Дети староверов: В семьях староверов, которые недавно вернулись в Россию, детей учат дома. Новости. Первый канал

В семьях староверов, которые недавно вернулись в Россию, детей учат дома. Новости. Первый канал

С неожиданной проблемой столкнулись семьи староверов, которые недавно вернулись в Россию. По традициям, они учат детей дома, причем программа совершенно не совпадает с российской школьной. Но по законам, каждый ребенок в нашей стране должен получить начальное образование. Власти не хотят идти на конфликт, а сами староверы намерены оставить все как есть.

Когда видишь старообрядцев, кажется, что на машине времени попал, как минимум, на 100 лет назад. Они ничем не отличаются от своих предков — так же одеваются, говорят, читают и учат детей.

У староверов — своя система образования. Книга номер один — азбука церковнославянского языка, ей детей обучают с самых малых лет. Когда они становятся чуть постарше, изучают старинные псалмы — тоже на церковнославянском. И лишь потом — уроки современной грамоты.

Им понятней древнерусский, а не привычный для нас алфавит. Даже самые маленькие старательно штудируют псалтырь и бегло читают ветхозаветные молитвы.

При этом современный букварь первоклассника — слишком сложная книга даже для 10-12-летних. Трудновато и писать — на бумаге они едва могут вывести свои имя и фамилию. Мирское в общине изучается по остаточному принципу.

53 переселенца приехали в Приморский край из Боливии по государственной программе поддержки соотечественников. Их временно поселили в панельном доме в селе Корфовка. Скоро община планирует уединиться вдали от деревни, построив деревянные дома на своих сельхозугодиях.

Все эти люди — потомки староверов, покинувших Советский Союз еще в 20-30-е годы. Привычный для них образ жизни — это работа в поле и молитвы. Посещение общеобразовательной школы в их вековые традиции не входит.

«Нам важно сохранять традиции, веру и обряды, и будет больно и обидно, что мы в чужой стране сохранили, а тут, в своей русской стране, потеряем», — говорит Ульян Мурычев.

Мнения детей разделились. Те, что постарше, привыкли вставать с первыми петухами и до темноты помогать взрослым, и уже не представляют, что можно жить как-то иначе. Те, что помладше, с удовольствием играют с соседскими детьми, и были бы не против продолжить общение за школьной партой.

Дмитрий Мурычев рассказывает, что отец не разрешает ему ходить в школу, говорит, что у него будет свой учитель, который будет учить его дома.

Чиновники от образования в растерянности. С одной стороны, давить на добровольных переселенцев не хочется. Но по закону, все граждане России обязаны водить детей в школу, независимо от веры и убеждений.

«В соответствии со статьей 43 Конституции РФ, начальное и общее образование должно быть бесплатным и является обязательным. Соотечественникам, конечно же, предложили учиться в школе, которая находится в селе Корфовка. В настоящий момент они ещё думают». – сообщил начальник отдела трудовых отношений администрации Уссурийского городского округа Александр Прохоров.

Думать осталось совсем недолго. Но уже понятно, что ответ, скорее всего, будет отрицательным. Глава общины Ульян Мурычев говорит: если староверов станут заставлять водить детей в школу, они ради сохранения традиций готовы будут даже переехать в другие места.

Канун первого сентября – самое время поговорить о школе. О плюсах и минусах семейного образования в эфире Первого канала дискутировали  кандидат педагогических наук, доцент факультета психологии Московского государственного университета Инна Володарская и разработчик системы семейного образования Игорь Чапковский.

Инна Володарская считает, что семья должна принимать непосредственное участие в образовании ребенка. Однако школа, по ее мнению, – это «не только изучение тех или иных предметов». «Каждый  из нас проживает в школе за 11 лет жизнь – сложную жизнь с ее плюсами и минусами. И, проживая ее, каждый ребенок учится жить в этой жизни», — говорит эксперт.

Педагог допускает, что «есть такие ситуации, когда ребенка необходимо обучать и воспитывать дома», но она не может согласиться с тем, чтобы «домашнюю школу сделали единственной формой образования, обучения и развития ребенка».

«Наша задача – не противопоставлять семейное воспитание школе, а помогать школе решать трудные проблемы, с которыми она столкнулась, помогать ей реализовывать новые стандарты образования», — заключает Володарская.

Игорь Чапковский уверен: «Школа перестала решать свою образовательную функцию. Я называю ее камерой хранения». Эксперт считает, что родители отдают детей в школу, только чтобы они были «под надзором, а не болтались по улицам».

