Как показать объем в рисунке: Как передать объём предметов в рисунке? Часть I.

Как передать объём предметов в рисунке? Часть I.

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги

17. 09.2018 14:14

  Художники-самоучки ищут секрет передачи объёма опытным путём, перерисовывая одну фотографию за другой, пытаются нарисовать все детали, изобразить каждую чёрточку, видимую глазом. Но в результате получается всё равно плоская фотография, хотя и очень похожая на оригинал.

Секрет рисования объёма в том, что в отличие от псевдообъёма (затемнение по краям объекта), существует масса тонкостей, исходящих из визуального анализа модели. Конечно, чтобы все их освоить понадобится множество часов практических упражнений — многочасовые занятия по рисованию карандашом, но для того, чтобы понимать, на что именно обратить внимание во время рисования, я выделю основные пункты. Итак, чтобы предмет на рисунке выглядел объёмным, стоит применить один из перечисленных ниже приёмов рисунка и способов изображения.

Чтобы показать объём в рисунке, стоит использовать:

1) Сквозное построение.

  Прорисовка предметов и объектов насквозь, как будто это проволочные каркасы, а не реальные предметы помогает понять, из каких простых форм состоит изображаемый объект. Таким образом даже начинающий художник без труда соберёт сложную, разнообразную форму, как из конструктора, и при помощи нажима на карандаш и изменения толщины линии (то, что ближе — более широкими, жирными, тёмными линиями) предмет передаст объём предметов. Для пущей убедительности можно показать линию разреза на предмете — как будет выглядеть профиль предмета, если резануть его, например, пополам. Это тоже доказывает в глазах зрителя полноту объёма.

Но, чтобы рисунок был выразительным, и чтобы не только изобразить в рисунке объём предметов, но ещё и пространство между всеми элементами (объектами), все рисующие линии должны быть разной толщины, темноты и степени наполненности: по мере удаления они будут становиться более тонкими, лёгкими, блёклыми. Передние части эллипсов можно подчеркнуть, усилить (линия чуть жирнее, толще), тогда цилиндрические предметы «закрутятся», станут выразительнее, объёмнее.

  2) Точно взятые тональные отношения (с учётом освещения).

  Когда рисуете, помните, что изобразить в рисунке нужно не сам объект (лицо, деревья, складки ткани), а разницу между пятнами. Например, что светлее, верхняя плоскость яблока или боковая; тень на самом предмете или падающая от него тень; предмет или фон? Для этого, во время рисования следует задавать себе мысленно подобные вопросы и отвечать на них при помощи простого карандаша. Распределение света, теней и полутонов на предметах и вокруг них, точная их фиксация, сравнение и изображение в рисунке — гарант передачи и объёма в рисунке.

  3) Грамотно поставленный свет, выявляющий объём и форму.

  Если вы хотите научиться рисовать с натуры, а это самое мудрое решение, какое только может быть принято начинающим художником, то не торопитесь сразу хвататься за карандаш и бумагу. Рассмотрите внимательно то, что хотите изобразить, оцените, достаточно ли хорошо освещён предмет. Свет должен выявлять форму и объём предметов и объектов, поэтому лучше выбрать источник света сверху сбоку (обычно слева): так будут хорошо прослеживаться основные тени, полутени, света, блики и, что особенно важно, рефлексы. Свет не должен быть «слепящим», то есть не должен находиться перед художником и освещать объект «в лоб», также избегайте положения источника освещения в «контражур», то есть за рисуемым предметом. Такое освещение либо совсем лишает объект теней и полутеней, либо полностью погружает его в темноту. В таких случаях объём предмета практически не прослеживается и изобразить его очень сложно.

  4) Штриховка по форме.

  Направление штрихов, особенно на ранней стадии обучения рисунку, имеет особое значение. Помимо разницы между тушёвкой и штриховкой, начинающий художник должен уделить внимание и распределению штрихов по поверхности предмета. Это не только сделает рисунок грамотным, с точки зрения профессионализма, но и создаст некую эстетику в рисунке, упорядоченность, методичность. А самое важное: штрих, положенные строго по направлению поверхности предмета (по форме), усиливают звучание объёма этих самых предметов, делают рисунок трёхмерным, помогают «прощупать» и передать при помощи карандаша особенности выпуклостей и вогнутостей, перетекания из одного объёма в другой. Смотрите образцы: рисунки мастеров прошлых эпох и студентов Академии имени Репина — классическая штриховка сеточкой, выявляющая форму и объём — это то, к чему вам стоит стремиться.

