Содержание
Робер Дуано — ироничный, наблюдательный, лиричный и великий фотограф-гуманист
Фотографируя, я не оставляю упорных попыток остановить убегающее время. Наверное, это безумие
Р. Дуано
Робер, или, как по-английски звучит его имя, Роберт Дуано (©Robert Doisneau) — фотограф-парадокс. Его величие не оспаривают ни профессионалы, ни широкая аудитория, но его работы невозможно отнести ни к одному из существующих стилей. На протяжении карьеры он приближался к авангарду и сюрреализму, интересовался пиктореалистическим направлением и, безусловно, был мастером «городского ироничного репортажа». При огромном и разнообразном наследии он не создал собственную фотошколу и, наверное, так и останется единственным и неповторимым мастером со своей французско-эксцентричной манерой.
«Поцелуй у Отель-де-Виль» и остальные снимки фотографа — гимн радости жизни
Дуано всю жизнь работал на улицах городов (в том числе своего любимого Парижа) и умел изображать повседневную суету так, что она становилась лиричной и очень личной. Ярчайший тому пример — его знаменитый снимок Le baiser de l’hôtel de ville, на котором изображена слившаяся в поцелуе юная пара. Сделанное в 1950 году фото — один из символов города, но, по забавному стечению обстоятельств, оно постановочное. Автор умел чувствовать настроение улиц так, что без труда воспроизвел его с помощью двух молодых актеров — Франсуаз Дельбарт и Жака Карто. Фотограф увидел, как они целовались на улице, но не стал их снимать, чтобы не мешать влюбленным. Позже, однако, он подошел к паре, сказал, что он увидел очаровательную картину и попросил поцеловаться еще раз — на камеру.
Как вспоминают сами «виновники мероприятия», Дуано вел себя мило и располагающе, без всякого нажима и они с удовольствием прислушались к его просьбе, позируя рядом с Отель-де-Виль. Фото опубликовал журнал Life, а для Франсуаз Робер прислал снимок с автографом. В 2005 году его продали на аукционе коллекционеру из Швейцарии за 155000 евро.
Фотограф очень не любил это фото. Из-за него он несколько раз попадал в суд, отбиваясь от претензий моделей, но он лично заработал на нем боле полумиллиона долларов. После того, как в 1986 году фото перепечатали в виде постера, изображение стало парижским символом. Однако, эта растиражированная на плакатах, марках и футболках работа, хоть и выдающаяся — не единственная удача Дуано.
За несколько десятилетий творческой деятельности фотограф выпустил более 20 фотосборников. В них он на разные лады воспевал моменты, составляющие повседневную жизнь. Быть может, это обаяние и чувство юмора Дуано накладывают отпечаток на его работы, но все они объединены легкостью, игривой иронией и истинным гуманизмом. Реальность со всеми ее тяготами, контрастами и несовершенствами представлена у Дуано забавной, порой эксцентричной, неожиданной, но не отталкивающей. Поэтому Робер, как и Эдуар Буба или Вилли Рони — настоящий французский гуманист.
От начала творческой карьеры до заслуг и званий
Дуано — рыцарь Ордена Почетного легиона. Звание ему присвоили в 1984 году, но и раньше, и позже его стиль, одновременно скромный и яркий, приносил ему титулы и признание общественности. Поклонники и журналисты именовали Робера поэтом городских улиц и окраин, мастером фотографии в истинно французском духе. Дуано ставят в один ряд с великими фотохудожниками, повлиявшими на его манеру — Анри Картье-Брессоном и Эженом Атже. Кто бы мог представить себе такую славу, глядя на восемнадцатилетнего юношу, который бродил по улицам с примитивной камерой.
Робер родился в середине апреля 1912 года в парижском пригороде — как говорил он сам, одном из самых убогих районов города. Его мать умерла от чахотки, когда мальчику было всего семь лет, и вторая жена отца не смогла ее заменить. Может, поэтому в творческом наследии так много сюжетов посвящено детям, беспечально играющим на улицах подальше от взрослых. Дуано относился к маленьким моделям с уважением и серьезностью, его именем даже назвали несколько французских начальных школ.
После окончания средней школы юноша решил стать литографом и поступил в художественно-ремесленное училище Этьенн изучать гравюру и печатное дело. Дуано быстро понял, что профессия уходит в прошлое, стал делать первые шаги в изобразительном искусстве, графике и взял в руки камеру. Робер подрабатывал в студии, занимавшейся изготовлением ярлыков для фармацевтической отрасли. Когда в ней открылась фотомастерская, Дуано перешел в нее работать.
