Андрей осипович карелин: Первым русским фотохудожником, ярко проявившим себя в области жанра, был Андрей Осипович Карелин (1837—1906).

Содержание

Первым русским фотохудожником, ярко проявившим себя в области жанра, был Андрей Осипович Карелин (1837—1906).

Андрей Осипович Карелин.

Нижегородский светописец

11 октября 2011
Фото:Андрей Карелин
Текст:В. М. Тарасова

Первым русским фотохудожником, ярко проявившим себя в области жанра, был Андрей Осипович Карелин (1837–1906). Придя в фотографию от живописи, он проявил свежее восприятие натуры и внес в исполнение богатое разнообразие творческих приемов. Карелин удивительно тонко умел придавать инсценированным сюжетам жизненную правдивость.

Карелин родился в 1837 году в Тамбовской губернии в семье крестьянина, в десять лет был отдан в обучение к иконописцу. В девятнадцатилетнем возрасте юноша поступил в Петербургскую Академию художеств. Именно там он приобщается к искусству фотографии, кропотливо и настойчиво изучает тонкости фотографической науки. В те времена воплощать свои идеи и образы лишь с ее помощью было довольно сложно из-за весьма несовершенной техники. Однако тайна волшебного искусства привлекала мастеров живописи.

В 1866 году Карелин приезжает в Нижний Новгород, где три года спустя открывает мастерскую «Фотография и живопись». Все желающие могли заказать здесь живописные и фотографические портреты. Художник изучает физику, оптику, приемы освещения. В 1873 году он переводит свою мастерскую в дом В. Н. Николаевой. На улице Осыпной по специальному проекту строится фотопавильон.

Великолепный мастер композиции и света, Андрей Осипович создавал чудесные художественные снимки, которые обладали особой мягкостью, пластичностью, объемностью. Его изящные комнатные группы и жанровые сценки приводили всех в восхищение. «Карелин первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией», — писал библиограф, историк литературы, археограф, палеограф, член-корреспондент АН В.  И. Срезневский.

В 70-х годах XIX века Андрей Осипович участвует в фотографических выставках в Вене, Париже, Филадельфии, Эдинбурге; его работы награждаются самыми престижными премиями. Изучив связь между фокусным расстоянием, степенью диафрагмирования и глубиной резкости, Карелин получает необходимую четкость изображения и нужную резкость во всех планах. Впервые в Европе он применяет добавочные линзы.

«Со стороны технической Карелин достиг высокой степени совершенства и при тех скудных средствах, которые в то время были в распоряжении фотографа, с мокроколлодионным, чрезвычайно малочувствительным способом и объективами с весьма малою глубиною фокуса…».

С. М. Прокудин-Горский, журнал «Фотограф-любитель», 1906 год

Сохранились воспоминания В. И. Немировича-Данченко о снимке принца Альфреда, герцога Эдинбургского, выполненного А. Карелиным 15 августа 1875 года на балконе Главного ярмарочного дома. Принц Альфред путешествовал по Волге. Он сам был фотографом-любителем и много слышал о мастерстве Карелина, однако недоверчиво относился к рассказам о его изобретении. Конечно же, принц посетил фотосалон нижегородской знаменитости, но, фотографируясь, намеренно сел так, что при съемке любым фотоаппаратом его фигура вышла бы искаженной, непропорциональной. Ноги получились бы громадными, так как находились на переднем плане; находящиеся на второй плоскости руки были бы значительно крупнее его лица, расположенного в третьей плоскости. Как же был удивлен герцог, когда он получил «…художественный портрет с полной соразмерностью всех деталей…»! В конце 70-х годов XIX века при съемке портретов и портретных групп фотографы еще не достигали такого совершенства на столь большом пространстве — до 7 метров в глубину.

В 1876 году Карелину присваивают звание фотографа Императорской Академии художеств «За изобретенный особый способ фотографии». По словам современников, на Всемирной фотографической выставке в Эдинбурге он буквально затмил всех знаменитых иностранцев и по единогласному решению жюри получил высшую награду — золотую медаль «За открытие нового пути и приемов при снятии фотографии, а также за особые труды и полезную деятельность». В 1878 году мастера принимают в члены Французской национальной Академии искусств. Имя Карелина получает всемирную известность. В 70–80-е годы выходит несколько выпусков его художественного альбома «Фотографии с натуры».

