Содержание
Правило золотого сечения в одежде — Логика кроя
Пропустить и перейти к содержимому
Клепачева Лариса Выбор моделей, Получение выкройки
Если вы где-то слышите или читаете про методику кроя, основанную на правиле золотого сечения, то знайте — это миф. Или, если быть точнее, наглый обман. Для построения основы выкройки правило золотого сечения не применяется
Выкройки строятся по другим принципам и даже если где-то при построении применяется правило золотого сечения, то это очень локально и на качество посадки изделия практически не влияет.
Очень кратко и упрощенно, что такое деление по правилу золотого сечения.
Это деление какой-либо величины в отношении 62 % и 38 %.
Для простоты еще пользуются соотношениями 5:8 или 3:5
Подробнее о правиле золотого сечения можно узнать из МК «Принцип золотого сечение в костюме». Мастер-класс доступен для изучения обладателям Абонемента «Хочу все знать!»
А где же все-таки применяется в одежде принцип золотого сечения?
Он может применяться для выбора длины изделия, длины отдельных предметов в комплекте, вот как на этом, очень распространенном в сети, рисунке.
Наверное, только ленивый не перепостил этот рисунок, пытаясь доказать важность золотого сечения в костюме. Только важность это надуманная. Даже для выбора длин принцип золотого сечения имеет ограниченное применение.
Кроме золотого сечения существуют другие не менее гармоничные пропорции костюма. И вы про них точно слышали и знаете))).Например, рукав длиной ¾ или брюки длиной 7/8 — это все проверенные временем и отточенные десятилетиями гармоничные пропорции.
Верхняя и нижняя части костюма могут относиться друг к другу в совершенно разных пропорциях, и это не менее гармонично, чем золотое сечение.
При выборе пропорций учитывается не только длина, но ширина, фактура материала, наличие декоративных элементов, яркость цветовых блоков, размеры и пропорции самой фигуры…
Поэтому нет и не может быть какой-то одной универсальной пропорции.
С одной стороны, это грустно, т.к. мы любим готовые решения, с другой стороны – это замечательно, т. к. открывает простор для творчества, и каждый может подобрать для себя то, что ему больше подходит.
Надеюсь, что с золотым сечением стало немного понятнее)))
Если хотите научиться пользоваться правилом золотого сечения для определения длин, например, для определения оптимальной длины жакета, одинаково хорошо подходящей как для юбки, так и для брюк, рекомендую вам мастер-класс «Принцип золотого сечение в костюме».
Мастер-класс доступен обладателям Абонемента «Хочу все знать!»
P.S. Приобретая Абонемент, вы в течение выбранного времени можете изучать любые МК Библиотеки с обратной связью от преподавателя.
СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВАШИМ ДРУЗЬЯМ ЭТО БУДЕТ ПОЛЕЗНО? ПОДЕЛИТЕСЬ С НИМИ В СОЦСЕТЯХ!
абонемент
Золотое сечение в нашей одежде и не только ~
Золотое сечение — что это?
Золотое сечение часто называют божественной мерой красоты, сутью гармонии и равновесия в мире.
Золотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку.
Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете — посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная… Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение».
Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое — все подчиняется божественному закону, имя которому — «золотое сечение».
Все процессы, от микро до макро, которые происходят во вселенной имеют фрактальную структуру.
Фрактал — это самоподобная фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба.
Золотой прямоугольник (то есть прямоугольник, стороны которых относятся в «золотом» соотношении)обладает многими необычными свойствами. Отрезав от золотого прямоугольника квадрат, сторона которого равна меньшей стороне прямоугольника, мы снова получим золотой прямоугольник меньших размеров. Продолжая отрезать квадраты, мы будем получать все меньшие и меньшие золотые прямоугольники.
Золотая спираль
В основе золотой спирали лежит золотое сечение — коэффициенты Фибоначчи
А золотая спираль лежит в основе всех процессов происходящих во вселенной, и даже спиральные галактики закручены по логарифмическим спиралям:
Совместная работа ботаников и математиков пролила свет на эти удивительные явления природы. Выяснилось, что в расположении листьев на ветке (филотаксис), семян подсолнечника, шишек сосны проявляет себя ряд Фибоначчи, а стало быть, проявляет себя закон золотого сечения. Паук плетет паутину спиралеобразно. Спиралью закручивается ураган. Испуганное стадо северных оленей разбегается по спирали. Молекула ДНК закручена двойной спиралью. Гете называл спираль «кривой жизни».
