Стайхен эдвард пикториализм: Эдвард Стейхен — демиург fashion-фотографии

Эдвард Стейхен — демиург fashion-фотографии

Американца европейского происхождения Эдварда Стейхена (©Edward Steichen), наряду с Альфредом Стиглицем, называют основоположником модной фотографии. Ему мы во многом обязаны удовольствием рассматривать высокохудожественные фотосессии в глянцевых журналах. Он одним из первых соединил мир fashion и голливудской богемы с видением изобразительного искусства и инструментами документальной фотографии.

Концептуальное понимание красоты и умение передавать ее с помощью своих работ приводила в пример еще Сьюзен Зонтанг в эпохальном труде «О фотографии» (том самом, где она раскритиковала Диану Арбус). Знаменитый критик и эссеист назвала снимки Стейхена образцом гуманизма и позитивной «программы» и с ней соглашается все творческое сообщество, не говоря о яростных поклонниках мастера. Фотограф был удостоен Медалей прогресса Королевского и Американского фотографических обществ, премии Оскар за работы в кинодокументалистике.

В родном городке Стейхена, Бивингене в герцогстве Люксембург, где он появился на свет в 1879 году, в его честь назвали площадь. Эдвард фотографировал Бернарда Шоу, Теодора Рузвельта, Грету Гарбо, Марлен Дитрих, Чарли Чаплина и множество других людей, формировавших историю искусства и нашей планеты в целом.

Слава сопровождала Стейхена при жизни и не уменьшилась после того как он умер в 1973 году. В середине 2000-х годов один из экземпляров его «Озера в лунном свете» продали с аукциона Сотбис за три миллиона долларов США — абсолютный для своего времени рекорд. Несмотря на то, что фотограф перестал работать для моды и гламурных журналов еще в 1938 году (как он сам говорил «раз в 10 лет нужно давать себе профессиональный пинок под зад»), он запомнился, прежде всего, как демиург fashion-съемки. Однако, его талант был гораздо шире.

Импрессионизм, пикториализм и другие основы в стиле Эдварда Стейхена

Фундаментом стиля фотографа было изобразительное искусство. Прежде всего — классический импрессионизм и символизм. Во время учебы в школе в американском Милуоки (семья переехала в Висконсин вскоре после рождения мальчика) Эдвард начал заниматься рисованием.

Еще ребенком он изучал живопись в библиотеке, увлекаясь Клодом Моне, Джеймсом Уистлером, Огюстом Роденом, а также Альфредом Стиглицем, чей журнал он читал, не пропуская ни одного выпуска. С помощью Camera Notes будущий мастер открыл достоинства пикториализма, повлиявшего на его ранний стиль, где преобладали неясные силуэты, туманные пейзажи и уличные панорамы.

После Первой мировой войны, во время которой Стейхен преподавал аэрофотосъемку в сухопутных войсках США, фотограф поменял художественную позицию и стал бескомпромиссным реалистом. Получив после окончания боевых действий звание полковника, он начал экспериментировать с «прямой фотографией» — т.е. съемкой с максимальной достоверностью передачи формы и цвета, — и даже сжег многие из своих ранних работ. Фотограф понял, что томные, нечеткие, хоть и красивые, подрисованные отпечатки — анахронизм, и по-новому подошел к своей работе. Это принесло ему славу и деньги.

Занимаясь промышленной рекламой, снимая моделей в элегантных кутюрных нарядах, как штатный фотограф Vogue и Vanity Fair Эдвард Стейхен зарабатывал немало. Это не помешало ему бросить моду и сосредоточиться на работе в должности первого директора по фотографии нью-йоркского музея МОМА, создании фотобиблиотеки Второй  мировой войны и организации выставок. Самая знаменитая из них — The Family of Man, около 500 снимков людей из всех уголков планеты, демонстрирующих разные эмоции. Экспозиция была показана почти в 70 странах и 5 лет она не покидала галереи и музеи по всему миру.

При этом Стейхен продолжал рисовать, снимал знаменитостей и прикладывал много усилий, чтобы фотографию как искусство признали наравне с живописью. Он организовывал выставки авторов, работавших в самых разных манерах — никаких ограничений жанра, только качество и оригинальность результата. Этому принципу до сих пор следуют прогрессивные музеи Америки. Разнообразие, свобода и умение отказываться от привычных жанров в пользу новых и увлекательных направлений отличают Стейхена от любого другого фотографа.

