Содержание
Как начать заниматься инфракрасной съемкой
Если вы хотите освоить совершенно новую и необычную технику фотографии, это руководство – то, что нужно. Возможно вы увязли в рутине или просто хотите освоить навык, доступный немногим людям (пока что). Процесс создания неземных и почти потусторонних инфракрасных снимков может стать очень затягивающим, и я надеюсь, что, прочитав эту статью, вы обязательно опробуете прочитанное на практике.
Я начну с небольшой теоретической вставки, после которой расскажу о причинах как минимум попробовать эту технику и в конце приведу несколько вещей, о которых стоит подумать перед тем, как начинать.
Что именно представляет из себя инфракрасная съемка?
Если говорить кратко, при таком подходе камера запечатлевает только инфракрасный свет, который расположен в невидимой для человеческого глаза части электромагнитного спектра. Последний включает в себя диапазоны частот электромагнитного излучения от коротковолновых гамма-лучей до радиоволн, длина которых измеряется сотнями метров.
Человеческий глаз способен воспринимать свет (электромагнитное излучение), имеющий длину волны в диапазоне от 350 нанометров (фиолетовый) до 760 нанометров (красный). Всё, что мы видим находится в пределах этого крошечного спектра. Это означает, что вокруг нас существует целый невидимый мир!
Хорошая новость в том, что цифровые камеры способны воспринимать излучение в более широком диапазоне по сравнению с человеческим глазом. Они одинаково хорошо видят как ультрафиолетовый свет ( < 380 нм), так и инфракрасный ( > 760 нм).
Обычно прямо перед сенсором камеры располагается стеклянный фильтр, блокирующий УФ и ИК свет, оставляя только видимый глазу диапазон, который нам зачастую и нужен.
В данной конкретной ситуации нас интересует ближняя инфракрасная область спектра. В нее входят волны длиной 760-1200 нм или около того. Все эти технические детали могут показаться ненужными, но они имеют непосредственное влияние на типы фотографий, которые будут у вас получаться в конечном итоге. Больше об этом позже.
Примечание: Инфракрасная съемка в рамках этой статьи – не то же самое, что термография. Инфракрасная термография работает с волнами длиной 3000-15000 нм.
5 причин попробовать себя в инфракрасной фотографии
1. Это невидимый мир, который абсолютно реален
Инфракрасный свет существует в невидимом человеческому глазу диапазоне. Это будто цвет, который еще краснее, чем красный. Иногда цвета ИК снимков называют «ложными». Это определение появилось из-за того, что при инфракрасной съемке невидимый свет передается так, чтобы стать видимым. В результате получается фотография с неестественными цветами. Есть способы постобработки, позволяющие получить «корректные» цвета. Однако, цвет в ИК съемке – это всего лишь интерпретация реальности. Здесь нет цвета по определению. По этой причине многие предпочитают делать ИК фотографии черно-белыми. Других же наоборот притягивает этот цвет. Он другой.
2. Вы можете обеспечить вид и ощущения, которые невозможно передать другим способом
Черное небо посреди дня, ярко-белые облака и белая листва – такая фотография выглядит очень необычно. Конечно, часть эффекта можно воссоздать при постобработке, но вид все равно будет другим.
Идеальный пример того, чего можно добиться с инфракрасной съемкой. Автор: Timothy Wright.
Это в особенности относится к цветной ИК съемке. Если такой вид вас впечатляет, лучший способ его воссоздать – модифицировать свою камеру для работы с ИК диапазоном.
3. Полуденный свет, который обычно нежелателен для большинства видов наружной съемки, идеально подходит для инфракрасной
Характеристики инфракрасного света совершенно другие. Это означает, что в освещении также применяются другие правила. Если вы работаете в помещении с различными видами искусственного освещения, вы заметите, что ИК фотографии получается не совсем такими, как нужно.
Темное небо в полдень может создать драматичный эффект и стать хорошей причиной выйти на улицу и пофотографировать даже в такое время.
Это означает, что наружная съемка станет для вас нормой. Фотографы зачастую избегают полуденного освещения, поскольку оно создает резкие тени, а сам свет плоский и неинтересный. Из-за того, что ИК свет совершенно по-другому отражается от окружающих предметов, съемка в полдень дает отличные результаты. Дайте себе повод выйти на улицу и сделать несколько фотографий во время обеденного перерыва!
4. Это узкая ниша и возможность выделиться из толпы
Я уже неоднократно говорил, что ИК съемка – это нечто совершенно другое. А выделяться зачастую выгодно. В современном мире, где нас окружают тысячи фотографий, преподнести что-то новое очень трудно. Если у вас намеченный взгляд на хорошие ИК снимки, это может стать отличным способом обрести уникальность.
5. Это интересно!
Пятый пункт говорит сам за себя. Это просто интересно. Попробуйте и, если будете не согласны, вы хотя бы поймете, что это не для вас. Готов поспорить, сам процесс вам понравится.
Если хотите получить больше причин попробовать ИК съемку, прочитайте эту статью.
Что нужно учитывать прежде, чем начать
Модификации
Инфракрасная съемка требует значительных модификаций камеры. Обычный сенсор камеры чувствителен к УФ и ИК свету точно так же, как к видимому. Чтобы работать только с видимым светом, производители используют специальный фильтр, который располагается непосредственно перед сенсором (ИК/УФ ограничивающий фильтр). Благодаря ему ИК и УФ свет отсекается и не попадает на сенсор. Зачастую именно это нам и нужно, ведь мы хотим делать снимки, которые изображают мир таким, каким мы его видим.
Чтобы иметь возможность работать с ИК и УФ диапазоном, камера должна пережить определенные хирургические процедуры. Нужно вынуть сенсор и удалить ИК/УФ фильтр, затем заменить его одним из возможных вариантов.
Такие модификации не совсем окончательные, но для того, чтобы правильно все сделать, придется выложить немалую сумму. Тщательно подумайте над тем, какую именно модификацию вы хотите выполнить. Цена варьируется от $250 до $400 в зависимости от компании, предоставляющей услугу, выбранный вид конверсии и модель камеры (в основном тут играет роль размер сенсора).
Компании, которые предоставляют услугу конверсии
Я настоятельно рекомендую доверить это квалифицированной службе. Есть много руководств, рассказывающих о том, как сделать всё самостоятельно, но скорее всего в итоге вы не получите ничего кроме разочарования. Даже если вам удастся, и вы замените стандартный фильтр на специальное ИК стекло, не повредив при этом чувствительную электронику и не потеряв крошечные винтики, затем сумеете заново собрать всю тушку и заставить её работать, скорее всего вы обнаружите пятна на снимках. Это пыль, которая наверняка забьется между сенсором и новым фильтром.
Поэтому, если хотите спасти себя от боли и страданий самостоятельной установки и переустановки сенсора (а также попутного окирпичивания камеры) или закрашивания пятен пыли в Lightroom/Photoshop, доверьте дело профессионалам.
Большинство снимков в этой статье было сделано с помощью камеры, которую модифицировали в LDP LLC с использованием их стандартной 715 нм конверсии. В ближайшее время я хочу конвертировать одну из своих камер и скорее всего отправлю ее в Life Pixel. Если хотите посмотреть на разные варианты или купить уже конвертированную камеру, зайдите на Kolari Vision. У них весьма неплохая репутация.
Я встречал другие компании, предлагающие конверсию сенсора, но из-за негативных отзывов я бы не рискнул пользоваться их услугами. Большинство людей выбирают Life Pixel и Kolari Vision. Я думаю вам они тоже подойдут.
Варианты модификации
Если вы всё-таки решились на модификацию, нужно выбрать какую именно. Обычно при конвертировании для работы с ИК, устанавливается стеклянный фильтр, пропускающий инфракрасный свет с небольшой долей света из видимого спектра. Фильтры, позволяющие камере воспринимать частоты свыше 720 нм наиболее популярны. Они позволяют запечатлевать самый красный свет, который только может воспринять человеческий глаз.
Приближенный снимок, демонстрирующий 720 нм фильтр, который был установлен на сенсор Canon 5D MK II. Он кажется абсолютно черным по сравнению с типичным «чистым» УФ/ИК фильтром, который устанавливает производитель.
Еще один популярный вариант – фильтры, пропускающие 800-850 нм или выше. Они пользуются популярностью у фотографов, которые предпочитают снимать в ЧБ и хотят получить очень темное небо с резким контрастом. Недостаток таких фильтров в том, что они блокируют больше света, следовательно, требуется более длинная выдержка. Подумайте о полном стопе + сокращении или удваивании времени экспонирования.
