Содержание
диафрагма, выдержка и светочувствительность ISO
Параметры экспозиции снимка определяют, насколько тёмным или светлым окажется изображение, снятое вашей камерой. Хотите верьте, хотите нет, но параметров настройки всего три: диафрагма, выдержка и светочувствительность ISO («треугольник экспозиции»). Умелое их использование является существенной стороной выработки интуиции фотографа.
Что такое экспозиция
Получение правильной экспозиции более всего похоже на попытку собрать дождевую воду в ведро. Хотя сила дождя находится вне вашего контроля, тем не менее, вам подвластны три фактора: диаметр ведра, время, на которое ведро выставляется под дождь, и объём воды, который вы хотите получить. Всё, чего нужно добиться, — это набрать не слишком мало («недодержать») и не слишком много («передержать»). Ключевой момент в том, что возможно множество различных комбинаций размеров ведра, времени и количества воды. Например, одно и то же количество воды можно получить за меньшее время, если взять более широкое ведро, и наоборот, узкое ведро понадобится держать под дождём намного дольше.
В фотографии параметрами экспозиции являются диафрагма, выдержка и светочувствительность ISO, которые аналогичны диаметру ведра, времени и количеству воды, описанным выше. Далее, как дождь, так и естественный свет находятся вне контроля фотографа.
Треугольник экспозиции: диафрагма, выдержка и светочувствительность ISO
Каждый из параметров влияет на экспозицию по-разному:
Диафрагма: управляет площадью, через которую свет попадает в камеру
Выдержка: управляет длительностью экспозиции
Число ISO: управляет чувствительностью сенсора вашей камеры к количеству света
Как следствие, можно использовать любую комбинацию этих трёх параметров для достижения одинаковой экспозиции, Важно, однако, знать, чем можно пожертвовать, поскольку каждый из параметров влияет также и на другие свойства изображения. Например, диафрагма влияет на глубину резкости, от выдержки зависит размытие движением, а светочувствительность ISO определяет величину визуального шума.
Далее мы рассмотрим, что означает каждый из параметров, как оценить его влияние, и как режимы съёмки камеры влияют на сочетание параметров.
Выдержка
Затвор камеры определяет, когда сенсор камеры открыт или закрыт для света, поступающего через объектив. Длительность выдержки определяет, на какой промежуток времени сенсор будет открыт. «Выдержка» и «длительность выдержки» обозначают одно и то же, и сокращение выдержки означает сокращение длительности выдержки.
В цифрах. Влияние выдержки на экспозицию, вероятно, оценить проще всего: оно соотносится с количеством света, поступающего в камеру, как 1:1. Если время выдержки удваивается, количество света, поступающего в камеру, также удваивается. Кроме того, для этого параметра возможен наиболее широкий диапазон значений:
Выдержка | Использование |
---|---|
от 1 до 30 секунд и более | Съёмка ночью и при малом свете со штатива |
от 2 до 1/2 секунды | Придание гладкости текущей воде Ландшафтная съёмка со штатива с большой глубиной резкости |
от 1/2 до 1/30 секунды | Получение размытия движением для фона движущегося объекта Аккуратная съёмка с рук со стабилизацией |
от 1/50 до 1/100 секунды | Типовая съёмка с рук без существенного увеличения (зума) |
от 1/250 до 1/500 секунды | Заморозка предмета в движении Съёмка с рук с существенным увеличением (телеобъективы) |
от 1/1000 до 1/4000 секунды | Заморозка очень быстрого и очень близкого движения |
Как это выглядит. Выдержка является мощным инструментом заморозки или акцентирования движения:
Длинная выдержка | Короткая выдержка |
---|
В творческой съёмке или для водопадов, например, размытие движением иной раз желательно, тогда как в большинстве других случаев его нужно исключить. Как следствие, обычно выдержку выбирают, исходя из значения, которое сможет обеспечить резкий снимок — либо для заморозки движения, либо для исключения сотрясения камеры при съёмке с рук.
Как узнать, какая выдержка обеспечит резкий снимок с рук? Используя цифровые камеры, проще всего поэкспериментировать и оценить результаты на экране камеры (при полном увеличении). Если при правильном выборе фокуса снимок получается смазанным, скорее всего, понадобится сократить выдержку, держать руки более стабильно или использовать штатив.
Диафрагма
Число диафрагмы камеры управляет площадью, через которую свет может проникать сквозь объектив. Величину диафрагмы обозначают в терминах f-ступеней, которые на первый взгляд не интуитивны, поскольку по мере того как f-ступень нарастает, площадь светопропускания убывает. На жаргоне фотографов, если кто-то говорит «закрыл» или «открыл» диафрагму, обычно он имеет в виду увеличение или уменьшение f-ступени, соответственно.
В цифрах. Всякий раз, когда f-ступень уменьшается вдвое, площадь светопропуская увеличивается вчетверо. Это непосредственно следует из того, что площадь круга пропорциональна квадрату его радиуса, но большинство фотографов просто запоминают f-ступени, которые соответствуют каждому увеличению или уменьшению количества света вдвое:
Диафрагма | Светопропускание | Пример выдержки |
---|---|---|
f/22 | 1X | 16 секунд |
f/16 | 2X | 8 секунд |
f/11 | 4X | 4 секунды |
f/8.0 | 8X | 2 секунды |
f/5. 6 | 16X | 1 секунда |
f/4.0 | 32X | 1/2 секунды |
f/2.8 | 64X | 1/4 second |
f/2.0 | 128X | 1/8 секунды |
f/1.4 | 256X | 1/15 секунды |
Приведенные выше комбинации выдержки и диафрагмы обеспечивают одинаковую экспозицию.
Примечания: доступные варианты выдержки не всегда позволяют увеличить или сократить выдержку
в точности вдвое, но приближения всегда настолько близки, что разница будет пренебрежимо мала.
Вышеприведенные f-ступени являются стандартно доступными практически на любой камере, хотя большинство камер позволяют также и более гибкую настройку, например, f/3.2 и f/6.3. Диапазон значений может варьироваться в зависимости от камеры и объектива. Например, компактная камера может располагать диапазоном от f/2.8 до f/8.0, тогда как у цифровой зеркальной камеры с портретным объективом диапазон может составлять от f/1. 4 до f/32. Узкий диапазон диафрагмы обычно не является большой проблемой, однако более широкий диапазон обеспечивает большую творческую гибкость.
