Регистрация в росавиации: Регистрация дронов в России

Содержание

Росавиация разъяснила правила постановки дронов на учет

https://ria.ru/20190924/1559083020.html

Росавиация разъяснила правила постановки дронов на учет

Росавиация разъяснила правила постановки дронов на учет — РИА Новости, 03.03.2020

Росавиация разъяснила правила постановки дронов на учет

Гражданские беспилотные воздушные суда (дроны, квадрокоптеры) уже находящиеся в эксплуатации, нужно будет ставить на учет в течение месяца со вступления в силу… РИА Новости, 03.03.2020

2019-09-24T19:22

2019-09-24T19:22

2020-03-03T16:21

безопасность

федеральное агентство воздушного транспорта (росавиация)

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152978/02/1529780211_0:104:2000:1229_1920x0_80_0_0_903b1b0a021224332425800b2106d991.jpg

МОСКВА, 24 сен — РИА Новости. Гражданские беспилотные воздушные суда (дроны, квадрокоптеры) уже находящиеся в эксплуатации, нужно будет ставить на учет в течение месяца со вступления в силу соответствующих правил, новые БВС, ввезенные и купленные в РФ после вступления правил учета — в течение 10 дней, рассказал журналистам начальник управления безопасности полетов Росавиации Сергей Мастеров. Правила учета беспилотников максимальной взлетной массой от 250 грамм до 30 килограммов, произведенных в РФ или ввезенных на ее территорию, правительство утвердило в конце мая. Они вступают в силу с 27 сентября. Полномочия по учету дронов возложены на Росавиацию. Для дронов массой более 30 килограммов предусмотрена процедура регистрации по аналогии с пилотируемыми судами. Правила не распространяются на аппараты, ввозимые иностранцами для участия в соревнованиях по авиамодельному спорту.»Из документов требуется заявление с несколькими параметрами, которые в заявлении надо заполнять обязательно. Должна быть фотография беспилотника, который предоставляется на учет. Воздушные суда, которые были куплены до вступления в силу правил учета, по ним заявления должны быть поданы в течение 30 дней. Воздушные суда, которые ввезены в РФ после вступления новых правил, а также изготовленные здесь – по ним нужно подать заявление в течение 10 дней», — сказал Мастеров.По его словам, заявление для постановки дрона на учет можно будет направить по почте, через экспедицию Росавиации, через портал учета БВС и, примерно с марта 2020 года, через портал госуслуг. Поставить беспилотник на учет сможет любой гражданин РФ, начиная с 14 лет (необходим паспорт), а также юрлицо, поводом для отказа со стороны авиавластей может послужить неправильно заполненное заявление, а также отсутствие фотографии, пояснил Мастеров.По его оценкам, в стране около 500 тысяч беспилотников в категории, попадающей под необходимость учета. Штрафы за нарушение правил регистрации не предусмотрены, но КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил пользования воздушным пространством. По статистике Росавиации, в 2017 году зафиксировано 87 нарушений порядка использования воздушного пространства, в 2018-м уже 124, за истекший период 2019 года – 62.»Правил полетов для дронов в чистом виде пока не существует, но есть мысли, что их надо написать. Пока полеты беспилотников подчиняются общим правилам. Также есть возможность использовать дроны для выполнения различных воздушных работ, в частности наблюдения за линейными объектами», — отметил Мастеров, добавив, что беспилотникам будут обязательно присваивать учетные номера, которые нужно будет размещать на корпусе БВС.

https://ria.ru/20190917/1558780290.html

https://ria.ru/20190327/1552147585.html

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152978/02/1529780211_113:0:1888:1331_1920x0_80_0_0_8eeaaa1d5046d9fa25383ce18a56071a. jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, федеральное агентство воздушного транспорта (росавиация), россия

Безопасность, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Россия

МОСКВА, 24 сен — РИА Новости. Гражданские беспилотные воздушные суда (дроны, квадрокоптеры) уже находящиеся в эксплуатации, нужно будет ставить на учет в течение месяца со вступления в силу соответствующих правил, новые БВС, ввезенные и купленные в РФ после вступления правил учета — в течение 10 дней, рассказал журналистам начальник управления безопасности полетов Росавиации Сергей Мастеров.