С другой стороны, некоторые предпочитают фильтры, пропускающие больше видимого света. Иногда их называют цветными или «супер цветными» ИК фильтрами. Они создают уникальный вид в том плане, что на финальной фотографии присутствует много интересных цветов, которые добавляют необычности. Такие фильтры пропускают свет, начиная от 550 нм и заканчивая ИК диапазоном.
Существуют также специализированные фильтры, которые пропускают определенные части диапазона. Например, синий + ИК фильтр (используемый обычно в сельскохозяйственных исследованиях) можно применить для создания уникального эффекта с насыщенным синим небом без постобработки. Еще один пример – фильтр, который пропускает видимый диапазон света и небольшую часть ИК диапазона, известную как H-альфа (или Бальмер-альфа). Такие фильтры используются во время съемки ночного неба для подчеркивания красных оттенков, присутствующих в созвездиях, но трудноуловимыми с обычной камерой.
Камера
Как я уже упоминал ранее, для ИК съемки нужно производить модификацию камеры. Стоит учитывать, что она практически необратима и кардинально поменяет то, как работает камера. По этой причине не стоит модифицировать свою повседневную тушку (ну разве только, если вы можете позволить себе иметь несколько камер).
Большинство людей конвертируют одну из своих старых камер или покупают старую подержанную модель, которую будет не жалко. Это идеальный подход, я бы рекомендовал его в первую очередь.
Что касается качества изображений, динамического диапазона и т.п., камера сохранит эти характеристики после конвертации. Снимки будут выглядеть иначе только из-за того, что камера работает с другой частью спектра электромагнитного излучения.
Для модификации пригодны все зеркальные фотоаппараты (полнокадровые, APS-C, Micro и т.д.), беззеркальные камеры и даже «мыльницы». Каким бы ни было качество и остальные характеристики камеры до конверсии, они останутся точно такими же после. Однако, теперь вы сможете смотреть на мир в ИК свете!
Есть одна важная причина выбирать для конверсии беззеркальную камеру. Она кроется в технике автофокуса. Большинство DSLR обладают фазовым автофокусом, в то время, как беззеркалки в основном полагаются на контрастный. У последнего есть отличительное преимущество, поскольку для достижения четкого фокуса используется микропроцессор камеры.
Такое преимущество обусловлено тем, что по сравнению с видимым, ИК свет фокусируется иначе. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на маленькие красные числа и линии либо красную точку на фокусной шкале объектива? Это ориентиры сдвига фокуса для получения резких фотографий при съемке в ИК свете.
Во времена пленочной и даже цифровой съемки до изобретения электронного видоискателя нужно было фокусироваться на субъекте, а затем регулировать фокус в зависимости от этой маркировки для используемого фокусного расстояния. Процесс остается аналогичным даже при работе с современными DSLR с фазовым автофокусом. Фокусируетесь, смотрите на шкалу, корректируете объектив, отталкиваясь от ее значения, затем делаете снимок.
Фокусная шкала с отметками для ИК съемки. Когда автофокус сработал, обратите внимание на расположение белой полоски. Затем поворачивайте фокусное кольцо до тех пор, пока эта часть шкалы не сойдется с красной отметкой для соответствующего фокусного расстояния. На фикс-фокусных объективах зачастую ставится красная точка. У многих новых объективов нет такой маркировки и ее наличие или отсутствие не гарантирует, что объектив подходит для ИК съемки. Кстати, этот 24-105 f/4L отлично работает, а знаменитый 24-70 зачастую не настолько хорош. Больше об объективах далее.
Если ваша камера способна фокусироваться в режиме Live View с использованием контрастного автофокуса, как это делают некоторые DSLR и абсолютно все беззеркалки, сдвиг не повлияет на автофокус, поскольку коррекции вносятся на основании того, что видит камера. По этой же причине беззеркальным камерам не нужна микроподстройка автофокуса (Auto Focus Micro Adjustments). Никакой калибровки!
Если ваша камера обладает фазовым автофокусом, в зависимости от компании, к которой вы обратитесь, может потребоваться отправить и объектив, чтобы они смогли откалибровать фокусную систему.
Объективы
Одна из проблем тех, кто поверхностно (или более глубоко) занимается ИК фотографией – мы не можем использовать любой имеющийся объектив. Это неприятно, но дела обстоят именно так. Причина кроется в том, что многие объективы при работе с ИК светом проявляют нежелательные характеристики. Такие вещи, как блики, ореолы и светлое пятно часто встречаются в популярных объективах. Конечно, это происходит и при съемке видимого диапазона света, но с ИК всё происходит иначе.
Самая осуждаемая проблема некоторых объективов – наличие так называемого “hot spot”. Это светлое пятно, зачастую круглое, но иногда принимающее форму ламелей диафрагмы, расположенное в центре кадра. Хоть эту проблему и можно исправить на этапе постобработки, искушенные в ИК съемке фотографы стараются не использовать объективы, у которых есть подобная проблема.
Иногда в дополнение к новому фильтру на сенсоре предлагают специальное антиотражающее покрытие. Оно разработано, чтобы минимизировать или устранить светлое пятно, однако, некоторые источники говорят, что подобные покрытия не очень эффективны и в некоторых ситуациях могут только усугубить проблему. Пожалуй, лучше всего просто использовать подходящий объектив.
Больше информации о светлых пятнах и объективах можно найти на соответствующей странице Life Pixel и в базе данных Kolari Vision.
Полный спектр
Не обязательно использовать фильтр, который пропускает только определенную часть светового спектра. Полноспектровые модификации заменяют ИК/УФ фильтр прозрачным, пропускающим весь спектр волн, которые может воспринимать ваша камера, начиная от УФ и заканчивая ИК!
Преимущество такого варианта в том, что вы можете с легкостью ставить любые фильтры и работать с интересующей вас частью спектра. Хотите эффект супер ИК цвета? Просто наденьте 590 нм фильтр. А теперь нужно сделать контрастный черно-белый снимок? Цепляйте 850 нм. Нужно использовать камеру для съемки видимого спектра света? Ну, вы поняли идею. Даже УФ съемка становится возможной!
Самый популярный вариант для такой конфигурации – циркулярные фильтры, накручивающиеся на передний элемент объектива. Есть также несколько видов «вставных фильтров» (clip-filters), которые устанавливаются в камеру позади объектива. Life Pixel и Kolari Vision предлагают внешние циркулярные фильтры. Если вам нужны вставные, загляните на официальный сайт Astronomik. У них есть варианты для Canon, а также для Sony Alpha 7 и 9.
Компания Astronomik специализируется на астрофотографии и многие их продукты созданы для этой конкретной области съемки. ProPlanet 742 и ProPlanet 807 (742 и 807 нм соответственно) будут вашими основными фильтрами для ИК съемки.
Съемка в инфракрасном свете
Поскольку вы фотографируете то, что не можете увидеть, поначалу это может показаться сложным. В зависимости от диапазона волн, которые пропускает ваш фильтр, вам может потребоваться штатив. Во многих ситуациях, если солнце или яркий источник ИК света находится рядом с границей кадра, вы скорее всего получите огромный блик. Иногда он смотрится хорошо, а иногда мешает. Экспонометр камеры зачастую будет бесполезен, поскольку он работает только с видимым светом (эта проблема становится намного менее значительной при съемке в режиме Live View или с беззеркальной камерой).
Справляться с этими задачами очень интересно. Вы быстро привыкните и научитесь «видеть» в инфракрасном свете! Вы узнаете, что зеленая листва при ИК съемке превращается в идеально белую, а также будете экспериментировать с иногда надоедающим бликом объектива и начнете использовать его себе на пользу. Такой подход заново откроет для вас мир фотографии.
Ручной баланс белого
Я не хотел затрагивать тему обработки ИК снимков в этой статье, но кое о чем стоит упомянуть. Если вы хотите работать с цветом, вам очень пригодится ручной баланс белого. Самый простой способ – перейти в меню и установить пользовательский ББ, основываясь на снимке клочка травы.
