_
`
{
}
¡
§
¨
¯
´
¶
·
¸
¿
;
΄
΅
‑
‒
–
—
―
‗
‚
„
†
‡
•
…
‰
‾
Uppercase
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z
Lowercase
a
b
c
d
e
f
g
h
i
j
k
l
m
n
o
p
q
r
s
t
u
v
w
x
y
z
Phonetic Extensions
Modifiers
ʼ
ˆ
ˇ
ˉ
˘
˙
˚
˛
˜
˝
Combining Diacritical Marks
Ligatures
Currency
$
¢
£
¤
¥
₣
₤
₧
€
₴
Symbols
+
=
>
|
~
¬
±
×
÷
Decimal
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Other
²
³
¹
¼
½
¾
Mathematical Operators
⁄
∂
∅
∆
∏
∑
−
∕
∘
∙
√
∞
∫
∼
≃
≈
≠
≤
≥
Superscripts and Subscripts
⁰
⁴
⁵
⁶
⁷
⁸
⁹
₀
₁
₂
₃
₄
₅
₆
₇
₈
₉
Number Forms
⅓
⅔
⅕
⅖
⅗
⅘
⅙
⅚
⅛
⅜
⅝
⅞
Miscellaneous
Letterlike
℁
℅
ℓ
№
℗
™
Ω
℮
Geometric Shapes
Lowercase
µ
ß
à
á
â
ã
ä
å
æ
ç
è
é
ê
ë
ì
í
î
ï
ð
ñ
ò
ó
ô
õ
ö
ø
ù
ú
û
ü
ý
þ
ÿ
ā
ă
ą
ć
ĉ
ċ
č
ď
đ
ē
ĕ
ė
ę
ě
ĝ
ğ
ġ
ģ
ĥ
ħ
ĩ
ī
ĭ
į
ı
ij
ĵ
ķ
ĸ
ĺ
ļ
ľ
ŀ
ł
ń
ņ
ň
ʼn
ŋ
ō
ŏ
ő
œ
ŕ
ŗ
ř
ś
ŝ
ş
š
ţ
ť
ŧ
ũ
ū
ŭ
ů
ű
ų
ŵ
ŷ
ź
ż
ž
ƒ
dž
lj
nj
ǎ
ǒ
ǔ
ǝ
ǧ
ǵ
ǻ
ǽ
ǿ
ȁ
ș
ț
ȧ
ȷ
ẁ
ẃ
ẅ
ỳ
Uppercase
À
Á
Â
Ã
Ä
Å
Æ
Ç
È
É
Ê
Ë
Ì
Í
Î
Ï
Ð
Ñ
Ò
Ó
Ô
Õ
Ö
Ø
Ù
Ú
Û
Ü
Ý
Þ
Ā
Ă
Ą
Ć
Ĉ
Ċ
Č
Ď
Đ
Ē
Ĕ
Ė
Ę
Ě
Ĝ
Ğ
Ġ
Ģ
Ĥ
Ħ
Ĩ
Ī
Ĭ
Į
İ
IJ
Ĵ
Ķ
Ĺ
Ļ
Ľ
Ŀ
Ł
Ń
Ņ
Ň
Ŋ
Ō
Ŏ
Ő
Œ
Ŕ
Ŗ
Ř
Ś
Ŝ
Ş
Š
Ţ
Ť
Ŧ
Ũ
Ū
Ŭ
Ů
Ű
Ų
Ŵ
Ŷ
Ÿ
Ź
Ż
Ž
Ə
DŽ
LJ
NJ
Ǎ
Ǒ
Ǔ
Ǧ
Ǵ
Ǻ
Ǽ
Ǿ
Ȁ
Ș
Ț
Ȧ
Ḟ
Ẁ
Ẃ
Ẅ
Ỳ
Titlecase
Uppercase
Ά
Έ
Ή
Ί
Ό
Ύ
Ώ
Α
Β
Γ
Δ
Ε
Ζ
Η
Θ
Ι
Κ
Λ
Μ
Ν
Ξ
Ο
Π
Ρ
Σ
Τ
Υ
Φ
Χ
Ψ
Ω
Ϊ
Ϋ
Lowercase
ΐ
ά
έ
ή
ί
ΰ
α
β
γ
δ
ε
ζ
η
θ
ι
κ
λ
μ
ν
ξ
ο
π
ρ
ς
σ
τ
υ
φ
χ
ψ
ω
ϊ
ϋ
ό
ύ
ώ
ϑ
ϕ
Uppercase
Ѐ
Ё
Ђ
Ѓ
Є
Ѕ
І
Ї
Ј
Љ
Њ
Ћ
Ќ
Ѝ
Ў
Џ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Ґ
Ғ
Җ
Қ
Ҝ
Ң
Ү
Ұ
Ҳ
Ҷ
Ҹ
Һ
Ӏ
Ә
Ӣ
Ө
Ӯ
Lowercase
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
й
к
л
м
н
о
п
р
с
т
у
ф
х
ц
ч
ш
щ
ъ
ы
ь
э
ю
я
ѐ
ё
ђ
ѓ
є
ѕ
і
ї
ј
љ
њ
ћ
ќ
ѝ
ў
џ
ґ
ғ
җ
қ
ҝ
ң
ү
ұ
ҳ
ҷ
ҹ
һ
ӏ
ә
ӣ
ө
ӯ
Franklin Gothic
Содержание
Выбор шрифтов для визуализации данных
Данная статья — перевод оригинала: «Choosing Fonts for Your Data Visualization»
Цель визуализации данных — сделать макет, который быстро передаст большое количество информации. Хорошая визуализация помогает пользователю понять сложные данные. Любой текст, сопровождающий график, должен читаться настолько легко, будто он отсутствует совсем.
В этой статье я расскажу, как выбрать читаемый и эстетичный шрифт для вашего проекта. Я сосредоточусь прежде всего на небольшом тексте, предназначенном для пояснения графика, включая метки, сноски и источники. Чтобы угодить более широкой аудитории, я буду рекомендовать только бесплатные шрифты Google, хотя есть и множество хороших платных вариантов.