В начале карьеры у молодого человека была только простая камера, снимавшая на длинной выдержке, а сам он был слишком застенчивым. Поэтому первой «фотомоделью» для него была груда кирпичных обломков, а затем — афиши, здания и другие объекты, которые помогли Дуано научиться чувствовать пропорции и формы. Он стал мастерски «жонглировать» ассоциациями, закладывая в фотографии многоуровневый смысл.
Становление и взлет «певца парижских улиц»
Научившись работать с неподвижными объектами, Робер начал снимать детей и взрослых, а с 1934 года стал профессиональным промышленным фотографом и сотрудничал с концерном Renault. За несколько лет до этого события молодой автор познакомился с Виньо, сильно повлиявшим на Дуано. Уже известный скульптор и художник пригласил Робера быть его фотоассистентом, научил его светописи и познакомил с творчеством Брассе и Картеша.
В 1932 году молодой фотограф создал свой первый репортаж — на одном из блошиных рынков Парижа. После того, как серию опубликовали в «Эксельсиоре», Дуано стал по-настоящему профессионально работать с камерой.
После призыва в армию на год, а затем увольнения из Renault в 1939 году из-за откровенного саботажа скучной и нетворческой «поденщины» Робер переехал в южный пригород столицы. Всего через год началась война, в которой фотограф активно участвовал — сначала в ополчении, а затем в рядах парижского Сопротивления. Вспомнив о ремесле гравера, он печатал открытки (а заодно и подпольные листовки).
После войны работы в Париже оказалось очень много, и Дуано вернулся к профессии независимого фотографа. Еще в 1949 году он получил первый контракт с Vogue, некоторое время сотрудничал с агентством ADEP. Его члены, Р.Капа и А.Картье-Брессон впоследствии пригласили фотографа стать участником Магнума, но Робер отказался. Он слишком любил Париж и не хотел часто уезжать хоть и в интересные, но командировки.
Робер Дуано много десятилетий прожил в Жантилли, южном предместье столицы, и делал свои фотографии на улицах родного города. Умер он апрельским днем 1994 года в Париже. Похоронили фотографа в его родном и любимом городе, рядом с женой.
Робер Дуано оставил после себя снимки, глядя на которые люди невольно улыбаются, проникаются духом человечности и учатся видеть в обыденных вещах истинное чудо искусства.
Человек, который воспел Париж в фотографиях » BigPicture.ru
Робер Дуано (фр. Robert Doisneau, 14 апреля 1912 — 1 апреля 1994) — французский фотограф, мастер гуманистической французской фотографии. За свою долгую жизнь Робер Дуано так и не вписался ни в один из стилей, не создал никакой творческой школы. Дуано сближался с сюрреалистами, авангардистами, пробовал себя даже в пикториализме.
Наиболее известен его кадр «Поцелуй у Отель-де-Виль» (Le baiser de l’hôtel de ville), где изображена пара, целующаяся на фоне парижской ратуши. В 1984 году Дуано получил звание рыцаря ордена Почетного легиона.
Робер Дуано прославился благодаря своей особенной манере изображать жизнь любимого города — скромной, при этом игривой и ироничной, выхватывающей из ежедневной суеты забавные совпадения, контрастные неожиданности, а иногда и эксцентричные выходки. На его творчество, вероятно, повлияли мастера своего времени Андре Кертес, Эжен Атже и Анри Картье-Брессон. Более чем 20 сборников демонстрируют нам работы, изображающие непосредственность реальной жизни, со всеми ее странностями и огрехами.
Важное место в работах фотографа занимает уличная культура детства. Раз за разом он возвращается к теме детей, играющих на улицах, вдали от неусыпного контроля взрослых. Уважение и серьезность сквозят в этих кадрах. Не зря несколько начальных школ были впоследствии названы именем фотографа.
В 1950 году была создана самая знаменитая работа фотографа, запечатлевшая целующуюся парочку на фоне суеты городских улиц. Она стала одним из символов Парижа. Имена попавших в кадр людей были неизвестны до 1992 года.
Жан и Дениз Лавернье были уверены, что это именно они. В 80-х годах они устроили встречу с фотографом и его помощником Аннет. Но их мнение так и не подтвердили, дабы не разбивать мечту влюбленных. Однако на этом они не успокоились и подали на фотографа в суд за использование их изображения, авторское право на которое, по французским законам, принадлежит изображенным.
На суде Дуано ничего не оставалось, как признаться, кто именно был в кадре: Франсуаза Дельбарт и Жак Карто — пара, которую он заметил целующейся на улице, но не стал фотографировать из этических соображений, а позже предложил повторить поцелуй для съемки. Суд был выигран.