В конце 19 века немецкий профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». Он объявил в нем пропорцию золотого сечения универсальной для всех явлений природы и искусства.
Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа — важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской.
Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела — длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
Cправедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Подверглись исследованию также греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах.
Kогда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи . Вот начальная часть ряда: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и т. д. Каждое последующее число соответствует сумме двух предыдущих чисел. А каждое число, деленное на предыдущее, и дает значение «золотой пропорции»…
Но это не просто игра с числами, а самое важное математическое выражение природных явлений из всех когда-либо открытых.
Cреди придорожных трав растет обычное растение — цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок.
Стебель растет, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает рывок роста, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова — рост… Если первый «рывок» принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий — 38, четвертый — 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.
В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции — длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.
И в растительном, и в животном мире формообразующая тенденция природы — симметрия относительно направления роста и движения. И везде золотое сечение проявляет себя в пропорциях частей.
Посмотрим, как это выглядит на практике.
Одежда, которую носили наши предки, была живая. Почему живая? Потому что она была сшита по правилам золотого сечения – золотых пропорций. Т.е. при пошиве использовались меры длины, основанные на пропорциях человека: сажени, вершки, локти, пяди. Важной составляющей тут также была симметрия. Все в купе создавало энергетические волны, которые символично были отражены в орнаментах. Такая одежда гармонично и благотворно влияла на человека. Когда человек носил одежду, скроенную по золотому сечению, органы откликались на волны, создаваемые одеждой и организм оздоравливался и омолаживался.
Говорят, что предки носили и зимой и летом тонкую льняную одежду. Благодаря тому, что она была сшита по золотым пропорциям человек чувствовал себя хорошо и комфортно, не мерз, когда холодно — тонкая ткань грела, да и жара не чувствовалась. В старину шубы и кафтаны носили только бояре, князья, да и то только для красоты. Еще одно правило золотых пропорций, объясняющее, почему мужчины в древности носили только порты (штаны), а женщины – только платья до пола. Дело в том, что мужская энергия закручивается по двум спиралям – ногам сверху от Космоса — и сходится в зоне бедер. А женская энергия — по одной спирали от Земли, и женщина подолом одежды собирала эту энергию.
Одежда должна соответствовать моменту нашей жизни т. е. быть вечерней или домашней, деловой или спортивной. Она может быть дорогой и качественной, может быть дешевой и менее качественной. Еще одежда бывает из натуральных, искусственных или синтетических материалов. Вот, пожалуй, и все различия и требования в современной одежде. А где же, в какой момент она становится «живой»? Хорошо если при изготовлении конкретной вещи мастер вложил частичку своей энергии, души, и тогда эта вещь радует и как говорится «согревает душу» владельца. Казалось бы, что еще можно ждать от вещей, которые мы носим. А чаще всего мы пользуемся вещами, к которым прикасались руки человека только на стадии упаковки и продажи. О какой душе может идти речь?
Поэтому так важно не только одежду, но и мебель, и дом строить по золотому сечению. То есть желательно, чтобы вокруг человека находилось как можно больше золотых пропорций. Отсюда и становится понятным, почему человек так комфортно чувствует себя на природе — там всё существует в золотых пропорциях! Каждый листочек, каждая травинка сотворены в великой гармонии!
Пропорции
Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг другу и к целому.
Пропорции выступают в виде различных математических отношений — простых и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается «золотое сечение», когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.
Как соблюсти принципы золотого сечения при пошиве одежды?
Костюм будет выглядеть элегантно, если при его пошиве соблюдены следующие правила пропорций:
- Принцип «золотого сечения» (3:5, 5:8, 8:13) — вызывает наиболее гармоничное восприятие, рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки. Выбирается наиболее подходящая длина юбки и по правилу «золотого сечения» рассчитывается длина пиджака (Рисункок 1).
- Контрастные пропорции (1:4, 1:5) — более активно привлекают внимание окружающих. Целесообразнее использовать их для вечерних костюмов (Рисунок 2).