  5) Неравномерность проработки.

  Многие художники самоучки допускают досадную ошибку, стремясь одинаково тщательно прорисовать всё, что входит в рамки рисунка. Не надо так. Одинаково качественно прорисованный объём всех предметов и объектов, как ни странно, всю объёмность в рисунке уничтожает. Поэтому, самое важное прорисовываем более тщательно, скрупулёзно, а второстепенное и детали — более небрежно. Вот увидите, объёмность главных предметов только усилится.

>>>Чтобы прочитать Вторую часть этой статьи перейдите по этой ссылке<<<

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. Покупайте наш курс «Рисование с нуля до портрета на заказ» в Екатеринбурге 🙂


Объем в рисунке и живописи – законы и правила трехмерного построения | Ogivitel-ART

Одна из ключевых задач художника – правильно передать объем содержимого картины. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты, знание которых поможет быстрее найти способ сделать тот или иной объект объемным. Ну а дальше – практика, практика и еще раз практика. Только натренированные глаз и рука позволяют уверенно изображать трехмерные объекты на плоскости.

Понятие объема

В изобразительном искусстве под объемом понимают иллюзорную передачу пространственных характеристик предметов при помощи конструктивных и перспективных построений, а также художественных приемов. Проще говоря, чтобы сделать объект трехмерным, необходимо показать его форму в пространстве и прорисовать светотени. Расположение и размеры светотеневого рисунка в свою очередь зависят от силы и направления источника света.

Начинающие художники часто допускают одну и ту же ошибку: они изображают только те части предметов, которые обращены к ним и не уделяют внимание другим участкам. Связано это с тем, что новички не имеют представления о внутренней конструкции изображаемых объектов. В результате их произведения получаются плоскими и безжизненными. Необходимо вспомнить, по каким параметрам мы определяем, что предмет объемный. Это длина, ширина и высота. А значит нужно так располагать объекты, чтобы зритель видел все эти три параметра.

Как превратить плоскость в объем?

Приступая к рисованию предмета с натуры, нужно научиться видеть его внутреннюю конструкцию. Самый простой способ – представить объект прозрачным. Под конструкцией мы подразумеваем каркас, который удерживает все части изображаемого предмета. Например, конструкция куба – это 8 узловых точек, хотя каркас можно сделать и более сложным, добавив дополнительные секции.

Тренировка разбивания геометрических фигур на отдельные фрагменты, помогает представлять сложные объекты как совокупность простых связанных друг с другом частей.

Следует понимать, что основа предметов простой конфигурации – одна геометрическая фигура, а сложные состоят из нескольких. И чем сложнее объект, тем больше он может иметь составных частей. Подобные геометрические схемы помогают рисовать людей, но, прежде чем приступать к портретам, необходимо изучить анатомию.

Правилам конструктивного и перспективного рисования объемных предметов с помощью линий много внимания уделяется на уроках по рисунку. Необходимо понимать, что создание любого художественного произведения начинается с композиции, одна из задач которой – правильное соотношение размеров, пропорций и конфигураций, что напрямую влияет на объем. Об одном из методов построения конструкции речь идет в видео, которое демонстрирует этап обучения технологии оптических просветов. Обратите также внимание, как при помощи светотени, получаются сложнейшие складки одежды. А теперь непосредственно о светотеневом рисунке.

Понятие светотени

Любой объект ограничен прямолинейными либо криволинейными плоскостями. Каждая из них во время освещения попадает в особые световые и цветовые условия – одни участки освещаются сильнее, другие – слабее. На интенсивность освещенности также влияет расстояние до источника света и угол падения потока света на поверхность объекта. Самыми освещенными будут те участки, на которые световые лучи падают под прямым углом, и наоборот, чем больше наклон потока света, тем темнее поверхность. Светлота также зависит от фактуры и цвета. Например, полированные материалы отражают свет лучше, матовых и шероховатых, а чем темнее участки, тем сильнее поглощается свет.

Наряду с геометрией объекта, градация света и тени является важной составляющей передачи объема. Чтобы создать иллюзию объемного предмета, необходимо правильно изобразить светотень, состоящую из:

  • блика;
  • света;
  • падающей и собственной тени;
  • полутона;
  • рефлекса.

