Графиня де кастильоне фотографии: Сфотографируй, будто я королева — Bird In Flight

Вирджиния ди Кастильоне: первая фотомодель

Вирджиния ди Кастильоне:

первая фотомодель

2 апреля 2013
Текст:Любовь Бросалина

27 марта в Центре фотографии имени братьев Люмьер в рамках образовательной программы PhotoСреда состоялась лекция преподавателя и фотографического критика Виктории Мусквик на тему «Роль фотомодели в истории fashion-фотографии».

Слушатели узнали о самых знаменитых фотографах в истории модной индустрии, об исторических этапах изменения представлений о профессии модели, о современном периоде в развитии fashion-фотографии: нынче востребованы кинообразы, взгляды на суть рекламной фотографии весьма разнообразны, в который раз возвращается в рекламные снимки женственность. Изменяется и подход к правовой природе fashion-фотографии, когда модели в суде добиваются признания за ними соавторства и соответствующих имущественных прав. И, конечно же, было сказано о знаменитых моделях, прославивших саму индустрию. Об одной из них стоит рассказать подробнее. Итак: Вирджиния ди Кастильоне — первая фотомодель.

Вирджиния Ольдоини, графиня ди Кастильоне (по мужу), разумеется, не планировала становиться фотомоделью. Собственно, в те времена не существовало и такой профессии. Зато графиня была молода, красива, бесконечно обаятельна и умело всем этим пользовалась. Флорентийская аристократка по рождению, в 16 лет она вышла замуж и родила сына, но в том же 1855 году уехала в Париж, где вскоре стала любовницей императора Наполеона III. Помимо личных интересов были у нее и общественные: ее кузен, премьер-министр Сардинского королевства граф Кавур, искал через ее посредничество поддержки Наполеона в деле объединения Италии.

В последующие годы ее жизнь была наполнена приключениями и авантюрами, достойными пера Дюма-отца, а финал жизни оказался безрадостен и трагичен, в стиле книг Дюма-сына.

Но нас в первую очередь интересует ее история как модели. Началась она еще в 1856 году, после встречи с фотографом Пьером-Луи Пьерсоном.

Сперва это были вполне типичные для тех лет фотографии, сюжет и композиция которых были позаимствованы из канонов портретной живописи прежних лет. В них все строго регламентировалось: поза, взгляд, одежда и прическа. Основной задачей было подчеркнуть социальный статус клиента и его общественное положение, индивидуальность же из снимков беспощадно изгонялась.

После первых стандартных снимков Пьерсон и графиня Кастильоне решились на, как бы сейчас сказали, перформансы, бросавшие вызов всем замшелым канонам и надоевшим клише. Впрочем, снимки все-таки не передавали саму индивидуальность графини, их лейтмотивом были ее красота и бесконечное самолюбование. Для Пьерсона же это был прежде всего профессиональный вызов и самовыражение как специалиста, а не как художника с собственным стилем.

Между тем, творческий дуэт создавал все новые снимки, и современникам, увидь они эти фотографии, показалось бы, что графиня отбросила все приличия. Она принимала двусмысленные позы, бросала в камеру игривые взгляды и — невероятно! — позволяла фотографировать свои обнаженные ноги! Сейчас эти снимки выглядят по-детски невинными, но тогда это был прорыв. Кстати, ноги графини ди Кастильоне — популярный сюжет в снимках Пьерсона. На него приходится немалая часть более чем четырехсот фотопортретов графини, сделанных за время их сотрудничества.

…Графиня Вирджиния ди Кастильоне умерла в возрасте 62 лет, в 1899 году. Через два года после этого поэт-символист Робер де Монтескью, бывший ее восторженным почитателем, приобрел на распродаже имущества часть личных вещей и большую часть сохранившихся фотографий графини. До недавнего времени коллекция не вызывала особенного интереса, но сейчас ее активно изучают культурологи, а графиня ди Кастильоне заняла заслуженное место в истории как «бабушка» всех фотомоделей.

При подготовке материала использовался фотоархив http://metmuseum.org/

Графиня ди Кастильоне — куртизанка, фотомодель

Графиня ди Кастильоне или Ла Кастильоне (La Castiglione), урождённая Вирджиния Ольдоини (Virginia Elisabetta Luisa Carlotta Antonietta Teresa Maria Oldoïni)
Дата рождения: 22 марта 1837 года — 28 ноября 1899 года
Место рождения: Флоренция, Италия
Профессии: итальянская куртизанка, фотомодель
Семейный статус: замужем, один ребенок

Она появилась на свет 22 марта 1837 года в аристократической семье во Флоренции, республика Италия. Возможно, современники никогда бы не узнали о ее существовании, если бы ее многочисленные фото, порой фривольного содержания, не оказались бы в 1875 году в архиве музея Метрополитен.

