии в расстановке элементов человек, обладающий художественным мышлением, осуществляет интуитивно. Это стремление прослеживается в истории мировой культуры на протяжении тысячелетий. В частности, выражается оно в тяге к симметрии, что доказывает, например, зрительное равновесие масс в композиции старинных католических соборов, крестово-купольных храмов Древней Руси и, конечно, в ансамбле египетских пирамид.

Симметричность и асимметричность

Как известно, абсолютной соразмерности в природе не существует. Также не встречается в ней и полной асимметрии. Однако факт зеркального принципа строения абсолютного большинства живых существ (а также многих элементов неживой природы) свидетельствует о том, что в мире все стремится к соразмерности. Тяготеют к ней и человеческие творения.

Равновесие масс в композиции достигается посредством правильного расположения ее элементов на плоскости или относительно центральной точки. Симметрия же – это наиболее контрастно выраженное ее качество. Упомянутый выше ее зеркальный тип считается самым распространенным как в нерукотворной природе, так и в искусстве. Сутью его является близкое к равному соотношение частей объекта относительно вертикальной или горизонтальной оси.

Такиевиды равновесия композиции, как осевая и винтовая симметрия, образуются путем вращений вокруг оси. В первом случае при повороте различные элементы могут неоднократно совмещаться. Во втором же путем разного рода художественных приемов создается динамика – спиралевидное движение вокруг статичной оси.

Однако не стоит полагать, что гармонии в своем творении художник может достичь, только строго следуя нормам соразмерности. Одним из путей ее достижения в изобразительном искусстве, архитектуре, прозе и поэзии является и асимметрия, которая также входит в основы композиции. Равновесие в отсутствии формального равенства элементов позволяет достичь правильная расстановка и сочетание всех частей объекта по их цвету, тонам и массе. Такие приемы мы, например, можем наблюдать на картинах «Пейзаж с Полифемом» Пуссена и «Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи.

Значение масштаба

Зрительное равновесие масс в композиции при полном отсутствии симметрии применимо также и в архитектуре. Образцом его может служить Собор Святого Андрея, имеющий несоразмерные башни (одна из характерных черт викторианского стиля). Асимметрия является более сложным приемом в искусстве и в отличие от зеркального метода прочитывается постепенно. Являясь способом передачи замысла художника и стремлением к его наиболее яркому выражению, несоразмерность раскрывает динамическое равновесие в композиции. Демонстрируя баланс разных элементов разной степени массивности, она создает иллюзию их движения в общих границах.

Действительная массивность предметов считывается исключительно путем их сопоставления, а в процессе оценивания оперируют термином «масштабность». Для создания композиционно правильной асимметрии большое значение удаляется малейшим деталям как действенному средству художественной выразительности. При этом, используя масштабность, нельзя уходить от пропорций, поскольку они тесно связаны между собой. Потому это наиболее сложный закон равновесия в композиции.

Принцип пропорции заключается в соблюдении постоянства отношений между двумя или несколькими величинами. Увеличивая одну до определенных пределов, во столько же крат следует увеличить и другую.

Геометрия в искусстве

Соблюдение вышеописанного правила позволяет достичь соразмерности и полной гармонии элементов в отношении частей и ядра предмета. Принцип пропорции – это классика в ряду универсальных средств, которыми пользуется композиция. На тему «Равновесие в графическом искусстве и архитектуре» существует немало научных работ.

Так, в качестве абсолюта пропорции, много столетий назад было открыто так называемое золотое сечение. Термин этот ввел в широкое употребление великий гений Леонардо да Винчи. Такая пропорция предполагает равновесие в композиции, математически выраженное числом 1,62. Графически же она передается путем построения геометрически идеальной пятиконечной звезды, каждая сторона которой условно может быть разделена на две части. При этом получившиеся части соотносятся друг с другом в пропорции «золотого сечения».