Блик – самая яркая часть светотеневого рисунка, где световой поток практически полностью отражается. Свет – наиболее освещенная часть предмета, а собственная тень – самая темная. Промежуточная по светлоте и месторасположению область называется полутенью или полутоном, а рефлекс – это отраженный в теневой части предмета свет. Отражение дают любые, находящиеся со стороны тени объекты: стены, потолок, поверхность стола и т. п. Падающая тень – это та, которую отбрасывает предмет на окружающие его поверхности.

На приведенном выше рисунке светотень изображена с помощью штриховки – классического метода, которому обучают в художественных школах. Однако штриховка не является естественной для глаза формой передачи объема, поэтому на наших занятиях по рисунку мы ее заменяем тонированием с помощью графитового порошка. Работа ведется «от пятна», линии и переходы получаются мягкими и естественными. Подробности смотрите в видео 

Очень важно определить границу между светом и тенью. У начинающих художников с этим обычно возникают трудности, потому что пограничная зона всегда разная и зависит от условий освещения. Например, на шаре она изогнутая, на цилиндре – прямая, на вазе – извилистая, а на портрете имеет сложную конфигурацию.

Передача объема по технике Старых мастеров

В живописи есть прием под названием «кьяроскуро», суть которого заключается в том, чтобы противопоставить свет тени – создать резкий тоновый контраст. Этим методом часто пользовался известный итальянский художник Караваджо, делая освещенные участки очень яркими, а теневые – практически черными. Кьяроскуро хорошо использовать в процессе обучения, создавая искусственную подсветку предмета одним источником света. Конструкция светотени при направленном световом потоке видна намного лучше, чем при рассеянном.

Однако самым естественным способом передачи объема является техника Старых мастеров, при которой изображение как бы выводится наружу из глубины полотна. В технологии оптических просветов, в основе которой лежит методика художников эпохи Возрождения, для отображения трехмерного пространства, объемных предметов и мягкого светотеневого рисунка используется поэтапная система. Она включает в себя подготовку полотна, работу оптическими смесями, имприматуру и лессировки. Объем закладывается при обработке поверхности наждачной бумагой, а затем происходит тонкая доводка вышеперечисленными инструментами. Больше о технологии оптических просветов можно узнать из нашей книги, скачать которую можно здесь.

Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!


5
1
голос

Рейтинг статьи

Как рисовать форму и объем — Моника Загробельна

Рисование — это искусство иллюзии: ровные линии на плоском листе бумаги выглядят как нечто реальное, полное глубины. Для достижения такого эффекта художники используют специальные приемы. В этом уроке я покажу вам эти приемы и дам вам ключ к рисованию трехмерных объектов. И мы сделаем это с помощью этой милой тигровой саламандры, изображенной Джаредом Дэвидсоном на складе.

Почему некоторые рисунки выглядят трехмерными

Саламандра на этой фотографии выглядит очень трехмерной, не так ли? Теперь превратим его в линии.

Хм, здесь что-то не так. Линии, безусловно, правильные (в конце концов, я их обвел!), но сам рисунок выглядит довольно плоским. Конечно, ему не хватает затенения, но что, если я скажу вам, что вы можете рисовать трехмерно без затенения?

Добавил еще пару строчек и… случилось волшебство! Теперь это выглядит очень 3D, может даже больше, чем на фото!

Хотя вы не видите этих линий на окончательном рисунке, они влияют на форму узора, кожные складки и даже затенение. Они являются ключом к распознаванию трехмерной формы чего-либо. Отсюда вопрос: откуда они берутся и как их правильно представить?

Когда вы рисуете по этим линиям все, что вы рисуете на теле, это будет выглядеть так, как будто оно обернуто вокруг него.

3D = 3 стороны

Как вы помните из школы, трехмерные тела имеют сечения. Поскольку наша саламандра трехмерна, у нее также есть поперечные сечения. Так что эти линии не что иное, как очертания поперечных сечений тела. Вот доказательство:

Отказ от ответственности: ни одна саламандра не пострадала в процессе создания этого урока!

Трехмерный объект можно «вырезать» тремя различными способами, создавая три поперечных сечения, перпендикулярных друг другу.

Каждое поперечное сечение двумерное, т. е. имеет два измерения. Каждое из этих измерений является общим с одним из других поперечных сечений. Другими словами, 2D + 2D + 2D = 3D!

Итак, трехмерный объект имеет три двумерных сечения. Эти три поперечных сечения в основном представляют собой три вида объекта: здесь зеленый — вид сбоку, синий — вид спереди/сзади, а красный — вид сверху/снизу.