- Подобные пропорции (1:1) — вызывают ощущение статичности, покоя, рекомендуются для повседневной и домашней одежды (Рисунок 3).
Может ли математика сделать вас более модным?
Что общего у серии Фибоначчи, Моны Лизы , человеческого черепа, Сонаты Моцарта № 1 до мажор и коллекции Gucci Fall 2020?
Удивительно, но число — 1. 61803399.
Эта иррациональная цифра, также известная как Фи (φ), Золотое сечение и Божественная пропорция, веками интриговала ученых и художников. Популяризированный в 1509 году математиком Лукой Пачоли, Фи предположительно олицетворяет человеческое восприятие красоты применительно к двум или более объектам.
Что такое Фи?
Как показано на диаграмме, Phi — это отношение более длинного отрезка к более короткому отрезку, равное отношению ОБОИХ отрезков к более длинному отрезку. Эти отношения примерно равны 1,618.
С математической точки зрения число Фи имеет несколько интересных свойств и приложений. Это положительный ответ на квадратное уравнение, а ряд Фибоначчи сходится на Фи. Его квадрат ровно на единицу больше, чем он сам, а его обратная величина ровно на единицу меньше, чем он сам. Другие математические приложения можно найти здесь.
В природе Phi и золотая спираль (бесконечно рекурсивная логарифмическая спираль, коэффициент роста которой равен φ) неоднократно встречаются в ДНК, деревьях, растениях, моллюсках и человеческих черепах. Они присутствуют в архитектуре — от пирамид Гизы до собора Парижской Богоматери — и в музыке, гармонично разделяя разные разделы фортепианных сонат Моцарта и Пятой симфонии Бетховена. Их можно найти и в искусстве — Да Винчи тщательно рассмотрел золотые пропорции (которые он назвал «золотым сектоном») в своих 9 работах.0003 Мона Лиза , Витрувианский человек и Тайная вечеря .
Фи встречается в моде?
Когда дело доходит до одевания, многие эксперты обращаются к золотому сечению, чтобы сбалансировать пропорции между различными предметами одежды. Может быть сложно увидеть в зеркале соотношение 1:1,618, но балансировка верхней и нижней части в соответствии с соотношением 2:3 или 3:5 создает естественно эстетичный наряд. С другой стороны, балансировка деталей в соотношении 1:1 создает более квадратный и потенциально менее стильный вид. Некоторые фэшн-стайлинговые компании основывают всю свою философию на золотых пропорциях!
Точно так же горстка модельеров создала коллекции в соответствии с золотым сечением и математическими формулами. Сид Нейгум, канадский дизайнер, знакомый с математикой и наукой, консультируется с Фи, чтобы создать изделия с естественно приятной геометрией. Нейгум объясняет , что золотое сечение настолько распространено в человеческом теле, что «привнесение его в одежду просто нравится» его аудитории и «визуально затрагивает симметричный аккорд».
Я люблю математику — мой любимый образ зависит от золотого сечения? Хотя некоторые дизайнеры прямо ссылаются на Фи как на источник вдохновения, большинство из тех, кто в настоящее время правит индустрией моды, не упоминают влияние математики в своей работе. Хотя дизайнеры не могут намеренно моделировать свою внешность в соответствии с золотым сечением, возможно, математические принципы руководят ими подсознательно.
Я взял 3 моих любимых образа из коллекции Весна/Лето 2020 Александра МакКуина и еще 3 из коллекции Осень 2020 от Gucci и проанализировал пропорции между различными элементами. Вот данные (размеры линий указаны в условных единицах):
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Кажется, что изысканные, традиционно стильные образы (например, образы Gucci 47 и 51 и образ McQueen 27) соответствуют золотому сечению. Более растрепанные и новаторские образы (например, Look 38 от Gucci и Look 37 от McQueen) отклоняются от этих пропорций. Удивительно, но модель McQueen’s Look 35 тесно связана с золотым сечением, несмотря на современные авангардные черты. Даже если это непреднамеренно, имеет смысл найти это соотношение в образах высокой моды, учитывая, что цель как проектирования, так и использования Phi — создать баланс и красоту.
Внедряете ли вы золотые пропорции в свой следующий наряд, добавляете ли этот топ Sid Neigum в свой шкаф или рассчитываете идеальное место для ремня вашего платья, мы все можем использовать математику, чтобы стать более стильными. Кто бы мог подумать?