Снимок слева – это результат того, как Lightroom обработал RAW-файл, а справа расположен JPEG с ручным балансом белого, заданным в камере. RAW+JPEG может составить хороший рабочий процесс для ИК съемки, поскольку большинство программ испытывают трудности с обработкой излишне красных RAW-файлов. Для такого изображения, как выше справа, обычно делается замена каналов в Photoshop и проводится несколько дополнительных операций. Однако, из-за отсутствия листвы на деревьях и пасмурного неба этот снимок никогда не будет таким, каким я хочу его видеть.
Конечно, можно отрегулировать баланс белого во время постобработки (при работе с RAW есть огромные возможности коррекции), но вы быстро обнаружите, что, даже если в Lightroom или подобном ПО сместить синий слайдер вправо до самого конца, снимок все равно будет очень красным. Это может стать проблемой поскольку тогда снижается детализация и контраст фотографии, а сама она приобретает «эффект синего неба», от которого трудно избавиться.
Помочь могут профили камеры или RAW обработчик, который идет в комплекте с камерой. Я обычно предпочитаю пользоваться профилями камеры и снимать RAW+JPEG, применяя к JPEG стили прямо в камере. Обычно стили монохромные, но они так само хорошо работают с цветом. Затем я переношу JPEG в Lightroom или Photoshop и получаю снимок, близкий к тому, каким он должен быть.
Субъект
Пара слов касательно субъектов. В ИК свете отлично выглядят пейзажи. Зеленая листва превращается в белую, а небо становится черным (его можно сделать очень темным и гнетуще-синим, если поменять местами красный и синий каналы в Photoshop). Восход или заход луны будет резким даже с туманным или светлым небом.
Пейзажи идеально подходят для съемки в ИК свете.
Тот же снимок, но с искривлением цветов.
Портреты тоже могут выглядеть хорошо, но вам потребуется другой подход к съемке. Думайте контекстуально и сможете получить весьма неплохие результаты. Снимок лица с близкого расстояния может показаться вам немного странным. Кожа будет выглядеть гладкой и красивой (это происходит из-за особенностей отражения инфракрасного света), но глаза могут стать черными. Поначалу это вызывает легкий диссонанс, так что будьте готовы. При съемке портретов в ИК свете я обычно склоняюсь к эффекту неземного освещения окружающей среды.
Если вы не добиваетесь «призрачного» эффекта, вы вряд ли захотите делать портреты с близкого расстояния.
Заключение
Надеюсь, сейчас вы хотя бы заинтригованы идеей попробовать ИК съемку. Если вы всё еще не уверены, дам вам совет, который даю всем, кто думает о новом оборудовании. Арендуйте! На Lensrentals.com можно найти несколько тушек Canon и Nikon, уже готовых для работы с ИК светом (715, 720, 830 и 850 нм на выбор). Есть шанс, что вы найдете новый любимый жанр или просто будете время от времени арендовать камеру и экспериментировать. Убедитесь, что работаете с подходящим объективом.
В этом абзаце я хочу поблагодарить своего хорошего друга и мастера печати, Тимоти Райта (Timothy Wright) из Timmy’s Treehouse Print Studio. Он не только проделывает огромную работу, вдыхая жизнь в мои работы, но также вдохновил меня попробовать инфракрасную съемку и одолжил 5D MK II, конвертированный для 720 нм вместе с 17-40 f/4L объективом, который я использовал для создания снимков, приведенных в этой статье.
Если вам любопытно, как обрабатывать ИК фотографии, у Life Filter есть страничка, на которой описаны различные фильтры, а также простые RAW и JPEG примеры для каждого. Можете скачать и поиграться с ними самостоятельно.
Выбирайтесь из дома, фотографируйте в ИК и получайте удовольствие!
Автор: Brad Goestsch
18/05/2018
Просмотров : 18439
Источник: improvephotography.com
Перевод: Алексей Шаповал
Инфракрасная съёмка с фильтрами B+W– путешествие в «новое измерение»
Здравствуйте, друзья!
В этом году лето как-то не задалось у большинства из-за карантина, так что я решил порадовать вас новыми снимками из моих путешествий. И не просто снимками, а инфракрасными снимками, сделанными с помощью светофильтров B+W. Это материал, который я собирал несколько лет и сегодня рад с вами им поделиться.
Ранее я уже писал об инфракрасной съемке, рассказывая о технических характеристиках светофильтров B+W, анализируя кривые пропускания и приводя некоторые примеры ИК съемки. Я также подробно объяснял, почему картинки «как ифракрасные» не получить без специальных инфракрасных фильтров. А сегодня я покажу еще больше интересных, на мой взгляд, примеров ИК съёмки из моих путешествий по Индонезии, Турции и Германии, ведь очень важно видеть, то, ради чего всё и затевалось!
Индонезия — инфракрасная фотосъемка
Индонезия находится довольно далеко от нас (12 часов лёту), потому я взял с собой хороший и большой набор оборудования, в который также входил приличный набор светофильтров.
Справа на картинке три из четырёх фильтра — инфракрасные.
Индонезия интересна для инфракрасной фотосъемки тем, что солнце там светит почти всегда и УФ индекс почти никогда не опускается ниже 6, а чаще всего он стабильно стоит на 9, что означает, что проблем с недостатком инфракрасного спектра вообще нет. Кроме того, место это экваториальное и потому здесь растёт много интересных тропических деревьев, которые красиво получаются на снимках.
iPhone SE back camera 4.15mm f/[email protected](29мм в 35мм экв.) , f2.2, 1/3800s, ISO 25
Здесь вы видите банальнейший снимок пляжа, если фотографировать обычным образом. А ниже — ИК кадр, сделанный с помощью фильтра B+W 093. Сняты эти два фото (ИК и обычное) практически одновременно.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f4, 1/125s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Снимки по контрастности получаются похожими на то, что снимал Ансель Адамс, а не зря он тоже любил пользоваться ИК светофильтрами. Как видно, на кадре, сделанном с помощью светофильтра B+W 093, cинее небо стало почти чёрным, зелёная трава на заднем плане получилась светло-серой, в отличие от обычного черно-белого фото, где она была бы темно-серой (вот примерно как в местах, где на неё падает тень). Листва на ближайшем дереве похожа на пушистые шарики на палке. А светлый песок неплохо отражает инфракрасный спектр и потому получается белым. На самом деле, он вовсе не белый.
Фотографировать в Индонезии непросто, особенно со штатива, так как солнце жарит немилосердно и если вы без шапки легко получить солнечный удар.
А исходное фото с инфракрасным фильтром 093 выглядело так…
Его нужно перевести в чёрно-белый снимок. С фильтром 093 в цвете ничего хорошего не будет, ведь он оставляет только один цветной канал. А вот другие цветные фильтры, начиная с 092 и контрастные фильтры (они как раз для черно-белой фотографии, но часто бывает интересный результат и в цвете) могу выглядеть как кадры из старого кино.
мультиспектральная камера без фильтров
Съемка со светофильтром B+W 403 (ультрафиолетовый)
жёлтый контрастный светофильтр
Оранжевый контрастный светофильтр
Выстроившиеся в ряд кокосовые пальмы мне понравились, но обычный кадр был бы испорчен тем мусором, что лежит под ними.
iPhone SE back camera 4.15mm f/[email protected](29мм в 35мм экв.) , f2.2, 1/2000s, ISO 25
Да, тропики с приходом «цивилизованного» человека красивее не стали. Но на инфракрасном снимке удается сместить акцент на пальмы.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f8, 1/200s, ISO 100 + светофильтр B+W 092
Водопад на острове Бали.
Canon EOS 5DS R + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f8, 8s, ISO 200
Проблема в съемке такого места обычно заключается в обилии людей. Кто-то залезает в воду рядом с водопадом и стоит там полчаса. Не знаю, какая цель преследуется в обычном стоянии, но оплывшее жиром тело явно пейзаж не украшает, потому у водопада с камерой я провёл около часа стараясь сделать снимки, где людей можно будет хотя бы заретушировать. В кадре всегда оказывается не один человек и если он относительно близко к камере, то его, как правило, не убрать из кадра — нужно ждать. Просить таких туристов, как правило, бесполезно, если не хотите вступить в длительные дискуссии о том, что и как нужно делать на водопаде.
Обычный снимок я снимал на длинной выдержке, надеясь, что люди будут смещаться и в кадре их не останется, но всё равно пришлось сильно кадрировать. Цвета на снимке насыщенные так как использован поляризатор B+W HTC.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f11, 1/8s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Инфракрасный вариант этого снимка мне понравился больше. Снимки в обычном спектре часто получаются тёмные, а на инфракрасных зелень волшебным образом выходит светлой и снимок получается контрастным. Самое удачное сочетание это водопад (будет серым) + скала (белые и черные камни) + листья / мох (белые). В данном кадре у меня скалы маловато, но всё равно, на мой взгляд, получилось неплохо.