Правила учета беспилотников максимальной взлетной массой от 250 грамм до 30 килограммов, произведенных в РФ или ввезенных на ее территорию, правительство утвердило в конце мая. Они вступают в силу с 27 сентября. Полномочия по учету дронов возложены на Росавиацию. Для дронов массой более 30 килограммов предусмотрена процедура регистрации по аналогии с пилотируемыми судами. Правила не распространяются на аппараты, ввозимые иностранцами для участия в соревнованиях по авиамодельному спорту.

17 сентября 2019, 17:35

«Рособоронэкспорт» выводит технику для борьбы с дронами на зарубежный рынок

«Из документов требуется заявление с несколькими параметрами, которые в заявлении надо заполнять обязательно. Должна быть фотография беспилотника, который предоставляется на учет. Воздушные суда, которые были куплены до вступления в силу правил учета, по ним заявления должны быть поданы в течение 30 дней. Воздушные суда, которые ввезены в РФ после вступления новых правил, а также изготовленные здесь – по ним нужно подать заявление в течение 10 дней», — сказал Мастеров.

По его словам, заявление для постановки дрона на учет можно будет направить по почте, через экспедицию Росавиации, через портал учета БВС и, примерно с марта 2020 года, через портал госуслуг. Поставить беспилотник на учет сможет любой гражданин РФ, начиная с 14 лет (необходим паспорт), а также юрлицо, поводом для отказа со стороны авиавластей может послужить неправильно заполненное заявление, а также отсутствие фотографии, пояснил Мастеров.

По его оценкам, в стране около 500 тысяч беспилотников в категории, попадающей под необходимость учета. Штрафы за нарушение правил регистрации не предусмотрены, но КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил пользования воздушным пространством. По статистике Росавиации, в 2017 году зафиксировано 87 нарушений порядка использования воздушного пространства, в 2018-м уже 124, за истекший период 2019 года – 62.

27 марта 2019, 11:17Наука

«Роскосмос» купит квадрокоптер для контроля строительства Восточного

«Правил полетов для дронов в чистом виде пока не существует, но есть мысли, что их надо написать. Пока полеты беспилотников подчиняются общим правилам. Также есть возможность использовать дроны для выполнения различных воздушных работ, в частности наблюдения за линейными объектами», — отметил Мастеров, добавив, что беспилотникам будут обязательно присваивать учетные номера, которые нужно будет размещать на корпусе БВС.

регистрация БПЛА, где можно запускать и что можно снимать, как летать в городе, где беспилотники запрещены, ответственность за нарушение законов о дронах

Дмитрий Сергеев

майор полиции в отставке

Профиль автора

По данным на 2020 год, в России поставили на учет почти 19 000 беспилотных летательных аппаратов.

Сколько их на самом деле на руках у граждан — сказать очень сложно. Многие покупают их, но не регистрируют в Росавиации, даже если беспилотник подходит под требования. Например, если дрон весит больше 250 граммов.

Беспилотные летательные аппараты привыкли использовать для фото- и видеосъемки. И если с порядком регистрации законодатели уже определились, то с тем, что можно с них снимать, а что нельзя — разобраться не так просто. И закон там нарушить довольно легко, можно даже стать фигурантом уголовного дела.

Расскажу, как это работает и как правильно снимать, чтобы не привлекли к ответственности.

Что вы узнаете

  • Что такое БПЛА
  • Какие нормативные акты регламентируют их использование
  • Как происходит регистрация БПЛА
  • Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов
  • Где можно летать без разрешения
  • Как получить разрешение на полет
  • Как летать в городе
  • Как летать возле границы РФ
  • В каких местах летать нельзя
  • Как снимать различные объекты
  • Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки
  • А что с секретными объектами и государственной тайной?
  • Ответственность для владельцев беспилотников

Что такое БПЛА

Беспилотные летательные аппараты — термин бытовой. Так называют аппараты, выполняющие полет без пилота и экипажа. Иногда полет выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия человека, а иногда пилот все же есть — просто управляет летательным аппаратом не напрямую, а с земли, с использованием каналов связи. Также в быту используют различные сокращения: БЛА, БПЛА, «дрон», «беспилотник».

В законах таких терминов нет — в Воздушном кодексе РФ упоминаются беспилотные воздушные суда — то есть управляемые и контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.

п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ

Однако термин «беспилотник», БПЛА и прочие производные от них прижились, поэтому мы будем использовать их в статье.

Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников

Полеты беспилотных воздушных судов, порядок их регистрации прописан в следующих нормативных актах:

  1. Воздушный кодекс РФ — это один из основных документов, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации.
  2. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ — в них прописан порядок использования воздушного пространства страны для всех летательных аппаратов, включая беспилотные. Указаны основные правила безопасности при использовании воздушного пространства.
  3. Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов — регламентируют учет государством беспилотников с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов, которые ввозятся в РФ или производятся на ее территории.
  4. Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» — устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету и обязательны для исполнения всеми, кто владеет воздушными судами и эксплуатирует их в стране.
  5. Статья 11.4 КоАП РФ — предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.

Как происходит регистрация БПЛА

Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».

С 27 сентября 2019 года по 29 марта 2022 года государственному учету подлежали только БПЛА, масса которых превышала 250 граммов. 19 марта правила изменились — минимальная масса беспилотника, подлежащего учету, составляет 150 граммов.

ПП РФ от 19.03.2022 № 415

Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.

Владельцы беспилотников, не подлежавших учету ранее, обязаны пройти процедуру регистрации в течение 60 дней с 29 марта 2022 года. Если БПЛА приобрели после 19 марта, то у владельца есть 10 дней для его регистрации.

Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.

При утере беспилотника, его краже, продаже или дарении нужно заявить об этом в Росавиацию. К заявлению придется приложить договор купли-продажи, дарения или справку из полиции о возбуждении уголовного дела.

/list/oops-baby/

Когда за поступки детей пришлось отвечать родителям: 5 историй из суда

Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.

Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.

За управление беспилотником, не поставленным на учет, предусмотрен штраф от 2000 до 2500 Р.

ч. 5 ст. 11.5 КоАП РФ

По данным судебной статистики, в 2021 году за нарушения безопасности полетов в России подвергли наказанию всего 100 человек. В эту статистику вошли не только те, кто управлял незарегистрированным беспилотником, но и другие нарушители: пилоты полноценных самолетов и даже воздушные хулиганы.

Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов

Владелец БПЛА должен понимать, что беспилотник — это источник повышенной опасности. Четкого определения источников повышенной опасности в законе нет, но к ним могут отнести все, что создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

ст. 1079 ГК РФ

п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1

Как это работает — проще всего объяснить на примере.

Дроны не всегда летят туда, куда их направила программа или оператор. Вот пример — первый беспилотник Почты России, который должен был доставлять посылки, разбился, врезавшись в стену дома. Этому беспилотнику повезло — он ударился об стену как раз между окнами. Метр вправо или влево — и владельцам квартир как минимум пришлось бы менять окна.

Неаккуратное пилотирование угрожает не только окнам — БПЛА может столкнуться с другим летательным аппаратом и стать причиной его крушения. А еще он может упасть на автомобиль или на голову случайному прохожему, либо столкнуться с линией электропередач и оборвать провода.

Упавший с большой высоты дрон даже весом 250 граммов может нанести серьезный ущерб имуществу или здоровью человека.

В такой ситуации владельцу дрона придется возмещать ущерб, причиненный его падением — стоимость разбитого окна, поврежденной машины или дорогостоящего лечения, если пострадает человек.

То, что дрон — беспилотный, управляли им машинные алгоритмы, а владелец летательного аппарата просто нажал на кнопку и не сделал ничего, что привело к столкновению — не оправдание. Возмещать ущерб все равно придется владельцу.

Причем владелец — это не обязательно собственник. Например, если человек взял беспилотник в аренду или попросил у друга, чтобы что-то снять — он уже считается владельцем этого аппарата и несет всю ответственность за причиненный им вред. А вот если пилот БПЛА работает по найму, он владельцем не считается. Поэтому ущерб сначала возместит владелец, а только потом сможет потребовать с работника возместить ущерб уже ему — в размере выплаченного потерпевшему возмещения.

п. 1 ст. 1081 ГК РФ

После того как владелец возместит ущерб, он может попытаться доказать, что во всем виноваты неправильные алгоритмы управления беспилотником, и выдвинуть иск к изготовителю. Но на момент написания статьи не удалось найти информацию о подобных исках.

Единственный законный способ уклониться от возмещения ущерба — это доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать, что беспилотник выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц.

Объясню на примере. Допустим, у владельца похитили БПЛА, попробовали его запустить и в результате разбили витрину магазина. В такой ситуации владелец ущерб возмещать не будет — но ему придется подтвердить, что беспилотник похитили. Поэтому в такой ситуации лучше сразу обратиться в полицию и написать заявление о похищении. Как это сделать, мы писали в статье «Как обратиться в полицию».