Вирджиния вышла замуж за графа Франческо ди Кастильоне в шестнадцать лет, переехала с ним в Париж, родила сына и бросила супруга. Ее увлекла светская жизнь, интриги и романы. Красавица, покорившая до того сердце императора Виктора Иммануила Второго, по просьбе своего кузена премьер-министра Италии Бенсо ди Кавура очаровала Наполеона Третьего и пыталась уговорить его не вмешиваться в процесс объединения Италии.

Отношения с Наполеоном закончились через два года, но благодаря отношениям с Императором она завела знакомство с императрицей Австрии Августой, канцлером Германии Бисмарком, премьер-министром Германии Адольфом Тьером. После странного покушения на него итальянских революционеров с неподтвержденным участием в истории графини, императрица Евгения и общественность выказали свое недовольство и ее на всякий случай отправили в Италию. Через некоторое время, когда страсти утихли, ди Кастильоне вернулась во Францию и поселилась в Пасси.

Зеленоглазая графиня завоевала титул одной из самых красивых женщин своего времени, она блистала на приемах и балах, позволяла себе смелые наряды и привычку курить сигару.

Знаменитый ювелир Фредерик Бушерон, очарованный ее притягательными зелеными глазами, создал шедевр — колье в форме змеи с глазами из изумрудов. Драгоценное изделие стало началом моды на анималистичные украшения, которая привела к созданию ювелирных бабочек, птиц и пантер.

Желая увековечить свою красоту, графиня полюбила фотографироваться и с 1856 года стала постоянно сниматься у фотографа императорского двора Пьера-Луи Пьерсона. Она наряжалась в вечерние и театральные костюмы, примеряла наряд монашки, меняла выражение лица, принимала различные позы, часто вызывающие, и просила отдельно фотографировать ее обнаженные ноги, что в эпоху, когда приличным считалось показать лишь кончик туфельки, было на грани фола.

В 1857 году она позировала для портрета известному английскому художнику Джорджу Фредерику Уотсу. Во время франко-прусской войны графиня получила и выполнила важное секретное поручение — убедить Бисмарка не захватывать Париж, и он не был оккупирован.

В конце восьмидесятых девятнадцатого столетия у графини начались нервные срывы. Она попросила слуг убрать зеркала, обить стены черным крепом и уединилась в своём особняке на Вандомской площади, выходя на улицу лишь ночью, когда ее никто не видел. Ди Кастильоне ненавидела следы времени на своем лице, морщины ее приводили в ужас. Однако до пятидесяти пяти лет она принимала участие в фотосессиях.

Поредевшие волосы маскировала париками и шляпами, подрисовывала брови, выпавшие зубы прикрывала полуулыбкой, тонкую талию обозначала полоской бумаги на негативе.

Она прожила шестьдесят два года и скончалась от апоплексического удара 28 ноября 1899 года. Ее похоронили на кладбище Пер-Лашез. Подробности жизни графини отражены в нескольких романах, в ее честь итальянским парфюмером Стефано Фречери создан аромат «Графиня ди Кастильоне», на площади Святого Августина во Флоренции в 2000 году была установлена памятная доска с ее именем, о ней снят сериал и фильм.

«Скерцо ди Фоллиа» (фотографический портрет графини де Кастильоне)

Автор(ы) : КАСТИЛЬОНЕ Вирджиния де (1837-1899), ПЬЕРСОН, Пьер-Луи (1822-1913)

Этот портрет графини де Кастильоне Кастильоне стал символом истории фотоискусства и, в частности, автопортрета. Личность его субъекта, «Ла Кастильоне», внесла свой вклад в его очарование, которое не уменьшилось с годами, продолжая вызывать множество вопросов и гипотез относительно причин сорокалетнего фотографического приключения, которым является этот отпечаток. всего один элемент.