Сфотографировать красиво обычный коттедж тоже еще постараться нужно (данное фото снято на смартфон и ни на что не претендует).
iPhone SE back camera 4.15mm f/[email protected] (29мм в 35мм экв.) , f2.2, 1/370s, ISO 25
На фотокамеру получилось не сильно лучше, и я решил попробовать снять в инфракрасном спектре, который лучше передаст ощущение лета, которое, собственно, в Индонезии не заканчивается, и мы были там в конце октября-начале ноября.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f5.6, 1/50s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Такой снимок напоминает кадр из американских классических (40-ые, 50-ые годы) черно-белых фильмов.
Иногда совершенно простые вещи смотрятся совсем по-другому в инфракрасном спектре. В данном случае, примитивная палатка пастуха.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f5.6, 1/30s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Съемка в инфракрасном спектре добавило ей «летнего ощущения» и скрыла от нас мусор на земле и проч. , что видеть не хотелось. Чем-то мне напомнило фильм Тура Хейердала 1949 года про его плавание на плоту Кон-Тики через океан.
Разные растения в инфракрасном спектре могут смотреться по-разному, потому неплохим приемом оказывается, когда в кадре встречаются разнородные листья, трава и цветы.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f5.6, 1/80s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
У деревьев бывают разные оттенки серого в инфракрасном спектре. Те, которые оказываются под прямыми лучами солнца, имеют светло-серый тон в большинстве случаев, а которые в тени — ближе к темно-серому. Контраста снимку добавляет синее небо, которое будучи отфильтрованным через красный фильтр (ИК фильтры тоже красные), выглядит очень темным и иногда даже чёрным. Тогда белая листва на нём хорошо смотрится. Если будете внимательнее, то на этом кадре под деревом заметите козочек.
В путешествиях нужно не лениться и лезть туда, где на ваш взгляд могут получиться хорошие снимки.
Сanon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f9, 1/15s, ISO 100 + светофильтр B+W 093
Резюме по инфракрасной съемке в Индонезии
Освещения в Индонезии хоть отбавляй, что позволяет делать короткие выдержки. Скорее всего, инфракрасная съемка будет возможна на обычных камерах со светофильтром B+W 092 . Но я всё-таки рекомендую модифицированные камеры чтобы не ограничивать себя только тропическими странами. Не везде Солнце так жарит.
Заранее сложно сказать какое оборудование понадобится, но в Индонезии мне почти всё пригодилось и особенно светофильтры.
Больше всего хороших снимков у меня получилось со светофильтром B+W 093 , но это потому, что я видел тропические пейзажи глазами фотографов начала 20-ого века, где снимки были черно-белые и сильно контрастные.
Отдельный «лайфхак» — это использование поляризационного светофильтра, он добавляет контраста снимку. При этом поляризатор желательно иметь «светлый», типа нового B+W HTC, так как и без того света через плотный (093) инфракрасный фильтр проходит не так много.
И важный момент состоит в том, что без интересного сюжета не получится красивого снимка, то есть нужно уметь видеть сюжет и строить композицию зная природу материалов. Например, сочетать темные стволы деревьев со светлыми листьями или контрастные скалы со светлыми листьями и темным штормовым небом.
Часто чтобы найти хороший сюжет для съемки приходится ехать и залезать туда, куда обычные люди не залезают. В помощь себе рекомендую обзавестись или маленьким штативом или легким. Одно из двух, а лучше и то, и другое.
Германия — инфракрасная фотосъемка
Путешествуя по Германии, я отправился в фототур по замкам. Честно говоря, я не предполагал, что там их так много около 25000 штук.
Фотографировать европейские замки на обычную фотокамеру не очень продуктивно, так как ежедневно их посещают тысячи туристов с фотокамерами и обычных снимков хватает, можно даже по временам года сортировать. А вот инфракрасных снимков я не нашёл и потому возникла идея снять что-то своё, уникальное, с помощью светофильтров B+W 092 и 093.
Замок Нойшванштайн находится в германских Альпах, очень живописен и имеет небольшой мостик, чтобы его сфотографировать. Тем не менее, туристов на этом мостике много и кадры у всех примерно одинаковые.
На фотографию в видимом диапазоне сильно влияет погода, в пасмурную погоду пытаться снимать вообще смысла нет. А вот инфракрасное фото в переменную облачность может дать неплохой результат, как на этом снимке.
Другой замок в Германии — Зигмаринген — очень красив, но обращён «неправильной» стороной на восток. В результате половину дня солнце освещает внутреннюю сторону замка, которую нормально не сфотографировать.
Самый лучший кадр может получиться опять же, с «секретного» места на возвышенности.
Для инфракрасной съемки замок привлекателен еще и тем, что обвит растительностью, которая привносит свои светлые пятна на серые стены замка. Тем не менее, хорошее освещение здесь иногда приходится ждать весь день…
Следующая остановка — замок Гогенцоллерн, недалеко от Штутгарта.
Данный замок отличается тем, что его не сфотографировать с удобного расстояния, он окружён высокими деревьями. К замку идёт извилистая дорожка, где тоже можно сделать кучу красивых инфракрасных снимков. Без специальных фильтров на дорожке ничего интересного.
Замок сделан из другого камня, нежели предыдущие, и потому на инфракрасных снимках выходит тёмным! Тем контрастнее получается снимок, где светлыми пятнами выступает листва деревьев.
Еще один замок – Хайдельберг также сооружение, к которому неудобно подходить близко, поэтому самое лучшее место для съемки — через реку.
Ниже вы найдете другие примеры ИК съемки. Кто бы подумал, что порой банальный сюжет извилистой дороги может стать таким удачным сочетанием света и тени для инфракрасного снимка.
На светотеневой рисунок здесь влияет не только солнечное освещение и тени, но и породы деревьев. У разных деревьев листья и кора отражают инфракрасный спектр с различной интенсивностью, потому имеют разные тона.
«Золотая осень» это хорошо, но банально. А вот вам сюжет «а ля Адамс», который может порадовать многих владельцев коттеджей или отелей.
Подобные снимки я встречал в дорогих отелях, в которых когда-то останавливался. Они отлично вписываются в изысканный интерьер благодаря черно-белой гамме, контрасту и обилию деталей.
Резюме по инфракрасной съемке в Германии
Германия является благодатным местом для инфракрасной фотосъемки и сложным в плане конкуренции для обычной фотосъемки. Ей богу, там уже давно всё снято до нас. Если в Индонезии можно еще найти почти безлюдные места, то в Германии таких мест нет. Зато слегка приостановившись в создании клонов фотографий других людей, которые получаются в результате съемки с тех же мест, вы можете разнообразить своё творчество инфракрасными светофильтрами. Большинство посетителей этих мест вообще на смартфон снимает и фильтрами не пользуется, так что ИК съемка — это хороший козырь.
Сюжетов для съемки в Германии масса. Я выбрал то, что было интересно мне. Отдельно отмечу Альпы, где природа очень красивая и хочется гулять, фотографировать и вообще там жить. Особенно с видом на заснеженные вершины гор.
Турция — инфракрасная фотосъемка
Турция — тёплая страна. Здесь летом очень много солнца и соответственно инфракрасного спектра. Когда я ехал в Турцию на семейный отдых, я не представлял, что здесь есть еще что посмотреть и пофотографировать, но инфракрасную камеру и фильтры с собой взял (мало ли что).
Оказалось, что здесь есть что снимать — руины римских городов, жилища пещерных людей, подземные города и прочее. На самом деле, Турция приятно удивила обилием фотогеничных мест.
В Турции, например, находится такое всемирно известное место как Каппадокия — местность с интересным ландшафтом, пещерные жилища ранних христиан и подземные города.
Снято с поляризационным светофильтром B+W F-Pro S03 MRC Pol-Circ
Но фотографировать здесь на обычную камеру опять же смысла мало, так как Каппадокия принимает у себя огромное количество туристов каждый день и многие из них — фотографы. Достаточно набрать название в поисковике и посмотреть фото. Самые популярные -это снимки, где над ландшафтом летят воздушные шары. Мне это показалось очень избитым сюжетом, да и я всё равно на запуск шаров не попадал, но пещерные жилища — это то, что нужно для инфракрасной съемки!