Другой пример — владелец запустил беспилотник вдали от людей, но налетел ураган — и ветром БПЛА отнесло на машину. Управлять беспилотником владелец может, а ураганом — нет. Это форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, которые от человека не зависят, а значит, и отвечать за причиненный ущерб он не обязан.

Но форс-мажор не начинает действовать автоматически, просто по заявлению. Человеку придется доказать, что ураган действительно был — например, справкой из гидрометцентра, в которой будет указана сила ветра в этот день.

/pandemic-contract/

Как использовать форс-мажор в свою пользу

Еще один пример — прохожему не нравится, что БПЛА пролетает у него над головой, и он пытается сбить его камнем. В результате беспилотник падает ему на голову, и прохожий оказывается в больнице. В такой ситуации владельцу беспилотника тоже не придется отвечать — правда, для этого придется доказать связь действий прохожего с падением аппарата. Для этого можно использовать, например, видеозапись с камеры БПЛА.

Где можно летать без разрешения

Помимо регистрации владельцу беспилотника может понадобиться еще и разрешение на полет в определенных зонах. Впрочем, оно не требуется при соблюдении следующих условий:

  1. Максимальная взлетная масса беспилотника — до 30 кг.
  2. Полет должен выполняться в пределах прямой видимости и в светлое время суток.
  3. Высота полета должна быть не более 150 метров от земли или воды.
  4. Полет должен проходить вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов, вертодромов государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон.
  5. Полет должен проходить за пределами воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований.
  6. Полет должен проходить за пределами воздушных зон над местами проведения охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране». Объекты государственной охраны перечислены в законе — так что над иностранными представительствами, дачами депутатов госдумы или домами лиц, замещающих государственные должности РФ, без разрешения летать нельзя.
  7. Полет должен проходить на удалении более 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

п. 52(1) Федеральных правил использования воздушного пространства РФ

ст. 1 ФЗ «О государственной охране»

Информация о границах диспетчерских зон аэродромов публикуется в Сборнике аэронавигационной информации.

/guide/izmena/

Какие действия могут счесть государственной изменой

Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.

Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, требуется ли разрешение на полет рядом с ней

Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно

В России установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Работает он следующим образом:

Разрешение понадобится в случае, если оператор не будет видеть беспилотник либо полет будет проходить в диспетчерских зонах аэродромов, вертодромов, запретных зонах, зонах ограничения полетов, специальных зонах воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых ФСО.

п. 52.1, п. 109 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ

Еще разрешение понадобится в случае, если полет проходит на удалении менее 5 километров от контрольных точек аэродромов и посадочных площадок.

Если беспилотник прошел регистрацию. Владелец беспилотника направляет в центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации план полета беспилотника. Сделать это можно на сайте Системы представления планов полетов.

Если беспилотник не проходил регистрацию. План полета можно предоставить в местный орган Единой системы организации воздушного движения по телефону. Контактная информация для сообщения размещена на сайтах Системы предоставления планов полетов и Госкорпорации по организации воздушного движения.

В полетном плане указываются опознавательный индекс беспилотника, аэродром, маршрут, аэродром назначения, время вылета и время полета, а также другая информация, необходимая органам воздушного движения.

Приказ Министерства транспорта РФ от 24.01.2013 № 13

Росавиация в зависимости от плана полета имеет право разрешить полет, запретить его или установить ограничения по времени или по месту полета беспилотника. В случае запрета его придется исполнять.

Как летать в городе

У кого получать разрешение. Если летать планируется над населенным пунктом, владельцу беспилотника необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Если полет происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — понадобятся разрешения органов исполнительной власти этих городов.

п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ

Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя. Через сайт госуслуг получить такое разрешение не удастся — придется обратиться лично либо воспользоваться услугами почты.

Как летать возле границы РФ

Вдоль государственной границы устанавливается приграничная полоса — это воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.

п. 43—47(1) Федеральных правил использования воздушного пространства РФ

Эта полоса, как правило, находится на большом удалении от аэропортов, но летать там без полетного плана нельзя. А еще в обязательном порядке придется организовать радиосвязь с Росавиацией и получить разрешение на полет в ФСБ.