Вирджиния Олдоини, графиня Верасис Кастильоне (1837-1899)

Вирджиния Олдоини родилась в 1837 году (она сама утверждала, что ее год рождения 1843) в генуэзской аристократической семье по отцовской линии и флорентийской по матери . С раннего подросткового возраста ею восхищались за ее невероятную красоту. Ее судьба была хорошо предопределена: состоятельный брак (в 1854 г. с Франческо Верасисом, графом Кастильоне), материнство в 18 лет (ее единственный сын Джорджио родился в 1855 г. ) и богатая светская жизнь. В ноябре 1855 года графиня, которая была родственницей президента итальянского Консильо Камилло Кавура, тайно встретилась с королем Виктором-Эммануэлем. Во время этой встречи она согласилась попытаться убедить Наполеона III поддержать объединение Италии и отказ от австрийского присутствия на полуострове: этот вопрос должен был обсуждаться на Парижском конгрессе 1856 года. Графиня поселилась в Париже со своим мужем и их сыном на Рождество 1855 года, что можно описать только как наступление обаяния. Любовница Наполеона III в течение двух лет. Но в ночь с 5 на 6 апреля 1857 г. на императора напали три carbonari , когда он выходил из дома своей возлюбленной на авеню Монтень. Несмотря на то, что она не имеет никакого отношения к засаде, Вирджинии де Кастильоне было приказано на время покинуть Париж; что она и делала в течение месяца или около того. Однако, вернувшись к светскому кругу парижских балов и приемов, она обнаружила, что император перешел к новой любовнице.

Утомленный поведением своей жены и почти разоренный ее экстравагантным образом жизни, граф Кастильоне в 1857 году развелся со своей женой, которой в то время было всего двадцать лет. Прожив некоторое время в Лондоне, затем недалеко от Турина (Италия), Вирджиния де Кастильоне вернулась в Париж в 1861 году и поселилась в районе Пасси до падения Империи и учреждения Парижской Коммуны, после чего она переехала в Италию. на два года, вернувшись в Париж, на этот раз на Вандомскую площадь, в 1872 году. За эти годы она завела различные рыцарские дружеские отношения и оставалась близкой к политическому миру. По просьбе Тьера в 1870 году во время франко-прусских переговоров она отправилась с миссией к Бисмарку, с которым уже была знакома.

Страдая от депрессии, Вирджиния де Кастильоне постепенно ушла в затворническую жизнь, отмеченную приступами безумия, и стала пациенткой психиатра доктора Бланш. Смерть ее сына Джорджио в 1879 году в возрасте 24 лет еще больше ухудшила ее психическое здоровье. Она умерла в 1899 году в Париже и была похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Сотрудничество с фотографом Пьером-Луи Пьерсоном, длившееся более сорока лет Пирсон (1822-1919 гг.)13), первая фотография сделана в июле 1856 г., последняя — в 1895 г.

До 1861 г. было сделано 55 портретов, из них 34 работы Пирсона. Между 1861 и 1867 и между 1875 и 1895 годами Пирсон сделал еще 289 ее портретов, а также 110 фотографий ее сына и 5 ее собак (цифры, приведенные Николь Г. Альберт, в La Castiglione , Perrin, p. 0,95). Эта необычайная масса портретов, заполнившая апартаменты графини, в то время не предназначалась для выставок, а просто рассматривалась немногими избранными.

Что касается фотографа Пьера-Луи ПиАль Итемсерсона, то он приехал в Париж из региона Мозель во Франции в 1844 году, а в 1855 году (уже будучи опытным фотографом) вступил в партнерство с братьями Леопольдом Эрнестом и Луи Фредериком Майером. , студия на бульваре Капуцинок, 5 стала известна как «Maison Mayer Frères et Pierson». В 1863 году Пирсон выкупил Mayers, но сохранил название «Mayer et Pierson». На протяжении десятилетия «Maison Mayer et Pierson» был очень известен и среди его клиентов был не только император Наполеон III (см. фото принца Императорского), но и король Вюртемберга, королева Нидерландов, Король Португалии, король Норвегии и Швеции. С 1878 года Пирсон стал сотрудничать со своим зятем Гастоном Брауном и партнером последнего Леоном Клеманом, присоединившись к «Maison Adolphe Braun et compagnie», который затем стал известен как «Maison Braun, Clément et compagnie» в 1889 году..

В совершенстве владея своей техникой, а также терпеливо принимая все требования своего клиента, Пирсон оказался идеальным сотрудником для «La Castiglione». В то время как первые фотографии были классическими как по композиции, так и по надетым нарядам, графиня продолжала увеличивать количество портретов, меняя декорации, постановку и наряды, даже маскировку. Действительно, ее вклад был настолько обширен, что эти фотографии правильнее было бы рассматривать как автопортреты, хотя и в сотрудничестве с опытным фотографом.