По закону, право выбора формы обучения принадлежит родителю, отмечает специалист, поэтому многие люди, разочаровавшись в школьной системе образования, решают переводить ребенка на домашнее обучение. «У меня перед глазами прошли сотни родителей, которые обучили детей в семье, — рассказывает эксперт. – Для освоения программы 1-2 класса достаточно заниматься 1 час, а не сидеть 4 часа. У детей появляется время на занятия спортом. В то время как принудительное общение в школе ни к чему не готовит».

Чапковский добавляет, что родителей, которые решают заниматься обучением своих детей дома, меньшинство, По его мнению, «это тяжкий и вместе с тем очень радостный труд». Кроме того, эти люди подвергаются давлению со стороны системы.

«У всех по 15 детей».

Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев

https://ria.ru/20180512/1520370157.html

«У всех по 15 детей». Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев

«У всех по 15 детей». Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев — РИА Новости, 03.03.2020

«У всех по 15 детей». Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев

В Бурятии уже третий век живут, пожалуй, самые необычные старообрядцы — семейские. Корреспондент РИА Новости побывал в их главном селе Тарбагатай и выяснил, как РИА Новости, 12.05.2018

2018-05-12T08:00

2018-05-12T08:00

2020-03-03T10:19

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152034/40/1520344042_0:172:3031:1877_1920x0_80_0_0_c89a960cd9315f4ca89ed5f1709e5ed2.jpg

тарбагатайский район

республика бурятия

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152034/40/1520344042_151:0:2882:2048_1920x0_80_0_0_7b814ee3130e7c4c175340272462e67f.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

аналитика — религия и мировоззрение, тарбагатайский район, республика бурятия, россия

Религия, Аналитика — Религия и мировоззрение, Тарбагатайский район, Республика Бурятия, Россия

УЛАН-УДЭ, 12 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. В Бурятии уже третий век живут, пожалуй, самые необычные старообрядцы — семейские. Корреспондент РИА Новости побывал в их главном селе Тарбагатай и выяснил, как им удалось сохранить свою уникальную культуру даже в годы особенно жестоких гонений со стороны советской власти.

Не кедром единым

Пожилой человек, прихрамывая, неспешно направляется к деревянному дому с расписными ставнями. Геннадия Гудкова в Тарбагатае все знают как Парфеныча. «Кем я тут только не был! Учителем, бизнесменом, трактористом и так далее», — с улыбкой говорит он.

Парфеныч берет в руки колот — деревянный молот с длинной ручкой —  и показывает, как надо собирать кедровые орехи: к дереву подходят двое и со всей силы бьют колотом по кедру. Во время своего рассказа увесистую конструкцию пенсионер держит одной рукой.

«Колот уже подсох — давно не использовали, поэтому легкий, 35 килограммов всего. А когда древесина влажная, то где-то под 80. Адский труд — поди потаскай колотушку!» — замечает он.

Но того стоит: сбор кедровых орехов, который обычно начинается с 20 августа, — дело прибыльное. Покупают их, говорит Гудков, за бешеные деньги. «В окрестностях Тарбагатая кедраша мало, но в урожайный год можно по мешку в день насобирать. Я так за 15 дней на «уазик» себе заработал», — вспоминает он.

18 ноября 2017, 08:00

Африканская проповедь: как жители Уганды становятся староверами

Сегодня сбор орехов да обработка своих участков — чуть ли не единственные занятия семейских старообрядцев. Обосновались они в Забайкалье более 250 лет назад. В 1762 году Екатерина II издала указ, по которому «всем живущим за границей российским раскольникам» (прежде всего имелись в виду польские старообрядцы) предписывалось переселяться на земли Сибири и Казахстана. Но те не послушались, и спустя три года их переселяли уже насильно — чтобы обеспечивали хлебом казаков, охранявших восточные границы государства. «Российских раскольников» высылали целыми семьями — по 15-20 человек. Отсюда и наименование «семейские».

«Старообрядцы активно осваивали забайкальские земли. Через нас из Китая шел чайный путь, а мы торговали мукой. Здесь ведь больше никто не сеял — урожай в один год может быть, а в другой — нет. Скота держали мало, да и то в основном буряты. Мои предки говорили: «Лучшего гостинца, чем лук и чеснок, для бурята в зимнее время нет», — рассказывает старообрядческий священноиерей Сергий Палий, настоятель Крестовоздвиженского храма в Тарбагатае.