Техническое примечание: для многих объективов светопропускание подвержено также влиянию передаточной эффективности, хотя она практически всегда является намного меньшим фактором, чем диафрагма. Кроме того, она находится вне пределов контроля фотографа. Разница в передаточной эффективности обычно более заметна при использовании сильного увеличения (зума). Например, объектив Canon 24-105 мм f/4L IS пропускает при диафрагме f/4 примерно на 10-40% меньше света, чем аналогичный объектив Canon 24-70 мм f/2.8L при диафрагме f/4 (в зависимости от фокусного расстояния).
Как это выглядит. Величина диафрагмы камеры определяет глубину резкости снимка (диапазон расстояний, в пределах которого объекты выглядят резкими). Снижение f-ступени означает уменьшение глубины резкости:
Широкая диафрагма f/2. 0 — малая f-ступень малая глубина резкости | Закрытая диафрагма f/16 — большая f-ступень большая глубина резкости |
Светочувствительность ISO
Число ISO определяет, насколько чувствительна камера к свету. Аналогично выдержке, число ISO соотносится с изменением экспозиции как 1:1. Однако, в отличие от диафрагмы и выдержки, минимальное число ISO желательно практически всегда, поскольку повышение числа ISO значительно увеличивает визуальный шум. Как следствие, число ISO повышают только в тех случаях, когда требуемые диафрагма и выдержка иначе недостижимы.
Малое число ISO (небольшой шум) | Большое число ISO (сильный шум) |
примечание: в традиционной фотографии визуальный шум определялся «зерном плёнки»
Общедоступны такие числа ISO, как 100, 200, 400 и 800, хотя многие камеры позволяют также меньшие и большие значения. Обычно приемлемо малый шум обеспечивают числа ISO в диапазоне 50-200, тогда как при использовании цифровых зеркальных камер зачастую приемлемым является диапазон 50-800 (или даже больше).
Режимы съёмки камеры
Большинство цифровых камер имеют стандартные режимы съёмки: автоматический (), программный (P), приоритет диафрагмы (Av), приоритет выдержки (Tv), ручной (M) и спусковой (B) режимы. Режимы Av, Tv и M зачастую называют «творческой зоной» или «режимами автоэкспозиции (AE)».
Каждый из этих режимов влияет на то, как для заданной экспозиции выбираются диафрагма, выдержка и число ISO. Некоторые режимы пытаются подбирать для вас все три значения, другие позволяют выбрать один параметр и позволить камере подобрать остальные два (если это возможно). Следующая таблица описывает влияние каждого из режимов съёмки на параметры экспозиции:
Режим съёмки | Принцип работы |
---|---|
Автоматический () | Камера автоматически подбирает все параметры съёмки. |
Программный (P) | Камера автоматически подбирает диафрагму и выдержку; вы можете выбрать число ISO и компенсацию экпозиции. |
Приоритет диафрагмы (Av или A) | Вы выбираете диафрагму и число ISO, а камера автоматически подбирает соответствующую выдержку. |
Приоритет выдержки (Tv или S) | Вы выбираете выдержку и число ISO, а камера автоматически подбирает соответствующую диафрагму. |
Ручной (M) | Вы выбираете диафрагму, выдержку и число ISO, вне зависимости от того, дадут ли выбранные значения корректную экспозицию. |
Спусковой (B) | Полезен для экспозиций длиннее 30 секунд. Вы выбираете диафрагму и число ISO, а длительность выдержки определяется либо дистанционным выключателем, либо моментом второго нажатия на кнопку затвора. |
Вдобавок камера может иметь несколько предустановленных режимов съёмки; к наиболее распространённым относятся ландшафтный, портретный, спортивный и ночной режимы. Символы, используемые для каждого из режимов, слегка варьируются в зависимости от модели камеры, но скорее всего будут выглядеть похоже на приведенные ниже:
Режим съёмки | Принцип работы |
---|---|
Портретный | Камера пытается подобрать наименьшую f-ступень, возможную для данной экспозиции. Тем самым обеспечивается наименьшая возможная глубина резкости. |
Ландшафтный | Камера пытается подобрать наибольшую f-ступень, чтобы обеспечить большую глубину резкости. Компактные камеры зачастую вдобавок устанавливают дистанцию фокусировки на бесконечность. |
Спортивный | Камера пытается достичь предельно короткой выдержки для выбранной экспозиции — в идеале 1/250 секунды или короче. Помимо использования малой f-ступени, краткость выдержки обычно достигается повышением числа ISO более сильным, чем это было бы допустимо в портретном режиме. |
Ночной | Камера разрешает более длинные выдержки, чем это обычно разрешено для съёмки с рук, и повышает число ISO практически до максимально возможного. Однако в некоторых камерах этот режим означает, что для подсветки переднего плана используется вспышка, а длинная выдержка и высокое число ISO используются для фона. Проверьте инструкцию своей камеры на предмет присущих ей уникальных характеристик. |
Однако не забывайте, что по большей части указанные выше параметры настройки зависят от системы замера экспозиции камеры, которая определяет корректность экспозиции. При съёмках сложных объектов система экспозамера зачастую может обмануться, так что полезно понимать, при каких условиях она может ошибиться, и что можно сделать, чтобы компенсировать ошибки экспозиции (см. главу об экспозамере камеры).
Наконец, некоторые из перечисленных выше режимов могут также управлять параметрами настройки камеры, которые не имеют отношения к экспозиции, но это зависит от модели камеры. Такие дополнительные параметры могут включать в себя, помимо всего прочего, точки фокусировки, режим экспозамера и автофокуса.
О выдержке для начинающих фотографов
Выдержка, или время экспонирования снимка, — это то время, за которое фотоаппарат делает кадр. Поначалу здесь всё кажется просто, но чем глубже погружаешься в тему, тем сложнее и интереснее она становится.
Экспонирование снимка на зеркальной камере. Зеркало поднимается, открывается затвор на время выдержки, потом закрывается.
NIKON D850 / 70-300 mm f/4.5-5.6 установки: ISO 64, F7.1, 1/50 с, 70.0 мм экв.
В современных фотоаппаратах время выдержки отрабатывает затвор. До начала съёмки матрица закрыта его непрозрачными шторками (ламелями), и лишь на короткое время открывается, чтобы сделать кадр. Затвор — точнейший механизм, который способен открыться на время заданной выдержки с точностью до тысячных долей секунды. Подробнее о работе затвора мы уже подготовили отдельный урок.