Секрет этой пропорции, по мнению ученых, был известен много тысячелетий назад. Итогом применения этой формулы служит именно равновесие в композиции, примеры которой наша эпоха унаследовала в виде таких грандиозных сооружений, как Парфенон и египетские пирамиды. Строения, выполненные по тем же пропорциям, имеются также в Индии и Китае, в Италии и в Греции.

Фигуры в живописи

В поисках наиболее выразительных схем художники всех столетий трепетно обращались с каждой значимой деталью в сюжете, осуществляя создание композиции. На равновесие из геометрических фигур опирается искусство большинства мастеров как эпохи Возрождения, так и времен раннего классицизма. Так, например, на картине Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» две композиционные детали представляют собой большой малый треугольники, вписанные один в другой. Тогда как персонажи картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» легко выстраиваются в пирамиду, вершиной которой является сама Богородица.

Передать неподвижный образ художнику помогает такой прием, как статичнаякомпозиция, равновесие из геометрических фигур в которой достигается посредством вытягивания всех линий к ядру изображения. Примером такого решения может служить иконопись, где наиболее часто встречается расстановка сюжетных элементов по форме круга, квадрата или прямоугольника, и зачастую прослеживается строгая симметрия.

Статичность необходима для передачи состояния покоя, замкнутости пространства. Такая композиция необходима в сюжетах, не предполагающих динамики. Так, на картине «Портрет Ксении Тишининой» И. Вишнякова даже сама фигура героини образует собой четко выраженный правильный треугольник и является единственным элементом, прописанным в светлых тонах.

Схематичность открытой композиции

С наступлением эпохи Возрождения кардинальным образом переменилась сама концепция мироощущения. Границы человеческого сознания значительно увеличились, что совершенно естественным образом отразилось на живописи, музыке, литературе и архитектуре. Крайне ограниченный мир расширился до бесконечных пределов, а замкнутую композицию сменила открытая.

Двигаясь в сторону постижения гармонии в каждой картине, художник, естественно, ориентируется на сугубо личные ощущения и апеллирует к своему образному мышлению. И хотя, сам акт творчества не поддается анализу, большинство используемых приемов можно прочесть и рассмотреть подробнее. В частности, это касается художественных схем, благодаря которым достигается равновесие в композиции. Примеры рисунков, сюжет которых включает в себя обширные пейзажи с большим перечнем разноплановых деталей, позволяют ясно наблюдать грамотное соотношение различных частей в единой структуре.

Значение деталей при достижении равновесия

Одними из наиболее показательных в этом смысле работ являются полотна Веласкеса. Так, в его замечательном творении «Сдача Бреды» удивительно четко прослеживается равновесие мутных и светлых пятен, ярких и нейтральных оттенков, комбинирование массивных деталей и грамотное прописывание плана.

Главный сюжетный элемент расположен точно посередине полотна. Герои развернуты друг к другу. Голова победителя находится несколько выше головы пораженного противника и выглядит светлым пятном на тускловатом фоне скучающих солдат и зеленоватой дали. Фигура губернатора, вручающего символический ключ от павшего города, прописана на светлом фоне. Он несколько смугл, и лицо его обрамлено белоснежным воротничком. Подобные контрасты прослеживаются на всем полотне.

Одну диагональную линию образует шарф, которым перевязан победитель от плеча и до бедра, а другую – знамя поверженного противника и линии рук главных персонажей. Визуальное ощущение глубины картины достигается благодаря нескольким светлым мазкам – голове лошади слева от губернатора и белой рубахе воина рядом с ней.

«Сдача Бреды» представляет собой полотно, демонстрирующее основные правила композиции. Равновесие на нем достигается посредством проработки нескольких планов, увенчанных перспективой дали.

Принцип хронотопа

Равновесие в композиции может достигаться также путем изображения на картине длящихся событий. Эту методику с большим успехом использовали древнерусские художники. Так, новгородскими живописцами позднего средневековья была создана резная картина в красках, сюжет которой был основан на знаменитом сражении новгородского войска с суздальским. В этом произведении была применена трехъярусная композиция: в ряд (сверху вниз) были выполнены три самостоятельных рисунка, каждый из которых демонстрировал отдельный эпизод. При этом, находясь строго одна над другой, они представляют собой единую картину.