Хорошо читаемые шрифты
Хорошо читаемые шрифты требуют меньше напряжения для понимания. Визуализации с читаемыми шрифтами имеют постоянный ритм и выглядят как единое целое. Хорошая типографика не является показной — она объясняет содержание, не мешая работе пользователя.
Чтобы понять, что это за тип «хорошо читаемых» шрифтов, давайте рассмотрим несколько ключевых элементов.
X-высота
X-высота — это высота строчных букв. Так как строчные буквы иногда имеют разную высоту, этот параметр измеряется с помощью буквы «х».
Х-высота напрямую влияет на то, насколько шрифт читаем при небольших размерах. Взгляните на изображение выше. Все эти шрифты имеют размер в 10 пунктов. Какой шрифт вы считаете наиболее читабельным? Gill Sans и Athelas имеют меньшую Х-высоту, что затрудняет чтение текста. Open Sans, Noto Sans и Lato имеют большую Х-высоту, что обеспечивает удобство чтения при небольших размерах. При выборе шрифта для визуализации данных выберите шрифт с большой Х-высотой.
Обратите внимание: у Lato хорошая высота по оси Х, но укорочена длина линии.
Если ваша визуализация имеет ось Х с ограниченным пространством, вы можете рассмотреть более сжатую гарнитуру, как, например, Lato.
Апертура
Апертура — это пустая область в буквах, как «р» и «о».
Форма апертуры напрямую влияет на читаемость при небольших размерах. Глаза должны легко идти по буквам, человек не должен тратить время на выяснение, буква «о» это или «е». Шрифты с искаженной апертурой плохо отображаются при небольших размерах, поэтому следует избегать причудливых шрифтов вроде Marker Felt. Обратите внимание, как трудно читать плотные шрифты, такие как League Gothic и Futura Condensed при небольших размерах: это связано с тем, что при сжатии шрифта апертура удлиняется. При выборе шрифта для визуализации данных используйте шрифт со стабильной открытой апертурой.
Засечки
Засечки — это маленькие галочки вокруг буквы.
При маркировке данных часто избегают засечек, потому что дополнительные элементы иногда запутывают представление о форме буквы. Первые три строки выше — шрифты с засечками. Сравните их с двумя последними без засечек: в этом примере слова без засечек легче расшифровать. И хотя некоторые шрифты с засечками можно использовать при меньших размерах, если вы не уверены, выберите что-нибудь без засечек.