В каких местах летать нельзя

Минтранс вправе устанавливать запретные зоны, где летать вообще нельзя, и зоны ограничения полетов, где летать можно только по согласованию с человеком или организацией, в интересах которых установлены ограничения на полеты.

п. 40 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ

Зоны, запретные для полетов

Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.

Так зоны, запрещенные для полетов, обозначены на карте

Как снимать различные объекты

Сейчас БПЛА чаще всего используют для фото- и видеосъемки. Возможно, когда-нибудь они будут перевозить грузы или даже пассажиров — но в ближайшие пару лет этого, скорее всего, не произойдет.

Чтобы правильно снимать с БПЛА и потом пользоваться результатами этой съемки, нужно знать определенные правила и соблюдать их.

Как обычному фотографу зарабатывать при помощи дронов

В первую очередь нужно понимать, что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта — документ, который выдает территориальное подразделение Минтранса. Действует этот документ три года, потом его нужно продлевать.

Сертификат выдадут только в том случае, если беспилотник зарегистрирован и в наличии все разрешения — если они нужны. Срок рассмотрения заявления — 10 дней при первом оформлении и пять — при продлении. Плату за выдачу не берут.

Получать сертификат обязан любой владелец беспилотника, который планирует использовать его для съемки. Цель съемки значения не играет — владелец дрона может снимать свадьбу друга или пастбище в поисках заблудившихся коров — сертификат ему понадобится в любом случае. Минтранс, в свою очередь, может такой сертификат приостановить или аннулировать — например, в случае нарушения обладателем сертификата воздушного законодательства РФ.

/wedding-photo/

Сколько зарабатывает свадебный фотограф

Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки

Видеокамера беспилотника — это не то же самое, что камера в смартфоне или камера системы видеонаблюдения на подъезде. У аэрофотосъемки есть свои особенности и правила.

Двор, где висит видеокамера, — это общественное место. Достаточно повесить табличку о том, что ведется видеозапись, и у прохожих появляется право выбора — идти через двор или искать обходной путь.

С беспилотниками все немного сложнее — не каждый прохожий может его увидеть или понять, что снимают именно его. Как это работает в случае с беспилотниками — проще всего объяснить на примере.

Допустим, владелец беспилотника снимает городские улицы. Улица — общественное место, а значит, у каждого прохожего разрешение на съемку получать не требуется. Если лица на видео невозможно разобрать — то и разрешение на использование такой видеозаписи ни у кого получать не нужно. Владелец беспилотника может использовать такую видеозапись по своему усмотрению, монтировать как угодно, выкладывать в соцсетях — отвечать ему не придется.

Что делать? 15.01.20

Обнаружил, что мое фото и имя используют в рекламе во «Вконтакте»

Другой вариант — на видеозаписи видно лица, но конкретно выделить главного героя на ней нельзя — камера снимала толпу или зрителей на общественном мероприятии, концерте, причем ни один из них не был главным объектом съемки. В этом случае разрешения у тех, кто попал на видео, не потребуется.

А вот отслеживать в толпе или на улице конкретного человека с помощью беспилотника нельзя. Технически дрон может следовать за конкретным человеком или автомобилем. Но такая ситуация регулируется Федеральным законом о персональных данных. Перемещения человека — это его частная жизнь. И следить за этой жизнью по собственному желанию нельзя, нужно его согласие.

ст. 24 Конституции РФ

ст. 152.2 ГК РФ

То же самое — и с наблюдением за окнами квартир. Снимать их издалека, с расстояния, на котором не видно, что за окнами происходит — можно. А вот заглянуть в окно без разрешения хозяина квартиры уже нельзя. В данном случае не важно, затянуто окно шторами или нет. Даже распахнутая дверь балкона и полное отсутствие штор — это еще не приглашение для любителей подглядывать.

Осторожно, вас снимает скрытый дрон: за казанцами подглядывают неизвестные

В Москве жители верхних этажей жалуются, что за ними через окна подглядывает дрон с видеокамерой

Если человек нарушает закон — его можно фотографировать, делать видеозаписи и выкладывать их в общем доступе без разрешения нарушителя. Раз нарушены публичные интересы или изображение необходимо для защиты правопорядка и безопасности — ФЗ «О персональных данных» на такую ситуацию не распространяется.