В Бурятии самое компактное в мире проживание старообрядцев. А вот понимают друг друга семейские разных сел не всегда. Дело в том, что в Бурятию высылали староверов из совершенно разных регионов. «Тут, в Тарбагатае, московские староверы, которые сначала бежали в Польшу. А в селе Куйтун, южнее, архангельские — у них свой говор», — объясняет священник.

«Невзрачная жизнь»

Отец Сергий показывает музей, посвященный культуре семейских староверов. В 2001 году ЮНЕСКО включило их традиции в список нематериального наследия.

«Как пришла советская власть, сразу стали уничтожать священников и уставщиков, основных носителей культуры. Всего более 40 процентов семейских уничтожили. У всех среди предков есть расстрелянные и сидевшие в тюрьме», — говорит священник. Прадед отца Сергия, Алексий Николаевич, в 1930-е «бегал от большевиков» в Казахстане и там прожил до 104 лет — ему повезло.

До революции Тарбагатай был центром всех восточно-сибирских старообрядцев, здесь находилась кафедра епископа. Но последнего из них, владыку Афанасия, расстреляли в 1937 году. К тому времени все храмы семейских были либо разрушены, либо перестроены.

То же касается и сел — их в буквальном смысле сокращали. «Уничтожали целые улицы, которые тянулись обычно на три-четыре километра (старообрядческое село Бичура на юге Бурятии, уверяет отец Сергий, самое длинное в мире, 18 километров). Взрослого населения в среднем по шесть тысяч человек. А ведь в каждой семье тогда было по 10-15 детей», — рассказывает священник.

Сейчас семейских старообрядцев всего в мире осталось примерно двести тысяч, и около половины — забайкальские. Многие так и живут в деревнях, в домах своих предков. Их строили не на каменном фундаменте, а на бревнах лиственницы, которая от влаги только тверже. Внутри дома украшали различными узорами, даже печку расписывали яркими красками. Визитная карточка семейских — разноцветные резные ставни, прямо как в детских книжках. А соседнее с Тарбагатаем село Десятниково недавно вошло в Ассоциацию самых красивых деревень России.

 

«Жизнь-то серенькая была. Вот и стремились ее всячески украсить», — поясняет отец Сергий.

Тайны чердаков

Особенно тяжелым для семейских был период раскулачивания. У большинства были не просто дома — окон по 20, —  а целые усадьбы с множеством построек.

«Большевики учиняли беспредел и зверства. Все лето грабили нас, по вечерам устраивая попойки. А когда наступила зима, запасы кончились — проели. Опять пошли по домам, забирая последнее. И убивали. Рядом с храмом стоит амбар, туда в мороз загнали хозяйку, бабушку — и заперли», — говорит отец Сергий.

Но уникальную культуру все же удалось сохранить. Во многом благодаря консервативности и религиозности семейских.

В Крестовоздвиженском храме есть икона, за которой большевики долго охотились.

«Они хотели уничтожить абсолютно все, что связано с религией. Эту икону прятала одна из местных бабулек на чердаке. Лишь три года назад принесла сюда. А икона написана еще в начале XVII века. Она настолько редкая, что приезжали даже специалисты Музеев Московского Кремля разглядывать ее», — уверяет батюшка.

Напротив — большие образа, которые были когда-то частью иконостаса. Их большевики использовали в качестве материала для скамеек Но как-то глубокой ночью одна из жительниц Тарбагатая, рискуя жизнью, спасла эти иконы и долгие годы хранила у себя в строжайшей тайне.

Чужаки — вон!

Вообще, семейские старообрядцы — люди довольно закрытые. В селах на улице безлюдно. А если кто-то и встретится, то местный, прежде чем заговорить, пристально рассмотрит незнакомца. Раньше и вовсе не жаловали чужаков, вспоминает житель села Десятниково Николай Попов.
«Мне бабушка рассказывала, что для гостей всегда была отдельная посуда. Да и воды прохожему никто не подаст», — говорит он.

© РИА Новости / Валерий Мельников / Перейти в медиабанкСвященноиерей Сергий Попков (Палий) из семейского села Тарбагатай в Бурятии демонстрирует старинную религиозную книгу

Отец Сергий добавляет: «Семейские открыты к инновациям, быстро их усваивали. Но в плане общения были очень закрытые». К слову, окна в домах семейских старообрядцев расположены выше, чем, скажем, в избах в Центральной России. Это чтобы посторонние не заглядывали.