В 1880 году Андрей Осипович Карелин становится действительным членом V отдела Императорского русского технического общества по светописи и ее применениям. В состав этого отдела входили тогда самые известные российские ученые и фотографы: Е. П. Вишняков, П. И. Деньер, Л. С. Левицкий, В. А. Каррик, Д. И. Менделеев, В. И. Якоби, граф Ностиц… На заседаниях общества они рассматривали вопросы развития фотографии и фотопромышленности в России и часто приглашали на них Андрея Осиповича как одного из лучших знатоков фотографического дела.

В ежемесячном журнале «Фотограф», целью которого было знакомить фотомастеров самых отдаленных уголков России «со всеми усовершенствованиями в области фотографии, ее применением и способствовать ее успехам в России», публиковал свои статьи и Карелин. Для повышения уровня фотографов V отдел организовывал специальные курсы и фотовыставки, чтобы начинающие фотографы могли увидеть работы мастеров и поучиться у них. Например, на ХV Всероссийской выставке 1882 года в Москве всю правую сторону громадного здания занимали литография, хромолитография, типография, фотолитография, фототипия, фотогравюра, гелиография и, наконец, фотография.

Овладев к тому времени фотографической техникой в совершенстве, А. О. Карелин представил зрителям ряд своих совершенно новых работ. В них мастер отступил от прежних приемов, придавая изображениям художественную мягкость контуров, как будто сдваивая их. Он заявлял, что фотография, снятая общеупотребительным способом, — неверна и уродлива. Как живописец Карелин стремился приблизить свои фотографические работы к произведениям лучших художников. Он старался передать предметы так, как мы их видим, уходя при этом от резкости, жесткого контраста, стремясь к пластичности изображения. Для достижения этой цели мастер применял принцип работы стереоскопа, то есть «сливал» два изображения в одно; при этом Карелин использовал способ копирования с двух негативов, придуманный петербургским фотографом-портретистом А. И .Деньером. Но Деньер делал подобные портреты только малого формата и считал, что художественный эффект достижим лишь при употреблении негативов коллодионных, но не желатинных; к тому же своего способа он не опубликовывал.

Карелин опровергает утверждение Деньера, делает высокохудожественные снимки большого формата и обнародует способ изготовления «при снимании на коллодии и при употреблении сухих пластинок», подробно рассказывая о применяемом им способе печатания: «…при снимании на коллодии последний должен быть вдвое жиже обыкновенного. Проявление обеих пластинок надобно вести так, чтобы сумма силы обоих негативов была равна силе одного обыкновенного негатива, причем лучше, если один из этих негативов слабее другого. При употреблении сухих пластинок проявление ведется так, чтобы соотношение уменьшенной силы каждого негатива было таким же, как при коллодии. Оба высушенных негатива налагаются один на другой так, чтобы более сильный пленкою лежал наружу, а более слабый находился пленкою на стекле первого. Затем негативы защемляют щипчиками и склеивают по углам бумажками. В таком двойном негативе нижний, сильнейший заменяет глаз более зоркий или отчетливее видящий, между тем как верхний, более слабый, копирует без резких границ, смягчает контуры… Для получения хорошего отпечатка с двойного негатива при копировании, — отмечает Карелин, — важно положение рамки относительно источника света, потому что при его неправильности мягкость может быть преувеличена и доведена до двоения контуров… Если появляется художественная потребность в спокойном тоне изображения некоторых предметов, то она удовлетворяется легко — процарапыванием».

Процесс этот был крайне сложным. Ученик Карелина Ф. А. Фомин вспоминал: «Делать в мягкой тональности снимки крупного размера Андрею Осиповичу стоило большого труда и терпения, а также умения занимать модель разговорами во время двойной фотосъемки, между которыми происходила замена одной кассеты с отснятой пластинкой на неотснятую. Тогда он эту процедуру старался производить как можно тише и не торопясь, так как иначе могло произойти изменение положения либо камеры, либо одного из снимаемых. .. Малейшее шевеление — и пропадал большой труд».

«На Осыпной улице помещается фотография художника А. О. Карелина, приобретшего европейскую известность своими усовершенствованиями в фотографии. Изобретенным им аппаратом он делает снимки посредством двух негативов, причем получается необыкновенное изящество, нежность, а главное — живость рисунка».