Схожим и не менее распространенным приемом решения композиционных вопросов считается создание изображения, основой которого являются события, произошедшие в разных местах и в разное время, но связанных между собой одной сюжетной линией. Зачастую такая картина представляет собой большое полотно с центральным эпизодом посредине и множеством небольших фрагментов, расположенных вокруг. Как правило, подобные произведения относятся к жанру иконописи или просто к работам на религиозные сюжеты, ярким примером которых могут послужить полотна Иеронима Босха.

Композиция в декоративном искусстве

Способы и методы, используемые для передачи художественного замысла, разнятся в зависимости от вида искусства, в котором работает автор. При этом, естественно, могут наблюдаться схожие или даже общие закономерности. Однако каждое ремесло особо и специфично, а потому каждое из средств построения композиции вполне может быть применено по-разному.

Живописное полотно должно быть органичным и с максимальной естественностью сочетать в себе все элементы, без навязывания идеи. И если стандартная картина имеет в качестве одной из своих целей передачу иллюзии пространства в его объеме и глубине, то в народном изобразительном искусстве мастер стремится подчеркнуть рельеф и детальность, используя для этого свои особые методы. Приемы декоративного творчества принципиально отличаются от способов построения композиции, которыми пользуется классический художник. Например, поскольку изображаемый пейзаж не может быть показан в своей глубине, мастер размещает дальний план прямо над ближним. Такие методы применялись в том числе и древними русскими иконописцами.

Именно по причине их большей наглядности и очевидности приемы мастеров декоративно-прикладного искусства и иконописи становятся объектом изучения на уроках изобразительного искусства в начальных классах. В основу плана урока, как правило, входит определение понятий «ритм» и «форма» – предметов, обеспечивающих равновесие в композиции (2 класс).

Приемы построения композиции

Задачи, которые ставит перед живописцем каждая его работа, требуют единственно верных решений. В том числе это касается и приемов, которые применяются при построении композиции. Методы, используемые каждым отдельно взятым художником, должны отличаться оригинальностью и новаторством.

Для того чтобы правила композиции были соблюдены, учитывать следует многое:

  • массу описываемых предметов;
  • габариты каждого и (исходя из этого) их местоположение на листе;
  • ритмику линий и цветовых мазков;
  • способ передачи точки зрения автора;
  • методы, при помощи которых описывается пространство.

Огромное значение также имеет то, насколько четко прописываются силуэты персонажей с учетом набора красок всей картины. Композиция – это своего рода специальное профессиональное средство художника, при помощи которого ему удается передать свое видение окружающего его, мира, собственные чувственные идеи, ассоциации, впечатления и т. д. Навыки эти оттачиваются каждым мастером из года в год.

Работа над композицией

Любое художественное изображение прорабатывается его автором заранее и довольно длительное время. По-настоящему правильное построение композиции обязывает художника владеть подобными навыками в совершенстве. Потому умение применять необходимые для этого приемы следует постоянно оттачивать.

Для того чтобы соблюстиравновесие основных элементов композиции на листе, необходимо обладать настоящим профессионализмом. Даже простая точка, поставленная на белой поверхности бумаги, вызывает у художника множество вопросов, ведь впечатление от нее будет меняться в зависимости от того, в каком именно месте она будет находиться. То же самое касается любого другого объекта, располагаемого на полотне.

Основные правила и методики построения композиции являются плодом огромной истории изобразительного искусства. Однако из столетия в столетия они пополняются богатым опытом новых поколений художников. Техника композиции меняется, развивается и всегда соответствует творческой позиции мастеров каждого конкретного поколения.