Впрочем, все это в прошлом. Сегодня семейская молодежь перебирается в большие города, вот старообрядцы и пытаются показать свою культуру всему миру — может, хоть этим удержат детей. В летний сезон в Тарбагатай приезжает немало туристов из Европы, США, Японии, Китая, Кореи, Австралии и Новой Зеландии. «Итальянцы на прощание обычно кричат: «Браво!», настолько их это все впечатляет. А наши туристы говорят, что семейские — какие-то нетипичные старообрядцы», — рассказывает жительница Тарбагатая Ирина Калашникова.

Выглядят семейские и правда не так, как обычно представляешь себе староверов. У каждой женщины по 12 цветных платьев из китайского шелка (по числу главных церковных праздников). Все богато расшиты, ведь каждая деталь, верят семейские, является оберегом от бесплодия, а чем больше детей, тем семья статуснее. Кроме того, женщины носят большие янтарные бусы, изготовленные в Польше еще триста лет назад, — они передаются из поколения в поколение.

© РИА Новости / Валерий Мельников / Перейти в медиабанкЖенские национальные костюмы в музее материальной культуры старообрядцев Забайкалья «Элементы семейской старины» в семейском селе Тарбагатай в Бурятии

 

Полдня на песню

Сейчас уникальные костюмы семейских можно увидеть лишь по праздникам, либо на выступлении местного хора. До революции в Тарбагатае была знаменитая певческая школа. А потом традицию уникального полифонического пения, как и многие другие, передавали тайно, под страхом ареста.

Основные партии исполняют только мужчины и только на языке допетровской Руси. Даже знаменитый «Черный ворон» у семейских старообрядцев звучит очень необычно.

© РИА Новости . Валерий Мельников «Черный ворон» в исполнении тарбагатайских старообрядцев

© РИА Новости . Валерий Мельников

«Когда выступали с гастролями в США, зрители, послушав нас, сказали, что это сибирский джаз, и пригласили в местный джаз-клуб. Но мы отказались, потому что исполняем в основном духовные песнопения», — говорит житель Тарбагатая Сергей Чебунин. Гастролирует ансамбль семейских староверов редко, когда находит на это деньги. От этого же зависит число участников.

«У нас есть очень длинные и сложные песнопения, которые часами исполняют аж девятью голосами. Мы с ними выступали даже в Кремле, вместе с Надеждой Бабкиной. Она наш очень хороший друг», — подчеркивает Юрий Козлов, еще один участник ансамбля.

 

«Против всех»

Духовный сан отец Сергий принял в 1993 году. «Я с раннего детства знал вероучение и все обряды, поэтому только сдал необходимые для рукоположения экзамены», — рассказывает он. С тех пор он построил четыре храма, в том числе Крестовоздвиженский в Тарбагатае. В основном на заработанные своим трудом средства.

© РИА Новости / Валерий Мельников / Перейти в медиабанкХрам в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня Сибирской епархии РДЦ в семейском селе Тарбагатай в Бурятии

 

Семейские старообрядцы отличаются независимостью. В годы Гражданской войны, например, воевали против всех. «Белые нас грабили, а красные и вовсе убивали», — объясняет отец Сергий.

«С властью у нас были сложные отношения. В царское время нас сюда загнали. В советское — уничтожали. Слава Богу, сейчас все спокойно и нас никто не трогает — мы наравне с остальными. А так, помощи ни от кого не ждем. Потому что сами работаем усердно», — заключает старообрядец.

Старообрядческие факты для детей

Детская энциклопедия Факты

(Перенаправлено со старообрядчества)

Фрагмент картины Василия Сурикова « Боярыня Морозова ». На картине изображена дерзкая староверка во время ареста. Поднятие двух пальцев (вместо трех) указывает на спор о том, как правильно креститься.

В истории Русской православной церкви старообрядцев (русский: старове́ры или старообрядцы , читай староверы или старообрядцы ) отделились после 1666-1667. Они откололись от иерархии Русской православной церкви в знак протеста против церковных реформ, проведенных патриархом Никоном. Старообрядцы продолжают богослужебную практику, которой следовала Русская Православная Церковь до реформы. Сам раскол русскоязычные называют раскол ( раскол ). Это слово происходит от русского слова расколоться , что значит «расколоться»).

Предыстория

Патриарх Никон (1605-1681; 1651-1658 как патриарх) хотел сблизить Русскую Православную Церковь и Элладскую Православную Церковь. По этой причине он изменил в 1651 году некоторые обряды и тексты. Эти изменения были внесены в русские обряды, чтобы приблизить их к греческим никоновского времени. По мнению старообрядцев, Никон сделал это без поддержки духовенства. и без совета. Когда изменения были внесены, люди, которые все еще практиковали старые обряды, подверглись преследованиям.