«Иллюстрированный спутник по Волге», Казань, 1884 год

В 1885 году Карелин был награжден медалью Императорского русского технического общества «За отличное и художественное исполнение фотографических снимков и за прогрессивное усовершенствование своего дела». На публичной лекции в Историческом музее сын Андрея Осиповича, Почетный вольный общник Императорской Академии художеств Андрей Андреевич Карелин позднее скажет: «Применение в более широких размерах этого способа, стесняемого только размерами фотографий, могло явиться лишь у фотографа, обладающего, экстренным глубоким фокусом, который мог бы брать с абсолютной резкостью первый план и тушевал бы предметы, уходящие вглубь лишь настолько, насколько этого требует воздушная перспектива. Художник Императорской Академии художеств А. О. Карелин, имея изобретенный им глубокий фокус своих объективов, явился первым преемником Деньера по истечении срока данной ему привилегии и, доведя способ Деньера до возможного совершенства, работает и доныне, не стесняясь размерами фотографических листов…».

…Творчество Андрея Осиповича Карелина весьма многообразно. Среди его работ можно было встретить не только прекрасные комнатные группы, но и «роскошные снимки детей, разных животных, птиц, их полеты, снимки видов, процессий… Кроме того, эти снимки сделаны множеством способов: сухих, мокрых, устарелых и самых новейших, дневного и лунного света, снимки покоя и движения». Иными словами, по снимкам Карелина можно было проследить целую эпоху развития фотографии. Как это часто бывает, о мастере смело можно сказать «талантливый человек талантлив во всем». Его интересы были разнообразны и многочисленны. Он выпускал открытки с видами Нижнего Новгорода и фотографировал солнечное затмение, увлекался живописью, иконописью и музыкой, был активным общественным деятелем и просто умным, добрым и обаятельным человеком.

Художник-фотограф Андрей Осипович Карелин (1837-1906): kapuchin — LiveJournal

Художник-фотограф Андрей Осипович Карелин (1837-1906): kapuchin — LiveJournal

?

Categories:

  • Россия
  • Искусство
  • История
  • Cancel

Родился в Солдатской слободе Тамбовской губернии, внебрачный сын крестьянки. В десять лет попал в обучение иконописцам, в 1857-1864 годах учился в Академии художеств в Петербурге. В 1865 году переехал в Кострому, работал в фотографии М. Настюкова. но надолго там не задержался — в 1966 году поселился в Нижнем Новгороде. В 1869 году открыл мастерскую «Фотография и живопись». Участвовал в многочисленных выставках в России и за рубежом. В 1876 году на Международной фотовыставке в Эдинбурге сразу две его работы были оценены как достойные золотой медали — снимки посылались на конкурс без указания авторов. Всего же на этот конкурс было послано около 6 тысяч снимков. И в дальнейшем он неоднократно удостаивался высоких наград на различных выставках.

Совместно со знаменитым художником Иваном Шишкиным в 1870 году был создан альбом «Нижний Новгород», в котором известный пейзажист раскрашивал фотографии Карелина акварелью. Помимо фотографии, занимался и живописью, преимущественно портретной, работал в академическом стиле.

Двойной портрет в зеркале

Уборка комнаты

Угощение

Покупка ягод

Внучка с бабушкой

Досуг

Три девицы

Семейный портрет в интерьере

Крестьянка

Дети с лейкой

Из альбома «Нижний Новгород», сделанного совместно с И. И.Шишкиным (акварели по фотоотпечаткам):

Кремль, Нижний базар и ярмарка

Китайские ярмарочные ряды

Павильон на Черном пруду

Печерский монастырь

Горбатовская мещанка

Мордва Сергачского уезда

Две его работы как художника (акварели):

Портрет О.Г. Карелиной

Девушка в мордовской одежде

Адрес статьи: http://kapuchin.livejournal.com/240098.html

Tags: Нижний Новгород, дореволюционные фотографии, искусство, русская история, старые фотографии

Subscribe

  • Умилительная картинка, [1890]-е годы

    Скан: Некрасовка.

  • Автобусы в Москве, 1924 год

    Фото и текст далее из журнала «Строительство Москвы» №2(август) за 1924 год: «Московским Советом приобретено за границей восемь пассажирских…

  • Выезд Кропоткинской пожарной части на пожар, Москва, 1924 год

    Из журнала «Строительство Москвы» №4 за 1924 год.