Ниже другие примеры инфракрасной съемки с фильтрами B+W.
Сложно поверить, но здесь жили люди. И, на самом деле, если бы правительство Турции в ультимативном порядке не выгнало в 2018 году людей из подобных жилищ они жили бы и сейчас (не в этих конкретных, но рядом были подобные же).
Интересно. что построены эти жилища были в первом тысячелетии до нашей эры, а вот актуальны, как выясняется, и сейчас. Это к вопросу о том, насколько человечество развивается. Кто-то в космос стремится лететь, а кто-то еще в пещерах живёт.
В Турции многие горы — известняковые, так что на инфракрасных фото выглядят белыми, с ними контрастируют входы пещер и различные вкрапления других пород. Конкретно для Турции себя очень хорошо показал светофильтр B+W 092, большинство снимков сделаны им. Хотя он менее контрастный, нежели B+W 093, но контраст на этих снимках задаёт сама местность. Нужно только помнить, какие материалы дают какой оттенок на инфракрасном черно-белом снимке.
При этом, вода на инфракрасных снимках чаще всего получается чёрной, так как она не отражает, а поглощает инфракрасный спектр. Исключение — это брызги. Потому, если вы снимаете воду, то хорошо её сочетать с деревьями и прочей зеленью, которая на инфракрасном снимке станет светлой.
А вот тот же самый снимок в обычном спектре совсем не интересный.
На этом же небольшом водопаде я сделал и другие довольно удачные ИК снимки.
Другое интересное место для ИК съемки — центр города Тарсус, в котором много достопримечательностей.
Город Тарсус провинции Мерсин, в котором находятся «Ворота Клеопатры», основан в 600 году до нашей эры. В эпоху римской империи был расцвет Тарсуса, так как он находился на важном торговом пути из Киликии в Сирию и был столицей Киликии. Был подарен римским полководцем Марком Антонием (на тот момент одним из соправителей Римской империи) египетской царице Клеопатре в качестве свадебного подарка и есть легенда о том, что они прошли под этими воротами. С этого момента другой соправитель Октавиан начал кампанию против Марка Антония, осуждая его за то, что тот раздаёт римские земли. Но до наших дней дошла красивая и трагическая история любви римского полководца и египетской царицы (оба погибли почти одновременно, как Ромео и Джульетта).
Фотографий этих ворот в интернете тоже масса, но я постарался сфотографировать их по-своему, в духе черно-белых фильмов 50-х годов.
Резюме по инфракрасной съемке в Турции
Турция — отличное место для инфракрасной фотосъемки. Особое внимание стоит уделить руинам римских городов, которых здесь много. Я не попал на самые значительные, а размер в данном случае важен. Чем выше сооружение, тем лучше по площади кадра распространяется контраст. Например, ступеньки амфитеатра хорошо поднимаются высоко вверх, а мне удалось побывать в достаточно скромном амфитеатре, где большая часть постройки лежала в виде руин. Если бы там хоть колонны были… Но в Турции есть здоровенные амфитеатры в хорошей сохранности — дерзайте!
Вторая часть возможного фототура — это древние поселения. Уж кто тут только не жил… Я посетил Каппадокию и узнал где-таки жили настоящие троглодиты (!). Вокруг полно известняковых гор с пещерами, можно снимать «Звездные войны», планета Татуин (на самом деле снималось в Тунисе, но здесь, на мой взгляд, еще лучше и очень похожие ландшафты).
Итоги
Инфракрасная фотосъемка в приложении к любительской фотографии является уникальным инструментом, открывающим нам окно в «новое измерение».
Когда вы смотрите на пейзаж, но условия освещения говорят вам, что в обычном спектре снимок не будет интересным, попробуйте мысленно взглянуть на него в инфракрасном спектре, может он будет существенно лучше.
Как и любой другой вид фотосъемки, инфракрасная фотосъемка не может заменять собой все остальные, но может удачно их дополнять.
За несколько лет, что я занимаюсь инфракрасной фотографией, я сделал довольно много снимков, за которые мне не стыдно и их можно было бы разместить на выставке.
И это снимки, глядя на которые многие говорят «ВАУ!», чего редко можно ожидать при просмотре снимков в обычном спектре, которые всем во многом «приелись».
Зритель любит, чтобы его удивляли, открывали новые горизонты, так что рекомендую вам разнообразить свой фотографический опыт инфракрасной фотосъемкой.
На этом желаю вам удачных снимков и интересных путешествий после окончания карантина!
Автор Дмитрий Евтифеев
Источник: https://evtifeev.com/75451-infrakrasnaja-fotografija-ch-3-primery-snimkov-indonezija-germanija-turcija.html
Как сделать сюрреалистическую цифровую инфракрасную фотографию без дорогостоящего оборудования или переделки камеры
Сообщение от Алекса Моррисона
Фотографии, сделанные с помощью невидимого инфракрасного света, а не видимого света, дают дико странные и жуткие фотографии, которые всегда вызывают «ВАУ-фактор». ” Для пейзажей или живописных изображений инфракрасная (ИК) фотография высоко ценится как изобразительное искусство. Но во времена пленочной фотографии снимать в инфракрасном диапазоне было сложно, дорого и результаты зачастую были невелики. Тем не менее, для тех, кто полон решимости, одно изображение, которое действительно «сработало», всегда стоило затраченных усилий.
Но теперь сложность получения инфракрасных фотографий изменилась — цифровые камеры сделали этот метод почти надежным, недорогим и очень увлекательным! Все, что вам нужно, это штатив, специальный инфракрасный фильтр и любая камера, чувствительная к инфракрасному свету. Выполнив несколько простых шагов, вы сможете мгновенно снимать инфракрасные фотографии.
Но прежде чем я приступлю к процессу, я не собираюсь в этой статье углубляться в физику инфракрасного света и всю научную чепуху, связанную с пониманием того, ПОЧЕМУ инфракрасный свет создает удивительные изображения, а скорее дать вам несколько простых шаги, чтобы вы начали в этой супер творческой технике.
Чёрно-белое изображение видимого света
Просто знайте, что все живое отражает большее количество инфракрасного света, чем неодушевленные предметы. Листья, листва и трава, а также кожа отражают наибольшее количество инфракрасного света, поэтому они будут самыми белыми объектами на вашем изображении. Камни, бетон, горы, вода и небо склонны поглощать инфракрасный свет и поэтому выглядят на изображениях как более темные объекты. Однако тональность сильно отличается от тональности черно-белой фотографии в видимом свете. Обратите внимание, как сильно отличаются тона листьев, семян и неба на инфракрасном изображении ниже.
Цифровое инфракрасное изображение
Хорошо, вы готовы попробовать? Вот простые шаги, которые вам нужно выполнить, чтобы ваши изображения превратились в навязчиво красивые, сюрреалистичные инфракрасные фотографии. Первые шаги связаны с оборудованием и настройками, а последние шаги посвящены тому, как лучше всего захватить красивый инфракрасный свет.
Шаг 1. Проверьте свою камеру
Прежде чем пойти и купить инфракрасный фильтр, проверьте свою камеру, чтобы убедиться, что она чувствительна к инфракрасному свету. Не все датчики цифровых камер способны «видеть» инфракрасный свет. На самом деле, чем новее камера, тем менее чувствительна она к инфракрасному свету. Попробуйте этот простой тест, чтобы увидеть, даст ли ваша камера хорошие результаты.
Проверка вашей камеры на чувствительность к инфракрасному излучению.
Найдите пульт дистанционного управления телевизором, видеомагнитофоном или DVD-плеером. Посмотрите на конец, который указывает на телевизор (или видеомагнитофон и т. д.), и вы увидите маленькую лампочку или пластиковое окошко с плоской задней стенкой. Это передатчик, который посылает сигнал с пульта на ваше устройство. Этот сигнал обычно использует инфракрасный свет. Видно, что это невидимый свет — т.е. когда смотришь на пульт глазом, то ничего не видишь, когда нажимаешь на кнопки. Но подождите, пока вы не сделаете это, глядя в камеру! Вы сможете увидеть невидимый свет — инфракрасный спектр, который делает такие классные фотографии.