Картинки для детей

  • Боярыня Морозова, показывающая два пальца, картина Сурикова — фрагмент, этюд 04 из ГТГ

  • Икона VI века, изображающая благословляющего Христа. Два пальца кажутся выпрямленными, три согнутыми. Старообрядцы считают это правильным способом крестного знамения.

  • Карта старообрядческих слобод Московской губернии 1871 г.

  • Крестный ход Русской Православной Старообрядческой Церкви в г. Гуслице Московской области, 2008 г.

  • Липовцы (русские старообрядцы) во время церемонии перед своей церковью в румынском селе Слава Черчесэ в 2004 г.

  • Успенский собор в Белой Кринице (начало 20 века), старейший центр поповского старообрядчества

  • Борис и Глеб, первые русские святые (икона Московского училища начала XIV века). Старообрядцы признают только святых, причисленных к лику святых до раскола, хотя и у них есть свои святые, такие как протоиерей Аввакум и боярыня Морозова.

  • Старообрядческая церковь под г. Жерве, штат Орегон, США

  • Внутри старообрядческой церкви в Макки, штат Орегон, недалеко от Жерве и Вудберна в штате Орегон, США

  • Русские старообрядцы в Вудберне, штат Орегон

  • Русская старообрядческая церковь в Николаевске, Аляска, США

Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное. Цитируйте эту статью:

Старообрядческие факты для детей. Энциклопедия Киддла.

Старообрядцы сталкиваются с новыми проблемами по мере сокращения их численности – Первые новости

Сокращающаяся религиозная группа, известная как старообрядцы, представляет собой группу православных христиан, которые отделились от Восточной православной церкви после раскола в 17 веке. В настоящее время в Польше осталось около 1000 человек. На фото ворота и дом привратника Спасо-Троицкого монастыря в Войново.
Калбар
/TFN

С пышной бородой, теплыми глазами и суровой военной осанкой Мечислав Капланов похож на типичного православного батюшку или священника.

Вот только нет. Вместо этого он является избранным наставником (духовным лидером общины) сокращающейся религиозной группы, известной как старообрядцы, группы православных христиан, которые отделились от Восточной Православной Церкви после раскола в XVII веке.

И как глава прихода Габове-Гронды, одного из четырех общин в Польше, он борется за сохранение их веры и традиций.

Мечислав Капланов, избранный наставник (духовный лидер общины) сокращающихся старообрядцев, отрастивший традиционную бороду, которую им не разрешено стричь, говорит, что борется за сохранение их веры и традиций. Kalbar/TFN

«Мы обычные люди с обычными проблемами, цивилизация влияет на нас так же, как и на всех остальных», — сказал он TFN. «Давным-давно местные жители сказали бы, что за лесом живут черти, и люди боялись бы подойти к нам. Теперь все по-другому.

«Когда-то люди были, возможно, менее просвещенными, но более верующими».

Их история не отличается от тех, что мы видим сегодня в новостях; религиозное меньшинство, преследуемое в своей стране и вынужденное бежать. Речь Посполитая была одним из мест, где им было разрешено селиться и мирно исповедовать свою религию.

По данным Центрального статистического управления, сегодня в Польше проживает около 1000 старообрядцев. Капланов, грозный человек и бывший полковник Войска Польского с более чем 29лет службы, обратился к традициям своих предков, когда приближался к пенсии.

Моленна, старообрядческий молитвенный дом, в Габове-Грондах. Это один из четырех до сих пор активно используемых в Польше. Община неохотно пускает внутрь посторонних, беспокоясь о сохранности размещенных там драгоценных икон. сложная череда праздников (около 80 в год), постов и законов, которым должны следовать старообрядцы.

Процесс занял два года и несколько визитов в латвийские приходы, прежде чем совет общины утвердил его кандидатуру. Не то чтобы у Капланова была конкуренция.

Но, несмотря на его появление, польские старообрядцы в большинстве своем беспоповцы (без православных священников) и отвергают институт священства и святость всех рукоположенных после несогласных реформ.