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • 4 comments
    • 4 comments

    Композиция, 1885. плакаты и эстампы Андрея Осиповича Карелина

    • Плакат изобразительного искусства

    • Картинка в рамке

    • Холст

    • Открытка

    • Поздравительная открытка

    Андрей Осипович Карелин

    Художественный плакат

    Другие продукты…

    • Потрясающее качество печати жикле
    • Бумага для художественной печати плотностью 280 г/м²
    • Гарантия цвета более 100 лет

    Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет

    Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет

    Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет

    Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет

    Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет

    Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет

    Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет

    14,95 фунтов стерлинговСпециальное предложение

    Был .
    Вы экономите £-14,95 (ошибка ликвидности: разделить на 0%).

    • Плакат изобразительного искусства

    • Картинка в рамке

    • Холст

    • Открытка

    • Поздравительная открытка

    Закрыть

    Информация о размерах

    Размеры
    Общий размер

    х см

    (х дюйм)

    Художественное произведение

    х см

    (х дюйм)

    Бордюр (крепление)

    см
    верх/низ

    (в)

    см
    лево право

    (в)

    Глубина

    3,8 см

    (1,5)

    Лицевая часть рамы

    2см

    (0,79 дюйма)

    Глубина

    2,3 см

    (0,9 дюйма)

    Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)

    Наши принты

    Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 280 г/м2 и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.

    Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета для печати проходят независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .

    Узнайте больше о наших репродукциях.

    Произведено в Великобритании

    Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.

    Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.

    Доставка и возврат

    Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но
    все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой.
    все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой.
    все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом.
    все открытки отправляются в течение 1-3 дней.
    все поздравительные открытки отправляются в течение 1-3 дней.

    Доставка в Великобританию осуществляется
    5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы,
    10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке,
    10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна),
    1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт,
    1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт,
    или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.

    Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.

    Изображения продукта Composition, 1885.

    Информация о продукте Состав, 1885.

    Композиция, 1885 г.

    Андрей Осипович Карелин

    ‘Композиция’, 1885. Находится в собрании Государственного мемориального музея М. Горького, Нижний Новгород, Россия.

    Найти похожие изображения

    увеличить

    Узнать больше

    Еще работы художника

    Андрей Осипович Карелин.

    Ознакомьтесь с коллекцией

    Образы наследия.

    Поиск похожих репродукций
    • XIX век
    • Андрей Карелин
    • Андрей Осипович
    • Архив Фото
    • Ч/Б
    • перила
    • корзина
    • борода
    • бородатый
    • черно-белый
    • черно-белый
    • тело
    • корпус
    • здания
    • век
    • ребенок
    • детей
    • одежда
    • концепт
    • страна
    • пара
    • дочь
    • домашняя жизнь
    • платье
    • внешний вид
    • семейство
    • женщина
    • Изображения изобразительного искусства
    • девушка
    • девушки
    • дающий
    • парень
    • шляпа
    • головной убор
    • головной убор
    • платок
    • холдинг
    • дом
    • дом
    • домохозяйка
    • муж
    • задание
    • леди
    • местоположение
    • мужской
    • человек
    • брак
    • мужчины
    • МОНОХРОМНЫЙ
    • девятнадцатый век
    • занятие
    • снаружи
    • крестьянин
    • крестьян
    • человек
    • фотография
    • фотография
    • бедный
    • бедность
    • профессия
    • Россия
    • Русский
    • шаг
    • шагов
    • кузов
    • малыш
    • прикосновение
    • касание лица
    • отвернуться
    • жена
    • женщина
    • женщины
    • еще

    Это изображение на других продуктах

    • Плакат изобразительного искусства

    • Картинка в рамке

    • Холст

    • Открытка

    • Поздравительная открытка

    Boekwinkeltjes.

    nl — Карелин Андрей Осипович

    Карелин Андрей Осипович — Андрей Осипович Карелин: Creative

    Шрайвер:
    Тел.: Андрей Осипович Карелин: творческое наследие
    ISBN: 9785742002635
    Тал:

    Русский

    Почтовый индекс: г. Нижний Новгород, 1990 г.
    Бийзондерхеден: Jaargang 1990 prachtig historisch fotoboek, hardcover linnen gebonden met stofomslag en 187 pp. Boek verkeert nog in uitstekende staat, stofomslag heeft een scheurtje. (Зие фото)
    Цена: € 24,75
    (Кроме verzendkosten)
    Дополнительная информация: ISBN10: 5742002637,
    ISBN13: 9785742002635