п. 1 ст. 152.1 ГК РФ

п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2010 № 16

А понятие публичных интересов в законе трактуется широко — это, например, потребность обнаруживать и раскрывать различные угрозы: демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

п. 44 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25

Но и здесь не все просто.

Например, владелец квадрокоптера снимает на видео, как условный гражданин Петров берет взятку или разбивает чужое окно. В этом случае владелец квадрокоптера имеет полное право выложить эту запись на всеобщее обозрение, и отвечать ему за это не придется. В данном случае не важно, совершает ли Петров уголовное преступление или административное правонарушение. Раз нарушены публичные интересы — и съемка, и размещение видеозаписей закон не нарушают.

Но вот другая ситуация — владелец БПЛА ведет видеосъемку шикарной дачи Иванова, а потом размещает ее в соцсетях — мол, смотрите, честные люди так жить не могут. Но построить дачу и жить в ней — не преступление. Брать взятки и тратить полученные деньги — преступление. Ответственность за взятку предусмотрена в уголовном кодексе, за такое можно лишиться свободы на срок до трех лет.

А вот проживание на шикарных дачах — ненаказуемо, пока не доказано, что имущество приобретено на деньги, нажитые преступным путем. Так что для съемки такой дачи нужно будет либо беспилотник повыше поднимать, либо разрешение у владельца получать на общих основаниях.

За нарушение неприкосновенности частной жизни можно самому стать фигурантом уголовного дела. Суд за нарушение неприкосновенности частной жизни может оштрафовать на сумму до 200 000 Р либо лишить свободы на срок до двух лет по статье 137 УК РФ.

А что с секретными объектами и государственной тайной?

Один из страхов владельца беспилотника — случайно снять какой-нибудь секретный объект и потом стать фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны. Но так не бывает.

Государство имеет полное право защищать свои интересы и засекречивать информацию, разглашение которой может нанести ущерб безопасности РФ. Например, есть на территории города какая-нибудь секретная организация, а за городом — секретный военный космодром.

/guide/gosudarevy-sekrety/

Что такое государственная тайна

Знать адреса всех космодромов и секретных организаций обычный владелец беспилотника не может, да и не обязан. Поэтому по умолчанию считается, что если он получил разрешение, когда оно требуется, на полет по определенному маршруту над определенной территорией — ничего секретного там нет, и вести съемку можно без проблем.

Случайно узнать и разгласить гостайну невозможно — к ней сначала нужно получить допуск. А если на видеозапись попало что-то секретное — это проблема не владельца беспилотника, а того человека, который ему маршрут согласовал.

Для любительских запусков беспилотников разрешения и сертификаты оформляют редко — и зря. Наличие такого разрешения может избавить от лишних вопросов со стороны правоохранительных органов. Даже если в кадр попало то, что другим видеть не следует, владелец БПЛА всегда может в объяснении написать: разрешение получил официально, маршрут согласовал, ничего не нарушил. Что там внизу находилось — не имею ни малейшего представления. Все вопросы — к человеку, который согласовал полет.

В ситуации, когда разрешение на полет не нужно, никаких секретов по маршруту не может быть по определению.

Ответственность для владельцев беспилотников

Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут привлечь к административной ответственности.

ст. 11.4 КоАП РФ. Нарушение правил использования воздушного пространства

Размер штрафа для физических лиц составит от 20 000 до 50 000 Р, для должностных лиц — от 50 000 до 150 000 Р, для организаций — от 250 000 до 500 000 Р.

За нарушение права на неприкосновенность частной жизни ответственность уголовная. Санкция — от штрафа в размере до 200 000 Р до лишения свободы на срок до двух лет. А еще потерпевший имеет право потребовать возместить убытки и моральный вред, если они возникли из-за распространения видео.

ст. 137 УК РФ

ст. 15, 151 ГК РФ

Если при полете не было оформлено разрешение, но оно требовалось, и в результате беспилотник причинил человеку тяжкий вред или человек погиб — по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека — ответственность будет уголовной. Санкция — до пяти лет лишения свободы, если пострадал один человек. Если погибли два или более лиц — свободы можно лишиться на срок до семи лет.