Выдержка измеряется в секундах и, что чаще, в долях секунды. Даже самые доступные модели современных зеркалок и беззеркалок отрабатывают выдержки от 1/4000 до 30 секунд.
Текущая выдержка всегда отображается на экране и в видоискателе фотокамеры, даже если вы снимаете в автоматическом режиме.
Чаще всего выдержка обозначается дробью. Чем больше цифра в знаменателе, тем короче выдержка. К примеру, 1/100 с (одна сотая часть секунды) длиннее 1/1000 с (одной тысячной части секунды).
Выдержка 1/60 с отображается на дисплее фотоаппарата Nikon Z 7
Имейте в виду, что на некоторых аппаратах при обозначении выдержки отбрасывается числитель дроби, и, например, та же 1/100 на экране отображается просто как 100. При этом по-прежнему подразумевается сотая часть секунды. Именно так, без числителя, выдержка обозначается в оптическом видоискателе зеркальной камеры и на верхнем информационном дисплее продвинутых фотоаппаратов
Когда выдержки удлиняются и счёт идёт на целые секунды, это обозначается знаком “. Например, 2 — это 1/2с, а 2” — это две секунды.
На что влияет выдержка
Количество света, попадающего на матрицу. Чем дольше открыт затвор фотоаппарата, тем больше на матрицу попадёт света и тем ярче получится кадр. Если мы снимаем ясным днём на улице, достаточное для хорошего кадра количество света попадёт на матрицу за короткое время. А при слабом освещении это же количество света придётся набирать долго — выдержку нужно удлинить. Но при этом смазанные кадры при съёмке в ночном городе, в условиях слабого освещения, — это как раз следствие съёмки на слишком длинной выдержке.
Передача на фото движущихся объектов. Чем быстрее движется объект в кадре, тем короче нужна выдержка, чтобы «заморозить» его движения на фото. О конкретных выдержках пока специально не говорим — важно понять сам принцип. Иногда же в художественных целях движущиеся объекты стоит размыть, чтобы на неподвижной картинке разделить статичные и динамичные модели. Классический пример — размытие воды или неба на пейзажных снимках.
В автоматических режимах, сюжетных программах, режимах P и A выдержка настраивается автоматикой фотокамеры. При этом аппарат руководствуется своими внутренними алгоритмами. Подчас машина работает лучше, чем только что взявший в руки камеру пользователь. Но в сложных сюжетах и она может сработать неудовлетворительно.
Факторы риска — это и съёмка быстрого движения, и работа при слабом освещении (а для фотографа таковым можно считать любое, кроме солнечного летнего полудня). Простой пример: в сюжетной программе «Спорт» автоматика ставит выдержку короче обычного, чтобы добиться чёткой передачи движения. Но автомат не знает всех особенностей нашей съёмки. Надо ведь учитывать и вид спорта, и уровень подготовки спортсменов, и многие другие специфические факторы. В итоге автоматика может не угадать с выдержкой, получатся смазанные фото.
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 установки: ISO 50, F16, 1/4 с, 18.0 мм экв.
Выдержка — ещё и творческий инструмент. На различных её значениях можно получить совершенно непохожие кадры. В этом легко убедиться, снимая, например, морской прибой. Поставьте камеру на штатив и попробуйте снимать набегающие волны на выдержках от 1/1000 до 30 секунд. Все кадры будут разными!
Мастерство фотографа — умение настроить выдержку сообразно условиям съёмки и творческим задачам.
Диск выбора режимов съёмки на камере Nikon Z 50
Режимы, в которых настраивается выдержка
Режим S — «Приоритет выдержки». В этом режиме фотограф управляет выдержкой, а автоматика подбирает подходящее значение диафрагмы. Удобный режим, когда нет времени, чтобы следить за всеми параметрами экспозиции, но необходимо контролировать выдержку. Чаще всего это требуется при съёмке движения. Данный режим можно использовать и во время работы при слабом освещении: зафиксировав выдержку на нужном значении, мы не дадим автоматике излишне её удлинить и избежим тем самым появления шевелёнки (о ней ниже).
На камерах с двумя колёсиками регулировки параметров в режимах S и М по умолчанию выдержка регулируется задним.
Классическая ошибка начинающего: при съёмке в режиме S получаются тёмные кадры. Это означает, что установлена слишком короткая выдержка и автоматика, управляющая в этом режиме диафрагмой, не может за такое короткое время набрать нужное количество света, даже открыв диафрагму до предела. В таком случае на дисплее и в видоискателе значение диафрагмы начинает мигать. Не пропустите этот момент! Чтобы в подобной ситуации кадры получались яркими, стоит повысить светочувствительность (ISO) или вовсе отдать этот параметр под управление автоматики (Auto-ISO)и всё-таки немного удлинить выдержку, если позволяет сюжет.
NIKON Z 7 / 70.0-300.0 mm f/4.5-5.6 установки: ISO 200, F5, 1/500 с, 140.0 мм экв.
Режим М — ручной режим. Здесь фотограф сам управляет тремя параметрами экспозиции. Установив определённую выдержку, необходимо подобрать подходящие значения диафрагмы и ISO. Во многих случаях придётся жёстко контролировать все три параметра. Пейзаж, интерьер, архитектура, съёмка в студии с импульсным светом — вот примеры направлений, где без ручного режима не обойтись. Режим М требует опыта и сноровки и мало подходит для динамичной работы — освещение может меняться постоянно, а значит, постоянно придётся поправлять параметры экспозиции. Чтобы адаптировать режим М для динамичной репортажной съёмки, достаточно активировать Авто-ISO. На современных аппаратах Nikon Авто-ISO — это настоящее спасение, когда нужно контролировать и выдержку, и диафрагму и при этом снимать быстро. Простой пример — портретная фотопрогулка: модель не будет ждать, пока вы возитесь с камерой. Вам же в таком сюжете нужна и выдержка достаточно короткая, чтобы не получить смаз, и открытая диафрагма, чтобы фон размыть. А яркость кадра автоматика подберёт сама, гибко и точно настраивая светочувствительность.
NIKON D810 установки: ISO 450, F3, 1/400 с, 90.0 мм экв.