Использование чисел
Числа гарнитуры бывают либо пропорциональными, либо табличными.
Пропорциональные числа выглядят хорошо при использовании в тексте. Табличные числа предназначены для работы с данными и занимают одинаковое количество ширины на символ. Если вы выстроите цифры в линию, увидите, что они попадают в одинаково расположенные столбцы. Табличные числа легче читать в визуализациях.
Open Sans — табличный шрифт, центрирующий числа в пространстве столбца. А Lato, например, немного смещает число в таком пространстве. Почему это важно?
Потому что это маленькое пространство требует от вашего мозга работы для осознания того, что это непрерывная цепочка цифр. Мы можем исключить эту работу, выбрав гарнитуру с табличными числами или даже с пробелами.
Посмотрите на старомодные числа. Raleway — красивый шрифт, который обычно используется для текстов и логотипов, однако он плохо работает для маркировки и визуализации данных. Это потому, что он использует старомодные числа вместо ровных чисел, идущих в одну линию. Взгляните, как 3, 5 и 4 опускаются ниже базовой линии. Такие числа трудно воспринимать не только в визуализации, но и в обычном тексте.
Системы типографского дизайна
Системы типографского дизайна представляют собой набор из размеров шрифта, веса и высоты строк, которые будут использоваться в макете. Системы помогают обеспечить визуальную согласованность проекта. Ниже представлено пять систем, которые можно опробовать в своем дизайне. Все они используют бесплатные шрифты Google с открытым исходным кодом.
Система 1: один шрифт / один размер
Такая система использует одну гарнитуру с одним заданным размером, что приводит к универсальной визуальной текстуре. Такой тонкий подход хорош для дашбордов или для добавления графиков в бизнес-отчёт. Важная информация может быть отмечена при использовании более тяжелого веса шрифта или оттенков серого.
Пример из жизни: примером этой техники является панель инструментов Google Trends. Этот дашборд использует шрифт Roboto как для заголовка, так и для надписей. Панель инструментов разделяет контент с помощью макета на основе карты. Эта карта использует одну гарнитуру и один размер шрифта по всей композиции.
В следующей таблице используется техника «Один шрифт / один размер» с Lato в 14 пунктов и высотой строки в 18 пунктов:
Используемый шрифт: Lato — хороший шрифт для визуализации данных, потому что хорошо читается при небольших размерах. Шрифт имеет чистую апертуру, умеренную X-высоту и узкий, но неискаженный интервал между буквами. Для чисел он использует табличные значения, они равномерно распределены для удобства чтения. Жирный шрифт легко отличается от обычного, однако полужирный не имеет достаточных отличий от обычного или жирного, так что его следует избегать. Lato был выпущен в Google Fonts в 2015 году и в настоящее время является третьим по популярности шрифтом на их сайте.
Система 2: Один шрифт / большой заголовок
Типографская система «один шрифт / большой заголовок» использует один шрифт с заголовком, который больше и жирнее прочего контента. Больший заголовок выделяется и позволяет пользователю быстро понять, о чём идёт речь.
В визуализации The Washington Post использован шрифт ITC Franklin Pro
Пример из жизни: The Washington Post использует такую систему в приведённой ниже визуализации. Дизайнер сохраняет семейство и размер шрифта в соответствии с тем, чтобы навигация ощущалась как часть макета.
Ниже приведён пример использования такой системы. В нём используется шрифт Assistant размером в 24 пункта для заголовка и в 14 пунктов для прочего содержимого.
Используемый шрифт: Assistant — чёткий современный шрифт, который хорошо работает в дизайне благодаря простому, открытому эстетичному размеру букв. Числа хорошо сбалансированы и не имеют пробелов. Assistant — семейство шрифтов с открытым исходным кодом, основанное на Source Sans Pro. Проект открыт для сотрудничество и принимает участие в репозитории GitHub.
Система 3. Два шрифта / тяжёлый & лёгкий
Такая система использует два шрифта без засечек с дополнительной X-высотой и межбуквенными интервалами. Заголовок имеет большой вес, содержание — лёгкий.