В момент съемки Франсуазе было 20 лет, Жаку — 23, они были начинающими актерами. В 2005 году Франсуаза вспоминала: «Он сказал, что мы выглядели очаровательно, и предложил поцеловаться еще раз перед камерой. Мы были не против. Это был не первый наш поцелуй. Мы тогда целовались все время, это было очень приятно. Месье Дуано был очень мил, совершенно без высокомерия, очень прост».
Они позировали ему на площади Согласия, улице Риволи и напротив мэрии Отель-де-Виль. Фотография была опубликована в выпуске журнала Life 12 июня 1950 года. Отношения между парочкой, впрочем, продлились всего девять месяцев. Франсуаза продолжила актерскую карьеру, а Жак стал виноделом.
Тогда же, в 1950 году, Франсуаза получила от фотографа оригинальный снимок с подписью и печатью в награду за участие. Благодаря этому факту позже, в 90-х годах, Франсуазе не удалось отсудить у фотографа большую компенсацию. Однако в апреле 2005 года эта фотография принесла ей 155 тысяч евро на аукционе Artcurial Briest-Poulain-Le Fur и досталась нераскрытому швейцарскому коллекционеру.
Смотрите также:
18 странных и отвратительных фактов о Британии Викторианской эпохи,
Забавные уличные фотографии Нильса Йоргенсена,
10 всемирно известных фотографов-портретистов,
Женщины, которые правили Парижем из постели: скандальный каталог с парижскими куртизанками XIX века
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Robert Doisneau — 180 Artworks, Bio & Shows on Artsy
2k Followers
Bio
Возможно, лучше всего для его знаменитого изображения 1950 года пары, целующейся на улицах Парижа — _Le baiser de l’hôtel de ville (Поцелуй у Town Hall)_—Робер Дуано вместе с Анри Картье-Брессоном были пионерами фотожурналистики. Дуано захвачен …
Посмотреть все прошедшие выставки и ярмарочные стенды
Обзор
Работы на продажу (109)
Результаты аукциона
Избранные работы
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Название выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Museum of Sample Art (Example) и еще 33
Собраны крупным учреждением
Пример, и еще 5
достижения
Активный вторичный рынок
Недавние результаты аукциона в базе данных Artsy Price
Высокий аукционный рекорд
US 85,0 млн.
, Phillip
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Отправить сейчас
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
10003
Из 500 долл.
США
Works On Paper
из 500 долл. США
Works On Paper
из 500 долл. США
Работа для продажи
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Имя художника
Название работы
Партнер
артист.
Статьи
Какой-то художник
Местоположение
Некоторый художник
Местоположение
Некоторые художники
Расположение
.
Исполнитель
Местоположение
Некоторый исполнитель
Местоположение
Похожие исполнители
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р.
9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
фотограф-гуманист, любивший Париж – The Irish Times
Влюбленные останавливаются перед террасой кафе. Его правая рука обхватывает ее плечо. Их прически и одежда, а также старинные автомобили на улице Риволи позади них относят сцену к Парижу после Второй мировой войны. Это тишина в море движения, спешащих прохожих и машин. Равнодушный мужчина в костюме, очках и берете игнорирует их. Как и в скульптуре Родена, мужчина напряжен, его мышцы напряжены. Женщина отдается, почти обмякшая, в его объятия.
Робер Дуано заказал «Le Baiser de l’Hôtel de Ville» для журнала Life в 1950 году. Воспроизведенный на бесчисленных открытках, календарях, настольных дневниках и плакатах, он стал одним из самых известных изображений 20-го века.
Le Baiser de l’Hotel de Ville, 1950
Картина олицетворяет собой гуманистическую школу фотографии, которая зародилась во Франции в 1930-х годах, была прервана Второй мировой войной и возродилась, изображая тяготы послевоенного существования, как а также его маленькие радости и удовольствия. Его основателями были Дуано, Анри Картье-Брессон и Вилли Рони. Марк Рибу и уроженец Венгрии Брассай были видными членами.
ПОДРОБНЕЕ
Фотографы-гуманисты предпочитали черно-белое цвету, «маленькие люди» — дворянству. Они гордились своей междисциплинарностью и поддерживали тесные дружеские отношения с другими художниками. Дуано сфотографировал Жоржа Брака и Альберто Джакометти в их студиях, а Пикассо за его кухонным столом в Валлорисе, с визуальной шуткой: буханки хлеба в форме пальцев там, где могли быть руки художника.