Если у вас есть камера «наведи и снимай», смотрите в ЖК-экран, нажимая любую кнопку на пульте дистанционного управления. Если вы видите, что лампочка загорается, ваша камера может видеть инфракрасный свет. Если у вас есть цифровая зеркальная фотокамера, вам нужно будет сделать снимок, чтобы увидеть результаты, или если ваша камера имеет функцию просмотра в реальном времени, вы также сможете увидеть результаты на своем ЖК-дисплее.
Чем белее и ярче свет, который вы видите с пульта, тем более чувствительна ваша камера к инфракрасному излучению. Если свет более пурпурный или красный, возможно, ваша камера не подходит для съемки инфракрасных фотографий.
Шаг 2: Оборудование
Если ваша камера прошла тест на чувствительность, вам понадобятся еще две единицы оборудования, прежде чем вы сможете снимать инфракрасные фотографии, штатив и инфракрасный фильтр. Штатив поможет вам сделать резкий снимок, так как время выдержки будет довольно большим. Фильтр блокирует попадание большей части видимого света на датчик камеры, но пропускает красивый инфракрасный свет.
Когда я впервые начал снимать инфракрасные изображения, я использовал навинчивающийся инфракрасный фильтр Hoya R72. B+W, Tiffen и другие производители также имеют эквивалентные инфракрасные фильтры. Если вы используете вставную фильтрующую систему, такую как Cokin или Lee, они также делают инфракрасные фильтры для работы со своими держателями. Если вы будете использовать именно этот фильтр, обязательно вставьте его в слот, ближайший к камере, чтобы предотвратить проникновение нежелательного видимого света. R72 относится к количеству и типу инфракрасного света, который проходит через ваш датчик и Я рекомендую использовать это для начала. Это позволяет некоторому видимому свету проходить к датчику, что позволяет выполнять всевозможную творческую постобработку ваших изображений.
Инфракрасное изображение с творческой постобработкой
Шаг 3: Настройки камеры
Поскольку инфракрасный фильтр блокирует большую часть видимого света, ваши выдержки будут довольно длинными. Вам придется отрегулировать настройки камеры, чтобы получить хорошую экспозицию и свести шум к минимуму. Установите камеру на штатив и выполните следующие настройки:
- Установите значение ISO от 200 до 400, держите его как можно ниже
- Включите шумоподавление при длительной выдержке
- Настройте камеру на съемку в режиме RAW
- Установите для камеры приоритет диафрагмы (режим Av на Canon) и диафрагму примерно на f/8 для максимальной резкости
- Если ваша камера выполняет автоматический брекетинг (см. руководство пользователя), установите брекетинг на +/-1 EV. Ваша серия должна быть -1 EV, 0 EV, хорошая экспозиция и + 1 EV. Вы также можете брекетировать вручную.
Съемка в формате RAW даст вам немного больше возможностей для обработки и настройки. Брекетинг поможет вам найти оптимальную экспозицию при выбранной вами диафрагме и ISO.
Я не буду углубляться в настройку баланса белого, так как это может стать отдельной статьей. Но пока установите баланс белого на предустановку «Солнечно» или «Дневной свет».
Шаг 4: Состав
Как и в обычной световой фотографии, композиция является важным компонентом инфракрасной фотографии. Однако есть несколько дополнительных соображений, о которых следует помнить в первую очередь при планировании инфракрасной композиции.
Разнообразие текстур делает изображение более динамичным.
Инфракрасная фотография похожа на черно-белую фотографию в том смысле, что вы имеете дело с ограниченным числом тонов. Чтобы добавить больше динамики и энергии вашим инфракрасным снимкам, добавьте контрастные элементы. Под этим я подразумеваю использование темных и светлых объектов в непосредственной близости друг от друга. Но также используйте гладкие и текстурированные объекты вместе. Вы можете смешивать и сочетать для художественной композиции и дизайна.
СТОЛБЦА 1 | СТОЛБЦ 2 |
|
|
В каждый сделанный вами инфракрасный снимок включайте по крайней мере один элемент из столбца 1 с соответствующим элементом из столбца 2. Вы можете добавить столько элементов, сколько хотите, но лучше всего, чтобы ваша композиция была простой. Можно использовать светлые и мелкие узоры, с темными и крупными узорами и так далее. Листва и облака всегда будут светлым элементом в вашем образе; небо, камни, кора, вода и бетон будут темнее. Листья на расстоянии имеют грубую текстуру, многие мелкие элементы кажутся шероховатыми и текстурированными; в то время как кожа человека очень гладкая. Это должно дать вам отличную отправную точку для рассмотрения инфракрасной композиции.
Шаг 5: Инфракрасная съемка
При съемке в инфракрасном диапазоне необходимо помнить только одну важную вещь: снимать нужно когда много солнца и летом, когда много лиственной листвы. Пасмурные дни не дадут вам хороших результатов, а поскольку живые существа отражают больше всего инфракрасного света, снежные зимние дни обычно лишены всего, что отражает инфракрасный свет. Если на небе есть облака, это может добавить элемент интереса, но не делайте снимок, пока солнце не выглянет и не осветит ваш объект.
Найдите отличное место для съемки и настройте параметры камеры. Мне нравятся кладбища, парки и старые заброшенные здания. Контраст между камнями, дорожками, старым деревом, листьями и травой обеспечивает выдающуюся тональность инфракрасных изображений. Если вы можете получить несколько клочков облаков в небе, тем лучше.
Поставьте камеру на штатив и скомпонуйте кадр. Поместите инфракрасный фильтр на камеру и используйте автофокусировку, как обычно. Да, он отлично работает для инфракрасных фотографий! Ваш экспонометр тоже будет работать, но обязательно закрепите его на обоих концах, чтобы убедиться, что у вас есть хотя бы одна полезная экспозиция. Затем нажмите кнопку спуска затвора. Вы только что сделали инфракрасную фотографию.
Кожа выглядит как алебастр при съемке с использованием инфракрасного света
Чтобы узнать о методах и идеях постобработки наших инфракрасных изображений, смотрите мою статью о постобработке инфракрасных фотографий, которая скоро выйдет!
Узнайте больше в нашей категории «Советы и руководства»
Алекс Моррисон
— профессиональный фотограф изобразительного искусства и природы, аккредитованный The Professional Photographers of Canada. В 2009 году она была названа Канадским фотографом года. Она преподает фотографию, проводит семинары и онлайн-классы по изобразительному искусству и фотографии природы, а также инфракрасной фотографии и фотографии на iPhone. Ее образовательный веб-сайт с советами по фотографии находится по адресу nature-photography-central.com. Посмотреть ее портфолио художественной фотографии можно здесь. У Алекс есть код купона для ее электронной книги «Инфракрасная постобработка». Используйте DPSTKS, чтобы сэкономить 12 долларов.
Мне нужна помощь с…
Введение в инфракрасную фотографию
Инфракрасная или «ИК» фотография предлагает фотографам всех способностей и бюджетов возможность исследовать новый мир — мир невидимого. Почему «невидимый»? Потому что наши глаза буквально не могут видеть инфракрасный свет, так как он лежит сразу за пределами того, что классифицируется как «видимый» спектр — то, что может обнаружить человеческое зрение. Когда мы фотографируем с помощью инфракрасной пленки или фотоаппаратов, мы видим мир, который часто может сильно отличаться от того, что мы привыкли видеть. Цвета, текстуры, листья и растения, человеческая кожа и любые другие объекты могут отражать инфракрасный свет уникальным и интересным образом, который невозможно воспроизвести с помощью таких инструментов, как Photoshop (да, возможности Photoshop ограничены!) .
Как и любая форма фотографии или искусства, это дело вкуса. Я настоятельно призываю людей исследовать мир IR. По мере увеличения количества устройств, оснащенных камерами, и улучшения связанных с ними технологий, ИК-фотография может дать фотографам возможность выйти на новые области и дифференцировать свои предложения от предложений других.
Содержание
Терминология
Для целей этой статьи я буду называть спектр инфракрасного света «ближним инфракрасным» или просто «ИК». Ближний инфракрасный диапазон относится к спектру света, находящемуся за пределами диапазона, который человек может обнаружить своим зрением. Этот световой диапазон составляет от 700 до 1200 нм (нанометров). Другой аспект ИК-спектра, выше ближнего ИК, связан с тепловидением. Тепловые технологии были популяризированы такими фильмами, как «Игры патриотов» и другими триллерами, в которых спецслужбы или военнослужащие могли обнаруживать злодеев, измеряя температуру их тел в ночных условиях. Датчики современных цифровых камер не способны обнаруживать тепловые изображения. Однако при определенных обстоятельствах цифровые камеры могут отлично справляться с записью инфракрасного излучения.