В 1652 году патриарх Московский Никон внес в православную практику ряд изменений, которые должны были сблизить греческий и русский обряды. Хотя этот шаг был продиктован идеей возрождения церкви и принуждения к нравственному поведению, он также послужил укреплению власти Патриарха и даже затмил российского царя Алексея. Общественное достояние

В 1652 году патриарх Московский Никон внес в православную практику ряд изменений, которые должны были сблизить греческий и русский обряды. Хотя этот шаг был продиктован идеей возрождения церкви и принуждения к нравственному поведению, он также послужил укреплению власти патриарха и даже затмил российского царя Алексея.

Для многих его верных изменения были неприемлемы — сродни простой ереси. «Есть 17 отличий, — объясняет Капланов. «Надо представить, что в 17 веке приходит священник и говорит, что теперь мы будем креститься по-другому. Возможно, сегодня люди бы посмеялись, но тогда относились к этому очень серьезно».

Другие реформы включали новое написание слова «Иисус» от «Исус» к «Иисус», изменение направления процессии с по часовой стрелке на против часовой стрелки, а также слова «и во Святом Духе, Господе, Подателе жизни» вместо «и в Духе Святом, Истинном Господе, Животворящем» в Символе веры.

Иконы занимают центральное место в православных традициях, изображая библейских людей и места. Взяли их старообрядцы, спасаясь от царских преследований. Их значки максимально приближены к традиционным канонам, когда речь идет о точности, внимании к деталям, декоративности, замысловатом шрифте и цветовой изысканности.Kalbar/TFN

Реформы, которые сегодня кажутся тривиальными, привели к жестокому кровопролитию среди людей, которые воспринимали ритуалы как символ истины и своей связи с Богом. Протестующие против реформ видели в Никоне антихриста, а патриарх предал анафеме всех, кто ему противостоял. Для Российской империи повстанцы были врагами государства.

Раскол, известный как Раскол, имел ужасные последствия. Государство систематически преследовало, пытало и казнило диссидентов. Многие из старообрядцев обратились к самосожжению, чтобы сохранить свою веру. Кульминацией восстания стала осада Соловецкого монастыря, ставшего впоследствии печально известной советской тюрьмой и трудовым лагерем, где царские солдаты жестоко убили 500 повстанцев, оставив в живых только 60 человек.

Те, кому удалось избежать преследований и пыток, бежали в Польшу, Литву и на Дальний Восток России. Старообрядческие общины держались в основном замкнуто, ценя трудолюбие и самодостаточность. Долгое время брак с католиком или иноверцем был почти неслыханным, а теперь стал повседневным явлением.

В Войново осталось всего пять старообрядческих семей. Еще несколько живут в Габове-Грондах, другие в Сувалках и Водзилках (на фото 1976) недалеко от польско-российско-литовской границы. Семьи происходят от русских беженцев, поселившихся в северных частях Речи Посполитой. Лонгин Вавринкевич/PAP

Томаш Людвиковский, владелец и хранитель Спасо-Троицкого монастыря в Войново, еще одного старообрядческого центра в Польше. , усматривает истоки этого затворничества в гонениях, которые они испытали после никоновских реформ.

«Они даже прибегали к самосожжению во имя Бога и своей веры. Потом их ограбили, отобрали у них иконы и священные книги. Они были драгоценны, так как после изменений эти книги были уникальны, все остальные были сожжены или уничтожены». Библия и молитвенники до сих пор представляют ценность для старообрядцев, которые и по сей день внимательно следят за ними.

Людвиковский вместе с женой Уршулой и 20-летним сыном Кацпером также может называть себя хранителем старообрядчества. Хотя он католик, он унаследовал монастырь в Войново вместе с двумя кладбищами и 30 га земли. Теперь он может похвастаться тем, что является единственным частным владельцем монастыря в Европе.

Томаш Людвиковский унаследовал монастырь в Войново вместе с двумя кладбищами и 30 га земли. Теперь он может похвастаться тем, что является единственным частным владельцем монастыря в Европе. Kalbar/TFN

Монастырь, состоящий из церкви, дома, хозяйственных построек и сторожки, был построен в XIX веке сначала для мужчин, а затем для женщин, после того, как в 1885 году его купила юная сестра Евпраксия (Елена Петровна Дикопольская). Сестры придерживались строгих правил. , но также помогали и взаимодействовали с местным сообществом. В те годы в Восточной Пруссии располагался Войновно, называемый Экертсдорф. Кроме старославянского, сестры свободно владели польским, русским и немецким языками.

Семья Людвиковских перешла во владение монастыря, когда игуменья Антонина Кондратьевна решила доверить свою заботу и содержание дедушке Томаша Леону. Она подписала на него поместье при условии, что он будет присматривать за ним и обеспечивать благополучие остальных сестер. С годами новых послушников не поступало, и семья приняла поместье.