От уроков живописи до организации фотовыставок по всему миру

В 14 лет будущий гранд-мэтр фотографии посетил Всемирную выставку в Чикаго, увидел там экспозицию, посвященную изобразительному искусству, и решил профессионально им заняться. Он отправлял картины в Художественный институт столицы штата Иллинойс, но они не нашли там признания. Художник-любитель начал строить карьеру в литографической фирме, пройдя в ней путь от помощника до дизайнера-иллюстратора. В это же время он начал фотографировать для рекламы.

Первую камеру, по собственным словам, Стейхен купил из любопытства. Вскоре он увлекся новым жанром и опять послал работы в Художественный институт — на этот раз не картины, а снимки. Жюри, в котором был и Альфред Стиглиц, одобрило фотографии. Признанный авторитет купил у Стейхена три отпечатка, каждый стоил пять долларов, а в начале 1900-х это было немало. Впрочем, через три года тот же Стиглиц платил за снимки Эдварда уже по 100-150 долларов — в тот момент фотограф уже переехал из Милуоки в Нью-Йорк и ездил оттуда в Лондон и Париж.

В 1902 году, вернувшись из Европы и начав работать в США, Стейхен спроектировал Gallery 291 для Photo-Secession Group. Вместе со Стиглицем он защищал права фотографов. Рекламные агентства, покупавшие отпечатки, должны были страховать оригиналы снимков и следить, чтобы печатники не пачкали их. В это же время Стейхен стал фотографировать знаменитостей и президентов США — за право публикации портретов Т.Рузвельта и У.Х.Тафта он получил по 500 долларов.

В 1908 году Эдвард переехал во Францию, где прожил 6 лет, до начала боевых действий. После, уже вернувшись в Штаты, ему пришлось «стать в строй» еще раз. Во время Второй мировой войны он был старшим офицером флота США и руководил фотографами, работавшими непосредственно во время операций на море. Сняв форму в 1945 году, Стейхен погрузился в организационную работу — как первый директор отделения фотографии МОМА он лично подготовил почти 50 выставок.

В 1960 году, в возрасте 80 лет, фотограф женился (это был третий брак), а через два года уехал на ферму в Коннектикут и отошел от дел.

Эдвард  Стейхен прожил 93 года, до последнего момента не переставал интересоваться происходящим в искусстве и в жизни и остался в памяти современников и потомков как настоящий мастер, чьи свершения в фотоискусстве практически никому не удается превзойти.

10 поворотов в судьбе Эдварда Стейхена

Эвита Гозе

10/07/2015

Эдвард Стейхен (Edward Steichen, 1879–1973) является одним из наиболее значимых фотографов прошлого столетия. Уже в далёком 1923 году гламурный Vanity Fair назвал его «величайшим из ныне живущих фотографов-портретистов». От нежных туманностей пикториализма до геометрии модернизма, от иконических портретов знаменитостей до военной фотографии – образы Стейхена определили целые жанры фотографии. Однако говорить о Стейхене только как о фотографе – значит недооценивать его. Он был также и художником, дизайнером, куратором, новатором в технике съёмки, прославленным садовником (президентом Общества американской дельфинии) и удачливым предпринимателем, превратившим своё имя в прибыльный бренд. Ну, а повороты в судьбе художника достойны экранизации в Голливуде.

 С 27 июня до 6 сентября в выставочном зале Латвийского Национального художественного музея «Арсенал» можно посмотреть обширную экспозицию работ Стейхена – портреты знаменитостей, фотографии моды, бытовую документалистику, а также семейные альбомы из коллекции Люксембургского Национального художественного музея.

Arterritory.com решил проследить 10 наиболее существенных поворотов в судьбе художника.

 
Эдвард Стейхен (Edward Steichen). Уэсли Хилл в роли ангела Габриэля в пьесе «Зелёные пастбища», Нью-Йорк. 1930. Серебряно-желатиновая копия. Из коллекции Люксембургского Национального художественного музея © 2014. The Estate of Edward Steichen / Artists Rights Society (ARS), New York

Первые фотографии

Стейхен родился Люксембурге и в младенчестве эмигрировал вместе с семьёй в Америку. Он начал свою карьеру в возрасте 15 лет учеником на местном литографическом предприятии в Милуоки, фотографируя свиней и всё, что требовалось местному дизайнеру.