Таким образом, чертеж выглядит двухмерным, если вы видите только одно или два измерения . Чтобы он выглядел трехмерным, вам нужно показать все три измерения одновременно.

Чтобы было еще проще: объект выглядит трехмерным, если вы можете видеть хотя бы две его стороны одновременно . Здесь вы можете видеть верхнюю, боковую и переднюю часть саламандры, и поэтому она выглядит трехмерной.

Но подождите, что здесь происходит?

Когда вы смотрите на двухмерное поперечное сечение, его размеры перпендикулярны друг другу — между ними есть прямой угол. Но когда то же поперечное сечение видно в трехмерном виде, угол меняется — размерные линии растягивают контур поперечного сечения.

Подведем итоги. Одно сечение легко представить, но оно выглядит плоским, потому что оно двумерное. Чтобы объект выглядел трехмерным, вам нужно показать как минимум два его поперечных сечения. Но когда рисуешь сразу два и более сечений, их форма меняется .

Это изменение не случайное. На самом деле это именно то, что анализирует ваш мозг, чтобы понять вид. Итак, существуют правила этого изменения, которые ваше подсознание уже знает, и теперь я собираюсь научить ваше сознательное «я», в чем они заключаются.

Правила перспективы

Вот несколько разных видов одной и той же саламандры. Я отметил очертания всех трех поперечных сечений везде, где они были видны. Я также отметил верхнюю, боковую и переднюю части. Взгляните на них. Как каждый вид влияет на форму поперечных сечений?

В 2D-виде у вас есть два измерения на 100 % их длины и одно невидимое измерение на 0 % его длины. Если вы используете одно из измерений в качестве оси вращения и вращаете объект, другое видимое измерение отдаст часть своей длины невидимому. Если вы продолжите вращаться, один будет продолжать проигрывать, а другой — приобретать, пока, наконец, первый не станет невидимым (длина 0%), а другой не достигнет своей полной длины.

Но… не выглядят ли эти трехмерные изображения немного… плоскими? Правильно — есть еще одна вещь, которую нам нужно принять во внимание. Есть нечто, называемое «конусом зрения» — чем дальше вы смотрите, тем шире ваше поле зрения.

Из-за этого можно накрыть рукой весь мир, если расположить ее прямо перед глазами, но она перестает так работать, когда вы перемещаете ее «глубже» внутри конуса (дальше от глаз). Это также приводит к визуальному изменению размера: чем дальше находится объект, тем меньше он выглядит (тем меньшую часть поля зрения он охватывает).

Теперь давайте превратим эти две плоскости в две стороны коробки, соединив их с третьим измерением. Сюрприз — третье измерение больше не перпендикулярно другим!

Вот как на самом деле должна выглядеть наша диаграмма. Измерение, являющееся осью вращения, в итоге меняется — край, который ближе к зрителю, должен быть длиннее остальных.

Однако важно помнить, что этот эффект основан на расстоянии между обеими сторонами объекта. Если обе стороны находятся довольно близко друг к другу (относительно зрителя), этот эффект может быть незначительным. С другой стороны, некоторые объективы камер могут его преувеличивать.

Итак, чтобы нарисовать 3D-вид с двумя видимыми сторонами, вы помещаете эти стороны вместе…

… изменяете их размер соответствующим образом (чем больше одну вы хотите показать, тем меньше должна быть видна другая)…

… и сделайте края, которые дальше от зрителя, чем другие, короче.

Вот как это выглядит на практике:

А как же третья сторона? Приклеить его к обоим краям других сторон одновременно невозможно! Или это?

Решение довольно простое: перестаньте пытаться любой ценой сохранить все углы правильными. Наклоните одну сторону, затем другую, а затем сделайте третью параллельную им. Легкий!

И, конечно же, не забудем сделать более дальние края короче. Это не всегда необходимо, но полезно знать, как это сделать:

Итак, вам нужно скосить стороны, но насколько? Здесь я мог бы вытащить целый набор диаграмм, объясняющих это математически, но правда в том, что я не занимаюсь математикой при рисовании. Моя формула такова: чем больше вы наклоняете одну сторону, тем меньше вы наклоняете другую. Просто взгляните на наших саламандр еще раз и убедитесь в этом сами!