Томаш Людвиковский прекрасно помнит последних сестер: «Сестра Лена и сестра Фима. Я называла их бабушками, потому что жила здесь с трех до 13 лет, а потом постоянно приезжала.

Монастырь в Войново был сначала мужским старообрядческим женским монастырем, в 1848-1884 годах. В 1885 году сестер возглавила сестра Евпраксия. Они оставались там до 2006 года, когда умерла последняя сестра, Афимия Кусьмеж. Kalbar/TFN

«Последней сестре, Афимии Кусьмеж, ей было 13 лет, когда она приехала сюда. Она приезжала в монастырь помогать, что-то делать и в итоге оставалась. ей было 91 год, когда она умерла». Афимия Кусьмеж, ласково называемая сестрой Фимой, умерла в 2006 году, закрыв главу в истории монастыря.

Жить в монастыре было тяжело, тем более, учитывая радикальные принципы старообрядчества. Жизнь сестры состояла из работы и молитвы, даже три-четыре раза в день. «Сегодня службы в субботу, длятся 1,5 часа и в воскресенье до 2,5 часов. Мы не повторяем одни и те же слова, каждый раз разный тон пения, а их восемь, поэтому двух одинаковых молитв не бывает», — объясняет Капланов.

Службы и молебны проходили в моленнах – старообрядческих церквях, которые снаружи настолько просты, что кажутся протестантскими. Ни капающего золота, ни выпуклых куполов, а дерево и ряды святых икон, почерневшие от свечей, изготовленных членами общины. Вешать иконы на гвозди запрещалось, так как это было бы равносильно пригвождению Христа к кресту.

Томаш Людвиковский и его жена Уршула превратили Монастырь в музей, тесно сотрудничая с античными реставраторами и историками. Теперь они дополняют его памятными вещами, оставленными сестрами, и надеются выставить больше бесценных икон и книг, некоторые из которых относятся к XVII веку и бегству повстанцев из России. Калбар/TFN

Верующие должны были соблюдать пост 260 дней в году и воздерживаться от алкоголя, курения, кофе и чая. Тем не менее, для Людвиковски сестры были очень человечными, теплыми, приветливыми и со своими пороками. «Возможно, мне не следует этого говорить», — говорит он. «Они постились, а иногда и нет. Бабушка Фима всегда постилась, но и поесть любила много. Так что она нарушила это правило, выйдя сзади и сказав мне: «Томечку, открой мне здесь банку или жестяную банку, чтобы никто не видел».

«Ей не нравилась тяжелая работа в поле, она бы ее делала, но мы все знали, что ей это не нравится. Как только начинался небольшой дождь, она благодарила Господа, и мы уходили». Молитва была единственной вещью, от которой она никогда не уклонялась, проводя бесчисленные часы, сгорбившись над пожелтевшими томами. Они также остались верны старообрядчеству.

«Мне отец рассказывал, как монастырь однажды посетил патриарх Алексий II. Он вышел из своей Волги и подал руку сестре Афимии для поцелуя, так как это было по-православному, но она сказала «я не буду» и отказалась». Иерархия была неприемлема для нее.

В Войново осталось всего пять старообрядческих семей. Еще несколько живут в Габове-Грондах, другие в Сувалках и Водзилках, недалеко от польско-российско-литовской границы. Некоторые семьи остаются в городах, таких как Белосток или Августов, и с такой же вероятностью посещают обычную православную церковь, а не едут на моленну, акт ереси в глазах их предков.

Монахини, купившие монастырь в 1885 году, придерживались жестких правил, но также помогали и взаимодействовали с местным сообществом. В те годы в Восточной Пруссии располагался Войновно, называемый Экертсдорф. Помимо старославянского, сестры свободно владели польским, русским и немецким языками. Kalbar/TFN

Эвальд Макаровский, 1957 г. р., и Фридель Йоррох, 1941 г.р., приехали в Войново на отдых и навестить свои семейные могилы. Оба имеют немецкое гражданство, хотя родом из этих мест и имеют русское происхождение. Сначала старообрядцы, оказавшиеся в Восточной Пруссии, отказывались стать гражданами, но через несколько поколений они смягчились, что привело к тому, что многие старообрядцы переселились в Германию после Второй мировой войны. Другие крупные общины все еще существуют в Соединенных Штатах, Канаде и бывших советских республиках.