История инфракрасной фотографии
Первые набеги на инфракрасную фотографию с использованием специальных пленочных пластин начались в начале 20-го века. Во время Первой мировой войны ИК-фотография оказалась чрезвычайно ценной, поскольку атмосферная дымка не так сильно влияла на изображения с использованием ИК-спектра, как на обычные фотографии. ИК-изображения также могли показать резкие различия между растительностью и зданиями, лучше идентифицируя потенциальные вражеские цели, такие как замаскированные заводы по производству боеприпасов и другие ключевые объекты. Реки, ручьи, озера и другие водные пути были изображены в очень темном оттенке, что делало их гораздо более заметными.
В 1930-х и 1940-х годах кинематографисты представили множество пленок, чувствительных к инфракрасному излучению, которые привлекли как фотографов-любителей, так и голливудских кинематографистов. Военные также расширили использование ИК-фотографии, поскольку во время Второй мировой войны стремились получить все возможные преимущества. В течение 1960-х годов ИК-фотография увидела ряд новообращенных, поскольку некоторые из ведущих музыкантов того времени, такие как Grateful Dead и Джимми Хендрикс, популяризировали ее использование с помощью обложек своих психоделических альбомов. С появлением цифровой камеры в конце 19 в.В 90-х как обычная, так и ИК-фотография должны были существенно измениться. Помимо профессиональных фотографов и фотографов-любителей, сотрудники правоохранительных органов полагаются на ИК-фотографию для обнаружения криминалистических доказательств, которые не видны обычным зрением.
Свойства ИК-подсветки
Отраженный ИК-свет создает захватывающий набор сюрреалистических эффектов. Растительность кажется белой или почти белой. Кожа приобретает очень молочную, гладкую текстуру, хотя вены, расположенные близко к поверхности кожи, могут быть подчеркнуты и приобретать довольно омерзительный вид. Глаза могут казаться немного призрачными, радужная оболочка приобретает очень темные тона, а белки глаз приобретают сероватый оттенок. Черная одежда может казаться серой или белой в зависимости от ткани. ИК-свет может проходить через солнцезащитные очки, которые для глаза кажутся очень темными или похожими на зеркало (см. изображение ниже). Голубое небо также приобретает гораздо более драматичный вид.
Другой аспект ИК-фотографий немного сложнее описать и классифицировать. Я обнаружил, что существует определенный тип контраста, или то, что я называю «четкостью», редко встречающийся в обычной фотографии. Высококонтрастные черно-белые изображения по своей природе ближе всего к ИК-фотографии, но даже они не выглядят так же, как ИК-изображения. Эти и другие эффекты обеспечивают волшебство ИК-фотографии — почти все выглядит совсем не так, как вы привыкли видеть в видимом спектре света.
ИК-свет, проходящий через солнцезащитные очки, и эффект сглаживания кожи
Параметры ИК-фотографии
35-мм ИК-пленка по-прежнему доступна всего за 11 долларов за рулон из 36 отпечатков. Его достаточно просто использовать в имеющейся у вас зеркальной фотокамере, что позволяет вам экспериментировать с ИК-фотографией, не тратя ничего, кроме одного-двух рулонов пленки, и некоторых затрат на разработку. Однако, в зависимости от возможностей вашей лаборатории, вы можете обнаружить, что вам придется отправить ИК-пленку в другую лабораторию, которая имеет возможность ее обрабатывать, как это требуется для высококачественной черно-белой пленки.
Другой альтернативой является покупка круглого ИК-фильтра (похожего на УФ- или круговой поляризационный фильтр), который крепится к передней части объектива вашей камеры. ИК-фильтр предотвращает прохождение видимого света, позволяя только инфракрасному свету попадать на сенсор вашей камеры. Эти фильтры будут различаться по цене в зависимости от размера фильтра и конкретной части ИК-спектра, к которой они относятся. Основное различие между фильтрами заключается в том, как отображаются цвета (подробнее об этом чуть позже), но это в первую очередь вопрос вкуса. Если вы потратите больше денег на фильтр, фокусирующийся на другой части ИК-спектра, это не обязательно гарантирует, что вам понравятся результаты больше, чем на ИК-фильтр, который стоит гораздо меньше.
Каковы недостатки использования ИК-фильтра, прикрепленного к объективу? Основной проблемой является размытие движения. Поскольку перед вашей цифровой зеркальной камерой установлен фильтр, блокирующий ИК-излучение, на нее попадает очень мало ИК-излучения, если оно вообще есть. ИК-фильтр пропускает только инфракрасный свет к датчику, отфильтровывая видимый свет. Комбинация ИК-фильтра и ИК-фильтра на передней панели объектива требует очень длительного времени экспозиции. Поскольку ИК-фильтр очень темный, вам также необходимо сфокусироваться, прежде чем прикреплять ИК-фильтр к объективу.
Конкретное время экспозиции зависит от конкретного используемого ИК-фильтра, чувствительности датчика камеры к ИК-излучению, особенностей блокирующего фильтра DSLR и, конечно же, количества ИК-света. Когда я впервые поэкспериментировал с ИК-фотографией на Pentax K10D в 2007 году, я обнаружил, что мне нужно оставить затвор открытым на 45-60 секунд в солнечный летний день, чтобы получить правильно выставленную ИК-фотографию. Это может быть хорошо, если вы фотографируете здания или другие неодушевленные объекты, но не так хорошо работает с чем-либо, что движется, например, с людьми, животными, листьями, цветами и т. д. Но если вы хотите быстро освоить ИК-фотографию с минимальными вложениями вы можете купить ИК-фильтр, такой как Hoya R72, всего за 64 доллара (в зависимости от требуемого размера фильтра) и определить, подходит ли он вам. R72, вероятно, является самым популярным ИК-фильтром, поскольку он работает с широким спектром ИК-диапазона, экономичен и создает отличные ИК-изображения.
Последний вариант — переоборудовать цифровую зеркальную камеру для использования исключительно в ИК-диапазоне. Это более затратно, но дает наилучшие результаты и обеспечивает наибольшую гибкость.
Цифровые зеркальные фотокамеры, переоборудованные для специализированной ИК-съемки
Этот вариант требует удаления ИК-фильтра, который находится перед сенсором вашей зеркальной фотокамеры, и замены его фильтром, пропускающим только ИК-свет. Это эквивалентно использованию внешнего ИК-фильтра, описанного ранее, и замене им блокирующего ИК-фильтра. Каковы преимущества этого подхода? Вы можете использовать свою цифровую зеркальную камеру так же, как и сегодня, полагаясь на нормальные значения экспозиции и скорости затвора. Просматривая метаданные своих ИК-фотографий, я обнаружил, что в обычный солнечный день с мая по август при f/8 и ISO 100 я достиг выдержки не менее 1/125, а часто и намного выше. Никаких длинных выдержек, никакого времени на фокусировку, а затем необходимости переключения режима фокусировки с автофокуса на ручной, никаких возни с ИК-фильтрами на передней панели объектива. Самое главное – никаких размытых изображений.
Недостатками использования специальной ИК-камеры являются стоимость, невозможность использовать переделанную камеру для чего-либо, кроме ИК-фотографии, и аннулирование гарантии на вашу цифровую зеркальную камеру (глоток!). У вас есть два варианта переоборудования DSLR для использования с ИК-подсветкой:
- Отправьте ее в авторитетную компанию по переоборудованию ИК-подсветки
- Сделай сам
Я настоятельно рекомендую вариант 1, если вы не уверены в следующем: просмотр обучающего видео , быть очень удобным с очень маленькими, чувствительными электрическими компонентами (сильные потребители кофеина могут остановиться на этом!), разобрать камеру, чтобы добраться до датчика в сверхчистой среде, удалить блокирующий ИК-фильтр, заменив его ИК-фильтром полученный от конверсионной компании, сборке вашей камеры и устранению любых тривиальных проблем, таких как… пыль, волосы и другие частицы, попадающие в вашу камеру, а также любые эксплуатационные проблемы, возникающие в некоторых аспектах процесса разборки/сборки. Хотя я видел обучающее видео и переписывался с несколькими людьми, которые выполняли эту операцию, я бы просто сказал, что это не для слабонервных!