Вы также можете думать об этом так: если одна сторона имеет углы, близкие к 90 градусов, другой должен иметь углы, далекие от 90 градусов

Но если вы хотите нарисовать таких существ, как наша саламандра, их сечения не очень похожи на квадрат. Они ближе к кругу. Точно так же, как квадрат превращается в прямоугольник, когда видна вторая сторона, круг превращается в эллипс. Но это еще не все. Когда видна третья сторона и прямоугольник наклонен, эллипс тоже должен быть наклонен!

Как наклонить эллипс? Просто поверните его!

Эта диаграмма поможет вам запомнить:

Несколько объектов

До сих пор мы говорили только о рисовании одного объекта. Если вы хотите нарисовать два или более объектов в одной и той же сцене, обычно между ними существует какая-то связь. Чтобы правильно показать это отношение, решите, какое измерение является осью вращения — это измерение останется параллельным в обоих объектах. Как только вы это сделаете, вы сможете делать все, что захотите, с двумя другими измерениями, если будете следовать правилам, описанным ранее.

Другими словами, если что-то параллельно в одном виде, то оно должно оставаться параллельным и в другом. Это самый простой способ проверить, правильно ли вы поняли свою точку зрения!

Существует еще один тип отношений, называемый симметрией. В 2D ось симметрии — это линия, в 3D — плоскость. Но работает точно так же!

Вам не нужно рисовать плоскость симметрии, но вы должны быть в состоянии представить ее прямо между двумя симметричными объектами.

Симметрия поможет вам при сложном рисовании, как голова с открытой пастью. Здесь цифра 1 показывает угол челюстей, фигура 2 показывает ось симметрии, а фигура 3 объединяет оба.

Трехмерное рисование на практике

Упражнение 1

Чтобы лучше понять все это, вы можете попробовать найти сечения самостоятельно, рисуя их на фотографиях реальных объектов. Сначала «разрежьте» объект по горизонтали и вертикали на половинки.

Теперь найдите в объекте пару симметричных элементов и соедините их линией. Это будет третье измерение.

Если у вас есть это направление, вы можете нарисовать его по всему объекту.

Продолжайте рисовать эти линии вокруг объекта, соединяя горизонтальное и вертикальное сечения. Форма этих линий должна основываться на форме третьего поперечного сечения.

Когда вы закончите с большими фигурами, вы можете попрактиковаться с меньшими.

Вскоре вы заметите, что этих линий достаточно, чтобы нарисовать трехмерную фигуру!

Упражнение 2

Вы можете выполнить аналогичное упражнение с более сложными формами, чтобы лучше понять, как рисовать их самостоятельно. Сначала соедините соответствующие точки с обеих сторон тела — все, что будет симметрично на виде сверху.

Отметьте линию симметрии, проходящую через все тело.

Наконец, попытайтесь найти все простые формы, из которых получится окончательная форма тела.

Теперь у вас есть идеальный рецепт самостоятельного рисования подобного животного в 3D!

Мой процесс

Я дал вам всю информацию, необходимую для рисования 3D-объектов из воображения. Теперь я собираюсь показать вам мой собственный мыслительный процесс при рисовании 3D-существа с нуля, используя знания, которые я представил вам сегодня.

Я обычно начинаю рисовать голову животного с круга. Этот круг должен содержать череп и щеки.

Затем я рисую линию глаз. Это полностью мое решение, где я хочу разместить его и под каким углом. Но как только я приму это решение, все остальное должно быть приспособлено к этой первой строке.

Провожу среднюю линию между глазами, чтобы зрительно разделить сферу на две стороны. Вы можете заметить форму вращающегося эллипса?

Я добавляю еще одну сферу спереди. Это будет мордочка. Я нахожу подходящее место для него, одновременно рисуя нос. Воображаемая плоскость симметрии должна разрезать нос пополам. Также обратите внимание, как линия носа остается параллельной линии глаз.

Я рисую область глаза, которая включает в себя все кости, образующие глазницу. Такую большую область легко правильно нарисовать, и это поможет мне позже добавить глаза. Имейте в виду, что это не круги, прикрепленные к передней части лица — они следуют изгибу основной сферы и сами по себе являются трехмерными.

На этом этапе так легко нарисовать рот! Мне просто нужно следовать направлению, продиктованному линией глаз и линией носа.

Я рисую щеку и соединяю ее с подбородком, создавая линию подбородка. Если бы я хотел нарисовать открытые челюсти, я бы нарисовал обе щеки — линия между ними была бы осью вращения челюсти.