Пример из жизни: для визуализации данных Reuter в материале «The Rohingya Crisis: Life in the camps» используется комбинация тяжелых и легких шрифтов. Дизайнер использовал фирменную гарнитуру Reuter «Knowledge» для заголовка. Прочая информация использует Source Sans Pro, доступный в библиотеке Google Fonts. Обратите внимание, как «Negative for E. Coli» выделено серым цветом, чтобы привлечь внимание к первым трём показателям.
В следующей таблице используется эта система. Заголовки большие и полужирные, остальное содержимое имеет небольшой вес. Сочетание тяжелых и тонких шрифтов обеспечивает контрастное разделение, помогая пользователю определить важные разделы композиции.
Используемые шрифты: PT Sans Bold — сильный округлый шрифт с большой X-высотой. PT Sans и PT Serif были разработаны для русского алфавита как всеобъемлющий шрифт для поощрения печати и чтения на национальной языке. В дополнение к кириллице, PT Sans поддерживает латиницу, греческий, арабский и другие формы. Семейство также включает стиль PT Sans Caption, который был разработан специально для мелкого шрифта и хорошо подходит для длинных заметок или разделов источников.
Содержимое в примере использует шрифт Noto Sans: это чистый шрифт со слегка сжатым межбуквенным интервалом, что компенсируется чёткой круглой апертурой и большой X-высотой. Табличные числа включают в себя прочное число «1» с широкой ножкой, придающую структуре чисел чёткий вид. Noto Sans является частью большого семейства шрифтов Noto. В группе более 100 различных шрифтов с целью обеспечения «визуальной гармонии» на нескольких языках. Это делает Noto Sans особенно хорошим вариантом для многоязычных визуализаций.
Система 4: Один с засечками / один без засечек.
Такая система использует два шрифта, один из которых с засечками, а другой — без.
Пример из жизни: ниже приведён скриншот статьи New York Times «Coronavirus in US». Название использует шрифт NYT Cheltenham, а метки данных — NYT Franklin, оба шрифта созданы специально для New York Times. Метки имеют два компонента: заметное название штата и менее заметное число. Использование этих двух стилей создает шаблон, который помогает зрителю быстро декодировать информацию. Что бросается в глаза? Название штата или номер?
В следующем примере такой системы используется шрифт Merriweather в 22 пункта с высотой строки в 26 пунктов для заголовка. Source Sans Pro используется для остального контента.
Используемые шрифты: Merriweather — слегка округлый шрифт с толстым и тонким штрихом средней контрастности, что делает его подходящим для заголовков, но не для мелкого текста. Вес шрифта, использованный выше, самый тяжелый. Source Sans Pro используется для содержания. Он был разработан специально для пользовательских интерфейсов.
Серая шкала текста может использоваться для создания шаблонов (как в приведённом выше фрагменте NYT), для снижения визуальной значимости элемента (как это было во фрагменте Reuter) или для выцветания больших фрагментов менее заметной информации, таких как источники или раздел заметок.
Система 5: С засечками для чтения / Без засечек для маркировки
В такой системе заголовок, подзаголовок и прочая информация имеет шрифт с засечками. Эта идея основана на давней дискуссии в теории дизайна о том, что шрифты с засечками для длинных отрывков текста, возможно, позволяют быстрее усваивать информацию. Для максимальной читабельности оставьте длину строки не более 60 символов.
Пример из жизни: New York Times особенно хорошо смешивает шрифт NYT Cheltenham с засечками для чтения и шрифт NYT Franklin без засечек для марикровки данных. Несмотря на то, что это два совершенно разных шрифта, они работаю вместе, потому что буквы имеют дополнительную апертуру, большую X-высоту и одинаковую ширину штриха при соответствующих весах.
На следующем графике отображена такая система с использованием шрифта Lora для заголовка и подзаголовка и шрифта Libre Franklin для содержимого маркировки.
Используемые шрифты: Lora — шрифт Google, оптимизированный для экрана, но также хорошо подходящий и для печатных проектов. Текст диаграммы — Libre Franklin, это шрифт на основе Franklin. Он относится к группе шрифтов, вдохновленных оригинальным шрифтом Franklin Gothic, созданным примерно в 1910 году.