Ошибка в настройке выдержки: шевелёнка
Итак, выдержка отвечает за передачу движения. Чем быстрее движение — тем короче нужна выдержка, чтобы оно получилось чётким. Но бывает, что при съёмке абсолютно неподвижного сюжета кадр всё равно смазывается. Причиной тому — наше собственное движение: фотоаппарат в руках всегда немного двигается, дрожит. Это нужно учитывать. Смаз из-за дрожания камеры на сленге фотографов называется шевелёнкой. Шевелёнка плоха тем, что она никак не устраняется при обработке. Изредка смаз изображения можно воспринимать как художественный эффект, но чаще это просто технический брак.
Как снимать без шевелёнки. Если у вас аппарат с китовым объективом, просто не ставьте выдержку длиннее 1/60 с. А если более длинную выдержку поставила автоматика (в авторежиме, режиме Р или А), активируйте встроенную вспышку, улучшите условия освещения или поднимите ISO.
Если в вашем арсенале есть объективы с большим зумом, вы могли заметить, что чем больше зум — тем сильнее дрожит картинка в видоискателе. Поэтому с длиннофокусными объективами совет не использовать выдержки короче 1/60 с не работает. Оказывается, безопасная выдержка для съёмки с рук зависит и от угла обзора объектива, его фокусного расстояния. Чтобы узнать безопасную выдержку для конкретного фокусного расстояния, фотографы, основываясь на своем опыте, вывели формулу:
Max. выдержка = 1/фокусное расстояние х2
То есть при фокусном расстоянии в 50 мм максимальная безопасная выдержка составит 1/100 с. А при фокусном в 200 мм — уже 1/400 с. Отметим, что некоторые фотографы вместо множителя х2 подставляют в формулу х3. Это необходимо при работе с камерами, имеющими более 30 мегапикселей. Ведь чем выше детализация снимков, тем заметнее и все огрехи.
Совет: не дёргайте камерой. Ошибка начинающего — неумение правильно нажимать на кнопку спуска. Если вы рефлекторно дёргаете камерой в момент съёмки, шевелёнка будет вас преследовать даже на очень коротких выдержках, таких как 1/250 и даже 1/1000 c. Научитесь плавно, спокойно нажимать на кнопку спуска, контролируйте себя в момент нажатия, выработайте устойчивую позицию для фотографирования. Проведите соответствующую тренировку, чтобы в момент ответственной съёмки быть во всеоружии.
Благодаря оптической стабилизации и наличию некоторой сноровки, на Nikon Z 6 и Nikon Z 7 можно снимать даже на выдержках в районе 1/2с NIKON Z 7 / 14. 0-24.0 mm f/2.8 установки: ISO 220, F2.8, 1/2 с, 20.0 мм экв.
Оптическая стабилизация — страховка от шевелёнки
Оптическая стабилизация призвана компенсировать дрожание камеры в руках фотографа и защищать снимок от смаза.
Система стабилизации может находиться в объективе или прямо на матрице камеры. В камерах Nikon Z 6 и Nikon Z 7 используется стабилизация на матрице. Она работает с любым объективом, установленным на камеру. Даже объективы, не имеющие стабилизации, получают её на этих аппаратах.
Эффективность стабилизации Nikon Z 6 и Nikon Z 7 оценивается в 5 ступеней экспозиции. Это означает, что если без стабилизации вы получаете при съёмке с рук резкие снимки на выдержке в 1/60, то с ней вы можете снимать даже на ⅕! Злоупотреблять стабилизацией не стоит, ведь она компенсирует лишь дрожание камеры в руках, но никак не движения объектов съёмки. Поэтому при настройке выдержки нужно исходить именно из динамики движения в кадре, а не из возможностей стабилизации аппарата. И всё же стабилизация — это настоящая палочка-выручалочка. На Nikon Z 7 количество кадров с шевелёнкой у меня практически стало равно нулю, кроме того, открылись новые возможности в съёмке.
Оранжерея — отличное место для съёмки зимой. Но даже там зимнее солнце даёт очень скупое освещение. Если бы я снимал аппаратом без стабилизации на объектив 85 мм, я бы ставил выдержку в районе 1/500, чтобы гарантированно не допустить смазов. А раз так, то пришлось бы и ISO повышать приблизительно до 3200 единиц! Цифровой шум на таком высоком ISO для меня неприемлем — он заметно снизит качество снимков. Без преувеличений, стабилизация в камере спасла эту съёмку! Я смог стабильно получать резкие снимки на портретный объектив при 1/160с и сохранить ISO на адекватном уровне. На ISO 1000 Nikon Z7 дает совсем немного шума.
NIKON Z 7 / 85.0 mm f/1.4 установки: ISO 1000, F1.4, 1/160 с, 85.0 мм экв.
На новой, доступной, модели Nikon Z 50 нет стабилизации на матрице. Однако здесь есть эффективная стабилизация в китовом объективе Nikon NIKKOR Z DX 16–50mm f/3. 5–6.3 VR и компактном телевике Nikon NIKKOR Z DX 50–250mm f/4.5–6.3 VR. Это позволило сделать камеру легче и доступнее по цене, не ограничивая при этом пользователя.
Nikon Z50 с китовым объективом NIKKOR Z DX 16–50mm f/3.5–6.3 VR
Как снимать на длинных выдержках. Штатив
Давайте разберёмся, зачем вообще в камере выдержки длиннее 1/60 с, если на них при съёмке с рук всегда получается шевелёнка. Дело в том, что для работы с такими выдержками камеру необходимо ставить на опору. Конечно, опорой может служить стол, бордюр или стопка книг, но есть и специальное приспособление — штатив. Он необходим для гарантированного получения чёткого кадра на длинных выдержках. Кроме того, штатив обеспечит постоянство точки съёмки, что, к примеру, важно при съёмке каталогов (все товары будут сняты с одного ракурса), панорамной съёмке. Использовать супертелеобъективы, которые очень сильно приближают картинку, также можно только со штативом — иначе даже кадр не получится скомпоновать из-за тряски изображения в видоискателе. Штатив — самый простой и надёжный вариант стабилизации камеры и при записи видео. Проще сказать, где не используется штатив — в репортажной и свадебной съёмке, когда важно быстро перемещаться с камерой.
Следы от фар автомобиля, длинная выдержка. Съёмка со штатива. NIKON D850 / 70-300 mm f/4.5-5.6 установки: ISO 64, F8, 120 с, 135.0 мм экв.