При рисовании ушей я обязательно рисую их основание на одном уровне, линию, параллельную линии глаз, но кончики ушей не должны так строго следовать этому правилу — потому что обычно они очень подвижны и могут вращаться в различных осях.

На этом этапе добавлять детали так же просто, как и в 2D-чертеже.

Вот и все!

Это конец этого урока, но начало вашего обучения! Теперь вы должны быть готовы следовать моему уроку «Как нарисовать голову большой кошки», а также другим моим урокам с животными. Чтобы практиковать перспективу, я рекомендую животных с простыми формами тела, например:

  • Птицы
  • Ящерицы
  • Медведи

Вам также должно быть намного легче понять мой учебник по цифровому шейдингу! И если вы хотите еще больше упражнений, посвященных теме перспективы, вам понравится мой старый учебник, полный как теории, так и практики.

Распространенные ошибки рисования: потеря объема

По мере изучения человеческого тела и способов рисования анатомии вы будете постоянно возвращаться к очень немногим из основных принципов. Трудно думать о них, когда берешь в руки карандаш, и это причина для занятий рисованием. Когда эти принципы становятся второй натурой, нам больше не нужно о них думать, мы просто в пути. Ради этого.

Ученик рисует, когда объем потерян.

Я повторяю это много-много раз и буду повторять до сих пор, это так важно. Массирование — один из краеугольных камней рисования фигуры. Для тех из вас, кто плохо знаком с этой идеей, массирование — это способ преобразования сложных форм объекта — в нашем случае человеческого тела — в простые геометрические формы, о которых затем можно думать. Как только вы начнете думать о фигуре, вы сможете принимать решения о ее форме, размере, ориентации и отношении к другим фигурам вокруг нее.

Тебе нужна анатомия. Без вопросов. Кости, мышцы и сухожилия становятся частью набора инструментов вашего рисовальщика. Но рисуя палец, человек не начинает с воспоминаний о скучном уроке анатомии о том, как первая фаланга соединяется с пястной фалангой через суставную фасетку ее верхней конечности. Если бы это было то, что художник должен делать, никакое искусство никогда не увидело бы свет.

Начнем с упрощения. Представьте палец в виде цилиндра. Все мы знаем, как выглядит цилиндр. (Если вам нужно попрактиковаться в рисовании цилиндров ((очень хорошее упражнение)), положите бутылку вина и изучите форму. ) Видя палец как цилиндр, вы можете очень быстро определить, в какую сторону он обращен, является ли он указывая на вас или кого-то другого. Вы можете легко увидеть его размер. И затем вы слегка указываете на этот цилиндр на бумаге. Без каких-либо деталей, костяшек, ногтей, морщинок… без всего этого… сразу похоже на палец. Затем вы делаете то же самое со следующим пальцем. Потом ладонь. С этим вы можете захотеть переключиться с формы цилиндра на форму куба. И так далее. Как только вы слегка утяжелите свою фигуру, вы можете начать вспоминать все те детали, которые вы узнали из анатомии. Но к тому времени сущность фигуры, ее пропорции и выражение схватываются с живой скоростью. Это массирование.

Теперь, когда мы вспомнили и установили этот фрагмент, мы можем сосредоточиться на содержании этого эпизода. Мы продолжим с очень важной концепцией, которая является частью набора массы: потеря объема. Простой способ объяснить это через грудную клетку. Мы размещаем наши наблюдения за телом в основном на костной структуре, потому что она не изменяется. Мышцы имеют тенденцию смещаться, и когда они не сокращаются, они имеют тенденцию (буквально) свисать с кости. Грудная клетка — одна из тех костных структур, на которые мы полагаемся. Это также тот, который меняется больше всего. В конце концов, он сплющивается и расширяется с каждым нашим вдохом. Изменения очень незначительны, поэтому грудная клетка остается таким же надежным проводником на дороге, как и любая другая кость в теле. Концепция гласит, что никакой объем не может исчезнуть из тела. Объем может сдвигаться, менять форму, но не может исчезнуть.

На рисунке одного из моих учеников вы можете увидеть, что происходит, когда вы позволяете объему потеряться. Рисунок довольно приятный, есть заметная попытка массирования. Голова воспринимается как шар в перспективе, обе дельты видны как шары, как и левая ягодица. Но затем, перемещаясь вниз по туловищу, грудная клетка внезапно не принимается во внимание, и эта ошибка передается на положение наружной косой мышцы живота, а также таза и ягодиц.