«Поэтические записи»
Дуано написал свои собственные подписи, которые он назвал «поэтическими обозначениями». В 1949, он попросил франко-швейцарского писателя Блеза Сандрара написать текст для La Banlieue de Paris , первой из 30 фотокниг Дуано. В его восьми разделах, озаглавленных «Дети», «Любовь», «Фон», «Воскресенье и праздничные дни», «Свободное время», «Работа», «Конечная станция» и «Жилище», каталогизированы любимые темы Дуано.
Больше, чем любой другой фотограф, Дуано ассоциируется с мощеными улицами и старыми оцинкованными барами Парижа. Он рыскал по бедным районам в поисках минут благодати, играя на трубе на складном стуле под цветущим деревом, женихов и невест на грязных улицах и празднуя в бистро рабочего класса. Он изображает детей, стремящихся добраться до места назначения или играющих в вневременные игры. Пара в центре La Dernière Valse du 14 juillet, Paris 1949 освещает пустынную ночную улицу волшебным образом.
Mademoiselle Anita, 1951
La Dernière Valse Du 14 Juillet, Paris 1949
Alberto Giacometti Dans Son Atelier, Paris, Décembre 1957
Французский фотограф Роберт Дойсно, сфотографированный Bracha L Ettinger In His Studio In Montrouge Mons in Hyd nem in in nentio in montrouge in nom in in nontio in nom in nentio in montrouge in in nem in nemnio in montrouge in montrouge in nemnio in nom in nontio in montrouge. Картины Дуано не могли быть сняты в современной Франции, потому что никто не может фотографироваться на публике без разрешения, а субъекты сохраняют законные права на свое изображение. В преклонном возрасте Дуано был расстроен двумя судебными процессами от истцов с требованием оплаты за то, что он изображен в Baiser de l’Hôtel de Ville . Одна пара не смогла доказать, что они были на фото. Франсуаза Борне, которая была студенткой театра, когда позировала для фотографии, потеряла свой костюм на том основании, что ее лицо было невозможно идентифицировать.
После своей смерти в 1994 году Дуано оставил около 450 000 негативов. Его дочери выбрали 150 фотографий для ретроспективы, которая проходила в Музее Иксель под Брюсселем осенью и зимой 2017–2018 годов. Двуязычный каталог, изданный Расином/Ланну, представляет собой сборник поэтического реализма Дуано.
«Я не собирался создавать комплекс работ. Я просто хотел оставить память о маленьком мире, который я любил», — сказал Дуано.
Каждое изображение Дуано рассказывает историю. Mademoiselle Anita (1951) могла бы появиться прямо из песни Эдит Пиаф. Молодая женщина опускает глаза вниз, сидя за угловым столиком в бистро. На ней нить жемчуга и платье с глубоким вырезом, ее губы изгибаются в малейшей улыбке. Когда он попросил разрешения сфотографировать ее, Дуано сказал: «Она раскрыла плечи, сбросив болеро, поэтому было очевидно, что она была счастлива сделать это … Она надеялась на танцовщицу, вместо этого она получила фотографа. И с того дня в 1951, Анита застыла во времени».
Палм-Спрингс, США, январь 1960 года. фотографировать поля для гольфа. Он подготовил беззаботное этнографическое исследование игровой площадки в пустыне Палм-Спрингс. Его яркие изображения спортивных автомобилей, мотелей, бассейнов и загорающих матрон были заново открыты в 2007 году и занимают видное место в каталоге Ixelles. Фотографии Палм-Спрингс кажутся происходящими с планеты и эпохи, далеких от Парижа, в них все выдумка. 0003
Отец Дуано был сметчиком, женившимся на дочери фабриканта. Как и Картье-Брессон, Дуано стыдился своей буржуазности. Он и его жена Пьеретта провели свою семейную жизнь в рабочем пригороде Монруж.
Предательство
После ужасов, учиненных нацистами, все, что хоть немного правое, было отвергнуто. Дуано работал в коммунистическом еженедельнике Action после войны, затем в течение двух лет в диаметрально противоположном Vogue , прежде чем он присоединился к профсоюзному журналу 9.0367 La Vie Ouvriere . Дуано сказал, что было ошибкой суждения и классовым предательством тратить время на создание того, что он назвал «фотографиями баронесс».
Слово «культовый» стало клише много лет назад, но « Baiser de l’Hotel de Ville » Дуано, наряду с классикой времен Гражданской войны в Испании Роберта Капы, «Падающий солдат » (1936), является одним из дюжины действительно знаковые образы прошлого века.
Les Pains de Picasso, Валлорис, 1952
Какими бы разными они ни были, обе фотографии вызвали споры.