Передача равновесия

При ярко выраженной симметрии детали картины или иного художественного объекта композиционно уравновешены. Что же касается асимметричного изображения, то его элементы могут располагаться относительно друг друга как в балансе, так и вне его. Для этого существует целый перечень приемов: обширный мазок светлых оттенков может быть уравновешен небольшим темным пятном; противовесом ряду маленьких пятен выступает одно большое и т. д. Таким образом разные части полотна балансируют в зависимости от своих габаритов, массы, тонов и прочих характеристик.

Кроме того, уравновешены должны быть не только фрагменты (персонажи, детали окружающего пространства и т. п.), но и пространство между ними. При этом композиционное равновесие не стоит даже сравнивать с математическим равенством величин. Умение интуитивно прочувствовать его либо дается от природы, либо может быть развито с течением времени в процессе неустанного труда. Что же касается асимметричной картины, то в ней смысловой центр либо находится у края изображения, либо вовсе отсутствует.

Равновесие композиции в любом случае зависит от:

  • правильного расположения массивных деталей изображения;
  • пластики и ритмики художественного письма;
  • пропорций, в которых прописывается каждый фрагмент полотна;
  • грамотно подобранных тонов и цвета картины.

Принципы построения

Равновесие основных элементов композиции на листе достигается путем строго следования основным принципам их соединения. Первым из которых (и не самым очевидным) является целесообразность. Дело в том, что искусство, как пространство, в котором все подчинено строгой логике, дисциплине и тщательной экономии изобразительно-выразительных средств, требует четкого соответствия степени приложенных усилий конкретной поставленной задаче. Любая работа должна быть построена лаконично и максимально продуктивно в плане передачи идеи и замысла художника.

Композиция, по своей сути, это связь разрозненных вещей, которые, благодаря умелому их совмещению начинают работать максимально продуктивно и в своей взаимной зависимости представляют собой нечто новое и общее. Это говорит о принципе единства и целостности, которому должен следовать каждый живописец. Для того чтобы понять, соблюдается ли этот закон на холсте, следует мысленно изъять любую часть композиции из картины. В том случае, если в результате этого сюжет не понесет никакого ущерба, можно с уверенностью заключить, что принцип целостности, очевидно, нарушен. То же можно сказать и о перемене мест частей композиции и о внесении в картину каких-то новых элементов.

Достижение единства и целостности

Для того чтобы все принципы композиции были соблюдены, необходимо использовать следующие приемы:

  1. Уместное наложение объектов, позволяет подчеркнуть планы. Кроме того, такой прием дает ощущение глубины пространства и придает изображению объем.
  2. Соблюдение единства формы и характера предполагает работы в одной манере и стиле. Линии и пластика элементов должны сочетаться друг с другом. Цвета необходимо подбирать в одной тональности и повторять их по мере необходимости. То же касается текстуры.
  3. В композиции должна наличествовать обобщающая форма, при этом изобразительно-выразительное решение картины также должно быть однообразным.

Кроме того, чтобы добиться целостности и композиционного равновесия, необходимо соблюдать строгую последовательность действий на всех этапах создания работы. Для начала следует тщательно обдумать план произведения. Разработав все структурные элементы композиции, нужно определить степени соотношения ее главных частей. Чтобы это стало возможным, сочетают пластические массы изображения, в силуэты которых потом могут войти детали.

9. Основные законы композиции: равновесие, виды равновесия.

Наиболее
важными законами художественной
композиции являются законы
цельности, равновесия, соподчинения.

Под
цельностью понимают необходимость
согласованности всех элементов
композиции, связь и неповторимость её
элементов.

Под
равновесием — уравновешенность и
гармония различных частей одного
целого.

Под
соподчинением — подчинение всех
композиционных средств единой идее и
замыслу.

Равновесие.
Это такое состояние композиции, при
котором все элементы сбалансированы
между собой. Уравновешенные части
целого приобретают зрительную
устойчивость. В основном равновесие
сводится к балансу по выразительности.

Виды.
Выделяют статическое
и динамическое равновесие
.

Статическое.
Это состояние композиции, при котором
сбалансированные между собой элементы
в целом производят впечатление ее
неустойчивой неподвижности.