Указанные в тексте шрифты и системы являются взаимозаменяемыми. Ниже приведён список упомянутых гарнитур:
- Lato
- Assistant
- Noto Sans
- Source Sans Pro
- Libre Franklin
Это шрифты, подходящие для заголовков:
- PT Sans
- Merriweather
- Lora
Хороший выбор шрифтов для системы начинается с понимания того, как элементы форм букв обеспечивают высокую читаемость. Я надеюсь, что этот подход поможет вам найти свою систему дизайна шрифтов. Какие ваши любимые шрифты для визуализации данных? Дайте мне знать ниже и спасибо за чтение!
Семейство шрифтов Franklin Gothic — Типография
Твиттер
Фейсбук
Электронная почта
- Статья
- 2 минуты на чтение
Обзор
Разработанный в 1904 году Моррисом Фуллером Бентоном для компании American Type Founders, шрифт Franklin Gothic изначально был задуман как единственный груз. В течение следующих нескольких лет семейство ATF было расширено за счет включения курсивного, сгущенного, сжато-затененного, сверхсжатого и широкого вариантов. По какой-то неизвестной причине легкие или промежуточные веса так и не были созданы. В 1979, по лицензии ATF, International Typeface Corporation создала четыре новых веса ? Книга, Средний, Деми и Тяжелый? в латинском и курсивном вариантах. Разработанные Виктором Карузо, эти новые дизайны соответствовали чистым характеристикам оригинального Franklin Gothic, точно придерживаясь тонкого толстого и тонкого рисунка оригинального шрифта ATF, но с немного увеличенной высотой строчной буквы x. Это увеличило x-высоту? что улучшило внешний вид и читабельность шрифта? а наличие большего семейства сделало ITC Franklin Gothic предпочтительным выбором при настройке больших блоков текста без засечек. Franklin Gothic был назван Моррисом Фуллером Бентоном в честь Бенджамина Франклина, которым Бентон очень восхищался за его значительный вклад в американскую историю и культуру, в частности в полиграфию.
Описание | |
---|---|
Имя файла | Frabk.ttf Frabkit.ttf Fradm.ttf Fradmcn.ttf Fradmit. ![]() Frahv.ttf Frahvit.ttf Framd.ttf Framdcn.ttf Framdit.3ttf |
Типы и веса | Franklin Gothic Book Franklin Gothic Book Italic Franklin Gothic Demi Franklin Gothic Demi Cond Franklin Gothic Demi Italic Franklin Gothic Heavy Franklin Gothic Heavy Italic Franklin Gothic Medium Franklin Gothic Medium Cond Franklin Gothic Medium Italic |
Дизайнеры | Виктор Карузо |
Авторское право | ITC Franklin Gothic является товарным знаком The International Typeface Corporation, который может быть зарегистрирован в определенных юрисдикциях. Часть авторского права Microsoft Corporation. Все права защищены. |
Поставщик шрифтов | ИТЦ |
Теги сценария | н/д |
Кодовые страницы | 1252 Латиница 1 1250 Латиница 2: Восточная Европа 1251 Кириллица 1253 Греческий 1254 Турецкий 1257 Windows Baltic Mac Roman Набор символов Macintosh (US Roman) 863 MS-DOS Канадский Французский 861 MS-DOS Исландский 860 MS-DOS Португальский 857 IBM Турецкий 855 IBM Кириллица; преимущественно русский 852 латиница 2 775 MS-DOS Baltic 737 греческий; прежний 437 G 850 WE/Latin 1 437 US |
Фиксированный шаг | Ложь |
- Часто задаваемые вопросы о распространении шрифтов для Windows
- Лицензия на шрифты Microsoft для предприятий, веб-разработчиков, для распространения аппаратного и программного обеспечения или установки на сервер
Продукты, поставляющие этот шрифт
Этот шрифт также доступен в приложениях Office. Для получения дополнительной информации посетите эту страницу.
Style & weight examples
Franklin Gothic Book
Franklin Gothic Book Italic
Franklin Gothic Demi
Franklin Gothic Demi Cond
Franklin Gothic Demi Italic
Franklin Gothic Heavy
Franklin Gothic Heavy Italic
Franklin Gothic Medium
Franklin Gothic Medium Cond
Franklin Gothic Medium Italic
Обратная связь
Просмотреть все отзывы о странице
Libre Franklin Font Скачать бесплатно
Здесь я представляю вам простой и уникальный в этом посте. Libre Franklin — удивительный и привлекательный шрифт. Он состоит из 18 различных сказочных стилей. Этот сказочный и уникальный шрифт используется в заголовках, надписях, обложках и визитных карточках.