Когда Джорроха спросили о традициях, которым они следовали, он с трудом вспомнил. «В каждом доме надо было иметь икону лицом на восток. В углу у тебя было несколько икон, которым ты мог молиться.

«Надо было ехать в моленну и учить язык и молитвы, но я этого не помню, я выучил обычный русский».

Бороды у них нет, помнят только некоторые уроки старославянского, в Дортмунде с такой же вероятностью ходят в католический храм, за счет супругов или реформированный православный. Их дети едва знают обряд старообрядцев, в очередной раз изгнанных историческими событиями сначала из России, а затем из Польши.

Фридель Йоррох среди могил своей семьи. Так как его семья жила на территории бывшей Восточной Пруссии, после Второй мировой войны они переехали в Германию. Kalbar/TFN

Прусским староверам в некотором роде повезло, так как во время Второй мировой войны немцы оставили их в покое, поскольку они были немецкими гражданами, а русские воспринимали их как своих, потому что они были православными. Их братьям на польской стороне повезло меньше, но все же они не подвергались активным преследованиям, как в то время другие религиозные группы.

Семья Агафьи Хервин родом из Габове-Гранды, и, хотя она сама живет в Августове, она до сих пор регулярно приезжает в гости. Свою юность она провела вместе с соседними детьми из других религий, хотя слышала рассказы о том, как ее предки жили отдельно, работая в поле и рубя дрова огромными пилами, рассчитанными как минимум на двух человек.

Хервин помнит, насколько строгой была старообрядческая вера и сколько всего было запрещено. «Женщина не может войти в церковь в брюках, она должна быть в длинной юбке, с длинным рукавом и платком. Скромность применима».

Урсула Людвиковска вспоминает, что когда-то, когда кто-то вел религиозную жизнь, ему давали деревянный крест в качестве надгробия. Если бы они согрешили, крест был бы каменным или металлическим. Когда деревянный крест рухнул, это было знаком того, что их души достигли небес. Традиция теперь забыта, и семьи предпочитают каменные гробницы, чтобы иметь возможность посетить могилы. Kalbar/TFN

Традиционная одежда не могла иметь пуговиц или узлов, так как они были делом рук дьявола. Мужчинам не разрешалось носить галстуки, так как это требовало их завязывания. Обувь была сделана из дерева, и левая и правая выглядели одинаково. Помимо бороды Капланова, обычная одежда почти исчезла. Только Томаш Людвиковский специально для нашего интервью надел рубашку в народном стиле.

В то время как Урсула Людвиковска рассказывает легенду, которая привела к запрету чая и кофе (те, где единственные растения, которые цвели после распятия Иисуса, явно дело рук дьявола), у Агафьи Хервин есть другое объяснение. «Чаев у нас дома не было, мы только компот сварили и выпили. Никто не обращал на это внимания, так как у нас просто не было этих вещей».

Эвальд Макаровский, проживающий сейчас в Германии, приезжает в Войново на отдых и навестить родовые могилы. Старообрядцев хоронили, ставя ноги сбоку от креста, чтобы, когда они снова встанут в конце времен, первое, что они увидят, был крест. Калбар/TFN

Думая о будущем своей общины, Мечислав Капланов подсчитал, что за последние 13 лет он провел 100 похорон, 13 крещений и около шести или семи браков. «В старости люди начинают думать, где будут лежать их кости, приходят и ремонтируют свои родовые дома. Однако человек, вообще не участвовавший в религиозной жизни, приходит в моленну и стоит, как соляной столб, не зная, что делать. Как люди кланяются, так и он кланяется, но службы проходят на старославянском языке, так что он ничего не понимает», — сокрушается он.

Наставник Габове Гронды надеется, что открытые границы и контакты с зарубежными старообрядческими общинами помогут сохранить их культуру. Но отсутствие интереса со стороны подрастающего поколения, переезжающего в большие города, не вселяет в него оптимизма, несмотря на то, что они приезжают в деревню на самые важные праздники – Пасху, Рождество и День святых Петра и Павла.

Семья Агафьи Хервин родом из Габове-Гронды, и, хотя сама она живет в Августове, она до сих пор регулярно навещает Калбар/TFN

Томаш и Уршула Людвиковские, хоть и не являются старообрядцами, но стремятся сохранить их память и организовать в своем монастыре музей и культурный центр. Благодаря грантам ЕС и собственным средствам они вложили более миллиона злотых в обновление икон и сооружений.

В этом году в партнерстве с Варминьско-Мазурским университетом они провели первую серию лекций о старообрядческих обычаях и истории.