Содержание
ОБ АНДРЕЕ ИВАНОВИЧЕ БАСКАКОВЕ
Сколько нужно «информационных поводов», чтобы написать о человеке?
Родился 13 ноября 1948 года. Стоял у истоков создания Союза фотохудожников России, учредительный съезд которого состоялся в декабре 1990-го. Без малого 25 лет был его бессменным Председателем. Был автором-составителем множества фотоальбомов, один из которых — «Фототворчество России» — выпустило издательство «Планета» в том же 1990 году. В 2010-м стал Лауреатом Премии Правительства РФ в области культуры. Вышла в свет книга его фотографий и состоялась персональная выставка в МАММ (и то и другое — увы, посмертная ретроспектива)…
Фото: Николай Смоляк
Андрей Иванович родился в Вербилках. Для любого россиянина Вербилки — это, прежде всего, знаменитая марка советского фарфора. Здесь, на фабрике когда-то гарднеровского и кузнецовского фарфора — тогда это был Дмитровский фарфоровый завод — работала художником его мама (отец преподавал немецкий в школе). Здесь в качестве фотографа заводской художественной лаборатории начинал он свой путь в фотографии, ставший и трудовым и творческим.
Андрей Баскаков. Из серии «Сенокос». Московская область, 1975
Вербилки — тихий подмосковный поселок на берегу речки Дубны — его родина. Не только по паспорту. По глубине и психологической точности его многочисленных «деревенских» фотографий. Наиболее известные из них вошли в серию «Сенокос» (перечислять все нет смысла, надо смотреть). Потому что по сути своей каждая такая фотография — в значительной степени автопортрет. Недаром сам себя он называл деревенским. Хотя, если увидеть его глазами Париж или, скажем, Югославию, этого никогда не скажешь. Подумаешь — эстет. Но у нас сейчас не искусствоведческий экскурс в творчество, а скорее приглашение познакомиться поближе с интересным человеком.
Андрей Баскаков. Дерево. Париж, Франция, 1970-е
Окончил факультет журналистики МГУ им. М. В.Ломоносова. Потом преподавал на кафедре кинофотомастерства Московского Государственного института культуры, читал курсы «История фотографии» и «Фотомастерство» (и на очном и на заочном).
Каким преподавателем он был? Со стороны кажется, что строгим, но справедливым. Его ученики были нередкими гостями в Союзе. Андрей Иванович их привечал. Вспоминал их студенческие «опусы», их ляпы (со смехом и по-доброму), их достижения (с неизменным уважением). При возможности давал работу.
Андрей Баскаков. Из триптиха «Наступление». 1970-е
Сознательно поставил твердый крест на своей творческой карьере, отдавая все силы созданному Союзу (впрочем, с камерой расстаться не смог, снимал при любой возможности). Потому что был он из редкой породы людей, которые о себе думают в последнюю очередь.
Вообще он был трудоголиком, каких поискать. Бесконечные фотовыставки, фестивали, проекты. Многочисленные книги и альбомы по фотографии, составителем которых он был.
Его любимый фотограф — Максим Петрович Дмитриев (1858−1948), родоначальник социальной фотографии. По творчеству Дмитриева Андрей Иванович писал диплом, читал лекции (социальная фотография — его конек, нельзя сказать, что он не принимал никакую другую, просто это было его). Вполне закономерно, что он стал инициатором издания и составителем альбома «Максим Дмитриев. Фотографии», вышедшем в 1996 году в издательстве «Планета». Уже в 2000-е совместно с издательством «Арт-Родник» им была задумана серия «Фотографическое наследие» о классиках советской и российской фотографии (от М. Дмитриева и А. Карелина до А. Шайхета и Е. Халдея). И это его заслуга в том, что появилась возможность познакомиться с творчеством известнейших отечественных мастеров (всего таких альбомов было издано девять).
Андрей Баскаков. Из серии «Птичий рынок». Одесса, 1976
А сколько сил было отдано фестивалям детской и молодежной фотографии. Сколько молодых фотографов стало профессионалами и лауреатами с его легкой руки. А еще поездки, поездки, поездки… И неизбежная союзная «текучка» и здешняя, московская, и всякая другая. Ведь Союз Фотохудожников России — организация не только общественная, но и общероссийская. Отделений Союза по городам и весям страны несколько десятков. И у каждого свое наболевшее. Для тысяч, без преувеличения, фотографов Союз стал и интересной творческой площадкой и, в каком-то смысле, родным домом.
Андрей Баскаков. Одесса, 1980
Его жизненный путь оборвался внезапно. Ушел ли он из жизни? Из нашей — Союза и его команды — безусловно, нет. Просто вернулся в свои Вербилки, к матери и отцу. Вошел ли он в историю российской фотографии — безусловно, да. Более того, он ее делал.
А чем сегодня живет Союз Фотохудожников России — это здесь.