«Профиль с шиньоном», Пьер-Луи Пирсон, 1859 Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США -Луи Пирсон, около 1861-1863
© Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

 

Кроме того, снимки графини часто были «лестными» и добавлялись цвета, что очень ценилось в то время. Например, на обороте отпечатка цветной фотографии под названием «La Frayeur» («Испуг») — названия в основном выбирались самой графиней — она отметила сценарий, а также исправления, которые необходимо внести в сценарий. print: «Обломки пожара на балу. Люстра на полу, все бегут. Белое атласное платье, блестящий, черный и красный виноград, с темно-зелеными и красными листьями. Удалите клубок волос на виске шеи; заменить виноградной лозой; то же законченное движение справа вверху; покройте всю правую сторону волос фоновым цветом». (цитата по Николь Г. Альберт, Ла Кастильоне , Перрин, стр. 149).

 

«Страх», около 1861–1867 гг., Пьер-Луи Пьерсон
© Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

 

Эти фотографии — эксперимент смелости и экстравагантности. Позы и кадры, всегда определяемые графиней, выходили за рамки демонстрации нарядов, например, с некоторыми фотографиями крупных планов ее рук, ног или ступней еще в 1860-х, затем в 1890-х годах. Женщины из социального происхождения графини определенно не фотографировались в этих позах, которые в то время считались бы неприличными. Таким образом, хотя эти эксперименты не являются новаторскими с точки зрения общей фотографической практики того времени, они остаются исключительными для женщины ранга графини, особенно если учесть, что она была инициатором, вдохновленным фотографиями, сделанными в других местах, такими как фотографии танцоры.

 

«Ноги», Пьер-Луи Пирсон, около 1861–1867 
© Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США 1866
© Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

 

В «Скерцо ди Фоллиа» («Безумная шутка»), созданном где-то между 1863 и 1866 годами, графиня скрывает часть своего лица полупрофильным в правой руке держит фоторамку, через которую смотрит на зрителя. Она носит что-то вроде туники или накидки, оставляя плечи открытыми; ее левое плечо скрыто волосами. Есть игра на идее «смотреть». Она как бы говорит: Я вижу, как ты смотришь на меня, смотришь на мое обнаженное плечо, но, частично скрывая от тебя свое лицо, я не отдаюсь полностью твоему взгляду; и в самом деле, когда мое лицо скрыто, ты уверен, что действительно смотришь на меня? Однако точное выражение взгляда расшифровать сложно: он кажется скорее пустым, чем пресыщенным или вопрошающим. Длительное время выдержки, необходимое для студийных фотографий в те дни, приводило к изменению любого изначально задуманного выражения эмоции. Таким образом, рискованно пытаться придавать значение этому так называемому «шутливому безумию» или определять его как эксгибиционизм, лицемерие или даже феминизм. При этом графиня отказывалась ограничиваться тем положением, которое приписывало ей общество (послушной женой и матерью, которое она исполняла плохо), или ролью, которую ей предлагали сыграть (посла), на которую она соглашалась. одолжить ее тело. В конце концов, все, что мы можем сказать, это то, что ее одержимость фотографией, по-видимому, была полностью мотивирована ее собственным стремлением к эмансипации на службе своему имиджу.

Учитывая огромное количество и разнообразие (см. подборку фотографий на сайте Метрополитен-музея в Нью-Йорке), исключительную тщательность в выборе одежды и аксессуаров (предвосхищающую искусство модной фотографии), постановка и большая продолжительность процесса, ясно, что фотографии графини Кастильоне являются результатом продуманной художественной перспективы: постановка, решенная женщиной, выбирающей себя в качестве субъекта, инсценирующей свои социальные атрибуты, а также ее воображение, постоянно экспериментируя. Действительно, мы знаем, что она хотела, чтобы ее считали автором ее фотографий. В 1867 году, когда ее портрет в образе «Дамы червей» был показан на Всемирной парижской выставке вместе с другими фотографиями Maison Mayer et Pierson, она напрасно надеялась получить билет экспонента: граф Ньюверкерке, суперинтендант изящных искусств, не смог удовлетворить ее просьбу, потому что «они даны только фотографу. Мистер Ле Плей, генеральный комиссар, не идет навстречу, и если бы я настаивал, то нарушил бы вашу анонимность. (цитируется в La comtesse de Castiglione par elle-même , примечание 98, с. 186).

В последний год своей жизни Вирджиния де Кастильоне попыталась организовать выставку своих портретов под названием Самая красивая женщина своего века , рассказывающую историю сорока лет, которые она потратила на изобретение (в контролируемой обстановке фотостудия) параллельная жизнь, предназначенная для потомков, увековечивающая ее красоту и управляющая ее имиджем даже в ее последние годы, отмеченные упадком и болезнью.