Как правильно настроить выдержку
Часто кулинарные рецепты заканчиваются фразой «добавить соль по вкусу», что всегда ставит в тупик человека без опыта готовки. К сожалению, работа с выдержкой — это такая же «соль по вкусу»; универсальных советов и точных, всегда работающих цифр, тут не будет. Лучший способ научиться настраивать выдержку — это набираться собственного опыта в процессе съёмки. Тем не менее мы постараемся дать советы по настройке выдержки в разных съёмочных ситуациях. Понятно, что это — далеко не единственные варианты действия, однако это та база, от которой может отталкиваться начинающий фотограф.
Чтобы добиться короткой выдержки при слабом освещении, придётся сильно поднять светочувствительность. Современные камеры имеют низкий уровень цифрового шума даже на высоких значениях ISO, тем не менее шум всё-таки есть. Поэтому для съёмки на коротких выдержках лучше выбирать хорошие условия освещения — это заметно облегчит вашу съёмочную задачу.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 установки: ISO 3200, F4, 1/500 с, 180.0 мм экв.
NIKON D850 установки: ISO 250, F1.6, 1/1000 с, 105.0 мм экв.
Важнее всего научиться настраивать выдержку при съёмке движущихся объектов. Напомним, что без использования штатива все объекты будут движущимися относительно камеры из-за неизбежного её дрожания в руках.
Дадим краткую шпаргалку по конкретным видам движущихся объектов. Приведённые здесь значения — не аксиома, а стартовая точка для настройки фотокамеры.
— стоящий неподвижно человек — 1/60 с или короче.
— идущий, говорящий человек — 1/125 с или короче.
— бегущий трусцой, активно жестикулирующий человек, маленькие дети в спортивной секции, домашние питомцы на прогулке — 1/500 или короче.
— лёгкая атлетика, борьба, фигурное катание, футбол, хоккей, птицы в полете, резвящиеся животные — 1/1000 и короче.
Если вы используете длиннофокусный объектив (с большим зумом), рассчитайте выдержку по формуле, указанной в статье.
Достаточно короткая выдержка: герой снимка получился резким. NIKON D850 / 85.0 mm f/1.8 установки: ISO 320, F3.2, 1/500 с, 85.0 мм экв.
Чтобы получить качественные кадры на ответственном мероприятии (выступлении ребёнка на утреннике или соревнованиях), необходимо перед началом съёмки сделать серию тестовых снимков, внимательно изучить полученные изображения на предмет смазов в полном масштабе и понять, какая выдержка подойдёт для нашего случая. Ставить излишне короткую выдержку не надо — это приведёт к получению тёмных кадров, съёмке на завышенных значениях ISO и снижению качества снимков. Поэтому самое главное в настройке выдержки — найти золотую середину.
Съёмка телеобъективом со штатива. NIKON D850 / 70-300 mm f/4.5-5.6 установки: ISO 200, F6.3, 1/160 с, 300.0 мм экв.
Умение настраивать выдержку — один из главных шагов в освоении фотокамеры. И научиться этому можно лишь на практике. Для начала посмотрите, как настраивает выдержку автоматика, но потом начинайте действовать самостоятельно — только так в любых условиях вы научитесь делать чёткие и выразительные снимки!
Источник: prophotos.ru
Определение коэффициента экспозиции активов | Law Insider
означает на любую дату определения (и без дублирования) непогашенную основную сумму всех Займов, совокупную сумму всех непогашенных аккредитивов и необеспеченную сумму Обязательств.
означает облучение в единицу времени, например рентген в минуту и миллирентген в час.
означает свободное облучение в воздухе в единицу времени в точке, где центр полезного луча входит в пациента.
означает на любую дату определения в отношении любого Ссуды с отложенным сроком финансирования или Револьверной ссуды сумму, равную совокупной сумме всех необеспеченных обязательств (в случае необеспеченных обязательств, выраженных в канадских долларах, евро и фунтах стерлингов, конвертируется в доллары США по спотовому курсу на такую дату определения), связанному с такой Ссудой с отложенным сроком финансирования или Револьверной ссудой, в зависимости от обстоятельств; при условии, что в последний день Периода реинвестирования Необеспеченная сумма риска по любому Револьверному кредиту будет равна сумме, равной совокупной сумме всех потенциальных будущих обязательств по финансированию в отношении него.
означает на дату определения соотношение (i) совокупной суммы Задолженности Материнской компании и ее Ограниченных дочерних компаний на консолидированной основе на дату определения к (ii) сумме (a) 2 024 000 000 долларов США, (b) совокупная чистая выручка Материнской компании от выпуска или продажи любого Уставного капитала (включая Привилегированные акции) Материнской компании, кроме Дисквалифицированных акций, после Даты оценки, (c) совокупная чистая выручка от выпуска или продажи Долга Материнская компания или любая Ограниченная дочерняя компания после Даты оценки, конвертируемая или обмениваемая на Уставный капитал Материнской компании, кроме Дисквалифицированных акций, в каждом случае при конвертации или обмене на Уставный капитал Материнской компании после Даты оценки, и (d) прибыль после налогообложения при продаже после Даты оценки Особых активов в той мере, в какой такие Особые активы были проданы за наличные деньги, Эквиваленты денежных средств, Телекоммуникационные активы/активы ИС или допущение о Задолженность Материнской компании или любой Ограниченной дочерней компании (кроме Долга, подчиненного Ценным бумагам или любой применимой Гарантии по векселям или Гарантии по векселям от предложения) и освобождение Материнской компании и всех Ограниченных дочерних компаний от любой ответственности по принятому Долгу; при условии, однако, что для целей расчета Консолидированного коэффициента капитала чистая выручка от выпуска или продажи Уставного капитала или Долга, описанная в пункте (b) или (c) выше, не должна быть включена в той мере, в какой (x) такие поступления были использованы для осуществления Разрешенных инвестиций в соответствии с пунктом (i) их определения или Ограниченного платежа, или (y) такой Основной капитал или Долг должны быть выпущены или проданы Материнской компании, Дочерней компании Материнской компании или владению акциями сотрудников план или траст, созданный Материнской компанией или любой такой Дочерней компанией в интересах своих сотрудников.
означает, в любое время это должно быть определено, совокупность всей Задолженности по Заемным средствам Заемщика и его Дочерних компаний на данный момент, включая всю Задолженность по Заемным средствам любого другого Лица, которая прямо или косвенно гарантирована Заемщиком или любой из его Дочерних компаний, или которые Заемщик или любая из его Дочерних компаний согласились (условно или иным образом) приобрести или иным образом приобрести или в отношении которых Заемщик или любая из его Дочерних компаний иным образом застраховали кредитора от убытков.