Запомнить

  1. Правила использования беспилотников устанавливает правительство, Росавиация регистрирует БПЛА.
  2. Перед полетами владелец должен зарегистрировать беспилотник весом больше 250 граммов.
  3. БПЛА — это источник повышенной опасности. Если беспилотник причинит ущерб окружающим, возмещать его будет владелец.
  4. На полеты в городах, вблизи аэродромов, вблизи госграницы и во многих других местах нужно получить разрешение.
  5. При съемке с беспилотника нельзя снимать ничего, что касается неприкосновенности частной жизни. Подглядывать в окна — нельзя.
  6. Знать, какой объект съемки является секретным, владелец беспилотника не обязан. Охрана государственной тайны — это проблема тех, кто имеет к ней доступ, а не владельца БПЛА.
  7. За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрены штрафы. А за нарушение права на неприкосновенность частной жизни можно лишиться свободы.

Росавиация заявила об отсутствии фактических доказательств несоответствия воздушных судов российских авиакомпаний требованиям ИКАО

Росавиация 27 апреля 2022 20:31

ЗАЯВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

27 апреля 2022 г. 10:30

В октябре 2021 г. на Конференции высокого уровня Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по COVID-19 делегации государств-участников выразили единогласное поддержка принятой Декларации об обеспечении восстановления, жизнеспособности и устойчивости авиации после глобальной пандемии COVID-19Пандемия, обязуясь объединить общие усилия для скорейшего преодоления кризисного спада в авиационной отрасли.

Однако спустя четыре месяца, в конце февраля 2022 года, ряд недружественных государств, в том числе США и ЕС, отбросили в сторону общепризнанные акты и принципы международного воздушного права. Для достижения конкретных политических целей были приняты решения, ставящие систему мировых воздушных сообщений, основанную на положениях Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция), под угрозу фрагментации и разрушения.

В частности:

воздушное пространство в пределах территорий указанных иностранных государств закрыто для полетов российских воздушных судов;

осуществлено одностороннее расторжение договоров лизинга более 700 воздушных судов, переданных в лизинг за рубежом российскими эксплуатантами, с одновременным приостановлением действия сертификатов летной годности на эти суда;

21 Российские авиакомпании бездоказательно включены ЕС в «черный список» авиакомпаний, которым запрещен или ограничен доступ на территорию государств-членов ЕС;

Федеральное авиационное управление США необоснованно понизило рейтинг безопасности полетов российских авиакомпаний.

Действия, предпринятые в одностороннем порядке, явились прямым отступлением этих государств от ключевых принципов и основных основ Чикагской конвенции, которые призваны обеспечить полное соблюдение прав всех государств-членов ИКАО и справедливые возможности для каждого из них использовать авиакомпании занимается международными воздушными перевозками.

В связи с этим авиационными властями Российской Федерации приняты ответные «зеркальные» меры, связанные с лишением эксплуатантов этих стран права выполнять полеты в Россию и через нее, в том числе по оптимальным маршрутам транзитных и кроссполярных маршрутов система между Европой, США и Юго-Восточной Азией.

Решения органов гражданской авиации Бермудских островов и Ирландии о девальвации сертификатов летной годности воздушных судов, арендованных российскими авиаперевозчиками, стали фактическим отказом этих органов от контроля над воздушными судами и ответственности за соблюдение соответствующих положений Чикагской конвенции. При этом нарушений со стороны российских эксплуатантов международных или национальных правил авиационной безопасности не выявлено.

Следует отметить, что данные решения стали дополнительным стимулом для российских авиакомпаний и перенос регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации основного парка авиакомпаний Российской Федерации, запланированный на начало 2023 года, был осуществляется в более короткие сроки.

Внесение воздушных судов в Государственный реестр гражданских воздушных судов России осуществляется в строгом соответствии с национальным законодательством и Чикагской конвенцией (статьи 18 «Двойная регистрация», 19 «Национальное законодательство, регулирующее регистрацию» и 21 «Уведомление о регистрации» ).

При этом государственная регистрация воздушных судов не ограничивается исключительно летной годностью воздушных судов. Он определяет ответственность государства регистрации за соблюдение международных правил полетов и стандартов подготовки авиационного персонала. Эти правила и нормы полностью соблюдаются и продолжают соблюдаться Российской Федерацией и соответствуют, в частности, положениям статьи 21 «Уведомление о регистрации» главы III и положениям статьи 29«Документация, имеющаяся на воздушном судне», 33 «Признание свидетельств и сертификатов» Главы V Чикагской конвенции, регулирующей регистрацию воздушных судов и связанные с ними действия и документацию.