Дежурила по блогу Александра Устинова
Портреты с А.И. Баскаковым | Вадим Качан Vadim Kachan
5 мая 2014 года умер Андрей Иванович Баскаков, председатель Союза фотохудожников России Вадим Качан Утро. После завтрака мы с Андреем Ивановичем Баскаковым молча сидим в кабинете в моей квартире в Минске. Пьём кофе, курим. Повернулся ко мне: В Москве в галерее “ФотоСоюз” должна состояться моя персональная выставка, в офисе Союза фотохудожников России с Баскаковым обсуждаем детали будущего открытия. Тогда я его спросил:
ХХХ В 2007 году я решил стать членом Союза фотохудожников России. Созвонился с Баскаковым, переслал необходимые документы. Через некоторое время Андрей Иванович сообщил, что меня приняли в Союз. Зайти и забрать удостоверение могу в любое время. ХХХ В Чебоксарах, во время проведения Молодежного фестиваля как-то во время ужина у меня произошел неприятный инцидент с известным фотографом из российской глубинки. Он был пьян и повел себя достаточно неприлично. Когда дебошир удалился, Андрей Иванович повернулся ко мне и извиняющимся тоном сказал: май 2014год Минск | Чебоксары. Открытие Фестиваля молодежной фотографии России. 2012 год | Москва. Андрей Иванович Баскаков в своем кабинете в Союзе фотохудожников России. 2012год | Москва. Андрей Иванович Баскаков в своем кабинете в Союзе фотохудожников России. 2012год | Чебоксары. Фестиваль молодежной фотографии России.2012 год | Чебоксары. Фестиваль молодежной фотографии России. 2012 год | Чебоксары. Фестиваль молодежной фотографии России. 2012 год | Чебоксары. Фестиваль молодежной фотографии России. 2012 год | Чебоксары. Фестиваль молодежной фотографии России. 2012 год | Чебоксары. Фестиваль молодежной фотографии России. 2012 год | Чебоксары. Фестиваль молодежной фотографии России. 2012 год | Чебоксары. Фестиваль молодежной фотографии России. 2012 год | автор-Вадим-Качан-2012-год-поезд-Москва-Чебоксары | Чебоксары. Фестиваль молодежной фотографии России. 2012 год | На Волге 2012 год А.И.Баскаков с Владимиром Вяткиным и председателем Литовского фотосоюза | На Волге 2012год | На Волге 2012год | Мариинский посад 2012год | Мариинский посад 2012год | Мариинский посад 2012год | Чебоксары.Волга. 2012год | Чебоксары. Волга. 2012г. |
Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Андрей Баскаков
Андрей Баскаков всегда занимал особое место в российском фотографическом сообществе. Превосходный, проницательный и умный фотограф, он также обладал выдающимися организаторскими способностями и стал важным общественным деятелем. За 25 лет своего существования под его руководством Союз фотохудожников России вырос из небольшой организации, первоначально состоявшей из двухсот членов, в учреждение, объединяющее сегодня более двух тысяч фотохудожников практически из всех регионов страны. Андрей Баскаков искренне интересовался творческой судьбой каждого фотографа, устраивал огромное количество выставок по всей России и за рубежом, организовывал конкурсы, фестивали и мастер-классы, но никогда не устраивал выставки собственных фотографий, откладывая в сторону личное творчество. сосредоточившись исключительно на своей деятельности в качестве организатора и куратора.
В советский период многие деятели культуры, в том числе художники, писатели, композиторы, кинематографисты и журналисты, имели свои организации, большинство из которых были основаны еще в 1930-х годах. Фотография сама по себе не получила признания как вид искусства, а фотографы считались неквалифицированными работниками. Закрылось даже Русское фотографическое общество, с большим успехом действовавшее в стране с конца XIX века. Эта ситуация изменилась во многом благодаря работе Андрея Баскакова.
Для Андрея Баскакова и единомышленников было очевидно, что России нужна организация, которая бы поддерживала профессиональных фотографов, популяризировала и развивала художественную фотографию в стране, а также сохраняла наше фотографическое наследие.
В 1990 году Баскаков выступил инициатором создания Союза фотохудожников, в декабре 1990 года Съезд фотохудожников России избрал его председателем, а в марте следующего года Министерство юстиции зарегистрировало новую общественно-творческую организацию — Российский союз художников. Фотографы, перенявшие традиции Русского фотографического общества. С этого дня Баскаков фактически обосновался в офисах Союза, осуществляя организационную и кураторскую деятельность, издавая книги, читая лекции и уделяя особое внимание поиску талантливых фотографов в регионах России.
Сегодня МАММ и Союз фотохудожников России представляют первую персональную выставку фотографий Андрея Баскакова, включающую более 100 работ, созданных в период с 1970-х по 1980-е годы. Многие из них будут показаны публике впервые.
Баскаков начал заниматься фотографией в 1960-е годы, ознаменовавшие период переосмысления и обновления русской жизни. Уже в 70-х и 80-х годах было очевидно, что появился новый и исключительный фотограф. «Рынок домашних животных» Баскакова имеет много общего с работами Александраса Мацияускаса, а его цикл «Средняя Азия» ничуть не уступает блестящим фотографиям Владимира Семина.
В экспозиции представлены три самые яркие серии Баскакова: «Рынок домашних животных», «Сенокос» и «Средняя Азия», а также репортажные и портретные фотографии, в том числе портреты знаменитых фотографов.
Особое место в экспозиции занимают пейзажные снимки, где фотограф акцентирует внимание на сложном ритмическом строе своего объекта. Именно этот сложный ритм становится основным строительным материалом во многих его изображениях на кажущиеся отвлеченными сюжеты, подчеркивая острую наблюдательность фотографа и его умение поймать краткие мгновения в течении обыденной жизни, создающие оригинальный авторский взгляд на происходящее. мир. Прежде всего это относится к урбанистическим композициям («Человек и машина», триптих «Посягательство»).
Андрей Баскаков всегда монтировал свою работу лично. На выставке МАММ фотографии представлены в авторской авторской оправе, что дает нам максимально полное представление о его мировоззрении.
Не в последнюю очередь, эта выставка дает возможность познакомиться с творчеством Андрея Ивановича Баскакова, талантливого фотографа, в прямом смысле этого слова посвятившего себя фотографии.
Музей выражает благодарность Союзу фотохудожников, а также лично Председателю Союза Юрию Батурину и Елене Багдасаровой за помощь в организации выставки.