в последний день любого финансового квартала отношение (а) Консолидированной общей задолженности к (б) Консолидированному капиталу.
означает максимальный период времени после Даты оценки, включая Дату оценки и Дату исправления основного технического обслуживания AMPS, который Корпорация имеет в соответствии с настоящими Дополнительными статьями для устранения любой неспособности поддерживать на такую Дату оценки Дисконтированную Стоимость его портфеля, по крайней мере, равна Базовой сумме поддержки AMPS (как описано в пункте 7(a) настоящих Дополнительных статей).
на любую дату означает в отношении любого Возобновляемого залогового займа или Займа с отсроченным финансированием превышение (a) максимального обязательства Заемщика по финансированию по ним над (b) основным балансом такого Возобновляемого залогового займа или Займа с отсроченным финансированием . Во избежание сомнений Суммы риска в отношении Просроченного кредита должны быть включены в расчет Суммы риска, если Заемщик в это время несет договорные обязательства по финансированию в отношении такого Просроченного кредита, и такое обязательство не прекратило свое действие. подлежит исполнению в соответствии с Кодексом США о банкротстве.
означает на любую дату отношение (а) общей суммы долга с учетом сезонных колебаний на эту дату к (b) общей скорректированной капитализации на эту дату.
на любую дату определения, отношение (x) Консолидированной первой задолженности по удержанию на такую дату (после вступления в силу любого Возникновения или погашения задолженности на такую дату) к (y) совокупной сумме Консолидированной EBITDA за период последних четырех последовательных финансовых кварталов, заканчивающихся до даты такого определения, для которого имеется консолидированная финансовая отчетность Заемщика, при условии, что:
означает для любого Кредитора в любое время неиспользованные Обязательства и Возобновляемый кредитный риск такого Кредитора в такое время.
означает на дату определения совокупную основную сумму всей Финансируемой задолженности Заемщика и его Дочерних компаний на такую дату, определенную на консолидированной основе в соответствии с ОПБУ.
означает на любую дату определения отношение (а) консолидированной накопительной задолженности на эту дату к (б) консолидированной EBITDA за период последних четырех финансовых кварталов, закончившихся последними.
означает период, начинающийся с определенной Даты оценки и заканчивающийся через 49 дней после нее.
в отношении любого Кредитора в любое время, отношение (выраженное в процентах) Совокупного риска такого Кредитора в такое время к Совокупному риску всех Кредиторов в такое время.
Лица означает на любую дату определения превышение (если таковое имеется) всех нереализованных убытков над всей нереализованной прибылью такого Лица, возникающее в результате Операций по управлению тарифами. «Нереализованные убытки» означают справедливую рыночную стоимость затрат для такого Лица на замену такой Сделки по управлению тарифами на дату определения (при условии, что Сделка по управлению тарифами должна была быть прекращена на эту дату), а «нереализованная прибыль» означает справедливая рыночная стоимость прибыли такого Лица от замены такой Сделки по управлению тарифами на дату определения (при условии, что такая Сделка по управлению тарифами должна была быть прекращена на эту дату).
означает на любую дату совокупную основную сумму всей Финансируемой задолженности Холдингов и ее Ограниченных дочерних компаний на такую дату, определенную на консолидированной основе в соответствии с GAAP.
означает, в отношении любого периода, сумму совокупной суммы Избыточной доступности за каждый Рабочий день в таком периоде (рассчитанной на конец каждого соответствующего Рабочего дня), деленную на количество Рабочих дней в таком периоде .
означает в отношении любого Тестового периода отношение (а) Консолидированного первого залогового чистого долга на последний день такого Тестового периода к (б) Консолидированной EBITDA для такого Тестового периода.
Заемщик должен поддерживать отношение общей суммы обязательств к чистой стоимости материальных активов не более 1,00 к 1. Займы такого Кредитора, непогашенные на тот момент, и (b) Аккредитив такого Кредитора, выставленный на такое время.
означает на любую дату определения отношение (a) Консолидированной общей задолженности на такую дату к (b) Консолидированной EBITDA за период четырех (4) последовательных финансовых кварталов, заканчивающихся на такую дату или непосредственно перед ней .
(i) обязательства по любой производной сделке или другому соглашению о хеджировании, (ii) неиспользованные аккредитивы, (iii) доходы в той части, в которой они не подлежат оплате и если они не признаны в качестве долга в балансе в в соответствии с GAAP и (iv) аренды, которая будет характеризоваться как операционная аренда в соответствии с GAAP на дату настоящего документа.
означает в любое время совокупность непогашенных кредитных рисков всех Кредиторов.
от 3,75 до 1,00; при условии, что (i) для двух последовательных финансовых кварталов, закончившихся сразу после завершения любого Соответствующего приобретения (включая финансовый квартал, в котором произошло такое Соответствующее приобретение), Максимальный коэффициент кредитного плеча составляет от 4,75 до 1,00, (ii) для финансового квартала который закончился сразу после таких двух финансовых кварталов, указанных в пункте (i), Максимальный коэффициент кредитного плеча должен составлять от 4,50 до 1,00, (iii) для финансового квартала, закончившегося сразу после финансового квартала, указанного в пункте (ii), Максимальный коэффициент кредитного плеча должен составлять от 4,25 до 1,00, (iv) для финансового квартала, закончившегося сразу после финансового квартала, указанного в пункте (iii), Максимальный коэффициент кредитного плеча должен составлять от 4,00 до 1,00 (и, во избежание сомнений, для каждого финансового квартала, закончившегося после финансового квартала, указанного в пункте (iv), Максимальный коэффициент кредитного плеча должен составлять от 3,75 до 1,00).
Принципы эпидемиологии | Урок 3
Ключом к эпидемиологическому анализу является сравнение. Иногда вы можете наблюдать уровень заболеваемости среди населения, который кажется высоким, и задаваться вопросом, действительно ли он выше, чем следует ожидать, исходя, скажем, из уровня заболеваемости в других сообществах. Или вы можете заметить, что среди группы больных во время вспышки несколько человек сообщают, что ели в определенном ресторане. Является ли ресторан просто популярным, или там съели больше пациентов, чем можно было бы ожидать? Способ решения этой проблемы заключается в сравнении наблюдаемой группы с другой группой, которая представляет ожидаемый уровень.