Динамическое.
Это состояние композиции, при котором
сбалансированные между собой элементы
производят впечатление ее движения и
внутренней динамики.

10. Основные законы композиции: соподчинение и равноценность элементов.

Наиболее
важными законами художественной
композиции являются законы
цельности, равновесия, соподчинения.

Под
цельностью понимают необходимость
согласованности всех элементов
композиции, связь и неповторимость её
элементов.

Под
равновесием — уравновешенность и
гармония различных частей одного
целого.

Под
соподчинением — подчинение всех
композиционных средств единой идее и
замыслу.

Соподчинение
и равноценность элементов
.
Соподчинение — это выделение центра
композиции (доминанты), которому
подчиняются все остальные элементы
(причем,
не просто подчиняются, а усиливают его
значимость
),
т.е. в композиции возникает иерархия.
В иерархии могут быть доминанты второго
порядка (акценты). В зависимости от
количества уровней доминант, выделяют
две степени иерархии между элементами:

1)
двухуровненный (доминанта и второстепенные
элементы или доминанта и акцент).

2)
трехуровненный ( доминанта, акцент и
второстепенные элементы).

11. Зависимость композиционного центра.

Композиционный
центр зависит от
:

1)
Своей величины и величины остальных
элементов.

2)
Положения на плоскости. Вокруг элемента
организуется пустое пространство, а
все остальные сближаются. И на главный
элемент указывают силовыми линиями
второстепенными.

3)
Формы элемента, которая отличается от
формы других элементов.

4)
Фактуры элемента, которая отличается
от фактуры других элементов.

5)
Цвета. Путем применения контрастного
(противоположного цвета) к цвету
второстепенных элементов (яркий цвет
в нейтральной среде, и наоборот;
хроматический цвет среди ахроматических;
теплый цвет при общей холодной гамме
второстепенных элементов; темный цвет
среди светлых).

6)
Проработки элементов. Главный элемент
более проработан, чем второстепенные.

7)
Освещения элемента.

12. Основные средства композиции: контраст.

Основные
средства композиции: контраст,
ньюанс, тождества, симметрия, асимметрия,
ритм, модуль, пропорциональность,
масштабность.

Контраст.
Это резкое различие элементов, предметов,
форм и т.д. по следующим категориям:
размер, форма, тон, цвет, отношение к
пространству, резко
выраженная противоположность: длинный
— короткий, толстый — тонкий, крупный
— мелкий. Контраст — противопоставление,
борьба разных начал в композиции. Путем
контраста можно усилить выразительность
изделия. Контрастные сопоставления
способствуют обострению восприятия
целого. Контраст усиливает, подчеркивает
различие свойств форм, делает их единство
более напряженным, впечатляющим.

Выделяют:

Одномерный
контраст
.
Идет различие по одной категории.

Многомерный
контраст
.
Идет противопоставление по нескольким
категориям.

Особенностью
контрастной композиции является
активность ее визуального воздействия.

Баланс в композиции: как сбалансировать дизайн?

Рик Месс       | 24 мая 2020 г.

Равновесие – один из важнейших элементов композиции.

Равновесие – это противостояние стихий, создающее равновесие и гармонию. Состояние равновесия интуитивно комфортно для зрителя.

Человеческое тело симметрично по вертикали, и наше зрительное восприятие соответствует этому. Нам нравятся объекты, сбалансированные относительно вертикальной оси. Мы всегда склонны уравновешивать одну силу другой.

В контексте дизайна баланс основан на визуальном весе элементов. Визуальный вес — это объем внимания, которое зритель уделяет изображению. Если сайт сбалансирован, посетители подсознательно чувствуют себя комфортно. Баланс сайта воспринимается как визуально пропорциональное расположение его элементов.

Как сделать сайт сбалансированным?

1. Симметричный (статический) баланс

Наиболее распространенным примером баланса является симметрия.