ЧТЕНИЕ НА НОСИТЕЛЕ
Клаудия Стедт
0 лайков
Золотое сечение и мода
Иордания — Политехнический институт Ренсселера
О «соотношении красоты» природы и искусства и его роли в вашем гардеробе.
Этот пост может содержать партнерские ссылки, что означает, что мы можем получать комиссию, если вы совершаете покупку по нашим ссылкам. Пожалуйста, прочитайте наше полное раскрытие здесь.
Знаменитое произведение искусства «Большая волна» следует золотому сечению.
Наука — это больше, чем просто запоминание уравнений и использование листов формул. Это способ исследовать и узнавать что-то об окружающем нас мире. Его может изучить кто угодно и где угодно, и он может многому научить вас в отношении стиля.
В течение следующих нескольких месяцев я буду объяснять, как наука может быть применима к вашему гардеробу, и показывать вам точки пересечения науки и моды. (Это больше мест, чем вы думаете!)
Сегодня я объясню золотое сечение , также известное как фи, и как оно может революционизировать то, как вы собираете наряды. Готовы к быстрому уроку науки?
Table of Contents
Abstract:
Золотое сечение, также известное как фи, представляет собой константу, легко описываемую этим прямоугольником:
Золотой прямоугольник представляет собой некую постоянную пропорцию между частями его длин.
В принципе, отношение между меньшей длиной (a-b) и большей длиной (b) равно отношению между большей длиной (b) и суммой обеих длин (a). Вы также можете создать золотой прямоугольник из золотых прямоугольников ,
Длины последовательности Фибоначчи можно использовать для построения вложенного золотого прямоугольника.
и золотая спираль (предыдущая форма, но в которой каждый квадрат содержит четверть круга того же размера).
Наложение четверти круга на каждую квадратную секцию создает спираль.
Эта пропорция, примерно равная 1:1,618 , кажется произвольной (особенно потому, что она иррациональна, так что не может быть описана дробью любых двух целых чисел), но ее можно найти в искусстве, архитектуре и природе: такие знаменитые творения, как Парфенон, Великая волна и рост листьев и лепестков на растениях, можно разложить на золотые фигуры.
Фи так часто встречается в эстетически привлекательных изображениях как человеческого, так и природного мира, поэтому неудивительно, что его также можно использовать для описания коэффициенты, полезные в моде .
Например, соотношение между длиной вашей ладони и длиной вашего предплечья приблизительно равно фи. Хочешь померить, попробуй — подожду.
Леонардо да Винчи также был большим знатоком золотой пропорции, поэтому он основал несколько своих работ, включая Мону Лизу и Витрувианского человека, на золотых прямоугольниках.
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи разработан на основе золотой пропорции.
Золотое сечение появляется в Витрувианском человеке выше. В то время как точный центр тела находится там, где ноги встречаются с туловищем, золотая часть тела приземляется точно на пупок. Использование золотой середины его роста для этой цели делает его идеально сложенным.
Методы:
При попытке определить наиболее пропорционально приятные стили учитывайте золотое сечение – между одним предметом одежды и другим или между одним предметом одежды и вашим ростом .
Хотя 1:1,618 является точным числом, хорошее эмпирическое правило состоит в том, чтобы рассматривать объекты в масштабе примерно 2:3 (что соответствует 1:1,5) или 3:5 (что составляет примерно 1:1,7).
Чтобы продемонстрировать этот процесс, вот два примера:
Рисунок 1: Джинсы и футболка
Соотношение длины 1:1Золотое соотношение длины
Если просто укоротить верхнюю часть, этот базовый наряд будет выглядеть более сбалансированным и пропорциональным на фигуре.
Это не случайно – слева рубашка и брюки примерно в соотношении 1:1 – одинаковая длина. Справа соотношение длины рубашки и штанов гораздо ближе к 1:1,6 – штаны длиннее, но не в два раза длиннее рубашки.
Рисунок 2: Платье-свитер с леггинсами
Золотое соотношение длины Соотношение длины 1:2
Изменив пропорции этого наряда, он выглядит изящнее и целостнее. Почему? Слева соотношение длины леггинсов и длины платья составляет 1:2. Справа соотношение этих двух длин гораздо ближе к 1:1,6.