Показатель взаимосвязи определяет количественную взаимосвязь между воздействием и заболеванием среди двух групп. Термин «воздействие» используется в широком смысле для обозначения не только контакта с пищевыми продуктами, комарами, партнером с заболеванием, передающимся половым путем, или свалкой токсичных отходов, но также с неотъемлемыми характеристиками человека (например, возраст, раса, пол), биологическими характеристиками (иммунный статус). ), приобретенные характеристики (семейное положение), виды деятельности (род занятий, досуг) или условия, в которых они живут (социально-экономический статус или доступ к медицинскому обслуживанию).
Показатели связи, описанные в следующем разделе, сравнивают заболеваемость среди одной группы с заболеваемостью в другой группе. Примеры показателей связи включают отношение рисков (относительный риск), отношение скоростей, отношение шансов и пропорциональный коэффициент смертности.
Отношение рисков
Определение отношения рисков
Отношение рисков (ОР), также называемое относительным риском, сравнивает риск события со здоровьем (заболевание, травма, фактор риска или смерть) среди одной группы с риском среди другой группа. Это делается путем деления риска (доля заболеваемости, частота поражений) в группе 1 на риск (доля заболеваемости, частота поражений) в группе 2. Эти две группы обычно различаются по таким демографическим факторам, как пол (например, мужчины по сравнению с женщинами). или при воздействии предполагаемого фактора риска (например, ели или не ели картофельный салат). Часто группу, представляющую основной интерес, называют группой, подвергшейся воздействию, а группу сравнения — группой, не подвергшейся воздействию.
Метод расчета коэффициента риска
Формула для коэффициента риска (RR):
Риск заболевания (доля заболеваемости, частота поражений) в группе основного интереса Риск заболевания (доля заболеваемости, частота поражений) в группе сравнения
Коэффициент риска 1,0 указывает на одинаковый риск для двух групп. Отношение риска выше 1,0 указывает на повышенный риск для группы в числителе, обычно для группы, подвергшейся воздействию. Отношение риска менее 1,0 указывает на снижение риска для группы, подвергшейся воздействию, что указывает на то, что, возможно, воздействие действительно защищает от возникновения болезни.
ПРИМЕРЫ: Расчет коэффициентов риска
Пример A: Во время вспышки туберкулеза среди заключенных в Южной Каролине в 1999 г. у 28 из 157 заключенных, проживающих в восточном крыле общежития, развился туберкулез, по сравнению с 4 из 137 заключенных, проживающих в этой тюрьме. в западном крыле. ( 11 ) Эти данные сведены в таблицу «два на два», названную так потому, что в ней две строки для экспозиции и два столбца для результата. Вот общий формат и обозначения.
Таблица 3.12A Общий формат и обозначения таблицы «два на два»
больной | Скважина | Всего | |
---|---|---|---|
Всего | а + с = В 1 | б + г = В 0 | Т |
Открытый | и | б | а + б = Н 1 |
Неэкспонированный | в | д | в + г = Н 0 |
В этом примере объектом воздействия является крыло общежития, а результатом является туберкулез), показанный в таблице 3. 12B. Рассчитать коэффициент риска.
Таблица 3.12B. Заболеваемость микобактериальной туберкулезной инфекцией среди ВИЧ-инфицированных заключенных, находящихся в скоплениях, в спальном крыле — Южная Каролина, 1999 г.
Развился туберкулез? | |||
---|---|---|---|
Да | № | Всего | |
Итого | 32 | 262 | Т = 294 |
Восточное крыло | а = 28 | б = 129 | Н 1 = 157 |
Западное крыло | с = 4 | д = 133 | Н 0 = 137 |
Источник данных: McLaughlin SI, Spradling P, Drociuk D, Ridzon R, Pozsik CJ, Onorato I. Массовая передача Mycobacterium tuberculosis среди ВИЧ-инфицированных заключенных в тюрьмах Южной Каролины, США. Int J Tuberc Lung Dis 2003; 7: 665–672.
Чтобы рассчитать коэффициент риска, сначала рассчитайте риск или степень атаки для каждой группы. Вот формулы:
Показатель поражения (риск)
Показатель поражения для подвергшихся воздействию = a ⁄ a+b
Показатель поражений для не подвергшихся воздействию = c ⁄ c+d
Для этого примера:
Риск туберкулеза среди восточного крыла жителей = 28 ⁄ 157 = 0,178 = 17,8%
Риск заболевания туберкулезом среди жителей Западного крыла = 4 ⁄ 137 = 0,029 = 2,9%
Соотношение рисков — это просто соотношение этих двух рисков:
Коэффициент риска = 17,8 ⁄ 2,9 = 6,1
Таким образом, у заключенных, проживающих в восточном крыле общежития, вероятность заболеть туберкулезом была в 6,1 раза выше, чем у заключенных, проживающих в западном крыле.
ПРИМЕРЫ: Расчет коэффициентов риска (продолжение)
Пример B: Во время вспышки ветряной оспы в Орегоне в 2002 г. ветряная оспа была диагностирована у 18 из 152 вакцинированных детей по сравнению с 3 из 7 непривитых детей. Рассчитать коэффициент риска.
Таблица 3.13 Заболеваемость ветряной оспой среди школьников в 9Затронутые классы — Орегон, 2002 г.
Ветряная оспа | Без футляра | Всего | |
---|---|---|---|
Всего | 21 | 138 | 159 |
Привиты | а = 18 | б = 134 | 152 |
Невакцинированные | с = 3 | д = 4 | 7 |
Источник данных: Tugwell BD, Lee LE, Gillette H, Lorber EM, Hedberg K, Cieslak PR. Вспышка ветряной оспы среди хорошо привитых школьников. Педиатрия, 2004 г., март; 113 (3, часть 1): 455–459..
Риск ветряной оспы среди привитых детей = 18 ⁄ 152 = 0,118 = 11,8 %
Риск ветряной оспы среди непривитых детей = 3 ⁄ 7 = 0,429 = 42,9 % чем 1,0, что указывает на снижение риска или защитного эффекта для подвергшихся воздействию (вакцинированных) детей. Соотношение риска 0,28 указывает на то, что у вакцинированных детей вероятность развития ветряной оспы была примерно на четверть меньше (фактически 28%), чем у непривитых детей.