Симметрия визуально приятна на подсознательном уровне, выглядит организованно и гармонично. Симметричный баланс создается равномерным размещением элементов по обе стороны от горизонтальной или вертикальной центральной оси. То есть обе стороны воображаемой линии, проходящей через середину страницы, на самом деле являются зеркальными отражениями друг друга. Некоторые считают симметричный баланс скучным и предсказуемым, но он выдержал испытание временем и остается одним из лучших способов создать на странице ощущение комфорта и надежности.

2. Асимметричный (динамический) баланс

Композиция с неравным весом на обе стороны имеет асимметричный баланс.

Динамический баланс всегда интереснее статического, не оставляющего работы для ума. При отсутствии равновесия наш взгляд рефлекторно начинает искать противовес, и это отличный повод обратить внимание на ту часть страницы, которая могла остаться незамеченной. Здесь нужно сделать акцент — и внимание схватится за него, как за спасательный круг.

Целевая страница — Азиатская кухня

Часто таким «противовесом» является кнопка и/или заголовок.

Важная информация (или призыв к действию) должна использоваться в качестве «противовеса».

Чем резче асимметрия, тем больше зритель стремится выяснить ее причину (рассмотреть противовесы). Люди инстинктивно изучают такой образ более внимательно, чем обычно. Однако здесь нужно чувство меры — слишком эксцентричная композиция не всегда хорошо воспринимается.

3. Радиальный баланс

Тип баланса, при котором визуальные элементы исходят из общей центральной точки. Радиальный баланс не так часто используется в дизайне. Его преимущество в том, что внимание легко находит и удерживает точку фокусировки — точно в центре. Обычно это самая примечательная часть композиции.

4. Мозаичное равновесие

Это уравновешенный хаос, как на картинах Джексона Поллока. В такой композиции нет выдающихся фокусов, и все элементы одинаково ответственны. Отсутствие иерархии, на первый взгляд, образует визуальный шум, но все элементы совпадают и образуют единое целое.

Секреты зрительного равновесия

Говоря о балансе сил в композиции, часто проводят сравнения с силами физического мира: гравитацией, рычагом, весом и точкой опоры. Наш мозг и глаза воспринимают равновесие в форме, очень похожей на законы механики. Нам легко представить картину как плоскую поверхность, уравновешенную в какой-то точке, как весы с чашами. Если мы добавим элемент на один край изображения, он потеряет баланс, и мы почувствуем необходимость это исправить. Неважно, является ли элемент группой оттенков, цветов или точек. Цель состоит в том, чтобы найти зрительный «центр масс» изображения, его центр тяжести.

К сожалению, не существует точного метода определения визуальной массы объекта. Как правило, дизайнеры полагаются на свою интуицию. Однако есть полезные наблюдения, которые могут помочь:

  • Размер

Крупные объекты всегда тяжелее.

  • Форма

Элементы неправильной формы кажутся легче, чем элементы правильной формы.

  • Цвет

Теплые цвета тяжелее холодных.

  • Оттенок

Темные объекты весят больше, чем светлые.

  • Текстура

Объекты с текстурой кажутся более тяжелыми.

  • 3D

Объекты с текстурой кажутся более тяжелыми.

  • Расположение

Чем дальше объект от центра, тем больше его визуальный вес.

  • Ориентация

Вертикальные элементы кажутся тяжелее горизонтальных.

  • Плотность

Множество мелких элементов уравновешивают один большой.

  • Внутренний интерес

Сложность объекта придает ему больший визуальный вес.

  • Заполнение пространства

Положительные формы весят больше, чем отрицательное пространство.

  • Восприятие физического веса

Изображенная гиря кажется тяжелее ручки.

Подведем итоги. При использовании симметрии результат демонстрирует профессионализм и серьезный, устойчивый подход. Приемы асимметрии вызывают интерес, выражают индивидуальность и креативность, акцентируют внимание.

Динамическая композиция против статической — The Lens Lounge

Если вам интересно, что лучше — динамическая или статическая композиция, ответ — по-разному.

Композиция в фотографии — это не только направление взгляда зрителя на вашу фотографию, но и создание настроения, рассказ истории и передача сообщения.