Фотоработы графини Кастильоне продолжают очаровывать, провоцировать и вдохновлять художников. Это нарциссическое выражение замечательной личности второй половины XIX века, которое и сегодня вызывает размышления об определении идентичности, статусе тела как интимного, так и социального, а также о границах между реальным и виртуальным.

Ирэн Делаж, октябрь 2018 г. (перевод RY)

Подробнее:

  • Коллекция фотографий  на сайте Метрополитен-музея , Нью-Йорк
  • Графиня де Кастильоне par elle-même , каталог выставки, Музей Орсе, 1999
  • Federica Muzzarelli, Женские фотографии. Эмансипация и перформанс 1850-1940 , Хазан, 2009
  • Николь Г. Альберт, Ла Кастильоне. Vies et métamorphoses , Perrin, 2011
  • Беатрис Пьянтанида, “ Далла Графиня ди Кастильоне и Леди Гага. Dalla Musa all’Icona nella storia della fotografia [От графини Кастильоне до Леди Гаги. От музы к иконе в истории фотографии. Рисунок . 1-2013, 10.6092/issn.2038-6184/4087.

Коллекция старинных фотографий с изображением графини де Кастильоне (Божественной графини)

Вирджиния Олдоини, графиня Кастильоне (1837–1899), более известная как Ла Кастильоне , была итальянской аристократкой, которая была специальным агентом для причина объединения Италии, любовница Наполеона III и загадочная затворница, печально известная своими многочисленными любовными связями. Она родилась в знатной флорентийской семье и в 17 лет вышла замуж за графа ди Кастильоне. Это был плохой матч; она бесстыдно изменяла ему и в конце концов оставила его банкротом. В 1857 году они расстались. Она покинула Париж в 1858 году из-за скандала вокруг ее связи с Наполеоном III.

Перед этим, еще живя в Париже, графиня произвела фурор. Красивая статная графиня была одновременно декадентской и экстравагантной. В то время преобладали роскошные балы, и она стала известна своими яркими выходами в изысканном платье при императорском дворе. Одним из ее самых печально известных нарядов был костюм «Королевы червей». Она даже считалась самой красивой женщиной своего времени и описывалась как обладательница длинных волнистых светлых волос, бледной кожи, нежного овала лица и глаз, которые постоянно меняли цвет с зеленого на необыкновенный сине-фиолетовый. Ее тщеславие было так же известно, как и ее красота, и она рассылала альбомы своих портретов друзьям и поклонникам.

В 1865 году она снова приехала в Париж, чтобы отстаивать единство Италии от имени своего кузена, тогдашнего министра короля Сардинии. После падения Второй империи в 1870 году Олдоини вела все более уединенный образ жизни, что порождало фантастические предположения о ее делах. На склоне лет она провела в квартире на Вандомской площади, где комнаты были оформлены в траурно-черный цвет, шторы были опущены, а зеркала изгнаны — очевидно, чтобы ей не пришлось противостоять преклонному возрасту и потере красоты. Она выходила из квартиры только ночью.

Яростный нарциссизм графини нашел в фотографии идеального союзника, и она была важной фигурой в ранней истории фотографии.

В 1856 году она начала работать в фирме Mayer and Pierson, фотографов, пользующихся благосклонностью императорского двора. В течение следующих четырех десятилетий она поручила Пьеру-Луи Пьерсону помочь ей создать 700 различных фотографий, на которых она воссоздала для камеры знаковые моменты своей жизни. Она потратила большую часть своего личного состояния и даже влезла в долги, чтобы реализовать проект. На большинстве фотографий графиня изображена в своих театральных нарядах, таких как платье Королевы червей. Многие портреты запечатлели триумфальные моменты графини в парижском обществе, в экстравагантных платьях и костюмах, в которых она появлялась на вечерах и балах-маскарадах, в других она берет на себя роли, взятые из театра, оперы, литературы и собственного воображения.

На ряде фотографий она изображена в рискованных для той эпохи позах, в частности, изображения, на которых обнажены ее ноги и ступни. На этих фотографиях ее голова обрезана.

Робер де Монтескью, поэт-символист, денди и заядлый коллекционер произведений искусства, был очарован графиней. Тринадцать лет он писал биографию «Божественная графиня », которая появилась в 1913 году. После ее смерти он собрал 433 ее фотографии, все из которых вошли в коллекцию Метрополитен-музея.

Scherzo di Follia Пьера-Луи Пьерсона 1863–1866 гг., напечатано в 1940-х годах через

«Оперный бал» Пьера-Луи Пирсона, 1861–1867 гг., напечатано в 1895–1910 гг.