Путь в Париж

Вскоре после своего 21-го дня рождения Стейхен отправляется на поиски счастья в Париж. Его путь лежит через Нью-Йорк, где он знакомится с влиятельным фотографом Альфредом Стиглицем. Впечатлённый талантом юного художника, Стиглиц купил у Стейхена три его фотографии, заплатив большую по тем временам сумму – пять долларов за каждую. Стейхен со стыдом признавал, что ему никогда прежде не доводилось получать за свои снимки больше пятидесяти центов. Спустя несколько лет Стиглиц платил за фотографии Стейхена уже по 150 долларов. В течение последующих лет Стейхен стал не только самым часто публикующимся автором в журнале Стиглица Camera Work, в котором тот издавал самые значительные и впечатляющие фотографии, но и его близким другом. Впоследствии их отношения расшатались из-за различий во взглядах на войну и убеждённости Стейхена в том, что искусство и коммерческую фотографию следует воспринимать с равной серьёзностью, с чем не мог согласиться Стиглиц.

Шедевр пикториализма и одна из самых дорогих фотографий в мире «Пруд/Лунный свет» (1904)

Самая дорогая фотография в мире

Свою самую известную фотографию – шедевр пикториализма «Пруд/Лунный свет» – Стейхен снял в возрасте 25 лет, когда после рождения первой дочери вместе с семьёй отдыхал на каникулах в Мамаронеке, в Нью-Йорке, в гостях у художественного критика британского происхождения Чарльза Каффина. В те времена фотография пыталась отвоевать своё место в искусстве – картинка подвергалась специальной обработке с целью максимально приблизить её к живописи. Несколько лет спустя, отвечая на вопрос, является ли фотография искусством, какой-то критик написал в журнале The Photograph: «Да, если это Стейхен!» Лес в сумерках или лунный свет до Первой мировой войны были излюбленными мотивами Стейхена и в фотографии, и в живописи, которой он продолжал заниматься параллельно своим фотоувлечениям. В 2006 году одна из трёх существующих копий волшебного пейзажа ушла с молотка на Sotheby’s за 2,9 миллиона долларов США, став на тот момент самой дорогой из проданных фотографий. В настоящее время она так и остаётся в десятке самых дорогих работ. Две другие копии фотографии находятся в собственности музеев.

 
Эдвард Стейхен (Edward Steichen). Элеанора Пейнтер, 1924. Серебряно-желатиновая копия. Из коллекции Люксембургского Национального художественного музея © 2014. The Estate of Edward Steichen / Artists Rights Society (ARS), New York

Военный фотограф

Во время Первой мировой войны Стейхен провёл два года, исследуя возможности фотографии в целях разведки. Когда в 1917 году Стейхен добровольцем записался на военную службу, ему было уже 38 лет. Ему хотелось отразить происходящее на поле боя в духе великого фотографа Гражданской войны, Мэттью Брэди, чтобы были орудия и павшие воины, однако как руководителю Фотографического подразделения военных сил американской армии ему приходилось снимать с борта небольшого самолёта. «Оказалось затруднительным делать чёткие, ясные снимки из трясущегося самолёта, который летит на высоте десяти или двадцати футов над землёй, но именно эта проблема вызвала во мне новый интерес к технике фотографии», – писал впоследствии Стейхен.

Точка, поставленная на живописи

В 1922 году в своей студии во Франции Стейхен устроил ритуальное сожжение своих живописных полотен и вернулся в Америку. И дело было не в том, что ему недоставало таланта в живописи или на картины не было спроса – Стейхен понял, что никогда не станет выдающимся и не встанет в один ряд с гениями, со многими из которых он был знаком лично. Стейхен решил, что если ему суждено достичь по-настоящему значительных успехов в какой-то области, то это будет фотография.