Вот почему мой ответ выше расплывчатый.

Правильный вопрос: когда и почему следует использовать динамическую композицию, а не статическую.

Итак, давайте рассмотрим подробнее…

Что такое динамическая композиция в фотографии?

Как следует из самого слова, динамичная композиция привлекает внимание, заряжает энергией и волнует.

Это непредсказуемо, поэтому для передачи этого изображения с динамической композицией используйте ракурсы и неравномерное расстояние между элементами. Единственная разница между этими двумя изображениями заключается в том, как ветер раздувал материал ее наряда. Однако изображение справа кажется более динамичным, потому что диагональная линия, созданная материалом, создает интересные ракурсы.

Зачем использовать динамическую композицию в портретной фотографии?

В портретной фотографии динамическая композиция:

  • Изображает объект полным энергии
  • Создает ощущение движения
  • Привносит напряжение (хорошее или плохое) в изображение

ощущение волнения и энергии, оно мгновенно привлекает зрителя.

Фоновые линии на обоих изображениях одинаковые — сильные вертикальные и горизонтальные линии с изящными вертикальными линиями. Слева поза Лауры представляет собой преимущественно вертикальную линию. Справа ее конечности и взгляд образуют диагональные линии, и в то же время мы больше замечаем вертикальные линии на заднем плане. Она смотрит за кадр, поэтому наши глаза тоже тянутся туда, прежде чем мы вернемся к ее лицу, потому что мы любопытные люди.

Как создать динамическую композицию с помощью линий

Диагональные линии создают углы, поэтому, когда они являются доминирующими линиями на изображении, это делает композицию динамичной.

Движение создается диагональными линиями, потому что:

  • В жизни, когда что-то наклоняется, кажется, что оно вот-вот упадет
  • Когда кто-то собирается двигаться, он слегка наклоняется вперед фотографии передают это ощущение энергии и движения, и зрителя заставляют работать. Наши глаза скользят по изображению взад-вперед, поэтому мы чувствуем реальное движение. Это усиливает восприятие движения на фотографиях с динамичной композицией.

    Типы линий для динамической композиции

    Диагональные линии не обязательно должны быть реальными линиями изображения. Они могут быть:

    • Подразумеваемые взглядом или направлением движения
    • Созданные с помощью положения конечностей
    • Естественные элементы ландшафта, такие как река или волны, набегающие на пляж

    То, как вы позиционируете себя по отношению к ваш объект и фон также могут превращать вертикальные и горизонтальные линии в диагональные линии.

    Прямые линии, исчезающие вдали, создают диагонали по мере их уменьшения, например:

    • Дороги
    • Перила
    • Линия деревьев

    Дополнительная литература: Как использовать диагональные линии в композиции

    8 Состав этих двух изображений одинаков. Единственное отличие — поза Лауры.

    Слева она смотрит прямо в камеру, поэтому ее взгляд сразу же притягивает наши глаза. Кроме того, ведущие линии ведут прямо к ее лицу, поэтому наши глаза не отвлекаются от изображения, что делает композицию статичной.

    Справа взгляд Лауры и вытянутая рука направляют нас по диагонали от нее, но наши глаза тут же возвращаются к ее лицу из-за направляющих линий и цвета ее платья, которые требуют нашего внимания. Так что с небольшим изменением это изображение мгновенно становится более динамичным.

    Динамическая композиция — цвет, контраст, перспективы и асимметрия

    Динамическая композиция — это больше, чем просто линии. Другие элементы композиции должны передавать тот же уровень волнения, драматизма и энергии, чтобы создать единство композиции.

    Яркие цвета создают динамичную композицию.

    Супергерои носят яркие, привлекающие внимание цвета по очень веской причине — они динамичны.

    Вы бы восприняли Супермена всерьез, если бы он был одет в спокойное сочетание синего и бежевого цветов?