Таким образом, при регистрации воздушных судов в Российском реестре снижение уровня безопасности полетов исключается на основании гарантий ответственности государства регистрации, которым в настоящее время является Российская Федерация.

Российские авиационные власти отвергают любые высказанные от имени иностранных государств опасения по поводу безопасности полетов российских самолетов и заявляют об отсутствии фактических доказательств несоответствия самолетов российских авиакомпаний требованиям ИКАО.

Подтверждая свою приверженность принципам и целям Чикагской конвенции, Росавиация заявляет о своей открытости и готовности вступить в продуктивный двусторонний переговорный процесс по устранению сложившейся конфронтации на основе взаимопонимания и уважения прав и обязательства, вытекающие из членства государств в Международной организации гражданской авиации.
Обратите внимание, что данный пресс-релиз основан на материалах, предоставленных компанией. Информационное агентство AK&M не несет ответственности за его содержание, а также за юридические и иные последствия его публикации.

Препятствуют ли законы о двойной регистрации перерегистрации арендованных самолетов в России?

Автор
Стивен Уокер

Какое влияние окажет российский законопроект о регистрации лизинговых самолетов?

Фото: Сумит Сингх | Простой полет

Президент России Владимир Путин сегодня принял закон, разрешающий регистрировать в России иностранные воздушные суда, арендованные российскими авиакомпаниями. Это позволит российским авиакомпаниям продолжать работу, несмотря на санкции, введенные Западом в ответ на продолжающийся конфликт в Украине.

Западные санкции дали лизинговым компаниям возможность до 28 марта расторгнуть все российские лизинговые контракты. Если бы арендованное воздушное судно было зарегистрировано в России, это не применялось бы.

Кроме того, ряд авиационных властей, в том числе Ирландии и Бермудских островов (где зарегистрировано много арендованных самолетов), объявили о приостановке действия сертификатов летной годности иностранной арендованной техники, эксплуатируемой в России. Самолеты не могут летать без сертификата летной годности, поэтому перерегистрация самолетов в России позволит им продолжать полеты.

В настоящее время в России находится в лизинге у иностранных лизинговых компаний 515 самолетов. Фото: Getty Images

С какими проблемами сталкивается законопроект?

Хотя законопроект мог быть одобрен Россией, ожидается, что иностранные лизинговые компании не поддержат этот шаг. В результате падения курса российского рубля и исключения России из международной банковской системы SWIFT лизинговые платежи еще более усложнились. Поэтому иностранные лизинговые компании могут стремиться вернуть свои активы вместо продолжения процесса лизинга.

Законопроект также сталкивается с барьером двойной регистрации, поскольку воздушное судно не может быть зарегистрировано более чем в одной стране одновременно. По словам авиационного советника Бертана Габровски,

«запрещается регистрировать воздушное судно без подтверждения снятия с регистрации из предыдущего реестра, а также согласия владельца».

Международная организация гражданской авиации ООН (ИКАО) заявила, что двойная регистрация не соответствует статье 18 19-го44 Конвенции о международной гражданской авиации (известной как Чикагская конвенция) – «воздушное судно не может быть действительно зарегистрировано более чем в одном государстве».

Лизинг воздушных судов в России

Лизинг самолетов распространен в авиационной отрасли, и, по оценкам, в настоящее время во всем мире сдается в аренду более 13 000 коммерческих самолетов. По данным аналитической компании Cirium, из 980 коммерческих самолетов только в России 515 в настоящее время арендованы у иностранных лизинговых компаний.

Авиакомпании могут принять решение об аренде воздушных судов по целому ряду причин, включая первоначальную стоимость лизинга по сравнению с покупкой воздушного судна и повышенную гибкость, которую дает лизинг, позволяя им увеличивать или уменьшать количество операций в зависимости от спроса.

AerCap — одна из крупнейших компаний по аренде самолетов в мире. Фото: AerCap

Новый законопроект в разрезе авиации России

Только время покажет влияние этого законопроекта, но, по крайней мере, на данный момент ситуация остается сложной и сложной для всех участников.

Российские авиакомпании уже приостановили многие международные рейсы, чтобы избежать конфискации самолетов, находящихся на земле за пределами России, и только ограниченное количество иностранных авиакомпаний летает в Россию. Это, в свою очередь, привело к тому, что путешественники оказались в затруднительном положении и не смогли вернуться домой.

Компаниям, занимающимся лизингом самолетов, могут предстоять длительные бои за возвращение их активов.