Содержит 530 глифов и набор заглавных и строчных букв, цифр и специальных символов. Его также называют шрифтом Google, поскольку он доступен в списке шрифтов Google. Libre Franklin идентичен шрифту Poppins.
Используется в Adobe, Canva и CorelDraw для создания потрясающих графических изображений и логотипов. Это придает потрясающий вид вашим фотографиям. Его инструмент-генератор также предоставляет вам платформу, чтобы сделать ваш текст более потрясающим с его удивительными текстовыми эффектами и цветами.
Этот инструмент-генератор упрощает разработку проекта. Вы пишете в нем свой текст и придаете ему потрясающий эффект, копируете и вставляете текст в MS Word или куда хотите его вставить. Этот шрифт можно использовать в паре со шрифтом Arsenal. Вы делаете свой текст более привлекательным.
Вы можете использовать этот шрифт в названиях книг, веб-сайтах, визитных карточках, обложках журналов, плакатах, баннерах, дизайне одежды, презентациях, газетных заголовках, пригласительных билетах, этикетках продуктов, логотипах, брошюрах и многих других работах.
Создатель Libre Frank lin Font
Пабло Импаллари, аргентинский дизайнер и разработчик шрифтов, создал этот привлекательный шрифт для своей литейной Impallari Type.
Семейство шрифтов Включает
Этот стиль шрифта создан с использованием эксклюзивного и обычного стиля. Этот великолепный стиль представляет собой сочетание различных характеристик, включая знаки препинания, символы, глифы, цифры, заглавные буквы, маленькие буквы, специальные символы и множество языковых средств.
View of Libre Franklin Font
Сведения о шрифте
Имя | Свободный шрифт Франклина |
Стиль | Без засечек |
Конструктор | Пабло Импаллари |
Формат файла | ОТФ, ТТФ |
Литейный завод | Импаллари Тип |
Лицензия | Бесплатно для личного |
Тип | Бесплатная версия |
Информация о лицензии
Это не бесплатный шрифт. Вы можете использовать его для бесплатной версии для ваших знаний и личного использования. Если вы хотите использовать этот шрифт в своем коммерческом проекте, вам необходимо связаться с автором.
Шрифт Libre Franklin Скачать бесплатно
Вы можете скачать этот шрифт с помощью следующей кнопки «Скачать шрифт». После нажатия на кнопку начинается загрузка его бесплатной версии.
Скачать шрифт
Альтернативы шрифта Libre Franklin
- Средний шрифт Exo 2
- Шрифт OPTIDelTon-Book
- Мули жирный шрифт
- Жирный шрифт Fineness
- Шрифт Typograph Pro
- Мукта Малар, средний шрифт
- Мукта, средний шрифт
- Фира Санс Шрифт
- JejuGothic Шрифт
Поддерживаемые языки
Русский, финский, французский, фризский, фриульский, галисийский, генуэзский, немецкий, молдавский, науатль, ненецкий, норфолкский/питкэрнский, словенский (словенский), сомалийский, южный ндебеле, южный сото (сесото), испанский, суахили, свати/свази, шведский, тагальский (филиппинский/филиппинский), таитянский, таджикский, тсвана, туркменский, туркменский (кириллица), украинский, узбекский (кириллица), вепсский, вьетнамский, водский (латинизированный), валлонский, варлпири, Интерглосса (глоса), интерлингва, английский, греческий, гренландский, гуарани, гаитянский креольский, хауса, ирландский (гэльский), истро-румынский, итальянский, джерриа, кабардинский, гавайский, хилигайнон, горный мари, хмонг, хопи, венгерский, ибанаг, исландский, илоко (илокано), индонезийский, калмыцкий (кириллица), карачаевский (кириллица), кашубский, казахский (кириллица), хакасский, халха, ханты, кильдинский саамский, коми-пермяцкий, курдский, курдский (курманджи), македонский, малагасийский, норвежский, окситанский, оромо, осетинский, пангасинский, папиаментский, пьемонтский, кечуа, ретороманский, румынский.