    Тональный контраст для динамической композиции

    Для динамической композиции наши глаза хотят волнения, а изображения с широким динамическим диапазоном от глубоких теней до ярких светов выглядят драматично. Итак, пока вам не нужно проходить все film noir , убедитесь, что у вас есть тени и блики для интересного тонального контраста.

    Перспектива влияет на динамическую композицию

    Верхние и нижние точки обзора изменяют перспективу. Вас больше впечатляет небоскреб, сфотографированный снизу вверх или в квадрате?

    Другой ракурс делает композицию динамичной, так что спускайтесь ниже или поднимайтесь выше.

    Асимметрия создает динамичную композицию

    Многие люди любят симметрию, и это прекрасно, но не для динамической композиции.

    Смешайте это и убедитесь, что левая и правая стороны изображения не совпадают. Или верх и низ, если уж на то пошло.

    Что такое статическая композиция?

    Статика противоположна динамике. Так со статической композицией вы создаете ощущение спокойствия и упорядоченности с ощущением стабильности, спокойствия и безопасности в образе. Портрет слева передает надежность из-за статической композиции горизонтальных и вертикальных линий на заднем плане и его прямой позы. Справа я изменил свое положение, так что линии фона и переднего плана стали диагональными линиями, плюс он наклонился к перилам, вводя диагональные линии в свою позу. Это передает целеустремленность, энергичность, целеустремленность и решительность.

    Зачем использовать статическую композицию в портретной фотографии?

    Не все в жизни должно быть энергичным и захватывающим. Часто портреты должны вызывать у зрителя чувство доверия, заставляя объект казаться спокойным и контролирующим ситуацию.

    Как создать статичную композицию с помощью линий

    Горизонтальные и вертикальные линии передают надежность и силу. Их надежные 90-градусные углы создают ощущение спокойствия и стабильности, необходимых для статической композиции.

    • Ничто не соскользнет с горизонтального стола, поэтому для его удержания не требуется энергии.
    • Прямое и высокое здание не может упасть, поэтому оно передает прочность.

    Дополнительная литература:
    Как использовать горизонтальные линии в композиции фотографии
    Использование вертикальных линий в композиции фотографии

    Опять же, единственное изменение здесь — это мой ракурс и перспектива. Левая снята в лоб, поэтому она более симметрична (за исключением одной согнутой ноги). Перемещаясь в его сторону и приседая ниже, чтобы снимать с более низкой перспективы, изображение становится более динамичным, поскольку оно менее симметрично. Плюс линии его позы и на заднем плане становятся диагональными.

    Статическая композиция – цвет, контраст, перспективы и симметрия

    Как и в случае с динамической композицией, для создания единства в композиции статических изображений нам нужно использовать больше, чем просто горизонтальные и вертикальные линии.

    Приглушенные цвета для статической композиции

    Вы заметили, что изображения, которые я использовал, когда начал говорить о статической композиции, имеют приглушенные цвета? Это не означает, что только потому, что цвета приглушены, это статическая композиция.

    На протяжении всей этой статьи я демонстрировал динамическую композицию рядом со статической композицией.

    Однако он добавляет к статической композиции использование приглушенных цветов.

    Пониженный тональный контраст в статической композиции

    В то время как в тенях есть драматизм, а свет и воздушность передают беззаботность, существует огромный диапазон тонального контраста между двумя крайностями.

    Как видно из двух наборов изображений, использованных в разделе о статической композиции, пониженный тональный контраст делает изображение более статичным, спокойным.

    Прямая перспектива для статической композиции

    Для красивого, спокойного и надежного изображения сфотографируйте объект на его уровне.

    Когда вы фотографируете кого-то сверху вниз, вы ставите его в уязвимое положение, потому что зритель будет смотреть на него сверху вниз.

    Сфотографируйте их снизу, и они станут более мощными, потому что зритель будет смотреть на них снизу вверх.

    Симметрия подчеркивает статическую композицию

    Люди жаждут баланса, даже если мы ищем дисбаланс, рассматривая асимметричное изображение. Но это точка симметрии — она просто есть.