Эдвард Стейхен (Edward Steichen). Фокус со шляпой – Чарли Чаплин, Нью-Йорк, 1926. Серебряно-желатиновая копия. Из коллекции Люксембургского Национального художественного музея © 2014. The Estate of Edward Steichen / Artists Rights Society (ARS), New York

Стейхенизация

К своему пятидесятилетию в 1923 году Стейхен подошёл как разведённый и обременённый долгами отец двоих детей. «Будущее не выглядит светлым», – писал он сестре. Однако уже через пару месяцев Стейхен плыл первым классом на океанском лайнере в Париж. По приглашению медиакомпании Condé Nast, которая доверила ему место главного фотографа журнала Vanity Fair, он отправился на охоту за новейшими модными тенденциями. В Condé Nast, кроме того, надеялись, что время от времени Стейхен станет подрабатывать и в Vogue. Считалось очевидным, что Стейхен будет публиковать снимки анонимно или под псевдонимом. Фотография моды в те годы рассматривалась как прискорбный шаг к деградации художника. Однако Стейхен заявил, что раз уж он согласился работать, свои фотографии будет подписывать своим именем.

Под крылом Condé Nast Стейхен стал самым известным и дорогостоящим фотографом своего времени. Он снимал портреты таких легендарных знаменитостей, как Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Чарли Чаплин, Фред Астер, Уинстон Черчилль и Теодор Рузвельт. Уже спустя несколько лет некоторые из тех, кого Стейхен снимал, морщили нос оттого что фотограф оказался более знаменит, чем они сами. Как никогда прежде, имя художника обрело значение действия – съёмка у него называлась «стейхенизацией». Историк фотографии Джоэль Смит сказал, что лучшие фотографии знаменитостей работы Стейхена убеждают в том, что фотографа вдохновляла магнетическая притягательность звезды, а не наоборот. Стейхен является также первооткрывателем современной фэшн-фотографии.

 
Эдвард Стейхен (Edward Steichen). Актриса Пола Негри, 1925 (копия 1953 года). Серебряно-желатиновая копия. Из коллекции Люксембургского Национального художественного музея © 2014. The Estate of Edward Steichen / Artists Rights Society (ARS), New York

От пикториализма до модернизма

Работая в Condé Nast, вдохновлённый опытом военной фотографии, Стейхен постепенно отходит от туманных, романтических и поэтичных образов пикториализма, заменяя их модернизмом с чётким фокусом, драматическим освещением и смелой графической композицией.

«Оскар» Стейхена

С началом Второй мировой войны Стейхен прервал работу в Condé Nast и руководил подразделением аэрофотосъёмки американских ВМС, снимая документальные и пропагандистские фотографии. Патриотический документальный фильм, который он снял во время войны, «The Fighting Lady», получил «Оскар» в 1945 году.  


Эдвард Стейхен (Edward Steichen). Взлёт американского самолёта с авианосца «Лексингтон» во время битвы за Тараву (1943). USNR. U. S. Navy Photo

Руководитель отдела фотографии Музея современного искусства

В 1947 году Стейхен отошёл от коммерческой и художественной карьеры и стал руководителем первого отдела фотографии нью-йоркского Музея современного искусства. За время своей работы он организовал более 40 выставок. Однако он продолжал фотографировать почти до самого момента кончины, которая произошла в 1973 году, за несколько дней до его 94-го дня рождения.

 
Эдвард Стейхен (Edward Steichen). Мирна Лой в фильме «Большой Зигфильд». Ок. 1936 (копия 1953 года). Серебряно-желатиновая копия. Из коллекции Люксембургского Национального художественного музея © 2014.The Estate of Edward Steichen / Artists Rights Society (ARS), New York

«Род человеческий»

Самым значимым и масштабным достижением Стейхена в роли куратора был амбициозный проект «Род человеческий» (1955), который включал в себя 503 снимка знаменитых и неизвестных авторов, запечатлевших людей с их эмоциями и мимикой, схожими для всех рас на всех континентах. Выставка «Род человеческий» объездила 69 стран, включая СССР, где в 1959 году в Москве она была представлена в рамках большой Американской Национальной выставки. Всего более десяти миллионов человек посмотрели эту подборку фотографий, что делает её одной из наиболее успешных экспозиций всех времён и народов. 