    AntiekBooks для Lelystad

    особенно

    Als verzamelaars proberen we de boeken die niet meer in onze verzameling passen, open een zodanige wijze te verkopen, zoals we ze zelf ook graag kopen. Namelijk встретил ее duidelijke omschrijving ван де algehele staat en voorzien ван meerdere фото. Hierdoor kunt u zich een goed, eerlijk en heel duidelijk beeld vormen van de boeken die we willen verkopen!
    De laatste 15 jaar hebben we vooral zeldzame en hele zeldzame boeken verzameld. Een gedeelte hiervan stellen we nu weer beschikbaar voor andere gepassioneerde verzamelaars. Daardoor creëeren we voor ons zelf ook de mogelijkheid, om weer in nieuwe zeldzame aankopen te kunnen blijven investeren. In ons aanbod, zult u dus ook een groot aantal zeldzame en uiterst zeldzame boeken aantreffen!!!

    Verder Lezen

    Все книги AntiekBooks

    Вы можете найти эту книгу на AntiekBooks

    Afbeeldingen (Klik om te vergroten)

    • Bestelling
    • Врааг
    • Леверингсвоорваарден

    Voer uw gegevens hieronder in om deze titel te bestellen bij Антикбукс

    Voorletters + Наам

    Страат

    Huisnummer

    Почтовый индекс

    Вунплатс

    Земельные участки
    Maak uw keuze————————BelgiëDuitslandFrankrijkNederlandVerenigd Koninkrijk———————- -AlbaniëAndorraArgentiniëArubaAustraliëBonaire, Sint Eustatius en SabaBosnië-HerzegovinaBraziliëBruneiBulgarijëCanadaChiliChinaCuracaoCyprusDenemarkenEstlandFaeroer EilandenFilippijnenFinlandGibralterGriekenlandGroenlandHongarijeHongkongIrelandIJslandIndiëIndonesiëIranIsraëlItaliëJapanKazachstanKroatiëLetlandLibanonLiechtensteinLitouwenLuxemburgMacedoniëMaleisiëMaltaMarokkoMexicoMoldaviëMonacoNieuw ZeelandNoorwegenNoord-KoreaOegandaOekrainëOostenrijkPolenPortugalPuerto RicoRoemeniëRuslandServiëSingaporeSloveniëSlowakijëSint MaartenSpanjeSurinameTaiwanThailandTrinidadTsjechiëTurkijëUruguayU. S.A.VaticaanstadVerenigde Arabische EmiratenWit-RuslandZuid-AfrikaZuid-KoreaZwedenZwitserland

    Телефонный номер

    Опмеркинг

    Электронные адреса

    Электронные адреса (herhalen)

    Ньюсбриф
    Stuur mij de Boekwinkeltjes nieuwsbrief

    Veiligheidscode

    Де-капча Wordt geladen. Een ogenblik geduld…

    Op het bezoeken van onze веб-сайт, zo ook het plaatsen van een bestelling, zijn onze Algemene voorwaarden van toepassing.

    Het huisnummer ok opgegeven in het straat veld. Gelieve controleren de velden straat en huisnummer correct zijn opgegeven.

    Номер:
    Номер:

    • Alle boeken zijn compleet en verkeren in normale antiquarische staat, tenzij anders beschreven. Kleine onvolkomenheden, zoals een ingeplakte ex-libris een naam op het schutblad, zijn niet altijd vermeld
    • Вы можете сделать заказ напрямую через AntiekBooks
      Вернуться к заказу, это особенно важно, это очень важно, если вы хотите, чтобы у вас были проблемы с покупкой. Zo heeft u geen herroepingsrecht права соответствия. Вердер лезен.
    • Na uw bestelling ontvangen u en AntiekBooks et beesting by e-mail. В электронной почте staan ​​de naam, address, woonplaats en telefoonnummer van AntiekBooks vermeld
    • De Koper betaalt de verzendkosten, tenzij anders overeen gekomen
    • AntiekBooks кан betaling vooraf vragen
    • Boekwinkeltjes.nl probeert Kopers en Verkopers tot elkaar te brengen. Boekwinkeltjes.nl является более поздней стороной, которую вы можете использовать на своем сайте.