Существует множество компаний, специализирующихся на услугах по преобразованию инфракрасного излучения. Одним из самых известных является Lifepixel. Я использовал Lifepixel дважды и могу только похвалить профессионализм их сотрудников и качество их работы. Lifepixel сначала преобразовал мой Nikon D40X. Через два года я отправил им свой D90. Должен признаться, что я немного волновался, когда впервые отправил свой Nikon D40X компании Lifepixel. D40X был совершенно новым, и я даже не сделал ни одного снимка, прежде чем отправить его в коробке с мягкой подкладкой. Что-то не так с отправкой совершенно новой камеры кому-то, кроме Nikon, для разборки, модификации и аннулирования моей гарантии!
Однако перед этим я подробно поговорил с Дэниелом, одним из представителей службы поддержки клиентов Lifepixels. Я отправил ему по электронной почте исчерпывающий список вопросов и опасений. Даниэль был чрезвычайно терпелив и тщательно рассматривал каждый вопрос, который я поднимал. Другие представители Lifepixel были такими же отзывчивыми и полезными. И за почти 4 года съемки в ИК-диапазоне я не могу указать ни на одну проблему ни с одной из зеркальных фотокамер с ИК-конверсией. Одно предостережение: какую бы компанию вы ни выбрали для своего ИК-конвертера, убедитесь, что вы тщательно изучили их и уверены в том, что они модифицируют вашу цифровую зеркальную камеру.
Съемка ИК-изображений
Поскольку цифровая зеркальная камера была модифицирована только для ИК-съемки, вы можете использовать ее так же, как и при фотографировании изображений в видимом спектре света. Комбинации ISO, выдержки и диафрагмы будут работать в сочетании друг с другом так же, как и с любой цифровой зеркальной фотокамерой без ИК-подсветки. Матричный замер всегда является беспроигрышным вариантом для ИК, хотя вы можете поэкспериментировать с камерой, объективом и условиями освещения, чтобы определить, обеспечивает ли центрально-взвешенный замер лучшие результаты в данной ситуации.
Мой D40x время от времени требовал от меня регулировки кнопки компенсации экспозиции, увеличивая/уменьшая значение на целых 1,7. В норме диапазон регулировки был меньше – +/- .3 – .7. Хотя у меня на D90 такой же ИК-фильтр, я заметил, что D90 требует гораздо меньше регулировки компенсации экспозиции. Вероятно, это произошло из-за того, что D90 и D40X использовали разные датчики камеры. Требуется немного проб и ошибок, чтобы понять, как выглядит «хорошее» изображение RAW на вашем ЖК-дисплее. Однако со временем вы поймете, правильно ли экспонировали ИК-изображение и нужно ли отрегулировать компенсацию экспозиции.
Что насчет линз?
Нас учат верить, что лучшие линзы принесут наилучшие результаты. Однако в мире ИК линза, которая лучше всего работает в видимом спектре, может оказаться совершенно бесполезной в мире ИК. И наоборот, недорогие линзы могут работать намного лучше, чем их аналоги. Основные недостатки объективов с плохой ИК-подсветкой двоякие; создает горячую точку в центре изображения (чуть другая экспозиция и цвета, чем остальная часть изображения) и более восприимчива к бликам. Вы можете свести к минимуму появление горячих точек при постобработке, но это может занять довольно много работы.
Как и в случае с бликами, связанными со спектром видимого света, блики в ИК-диапазоне невозможно легко исправить без обширной работы в Photoshop. Хуже того, ИК-вспышки труднее обнаружить. При фотографировании в спектре видимого света вы часто можете сказать, когда находитесь на грани введения блика, исходя из угла объектива по отношению к солнцу. Однако с ИК вы не всегда получаете один и тот же видимый сигнал, поскольку вы не можете видеть ИК-свет. Таким образом, важно проверять свой ЖК-дисплей во время съемки в ИК-диапазоне, чтобы убедиться, что вы не добавляете бликов на свои фотографии, поскольку вы не можете доверять своим глазам.
Лучше всего использовать объективы, которые, как известно, хорошо подходят для ИК-фотографии. Такие знания не так просто получить. Несмотря на то, что вы всегда можете найти множество обзоров качественных объективов, лишь немногие из них затрагивают проблему ИК-характеристик. Одним из таких источников является сайт Бьорна Рорслетта. Roreslett — одна из немногих компаний, которая специально тестирует объективы для использования в ИК-диапазоне. Как вы можете видеть на его сайте, скромный Nikon 18-55 мм превосходно работает по сравнению с некоторыми другими объективами, которые стоят в несколько раз дороже его цены. С годами я стал полагаться на свой Nikon 16-85mm VR. Он редко отрывается от моего инфракрасного D90, так как он обеспечивает отличные характеристики ИК, чрезвычайно резкий и имеет очень полезный диапазон масштабирования, который охватывает практически все, что я хотел бы запечатлеть. А поскольку у меня есть множество объективов и я экспериментировал с их ИК-характеристиками, я могу поручиться за многие из рекомендаций Рореслетта по ИК.
Обработка ИК-изображений
Файлы RAW обеспечивают наибольшую гибкость для постобработки ИК-изображений, как и для фотографий, снятых в видимом свете. RAW-изображения, просматриваемые прямо с камеры, не очень впечатляют — тусклые, розоватые, неконтрастные. RAW-изображения с инфракрасной цифровой зеркальной фотокамеры, скорее всего, не заставят многих людей углубиться в этот стиль фотографии. ИК-изображение ниже (Мемориал Пенсильвании в Геттисберге, Пенсильвания) обладает приличным уровнем контрастности, но другие могут показаться более мягкими или «запутанными».
Что придает ему такой розоватый оттенок? На внешний вид ИК-изображения в формате RAW влияет ряд факторов: в первую очередь используется конкретный датчик DSLR, ИК-фильтр, установленный на DSLR компанией, занимающейся преобразованием ИК-излучения, и программные алгоритмы, используемые для баланса белого. ИК-изображения на самом деле не имеют цвета, но датчик вашей цифровой зеркальной фотокамеры должен что-то присвоить красному, зеленому и синему датчикам, связанным с шаблоном Байера. Хотя ИК-изображения каждой камеры будут выглядеть немного иначе, чем у других, большинство современных зеркальных фотокамер создают файл RAW, который чем-то похож на изображение выше.
Я обрабатываю свои ИК-изображения в Adobe Photoshop Lightroom, используя пресет, который служит хорошей отправной точкой для настройки баланса белого, тона, контраста, повышения резкости и т. д. Наиболее важным из этих параметров является баланс белого, который я устанавливаю до температуры 2100 и оттенка -72. Результирующее изображение выглядит так, как показано ниже. Теперь изображение формируется и выглядит намного лучше, чем розовое море из исходного файла RAW. Предупреждение: изменение настроек баланса белого ИК-изображений может привести к резким психоделическим ощущениям!
Затем я импортирую изображение выше в Adobe Photoshop CS5, где я создал несколько действий, которые в разной степени меняют местами красный и синий каналы. Я неравнодушен к ряду действий, в результате которых получается смесь синего и желтого цветов. Как я пришел к этим настройкам? Эксперименты в чистом виде… Когда я нахожу тот или иной вид, который мне нравится, я быстро создаю экшен Photoshop, пока у меня есть все настройки на видном месте, и я могу вспомнить соответствующие шаги. Иногда я уменьшаю насыщенность цвета в зависимости от того, чего я пытаюсь достичь, и/или характера рассматриваемого изображения. В других случаях я изменю оттенок данного цвета. Опять же, поскольку ИК не содержит никаких реальных цветов, те, которые вы видите, являются результатом множества факторов, которые будут варьироваться от камеры к камере. Таким образом, мои предустановки Lightroom и экшены Photoshop могут давать несколько разные результаты, если их применять к фотографиям, сделанным с помощью конкретной марки и модели камеры, преобразованной в ИК-порт.
Ниже представлена окончательная версия после некоторой дополнительной обработки, шумоподавления и повышения резкости:
Резюме
ИК-фотография открывает для фотографов захватывающие новые миры, особенно с учетом гибкости, которую обеспечивают цифровые зеркальные камеры с ИК-подсветкой. Эта статья представляет собой просто введение в различные вопросы и соображения, связанные с IR. Если вы хотите узнать больше об этом предмете, напишите мне ниже, и я обязательно расскажу о дополнительных аспектах ИК-фотографии в будущих статьях.