 

 

Пикториализм, 1900–1913 гг. | Первая мировая война Эдварда Стайхена,

год

Рисунок 1. Эдвард Дж. Стейхен. Роден, Le Penseur , 1902

Рисунок 2. Эдвард Дж. Стейхен. Миднайт Лейк Джордж , 1904

Рисунок 3. Эдвард Дж. Стейхен. Миднайт Лейк Джордж , 1904

Стайхен начал свою творческую карьеру в возрасте 16 лет, работая учеником дизайнера в литографической фирме Милуоки, где он создавал фотографии, которые использовались в качестве моделей для иллюстрированных рекламных объявлений, таких как на изображении ниже. Позже он вспоминал, что его «первым настоящим усилием в фотографии было создание полезных фотографий», к этому подходу он вернется позже в своей карьере.

Из Munsey’s Magazine , ноябрь 1898 г.

 
В 1900 г. Стайхен оставил Милуоки и свою работу в литографической фирме, чтобы продолжить жизнь художника в Париже, где он подружился со скульптором Огюстом Роденом, среди других известных деятелей, и участвовал в салоны фотографии. Справа его портрет Родена, составное изображение, изображающее скульптора между двумя его работами. Стайхен использовал два негатива для создания этого изображения, работая в фотолаборатории, чтобы совместить силуэт Родена перед его Памятник Виктору Гюго с другой, отдельной экспозицией Le Penseur .

Стайхен вернулся в США в 1902 году и открыл портретную студию в Нью-Йорке. К тому времени он был начинающим художником и опытным фотографом, известным своими атмосферными фотографиями в стиле пикториализма — эстетики, которая ценила ретушь и явную ручную работу и стремилась отличить фотографов изобразительного искусства от обычных профессионалов и любителей. Вскоре он стал протеже Альфреда Штиглица, фотографа-первопроходца и ведущего поборника американской фотографии наравне с современным изобразительным искусством. Вместе они открыли Маленькие Галереи Фото-Сецессиона, позже известные просто как 291, которая впервые представила американской публике Пикассо, Бранкузи и ряд прогрессивных фотографов.

Две фотографии под названием Midnight Lake George являются перевернутыми изображениями друг друга. Они показывают, как Стейхен мастерски использует фотографический процесс для достижения «живописных» эффектов. Эмульсии бихромата камеди имеют короткий тональный диапазон, а это означает, что они не могут одновременно регистрировать яркие блики и детализированные области теней. Следовательно, Стейхен, вероятно, сделал луну ярче, смахнув часть пигмента во время проявления, когда эмульсия была еще влажной и податливой.

Также следует отметить почти вибрирующий внешний вид ствола и листьев дерева. Печать жевательной резинки — это аддитивный процесс: фотографы наносят один слой эмульсии на другой, чтобы сделать тон более глубоким. Каждый раз, когда бумага экспонируется, негатив должен быть выровнен с ранее напечатанным изображением, практика, известная как «регистрация негатива». Небольшое размытие предполагает, что Стайхен не точно зарегистрировал негатив. Подобные эффекты, сделанные по ошибке или намеренно, подчеркивают ручную работу этих фотографий, аспект, который был бы важен для пикториалистов.

Чтобы узнать больше о пикториализме и связанном с ним движении искусств и ремесел конца 19 века, нажмите здесь, чтобы ознакомиться с выставкой Художественного института 2010 года « Апостолы красоты: искусство и ремесла от Британии до Чикаго ».

Рис. 1. Эдвард Дж. Стейхен (американец, родился в Люксембурге, 1879–1973). Rodin, Le Penseur , 1902 г. Бихроматная печать; 26,2 x 32,6 см (изображение/бумага/маунт). Коллекция Альфреда Штиглица, 1949.825. © 2015 The Estate of Edward Steichen/Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк.

Рис. 2. Эдвард Дж. Стейхен (американец, родился в Люксембурге, 1879–1973). Midnight Lake George , 1904 г. Бихромат камеди поверх платиновой печати; 39,2 х 50,6 см. Коллекция Альфреда Штиглица, 1949.829. © 2015 The Estate of Edward Steichen/Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк.

Рис. 3. Эдвард Дж. Стейхен (американец, родился в Люксембурге, 1879–1973). Midnight Lake George , 1904 г. Бихромат камеди поверх платиновой печати; 39,2 х 50,6 см. Коллекция Альфреда Штиглица, 1949. 830. © 2015 The Estate of Edward Steichen/Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк.