Соотношение скоростей
Соотношение скоростей сравнивает показатели заболеваемости, человеко-временные показатели или коэффициенты смертности двух групп. Как и в случае с соотношением рисков, две группы обычно различаются демографическими факторами или воздействием подозреваемого возбудителя. Ставка группы основного интереса делится на ставку группы сравнения.
Коэффициент процентной ставки =
Ставка для группы первичной процентной ставки Ставка для группы сравнения
Интерпретация значения коэффициента процентной ставки аналогична интерпретации коэффициента риска. То есть отношение скоростей 1,0 указывает на равные показатели в двух группах, отношение скоростей больше 1,0 указывает на повышенный риск для группы в числителе, а отношение скоростей меньше 1,0 указывает на пониженный риск для группы в числителе. .
ПРИМЕР: Расчет коэффициентов заболеваемости (продолжение)
Должностные лица органов здравоохранения были призваны расследовать предполагаемое увеличение числа посещений судовых лазаретов по поводу острых респираторных заболеваний (ОРЗ) пассажирами круизных лайнеров на Аляске в 1998 г. ( 13 ) Чиновники сравнили количество посещений пассажирами судовых лазаретов по поводу ОРЗ в период с мая по август 1998 г. с тем же периодом 1997 г. Они зарегистрировали 11,6 посещений по поводу ОРЗ на 1000 туристов в неделю в 1998 г. по сравнению с 5,3 посещениями на 1000 туристов в неделю в 1998 г.97. Рассчитайте коэффициент скорости.
Соотношение скоростей = 11,6 ⁄ 5,3 = 2,2
Пассажиры круизных лайнеров на Аляске в период с мая по август 1998 г. более чем в два раза чаще посещали лазарет своих кораблей по поводу ОРЗ, чем пассажиры в 1997 г. (Примечание: из 58 изолятов вируса идентифицированных из носовых культур пассажиров, большинство из них были гриппом А, что делает эту вспышку летним гриппом самой крупной в Северной Америке. )
Упражнение 3.7
В таблице 3.14 показаны показатели смертности от рака легких среди лиц, которые продолжали курить, и среди курильщиков, бросивших курить на момент последующего наблюдения в одном из классических исследований курения и рака легких, проведенном в Великобритании.
Используя данные в Таблице 3.14, рассчитайте следующее:
- Отношение показателей, сравнивающее нынешних курильщиков с некурящими
- Соотношение показателей, сравнивающее бывших курильщиков, которые бросили курить не менее 20 лет назад, с некурящими
- Каковы последствия этих выводов для общественного здравоохранения?
Таблица 3.14 Число и уровень (на 1000 человеко-лет) смертей от рака легких среди нынешних и бывших курильщиков в зависимости от количества лет после отказа от курения, когортное исследование врачей — Великобритания, 1951–1961
Курение сигарет | смертей от рака легких | Ставка на 1000 человеко-лет | Коэффициент скорости |
---|---|---|---|
Текущие курильщики | 133 | 1,30 | |
Для бывших курильщиков, лет после отказа от курения: | |||
<5 лет | 5 | 0,67 | 9,6 |
5–9 лет | 7 | 0,49 | 7,0 |
10–19 лет | 3 | 0,18 | 2,6 |
20+ лет | 2 | 0,19 | |
Некурящие | 3 | 0,07 | 1,0 (контрольная группа) |
Источник данных: Doll R, Hill AB. Смертность в связи с курением: 10-летнее наблюдение британских врачей. Брит Мед J 1964; 1: 1399–1410, 1460–1467.
Проверьте свой ответ.
Отношение шансов
Отношение шансов (OR) — это еще один показатель связи, который количественно определяет взаимосвязь между воздействием двух категорий и последствиями для здоровья. Ссылаясь на четыре ячейки в Таблице 3.15, отношение шансов рассчитывается как
Отношение шансов = (
a b
)(
c d
) = ad ⁄ bc
, где
5 а 90 человек, подвергшихся воздействию с болезнью
b = количество лиц, подвергшихся воздействию, но не заболевших
c = количество лиц, не подвергшихся воздействию, но заболевших
d = количество лиц, не подвергшихся воздействию: и не заболевших
a+c = общее число лиц с заболеванием (случай-пациенты)
b+ d = общее количество людей без заболевания (контрольная группа)
Отношение шансов иногда называют коэффициентом перекрестного произведения , поскольку числитель основан на умножении значения в ячейке «a» на значение в ячейке «d», тогда как знаменатель представляет собой произведение ячейки «b» и ячейки «c». Линия из ячейки «a» в ячейку «d» (для числителя) и другая из ячейки «b» в ячейку «c» (для знаменателя) создает крестик в таблице «два на два».
Таблица 3.15 Воздействие и заболевания среди гипотетической популяции численностью 10 000 человек
Болезнь | Нет болезни | Всего | Риск | |
---|---|---|---|---|
Всего | 180 | 9 820 | 10 000 | |
Открытый | а = 100 | б = 1900 | 2000 | 5,0% |
Не подвергается воздействию | с = 80 | г = 7920 | 8000 | 1,0% |
ПРИМЕР: Расчет отношения шансов
Используйте данные в таблице 3.15 для расчета отношения риска и отношения шансов.
- Коэффициент риска
5,0 ⁄ 1,0 = 5,0
- Отношение шансов
(100 × 7920) ⁄ (1900 × 80) = 5,2
Обратите внимание, что отношение шансов 5,2 близко к отношению риска 5,0. Это одна из привлекательных особенностей отношения шансов — когда последствия для здоровья необычны, отношение шансов обеспечивает разумную аппроксимацию отношения рисков. Еще одна привлекательная особенность заключается в том, что отношение шансов можно рассчитать на основе данных исследования случай-контроль, в то время как нельзя рассчитать ни отношение риска, ни отношение частоты.
В исследовании «случай-контроль» исследователи включают группу пациентов-случай (распределенных в ячейках a и c таблицы «два на два») и группу не-случаев или контрольной группы (распределенных в ячейках b и d ).
Отношение шансов является предпочтительной мерой в исследовании случай-контроль (см. Урок 1). Исследование случай-контроль основано на регистрации группы лиц с заболеванием («случай-пациенты») и сопоставимой группы без заболевания («контроль»). Количество человек в контрольной группе обычно определяется исследователем. Часто размер популяции, из которой произошли заболевшие, неизвестен.