[1] Эдвард Стейхен, Жизнь в фотографии (Doubleday, 1963), глава 1, н.п.

Пикториализм в Америке | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

После того, как в 1888 году компания Kodak представила портативную любительскую камеру, благородные джентльмены с художественными амбициями больше не доминировали в сфере фотографии. В то время как армия «снимков по выходным» вторглась в область фотографии, небольшая, но настойчивая группа фотографов поставила на карту притязания своего медиа на принадлежность к изобразительному искусству. Они отказались от подхода к фотографии «наведи и снимай» и обратились к трудоемким процессам, таким как печать бихроматом камеди, которая включала ручное покрытие художественной бумаги самодельными эмульсиями и пигментами, или они делали платиновые отпечатки, которые давали богатые, тонально тонкие изображения. Такие фотографии подчеркивали роль фотографа как мастера и опровергали аргумент о том, что фотография является полностью механическим средством. Альфред Стиглиц был самым известным представителем этих фотографов в Америке, и в 1902 он и несколько единомышленников из Нью-Йоркского камерного клуба, включая Гертруду Кезебир (33.43.132), Элвина Лэнгдона Коберна (1987.1100.13) и Фрэнка Юджина (55.635.12), вышли из клуба, чтобы сформировать то, что они назвали Фото-Сецессион. Группа проводила выставки своих работ в помещении, подаренном Эдвардом Дж. Стейхеном, под названием «Маленькие галереи фото-сецессиона» (известном как «291» по адресу на Пятой авеню) и издавала ежеквартальный журнал под редакцией Штиглица под названием 9. 0003 Работа с камерой . Эта роскошная публикация, иллюстрированная красиво отпечатанными фотогравюрами на японской рисовой бумаге, приложенной вручную к страницам, стала призывом к фотографам по всей стране, таким как Кларенс Уайт (33.43.303), который приехал в Нью-Йорк из Огайо и в конце концов основал школа, посвященная пикториальной фотографии. Другие американские фотографы-пикториалисты, такие как Ф. Холланд Дэй (33.43.158), устроивший первую важную выставку американской пикториальной фотографии в 1919 г.00— Новая школа американской фотографии при Королевском фотографическом обществе в Англии — решили сохранить независимость от группы, чтобы преследовать эстетические цели вдали от самоуверенной и часто властной личности Штиглица. Другие, в том числе Адольф де Мейер (49.55.327), стали ассоциироваться с Фото-Сецессионом по приглашению Штиглица.

К концу Первой мировой войны Штиглиц и Стейхен (33.43.39) избавлялись от живописного фасада пикториальной фотографии, чтобы способствовать неприукрашенной демонстрации естественной силы медиума, а именно его способности производить правдивую передачу абстрактной формы и тональности. вариации в реальном мире. Эта новая глава в стилях каждого из этих художников была шагом на пути к международному феномену модернизма в искусстве, и оба использовали эту вену, чтобы создать свои лучшие работы. Штиглиц распустил Фото-Сецессион и Camera Work в 1917 году, но Кезебир, Коберн и Уайт продолжали делать фотографии, как и в первые годы века, и в 1916 году стали основателями организации под названием Пикториальные фотографы Америки. пошли разными путями, все они сыграли важную роль в раскрытии выразительного потенциала фотографии и демонстрации того, что ее ценность заключается не только в воспроизведении очертаний окружающего нас мира. Работы пикториалистов были так же красиво прорисованы, как холст любого художника, и так же искусно построены, как композиция любого художника-графика. Манипулируя представлением информации на фотонегативе, пикториалисты привносили в наше восприятие изображения собственную чувствительность, тем самым наполняя его изобразительным смыслом.


Цитата

Хостетлер, Лиза. «Пикториализм в Америке». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/pict/hd_pict.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Петерсон, Кристиан А. После фото-сецессиона: американская пикториальная фотография, 1910–1955 . Нью-Йорк: WW Нортон, 1997.

Дополнительные эссе Лизы Хостетлер
  • Хостетлер, Лиза. «Фотография в Европе, 1945–60». (октябрь 2004 г.)

  • Хостетлер, Лиза. «Новая документальная традиция в фотографии». (октябрь 2004 г.)

  • Хостетлер, Лиза.